Александр Кац |
Евреи. Христианство. Россия |
|
|
|
|
|
1.
РАСПЯТИЕ
14-го дня месяца ниссана 3794 г. от сотворения мира по иудейскому ка- лендарю на кресте умирал Сын
Человеческий Иисус. Смерть
была мучи- тельной: истерзанное плетьми тело, рвущиеся
мышцы и сухожилия, палящее солнце,опухший язык в высохшем рту, мухи,
гаснущее сознание и медленно по капле уходящая жизнь. "Жизнь течет меж
пальчиков паутинкой тонкою." Этот
самый жестокий вид казни всегда вызывал
у людей отвращение и ужас. Несколько веков христиане испытывали
глубокий непреодолимый страх к кресту как символу смерти и унижения. Только
спустя столетие после от- мены Константином Великим распятия как казни
образ креста перестал ассо- циироваться с орудием палачей. Крест как
осознанный знак нравственного спасения человечества через искупительную
смерть Иисуса получит
расп- ространение в V или VI веках.
Смерть была позорной. Так распинали преступников и рабов в Вавилоне, Персии, Финикии, Карфагене и Римской Империи.
К римским гражданам этот вид казни, как правило, не применялся. Справа
и слева от Иисуса на крес- тах висели два негодяя. Одного из них по
иронии судьбы тоже звали Иису- сом по прозвищу Вар-авва. Смерть на кресте в
обществе бандитов усугубля- лась бесчестием. Этот род казни не вытекал из
иудейских законов. Римское право не распространялось на евреев, они
подчинялись каноническому пра- ву. Первоначальное обвинение имело чисто
религиозную основу. Иисус обви- нялся по двум пунктам: объявил себя Сыном
Божиим и произнес роковые сло- ва: "Могу разрушить Храм Божий и в три
дня создать его" (Мф. 26: 61). С точки зрения Закона Моисеева это было
богохульством, и оно было доказа- но. Синедрион объявил Иисуса
заслуживающим смерти -
побитию камнями. Приговор священников должен был быть утвержден
римским прокуратором Пон- тием Пилатом, который первоначально не нашел
вины Иисуса и почти уж было освободил его. Тогда враги Иисуса
представили его мятежником и госу- дарственным преступником, присвоившим титул
"царя иудейского", что в ко- нечном итоге решило его судьбу. Чернь
потребовала римской казни
через распятие. Поскольку казнили "царя
иудейского", а не Сына
Божьего, то казнь выполнялась римским вспомогательным
отрядом, квартирующим в Иеру- салиме, под начальством центуриона. Смерть
- это всегда одиночество. Вблизи
не было друзей,
учеников, семьи, возлюбленной. Не было никого, кто мог
бы поддержать слабеющий дух. "Боже мой! Боже мой! для чего Ты
Меня оставил?" (Мф. 29: 46). У
пророков не бывает друзей, бывают
лишь ученики и
последователи. Один из учеников - Иуда из Кериота выдал его
стражникам Анны, в
руках которого находилась фактическая священническая
власть в Иудее. Другой ученик - Петр в ночь ареста трижды отрекся от
своего Учителя. Остальные ученики разбежались еще в Гефсиманском саду, попрятались и
не при- сутствовали при кончине Иисуса. Это были
добродетельные, очень наивные и простые люди, "простецы", обожавшие
своего Учителя, не способные проти- востоять воинам. Правда, "один из бывших
с Иисусом, простерши руку, изв- лек меч свой и, ударив раба первосвященника,
отсек ему ухо. Тогда гово- рит ему Иисус: возврати меч твой в его место,
ибо все, взявшие меч, ме- чом погибнут" (Мф. 26: 51, 52). Таким
образом, вялая попытка
защитить Иисуса была им же отвергнута.
Издали за казнью наблюдали Мария из Магдалы, Мария Клеопова и Саломея - галилейские подруги, сопровождавшие Иисуса
в Иерусалим. Двоюродные братья Иисуса - Иаков, Иосия, Симон и Иуда и
сестры при казни не
при- сутствовали. Синоптики не упоминают также и
Марию - мать Иисуса,
хотя евангелист Иоанн утверждает, что Богородица
находилась у подножия крес- та. Лысый холм - Голгофа не был единственным
или излюбленным местом каз- ни в Иерусалиме. Так царь Александр Яннай
из рода Хасмонеев распял в центре города 800 иудеев, изрубив на глазах
распинаемых их жен и детей и созерцая резню во время пира в обществе
своих наложниц. Политические казни в Иерусалиме в правление Ирода Великого
не совершались. Они проис- ходили в Иерехоне.
Публичные казни в Римской Империи считались, вообще, как бы
естест- венными зрелищами, и, когда они принимали
массовый характер, кресты
с распятыми рабами выставлялись если не на
форумах, то, во всяком случае, на видных городских магистралях.
Публичные казни дожили до новейшей истории. Еще недавно они происхо- дили на Гревской площади в Париже, на Красной
площади в Москве, во дворе Тауэра в Лондоне и т. д. Но лишь событию на
Голгофе случилось стать как бы началом отсчета нового периода в истории
людей. У
подножия креста разыгрывались сцены человеческой злобы и глупости. Над крестом надпись, написанная словами
греческими, римскими, иудейски- ми: "Сей есть Царь Иудейский".
"И стоял народ и смотрел. Насмехались
же вместе с ними и начальники, говоря: других
спасал, пусть спасет Себя Са- мого, если он Христос, избранный Божий. Также
и воины ругались над ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если ты
Царь Иудейский, спаси Себя Самого" (Лк. 23: 35 - 37). Все
требовали немедленных доказательств божественности. Их не было. О чем думал умирающий мучительной смертью Сын
Человеческий? О своем наро- де, к которому Он был послан и к сердцу
которого не нашел пути? О прова- ле своей миссии? О суде и приговоре? И разве Он
единственный из великих Сынов Человеческих, казненных по приговору
черни? За четыре столетия до Иисуса выпил чашу с ядом Сократ, этот
воплощенный идеал мудреца, казнен- ный по приговору суда за "поклонение
новым божествам и развращение моло- дежи". Спустя двадцать веков после Иисуса
чернь в академических шапочках будет требовать распятия Сахарова. Сколько их
было мудрецов и пророков между Сократом и Сахаровым! Сколько их еще
будет?
Этого мы не знаем. Но мы знаем, что смерть Иисуса - этой великой лич- ности, сочетавшей в себе все, что есть
высокого и доброго в природе че- ловека, заложила основу божественного
властвования над царством его обо- жателей. После смерти Иисуса люди перестанут
делать различие между Хрис- том и Богом. Ценою своих страданий и благодаря
своему учению Иисус шаг- нул в бессмертие и в мир, который
тысячелетиями будет оставаться в Его власти. Его учение явится краеугольным камнем
существования человечест- ва. История покажет, что в эпохи, когда темные
силы будут пытаться сдви- нуть этот камень, люди будут переносить
бедствия страшных масштабов.
Иисус - это величайшая из вершин
на рельефе человеческой истории, указывающая человеку его прошлое и его
будущее. До тех пор, пока сущест- вуют распинающие и распинаемые, ненавидящие
и ненавидимые, гонители
и гонимые, угнетающие и угнетаемые,
причиняющие страдания и
страдающие, человеческая мысль будет возвращаться к
Голгофе 3794 года.
Смерть Иисуса, не замеченная, по существу, просвещенным эллинским ми- ром, так же, впрочем, как и менее просвещенным
еврейским миром, постави- ла перед человечеством комплекс философских,
религиозных, социальных и научных проблем, над которыми два тысячелетия
работают лучшие умы многих народов. Рождение нового духа, несмотря на его
крайне медленное и неста- бильное развитие, обрело в конце концов
небольшую положительную равно- действующую исторических сил, приведшую к тому,
что принято называть христианской цивилизацией. Мы, ее
дурные дети, уцелевшие в катаклизмах кровавого двадцатого ве- ка, осмысливая Человеческую Драму последних
двух тысячелетий, должны ре- шить, какие принципы и концепции следует взять
с собой в будущее. Глав- ными, разумеется, останутся вопросы: что есть
истина и как должно проис- ходить творение человека по образу и подобию
Божию? Творение не как акт, а как длительный и сложный процесс. Созданы
религии, институты, техноло- гии, искусственные органы, аппараты для любых
сред, поражающие воображе- ние, "дети из пробирок" и т. д., но
по-прежнему "средний
статистический человек" ежедневно, как и в то время, с
которого начинался этот рассказ, балансирует между Добром и Злом, пересекая в
обоих направлениях невиди- мую границу этих субстанций, вызывая отчаяние
и надежду, страх и любовь зрителей и участников человеческого ансамбля. Вот
почему трагедия Голгофы актуальна сегодня, на пороге третьего ты- сячелетия, так же, как и двадцать веков назад.
Она будет осознанной, а иногда и неосознанной точкой опоры человеческих
душ в кризисных ситуаци- ях, возникающих прежде всего с отдельным
индивидуумом. На Голгофе 3794 года в муках рождалось новое христианское
сознание и новый христианский взгляд на человека. От
мощного древа иудаизма отпочковывалась
новая религия -
христи- анство, созданное незначительным меньшинством еврейской нации. Через шесть веков от этого же древа отпочкуется ислам.
Взаимоотношение ев- рейства и христианства станет центральной
темой истории, своего рода ис- торической осью, вокруг которой будет
твориться философия, культура, ре- лигиозная мысль. По
мере своего развития и огосударствления
церковь объявит иудаизм самым сильным и страшным врагом христианства.
Из сочинений отцов церкви, устных проповедей, многочисленных энциклик и
булл церковных иерархов бу- дет следовать, что евреи не только распяли
Христа, но и покушаются на самое основание веры - на Христа Богочеловека.
Это закрепится в массовом сознании многонационального христианства,
станет идеологическим штампом и породит вселенский антисемитизм в его
бытовой, государственной и рели- гиозной разновидностях. В
свою очередь евреи, живя в диаспоре и отличаясь непреклонной нацио- нальной гордостью, основанной на своем
Законе и избраничестве, вели строго замкнутый, непонятный окружающим
общинный образ жизни, что отнюдь не способствовало снижению накала страстей,
принимавшего иногда кровавые формы.
Интересно, что русский философ-антисемит Розанов В. В. в ХХ веке об- винял евреев в том же, в чем обвиняли римские
философы во втором веке новой эры христиан, а именно в тайности
богослужений, допускающей любую противозаконную трактовку,
включающую человеческие жертвоприношения, блуд и т. д. В
этой книге ставится задача рассмотреть взаимоотношения христиан
и евреев с позиций современного человека.
К этой старой,
как мир, и больной теме, которой посвящены целые
библиотеки, в последние годы доба- вились новые факты из истории советского
периода. Имеется в виду актив- ное участие евреев в большевистской
революции и гражданской войне, в создании репрессивных органов, в
коллективизации и т. д. Эта тема
стала дежурной в ряде изданий России.
Человеконенавистническая идеология марк- сизма-ленинизма и преступная практика
ВКП(б)-КПСС обрушила неисчислимые бедствия на эту страну. В то же время
практически отсутствуют публикации о роли евреев в развитии науки и культуры,
экономики, медицины, образо- вания, создании ядерного щита СССР.
Крушение СССР породило во
всех республиках так
называемого СНГ всплеск мощного национализма. Массы людей,
лишенные привычной коммунис- тической идеологии, лишенные гражданских прав,
формально гарантированных Конституцией СССР, ставшие
"инородцами", "оккупантами", "мигрантами"
в собственной стране, полные смятения и страха
перед будущим, страха
за своих детей, мечутся в поисках духовной опоры.
Многие находят эту опору в национализме. Это естественно, так как он
лежит на поверхности и дос- тупен пониманию простых людей. Национализм
используется политиками как средство разделения людей по расовому признаку в целях удовлетворения
прежде всего личных амбиций, а затем уже ложно понятых прав своего
этноса. Лидеры националистического толка - это люди профессионально непригодные,
неспособные к творческому труду, разрушители. Результаты их
"деятельности" - это горы трупов, выж- женные города и нравственность, отброшенная на
уровень раннего средневе- ковья. Так было в фашистской Германии. Это
наблюдалось в Югославии и на окраинах России.
Вопрос о сосуществовании этносов и
национальных меньшинств в
этой прекрасной стране - России стал необычайно
актуальным. Поэтому в книге будет рассмотрен также вопрос о
взаимоотношениях русских и евреев - двух самых талантливых наций: одной самой молодой и
другой самой древней на территории СССР - и перспективах на будущее. Мы
начали наш рассказ с распятия Христа. Продолжим его изучением ис- торических и религиозных окрестностей Голгофы. 2.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОКРЕСТНОСТИ ГОЛГОФЫ * 2.1. Правление Ирода Великого *
2.2. Потомки Ирода *
2.3. ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ПРОКУРАТОРОВ
2.1. Правление Ирода Великого
Первой исторической фигурой, с которой, по существу, начинается Еван- гелие от Матфея, является царь Ирод, правивший
Иудеей в 37 - 4 гг. до н. э. и отдавший приказ истребить в городе
Вифлееме младенцев мужеского по- ла от двух лет и ниже, ибо сказано пророком,
что в этом городе "произой- дет мне Тот, Который должен быть Владыкою в
Израиле, и которого проис- хождение из начала, от дней вечных" (Мих.
5: 2). Этот
драматический сюжет стал излюбленной темой многих выдающихся ху- дожников так же, как слово Ирод стало
синонимом злодейства. Между тем, царь Ирод I Великий (73 - 4 гг. до н. э.) -
основатель династии Иродов - являлся несомненно незаурядной личностью. Он
отличался бесстрашием, мо- гучей энергией, воинским и управленческим
талантами, эллинским кругозо- ром и красноречием. Его жестокость вполне
соответствовала духу того вре- мени. Его богатая событиями биография еще не
нашла достойного романиста. С
воцарением Ирода в Иудее закончилась династия Хасмонеев. При Хасмо- неях Иудея стала независимым государством. До
Хасмонеев Иудея была заво- евана сначала Навуходоносором II (586 г. до
н. э.), затем Александром Македонским (333 г. до н. э.) и фактически
исчезла с исторической арены, представляя собой лишь теократический
храмово-общинный анклав радиусом 10 - 15 миль вокруг Иерусалима.
После Александра эта территория длительное время была яблоком раздора между правителями эллинистических государств -
Птолемеями и Селевкидами, хотя столкновения между ними редко происходили
на самой еврейской терри- тории. С 320 по 202 гг. до н. э. Иудея
находилась под властью Птолемеев, с 202 до 168 гг. до н. э. - под властью
Селевкидов. В
170 г. до н. э. селевкидский царь Антиох IV Эпифан (Светлый), возв- ращаясь из египетского похода, захватил
Ерусалим, устроил там страшную резню, ограбив при этом храм. Через два года
он снова послал войско
в Иерусалим во главе с Аполлонием. Стены города
были срыты, на алтаре хра- ма была расположена статуя Зевса, на холме
Аккра в центре города размес- тился сирийский гарнизон. Под страхом смерти
были запрещены иудейские и введены обязательные греческие богослужения.
Иерусалим по корился новому режиму, но вне Иерусалима евреи сопротивлялись с яростной непреклон- ностью. В
167 г. до н. э. евреи восстали под руководством Иуды Маккавея, зак- лючившего незадолго перед своей гибелью в 161
г. до н. э. договор с Ри- мом. Условия договора оговаривали не столько
военную помощь, сколько от- каз от всякой помощи тому, кто будет вести
войну с Иудеей или Римом. В политическом смысле этот договор означал
признание могущественным Римом независимости Иудеи от Селевкидов. Маккавейская война 167 - 142 гг. до н. э.
закончилась победой Иудеи, значительно расширившей свою территорию за
счет Самарии и Галилеи. Пос- кольку Иуда Маккавей был внуком священника
Хасмонея, то его род, утвер- дивший свою власть в стране, стал называться
династией Хасмонеев. Первые после Иуды потомки Хасмонеев обладали властью
первосвященников. В 104 г. до н. э. пятый после Иуды Маккавея
представитель этого рода - Аристобул I возложил на себя царскую диадему. Так спустя
482 года после разрушения храма в Иудее возродилась царская власть.
Последним царем из
династии Хасмонеев был Антигон (40 - 37 гг. до н. э.). При
Хасмонеях Иудея была монархическим государством эллинистического типа с пышным двором, огромным бюрократическим
аппаратом, наемной арми- ей, требовавшей расходов. Налоговый гнет
вызывал народные восстания, длившиеся иногда по несколько лет.
Иудея вплетается в канву римской политики в 63 г. до
н. э., когда Гней Помпей после блистательных побед на
Востоке над понтийским царем Митридатом VI Евпатором и армянским царем
Тиграном II и захвата
Сирии выступил арбитром в споре Гиркана и
Аристобула,наследников иудейской ца- рицы Александры - Саломеи. Аристобул,
пытаясь склонить Помпея
в свою сторону, преподнес ему роскошный подарок
стоимостью 500 талантов - ви- ноградное дерево из золота. Однако Помпей,
раздраженный поведением Арис- тобула, принял 3.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОКРЕСНОСТИ ГОЛГОФЫ *
3.1. Закон и пророчества *
3.2. Религиозное сознание евреев перед Христом * 3.3.
Первый шаг *
3.4. Еврейская диаспора *
3.5. Великие миссионеры 3.1. Закон и пророчества
Общим фундаментом иудаизма
и христианства является
Ветхий Завет, включающий Закон, Пророчества и Писания. Закон
(в иудаизме Тора) - пер- вые пять книг Библии, так называемое
Пятикнижие Моисеево, описывает Свя- щенную историю, оправдывающую пути Господни от
сотворения мира до
его грядущего конца, и кодекс религиозных,
этических и гражданских предписа- ний. Этот кодекс охватывает все стороны жизни
человека - диэтологию и педагогику, половую жизнь и таинства смерти,
устроение армии и земельное законодательство, отношения между народом и
политическими вождями и т. д.
Ветхозаветная история евреев выходит за рамки легенд и подтверждает- ся, по крайней мере, двумя независимыми
древнейшими источниками. Во-пер- вых, египетской "стелой Израиля",
датированной 1243 г. до н. э., в кото- рой говорится о победах фараона Мернептаха:
"Захвачен Ханаан... Израиль опустошен, нет семени его" (259). Во-вторых,
ассирийским письмом, дати- рованным 853 г. до н. э., в котором
упоминается израильский царь
Ахав (22). По-видимому, можно считать
установленным фактом, что
древнейшие тексты Ветхого Завета относятся к XIII - XII
векам до н. э., а самые поздние - ко II веку до н. э. И сегодня Тора
перебрасывает мост от ле- гендарной реальности к повседневному
существованию современного челове- ка, "просвечивая" это существование
жесткими и милосердными лучами.
"Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу" (Исх.
21: 24).
"Люби ближнего твоего как самого себя" (Лев. 19: 48).
"Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы,
отступая по большинству от правды" (Исх. 23: 2).
"Не суди превратно пришельца, сироту; и у вдовы не бери одежды
в за- лог" (Втор. 24: 17).
Десять заповедей Моисея, принятые христианами в качестве духовной эс- тафеты от иудеев, могут быть хорошей основой
для мирного сосуществования родственных религий. Практическая реализация
этих заповедей растянулась на тысячелетия, несмотря на суровые санкции
(побитие камнями), которые предусматривал иудаизм. Особенно сложным,
знакопеременным был путь ут- верждения двух первых заповедей: "Да не
будет у тебя других богов..." и "Не делай себе кумира".
Существование Яхве, первоначально как племенного бога,
покрови- тельствующего детям израилевым, отнюдь не
означало исчезновение других богов, почитание которых евреями было обычным
делом. Особенно это каса- ется общеханаанских богов Ваала и Астарты.
Цари Иудеи и Израиля
имели многочисленные разноплеменные гаремы,
оказывающие влияние на своих пове- лителей и окружающую их аристократию. "И
жили сыны Израилевы среди хана- анеев, хеттеев, амореев, ферезеев, евеев и
иевусеев, и брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей отдавали за
сыновей их, и служили богам их" (Суд. 3: 5, 6). Библейское описание храма
Яхве, построенного царем Соло- моном с помощью финикийских мастеров,
присланных Соломону Хирамом, царем дружественного Тира, является копией
финикийских храмов. В
Иерусалиме рядом с храмом Яхве существовал "дом
Ваала". В Самарии храм Ваала
был поставлен царем Ахавом, находившимся под
влиянием своей жены финикиянки Иезавели. Угроза культу Яхве стала максимальной,
когда все жертвенники Яхве были разрушены, жрецы и пророки Яхве
перебиты, как это описано
в 3-й и 4-й книгах Царств. В
таких драматических условиях огромную роль в сохранении культа Яхве играли народные пророки Амос, Захария, Илия,
Елисей и др. В
722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон завоевал северное еврейское царство - Израиль и переселил все его
население в Месопотамию, где оно бесследно растворилось среди других народов. Южное
еврейское государство - Иудея, откупившаяся от ассирицев в 597 и 586 гг. до н. э., подверглась
опустошительным походам Новуходоносора и так называемому вавилонскому пленению.
Иерусалим был разрушен, храм Со- ломона сожжен, светская знать, жречество,
искусные ремесленники и тор- говцы уведены в Вавилон. Эта
первая национальная катастрофа поставила в
религиозном сознании вопрос о грехопадении иудеев как народа, так
как справедливость Яхве не вызывала сомнений. В этот период еврейская
религия претерпевает важные изменения.
Пророки Неемия и Ездра, а затем Иеремия и Иезекииль вдохновенно и яростно проповедуют идею о том, что все
религии кроме одной ложны и Гос- подь сурово, но справедливо покарал свой
возлюбленный народ за грех идо- лопоклонства. "Как лук, напрягают язык
свой для лжи, усиливаются неправ- дою; ибо переходят от одного зла к другому,
и Меня не знают, говорит Господь" (Иер. 9: 3). "И сделаю
Иерусалим грудою камней, жилищем шака- лов, и города Иудеи сделаю пустыней, без жителей"
(Иер. 9: 11). Эта идея становится ортодоксальной, приобретая
непримиримый и национально исклю- чительный характер. "Я Господь Бог ваш,
который отделил вас от всех на- родов" (Лев. 20: 24)... "Святы
будьте, ибо свят Я
Господь, Бог ваш" (Лев. 19: 2). Из
вавилонского плена евреи возвращаются под
руководством Неемии и Ездры и застают оставшихся в Иудее жителей в
том же состоянии греха, что и до пленения: "...в субботу топчут
точила, возят снопы и
навьючивают ослов вином"; "взяли себе жен из
Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок"; "И оттого сыновья их вполовину говорят
по-азотски, или языком других наро- дов, и не умеют говорить по-иудейски";
"Я сделал за это выговор, и прок- линал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них
волоса, и заклинал их Бо- гом, чтобы они не отдавали дочерей своих за
сыновей их, и не брали доче- рей их за сыновей своих и за себя" (Неем.
13: 15, 23 - 25). В результате деятельности пророков смешанные браки
расторгаются,
восстанавливаются обряды: соблюдение субботы, обрезание как
отличительный признак святости еврея и другие. Отстраивается Храм в
Иерусалиме. Важным итогом этого пе- риода является Закон, призванный сохранить
национальное единство. В
еврейской религии этого периода отсутствует идея загробного воздая- ния. После смерти душа опускается в шеол
- подземное, мрачное
царство мертвых - и ведет там призрачное
существование, худшее, чем
несущество- вание. Эта участь - в равной мере всех:
нечестивцев и праведников, доб- рых людей и злодеев, и "нет им
воздаяния" (Еккл. 9: 5).
Зато воздаяние предполагалось коллективным для народа
Израиля, и не посмертным, а при- жизненным в случае соблюдения Закона. "И
даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде
скота твоего, и в плоде по- лей твоих на земле, которую Господь клялся
отцам твоим дать тебе" (Втор. 28: 11). Яхве
- защитник Израиля: "поразит пред тобою
Господь врагов твоих, восстающих на тебя" (Втор. 28: 7).
Наказание самого Израиля за беззако- ния также было коллективным, при этом невинные
страдали наряду с винова- тыми. Коллективная ответственность народа
в межэтнических конфликтах сохранилась до настоящего времени. Достаточно выслушать конфликтующие стороны в лице их национал-радикальных вождей. Первым древнееврейским пророком, поставившим под сомнение принцип коллективной ответственности перед Богом одних
за грехи других, всего народа за грехи части народа, отдельной
личности - за грехи народа, де- тей - за грехи отцов, был Иеремия. Иеремия
смело пророчествует о новом Завете с Богом, когда "каждый будет
умирать за свое собственное беззако- ние; кто будет есть кислый виноград, у того на
зубах и оскомина будет" (Иер. 31: 30). Согласно
Закону, бессмертной являлась не отдельная личность, а народ Израиля. В годы вавилонского пленения школа
иудейских теологов, ученых "книжников" существенно обновляет
Священное Писание и создает так назы- ваемый жреческий кодекс, вошедший затем в
Пятикнижие Моисеево. Вдохнови- телем и одним из создателей жреческого кодекса
был пророк Иезекииль, во- семь глав (40 - 48) книги которого заложили
проект нового Израиля, жре- ческую "утопию" с высшей судебной
властью, принадлежащей верхушке иеру- салимского жречества - сынам Садока,
садокидам, впоследствии саддукеям. По Иезекиилю, роль светской власти
незначительна - сбор податей в пользу Храма.
Жреческий кодекс регламентировал все стороны общественной и
частной жизни. Соблюдение культовых требований кодекса
изолировало и противопос- тавляло иудеев языческому окружению, способствовало сохранению евреев как нации в будущих исторических
катаклизмах. "Необрезанные сердцем
и необрезанные плотью" не допускались в
Храм Бога.
Великие еврейские пророки Иеремия, Иезекииль, Исайя обращались с гне- вом не только к своему народу - отступнику и
нарушителю Завета. Их виде- ния и пророчества содержат социальный протест,
обращенный к правителям. В этом отношении особенно великолепен пророк
Исайя. "Омойтесь, очисти- тесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих;
перестаньте делать зло; на- учитесь делать добро; ищите правды; спасайте
угнетенного; защищайте си- роту; вступайтесь за вдову". "Князья
твои законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за
мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них" (Ис. 1: 16,
17, 23). Яхве
пророка Исайи - единственный Бог во
вселенной. Устами пророка Исайи Яхве множество раз утверждает: "Нет
иного Бога, кроме Меня, - Бога праведного и спасающего нет кроме Меня"
(Ис. 45: 21). Некоторые проро- чества Исайи перебрасывают мост в христианство
и в далекое светлое буду- щее. Национальное предназначение евреев быть
народом священников, дать миру Мессию. Из дома Давидова придет Спаситель: "...се дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему:
Еммануил" (евр. - Бог с нами, Ис. 7: 14). "Народ, ходящий во тьме,
увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет... Ибо
младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут
имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира"
(Ис. 9: 2, 6). Пророчества Исайи о Мессии являются основными ветхозаветными
текстами о пришествии Христа, хотя в узком историческом контексте пророк предсказывал рождение царя Езекии.
Произойдет примирение всех народов, и спасены будут не только иудеи, но и язычники: "...и перекуют мечи свои
на орала, и копья свои - на сер- пы; не поднимет народ на народ меча, и не
будут более учиться воевать". После справедливого суда Господня
"...волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и
теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить
их" (Ис. 2: 4, 11:
6). Более благостной и масштабной картины не создавал ни
один пророк мира. В
конце послепленного периода в средине III века до нашей эры появля- ется книга Екклесиаста. Это
почти светский, пропитанный религиозным скепсисом моральный кодекс праведных,
самодовольных евреев того времени. Не следует часто беспокоить Бога, "потому
что Бог на небе, а ты на зем- ле" и "нет... ничего лучшего, как
веселиться и делать доброе
в жизни своей" (Еккл. 5: 1, 3: 12). В книге Екклесиаста религиозный догмат о прижизненном воздаянии от Бога каждому "по
путям его" претерпевает кри- зис. Несмотря на это, высоко ставится добрая
слава среди ближних и чест- ность, т. к. это свойство человека угодно
Яхве.
3.2. Религиозное сознание евреев перед Христом В
170 г. до н. э. Иудея - небольшой теократический анклав с центром в Иерусалиме - переживает мощный катаклизм, отразившийся на религиозном сознании евреев. В захваченном и
разграбленном Антиохом IV
Иерусалиме жестко внедряется греческое богослужение. В
Храме устанавливается статуя Зевса. Священные для иудеев сосуды увозятся.
Под страхом смерти запреща- ются иудейское богослужение и отправление
установленных Торой обрядов. Этот период является самым критическим за всю
историю иудаизма.
Эллинизация распространялась на все подвластные Антиоху IV
области и народы, а не только на Иудею. И эта
политика, ставящая целью
создание как бы единого народа, успешно претворялась в
царстве Селевкидов. Евреи диаспоры все более и более эллинизировались.
Правящая в Иерусалиме знать тоже постепенно склонялась к принятию греческих
новшеств. Однако не- большая в сравнении с океаном язычников
горсточка евреев, проживающих в Иудее и прошедших испытания вавилонского плена
и школу Торы, оказалась народом, не поддающимся никаким воздействиям.
Сельское население Иудеи с яростной непреклонностью встретило новации
Антиоха. Оппозицию реформам возглавила партия Хасидим (евр. - Святые).
Героическое сопротивление Ха- сидим спасло еврейскую религию. Этот
период истории описан
в четырех книгах Маккавеев. "Они, по данному
повелению, убивали жен,
обрезавших детей своих, а младенцев вешали за шеи их,
домы их расхищали и совершав- ших над ними обрезание убивали. Но многие в
Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого, и
предпочли умереть, чтобы не оск- верниться пищею и не поругать Святого Завета,
- и умирали" (1 Мак. 1: 60 - 63). В
четвертой книге Маккавеев содержится рассказ о семи юных братьях, которых Антиох пытал, а потом сжег живыми в
присутствии матери, умоляю- щей их быть стойкими и соблюдать Закон. Антиох
требовал от юношей, чтобы они съели свиное мясо, за это им были обещаны
царем златые горы. В русс- кой истории аналогом религиозного героизма
являются самосожжения старо- обрядцев во времена патриарха Никона. Современному
человеку может показаться, что этот героизм был направ- лен на защиту не столь уж важного дела. Однако
нельзя не признать, что кровь, пролитая маккавейскими мучениками,
стала в конечном счете тем се- менем, из которого выросла церковь. Если бы
иудаизм погиб при Антиохе, то исчезла бы почва, взрастившая христианство,
а затем и ислам. Эти
первые в истории человечества мученичества за веру появились тог- да, когда идея бессмертия души получила щирокое
распространение среди евреев. Юноши-мученики перед сожжением заявили
Антиоху, что после смерти его уделом будут вечные муки, а они получат в
награду вечное блаженство.
Оборотной стороной мученичества является то, что кровь, пролитая
за веру, рождает нетерпимость. Со времен пророка
Неемии и до падения Иеру- салима в первой Иудейской войне в 70 г. н. э.
Закон приобретал в глазах иудеев все большее и большее значение.
Иудейское общество уже не терпит пророков, желающих заявить что-либо новое.
Слепая приверженность Закону как абсолютной и последней истине вскоре уничтожила всякие проявления свежих мыслей и чувств. Мыслители и пророки
вынуждены теперь для изложе- ния своих идей приписывать их авторство
какому-либо известному уже
из истории пророку или царю. Многие книги Ветхого
и Нового Заветов, носящие известные имена, по существу являются
произведениями нескольких авторов. Так, например, книга пророка Исайи
содержит главы, принадлежащие трем различным авторам. Авторы Маккавейских книг
неизвестны. В
период после Маккавейских войн и правления в Иудее династии Хасмо- неев общество Израиля по религиозным взглядам
делится на три основные группы: саддукеев, фарисеев и ессеев.
Саддукеи - высшая жреческая аристократия, восходящая к первосвященни- ку Садоку, жившему в эпоху царей Давида и
Соломона, представляла собой немногочисленный, наследственный слой храмовых
священников - основу иу- дейской теократии. Саддукеи строго
придерживались только Пятикнижия Мои- сеева, не признавая других писаний как религиозно-правовой нормы.
Они отрицали судьбу и считали, что Бог не имеет
никакого влияния на челове- ческие деяния, ни на добрые, ни на злые. Выбор
между добром и злом пре- доставлен свободной воле человека. Саддукеи
отрицали бессмертие души и загробное воздаяние.
Оппозицию саддукеям составляла партия фарисеев.
Фарисеи (арам. - обособленные) - открытая для каждого религиозная ор- ганизация в иудействе с испытательным сроком,
уставом, дисциплинарным правом, руководимая ученым знатоком Священного
Писания - книжником. В знак ученого авторитета книжники в синагогах
восседали на "седалище Мои- сеевом" - каменном почетном кресле (Мф.
23: 2).
Впервые фарисеи выступили во времена Маккавеев как религиозно полити- ческая оппозиция первосвященнику и царю
Гиркану I (134 - 104 гг. до н. э.) и его чисто мирской политике.
Первосвященник и царь Иудеи Александр Яннай (103 - 76 гг. до н. э.) подверг фарисеев
кровавым преследованиям, и лишь с 76 г. до н. э. они приобретают
значительное влияние. Расцвет их деятельности приходится на правление Ирода
Великого.
Фарисеи были точнейшими толкователями Закона и ставили все в зависи- мость от Бога и судьбы. Они учили, что хотя
человеку предоставлена сво- бода выбора между честными и бесчестными
поступками, но этот выбор пре- допределен судьбой. По мнению фарисеев, души
людей бессмертны, при этом души праведных переселяются в другие тела, а
души грешников обречены на вечные муки. Фарисеи верили в пророчество
Исайи о Мессии и ожидали его прихода. Отсюда их частые контакты с
Иисусом. Фарисеи были
доброде- тельным, умеренным "средним" и
"низшим" классом, т. е., по существу, ос- новным народом Иудеи. В I веке н. э. от них
откололась радикальная секта зелотов (арам. - ревнителей).
Ессеи (эссены, иессеи, арам. - благочестивые) представляли иудейскую секту, развившуюся, по-видимому, из партии
Хасидим, организованную напо- добие монашеского ордена, с трехлетним испытательным
сроком, вступи- тельной присягой об исполнении заповедей добра
и справедливости, в том числе о хранении в тайне учения секты. Они
отличались особой святостью, отрицанием чувственных наслаждений,
умеренностью, поборением страстей, любовью к членам секты. Весь день ессеев
от восхода до захода солнца проходил в труде, молитве и культовых
омовениях.
Ессеи строго подчинялись своим
руководителям и могли
пользоваться полной свободой лишь в оказании помощи и делах
милосердия. Они совместно владели имуществом братства. Ессеи верили в
тленность материи и в бесс- мертие души, что неотразимым образом
привлекало к ним
всех, "которые только раз вкусили их мудрость".
Ессеи просуществовали до 70 г. н. э. и приняли участие в войне с рим- лянами. Война "представила их образ
мыслей в надлежащем свете. Их завин- чивали и растягивали, члены у них были спалены
и раздроблены, над ними пробовали все орудия пыток, чтобы заставить их
хулить законодателя или отведать запретную пищу, но их ничем нельзя
было склонить ни к тому, ни к другому. Они стойко выдерживали мучения, не
издавая ни одного звука и не роняя ни единой слезы. Улыбаясь под
пытками, посмеиваясь над
теми, которые их пытали, они весело отдавали свои
души в полной уверенности, что снова их получат в будущем" (122).
Рукописи, обнаруженные в 1949 г.
в Кумранских пещерах,
доказывают очень тесную связь между ессеями и
кумранитами. Быт первых христианских общин и монастырей весьма близок к укладу
секты ессеев.
Наряду со строгим исполнением Закона в целом пророческое рвение в Иу- дее не угасало, и имел место, как принято
сейчас говорить, плюрализм мнений относительно трактовок различных
его положений, пророчеств и притч.
Бродячие проповедники самых
различных ориентаций, пользуясь культовой демократией, имели возможность излагать
свои пророчества прямо в синагогах, в том числе на "седалище
Моисеевом". Из дохристианских про- изведений этого периода величайший интерес
представляют два апокрифа - книга Еноха и Завещание 12 патриархов. Первый
из них может быть датирован временем до 64 г. до н. э. и явля- ется рассказом об апокалиптических видениях
патриарха Еноха. Новозавет- ные писатели - св. Иуда, Тертулиан, Климент
Александрийский были хорошо знакомы с этим произведением и включали его в
канон. Однако позднее кни- га Еноха была отвергнута отцами церкви
Иеронимом и Августином, предана забвению и утрачена. Книга Еноха написана на
древнееврейском и, частич- но, арамейском языках членами партии Хасидим
и, возможно, фарисеями. Она осуждает царей Хасмонейской династии и
саддукеев и содержит некоторые новозаветные доктрины в отношении мессии, ада,
демонологии.
Страшный суд будет вершить "Сын человеческий, в коем воплощена
пра- ведность". Большая часть язычников и
эллинизированные евреи будут преда- ны вечному проклятию. Тема индивидуального
греха и смирения является, конечно, нововведением последующего
христианства, но ее элементы содер- жит книга Еноха. Книга заканчивается словами:
"Верным Он подарит
вер- ность в обители праведных путей. И узрят они,
как родившихся во мраке во мрак и потащат, в то время как праведные
воссияют. А грешники возопиют, узрев их воссиявшими, и не миновать им попасть
туда, куда предписано им" (23).
Вторая книга - "Завещание 12 патриархов" удивительна тем, что она предвосхищает дух и даже отдельные фразы
Нагорной проповеди Христа. Кни- га написана между 109 и 107 гг. до н.
э. фарисеем, симпатизировавшим первосвященнику Иоанну Гиркану из Хасмонейской
династии. Этические нас- тавления "Завещания 12 патриархов"
весьма близки к евангельским и позво- ляют предположить знакомство с ними Иисуса и
Апостола Павла. Вот некото- рые из них:
"Возлюбите один другого от всего сердца, и если кто согрешит
против тебя, обратись к нему со словами мира и не таи
в душе своей злобы; и ес- ли он станет сожалеть об этом и покается,
прости его... Если,
утратив стыд, он станет упорствовать в грехе, то и
тогда прости его
от всего сердца и оставь мщение Богу";
"Возлюбите Господа и ближнего своего"; "Возлюбите
Господа на всю жизнь и один другого от чистого сердца";
"Я возлюбил Господа, а также всех людей от всего сердца"
(Ср. Мф. 22: 37, 39). Автор "Завещания 12
патриархов" полагает, что спасены будут
не только евреи, но и язычники.
Несмотря на существование общепринятого Закона, иудейское общество по оттенкам своих религиозных воззрений
представляло собой пеструю картину. Согласно Талмуду, "Израиль попал в
рабство потому, что в стране возникли двадцать четыре разновидности
сектанства". Основные из них описаны выше.
Подведем весьма схематично итог тем религиозным взглядам иудеев, ко- торые были восприняты и развиты последующим
христианством. Основные из них следующие: 1.
Возлюби Бога и ближнего своего как самого себя; 2.
Идея бессмертия души и рожденное ею мученичество за веру; 3.
Идея воскресения в пророчествах Исайи (Ис. 26: 19), Осии (Ос.
6: 2), Даниила (Дан. 12: 2); 4.
Мессианская идея; 5.
Идея индивидуального греха и Страшного Суда, который будет вершить Сын человеческий, в коем воплощена
праведность; 6.
Спасение души возможно, по взглядам одних,
только для праведных иудеев, по взглядам других, и для иудеев, и
для язычников.
Можно сказать, что в первом веке до н. э. Иудея уже была "беременна" христианством. В заключение этого раздела
отметим тот высокий нравствен- ный идеал и уклад жизни, который существовал у
ессеев и назореев и был воспринят в качестве эстафеты первыми
христианскими общинами.
3.3. Первый шаг
Потрясенные событиями Страстной
пятницы 14-го ниссана
галилейские ученики Иисуса разбрелись по Иерусалиму. Их
мысли были посвящены своему обожаемому Учителю, который в течение
нескольких лет являлся им источни- ком надежды и радости. Они верили в Царство
Божие, являющееся по
их представлению полным преобразованием мира и
уничтожением смерти. Их го- рячая вера и любовь к Иисусу не могли не
сотворить чуда. Тело Учителя, перед субботой наскоро умасленное благовониями
и убранное пеленами, было положено в пещеру в саду Иосифа Аримафейского.
Пещера была закрыта кам- нем.
Утром в воскресенье 16-го ниссана пришедшая ко гробу Мария Магдалина обнаружила его пустым. Исчезновение дорогого
покойника лишало ее послед- ней радости взглянуть и прикоснуться к стопам
Учителя. Она бежит за уче- никами. Петр, Иоанн и вернувшаяся Мария
стоят у пустого гроба, затем Петр с Иоанном уходят. Оставшаяся у могилы
Мария горько плачет.
Вдруг она слышит шорох, и знакомый голос, столько
раз заставлявший ее трепе- тать, зовет: "Мария!" Это было первым
видением воскресшего Иисуса. В эту минуту свидетельством Марии Магдалины решается
судьба христианства. Ее великое откровение "Иисус воскрес!"
стало краеугольным камнем новой ре- лигии.
Здесь мы придерживаемся Евангелия от Иоанна. В синоптических Еванге- лиях ко гробу приходило несколько женщин.
В еврейском Евангелии честь первого видения приписывают Иакову - брату
Иисуса. В
тот же день двое учеников, шедших в Эммаус, встретили благочестиво- го человека, знающего Писание, произведения
Моисея и пророков. Они расс- казали ему о событиях в Иерусалиме. Во время
трапезы, "когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и
подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал
невидим для них" (Лк. 24: 30, 31). И,
наконец, вечером того же дня во время вечерней трапезы одиннадцати учеников в Иерусалиме "Иисус стал посреди
их и сказал им: мир вам" (Лк. 24: 36), показал им свои раны и благословил
учеников. Таким образом, в воскресение вечером 16-го ниссана факт воскресения
Иисуса уже признавал- ся всеми апостолами. Эти простые и добрые люди
безгранично верили живому Иисусу, когда Он говорил им о воскресении из
мертвых, о скором пришест- вии. Эта вера была совершенно естественной для
них. Ведь из Торы им было известно, что великие пророки Енох и Илия
миновали смерть и вознеслись к Богу живыми. А слова Торы "Бог Авраама,
Исаака и Иакова" они понимали в том смысле, что эти патриархи суть вечно
живые, ведь не может же
Яхве быть Богом мертвых. Воскресение Иисуса не
вызывало в учениках, за исклю- чением Фомы, ни удивления, ни сомнения, так
как все это было заранее из- вестно из пророчеств и учения Христа.
Явления Иисуса ученикам, согласно Матфею, продолжались в Галилее. По другим Евангелиям, загробная жизнь Иисуса
на земле до его вознесения длилась, видимо, один день. Автор "Деяний
Апостолов" cрок такой
жизни определяет в сорок дней, хотя цифра
"сорок" является скорее
символичес- кой (странствование евреев по пустыне сорок
лет и т. д.). В первом Пос- лании к Коринфянам апостол Павел пишет,
что Иисус являлся
"пятистам братьям", а также ему, Павлу, что, как
известно, было спустя 5 - 6 лет после смерти Христа.
Воскресший Учитель призывает учеников проповедовать покаяние и проще- ние грехов "во всех народах, начиная с
Иерусалима" (Лк. 24: 47). И вот маленькая секта в праздник Скинопигии в конце
33-го, а может быть на Пасху 34-го года н. э. навсегда оставляет
Галилею, страну, овеянную не- отразимой поэзией Евангелий, и отправляется
в Иерусалим. Впоследствии, после Иудейской войны и, далее, во II - IV
веках, Галилея будет страной Талмуда, центром иудаизма.
Иерусалим на короткое время становится столицей христианства. Апосто- лы стараются не расставаться друг с другом,
хотя иногда отправляются с короткими миссиями за пределы Иудеи. Их
взаимная привязанность после смерти Учителя возросла многократно. Они
составляют маленькую обособлен- ную общину из ста двадцати человек (Деян. 1:
16), очень благочестивую, трудолюбивую, уважаемую простым людом. Община
имеет, по-видимому, суро- вый устав с элементами устрашения, т. к. жизнь
строится на коммунисти- ческом принципе и работать обязаны все. Во
главе общины находятся одиннадцать Апостолов и "Братья Господни", авторитет которых равен авторитету Апостолов.
О Братьях Иисуса известно мало, за исключением, может быть, того, что
старший Брат Иисуса
Иаков восемнадцать лет возглавлял Иерусалимскую
церковь. Впрочем, различий в духовной иерархии тогда еще не существовало,
титулов тоже, и главным для этих первых христиан была вера в Иисуса и
уважение личности каждого из них.
Судьба Иуды из Кериота недостаточна ясна. По версии Матфея,
"бросив серебренники в храм, он вышел, пошел и
удавился" (Мф. 27: 5). По версии Луки Иуда "приобрел землю неправедной
мздой, и, когда низринулся, рассе- лось чрево его, и выпали все внутренности
его" (Деян. 1: 18).
Мотивом предательства Иуды могли быть как
корыстолюбие, так и разочарование иу- дея-зелота, чаявшего найти в Иисусе грядущего
восстановителя царства Из- раилева и нашедшего в Нем мечтателя о духовно
обновленном Царствии Божи- ем. На
опустевшее после Иуды место община по жребию из двух кандидатур - Иосифа Варсавы и Матфия - выбрала Матфия,
доведя число Апостолов до две- надцати. Вот их имена: Петр (Симон), Иаков
Заведеев, Иоанн (Богослов), брат Иакова Заведеева, Андрей (брат
Симона-Петра), Фома, Филипп, Варфо- ломей (Нафаноил), Матфей (Левий), Иаков
Алфеев, Симон (Зелот), Иуда Иа- ковлев (Фаддей), Матфий. Принцип безбрачия духовенства был уже
провозглашен, хотя эта идея на- ходилась еще в зародыше. Апостолы Петр и
Филипп были женаты и имели де- тей.
Главным занятием Апостолов были проповеди и молитвы, однако, здесь самые блестящие роли в деле пропаганды христианства достались не им. Только имена Апостолов Петра, Фаддея и Андрея
Первозванного стали широко известны за пределами Иудеи.
Первая христианская община отличалась от окружающих евреев лишь верой в совершившееся пришествие Мессии. Люди, не
посвященные в это таинство, смотрели на общину как на секту Хасидим и
любили их за кротость, благо- честие и простоту. Пребывание в такой
секте отнюдь не
рассматривалось как ересь или раскольничество и первоначально не
подвергалось никаким гонениям. Иисус сознательно не оставил
после себя никаких новых фор- мальных обрядов, ритуалов, а вся теология
общины сводилась к главному: "Иисус - Мессия, сын Божий".
Эти первые иудео-христиане
добросовестно выполняли еврейские обряды, в то время как
размышления их посвящались, по-видимому, не столько Торе, сколько любимому
Учителю. Обычно это про- исходило во время воскресных, вечерних,
братских трапез. Воспоминания о первых годах христианства являются воспоминанием
как бы о земном рае, к которому в своих мечтах будут стремиться
истинные христиане всего мира.
Замечательным свойством новой религии
было появление особого
вида вдохновения - пророчеств. Вновь появились
псалмопевцы, пророки, пророчи- цы. Однако никому не приходило в голову
записывать эти тексты, т. к. сам Иисус проповедовал устно, его слова хорошо
помнили и ждали Его скорого второго пришествия.
Преобладающей идеей первой христианской общины было сошествие Святого Духа, нисходящее на собрание, как некое
таинственное дуновение. Счита- лось, что Святой Дух исходит от самого Иисуса.
Всякое движение души было делом Святого Духа. Сошествие Святого Духа
понималось как второе креще- ние. В
день Пятидесятницы огненные языки почили на каждом из Апостолов "и исполнились все Духа Святого и начали говорить
на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян. 2: 4). С
этого дня дается старт интернацио- нализации христианства. Согласно духу Нового
Завета слово Божие не долж- но иметь особого национального языка, оно
свободно, доступно всем и не нуждается в переводчиках. Это был очень важный
шаг, и он был впервые сделан
евреями-христианами,
тогда как правоверные иудеи признавали только еврейский (арамейский) язык священным
языком, несравнимым ни
с каким другим национальным языком. В
тот день в Иерусалиме крестилось сразу три
тысячи человек. Резко возросшей количественно общиной признавалось,
что Мессия объединит все народы и все языки. Однако это признание
произошло не сразу, а в процес- се эволюции, включающей иногда очень острые
конфликты. В
первой христианской общине господствовал дух безоговорочной общнос- ти имущества. "Не было между ними никого
нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их,
приносили цену проданного и по- лагали к ногам Апостолов; и каждому давалось,
в чем кто имел нужду" (Де- ян. 4: 34, 35). Обобществление имущества и
коммунистическая организация жизни большого коллектива людей всегда было
скалой, о которую разбива- лись экономическое благополучие и судьбы отдельных
личностей. Поэтому церковь, дабы не порождать ненужных коллизий,
довольно быстро отказалась от этих принципов. Однако в тот период
общность имущества была незыбле- мым законом для всех членов секты. Утаивание
части имущества при вступ- лении в общину сурово наказывалось (Деян. 5: 1
- 10).
Таким образом, первоначальным элементом христианства был
социализм, монашеское общежитие. Современная монашеская
жизнь, вытекающая из духа христианского учения, есть продолжение
первобытной церкви. Милосердие и братство было девизом христианской общины, и
это резко отличало ее
от жестокого языческого мира, делало
привлекательным в глазах обездоленных бедняков. Было
бы неправильным противопоставлять здесь христианство и иудаизм, т. к. первобытная церковь все, о чем выше
говорилось, получила от
ев- рейского Закона, Закона социального, а не
политического, Закона, создаю- щего религиозную и нравственную основу
общества. Христианство лишь раз- вило и усилило эти идеи. В
богословской и исторической литературе
члены первой христианской общины Иерусалима называются:
иудео-христианами, эвионитами (арам. - ни- щими), назореями.
Назореи - мужчины и женщины, которые по обету, данному на всю
жизнь или на ограниченное время, считались
посвященными Богу. Предъявляемые к ним суровые требования описаны в книге Чисел
(Чис. 6: 2 - 21). Значение слова "назорей", относящееся к
Иисусу, остается предметом
споров. Так, например, Матфей связывает это слово с
названием города Назарет (Мф. 2: 23), хотя назореи существовали задолго до
Иисуса. В обвинении Апостолу Павлу он называется "представителем
Назорейской ереси" (Деян. 24:
5). Слово "назареянин", применительно к
Иисусу, должно означать происхожде- ние его из города Назарета.
Чтобы разобраться в драмах иерусалимской общины, описанных
Лукой в Деяниях Апостолов, следует различать смысловые
оттенки слов "эллинисты", "евреи", "иудеи".
"Эллинисты" -
"по-гречески
говорящие и по-гречески живущие" ев- реи-христиане, т. е. часть
эллинизированной еврейской диаспоры,
плохо или совсем не владеющей арамейским языком,
читающей в своих синагогах Библию на греческом языке (Септуагинту).
"Евреи" - иерусалимские евреи-христиане, говорящие только на
арамейс- ком языке.
"Иудеи" - евреи ортодоксального направления, не
признающие Христа. После начавшихся в общине конфликтов автор
Деяний Апостолов, будучи эл- линистом, смешивает два последних слова,
употребляя, в основном, слово "иудеи". На
первое место в общине благодаря своей энергии, уму и дару убежде- ния выдвигается Апостол Петр (первоначальное
имя Симон, Иисусом наречен "камнем", по-арамейски Кифой,
по-гречески Петром). Под его
руководством община быстро растет. В ее ряды вливается
заметный поток эллинистов ро- дом из Сирии, Малой Азии, Египта, Понта, Кипра
и других областей Среди- земноморья. Среди эллинистов есть прозелиты -
люди нееврейского проис- хождения, обращенные в иудейство из язычников.
Галилейские ученики Иису- са и "братья Господни", по-видимому,
вынуждены осваивать в какой-то мере греческий язык для общения с этой братией.
Принимает христианство уроженец Кипра Иосия бен Галлеви, названный Апостолами Варнавой, что значит "сын
пророчества". Он станет самым
дея- тельным после Павла миссионером первого века.
Важным приобретением церкви этого периода является племянник Варнавы Иоанн, прозванный римлянами Марком, обрезанец,
будущий евангелист. Оба они были обращены Петром.
Эллинисты, не знавшие "священного" языка и не посещавшие
больших иу- дейских школ, хотя и чтившие Закон, но стоящие
как бы на перепутье, в стороне от рутины иудаизма, его традиций,
оказались особенно восприимчи- вы к новому учению. В скором времени в христианской общине эллинистов становится больше, чем евреев. Эллинисты
привносили в христианство либе- рализм и широту взглядов, т. е. то, к чему
привыкли они, находясь
в крупных метрополиях Средиземноморья.
Различия в языке, воспитании, а следовательно, в нравах, мышлении,
мироощущении между эллинистами и ие- русалимскими евреями-христианами оказались
столь глубокими, что сгладить их не могла даже общая вера в Иисуса - Мессию.
Конфликты между двумя группами первых христиан были почти неизбежны.
Первый известный конфликт носил экономический характер:
"произошел у Эллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы
их пренебрегаемы были
в ежедневном раздаянии потребностей" (Деян.
6: 1). Апостолы, признав обви- нение справедливым, предложили общине избрать
семь человек (дьяконов), "исполненных Святого Духа и
мудрости", которые должны были
"пещись о столах". В этот комитет семи, судя по
именам, вошли эллинисты: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и
Николай Антиохиец, обращенный из язычников. Апостолы же
отстранились от руководства хозяйственной жизнью общины, дабы "пребывать в молитве
и служении слова".
Высшее духовенство Иерусалима во главе с первосвященником Иосифом Ка- иафой, его тестем Анной и саддукейской
храмовой знатью, казнившее
три года назад Иисуса, с неудовольствием наблюдало
за успехами назорейской секты, время от времени арестовывая и бичуя ее
руководителей (Деян. 5: 17, 18, 40). В тоже время отношение фарисеев к
новой секте было скорее благожелательным, чем враждебным, т. к. адепты
новой веры по строгости нравов и благочестию стояли близко к фарисеям.
Ненависть фарисеев к Ии- сусу объяснялась, по-видимому, превосходством
его ума и иронией, которой Иисус никогда не скрывал, тогда как Апостолы
были людьми простыми и без раздражающей фарисеев иронии. Многие фарисеи
приняли христианство. Из- вестно, что "Брат Господень" и
Апостол Павел были
фарисеями. Гневные слова Иисуса в адрес фарисеев тогда еще не
были записаны.
Самый знаменитый из еврейских ученых того времени фарисей равви Гама- лиил, отличающийся терпимостью и широким
кругозором, выступил в синедри- оне в защиту свободы евангельской проповеди:
"Если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если
от Бога, то вы не можете разрушить его, берегитесь, чтобы вам не
оказаться богопротивниками" (Де- ян. 5: 39). Этот мудрый совет, естественно, не
был услышан саддукеями.
Между тем в назорейской общине на первый план вывинулись эллинисты во главе с дьяконом Стефаном,
"исполненным веры и
силы", темпераментным проповеником, навлекшим на общину шквал
гонений. Он был обвинен лжесви- детелями в произнесении "хульных слов на
Моисея и на Бога", "на святое место сие (Храм) и на Закон", а также в
том, что говорил будто
"Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи,
которые передал нам Мои- сей" (Деян. 6: 11 - 14).
Перед судом синедриона Стефан выступил не с защитительной, а с
пла- менной обличительной речью, вызвавшей всеобщую
ярость и скрежет зубов- ный: "Жестоковыйные! люди с необрезанным
сердцем и ушами! вы всегда про- тивитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и
вы. Кого из пророков не гна- ли отцы ваши? Они убили предвозвестивших
пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне
вы..." (Деян. 7: 51,
52). Надо сказать, что и ветхозаветные пророки с пафосом
обличали грехи евреев в целом, как этноса, так что Евангелист Лука
здесь не отходит от устано- вившихся пророческих традиций. Святой Стефан,
первый мученик христи- анства, еврей-эллинист был выведен за город и
побит камнями. При
этом исполнители казни "положили свои одежды у
ног юноши, именем Савла", что по иудейской традиции означало не самосуд
толпы, что тоже было бы неуди- вительно после всего сказанного Стефаном, а
исполнение приговора синед- риона.
"В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и
все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам
Иудеи и Самарии... А Савл терзал церковь, входя в домы, и, влача мужчин
и женщин, отдавал в темни- цу" (Деян. 8: 1, 3). Из этого и
последующих текстов следует,
что, нес- мотря на кровавый террор, Апостолы остались
в Иерусалиме, продолжали свою деятельность, выступали публично в
городе и во дворе Храма,
не встречая никаких препятствий как со стороны
властей, так и жителей Иеру- салима. По своей воле они отправлялись и
возвращались в Иерусалим, под- держивая связь с возникающими в Иудее и
Самарии христианскими общинами.
Юноша Савл, агент синедриона, жестокий гонитель христиан, прозревший по пути в Дамаск и принявший христианство
вместе с именем Павел, возвра- щается в Иерусалим и, не чувствуя вины, идет к
Петру и Иакову. Апостолы без обиды за гонения покровительствуют ему и,
узнавши о готовящемся со стороны эллинистов покушении на Павла,
отправляют его в Кесарию, а затем в Тарс (Деян. 9: 30). Как
следует понимать автора Деяний? Что это за гонения, когда руково- дители назореев не прятались и вели себя так,
словно им ничто не угрожа- ло? Ответ здесь может быть следующим. Эллинист
Лука, когда говорит, что "все... рассеялись по разным местам Иудеи
и Самарии", имеет в виду
не всех христиан, а только эллинистов, т. е.
евреев-христиан диаспоры, "го- ворящих и живущих по-гречески". Иерусалимские
евреи-христиане, ничем не отличающиеся от правоверных иудеев, кроме веры
в свершившееся пришествие Христа, не являлись объектом преследований
Савла. Очевидно, что фарисей Савл не видел существенной разницы между
назореями, ессеями и
другими иудейскими сектами. Вера в Мессию отнюдь не
считалась преступлением, ибо была предсказана пророками. Зато
эллинисты, оказавшиеся в
Иерусалиме, естественно должны были выделяться из общей
массы иудеев, во-первых, языком, во-вторых, всем своим поведением,
шокирующими взглядами при об- суждении щекотливых тем и т. д. Эллинисты были
как бы другим этносом, чужеродным элементом, опасным нацменшинством,
пятой колонной иудаизма. Процесс отчуждения двух назорейских
группировок - эллинистов и евреев - стал необратимым, несмотря на продолжающиеся
контакты их руководителей - Павла, Варнавы, с одной стороны, и Петра,
Иакова, с другой.
Эллинисты и были объектом жестоких преследований со стороны синедрио- на, пекущегося о чистоте веры и о том, чтобы
чужаки-смутьяны своими во- инственными и экстремистскими выступлениями не
навлекли ответной реакции римлян, как это не раз бывало в прошлом.
Описанный конфликт можно расс- матривать не как чисто религиозный, а как
межэтнический. Таким образом, церковная традиция в части преследований
христиан в 35 - 36 гг. н.
э. должна быть уточнена, иначе текст Деяний
Апостолов становится двусмыс- ленным.
Именно в эти годы новое учение начинает отрываться от
своего иуда- истского ствола. Рассеяние христиан-эллинистов
началось, как мы видим, до апостольских миссий Павла, Варнавы и
Филиппа. Страсти Святого Стефана подожгли христианский бикфордов шнур, пламя от
которого через десять лет охватит многие города Средиземноморья. Если бы
не эллинистический эле- мент в назорейской общине Иерусалима, то
возможно, что христианство как мировая религия вообще бы не состоялось. Это
была бы одна из многих иу- даистских сект, влачащих жалкое существование
в удаленном от Европы ре- гионе, которая, скорее всего, просто исчезла
бы с исторической сцены по закону внутреннего разложения или в катаклизме
надвигающихся войн. |