Викки Крафт |
Пусть женщина наставляет женщин |
|
|
|
|
|
2 . СЕСТРИНСКИЕ СФЕРЫ СЛУЖЕНИЯ СЛУЖИТЬ ЖЕНЩИНАМ
Итак, Писание
говорит: женщины должны служить. Но существуют ли
специфические сестринские сферы
служения? А если существуют, то как узнать
тех женщин, которые лучше всего подходят для служе- ния в этих
сферах? Ключевое место Писания . отрывок из послания апостола Павла Титу (2:1-7):
Ты же говори
то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были
бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в люб- ви, в
терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были
клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей,
любить детей, быть целомудренными, чистыми,
попечительными о доме,
добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юно- шей также
увещевай быть целомудренными. Во всем показывай в себе образец
добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, не- поврежденность...
Эти слова
Павел написал молодому
пастырю Титу, поручая
ему критскую
общину. "Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довер- шил
недоконченное" (Тит 1:5). Критская
церковь столкнулась с проблемами, типичными для про- поведи Евангелия
среди язычников. В евангельские времена падение нравов на
Крите было ужасающим. "Все критяне
лжецы, обжоры и лентяи",
. эти слова вошли в поговорку. Новообращенные не имели
"ролевых
моделей"; как должен
вести себя отец
семейства или молодая девица . это нужно было решать "на пустом
месте". Не было никого, кто мог бы стать примером благочес- тия для
других. Кроме того,
на Крите было
много лжеучений и
лжеучителей (см. Тит 1:10-11).
Павел говорит о них: "Они говорят, что знают Бога; а делами
отрекаются" (Тит 1:16). Эти проблемы
не утратили актуальности и по сей день. В наши дни в Америке
насчитывается больше евангельских христиан, чем когда- либо на
протяжении ее истории; между тем, их влияние на общество все слабее
и слабее. Отчасти
это происходит потому,
что христиане утратили свою
особость: мы иногда не
понимаем, как отличить
хри- стианина от
атеиста. Нам, как некогда критянам, нужны "ролевые мо- дели". Множество молодых
женщин, которые приходят
сегодня ко Хри- сту, понятия
не имеют о том, что такое христианская семья (даже те, чьи родители
посещали церковь и считались христианами). Как долж- на вести себя
христианка в семье? Кто, как не другая женщина, сестра и мать во
Христе, даст ей пример для подражания? Еще одна
проблема критской церкви . распространение лжеуче- ний. Эта
проблема тоже актуальна сегодня, и особенно она актуальна для женщин.
Женщину, не имеющую
библейских ориентиров, легко обмануть,
сбить с пути. Какие же средства от лжеучений рекомендует Павел? "...Говори то,
что сообразно с
здравым учением"
(Тит 2:1). Слово "здравый" означает
"здоровый";
лжеучение . это "больное" учение. Мы часто
пытаемся изменить свою
жизнь, пренебрегая "теоретиче- ской" частью. Апостол же ставит
во главу угла
"здравое учение". Но
"здравое
учение" . это только одна сторона медали. Вторая
сторона . это правила жизни, модели поведения. И в этих моделях
должна отражаться Личность Иисуса Христа; христиан долж- но быть видно
сразу. Жизнь во Христе . что это значит в приложении к повседневности? Обратите внимание:
Павел учит Тита,
как настав- лять
"старцев" (см. Тит 2:2) и "юношей" (см. Тит 2:6-7); но
когда речь заходит о
том, как "вразумлять" молодых
женщин, апостол говорит: "...Чтобы старицы... вразумляли
молодых" (Тит 2:3-4) (т. е.
Тит не должен заниматься этим сам, а
должен научить "стариц", чтобы
они "вразумляли
молодых" и служили для них примером). ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ЖЕНЩИН
"Пусть
женщин наставляют женщины" . мудрость этого принципа становится очевидной
в наши дни,
когда, к сожалению, участились случаи аморальных отношений между пастором
и прихожанкой. Обычно это
происходит, когда пастор пытается помочь женщине сове- том и
наставлением в личной
беседе (по данным
ряда исследований, именно это
было "первым шагом" примерно в 90%
случаев блуда и прелюбодеяния пасторов
в США). Но Сам Бог велел,
чтобы женщин наставляли женщины!
Они и справились бы с этим
лучше, и пастор избежал бы
искушения. Есть вещи,
которые женщины понимают лучше, чем самый лучший пастор: тревожность беременных,
послеродовая депрессия, перепады настроения,
связанные с менструальным циклом. А кто, как не другая женщина,
поймет мать малыша, который еще не умеет говорить, но за- то умеет
рисовать вареньем на полу? Только женщина может понять разочарование молодой
жены, которая обнаруживает, что ее рыцарь имеет привычку
разбрасывать по комнате
грязные носки. Старшая женщина
поможет молодой жене понять, что и у рыцарей иногда мо- гут заржаветь
доспехи, и отнестись к ситуации с юмором. Брак требует терпения, и
этому терпению нужно учиться, . а кто научит, как не та, которой
пришлось научиться этому самой? Любить мужа, воспитывать детей,
управляться по хозяйству, . как трудно это сочетать, как необ- ходимы в этих
вопросах советы старших женщин! Когда возникают
проблемы сексуального домогательства или раз- вратных действий,
женщине тоже легче
поделиться с женщиной;
та поймет ее и
посоветует, к кому обратиться, выступит, если необходи- мо, в роли
посредницы, поможет получить помощь, в том числе и от церкви, если
молодая женщина оказалась в опасном или сложном по- ложении. Старшая
сестра всегда может указать младшей на Того Единствен- ного, Кому
можно безбоязненно довериться, исходя из Библии
и из собственного
духовного и жизненного опыта. КАК ИМЕННО СТАРШИЕ СЕСТРЫ ДОЛЖНЫ "ВРАЗУМЛЯТЬ" МОЛОДЫХ Господь говорит: "...Возлюби Господа
Бога твоего... и...
возлюби ближнего
твоего, как самого себя" (Мф 22:37-39; см. также Мк 12:30- 31);
"...Нет больше той
любви, как если
кто положит душу
свою за друзей
своих" (Ин 15:18). В том вопросе, который мы разбираем, это значит:
Господь хочет, чтобы "старицы" положили свою душу за "мо- лодых".
Каким же образом "старица" должна "положить свою душу"? Какими желал
бы видеть Бог наставниц всех молодых сестер? Какой должна быть
старшая, чтобы молодая
видела: вот любовь к
Богу и к ближнему? "...Чтобы старицы
также были в
своем поведении, как
подобает святым, не
клеветницы, не порабощенные вину, учили бы добру" (Тит 2:3).1 Слова
"были в своем поведении, как подобает святым" . это, воз- можно, намек
на языческих жриц (слово "ieroprepeis" переводится как "святой", но
может означать вообще
"связанный с жертвенником, жертвоприношениями, поклонением, в том числе
языческим"). А жизнь жрицы
была полностью посвящена ее кумиру! "Быть, как жри- ца", в
частности, означает . не делить свою жизнь на божественное и мирское. Бог
хочет, чтобы женщина служила Ему всегда: учит ли она детей в
воскресной школе или готовит ужин для семьи. Любое дейст- вие может
выразить любовь к Богу, и поэтому несущественного в жиз- ни нет.
"Святая" знает: каждое дело . Божье; каждым своим действи- ем она
показывает: она верна Христу. "...Не были
клеветницы". Сплетня губит
женскую дружбу! "Пере- мывать
косточки" . увлекательное занятие, но как далеко оно от люб- ви! Под видом
близости сплетни разделяют женщин и
отвращают их от Бога. Павел
предостерегает нас от
"молодых
вдовиц", которые "...будучи
праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но
и болтливы, любопытны, и говорят, чего
не должно..." 1 Новый перевод с греческого подлинника (под ред. еп. Кассиана). (1 Тим
5:13-15). Чтобы "вразумлять молодых", старшие должны уметь хранить их
секреты. Молодая может рассказать и такое, что старшую могло бы
шокировать, или той могло бы показаться, что нужно срочно поднять
тревогу; тем не менее, она должна сохранять самообладание. Младшая открыла
свое сердце, она
надеялась на любовь
и понима- ние, . не
обманите ее надежд! Но это не значит, что греху надо пота- кать. Любовь
должна быть зрячей, она должна помочь отвратиться от греха и
обратиться к Богу. Поэтому старшая должна сама находиться в постоянном
общении с Богом и хорошо знать Слово Божие. Но и мо- лодой женщине
нужна прежде всего мудрая любовь и поддержка. Прочные отношения
строятся на уверенности: доверие не будет обмануто.
Помните: "клеветником" называют сатану! Чтобы сеять раз- дор, сатана
издавна использует слабость женщин . делиться чужими секретами.
Женщине, чьи уста привыкли к молитве, отвратителен вкус сплетни; она
не нуждается в том, чтобы повышать свою популярность таким способом. Ее отношения с другими людьми защищены от коз- ней сатаны. "...Не
порабощенные вину". Нам кажется
. это не только о вине. Что делает
пьяница? . он "забывается", бежит от жизни. Бог не хочет, чтобы мы
бежали от жизни, от других людей, . это ожесточает серд- це и отупляет
разум. Пьянство . это одурманивание себя; но "мыль- ные оперы" одурманивают не менее успешно, чем вино и наркотики. (Можно одурманивать себя приобретением вещей,
бизнесом, сверх- урочной
работой и т.п.) Если мы будем смотреть жизни в лицо, уповая на Господа,
то мы сможем подать мудрый совет другому человеку. У меня
есть подруга, опьяняющим средством для которой
стали женские романы.
Она часами читала
истории о красивой
любви, где "сказочный принц" . не только обаятельный, но нередко и
богатый джентльмен .
спасает героиню от рутины повседневности и в конце концов увозит
в страну вечного счастья. (Муж Сьюзен, верный и рабо- тящий, но
такой неромантичный, сильно
проигрывал в сравнении
с вымышленным
принцем.) В беседе со старшей женщиной Сьюзен по- няла, что
это чтиво (на
первый взгляд, безобидное) разрушает ее се- мью. Вдвоем
со Сьюзен они обсудили эту проблему, помолились вме- сте; и
Сьюзен решилась уделить
чтению Библии то
время, которое раньше
занимали романы. Истории людей, ходивших пред Богом, вер- нули Сьюзен к
жизни; ее отношения с мужем стали гораздо лучше. Итак, цель состоит в том, чтобы отношения между сестрами были полноценными, а
не поверхностными; это
должна быть настоящая дружба, в
которой обе подруги живут подлинной жизнью. Что это зна- чит для
старшей женщины, которая уже вырастила детей, поставила их на ноги? "...Чтобы... учили
добру" (Тит 2:3), .
говорит Писание. У немолодой
женщины больше свободного времени; она должна исполь- зовать его на
то, чтобы передать женщинам следующего поколения то, чему научил
ее Бог. Молодые
женщины часто прислушиваются к старшим
подругам внимательнее, чем к собственным матерям, и вни- мательнее,
чем к старшим подругам прислушиваются их собственные дочери. Но тот, кто
учит добру, должен сам отчетливо понимать, что такое добро. А для
этого нужно потрудиться, изучая Слово Божие. Дело тут не в наборе
библейских цитат; надо уметь прилагать Библию к жизни, строить жизнь
по Библии. Лучше других молодой женщине поможет в этом старшая
подруга, возросшая во Христе и в познании Библии. КАКОМУ ДОБРУ НУЖНО УЧИТЬ
"...Чтобы вразумляли молодых любить мужей,
любить детей, быть целомудренными,
чистыми, попечительными о доме, добрыми, по- корными своим
мужьям, да не порицается слово Божие" (Тит 2:4-5). Реализм и честность Слово "целомудренный"
(по-гречески sofronas) означает
в данном отрывке
трезвый ум и здравое восприятие жизни, умеренность и само- контроль.1 Иначе говоря,
нужно научиться реально смотреть на вещи. Без это- го невозможно "быть целомудренными,
чистыми,.. добрыми, покор- ными своим
мужьям". Наш совет не должен быть "советом небожите- ля";
уход от реальных проблем не поможет сестре жить благочестиво. Нужно также
уметь честно рассказывать о своих ошибках. Вспомним 1 И не связано с половыми отношениями . прим. ред. перевода. себя молодыми
. особенно, когда учим "умеренности и самоконтро- лю"! Будем
откровенны и честны;
не надо пытаться
предстать перед своей ученицей
"в выгодном освещении". Пусть она поймет,
что ее проблемы . не
исключение; с подобным сталкивалась почти каждая женщина,
которая строила отношения с мужем и растила детей. Однажды ко
мне пришла молодая
женщина. Она только
полгода тому назад
вышла замуж, но уже считала, что сделала ужасную ошиб- ку. Она
плакала и спрашивала, можно ли развестись с мужем. Ее рас- сказы о
семейных ссорах вызывали улыбку. Я объяснила ей, что почти все супруги
проходят через это; так они учатся жить вместе. Я посове- товала ей
вернуться домой, отнестись ко всему с юмором, постараться не
придираться к мелочам, научиться понимать, прощать и любить, а также
надеяться и верить, что это возможно. Мы помолились вместе, я обняла ее
и еще раз
заверила, что все можно
уладить. Через год
она пришла ко
мне, светясь от радости: ей стало намного легче. "Я научи- лась делиться
и отдавать, . сказала она. . Вы вернули меня мужу и Богу". Владеть собой
. это не только уметь обуздывать свою импульсив- ность.
(Только духовный младенец
хочет все и
немедленно; человек, возросший в
Святом Духе, способен
подождать, пожертвовать мень- шим ради
большего.) Это означает . стараться творить волю Божью, полагаясь на
Него во всех ситуациях и принимая все непредвиденные случаи как
ниспосланные Богом. На
этом должна строиться
повсе- дневная
жизнь, это не менее важно, чем изучение Библии. Исключительно действенное средство .
совместная молитва. Не раз я
говорила, мешая ложкой суп в кастрюле и прижав к уху телефон- ную трубку:
"Эту проблему Господь решит лучше, чем мы с вами! Да- вайте вместе
помолимся Ему!" И Бог не оставлял молитву без ответа. Он никогда
не бывает "слишком занят"; постараемся и мы научиться этому у Него.
Небольшой совет, данный молодой женщине в трудную минуту, может
круто изменить ее жизнь, помочь ей обратиться к Богу. Смотреть на
вещи реально . это значит, в том числе, уметь отде- лять главное
от второстепенного. Для замужней женщины дело перво- степенной
важности . это ее отношение к мужу и к детям. Для неза- мужней это
могут быть отношения с родителями, родными братьями и сестрами,
соседками по комнате в общежитии или сослуживцами. "...Любить мужей" Что означает
"любить"?
Слово, которое употребляет Павел, . phileo . в
греческом языке имеет множество оттенков. Это и дружба, и понимание. Молодые женщины, особенно
те, которые недавно
за- мужем,
нуждаются в том, чтобы женщины
постарше научили их "се- мейной
дипломатии". Радоваться достоинствам мужа, не требуя, чтобы он немедленно
исправил свои недостатки, . это непростая наука, и не обязательно
осваивать ее исключительно на собственном опыте. Уди- вительно, как
много недоразумений может устранить осознание такой простой
истины, что мужчины и женщины отличаются друг от друга. Когда молодая
женщина жалуется мне
на мужа, я
часто отвечаю ей: "Милая,
это порок всех мужчин!" Как они
бывают поражены! . "Неужели и другие мужья не слу- шают, что
говорит жена?" Недавно мне
пришлось мирить одну
чету. Главная их
проблема состояла в
различии мужского и
женского стилей общения.
Ли спрашивала у
Мэтью, что было у него на работе, тот отвечал: "Все нормально".
Сама же Ли норовила изложить в подробностях свой и детский "рабочий день". В результате,
уставший Мэтью раздражал- ся, а Ли
обижалась, что муж не интересуется ее делами. Я объяснила
Мэтью, что мужское немногословие может воспри- ниматься как
черствость; а Ли я посоветовала завести подруг, кото- рые с
удовольствием будут ее выслушивать. Есть и другие
различия в том, как мужчины и женщины воспри- нимают мир.
Ларри Крэбб (Larry Crabb) объясняет это так: "Мужчи- на обращен
"вовне"; он отвечает за семью и охраняет ее, он должен быть сильным
и твердым защитником. Женщина обращена "во- внутрь"; ее
дело . внутренние связи, теплота семейных
отноше- ний". Пока мы
живем в падшем
мире, будут существовать несоот- ветствия мужских
и женских характеров. Но если это
приводит к конфликту, то
необходим доверительный разговор со старшей сест- рой; она
поможет найти правильное отношение к таким вещам. "...Любить детей" Наше время . трудное
для ребенка. Растет число абортов, а те, ко- му "удалось родиться",
растут в исключительно неблагоприятной ат- мосфере.
Многие молодые женщины, приходящие ко Христу, сами не знали
нормального детства (даже если не
принимать во внимание со- всем
патологические случаи). Пока ребенок маленький, матери лучше сидеть дома.
Такие советы легко
давать; но многим
матерям- одиночкам приходится работать, чтобы прокормить детей. Это . трудная
проблема; и церковь должна внести свой вклад в ее решение. Нужно помочь
матери-одиночке устроить ребенка в хороший детский сад, где он
будет находиться в домашней атмосфере. В городских дет- ских садах .
атмосфера совсем иная; дети часто получают душевную травму (статистика очень печальна!). Старшие сестры! Вот поле дея- тельности для
вас. Девочки-подростки очень
нуждаются в советах
старших женщин; тех, чьи
дочери уже пережили этот бурный возраст. Можно использо- вать полезный
опыт Ферна Николса
(Fern Nickols); его молитвенные группы
"Рядом с мамой" (Moms in Touch) помогли и мамам, озабочен- ным судьбой
своих детей, и их подросшим дочерям.1 "...Быть... попечительными о доме" "...Быть... попечительными о доме, добрыми
[т.е. добросердечны- ми,
приветливыми], покорными своим мужьям [т.е. поддерживать му- жей и
помогать им]" (Тит 2:5).
Я согласна с
толкованием Amplified Bible [в
квадратных скобках] и уверена, что женщина, которая следует этому наставлению Павла, будет не только
расти сама, но и положи- тельно влиять
на мужа. "Домашнее хозяйство . второсортное занятие!" . этого заблуж- дения, к
сожалению, не чужда и церковь (только сказать об этом могут иначе: "мирское, а не духовное
занятие"). Библия не
делит жизнь на "высокую" и
"низкую", вся жизнь .
священна. В
"попечительстве о доме"
женщина растет духовно; церковь должна это осознать. 1
Moms in Touch International, Box 1120, Poway, CA 92074. Дом . царство женщины
(так велел Бог);
а в своем царстве она должна иметь
царскую власть.
"...Я желаю, чтобы
молодые вдовы вступали в
брак, рождали детей,
управляли домом" (1 Тим
5:14), . пишет Павел.
Слово oikodespoteo, "управлять", в греческом языке при- меняется к полноправному владыке. Между тем, женщина часто чув- ствует себя в
собственном доме не владычицей, а наемной прислугой (ответственность
лежит на ней, а власти у нее нет). То, что женщины среднего
класса все чаще ищут самоутверждения вне дома, отчасти . реакция на
это ненормальное положение. Результат . разрушенные
семьи и
опустелые дома. Любящая женщина, будучи царицей в своем доме, не
бежит из него, а смотрит с довольством на дело рук своих. Однако ни
семья, ни карьера
не могут сделать
жизнь женщины полной. Мы
должны учить женщин,
что подлинную полноту
может дать только
Иисус Христос. Тем не менее, навыки управления домом необходимы молодым
женщинам, управлять домом
женщинам велит Бог. Лучше
всего приобрести эти навыки в родительской семье; но не всех матери
учат этому (и не все умеют это сами). Вот тут-то и необ- ходима
старшая женщина, которая умеет со всем справиться: планиро- вать семейный
бюджет, шить, готовить,
печь пироги, рассчитывать свое время.
Такая женщина . бесценный источник сведений! "Любить мужей" и "быть попечительными о доме" .
связаны ли эти наставления между собой? Конечно, да. Когда муж
возвращается после
трудного дня (образно говоря,
сегодня земля произрастила ему "терние
и волчцы" (Бытие 3:17-19) в дом, где все в порядке и где его ждут, он
чувствует, его усилия не пропали зря. Наш дом . это остро- вок
Господнего порядка в мире хаоса; это чувство своим мужьям мо- жем дать мы, жены.
Самоуважение мужчины в большой степени зави- сит от
женщины. "Мужчина
бодр и уверен в
себе не тогда,
когда он знает, что ему есть на кого
опереться, а тогда, когда его старания принимаются с лю- бовью и
благодарностью" (Crabb, "Men and Women", стр. 167). Жена, которая
всячески подчеркивает ценность
своего мужа, нис- колько не
роняет собственного достоинства. Полноправно царить в доме . не
значит самоутверждаться за
счет мужа. Пренебрегая до- машним
хозяйством и не учитывая пожеланий мужа, жена тем самым дает понять,
что его старания не ценятся, что его не уважают. Но когда жена
воспринимает управление домом как важное служение мужу, то самые обычные
дела обретают вечный
смысл. Ванна сверкает,
белье отглажено,
еда тает во рту . быть может, вы получите особый венец на небесах? Я
думаю, что так и будет! "...Быть... покорными своим мужьям" Если жена
решила повиноваться своему
мужу как Господу (Еф
5:22), то мужу не стыдно
предстать перед Господом. Такой муж твердо и
уверенно служит Богу, даже если весь мир против него. К сожалению, покорность мужу часто
понимают превратно. Муж считает, что
жена . это его рабыня; и в случае непослушания к "непо- корной"
можно применить и силу. Женщины, естественно, этому про- тивятся; и у
многих из них при слове "покорность" сводит скулы. Но покорность мужу
не означает, что
жена . низшее существо. Между прочим,
"быть послушным" . то, что требуется, по Библии, от детей и рабов . в
греческом оригинале выражается совсем другим глаголом, чем
"повиноваться" (что требуется от жены). Покорность также не оз- начает, что
все женщины обязаны повиноваться всем мужчинам. По- корность
происходит из послушания Богу и восходит к своему Образ- цу . ко
Христу, к Его послушанию воле Небесного Отца. Воплотив- шийся Иисус
покорен Отцу, но это не умаляет Его Божественной при- роды. Так
и жена, покорная
мужу, не умаляет
своего достоинства, а возрастает
как человек, укрепляясь в вере. "Жены,
повинуйтесь своим мужьям,.. как Церковь повинуется Хри- сту... Мужья,
любите своих жен,
как и Христос
возлюбил Церковь" (Еф 5:22-25).
Никто не может совершить этого без водительства Духа Святого.
Семья, в которой жена покорна мужу, подобна не тюрьме, а теплице:
женщину оберегают, как нежный росток, чтобы она расцвела в полную
силу. "...Быть... добрыми" Тим Хансел
(Tim Hansel) часто
задавал своим ученицам
вопрос: "У вас в
семье весело?" Доброта . это не только готовность прощать и идти
навстречу, но и
добрая улыбка . приправа,
без которой "се- мейная
пища" кажется пресной. Одна моя подруга вырезает из журна- лов
карикатуры и подает их мужу на подносе вместе с ужином, чтобы тот улыбнулся
после трудного дня. Улыбка . лучшее средство от ус- талости. "...Быть... чистыми" Отказ от
половых связей до брака и верность в браке . этому учит Библия; и это
должно помочь нам противостоять развращенному духу времени.
Отношения между полами в наши дни настолько ненормаль- ны, что,
когда люди узнают,
что об этом
сказано в Библии,
они ис- кренне
удивляются. Существует, например, мнение, что Библия вооб- ще отвергает
пол. Это прямо противоположно истине! . Достаточно перечитать Песнь
Песней Соломона. Напротив,
Библия открывает полноту пола,
а она достигается только в браке, и в основе ее . вер- ность. Библия
о взаимоотношении полов и о браке . вот вопрос, ко- торый заслуживает того, чтобы осветить
его со всех
сторон, потому что измен и
разводов много даже среди христиан. Мне рассказывали о человеке, который
бросил жену с
четырьмя детьми ради
другой женщины. Он рассчитывал после развода вступить в новый брак.
"Конечно, это нехорошо, . говорил он. . Но Бог меня простит".
Он, очевидно, надеялся перехитрить Бога! Боюсь, что слиш- ком многие
сегодня рассуждают подобным образом. Физическая
сторона любви . неотъемлемая часть брака. "Не укло- няйтесь друг
от друга, . говорит Павел, . разве по согласию, на вре- мя, для
упражнения в посте
и молитве" (1 Кор
7:5). Пренебрежение физической
стороной брака может разрушить семью. И если возника- ют недоразумения, именно старшая женщина
призвана растолковать младшей ее
"права и обязанности" в этой сфере. (Безусловно, бывают случаи, когда
временное воздержание необходимо по медицинским показаниям.) Верная жена
славит Господа и является благословением семьи. Будьте "чистыми,..
да не порицается слово Божие". "...Да не порицается слово Божие" Этими словами
Павел заканчивает отрывок о том, чему "старицы" должны "вразумлять молодых". Вот . цель
"вразумления", и вот по- чему оно так
важно. Христиане,
члены Божией семьи! Весь падший мир смотрит на вас! А если наш
дом . в упадке (как в большинстве современных семей), если свет
любви и верности не исходит от нас, то слово Божие будет "порицаться"
в мире, и в ответе за это . мы. Один человек,
учивший приобретать друзей по методу Дэйла Кар- неги,
заканчивал свой курс такими словами: "Леди и джентльмены, я надеюсь, что
ни один ваш знакомый, случайно узнавший, что вы учи- лись у
меня приобретать друзей и
ладить с людьми, не
воскликнет в изумлении:
"Вы прошли этот курс?! Ни за что бы не подумал!" Спустя
несколько лет один ученик этого человека рассказал своему приятелю, что
тот ведет курс по Дэйлу Карнеги. Приятель воскликнул в
изумлении: "Он?! Ни за что бы не подумал! Это один из самых
уг- рюмых и
необщительных людей на свете!" Когда я
размышляю о том,
соответствуют ли поступки
христиан наставлению
апостола "ходить во свете" (см. 1 Ин 2:6-7), я часто вспо- минаю эту
историю. Если наши слова расходятся с делами, мы "роня- ем" Евангелие. И наоборот, если
наша жизнь "соответствует" Слову Божию, многие
обратятся к Богу, глядя на нас. Господь
говорил: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши
добрые дела и
прославляли Отца вашего
небесного" (Мф
5:16). Павел, описывая
"истинную
вдовицу", говорит, что
она "...должна
быть... известная по добрым делам, если она воспитала де- тей, принимала
странников, умывала ноги
святым, помогала бедст- вующим и была
усердна ко всякому доброму делу" (1 Тим 5:9-10). Жизнь такой
женщины . лучшая проповедь Евангелия; к этому и должны быть
направлены все программы служения женщин.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Перечитайте отрывок Тит 2:1-5. Как вы
думаете, почему Павел на- ставляет Тита
преподать "здравое учение" "старцам" и
"старицам", но не молодым
женщинам? 2. Расскажите о старшей женщине, с которой
вы знакомы и которая, на ваш
взгляд, может служить примером христианской жизни. 3. "Сплетни губят женскую дружбу" . обоснуйте этот
тезис. Какие поступки и
привычки способствуют сплетням и клевете? 4. Какие привычки могут стать "бегством
от жизни" . от жизни с Бо- гом, от
христианского общения с ближними, в том числе с сестрами во Христе? 5. Как связаны честность и реализм с
библейской заповедью "учить... быть
целомудренными" (см. Тит 2:3)? 6. "Управлять домом" (см. 1 Тим
5:14) . что,
по-вашему, входит в это понятие?
(Разберите это конкретно, на примерах планирования семейного бюджета,
приготовления пищи, обустройства дома и проч.) 7. Как выразить любовь к мужу? Нашли ли вы
при чтении этой главы что-нибудь
новое для себя по этому вопросу? 8. Насколько важно, по вашему мнению, учить
положительному вос- приятию физических
отношений в браке? Есть ли в вашей общине старшая сестра,
с которой вы могли бы
посоветоваться по интим- ным вопросам,
если в этом возникнет необходимость? |