Викки Крафт |
Пусть женщины наставляют женщин |
|
|
|
|
|
СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИН СОГЛАСНО БИБЛИИ: КАК ЕГО НАЧАТЬ,
ПОДДЕРЖИВАТЬ И РАЗВИВАТЬ. Подготовка
руководителей новых церквей при помощи заочного
библейского образования ДУХОВНОЕ
ВОЗРОЖДЕНИЕ Москва 1998 Женщина
дала мне жизнь, и женщины
меня вдохновляли и поддерживали. Я посвящаю
эту книгу всем благочестивым женщинам,
и в первую
очередь . маме. КАК РОДИЛАСЬ ЭТА КНИГА Эта книга обязана
своим рождением женщинам (и не только в том смысле, что
я, ее автор, .
женщина). Женский комитет
Библейской церкви "На
Северо-Западе"
(Northwest Bible Church)
в 1990-1991 гг. организовал семинар
"Как научить женщин
служить". Методические разработки
семинара легли в основу этой книги. Судите сами: вот что могут совершить женщины, когда
они трудятся вместе
в гармонии и любви. Я выражаю
благодарность всем женщинам,
которые работали в нашем
семинаре, всем, кто молился за нас. Особую благодарность выражаю Гэйл Девидсон
(Gayle Davidson), координатору программы
"От сердца к
сердцу". Г. Девидсон вдохно- вила меня
написать эту книгу, потратила много времени и сил, работая над книгой
вместе со мной . как редактор и консультант. Выражаю глубокую
благодарность Гвинн Джонсон (Gwynne Johnson),
которая поделилась со мной исключительно ценным опытом, а также
помогла отредактировать и издать эту книгу. Давайте
помолимся вместе; пусть эта книга послужит тому, чтобы женщины возрастали духовно, чтобы они
нашли себя в
служении: в церкви, в
семье, в обществе . всюду, где они нужны. Господь Иисус
Христос поможет нам, а мы постараемся прославить Его. ВВЕДЕНИЕ В некоторых
случаях женщине может помочь только женщина . это я знаю по
своему опыту. Я была неумелой матерью (а малышей у меня было
пятеро) и совсем упала духом. И тогда в мою жизнь вошла верующая
женщина (она была старше) и выручила меня. Ее помощь, поддержка и живое
участие в тот критический момент изменили мой характер и
мою жизнь. Опыт
36 лет занятий
по изучению Библии
в женских группах
также позволяет мне
утверждать с уверенностью: есть вопросы,
в которых женщину может понять только женщина. Об этом говорит
и апостол Павел (см. Тит 2:3-5). В 1984 году мы с мужем вели программу
по подготовке женщин
к служению; своим
девизом мы взяли
слова: "...Чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей"
(Тит 2:4). Через год меня пригласили в Даллас (штат Техас) . учить женщин
в библейской общине. Я приняла это предложение, по- тому что к
тому времени уже поняла: есть области, в которых женщи- ну никто не
может заменить. То, чем я
занималась в Далласе, можно назвать "комплексной про- граммой".
В центре программы . еженедельные занятия по изучению Библии в
церкви в течение учебного года: осенняя, зимняя и весенняя сессии.
Проводились также факультативы по широкому кругу сопут- ствующих тем.
В ходе
этих факультативных занятий
возникли так называемые "группы поддержки"; их деятельность носит
практический характер, они
относительно независимы от "теоретической части". Существенный
элемент наших занятий . программа индивидуаль- ного наставничества (она получила название
"От сердца к
сердцу"). В ходе этой
программы старшая по возрасту, более зрелая сестра (на- ставница)
служит младшей по возрасту
(наставляемой): ободряет, на- правляет и
поддерживает ее. Вся
наша программа . это
программа наставления
женщин женщинами; но в программе
"От сердца к серд- цу" ее
основная идея осуществляется непосредственно. И наконец,
в конце каждой
учебной сессии мы отдыхаем
вместе, устраиваем чаепития,
обеды, особые программы
под названием "суб- ботние встречи",
это тоже сплотило нас. Это были
замечательные годы. В
Далласе я убедилась: "женский вклад" в
дело строительства поместной церкви может быть весьма ве- лик и
своеобразен. Существуют такие формы проявления любви и за- боты, которые
доступны только женщинам. На моих глазах женщины росли духовно;
это сказывалось в
молитве, в семье,
в общественной жизни. Впоследствии я
участвовала в серии
радиопередач "В фокусе . семья"
(руководитель . доктор Джеймс
Добсон (James Dobson)). Многие
женщины звонили мне и советовались, как организовать жен- ские комитеты
при церковных общинах. В результате этого возник се- минар
"Как научить женщин служить" при библейской церкви в Дал- ласе. Итог
деятельности семинара . эта
книга (советы, которые мы даем,
проверены на практике . и в далласской церкви, и в других об- щинах).
Конечно, в каждой поместной церкви . свои конкретные ус- ловия; и
рекомендации нужно претворять в жизнь, применяясь к об- стоятельствам
(в том числе к тому, сколько вас). Тем не менее, я наде- юсь, что наш
опыт вам поможет. Дар служения
. Божий дар; и я верю, что Бог дает его и женщи- нам, и
"сестринский
вариант" дара служения
направлен именно на служение
женщинам. Когда женщина наставляет
женщину, то "млад- шая" не
только растет духовно, но укрепляется и ее семья. В основе
любого христианского служения . Библия. В первых главах книги
мы постараемся заложить
библейский фундамент сест- ринского служения.
Потом перейдем к
практическим вопросам: как работать в
группе. Это должно дать вам основу и общее направление служения. В следующих
главах мы займемся вопросом:
как узнать конкрет- ные нужды
женщин вашей общины. "Программа должна служить кон- кретным
нуждам!" . вот девиз этих глав. Мы познакомим вас с при- мерами деятельности различных общин и
программ, обращая особое внимание на
подготовку руководителей. Мы старались
приблизить нашу книгу к жизни . дать ответы на "трудные" вопросы.
Как праведно жить
в падшем мире
и распадаю- щемся
обществе? Этот вопрос стоит перед каждой женщиной; и в на- ше время .
более остро, чем когда-либо. Церкви жизненно необходи- мо служение
женщин; без него церковь подобна семье, лишенной ма- теринской заботы, . этот вывод я делаю
из опыта, своего и чужого. Дорогие
сестры, очень многое в жизни церкви зависит от вас! 1 . СЛУЖЕНИЕ . ЖЕНСКОЕ ДЕЛО СЛУЖЕНИЕ РАСТЕТ ИЗ СЛОВА БОЖИЯ
Помните, как
в детстве вы сажали семечко и
каждый день ждали: когда же
появится росток? Это чудо, когда росток раскрывает то, что заложено в
семени. Из семени помидора не вырастет горох! Так и плод служения
зависит от того, какое семя было посажено в землю. И если мы
хотим, чтобы служение принесло плоды, угодные Богу, то семенем
должна быть Библия. Откроем Библию: что она говорит о женщинах, об
их обязанностях перед
Богом? Здесь нужно
отметить несколько
важных моментов. Традиция или истина? Следует отличать
библейскую истину от
благочестивых обычаев. Библия
исходит от Бога, она непогрешима; а обычаи . от людей, они подвержены греху.
Существуют традиции, на
первый взгляд, "непо- средственно
исходящие" из Писания, но и в них мы должны отделять библейское зерно от культурных наслоений. Это
особенно важно для служения сестер:
"семя" должно быть
библейским, только тогда
слу- жение будет
плодотворным. Следовать Библии или "сообразовываться с веком сим"? Падение нравов,
рост числа разводов;
то, что многодетные семьи стали редкостью; то, что женщина
вынуждена работать, чтобы
про- кормить
семью, . все это вызывает беспокойство. Но, если мы попы- таемся решать
эти проблемы "исходя из культуры", получится замкну- тый круг.
Только Библия, "приложенная к жизни", может радикально изменить
жизнь (в том числе . и жизнь женщин). Знать или сомневаться? Некоторые
женщины искренне считают, что служение не их дело. Они знают,
что Библия ограничивает область сестринского служения, и хотят
следовать воле Божьей.
Чтобы освоить новые формы служе- ния, они
должны точно знать: это угодно Богу. В этой главе
мы разберем, что говорит Библия о женщинах и о том, женское ли
это дело . служить Богу. В следующей главе мы погово- рим о тех
сферах жизни, где служение сестер особенно эффективно. ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЖИТЬ, ИБО СОТВОРЕНА ПО ОБРАЗУ БОЖИЮ
Вот
первые из библейских стихов,
в которых мы встречаем слово "женщина":
"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и
да владычествуют они
над рыбами морскими,
и над птицами
небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил
Бог человека по образу
Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщи- ну сотворил
их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь,
и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычест- вуйте над
рыбами морскими, и над птицами небесными, и над вся- ким животным,
пресмыкающимся по земле. ...И стало так. И увидел Бог все, что
Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт 1:26-31). Мужчина и
женщина сотворены по
образу Божию. Мужчина
и женщина "в
силу сотворения" равны
по природе. И мужчине, и жен- щине даны
дух и душа,
разум и чувства,
свободная воля. "...Обладайте...
и владычествуйте," . сказано двоим; двоим же сказа- но: .
"Плодитесь и размножайтесь". (Это, так сказать, благословение "на
двоих".) Но мужчина и
женщина созданы разными способами: Адам . "из праха
земного" (Быт 2:7), Ева . "из ребра" (Быт 2:22), и назначения
их различны.
В деле продолжения рода мужчина
и женщина действуют по-разному;
только вместе они могут исполнить благословение. Назначение
женщины отличается от назначения мужчины и в дру- гом смысле.
Господь создает для
мужчины "помощника, подобного ему"
(Быт 2:20). Этот стих часто
толкуют неправильно.
"Помощник" понимается
как нечто низшее, вроде коврика под ногами. Между тем, еврейское
слово ezer, "помощник", встречается в Ветхом Завете 19 раз (см.,
например, Исх 18:4; Втор 33:7; Пс 10:14, 33:20); и только 4 раза означает
человека, помогающего человеку. Обычно ezer . Бог, Помо- гающий человеку. Ezer . это "высший, помогающий
низшему", или "равный,
помогающий равному", но никогда . "низший, помогающий высшему".
Ezer . это тот, без кого ты не полон. Ева смогла
стать "помощником, подобным
ему", именно потому, что она была
равна Адаму как личность. Бог привел к Адаму "всех жи- вотных
полевых и всех птиц небесных" (Быт 2:19), и "не нашлось по- мощника, подобного
ему" (Быт 2:20). Когда
же Бог привел
к Адаму Еву, тот
сказал: "Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей" (Быт 2:23).
Ева равна Адаму, хотя
и отличается от
него. Адам и Ева дополняют
друг друга. Бог создал
мужчину и женщину, и Он же установил брак. Физиче- ская любовь .
Божий дар, и брак охраняет ее. Библия осуждает блуд и прелюбодеяние,
т.е. сексуальную связь вне брака, но брак возносит на невиданную высоту.
Брак . стена, ограждающая любовь; эту стену возвел Бог из
любви к человеку. Творец создал
все предпосылки для
гармонии: Он сотворил муж- чину и
женщину, предназначил их быть Его представителями на земле, равными в
повиновении, в благословении, в управлении и владычестве землей, в
продолжении рода и общении с Богом; мужчина и женщина созданы по
образу Божию, чтобы быть в полной
гармонии с Богом и друг с
другом. Каждая
женщина должна помнить: она
создана по образу и подо- бию Божию и
тем самым предназначена для служения. ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЖИТЬ, ИБО ИСКУПЛЕНА КРОВЬЮ ХРИСТОВОЙ Когда мы
хотим подчеркнуть ценность
произведения, мы часто вспоминаем, что
за него дорого
заплачено ("Пикассо .
великий ху- дожник! Его
картины стоят миллионы
долларов"). Но за
каждого из нас заплачено
дороже, чем за полотно Пикассо, . мы выкуплены кро- вью Иисуса
Христа, Единородного Сына Божия: "...Не тленным сереб- ром или
золотом искуплены вы от
суетной жизни, преданной нам
от отцов, но
драгоценною Кровию Христа,
как непорочного и
чистого агнца"
(1 Пет 1:18-19); "...Христос, чтобы привести нас к Богу, однаж- ды пострадал
за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщв- лен во плоти,
но ожив духом" (1 Пет 3:18). Павел
говорит: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свобод- ного; нет
мужеского пола, ни
женского: ибо все
вы одно во
Христе Иисусе"
(Гал 3:28). Во Христе все
равны. Отныне нет
"высших" и "низших"
(по полу, по расовой принадлежности, по положению в об- ществе и т.
п.). Путь спасения
один, не существует "мужского" и "женского" пути. Каждый из
нас . грешник. Чтобы
спастись, обрести вечную
жизнь, каждый должен
обратиться ко Христу
и получить прощение.
Обра- щенный входит
в Божию семью
полноправным сыном или
дочерью (см. Рим
8:16-17; Гал 4:6-7).
"...Вы . род избранный, царственное священство"
(1 Пет 2:9), . эти слова обращены ко всем христианам. Дух Святой
живет в каждом
христианине (см. 1
Кор 6:19), и "...каждому дается
проявление Духа" (1 Кор
12:7). Братья и
сестры в равной
степени ответственны перед Богом. ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЖИТЬ: ПРИМЕРЫ ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
В Ветхом
Завете мы встречаем
множество примеров того,
как женщины служили
Богу. Пример служения в
семье . Сарра, жена Авраама. Об
этом говорит и
апостол Петр: "Так
некогда и святые жены,
уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям" (1 Пет
3:1-5). Но повиновение мужу не
означало, что Сарра
считала себя
подстилкой у него под ногами. Сарра . опора Авраама, незамет- ная, но
необходимая. И Бог говорит Аврааму: "Во всем, что скажет те- бе Сарра,
слушайся голоса ее" (Быт 21:12). (Редкая женщина не хочет, чтобы Бог
сказал такое ее мужу!) Обратите внимание: здесь употреб- лено то же
еврейское слово, что и в стихе Бытие 22:18 ("послушался
гласа
Моего" . сказано о послушании Авраама Богу). Мариам,
"сестра Ааронова",
была пророчицей (см.
Исх 15:20-21). Бог говорит
Израилю: "Я... послал перед тобою Моисея, Аарона и Ма- риам"
(Мих 6:4) (т. е. Мариам относится к вождям Израиля). Женщины
участвовали в сооружении скинии завета (см. Исх 35:21- 22,
35:25-26). Мы знаем,
что Девора приказала Вараку
возглавить армию после того, как он
сначала отказался сделать это. Но мы помним и то, что она "была
судьею Израиля" (Суд 4:4) и пророчицей, а также обладала ред- ким
поэтическим даром. Песнь Деворы (Суд 5:2-31) до сих пор живет в сердцах
потомков. Благочестивая
Анна дала Богу обет (см. 1 Цар 1:11) и сдержала его. Младенец,
которого она вымолила, Самуил, стал великим пророком и духовным вождем
Израиля; он помазал
первых израильских царей (см. 1 Цар
9-16). Авигея, жена
Нафала, нашла в себе мужество и решимость увеще- вать
разгневанного Давида (см. 1 Цар 25:14-35). Она спасла свой дом и удержала
Давида от кровопролития. Когда царь Иосия раскаивается и посылает
священника Хелкию и других
"вопросить Господа за меня и за народ" (см. 4 Цар 22:11-13), то те
отправляются "к Олдаме пророчице" (4 Цар 22:14), а не к пророкам Софонии и
Иеремии, которые подвизались тогда в Иерусалиме. Суще- ствует точка
зрения, что женщина призывается к служению только за неимением
мужчин; этот текст ее опровергает. Книга Есфирь
повествует о мужественной молодой женщине, кото- рая спасла
свой народ, рискуя жизнью и благополучием. Ее слова: "ес- ли погибнуть, погибну" (Есф
4:16) понятны каждому,
кто уповал на Бога перед лицом
опасности. В Книге
Притчей Соломоновых описана
"добродетельная
жена" (Прит 31:10-31)
. пример для
каждой женщины.
"Уверено в ней сердце мужа
ее" (Прит 31:11); она "с охотою работает своими руками" (Прит 31:13)
и "издалека добывает хлеб
свой" (Прит 31:14). Кажется, что одному
человеку не под
силу то, что
совершает добродетельная жена! Конечно,
эти дела совершались в течение всей
ее жизни, и
не одновременно
(а может быть, у нее были помощники?). За нее можно только порадоваться: "...дети... ублажают
ее,.. муж... хвалит
ее" (Прит 31:28).
В ветхозаветном Израиле женщина стояла достаточно высоко; За- кон Моисея
охранял ее права. Женщины участвовали в богослужении в храме,
занимались искусствами, принимали участие в общественной жизни. Женщинам
не запрещалось выступать
публично. Перед жен- щиной были
открыты все возможности, чтобы приложить свои силы и дарования на
служение Богу и своему народу. ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЖИТЬ: ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ ИИСУСА
Женщины
занимали важное место в земной жизни Христа. В детст- ве Иисус
"был в повиновении" (Лк 2:51) у Марии, Своей Матери; Он глубоко
почитал Ее всю жизнь. Одни из последних Его слов на кресте были обращены
к Ней и к апостолу Иоанну с просьбой взять на себя заботу о Ней
(см. Ин 19:26-27). Отношение Иисуса к женщинам было свободно от
предрассудков Его времени. В те времена раввины гово- рили: "Сожги Тору, но не
толкуй ее женщине! Уж лучше толковать Тору собаке";
а Иисус беседует с женщинами о духовных истинах (см. Лк 10:38-41;
Ин 4; 11:1-44). На людях женщина должна была молчать (раввины не
разговаривали на людях даже с женой), а Господь на гла- зах у всех
долго беседует с самарянкой (см. Ин 4:6-29). Женщины сле- довали за
Иисусом в Его странствиях (см. Мф 27:55; Лк 8:1-3), и Он не отвергал их
помощи. Именно женщины
первыми свидетельствуют о
Воскресении Хри- стовом (см. Лк
24:9-11, Ин 20:17-18) по
поручению ангела и Самого Христа
(заметьте: в то время даже в судах не принимались свидетель- ства женщин).
Многие притчи Христа имеют "женские" сюжеты: о по- терянной драхме
(см. Лк 15:8-10), о
закваске (см. Лк 13:21),
о родах (см. Ин
16:21). Иисус сострадал
женщинам и творил
чудеса для них (см. Лк
4:38-39, 8:40-56, 13:10-17; Ин 11:1-44). Он спас "женщину, взя- тую в
прелюбодеянии" (Ин
8:3); предлагал самарянке
жизнь вечную (см. Ин
4:1-14). Христос не
осудил Марию, когда она разбила алавастровый сосуд с миром (см. Мк
14:1-9; Ин 12:1-8). Он сказал: "Она сделала, что могла... истинно
говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом мире, сказано
будет в память
ее" (Мк 14:8-9). Эта похвала
позволяет понять, как Бог
оценит наши дела в свете наших талантов и возможно- стей, когда
мы предстанем перед Ним. В Евангелии
присутствует замечательное "равноправие полов"! Мы знаем о
двух Благовещениях: Захарии
(см. Лк 1:8-24)
и Марии (см. Лк
1:26-38). В Сретении участвуют Симеон
и Анна. О рождении свыше
Христос говорит с Никодимом (см. Ин
3:1-15) и с самарянкой (см. Ин
4:6-28). Христа, как
Сына Божия, исповедуют Петр (см. Мф
16:16) и Марфа (см. Ин 11:27). Когда Иисус исцелял в суббо- ту, Он
исцелил мужчину (см. Лк 6:6-10) и женщину (см. Лк 13:10-13). В странствиях
Христа сопровождали и мужчины, и женщины. Все это становится
еще более поразительным, если принять во внимание тра- диционное
отношение к женщине в то время. Христос никогда
не отзывался о женщинах пренебрежительно, не смеялся над
ними, входил в
их положение. Неудивительно, что жен- щины любили
Его! Женщины не предали и не покинули Его, остава- лись с Ним до
крестной смерти. Женщины первыми пришли к Его мо- гиле, стали
первыми свидетельницами Воскресения. И первый чело- век,
которому явился Воскресший Христос,
была женщина . Мария Магдалина. ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЖИТЬ: ПРИМЕРЫ ПЕРВОХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ Женщины служили
Церкви с первых
дней Ее возникновения (см.
Деян 1:12-14), присутствовали при сошествии Святого
Духа (см. Деян
2:1-4). До III века н. э. не было специальных зданий для цер- ковных собраний;
и Церковь многим
обязана женщинам, подобным Лидии,
которые говорили: "Войдите в дом мой" (Деян 16:15). В
апостольской церкви сестры играют очень заметную роль (только в Деяниях
апостолов поименованы 33
такие женщины). Прискиллу и ее мужа Акилу
Павел приветствует как "сотрудников моих во Христе" (Рим 16:3);
"Голову свою полагали за мою душу" (Рим 16:4), . добав- ляет он.
Учеником Прискиллы был Аполлос. Первой новообращенной в Европе была
Лидия (см. Деян 16:14-15), она
открыла Павлу и Силе свой дом
в Филиппах. Ученица
Тавифа, которую воскресил
Петр (см. Деян
9:36-42), ".. была исполнена добрых дел и творила много ми- лостынь"
(Деян 9:36). О Филиппе благовестнике сказано: "У него были четыре дочери
девицы, пророчествующие" (Деян 21:9). Вряд ли доче- рям Филиппа
был дан дар пророчества, а потом было запрещено гово- рить! В
Филиппийской церкви подвизались Еводия и Синтихия. Мы зна- ем о
разногласиях между ними
(см. Флп 4:2) и
поэтому редко о
них вспоминаем. А
зря! Они не только ссорились между собою, но и бла- говествовали
вместе с апостолом Павлом. В главе 16
Послания к Римлянам Павел обращается с приветствием к 10 женщинам
(из них 8 названы по именам), причем Юнию (и ее му- жа Андроника)
он приветствует как
"прославившихся между Апосто- лами" (Рим 16:7),
а Фиву . как
"диакониссу церкви Кенрихейской" (Рим 16:1).
Институт диаконисс существовал в первой церкви; диако- ниссы учили женщин, готовили их к
крещению. Многие диакониссы подверглись
гонениям за веру. О Фиве
Павел говорит, что
"она была помощницею многим" (Рим
16:2); это единственное
употребление слова prostatis
(греч. "по- мощник") в Новом
Завете. К кому можно применить
это слово сего- дня? По всей
видимости, к тем женщинам, которые служат при мисси- ях, помогают
им материально, организуют для них различные встречи, "прокладывают
пути" миссионерам. О Мариам,
Трифене, Трифосе, Персиде
Павел говорит, что
они "много
потрудились о Господе" (см. Рим 16:6, 16:12) (греческое слово aspasasto
означает "трудиться до изнеможения"); этой похвалы от апо- стола
удостоились только женщины. Мать Руфа
апостол Павел приветствует как "матерь его
и мою" (Рим 16:13)
(возможно, апостол был лишен в детстве материнской за- боты; во
всяком случае, он ее нашел в созданной им церкви и не отвер- гал). В апостольской церкви женщины принимали
активное участие в богослужении.
В стихе "всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою
головою" (1 Кор 11:5), мы обычно обращаем внимание на указания Павла,
чтобы женщины покрывали голову, и забываем о том, что
"жена, молящаяся или пророчествующая", была обыденным явле- нием. Итак, в
первохристианской церкви считалось: женщина должна служить, и ей
предоставлялась такая возможность. ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЖИТЬ: ПИСАНИЕ О ДАРАХ ДУХА
Святой Дух
дает Свои дары всем христианам . и братьям, и сест- рам (см. 1
Кор 12:4-31). Дары Духа даются не "просто так", а для сози- дания Тела
Христова. Возьмем, к
примеру, пастырский дар.
Следует отличать дар
Духа от церковной должности. Должность пастора зани- мают мужчины,
но пастырский дар
чаще дается женщинам.
Слово "пастырь" означает
просто
"пастух". Пасти ягнят:
кормить, лечить, воспитывать,
. каждой матери знакомы эти заботы! Зачем Бог
"дал дары человекам" (Еф 4:8)? . "...На дело служения, для созидания
Тела Христова" (Еф 4:12).
А подготовить женщин "на дело служения" лучше всего могут
старшие, духовно зрелые
сестры. "...Старицы...
чтобы вразумляли молодых" (Тит 2:3-4), . говорит апо- стол. В современной
церкви возникло множество новых форм служения сестер; это
не противоречит Библии (даже если об этих формах в Пи- сании ничего
не сказано), потому
что Писание говорит
определенно: женщина
должна служить. ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЖИТЬ . У ТЕБЯ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТИ
В наши дни
женщины практически не ограничены в выборе сферы деятельности.
Женщины могут проповедовать Благую Весть неверую- щим, работать
в церковных комитетах, преподавать на всех
уровнях. Работа с
детьми и молодежью, музыка, театр, пластические искусства . все
это области, открытые
для женщин. Существует множество возможностей для
женской
благотворительности. Но главная
сфера деятельности
женщин . это помощь другим женщинам: тем, кто не смог найти
себя в нашем сложном и смятенном мире. Только
женщины могут по-настоящему понять женщин. Знать Сло- во Божие,
жить в согласии с Божьей волей, употребить свои дарования на пользу
людям, . в этом женщинам должны помочь женщины. Не- обходимо дать
нашим дочерям и
внучкам примеры для
подражания. Но каждый
раз, когда мы преподаем другим правила жизни, мы долж- ны
подвергнуть их испытанию: действительно ли они исходят из Биб- лии? Не позднейшие
ли это культурные наслоения? Мужчины и жен- щины
необходимы друг другу; чувство превосходства над другим по- лом, равно
как и умаление своего, мешают плодотворно служить Гос- поду. "ВПРОЧЕМ НИ МУЖ БЕЗ ЖЕНЫ, НИ ЖЕНА БЕЗ МУЖА, В ГОСПО- ДЕ"
(1 КОР 11:11) Эти слова
должны ободрять женщину в деле служения. Вы совер- шаете труд, к
которому Бог призвал и приготовил вас. Он предоставил вам все
необходимое . дары Духа Святого, Который живет в вас. От- кройте
Писание: Сын Божий обращается к вам
с Его страниц. Вы не одиноки на
этом пути: другие женщины
разделят ваши труды и под- держат вас.
Бог велит женщине служить, помните об этом; это придаст вам
твердости, как бы ни сложилась ваша судьба. ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЖИТЬ: СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИН ПРИНОСИТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕЙ ЦЕРКВИ Об этом
хорошо сказала Джилл Бриско (Jill Briscoe): "Церковь со- стоит из
христиан и христианок; их дары дополняют друг друга. Толь- ко в
сочетании служения мужчин и женщин Церковь обретает полно- ту". Служение .
это благословение и для замужних, и для незамужних женщин; в
служении женщина растет духовно. Духовный рост сказы- вается на
всех сторонах жизни: в
семье и вне
ее. Женщина начинает сознавать,
что ценность ее личности . не в человеческом признании, а в том, что
она . образ Божий. Работающие женщины начинают отно- ситься к
своей работе как
к служению Господу;
одинокие женщины перестают чувствовать себя
"невостребованными". "Ибо твой Творец есть супруг
твой" (Ис 54:5). Псалмопевец называет Всевышнего "Отец сирот"
(Пс 67:6); и Отец не оставит нас. Служение женщин .
благословение для семьи.
В служении она становится лучшей
женой и матерью,
с большей ответственностью подходит к
воспитанию детей. Многие мужчины обращаются к служе- нию,
вдохновленные примером своих жен. Это еще крепче сплачивает семью. Служение одаренных
сестер благодатно и
для поместной церкви. Женщины обладают
умением привлекать к
себе людей. Образ
Бо- жий . это
мужчина и женщина вместе (см. Быт 1:27). Тело Христово составляют
мужчины и женщины. И в служении образ Божий не дол- жен
распадаться на "мужскую" и "женскую" половины. В органах
цер- ковного самоуправления, в миссионерских службах,
в церковных ко- митетах, в
программах религиозного образования . всюду должны участвовать
сестры. Я хочу
привести здесь слова женщин, которые работали вместе со мной в
сестринском комитете Библейской церкви "На Северо- Западе",
. о том, как служение повлияло на их жизнь. • Я
узнала много прекрасных женщин, теперь нас
связывают прочные
отношения. • Я почувствовала себя настоящим членом
общины. • Я увидела женщин, достойных подражания.
Теперь я стараюсь "ходить
пред Богом", как они. • Трудиться вместе . это замечательно. • Я
почувствовала свою ответственность перед другими жен- щинами. • С одной стороны, я научилась быть лидером,
а с другой, при- слушиваться к
чужому мнению. • От
меня потребовался творческий подход,
неожиданные ре- шения . это
мне нравится. • Я почувствовала себя членом семьи. • Я научилась слушать других. • Я укрепилась в вере; теперь я вижу, что
Бог не оставляет мо- литву без
ответа. • Я обрела уверенность в себе: Бог дал мне
дары и дал мне си- лы, чтобы их
приложить. • Я
научилась выступать публично.
Я стала лучше
понимать людей, в том
числе тех, кто пришел в церковь впервые. • Я выросла в собственных глазах . и как
человек, и как жен- щина. Я узнала
на себе сестринское отношение моих подруг по комитету.
Теперь я не боюсь
"снять маску", то
есть быть самой собой,
ошибаться и признавать свои ошибки, спокойно говорить о
своих недостатках. За эти годы я на практике убе- дилась, что я
важна сама по себе, а не потому, что я делаю то- то и то-то. Вот что
говорят сестры. Я
думаю, вы согласитесь со мной, что женщине необходимо служить; это нужно
и ей самой, и церкви. Об- щина не
тюрьма, и пастор не надзиратель. (Семья . тоже не тюрьма.) От мужчины .
главы семьи или церковной общины . должно исхо- дить тепло
любви и заботы.
Только в такой
"тепличной
атмосфере" благословения,
одобрения и попечения со стороны руководителей се- стра
вырастет, расцветет и полностью раскроет возможности, данные ей Богом. Каждая женщина
неповторима. В семье,
на службе, в
церковной общине, в
кругу друзей . каждая призвана раскрыть то, что Бог дал именно ей. И
каждая даст Богу отчет: как она употребила Его дары. Я бы хотела,
чтобы моя книга
сыграла свою роль
в жизни вашей поместной
церкви. Сестры! Бог отвел нам почетное место, и Писание подтверждает
это. Будем же служить Ему свободно и радостно; пусть Он действует
через нас, и тогда может произойти то великое, о чем мы и помыслить
не могли, ибо для Него нет ограничений. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Перечитайте отрывок Быт 1:26-31.
Что такое "образ Божий"? Что дано и
мужчинам, и женщинам,
как сотворенным по
образу Бо- жию? 2. Перечитайте отрывки Быт 2:18-25;
Исх 18:4; Втор
33:7; Пс 9:35, 32:20. Как
понимать слово "помощник" (Быт 2:18,
2:20) с учетом его употребления
во всем Писании? Является ли это понимание но- вым для вас? 3. Перечитайте отрывок Быт 2:21-25.
Когда был сотворен брак? Как понимать слова:
"И были оба наги, Адам и жена его, и
не стыди- лись"
(Быт 2:25)? 4. Что означает искупление как для мужчин,
так и для женщин? 5. Что говорит Ветхий Завет о том, как
женщины служили Богу? Пе- речитайте
отрывки, где об этом сказано. (См. выше.) Какие качест- ва позволили
женщинам стать вождями
Израиля? Хотели бы
вы развить в
себе эти качества с Божьей помощью? Какие именно ка- чества вы
могли бы попросить у Бога? 6. Чему
учит нас отношение Иисуса к
женщинам? Что особенно по- ражает вас? 7. Женщины
в первоапостольской церкви .
вдохновляет ли вас
их пример? Что
именно? 8. Обратитесь к Богу с молитвой: пусть Он
укажет вам еще двух или трех сестер
и поможет вам собраться для совместной молитвы об устройстве
сестринского служения в вашей церкви.
|