С.А.Коутс |
Комментарии к Книге Судей Израилевых |
|
|
|
|
|
ГЛАВА
13 p>
В этой главе, где все происходящее . от
Бога. Мы узнаём в ней о том, каким
образом придет спасение народу
Божию в последние дни. Позже в жизни Самсона произойдут события самой разнообразной природы, но в
этой главе все,
что случилось, было
от Бога. Правление Самсона . это
картина того, как
Господь дарует избавление народу Своему, пока
не установится Царство Божие
на земле. Самсон был избран из колена Данова. До сих пор это племя никак не проявило
себя, но теперь Господь дает им
шанс. Примечательно также и то, что
врагами сынов Израилевых ныне выступают филистимляне, . о них хотя
и упоминалось ранее,
но лишь мельком. Филистимляне не входили в
число тех семи народов ханаанских, которые Господь изначально положил к
истреблению. Они вышли
из земли Египетской, и вся их
история не сильно отличалась от
истории Израиля, однако они жили по естественным, природным законам.
На них не
лежала кровь пасхального агнца, они не
получали избавления, они
не пересекали Чермное море,
они не испытали
силу и любовь
Божию в скитаниях
по пустыне. Как
много таких людей
среди христиан в
современном мире! Во
Втором послании к
Тимофею Павел пишет о тех, кто лишь
изображает из себя набожных верующих, а на деле отвергает силу веры. Это обманщики, подобно
филистимлянам
христианского мира не
знающие Бога, не обратившиеся от
грехов своих и
не покаявшиеся. Они
заблуждаются сами и
вводят в заблуждение окружающих, тем самым нанося
ущерб свидетельству о
Господе. В таких 99 обстоятельствах нам
необходима сила Божия.
Справиться с теми,
кто не признает
силу Господню, можно Только силой Господней. Главная мысль данной главы: "И он
начнет спасать Израиля" (ст. 5).
На спасение народа Своего Господь
воздвигает вождей и
правителей, способных вести
за собой людей,
но для успеха необходимо, чтобы каждый человек
испытал острейшее желание
"спасти
Израиля". Особенностью всех
подвигов Самсона была их крайняя индивидуальность: он не вел за собой войска на бой, он все
делал сам, своими руками. О таком
подходе, о собственной тропе веры рассуждает Павел (2
Тим). Чем больше
"филистимлян"
оказывается в рядах
христиан, тем четче нам
нужно представлять, что
значит действовать силою
Божией. Тимофею надлежало стать участником гонений против слова Божия и затем
его заступником. Тимофей .
это Самсон Нового
Завета, стоящий на защите
Евангелия, несмотря на
то, что был он
человеком слабым и
робким. Сила Божия
приходит к тому,
кто умеет отделиться от этого мира
ради Господа. В
этой главе мы
узнаём только о
том, что делал
Бог, . ни слова
ни о победах, ни о неудачах Самсона.
Господь явил Свою
волю: то, что
Самсон стал назореем,
не было его добровольным шагом,
он не давал
обета. Господь просто
призвал его к
себе на служение. В стихе 7 мы
читаем: "Младенец от
самого чрева до
смерти своей будет
назорей Божий". Спасение Израиля придет
от него. Такова воля Божия, и нам следует ей подчиниться. Если мы признаем могущество Бога вершить нашу
судьбу, мы будем
готовы откликнуться на
Его призыв, если таковой
последует. Задумайтесь, исполняете ли
вы Господню волю, живя так, как живете сейчас? Павел писал, что его жизнью распорядился
"Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию
Своею" (Гал 1, 15). Господь
актом Своей воли выделил апостола из мира. Он был избран и
призван на служение, обособлен от остального мира, от мирских мыслей и поставлен
на благовествование, назорей
евангелия. О Тимофее
тоже были определенные пророчества, говорящие
о его призвании
на служение Господу,
и ему нужно
было только собраться с
духом и откликнуться на этот призыв.
Все, что происходило потом, соответствовало напророченному:
Господь не оставлял его и поддерживал во всех делах. Вы скажете, что Тимофей . это особый случай, и к вам это отношения не имеет.
Неправда. У Господа есть
замысел для каждого
человека; и все
мы избраны и
отделены от мира. Ни родителям Самсона, ни
самому мальчику не оставалось выбора.
Жизнь этого человека от чрева матери до самой смерти
была посвящена определенной цели.
Отказаться следовать ей означало потерять себя. Это справедливо для любого верующего: если
мы не слушаемся зова Божия, мы калечим себя духовно.
Согласно замыслу Господню,
мы должны обособиться от окружающего нас мира, от
пагубного влияния его
идей, от всей
заразы египетской, от
всего природного и нечистого. Мы должны быть готовы занять свое особое
место и терпеть упреки и недовольство окружающих. Бритва не должна была касаться головы
Самсона, и в этом был тайный источник его силы. Осознание того, что мы живем в
соответствии с божественным замыслом,
придает нам сил. Я имею в виду не то, что мы должны
испрашивать волю Божью и уповать на то, что Господь благословит наше предприятие,
. так поступают многие люди.
Если же Господь призвал нас на путь
совершенной изоляции от мира, Он постарается, чтобы мы не свернули с него. Христос пришел в этот мир, чтобы исполнить
слово Божие, которым Бог поклялся о Нем 100 людям. Он был истинный назорей Божий, не
разделяющий мирские радости людей. В
Нем не было ничего
нечистого, хотя на
Него пали поношения
людские, которыми они
хулили Бога. "Злословия
злословящих Тебя пали на Меня" (Рим 15, 3). Он настолько был близок к Господу, что все, что люди
говорили в адрес Бога, имело отношение непосредственно к Нему. То был Спаситель Израиля. Божественная сила проявляется в нашем
смирении с тем
местом, которое предназначил для нас Господь. Если мы готовы принять волю Божию, мы
примем и то, что уготовил для нас Господь. У верующего человека первейшая обязанность
молиться . дома ли, в собрании ли, . такова на то воля
Божья. Каждый верующий играет
определенную роль в церкви. Если мы не находим себя в общине,
значит, нам что-то не удалось в жизни.
Если на нас снисходит сила Божия, она помогает нам
выполнять божественную волю. "И
иных Бог поставил в Церкви", то есть ваше
место в собрании . дар Божий. Дары
все разные, каждый
получает свой собственный, и нужно
четко понимать, в чем он заключается, чтобы совершать свое служение и не претендовать на чужую
роль. Не стоит мнить себя апостолом,
если ваше предназначение . быть служкой.
Вот когда вы
смиритесь со своими
скромными обязанностями, тогда
на вас снизойдет великая
сила. Не думайте, что быть назореем .
удел немногих избранных; назореем может и
должен быть каждый
верующий человек. И
если мы подчинимся этому долгу, мы получим божественную
силу. В
этой главе Господь
напоминает нам, что
мы не должны
возводить себе кумиров
и должны следовать за
Богом, а не за Самсоном. В дело вступает
Тот, чье имя чудно. Именно он воздвигает нового
духовного вождя Израилю.
Любой человек имеет
недостатки, даже духовный предводитель,
однако, если мы понимаем, Кто стоит у него за спиною, Кто поставил его на служение, мы будем
видеть в нем не человека со своими слабостями, а воплощение силы Божьей. Счастье
нашего с ним
сосуществования во многом
зависит от того,
понимаем ли и уважаем ли мы роль
каждого из нас в этой единой системе.
И чем сплоченнее мы будем, чем более обособлены от мира,
тем мощнее будет сила, которую дарует нам Бог. Когда
Господь призывает нас
благодатью Своею и
ставит на определенное служение в церкви, Он действует
согласно чудному имени
Своему. Через церковь
Бог являет нам Свою мудрость, а
потому как обидно
порой бывает, когда
прокравшиеся в наши
ряды "филистимляне"
отрывают нас от благостных мыслей о Боге!
Чтобы справиться с незваными гостями, нам необходима
сила, исходящая от Самого Иисуса Христа.
Он является нам в этой главе и возносится на
небеса в пламени жертвенника. Ангел
направил мысли и
устремления Маноя к Господу.
Он сказал, что
не станет есть хлеба Маноева. Интересно, что в жертву был принесен
козленок, а не телец. Настали
времена, когда благоволение Божие падает на
козленка; это Христос .
жертвоприношение и всесожжение. Согласно
воле Господней Христу
надлежало умереть за народ Божий. Какова жертва, такова и сила
Божия. Божественная сила приводит
истинного назорея ко всесожжению. Самсон пострадал
от того, что
сошел с пути
самопожертвования,
очерченного в главе 13,
и встал на путь
удовлетворения своих прихотей. Божественная сила связана с
Вознесенным Христом. Некоторые утверждают, что нет никакой божественной
силы. Но разве Христос не
вознесся? Разве Он не сидит одесную
Отца? Если здесь,
на земле найдется
сосуд, достойный послужить
Господу, истинный назорей,
то неужели Бог не дарует ему
силы, чтобы поддержать сосуд сей в его служении? "Укрепляйся в 101 благодати Иисусом
Христом". Та великая
сила, которой Он
обладает, соразмерна тому высокому месту, которое
Он занимает. Именно такой настрой мы
должны нести миру. ГЛАВА 14 История Самсона полна противоречий
и несоответствий между его достижениями и его характером. Дух Господень указывает нам, что мы должны
различать то, что сотворил Самсон, движимый силой Божией, и
то, что он сделал по слабости своей.
Между его поступками и его проступками пролегает
пропасть. Таким образом, жизнь его
можно разделить на две части и исследовать каждую
из них в
отдельности; более того,
слабости Самсона . это
не просто слабости человеческие. Их природа станет
понятней, если мы
сначала изучим духовную сторону его жизни. Можно выделить три самых ярких эпизода,
в которых, как нам
сказано, Дух Господень сходил на Самсона. Предваряют это слова, сказанные в конце
предыдущей главы: "И начал Дух Господень действовать в нем" (Суд 13,
25). Происходило это
тогда, когда Самсон
находился еще в родительском доме, то
есть до того, как он начал свое общественное служение. То же самое мы видим и у
Христа: Дух Божий почил на Нем прежде, чем Он приступил к исполнению Своей миссии
среди людей. Личное
всегда предшествует общественному. Мы можем попытаться поменять
их местами, но Дух Божий все равно спускается на человека,
когда тот находится наедине с самим
собой. Никто не знает, чему Он учил
этого ребенка, рос он, видимо, с благословения Божия и
под водительством Святого Духа. Самсона всегда отличала небывалая сила . и
физическая, и духовная. Во Втором послании к Тимофею особо
подчеркивается вопрос о силе; мы также больше узнаем о характере филистимлян, противников свидетельства
Божия, причем противников не столько внешних, сколько внутренних. Божественная сила необходима, чтобы победить коварного
врага, а потому Павел повторяет об
этой силе вновь и вновь: "Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы" и далее:
"Страдай с благовестием (Христовым) силою Бога", и, наконец, в
последней главе: "Господь же
предстал мне и
укрепил меня". Но
мы также видим
и проникших в
среду верующих филистимлян, не
имеющих ни веры, ни духа. В них нет
жизни, они не умеют даже разгадать загадку.
Мы с вами знаем ответ, но филистимлянам он
не доступен, . они могут только попытаться
выведать его у знающих людей, на большее они не способны. В первый раз Дух Господень сошел на
Самсона по дороге в Фимнафу, и он растерзал льва как козленка. Мы должны осознать,
что лев был
растерзан силой Божьей,
и Самсон здесь выступает в
роли Господа Иисуса,
"разрушившего смерть и
явившего жизнь и нетление
чрез благовестие" (2 Тим 1, 10). В этом смысл
умерщвления льва. Павел
видит в Нероне воплощение дьявольских сил, враждебных Евангелию, которые желали бы
поглотить свидетельство Божие, но
вмешались божественные силы, "и я избавился от львиных челюстей" (2 Тим
4,17) . Самое главное,
что силы сатаны
были повержены смертью,
из которой произошла жизнь.
Филистимлянам этого никогда
не понять. А
святые оказываются в удивительном положении:
они обретают жизнь через смерть. Вся
сила и вся сладость приходят к нам через смерть. Филистимлян же в смерти ожидает только
смерть. Пчелы, делающие мед, символизируют совместный труд на благо жизни. Если мы с вами примем жертву Христову, мы, подобно тем пчелам, будем
служить друг другу и производить живительную сладость. Эта 102 работа подразумевает
любовь и взаимоуважение; Апостол
пишет о некоторых, отошедших от него. Оставив
Павла, они лишились
свидетельства Божия.
Фигелл и Ермоген,
в отличие от Онисифора, не имеют
жизни. И во времена Павла, и в наши
дни мы нуждаемся в божественной силе, чтобы, потрудившись
все вместе, встретить грядущего Христа сладким медом. Господу Иисусу приятно
будет вкусить от
плода совместного подвизания в любви. И
возможно это только благодаря силе
Божией. Недаром ангел Господень
сказал, что имя его чудно. Из
главы 13 нам столо
ясно, что в последние дни все будет зависеть от назорейства, то есть полного отделения от
мира и приближения к Богу. В Самсоне
мы видим необыкновенную силу Божию,
но видим и
пагубное, тлетворное влияние
мира, направленное на
то, чтобы лишить святых
их назорейства. Мы
не сразу теряем
все без остатка;
это происходит постепенно, исподволь. Мы
начали с того, что признали, что жизнь и сладость приходят к нам через смерть.
Павел говорит: "Если мы с Ним
умерли, то с
Ним и оживем", . это основополагающий принцип.
Самсон
пошел посмотреть труп
льва, желая увидеть
плод своей победы.
Господь тоже смотрит, какой
плод взрастает в
нашей душе в
результате Его смерти
крестной. Он тоже рассчитывает, что
плод будет. Христос
воскрес для того,
чтобы вернуться и
насладиться сладким медом. Он вернулся посмотреть и нашел апостолов в
согласии и любви. Представьте себе, как
воскресший Христос вкушает
мед! Там, где есть любовь и взаимоуважение, святые укреплены друг в друге;
там есть мед. Самсон предстает перед нами человеком, не
умеющим хранить тайны. То, что
приносит нам смерть
Христова, . самая важная
и бесценная тайна,
которую надлежит хранить
в глубинах нашего
сердца. Божественные секреты не публикуются в газетах, они открываются лишь избранному кругу лиц. Каждый христианин .
хранитель тайны, которую
не понять окружающим нас
филистимлянам. Это может
служить нам проверкой. Дело в том,
что мы окружены людьми,
декларирующими убеждения, схожие с нашими; некоторые из этих людей умнее и начитаннее нас. Вопрос в том, есть ли у нас загадка,
способная поставить их в тупик? Так можно
проверить человека на
подлинность его взглядов.
Нахождение отгадки требует мобилизации внутренних сил. Мы должны осознать,
что в нашей жизни не бывает мелочей,
что в
свете смерти Христовой
все имеет свою
ценность. В результате мы имеем дружную компанию святых,
трудящихся вместе над своею пищей.
Разрешив задачку, мы получаем смену одежд, то есть меняем
наши внешние проявления, поведение, характер, обретаем новых друзей. Если мы
хотим действовать силою
Божьей, для нас
жизненно важно понять,
чему учит эта глава. История Самсона поучительна не только с
внешней стороны, но и с внутренней, ибо Дух Господень сошел на Самсона
и поведал ему божественную тайну.
Через смерть Христову наша жизнь меняется
полностью. Наша прежняя
религиозная жизнь, которую
мы вели будучи детьми Адамовыми, отходит
в прошлое. Второй
пример проявления недюжинной силы Самсона мы находим
в стихе 19, где
он расправляется с тридцатью
человеками и захватывает добычу. Третий пример . в следующей главе, когда
братья связали его веревками, но те сделались как перегоревший лен и пали
с рук его,
а он схватил ослиную челюсть
и перебил тысячу филистимлян. Мы видим, что братья его не знали той
тайны, что Дух Господень пребывает с ним. Они были готовы и дальше подчиняться
господству филистимлян, но, поскольку не было 103 на то
Божьей воли, их
смирение говорило о
маловерии. Этот случай
послужил еще одним доказательством в пользу того, что Самсон был невероятно
силен. Сила Божия проявилась в нем необычным
образом: в использовании орудий весьма нестандартных. Никому бы и
в голову не
могло прийти применить
ослиную челюсть как
сокрушительное оружие против тысячи воинов.
Господь часто принимает
нестандартные решения. В 1
Коринфянам мы читаем, что Он призывает
Себе на служение немощных, немудрых, незнатных, уничиженных и ничего не значащих. Нам нужно смириться с этим. Павел тоже претерпел немало лишений и сделался хилым и больным,
прежде чем смог достойно послужить Господу.
В
Писании особое внимание
уделяется моментам, когда
на человека сходит
Дух Господень. То же мы видим и в истории Самсона. Мы видим в этом человеке духовные черты, отмеченные Господом,
и не следует путать их
с личностными качествами этого человека, приведшими его к
поражению. ГЛАВЫ 15 . 16 Поскольку
Самсон был последним
из судей Израилевых, не будем забывать,
что в его жизни Господь
открыл нам те
принципы, которые будут
действовать в последние
дни. На примере Самсона
мы узнаем, в
чем кроется секрет
силы и секрет
слабости. Он постоянно подвергался нападкам со
стороны тех, кто пытался сбить его с верного пути, лишить его силы. Ему пришлось противостоять многим искушениям, и эта его духовная борьба
близка сегодня многим из нас. Как
мы уже говорили,
трижды в Писании
упоминается то, как
на него сходил
Дух Господень. И каждый раз Самсон одерживал победу .
надо львом или филистимлянами. Но далее мы видим, что одной
только силы недостаточно для того, чтобы мы оставались с Богом. Требуется еще
и внутренняя работа.
Человек может обладать
огромной мощью и
страстно желать послужить
Господу, но Духу Святому
решать, кто и когда
обратится к истине. Кроме того, человек всегда
остается человеком, и мы видим в стихе 18, что после своего героического сражения, в
котором помогал ему
Дух Господень, Самсон
почувствовал сильную жажду.
Человек может обладать
великой силой Божьей и совершать во имя Бога великие дела, но при этом ему будет не
хватать, например, жизненной силы в собственной душе. Многие призванные на служение
могут быть отмечены
необыкновенной силой и
успешностью, а внутренне
не иметь покоя; они могут
испытывать сильнейшую жажду. В конце
главы 15 Самсон узнаёт Дух Божий совсем с иной стороны. Возможно, Господь и нас с вами привлечет к
Себе подобным же образом: через
"Источник взывающего".
Павел же говорит о "содействии Духа Иисуса Христа"; апостол жаждет,
чтобы Господь утолил
его страдания, избавил
от гонений и
притеснений, разверзнув в
душе его неиссякаемый источник
содействия и утешения. В Послании к Филиппийцам много
говорится именно о нашем внутреннем состоянии. В жизни у Самсона было два случая, когда
мы видим, как он призывает Господа.
Первый раз это было в главе 15
(ст18), когда, испытывая необычайную жажду, он обращается к Богу. "И разверз Бог ямину
в Лехе, и потекла из нее вода. Он
напился, и возвратился дух его, и он ожил; оттого и наречено
имя месту сему: "источник взывающего", который в Лехе до сего
дня" (15,19). Второй
случай описан в
главе 16 (ст. 28):
"И воззвал Самсон
к Господу и
сказал: 104 Господи Боже!
вспомни меня и
укрепи меня только
теперь, о Боже!
чтобы мне в
один раз отмстить Филистимлянам за два глаза
мои". Мне кажется,
что лишь тогда,
когда Самсон взывал к
Богу, в нем
проявлялся человек величайший и с нравственной, и с духовной
точки зрения. Обращение к Богу . это тот источник, к
которому мы можем припасть, когда наступят последние дни. Сила, о которой Павел писал во Втором
послании к Тимофею, это, скорее, внутренняя, а не внешняя
сила. Я лично
был знаком со
многими людьми . прекрасными служителями Господу, если смотреть на
них со стороны. Но, когда они
попадали в особые обстоятельства, оказывалось, что
за внешней мишурой
внутри у них
пустота. Самсон обладал
недюжинной силой, но он
постоянно ощущал
некоторую внутреннюю
неудовлетворенность, он чувствовал жажду. Когда он призывает
Господа, Тот откликается на его призыв,
но по-новому: Бог
не просто придает
Самсону физическую мощь,
Он утоляет его
внутренние потребности. Мне думается, что
обращение Самсона к
Богу имеет б.льшую
нравственную и духовную значимость, нежели просто
умерщвление нескольких тысяч филистимлян.
Как бы преданно и успешно мы ни служили
Господу, рано или поздно встанет вопрос: имеем ли мы Духа Божия в сердце, или
мы обладаем лишь
внешней силой крушить врагов? Где наш
"источник взывающего", ибо
именно в нем Дух Господень проявляет Себя?
Мы
довольно долго можем
довольствоваться чисто внешними
проявлениями нашей духовной жизни,
однако неизбежно приходим
к малоутешительному выводу:
я посещал собрания, и мне там
нравилось; я общался с братьями моими, и мне было хорошо; я делал свое дело, и мне
все удавалось; у
меня была сила Божия, способствовавшая моему
служению, и я был этому искренне рад, .
но все же мне чего-то не хватает.
Ничто из перечисленного выше или все
вышеперечисленное, вместе взятое, не может дать нам внутреннего
удовлетворения. Не надо бояться,
что внутренняя успокоенность лишит нас силы
совершать служение, напротив, она добавит
огня. Как сказал
поэт: "Все великие
дела проистекают из
глубин покойного сердца". Я полностью согласен с этим
утверждением. В
Числах (гл.21) Господь
взывает к Моисею:
"Собери народ, и
дам им воды". Но в Евангелии от Иоанна мы сами должны сделать шаг к Богу:
"Если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: "дай
Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду
живую" (Ин 4,10). Господь всегда дает что-то людям, поэтому
Он пытается пробудить в них жажду к тому, что Он может им
предложить. В наши последние дни
жизненно необходимо знать, что должно быть у
нас внутри. Эта
книга помогает нам
в том разобраться. Взывание к Богу
.акт внутренней зрелости. Когда Дух Господень согласно воле Божьей
снисходит на Самсона, мы не видим
в этом человеке
особых духовных порывов.
Иначе обстоит дело,
когда он сам обращается к Богу за
поддержкой. В последние дни именно
то, что у нас внутри, поможет нам устоять, . то,
что нам дает
Господь в ответ
на нашу внутреннюю жажду и духовную неудовлетворенность,
которые обращают нас к Богу. Это
вопрос сугубо личный. В связи со всеми этими событиями обращает
на себя внимание одно короткое выражение, довольно часто
употребляемое в Ветхом
Завете: "до сего
дня". Эти слова
обладают нравственной силой
и подчеркивают вечную
природу тех соглашений, которые Господь заключает со
Своим народом. Источник существует и по сей
день, Дух Господень, Который является для
нас "источником взывающего", доступен
нам и сегодня.
Я бы всем вам посоветовал воспринимать Дух Божий как
источник живительной влаги
для каждого, кто 105 испытывает мучительную
духовную жажду. Мы все знаем, как
чудесно получить поддержку в каком-нибудь трудном
деле или помощь
в разрешении конфликта, но, что бы мы
ни делали внешне, как бы ни вели себя в тех или иных обстоятельствах, важнее
всего наше внутреннее состояние, то, что
происходит в нашей душе. Стефан
являет нам в этом убедительный пример.
В словах его
свидетельства чувствовалась необыкновенная сила. Он пересказал собравшимся всю историю
народа Израилева и
всякий раз подчеркивал вину людей в
их собственных несчастьях. Но как бы великолепна ни была речь
Стефана, он явил величие своей души, когда преклонил колени
в молитве к
Господу, пока люди
побивали его камнями.
Его ангелоподобный лик был
озарен светом небесным, в то время как в него летели смертоносные камни. Последние слова его были обращены к Богу:
"Господи! не вмени им греха сего" (Деян 8,60). Читая
эти строки, одно из самых трогательных и величественных мест в Писании, мы видим перед
собой человека необыкновенной, царственной силы, мы
чувствуем величие его души. В этом человеке внешнее и внутреннее
находились в полной гармонии. Второй раз воззвал Самсон к Господу, когда
он лишился зрения и свободы. Его
предали и лишили назорейства, превратили в слепого
и немощного пленника,
забавлявшего толпы филистимлян. Он, служитель Божий, достиг самого дна,
ниже падать было некуда. И вот, из этой бездны он воззвал к
Господу и вознесся на недосягаемую высоту, достигнув высшей точки своего служения. В нем оказалась скрыта необычайная внутренняя
сила, более мощная, чем все мирские силы,
навалившиеся на него, под натиском которых он поначалу отступил. Если внимательней вглядеться в слабости,
проявленные Самсоном, становится
ясно, что он подвергся трем
различным испытаниям. Филистимлянка,
о которой речь была в главе 14, олицетворяет естественное, природное начало, блудница
из главы 16 . начало
плотское, а Далида являет
собой сатанинское начало,
ибо с первых
же строк мы
узнаем, что она сговорилась с врагами
Самсона и приложила максимум усилий, чтобы погубить его. Господь каждый раз
избавляет Самсона от
этих напастей. Дьявол
старается сделать все
возможное, прибегает к
природным, плотским и
сатанинским приемам, лишь
бы добиться своей цели и лишить нас нашего
назорейства. Но мы видим, что,
несмотря на все его слабости и недостатки, в душе Самсона заложено
нечто прекрасное, так что Господь каждый раз протягивает ему руку помощи. Господь избавляет его от филистимлянки в
главе 14 просто тем, что заставляет Самсона разочароваться в
ней. Самсон не получает того, на что
рассчитывает; сначала он убеждается, что перед ним женщина,
способная на предательство, ибо она выдала секрет разгадки врагам его. Разочарование Самсона только усиливается,
когда он обнаруживает, что ее тут же, вскоре выдали замуж
за его брачного
друга. Многие из
нас прошли через
природные искушения и знают, что они не
приносят ничего кроме разочарований.
Нам никогда не удается получить то, на что мы рассчитываем, .
так Господь избавляет нас от природных соблазнов. Блудница
олицетворяет плотские желания,
в результате которых
Самсон оказался в обстоятельствах весьма
стесненных, ибо жители
Газы подстерегали его
в воротах города
и таились всю ночь, чтобы
убить его на рассвете. Однако мы
видим, что у Самсона достает сил, чтобы сбежать
от караулящих его.
И тут обошлось
без вмешательства Духа
Господня . Самсон сам позаботился о
своем освобождении. Видимо, было в
нем что-то такое, что давало ему силы
избежать опасности: он
поднимается среди ночи,
вырывает с корнем
городские ворота вместе
с запором и
бежит. Нередки случаи
в истории церкви,
когда святые Божии 106 оказывались в
ловушке и под
запором, но частенько
в них открывались какие-то
внутренние силы, порожденные их
верою в Господа, которые позволяли им избежать опасностей, которым их подвергли их плотские
стремления. Как радостно видеть,
когда святые, поддавшиеся было искушению плоти
и оказавшиеся в
ужасной ловушке, находят
в себе силы
разорвать сжимающие их путы и
вырваться на свободу, . даже вырвав с косяками городские ворота, . чтобы воссоединиться с
братьями своими, ибо Хеврон символизирует народ Божий. Если мы видим, как
брат наш освободился от уз и вернулся в лоно сообщества Божия, нам не следует попрекать этого
человека его прошлыми
ошибками до конца
его дней, ибо
сие не от
Бога. Лучше поразмышлять о
природе той силы, которая даровала ему свободу, нежели о природе той слабости, которая поставила его
в затруднительное
положение. Исцелившийся прокаженный оказывается более
нравственным и духовным человеком, чем иной праведник, не знавший ни болезни, ни хвори. Такие уроки дает нам Божья благодать. Далида же является воплощением дьявольских
сил, напрямую противостоящих Господу.
С самого начала она
пытается выведать у Самсона его секрет, и в конце концов ей это удается. Это предупреждение всем нам. Подумать
только! Человек столь
необыкновенной силы оказался обыкновенным сентиментальным
слабаком! Сила свидетельства Божия заложена в назорействе. Далила же пустила в ход все свои чары,
чтобы вызнать тайну Самсонову, и, узнав ее, немедленно предала
его. Причем она не просто обрезала
его волосы, она обрила его наголо, чтобы и следа
не осталось от
его назорейства. Самсон
доверился этой коварной женщине, в результате чего
поплатился своим статусом
приближенного к Богу
человека. Филистимляне захватили его
в плен, ослепили,
посадили в темницу
и сделали посмешищем, забавой на потребу толпе.
Какая бездна. . . Казалось
бы, он пал
безвозвратно. Но в
этом человеке не погасла жизнь, в его душе
еще бурлили жизненные силы, и мы видим, что волосы у него начали отрастать. У
человека, пившего воду жизни
из "источника взывающего", душа не умирает, и волосы начинают расти
вновь. И хотя враги выкололи ему
глаза, именно его слепота стала его освобождением, ибо
до того все
его беды проистекали от того, чтО
он видел: "И
увидел в Фимиафе женщину из
дочерей Филистимских", "и увидел там блудницу" и так
далее. Так что, ослепив его, филистимляне
только оказали ему услугу. Такова была
на то воля Божия. Господь всегда готов прийти на
помощь, как бы низко мы ни пали. И даже тогда, когда мы опрокинуты дьявольскими силами,
Господь избавит нас от мучений, если мы подчинимся Его воле. Когда Самсон, несчастный слепец, который "молол в доме узников" и забавлял народ,
воззвал к Господу, он, как никогда
ранее, проявил себя во всей своей духовной красоте и мощи. В тот последний день он смог
принести больше пользы, чем за все прежние годы жизни. Но сделать он это смог умерев. Он узнал, что смерть его была секретом его
исполинской силы. Давайте не будем об этом
забывать. Первый
призыв Самсона в
главе 15 был связан
с жизненной силой:
"источник взывающего"
находился в том месте, где Господь вливает жизненные силы в душу ослабевшего человека. Второй призыв . это сила смерти. Так мы узнаём, что жизнь и смерть
неразрывно связаны друг
с другом. Павел
пишет коринфянам: "Мы
живые непрестанно предаемся
на смерть"; "Я
каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе
Иисусе" и далее снова: "Смерть действует в нас, а жизнь в
вас". Павел узнал не только тайну
жизни, но и
тайну смерти. Когда
тайну смерти постиг
Самсон, он стал
готов отойти в мир иной. Он достиг своего зенита, ибо при смерти
своей он умертвил людей более, 107 нежели в жизни
своей. Когда мы смиряемся
с неизбежностью смерти,
в нас совершает
свое великое дело сила Духа
Господня, и мы становимся полезным орудием в руках Божиих. ГЛАВЫ 17 . 18 В предыдущих главах мы читали о том, как
люди отошли от Господа, забыли о Нем, но здесь мы
сталкиваемся с гораздо
более серьезным прегрешением .идолопоклонством, напрямую связанным
с именем Господа.
И такое идолопоклонство очень распространено сегодня в христианской
среде. На горе Ефремовой мать Михи учит его
поклоняться истуканам, упоминая при этом имя Бога и
посвящая серебро свое
Господу. Дух Божий
говорит нам о
том, как благословенно место присутствия Божия
среди людей, и вот слова эти
воплощаются в чудовищной языческой форме. Воздвигается фальшивый кумир, фальшивый
ефод. Внешне все правила соблюдены,
но по сути
это не более
чем фальшивка. Задумайтесь, чему поклоняетесь вы:
истине или ее суррогату? Мать
Михи . земная женщина,
она проклинает, а
не благословляет; это
не небесный Иерусалим. Если
для того, чтобы приблизиться к Богу, нам требуется истукан, некий образ, особый ритуал, это
означает, что мы утратили духовное видение.
Человеку
легко оказаться на
скользкой дорожке поклонения литым кумирам . ведь их можно множить,
была бы только
форма! Если мы
погружаемся в обрядовость, повторяем заученные слова и молитвы, мы попадаем под
угрозу влияния литых истуканов вместо
того, чтобы жить в свете
божественного откровения. Опасность
всех этих кумиров и истуканов не только в том, что их
предельно просто оттиражировать; они являются продуктом человеческих представлений о Боге . не
о Том, Кто Он есть согласно Писанию, но о Том, каким Он видится нашему воображению. Людям следует бережней относиться к святым
вещам. Печально читать о левите, внуке Моисеевом,
в таком невыигрышном контексте (Суд 17, 8 и 18, 30). Просто позор! Этот молодой человек покидает Вифлеем Иудейский, чтобы пожить, где случится. Дед его воскликнул в свое время:
"Изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал!". Колено Левитово достойно служило Господу,
а теперь один из них так низко пал!
Он покинул родной город,
отказался от своих обязанностей и отправился на поиски приключений. Подобно Диотрефу,
он искал не
Бога, а свое
место под солнцем.
Когда мы так
поступаем, дьявол не замедлит
призвать нас к себе, соблазнив на откровенное идолопоклонство. В главе 18 сыны Дановы ищут себе новые
земли. Перед нами люди, получившие от
Бога удел, вкусившие
божественного благословения, но решившие, что этого им недостаточно. Они олицетворяют тех,
кто ищет себе
наследие на земле,
ибо небесные блага
для них слишком тяжелая ноша. Они описывают Лаис, как место весьма
обширное, где нет ни в чем недостатка.
Когда люди говорят,
что они богаты, что они
ни в чем не нуждаются, это внушает опасения. Такую религию исповедовал
Миха. К этому стремились и сыны
Дановы. Небесный удел был для них
слишком тесен и
мал, а потому
они нашли себе
землю, где не
было правителей, которые могли
бы пристыдить их.
Самсон, проявив слабость,
позже раскаивается в
своих ошибках; сыны
же Дановы пребывали
в своих заблуждениях до самых дней
вавилонского пленения. 108 Однако в конце главы 18 мы узнаем, что все
это время в Силоме находился дом Божий.
Несмотря на
идолопоклонство, махровым цветом
расцветшее по всей
земле Израильской, в Силоме находился
дом Божий! Сынам
Дановым он оказался
ни к чему, но оставались еще Вооз, Елкана,
Анна. Мы видим
две полярные системы
взглядов. Одни люди
на словах прославляли Господа, а на
деле были втянуты в чистейшей воды идолопоклонство, ибо они не желали наслаждаться
дарованным Богом наследием, предпочитая земные радости. Но были и другие, почитавшие Господа в сердце
своем, хранившие дом
Божий в Силоме,
и скинию собрания, и ковчег
завета. Уберечь
нас от идолопоклонства могут Послания Иоанна,
где он разъясняет природу истинной жизни и ее
имитации. Иоанн поможет нам
оставаться в Силоме при доме Божием, где почитается Господь и
где Христос занимает достойное место.
ГЛАВЫ 19 . 21 Начиная
с главы 17 и
до конца книги
мы узнаем о
событиях из жизни
народа Божия, которые
характеризуют его с
весьма неприглядной стороны.
Уровень их нравственности пал крайне низко.
Сначала они связали
Имя Божие с
местными языческими представлениями. Казалось бы, что может
быть ужасней? Но это страшное
прегрешение не возбудило всеобщего негодования среди
сынов Израилевых, в
отличие от преступлений, совершенных в Гиве.
Бесспорно, есть
вещи, с которыми мы не желаем мириться,
и наша естественная реакция . возмущение, но часто эти
вещи . еще не самое страшное из того, на что способны люди. Когда Миха при содействии внука Моисеева соорудил
у себя в доме храм Господень,
все общество Израилево от
Дана до Вирсавии
не стало собираться для осуждения, хотя
повод был весьма существеный. Данная
история показывает, что
людей более задевает
нарушение неких нравственных норм, нежели
оскорбления, напрямую нанесенные Господу,
принижающие Его авторитет
и затеняющие Его
славу. Наше естественное сознание способно увидеть
проблему, но этого недостаточно, чтобы
заставить нас вступиться за Бога и
Его поруганное достоинство; для такого поступка надо
слишком глубоко и искренне любить Господа.
То, что произошло в Гиве, несомненно, было
ужасно и являлось
неизбежным следствием тесного
общение сынов Израилевых с
хананеями. В Писании
сказано, что "беззаконие и срамное дело" царили в Израиле. Люди совершенно справедливо были
возмущены, а потому и собрались все в едином порыве в
Массифе. Как бы
ни было ужасно
их моральное состояние
на тот момент, совершенное в
Гиве зверство потрясло
их до глубины
души. Левит сказал:
"Они сделали беззаконие и
срамное дело в
Израиле" (ст. 6),
и народ соглашается с ним: "Срамное дело, которое они
сделали в Израиле" (ст. 10), а
затем в стихе 13
люди призывают наказать
и искоренить все зло
"из Израиля". Как
часто мы произносим правильные слова, не
пропустив их через
свою душу! Как видите, всю вину народ
возложил не на Израиль в целом, а лишь на Гиву Вениаминову. Если бы они восприняли это
преступление как грех всего народа, они пали бы ниц и молили Бога о прощении и милости. Но сыны Израилевы встали
на ложный путь, который Господь не мог одобрить. Они не прочувствовали этот грех,
хотя говорили верно. Их возмущение
злом было 109 естественной реакцией, но
оно не было плодом единения с Богом.
Они не искали Его совета, они сами принимали
решение. Они говорили, что не
потерпят в среде своей таких злодеяний и осудят злодеев
немедля. Мысль верная, но при этом
народ Божий не счел нужным обратиться к Богу. И
хотя люди взялись
за дело с
верою, только понеся
серьезные потери от
своих противников и
пройдя через другие
тяжкие испытания, они,
наконец, пришли к
тому состоянию, когда
воззвали к Богу о помощи. И
даже после этого они не порадовались своей победе. Напротив, они с ужасом осознали, что чуть
не истребили целое колено Израилево.
И все потому, что они
изначально основывались на ложной предпосылке, не видя в совершенном преступлении вины всего
народа. Им не мешало бы вспомнить,
что сказал Господь, когда Ахан нарушил Его запрет:
"Израиль согрешил".
Наказание Господне пало на весь народ. В случае с Гивой должно было
случиться то же самое. Если среди
людей Божьих происходит какое-либо преступление, тень падает
на всех без исключения, на весь Израиль, а потому мы все должны принять на себя часть
вины и позора и склониться перед Богом в акте величайшего смирения. Если бы израильтяне
поступили таким образом, это произвело бы совсем иное впечатление и на сынов Вениаминовых. Я
думаю, всеобщее раскаяние
и разделение вины
за их преступление тронуло бы их до глубины
души и пристыдило бы их. Всякий
раз, когда мы
хотим каким-то образом
наказать братьев своих,
мы должны основываться именно
на этом принципе,
ибо таково требование Господа. Прежде чем простереть карающую
руку, задумайтесь, к
Богу ли обращена
ваша душа? Когда
мы видим несправедливость или
грех, проще всего возмутиться и осудить.
Но к Богу ли обращена душа наша? Сколько вокруг нас несправедливости,
нечестности и зла, но верны ли наши ощущения и оценки? Павел писал коринфянам: "Вы
возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать" (1 Кор 5, 2). Даже если мы не знаем, как поступить со
злодеем, лучше воскорбеть о нем, и тогда Господь Сам позаботится о наказании. Израиль
в конечном итоге дошел до
понимания этой истины; им пришлось много
скорбеть. Они плакали и постились и
возносили всесожжения и мирные жертвы пред
Господом и, наконец, поняли, что сыны Вениаминовы . братья их. Они были сурово
наказаны, потеряв в
сражении двадцать две
тысячи человек в
один день, а
на следующий . еще
восемнадцать тысяч, Господь
остался глух к их мольбам. Они
были искренне возмущены
преступлением и поклялись наказать виновных самым суровым образом, но сердце их было не с
Богом. В
колене Вениаминовом положение
было еще хуже.
Преступление совершил не
весь народ, а лишь некоторые
жители Гивы, люди развратные, однако весь народ отказался осудить их, а
это хуже, чем
совершить преступление. Отказ
осудить грех есть
грех более тяжкий.
Одного богослова как-то
спросили, какое преступление должен совершить христианин, чтобы быть отлученным от
церкви. Он ответил, что нет такого
греха, за который мы могли бы изгнать брата нашего из общины,
но вот отказ осудить его преступление может послужить причиной удаления таких
либералов из сообщества святых. Это очень важный момент. Зло
может прийти с
любой стороны, но
оно должно быть
обличено. Святость Господа
и праведность престола Его
требуют суда и
обличения, и, если
мы отказываемся пойти
на это, тогда
все остальное не
имеет смысла. Сыны
Вениаминовы не пожелали
осудить злодеев и
выдать их Израилю, а потому жестоко
поплатились за это, но поразили их не израильтяне, а Сам Господь. 110 Дважды
народ Израиля собирался
на совещание, чтобы
обсудить то, как
им следует поступить. Это, конечно, легче, чем просить совета у
Бога. В наши дни подобное происходит повсеместно. Люди
собираются, движимые искренним
негодованием по поводу той
ли иной несправедливости или
беззакония, чтобы осудить
виновных, но прибегают
они к способам далеко не
духовным, а потому
результаты бывают весьма
плачевны. Господь никогда
не благословил бы
истребление целого колена Израилева.
Нам
следует внимательней изучить
положение дел в
Израиле и извлечь
оттуда уроки. Осуждая кого-либо, мы
склонны говорить "он", "она", "они", мы
же должны научиться говорить "мы". Должен признаться, что мне самому зачастую
не хватает на это мужества: я вижу много зла в христианской среде,
но я еще не готов принять на себя часть вины за эти прегрешения. Однако если мы близки к Богу, у нас должно
хватить на это сил. Среди
греха и грязи этого мира проходит
тропа, по которой пройдет
удаляющийся от зла,
иэта тропа не выведет его за пределы Израиля. Те
семьсот человек из
колена Вениаминова могли
бы славно послужить
Господу. Это были неплохие люди и
отличные воины. Но, к сожалению, даже избранники Божии иной раз не способны осудить
грех. А как жаль! Как печально видеть, что люди, которые
лучше нас, не могут или не желают дать
оценку явному и откровенному злодейству.
Сильные, талантливые, честные, набожные,
богоизбранные люди, не желающие осуждать зла. Иуда
шел первым, ибо
таково было Божье
повеление, но Господь
не дал им
победы: Израиль потерял в бою
сорок тысяч человек, за два дня. Такова была кара Господня. Не нам обсуждать то, как Бог
карает Свой народ. Нравственное
состояние Иуды, как и всего Израиля, оставляло желать
лучшего. Да, они
были возмущены содеянным
в Гиве, но
они неверно чувствовали. И Господь наказал их так, чтобы они смогли
прочувствовать тяжесть греха так, как того желал Бог. Только после этого Он говорит им: "Я
завтра предам его в руки ваши" (Суд 20, 28), и далее в стихе
35 мы видим, как Господь поразил Вениамина пред израильтянами. Уверенность в собственной праведности и
гордость за себя могут незаметно войти в нашу жизнь даже
тогда, когда мы пытаемся
бороться со злом.
Если мы принимаем позицию:
"Ты неправ, а я прав",
можно считать, что мы уже во власти самоправедности. Не этого ждет от нас Господь. Мы должны
прийти к Богу,
чтобы научиться быть
друг с другом,
а это возможно только через смерть
Иисуса Христа. Когда
они пришли к
Финеесу, они совершили
всесожжение и жертвы
мирные. Там находился и ковчег
завета. Финеес был единственный, кто
как дОлжно осудил зло в целом. Во всем Писании не найдется
человека, который бы столь рьяно и беспощадно обличил грех, но Господь сказал
о нем: "Возревновал по
Мне" (Числ 25, 11).
Нам всем надлежит
ревностно осуждать зло,
но не из
собственных побуждений, а
ради Господа. Каждый
раз, когда мы обличаем чей-либо грех,
мы должны задумываться, а ради ли Господа мы это делаем. Если да, то мы почувствуем аромат всесожжения и
жертвы мирной и
узрим ковчег завета.
Не будем забывать об
этих основах. Финеес
обладал ковчегом Божиим,
который благословил его священство, а потому им
двигали не человеческие соображения, им двигал Господь. Он взял в руку свою копье, ибо
"возревновал по Господу", его гнев был не природным, но
божественным, священным. Мы все должны испытать нечто
подобное. Люди обязаны осуждать грех,
ибо нам дано различать добро и
зло, но делать это мы должны, находясь рядом с Богом, ибо в союзе с Господом мы это сделаем
наилучшим образом. Павел был Финеесом
Нового Завета. 111 Так, на каком основании стоим мы с
вами? Следовать за Богом и быть с Ним
мы можем только при условии
приношения всесожжения, то есть через смерть Христову. Пребывать же с братьями нашими мы можем,
принеся жертву мирную, то есть тоже через смерть Христову. И тогда мы сумеем
избежать искушения гордыней
и уверенностью в
собственной праведности, когда будем осуждать
зло. Господь не потерпит
безапелляционных заявлений, типа "Брат мой ошибается, а я
прав". Мы должны понять и
принять тот факт, что с Богом и с братьями нашими мы пребываем, только
благодаря вере в Иисуса Христа. Ковчег завета напоминает нам о том принципе обособления, котороый нам никак нельзя забывать, ибо именно
завет Божий лежит в основе всего сущего.
Христос есть ковчег завета; благодаря Ему мы
благословенны в Господе. То, что народ не приносил жертвы за грех,
мне кажется особо примечательным.
Вместо нее были
принесены всесожжение и
жертва мирная. Это
еще раз подчеркивает то, что мы пребываем с
Господом не потому,
что мы чисты, праведны
и непорочны, но
исключительно благодаря Христу. Осуждая других, нам следует помнить, что
мы ничуть не лучше их. Мы с Богом не
потому, что мы лучше.
Мы вправе обличать
грех и отдаляться от него, но
не это право лежит в основе
нашего союза с Господом и друг с другом.
Бог сначала карает Свой народ и лишь
после этого позволяет
им совершить суд
над Вениамином. Суд этот
оказался столь суров, что Израиль чуть
не лишился целого колена, так что люди раскаялись в своем рвении и воскорбели о брате
своем. Они подняли громкий вопль пред
Богом о Вениамине. Это урок нам всем: во времена
противостояний нам иногда приходится обособляться от братьев своих. Для того чтобы удержаться с
Богом, нам требуется большое рвение и глубокая вера, но в результате мы рискуем потерять
немало наших братьев. Чувствуете ли
вы это всем сердцем своим? Есть ли у вас ощущение, что вы
теряете Вениамина? Я думаю, без этого
мы не сможем идти дальше. Частью наказания
было практически полное
уничтожение целого колена.
Если бы с
самого начала люди повели себя
более духовно, таких радикальных мер не потребовалось бы. На днях
я разговаривал с неким прихожанином, который рассказал мне, что
недавно их община была вынуждена
отлучить одного из братьев. Я
спросил, не пытались ли люди потом примириться с этим
человеком и вернуть его в лоно церкви.
Ответ был отрицательный. Мы долго разговаривали и, к моей
радости, пришли к
пониманию того, что,
если бы с
ним обошлись более милосердно, этот
человек мог бы быть
спасен. Израильтяне тоже пришли к такому выводу
относительно сынов Вениаминовых. В
этом . главная мысль последней главы: Вениамин понес
заслуженное наказание, но
сыны Израилевы поняли,
что чуть не
лишились брата. Они
раскаялись, но не
в том, что
наказали зло, а
в том, что
братья их так
сильно пострадали. Они дали обет и сдержали слово. Они поклялись, что умертвят всех, кто не
придет "пред
Господа". И они истребили всех
жителей Иависа Галаадского. Если бы сыны Израилевы были людьми более
духовными, они бы не стали клясться.
Они же поклялись, что не отдадут дочерей своих
за сынов Вениаминовых. Это был
правоверный порыв, поставивший их в весьма
затруднительное положение. Последняя
глава повествует о том, на
какие ухищрения им
пришлось пойти, чтобы
добыть жен для
оставшихся шестисот человек из
колена Вениаминова, чтобы
продолжился род их.
Если мы считаем
человека святым, нам будет нелегко
проститься с ним. Возникает вопрос, как этого не допустить. И дело тут не в верности, и не в
праведности. В своем вполне
благородном порыве наказать злодеев 112 они прибегли
к неверным методам,
в результате чего
чуть было не
навлекли на Израиль величайшую беду. Этого не случилось бы, действуй они в Духе
Божием. Заключительные главы книги дают нам
картину нравственного состояния Израиля.
В них действуют не политики, то
есть судьи, а простые люди. Мы видим,
как далеко отошел от Бога простой народ. Даже то, как они попытались покарать зло,
выявило степень их нравственного падения. Каждый
делал то, что
ему казалось справедливым. Это урок нам
всем: Господь с подобным мириться не
желает. Если
мы извлечем все
необходимые уроки из
Книги Судей, это
поможет нам лучше разобраться в Книге
Руфь. В ней говорится о том, чт. есть
Божие. В Судьях Господь показал нам, как
развратился мир, а
в прекрасной Руфи
мы находим отдохновение. Господь показывает, что и в таком
окружении оставались люди, искренно преданные Богу. |