С.А.Коутс

Комментарии к Книге Судей Израилевых

 

 

 

                                                                                                                                                                      

ГЛАВА 7  

 

  Книга  Судей  показывает  нам,  как  Господь  избавляет  народ  Свой  от  врагов  во  времена,

когда  нет  рядом  ни  апостолов,  ни  пророков.   На  протяжении  всей  истории  церкви  Бог  не

оставлял  святых  в  беде.  Нам  нужно  духовно  расти  и  развиваться,  чтобы  научиться  слышать

Господа и различать, куда ведут стези Его, чтобы не следовать за искушениями мира сего, но

ценить то, что Богово.  

  Насколько самонадеянны должны были быть люди, о которых шла речь в седьмой главе

Книги Иисуса Навина!  Они с небрежностью отнеслись к силам противника, ибо были слишком

уверены  в  себе.   Здесь же,  в Книге   Судей, именно Господь решает малыми силами поразить

врага, "чтобы  не  возгордился  Израиль  предо  Мною".   Господь  старается  научить  нас  не

превозноситься в своей гордыне, поэтому Он и проводит столь тщательный отбор, отсеивая все

лишнее: для Него важно не количество, а качество. 

  Те, кто "лакали воду ртом своим с руки", (ст.5-7), оказались прекрасными воинами.  Так

посчитал Господь.  Второе послание к Тимофею тоже  было написано для того, чтобы отобрать

достойных послужить Богу.  Служение Богу . очень ответственная миссия, и Павел вынужден

признать,  что  многие  отошли  от  него.   Апостол  обращается  к  лучшим  воинам,  тремстам

избранным: "Дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия" (2 Тим 1, 7).  Если не

будет в нас мужества и силы, мы не сможем сохранить в себе Божие, не сможем противостоять

влиянию мира.  В этом проблема современности: люди Божьи слишком слабы духом, чтобы не

поддаваться очарованию плоти.  

  87

  События,  описанные  в  предыдущей  главе,  имеют  больше  отношения  лично  к  Гедеону;

здесь же мы читаем о тех, кто становится орудием в руках Божиих.  Что бы ни делал Господь,

кого  бы  ни  использовал  для  воплощения  Своих  замыслов,  слава  всегда  принадлежит  Ему. 

Среди народа Божия, как правило, наблюдается странная тяга к массовости.  Многочисленность

еще  не  говорит  о  единстве,  напротив,  зачастую  чем  больше  народу,  тем  больше  разобщение. 

Лучше иметь триста человек с одними мыслями, с едиными устремлениями, нежели тридцать

две тысячи воинов, которые думают, чувствуют и действуют вразброд. 

  Если мы хотим, чтобы Господь призвал нас на служение, мы должны очень внимательно

отнестись  к  тому,  как  ведем  себя  в  малом,  по  отношению  к  вещам  на  первый  взгляд

незначительным.  Давайте молить Бога, чтобы Он доверил нам послужить Ему.  Павел пишет

Тимофею: "Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа".  Личное всегда должно

предшествовать  коллективному.   Проверка  на  то,  как  люди  будут  пить  воду, .  прием

простейший, но так пожелал Господь.  Мы никогда не знаем, когда настанет час проверить нас,

поэтому мы должны серьезно относиться даже к житейским мелочам.  Быть может, именно эти

мелочи  смогут  вывести  нас  на  путь  служения  Богу.   Людей,  которых  призвал  Сам  Господь,

видно всегда . есть в них что-то особенное, но в чем этот секрет, мы не знаем.  Это сосуды

почетные,  благопотребные  Владыке.   Каждый  верующий  должен  желать  быть  призванным,

чтобы послужить Израилю наилучшим образом.  

  Воины  хотели  пить, .  в  этом  не было ничего особенного; они просто  зачерпнули воду

рукой и утолили жажду.  Казалось бы, мелочь, но это лишний раз подчеркивает, что проверять

нас будут в мелочах, и, если наше поведение не будет благоугодно Богу, Он не возьмет нас к

Себе в служители и не будет нам почета.  Это, конечно, не означает, что мы перестанем быть

христианами,  мы  просто  не  будем  избраны  на  служение.   Главное  понять,  одобряет  ли  нас

Господь.   Не мы  сами,  а  Господь!  Апостолы  говорят  нам,  что  не  тот  достоин,  кто  сам  себя

хвалит, но кого хвалит Бог. 

  Не  только  в  самые  ответственные  моменты  нашего пути, но и  всегда  приятно  получить

поддержку  от  Бога  и  подтверждение  правильности  выбранного  направления.   Так,  Господь

посылает Гедеона  в  стан, чтобы он услышал сон и его толкование.  Бог подкрепляет Гедеона

как   физически,  так и  духовно.  Лишь поклоняющийся  Богу может  стать настоящим  воином. 

Если  бы  всем  нам  довелось  получить  такое  толкование  такого  сна,  мы  все  бы  поклонились

Господу.   Булка  ячменного  хлеба  из  сна  помогает  Гедеону  осознать  собственную  малость. 

Таким  он  был  с  самого  начала:    в  доме  отца  моего  младший".  Он  не  думал  о  себе,  как  о

великом  человеке,  и  в  этом  была  его  сила.  Признаём  ли мы  то,  что  Христос  был  распят  по

немощи  Своей?    В  этом  проявилась  сила  Божия,  ибо  сказано:  "Немощное  Божие  сильнее

человеков" (1 Кор 1, 25).  Господь встал на сторону слабости и сказал, что в этом и заключается

Его сила.  Людям очень непросто понять и принять такое положение вещей.  Ячменный хлеб

символизирует  немощь  и  незначительность  того,  кого  избирает  Господь,  и,  если  мы  хотим

послужить  Израилю,  мы  должны  осознать,  что  Господь  стоит  на  стороне  немощных,

бесславных,  презираемых  и  бесполезных.   Готовы  ли  мы  идти  за  Богом  именно  в  таком

качестве?  Если нет, второй раз Он может и не позвать.  

  Осознав же, на чьей стороне Бог, мы начинаем поклоняться Ему, а Он начинает готовить

нас к битве.  Поклоняться Господу означает отказаться от себя, посвятить себя Богу, впустить

Его в глубины своего сердца.  И в этом . наша сила.  Человек, исполненный Богом, исполнен

  88

силой.  Апостолы говорили об этом с необычайной уверенностью.  "И был я с вами в немощи и

страхе и  в великом  трепете" (1 Кор 2, 3).  Думаю,  это не просто оборот речи. Павел, должно

быть,  действительно  в  великом  трепете  совершал  свое  служение.   Когда  я  вижу,  как

проповедник  трепещет,  выходя  к  кафедре,  я  радуюсь,  ибо  уверен,  что  святые  сейчас

обязательно  услышат  что-то  необыкновенное  и  весьма  поучительное.   Мне  кажется,  данная

глава . это ветхозаветная версия  главы 4 Второго послания к Коринфянам.  Глиняные сосуды

говорят нам о том, какими непритязательными орудиями Господь может пользоваться во славу

Себе.  Как странно, что немощь может быть силою!  

  Ячменный хлеб представляет Христа внешне немощным и приземленным. Точнее, речь,

скорее всего, идет о святых Божиих.  Мы должны смириться со столь незавидным положением. 

Павел научился жить в образе ячменной лепешки и при этом приносить славу Господу; славу .

из немощи.  Ему не сразу дался урок, но со временем он понял, что немощь, страх и великий

трепет . его неизменные  спутники.  Он научился этому только  благодаря Богу.  И дано ему

было  "жало  в  плоть",  чтобы  его  ни  на  минуту  не  оставляло  сознание  собственной

беспомощности.  Затем он был заключен в темницу и был лишен возможности проповедовать. 

Все ходы были перекрыты, но именно в это время сила Божия проявилась в нем как никогда, и

он  понял,  что  "Когда  я  немощен,  я  силен" (2  Кор 12, 10).   Он  находился  в  том  же  духе

поклонения  Богу,  как  Гедеон,  который  "поклонился  Господу".   Как  чудесно,  осознав

собственную  немощь,  с  благодарностью  поклониться  Богу, .  так  поступил  Гедеон,  так

поступил и Павел.  

  Когда  Гедеоново  войско  вступало  в  бой,  в  руках  у  них  были  трубы,  светильники  и

кувшины, которые потом еще и разбили.  Труба символизирует слово свидетельства Божия, как

сказал  Павел:    веровал  и  потому  говорил" (2  Кор 4, 13).   Если  мы  сможем  вооружиться

оружием Божьим, то враг непременно будет разбит, как бы велик и силен он ни был.  Я думаю,

сила как раз и заключается в свидетельстве Божьем.  Спасти нас может только то, что исходит

от Бога.  

  Светильники символизируют Бога, озарившего сердца верующих, это свет познания славы

Иисуса Христа, Господа нашего.  Светильники несут свет.  Павел говорит: "Сокровище сие мы

носим  в  глиняных  сосудах",  то  есть  свет  заключен  в  сосудах,  и,  чтобы  он  воссиял,  сосуды

должны  быть  разбиты.   Из  Послания  к  Коринфянам  мы  понимаем,  что  самому  суровому

испытанию  подвергаются  именно  сосуды.   Они  упоминаются  в  связи  со  смертью  Иисуса

Христа.  Сокровище, о котором идет речь, и есть этот свет.  Он озарил наши души, чтобы потом

сиять из них в окружающий нас мир.  Без сомнения, Павел помнил об этой главе Книги  Судей,

когда писал свое письмо в Коринф, главу 4.  Совершенство и могущество силы сей исходят от

Господа, а не от нас с вами. Мы отвсюду притесняемы . мы, сосуды, . но не стеснены, ибо

сила  Божия  оставляет  нам  путь  открытым.   Мы  в  отчаянных  обстоятельствах,  но  не

отчаиваемся, ибо сила Божия оставляет нам путь открытым.  Мы гонимы .  мы, сосуды, . но

не оставлены, ибо сила Божия оставляет нам путь открытым.  Мы низлагаемы, но не погибаем,

ибо  сила Божия  оставляет  нам  путь  открытым.  В  этом . сила.  А  для  кувшина  не  остается

ничего, кроме испытаний и гонений, что равносильно его разбиванию, но зато в мир врывается

луч света.  Если воссияет Божие, ни один враг не устоит.  

  Сосуд примечателен не своей силой, но своей немощью.  Перед нами глиняный разбитый

кувшин.  Истинный раб Божий должен смириться со смертью Христовой и погребением Его в

  89

нашем теле.  Когда умер Христос, это все равно что разбили золотую вазу.  В смерти Христовой

мы видим то, как божественный Сосуд становится доступен человеку только после того, как его

разбивают.  В этом и разгадка.  Но готовы ли мы примириться с этим?  Только так мы станем

сильны.  Главная задача нашей жизни в том, чтобы в нас проявилась жизнь Христова.  А жизнь

Христова есть любовь в действии.  Но для этого необходимо, чтобы в нас умерло все плотское,

все мирское.  Только так мы сможем стать сильными.  

  Гедеон  говорит:  "Смотрите  на  меня  и  делайте  то  же".   Вот  в  чем  заключается  сила

настоящего  вождя:  он  не  только  велит  нам  что-то  делать,  но  и  сам  идет  впереди,  подавая

наглядный  пример.   Таковыми  были  и  апостолы:  "Взгляни  на  нас" (Деян 3, 4).   Звук  трубы

подобен  свидетельству Божию:    веровал и потому говорил".  Павел очень громко трубил  в

свою трубу, и враг пал.  

  В этой главе показана уверенность народа в Боге, его недоверие плоти и готовность всю

славу победы возложить на Господа.  Это . основополагающий принцип.  Когда звучит труба,

она  возвещает  о  Боге.   Апостол  Павел  тоже  говорит,  что  оружие  его  было  сильно  Богом  и

сокрушало неприступные твердыни.  

  По воле Своей Господь призывает к Себе на служение только тех, кого считает нужным. 

Мы должны понимать, что последнее слово остается за Богом, но это не значит, что мы сами не

должны  стремиться  послужить  Господу.   Когда  Господь  будет  принимать  Свое  решение, Он

посмотрит на человека, на его жизнь и поступки.  Есть сосуды для "почетного употребления" .

золотые и серебряные; для них Господь найдет высокие нравственное применение.  Господь не

станет трогать низкого и недостойного.  Поэтому мы всегда должны быть начеку, всегда готовы

к проверкам и испытаниям.  Быть может, Господь так и не призовет меня к себе на служение, но

готов ли я, если это все же случится?  Это как запасной двигатель: он всегда должен находиться

в рабочем состоянии, даже если воспользоваться им никогда не придется.  Замечательно быть

таким  запасным  сосудом  и  быть  всегда  готовым  послужить  Богу  там,  где  Ему  потребуется. 

Триста воинов . это те самые сосуды, призванные послужить Господу.  

 

 

ГЛАВА 8  

 

  Иногда  простой  победы  над  врагом  оказывается  недостаточно,  и  нам  выпадают  новые

испытания.   Как  мы  видим,  ефремляне  остались  недовольны  тем,  как  Гедеон  провел  свою

военную  кампанию.   Они  не  поняли  главного:  превосходства  воли  Божией  над  волей

человеческой.  Они  посчитали,  что их несправедливо  оставили  в  стороне.  Нам  следует  быть

готовыми  к  такому  обороту  вещей:  Господь  поступает  сообразно  собственному  замыслу  и

выбирает тех, кто наилучшим образом может справиться с задуманным, так что не раз и не два

мы с вами можем оказаться за бортом бурных событий.  Это . настоящее испытание.  

  Гедеон  никогда  не  болел  "звездной  болезнью"  и  не  мнил  себя  необычайно  важной

персоной.   Он  воздает  должное  своему  войску  и  не  особо  распространяется  о  собственных

заслугах.   Поведение  прямо  противоположное  поведению  сынов  Ефремовых.   Более  того,  он

всячески подчеркивает вес и значительность той помощи, которую оказали Господу ефремляне,

захватив в плен двух местных князей.  Мы все должны поступать, как Гедеон: не принижать, а,

наоборот, всячески превозносить достижения наших братьев.  Павел пишет филлипийцам: "Не

  90

о себе только каждый заботься, но каждый и о других" (Фил 2, 4).  Если мы будем следовать

этому призыву, то наше  самомнение умрет в нас естественным путем.  Был в свое время один

известный  проповедник,  который  всегда  очень  благожелательно  и  восторженно  отзывался  о

своих коллегах.  О себе же самом он говорил как о скромном труженике, который рубит дрова и

черпает воду для дома Бога нашего.  Это верный подход: если вы хотите служить Господу, вам

не  нужны  ни  слава,  ни  почет.   Гедеон  тоже  уверил  братьев  своих,  что  сам  он  не  совершил

ничего примечательного, это Господь предал князей Мадиамских в их руки.  Таким образом он

успокоил братьев своих, . иной раз это сделать труднее, чем победить врага!   "Озлобившийся

брат неприступнее крепкого города", и, если вам удалось примириться с обиженным братом, вы

совершили нечто более великое, чем военная победа над врагом.  

  Гедеону,  продолжающему  свой  поход  с  тремястами  воинами,  предстояло  столкнуться  с

суровым испытанием: жители городов Сокхофа и Пенуэла не проявили к ним должной заботы,

не  предоставили  кров  и  хлеб    Им  было  все  равно,  что  происходит  вокруг,  что  за  битвы

Господни  ведут  их  собратья.  Гедеон  был  вправе  рассчитывать  на  некоторую  поддержку  и

сочувствие: то были братья-израильтяне, а воины его были весьма утомлены.  Но он столкнулся

с полным безразличием.  Когда вы вовлечены в сражения во имя Господа, самое тяжелое . это

встретить непонимание и холодность со стороны тех, кто называет себя чадами Божьими.  Эти

люди оценивали воинствования Господни рационально и, можно сказать, разумно: разве могли

триста усталых бойцов достойно сразиться и одержать победу над армией в пятнадцать тысяч

человек?    Если  следовать  этой  логике,  ни  одно  военное  мероприятие,  благословенное

Господом,  не  имеет  шанса  на  успех.   Проблема  была  не  в  том,  что  воины  были  голодные  и

усталые,  и  не  в  том,  что  их  было  триста  против  пятнадцати  тысяч,  а  в  том,  был  ли  с  ними

Господь.  Ни жители Сокхофа, ни жители Пенуэла даже не задумались о Боге.  Многие люди

слишком полагаются на собственные умствования и трезвый расчет и совсем забывают о Боге, а

потому,  попадают  под  Его  праведный  гнев.   Эти  два  города  получили  то,  что  заслужили. 

Господь всегда и всем воздает по заслугам. Об этом много говорится и в Новом Завете.  Павел,

например, пишет: "Я предварял, . . .  что, когда опять приду, не пощажу" (2 Кор 13, 2).   Таков

принцип  воздаяния.   Если  люди  в  ответственный  момент  подводят  Бога,  они  же  от  этого  и

страдают.   Иоанн,  говоря  о  Диотрефе,  предупреждает:  "Если  я  приду,  то  напомню  о  делах,

которые он делает" (3 Ин 10).  Подробности нам не известны, однако, мне кажется, что приход

Павла  в  Коринф    и  Иоанна .  к  Диотрефу,  есть  нечто  иное,  как  предвещение  пришествия

Христова.  Господь придет как власть имеющий и воздаст всем по заслугам.  Ошибок не будет.  

  Гедеону  противостоят  не  только  жители  Сокхофа.   Здесь  описаны  еще  две  весьма

примечательные  фигуры:  Зевей  и  Салман.   Они  символизируют  темные,  всеразрушительные

силы,  готовые  уничтожить  Христа  и  стереть  с  лица  земли  воспоминания  о  Нем.   Эти

мадиамские  князья  убили  всех  Гедеоновых  братьев;  перед  нами  хладнокровные  убийцы,

воплощенная  злоба  и  ненависть  ко  всему  Христову.  Иоанн  писал:  "Теперь  появилось  много

антихристов" (1 Ин 2, 18).  Он писал это тогда, когда христианству было шестьдесят-семьдесят

лет  от  роду,  но  и  по  сей  день  нам  надо  быть  предельно  внимательными  и  не  поддаваться

смертоносному влиянию темных сил.  

  Сокхоф  и  Пенуэл  не  прониклись  свидетельством  Божиим.   Гедеон  с  его  войском

олицетворяли тех, кто держится слова свидетельства, невзирая на обстоятельства.  Сочувствие

и сострадание . прекрасные качества.  Если мы не можем принять участие в битве, по крайней

  91

мере  мы  можем  выразить  сочувствие  участвовавшим  в  ней.   С  этим  предстоит  столкнуться

каждому,  и  если мы  пройдем  через  все  испытания  рука  об  руку  с Богом,  то извлечем  из них

много пользы для себя.  Только ищущие блага для Господа смогут выстоять.  

  У людей существуют некие представления о том, чт. есть благодать.  Однако боюсь, что

эти  представления  несколько  однобоки. О  человеке  ведь  говорят  не  только  его  поступки,  не

только  то,  что он  делает, но и  то, чего он не делает.  Жители Сокхофа и Пенуэла не сделали

ничего дурного Гедеону, но не сделали и ничего хорошего.  Они не поддержали их в трудную

минуту, а в их лице они не поддержали Бога.  Таких людей много: бездействуя, они выжидают,

как  обернутся  события.   Вот  если  бы  Гедеон  победил  мадиамитян,  тогда  другое  дело,  они

встретили  бы  его  хлебом-солью.  Воины  Гедеона  были  "утомлены",  но  они  не  сдавались  и

продолжали  "преследовать  врагов". Именно  утомленные люди  способны  творить  чудеса:  "Он

дает утомленному силу" (Ис 40, 29).  И они это чудо совершили.  

  Но  это  было  еще  не  все:  Гедеона  ждало  новое  испытание.  Люди  сказали  ему:  "Владей

нами  ты  и  сын  твой  и  сын  сына  твоего".   Они  пожелали  сделать  его  основателем  новой

династии,  великим  человеком.  На  протяжении  всего  этого  времени  Гедеон  одерживал  одну

победу  за  другой,  но  здесь  он  не  устоял.   На  это  стоит  обратить  особое  внимание  тем,  кто,

благодаря  милости  Божьей,  с  честью  прошел  через  многие  трудности  и  беды,  сохранив  при

этом  веру.  На  предложение  народа  Израильского  Гедеон  ответил  как  д.лжно:  "Господь  да

владеет вами".  Он  знал  свое место . раба Божия, сосуда, избранного на служение Владыке. 

Однако  не  успел  он  договорить,  как  последовала  новая  проверка,  на  сей  раз  внутренняя.  Со

внешним  искушением  всегда  легче  бороться,  чем  с  внутренними  соблазнами,  таящимися  в

нашем  сердце.   Именно  из  глубины  души  пришло  к  Гедеону  желание  заполучить  серьги  и

украшения мадиамские себе в добычу.  Он сказал народу: "Прошу у вас одного", а они сказал:

"Дадим".  У Гедеона великолепно получалось вести за собой людей на битву, но священника из

него не получилось; хотя он попытался даже сделать себе подобие ефода, описанного в Исходе

(гл.28).  

  Гедеон  был  один  из  многих,  кто  на  славу  послужил  Господу,  способствуя  избавлению

народа от гонителей.  Однако многие оступились именно на служении в церкви, ибо принесли

туда с собой элементы светского мира.  Примечательно также, что тление начинается с головы,

.  не  с  народа,  а  с  предводителя.   Это  предупреждение  людям  не  полагаться  полностью  на

духовных  вождей:  до  какого-то  момента  они  прекрасно  справляются  с  возложенной  на  них

Богом  задачей,  но  потом  внезапно  оступиться  и  упасть.   Примеров  тому  можно  привести

немало.  То, что Гедеон сделал себе ефод, говорит о его претензии на священство.  Однако ефод

без  священника .  лишь  облачение,  не  обладающее  никакой  особой  силой.   Об  этом,  к

сожалению,  многие  верующие  позабыли, .  и  не  без  помощи  людей,  в  свое  время  славно

послуживших на ниве Господней.  

  Нам всем надо сохранять и развивать в себе духовное отношение к Господу, иначе вскоре

мы  обнаружим  у  себя  черты  черствого мадиамитянина. Пошив  себе  священнические одежды.

Гедеон тем самым проложил путь Израилю к идолопоклонству.  Он положил этот наряд у себя

в  городе,  и  люди  стали    "блудно  ходить  туда  за  ним".   Это  по  сути  своей .  чистейшее

идолопоклонство,  таким образом, сама идея  святости была извращена.  И   как только Гедеон

умер, люди с головой окунулись в языческий мир.  Удивительно, но чаще всего самые ужасные

идолопоклоннические  идеи  вносятся  в  жизнь  людьми,  на  славу  потрудившимися  на  стезе

  92

Господней  и  спасшими  Израиль  от  очередной  напасти.  Прекрасные  вожди,  но  неудачные

священники,    они вводят в общественное сознание вещи, глубоко не духовные по сути и

чисто идолопоклонские  во внешнем выражении.  

  Во время Реформации люди получили уверенность во спасении, но институт священства

подкрепления не получил.  Напротив, можно сказать, что среди народа Божия проросли ростки

мадиамской заразы.  Нам всем нужно очень внимательно следить за тем, чтобы в нашей общине

таких  проявлений  не  было.   Одно  дело  послужить  Господу  и  разгромить  врага,  другое .

воздать Богу Богово.  Можно чувствовать поддержку Божию на протяжении всей своей миссии,

а под конец оступиться и предать Его.  Если бы Гедеон действительно думал о Боговом, ему и в

голову  не  пришло  делать  себе  ефод.   Только  тот,  чье  сердце  и  мысли  целиком  и  полностью

принадлежат Господу, сумеет пройти свой путь до конца.  Апостолы "совершили свое течение",

ибо  думали  только  о  Боге;  они  ни  разу  не попытались  подменить  духовное  плотским.   Сама

победа над неприятелем становится для нас проверкой.  

  Перед  лицом  противника  мы  все  смиренно  преклоняем  колена,  полагаясь  на  Божье

избавление, но, когда опасность устранена, мы расслабляемся, внимание наше притупляется, и

мы почием на лаврах.  Это непростое испытание; оно обнажает те трудности, с которыми нам

приходится иметь дело, выявляет силы, на которые мы опираемся в борьбе, раскрывает смысл

нашего существования в этом мире и причины нашего падения.  В Гедеоне мы находим многие

черты  Христа;  в  целом  же  он  представляет  собой  духовного  вождя,  воздвигнутого  Богом  из

народа, обладающего определенными божественными качествами, но обреченного на неудачу,

обреченного  на  предательство  интересов  Бога.   Однако,  что  бы  ни  произошло,  это  принесет

славу Господу, ибо  сказано:  "Тому  слава в Церкви" (Ефес 3, 21).  Если мы будем помнить об

этом, то никогда не сделаем себе мадиамского ефода.  

 

 

ГЛАВА 9  

 

  В Авимелехе, предстающем перед нами в этой главе, проявился дух, весьма типичный для

многих  сынов  Израилевых: им  владеет  жажда  власти  и  всеобщего  повиновения.  Он  начисто

лишен чувства любви и привязанности к собственным братьям и безжалостно убивает их всех. 

Ни  в  начале,  ни  в  конце  его  стремительного  возвышения  мы  не  видим  в  нем  и  намека  на

духовность.  Поэтому Авимелех . это предупреждение нам, а не пример для подражания.  

  Он . полная противоположность Гедеону.  Последний был отмечен печатью духовности

с  самого  начала  своего  появления.   То,  что  он  под  конец  оступился, .  серьезное

предостережение  всем  верующим,  во  всем  остальном  это  был  высоко  духовный  человек,

который  отказался  от  царствования  над  Израилем  и  считал  себя  человеком  маленьким.  Он

принял на себя миссию спасителя лишь потому, что Сам Господь призвал его на служение.  

  Сихем  обладал  и  положительными,  и  отрицательными  качествами.   То  было  место,  где

Иаков закопал чужих богов.  Как печально, что город с такой прекрасной историей мог впасть в

идолопоклонство и поставить на царство  столь аморального человека, как Авимелех.  Именно

на этом месте Иисус Навин заключил с народом свой завет; тем ужаснее, что именно здесь было

воздвигнуто  капище  Валаал-Верифа,  что  в  переводе  означает  "Господь  завета", .  какая

чудовищная подмена истинного Бога!  

  93

  В  Авимелехе  нет  ничего  духовного,  ничего  божественного.   Он  приходит  как  человек,

ищущий  престола  и,  готовый  смести  с  лица  земли  любого,  кто  встанет  на  его  пути.   В

результате  Авимелех  истребил  жителей  Сихемских,  а  жители  Сихемские    в  свою  очередь

истребили его.  Такова была воля Божия.  Подобное происходило на протяжении всей истории

церкви Господней: всегда находились люди, стремившиеся к власти и почету, что удаляло их от

Бога. Желание выдвинуться, править и властвовать . пустое в глазах Господа, и Он избавляет

нас от этого духа гордыни. 

  Иоафам был единственным сыном Гедеона, оставшимся в живых, и только он смог четко

и  ясно  свидетельствовать  против  зла,  учиненного  новоиспеченным  правителем.   Жители

Сихема  не  признавали  ни  Господа,  ни  Гедеона.   Авимелех  представляется  им  не  как  сын

Гедеонов,  но  как  "кость  ваши  и  плоть  ваша",  сын  матери  своей, .  подобно  Измаилу.   Как

быстро мы  забываем  благодеяния Божии, оказанные нам!  "И не вспомнили сыны Израилевы

Господа,  Бога  своего,  Который  избавлял  их  из  руки  всех  врагов,  окружавших  их.   И  дому

Иероваалову,  или  Гедеонову,  не  сделали  милости  за  все  благодеяния,  какие  Он  сделал

Израилю" (Суд 8, 34-35).  

  Образы маслины, смоковницы и виноградной лозы часто используются в Писании, когда

речь заходит о верных Господу.  Они приносят плод . качество, которое Бог желал бы видеть

в  Своих  святых.   В  Послании  к  Римлянам  маслина  служит  напоминанием  об  обете,  данном

Господом Аврааму, о том, что святые Божии укоренены в Господе.  Бог есть источник всего, Он

и  есть  масличное  дерево.   В  данной  же  главе  мы  видим,  что  не  благородные  деревья,  типа

маслины,  стремятся  к  власти  и  почету,  но  бесплодный,  бесполезный  терновник.   Если  мы

стараемся что-то кому-то доказать, как-то выделиться среди своих братьев, это говорит о том,

что мы  не  что  иное  как  терновый  куст.  Помните  об  этом.  Наши  устремления должны  быть

направлены на желание быть похожими на маслину, смоковницу или виноградную лозу, а не на

желание  проявить  себя  и  воцариться  над  братьями  своими.   Для  благородных,  приносящих

плод дерев это слишком низкие и недостойные желания.   

  Образ  маслины  есть  образ  человека,  укорененного  в  Господе.    я  как  зеленеющая

маслина  в  доме  Божием,  и  уповаю  на  милость  Божию  во  веки  веков" (Пс 51, 10).   Древо,

посаженное  в  доме  Божием,  будет  черпать  жизненные  силы  в  Боге  и  будет  зеленеть  и

буйствовать.  Святые, подобные такой маслине, уповают на Господа во веки веков, ибо все в их

жизни . от Бога.  Для таких людей прийти и царствовать в миру . недостойное дело.  Если вы

произрастаете от корней Божиих, значит, то, что вы получите от Бога, во много раз превзойдет

все то, чего вы могли бы добиться собственными силами.  Простому и скромному верующему,

наслаждающемуся  тучными  пастбищами  земли  обетованной  и  вкушающему  божественного

Духа, никогда не придет в голову поменяться местами с мирянином, даже самым знатным.  Это

стало бы для него падением, а не возвышением.  Дьявольское искушение порой бывает велико,

но оно не стоит и крупицы того, что предлагает нам Бог.  

  Полнота  благословения  Господня  во  Христе  Иисусе  может  помочь  нам  противостоять

обману.  Не стоит стремиться иметь больше того, что мы имеем в Боге.  Господь ставит нас в

благодатные условия, и требовать большего просто глупо.  "Насыщаются от тука дома Твоего, и

из  потока  сладостей  Твоих  Ты  напояешь  их" (Пс 35, 9).   Человеку  насытившемуся  нечего

желать.   Павел пишет  о  "превосходстве  познания Христа Иисуса,  Господа  моего" (Фил 3, 8). 

  94

Мы  получили  самое  лучшее.   Разве  может  святой  мечтать  о  земном  престоле?    Истинно

верующий отвергнет саму мысль об этом.  

  Но как заманчиво бывает иногда  пожелать возвыситься среди братьев своих!  Это стало

камнем преткновения для многих и многих.  Притча, которую поведал людям Иофам, говорит о

том,  как  Бог  вознесет  народ Свой  над  всеми мирскими  соблазнами.  Маслина  символизирует

человека духовного, который радуется лишь благословению Божию.  В Послании к Римлянам

(гл. 11) сказано, что по обетованию корень наш свят, ибо он . в Господе.  Нет ничего более

святого, чем присутствие Духа Божия во святых; это, собственно, и делает их святыми.  

  Дух послушания и служения смирит наши стремления к почету и славе.  Господь сказал:

"Я посреди вас, как служащий" (Лук 22, 27).  Мы все должны желать послужить братьям своим,

собрать  тук  масличный,  чтобы  попотчевать  их.  Туком,  что  мы  приносим,  как  маслины,

чествуют  богов  и  людей,  а  потому  делами  нашими мы  должны  чествовать  и  Бога,  и  братьев

наших, и не возноситься над ними. Когда к нам приходит проповедник  и от его слов светлеют

лица,  мы  понимаем,  что  перед  нами .  масличное  древо,  и  должны  стараться  следовать  его

примеру.  Мы  должны  беспокоиться  о  том,  чт.  можем  дать  своим  братьям,  а  не  о  том,  как

навязать  им  свою  волю,  подобно  Авимелеху.  Большинство  проблем,  существующих  в

современной церкви, исходят от этого стремления человека застолбить за собой место.  Одними

из первых, кто выразил подобное желание, были Анания и его жена.  Они хотели примкнуть к

общине,  чтобы  быть  на  хорошем  счету  у  людей,  получить  уважение  и  почет,  но  ради  этого

солгали  Духу  Божию.   Потом  был  Симон  Волхв,  который  за  деньги  вознамерился  получить

власть давать Духа Святого людям; он тоже хотел возвыситься среди братьев.  

  Иофам представляет остаток верных Господу, знающих цену Его благодеяний.  Иофам не

мог  восстать  против  Авимелеха  и  даже  не пытался.  Тот,  кто  стремится  занять  место,  ему  не

предназначенное,  может  на  какое-то  время  добиться  желаемого,  но  конец  его  все  же  будет

печален.   Чем  выше  он  вознесется,  тем  больнее  будет  падать.   Иофам  особо  отмечает,  что

Господь по великой милости Своей слышит наши призывы; он говорит: "Послушайте меня, . . .

и послушает вас Бог!".  Да,  мы можем быть услышаны Богом.  Если же Господь не услышит

нашего гласа, значит, мы не более чем никчемный, бесплодный терновник.  

  Смоковница в Писании ассоциируется с праведностью.  Адам и Ева сшили себе опоясания

из смоковных  листьев, чтобы прикрыть свою наготу.  Тем самым они попытались  сделать  из

себя праведников. Смоковница символизирует Израиль, которому надлежит принести великий

плод  праведности.   Этого  ждал  от  них  Господь.   Маслина .  символ  духовного  плода,

смоковница .  плода  нравственного.   Святой,  черпающий  из  неистощимого  и  щедрого

источника  божественной  благодати,  питающийся  от  тука,  источаемого  Богом,  получающий

наслаждение  от  общения  со  Святым  Духом,   подобен  маслине,  а  потому  отвергнет  любое

предложение прийти и царствовать над братьями как принижающее его  достоинство.  

  Нафанаил,  сидя  под  смоковницей,  размышлял  о  своей  праведности.  Он  покаялся,  и  не

осталось в нем обмана.  Он оказался истинным израильтянином, истинной смоковницей.  

  В Книге пророка Иеремии (гл. 24) мы читаем о хороших и худых смоквах.  Худые смоквы

. это те люди, кто не слушает слова Божия и не следует воле Его.  Одни смоквы были весьма

хороши,  другие  же  весьма  худы,  по  негодности  их  нельзя  было  есть.   Хорошие  смоквы

символизировали тех, кто, подчинившись Господу, пошел за Ним в Вавилон; оставшиеся же в

Иерусалиме, погрузившиеся в земные радости, суть смоквы худые.  

  95

  Духовность . это внутренний мир человека; праведность же . его внешние проявления,

она свидетельствует о том пути, который избирает святой.  Павел писал филиппийцам, чтобы

они были "исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию" (Фил

1, 11).   Это .  путь,  указанный  смоковницей.   В    Послании  к  Евреям  (гл.12)  мы  читаем  о

"мирном  плоде  праведности".   Праведность  всегда  приносит  мир.   Неужели  можно  захотеть

лишить себя всего того прекрасного, о чем говорит Послание к Филиппийцам, ради того, чтобы

вознестись над братьями своими?  Счастье человека состоит в заботе о ближних более, чем о

себе.  

  Мне думается, что идеальным примером для подражания служит нам Господь Иисус.  Он

. и маслина, и смоковница, и виноградная лоза.  Вот Его собственные слова: "Я есмь истинная

виноградная Лоза" (Ин 15, 1).  Но Он есть и истинная Маслина, и истинная Смоковница, хотя

Сам  Себя  Он  так  не  называл.   Христос  имеет  право  царствовать  над  всеми  нами,  и  Он  это

делает  с  благословения  Божия.  Вопрос  теперь  в  том,  хотим  ли мы  править  в  том  мире,  где

царствует Господь?   Павел упрекал коринфян, что "вы стали царствовать", в то время как "мы

сделались позорищем для мира" (1 Кор 4, 8-9).  

  Вино также предполагает веселье: "Вино, которое веселит сердце человека" (Пс 103, 15). 

Действительно, "оставлю  ли  я  сок  мой,  который  веселит  богов  и  человеков,  и  пойду  ли

скитаться  по  деревам?" А  веселье . неотъемлемая  часть нашей жизни,  ибо  знаем:  "Плод же

духа: любовь, радость, мир" (Гал 5, 22).  Отсутствие радости в жизни некоторых верующих .

ужасное и печальное обстоятельство: неужели они не  стали виноградной лозою?   Господь же

желает, чтобы народ Его был не просто лозою, но отборной, так сказать, селекционной лозой. 

Тогда  мы  и  сами  будем  радоваться,  и  будем  радовать  других.   Жизнь  вечная  подразумевает

веселье  сердца.   Апостол  Иоанн  говорит  нам:  "Сие  пишем  вам,  чтобы  радость  ваша  была

совершенна" (1 Ин 1, 4).  Господу важно, чтобы мы были счастливы, тогда будет счастлив и Он.  

  Христос сказал: "Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить

новое  вино  в  Царствии  Божием" (Мар 14, 25).    Господь  Иисус  здесь,  на  земле    веселился  в

компании близких Ему людей, которые всем сердцем были с Ним, могли оценить Его во всей

полноте, чтобы потом свидетельствовать об Отце небесном.  Но смерть Христова должна была

положить  конец  этому  веселью,  чтобы  возобновиться  вновь  в  Царствии  Божием,  когда  воля

Господня будет исполнена и на земле, как на небе.  А пока Он вкушал от плода земного в кругу

Своих  учеников.  С  Ним  были  чада  Его:  "Вот, Я  и  дети,  которых  дал Мне  Бог" (Евр 2, 13). 

Смерть нарушила эту идиллию: Пастырь был убит, паства рассеяна; всему пришел конец.  Но

Христос обещает, что все возвратится на круги своя в Царствии небесном.  

  Гаий, упомянутый в Третьем послании Иоанна, нес добро и радость братьям, в отличие от

Диотрефа, который был проклятьем и позором христианского мира.  Мы все рискуем оказаться

на    месте  последнего,  и  об  этом  предупреждает  нас  Иофам  в  своей  притче,  призывая  нас

поступать подобно маслине, смоковнице и виноградной лозе, чтобы принести добрый плод во

славу Господу.  

 

 

ГЛАВЫ 10 . 12  

 

  96

  История Авимелеха показала, какой хаос царил в душах народа Божия: люди забыли Бога,

они  искали  своих  путей,  жаждали  власти  и  почета,  но  это  принесло  им  страдания,  распри  и

разрушения.  Нам стоит задуматься над их печальным примером.  

  Состояние дел в Израиле, судя по всему, стало еще хуже, чем прежде.  "Сыны Израилевы

продолжали  делать  злое  пред  очами  Господа,  и  служили  Ваалам  и  Астартам,  и  богам

Арамейским,  и  богам  Сидонским,  и  богам  Моавитским,  и  богам  Аммонитским,  и  богам

Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему" (Суд 10, 6).  Поскольку они все дальше

отходили  от  Бога,  наказание  им  последовало  тяжкое.   В  стихе 8  читаем,  что  аммонитяне

"теснили и мучали сынов Израилевых".  Ранее ничего подобного не бывало.  Далее в стихе 9 мы

узнаем,  что  "весьма  тесно  было  сынам  Израилевым",  а  в  конце  стиха 16  находим  очень

трогательные  слова:    не  потерпела  душа  Его  страдания  Израилева".   Душа  Господа

наполнилась  скорбью  при  виде  мучений,  которым  подвергался  народ  Божий.   Из  главы 10

становится ясно, что в людях осталось очень немного божественного света, однако в стихе 10

мы  видим  их  искреннее  раскаяние:    возопили  сыны  Израилевы  к  Господу,  и  говорили:

согрешили мы пред Тобою, потому что оставили Бога нашего и служили Ваалам".  Мы видим

призыв  к  Богу,  видим  признание  своей  вины,  но  Господь  не  отвечает  им  избавлением.   Он

говорит: "Пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас в тесное для

вас время". От них потребовалось нечто больше, чем пустые слова. И вот  в стихе 16 читаем,

что  они  "отвергли  от  себя  чужих  богов  и  стали  служить  Господу".   Народ  вернулся  к  Богу,

покаялся  в  грехах  своих  и  получил  спасение  в  лице Иеффая,  но  все  происходило уже  не  так

торжественно,  как  с Гедеоном.  Господь не  являлся ему лично, не призывал послужить Себе. 

Иеффай  просто  вызвался  помочь,  почувствовав  в  том    необходимость.   Его  призвал  не  Бог,  

люди, движимые отчаянием.  Похоже, Господь наставляет народ Свой даже тем, какого судью

он воздвигает им на спасение.  Он смиряет их, заставляя обратиться за помощью к тому, кого

они  раньше  презирали  как  незаконнорожденного  сына.   Так  что  фигура  спасителя  может

послужить смирению и наставлению народа Господня.  

  Иеффай .  один  из  тех  отнюдь  не  духовных  людей,  которые  имели  веру  исполнить

порученное  им  Богом  в  нужном  месте  и  в  нужный  момент  имели  силу  Духа  Святого,  чтобы

сделать все необходимое. Обладание силой Духа Божия вовсе не обязательно придает человеку

духовность;  он  может  продолжать  делать  неугодное  в  очах  Господа.   Недостаток  духовности

неизменно оставляет свой отпечаток на всем, что делают эти люди.  Сражение происходит на

том  берегу Иордана,  где расположена пустыня.  Именно эту территорию стремился  захватить

неприятель.  Во времена Реформации велась подобная же битва.  Вожди-реформаторы обладали

верой, обладали силой, но они не были людьми высокой духовности, что отразилось на церкви

Божией и ощущается по сей день.  Если нам не хватает духовности, но есть вера и сила Духа

Святого, нам все равно предстоит столкнуться с неисчислимыми нападками врага.  

  Аммонитяне  хотели  завладеть  территорией,  предназначеной  Господу.   Моав  и  Аммон

олицетворяют людей, которые следовали за Богом, ведомые не верою, вúдением; все они сыны

Лотовы.   Лот  свернул  с  тропы  веры.   Это  не  значит,  что  он  не  был  верующим, .  он  был

праведник,  но  предал  свои  убеждения.   Все,  что  есть  не  от  Бога,  оставляет  за  собой

специфический  след.   Даже  если  перед  нами  великий  и  почитаемый  слуга  Божий,  но  он

совершает  что-либо  недуховное,  его  проступок  оставляет  отпечаток  на  всей  его  дальнейшей

деятельности.  Иеффай признавал Господа, он говорил свои слова в присутствии Божием, и мы

  97

знаем, что был на Иеффае Дух Господень. Все  закончилось бы благополучно, не дай Иеффай

безбожной клятвы.  Эта клятва свела на нет его победу.  

  Обет,  который  принес  Иеффай,  на  деле  был  вовсе  не  обет,  а  сделка.   В  отличие  от

духовного  обета  Анны,  воззвавшей  к  Богу,  говоря:  "Господи  Саваоф!  если  Ты  призришь  на

скорбь рабы Твоей, и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя

мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его"

(1  Цар  1, 11).   Она  просила  дитя  для  Господа.   Иеффай  пытался  заключить  с  Богом  сделку,

причем совершенно ненужную, ибо Дух Господень и так пребывал на нем.  Ни в каких клятвах

не  было  необходимости.  То  был  порыв,  далекий  от  духовных  метаний,  а  потому  он  принес

лишь скорбь и страдания. 

  Во Второзаконии мы читаем об избранном по обетам нашим для Господа; там говорится о

том,  что  люди  столь  переполнены  благодарностью  Богу  за  многочисленные  благословения  и

любовь, которые Он изливает на них, что они жаждут сделать что-то для Господа.  Истинный

смысл любого обета в том, что, исполнившись благодатью Божией, мы желаем отблагодарить

Его.  "На  мне,  Боже,  обеты  Тебе" (Пс 55, 13).   Господь  тоже  давал  обеты,  и  делал  Он  это

разумно и здраво.  Иеффай же понятия не имел, что он пообещал Богу.  Господь Иисус знал, что

Он  дал  обет  принести  Себя  в  жертву  во  всесожжение,  и  Он  не  отступил  от  этой  клятвы,  не

раскаялся в ней и прошел весь путь до конца.  Он дал Свой обет, когда воскликнул: "Вот, иду

исполнять волю Твою, Боже" (Евр 10, 9).  Он посвятил Себя исполнению воли Божьей, и это

означало принесение в жертву Себя лично, а не кого-то другого.  

  Мы  видим,  как  Павел  дал  некий  обет  коринфянам,  ибо  читаем,  что  отбыл  он  от  них,

"остригши голову свою в Кенхреях по обету" (Деян 18, 18).  Он остриг себе голову после того,

как покинул Коринф,  а  значит, принял он  его на себя, будучи там.  Возможно, отправляясь в

этот  идолопоклонский,  беспутный  город,  населенный  надменными  философствующими

интеллектуалами, Павел очень нуждался в поддержке Бога, а потому он дал Ему обет.  Апостол

справился  со  всеми  трудностями  и  противодействиями  в  Коринфе  именно  благодаря  своей

преданности Богу и Христу.  

  Указания по поводу обетов мы находим только в Ветхом Завете.  В Новом Завете никаких

инструкций  на  этот  счет  не  дается,  но  там  сохраняются  дух  и  основополагающие  принципы

обетования.  Главный смысл . посвятить себя Господу.  Клятва же, которую принес Иеффай,

служит  нам  всем  предостережением:  это  клятва  человека  мало  духовного.   Он  очень  смутно

представлял себе, чт. пообещал, а осознав это, пришел в ужас и скорбь великую.  

  Из Писания становится ясным, что Господь всегда заставляет человека держать слово, ибо

сказано: "Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить" (Еккл 5, 4).  А посему "Не

торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом" (Еккл 5, 1). 

Когда же  слово произнесено,  то  Господь  не  позволяет людям  отступить  от обещанного, . и

Иеффай убедился в этом в свое время.  

  Из  истории  Иеффая  мы  можем  извлечь  немало  полезных  уроков.   Заключительным

аккордом  стал  его  конфликт  с ефремлянами  в  конце  главы 12,  когда они подступили к нему,

ропща,  что  их  не  позвали  воевать  с  аммонитянами.   Эти  ефремляне,  похоже,  были  весьма

обидчивым народом. Гедеон знал, как успокоить их, и сделал это в Духе Христовом, Иеффай

же  сразился  с  ними  и  истребил  несколько  десятков  тысяч.   То,  что  израильтяне  дрались  с

израильтянами, было показателем полнейшей бездуховности: это был первый подобный случай

  98

во  всем  Писании.   Иеффаю  не  доставало  того  дара  примирения,  которым  обладал  Гедеон,

сумевший  убедить  сынов  Ефремовых,  что  сам  он  не  сделал  ничего,  но  что  они  совершили

великие дела.  Тем самым он одержал духовную победу. 

  Все  эти  события  показывают  различия  между  так  называемым  внешним  и  внутренним

проявлением Духа.  Иеффай был человеком, на котором пребывал Дух Божий, но который не

имел  Его  внутри.   Дух  Господень  может  сойти  на  кого  угодно .  хоть  на  Валаама,  хоть  на

Саула,  но  истинно  духовный  человек . это  тот,  в ком  обитает Дух Христов, дающий  новые

внутренние  ощущения.   Именно  этого  недоставало  Иеффаю.   Христос  в  Евангелии  от  Луки

говорит, что ученикам Его надлежит "облечься силою свыше" (ст. 24, 49).  Это . внешнее.  В

Деяниях (ст.2,3) мы читаем, что "явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили

по одному на каждом из них".  Это тоже внешнее.  В обоих случаях Дух Божий сошел на них,

чтобы дать им силу.  В Евангелии от Иоанна (ст.20,22) мы видим совсем иную картину: "Дунул,

и  говорит  им:  примите  Духа  Святого".   Теперь  они  становятся  истинно  духовными  людьми. 

Человек, в которого вдохнули Духа Божия, никогда не поднимет руки на брата своего.  Великие

пророки сильно отличались от людей, подобных Валааму или Саулу, ибо о последних сказано,

что Дух Господень  был  на  них,  а  о  пророках  говорится,  что Дух Господень  пребывал  в них. 

Это были высоко духовные люди, душой болеющие за народ Божий и готовые идти ради него

на любые жертвы. Иеффай был, бесспорно, человеком искренним.  Он знал Господа.  Однако

все, что он делал, отдавалось болью и страданием в Израиле.  Люди страдали, потому что над

ними стоял . человек веры и силы, но без Духа.  

 

 

 

 

Hosted by uCoz