С.А.Коутс |
Комментарии к Книге Судей Израилевых |
|
|
|
|
|
ГЛАВА
4 <11.0pt;mso-bidi-font-size:12.0pt;font-family:Arial'> В
данной главе содержится немало любопытных с
духовной точки зрения
моментов. Перед нами
разворачиваются события, в
которых Господь применяет
новые и весьма необычные приемы. Мы должны помнить об этом всегда: Господь
никогда не повторяется. На 77 сей раз
притеснителем
израильтян оказывается царь Ханаанский. К тому времени очищены Месопотамия, Моав и земля
филистимлян; настал черед Ханаану. Ханаан в переводе означает "низина",
по другой версии . "торговец". Это предполагает заботу о земном, погоню
за собственным интересом; попасть под такое влияние . незавидная участь. Спуститься с высот, на
которые Господь вознес
Свой народ, в
мещанское болото приземленности не
очень воодушевляет. У
Сисары было девятьсот
железных колесниц, он жестоко угнетал
израильтян, и прочнее ловушки придумать было нельзя. Но Господь находит выход из этого тупика,
воздвигая фигуру, ранее не возникавшую, . пророчицу. А раз воссиял пророческий свет, значит,
Бог задумал избавление. Песнь Деворы приводится по окончании
сражения. В ней говорится о тех
временах, когда все враги Господни будут повержены, и о том,
что то, как каждый бился в этом бою, станет известно людям. Одни проявили небывалую
доблесть, другие же . нерешительность и слабость. Следующая глава . словно судилище
Господне. Когда возгорается пророческий свет, становится ясно, что последнее слово . за
Господом. Всегда. Смысл любого пророчества . расставить все
на свои места: добро,
зло и слово
Божие. Если сейчас
над нами воссияет
пророческий свет, то
все кривые пути наши
обнажаться, и Господь подведет итог тому, как мы сражались в этой битве. Сисара представлял собою силы мира сего,
враждебные всему божественному. Но
силам этим предстоит
пасть, и каждому
из нас надлежит
сыграть в этом
падении свою, пусть маленькую, но
незаменимую роль. Поэтому
давайте задумаемся, а
правильно ли мы
ведем боевые действия? Сохраняем ли мы в душах частицу
небесного? Кто наши приятели и
друзья? Каково состояние
нашего духа? Как
хорошо, что с
нами Девора. Эта
женщина . свидетельница крепости
слова Божия; она победительница, ибо
жила под пальмою, а пальма есть символ
победы; она обитала
между Рамою и
Вефилем . "Возвышенностью" и "Домом
Божиим", что
открывает нам врата на небеса. Если мы принимаем слово пророчества и
строим всю свою жизнь согласно услышанному, тогда мы
в более выигрышном положении, нежели хананеи.
Ибо хананеи живут
в низине. Между горцами
и людьми из
долины всегда возникают
конфликты. Павел говорит
о противоречиях между теми,
кто живет приземленной жизнью, и теми, чье место жительства . на небесах.
Хананеи олицетворяют всех
тех, кого заботят лишь земные проблемы и
личные интересы. Павел в конце Послания к Римлянам тоже говорит,
причем весьма резко, о тех, кто вносит разделение и ссоры
в среду верующих: "Такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а
своему чреву". Ими
движут какие-то личные
мотивы, иначе они
не старались бы стравливать братьев
друг с другом.
Если мое чрево . мой бог,
значит я очень
низко пал; а Ханаан значит
"низина". Если люди
попадаются на это, они оказываются в ловушке. В Писании сказано, что Девора была жена
Лапидофова, что косвенно говорит о том, что они признавала
подчинение. Человек, которого
призывает Господь, должен понимать важность божественного
порядка. Бог не мог поставить Себе на
служение пророчицу, не считающуюся с Его уставами. Если Господь выдвигает
женщину, она будет
достойной представительницей своего пола. Иногда в
земной жизни мы испытываем вмешательство небес. Если битвой управляют
с небес, значит,
и сама битва
имеет небесную природу.
"Звезды с путей
своих сражались с Сисарою". Все
мы должны руководствоваться небесными
принципами и жить,
где жила Девора. Эта женщина
воплотила в жизнь замыслы Божии, проявила в себе материнские черты 78 Господа, готового холить
и лелеять Свое чадо, народ Израиля. Никто не смел начать сражения, пока не
появилась Девора,
"мать в Израиле". Мать важнее солдата;
состояние души и
ума важнее действий. Женщине не пристало
вести бой, и
Девора лишь благословила воинов и отошла в сторону. Иерусалим всем нам мать.
Он даст нам силы повергнуть хананеев.
Дела земные тянут
нас вниз, но,
если с нами
мать, способная излить
на нас небесную
благодать, жизнь наша будет намного
легче. Когда
все было кончено,
возник вопрос: достойно
ли мы проявили
себя во время прошедших событий?
Присоединились ли мы
к войску, подобно
Завулону? Отступили ли, подобно Мерозу? Слово пророка есть слово Божье, и оно
подводит своеобразный итог. Бог избирает Варака,
Неффалима и Завулона в качестве орудий для исполнения задуманного. Если мы, подобно
Деворе, научились духовному
смирению перед замыслами
Господними, тогда Господу будет легче
общаться с нами. Мы должны быть готовы к тому, что избавление придет согласно задуманному
Богом; мы должны понимать Его
безграничное превосходство над нами. Варак привел израильтян к
победе. Он проявил слабость, не
пожелав идти на бой без Деворы, а потому разделил
почет и славу с
другими. Слова Господня ему
показалось недостаточно. В Послании к Евреям упоминается
об этой его слабости, но там также сказано о его вере. Часто в битвах Господних мы
чувствуем в себе недостаток мужества и бываем очень рады, если наша слабость не
станет известна всему
миру. Мы признаемся в ней пред
Господом в тиши
и уединении, но не на
глазах у тысяч людей. Оружие в нашей с вами битве духовное, не
плотское. Господь использует Свои
орудия, слабые в глазах людей, но
достаточно сильные, чтобы под их натиском пала не одна крепость. Эта книга полна таких нестандартных
приспособлений: воловий рожон, кол от шатра, ослиная челюсть. Видимо, Богу доставляет удовольствие
использовать вещи, о богатых возможностях применения которых люди
даже не догадываются, ибо считают их
забавными и ни на что не годными. Однако человеку с
верою даже самая
глупая и никчемная
вещь может послужить весьма успешно. Железные колесницы . это воплощение
могущества и сокрушительной силы хананеев, но был ли от
них прок? Вараку
сказано было взойти
на гору Фавор,
но он сначала
идет в Кедес.
Фавор переводится "горная высота ", а Кедес
означает "святой". Именно такую позицию нам всем следует занять, и, если
это удастся, то враг приблизится к нам лишь для того, чтобы оказаться наголову разбитым. Десять тысяч человек вряд ли смогли бы
устоять перед натиском огромных полчищ, но Господь пошел
перед ними, и все ополчение Сисеры пало.
"Не осталось никого".
А в
стихе 24 мы читаем:
"Рука сынов Израилевых усиливалась более и
более над Иавином, царем Ханаанским, доколе не истребили
они Иавина, царя
Ханаанского". Все это пророчествует о
том, что, согласно
замыслам Господним, все
враги народа Божия
однажды будут полностью
истреблены. Если мы прислушаемся к слову Божию и
смиримся с ним, то победа Господа
над злом обеспечена. Очень важно смириться
с услышанным пророчеством, равно как и воздать
должное почтение пророчице, принесшей нам слово Господне. Источник света должен и сам иметь
определенный духовный настрой, соответствующий божественному замыслу. В конце главы описывается случай с
Иаилью. Иаиль, жена Хевера Кенеянина,
и ее муж обособились от
других народов. Они
отделились также и от
тех кенеян, которые
"пошли из города Пальм
с сынами Иудиными в
пустыню Иудину, которая на юг
от Арада, и пришли
и 79 поселились среди
народа" (Суд 1, 16). Им, наверное, было весьма нелегко находиться в
полной изоляции от всех, но
Хевер сознательно пошел на это. Хотя они и жили отдельно, между ними и Сисарой был мир. Многие люди, оказавшись в такой со всех
сторон комфортной ситуации, пребывают в блаженном
состоянии самоуспокоенности и поддерживают дружеские отношения даже с
теми, кто противен
Господу. Однако Иаиль
в какой-то момент
поняла, что от
нее требуется максимальная преданность
Господу Богу. То,
что противно Господу,
подлежит уничтожению. Сисара
был врагом Богу,
а потому был
достоин смерти. Иаиль . это воплощенная верность
Господу, на которую
способна и женщина. "Да
будет благословенна между женами
Иаиль, жена Хевера
Кенеянина, между женами
в шатрах да
будет благословенна!". Она находилась в шатре и действовала с верою. Компромиссов здесь быть не может. Сисара был представителем всех враждебных
Богу и народу Божьему сил, а потому она действовала без
сожаления. Возможно, кто-нибудь скажет, что ее
поступок не очень женственен, но именно за
него прославил ее Господь и сделал благословенной в женах. Иаиль пронзила Сисаре висок, а значит,
поразила его мозг. Так должны
поступить и мы с вами: убить в себе
мирское мышление, убить в себе Сисару.
Вокруг нас всегда находятся силы, влекущие нас вниз, заставляющие нас служить своему
чреву. Если мы достигаем дна, значит нас привела туда наша
природа, и значит, ее нужно уничтожить.
Воспользуйтесь, как Иаиль, колом от
шатра. Это будет
свидетельством вашей веры.
Не пускайте в
церковь тех, кто
не признает ни Христа, ни
Его учение, тем самым вы обезопасите
себя и своих братьев по вере. Так мы сможем уничтожить
внутри и вокруг себя все то, что все равно погибнет, когда явится Христос. ГЛАВА 5 На
эту чудесную песнь
Девору, вдохновил конечно
же, Дух Божий,
а потому в
ней содержится немало
прекрасных наставлений. Девора прославляет Господа, но делает это не так, как в свое время Моисей,
когда благодарил Бога за Его великие деяния и плоды этих деяний, принесшие народу
избавление. Я думаю,
каждый христианин может
влить свой голос
в хор распевающих песнь
Моисея, но только
люди, преодолевшие трудности
и тяготы, могут присоединиться к великой
пророчице. Песнь Моисея . возглас искупленных,
песнь Деворы . клич победителей; в ней поется
о тяжелых временах,
о том, как
Бог протянул руку
помощи Своему народу и дал ему
все необходимое для спасения от мрака и безысходности. Данная песнь . единственная во всей Книге Судей, и значение
ее трудно переоценить. Победа над царем
Ханаанским послужила поводом Духу Святому, чтобы показать, что Господь всегда избавляет народ
Свой, когда тому тяжело, и что грядут времена, когда все делающие зло погибнут, а праведные
воссияют и войдут в Царство Божие.
Эта песнь воспевает безграничные возможности Бога.
Его решение вмешаться
и избавить чад
Своих от бед,
есть проверка нас всех на стойкость. Мы все проходим эту проверку. Признаем ли мы, что избавитель наш . от Господа? Если Бог воздвигает нам спасителя, то от
того, примем ли мы его, последуем ли за ним, сразимся ли в его
войске, зависит, войдем ли мы в Царство Божие. Если же мы отступим, на наши головы падет
проклятие. В
данной песни восхваляется божественное
водительство.
"Израиль отмщен, народ показал рвение;
прославьте Господа!" (ст. 2), хотя положение у народа Божия было
незавидное: 80 "Не стало обитателей
в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я,
мать в Израиле" (ст. 7). Не
стало в Израиле
никого, кто бы
мог вести за
собой людей; и в такой ситуации
они оказывались не раз и не два. В стихе 12 Девора возлагает на избранного
Варака ответственность повести войско в бой и позаботиться о людях с
материнской нежностью и любовью.
Таким должен быть настоящий вождь и полководец. Если в народе Божьем возникает какое-то
неясное томление и тоска по материнской заботе,
Господь всегда рад
откликнуться на это,
послав достойного человека, способного помочь людям в
полной мере насладиться обетованным наследием. Главный
принцип, на котором
основывается любое руководство, был заложен Самим Господом Иисусом. Господь как никто другой умеет вести за
Собой народ, а потому лишь тот, кто следует
за Христом, способен
вести Его народ.
Христос никогда не
сходил с прямой дороги, не бродил
окольными путями и глухими тропами, а потому только Он один имеет право воззвать: "Следуй за Мною". Апостолы
никогда не призывали верующих следовать
за ними. Павел говорил:
"Подражайте мне"; и только Господь мог сказать: "Следуй за
Мною". Через этот мир пролегает дорога. По ней шел Христос и вел за Собой
народ. Он пришел к Своим
и сказал: "Я
победил мир". Его
последнее явление сообществу верующих было в образе Победителя:
"И Я победил" (Откр 3, 21).
Он Тот, за Кем мы должны идти.
Он . наша главная Цель, к которой
мы идем. Еще
один момент мне
представляется весьма примечательным. Когда Господь по милости Своей
выдвигает кого-либо вести
за собой людей, Он
всегда выдвигает и
тех, кому надлежит идти за этим
человеком. Об этом . песнь Деворы: о тех, кто ведет, и тех, кто идет следом. И те и другие вместе разделяют славу от
победы в сражении. Мероз остался в
стороне и он был проклят. Отсюда вывод: если вы не готовы вступить в
бой, то прочтение книг Иисуса Навина и Судей вам много
пользы не принесет. Эти книги для
настоящих воинов. Не вступая в бой, не
получить трофея. Все,
чего достигла церковь
Христова со времен
апостолов, она завоевала в битвах и
сражениях. И Господь неизменно выдвигал людей, способных возглавить рвущиеся в бой
полки. Если мы
заявляем, что среди
нас нет начальников, тем самым мы ставим под сомнение верность Бога Своему
слову. Разве Он мог призывать нас
идти за кем бы то ни было, если не за кем было идти? Такова история развития церкви. После ухода апостолов в мир иной, Бог все время выдвигал из среды
верующих духовных вождей, настоящих победителей, чьи заслуги и почести делились
со всем народом.
Главная задача . вовремя услышать призыв Господень, понять, что он обращен лично к вам, и последовать
туда, куда он вас влечет. Так
поступают истинные воины. Победители восстали среди сынов Израилевых
благодаря служению Деворы. Господь воздвиг пророка,
точнее, пророчицу, и она исполняла свою миссию в течение двадцати лет. В результате выросло целое поколение
победителей. Все, кто с готовностью
предает себя в руки Господу, следуют
пророческому слову своей эпохи. Рувима
посетили духовные терзания. В племенах его
приключилось большое разногласие. В
итоге, они отсиделись в стороне. Бывают
люди, которые много
и шумно обсуждают духовные
вопросы, но сами не сдвигаются с места; все их разговоры уходят в песок. К чему эти духовные
упражнения, если после них мы так и не решаемся вступить в битву? В войнах, которые ведет
Господь, невозможно сохранять нейтралитет.
81 Начиная
со стиха 14, нам
дается список всех
тех, кто посчитал
себя воином Божиим
и поддержал зовущих
их в бой: это Ефрем,
Вениамин, Манассия (Махир
был его сыном), Завулон, Иссахар. Затем
там приводятся имена тех, кто не пришел остальным на помощь. Это как судилище
Христово: сражение завершилось, и настало время
подводить итоги. Сначала похвалу получают колена
Израилевы, которые приняли участие в военных действиях, при этом особо отмечены два из них
. Завулон и Неффалим, обрекшие души свои на смерть на высотах поля (ст. 18). Мы все должны стремиться к этому, когда
вступаем в бой. Однако находятся и такие, которые вообще
никуда не стремятся. Рувим был полон
благих намерений, но
среди его народа
возникли разногласия, и он
остался между овчарнями. "Что сидишь ты
между овчарнями, слушая
блеяние стад? В
племенах Рувимовых большое разногласие" (ст.
16). Ни к чему ваши бессонные ночи,
если они не приводят вас в солдатские шеренги. Дух
Божий вопрошает через
Девору и Варака:
почему вы не
пришли? Многие считают недостойным
ввязываться в конфликты, они говорят: мы проповедуем Евангелие, мы заботимся о
стаде. Заботиться о
стаде . дело благородное, но если настала
война, ничего важнее на данный момент
быть не может. "Галаад живет спокойно за
Иорданом". Это территория Рувима, Гада и,
частично, Манассии. Это люди, не пожелавшие вступить на святую
землю. Им не было дела до небесных сражений; они
остались за Иорданом. Еще одно колено .
Дан. "И Дану
чего бояться с кораблями?". Дан
оставался со своими судами.
Вообще, корабли в Библии
ассоциируются с торговлей. Значит,
перед нами человек,
столь увлеченный зарабатыванием денег, что ему некогда думать о духовных
битвах. Он остался со своими
кораблями. "Асир сидит на берегу
моря, и
у пристаней своих живет спокойно". Ни одно
из этих племен
не приняло участия
в бою, и
никто из них
не получил трофея.
Не участвуя в
сражении, нельзя рассчитывать на добычу. И даже если вы вступаете в бой, вы вовсе
не получаете от этого удовольствия, . ведь не в этом суть. Суть состоит в том, чтобы добыть
что-нибудь для себя, для Израиля, для Бога.
В стихах 10
и 11 мы читаем: "Ездящие на ослицах белых,
сидящие на коврах
и ходящие по дороге, пойте песнь! Среди голосов, собирающих стада при
колодезях, там да воспоют хвалу Господу, хвалу вождям
Израиля!". Стада при колодцах .
часть захваченной добычи. Павел пишет: "Все Асийские
оставили меня" и далее: "Димас оставил меня, возлюбив нынешний
век", . все
они пошли к
своим кораблям. На
протяжении служения апостола
от него не
раз отворачивались бывшие
соратники, которые жаждали
легкой жизни. Но
были и такие,
кто оставался с ним до конца,
и их он отмечает с большой любовью и теплотой. Мы должны стараться распознать духовного
вождя, которого посылает нам Господь в тот или иной
момент нашей жизни.
Если люди покаются
и воззовут к
Богу, Он пошлет
им спасителя. Это . главный урок Книги Судей. В этой книге перед нами разворачивается
вся история церкви Божией с
первых лет ее существования до наших дней.
Всякий раз, когда люди думали, что они забыты и
покинуты, что весь мир ополчился против них, они взывали к Богу, и Тот давал им
избавителя. В наши дни среди
нас тоже находятся духовные вожди, но они не столь могущественны, как,
например, в период Реформации: Господь воздвиг Лютера и многих других, и они совершили
потрясающие преобразования. Сегодня
Бог тоже время от времени вмешивается в
ход событий, но делает
это каждый раз по-разному. Враги сегодняшнего дня тоже отличаются от
недругов древних лет. Точнее, они все
те же по сути, но действуют иными 82 средствами. А
чтобы справиться с
ними, нам нужно
признать духовных лидеров современности и следовать
за ними, иначе мы будем прокляты, подобно Мерозу. Пассивность Мероза
противопоставляется здесь героическому подвигу Иаили. Одному достаются проклятия,
другой . почести и слава. Иаиль была
женщиной и не израильтянкой, но сила ее веры сделала
ее чадом Божьим. Убив великого вражеского военачальника. Иаиль заработала себе право
стать членом семьи Божьей. Она подобна
Раав. Было время, когда Раав служила интересам
своего народа, обитавшего в Иерихоне, и
Иерихонского царя, но
она вступила в союз
с сынами Израиля и заняла
среди них почетное место. Иаиль тоже
жила на земле царя Ханаанского,
между ними был заключен мир, но пришло время, когда она поняла, что Иавин был враг народу
Божьему, и она расторгла с ним союз и присоединилась к Израилю, где тоже заняла достойное
место. Песнь сия заканчивается словами: "Так
да погибнут все враги Твои, Господи!
Любящие же Его
да будут как
солнце, восходящее во
всей силе своей!". Поражение Сисары стало провозвестником грядущей
гибели всех врагов
Божиих и всех
враждебных Его народу
сил. Злые будут повержены, а праведные
воссияют как солнце в Царстве Господа Бога, Отца нашего. ГЛАВА 6 Враг,
описанный в этой
главе, . мадианитяне, состоявшие в дальнем родстве
с израильтянами. Иной
раз нет для
человека худшей напасти,
чем собственные родственники. Они "истребляли произведения земли", и "весьма обнищал Израиль". Мадианитяне поставили себе целью
лишить сынов Израилевых плодов земли. Для
нас лишиться плодов
земли тоже грозит тяжелыми
последствиями, ибо, лишаясь их, мы духовно нищаем. Подумайте, насколько полно вы
наслаждаетесь тем, о
чем сказано: "Не
видел того глаз,
не слышало ухо,
и не приходило то на сердце
человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор 2, 9). Речь идет о земле, о нашем наследии,
и наши враги постараются сделать все возможное, чтобы лишить нас этой радости. Когда
возопил народ к
Господу, Господь послал
им пророка, чтобы
сказать, что они согрешили и ослушались
Бога. Прежде чем Бог дает избавление
или как-либо вмешивается в ход событий, Он
обращается к людям со словом осуждения.
Для этого Бог избрал на этот раз человека, который
занимался тем, что выколачивал пшеницу в точиле, пытаясь сохранить хоть какую-то часть
урожая. Ангел сообщил
Гедеону, что с
ним Господь. Ответ
этого юноши говорит о
том, что сердце
его было с
Богом, и в
этом заключалась его
сила. Он сказал: "Господи! Как спасу я Израиля? Вот, и племя мое в колене Манассиином
самое бедное, и я в доме отца
моего младший". Гедеон
просит у Господа
подтверждения, что это
действительно Господь говорит
с ним, и
в знак своего
согласия на предложение Бога он приносит
жертву Господу. Эта
жертва мирная (см. Левит 19,
5). Сам Гедеон не делал злого и не поклонялся идолам; он четко понимал
свое положение перед Господом и принимал его как должное. Прежде чем свершиться избавлению,
избавитель должен все согласовать с Богом.
Гедеон делает первый шаг к
Господу, а Тот лишь подкрепляет его свидетельство. Он дает ему более ясное понимание того, Кто
есть Христос, а также тельца для всесожжения . за дом отца его и за весь
город. Израиль получает
благословение от Бога
лишь тогда, когда
вся церемония 83 произведена в необходимом
порядке. А "второй телец"
знаменует крушение прежнего порядка вещей: на место идолов
приходит Христос во всей Своей силе.
Гедеон как личность более интересен, чем
предыдущие судьи, ибо здесь мы видим и его размышления, и то, как он
приходит в согласие с замыслом Божиим, сначала по отношению к нему самому, потом . по
отношению к домашним отца его и жителям всего города. Из этой истории мы можем извлечь
немало духовных уроков и научиться, как можно вернуться назад, к истокам, как вернуться к Богу. Только Господь может вытеснить из нашего
сердца идолов и чужих богов. Любопытно, что Гедеон не приносит жертву
за грех, только жертву мирную. В свете великого
благословения, которое изливается на народ Израилев,
меркнет, как пустой
и бессильный, Ваал. Нам
надо с большой
осторожностью относиться к
тому, что естественным образом привлекает нас к
себе. Когда мы м шагаем рука об руку
с Господом, ничто не сможет получить над нами власть. Если только что уверовавший человек
оставит своих былых богов и обратится к Богу живому и истинному
в ожидании Сына Его с небес, как это сделали фессалоникийцы, то никаким мадианитянам их не одолеть.
Если же мы
оказываемся под их
влиянием, значит, отошли от Бога. В
начале этой главы
нам показано, что
сыны Израилевы поддались естественному очарованию местных
жителей и в
результате лишились возможности наслаждаться произведениями собственной земли. Бог избирает
Гедеона, ибо он был человек
духовный и переживал по поводу
сложившихся обстоятельств. Он
понимал, что жизнь тяжела, и пытался спасти от мадианитян хоть
часть того, что удалось
взрастить. Он хотел, чтобы
израильтянам было чем
питаться. Именно такой
человек мог послужить
Господу: человек типа
Тимофея, понимающий истинное положение вещей. Гедеон был воспитан на пророчествах. Бог всегда так делает. Если народ
взывает к Нему о помощи, прежде чем даровать им избавление, Господь посылает пророка. Павел пишет Тимофею: "Воспоминая о
слезах твоих"; человек, способный плакать от
того, сколь печально
положение, в котором
оказалась церковь Божия, способен
и Богу послужить на
славу. Перед нами человек, реально
оценивающий ситуацию и старающийся сохранить Христово, сколь
возможно. Ангел говорит ему:
"Господь с тобою!". Внешне
Гедеон был ничем
не примечателен; может
показаться, что он
был даже немного
трусоват, но его поступки выдают в
нем человека сильного
и мужественного. Понимание
вещей есть сила, и Гедеон обладал ею. Выколачивать пшеницу в точиле, которое
используется для приготовление вина, . дело весьма необычное, да и непростое. Точило
символизирует страдание. Гедеон
был готов пострадать ради того,
чтобы сыны Израилевы не умерли с голоду.
А готовы ли мы пострадать, чтобы народ Божий имел
пищу духовную? На такую
самоотверженность Гедеона, скорее всего, вдохновили слова пророка
Божия. Пришел пророк, принес слово
осуждения сынов Израиля, но и понимание
того, к чему
им следует стремиться. А стремиться они
должны ко Христу,
к пшенице, дающей жизненные
силы. Господь может восставить
кого-нибудь из среды людей, чтобы дать всему народу
спасение. Если мы понимаем, сколь
печально состояние дел, если нам грустно до слез, то
Господь может призвать нас на миссию.
Но, к сожалению, сегодня очень немногие способны плакать
по церкви. Гедеон очень остро ощущал собственную
незначительность. Но он понимал, что если он хочет послужить
Господу, то это
возможно только через
Христа. Нам всем
следует это 84 осознать. Если
мы хотим послужить
Богу, мы должны
отринуть себя и
принять Христа. Поэтому Гедеон
приносит жертву мирную
из опресноков и
мяса и воздвигает алтарь для Господа, . все это уже
было в его душе. И если мы с вами,
подобно Гедеону, осознаем, как низко пал
мир, и если
мы честно и
откровенно оценим самих
себя, то мы
поймем все свое ничтожество и малозначительность. Павел писал о себе, что он
"наименьший из всех святых".
Каждый должен почувствовать себя таковым. Когда
это произойдет, мы
поймем, что можем пребывать вместе
с Богом лишь
на основаниях, приемлемых для Бога, то
есть уверовав во Христа. Гедеон . это ветхозаветный Тимофей,
болеющий душой за весь народ Израиля.
Чему же мы с вами сумеем
поспособствовать: обнищанию народа Божьего или его обогащению? Гедеон пытался обогатить
людей. Он начал
с малого, с
себя, а потом
перешел на общественный уровень. Прежде
всегоон приносит жертву мирную и козленка, и
жертвы сии принимаются. Далее, следуя
божественным указаниям, он сооружает новый алтарь. Таким образом его личные отношения с
Богом установлены и
скреплены. И это
тот первый шаг,
который необходимо сделать каждому,
желающему послужить Господу.
Вряд ли вам
удастся осчастливить весь народ, если ваши личные
связи с Богом призрачны и некрепки.
Именно об этом говорит Павел в начале
своего Второго послания
к Тимофею: сначала .
личное, потом . общественное, сначала верующему
надо разобраться, где
находится его сердце,
и только тогда
пытаться обособиться от мира,
иначе это просто фарисейство. Прежде всего вам
необходимо наладить свои
личные отношения с
Богом, воздвигнуть свой собственный алтарь,
а уж потом Господь расширит сферу вашего влияния и выведет вас на новый уровень
свидетельствования. После того как
Гедеон приносит жертву мирную, Господь подвигает его
на всесожжение. Козленок . жертва лично за
него, а телец . за весь народ Израиля. Когда Господь увидел, что сердце Гедеона
на месте, он доверил ему определенную миссию, для чего
необходимо было глубокое познание Христа.
Итак, примечательно, что жертва за грех не
приносилась. Господь собирается
повергнуть идолов силою Своего
благословения, которое Он посылает народу Божию, установив основание прочное, на котором сыны
Израилевы будут стоять крепко и надежно.
Само единство Бога и Его народа .
достаточная сила, чтобы
все идолы пали,
ибо обнажается их
никчемность и бессилие. Ваал и Астарта свергнуты, а на их место
вознесен Христос. "Второй телец"
показывает, что для
надежности Богу недостаточно первой жертвы. Изначально существовал некий порядок вещей,
но он оказался
нарушен, поэтому "вторым" пришел Христос. В Писании "первый" обычно
связывается с телесным, плотским, а "второй" или "другой" .
с духовным (см. 1 Кор 15). Прежде чем
вступить в битву с врагом, надо твердо усвоить нравственные
уроки. Таков порядок подготовки служителя Божьего. В
стихе 34 мы видим, что
"Дух Господень объял
Гедеона; он вострубил
трубою", и все
верные Израиля примкнули к нему. Гедеон
не только являет
собой пример
высокодуховного человека, он
также показывает нам, как
велик и всемогущ
Господь. Этот человек
был уверен, что
сердце его в
ладах с Господом, что Господь .
на стороне Израиля, что Христос . основа любых отношений между Богом и
Его народом, однако
он хотел убедиться
в том, что
сам он движется
в верном направлении и
что Господь всесилен
и всемогущ. Нам
всем необходимо иметь
такую уверенность. Без
нее Гедеон не
отважился бы отпустить
часть своего войска.
Гедеон не 85 полагается на самого себя
или на свою духовную крепость, о которой мы уже столько говорили, он обращается
непосредственно к Богу, к Его могуществу, которое не идет ни в какое
сравнение с человеческой
силой. Он не был самоуверенным
человеком, он был орудием в руках Господа.
Для него
роса, выступившая на
шерсти (ст. 37-38), значила
больше, чем самое
совершенное боевое оружие; именно она
подвигла Гедеона уменьшить численность своих отрядов. Испытания
над шерстью, описанные
в конце главы,
показывают готовность Гедеона следовать указаниям
Божьим, невзирая на реальный баланс сил.
Триста человек могут провести более удачное
сражение, нежели тридцать
тысяч, если они
опираются на могущество Божие. Этот урок Гедеон выучил
назубок. Внешне это ничем не
примечательный человек, но как он богат духовно! Он подобен Христу, Который
продемонстрировал нам, как слушать глас Божий и следовать Его воле,
Который всегда находил утешение в могуществе Господа. И даже когда жители целых городов
отвергали и гнали Его, Он всегда обращался к Богу со словами: "Славлю Тебя, Отче,
Господи неба и
земли, что Ты
утаил сие от
мудрых и разумных
и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо
таково было Твое благоволение" (Матф 11, 25-26). Вот прекрасный пример смирения
перед могуществом Бога,
и именно это
делает прекрасными Его
слова: "Придите ко Мне, все
труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". Он зовет нас прийти и встать рядом с Ним; Он
говорит нам, где Его искать; Он радуется могуществу Своего Отца. Он говорит, встаньте
рядом, и Я успокою вас. Покой
возможен только со Христом. Человек
может быть весьма
духовным, однако уровень
духовности сам по
себе еще не говорит о том, что этот
человек может принести пользу народу Божьему. Господь Сам решает, кого, как
и когда призвать
Себе на служение,
но вопрос состоит
в том, хотим
ли мы быть призваны. Любим
ли мы народ
Божий настолько, чтобы
посвятить себя служению
ему во благо? Все
в этой жизни
имеет смысл лишь
тогда, когда мы чувствуем
в этом присутствие Божие. Как сказал Иоанн Креститель: "Не может человек ничего принимать на
себя, если не будет дано ему с
неба" (Ин 3, 27). Такой настрой в Гедеоне был по душе
Богу. Испытания, которым подверг
Господа этот юноша, (ст. 37-40), были признаком не его
неверия, но веры. Он просто
прощупывал свой путь и делал это осторожно,
неспешно. Мы часто очень спешим,
когда думаем, что правы и знаем дорогу. Гедеон же желал быть уверен в каждом
шаге. Господь Иисус никогда не делал ничего, не
испросив прежде Отца. Об этом .
Псалом 39, 2:
"Твердо уповал я
на Господа". А
теперь Гедеон уповает
на Бога и
по росе на
шерсти убеждается, что выбрал
верное направление. В книге Михея 5
сказано, что роса не зависит от сынов Адамовых, она
приходит свыше, как благодать Божия. Ни один ученый в мире не сможет заставить ни капли росы
появиться на траве, . это прерогатива Бога. Господь пошел Гедеону навстречу, ибо речь шла о
спасении Израиля. Куда направит его
Бог? Никто никогда не может знать наверняка, ибо Господь может
повести Себя самым
неожиданным образом. Он призывает кого хочет, и
поступает так, что это приносит Ему славу.
Когда же люди действуют, не согласуясь с волей
Божьей, они приписывают все заслуги себе.
В начале следующей главы мы читаем, как этот
принцип сработал в отношении Гедеонова войска. Господь сказал, что оно слишком велико. Если тридцать две тысячи человек одержат
победу над мадианитянами, они подумают, что это их
собственное достижение, а потому Господь производит некоторый отсев. Прежде всего
всем боязливым и
робким предписано было
вернуться в Галаад.
Но и оставшихся десяти
тысяч тоже было
многовато, и Господь
отбирает из них
триста. Как эта 86 горстка людей
могла противостоять статридцатитысячной армии?
Теперь уже все
зависело исключительно от
Бога. Никакие человеческие усилия не
стоят и ломаного гроша, в сравнении с тем,
на что способен
Бог. Если мы,
наконец. осознаем эту
простую истину, мы
обретем покой. Даже если вы малы ростом и тщедушны, вы
прекрасно можете послужить Богу.
Гедеон оставил себе
только триста воинов.
Хотели бы вы
оказаться в их
числе? Каждый человек должен этого
желать. Если вы
достаточно скромны, Господь
обязательно призовет вас
на служение. Так
Он поступил с
Тимофеем, и Второе
послание апостола Павла
к Тимофею посвящено в основном тому, что люди . это сосуды разного достоинства, но каждый из
них по-своему полезен
Владыке. Главное . желать
послужить Господу. Отобранные триста человек готовы были
самозабвенно отдаться в руки Богу.
Триста преданных людей принесли больше пользы, чем
тридцать две тысячи людей не преданных.
В
стихе 34 мы читаем, что
"Дух Господень объял
Гедеона". Для служения
необходимо нечто большее,
чем просто верный
духовный настрой; требуется
также сила Духа
Божия. Настрой сам по себе не
есть сила; сила . от Духа. Но
правильный настрой . это первейшее условие сошествия
на человека Духа
Святого. В Новом
Завете тому найдется немало подтверждений. Дух Святой дается тем, кто слушается слова
Божия; бунтарю и разбойнику Его не дождаться. Послушание . тоже одно из необходимых
условий. Мы всегда должны быть готовы принять
свидетельство Господне. А для чего
нам Дух Божий? Не для того, чтобы все
преодолеть, это придет
само собой, а для того, чтобы поддержать Христа. Свидетельство тех, кто имеет Дух, есть
свидетельство о Христе Иисусе. |