С.А.Коутс

Комментарии к Книге Судей Израилевых

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 ГЛАВА 1  

 

  66

  Книга  Судей  более  соотносится  с  сегодняшним  днем,  чем  Книга  Иисуса  Навина.   В

последней мы видим, как народ под предводительством Иисуса вошел в землю обетованную и

завладел ею, подобно тому как мы под водительством Христа и Его духовной силы вступаем во

владение  наследием  Божиим.   Однако  после  смерти  Иисуса  Навина  возникает  вопрос,  что

делать дальше, куда идти.  И эта та самая проблема, над которой бьемся и мы.  С нами рядом

нет  апостолов,  которые  могли  бы  вести  нас  силой  Христовой  и  закрепить  наше  право  на

наследие, . с самого начала предполагалось, что их присутствие с нами будет недолгим.  Так

же и Иисус Навин  стареет и  умирает,  а  с ним  уходит и  порядок вещей,  существовавший при

нем.  События, описанные в Книге Судей, происходят после его смерти.  

  Начало этой книги вплоть до пятого стиха второй главы . это своеобразное вступление к

последующему повествованию.  Господь как бы разъясняет народу, как жить и вести дела после

того, как среди них не осталось людей, наделенных апостольской духовной властью.  Первый, и

самый  важный  момент .  то,  что  мы  все  так  же,  как  апостолы,  можем  обращаться

непосредственно к Богу.  Это поразительная возможность, и о ней нам напоминают с первых же

строк, когда сыны Израилевы вопрошают Господа: "Кто из нас прежде пойдет на Хананеев .

воевать с ними?".  Они вопрошают Господа, . в этом главный принцип нашей безопасности и

уверенности  в  том,  что мы  следуем  за  Духом  Божиим;  только  так мы  сможем  закрепиться  в

своем  уделе.   Павел .  это  Иисус  Навин  христианского  мира,  и,  прощаясь  с  ефесскими

пресвитерами,  он  говорит  им:    ныне  предаю  вас,  братия,  Богу  и  слову  благодати  Его,

могущему  назидать  вас  более  и  дать  вам  наследие  со  всеми  освященными" (Деян 20, 32).  В

этом    наше  спокойствие  и  наше  благословение.   В  Духе  Христовом  все  возможно,  но  Дух

Христов есть дух смирения.  Апостолы уходят, а Бог остается.  

  Конфликт, с которого начинается эта глава, нам известен из предыдущей книги.  Теперь

вопрос состоит в том, как его разрешить.  Поскольку с ними нет Иисуса Навина, который мог

бы повести их в бой, сыны Израилевы обращаются прямо к Богу.  Мы с вами находимся в точно

такой же ситуации.  Господь . наша опора, Он убережет нас от ошибок и неудач, если только

мы будем следовать указаниям Божиим и Его принципам.  

  Народ  обратился  к  Господу  в  духе  смирения,  и  Господь  откликнулся.   Смирение  и

послушание . основа наших отношений с Богом.  Сколь верными ни были бы наши принципы

и взгляды, мы неизбежно потерпим неудачу, если не будем слушать гласа Божия.  Иногда люди

самонадеянно  утверждают,  что  знают,  чего  хочет  от  них  Бог,  однако  зачастую  в  них  не

наблюдается ни смирения, ни готовности следовать слову божественной благодати.  

   Следующее  условие  наших  отношений  с  Богом .  это  вступление  в  единое  братство. 

Мы  можем  считать,  что  следуем  за  Господом,  но  следуем  ли  мы  за  ним  плечом  к  плечу  с

нашими братьями?   Мы не должны быть одни.  Поскольку все исходит от Господа . даже в

конечном  счете,  помощь  от  наших  ближних, .  мы  все-таки  должны  рассчитывать  на

поддержку со стороны братьев-христиан.  

  Иуде  потребовалась  помощь  его  брата  Симеона.   Симеон  обладал  тем,  чего  не  было  у

Иуды,  но  что  было  необходимо  для  победы.   Для  того  чтобы  добиться  успеха,  мы  должны

понимать,  на  что  способны мы  сами  и  на  что  способны  наши  братья.   Когда  Господь Иисус

покидал  этот  мир,  Он  оставил  нам  основополагающую  заповедь:  любить  друг  друга.   Он

понимал  всю  важность  братских  уз.   Сам  Он  был  светочем  любви,  которая  сближала  и

скрепляла всех нас. Иуда проявил к Симеону очень теплые и искренние чувства, и тот факт, что

  67

он поделился с ним частью наследия, еще больше подчеркнуло глубину этих чувств.  У Иуды

был огромный удел, и он без колебания отдал часть тому, кого называл братом.  Иуда получил

свое  несколько  привилегированное  положение  благодаря  Халеву,  под  началом  которого

находился.  Халев был первым из всего народа, кто еще в пустыне доказал, что в сердце своем

он возрадовался наследию. Перед его глазами предстала земля, куда вел его Господь, и Халев

последовал за Господом.  То, что начальником Иудиным был Халев, давало Иуде право первым

сразиться за наследие.  Это был не столько вопрос веры, сколько вопрос любви.  

  В  первых  же  строках    Книги  Судейнам  дается  два  основных  принципа,  опираясь  на

которые мы  можем  владеть  обетованной  землею:  послушание  Господу  и  поддержка  братьев. 

Мы нуждаемся в поддержке, ибо она позволяет нам не терять духа.  Случай с Ахсой произошел

еще до смерти Иисуса Навина, и он отражен в его книге, но то, что о нем упоминается вновь,

показывает,  что  Писание  богодухновенно.   Здесь  собраны  вместе  моменты,  нравственно

связанные  между  собой.   Если мы  теряем  апостолов,  но  при  этом  не  теряем  Бога,  не  теряем

своих  братьев,  не  теряем  Духа  Божия  и  Его  благодати, .это  помогает  нам  справиться  с

любыми  враждебными  силами.   Так  что  мы  не  лишаемся  своего  наследия,  даже  проявив

слабость,  даже  не  имея  апостольской  поддержки.   Ничто  не  достается  нам  без  борьбы,  и  за

причитающееся нам наследие мы тоже должны сражаться.  Если у нас не хватает на это сил,

обязательно найдутся те, кто нам поможет.  

  В Книге Судей Господь говорит нам, что Он намеренно оставит в земле нашей некоторые

враждебные  народы,  так  что  поводы  для  конфликта  будут  всегда.   Тот  же  самый  принцип

применим  и  к  церкви.   Господь  не  допустит,  чтобы мы  тихо  и  мирно  вступили  во  владение

наследием.  Если мы пребудем избежать противостояния, мы даем волю хананеям.  Многие из

наших  братьев пытались  остаться  в  стороне  от  конфликтов и    в  итоге    утратили  свои  уделы.

Нельзя обрести наследие, держась за мир любой ценой.

  Когда  мы  теряем  азарт  и  желание  завоевывать  новые  земли,  затаившийся  враг  может

нанести нам удар.  Сначала мы просто оттягиваем момент решающей битвы, а потом, не успеем

оглянуться, как хананеи уже воцарятся на нашей территории и сделаются весьма агрессивными. 

Если  мы  не  проявим  достаточной  жесткости,  ее  проявят  наши  враги.   Но  все-таки  нам  не

придется бороться непрестанно; нас ожидает и время покоя.  За любой битвой следует мирное

время.  Господь  с  радостью  дает  сынам  Своим  отдохнуть,  чтобы  они  могли  насладиться  в

полной мере тем, за что так ожесточенно сражались.  

  Наши  враги,  однако, .  это  не  всегда  опасность  внешняя;  зачастую  зло  действует  в  нас

самих, через нашу плоть.  Как бы неблагоприятны ни были обстоятельства, нас окружающие,

внутри  нас  самих  тоже  может  найтись  то,  что  с  радостью  вступит  с  внешним  неприятелем  в

союз.  Нам следует быть к этому готовыми и всегда оставаться начеку.  

  До поры до времени все складывалось у израильтян более или  менее удачно, но в стихе

19  мы  читаем:  "Жителей  долины  [Иуда]  не  мог  прогнать;  потому  что  у  них  были  железные

колесницы".   То  был  первый  признак  слабости:  они  испугались  превосходства  своего

противника, но бояться нам следует превосходства силы Божьей.  

  А что же Халев?  Он не отступил и не отказался от своей части наследия.  Халев не имеет

отношения к той неудаче, которую потерпел  Иуда со товарищи.  Его  дочь  Ахса

олицетворяет всех тех людей, которые чувствуют в своей душе стремление к Духу Божию.  Она

возжаждала источников воды.  В этом, несомненно, позитивный момент: за землю нужно было

  68

не  только  сражаться,  но  и  обрабатывать  ее,  для  чего  нужна  влага.   Нам    с  вами  не  стоит

успокаиваться  на  мысли  о  том,  что  у  нас  есть  Дух  Божий, .  это  и  так  понятно,  если  мы

уверовали в Господа Иисуса Христа.  Для того, чтобы избежать неудач, о которых говорится в

Книге  Судей, мы  должны  еще  иметь  и  источники  воды живой,  верхние  и  нижние;  ибо  плод

Духа  есть  жизнь  вечная.  Это  свидетельство  того,  чт.  Дух  Святой  может  дать  человеку.   В

Писании  мы  читаем,  что  жизнь  вечная .  от  Духа:  "Сеющий  в  дух    от  духа  пожнет  жизнь

вечную" (Гал 6, 8).  

  Халев не потерпел ни одного поражения, он . победитель.  Я думаю, все мы желаем быть

победителями,  с  какими  бы  трудностями  нам  ни  пришлось  столкнуться,  ибо,  если  мы  не

побеждаем,  мы  попадаем  в  зависимость.   Халеву  ни  разу  не  пришлось  склонить  головы,  не

должны  этого  делать и мы.  Господь  с  грустью  отмечает  то печальное положение,  в котором

оказалась церковь Божия, и в Откровении Он подробно описывает состояние многих общин.  В

Книге Судей нам дают понять, что теперь мы остаемся сами по себе, но в каждой церкви будет

свой вождь, свой победитель, чтобы растленный мир вокруг нас не поглотил бы все, что есть в

нас Божьего.  

  Если  мы  сделали  ошибку  в  какой-то  части  пути,  дальше  идти  нам  будет  сложно.  Мы

видим в Писании, как сверхъестественные божественные силы помогали людям справляться со

сверхъестественными  силами  зла,  и  это  говорит  о  многом.   Иерусалим  был  взят,  Хеврон

захвачен.  Прекрасно, когда нам удается очистить от врагов и предателей место, где могло бы

прославляться  Имя  Бога.   Иерусалим  в  Библии  назван  городом  Царя,  где  Господь  восставит

Имя  Свое.   А  Хеврон,  что  в  переводе  означает  "сообщество",  подчеркивает  важную  роль

общины.  Если мы сначала отдадим дань Господу, что подобает Имени Его, то потом сможем

насладиться общением с братьями.  

  Однако,  к  сожалению,  существует  опасность  оказаться  втянутыми  в  конфликт,  который

инициирован не Богом.  Мы видим, что все, что от плоти, неизбежно терпит поражение, а тем

более если оно претендует на то, что есть Богово.  Иногда мирское превозносится и мнит себя

выше познания Божия.  Такими были Адони-Везек и семьдесят других царей, которые собирали

крохи под столом  его.  Адони-Везек . яркий пример человека исключительно плотского, но

пребывающего на землях, принадлежащих Господу.  Он влиятелен и могуществен, но, придя в

Иерусалим,  он  гибнет.   Ибо,  когда  Богу  воздается,  что  положено  Имени  Его,  все  мирское  и

плотское гибнет.  В Адони-Везеке не было раскаяния, но он признал справедливость наказания,

. так все мы, кто ходит под Богом, должны признавать право Господа судить и карать.  Бог

поругаем не бывает.  Мы можем быть уверены, что каждый пожнет то, что посеял.  

  Мне  кажется,  к  данной  книге  имеют  отношение  Послания  Иоанна.   Апостол

предупреждает нас о путях врагов наших, которых мы должны сторониться.  И он же уверяет

нас в том, что всего, чего пожелаем, можем просить у Бога: "И, чего ни попросим, получим от

Него,  потому  что  соблюдаем  заповеди  Его  и  делаем  благоугодное  пред  Ним" (1  Ин 3, 22). 

Господь  Сам  говорил:  "Если  чего  попросите  во  имя  Мое,  Я  то  сделаю" (Ин 14, 14).   Он  не

сказал, что подумает, но сказал: "Сделаю".  Это показывает, как высоко мы вознесены.  Иоанн

подчеркивает  важность  любви  к  братьям-верующим:  "Мы  знаем,  что  перешли  из  смерти  в

жизнь, потому что любим братьев" (1 Ин 3, 14).  Мы любим Бога, поэтому любим и братьев.  

  Замечательно,  что  святые  могут  идти  рука  об  руку  без  всякого принуждения.  Понятно,

что  людей  чаще  всего  связывают  те  или иные  социальные  установки  или  мирские  интересы:

  69

например, друзья собираются вместе, чтобы повеселиться и развлечься в кругу себе подобных. 

Здесь  же  мы  видим,  что  люди  совершенно  разных  характеров  и  разного  происхождения

объединены в слове истины.  В этом . проявление силы Божьей.  

  Мы  знаем,  что  падение  церкви совершилось  после  смерти  апостолов;  здесь же,  в Книге

Судей, это произошло после того, как умер Иисус Навин.  Первый признак слабости проявился

в неспособности израильтян изгнать со своей земли всех врагов, тех самых жителей долины, у

которых "были железные колесницы".  В этом же стихе мы читаем, что "Господь был с Иудою".

То  есть  Бог пребывал  среди них, но они не  воспользовались Его силой.  Это была их первая

ошибка: не воспринять силу Божию в Духе.  Если Господь с ними, чтó им железные колесницы!  

  Иуда  не  сумел  распознать  силу Божию  в Духе,  хотя Он  неизменно  пребывал  с  народом

Израилевым;  люди  просто  не  заметили  Его.   В  ранних  посланиях,  написанных  сразу  после

отшествия  апостолов,  мы  тоже  не  видим,  чтобы  люди  остро  ощущали  присутствие  Духа

Господня  среди  них.   А  как  прекрасно  осознавать,  что  силе  Божьей  не  страшны  никакие

железные  колесницы!   Иоанн  говорит  об  этом  в  связи  с  появлением  многочисленных

антихристов, а затем добавляет: "Тот, кто в вас, больше того, кто в мире" (1 Ин 4, 4).  

  Как  только  мы  осознаем  присутствие  Духа  Божия  с  нами,  ситуация  кардинальным

образом  изменится.   Разве  не  то  же  самое  говорил  коринфянам  Павел?    Он  призывал  их

задуматься  об  этом.   Каждый,  кто  ощутит  в  себе  Дух  Господень,  не  сможет  остаться

равнодушным.  Даже неверующие люди падают на лицо свое пред Господом, а что уж говорить

о людях верующих.  

  "Но  Иевусеев,  которые  жили  в  Иерусалиме,  не  изгнали  сыны  Вениаминовы,  и  живут

Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня" (ст. 21).  Иерусалим символизирует те

права  на  этот  мир,  которые  имеет  Иисус  Христос.  Именно  отсюда  к  народу  сошло  слово

истины.  Иевусеи  же  представляют  силы  зла,  которые  призваны  помешать  Мессии

воспользоваться Своими правами.  То были прежние жители этих мест.  Когда мы принимаем

христианство, за нами тоже волочится шлейф прежней жизни.  От этого никуда не деться.  Нам

так же трудно бывает ощутить присутствие Духа, как трудно это было ранним христианам, мы

находимся в той же опасности. Поэтому из Иерусалима несет людям истину Христос, Который

есть  Царь,  Господь,  Глава  Церкви  и Сын Божий.   Сегодня многие  христиане  недооценивают

силу Духа Божия и даже ставят под сомнение права Христа.  Это открывает дверь злу, которое

проникает в нашу жизнь. 

  Подумайте только, каковы могут быть права у Христа как Господа и Главы дома Божия! 

Каждый  христианин  принимает  крещение;  но  чтó  есть  крещение,  если  вы  не  признаёте  прав

Христа?  Вспомните, что говорит Иоанн о заповедях.  Мы слишком часто пропускаем это мимо

ушей,  ибо  слово .  лишь  звук,  но  звук,  исходящий  из  Иерусалима.   По  мнению  Иоанна,

заповеди  имеют  огромное  значение;  он,  как  никакой  другой  библейский  автор,  уделяет  им

особое внимание.  Что бы ни случилось, ни под каким давлением мы не должны отказываться

от  них  или  нарушать  их.   Заповеди  Божьи  не  трудны и  не  обременительны,  все они . плод

любви Того, Кто отдал за нас Свою жизнь.  

  Итак,  первой  ошибкой  сынов  Израилевых  было  пренебрежение  силой  Духа  Божия,  а

второй . то, что они не изгнали от себя народы, ущемляющие священные права Христа.  

  "И сыны Иосифа пошли также на Вефиль, и Господь был с ними" (ст. 22).     Это, как мне

кажется, лишний раз подчеркивает тяжесть их поражения.  Если с ними был Господь, для чего

  70

они искали помощи у жителей  города? Разве Бог не показал бы им, как войти в город?   Они

заручились поддержкой тех, кого были посланы уничтожить.  В результате они сохранили "до

сего дня" то, что Господь положил на уничтожение. Каждый раз, принимая помощь от мира, мы

вынуждены  потом  платить  по  счетам.  Они  сказали:  "Покажи  нам  вход  в  город,  и  сделаем  с

тобою милость".  Они заключили сделку.  А тот человек, с которым они договорились, связывал

свои  теплые  чувства  не  с  Вефилем,  а  с  Лузом  прежнее  название  города.   Он  так  любил  тот

старый  город,  что  назвал  в  его  честь  новый.   Сердце  его  было  заполнено любовью  к Лузу  и

безразличием к дому Господню, в отличие от Раав, которая сердце свое отдала Богу.   

  Луз  в  переводе  означает  "гнутый", "кривой".   В  современном  христианстве  многие

истины, провозглашаемые Писанием, искажены, подогнаны под интересы человека; в доме же

Божьем  все  должно  быть  безукоризненно  прямо.   Происходит  это  всегда  по  одной  и  той  же

схеме:  если  люди  начинают  пренебрегать  Духом  Божьим,  тогда  внешние  обстоятельства

начинают довлеть над людьми. При этом ущемляются права Христа, и, как следствие, истина

искажается  и  становится  непригодной  для  дома  Божия,  который  является  ее  прибежищем  и

хранилищем.  Писание  требует,  чтобы  мы  всегда  говорили  правду  без  обиняков,

манипулировать истиной не дозволено никому.  Дорога к Богу всегда пряма, окольными путями

до  Него  не  добраться.   Святость  и  истина  пребывают  вовек  и  не  могут  быть  искривлены  по

чьей-либо прихоти.  Господь Сам сказал о Себе: "Святый, Истинный".  

  Далее речь заходит о Манассии.  "И Манассия не выгнал жителей Бефсана и зависящих от

него  городов,  Фаанаха  и  зависящих  от  него  городов,  жителей  Дора  и  зависящих  от  него

городов, жителей Ивлеама и зависящих  от него городов, жителей Мегиддона и зависящих  от

него  городов,  и  остались  Хананеи  жить  в  земле  сей.   Когда  Израиль  пришел  в  силу,  тогда

сделал он Хананеев  данниками, но  изгнать не изгнал их" (ст. 27-28).  Они  "остались жить",

что подразумевает, что им позволили остаться, и сделано это было по воле человеческой, а не

по воле Божьей.  По воле человеческой платится дань, принимается помощь, а то, что должно

быть безжалостно стерто с лица земли, прощают и пригревают.  

  Далее  в  стихах 29  и 30 мы  читаем  о  Ефреме  и  Завулоне:  "И жили Хананеи  среди  их  и

платили им дань".  Принимая мирские взгляды на жизнь или просто отноясь к ним терпимо, мы

впускаем их под свой кров и позволяем им "жить среди нас".  Затем в стихе 32 мы видим, что

и Асир жил среди хананеев, жителей земли той, и Неффалим жил среди хананеев.  Получается,

что  народ  Божий  ничем  не  отличается  от  окружающих  его  племен.   Израильтяне  не  только

придерживаются  мирских  взглядов,  но  и  непосредственно  обитают  среди  неверных.   Это .

упадок и деградация сообщества святых.  

  Сыны же Дановы были вытеснены местными жителями из долины в горы.  Полный крах

сообщества  людей  Божиих:  силы,  враждебные  Богу,  сумели  изгнать  из  своих  земель  народ

Божий!   Горная  местность  всегда  пустовала,  за  нее  не  нужно  было  бороться.   Даже  в  самые

мрачные времена, когда границы между церковью и миром стерлись практически до основания,

всегда находились люди, живущие в горах.  Захария и Елисавета жили на возвышенности, и к

ним всегда приходили люди за советом.  

  Мне  кажется,  глава 1 Евангелия  от Луки  . одна из самых жизнеутверждающих глав в

Писании.  События происходили во времена Римского владычества над Израилем.  Все земли

были  во  власти  неприятеля,  но  там,  в  горах,  жили  люди,  чье  сердце  было  переполнено

божественными  знамениями,  а  дух .  кроток  и  смирен.   Эти  люди  не  были  известны  в

  71

религиозных кругах, а если бы о них и узнали, то, наверняка, подняли бы на смех, . но именно

они  имели  в  душе  свет  Божий.   Господь  всегда  обращает  Свой  взгляд  на  людей  бедных  и

притесняемых.   Бохим  демонстрирует  верный  настрой  во  времена,  когда  христианство  себя

полностью дискредитировало.  

  Я не утверждаю, что Дану не  стоило так безоговорочно подчиняться врагу, я лишь хочу

сказать,  что,  как  бы  ни  был  силен  неприятель,  Дан  все  равно  будет  стремиться  в  долину,  к

своим.   Такова  история  церкви  Божией:  то,  что  мы  знаем  и  о  чем  читаем  в  Писании,  есть

история  духовных  деяний  Божиих,  произведенных  в  душах  святых  перед  лицом  грозных

враждебных  сил  этого  мира;  это  история  того,  как  Господь  сохранил  народ  Свой  в  самые

тяжелые времена.  

 

ГЛАВА 2  

 

  В  предыдущей  главе  мы  видели,  как  слабеет  народ  Божий,  как  они  постепенно  сдают

врагу  одну  позицию  за  другой.   Мне  думается,  начало  главы 2  приводит  нам  некоторые

причины происходящего.  

  Весь  секрет  заключается  в  том,  что  сыны  Израилевы  отказались  идти  в  Галгал.   Там

пребывал  ангел  Господень,  там  пребывала  сила  Божия.   Люди  не  были  в  Галгале  со  времен

Иисуса Навина, и в этом крылась причина их неудач.  Да, они одержали не одну победу, но эти

победы  были,  скорее,  знаком  их  немощи.   Галгал  же  был  местом  обрезания,  местом,  где  все

наше,  плотское,  отсекается  прочь;  это  место  силы  и  власти  Божьей,  там  пребывает  и  ангел

Господень.  

  Обрезание Христово есть Великое обрезание.  Когда Христос умер, вместе с ним умерла и

наша  отсеченная  плоть,  после  чего  мы  получили  благодать  и  силу.   Галгал  служит  нам

напоминанием  об  этом.   В  начале  Книги  Иисуса  Навина  мы  читаем  о  том,  как  Господь

приводит  Иисуса  и  с  ним  весь  народ  в  Галгал.   Там  были  установлены  двенадцать  камней,

взятых из Иордана.  Только то, что мы получаем со смертью Христовой, пребудет вовек.  Богу

угодно  не  то,  что умерло  со Христом, но  что  возродилось  с Ним.  А  это  включает  отсечение

плоти, отсечение человека плоти.  Павел говорит: "Я сораспялся Христу".  Он на себе испытал,

что это значит.  Если что-либо в нас вступает в противоречие с обновленным, воскрешенным

миром,  оно  должно  быть  безжалостно  отсечено;  и  сделать  это  должны  мы  сами,  если  мы

обладаем достаточной духовной силой. Отсекая плоть, мы отсекаем и хорошее, и плохое, ибо

ничто  плотское  не  угодно  Господу.  Мы  должны  постоянно  оценивать  себя,  иначе мы  скоро

лишимся  духовной  силы.  Самооценка .  это  не  то  же  самое,  что  самокопание.    При

самокопании       мы выискиваем  в  себе  хорошие и плохие стороны. Если же    речь  заходит об

отсечении  плоти,  мы  должны  взглянуть  на  себя  в  свете  смерти  Христовой  и  оценить  себя

соответствующим образом.

  Слезы сами по себе .признак слабости, но они говорят о том, что в душе у человека еще

остались чувства.  Покинутые  апостолами, мы не сразу лишаемся наших чувств и ощущений. 

Когда Господь сказал, что не изгонит из земли всех местных жителей, в людях всколыхнулось

сильное  религиозное  чувство,  и  они  разрыдались,  то  была  своеобразная  дань  Господу.   Они

принесли жертву Богу, но это уже произошло в Бохиме, а не в Галгале. 

  72

  Решение,  которое  принял  разгневанный  Бог,  было  для  Его  народа  испытанием. 

Присутствие  племен,  оставшихся  среди  них,  должно  было  помочь  выявить,  насколько

послушны  сыны  Израилевы  заповедям  Божьим.   То  же  самое  происходит  и  в  наши  дни:

трудности,  с  которыми  мы  сталкиваемся,  показывают,  достаточно  ли  крепки  мы  в  вере,

достаточно ли послушны Господу. 

  Большинство проблем  в нашей духовной жизни  возникают потому,  что мы не ощущаем

себя частью единого организма, единой Церкви.  Вспомним историю народа Божия: когда мы

лишаемся  источника  духовной  силы,  Господь  не  обещает  нам  даровать  новый.  Мы  знаем  из

истории церкви (Откр 2 и 3), что даже тогда, когда ситуация становилась хуже некуда, всегда

находились  люди-победители,  способные  исправить  положение.   По  милости  Божьей  нам

дается  исцеление.  В  такой  момент  Господь  посылает  спасителя,  чтобы  он  избавил  народ  от

притеснений.  Каждый раз, как Господь взирал на народ Израилев, Он видел, что они не могут

наслаждаться Его наследием, они притесняемы и угнетаемы.  Ну, а мы с вами?  

  Мы должны понимать, что церковь есть собрание людей Божиих, которых апостолы вели

по  пути,  обозначенному  Господом.   В  Послании  к  Ефесянам  Павел  раскрывает  перед

прихожанами замысел Божий, но заканчивает свое обращение к ним призывом к сражению.  А

для  того,  чтобы  выиграть  сражение,  мы  должны  обладать  духовной  силой.   Если  же  мы

отмахнемся от истины, о которой говорится в Послании к Колоссянам, то есть от обрезания, то

тогда  нам  не  справиться  и  в  духовной  битве.   Наши  доспехи  нравственного  порядка:

"Препоясавши  чресла  ваши  истиною,  и  облекшись  в  броню  праведности,  и  обувши  ноги  в

готовность  благовествовать  мир,  . . .возьмите  щит  веры,  . . .и    шлем  спасения".   Все  это

подразумевает  определенное  состояние  души,  достигнуть  которого  возможно  только  путем

тщательнейшей самооценки.  А облечься во всеоружие Божие мы можем только в Галгале.  

  Но сейчас израильтяне находились в Бохиме.  Сила Божия более не являлась им наглядно

и ярко.  Они вынуждены столкнуться лицом к лицу с врагами, изгнать которых не могут.  И том

не  менее  люди  все  же  приносят  жертву  Господу,  они  еще  не  впали  в  идолопоклонство,  еще

сохранили остатки духовного чувства, ощущения того, чтó причитается Богу, хотя силу Божию

уже утратили.  

  В подобных обстоятельствах Бог принимает решение вмешаться и воздвигает среди сынов

Израилевых  судей, и отныне сила Господня пребывает с ними.  На протяжении всей истории

Бог  избирает  людей .  судей,  спасителей,  вождей,  которые  избавляют  народ  от  бедствий  и

напастей.  Он никогда не оставляет рабов Своих без поддержки, и те, кто умеет услышать глас

Божий,  получают  облегчение.   Господь  протягивает  руку  помощи  всей  церкви,  но,  к

сожалению, немногие умеют разглядеть ее.  

  Сила  всегда  приходит  к  тому,  кто  честен  в  своей  самооценке.   Оценивая  себя,  мы

становимся  ближе  ко  Христу,  и  тогда  даже  во  внешней  немощи  может  проявляться  великая

сила..  Пока живо было поколение Иисуса Навина, люди помнили Бога, но восстал после них

другой род, который не знал Господа и дел Его.  Это серьезный проступок и именно со стороны

отцов,  ибо  Господь  постоянно  говорит  о  том,  чтобы  познание  Божие  передавалось  из

поколения в поколение.  

  Поколение отцов проявило слабость уже в том, что покинуло Галгал.  Однако необходимо

также и личное общение с Богом, ибо вера по наследству не передается.  Наши родители могут

нас  окрестить  и  наставить  в  христианской  истине,  но  веру  они  нам  привить  не  могут.   Это

  73

решение каждый человек принимает самостоятельно.  Павел пишет Тимофею о нелицемерной

вере его бабки и матери, но он отмечает, что такая же вера "и в тебе".  Каждый делает выбор

сам.  Иначе получилось бы, что люди получают право войти в царство небесное по наследству,

не зная Бога и никогда не общаясь с Ним.  Новое поколение отвернулось от Господа, потому

что  не  знало  ни  Его  Самого,  ни  дел  Его.   Вскоре  церковь  наполнилась  людьми,  которые

находились там из-за семейных традиций, а не потому, что душа их была открыта Богу.  С этого

началось идолопоклонство.  

  Вера  должна  лежать  в  основе  всего.   Мы  можем  слушать,  что  говорят  нам  отцы,

приходить  в  дом  Божий,  где  им  так  хорошо,  но  при  этом  сердца  наши  будут  оставаться

холодными.   Подросли  люди,  не  знавшие  трудностей  египетского  пленения,  искупления,

перехода  через  Чермное  море  и  Иордан.  Они  не  знали  Господа,  но  оказались  в  земле

обетованной.   Именно  эти  люди  открыли  дорогу  идолопоклонству.   Возникает  вопрос:

насколько велико влияние предшествующих поколений в нашей жизни?  Многим из нас все то

хорошее, что у нас есть, слишком легко досталось: мы пришли на все готовое.  А вот, имеем ли

мы веру?  Есть ли у нас что-нибудь, что мы получили непосредственно из рук Божьих?  

  Служение дает нам опыт личного общения с Богом и укрепляет нас в вере, и в этом его

главная  ценность.   Книга  Судей  показывает  нам,  какую  общественную  позицию  должна

занимать церковь, придерживающаяся истины Божьей.  Апостолы ввели церковь в прекрасное

царство христианства.  Оценили ли мы это по достоинству?  Прославили ли Господа?  Испытав

все  это,  неужели  пойдем  поклоняться  Ваалу?    Здесь  мы  читаем:    стали  служить  Ваалу  и

Астартам".  Ваал символизирует силы, подчиняющие нас, а Астарта говорит об извращенности

наших пристрастий.  Если человек имел общение с Богом, он обязательно захочет служить Ему

и  все  силы  свои  отдать  этому  служению;  он  захочет  насладиться  наследием.   Идол  же

становится хозяином над человеком.  Ваал в переводе означает "хозяин", "владелец".  Ну, и кто

же наш хозяин?  Кто владеет нами?  Легко поддаться, например, желанию заработать побольше

денег.   Человек,  все  силы  отдающий  тому,  чтобы  поскорее  разбогатеть,  поклоняется  Ваалу. 

Книга Судей показывает, насколько легко человеку попасть под влияние идолопоклонства.  

   К  членам  коринфской  общины,  погрязшим  в  удовольствиях  и  забавах,  обращается  и

Павел:    стыду  вашему  скажу,  некоторые  из  вас  не  знают  Бога".   Коринфяне  пали  под

натиском  вражьих  сил.   Если  мы  будем  всегда  оценивать  себя  и  свои  действия,  мы  сумеем

избежать этого позорного падения.  Нам всем надо учиться противостоять искушениям.  Дьявол

постоянно  пытается  соблазнить  нас.  Но,  справившись  с  соблазном,  мы  избегаем  греха  и

сохраняем  в  душе  Бога,  и  в  этом  благословение  человека  набожного.  Христианин  начинает

свой день с молитвы к Господу . с просьбы  уберечь его от мирских устремлений и плотских

страстей.  Он желает, чтобы все его силы были направлены на служение Господу, чтобы ему не

попасть  под  влияние  враждебных  Богу  сил, жаждущих  сбить  его  с пути  истинного и  не  дать

насладиться  наследием.   Как,  должно  быть,  грустно  Богу  взирать  с  небес  на  народ  Свой  и

видеть,  как  далеко  люди  отошли  от  божественного,  как  глубоко  погрязли  в  плотском,  как

заняты они прославлением не Бога, но себя!  Это означает, что они не испытывают радости.  

  Халев,  человек  божественной  силы,   пришел  в  Галгал,  чтобы  потребовать

причитающуюся ему землю (Нав 14, 6), и он получил ее и был благословлен. В Книге  Судей же

мы  видим,  как  сыны  Божии  потеряли  часть  своего  наследия,  ибо  не  соблюли  обрезания

духовного, и враги их получили над ними власть и обратили к своим идолам.  Люди утратили

  74

радость  от  наслаждения  обетованным  наследием.  А  если  мы  с  вами  не  радуемся  своему

наследию, это огорчает Господа.  

 

 

ГЛАВА 3  

 

  Неверность  Израиля  послужила  причиной  того,  что  многие  местные  народы  были

оставлены на своих землях.  Господь оставил их с определенной целью.  Все противоречащее

божественной  истине,  возникшее  в  среде  народа  Божия,  проистекало  от  их  небрежения  и

недостатка почтения к Господу, Сам же Господь использовал это в Своих целях.  

  Итак, в народе подросло новое поколение, не знавшее Господа.  На нас лежит огромная

ответственность за воспитание наших детей.  Апостол Павел тоже очень беспокоился о том, что

среди  молодежи  ему  не  на  кого  положиться,  и  причиной  тому  было  отнюдь  не  отсутствие

родительской  опеки.   Сам  он  был  своей  пастве  и  отцом,  и  матерью,  но  очень  немногих

прихожан он мог бы назвать своими истинными чадами по вере.  Тимофей, пожалуй, был один

из  этих  немногих.   Уходящее  поколение  должно  позаботиться  о  том,  чтó  они  оставят  своим

потомкам.  Мы должны  возбудить  в  детях  еще  более  страстное желание  следовать  Богу, чем

имели  сами.   Какое  счастье  видеть  молодых  и  воодушевленных  верующих!  Господь  нередко

вмешивается  в  процесс  воспитания  достойной  смены,   и  тогда  случаются  удивительные

всплески  духовного  возрождения,  однако  эта  волна  отходит  назад,  когда  исчезает  источник

энергии.  Мы  видим  эти  накаты и  откаты  на  протяжении  всей Книги Судей.  Народ  получал

избавление, но, как только светоч божественной силы покидал этот мир, все возвращалось на

круги своя.  

  Господу  не  доставляет  большого  удовольствия  постоянно  вычищать  Авгиевы  конюшни

нашего  духовного  несовершенства,  но Он  оставил  среди сынов Израилевых  местные народы,

чтобы  искушать  ими  израильтян.   Таким  образом,  враг  всегда  рядом,  и  борьба  будет

продолжаться вечно, если мы желаем, чтобы порядок вещей оставался угодным Богу. Битвы, в

которых  сражались  наши  предшественники,  не  приносят  избавления  нам  с  вами.  У  каждого

поколения .  своя  война.   Если  мы  не  примем  в  ней  участие,  мы  падем  под  давлением 

враждебных сил.  

  В  стихе 6  мы  видим,  что  народ  начал  заключать  неравные  союзы.   Людям  надлежало

сторониться  зла, . этот принцип лежал в основе их отношений с Богом.  Мы же видим, что

сыны Израилевы жили среди хананеев, тем самым упрочая свои связи с ними.  Дети вступали в

браки  с  местными  жителями,  ибо  среди  этих  племен  обитали  их  отцы,  а  значит,  сама  идея

разделения была  забыта.  Если не существует внутреннего настроя на изоляцию, то и внешне

людей уже ничто не останавливает.  Искушение оставить мысль об обособлении и вступить в

весьма заманчивый союз приходит не извне, оно зарождается внутри.  

  В  стихе 4  говорится:  "Они  были  оставлены,  чтобы  искушать  ими  Израильтян  и  узнать,

повинуются  ли  они  заповедям  Господним,  которые  Он  заповедовал  отцам  их  чрез  Моисея". 

Заповеди . своеобразная проверка нас на стойкость, на нашу верность Богу и Его воле.  "Если

любите Меня, соблюдите Мои заповеди".  Если Его заповеди не направляют меня в желаниях и

стремлениях, значит, я внутренне уже отошел от Бога.  Возможно, братьям моим пока еще не в

  75

чем меня упрекнуть, но внутренне я уже сбился с пути, и, если не предпринять ничего, чтобы

исправить положение, вскоре моя порочность проявится и внешне.  

  Первый   отход израильтян от истины проявился в том, что  Господь призвал их к Себе,

сделал  чадами  Своими,  а  они  отказались  от  этой  великой  чести  и  стали  жить  с  хананеями. 

Поэтому-то  появился  и  набрался  сил  Хусарсафем.   Он  был  царем  той  самой  земли,  откуда

Господь  призвал Авраама.  Если мы  в  душе изменяем  своему  божественному  призванию, мы

попадаем  под  влияние  тех,  из  среды  которых  и  призвал  нас  Бог.   Когда  наши  желания  и

устремления наших душ    направлены не к Богу, это становится очевидно из наших поступков.  

  Израильтянам  потребовалось  восемь  лет,  прежде  чем  они  осознали,  как  низко  пали. 

Восемь лет они находились под влиянием своих врагов.  Святые могут совершать массу ошибок

и долгое время не осознавать этого, но как только они постигают, в какой яме оказались, они

тут же обращаются к Богу.  Сатана он говорит: "Наслаждайтесь жизнью, делайте что хотите!". 

Это  ли  не  свобода?    Многие  покупаются  на  этот  обман  и,  увы,  нескоро  понимают,  что  сами

обкрадывают  себя, лишаясь божественного наследия.  Но, очнувшись ото сна, они  взывают к

Богу, и Он посылает им спасителя.  Ни один такой крик души не остается не замечен Господом.  

  Господь никогда не оставит нас под гнетом, зная, что мы жаждем свободы.  Если народ

Божий  вдруг  осознает,  что  он  не  обладает  наследием,  и  искренне  пожелает  вступить  во

владение, то ни один неприятель не сможет им противостоять . ни моавитяне, ни хананеи, ни

филистимляне.  Мы никогда не ведем одну и ту же битву дважды; каждый раз . новый бой,

новый  соперник,  но  и  новый  избавитель.  "Тогда  возопили  сыны  Израилевы  к  Господу,  и

воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа,

младшего  брата  Халевова". (ст. 9).  Должно быть, тяжело было этому Гофониилу видеть,  как

ужасно обстоят дела, и в смирении ожидать целых восемь лет, прежде чем Господь призвал его

на  служение!   Бог  терпеливо  ждет,  когда  народ  Его,  наконец,  научится  верно  оценивать

ситуацию.   Вы  спросите,  почему  Он  не  избавит  чад  Своих  от  тлетворного  влияния

окружающего мира?  Почему они не обособятся от окружающих их народов?  Бог ждет, пока

люди сами не поймут необходимость этого шага; Он ждет, пока они не возопиют о помощи.  

  Имя Гофониил в переводе означает  "Могущественный человек Божий".  Человек Божий

непременно будет отстаивать то, что угодно Богу, и, как мне кажется, Гофониил . первый, о

котором  сказано,  что  на  нем  был  Дух  Господень.   Именно  Дух  Господень  устанавливает

определенные  ориентиры  для  людей.   Гофониил  происходил  из  хорошей  семьи:  он  был

ближайшим  родственником  Халева,  который,  некогда  поразил  Кириаф-Сефер,  город  книг,  то

есть мирской мудрости.  Женат он на хорошей женщине, а значит его устремления и желания

чисты, ибо Ахса, дочь Халева,  . не из местных, но очень привязана к этому месту, к  земле

полуденной и к источникам вод.  Человек такого склада и с такой семьей вполне подходил на

роль спасителя.  

  Гофониил был человеком дисциплинированным.  Он ждал восемь лет.  Все, кого Господь

призывает на служение, должны быть весьма терпеливы.  Сколько сил требуется, чтобы видеть,

как  народ  Божий  погрязает  во  грехе,  но  продолжать  идти  с  ним,  разделяя  печальные

последствия  его  ошибок  и  прегрешений!   Халеву  пришлось  дожидаться  сорок  лет. 

Необходимость  ждать  и  терпеть,  как  ничто,  иное  проверяет  нас  на  стойкость.   Терпеливость

есть истинная добродетель.  

  76

  Мы не ведем непрерывных боевых  действий; Господь  дает нам возможность отдохнуть. 

На  какое-то  время  враг  оказывается  нейтрализован,  благодаря  силе  веры  и  настрою  людей. 

Господь надеется  на  благоразумие Своего  народа, и  те,  кто имеет  веру,  тоже выжидают.  Те,

кого Господь поставил на роль избавителей народа, мыслят по-божественному.  На протяжении

всей истории церкви всякий раз, когда в народе возникала потребность в духовном очищении и

избавлении  от  зла  и  грязи,  Господь  воздвигал  человека,  озарял  его  светом  истины  и  наделял

способностью вести за собой людей.  Бог пребывал с этим подвижником до конца, не давая ему

оступиться и упасть.  Но если кто-нибудь самовольно провозглашал себя мессией или на этот

пьедестал его возносили люди, это  обычно заканчивалось катастрофой.  

  Еще  одним  притеснителем  сынов  Израилевых  был  царь    Моавитский.  Находящийся  в

родстве  с  израильтянами,  моавитяне  были  потомками  Лота.   Лоту  в  свое  время  выпала

прекрасная  возможность  познать  Бога,  и  его  вполне можно  было  назвать  истинно  верующим

человеком, ибо Дух Святой называл его праведником, но он не сохранил, что имел, и поддался

природному порыву.  О Елгоне, царе Моавитском, сказано, что был он неимоверно тучен.  Нет

ничего  проще,  чем  потакать  природным  запросам,  своему  плотяному  человеку,  пока  тот  не

станет  большим  и  толстым,  но  пока  он  здравствует,  свободы  нам  не  видать.  Мы  не сможем

порадоваться наследию, пока находимся под гнетом моавитян.  Это символизирует то, что даже

в  верующем  человеке  может  крыться  элемент  человека  плотского,  и  элемент  немалый.   Лот

поддался  естественному  искушению  и  выбрал  себе  в  удел  хорошо  орошаемую  долину,  и мы

знаем,  что  это  привело  его  в  Содом.   Мы  все  подвергаемся  подобному  риску.   Ничто  не

оказывает на людей Божьих более пагубного влияния, чем их знакомые, родственники и друзья. 

Они не дают нам порвать связи с природным.  Нам гораздо легче жить в мире с людьми, ладить

с ними, избегая конфликтов, нежели занять  жесткую, непоколебимую позицию на принципах

Божиих.  В этом . зло, которое исходит от маовитян.  

  И тогда Господь посылает на роль избавителя от маовитян Аода, левшу. Господь  иногда

выбирает Себе людей необычных, использует весьма нестандартные приемы и орудия. Самегар,

например, управляется с врагами при помощи воловьего рожна, средства не очень престижного,

но,  как  оказалось,  весьма  эффективного.   Самсону,   как  увидим  далее,  сгодилась  ослиная

челюсть.   Господь  дает  им  орудия  совершенно  неожиданные,  но  главная  сила  не  в  них,  она

заключена в человеке.  Аод точно знал, как ему действовать в тех обстоятельствах. Он знал, что

царя Моавитян следует убить, и он его убил.  Сделав свое дело, он вострубил трубою и повел

народ  свой  с  горы.  Люди  последовали  за  ним  и  побили  десять  тысяч  маовитян,  здоровых  и

сильных. А мы с вами готовы ли последовать за трубным гласом?

  Многие  сегодня понимают, что положение их плачевно, но их удерживают дружеские и

родственные связи, поэтому они неготовы взмахнуть обоюдоострым клинком, как Аод  Но если

мы хотим радоваться наследию Божию, мы должны отсечь от себя все природное, все плотское,

что тянет нас назад.  

 

 

 

Hosted by uCoz