Г.Геллей |
Справочник к Ветхому Завету |
|
|
|
|
|
ИИСУС
НАВИН
Овладение Ханааном Иисус Навин Иисус
Навин происходил из колена Ефраима (Чис. 13:18). Его имя "Иисус"
применяемое в русском переводе, имеет греческую форму. Итак, как он ввел
народ израильский в Обетованную землю, то его можно считать прототипом
великого вождя. Который теперь ведет Свой народ в Обетованную страну на
небесах. Иисус
Навил был близким сотрудником Моисея во все годы 40 летнего странствования по
пустыне. Он был с Моисеем на горе Божьей, Синае (Исх. 24:13). Он был в числе
12 соглядатаев (Чис. 13:8,16). Иосиф Флавий говорит, что Иисус Навин был 85
лет, когда он заступил Моисея. Шесть лет потребовалось Иисусу Навину покорить
землю, а остальные годы своей жизни он провел в царствовании и в
распределении земли по уделам 12 колен. Иисус Павий правил в Израиле 25 лет.
Он умер в возрасте 110 лет и погребен в Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой.
Иисус Павий был славным вождем, имел дисциплинированную армию, посылал
соглядатаев, но молился и уповал на Бога. Археологическая
заметка
О
имени Иисуса Навина. В дощечках Амарны, написанных в то время из Палестины
фараону в Египте, о поражении царя Пеплы, содержатся следующие слова: "Спроси
Вениамина, спроси Тадуа, спроси Иисуса Навина". Глава 1. Книга Величественная
глава. У Израиля была книга. Она была лишь частицей Божьего Слова, которое мы
имеем теперь. О, как это важно! Божье строгое предупреждение для Иисуса
Навина в начале его грандиозных достижений состояло в том, чтобы быть весьма
точным в соблюдении Божьего Слова, записанного в книге. Иисус Навин
соблюдал Божьи повеления, поэтому Бог благословил его феноминальным успехом.
Какой великий в этом урок для всех руководителей христианской Церкви! Глава 2. Два соглядатая и Раав Раав
слыхала о чудесах, происходивших в Израиле и пришла к убеждениню, что Бог
израильтян был истинным Богом (10,11). Когда она встретилась с соглядатаями,
она рискнула стать на стороне израильтян и их Бога. Может
быть она и не была таковой, как ее называли-"блудницей". Она жила
среди людей низкой морали. Хананейские женщины были публичными блудницами. Ее
занятие среди людей, с которыми она жила, считалось почетным, а не
унизительным, как считается в наше время. Раав
была замужем за израильтянином по имени Салмоном (Матф. 1:5). У Халева был
сын по имени Салма (1 Пар. 2:51). Возможно, что это тот самый Салмон. Если
это так, то через брак он породнился со знатной семьей в Израиле. Раав таким
образом стала потомсвенницей Вооза, Давида и Иисуса Христа. Ее имя
упоминается в списке героев веры (Евр. 11:31). Археологическая
заметка
Дом
Раавы в городской стене (2:15). В Иерихоне строилисьжилые дома в городской
стене (см. след. стр.). Глава 3. Переход через Иордан Когда
несущие ковчег завета приблизились к берегу Иордана, воды Иордана
остановились течь и стали стеною на большом расстоянии до города Адама. Город
Адам был расположен в 26 км на север. Ниже города Адама вода ушла в Мертвое
море и в песчаное дно реки, которое стало достаточно сухим для перехода.
Около города Адама, Иордан течет между крутых глинистых берегов, высотой в 13
метров. Берега эти иногда обваливаются в воду. В 1927 году, во время
землетрясения в этой части страны, произошел большой обвал этих берегов,
который задержал течение Иордана почти на сутки. Возможно, что Господь
применил подобные явления, чтобы "остановить" воды Иордана для
Иисуса Навина и израильского народа. Во всяком случае, происшедшее было
великим Божьим чудом, сильно устрашившим хананеев, которые уже до этого были
сильно перепуганы (5:1). 1400
лет позже Иисус Христос крестился в реке Иордане у того места, где Иисус
Павий переходил Иордан. Глава 4. Камни памятники Господь
повелел поставить два памятника из камней: один на восточном берегу реки, где
стоял ковчег завета (9), а другой на западной стороне реки в Галгале (4:20),
чтобы последующие поколения Израиля не забыли события и места этого чуда. Празднование Пасхи Наконец,
достигнув Обетованной земли, на четвертый день после перехода через Иордан,
израильтяне праздновали Пасху (4:19; 5:10). На следующий день после Пасхи
манна перестала падать с неба (5:12). Для охраны Своего народа Господь послал
таинственного вождя с армией, что весьма ободрило Иисуса Навина в его
дальнейшим служении (5:13-15). Глава 6. Покорение Иерихона Покорение
Иерихона произошло непосредственным проявлением Божьей силы для того, чтобы
воодушевить израильтян с самого начала их борьбы с сильнейшими за них
народами. Семь дней они обходили Иерихон со священниками, ковчегом завета и
трубным звуком. А свыше над ними был вождь воинства Господня (5:14), который
в назначенное время на седьмой день, при звуке трубы и восклицаний народа
разрушил стены Иерихона. Город
был предан заклятию и проклятие было произнесено на всякого, кто решится
восстановить город (26, см. 3 Царств 16 :34). Иерихон
был расположен в 10 км от Иордана, а Галгал, главная квартира Иисуса Навина,
на полпути между Иерихонои и Иорданом. Стены
Иерихона окружали город, который занимал площадь в 3 гектара.Это была внешняя
крепость города, вокруг которой жило много людей. Новозаветный
Иерихон расположен 2 км южнее от развалин старого города. А теперешняя
деревня Иерехон расположена 2 км на юго-восток. Археологическая
заметка
Д-р
Джон Гарстанг, директор Британской Археологической Школы в Иерусалиме и
отдела Древностей Палестинского правительства, производил раскопки Иерихона в
1929-36 годах. Он обнаружил черепки и скарабей, доказывающие разрушения города
около 1400 лет до Р.Х., совпадающее со временем Иисуса Навина и со многими
другими открытиями, даказывающими библейский рассказ разрушения Иерихона. "И
обрушилась стена города до своего основания" (19). Д-р Гарстанг
обнаружил, что стена города "обрушилась", упала плашмя. Иерихонская
стена была двойной, с проходом между стенами в 5 м шириной. Наружная стена
была в 2 м толщиной, а внутренняя 4 м толщиной и 10 м высотой. Стены были
построены на не весьма прочном фундаменте из кирпичей в 10 см толщиной и 1/2
м длиной, скрепленных грязью. Обе стены соединялись надстройкой жилых домов
сверху стен, в том числе и дом Раавы в "стене". Д-р Гарстанг
обнаружил, что наружная стена упала наружу и свалилась в овраг, потянув за
собой внутреннюю стену с жилыми постойками, так как связь кирпичей здесь была
тоньше. Основание дворцовой стены в четыре ряда камней устояло с сильным
уклоном наружу. Д-р Герстанг думает, что стены Иерихона были сильно потрясены
землетрясением, (признаки которого весьма очевидны), способом, который Бог
мог употреблять во всякое время. "А
город и все, что в нем, сожгли огнем" (23). Раскопки показали сильные
признаки пожарища и разрушения. Он еще обнаружил в раскопках слои угля и золы
от разрушения стен огнем. Сильно пострадала от огня внешняя стена. Жилые дома
около стен были разрушены до основания. Нижний слой земли был перемешан с
обгорелым мусором, в котором были ямы с белой золой, покрытые слоем
свалившегося красного кирпича. "Но
вы берегитесь заклятого" (17). Д-р Гарстанг открыл под золой и павшими
стенами развалины кладовых, с обильным запасом провианта: пшеницы, ячменя,
чечевицы, фиников и других продуктов, которые от сильной температуры
превратились в уголь, нетронутые и неупотребляемые. Все это служит
доказательством того, что победители воздержались от пользования этими
запасами. Глава 7,8. Падение Гайя и Вефиля Около
Гайя израильтяне потерпели ужасное поражение по причине преступления Ахана.
Скоро после чудесного перехода через Иордан и взятия Иерихона, поражения у
Гайя было весьма неприятным переживанием для Израиля. Здесь они получили
поучительный урок. Бог их не оставил, но Он хотел научить их покорности. Археологическая
заметка
Вефиль.
Из слов в 8:9,12 видно, что следующая битва была за оба города: Гай и бефиль,
8:28* 12:9,16 и что оба города были разрушены. Расстояние между ними было
всего 2 км. Вефильский
(Бейтанский) курган был раскопан в 1934 году Каильской Мемориальной
Экспедицией, под обоюдным руководством Американской Школы в Иерусалиме и
Ксенийской Теологической Семинарией в Питсбурге, под руководством В.Ф.
Албрайта. Они обнаружили, что разрушение города совпадает со временем инвазии
Иисуса Навина, которая сопровождалась сильным пожаром и "сильной
битвой". Обнаружены были целые глыбы павших и обгорелых стен, толщиной в
2 м из красного кирпича, черной золы из перегоревшей земли и других обгорелых
отбросов. Нигде в других местах Палестины, говорит Албрайт, он не видел
такого великого пожарища. 30-35
Повторение закона у горы Гевала Моисей
дал это повеление (Втор. 27). Сихем был в центре долины неописуемой красоты,
между горой Галгалом и горой Геразимом. Здесь Авраам 600 лет до этого
соорудил свой первый жертвенник. На этом месте Иисус Павий в торжественной
обстановке прочитал книгу закона для израильского народа. Главы 9,10. Иисус Павий повелевает солнцу и луне остановиться Гаваон
был расположен в 16 км на северо-восток от Иерусалима и считался одним из
больших городов земли (10:2). Гаваонитяне, перепуганные падением Иерихона и
Гайя, поспешили поработить себя израильтянам. Событие это возбудило царей
Иерусалима, Хеврона, Иармуфа, Лахиса и Еглона выйти на войну с Гаваоном.
Иисус Лавин выступил со своим войском в защиту Гаваона. В результате
произошла эта известная битва около Гаваона и Вефорона, где солнце стояло
целый день. Каким образом остановилось солнце, нам не известно. Некоторые
думают, что мы в то время потеряли один календарный день. Так или иначе, день
был продлен чудодейственным образом для того, чтобы Иисус Навин закончил
победное поражение врагов. Археологические заметки Разрушение
Лахиса и Давира упоминаются в 10:32,39. Лахис. Археологическая Экспедиция Велкома в (1931- )
обнаружила в Лахисе большой слой золы времени Иисуса Нивина. Давир (Кериаф-Иарим, Тель Бейт Мирзам). В этих
городах Объединенная Экспедиция Ксенийской Семинарии и Американской Школы в
Иерусалиме в 1926-28 гг. обнаружила глубокий слой золы, деревянного угля и
извести, с признаками сильного огня и с другими доказательствами культуры,
относящимися к времени Иисуса Навина. Нижний слой относился ко временам
хананеев, а верхний ко временам израильтян. Глава 11. Поражение северных царей Во
время Вефоронской битвы, при которой остановилось солнце, Иисус Павий разбил
царей южных. А теперь победа над царями северными у Мерома дала ему
возможность покорить всю Палестину. Три
великих чуда причинились к этой победе: переход через Иордан, падение стен
Иерихона и остановка солнца. Все эти чуда были проявлением Божьей силы. Археологическая
заметка
Асор.
"А Асор он сжег огнем" (11:11). Гарстанг обнаружил во время
раскопок Асора золу этого огня и много черепков, как доказательство этого
пожара в 1400 году до Р.Х. В
письменах Амарны, заадресованных фараону в 1380годудо Р.Х. египетским
посланником из севера Палестины, говорится: "Да воспомянёт, мой Господин
Царь, что Асор и его цари пережили". Остатки
золы и развалины городов подтверждают повествование Библии о покорении
Иисусом Навином Палестины и ее городов, как Иерихона, Лахиса, Вефиля, Давира,
Асора и других. Глава 12. Перечисление пораженных царей Всех
пораженных царей, упомянутых в главе 12 было 31. В общем, вся Палестинабылапокоренаизраильтянами(10:40;
11:23:21:43). Все же в некоторых местах продолжали жить хананеи (13:2-7;15:63,
23:4; Суд. 1:2,21,27,29,30,31,33,35). После смерти Иисуса Навина эти
языческие народы причинили много зла израильтянам. Земли филистимлян, сидонян
и ливанские оставались непокоренными. Главы 13 до 22. Раздел земли по уделам Карта
на следующей странице показывает приблизительное расположение ханаанских
народов и раздел земли между 12 колен Израиля. В
Палестине было 6 городов убежища (гл. 20 и Втор. 19) и 40 городов для
левитов, включая 13 для священников (21:19). Жертвенник у реки Иордана (гл. 22) был символом
национального единства народа, который был разделен рекой Иорданом. Главы 23,24. Прощальное слово Иисуса Навина Иисус
Навин получил из рук Моисея писанный Божий закон (1:8). К этой книге он
добавил еще свою книгу (24:26). Он очень разумно пользовался
"книгами", подобно Моисею (Втор. 31). Он вписал в "книгу"
раздел земли (18:9). Он читал для народа "книгу" Моисея (8:34). У
горы Галгала он написал "на камне список с закона Моисея" (8:32). Главным
содержанием прощального слова Иисуса Навина было увещание хранить себя от идолопоклонства.
Хананейское идолопоклонство было такой эстетической комбинацией религии со
свободным удовольствованием плотскими стрястями, что только люди особой силы
воли могли устоять и не поддаться искушению. Хананеяне Хананеянами
назывались все жители Палестины. В более строгом смысле этого слова название
это применялось к жителям Ездрилонской равнины. Амореями иногда назывались
все жители, в особенности народы, живущие на западной стороне Мертвого моря,
покорившие восточную сторону Иордана, изгнав аммонитян. Ферезеи и иевусеи
заселяли южные горы. Евеи
и хеттеи были рассыпаны сильными группами от бывшего сильного северного
царства, столицей которого был Кархемис и занимали Ливанский район. Гергесеи,
полагают, жили восточнее Галилейского моря. Государственные границы между
этими народами были неустойчивыми, так что в разное время они занимали разные
места. Религия хананеев Главным
божеством хананеев был Ваал. Ашторет, жена Ваала, была главной богиней. Она
считалась матерью всякого плодородия. Вавилоняне называли ее Иштар, а греки и
римляне называли ее Астартой. Ваалы, множественное число от Ваала, были
изображениями Ваала. То же самое было и с Астартами. Часто священный столб,
камень и пень дерева был символом божества Астарты (Втор. 16:21,22). Обычно
храмы Ваала и Астарты были вместе. Храмовые жрицы были проститутками. А в
Содоме, мужчины были в роли проституток при храмах. Поклонение Ваалу, Астарте
и другим хананейским божествам сопровождалось при самых низких и греховных
оргиях и храмы эти были притонами всякой мерзости. Археологические
заметки
Бог
дал израильскому народу определенное повеление уничтожить или изгнать
хананеев (Втор. 7:2-3). Иисус Навин принялся за это дело с великим усердием и
Бог, проявлением великих чудес, помогал ему в этом. На самом деле Сам Бог
побеждал за них. В
раскопках около Гезера, Макалистер, представитель Палестинского Исследовательного
Фонда, в 1904-9 годах, в Ханаанской страте, перед овладением израильтянами
Палестины в 1500 году до Р.Х., нашел развалины "Высот", храма, в
котором совершалось поклонение Ваалу и богине Астарте. "Высоты"
эти занимали площадь 45 на 35 м, окруженную стеной, где совершались
религиозные празднования. В стенах были замурованы 10 грубых столбов,
размером 1,5 на 3 м, перед которыми совершались жертвоприношения. В
развалинах под этими "высотами", Макалистер обнаружил множество
горшков с останками детских костей, которые приносились в жертву Ваалу. Место
это предоставляло из себя детское кладбище. Другой
ужасный обычай назывался "жертвоприношением на основания". Когда
заканчивалась постройка нового дома, то в жертву Ваалу приносился младенец,
тело которого позже замуровывалось в стену для счастья всех живущих в доме.
Многие из этих детей были обнаружены в Гезере, а также и в Мегиддо и других
местах. Также
под развалинами этих "высот", Макалистер обнаружил большое
количество стенных украшений Астарты с грубо изображенными сексуальными
органами для разжигания плотских страстей. Так
хананеяне своими неморальными обычаями проводили свои религиозные
богослужения перед идолами и приносили первородных младенцев в жертву этим
божествам. Из
этого видно, что большая часть Палестины представляла из себя Содом и Гоморру
в большом национальном маштабе. Можно
ли удивляться тому, что Бог повелел израильтянам уничтожить хананеян? Имела
ли право такая мерзкая и низкая культура на существование? Здесь содержится
один из исторических примеров Божьего правосудия над нечестием всей страны. Многие
археологи, ведущие раскопки в Ханаане, удивляются тому, что Бог не уничтожил
этот народ гораздо раньше. Божье
повеление уничтожить хананеев, кроме Божьего правосудия и воздаяния за их
нечестие, состояло еще в том, чтобы предохранить израильтян от
идолопоклонства с его мерзскими обычаями. Бог избрал израильский народ для
одной определенной цели, чтобы от них произвести Христа и показать всему
человечеству, что в мире есть один истинный и живой Бог. Когда Израиль впадал
в идолопоклонство, то этим аннулировалась всякая цель его национального
существования. Уничтожение идолопоклонства во всей стране было мерой Божьей
предосторожности для Израиля. Иисус Навин сделал в Израиле хорошее начало.
Если бы только израильтяне продолжали такой образ жизни, то о многом можно
было бы сказать в наше время иначе. СУДЬИ
Первых 300 лет в Обетованной земле После
смерти Иисуса Навина еврейский народ не имел сильного центрального правления.
Они составляли конфедерацию из 12 независимых колен, объединяемые лишь верой
в одного Бога. Форма государственного правления в дни Судей была
теократической Фомой правления, в которой правит Сам Бог. Но народ еврейский
не весьма сознательно относился к Божьему правлению, и поэтому часто впадал в
идолопоклонство. Враждуя между собою и окружающими их врагами, которые всегда
старались их уничтожить, народ израильский нераз был в состоянии анархии,
изнуренный, время от времени, гражданской войной, очень медленно развивал
свою национальную жизнь. Они не стали сильной нацией до тех пор, пока не были
объедины в государство во время Самуила и Давида. Точное
время периода Судей неизвестно. 111 лет предполагаемого порабощения (см.
внизу) и время Судей, включая годы мира, было 299лет, всего 410. Но некоторые
из этих чисел могут перекрывать одно другое. Иеффай, который был судьей в
конце этого периода, считает, что время Судей было всего 300 лет ( 11 :26).
Многие думают, что время Судей длилось 300 лет, с 1400 до 1100 лет до Р.Х. От
Исхода до Соломона, включая странствование по пустыне и от Ильи, Самуила и
Давида, согласно 3 Царств 6:1, 4800 лет. Порабощения.
Судьи или времена покоя'. Месопотамией
-8 лет Гофониил из Кириаф-Сефера в Иудее 40 лет Моавитянами
Амонитянами
-18 лет Аод из Вениамина 80 лет Амаликитянами
Филистимлянами
Самегар Хананеянами
-20 лет Девора из Ефраима и Барак из Невфалима 40 лет Мадиатянами
Амаликитянами - 7 лет Гедеон из Манассии 40 лет
Авимелех (узурпатор) из Манассии 3 г. Фола
из Иссахара 23 г. Иаирь
из Галаада, в восточной Манассии 22 г. Аммонятяне
-18 лет Иеффай изГалаада, в восточной Манассии 6 лет
Есевон, Вифлеем, Иудея 7 лет
Елок из колена Завулонова 10 лет Авдон из колена Ефраимова 8 лет -
Филистимляне 40 лет Самсон из колена Данова 20 лет Всего:
111 лет
299лет Израиль
был еще порабощаем сидонянами и моавитянами ( 10:12). 40 лет О
Гофонииле, Девере, Бараке и Гедеоне сказано, что они каждый судили по 40 лет,
а Аод дважды по 40 лет. Позже Илий судил 40 лет. Саул, Давид и Соломон
царствовали по 40 лет. "Сорок лет" считалось как будьте-бы временем
одного поколения. Обратим наше внимание на то, как часто число 40
употребляется в Библии. Во время потопа дождь падал 40 дней. Моисей бежал в
Мадиамскую землю и жил в ней 40 лет. Моисей был на горе Синае 40 дней.
Израиль странствовал по пустыне 40 лет. Соглядатаи обозревали Ханаанскую
землю 40 дней. Пророк Илья постился 40 дней. Сорок дней были даны городу
Ниневии для покаяния. Иисус Христос постился в пустыне 40 дней и являлся
после воскресения 40 дней. Глава
1. Хананеяне, оставшиеся в Обетованной земле Иисус
Навин уничтожил хананеян в некоторых частях покоренной земли, а в других
только их усмирил (И. Нав. 10:40,43; 11:23;13:2-7; 21:43-45; 23:4; 24:18).
После его смерти их насчитывалось большое число (Суд. 1:28,29,30,32,33,35). Бог
повелел Израилю, чтобы он полностью уничтожил или изгнал хананеян (Втер.
7:2-4). Если бы Израиль в точности исполнил Божью волю, то этим он избежал бы
многих неприятностей. Археологическая
заметка
Железо в Палестине. В Библии сказано, что лишь потому, что хананеяне
и филистимляне пользовались железом, израильтяне не могли их изгнать (1:19;
4:3; И. Нав. 17:16-18; 1 Царств 13:19-22). И только после поражения Саулом и
Давидом филистимлян, в Израиле стали пользаваться железом (2 Царств. 12:31; 1
Пар. 22:3; 29:7). В
земле филистимлян при раскопках обнаружено немало железных изделий,
относящихся 1100 лет до Р.Х., но ни одного в палестинских холмах до 1000 лет
до Р.Х. Глава 2. Отсупничество от Бога после смерти Иисуса Навина Когда
испытанное долгим странствованием по пустыне поколение под руководством
Иисуса Навина покорило землю и вымерло, новое поколение, поселившееся в земле
обилия, скоро впало в нерадение и стало подражать языческому образу жизни
своих соседей. Каждый
делал то, что ему казалось справедливым Мысль
эта проходит через всю книгу Судей. Народ постоянно отступал от Бога и впадал
в идолопоклонство. При каждом отступлении Бог отдавал их в руки
притеснителей. Когда же Израиль в своих страданиях и скорбях обращался в
раскаянии к Богу, то Он миловал и избавлял. Для этой цели Он поставил им
Судей, которые избавляли их от врагов. Как долго жил судья, так долго
израильтяне служили Богу. Когда же судьи умирали, то они обратно отступали от
Бога и поклонялись идолам. Само
собой разумеется, что когда они служили Богу, то они во всем преуспевали, а
когда отступали от Бога, то они терпели нужды. Все причины их страданий
состояли в том, что они не покорялись Богу. Они не хранили себя от идолов. Не
уничтожили вокруг себя идолопоклоников, так как им было велено Богом, поэтому
то у них постоянно возникали войны за владение землей. Глава 3. Гофониил, Аод, Самегар Гофониил
из Кириаф-Сефера, который находится на южной окраине земли, спас Израиля от
месопотамских поработителей с северо-востока. Аод
спас Израиля от моавитян, аммонитян и амаликитян. Моавитяне были потомками
Лота. Они населяли равнины на восток от Мертвого моря. Своему божеству Хамосу
они приносили человеческие жертвы. У них были постоянные войны с Израилем. Аммонитяне
также были потомками Лота. Их божество называлось Молохом, которому они
приносили в жертву своих детей. Амаликитяне
были потомками Исава, племя кочевников, занимающее северную часть Синайского
полуострова, часто вторгающееся далеко на восток до самой Иудеи. Они первые воевали
с израильтянами, после выхода Израиля из Египта. Господь приказал Моисею
уничтожить амаликитян (Исх. 17:18-16), после чего они исчезли с лица земли. О
Семигаре нам известно очень мало. Он спас Израиля от филистимлян.
Филистимляне были потомками Хама. Они населяли береговую равнину на юго-запад
от Ханаана. Полагают, что от их имени происходит слово "Палестина".
Они притесняли Израиля в дни Самсона. Главы 4,5. Девора и Варак Они
избавили Израиля от руки хананеян, которые однажды были побеждены Иисусом
Навином, но стали сильными опять и своими железными колесницами устрашали
израильтян. Археологическая
заметка
Хананеянское
угнетение (4:3). Победа Израиля у вод Мегиддонских (5:19). В 1937 г.
Восточный Институт производил раскопки около Мегиддо и в напластовании 12
столетия до Р.Х. обнаружили признаки большого пожарища. Под полом дворца было
найдено около 200 изящных вещей из слоновой кости и золотые орнаменты. Один
из них изображал хананеянского царя, который принимал обрезанных пленников.
Это служит великим доказательством поражения хананеян и их предшествующего
угнетения Израиля. Главы 6,7,8. Гедеон Мадиатяне,
амаликитяне и аравийцы (6:3; 8:24). Они делали набеги на земли израильтян
семь лет в таком множестве, что израильтяне скрывались от них в пещерах,
ущельях гор и на гумнах (6:24,11). Гедеон с тремья сотнями воинов,
вооруженных светильниками, скрытыми в кувшинах, снепосредсвенной помощью от
Бога, на голову разбил мадиатян и амаликитян у холма Море, так что они больше
не тревожили Израиля. Амаликитяне.
Это был их второй набег (см. гл. 3). Мадиатяне.
Потомки Авраама и Хеттуры. Их центральное место жительства было восточнее
горы Синая, хотя они кочевали всюду. Моисей жил среди них 40 лет и женился на
мадиатянке. Они постепенно сроднились с аравийцами. Аравиицы-
Потомки Измаила. Аравия представляет из себя огромный полуостров, длиной в
2,400 км с севера на юг и 1,250 км шириной с востока на запад. Своим
пространством она в 150 раз больше Палестины. Поверхность ее похожа на
возвышенную равнину со скатом на север, по направлению к Сирийской пустыне и
весьма редко населена кочующими племенамим. Археологическая
заметка
Зернохранилища.
Ксенийская Семинария и Американская Школа в 1926-28 годах, под руководством
Кайла и Албрайта производила раскопки и в пласте времени Судей обнаружила
много скрытых зернохранилищ, что указывает на заботы людей того времени
скрыть свое имущество от врагов. Глава 9. Авималех Авималех
был сыном весьма благородного отца, сам же он был человеком грубым. Типичный
рассказ о постоянной борьбе за власть нечестным путем. Археологическая заметка: Разрушение Авимелехом Сихема.
За деньги, взятые из храма Ваала (4), он нанял убийц, чтобы убить своих
братьев, "разрушить город и засеять его солью" (45). В
1913-14 и 1926-28 годах археолог Седин обнаружил холм-развалины Сихема. Здесь
он нашел напластование хананейских развалин 1600 до Р.Х., сверху которого был
слой времен израильтян, с признаками, что город был разрушен и оставлен с
1100 до Р.Х. Он нашел развалины храма Ваала, о котором упоминается в стихе 4.
Главы 10,11,12. Фола, Иаир, Иеффай, Есевон, Елон, Авдон Фола
и Каир были судьями в народе. Иеффай происходил из Массифы Галаадской, земли
Иова и Клин, на восток от Манассии. Аммонитяне, которых однажды смирил Аод,
один из ранних судей, опять окрепли и начали свои разрушительные набеги на
израильтян. Бог даровал великую победу Иеффаю надаммонитянами и избавил
Израиля. Лишь одно весьма печальное явление омрачило рассказ Иеффая-его обет
Господу, его дочь. О
Есевоне, Елене и Авдоне упоминается, как судьях. Главы 13,14,15,16. Самсон Самсон
происходил из колена Данова, которое граничило с филистимлянами. Он был
избран Богом еще до своего рождения, чтобы избавить Израиля от филистимлян.
Бог надарил его сверхъестественной физической силой и его подвиги во имя Бога
были удивительными. Он был последним судьей, упоминаемым в книге Судей. Скоро
после него началось организованное Израильское царство. Главы 17,18. Переселение колена
Данова Колено
Лапово получило в наследие равнины, принадлежащие филистимлянам, которыми они
не смогли овладеть. Им было тесно, поэтому часть колена, с украденным золотым
истуканом, пересилилась на север и осела у истоков реки Иордана. Главы 19,20,21. Нечестие сынов Вениаминовых В
этих главах содержится рассказ о весьма жестокой форме правосудия, в
результате чего чуть не исчезло все колено Вениаминово. Археологическая
заметка
В
1922-23 годах Албрайт обнаружил в развалинах Гивыслой золы, оставшейся от
огня, приблизительно 1200 лет до Р.Х. Возможно, что зола эта была от пожара
(20:40). Герои веры Варак,
Гедеон, Иеффай и Самсон упоминаются как герои веры в послании к Евреям 11:32.
Несмотря на некоторые явления в их жизни, которым можно удивляться, все же
они имели сильную веру в Бога. Чудеса, упомянутые в книге Судей Явление
ангела Гедеону и родителям Самсона. Знамя шерсти и росы. Гедеон с 300 воинами
победил мадиатян. Рождение Самсона от бесплодных родителей и его
сверхъестественная физическая сила. Все это говорит о том, что Бог заботился
о Своем народе, хотя они и отступали от Него и впадали в тяжкие грехи. Археологические открытия Филистимляне
пользавались железом, а у израильтян его не было. Мегиддо. Порабощение и
освобождение Израиля от хананеянского ига. Скрытые зернохранилища около
Кириаф-Сефера. Авимелех. Разрушение Сихема. Сожжение Гивы. Упомянутые события
служат свидетельством исторической верности книги Судей. Почему эта книга помещена в Библии? Во-первых,
она содержит в себе часть истории. Бог избрал Себе народ, чтобы от него
произвести Спасителя всему миру. Бог использовал все средства, чтобы
сохранить этот народ. И несмотря на отступления и идолопоклонство в этом
народе. Бог сохранил его. Если бы не руководство и помощь со стороны судей, а
также Божье чудесное участие в оказании им помощи в трудные времена их жизни,
все они были бы уничтожены языческими народами. |