Г.Геллей |
Справочник к Ветхому Завету |
|
|
|
|
|
ЧИСЛА
Сорок лет стрвнствования по пустыне Очерк и хронология пути Выход из Египта: 1-го
месяца, 15-го дня Переход
через Чермное море; Мерра
(карта 30), Елим, Синайская пустыня; Ропот народа, У
Рефидима: вода из скалы Битва с Амаликом, Иофор, У
Синая: десять заповедей, завет,3-го месяца, (?) дня Книга законов, Моисей 40 дней на
Синае; Скиния
закончена, перепись народа,
2-ой год,
2-ой месяц, 1 лень Двинулись в путь от Синая, 2-ой
год, 2-ой
месяц, 20 день У
Фарана: облако, перепелы, проказа; У
Асирофа: упреки Мариами и Аарона; У
Кадеса: посылка соглядатаев; Восстание на Моисея,
заступничество Моисея; Народ усмиряется, добавочные законы; Корей, 14,700 умерших, расцветший жезл Аарона; 38
лет блуждания по пустыне; Около
Кадеса вторично, 40-ой
год, 1месяц Смерть Мариами, вода из скалы,
согрешение Моисея; Последнее
путешествие в Ханаан; Едом
запрещает переход через его землю; У
горы Ор: смерть Аарона,
40-ой год,
5-ый месяц, 1 день Израиль побеждает хананеев; На южной стороне горы Ор: змеи; На востоке и севере вокруг Едома; На
севере у восточной границы с Моавом; Победа
над амореями и вассанами; Стан
на равнинах Моавитских: Валаам, грех Ваал-Фегора; 24,000 пораженных, перепись
народа, Уничтожение мадианитян, Два с половиною колена поселяются на восточной
стороне Иордана; Прощание и смерть Моисея,
40-ой год,
11 ый месяц, 1 день Переход
через Иордан, 41-ый год, 1-ый месяц, 14 день Празднование
Пасхи, нет манны, 41-ый год, 1-ый месяц, 14 день Глава 1. Перепись народа По
переписи у горы Синая Израиль насчитывал 603,550 мужчин свыше 20 летнего
возраста, исключая левитов (45-47). По второй переписи, 38 лет позже,
насчитывалось 601,700 (см главу 26). Главы 2,3,4. Организация стана Для
управления таким громадным количеством людей, каждая деталь расположения
стана была разработана с военной точностью. Стан был расположен в таком виде:
Когда
стан двигался в поход, то Иуда и восточные племена вели поход. В центре
скиния была прикрыта южными и западными племенами, а тыл прикрывался
северными племенами. Главы 5,6. Добавочные законы О
прокаженных, возмещение убытков, о подозрении женщин в прелюбодеянии, обеты,
Аароново благословение (6:24-26). Главы 7,8,9. Приготовление в путь Жертвы
начальников, посвящение скинии и левитов, празднование Пасхи, облако (9:15-25,
см. Исх. 13:21). Главы 10,11. На пути в Обетованую Землю Простояли
у горы Синая один год. Облако поднялось. Серебрянные трубы прозвучали. Иуда
повел стан и весь народ двинулся в путь Через
три дня у Тавера народ начал роптать (10:33; 11:1-3). Ропот стал их привычным
занятием. Бог послал им перепелов, но покарал их язвою (11:33; Исх. 16). Глава 12. Мариамь и Аарон упрекают Моисея Бедная
Мариамь, если бы она знала, чем все это кончиться, то она никогда не занялась
бы упреками. 3
Моисей был "человек кротчайший из всех людей на земле". Какая
замечательная черта характера этого величайшего человека своего времени!
Христос так же был "кротким и смиренным". Он сказал:"Блаженны
кроткие" (Матф. 5:5; 11:29). Глава 13,14. Двенадцать соглядатаев посланы в Ханаан Моисей
имел намерение идти прямым путем от Синая в Ханаан. Он направился прямо в
Кадес, 230 км на север от Синая и 80 км на юг от Вирсавии. Он хотел войти в
Ханаан этим южным проходом. После
возвращения соглядатаев и их неблагоприятных рассказов, народ отказался идти
вперед и, если бы не чудесная .защита и вмешательство со стороны Бога, то
люди побили бы Моисея камнями. События эти бьпи решающими в исходе
дальнейшего странствования. Будучи так близко от Обетованной земли, они
повернули в обратную сторону. Возможность эта им больше ни когда не
предоставилась. Халев и Иисус Навин, двое из соглядатаев, которые хотели идти
вперед, только они из числа 600,000 человек свыше 20 лет, удостоились войти в
Обетованную землю. Главы 15 до 19. Разные законы. Корей Корей
позавидовал Моисею и хотел овладеть руководством народа. Моисей обратился за
помощью к Богу. Бог немедленно разрешил эту тяжбу. Земля разверзлась и
поглотила восставших. Трудности Моисея Пред
Моисеем предстояло много трудностей. Они начались сейчас же по выходе из
Египта. Сразу же на израильтян напали амаликитяне, а годом позже у Кадеса --
едомитяне, аммонитяне, аморитяне и мидианитяне соединились и загородили им
дорогу в Ханаан. Его
народ израильский, скоро по выходе из Египта и чудесной божественной защиты в
пути, не переставал роптать еще в Египте. Затем у Чермного моря. Потом у
Мары, в пустыне Син, у Рефидима, Таверы, Асирофа, у Меривы и опять у Кадеса,
на виду Обетованной земли, они категорически отказались идти вперед, что
весьма огорчило Моисея. Кроме
всех этих трудностей у Моисея были постоянные недоразумения даже с
доверенными ему руководителями. Аарон сделал литого тельца у Синая. Мариамь и
Аарон пробовали захватить власть правления народом (глава 12). Десять
соглядатаев из двенадцати произвели отрицательное настроение в народе,
советуя не идти в Ханаан. Они почти были готовы побить Моисея камнями (14:10;
Исх. 17:4). И
самое трудное для Моисея -- ему самому Бог не велел войти в Обетованную
землю, что было заветной мечтой всей его жизни. Если
бы не Божья благодать, то Моисей не смог бы все это снести своими силами. И
когда с берегов Иордана Бог взял его в вышнюю землю, тогда он все понял. Глава 20. Окончательное отправление в Ханаан Кажется,
что между главами 19 и 20 есть промежуток времени в 38 лет, от первого
прихода в Кадес (13:26), до окончательного отправленин из Кадеса в Ханаан. В
33 главе перечисляются места остановок, всех их было 40, начиная с Египта и
до равнин Моавитских. Из них 18 было между Рифмой и Кадесом. Возможно, что
Рифма и Кадес были одним и тем же местом. Если
судить по словам "много времени в Кадесе" (Втор. 1:46), а также
упоминание о 18 остановках стана между первым и вторым приходом в Кадес, то
можно допустить, что Кадес был, своего рода, главным сборным пунктом, откуда
Бог направлял их странствование. Они проводили известное время со своими
стадами и табунами на окресных горах и долинах и опять возвращались в Кадес,
а оттуда в дальнейший путь. Согрешение
Моисея, помешавшее ему войти в Обетованную землю, состояло, кажется, в том,
что он с Аароном "не поверели Богу и не явили святости Бога пред очами
сынов израилевых" при чуде извлечения воды из скалы (Числ. 20:12). Мариамь,
Аарон и Моисей умерли в одном году. Мариамь в Кадесе (20:1), Аарон на горе Ор
(20:28), Моисей на горе Нево (Втор. 32:50; 34:1,5). Мариамь умерла в возрасте
130 лет, Аарон в 123 и Моисей в 120 лет. 24
"Приложились к народу своему" -- прекрасное Ветхозаветное
выражение, определяющее смерть. Оно намекает на встречу с любимыми за гробом.
Археологическая
заметка
Кадес
-- Варни (20:1; Втор. 1:19), теперь называется Айн Кадес, весьма красивый
оазис, орошаемый двумя источниками, текущими из-под скалы. Рядом с ним есть
высохший источник. Каберндумает, что Моисей ударил по скале выше высохшего
источника. Он ударил "дважды" (20:11) и два новых источника
вырвались наружу и текут по настоящее время. (См. "Недавние Исследования
в Палестине" Коберна.). Глава 21. От Кадеса до Иордана Возможно,
что союз амаликитян с хананеями на севере Кадеса был слишком крепким и
устрашающим для Израиля, чтобы избрать прямой путь на Хеврон. Во всяком
случае, у Бога были иные планы. Они
отправились на восток, чтобы подойти к восточному берегу Мертвого моря через
землю едомлян, но Едом не пропустил их. После
этого Моисей повернул на юг до Аравии, которая представляла из себя
"мертвую и опасную пустыню" от Мертвого моря и до Чермного моря,
чтобы обойти Едом и Моав, хотя путь этот был весьма трудным и опасным. Затем
Моисей повернул на север около границы Аравии до Васана, на восток от
Галилейского моря, а затем на юго-запад, до Моавитских равнин против
Иерехона. Бог приказал Моисею не трогать едомлян и моавитян, хотя они и
пробовали задержать израильтян. 6
Медный змей, исторический прообраз Иисуса Христа. Подобно тому, как укушенные
ядовитыми змеями исцелялись, когда с верой взирали на медного змея, так
всякий, изранненый грехом, взирающий с верой на Христа, получает исцеление и
жизнь (Иоан. 3:14). После
этого события израильтяне вылили себе медного змея, которого назвали
Нехуштаном, приносили ему жертвоприношения и поклонялись ему. 700 лет позже,
царь Езекия уничтожил идола (4 Царств 18:4). 21
Покорение Галаада и Васана. Амореи перешли на восточную сторону реки Иордана
и напали на Израиля. Моисей избегал всякого случая вступать в войну с
народами, через землю которых им надлежало проходить. Но так как амореи
первые напали на израильтян, то израильтяне не имели иного выхода, как только
вступить в битву с ними. Они разбили аморреев и овладели их землей. Подобное
случилось и с царем Васанским, который выступил против Израиля, но Господь
предал его в руки израильтян. Они овладели его землей на восточной стороне
Иордана. Как могли 3,000,000 человек прожить в пустыне 40 лет? Только
благодаря непосредственной и чудотворной помощи Бога. Божьи чудеса в пустыне
были постоянным явлением из чего видно, что если бы в этом не было участия
Божьего, то это было бы совершенно невозможным. Тем, кто сомневается в
возможности этих чудес, мы отвечаем, что нам легче верить в их возможность, как
о них написано, чем верить в странные и фантастические теории, изобретенные
для уни чтожения их подлинности. Они подтверждаются всей Библией. Их
численность можеть быть недопониманием текста. "Тысячи" чудес могли
быть лишь по счету "племен". Если даже и так, то уменьшив их число
не причинит вреда тексту. Можно
допустить, что целью чудес в пустыне было: 1. Сохранение народа. Бог избрал
мессианский народ для выполнения Своих целей, от которого позже произошел
Мессия. 2. Воспитать этот народ в вере в единого истинного Бога. Народдо
этого был погружен в египетское идолопоклонство, и Бог хотел, чтобы этот
народ был примером другим народам в своей вере в истинного Бога. 3. Чтобы был
примером окружающим народам, в особенности хананеям, чтобы они знали, что
приход Израиля в Ханаан был по воле Бога и что они, хананеи, имеют дело с
этим живым Богом. Кроме
других побочных чудес, уже факт переселения целого народа из одной земли в
другую и сохраняя этот народ 40 лет в пустыне, является величайшим чудом
времени. Археологическая
заметка
Путь
Израильтян. В недавних раскопках были обнаружены развалины сотен укрепленных
городов, покрывавших некогла холмы Моава, Амона и Галаада, свидетельствуют о
густоте населения и силе этих городов, во времена Моисея. Главы
22 по 25. Валаам Пророчества
В алаама являютс я замечател ьным предсказа нием будущего влияния Израиля в
мировой истории посредством "Звезды", восходящей от Иакова (24:17).
Хотя Бог использовал Валаама для того, чтобы вместо проклятия произнести на
Израиля благословение, все же Валаам ради платы подстрекал израильтян ко
греху с моавитянскими и мадиамски- ,. женщинами. Он погиб в числе 24,000
израильтян (31:8, 16; 29:5). Имя Валаама стало синонимом прельщения
неправедной наградой (2Пет. 2:15; Иуды 11; Откр. 2:14). Глава 26. Вторая перепись
Жизнь
в пустыне для 600,000 человек свыше 20 лет была весьма тяжелой и только 2
человека свыше 60 лет остались в живых, согласно первой переписи (! глава).
Молодое поколение приспособилось и приучилось и стало более выносливым, по
сравнению со своими отцами, измученными египетским рабством. Книга
Числа получила свое наз в а ние от исчисления Израиля. Главы 27 по 36. Различные указы и случаи Удел
дочерям (27). Праздники
и жертвоприношения (28-29). Обеты (30). Месть
мадиатянам (31). Два
колена с половиной поселяются на восточной стороне Иордана (32). Сводка
событий за 40 лет (33). Указания
для раздела земли по уделам (34; см. Иис. Нав. 13). Города
Левитам (35; см. Иис. Нав. 21). Уделы
дочерям (36, а также 27). Еврейский календарь У
евреев был священный и гражданский год. Священный год начинался весной, а
гражданский осенью. Седьмой священный месяц был первым гражданским месяцем.
Год подразделялся на 12 лунных месяцев с 13 месяцем, 7 раз в 19 лет. Нормальным
днем считался день от восхода до захода солнца. Нормальная ночь была от
захода до восхода солнца. Гражданский день был от захода до захода солнца. Часы
считались от 6 часов утра до 18 часа. Первая стража была от 18 до 21; вторая
стража от 21 до 24; третья стража от 24 до 3 и четвертая стража от 3 до 6. Праздник
Посвящения был установлен позже в дни Макавеев, а праздник Пурима в дни
Есфири. Чудеса Библия
является Божьим Словом. Неотъемлемой частью Библии являются чудеса,
сотворенные Богом для определенных целей и в доказательство Божьего Слова.
Чудеса подтверждают Библию как Божественное откровение. Без чудес не было бы
этого доказательства. Хотя
чудеса занимают видное место в Библии, они не слишком обильны во всех частях
Библии. Библейские чудеса, исключая пророчества и их исполнение, в
особенности заметны в четырех великих периодах, разделенных столетиями: При
избрании народа: Моисей и Иисус Навин -- 1400 лет до Р.Х. Во
время кризиса и борьбы с идолопоклонством: Илья и Елесей -- 850 лет до Р.Х. Во
время пленения, при полном идолопоклонстве: Даниил -- 600 лет Р.Х. В
начале христианства: Иисус и Его апостолы. Чудеса Моисея Кроме
Иисуса Христа никто другой не имел такой власти для проявления
сверхъестественных явлений -- чудес, как Моисей. Егилетские
казни. Переход через Чермное море. Претворение горькой воды в пресную у
Меривы. Перепелы в пустыне Син и у Таверы. Ежедневная манна в течение 40 лет.
Вода из скалы у Рефидима и у Меривы. Громы и молнии у Синая. Голос Бога с
Синая. Десять заповедей, написанные Богом на срижалях.Сияющее лицо Моисея.
Разговор Моисея лицом к лицу с Богом. Наказание Мариами проказой и исцеление.
Корей и его сообщники поглощены землей. Наказания у Таверы и Кадеса.
Расцветший жезл Аарона. Исцеление взглядом на медного змея. Ослица Валаама
заговорила человеческим голосом. Валаам ироизносит удивительное пророчество.
Израиль руководился в пустыне 40 лет удивительными столбами. Их ноги не пухли
и одежда не ветшала 40 лет. Моисей
не смог бы вывести израильский народ из Египта и сохранить их в пустыне 40
лет без непосредственной и чудесной помощи со стороны Бога. Такое высокое
преимущество, как и в случае с апостолом Павлом, было сопряжено с
невероятными трудностями. |