Г.Геллей |
Справочник к Новому Завету |
|
|
|
|
|
ПОСЛАНИЕ
ИАКОВА Добрые дела Чистое благочестие Иаков Два
апостола имели такое имя: Иаков, брат Иоанна и Иаков Алфеев (Матф. 10:2,3). Брат
Иисуса также назывался Иаковом (Матф. 13:55).
Считается, что именно этот Иаков был старшим пресвитером еврейской церкви в
Иерусалиме (Деян.
12:17; Гал. 1:19) и автором этого послания. Он
был известен, как необыкновенно добрый человек. Своими соотечественниками он
был назван "Праведным". О нем говорили, что он проводил так много
времени на коленях в молитве, что его колени стали твердыми и мозолистыми,
как колени верблюда. Предполагают, что он был женат (1Коринф. 9:5).
Он был очень влиятельным в церкви и среди евреев. Петр, когда вышел из
темницы, велел уведомить об этом Иакова (Деян. 12:17).
Павел действовал по совету Иакова (Деян. 21:18-26).
Иаков был строгим Иудеем, но написал снисходительное письмо для
христиан-язычников (Деян. 15:13-29).
Он одобрял труд Павла среди язычников, но сам трудился, в основном, среди
евреев. Он посвятил свою жизнь приобретению евреев для Христа. Повествование о его мученичестве Согласно
историку Иосифу Флавию и Хегесиппу, христианскому историку второго столетия,
с описаниями которых согласен Евсевий,-перед нами разворачивается следующая
картина: Незадолго
до разрушения Иерусалима римской армией в 70 году по Р.Х., когда евреи, в
своем большинстве, принимали христианство, первосвященник Анания с
законниками и фарисеями, примерно в 62 или 66 году по Р.Х., созвали Синедрион
и велели Иакову, "брату Иисуса, называемого Христом", объявить с
возвышенности храма, что Иисус не был Мессией. Но вместо этого, Иаков
выкрикнул, что Иисус был Сын Божий и Судия мира. Тогда
обезумевшие от ярости враги столкнули его вниз и побивали камнями до тех пор,
пока кто-то сжалившись, не прекратил его страданий ударом дубинки, когда тот,
стоя на коленях, молился: "Отче, прости им, ибо не знают, что
делают". Оно
адресовано христианам из евреев (2:1), находящимся в
рассеянии (1:1);
оно подобно христианским притчам на различные темы открывало практические
стороны христианской жизни. Написано
оно было где-то в 60-х годах по Р.Х., при конце жизни Иакова, после 30 лет
пастырского служения в еврейской церкви. Глава 1 1-8.
Испытание. Терпение. Мудрость. Вера Радуйтесь
в испытаниях (2), преследованиях, бедствиях любого рода, в перенесении
которых укрепляется наша вера и открывается в нас человек, созданный по
Христу. Петр называет это драгоценным испытанием (1 Петра 1:7). Испытание
веры производит терпение (3,4). Терпение во время страданий-это спокойно и в
радости ожидать того светлого дня, когда Бог утрет всякую слезу с очей. 4
Терпение ведет к совершенству. Мы лишь бедные грешники, спасенные Христом, но
совершенство является нашей главной целью. Некогда мы станем совершенны, как
Он (1Иоан. 3:2).
5
Мудрость. Благоразумное суждение о практической стороне ежедневной жизни во всех
сферах, чтобы жизнь наша была христианской. Молитва
(5) - средство достижения такой мудрости. Послание начинается и оканчивается
(5:13-18)
призывом к молитве. 6-8
Вера. Непоколебимая вера, стоящая уверенно и нерушимо во всех бурях жизни,
является условием неотступной молитвы. Все возможно верующему (Марка 9:23). 9-18.
Богатство. Искушение. Рождение свыше Богатство.
Мы должны всегда помнить, что наше истинное богатство находится не здесь, а в
вечности. Даже бедные могут радоваться ожидающей их славной участию (см.
дальше 2:1-13).
12-15
Искушение. Здесь употреблено то же самое слово, что и во втором стихе. Смысл
состоит в том, что испытание проходит в страданиях. В данном же случае
говорится об обольщении грехом. Грех же, рожденный в похоти, порождает
смерть. 16-18
Рождение свыше. Подобно тому, как похоть рождает грех, а грех-смерть, так и
Бог словом Своим, во имя Христа, производит новое рождение свыше в тех, кто
призван в вечности быть Его наследниками. Петр также говорит о слове Божьем
как о семени для зачатия, которое производит рождение свыше в христианине (1Петра 1:23). 19-27.
Язык. Слово. Чистое благочестие Обуздывайте
ваш язык. Контролируйте ваш характер. Будьте хорошими слушателями.
Воздерживайтесь от неприличных разговоров. 21-25
Исполнители слова. В 18 стихе слово названо инструментом, посредством
которого человек рождается свыше. В 21 стихе оно названо действующей силой
для спасения душ. В 23 стихе оно представлено как зеркало, показывающее нас
самих в правдивом свете. 26-27
Чистое благочестие. Это замечательное место послания. Снова о языке.
Неконтролируемый язык у благочестивого человека показывает его пустое
благочестие. Жизнь в любви и доброте, свободной от излишней привязанности к
миру-это слава благочестия. (Сравните с возвышенной речью Иисуса в Евангелии
от Матфея
25:31-46). Глава 2 1-13.
Лицеприятие В
еврейской церкви, вероятно, были мирские люди, и ими вызваны эти слова. Это
было явное отклонение от тех моральных принципов, на которых была основана
церковь (Деян.
2:45; 4:34). Христос
учил, что слава Его церкви состоит в проявлении доброты ее к бедным. Но,
очевидно, было то, что некоторые поместные церкви стали превращаться в клубы,
где бедным давали понять, что их присутствие нежелательно. Но Бог любит
бедных, и богатые должны любить их также. 14-26.
Вера и дела Учение
Павла об оправдании верой, а также Иакова-об оправдании делами не
противоречат одно другому. Иаков и Павел были преданными друзьями и
сотрудниками. Иаков полностью подтверждал правильность труда Павла (Деян.
15:13-29; 21:17-26). Павел
проповедовал веру как основание оправдания перед Богом, но настаивал на том,
что в результате должен проявиться правильный образ жизни. Иаков писал тем, которые
приняли учение об оправдании верой, но не жили соотвественно этому учению,
говоря им, что такая вера не является верой вообще. Глава 3 1-12.
Язык Грехи
языка: не только грубые и сердитые слова, но также лживые, нелепые учения. Из
общего тона этой главы мы догадываемся, что там было много высокомерных,
сварливых, по-мирски думающих людей необузданного темперамента, желающими
стать руководителями и учителями. Сила
языка. Язык является основным членом, который выражает нашу личность. Он
обычно вызывает ту или иную реакцию в людях. Низкие, подлые слова, разрушили
множество семейных очагов, разделили много церквей, ввергли безчисленные
миллионы в отчаяние, страдание и гибель. Несмотря на это, мы знаем многих
религиозных людей, которые не прилагают никаких усилий для того, чтобы
обуздывать свой язык. 13-18.
Мудрость Это
место послания, видимо, было адресовано к неким болтливым учителям, которые
будучи слепо привержены к излюбленным доктринам, но не находясь в тесном
общении с Христом и честолюбиво претендуя быть искусными
спорщиками-производили только зависть и распри. Иаков называет такую мудрость
"бесовской" и советует показать правдивую мудрость доброй жизнью. Глава 4. Мирское мышление Источники
войн-алчность, желание иметь то, что принадлежит другим. Это является
причиной большинства войн. 3
Многие молитвы остаются неотвеченными по той причине, что в них люди хотят
употребить полученное ими для мирских наслаждений. 4-10
Двоедушие. Это как бы продолжение мысли Иисуса о том, что человек не может служить
Богу и маммоне (Матфея
6:24); оно также подобно предостережению Иоанна к верующим-не любить мира
(1Иоанна
2:15-17). Эти места Писания указывают нам на необходимость
самоисследования, потому что живя в этом мире и нуждаясь в вещах для нашего
ежедневного существования, мы должны быть очень осторожными, чтобы не
переступить границу наших нужд. Нам постоянно нужно приближаться к Богу,
очищать наши руки, исправлять сердца и смирять себя. 11-12
Вновь о языке. На этот раз, показан полный абсурд положения, когда один
грешник делается судьей другого грешника. 13-17
Если будет угодно Господу. Одной из самых поразительных доктрин Писания,
является то, что Бог, держа в Своих руках бесконечную вселенную, имеет также
определенный план для Своих верных (Деян.
18:21; Рим. 1:10;15:32;1 Коринф. 4:19; 1Петра 3:17). Глава 5. Богатство. Терпение. Язык. Молитва 1-6
Богатые. Это уже четвертый и самый сильный взрыв негодования против богатых.
Другие три находятся в 1:9-11; 2:1-13 и 4:1-10. Возможно,
что в еврейской церкви было много богатых людей, которые были совершенно
неверующими, склонными к мирским наслаждениям. Редко можно встретить верующих
среди богатых. Эта картина, нарисованная Иаковом, во многом верна еще и до
сегодня, и особенно его предостережение богатым о грядущем возмездии. 7-11
Терпение в страданиях. Настанет день, когда Господь придет,-и все страдания
прекратятся. Направьте ваши глаза и сердца к этому славному дню. Чем больше
страдание здесь, тем большая слава будет там. 12
И вновь о языке. Наш грешный язык-причина многих бед. На этот раз-клятва. Это
очень опасный грех, отвратительный для Бога. 13
И все же многие, называющие себя верующими, в своих обычных разговорах
бесчестят имя Бога. Лучшее употребление языка - это петь псалмы. Вновь
молитва (13-18). Молитва веры непременно будет отвечена. Закрытие и открытие
неба Илией было редкостным, но могущественным явлением (3 Царств 18); Иаков
этим поощряет нас к молитве. 14
Помазание елеем было в то время общепризнанным медицинским лечением (Ис. 1:6;
Луки 10:34). Оно должно быть скреплено молитвой, но не употребляться для
магических целей. 19-20
Приобретение душ для Христа безмерно приятно Богу. За это Он любит нас и не
замечает наших слабостей. И за это мы будем сиять, "как звезды, навеки,
навсегда" (Дан.
12:3). ПЕРВОЕ
ПОСЛАНИЕ ПЕТРА
К гонимой Церкви Петр О
его ранней жизни смотрите страницу 464. 0 его позднейшей жизни в Писании нет
сведений, кроме его двух посланий. Со слов Христа, записанных Иоанном в 21:18, мы можем
сделать вывод, что Петр умер мученической смертью. Будучи лидером среди
Двенадцати, он, по всей видимости, смог посетить главные церкви Римской
империи. Некоторые
церковные историки думают, что нет достаточных доказательств, что Петр когда-либо
был в Риме. Однако большинство из них соглашаются с возможностью, что в
последний год своей жизни Петр посетил Рим по приказу Нерона либо
добровольно, чтобы подкрепить христиан во время страшных гонений со стороны
Нерона. Согласно
преданию "Куда идешь?", Петр, поддавшись настойчивой просьбе друзей
спасти себя, бежал из Рима, но ночью, на Аппиевой дороге, в видении, он
увидел Иисуса и спросил: "Господи, куда идешь?' Христос ответил: "Я
иду в Рим, чтобы вновь быть распятым". Петр, крайне пристыженный,
возвратился в город, где был распят вниз головой-по своему собственному
желанию, потому что не считал себя достойным быть распятым так, как Господь.
Это только предание, и мы не знаем насколько оно верно. Имеется
и другое предание: когда жена Петра, по имени Конкордия или Перпетуя, умирала
мученической смертью, Петр ободрял ее быть смелой, говоря: "Помни,
дорогая, нашего Господа". Кому адресовано послание Оно
писалось к церквам в Малой Азии (1:1), которые большей частью были основаны
Павлом. И хотя прямо не указано, мы допускаем, что Петр в это или другое
время посетил эти церкви. К некоторым из них Павел написал послания, а
именно: к Галатам, Ефесянам и Колоссянам. Первое послание Петра имеет
поразительное сходство с Послание Павла к Ефесянам. Впоследствии, Иоанн
написал свою книгу Откровения к некоторым из этих церквей. Откуда писалось послание "Из
Вавилона" (5:13).
Некоторые понимают это в буквальном смысле, имея в виду Вавилон на реке
Евфрате. Но в общем думают, что это Рим образно назван Вавилоном. В книге
Откровения 17:5,18, Рим также назван Вавилоном. В эти времена гонений
христиане проявляли благоразумие, они должны были очень осторожно говорить о
правящей власти и давали ей названия, понятные для них, но не для внешних. Марк
в это время был с Петром (5:13), а из
Второго Послания к Тимофею 4:11,
мы заключаем, что Марк мог быть в Риме приблизительно в то время, когда
писалось это послание. Цель послания Преследование
христиан в 64-67 годах Нероном было очень жестоким в Риме и его окрестностях,
но не по всей Римской империи. Тем не менее, пример императора воодушевлял
врага_ христиан везде искать малейшего повода для преследований. Это было
время испытаний. Церковь существовала уже 35 лет. Она и до этого была
преследуема по местам со стороны местных властей, но теперь императорский
Рим, который до этого времени был безразличным и даже в некоторых случаях
дружественным, обвинял Церковь в ужасном преступлении и приготовился наказать
ее. Церковь
подвергалась испытанию со стороны мира (5:9). Казалось,
что ее конец приблизился. Это было буквально "огненное испытание" (4:12). Христиан
по ночам сжигали в парках Нерона. Казалось, что дьявол "как рыкающий
лев" (5:8)
вот-вот поглотит Церковь. Предполагают-и
это вполне возможно-что Петр написал это послание сразу же после мученической
смерти Павла, примерно в 66 году, а затем послал его через Силу (5:12), одного из
помощников Павла, церквам, основанным Павлом, ободряя их нести бремя
страданий. Сила лично принес весть о мученической смерти Павла в эти церкви. Это
послание родилось в атмосфере страданий, незадолго до мученической смерти
самого Петра. Оно призывало христиан не думать о своих страданиях как о
явлении странном, напоминая им, что и Христос прошел Свой путь страдания. Глава 1. Славное наследие христиан Великолепная
глава! Почти каждое слово в ней насыщено драгоценным содержанием. 1
"Пришельцы", видимо в смысле "странники". Можно думать,
что это христиане из евреев, но 2:10 показывает,
что они были, в основном, из язычников. Петр обращается к ним, как к
временным жителям, пилигримам, гражданам иного мира, живущим малое время в
этом мире, вдали от родного дома, путешествующим в их родную страну. 7
Страдания и слава. Чем больше страдания в этом мире, тем большая слава
ожидает нас в ином мире. Испытания здесь, слава - в явление Господа. 11
Вновь и вновь сопоставляются страдания и слава. Страдания Христа-и
последующая за ними слава. Соучастники в Христовых страданиях будут
радоваться чрезмерной радостью в явлении Его славы (4:13). Петр,
свидетель Христовых страданий, будет соучастником Его славы (5:1). После
кратковременных ваших страданий-вечная слава (5:10). Это было
также Павлова утешение: "Наше кратковременное легкое страдание
производит в безмерном преизбытке вечную славу" (2 Коринф. 4:17).
19
"Драгоценный"-любимое слово Петра. Испытанная вера-драгоценнее
золота (1:7). Искуплены драгоценною Кровию Христа (1:19). Драгоценный Господь
(2:4,7).
Драгоценная вера (2Петра
1:1). Великие и драгоценные обетования (2Петра 1:4). Христос,
Которого лично не видя, любите (1:8). В Нем вы радуетесь радостью
неизреченною и преславною (1:8). Его силой вы соблюдаетесь ко спасению,
готовому открыться в последнее время (1:5). Христос Сам есть центр небесной
славы (1:3-9). Возложите полностью вашу надежду на Него и на Его явление
(1:13). Глава 2,3. Земное пилигримство верующих Верующие,
рожденные от слова Божьего, чтобы быть наследниками славы (1:23), в своем
шествии через этот мир к небесной родине постоянно нуждаются для подкрепления
в слове Божьем (2:2), познавая, как драгоценен их Господь, милостив, добр и
скор на помошь к ним, когда Он управляет ими на пути (2:2,3). 9
Странники (2:11), избранные святые (2:9), люди добрых дел (2:12; 3:13),
которые своей жизнью прославляют Бога (3:16). Это напоминает нам слова Христа
(Матф. 5:14-16)
о том, что добрые дела Его учеников являются светом для мира. 13-17
Будьте добрыми гражданами, покорными всякому земному правительству, насколько
это возможно; подчиняясь законам правительства страны, где вы живете, и
проявляя послушание, чтобы возвысить доброе имя вашей веры, если бы даже это
правительство было возглавляемо Нероном. 18-25
Верующие слуги. В среде первых христиан было много рабов. Они призывались
быть добрыми рабами даже для жестоких своих господ и страдать невинно-без
ропота и возмущения. 1-6
Верующие жены. "Называя его господином" (3:6), конечно, не в смысле
того, чтобы подчиниться унизительному рабству своего мужа, но скорее, в
смысле бескорыстной преданости, чтобы вызвать его восхищение и любовь, и,
если он неверующий, своей любовной тактичностью привести его ко Христу. Мы
понимаем стихи 3 и 4 не как запрещение женам проявлять их желание быть
привлекательными своим внешним видом, но, скорее, быть осторожными, чтобы не
заходить слишком далеко в этом, помня, что никакое количество пышных нарядов
и украшений не может заменить собой красоту характера верующего человека (см.
Ефес. 5:22-33).
3-7
Верующие мужья. Мужья должны обращаться с женами нежно, благоразумно. Бог
хочет, чтобы любовь была взаимной, чтобы одна сторона проявляла внимание к
другой. Если одна сторона имеет придирчивый характер или язык, тогда для
другой труднее отвечать любовью. 7
"Дабы не было вам препятствия в молитвах" (3:7). Ничто так не
угашает пламени любви в супружеской жизни, как распри. 18-22
Христос проповедовал духам в темнице. Видимо, это место указывает, что
Христос в промежуточное время, между Его смертью и воскресением, проповедовал
духам, заключенным в темнице, некогда непокорным во дни Ноя. Или же это может
означать, что Дух Христов был в Ное, проповедовавшем людям, жившим до потопа.
Главы 4 и 5. Огненное испытание 1-6
Вооружитесь для страданий. Это было время гонений. Специальный призыв этого
послания для верующих-быть готовыми к преследованиям. Но здесь имеется и
утешение для верующих, которые живут в спокойные времена, потому что очень
немногие проходят через жизнь без страданий физических или душевных. Одним из
странных путей Божьего провидения является то, что многие люди страдают таким
образом, каким они не должны были бы страдать, и проводить жизнь в лишениях,
без надобности переносить эти лишения. Такие люди могут утешаться
уверенностью, что если Бог применяет шлифовку, то это для того, чтобы ярче
сиял отшлифованный камень. 7-11
Христианская любовь - наивысшая добродетель жизни. Призыв Петра к любви прекрасен.
Любите друг друга горячо, от чистого сердца (1:22).
"Всех почитайте, братство любите" (2:17).
"Будьте братолюбивы, милосердны" (3:8). "Более
же всего имейте усердную любовь друг ко другу" (4:8). Братья, в
общей славной надежде, будьте братьями один другому и во время страданий. 12-19
Огненное испытание. Преследование христиан Нероном было явным делом дьявола (5:8). Но несмотря
на это, тайным Божьим провидением оно превращалось во благо для Церкви, где
испытывалась вера, становясь дороже золота (1:7). С тех пор
было много преследований более распространенных и жестоких, чем Нероновы, в
которых бесчисленные миллионы христиан переносили разного вида пытки. Когда
мы думаем об этом, нам должно быть стыдно, что так часто мы раздражаемся
из-за пустяков. 1-7
Смирение Петра особенно заметно в этом месте. 13
Марк в это время был с Петром. Предполагают, что он писал свое Евангелие под
руководством Петра, возможно, в то время, когда Петр писал это послание. ВТОРОЕ
ПОСЛАНИЕ ПЕТРА
Предсказание об отсупничестве Автор Послание
претендует на то, что это труд Симона Петра (1:1). Его автор
говорит о себе, что он был свидетелем преображения Христова (1:16-18) и
получил от Христа откровение о своей скорой кончине (1:14). Из всего
этого мы заключаем, что Послание Петра является подлинным, или же это труд
человека выдающего себя за Петра. Это
послание не сразу принималось в Новозаветний канон, но было признано ранней
Церковью как подлинное послание Петра и на протяжении веков глубоко
почиталось как часть Священного Писания. Некоторые
современные критики рассматривают его как труд, написанный во втором веке
неким неизвестным автором, присвоившим себе имя Петра. Для честного человека
- это явная подделка, преступление против общественного и морального законов
и даже против обыкновенного приличия. Но критики, однако, настаивают, что нет
ничего неэтичного в присвоении чужого имени. Кому написано послание В
отличие от большинства посланий, в нем не упоминается место, где оно
писалось. Это было "Второе Послание Петра" тем же личностям, что и
его первое послание (3:1). Несмотря на
то, что Петром могли быть написаны многие послания, которые не дошли до нас,
все же можно предположить, судя по его языку, что он указывает на другое
послание.которое общепризнано как "Первое Послание Петра" и которое
было написано церквам Малой Азии (1 Петра 1:1),
куда писал также и Павел (2 Петра 3:15). Время написания Если
Первое Послание Петра было написано во время Нероновых преследований (см.
стр. 658), то это послание должно было быть написано незадолго до смерти
Петра, где-то около 67 года по Р.Х. Второе послание Петра и послание Иуды Эти
два послания в некоторых местах настолько схожи между собой, что некоторые
исследователи Библии спрашивают себя: не позаимствовал ли один автор от
другого? Но это не обязательно так. Апостолы, часто слышавшие друг друга,
часто пользовались одинаковыми выражениями и иллюстрациями из Писания,
которые становились как бы частью общепринятой христианской терминологии. Глава
1 1-11.
Утверждение уверенности в спасении Здесь
подчеркивается, что признание Христа-основание нашей драгоценной веры
(1)-является источником благодати и мира (2) и всего, что относится к жизни и
благочестию (3). Им мы достигаем уверенности нашего призвания и избрания, и
им мы избегаем осквернения от мира (2:20). Это
заключительный призыв послания (3:18).
Оригинальное, подлинное учение о Христе содержится в Слове Божьем. Итак,
прощальное предостережение Петра было: не пренебрегайте Словом Божьим. 4
Драгоценные обетования включают в себя не только внешнюю славу Вечного
Царства (1:11), но и измененную, божественную природу внутри нас, которую
Бог, по Своей милости, дарует нам, и которую мы, прилагая все старания, можем
получить (1:5-11). 5-11
Вот семь божественных качеств, которые должны проявиться в нас: добродетель,
рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь. 8
Эти плоды драгоценной веры (1) мы должны добавить (5) к благословениям,
которые Бог умножает (2) по отношению к нам. Это ступени с земли на небо,
берущие начало в вере и достигающие кульминации в любви, в вечном Божьем
Царстве. 12-15.
Мученическая смерть Петра близка Это
ссылка на то, что Иисус предвозвестил Петру 37 лет назад (Иоан. 21:18-19).
Возможно также, что Христос в последнее время явился ему (1:4) или же это
следствие поставленного им Господу вопроса "Куда идешь?'. Как бы это ни
было, Петр имел предостережение, что его вскоре постигнет мученическая смерть
(1:14). Это напоминает нам слова Павла в его Втором Послании к Тимофею (4:6-8) о его
скором отшествии. 14
Петр знает, что вскоре должен оставить храмину свою. Это прекрасное
библейское выражение, характеризующее собою смерть верующих. 16-21.
Евангельское свидетельство правдиво По
всей вероятности, во дни Петра были предшественники наших современных
критиков, которые назвали историю Христа о Его силе и деятельности
хитросплетенными баснями (16). Но Петр видел Иисуса своими собсвенными
глазами, и он знает, что все, что он говорит об Иисусе-правда. На протяжении
трех лет он видел Христа проповедовавшего, исцелявшего множество людей. Он
видел Его шедшим по воде, и словом Своим усмирившим бурю на море. Он видел
Его преображение. Три раза он видел воскрешение мертвых. Он видел Иисуса
живым после того, как Он был распят. А после Пятидесятницы Петр сам совершал
чудеса именем Иисуса (Деян. 5:15), воскрешал
мертвых (Деян.
9:40). 19-21
Все это в удивительных подробностях подверждало пророчества Ветхого Завета о
пришествии Мессии, давая Петру уверенность и делая его готовым встретить приближающуюся
мученическую смерть. Он знал, что дверь славы для него скоро откроется, и он
войдет в присутствие возлюбленного Господа, чтобы быть с Ним неразлучно. Глава 2. Церковное отступничество В
Новом Завете много говорится о появлении лжеучителей. Господь Иисус
предостерегал против хищных волков в овечьей шкуре, которые появятся среди
верующих (Матф.
7:15) и увлекут за собой многих (Матф. 24:11).
Павел предостерегал против лютых волков, которые восстанут в церкви, говоря
превратно (Деян.
20:29-30). И потом, вновь он предсказывает, что перед вторым пришествием
Господа в церкви произойдет отпадение ужасающей величины и сатанинской
природы (2Фес.
2:1-12). Он предвозвестил, что в церковном руководстве появятся
нечестивые люди, предатели и лицемеры, которые, прикрываясь своей
набожностью, наполнят церковь учениями бесовскими (1Тим.
4:1-3; 2Тим. 3:1-9). Иуда предупреждал главным образом о грозящей
смертельной тенденции к отступничеству, которое уже появилось в то время в
церкви (Иуда 4:19).
А в Откровении Иоанна, в 17 главе, дается
уже детальное описание полностью оформившейся церкви-блудницы. Петр
в своем первом послании ободрял церковь переносить преследования извне. Здесь
же, во Втором Послании, он предостерегает Церковь, от развращенности внутри
ее. Он
предупреждает о надвигающемся отступничестве, когда стоящие во главе Церкви
из-за любостяжания будут разрешать моральную распущенность и беззаконные
дела. Он говорит об этом как о будущем, но сам язык Послания дает понять, что
лжеучителя уже действовали внутри Церкви. Он
говорит об их пагубных ересях (1), об их развращенных путях(2), об их
алчности (3), об их хождении в похотях (10); они жестокие звери(12), их глаза
полны любострастия и непрестанного греха (14), они рабы тления (19).
Заметьте, что употребляемые здесь выражения указывают не на этот мир, но на
руководителей внутри Церкви. Это
печалная картина. Уже во времена апостолов дьявол и мир сумели нанести
тяжелый удар по чистоте Церкви. Потом последовал долгий ряд столетий папской
развращенности. И даже сегодня, в наш просвещенный век. Евангелие Христово в
его полной красоте, простое и чистое, во многих церквах лежит похороненное и
скрытое от глаз, под мусором форм и догматов, наслоившихся над Церковью на
протяжении веков под воздействием мира и дьявола. Развращать
Церковь-это ужасный грех. Писание постоянно напоминает, что нечестивые будут
истреблены. Но один из ужаснейших грехов-это допускать в Церковь ложь вместо
истины под именем Христа. Пусть же то, что произошло с падшими ангелами (4),
с миром во дни Ноя (5), а также с Содомом и Геморрой (6) будет грозным
предостережением для всех. Глава 3. Замедление Господнего пришествия Христос
говорил, как бы давая понять, что Он возвратится на землю прежде, чем пройдет
этот род(Матф.
16:28; 24:34). Апостолы употребляли выражения, указывающие на Его скорый
приход (Рим.
13:12; Откр. 1:3; Евр. 10:25; Иакова 5:8). Однако
Иисус намекал на то, что Его пришествие, возможно, будет по прошествии
долгого времени (Матф.
25:19) и советовал быть готовыми на случай, если пришествие будет
отложено на более долгое время (Матф. 25:4).
Павел определенно говорит, что оно не произойдет прежде, чем совершится
отступничество (2Фес.
2:2-3). Петр в этой главе намекает, что в человеческом понимании это
может быть в пропорции тысячи лет к одному дню (8). Бог не измеряет время
человеческой мерой. Для Него тысяча лет, как вчерашний день (Пс. 89:95). Он
исполняет Свои обетования, руководствуясь Своей собственной хронологией. Эти
места, вместе взятые, указывают на то, что Бог определил, чтобы каждое
последующее поколение жило в постоянном ожидании Господнего пришествия. Что
же нам думать о пришествии Господнем, после двух тысяч лет ожидания? Оставить
ли нам всякую надежду? Никогда! Сегодня Его пришествие на две тысячи лет
ближе к нам, чем было прежде. Ночь проходит. День может оказаться значительно
ближе к нам, чем мы думаем. Кто знает, может быть Господний поезд, после
долгой задержки, уже теперь дает сигнал, приближаясь к великой Ценральной
Станции, возвещая о своем прибытии вместе с ангелами, готовыми воскликнуть:
"Все погрузились? Все готовы?' 3-4
Второе пришествие Господа больше всего высмеивается лжеучителями. Но Господь
придет (3:10). Это будет день погибели нечестивых человеков (3:7), подобно
тому, как это было во дни Ноя. Но на этот раз они подлежат огню. Об этом очень
ясно говорится (3:10). Мы не знаем, как это произойдет, путем ли мощного
атомного взрыва или же от столкновения земли с другим небесным телом. Когда
Божьи планы будут приведены в исполнение, земля-от взрыва атомных бомб или же
каким-то другим путем-превратится в бурлящую огненную массу. Но
дети Божьи будут избавлены от всего этого. Для них будет приготовлено Новое
Небо и Новая Земля. 15
В заключение, Петр упоминает о Посланиях Павла как части Писания (16). Как в
своем Первом Послании Петр говорит о Слове Божьем как об источнике нового
рождения (1Петра
1:23) и об условии духовного роста верующего (1Петра 2:2), так
и в этом послании, предвозвещая отступничество в Церкви, он настаивает, что
познание Христа через Его Слово поможет нам сделать твердым наше звание и
избрание (1:2,4,10).
Это тот путь, идя по которому Церковь будет бороться с отступничеством и
хранить себя чистой и неосквернённой от мира. Вот почему мы должны
руководствоваться Словом Божьим, данным нам через пророков и апостолов (1:19; 3:2).
ПЕРВОЕ
ПОСЛАНИЕ ИОАННА
Христос есть Сын Божий В
этом послании, как и в послании к Евреям, нет ни имени автора, ни лиц кому
оно адресовано, несмотря на то, что оно интимное, как мы это видим из частых
употреблений местоимений "я" и "вы". С самого начала, оно
было призвано как циркулярное письмо апостола Иоанна к церквам, расположенным
вокруг Ефеса. В нем Иоанн подчеркивает основные положения Евангелия и
предостерегает против появившихся ересей, которые впоследствии произвели
искаженную и языческую форму христианства. Иоанн Согласно
давно принятому мнению, постоянным местопребыванием Иоанна был Иерусалим, где
он находился, заботясь о матери Христа, вплоть до ее смерти; затем, после
разрушения Иерусалима, он переехал в Ефес, который в конце апостольской эры
стал географическим и духовным центром христианства. Здесь Иоанн дожил до
глубокой старости и написал свое Евангелие, свои три послания и книгу
Откровение. Среди его учеников были Поликарп, Папий и Игнатий, которые
впоследствии стали епископами Смирны, Иераполя и Антиохии. Фон послания Ко
времени написания этого послания, христианство существовало уже шестьдесят
или семьдесят лет и во многих местах Римской империи оно стало основной
религией, мощным влиятельным фактором. Естественно, что при этом стали
прилагаться всевозможные усилия, чтобы соединить Евангелие с
господствовавшими тогда философиями и системами мышления. Была
распространена во дни Иоанна форма гностицизма, которая разрушала церкви. Она
учила, что в человеческой природе заложен непримиримый принцип дуализма: дух
и тело-это две отделенные друг от друга реальности, и что грех находится лишь
в теле. Поэтому, дух может в восторге возноситься к Богу, в то время как
плоть может делать все, что доставляет ей удовольствие. При этом, возвышенная
мистическая набожность вполне согласовывалась с сластолюбивой похотливой
жизнью. Гностики отрицали воплощение, утверждая, что Христос был призраком, и
только с виду казался человеком; они отрицали, что Бог во Христе воплотился. В
Ефесе некто Сирентий был руководителем этого культа. Он представлял себя, как
имевшего особые внутренние мистические переживания и превозносил познание
Бога, но был властолюбив. Иоанн во всем содержании своего послания, видимо,
имел в виду этих еретиков, так как настойчиво утверждал, что Иисус был
подлинным, физическим, достоверным явлением Бога во плоти и что истинное
познание Бога должно иметь своим последствием моральное преобразование
человека. Глава 1 1-4.
Воплощение Бог
стал телом, в виде человека. В этом послании Христос 21 раз называется Сыном
Божьим. 12 раз о Боге говорится как об Отце. И особенно подчеркивается
божественность Христа, представленная родственными отношениями Бога и Иисуса
как Отца и Сына. Иоанн
был самым близким другом Иисуса на земле. На протяжении трех лет он
сопровождал Иисуса в Его хождении по Палестине, служа Ему днем и ночью. Во
время Последней Вечери Иоанн возлежал на груди Иисуса; Господь говорил о
приближении Своей крестной смерти. Для
Иоанна Иисус был реальной Личностью, воплощением жизни и самой Вечной Жизнью
(1:2), а не плодом фантазии или воображения. Иоанн
написал это послание, чтобы и другие могли разделить его чувства братского
участия, дружеского общения и радости во Христе и в Отце, а также и друг с
другом (1:3,4). 5-10.
Бог есть Свет Так
начинается Евангелие от Иоанна: "Слово Божие...свет человеков" (Иоан. 1:1,4).
Христос сказал: "Я свет миру" (Иоан. 8:12). Свет
символизирует Божье Царство истины, праведности, чистоты и невыразимой славы.
Тьма символизирует мир заблуждений, зла, невежества, греха и место пребывания
погибших. В
более реальном и буквальном смысле, свет-это отличительная черта Бога, вне
пределов восприятия телесными глазами. Бог одевается светом (Пс. 103:2). Бог
обитает в неприступном свете (1 Тим. 6:16). Отец света-одно из имен Бога (Иакова 1:17).
Одежда Христа во время преображения блистала, была весьма бела, как снег (Марка 9:3). Ангел,
возвестивший женщинам о воскресении Иисуса, видом был как молния, и одежда
его была как снег (Матф.
28:3). Два мужа, сопровождавшие Христа при Его вознесении, были в белой
одежде (Деян. 1:10).
В книге Откровения (1:14-16) мы
видим, что голова и волосы Иисуса были белы, как снег (см. Откр. 3:4). Глава
2 1-17.
Хождение во свете Наше
хождение с Богом не означает, что мы безгрешны. Мы согрешили в прошлом, и мы
еще имеем грех в нашей природе. А что мы имеем общение с Ним, то это не
потому, что мы безгрешны, но благодаря Его смерти за наш грех. Как только мы
начинаем чувствовать, что делаем что-то греховное, и сейчас же в терпении и
смирении каемся в этом, то наше общение с Богом не прерывается. Самые святые
из людей сознавали свою греховность. Одним
из условий прощения наших грехов является исполнение заповедей Христовых
(1-6). Тем не менее, сам грех-это нарушение Его заповедей. Это один из
парадоксов у Иоанна (см. дальше 3:1-12). 18-29.
Антихрист Слово
"антихрист" упоминается в 2:18,22; 4:3; 2 Иоанна 7. Нигде в другом
месте Библии оно не встечается. Обычно оно отождествляется с человеком греха
(2Фес. 2) и со
зверем в книге Откр.
13. Но сама Библия не делает этого отождествления. Послание
подразумевает, что его читатели были знакомы в связи с приближением последних
дней христианской эры, появления антихриста (18). Однако Иоанн применяет
слово "антихрист" не к одному лицу, но ко всей группе антихристовых
учителей (2:18;
4:3). Новый Завет выдвигает идею, что дух антихриста восстанет в
христианстве, проявит себя различными путями внутри Церкви и вне ее и
достигнет своего апогея в одной личности или в организации, или в одном и
другом. Глава 3 1-12.
Праведность Здесь
мы находим некоторые очень сильные высказывания о грехе. "Всякий
согрешающий не видел Христа и не познал Его" (6). Кто делает грех, тот
от дьявола (8). Всякий, рожденный от Бога, не делает греха (9). И тем не
менее, Иоанн заявляет: "Если говорим, что не имеем греха,-обманываем
самих себя" (1:8). "Если говорим, что мы не согрешили, то
представляем Бога лживым" (1:10). Как
объяснить эти парадоксальные заявления? Есть разница, между грехами,
совершенными в слабости и преднамеренными, привычными грехами. Это относится,
в основном, к внутренней природе человека. Орел может запачкать свои крылья в
грязи, но и после этого он остается орлом. Праведник может согрешить по слабости,
и все же еще оставаться праведником. Возможно, Иоанн имел в виду неких
еретических учителей, вроде Иезавели (Отар. 2:20), которые претендовали на
общение с Богом, превосходящее других, но в то же время валялись в грязи
неморальности. 13-24.
Любовь Преобладающим
признаком этого послания является любовь. Мы обязаны любить друг друга
(3:11). Не любящий брата своего не есть от Бога (3:10). "Мы знаем, что
мы перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев" (3:14). "Не
любящий Бога, пребывает в смерти" (3:14). "Всякий, ненавидящий
брата своего, есть человекоубийца " (3:15). "Будем любить друг
друга" (4:7). "Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога"
(4:7). "Любовь от Бога" (4:7). "Мы должны любить друг друга
" (4:11). "Бог есть любовь" (4:16). Пребывающий в любви,
пребывает в Боге" (4:17). "Если мы любим друг друга, то Бог в нас
пребывает" (4:12). "Совершенная любовь изгоняет страх" (4:18).
Мы любим, потому что Он прежде возлюбил нас (4:19). "Кто говорит:
"я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец" (4:20). "Не
любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не
видит?' (4:20). Глава 4 1-6.
Лжепророки Вероятно,
что поместные церкви были атакованы лжеучителями, утверждавшими, что Дух
Святой был вдохновителем их доктрины. Иоанн говорит, что истинность их может
быть проверена тем, насколько они лояльны к божественности Христа (4:2). 7-21.
Любовь Иоанн
возвращается к своей любимой теме о любви как ведущей теме послания. Он
настойчиво утверждает, что спасение благодатью Христовой не освобождает нас
от обязаности повиноваться Христовым заповедям. Основная заповедь Христа-это
любовь. Мы знаем Христа, если исполняем Его заповеди (2:3). "Кто
говорит: "я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в
нем истины'" (2:4). И, чего ни попросим, получим от Него, потому что
соблюдаем заповеди Его (3:22). А заповедь Его та, чтобы мы...любили друг
друга (2:23). Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем (3:24). И мы
имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (4:21).
Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его (5:3).
Сохранилось повествование, что когда Иоанн был стар и очень слаб, то его
приносили в церковь, и он, проповедуя, всегда говорил: "Дети, любите
друг друга. Это Господня заповедь". Глава 5. Уверенность в жизни вечной "Знать"-это
одно из ключевых слов послания. Мы узнаем, что мы познали Бога (2:3). Мы
узнаем, что мы в Нем (2:5). Мы знаем, что когда откроется, то будем подобны
Ему (3:14). Узнаем, что мы от истины (3:19). А что Он пребывает в нас, узнаем
по духу (3:24). Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал
нам от Духа Святого (4:13). Сне написал я вам...дабы вы знали, что
вы...имеете жизнь вечную(5:13). Мы знаем, что Он слушает нас(5:15). Мы знаем,
что мы от Бога (5:19). Многие
верующие приходят в уныние, потому что не уверены в том, что они спасены.
Иногда приходится слышать, что если мы не знаем спасены ли мы, то это
равносильно тому, что мы не спасены. Мы же находим это утверждение очень
крайним, потому что является ошибкой отождествлять уверенность со спасением.
Новорожденный ребенок едва ли знает, что он рожден. Уверенность приходит с
возрастом. Мы из опыта видим, что христианская вера может возрастать и
укрепляться, пока верующий, наконец, достигнет познания полной уверенности в
спасении. 13
Вечная жизнь начинается с момента уверования. Это жизнь божественного
качества и бесконечной продолжительности. Цель этого послания-помочь достичь
уверенности в этом. 16
Грех к смерти, вероятно, относится к непростительному греху, о котором
говорил Христос (Матф. 12:31-32.
см. Послание к Евреям
6:4-6). ВТОРОЕ
ПОСЛАНИЕ ИОАННА
Предостережение против лжеучителей Это
и третье послание Иоанна были короткими личными письмами к друзьям, которых
он собирался навестить. Он писал и другие письма (1Иоан.
2:14; 3Иоан. 9), вероятно, таких писем было много. Личные письма, такие
как эти, из-за их краткости и личного содержания были меньше читаемы в
церковных собраниях, чем послания, и вследствие этого были менее известны.
Эти же два письма, под водительством Духа Святого, были спасены от забвения и
сохранены для Церкви, вероятно, благодаря тому, что были присоединены к копии
Первого Послания Иоанна, когда посылались в какую-то из церквей, или вообще,
в церкви, где они были получены. 1.
Старец Другие
апостолы уже давно отошли в вечность. Иоанн остался один. Архиепископ всего
христианства, последний соратник Христа, оставшийся в живих. Как удачно
подобран для него этот титул. Избранная
госпожа Она
могла быть личностью, хорошо известной, и женщиной выдающейся, проживающей
вблизи Ефеса, в доме, где проводились собрания, в полном смысле этого слова.
Или же она могла быть Церковью, символически названной именем женщины. Ее
избранная сестра (13)-это другая, выдающаяся, передовая женщина в общине, где
совершал служение Иоанн, или же это сама община. 1-4.
Истина Слово
"истина" в первых четырех стихах встречается пять раз. Основные
мысли: Любить по истине (1). Познать истину (1). Истина, пребывающая в нас
(2). Благодать, милость и мир в истине (3). Ходить в истине (4). Истина-это
истинное учение Христа (9), что Он Сын Божий, и что следование за Ним
означает соблюдение Его заповедей (6), а Его основная заповедь та, чтобы мы
любили друг друга (5). 7-11.
Лжеучителя О
них уже упоминалось в Первом Послании Иоанна 2:18-29. Это
обольстители, ходящие из церкви в церковь и преподносящие от имени Христова
доктрины которые подрывают христианскую веру. Вероятно, это послание было
написано, чтобы предупредить Избранную Госпожу, остерегаться и не принимать
этих учителей. К этому предостережению Иоанн присоединяет призыв к любви,
указывая, что применение на практике христианской любви не означает, что мы
должны потворствовать врагам истины. ТРЕТЬЕ
ПОСЛАНИЕ ИОАННА
Отклонение помощников Иоанна 1
Гаий был обрашен через Павла в Коринфе (1 Коринф. 1:14). В его доме
собирались христиане. Предание повествует нам о том, что впоследствии он стал
секретарем Иоанна. Но здесь стих 4 называет Гаи_ одним из детей Иоанна в том
смысле, что Гаий обратился через Иоанна. Но кто бы он ни был, он был глубоко
любимый христианский руководитель. Иоанн любил его, и четыре раза называет
возлюбленным (1:1,2,5,11). 2
Преуспевание во всем Здесь
Иоанн, который был так близок к Христу, молится о том, чтобы верующий мог
иметь как временное, телесное, так и духовное благословение: это указывает на
то, что в глазах Христа, владеть земными благами и привилегиями не является
предосудительным. Сам Иоанн в молодости был зажиточным человеком. Но этот же
самый Иоанн предупреждает-не любить того, что в мире (1Иоан. 2:15-17).
"Истина"-любимое
слово Иоанна. В своем Евангелии он употребляет это слово 20 раз. В Первом
Послании-9 раз, а во Втором и Третьем-по 5 раз. Любить истину (1).
Способствовать истине (8). Свидетельствовать истиною(1). Ходить в
истине(2,3). 5-8
Помощники Иоанна. Сорок
лет перед этим, Павел основал церкви как в самом Ефесе, так и в его
окрестностях, и это было без семинарий для подготовки пастырей. Он должен был
избирать и воспитывать пастырей из новообращенных. Позже Иоанн, приняв
пастырское служение в этих церквах, видимо, сгруппировал вокруг себя и обучал
большое количество учителей и проповедников, чтобы они помогали ему. И он
рассылал их по церквам. 9
Диотреф был одним из властолюбивых лжеучителей, которые не хотели иметь
ничего общего с Иоанном. Возможно, что он и Гаий были пресвитерами в одном и
том же городе, но в разных общинах. Вероятно, некоторым из Иоанновых
евангелистов был закрыт доступ в общину, где предводительствовал Диотреф, в
их последних путешествиях. Но Гаий принял их. Возвратившись в Ефес, они
рассказали об этом в той церкви, где пребывал Иоанн. Теперь Иоанн посылает
другую делегацию в тот самый город с этим маленьким посланием, направленным к
Гаию. 12
Димитрий, предполагают, что это мог быть тот, кто отнес это послание. ПОСЛАНИЕ
ИУДЫ
Надвигающееся отступничество Иуда В
Новозаветной Церкви было два Иуды: Иуда, один из Двенадцати апостолов (Луки 6:16), и
Иуда-брат Господа Иисуса (Матф. 13:55).
Последний общепризнан как автор этого послания. В
связи с этим, Евсевий повествует, что Домициан во время гонения на христиан в
96 году по Р.Х., ища наследников Давидова престола, повелел арестовать внуков
Иуды, брата Христа. Когда их привели, они сказали императору, что они
земледельцы и питаются от трудов своих рук, и что Христово Царство не есть от
мира сего, но будет провозглашено, когда Христос явится в конце мира во
славе, чтобы судить живых и мертвых. Место и время Сходство
ситуации в этом послании с ситуацией, упоминаемой во Втором Послании Петра,
дает основание предположить, что это послание было направлено в те же церкви,
как видно из Второго Послания Петра (2 Петра 3:1), в которые было направлено
Первое Послание Петра. Эти церкви находились в Малой Азии (1 Петра 1:1).
Послание Иуды было написано около 67 года по Р.Х. Предпосылки для написания Иуда,
вероятно, собирался написать этой группе церквей более обширное толкование
Евангелния, но известие о внезапном появлении разрушительной ереси побудило
его послать им это строгое предостережение. 4-19
Лжеучителя. Иуда
не смягчает слов относительно их природы. Ужасные эпитеты, которыми он
пользуется, указывают на определенных руководителей внутри Христовой Церкви.
Нечестивые люди (2), обращающие благодать Божью в повод к распутству (4);
подобно Содому, отдавшиеся блудодействию (7); мечтатели, оскверняющие плоть
(8); они-как бессловесные животные, растлевают себя (10); они являются
соблазном на ваших вечерях любви (12); пастыри, утучняющие себя (12);
безводные облака (12); бесплодные деревья (12); звезды блуждающие, которым
блюдется мрак тьмы навеки ( 13); ропотники, недовольные, говорящие надутые
слова (16); ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям (18), душевные,
не имеющие духа (19), оказывающие лицеприятие для корысти (16) и делающие
разделения (19). Эти
лжеучителя уже вкрались в церкви (4), несмотря на то, что о них говорится как
о тех, которые должны появиться в "последнее время". Первоначально,
указывая на какой-то определенный класс людей, бывших уже во дни Иуды, это
послание, вероятно, дает общую характеристику целой группы лжеучителей,
которые на протяжении столетий будут изнутри развращать Церковь и будут
стараться разрушить искупительное дело Христа. Те, кто знаком с историей
Церкви, хорошо знают, как сильно пострадала Церковь от этих и им подобных
людей. 6
Падшие ангелы. Только
здесь и во Втором Послании Петра (2:4) в Писании
имеются единственные указания на падших ангелов (Откр. 12:9,
возможно, указывает на их последующее поражение). Некоторые думают, что это
ссылка на книгу Бытие (6:1-5), где
"сыны Божий" брали себе в жены "дочерей человеческих". Но
вероятнее всего, это относится к более раннему событию, когда сатана увлек за
собой некоторых ангелов, чтобы восстать против Бога. 9
Спор Михаила с дьяволом. О
Михаиле упоминается в книге Даниила
10:13,21, как об одном из начальствующих князей, а в книге Откровения 12:7 -
как о вожде ангелов, но только в этом месте он назван Архангелом. О
погребении Моисея говорится во Второзаконии
34:5-7, но там не упоминается спор Михаила с сатаной о Моисеевом теле.
Ориген говорит, что упоминание Иуды является ссылкой на место в
апокрифической книге "Успение Моисея", которая была написана
приблизительно во время рождения Христа, но из которой сохранилась лишь та ее
часть, где нет этого места. Иуда мог знать об этом событии и из других
источников. Иосиф Флавий говорит, что Бог спрягал тело Моисея, чтобы из него
не был сделан идол. Сатана же, вероятно, хотел посредством тела Моисея
вовлечь Израиль в идолопоклонство. Иуда, вероятно, воспользовался упоминанием
об этом событии, чтобы утвердить его историчность и одновременно предостеречь
против греха "злословия". Даже Архангел, наивысшее творение, не
поносил дьявола, этого самого падшего творения. 14-15
Пророчество Еноха. Это
единственное место Писания, где упоминается пророчество Еноха. Краткая
история жизни Еноха записана в книге Бытие 5:18-24),
но там не сказано, что именно он говорил. Цитата Иуды была взята из
апокрифической книги о Енохе, которая была написана сто лет до Р.Х. Иуда,
вероятно, считал ее подлинным словом Еноха. Еще при жизни Адама,
родоначальника человечества, Енох (современник Адама на протяжении трехсот
лет) пророчествовал о неизбежном приходе Господа с Его ангелами в конце
веков, чтобы произвести суд над нечестивыми людьми. Одобрение Иудой одного
места в апокрифической книге не говорит об одобрении им всей книги. |