Г.Геллей |
Справочник к Ветхому Завету |
|
|
|
|
|
ОСИЯ
Нечестивый Израиль будет отвержен Другие народы будут
призваны Осия
был пророком Северного цдрства. Он говорит о своем царе "наш" царь
(7:5). Своими пророчествами он обращался к Северному царству, а только иногда
к Иудейскому царству. Период Осии Он
пророчествовал в период последних 40 лет Северного царства. Он начал свое
служение в Израиле, когда Норовам 2 был на высоте своего правления. Осия был
младшим современником Амоса, старшим современником Иоанн и Михея. Возможно,
что в детстве он был знаком с Иеной. Пророчествовал он во время следующих
царей: Озии, Иофама, Ахаза, Бзекии, царей Иудейских и Иеровоама 2, царя
Израиля. Приблизительное время царствования эих царей следующее: Цари Израиля, Северное царство Иеровоам
2 (790-749). Его царствование процветало. Цари Иуды, Южное царство Озия
(787-735). Добрый царь. Некоторые
из этих дат перекрывают одна другую и вводят в замешательство. Максимальный
период пророчества Осин охватывал с 750-725. Если допустить, что его служение
охватывало добрую часть царствования Иеровоама и Бзекии, то можно с
уверенностью сказать, что оно продолжалось от 760-720 до Р.Х. Политическая ситуация Лет
200 до Осин десять колен отделились и организовали независимое царство.
Золотой телец был их национальным богом. В это время Бог послал им пророков
Ялик), Елисея, Иону, Амоса и наконец Осин). Глава 1,2,3. Жена и дети Осии Господь
повелел Осин жениться на "блуднице" (1:2). Израиль, будучи
"женой" Бога (Иезек. 16:8-15), отступил от Бога и уклонился в
поклонении другим богам, подобно тому, как замужняя женщина отдает себя
другим мужчинам. Поэтому "блудодействие" было подходящим словом для
определения духовного блудодеяния всего народа и не обязательно доказывающим,
что Гомерь лично была распутной жинщиной. Все
же, судя по простоте описания этого события, таков был действительный опыт в
жизни Осин, что он, Божий пророк, получил повеление от Бога жениться на
распутной женщине, как символ Божьей любви к отступническому Израилю. Или,
если жена и была в начале верной, но позже оказалась неверной и оставив мужа
стала любовницей мужчины, который мог лучше удовлетворить ее увлечения
роскошью (2:5), которую Осия все же продолжал любить и выкупил ее себе
обратно (3:1-2). Поклонение идолам всей страной сопровождалось с блудодеянием
(4:1-14), так что не легко было женщине оставаться верной и "блуда
деяние", в полном смысле этого слова, было занятием большинства женщин
того времени. Осия, в даном случае, не имел выбора. Некоторые
выражения речи применяются к семье Осин буквально, другие-ко всему народу и
их следует понимать символически, а еще некоторые-буквально, образно и
попеременно. Слова Осин подобны биению "разбитого сердца". 1-5 Осия находит себе жену. Он купил ее, но потребовал,
чтобы она жила у него некоторое время без супружеского сожительства, как
пример его пророчества об Израиле, живущего "долгое время без царя и без
жертвы", перед обращением к Богу и царю Давиду (3,4). Дети.
Не только супружеская жизнь Осин была примером его проповеди, но и имена его
детей имели отношение к его жизненному служению. "Изреель" (1:4,5)
был его первородным сыном. Изреель был городом в котором Ииуй совершил
страшное убийство царских сыновей (4 Цар. 10:1-14). Долина Изрееля была
вековым полем битвы, в результате которой разрушались царства. Называя своего
первородного сына Изреелём, Осия этим сказал царю и всему народу: возмездие,
наступило время наказания. "Лорухама"
(1:6). было именем второго дитяти. Оно означало: "не буду более
миловать" Израиля, хотя для Иуды будет помилование. "Лоамми" (1:9)
было имя третьего дитяти, означающее: "не Мой народ". После этого
Осия повторяет имена двух детей без частицы "Ло" (не) , указывая на
время, когда они опять будут Божьим народом и игрой слов предсказывает день,
когда другой народ будет называться Божьим народом (1:10). Апостол Павел
цитирует это место, говоря о предоставлении Евангелия язычникам (Рим. 9:25). Глава 4. "Ефраим привязался к идолам" 1-3
Идолопоклонство было причиной их страшных преступлений. 4-10
Священники кормились грехами народа. 11-14
Молодые женщины были блудницами, а замужние удовлетворяли других мужчин,
занимаясь блудодеянием. 15
Все же Иуда не погряз так глубоко в идолопоклонстве как Израиль, и поэтому
был помилован, прожив почти сто лет после уничтожения Израиля. "Беф-Авен"
- это иное имя для Вефиль, главной идольской святыне в Северном царстве 17
Ефраим, будучи наибольшим .и центральным коленом из Северных колен, стал
именем для всего Северного царства. 19
"Ветер" уже охватил грешный народ на свои крылья, чтобы унести их в
другую землю. Какая поразительная метафора. Глава 5. "Ефраим сделался пустынею". 1-3
Священники, царь и весь народ "восстали" против Бога. 4-5
Погрязши во грехах и гордясь этим "дела ихние не допускают их обратится
к Богу". 7
"Чужие дети", это дети не от их мужей. 11
"Ибо захотел ходить вслед суетных", относится к постановлениям
Иеровоама 1, который постановил их по своему умыслу, когда впервые основал
Северное царство. Глава
6. "Священники убивают и совершают мерзости" 2
"Третий день" имеет значение, что возможно, через некоторое время
Израиль будет восстановлен и намекается на воскресение Мессии на третий день.
"Галаад"
(18) и Сихем (9), два главных города страны, были в особенности
развращрнными, как центры обмана и грабежа. Глава 7. "Все они пылают любодейством". "Как
печь растопленная пекарем пожрать царей", по всей вероятности относится
ко времени крайнего потворства насилию, во время которого были убиты подряд
их 4 царя, даже во время речи Осин. "Неповороченный хлеб" (8),
саженный с одной стороны и сырой с другой, поэтому непригодный для пищи. "Седина"
(9), признаки приближающего конца. Глава 8. "Сеяли ветер-пожнут бурю". 4
"Поставили царей сами". Бог избрал семью Давида править народом.
Десять колен возмутились и поставили себе царя из другого колена. 9
"Приобретая подарками", пошли к Ассирии приобретать расположение
данью. Глава 9. "Отвратительны, как идолы, любимые ими". 3
"Возвратится в Египет", не в буквальном значении, но в смысле
подобно Египетскому порабощению в Ассирийском рабстве, хотя после Египетского
порабощения многие евреи остались жить в Египте. 7
"Глупый прорицатель" - возможно мнение Осин о ложных пророках или
даже мнение народа о самом Осин. 9
"Глубоко упали-развратились", как во дни Гивы, когда над одной
женщиной совершалось насилие всю ночь зверскими мужчинами (Суд. 19:24-26). 17
"Скитальцами между народами". Скитальчество евреев началось во дни
Осин и продолжается с безжалостным постоянством до настоящего времени, как ни
с одним другим народом. Глава 10. "Слава Беф-Авена отошла от него" 5-8
"Тельцы Беф-Авена будут разбиты в куски (8:6), терние и волчцы вырастут
на жертвенниках их. 14
"Салман" вероятно Салманасер. Глава 11. "Как поступлю с тобою?" 1
"Из Египта". Выражение это цитируется в Матф. 2:15 и относится к
бегству Христа с родителями в Египет. Подобно тому, как мессианский народ был
вызван из Египта. 7
"Закоснел в отпадении от Меня", но Бог сожалел о нем. Глава 12. "Иаков нашёл Бога в Вефиле" 1
"Ассирия и Египет". Израиль ведет ложную дипломатию и заключает
соглашения с Ассирией и Египтом, один против другого, что обязательно
приведет к бедствию. 4
"Вефиль", центр их отвратительного идолопоклонства, был местом, где
их отец Иаков посвятил свою жизнь Богу (Быт. 28:13-15). Глава 13. "Прибавили ко греху" 1
"Сделался виновным чрез Ваала". Добавив поклонение Ваалу к
поклонению тельцу в дни Ахава, народ умер национальной смертью. Глава 14. "Израиль обратится к Богу" Блудная
невеста Иеговы вернется к своему мужу, отзовется на его любовь, как во дни
юности (2:14-20). В
книге Осин преобладают четыре главных мысли: идолопоклонство Израиля, его
безнравственность, его пленение и восстановление. В
дни Осин народ погряз в такую греховность, какой нельзя найти в других местах
Библии. Греховное поведение народа было невероятным. Все же Осия не
переставал говорить им, что Бог любит их. Удивительная книга.
Иоиль
Наказание саранчой Подобно
книге Софонин, книга Иоиля предсказывает грядущие суды. И подобно
книгеОткровения,она говорит о великой жатве на земле (3:13,14; Откр.
15:15,16). Время Иоиля Время
жизни и пророчества Цапля в книге не указано. Он считается одним из ранних
пророков Иуды во время царствования Иоаса (около 830 до Р.Х.) или во время
царя Озии (около 750 до Р.Х.). Главы 1:1, 2:27. Наказание саранчой Необычайное
наказание саранчой было причиной страшного голода, после которого последовала
долгая засуха, опустошившая землю. Саранча своим видом похожа на большого
размера кузнечиков. Четыре разных названия в стихе 1:4 говорят о разных видах
насекомых или разных стадиях их развития. Большие тучи саранчи, закрывавшие
солнце, налетали на землю и поедали всякую зелень и понудили жителей пасть на
колени. Бог услышал вопль, удалил саранчу и обещал времена обилия. Саранча
эта служит напоминанием и символом саранчи в Откр. 9:1-11. Главы 2:28,3:21. Грядущий день Господень В
Деянии 2:17-21 апостол Петр цитирует Иоиля 2:28-32, как указание на "тот
день", в который он начал проповедывать. Это значит, что Бог заранее
приготовил это предсказание Евангельского века. Время это будет днем Божьего
суда над народами (3:1-12). Для Иоиля суды эти казались над народами его
времени: сидонянами, филистимлянами, египтянами и едомлянами (3:4,19). Но
больше этого. Произойдет великая битва в долине Иосафата (Кедронская долина
на восточной стороне Иерусалима (3:9-12), о которой говорится в связи с
"жатвой" (13), "долина суда" (14), где "возгремит
Господь из Иерусалима" (16), и "содрогнется небо и земля"
(16), а "из дома Господня выйдет источник" (18) - все это относится
ко времени Святого Духа (2:28-32). Кажется, что все эти предсказания
относятся к христианскому периоду времени, в который Божье слово, выраженное
в проповеди Евангелия Христова и распростряняемое благодатным влиянием
Святого Духа по всему миру, будет серпом в великой жатве человеческих душ.
АМОС
Отступничество и нечестие Израиля Пророчество
это было дано Амосу во время посещения Вефиля (7:10-14), около 30 лет перед
падением Израиля. Амос
пророчествовал в Иудее, в Южном царстве, с предсказаниями и для Израиля, в
Северном царстве в дни царя Иудейского Озии (787-735 до Р.Х.) и в дни царя
Израильского Иеровоама 2 (790-749, 1:1). "Землетрясение" (1:1),
говорит Иосиф Флавий, совпало с проказой Озии (2Пар. 26:16-21), поэтому Амос
пророчествовал где-то в 751 году до Р.Х. Царствование
Иеровоама было весьма успешным. Его царство весьма увеличилось (4Царст.
14:23-29). Израиль достиг высокого уровня жизни, но был закоснелым и
погрязшим в идолопоклонстве и моральном разложении. Земля была наполнена
ругательством, воровством, несправедливостью, порабощением, грабежом,
блудодеянием и убийством. Со времени отделения десяти колен, основания их
Северного царства и начала поклонения тельцу, прошло около 200 лет (4Царст.
12:25-33). Некоторое время они поклонялись и Ваалу и ввели многие другие мерзкие
обычаи ханаанского идолопоклонства. В это время Бог посла.* им пророков:
Илию, Елисея и Иону. Но все было бесполезным. Израиль, закоснелый в
идолослужении и разврате, был на пути уничтожения. Пророк Амос и Осия сделал
последнюю попытку задержать их безумное стремление в погибель. Современники Амоса Возможно,
что в юности Амос знал Иону и слыхал о его посещении Ниневии. Он мог знать и
Елисея и быть знакомым с его рассказами о содружестве с Илией. Амос начал
свое служение, когда Иона и Илия сходили со сцены жизни. Иоиль мог быть их
современником или очень близким по времени к ним. Может быть это было то же
самое наказание саранчой, о которой он говорит в 4:9. Осия сотрудничал с
Амосом. Он мог быть в Вефиле во время посещения Амосом. Вне сомнения, что они
хорошо знали друг друга и даже, возможно, что они сравнивали свои
пророчества, открытые им Богом. Осия был младшим, поэтому он продолжал свое
служение после смерти Амоса. А при конце жизни Амоса еще пророки Исаия и
Михей выступили на служение. Главы 1,2. Суд над Израилем и соседними народами Амос
начинает свое пророчество общим обвинением всех соседних народов: Сирии,
Филистии, Финикии, Едома, Аммана, Моава, Иудеи и Израиля. В центре его
обвинения находится Израиль. Он применяет ко всем одну и ту же формулу:
"за три преступления.. .и за четыре не пощажу", указывая на их
особые преступления. "Плен", одноиз ключевых словвего книге(1:5,15;5:5,27;6:7;7:9,17).Через50
лет все эти пророчества исполнились. Фекоя
(1:1), откуда происходил Амос, была в растоянии 16 км на юг от Иерусалима и 8
километров от Вифлеема, на высоте 8 000 метров, на открытой пастбищной
равнине, возвышающейся над Иудейской пустыней. Полагают, что 8 столетий позже
здесь жил Иоанн Креститель. Амос был мирянином и не происходил из рода
священников или профессиональных пророков (7:14). Он был пастухом и собирал
смоквы. Смоковница (сикомор) была фиговым деревом (от скрещивания смоковницы
с шелковицей), дающим низкого качества плоды. "Землетрясение"
(1), наверно было весьма сильным, так как его помнили 200 лет (Захар. 14:5) и
приравнивали ко дню суда. Глава 3. Роскошные жилища Самарии Самария
считалась столицей Северного царства. Она была расположена на холме, высотой
100 метров, р долине неописуемой красоты, окруженной с трех сторон горами,
столько же недоступной, как и красивой. Эти роскошные дома-чертоги строились
кровью бедных (2:6,7; 3:10; 5:11; 8:4-7) и жестоким отношением к рабам,
которое превзошло языческих египтян и филистимлян (9-10). 14
Вефиль, где Амос пророчествовал (7:13). был религиозным центром Северного
царства на растоянии 18 километров от Иерусалима. Здесь Иеровоам 1 поставил
золотого тельца (4Царст. 12:25-33), который до этого времени оставался там же
(Осии 13:2). В этот развращенный центр идолослужения пришел пророк Амос со
своим последним предостережением. Глава 4. "Приготовься к стретению Бога твоего" Изнеженные
самарийские женщины (1-3) роскошествовали и злоупотребляли добром, отнятым у
бедных. "Телицы Васанские" (1), упитанные животные, приготовленные
на убой. Через несколько лет их повели "крюками" (2). Ассирийцы
буквально вели своих пленных крюками, пробитыми через губы. 4-5
Религиозность Израиля. Бессердечные в своем отношении к бедным, но весьма
религиозные. Какое поругание набожности! 6-13
Божье неустанное старание спасти их было безрезультатным. Время всему народу
повстречаться с Богом приближалось. Глава 5. День Господень Плач
о падении Израиля (1-3), еще одно порицание их злых путей (10-27). Стихи
18-26 как будто-бы указывают на их желание обратиться и принести жертвы Богу,
вместо Ваала. Но Амос хотел не жертвоприношений, а перемены их образа жизни.
Обратись, о грешник, обратись. Зачем тебе умирать? Глава 6. Плен Амос
очень часто сравнивает сластолюбие, беспечность, роскошь их дворцов и чувство
безопасности их руководителей и богатых с невыносимыми страданиями, которые
их постигнут. Глава 7. Видение гибели 1-3
Саранча (кузнечики), символ опустошения посевов. Амос просит у Господа
пощады. Господь пощадил. 4-6
Огонь. Второй символ опустошения. Опять Амос просит пощады. Господь вторично
милует. 7-9
Свинцовый отвес. Господь отмерил народ на уничтожение. Дважды Господь
миловал. Больше нет помилования. Он наказывал и наказывал, прощал и прощал.
Их состояние было безнадежным. 10-17
Вефильский священник. Нам не известно, как долго оставался в Вефиле Амос. Но
его постоянные предупреждения и порицания потрясли землю (10). Священник
доложил об этом Иеровоаму. Амос еще смелее начал пророчествовать и говорить,
что даже священник будет отведен в плен. Глава 8. Корзины со спелыми плодами Корзина
со спелыми плодами является ещё одним символическим указанием, что грешное
царство созрело для разрушения. Опять повторяются для этого причины: зависть,
обман, отсутствие милосердия к бедным. В Библии очень часто в различных
формулах и видах, но очень ясно говорится о том, что нельзя избежать
последствий постоянного греха. Глава 9. Будущая слава царства Давида 1-8
Дальнейшее предсказание пленения. Оно произошло через 30 лет и отступническое
царство перестало существовать. 8-15
Восстановление царства Давидова. Это пророческое видение светлых дней после
дней скорби постоянно повторяется. Амос жил в Вифлееме, городе Давида. Он был
весьма удручен тем, что десять колен отказались от престола Давида, который
Бог завещал для Своего народа и на протяжении 200 лет не согласились
подчиниться его првлению. Последнее слово Амоса: Наступят дни, когда царство
Давида, которым они пренебрегли, будет восстановленно и будет править не
только одним народом, но всем миром в вечной славе.
Авдия
Гибель Едома Едомляне Земля
Едома представляла из себя скалистый хребет гор на восток от Аравии,
простирающуся на 200 километров с севера на юг и около 35 километров с
востока на запад. Земля была хорошо орошаемая с обильными пастбищами для
скота. Столицей страны была Села (Петра), высеченная высоко в отвесных крутых
скалах над долинами, и представляла из себя необычайную красоту. Едомляне
выходили на свои грабительские походы, а затем укрывались в своих недоступных
крепостях высоко в горных ущельях. Едомляне
были потомками Исава, но по отношению к евреям вели себя весьма враждебно,
продолжая вражду Исава и Иакова (Быт. 25:23; 27:41). Они не разрешили Моисею
пройти через их землю (Числ. 20:14-21), и всегда были на стороне врагов
евреев. Время пророчества Пророчество
было вызвано грабежом Иерусалима, в котором едомляне принимали участие. Таких
грабежов было чытере: *1.
Во время царствования Иеровоама, 850-843 до Р.Х. (2Пар. 21:8,16,17; Амос 1:6).
*2.
Во время Амасии, 803-775 до Р.Х. (2Пар. 25:11-12,23-24). *3.
Во время Ахаза, 741-726 до Р.Х. (2Пар. 28:16-21). *4.
Во время Седекии, 597-586 до Р.Х. (2Пар. 36:11-21; Пс. 136:7). Есть
несколько мнений относительно того, к которому из этих грабежей Иерусалима
относится пророчество Авдия. Так как о разорении Иерусалима упоминается в
11-12, то считают, что пророчество относится ко времени царствования Седекии,
когда Иерусалим был сажен вавилонянами (586 до Р.Х.). Другие
места Святого Писания, предсказывающие падение Едома - Ис. 34:5-15; Иерем.
19:7-22; Иезек. 25:12-14; 35:1-15; Амос 1:11,12. Исполнение пророчества Авдия
предсказал, что Едам будет "истреблен навсегда" и "как бы их
не было" (10,16,18). Остаток Иуды спасется и что царство Бога Иуды
пребудет (17,19,21). Спустя
4 года после сожжения Иерусалима Едам был опустошен (582 до Р.Х.) тем же
Вавилоном, которому они помагали грабить Иерусалим. Остаток едомлян был
поселен на юге Иудеи, где они существовали 4 столетия и были постоянными
врагами евреев. В 126 году до Р.Х. они были покорены Иваном Гирканусом, одним
из Маковейских правителей и присоединены к еврейскому царству. Когда римляне
покорили Палестину (63 до Р.Х.), то Ирод Едомлянин (Идумеянин) и его семья
была поставлена править Иудеей. На этом закончились сдомляне. А с разрушением
Иерусалима в 70 году по Р.Х., они исчезли из истории.
ИОНА
Служение милосердия в Ниневии Ниневия
была столицей Ассирийской империи. Она была мировой империей около 300 лет
(900-607 до Р.Х.). Эта империя стала расти в мировую державу во время
разделения еврейского царства, скоро после царствования Соломона. Постепенно
она поглотила и уничтожила Северное царство Израиля. Имена ассирийских царей,
имевших дело с Израилем и Иудой: Салманасар
2 (860-825 до Р.Х.). Начал "обрезывать Израиля". Бог
призвал Иону, чтобы продлить жизнь враждебного народа, который уничтожал
народ Израильский. Не удивительно, что Иона бежал в противоположную сторону в
патриотическом страхе, страшась той жестокой и безжалосной военной машины,
угрожающей Божьему народу. Иона
происходил из Гафхефера. Он жил во дни царя Иеровоама 2 (790-749 до Р.Х.) и
помагал ему восстановить некоторую часть потерянной территории. Таким образом
Иона был известен, как политический деятель и пророк. Является ли книга Ионы исторической? Вне
сомнения. Хотя рассказ о большой рыбе возмущает ум некоторых неверующих и
сомневающихся людей, которые не могут принять этот рассказ за факт. Его
называют вымыслом, аллегорией, иносказанием или поэмой в прозе и так далее.
Иисус подтвердил этот исторический факт (Матф. 12:39-41). Посчитать его иначе
было бы искажением слов Христа. Он назвал этот рассказ "знамением"
Его воскресения. Он поставил рыбу, покаяние Ниневии, Свое воскресение и день
суда в одну категорию. Говоря о Своем воскресении Он говорил о реальности
также, как и о дне суда. Таким образом Иисус Христос подтвердил случай с
Поной. Мы принимаем это свидетельство. Мы верим, что с Иеной произошло так,
как написано, и что Иона сам, руководимый Божьим Духом, написал свою книгу.
Иона не скрыл своих немощей и его книга, по воле Божьей, вошла в список
Священных Писаний для чтения в храме, открывая нам глубже Бога. Рыба
(кит). Слово ошибочно переведенное "кит" означает "большая
рыба", или "морское чудовище". Нераз были обнаружены морские
чудовища, способные проглотить человека. Но суть рассказа заключается в том,
что это было чудо. Божественное подтверждение Божьего посланичества Ионы в
Ниневию. Если бы не эти удивительные чудеса, вряд ли бы ниневитяне поверили
Ионе (Лук. 11:30). Археологические
подтверждения. Поскольку нам известно, нигде в ассирийских записях не
упоминается о покаянии Ниневии. Все же есть некоторые сведения о том, что
Адад-Нирари произвел в городе реформы, подобные реформам Аменофиса 4 в
Египте. И что во время последних трех царей после Адад-Нирари уменьшились
ассирийские грабежи соседних народов. В этот период времени Израиль возвратил
потеряную ранее территорию (4Царств 14:25). Есть доказательства, что влияние
Ионы на Ниневию было весьма сильным, глубоким в этом Ветхозаветном периоде
мировой миссии, то есть. Божьего плана спасения народов. Божья цель в мировой миссии Прежде
всего следует сказать, что служение Ионы в Ниневии задержало пленение
Израиля, так как им было необходимо каяться в "насилии их рук"
(3:8). Затем
Бог напомнил Своему народу, что Он заинтересован другими народами. Иона
происходил из Гафхефера (2Царств 14:25), вблизи Назарета, где жил Иисус, для
Которого Иона стал "знамением". Иония,
куда бежал Иона, чтобы не проповедовать другому народу, была как раз тем
местом, которое Бог избрал 800 лет позже и сказал Петру принять посланных от
другого народа (Деян. 10). Иисус
Христос применил случай с Ионой как предсказание Своего воскресения на
"третий день" (Матф. 12:40). В
заключение следует сказать, что величественное историческое происшествие с
Иеной служит образом воскресенния Мессии- Христа и Божьего плана спасения
народов. Глава 1. Бегство Ионы 3
"Фарсис", по мнению некоторых, был Тартесус в Испании. Иона
старался убежать на самый конец в то время известного мира. Глава 2. Молитва Ионы Красивая
молитва Ионы свидетельствует о том, что он был научен молиться словами
псалмов. Его обратное приземление могло быть около Ионии и в присутствии
многих свидетелей. Глава 3. Покаяние Ниневии Вне
сомнения, что в своей проповеди Иона рассказывал о своем приключении с
большой рыбой, подтверждая это свидетелями. Он говорил от имени Бога того
народа, которого ниневитяне начали грабить. Они обратили на его слова
внимание и весьма устрашились. Глава 4. Огорчение Ионы Иона
пришел в Ниневию не для того, чтобы видеть их покаяние, а чтобы объявить им
их погибель. Но Бог удовлетворился их покаянием и отменил их наказание, к
великому огорчению Ионы. (см. дальше книгу Наума). Самым
трогательным стихом в книге Ионы, мы думаем, есть последний стих, выражающий
Божье милосердие к детям. Бог решил отменить разрушение города потому, что Он
пожалел невинных детей. Иисус Христос любил детей и детский нрав во взрослых
людях. Ниневия Ниневия
была длиной 5 километров и шириной 2 километра. Расширенная Ниневия включала
Кала, 32 километра на юг и Хорсабад 16 километров на север. Треугольник,
составляемый реками Тигром и Заб, были частью фортификацией Ниневии. Кала,
южная сторожевая застава Ниневии, покрывала 404 гектара. Здесь Лейярд и
Лофнус обнаружили дворцы Ассурнасипала, Салманасера и его черный обелиск,
Феглаффелласара и Эсар-галопа. Хорсабад,
северная сторожевая застава Ниневии, была построена Саргоном, который
разрушил Израиль в 721 до Р.Х. Его дворец был вторым по красоте после дворца
Сеннахирима. Холм
"Ионы". Вторым холмом по величене в развалинах Ниневии считается
холм "Юнас", что означает на местном языке '"Иона". Холм
покрывает 16 гектаров и достигает высоты в 30 метров. Здесь по преданию, находится
могила Ионы. Для археолога Рича этот холм был признаком развалин Ниневии, что
впоследствии было оправдано раскопками. Местным населением этот гроб
считается весьма священным, так что нельзя было производить весьма обширных
раскопок. Лэярд обнаружил в развалинах дворец Эсаргадона. Надеемся, что тайны
этого дворца в свое время будут раскрыты.
МИХЕЯ
Неминуемое падение Израиля и Иуды Михей
пророчествовал в дни царей Иоафама, Ахаза и Езекнн. Иоафам и Езекия были
добрыми царями, а Ахаз крайне беззаконным. Таким образом Михей видел дела
беззакония в правительстве и его восстановление. Он жил в Морасфите, на
филистимской границе около Гата, в 50 километрах на юго-запад от Иерусалима и
был современником Исаии и Осии. Его
пророческое служение было Израилю и Иуде, всегда направленное на имя их
столиц: Самарии и Иерусалиму. В его пророчествах преобладали три главных
мысли: грех народа, его уничтожение и его восстановление. В его книге эти
мысли смеживаются частыми переходами от настоящего разрушения до будущей
славы. Глава 1. Самария обречена на гибель Самария
была столицей Северного царства. Ее правители были ответственны за преобладающее
в стране бесчестие (5). Со дней их отступления от Бога, 200 лет перед тем,
они избрали поклонение тельцу, Ваалу и другим ханаанским, сирийским и
ассирийским идолам. Бог посылал к ним Илью, Елисея и Амоса, чтобы обратить к
истинному Богу. Все эти попытки не увенчались успехом. Они дошли до конца
Божьего долготерпения. Михей был свидетелем Божьего правосудия (6). В 734
году до Р.Х. ассирийцы увели в плен всех Северных израильтян, а в 721 году до
Р.Х. Самария стала "грудою развалин". Места,
упоминаемые в главах 10-15, находятся в западной Иудее, в окрестности
местожительства Михея. Они были разрушены ассирийцами во время падения
Северного царства. Глава 2,3. Жестокость правителей В
добавок к их идолопоклонству (1:5-7), господствующие классы были бессердечными
в своем отношении к бедным, захватывая их поля, даже одежду и выбрасывая
женщин с их маленькими детьми из домов. Сверх этого они осыпали милостями
ложных пророков, которые потворствовали их грешным и преступным поступкам
(6:11). Указав на их пленение (1:16), Михей сейчас же рисует картину их
восстановления, с царем и Богом ведущим их (2:12,13). Пророк
продолжает обвинение правителей народа в их нечеловеческой жестокости, с
особым указанием на Иерусалим (10), обвиняя в частности религиозных вождей
(5-7,11). А затем Михей изрекает гибель Иерусалима (12), подобно тому, как он
предсказал гибель Самарии (1:6). Глава 4. Грядущее мировое царство Сиона Пророк
видит мирную, счастливую, благословенную, богобоязненную жизнь в мире,
правление которой будет в Сиане. Что за контраст! В главе 4:1-3 и в Исаии
2:2-4 это царство Мессии описано величественными словами, достойными
повторения. Внезапно, пророк отрывается от славного будущего и переносится в
свое тревожное время и видит падение Иерусалима (3:12), жители которого
пойдут в Вавилонский плен (4:10). Пророчество это весьма необычайное. В то
время Ассирия сметала все на своем пути. Предсказание это было сделано 100
лет до основания Вавилонской империи. Иерусалим выдержал нападки ассирийцев и
дожил до покорения Ассирии и поражения Вавилоном, который покорил Иерусалим в
606 году до Р.Х. и увел народ в Вавилонский плен. Глава 5. Грядущий царь Сиона Правитель
из Вифлеема будет во главе Сиона. В 4:1-8 говорится о славном будущем, а в
4:9,10 пророк возвращается обратно к времени пленения. В 4:11,12 пророк
переносится к своему времени осады Иерусалима ассирийцами. В 4:13 опять шаг
вперед в будущее, а затем в 5:1 возврат к осаде Иерусалима. Таким образом
пророк приготовляет окружающую обстановку для прихода избавителя из
Иерусалима (2-5). В понятии Михея это было избавление от ассирийцев (5,6), но
дальше этого, в дымке будущего выступал величественный образ грядущего
мессианского царя, происхождение которого было от вечности (2) через Вифлеем.
Избавление Снопа от ассирийского ига было, до некоторой меры, символическим
предсказанием прихода большего избавления Спасителем мира. Многие Ветхозаветные
предсказания о Христе были сокрыты в тумане исторических событий времени
пророка, но все же ясными и безошибочными. Бесспорно, что вечный правитель из
Вифлеема (2) никто иной, как Чудный Младенец Исани (9:6,7). Место это в
Ветхом Завете является единственным, где определенно сказано, что Христос
родится в Вифлееме (см. Матф. 2:22). Глава 6. Тяжба Иеговы с Его народом Причина
тяжбы-грехи времени Михея: неблагодарность Богу, религиозное лицемерие,
нечестность, идолопоклонство, неизбежность наказания. Глава 7. Окончательная победа Сиона Михей
скорбит о преобладающем предательстве, насилии и кровопролитии. Он
заканчивает свое пророчество видением будущего, полного Божьего владычества с
Его народом и исполнением Божьих обетований Аврааму. НАУМ
Гибель Ниневии Два
пророка в разное время были заняты служением для Ниневии-Иона, около 785до
Р.Х. и Наум, 150 лет позже, около 630 до Р.Х. Иона был вестником Божьего
милосердия, а Наум -гибели. Они оба иллюстрируют Божий метод воздействия на
народы: сперва удлинняя дни Божьего долготерпения, а потом посещая наказанием
за грехи. Наум О
Науме, как о человеке, очень мало известно. Он назван
"Елкосеянином" (1:1). Его имя находится в слове
"Капернаум", что означает "селение Наума". Возможно, что
он был жителем или даже основателем Капернаума, который позже стал известным
через служение Христа. Едкое, место рождения пророка, возможно, тоже было
где-то вблизи. Предание говорит, что на реке Тигре в 32 километрах от Ниневии
на север был Едкое и что Наум был там одним из израильских пленников. Если
Капернаум был местом жительства Наума, то они с Иеной и со Христом происходили
из одного места. Время
жизни Наума. Книга Наума указывает на время, в которое она была написана.
Тевес (По-Амман) пал (3:8-10) в 663 году до Р.Х. А о Ниневии говорится, что
е6 падение очень близко. Она пала в 607 году до Р.Х., таким образом, Наум жил
между 663 и 607 до Р.Х. О Ниневии сказано, что она была на высоте своей славы
и что ее трудности возникли по причине вторжения Скифов в 626 г. до Р.Х.,
тогда можно смело отнести время пророчества Наума к началу прихода Скифов,
около 630 г. до Р.Х. Наум мог быть современником Софонии, который тоже
предсказал падение Ниневии весьма понятным языком (Соф. 2:13-15). Глава 1,2,3. Ниневия разрушена Во
всех трех главах словами о Ниневии, а иногда речью, обращенной к Ниневии,
предсказывается картинным образом и во всех деталях ее разрушение. Божье
"долготерпение" (1:3) указывает на то, что много лет тому назад
Иона посещал Ниневию. Гнев Божий (1:2-8) во всей Библии идет наряду с Его
милосердием. Падение
кровавого города (3:1) будет великой радостью для всего мира, порабощенного
этим городом. А особенно будет радеть Иуда. "Пруд
полный водою" (2:8)-это каналы, охраняющие город по краям стен. Они
придавали городу такой вид. Разрушение
Ниневии пророк Софония предсказал следующими словами: "И прострет Он
руку Свою насевер-и уничтожит Ассура и обратит Ниневию в развалины, в место
сухое как пустыня. И покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные;
пеликан и еж будут ночевать в разных украшениях ее; голос их будет
раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет
на них кедровой обшивки". Ниневия Ниневия
была столицей Ассирийской империи, которая разрушила Израиль (см. стр. 217).
Она была основана Нимродом скоро после потопа (Быт. 10:11-12). От самого
начала она соперничала с Вавилоном, хотя Вавилон был в южной части Бвфратской
долины, а Ниневия на севере и эти два города находились на растоянии 450
километров. Ниневия стала мировой державой около 900 лет до Р.Х. Скоро после
этого она начала "обрезать" Израиль. Около 785 до Р.Х. Бог послал в
Ниневию пророка Иону, чтобы свести ее с грубого порабощения народов. В
течение следующих 60 лет (около 721 до Р.Х.) ассирийская армия закончила
разрушение Северного царства Израиля. Ниневия же продолжала существовать еще
следующих 100 лет, возвышаясь силой и высокомерием. Во
время пророка Наума Ниневия была город-фрица земли, могущественная и не .
поддающаяся воображению в своей жестокости, глава воинствующих государств,
разбогатевшая на награбленном богатстве других народов. Неисчислимое
богатство со всех концов земли текло в казну Ниневии. Наум приравнивает это к
логовищу львов, питающихся кровью народов (2:11-13). Название
Ниневия относится к целому комплексу селений, обслуживаемой одной большой
системой орошения и под защитой одной сети укреплений, основанных на речной
защите. Город также назывался Ниневия и был в центре этой системы с его
великим дворцом. Расширенная
Ниневия была 50 километров в длину и 15 километров шириной (см. стр. 367).
Она была защищена 5 стенами и 3 каналами, построенными рабским трудом неисчислимых
тысяч иностранных пленников. Иона упоминает о 120 000 детей (Иона 4:11), что
свидетельевует о том, что в городе могло быть около одного миллиона
населения. Внутренная часть города Ниневии, размером 5 километров в длину и 3
километра в ширину, расположенная при слиянии рек Тигра и Хозера была
защищена стенами в 30 метров высотой и такой ширины, что четыре кареты могли
свободно двигаться рядом на растоянии 13 километров кругообразно. Ниневия
была еще на высоте своего могущества, но на кануне ее внезапного падения
появился пророк Наум со своим пророчеством, которое
некоторые называют "Смертной песнью" и "Призывом человечества
к справедливости". Падение Ниневии Ниневия
пала в 607 году до Р.Х., а может быть в 612 г. до Р.Х.? Спустя 20 лет после
пророчества Наума, армия вавилонян и мидийцев приступила к городу. После
двухлетней осады внезапно поднялся в реке уровень воды и смыл часть городских
стен. Наум предсказал, что "речные ворота отворятся" для осаждающей
армии (2:6). Через этот пролом армия ворвалась в город и произвела свою
разрушительную работу. Ржание коней, хлопание бича, стук колес, грохот
колесниц, сверкание мечей, груды трупов (2:3,4; 3:1-7), все это сбылось так
детально, как предсказал Наум и кровавый город исчез из лица земли. Разрушение
Ниневии было таким сильным, что даже место, на котором он стоял, исчезло из
памяти людей. Когда 200 лет позже Ксенофон со своей 10 000 армией проходил
мимо, он думал, что холмы эти были развалинами партианских городов. И когда
Александер Великий вел известную битву у Арбелы (331 г. до Р.Х.), недалеко от
Ниневии, то он не знал, что здесь когда-то был город. Обнаружение
развалин Ниневии. Так бесследно исчезла слава Ассирийской империи, что многие
ученые стали сомневаться в библейских повествованиях и других древних
исторических источниках о Ниневии, не мифические ли они? В 1820 году
англичанин Клауд Джеме Рич провел 4 месяца за рекой Тигром со стороны Мосула,
делая наброски холмов, которые он подозревал были развалинами Ниневии. В 1845
году Лэйярд сделал определенное опознание места и вместе со своими
сотрудниками открыли развалины величественных дворцов ассирийских царей,
имена которых теперь всем известны. Здесь же были найдены сотни тысяч
надписей, на которых была записана самими ассирийцами их история, подтверждающая
во многом Библию. Главный
холм развалин называется Коюнжик, расположенный на восток от Тигра, на другой
стороне модерного города Посула. Он занимает территорию около 40 гектаров,
средняя высота которого около 28 метров. В
этом холме обнаружены дворцы Сеннахирима и Ассурбанипала. Сеннахирим сделал
набег на Иудею. Его дворец был одним из красивейших. Его раскопал Лэйярд в
1849-50 годах. Его величина была в 3 городских квартала. Библиотека
Ассурбанипала. Обнаружение библиотеки было самым выдающимся археологическим
открытием когда-либо сделаным в раскопках. Ее раскопал Лэйярд, Рассам и
Раулинсон в 1852-54 годах в дворце Сеннахирима. Первоначально в ней было 100
000 книг (томов). Одна треть этих книг сохранилась и теперь хранится в
Британском Музее. Ассурбанипал был своего рода археологом. Его переписчики
исследовали и переписывали библиотеки древнего Вавилона 2 000 лет до его
времени. Мы признательны ему за сбережение сведений о примитивной вавилонской
литературе.
АВВАКУМ
Набег на Иуду Пророчество
Аввакума относится к периоду времени между 625 и 606 до Р.Х., возможно к 607
г. до Р.Х. в начале царствования Носима. Халдеи (вавилоняне) начали поход на
запад ( 1'.6), но ещр не дошли до Иудеи (3:16). Хронология этого времени: 639-608
до Р.Х. Иосия. Его великие реформы. Глава 1:1-11. Жалоба Аввакума Пророк
жалуется Богу, что его народ должен быть уничтожен народом, который грешнее
народа Божия. Аввакум не видит в этом правосудия. Божий
ответ. Бог ответил, что у Него была причина для устрашающих набегов
халдейской армии. Глава 1:12; 2:26. Вторая жалоба Аввакума Аввакум
сознаеет, что Иуда заслуживает наказание за свои грехи. Просит у Бога
дальнейшего вразумления. Бог
отвечает. Халдеи, упившись кровью народов, сами в свою очередь, будут
уничтожены, а Божий народ наследует землю. Глава 3. Молитва Аввакума Пророк
молится Богу, чтобы Он проявил Свои чудеса, как в дни древние, смиряясь с
полной уверенностью на Божью защиту Своего народа (16-19). Книга учит нас,
что человек живет верой (2:2-4). Вера служит средством нашего доверия Богу,
так чтобы не случилось, как ни был бы беспросветным день, мы не должны
сомневаться в будущем. У Божьего народа есть светлая будущность. Путь к этой
будущности может быть долог, но исход благополучный и верный. Так что среди
очень скорбных и трудных обстоятельств Аввакум оставался оптимистом.
СОФОНИЯ
День Господень приближается Софония
пророчествовал в дни царя Иосии (1:1). Он был праправнук царя Езекии (1:1),
царского происхождения и родственником Иосии. Царю Косни (639-608 до Р.Х.)
предшествовал долгим беззаконным царствованием Манассия, после которого Иосия
произвел великие реформы (см. 2Пар. 34 гл.), соучастником которых был
Софония. Так что пророчество это было произнесено всего несколько лет перед
наступлением дня Господня для Иуды. Главы 1:1 - 2:3. Неизбежность дня наказания для Иуды Выражение
"День Господень" в книге Софонии упоминается очень часто: 1:7,8,9,10,14,16,18;
2:2,3; 3:8). Аденьгнева,грядушийнаИудуи окружающие народы, возможно, частично
относится к нашествию Скифов (см. Иерем. 4). День скорби и тесноты может
иметь определенное отношение к вавилонскому вторжению в Иудею, которое
произошло 20 лет спустя. Выражения эти могут иметь и символическое значение и
относится к последним дням. "Имя жрецов" (1:4) и
"поклоняющихся воинству небесному" (1:5), говорит о ассирийской
идолопоклонческой практике поклонения солнцу и звездам. Поклонялись они и
Молоху, божеству аммонитян. "Нижняя часть города" (1:11) была
торговой частью города Иерусалима. Глава 2:4 - 3:8. День гнева над народами 4
Газа, Аскалон, Азот и Акрон были городами филистимлян. 5
"Народ Критский", другое название филистимлян. 12
Ефиопия была южной частью Египта, правители которой в то время правили всем
Египтом. 15
Ассирия и ее гордая столица Ниневия наводили ужас на весь мир. Спустя 20 лет
все эти страны были разрушены Вавилоном. Глава 3:9-20. "Время чистых уст" Тишина
после бури. Пророк трижды говорит о спасении остатка (2:3,7; 3:12-13) и
дважды о их возвращении из плена (2:7; 3:20) и войдут в землю, где не будут
говорить лжи (9,13), их мышление о Боге будет правильным. Язык является
средством выражения истины. В этих выражениях содержится пророчество о полном
и совершенном откровении Бога человеку (возможно это относится к Евангелию
Иисуса Христа), которым мир будет обращен к Богу. Тогда вся земля воспоет
песнь избавления во славу Божью.
АГГЕЙ
Восстановление храма Возвратившиеся
из плена евреи в первую очередь занялись восстановлением своей национальной
жизни и построением храма. Аггей, Захария, Малахия Эти
три пророка принадлежат к периоду времени после возвращения из плена, о чем говорится
в книгах Ездры, Неемии и Есфиры (см. кн. Ездры). Аггей
и Захария принимали участие в восстановлении храма (520-516 до Р.Х.). Есть
предположение, что Малахия и Неемия сотрудничали сто лет позже в ремонте
иерусалимских стен. Хронология этого периода времени. 536
до Р.Х.: 50 000 евреев под руководством Зоровавеля вернулись в Иерусалим. Аггей и его книга Можно
подумать, что Аггей был старым человеком и что он видел первый храм (2:3)?
Его книга состоит из 4 кратких бесед. Политическая ситуация Иуда
был порабощен, Иерусалим сожжен, храм разрушен и народ уведен в Вавилонский
плен (606-586 до Р.Х., как сказано в 4Царств 24-25). После 70 летнего плена,
около 50 000 евреев по указу Кира вернулись в свою землю (536 до Р.Х.) и
начали постройку храма. Но не успели они поправить фундамент, как работа была
остановлена враждебными соседями. В
течении следующих 15 лет ничего больше не было сделано. В это время новый
царь Дарий восшел на персидский престол. Он имел дружелюбное расположение к
евреям. После настоятельных проповедей Аггея и Захарии работа возобновилась и
храм был построен в 4 года (520-516 до Р.Х.). Стены Иерусалима были
восстановлены Неемией 70 лет позже. Глава 1. Начало работы над храмом Фундамент
храма уже был заложен 15 лет ранее (Ездра 3:10). После этого работа
прекратилась. Народ потерял интерес к стройке храма. Бог осведомляет народ
через пророка Аггея, что по этой причине у них был плохой урожай. Один из
древнейших Ветхозаветных уроков состоит в том, что народное бедствие приходит
по причине народного отступления от Бога. Проповедь
Аггея произвела небывалый эффект. Люди поверили Божьему слову и через 24 дня
работа возобновилась. Глава 2. Будущая слава Божьего храма Через
27 дней старый фундамент храма был очищен от мусора и стало видно его
очертание. Затем Аггей изрек свое пророчество о будущей славе храма, которая
превзойдет славу Соломонового храма. По
своему содержанию пророчество Аггея было мессианским. Он думал о храме,
который он вместе с Заровавелем строил. Но пророческое слово, которое он
изрекал, не было его словом, а словом Бога. Бог имел ввиду иной храм-Его
Церковь, построенную не из камней, а из живых некупленных душ. Это
неувядаемая, бесконечная, невыразимая, славная, венец всех славных дел Бога -
Церковь (1Коринф. 3:16,17; 2Коринф. 6:16; Ефес. 2:21), о которой мечтал
Аггей. 6-7
"Я потрясу небо и землю". Возможно, что выражение это имело
отношение к политической жизни того времени, но оно цитируется в послании к
Евреям 12:26, определяющее увядающую славу мира на рассвете вечного небесного
царства. 7
"Желаемый всеми народами", относится ко Христу-Мессии. 10
Еще была зима. И земля не была готова для принесения плода, но народ
воодушевился и приступил с великим усердием к постройке дома Божия, а Бог
обещал им, что в будущем поля их будут плодородными. 23
Аггей заканчивает свое видение ободрением Зоровавеля и обетованием сохранить
его. Зоровавель представляет собой дом Давида. (см. Захария 4 гл.).
ЗАХАРИЯ
Постройка храма Пророк
Захария был современником Аггея. Есть предположение, что Аггей был пожилым
человеком, а Захария сравнительно молодым. Он был внуком Идцо, который 16 лет
перед этим вернулся в Иерусалим (Неемия 12:4,16). После двухмесячной
проповеди Аггея началась постройка храма и в это время Захария начал свое
пророчество, которое продолжалось около 2 лет. Вне сомнения, что они оба были
весьма нужными все эти четыре года, утешая и ободряя народ. Книга
Захарии гораздо больше книги Аггея. Она содержит в себе буквальные
мессианские видения и многие детали из жизни Христа. Глава 1 1-6.
Плен-результат неповиновения Богу Свое
всупительное пророчество Захария сказал между вторым и третьим пророчеством
Аггея, между стихами 9 и 10, 2 главы Аггея. Постройка храма продолжалась не
больше месяца и её незначительные успехи были весьма удручающими для
строителей. Наблюдая склонность народа пойти путями их непокорных отцов,
которые привели их к этому печальному состоянию, Захария их строго
предупреждает. А затем он ободряет их видением о славном будущем, которое ему
открыл Бог. 7-17.
Видение мужа на рыжем коне В
стихе 7 находится единственное упоминание о видениях до конца 6 главы.
Постройка храма уже продолжалась 5 месяцев. Мы допускаем, что видения
чередовались одно за другим и записывались. Божье
откровение через пророков в главном было непосредственным веянием Божьего
Духа на мышление пророков. В данном случае они открывались через ангела,
который вел разговор с пророком. (Больше об ангелах см. Матфея 4:11). Значение
видения коней состоит в том, что весь мир в то время покоился под сильной
рукой Персидской империи и ее царь Дарий был весьма благосклонным к евреям и
повелел им строить храм. В этом видении также есть указание, что Иерусалим
опять будет великим и преуспевающим городом (см. гл.2). 18-21.
Видение рогов и рабочих Четыре
рога представляют народы, которые поработили Иуду и Израиля. Четыре рабочих
изображают Божьих разорителей этих народов. Значение этого фигуративного оборота
речи таково, что преобладающие мировие державы будут разбиты и Иуда опять
восстанет. Бог восседает на престоле даже тогда, когда Его народ временно
исчезнет. Глава 2. Видение мужа с землемерным шнуром Замечательная
глава. Видение это предсказывает заселенность Иерусалима и увеличение его
богатства за пределы его стен. Сам Бог будет этому способствовать. Постройка
храма шла весьма успешно уже 5 месяцев и народ готовился ремонтировать стены
Иерусалима, которые, однако, были отстроены 75 лет позже. Усердие народа в
восстановлении города согласуется с видением пророка того дня, когда многие
народы и многие языки земли обратятся к Богу евреев, подобно тем пленным,
которые еще были в Вавилоне. Глава 3. Видение Иисуса-великого Священника Предвидение
жертвы Христа. Запятнанные одежды первосвященника Иисуса служат символом
греховности народа, а снятие запятнанных одежд говорит о том, что грехи
народа прощены и народ помилован Богом. Здесь символическое предсказание,
когда Господь изгладит грехи земли в "один день" (9). Грядущая
"Отрасль" из дома Давидова (Мессия) будет "пронзен"
(12:10) и "в тот день откроется источник дому Давидову" (13:1. см. 13:1-9).
Глава 4. Видение золотого светильника и двух маслин Сказанное
в этой главе относится непосредственно к Зоровавелю и к дому, который он
строил. Все же здесь есть указание на позднейший и более славный дом, который
построят потомки Зоровавеля, называемый "Отрасль". Пророк увещает в
день небольшого начала ожидать на славный конец. Светильник служит символом
Божьего присутствия в храме или светом.исходяшим из Божьего дома. Светильники
были в скинии и в храме. В Откровении 1:20 светильник символизирует церковь.
Две маслины, вероятно, относятся к Иисусу и Зоровавелю. В главе 3 видение в
особенности относится к Иисусу, в 4 гл. к Зоровавелю, картина эта напоминает
нам видение двух свидетелей в Окровении, гл.11. Глава 5 1-4.
Видение летящего свитка Свиток,
на подобии стенной карты, длина которой была около 10 м, а ширина около 5 м,
содержал в себе проклятие ворам и клянущимся ложно. Он летел по небу, снимая
грен земли уничтожением грешников. 6-10.
Летящая ефя Еще
один символ снятия греха. Пророк видит большую корзину, похожую на ефу, в
которой сидела женщина. Затем появились две женщины, которые подняли ефу и
понесли е* на крыльях между землей и небом. И хотя женщина здесь
символизирует грех, женщинами грех и удаляется (9). Не служит ли это
пророческим намеком на то, что грядущая Отрасль в один день снимет грехи
всего человечества (3:8,9), и что Отрасль придет в мир посредством женщины
без участия человека. Здесь есть некоторое сравнение с "козлом
отпущения" в Левит гл. 16, на голову которого возлагались грехи всего
народа, и козла отпускали в пустыню. "Ефа"-мера, корзинка,
вмещающая около 40 литров. Глава 6 1-8.
Четыре колесницы Колесницы
были символом Божьего наказания, объезжающие землю и производящие меру
Божьего наказания над врагами Израиля. Продолжение мысли в видении рогов и
рабочих (1:18-21). 9-15.
Коронация Иисуса Пророческий
символический образ, расширяющий видение об "Отрасли" (3:8-9) и
Зоровавелю (4:6-9). 12
"Отрасль" - имя грядущего Мессии из дома Давидова, Который будет
назван "Назарянином" (Иоанн 4:2;11:1,10, Иеремии 23:5,6; 33:15-17,
Откровение 5:5; 22:16). Правитель
Зоровавель был внуком царя Иехонии, который был уведен в Вавилонский плен. Он
был наследником на престол Давида. Некоторая часть пророчества Захарии
относится лично к Зоровавелю, другая часть касается великого представителя
дома Давидова, грядущего Мессии. Кроме
других поручений Бог предназначил дому Давидову постройку Божьего дома. Бог
дал Давиду план храма, написанный Божьей рукой (1Пар. 28:11,19). Сын Давида
Соломон построил этот храм согласно Божьего плана (2Пар. 2-7). Это было одно
из прекраснейших зданий мира в то время. Потомок Давида Зоровавель (520-516
до Р.Х.) был занят теперь восстановлением этого храма. Он получил заверение
от Бога, что он закончит эту работу (4:6-9), с таинственным намеком, что
будет построен еще один храм "Отраслью" - с помощью "пришедших
издали" (6:12-15). "Отрасль"
произойдет из дома Зоровавеля (Давида) по царской линии. Великий
первосвященник Иисус будет коронован на царство, как представитель
"Отрасли", сидящий на престоле Давида (6:12,13), соединяя
символически два служения грядущего Мессии в одно-царя и священника. Глава 7,8. Объяснение значения постов Народ
еврейский на протяжении 70 лет соблюдал посты 4,5,7 и 10 месяца (8:19),
выражая этим свою печаль о разрушении храма. Приближалось время окончания
постройки храма, поэтому возник вопрос относительно дальнейшего соблюдения
постов. Пророк Захария отвечает народу, что для соблюдения постов у них была
весьма важная причина-их отступление от Бога и посещение страданиями. А
теперь их соблюдение постов приняло форму наружного благочестия и их
религиозные праздники были только для их удовольствия. Затем,
придерживаясь обычного пророческого порядка менять виды настоящего уничижения
на будущую славу, Захария рисует народу картину будущего века, где соблюдение
постов будет "радостью и веселым торжеством" (8:19). Евреи,
будучи в свое время сильным народом, с древними обычаями, установленными
Богом, Который хотел сделать этот народ ведущим в мире, теперь по воле и
доброму расположению персидского царя были в своей земле незначительным и
презираемым остатком. Захария очень часто и усиленно убеждает народ, что так
всегда не будет и положение это изменится к лучшему и что могучая империя,
которая ими управляет, падет и народ, получит свою независимость. Захария
рисует перед ними картину мирного и довольного Сиона, улицы которого будут
заполнены счастливимы людьми, и Сион будет центром мировой цивилизации
(8:3-5), и что народы мира будут приходить к евреям, чтобы познать истинного
Бога, о чем говорят и другие места Священного Писания (8:22,23; 1:17; 2:4,11;
14:8,16). Каково бы ни было первоначальное назначение этих мест Священного
Писания, смысл их определенно свидетельствует уже 20 столетий о влиянии
исходящем из Иерусалима-о христианстве, которое формирует направление истории
и приводит народы мира к вере в Бога Израилева. Главы 9,10,11. Божий суд над соседними народами Главы
9-14 содержат в себе очевидные упоминания о греческих войнах, которые
произошли 200 лет после Захарии. Глава 9 как будто бы содержит в себе предсказание борьбы
Иуды с Грецией. Александр Великий завоевав Палестину (332 до Р.Х.) разрушил
ее города, упоминаемые в стихах 1-7, в таком порядке, в каком они упоминаются
пророком, но пощадил Иерусалим (8). Стихи 13-17 как будто бы относятся к
дальнейшей борьбе Иуды с греком Птоломеем и Селевком, в маккавейском периоде
времени. В
стихах 9:9,10 нарисована картина грядущего царя Снопа и борьба Иуды с
Грецией. Стих 9 цитируется в Новом Завете, в связи с торжественным входом
Христа в Иерусалим (Матф. 21:5; Иоан. 12:15). В таком же духе в стихе 10
пророк говорит о дне окончательного торжества. Взгляд на начало мессианского
царства, взгляд на конец. В
главе 10 говорится о восстановлении Божьего рассеянного народа, так
как к тому времени лишь небольшой остаток вернулся из плена. Глава 11 содержит в себе притчу о пастухах. Божье стадо
было пренебрежено ложными пастырями. Этим примером Бог хочет показать народу
их отверженце Бога, как доброго Пастыря (12,13). Судя по контексту нам трудно
видеть здесь связь с предательством Христа Иудой Искариотом, но об этом мы
читаем в Матфея 26:15; 27:9,10. Тот факт, что об этом цитируется в Новом
Завете, доказывает верность Божьего Слова. Бог преломил, нарушил Его жезл
благословения и "узы, чтобы рассторгнуть братство между Иудой и
Израилем", то есть Его завет с ними и задержал их соединение в земле их
потому, что они отвергли истинного Пастыря. Поэтому
они были отданы чужому, негодному пастуху ("идолу" - пастуху,
15-17). Полагают, что слова эти относятся к разрушению Иерусалима римлянами,
скоро после смерти Христа и последующего рассеяния евреев. А может быть
предсказывающими будущее гонение на евреев, от маккавейского периода до
времени зверя, согласно Откровения 13 главы. Главы 12,13,14. Видение будущего Израиля Так
главы 9,10,11 изрекают Божьи суды на соседние народы (9:1). Таким образом
главы 12,13 и 14 говорят о судах-наказаниях, грядущих на Израиль (12:1,2).
Первая и вторая часть являются расширенным продолжением видений первых восьми
глав и эти мысли постоянно повторяются в разных изменениях. 1-6.
Наступающая борьба Иуды со всеми народами. Описание этой борьбы продолжается
в главе 14:1-8. Некоторые считают язык этой борьбы фигуративным, описывающим
Божью борьбу с народами христианской эры. Другие принимают в буквальном
смысле и относят эту борьбу к последнему времени. Траур
в доме Давида. Все ниже сказанное, кажется, относится к дому Давида. Хотя
смысл слов не очень ясный, тем не менее видно, что в доме Давида происходит
какое то переживание, во время которого видное лицо семьи будет поражено
(13:7); руки его будут пробиты (12:10; 13:6) и после этого откроется источник
для омытая грехов (13:1). Это случится, когда "дом Давида будет как
Бог" (12:8). Только один член дома Давида был Богом-Иисус Христос. До
этого личность эта называлась "Отраслью" (3:8), которая "изгладит
грех земли в один день" (3:9), "создаст храм Господень" (6:12)
и будет "владычествовать на престоле своем" (см. 6:9-15). Здесь
весьма замечательное и подробное предсказание о смерти Христа, ни к кому
другому не применимое. Таким образом смерть Отрасли из дома Давида будет
средством Божьей силы против народов (12:2-4) и ее эффективность будет
проявлена в конечном удалении идолов и ложных пророков с земли (13:2-5). Глава 14 1-2
Борьба Иуды с народами (см. 12:1-6). 3-21.
Божья победа и всемирное царство. Здесь величественное исполнение всех
пророческих ожиданий, день возвращения Господа и восстановление вечного
царства. Некоторые исследователи Библии говорят, что стихи 4-8 относятся ко
Христу, когда Он придет вторично и буквально установит Свой престол на горе
Елеонской и что гора эта будет убежешем, с которой будут течь источники на
восток и на запад и что Иерусалим будет местом поклонения для всех народов, о
чем сказано в стихах 10-21. Другие толкуют эти стихи иносказательно и думают,
что они относятся к новому небу и новой земле, под воображаемым добрым,
богатым и сильным царем, подобно описанию неба примером прекрасного земного
города, как читаем в Откровении 21 главе. 8
"Две части" означают большую часть населения, которая погибнет во
время разрушения Иерусалима (70 лет после Р.Х), по причине отвержения Христа.
Краткое изложение предсказаний Захарии о Христе Заместительная
смерть Христа и омытое грехов (3:8-9; 13:1). В
этих простых заялениях пророка предсказано не только учение грядущего Мессии
о Его заместительной жертве за грехи всего мира, Его божество и всемирное
царство, но также упоминаются весьма детально случаи из Его земной жизни, как
вход в Иерусалим на молодом осле и Его предательство за 30 сребреников и так
дальше.
МАЛАХИЯ
Последнее Ветхозаветное слово к непокорному народу Точное
время жизни пророка Малахии нам не известно. Принято думать, что Малахия жил 100
лет после Аггея и Захарии и что он сотрудничал с Ездрой и Неемией в
проведении реформ в Израиле. Полагают, что он жил приблизительно между
450-400 лет до Р.Х. Остаток
Израиля уже вернулся из плена (536 до Р.Х.). Под руководством Аггея и Захарии
храм в Иерусалиме был восстановлен в 520-516 гг. до Р.Х. 60 лет спустя (457
до Р.Х.) Ездра пришел восстановить национальную жизнь народа. А 13 лет позже
пришел Неемия и починил разрушенные стены Иерусалима. Так
что к дням Малахии евреи уже 100 лет жили на своей родине, вернувшись из
Вавилона, исцелившись пленом от идолопоклонства, но все еще склонные
пренебрегать Божьим домом. Священники были нерадивыми и развратными.
Жертвоприношения не были на должной высоте. Народ пренебрегал десятинами и
возвращался к старым обычаям смешанных браков с языческими соседями (см.
Ездра 9). Таким
образом. Богом избранный еврейский народ, ослабевший в своих переживаниях,
привязанный к своим грехам, впал в летаргическое состояние ожидания
обещанного Мессии. Малахиянх заверяет, что Мессия придет, но Его приход
предвещает им Божий суд. Глава 1. Бог не благоволит к жертвоприношениям Второй
и третий стих цитируются в послании к Римлянам 9:10-13, указывая на Божье предпочтение
в избрании Иакова, вместо Исава (Быт. 25:22-34). Здесь Малахия говорит о двух
народах, которые произошли от Иакова и Исава-израильтяне и едомляне. Оба были
покорены и рассеяны Вавилоном. Израиль был восстановлен, а Едам еще остался
разоренным. 8
Приношение израильтянами в жертву больных и с физическими недостатками
животных, которых они не осмелились бы подарить своим князьям, огорчало Бога.
11
После этого неправильного отношения к Богу Малахия предвидит день, когда все
народы мира будут чтить Бога. Глава 2. Браки с соседними языческими народами Израильские
священники были поставлены Богом, чтобы учить народ благоговению пред Богом
(5-7), а они первые бесславили Бога. Они были корыстолюбивыми, разврашрнными
и слово "священник" стало пренебрежительным словом в народе. 10-16
Низкая супружеская мораль. Евреи разводились со своими женами, чтобы потом
жениться на языческих женщинах. Они свершали двойной грех, что весьма вредно
отражалось на воспитании детей. Причиной
такого религиозного безразличия и низкого морального поведения был их
скептицизм. Смотря на языческие народы, которые были богаче их, народ обычно
говорил: какая польза нам от служения Богу? (см. 3:13-18). Глава 3 1-6.
Грядущий день Господень Малахия
отвечает скептикам, что в грядущий день суда Бог ответит на их насмешки:
"что пользы, что мы соблюдали постановления Его?' (5, см. 3:13-15). 7-12.
Десятины Здесь
опять очень быстро меняется содержание речи Малахии. Удерживание десятины
пророк называет "обкрадыванием Бога". Согласно Моисеевого закона
десятины были собственностью Бога, которыми владелец не имел права
пользоваться. Обратим внимание на Божье обещание благословения на верно
соблюдающих десятины и призыв испытать Божью верность. 13-18.
Народ не доверяет Богу Народ
не доверял Богу в приношении десятин. Они считали, что материальные
приношения и старания этим угодить Богу были напрасными. Малахия им отвечает:
подождите и увидите (16,17), что конец покажет Божью верность. Это место
Писания рисует весьма красивую картину верности немногих, в дни общего
отсупничества, имена которых Бог записывает в памятную книгу на "тот
день". Глава 4. Грядущий день Господень Пророк
Малахия четыре раза упоминает о "дне Господнем" (1:11; 3:1-6,16-18;
4:1-6). Он называет его "днем" (3:2,17; 4:1,3,5). Можно думать, что
выражение это относится и к христианской эре, с особым применением к
последнему времени. 4
Заключительное Ветхозаветное поучение: "помните закон Моисея". 5
Заключительное предсказание: пророк Илия будет предшествовать "дню
Господню". Он пришел в мир 400 лет позже в лице Иоанна Крестителя (Матф.
3:1-12;11:14). 6
Последний раз упомянутая добродетель: родительская и супружая любовь, о чем
упоминается и в Луки 1:17, как о идеальной родительской любви. Последнее
слово книги: "проклятие". Это значит, что все старания поучение
людей избавиться от страданий будут безнадежными, если не придет Господь. Этим заканчивается Ветхий Завет. Через 400 лет пришел Мессия, для явления Которого в мир был избран еврейский народ. Отвергая столетиями Божьих пророков, они не познали и отвергли и Мессию. С этого времени евреи потеряли свою родину и стали странниками по всей земле, став трагедией и чудом всех веков. |