Данте Алигьери |
Божественная комедия |
|
|
|
|
|
ПЕСНЬ
СЕДЬМАЯ 1 Osanna,
sanctus Deus sabaoth,
Superillustrans claritate tua Felices
ignes horum malacoth!" 4 Так видел я поющей
сущность ту И как она под свой напев
поплыла, Двойного света движа
красоту. 7 Она себя с другими в
пляске слила, И, словно стаю мчащихся
огней, Внезапное пространство
их укрыло. 10 Колеблясь, я:
"Скажи, скажи же ей, - Твердил себе. - Ты,
жаждой опаленный, Скажи об этом госпоже
твоей!" 13 Но даже в БЕ и в ИЧЕ
приученный Святыню чтить, я,
голову клоня, Поник, как человек в
истоме сонной. 16 Она, таким не потерпев
меня, Сказала, улыбнувшись
мне так чудно, Что счастлив будешь
посреди огня: 19 "Как я сужу, - а
мне понять нетрудно, - Ты тем смущен, что
праведная месть Быть может отомщенной
правосудно. 22 Твои сомненья мне легко
расплесть; А ты внимай, и то, чего
не ведал, В моих словах ты будешь
рад обресть. 25 За то, что тот, кто не
рождался, не дал Связать свой произвол,
себе на зло, - Прокляв себя, он всех
проклятью предал; 28 И человечество больным
слегло На долгие века во тьме
растленной, Пока господне Слово не
сошло 31 В мир, где природу, от
творца вселенной Отпавшую, оно слило с
собой Могуществом Любви
неизреченной. 34 На то, что я скажу,
глаза открой! Была природа эта, с ним
слитая, Как в миг созданья,
чистой и благой; 37 Но все же - тою, что обитель Рая Утратила, в преступной
слепоте Путь истины и жизни
презирая. 40 Поэтому и кара на
кресте, Свершаясь над природой
восприятой, Была превыше всех по правоте; 43 Но также и
неправеднейшей платой, Когда мы взглянем, с
чьим лицом слилась Природа эта и кто был
распятый. 46 Так эта смерть, в
последствиях делясь, И бога, и евреев
утолила: Раскрылось небо, и
земля встряслась. 49 И я тебе отныне
разъяснила, Как справедливость
праведным судом За праведное мщенье
отомстила. 52 Но только вновь твой ум
таким узлом, За мыслью мысль,
обвился многократно, Что ждет свободы и
томится в нем. 55 Ты говоришь: "Мне
это все понятно; Но почему господь для
нас избрал Лишь этот путь
спасенья, мне невнятно". 58 Никто из тех, мой брат,
не проникал Очами в тайну этого
решенья, Чей дух в огне любви не
возмужал. 61 Здесь многие пытают
силу зренья, Но различают мало;
потому Скажу, чем вызван этот
путь спасенья. 64 Господня благость,
отметая тьму, Горит в самой себе и
так искрится, Что вечные красоты льет
всему. 67 Все то, что прямо от
нее струится, Пребудет вечно, ибо не
прейдет Ее печать, когда она
ложится. 70 Все то, что прямо от
нее течет, Всецело вольно, ибо то
свободно, Что новых сил не
ощущает гнет. 73 Что ей сродней, то
больше ей угодно; Священный жар, повсюду
излучен, Живее в том, что более
с ним сходно. 76 И человек всем этим
наделен; Но при утрате хоть
единой доли Он благородства своего лишен. 79 Один лишь грех его
лишает воли, Лишая сходства с
Истинным Добром, Которым он не озаряем
боле. 82 Низверженный в
достоинстве своем, Он встать не может, не
восполнив счета Возмездием за
наслажденье злом. 85 Природа ваша, согрешая
tota В своем зерне,
утратила, упав, Свои дары и райские
ворота; 88 И не могла вернуть
старинных прав, Как строгое покажет
рассужденье, Тот или этот брод не
миновав: 91 Иль чтоб господь ей
даровал прощенье Из милости; иль чтобы
смертный сам Мог искупить свое
грехопаденье. 94 Теперь направь глаза ко
глубинам Предвечного совета и
вниманьем Усиленно прильни к мои
словам! 97 Сам человек достойным
воздаяньем Спасти себя не мог,
лишенный сил Принизиться настолько
послушаньем, 100 Насколько вознестись,
ослушный, мнил; Вот почему своими он делами Себя бы никогда не
искупил. 103 Был должен бог, раз не
могли вы сами, К всецелой жизни
возвратить людей, Будь то одним, будь то двумя
путями. 106 Но делателю дело тем
милей, Чем более, из сердца
источая, В него вложил он
благости своей; 109 И благость божья, в
мире разлитая, Тем и другим
направилась путем, Вас к прежним высям
вознести желая. 112 Между последней тьмой и
первым днем Величественней не было
деянья И не свершится впредь
ни на одном. 115 Бог, снизошедший до
самоотданья, Щедрее вам помог себя
спасти, Чем милостью простого
оправданья; 118 И были бы закрыты все
пути Для правосудья, если б
сын господень Не принял униженья во
плоти. 121 Чтоб ты от всех
сомнений был свободен, Добавлю поясненье, и
тогда Ты зоркостью со мною
станешь сходен. 124 Ты говоришь: "И
пламя, и вода, И воздух, и земля, и их
смешенья, Придя в истленье,
гибнут без следа. 127 А это ведь, однако же,
творенья! И если речь твоя была
верна, Им надо быть
избавленным от тленья". 130 Брат! Ангелы и чистая
страна, Где ты сейчас, - я так
бы изложила, - В их совершенстве
созданы сполна. 133 И те стихии, что ты
назвал было, И сложенное ими
естество Образовала созданная
сила. 136 Сотворены само их
вещество И сила тех творящих
излучений, Что льют светила,
движась вкруг него. 139 Душа животных и душа
растений Из свойственной среды
извлечены Лучами и движеньем
звездной сени. 142 А ваши жизни в вас
вдохновлены Всевышней благостью и к ней
всецело, В нее влюбленные,
устремлены. 145 На этом основать ты
можешь смело И ваше воскресенье,
если ты Припомнишь, как
творилось ваше тело 148 И творенье
прародительской четы". 1 В погибшем мире веровать
привыкли, Что излученья буйной
страсти льет - Киприда, движась в
третьем эпицикле; 4 И воздавал не только ей
почет Обетов, жертв и
песенного звона В былом неведенье былой
народ, 7 Но чтились вместе с ней,
как мать - Диона, И Купидон - как сын; и
басня шла, Что на руки его брала
Дидона. 10 Той, кем я начал,
названа была Звезда, которая взирает
страстно На солнце то вдогонку,
то с чела. 13 Как мы туда взлетели, мне
неясно; Но что мы - в ней,
уверило меня Лицо вожатой, став
вдвойне прекрасно. 16 Как различимы искры
средь огня Иль голос в голосе, когда
в движенье Придет второй, а первый
ждет, звеня, 19 Так в этом свете видел я
круженье Других светил, и разный
бег их мчал, Как, верно, разно вечное
их зренье. 22 От мерзлой тучи ветер не слетал Настолько быстрый,
зримый иль незримый, Чтоб он не показался тих
и вял 25 В сравненье с тем, как
были к нам стремимы Святые светы, покидая
пляс, Возникший там, где реют
серафимы. 28 Из глуби тех, кто был
вблизи от нас, "Осанна" так
звучала, что томился По этим звукам я с тех
пор не раз. 31 Потом один от прочих
отделился И начал так: "Мы
все служить тебе Спешим, чтоб ты о нас
возвеселился. 34 В одном кругу, круженье
и алчбе Наш сонм с чредой Начал
небесных мчится, Которым ты сказал, в
земной судьбе: 37 "Вы, чьей заботой
третья твердь кружится"; Мы так полны любви, что
для тебя Нам будет сладко и
остановиться". 40 Мои глаза доверили себя Глазам владычицы и, их
ответом Сомнение и робость
истребя, 43 Вновь утолились этим
щедрым светом, И я: "Скажи мне,
кто вы", - произнес, Замкнув большое чувство
в слове этом. 46 Как в мощи и в объеме он
возрос От радости, - чья сила
умножала Былую радость, - слыша
мой вопрос! 49 И, став таким, он мне
сказал: "Я мало Жил в дельном мире; будь
мой век продлен, То многих бы грядущих
зол не стало. 52 Я от тебя весельем
утаен, В лучах его сиянья
незаметный, Как червячок средь
шелковых пелен. 55 Меня любил ты, с
нежностью не тщетной: Будь я в том мире, ты бы
увидал Не только лишь листву
любви ответной. 58 Тот левый берег, где
свой быстрый вал Проносит, смешанная с
Соргой, Рона, Господства моего в
грядущем ждал; 61 Ждал рог авзонский, где
стоят Катона, Гаэта, Бари, замкнуты в
предел От Верде к Тронто до
морского лона. 64 И на челе моем уже
блестел Венец земли, где льется
ток Дуная, Когда в немецких долах
отшумел; 67 Прекрасная Тринакрия, -
вдоль края, Где от Пахина уперся в
Пелор Залив, под Эвром
стонущий, мгляная 70 Не от Тифея, а от серных
гор, - Ждала бы государей, мной
рожденных От Карла и Рудольфа, до
сих пор, 73 Когда бы произвол, для
угнетенных Мучительный, Палермо не
увлек Вскричать: "Бей,
бей!" - восстав на беззаконных. 76 И если бы мой брат
предвидеть мог, Он с каталонской жадной
нищетою Расстался бы, чтоб
избежать тревог; 79 Ему пора бы, к своему
покою, Иль хоть другим, его
груженый струг Не загружать поклажею двойною: 82 Раз он, сын щедрого, на
щедрость туг, Ему хоть слуг иметь бы
надлежало, Которые не жадны класть
в сундук". 85 "То ликованье, что
во мне взыграло От слов твоих, о
господин мой, там, Где всяких благ
скончанье и начало, 88 Ты видишь, верю, как я
вижу сам; Оно мне тем милей; и тем
дороже, Что зримо вникшим в
божество глазам. 91 Ты дал мне радость, дай
мне ясность тоже; Я тем смущен, услышав
отзыв твой, Что сладкое зерно столь
горьким всхоже". 94 Так я; и он: "Вняв истине одной, К тому, чем вызвано твое
сомненье, Ты станешь грудью, как
стоишь спиной. 97 Тот, кто приводит в
счастье и вращенье Мир, где ты всходишь, в
недрах этих тел Преображает в силу
провиденье. 100 Не только бытие
предусмотрел Для всех природ
всесовершенный Разум, Но вместе с ним и лучший
их удел. 103 И этот лук, стреляя раз
за разом, Бьет точно, как
предвидено стрельцом, И как бы направляем
метким глазом. 106 Будь иначе, твердь на
пути твоем Такие действия произвела
бы, Что был бы вместо
творчества - разгром; 109 А это означало бы, что
слабы Умы, вращающие сонм
светил, И тот, чья мудрость их
питать должна бы. 112 Ты хочешь, чтоб я ближе
разъяснил?" И я: "Не надо.
Мыслить безрассудно, Что б нужный труд
природу утомил". 115 И он опять: "Скажи,
мир жил бы скудно, Не будь согражданином
человек?" "Да, - молвил я, - что
доказать нетрудно". 118 "А им он был бы,
если б не прибег Для разных дел к
многоразличью званий? Нет, если правду ваш
мудрец изрек". 121 И, в выводах дойдя до
этой грани, Он заключил:
"Отсюда - испокон Различны корни ваших
содеяний: 124 В одном родится Ксеркс,
в другом - Солон, В ином - Мельхиседек, в ином
- родитель Того, кто пал, на
крыльях вознесен. 127 Круговорот природы,
впечатлитель Мирского воска, свой
блюдет устав, Но он не поглядит, где
чья обитель. 130 Вот почему еще в зерне Исав Несходен с Яковом, отец
Квирина Так низок, что у Марса
больше прав. 133 Рожденная природа
заедино С рождающими шла бы их
путем, Когда б не сила божьего почина. 136 Теперь ты к истине
стоишь лицом. Но чтоб ты знал, как мне
с тобой отрадно, Хочу, чтоб вывод был
тебе плащом. 139 Природа, если к ней судьба
нещадна, Всегда, как и любой
другой посев На чуждой почве, смотрит
неприглядно; 142 И если б мир, основы
обозрев, Внедренные природой, шел
за нею, Он стал бы лучше, в
людях преуспев. 145 Вы тащите к церковному
елею Такого, кто родился меч
нести, А царство отдаете
казнодею; 148 И так ваш след сбивается
с пути". |