Идоложертвенное, продукты, приносимые в жертву или посвящаемые
идолам, т.е. языч. божествам. В новозаветное время христианские общины,
состоявшие из обращенных язычников, приобретали "на торгу" (1Кор 10:25) мясо животных, как правило, забитых в
ритуальных целях, т.е. принесенных в жертву идолам. В принципе, ап. Павел не
видел ничего предосудительного в том, чтобы есть мясо, не спрашивая о его
предназначении (ст. 25,27). Другое дело, если хозяин дома указывал гостю на
то, что перед ним мясо И. (ст. 28), или если употребление такого мяса могло
стать "соблазном для немощных" (Рим 14:15;
1Кор
8). (-> Немощный.) Христианам из язычников предписывалось
воздерживаться от И. (Деян 15:29; 21:25;
ср. -> Апостольский собор), дабы иметь возможность сотрапезничать с
христианами-евреями. В отношении же участия христиан в языч. жертвенных
трапезах требование было безоговорочным: "Не можете быть участниками ...
в трапезе бесовской" (1Кор 10:19-22).
Идумеи
Идумеи-> Эдомитяне, идумеи.
Идумея
Идумея, появившееся в эллинистич. период греч. название
области, к-рая располага-лась в юж. части Палестины и простиралась до
Беф-Цура (в 27 км юго-зап. Иерусалима) и Хеврона, Адоры и Мареши. Здесь жили ->
идумеи, к-рые после разрушения Иерусалима в 587 г. до Р.Х. продвинулись на
север; их прежние земли заняли набатеи. И. входила в царство Ирода Великого,
к-рый по проис-хождению был идуметянином. Во времена Иисуса И. (Мк 3:8) называли юж. часть Шефелы (-> Низкие
(низменные) места) и Негев (юж. часть Палестины). См. карты на стр. 416.
Иеафрай
Иеафрай [евр. Йеатрай], левит из рода Гирсона (1Пар 6:21). В ст. 41 он назван -> Ефнием.
Иевосфей
Иевосфей [евр. Иш-Бошет, "человек
позора"], единств. из сыновей Саула, оставшийся в живых после смерти
отца своего и трех братьев, павших в битве с филистимлянами. Первонач. его
звали Ешбаал, "человек Господа (или Ваала)" (1Пар 8:33; 9:39). Неизвестно, когда его имя
было изменено; возм., это случилось в ту эпоху, когда именем Ваал называлось
языч. божество, но не исключено, что изменению имени способствовал и
бесславный конец правления И. Когда после победы филистимлян к власти в
Хевроне пришел Давид, Авенир, двоюродный брат Саула и начальник его войска,
провозгласил И. царем в Маханаиме, области, неподвластной филистимлянам (2Цар 2:8-10). Сначала его власть, вероятно,
распространялась только на земли, располож. вост. Иордана; со временем Авенир
присоединил к ним и земли на зап. берегу этой реки, чему филистимляне,
по-видимому, не воспрепятствовали. Стих 9, вероятно, описывает примерный ход
событий, продолжавшихся много лет; И. было сорок лет, когда он воцарился над
Израилем "и царствовал два года". Между тем, Давид царствовал в
Хевроне семь с половиной лет (ст. 11). Рядом с дядей И. не мог быть
самостоятельным. Его протест против отношений Авенира с наложницей Саула
Рицпой привел к тому, что разгневанный Авенир перешел на другую сторону (2Цар 3:7-12). О том, насколько беспомощным был
правитель Северного царства, свидетельствуют переговоры Давида с Авениром.
Условие, к-рое Давид поставил Авениру перед началом переговоров, а именно:
вернуть его жену Мелхолу, он направил И. как открытое требование, к-ро-му тот
повиновался беспрекословно (ст. 13-16). Вслед за этим Авенир пал жертвой
военач. Иоава (ст. 27). Не исключено, что безна-казанность убийцы побудила
двух вениамитян напасть на И. в его доме и убить его. Они принесли Давиду в
Хеврон голову И., но тот приказал их казнить, а голову И. похоронить в могиле
Авенира (1Цар
4).
Иевус
Иевус. Древний -> Иерусалим, стоявший на холме
у источника Гион, называли также Сионом (2Цар 5:7)
или Иевусом (Суд 19:10; 2Цар
5:6). Здесь наряду с израильтянами жили -> иевусеи (Нав 15:63), а также другие народы, что видно из Иез 16:3: "Твой корень и твоя родина - в земле
Ханаанской, отец твой - аморрей, и мать твоя - хеттеянка".
Иевусеи
Иевусеи, народ, проживавший в Ханаане еще до прихода
израильтян (Быт 15:21; Исх 3:8).
Родоначальником И. был один из сыновей Ханаана, внука Ноя (Быт 10:16). Согл. Чис 13:30
и Нав 11:3, ко времени завоевания Ханаана И. вместе
с аморреями, хеттеями и ферезеями жили "на горе". В ВЗ они
неоднократно упоминаются как жители Иерусалима (Нав 15:8,63; 18:16,28; Суд 1:21; 2Цар 5:6), к-рый
поэтому называли городом иевусеев, или -> Иевусом (Суд 19:10,11). В то же время название Иерусалим
было известно и до завоевания города израильтянами: в форме Урусалим оно
встречается в док-тах Телль-Амарнского архива. Коленам Иуды и Вениа-мина не
удалось изгнать И. из Иерусалима (Нав 15:63; Суд 1:21; 19:11). Город был взят Давидом (2Цар 5:6-9), но и он не смог изгнать из него коренных
жителей. У одного из И. (-> Орна) Давид купил гумно, на месте
к-рого позднее был построен храм (2Пар 3:1).
Оставшихся И. Соломон "сделал оброчными работниками" (3Цар 9:20,21).
Иевусей
Иевусей-> Иевусеи.
Иегаллелел
Иегаллелел [евр. Йехаллелел, "он прославит
Бога"]: 1) потомок Иуды (1Пар 4:16); 2)
левит из рода Мерари (2Пар 29:12).
Иегар-Сагадуфа
Иегар-Сагадуфа (арам. "(каменный) холм-свидетель"),
название груды камней, собранных в знак свидет-ва примирения между Лаваном и
Иаковом (Быт 31:47). -> Массифа (5). См.
карту на стр. 776.
Иегдай
Иегдай [евр. Йехдай], значение то же, что ->
Иада. Наложница Халева (1Пар 2:47 - в Синод. пер.
"Иегдай" - имя неизвестного мужчины).
Иегоаддань [евр. Йехоаддан, возм., "Яхве - упоение,
благополучие"], жена иуд. царя Иоаса, мать Амасии (4Цар
14:2).
Иегова
Иегова-> Имена Бога.
Иегоиарив
Иегоиарив [евр. Йехоярив], священник и начальник
первой священнич. чреды во времена Давида (1Пар 24:7;
ср. 1Пар 9:10 - в Синод. пер. - Иоиарив).
Иегоханан
Иегоханан ("Яхве милостив"): 1) сын
Мешелемии, привратник из рода Корея (1Пар 26:3); 2)
видный военач. царя Иосафата (2Пар 17:15); возм.,
то же лицо, что и отец сотника Исмаила (2Пар 23:1);
3) отец ефремлянина Азарии, жившего во времена Факея (2Пар 28:12).
Иегу (Иуй, Ииуй,
Иеуй)
Иегу (Иуй, Ииуй, Иеуй) [евр. Йеху,
"Господь есть Он (Бог)"]: 1) вениамитянин из Анафофа,
пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:3); 2)
сын Анании, пророк, предсказавший падение израил. царя Ваасы и его дома (3Цар 16:1-4,7). Позже он осудил иуд. царя Иосафата
за помощь, к-рую тот оказал Ахаву (2Пар 19:1-3).
И. составил запись о правлении иуд. царя Иосафата (2Пар
20:34); 3) сын Иосафата (6) и внук Намессии, царь Израиля,
правивший ок. 845-818 гг. до Р.Х. (3Цар 19:16,17;
4Цар
9; 10; 2Пар 22:7-9). Пр. Илия, к-рому Господь
повелел помазать И. на царство в Израиле, поручил совершить это своему
преемнику Елисею (согл. 4Цар 9:25, 26, Илия и
И. встретились лично, когда пророк сообщил израил. царю Ахаву Божий приговор,
гласивший, что дом Ахава будет истреблен - в наказание за идолослужение;
тогда помазание не состоялось). Спустя годы, когда другой израил. царь,
Иорам, был ранен в битве с арамеями (сирийцами), Елисей повелел одному из
своих учеников помазать И. на царство. В то время И. находился с войском в
Рамофе Галаадском. И. был провозглашен царем (ст. 1-14), после чего начал
освобождать Израиль от идолопоклонства. Истребление дома Ахава И. провел с
такой жестокостью, что позже пр. Осия говорил о "крови Изрееля",
к-рую Господь взыщет с дома И. (Ос 1:4). Один за
другим были убиты царь Израиля Иоарам (4Цар 9:15-26),
царь Иудеи Охозия (ст. 27-29; 2Пар 22:7-9), жена
Ахава Иезавель (4Цар 9:30-37) и 70 его сыновей
(вероятно, имеются в виду также внуки и правнуки) (4Цар
10:1-10), а также царские вельможи и священники (ст. 11). Были убиты 42
брата царя Охозии (ст. 13,14). Затем И. устроил ловушку для жрецов Ваала.
Собрав жрецов со всего Ханаана, он заявил им, что по случаю коронования хочет
принести жертву их богу. Когда жрецы заполнили храм, солдаты И. перебили их.
Статуи Ваала были разбиты, а храм осквернен и превращен в отхожее место.
Господь одобрил ревность И. против идолослужения и обещал, что его потомки до
четвертого поколения будут править Израильским царством (ст. 30). Это
обетование исполнилось в отношении Иоахаза, Иоаса, Иеровоама II и Захарии.
Однако И. "не старался ходить в законе Господа ... от всего
сердца". Он "не отступил от грехов" Иеровоа-ма I (->
Идол), сохранив культ золотого тельца, центрами к-рого были Вефиль и Дан (ст.
29,30). За это последовала Божья кара. Вскоре после вступления И. на трон
ассир. царь -> Салманасар III предпринял поход на Самарию. И.
вынужден был платить ему дань. Эти события увековечены на черном обелиске,
к-рый ученые называют "обелиском Салманасара" (см. цвет. вклейку
70). Покорившись Салманасару, И. остался на троне, но при этом обрел
непримиримого врага в лице царя Дамаска -> Азаила, оказывавшего
ассирийцам сопротивление. Азаил отвоевал у израильтян земли вост. Иордана
"при потоке Арнон" (ст. 32,33). И. царствовал 28 лет и после смерти
был погребен в Самарии. Его преемником стал его сын Иоахаз; 4) еврей
из колена Иуды, сын Овида и отец Азарии (1Пар 2:38);
5) князь из колена Симеона, современник царя Езекии (1Пар 4:35-41).
Иегудий
Иегудий [евр. Йехуди, "иудейский",
"иудей"], сын Нафании, посланец иуд. князей и царя Иоакима (Иер 36:14,21,23).
Иегудифа
Иегудифа [евр. Йехудит], дочь хеттеянина Беэра и
жена Исава (Быт 26:34).
Иегухал (Юхал)
Иегухал (Юхал) [евр. Йехухал, "Он (Господь) явит Свою
власть"], сын Селемии, один из иуд. князей, противник Иеремии (Иер 37:3). В Иер 38:1-6 он
назван Юхалом.
Иедаия (Иедай)
Иедаия (Иедай) [евр. Йедайя, "Он (Бог) сотворил
благое дело", "Яхве знал" или "Яхве проявил
заботу"]: 1) сын Шимрия из колена Симеона (1Пар
4:37); 2) сын Харумафа, участвовавший в восстановлении
иерусалимской стены (Неем 3:10); 3) глава
2-й чреды священников во времена правления Давида (1Пар
24:7); потомки И. вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:36; Неем 7:39); 4)
два священника, возвратившиеся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:6,7); их потомки упоминаются при
перечислении поколений, вернувшихся из рассеяния (ст. 19,21); 5)
иудей, возвратившийся из плена во времена пр. Захарии (Зах
6:10,14).
Иедай
Иедай-> Иедаия (5).
Иедиаел
(Иедиаил)
Иедиаел (Иедиаил) [евр. Йедиаэл, "известный Богу"]:
1) сын Вениамина, прародитель одного из родов вениамитян (1Пар 7:6,10,11); 2) тысяченач. из колена
Манассии, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:20);
3) сын Шимрия, один из храбрых у Давида (1Пар
11:45); 4) левит, потомок Корея, привратник в храме во времена
правления Давида (1Пар 26:1,2).
Иедиаил
Иедиаил-> Иедиаел.
Иедида
Иедида (евр. "возлюбленная",
"любимая"), жена царя Иудеи Амона, мать Иосии (4Цар
22:1).
Иедидиа
Иедидиа [евр. Йедидея, "друг, возлюбленный
Яхве"]. Это имя, по слову Господа, было дано Соломону пр. Нафаном (2Цар 12:25).
Иедия
Иедия-> Иехдия.
Иезавель
Иезавель [евр. Изевель]. Возм., значение этого имени
складывается из отрицат. частицы "не" и корня евр. глагола,
означающего "терпеть". -> Ихавод (Иохавед): 1)
дочь сидонского царя Ефваала, к-рый, согл. Иосифу Флавию, ранее был жрецом ->
Астарты. И. вышла замуж за израил. царя Ахава. Это была властная и энергичная
женщина. Ее враждебность к Господу и жестокий характер оказали негативное
влияние не только на мужа, но и на весь израил. народ. Она поощряла
поклонение Ваалу, и по ее настоянию Ахав соорудил жертвенник в капище Ваала в
Самарии (3Цар 16:31 и след.). И. пыталась
истребить пророков Господа (3Цар 18:4,13) и
покровительствовала 450 пророкам Ваала и 400 дубравным пророкам,
действовавшим в Израиле (ст. 19). Когда Ахав сообщил И., что Илия убил всех
пророков Ваала на горе Кармил, она через посланца передала Илии следующее:
"Пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к
этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею
каждого из них" (3Цар 19:1 и след.). Эта
угроза заставила Илию бежать. Когда позднее Ахав пожелал завладеть
виноградником Навуфея, И. хитростью устранила Навуфея, и это позволило царю
присвоить чужую землю. В ответ на это Господь возвещает через Илию суд над
Ахавом и его домом и говорит о его жене: "Псы съедят Иезавель за стеною
Изрееля" (3Цар 21:1-24). Далее следует
замечание (ст. 25): "Не было еще такого, как Ахав, который предался бы
тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его
Иезавель". Через посланного пр. Елисеем ученика Ииуй получает повеление
истребить дом Ахава: это названо местью за кровь пророков и всех рабов
Господа, "павших от руки Иезавели" (4Цар 9:7).
Реченное Господом через Илию исполнилось: "На поле Изреельском съедят
псы тело Иезавели; и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на
поле, так что никто не скажет: это Иезавель" (ст. 30-37). И. умерла в
возрасте 60 лет; 2) имя И. упомянуто и в Откр
2:20. Нек-рые исследователи видят в ней жену ангела или предстоятеля
Фиатирской церкви. Но по общепринятому мнению, речь идет о некой женщине,
к-рую называли именем жены Ахава, чтобы подчеркнуть ее безбожную сущность.
Выдавая себя за пророчицу, эта женщина вводила рабов Господних в заблуждение,
уча их любодействовать и есть идоложертвенное.
Иезекииль
Иезекииль [евр. Йехезкел, "Бог укрепит, придаст
силы"], руководитель 20-й череды священников во времена правления царя
Давида (1Пар 24:16).
Иезекииля
пророка книга
Иезекииля пророка книга-> Книга пророка
Иезекииля.
Иезекия
Иезекия-> Иекамия (2).
Иезер
Иезер-> Авиезер.
Иезиел
Иезиел (евр. "да окропит Бог"), вениамитянин,
сын Азмавефа, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:3).
Иеиел (Иеил,
Иеиель)
Иеиел (Иеил, Иеиель) [евр. Йеиэл]: 1)
прародитель жителей Гаваона, предок царя Саула (1Пар
9:35,36,39); 2) левит, привратник и арфист, живший во времена царя
Давида (1Пар 15:18,21; 16:5); 3)
писец, современник царя Озии (2Пар 26:11); 4)
один из вождей колена Рувима (1Пар 5:7); 5)
левит, современник царя Езекии (2Пар 29:13); 6)
потомок Адоникама, вернувшийся из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:13); 7) израильтянин, оставивший свою
жену-язычницу (Езд 10:43); 8) сын ароерянина
Хофама, одного из храбрых у Давида (1Пар 11:44); 9)
левит из потомков Асафа, предок Иозиила (2Пар 20:14);
10)-> Иехиел (1).
Иекамия [евр. Йекамья, "Яхве поднимет"]: 1)
потомок Иерахмеила из колена Иуды (1Пар 2:41); 2)
сын Иехонии (1Пар 3:18, в Синод. пер. - Иезекия).
Иекуфиил
Иекуфиил [евр. Йекутиэл, возм., от араб. "Бог
напитает своих чад"], еврей из колена Иуды, основатель города Занаоха (1Пар 4:18).
Иемвлай
Иемвлай [евр. Йимла, вероятно, "он (Бог)
исполнит (обещание, просьбу)"], отец пр. Михея (3Цар
22:8,9; 2Пар 18:7,8).
Иемуил
Иемуил [евр. Йемуэл], сын Симеона, родоначальник одного
из родов колена Симеона (Быт 46:10; Исх 6:15), то же лицо, что -> Немуил.
Иерамеил
Иерамеил-> Иерахмеил (3).
Иерамоф
Иерамоф [евр. Йерамот], израильтянин, расставшийся
со своей женой-язычницей (Езд 10:29).
Иераполь
Иераполь ("святой город", "город
священников"), город в Малой Азии, совр. Памуккале. Здесь проповедовал
Евангелие Епафрас (Кол 4:12 и след.). Город известен
горячими источниками, воды к-рых каскадами ниспадают на причудливые террасы
сталактитовых образований. И. расположен вблизи Лаодикии. См. цвет. вклейку
34.
Иерахмеил (Иерахмиил, Иерамеил) [евр. Йерахмеэл,
"Бог встретит с любовью, смилостивится"]: 1) еврей из колена
Иуды, сын Есрома (1Пар 2:9). Многочисл. потомки И.
(ст. 25-41) населяли тер. на юге Палестины (1Цар
27:10; 30:29); 2) сын левита Киса (1Пар
24:29); 3) член цар. семьи, современник царя Иоакима (Иер 36:26).
Иерахмиил
Иерахмиил-> Иерахмеил (2).
Иеред (Иаред)
Иеред (Иаред) [евр. Йеред, "нисходящий"]: 1)
сын Малелеила, отец Еноха и предок Иису-са Христа (Быт
5:15-20; 1Пар 1:2; Лк 3:37);
2) еврей из колена Иуды, прародитель жителей Гедора (1Пар 4:18; в Синод. пер. - "отца Гедора").
Иеремай
Иеремай (возм., "Яхве высоко вознесен"),
израильтянин, оставивший свою жену-язычницу (Езд 10:33).
Иеремии пророка
книга
Иеремии пророка книга-> Книга пророка
Иеремии.
Иеремия
Иеремия [евр. Йирмейя, Ийрмейяху]. Значение
имени спорно; предположит. "Яхве возвысит": 1-2) двое
гадитян, пришедших к Давиду в Секелаг (1Пар 12:10,13);
3) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар
12:4); 4) глава рода в полуколене Манассии (1Пар
5:24); 5) отец Хамуталь, жены царя Иосии (4Цар
23:31), жил в Ливне; 6) рехавит, отец Иазании (Иер
35:3); 7) священник, вернувшийся из Вавилона вместе с Зоровавелем
(Неем 12:1.12); 8) священник,
подпи-савшийся под обязат-вом соблюдать Закон и участвовавший в освящении
стены Иерусалима (Неем 10:2; 12:34); 9)
сын Хелкии, пророк (Иер 1:1). -> Книга
пророка Иеремии.
Иеремоф (Иремоф)
Иеремоф (Иремоф) [евр. Йеремот]: 1) вениамитянин, сын
Берии (1Пар 8:14); 2) сын Мушия, левит из
потомков Мерари (1Пар 23:23). То же лицо, что и
Иеримоф (7); 3) имя И. носили двое израильтян, расставшихся со своими
женами-язычницами (Езд 10:26,27); 4)
вениамитянин, сын Бехера (1Пар 7:8).
Иеривай
Иеривай ("Он (Бог) спорит, оспаривает"), сын
Елнаама, один из храбрых у Давида (1Пар 11:46).
Иеримоф [евр. Йеримот]: 1) Вениамитянин, сын
Белы (1Пар 7:7); 2) вениамитянин, пришедший к
Давиду в Секелаг (1Пар 12:5); 3) сын Емана,
левит, певец, живший во времена Давида (1Пар 25:4,22);
4) сын Давида. Его женой была Авихаиль, дочь брата Давида Елиава. Дочь
И. и Авихаили Махалафу взял в жены Ровоам, сын Соломона (2Пар 11:18; в Синод. пер. - Авихаиль - жена Ровоама);
5) смотритель в храме во времена Езекии (2Пар
31:13); 6) сын Азриила, начальник над коленом Неффалима во времена
Давида (1Пар 27:19); 7) сын Мушия, левит из
потомков Мерари (1Пар 24:30). То же лицо, что И.
(2).
Иериофа
Иериофа [евр. Йериот, "убежище",
"робость"], жена Халева (1Пар 2:18).
Иерихон.
Иерихон. Значение названия "И." неясно, обычно
cчитается, что это слово происходит от евр. яреах = "луна",
т.е. "город луны": 1) древнее хананейское поселение на
Телль-эс-Султане, рядом с к-рым находится источник Елисея (4Цар 2:19-22). И. также называли "городом
пальм" (см. цвет. вклейку 36; Втор 34:3; Суд 1:16; 3:13). При -> раскопках
(IV,4) на Телль-эс-Султане были обнаружены остатки поселения, относящиеся к V
тысячел. до Р.Х. Древнейшие свидет-ва присутствия здесь человека относятся,
по-видимому, к среднему периоду каменного века (IX тыся-чел. до Р.Х). Кр.
того, было установлено, что остатки стены, ошибочно датированной Дж.
Гарстэнгом временем завоевания города Иисусом Навином, относятся к IV
тыся-чел. до Р.Х. и что стена была уничтожена пожаром ок. 2350 г. до Р.Х.
Город И. располагался в плодородной долине (Втор 34:3;
4Цар 25:5), вблизи гор (Нав
2:16,22), рядом с Иорданом, за к-рым простирались земли Моава (Чис 22:1). Близ И. проходила граница между уделами
Ефрема и Вениамина (Нав 16:7). Город славился своими
пальмами, а также производством бальзамов; был важным торг. центром. (См. ил.
на стр. 207; 895 и цвет. вклейки 36; 37.) И. - первый из ханаан. городов,
завоеванных израильтянами. Израильтяне захватили и полностью разрушили И.,
после того как стены города рухнули от звука свящ. труб (Нав
6). Территория И. была отдана во владение колену Вениамина (Нав 18:21). Вероятно, рядом с городскими разва-линами все
же сохранилось некое поселение. Библия говорит, что "город пальм"
был захвачен моавит. царем Еглоном и его союзниками (Суд
3:13); затем город упоминается во времена Давида (2Цар
10:5). Во времена Ахава Ахиил отстроил стены И., но за это поплатился
своей жизнью и жизнью своих сыновей - так исполнилось проклятие, нало-женное
Иисусом Навином (3Цар 16:34; Нав
6:25). Несколько позднее в И. действовала пророч. школа (4Цар 2:4,5). Возле И. вавилоняне пленили спасавшегося
бегством Седекию (4Цар 25:5). Жители города
находились в числе возвратившихся из вавил. плена (Езд 2:34)
и участвовали в восстановлении иерусалимской стены под руководством Неемии (Неем 3:2); 2) новозаветный И. (Лк 10:30) с его амфитеатром, ипподромом, водо-проводом
и дворцом был зимней резиденцией Ирода Великого. Он стоял юж. древнего И. -
на берегу Вади-Келт. В окрестностях города, согл. Лк
19:1,4, росли смоковные деревья (инжир). В И. был исцелен слепой Вартимей
(Мк 10:46). В наст. время Иерихон - это плодородный
оазис, располож. у вост. подножия лишенных растительности гор и окруженный
пальмовыми плантациями. Совр. город находится в 2 км юго-вост.
Телль-эс-Султана и в 7 км зап. Иордана. И. расположен на 250 м ниже уровня
моря, поэтому здесь установился субтропич. климат. См. цвет. вклейки 36; 38.
Иероваал [евр. Йеруббаал], прозвище ->
Гедеона, означающее: "пусть Ваал спорит с ним" (Суд
6:32).
Иеровоам
Иеровоам [евр. Яровам, "да умножится
народ"]: 1) сын Навата, ефремлянин из Цереды. Его мать Церуа рано
овдовела. И. был одним из чиновников (надсмотрщиков) Соломона (3Цар 11:26). При строит-ве -> Милло он
своим рвением обратил на себя внимание Соломона, поэтому царь поставил его
смо-трителем над оброчными работниками из дома Иосифа (ст. 27,28). Пророк ->
Ахия пред-сказал И. царствование над десятью коленами. Разорвав свои новые
одежды, пророк отдал ему 10 из 12 кусков, сказав при этом, что Господь
поддержит И. и укрепит его дом, если он проявит послушание Его воле и будет
следовать Его заповедям (ст. 29-39). Видимо, И. планировал поднять восстание
против Соломона (ст. 26), поэтому царь пытался его убить. Но И. бежал в
Египет к фараону Сусакиму (Шешонку), где и оставался до самой смерти Соломона
(ст. 40). После этого он от имени десяти колен вел переговоры с сыном Соломона
Ровоамом в Сихеме (3Цар 12:3 и след.). После того
как Ровоам дал безрассудный и резкий ответ, все колена, кроме Иуды и
Вениамина, отказались от союза с ним и избрали И. царем Израиля (ст. 20,21).
И.I царствовал в 926-907 гг. до Р.Х. Его резиденциями поочередно были Сихем,
Пенуил на вост. берегу Иордана (3Цар 12:25) и
Фирца (3Цар 14:17). Великим грехом И. стало
установление в Вефиле и Дане золотых тельцов. Тем самым он подал дурной
пример своим преемникам, также не чуждавшимся идолопоклонства, что в конце
концов привело к падению Северного царства (ст. 16; 4Цар
17:21-23). Богослужение в Иерусалимском храме привлекало подданных И., и
он опасался, что в силу этого они могут вернуться к Ровоаму (3Цар 12:26-30). Поэтому он построил капище на
высоте и назначил из народа священников, к-рые не принадлежали к колену Левия
(ст. 31). Кр. того, И. перенес праздник Кущей с 15 афанима, или тишри
(сент./окт.), на 15-й день следующего месяца, була, или мархешвана
(окт./ноябрь); -> Календарь. Он сам совершал жертвоприношения в
Вефиле (ст. 32,33). Не только предсказание о грядущем наказании, сделанное
одним из иуд. пророков (3Цар
13), но даже болезнь и смерть сына И. Авии (3Цар
14:1-18) не заставили царя покаяться (3Цар 13:33).
Это упорство в грехе обрекло дом И. на полное истребление (ст. 34; 15:29,30),
к-рое было предсказано пр. Ахией (3Цар 14:10,11).
Авия, сын Ровоама, одержал решительную победу над И. Сила И. была сокрушена,
и "поразил его Господь, и он умер" (2Пар
13:1-20). -> Авия (3 и 4); 2) сын израил. царя Иоаса,
взошедший на трон ок. 797 г. до Р.Х. в качестве соправителя отца и после его
смерти правивший единолично с 787 по 747 г. до Р.Х. В правление И.II Северное
царство достигло своего наивысшего расцвета. И.II вернул все израил. земли -
от Емафа до Мертвого моря, как это предсказывал пр. Иона (4Цар 14:25). Однако его успехи в области внешней
политики, к-рые стали возможны лишь благодаря ослаблению Дамаска, оказались
временными. Вскоре после смерти И.II Северное царство пало. Именно в годы
правления этого царя народ переживал религ. и нравств. упадок. Пороки израил.
общества, известные по книгам пр. Амоса и Осии, оскорбляли Бога. Сам И.II
совершал поступки, неугодные Господу (ст. 24). О роскоши, богатстве и
великолепии израил. аристократии времен И.II, описанных Амосом и Осией,
свидет-вуют и археол. находки в Самарии. К этому же периоду относится
найденная в Мегиддо печать из яшмы с превосходно выполненным изображением
льва и надписью: "Сема, раб Иеровоама".
Иерохам
Иерохам:1) левит, дед пр. Самуила (1Цар 1:1; 1Пар 6:27,34); 2)
вениамитянин (1Пар 8:27); 3) вениамитянин из
Гедора, два сына к-рого пришли к Давиду в Секелаг (1Пар
12:7); 4) отец начальника над коленом Дана во времена Давида (1Пар 27:22); 5) отец военач. Азарии,
современника Иодая (2Пар 23:1); 6)
вениамитянин, отец Ивнии, поселившегося в Иерусалиме после возвращения из
вавил. плена (1Пар 9:8); 7) священник в
Иерусалиме, отец Адаии (1Пар 9:12; Неем 11:12).
Иеруил
Иеруил (возм., "основанный Богом"), название
пустыни. И. (2Пар 20:16) - это часть Иудейской
пустыни, расположенная у возвышенности Циц, предположит. юго-вост. Фекои.
Иерусалим
Иерусалим. Первонач., возм., "основание (Божия)
Салима"; в Библии толкуется как "основание мира".
I. НАЗВАНИЕ
Во
времена Авраама И. назывался Салимом - "мир" (Быт
14:18; ср. Пс 75:3; Евр 7:2),
при этом евр. название города звучит как Йерушалайим. В док-тах
Телль-Амарнского архива И. упоминается как Уру-Салим. В ассир.
надписях город называется Урусалимму; в греч. текстах встречаются две
формы названия: Иерусалем и Гиеросолюма. Арабы в наши дни
называют И. Эль-Кудсом - "святой" (см. Ис 52:1;
Мф 4:5).
II.
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
А. И. расположен на склонах иуд. гор (Пс
86:2), вост. водораздела, на высоте около 760 м над уровнем моря, прим. в
25 км зап. северного побережья Мертвого моря. Известняковое плато, на к-ром
стоит город, понижается к югу и разделяется проходящим с севера на юг, но в
настоящее время почти полностью засыпанным, оврагом (Эль-Вад; у Иоси-фа Флавия
- "долина сыроделов"). (См. цвет. вклейки 19; 39.) Вост. этой
"долины сыроделов" расположены холм Офел (720 м) и гора Мориа (744
м), а зап. - Верхний город (772 м). Т.о., на тер. города наблюдается значит.
перепад высот. На западе и юге И. отделен от окружающих его гор долиной
Енномовой; от располож. на востоке Масличной горы (более 800 м) его отделяет
Кедронская долина (см. цвет. вклейку 44).
Б. Хотя дороги из И. шли в разных направлениях, основные торговые
пути находились в стороне от древнего города. Значение И. как главного города
Израиля и Иудеи определяется не его географич. положением, а Божьим
избранием: "Мое имя будет там" (3Цар 8:29;
ср. Пс 67:17; -> Избрание (II,2а) ->
Ковчег завета -> Давид -> Храм -> Соломон).
В. Единств. не пересыхавшим источником в окрестностях И. был
Гион в Кедронской долине (совр. название - "источник Марии"). От
него в город иевусеев был проложен водо-провод. Позднее вода из этого
источника по-ступала в Силоамский пруд по наземному водопроводу, а затем - по
туннелю, к-рый был вырыт по повелению Езекии. В том месте, где сходятся
Енномова и Кедронская долины, находится источник грунтовых вод Рогель, или
Драконов источник (совр. название - Бир-Эйюб, "колодец
Иова"). Вокруг источника были сделаны многочисл. водосборники, в к-рые
собирали дождевую воду с Масличной горы. Вероятно, еще в дорим. время были
построены два водопровода длиной по 12 км, по к-рым в храм поступала вода из
источника в -> Ефаме (1) - из т.наз. прудов Соломона (см. Еккл 2:6), располож. юго-зап. Вифлеема.
III. ИСТОРИЯ
А. Древнейший И. известен как город иевусеев - Иевус (Суд 19:10), или крепость Сион (2Цар
5:7). Не смогли изгнать иевусеев из И. сначала иудеяне, поразившие город
мечом и предавшие его огню, а затем вениамитяне (Суд
1:8,21). Город располагался на холме у ис-точника Гион (юго-вост. часть
совр. города), его площадь составляла 3 га. В результате археол. раскопок
были обнаружены остатки укрепления. После того как Давид завоевал И., он
назвал его своим именем (2Цар 5:9). Царь восстановил
гор. стену (2Цар 5:9; 1Пар
11:8; ср. -> Милло). Соломон расширил Иерусалим на север,
построив дворец, храм, прилегающие к нему здания (занимавшие площадь в 9 га),
а также -> Милло, заполнив пустующие тер. в городе Давида (3Цар 11:27 - в Синод. пер. - "починивал
повреждения"), т.е. застроив пустырь между дворцом и городом Давида у
холма -> Офел. Кр. того, Соломон еще более укрепил стены города (3Цар 3:1; 9:15,24).
Б:1) во времена правления царей площадь И.
увеличилась еще на 9 га в сев.-зап. направлении; была построена "вторая
часть" И. (4Цар 22:14; Соф
1:10 - в Синод. пер. - "другие ворота"), к-рая из-за своей
формы получила название "ступа" (Соф 1:11;
в Синод. пер. - "нижняя часть города"). Гор. стены и башни были
заново укреплены и отремонтированы (2Пар 26:9; 27:3; 32:5; 33:14),
но вплоть до вавил. -> плена И., вероятно, больше не расширялся; 2)
в 925 г. до Р.Х. город был завоеван и разграблен фараоном Сусакимом
(Шешонком) (3Цар 14:25,26), а ок. 843 г. до
Р.Х. - филистимлянами и арабами (2Пар 21:16,17).
Ок. 800 г. до Р.Х. городу угрожал сир. царь Азаил (4Цар
12:17,18). В 792 г. до Р.Х. израил. царь Иоас разрушил стену И. от
Ефремовых до Угольных ворот - на четыреста локтей (4Цар
14:13). В 701 г. до Р.Х. город безуспешно осаждал Сеннахирим (Синаххериб)
(4Цар
18-19), а после 648 г. до Р.Х. ассирийцы увели в плен царя Манассию (2Пар 33:11). В 609 г. до Р.Х. И. был захвачен
фараоном Нехао (Нехо) (2Пар 36:3). Дважды И. захватывал
Навуходоносор (в 605 и 597 гг. до Р.Х.; Дан 1:1,2; 4Цар 24:10 и след.) и наконец после двух лет осады
окончат. разрушил его в 587 г. до Р.Х. (4Цар
25); -> Год (II) и цвет. вклейку 13.
В. Восстановление города началось после 538 г. до Р.Х. Ко
времени Неемии, к-рый в 445 г. до Р.Х. заново отстроил гор. стены, относится
первое описание иерусалимских укреплений. На прилагаемой схеме указаны
ворота, существовавшие в то время в И. Номерами 1-4 обозначены не
сохранившиеся (за искл. ворот, позже получивших название "ворота
Долины") ко времени Неемии ворота города иевусеев; 5 - Овечьи (Неем 3:1; 12:39; Ин 5:2),
или Вениаминовы, ворота (Иер 37:13; 38:7; Зах 14:10). Зап. их находились башни Меа и Хананэла (Неем 3:1; 12:39); 6 - Рыбные ворота (Неем 3:3; 12:39; 2Пар
33:14; Соф 1:10). Вероятно, именно они
называются "первыми" в Зах 14:10 и
"средними" в Иер 39:3; 7 - Старые (Неем 3:6; 12:39), или Угольные (Угловые),
ворота (4Цар 14:13; Иер
31:38; 2Пар 26:9; Зах
14:10); 8 - Ефремовы ворота (4Цар 14:13; Неем 8:16). Считалось, что это те же ворота, что и
Рыбные (6), однако, согласно Неем 12:38,39,
Ефремовы ворота находились между Старыми воротами (7) и широкой стеной (ср. Неем 3:8, где об этом участке говорится: "И
восстановили Иерусалим до стены широкой"). Этому не противоречит и 4Цар 14:13 (ср. 2Пар 26:9).
За ши-рокой стеной стояла Печная башня (Неем
3:8, 11; 12:38); 9 - ворота Долины (Неем
2:13; 3:13; 2Пар 26:9), к-рые находились на
месте зап. ворот Иевуса. Раскопки свидет-вуют о том, что этими воротами
пользовались вплоть до эпохи Маккавеев; 10 - Навозные ворота (Неем 2:13; 3:13,14; 12:31),
называемые также "воротами между двумя стенами" (4Цар 25:4) и "воротами Харшиф" ("ворота
черепков", Иер 19:2); 11 - ворота Источника (Неем 2:14; 3:15; 12:37), рядом с
к-рыми в Кедронской долине находился цар. источник (Неем
2:14), в наст. времени засыпанный землей; 12 - Водяные ворота (Неем 3:26; 8:1,16; 12:37); 13 -
Конские ворота (Неем 3:28; 2Пар
23:15; Иер 31:40), внутр. ворота между храмовой
площадью и Офелом; 14 - внутр. Темничные ворота (Неем
3:31, в Синод. пер. - "ворота Гаммифкад"; 12:39) находились,
вероятно, сев.-вост. храма.
Г. Обнесение крепостной стеной верхнего города следует,
вероятно (вопреки данным Иосифа Флавия), отнести к эллинистич. времени. Лишь
в это время в других городах Палестины стали появляться кварталы площадью
около или более 5 га (Аскалон, Самария), к тому же ни один из найденных на
сегодняшний день остатков стены верхнего города не указывает однозначно на
более ранний период. О существовании более древнего поселения в верхнем
городе данных нет; маловероятным представляется предположение нек-рых ученых,
что рядом с городом Давида выселенные из него иевусеи основали новое
поселение. После того как тер. города увеличилась к юго-зап. на 45 га, И.
достиг площади, к-рая сохранилась до новозаветного времени. После Александра
Македонского И. стал типично греческим городом (332 г. до Р.Х.); в ходе войн,
к-рые вели преемники Александра, а также во времена Маккавеев И. нередко
переходил из рук в руки, а его укрепления то разрушались, то
восстанавливались заново (см. Сир 50:1-4; III в. до Р.Х.).
Д:1) в 63 г. до Р.Х. И. был завоеван рим.
полководцем Помпеем. В 40 г. до Р.Х. город оказался в руках парфян, после
чего в 37 г. до Р.Х. им овладел Ирод Великий. В годы его правления И. пережил
новый расцвет. Ирод полностью перестроил -> храм (VI); на месте
маккавейской крепости Барис (сев. храма) он построил крепость Антония, а в
зап. части И. воздвиг свой дворец. Позднее этот дворец стал резиденцией рим.
наместников на время великих иуд. праздников; скорее всего, именно здесь находились
претория Пилата и -> Гаввафа. Ирод Антипа жил в И., вероятно, во
дворце Хасмонеев, располож. вост. дворца Ирода. (О других примечат. местах
И., связанных с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, см. отдельные статьи); 2)
последнее расширение И. на 30 (или даже 60) га предпринял Ирод Агриппа I. Он
обнес пригород Везефу т.наз. третьей стеной, но вынужден был, под нажимом
римлян, остановить строит-во. Полагают, что стена находилась на месте совр.
сев. стены (построенной в XVI в.) или на месте остатков стены, обнаруж. на
500 м сев. ее. В 70 г. по Р.Х., во время иуд. войны, И. был полностью
разрушен; Тит сохранил только часть зап. стены и три мощные башни дворца
Ирода в качестве свидет-ва своей победы (цвет. вклейки 27; 41; 69). После
второго иуд. восстания (132-135 гг. по Р.Х.) император Адриан на развалинах
И. основал языч. город, колонию Элиа-Капитолина с храмом Юпитера на храмовой
площади. Евреям вплоть до правления Константина было запрещено входить в И. В
638 г. по Р.Х. город был завоеван арабами, к-рые позднее воздвигли на
храмовой площади мечеть Омара. Со времени Адриана древний Сион, город Давида,
находится за юж. стеной. См. цвет. вклейку 40.
Иерусалим
Небесный
Иерусалим Небесный-> Небесный Иеру-салим.
Иеруша
Иеруша (евр. "владение"), дочь Садока, жена
царя Озии и мать Иоафама (4Цар 15:33; 2Пар 27:1).
Иесарела
Иесарела-> Ашарела.
Иесваал
Иесваал-> Иашовам (1).
Иесимон
Иесимон [евр. йешимон, "пустыня"], пустынная
полоса недалеко от холма -> Гахилы. Местоположение И. точно не
известно (1Цар 23:19,24; 26:1,3).
Иесод
Иесод ("основание"), вероятно, боковые ворота цар.
дворца в Иерусалиме (2Пар 23:5), возм., те же
самые, что и ворота Сур (4Цар 11:6).
Иессей
Иессей [евр. Йишай], сын Овида, внук Вооза и Руфи
(Руфь 4:18-22). У И. было восемь сыновей,
младшим из к-рых являлся Давид (1Цар
16:1-13; 17:12,14). В 1Пар 2:13-15 названы
только семь из них (-> Елиав, 4). Их сестры Саруия и Авигея (ст.
16) были, согл. 2Цар 17:25, дочерьми другого отца.
Когда Давид скрывался от Саула, его родители прибыли к нему в пещеру
Адолламскую. В поисках убежища Давид привел их к моавит. царю (1Цар 22:1-4). В устах Саула (1Цар 20:27,30 и след.; 22:7 и след.,13) и Навала (1Цар 25:10) выражение "сын Иессеев"
приобретает презрит. оттенок. Это позволяет предположить, что И. и члены его
семейства не были родовиты и не пользовались известностью за пределами
Вифлеема (см. также 2Цар 20:1; 3Цар 12:16). О потомках Иессея -> Давид.
Иеуш (Иеус) ("Он (Бог) поможет"): 1) сын
Исава и Оливемы, старейшина Едома (Быт 36:5,14,18;
1Пар 1:35); 2) вениамитянин, сын Билгана (1Пар 7:10); 3) левит, потомок Гирсона, сын
Шимея (1Пар 23:10,11); 4) вениамитянин,
потомок Ионафана, сын Ешека (1Пар 8:39); 5)
сын царя Ровоама (2Пар 11:19).
Иефер
Иефер [евр. Йетер, "сверх меры",
"избыток" или кр. ф-ма от "Он (Бог) стал изобильным, даровал с
избытком"]: 1) старший сын Гедеона (Суд 8:20);
2) сын Иады из колена Иуды; умер бездетным (1Пар
2:32); 3) еврей из колена Иуды, сын Езры (1Пар
4:17); 4) еврей из колена Асира (1Пар 7:38),
видимо, то же лицо, что и Ифран, сын Цофаха (ст. 37); 5) отец Амессая
(Амессы), военачальника Авессалома (3Цар 2:5,32),
измаильтянин (1Пар 2:17); во 2Цар
17:25 он назван из-реелитянином, но, возм., это ошибка переписчика.
Иефонния
Иефонния-> Иефунни (1).
Иефунни
(Иефонния)
Иефунни (Иефонния) [евр. Йефунне, возм., "Он (Бог) вновь
милостиво обратился"]: 1) отец Халева из колена Иуды (Чис 13:7); 2) сын Иефера из колена Асира (1Пар 7:38).
Иеффай
Иеффай [евр. Йифтах, "Он (Бог) освободит,
откроет"], галаадитянин, сын -> Галаада (2) и его наложницы.
После того как братья изгнали И. из дома, он бежал в землю Тов (возм., это
область сев.-вост. Галаада), где, собрав шайку разбойников, совершал набеги (Суд 11:1-3). К тому времени Господь в наказание за
идолослужение отдал израильтян под власть филистимлян и аммонитян (Суд 10:6-8). Аммонитяне даже перешли Иордан и напали
на колена Иуды, Вениамина и Ефрема (ст. 9). Израильтяне, раскаиваясь в своем
грехе, обратились с мольбой к Господу, и Бог смилостивился над ними (ст.
10-16). Израил. войско собралось в Массифе (5), но у него не было
предводителя. Тогда галаадские старейшины обратились к И. с просьбой принять
командование (Суд 10:17,18; 11:4-11).
Став вождем всего Израиля, И. отверг претензии аммонитян на вост. берег
Иордана. Он сообщил им, что израильтяне отняли эти земли, на к-рых живут вот
уже 300 лет, не у аммонитян, а у аморрейского царя Сигона (ст. 12-28). Но все
же войны избежать не удалось. И., дав обет Господу, испросил у Него победу,
после чего разгромил войско аммонитян (ст. 30-33). Он разбил и ефремлян,
к-рые не могли смириться с тем, что слава победителей досталась колену Манассии,
и, угрожая И., перешли Иордан (Суд 12:1-6). И. был
судьей Израиля шесть лет, до своей кончины (ст. 7). (См. карту на стр. 188.)
Нерешенным остается вопрос об обете И. Он сказал, что принесет Господу в
жертву всесожжения первое, что "по возвращении (его) с миром от
аммонитян... выйдет из ворот дома" его (Суд
11:30,31). Первой навстречу ему вышла его единственная дочь. С горя И.
разодрал свои одежды, а затем отпустил дочь на два месяца, дабы она с
подругами в горах оплакала свое девство (Суд 11:38).
После этого "он совершил над нею обет свой" (ст. 39). Учитывая, что
И. очень страдал, исполняя обет (ст. 35), нек-рые толкователи Библии считают,
что он действительно принес дочь в жертву всесожжения. Однако израил. закон
не допускает человеч. жертвоприношений; в нем содержатся предписания о
денежном выкупе за людей, посвящ. Господу (Лев 27:1-8).
Поэтому другие исследователи считают, что И., восхваляемый в 1Цар 12:11 и Евр 11:32,
смог избежать букв. исполнения обета. Существует и третья т.зр.: безбрачие и
пожизненное служение дочери И. при -> Скинии (см. Суд 11:39) - такая же жертва Господу, как и жертва
всесожжения. Однако такое толкование представляется менее убедительным, чем
предыдущие.
Иехиел (Иехиил, Иеиел) [евр. Йехиэл, "Бог
живой, творящий"]: 1) левит, игравший на псалтири и сопровождавший
ковчег завета в Иерусалим. Позже он играл на псалтири в скинии, к-рую царь
Давид соорудил в качестве временного святилища для ковчега (1Пар 15:18,20; 16:5); 2) левит из
рода Гирсона, сын Лаедана, живший во времена Давида (1Пар
23:8). Его потомки "смотрели за сокровищами дома Господня",
т.е. за сокровищницей храма (1Пар 26:21,22); 3)
сын Хахмония, современник Давида (1Пар 27:32); 4)
сын Иосафата (2Пар 21:2-4); 5) священник,
современник царя Иосии (2Пар 35:8); 6) отец
Овадии, возвратившегося из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд
8:9); 7) отец Шехании, сын Елама (Езд 10:2),
возм., тот же израильтянин, к-рый отпустил свою жену-язычницу (Езд 10:26); 8) священник, расставшийся с
женой-язычницей (Езд 10:21); 9) левит,
со-временник царя Езекии (2Пар 31:13). Возм., то
же лицо, что и И. (10); 10) левит, потомок певца Емана, живший во
времена Езекии (2Пар 29:14). Возм., то же лицо,
что и И. (9).
Иехиил
Иехиил-> Иехиел (2, 3, 5, 7, 8).
Иехия
Иехия ("Яхве живой" или "Яхве живет"),
придверник у ковчега завета, современник царя Давида (1Пар
15:24).
Иехолия
Иехолия [евр. Йехолья, Йехольяху, "Яхве
явил свое могущество" или "Яхве смог"], жена иуд. царя Амасии,
мать Озии (4Цар 15:2; 2Пар
26:3).
Иехония
Иехония ("Яхве укрепит, установит"), сын и
преемник иуд. царя Иоакима (1Пар 3:16,17; Есф 2:6; Иер 24:1;
27:20; 28:4; 29:2; 22:24,28; 37:1; Мф 1:11,12).
Его мать Нехушта была дочерью Елнафана (4Цар 24:8),
одного из видных вельмож Иоакима (Иер
26:22; 36:12,25). Когда И. взошел на престол, ему было 18 лет (4Цар 24:8; 2Пар 36:9); его
правление продолжалось недолго - три месяца и десять дней (2Пар 36:9; ср. Иосиф Флавий, Иудейские древности,
X,11). Как и его отец, И. совершал богопротивные поступки. Когда
Навуходоносор в наказание за отпадение Иоакима выступил против Иерусалима и
осадил город (598/597 гг. до Р.Х.), И. вышел к нему вместе с матерью,
слугами, князьями и евнухами. Его схватили и вместе со всеми вельможами и
воинами, плотниками и кузнецами отвели в Вавилон, прихватив при этом
сокровища храма и цар. дворца. Навуходоносор посадил на иерусалимский престол
дядю И. Матфанию, дав ему имя Седекия (4Цар
24:10-17; ср. также Иер 22:24-30). После
37-летнего заключения в Вавилоне И. был помилован царем Евилмеродахом в год
его восшествия на престол (562 г. до Р.Х.); Евилмеродах возвысил И. по
сравнению с другими царями, жившими при вавил. дворе, и назначил ему
содержание (4Цар 25:27-30; Иер 52:31-34). Библ. сведения о времени пленения И.
были подтверждены археол. раскопками. В Вавилоне, возле ворот Иштар, было
обнаружено около 300 глиняных табличек, на к-рых указано количество масла,
ячменя и другого продовольствия, ежемесячно выдававшегося пленникам и
ремесленникам в Вавилоне и его окрестностях. На четырех табличках, одна из
к-рых предположит. датируется 592 г. до Р.Х., указано, что масло
предназначено "для Яукина, царя земли Яхуд", "для пяти сыновей
царя земли Яхуд" и "для восьми людей из земли Яхуд", при этом
добавляется: "лично в руки Канаме" (вероятно, слуге). След., в 1Пар 3:17 имеются в виду сыновья И., а не его внуки,
как предполагают нек-рые ученые. Из этого можно заключить, что первые пять
сыновей И. родились до 592 г. до Р.Х., причем старший -> Салафиил -
не позднее 598 г. до Р.Х. На клейме, обнаруженном на трех ручках от кувшинов,
найденных археологами в Бет-Шемеше (Вефсамисе) и Кирьят-Сефере (Давире),
написано: "При-надлежит Елиакиму, управляющему Яуки-на". Это позволяет
предположить, что в то время, пока И. находился в плену, цар. имуществом
распоряжался Елиаким, а Седекия в ожидании возвращения своего племянника (на
что надеялись все жители Иудеи - Иер 28:3,4) не
стал присваивать себе собственность законного царя.
Иецер
Иецер ("изображение"), сын Неффалима (Быт 46:24; Чис 26:49; 1Пар 7:13). Его потомки образовали один из родов
колена Неффалима.
Иешана
Иешана (евр. "древний"), город, завоеванный
Авией в войне с Иеровоамом (2Пар 13:19). Вначале
ученые полагали, что И. находилась на месте Айн-Синджа, на полпути
между Иерусалимом и Наблусом (Сихемом). У.Ф.Олбрайт считал, что И. - это Бурдж-эль-Исане,
располож. сев.-зап. Баал-Хацора, в 25 км от Иерусалима.
Иешевав
Иешевав (евр. "жилище отца"), глава 14-й чреды
священников во времена Давида (1Пар 24:13).
Иешер
Иешер (кр. ф-ма от "Он (Бог) явил свою справедливость"),
сын Халева и внук Есрома (1Пар 2:18).
Иешишай
Иешишай (возм., "дряхлый", "старик"),
гадитянин, живший в Васане (1Пар 5:14).
Иешуа (Иешуй,
Иисус)
I.
[евр. Йехошуа, "Господь-спаситель", или "спасение
Господне"]: 1) житель Вефсамиса, на поле к-рого остановилась колесница с
ковчегом завета, возвращенным филистимлянами (1Цар
6:14,18); 2) градонач. Иерусалима во времена царя Иосии (4Цар 23:8); 3) предок Иисуса Христа (Лк 3:29 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; в Синод.
пер. - Иосия).
II.
[евр. Йешуа, другая, более поздняя, ф-ма евр. имени Йехошуа:
"Господь есть помощь, спасение"]: 1) глава 9-й чреды священников во
времена Давида (1Пар 24:11). Потомки И.
упоминаются среди пленников, вернувшихся из Вавилона (Езд
2:36; Неем 7:39); 2) левит, современник Езекии
(2Пар 31:15); 3) сын Иоседека, вернувшийся из
вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7; 12:1,7,10). Будучи
первосвященником, И. устроил жертвенник всесожжения, положил начало
регулярным богослужениям, начал строит-во храма (Езд
3:2-9), отказавшись при этом от помощи иноплем. поселенцев (Езд 4:3). В пророчествах Аггея и Захарии, побудивших
израильтян возобновить прерванное строит-во храма (Езд
5:2), И. была обещана помощь Господа (Агг
1:1,12,14; 2:2,4; Зах 3:1-10; 6:11-13);
4) израильтянин, потомки к-рого вернулись из вавил. плена (Езд
2:6; Неем 7:11); 5) левит, потомки к-рого
вернулись из вавил. плена (Езд 2:40; Неем 7:43). Возм., то же лицо, что и в Неем 12:8,24. Левит И. упоминается также в связи с
чтением Закона Ездрой (Неем 8:7; 9:4,5);
другой левит И., сын Азании, подписал обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:9). Нельзя точно сказать, о скольких людях
здесь идет речь; 6) отец левита Иозавада, современ-ника Ездры (Езд 8:33); 7) отец Езера, начальника Мицфы, помогавшего
восстанавливать стены Иерусалима (Неем 3:19); 8)
селение в Иудее (Неем 11:26), совр. Телль-эс-Саве
(новоевр. Телль-Иешуа), в 15 км сев.-вост. Вирсавии. -> Иисус Навин
-> Иисус Христос -> Иисус.