Иаазиил (Азиил) [евр. Яазиэл], левит, современник Давида,
привратник и певец при скинии (1Пар 15:18,20).
Иаазия
Иаазия [евр. Яазияху, возм., от араб. "да
напитает Бог"], сын левита Мерари, отец Шогама, Заккура и Иври (1Пар 24:26,27; имя Бено (= "сын его")
появилось в Синод. пер. в результате ошибки переводчика. Следует читать:
"у Иаазии, сына его: Шогам и Заккур и Иври"). Как И., так и его
потомки более нигде не упоминаются (см. Исх 6:19; 1Пар 23:21-23).
Иаасай [евр. Яасо, "да сотворит Он
(Бог)"], израильтянин, оставивший свою иноплем. жену (Езд 10:37).
Иаасиил
Иаасиил-> Иасиел.
Иааца (Яаца)
Иааца (Яаца), моавитский город, лежащий на плоскогорье вост.
Иордана (Чис 21:23; Втор 2:32;
Суд 11:20). И. вошла в удел Рувима (Нав 13:18), но позже была снова завоевана моавитянами
(Ис 15:4). Согл. Ономастикону (список геогр.
названий) Евсевия Кесарийского, этот город лежал между Дивоном и Медевой;
А.Музиль предполагал, что он располагался на месте Умм-эль-Валид, в 12 км
юго-вост. совр. Мадабы; Ф.М.Абель отождествлял его с руинами Джалул,
находящимися в 5 км вост. города. См. карту на стр. 444.
Иабец (Иавис)
Иабец (Иавис) [евр. Ябец, возм. "боль",
"печаль"]: 1) местность в уделе Иуды (1Пар
2:55); где был расположен И., доподлинно не известно; 2)
израильтянин из колена Иуды. Мать дала ему имя И., т.к. родила его в муках.
И. был "знаменитее своих братьев". Ему было ниспослано Божье
благословение, после того как он, еще будучи ребенком, вознес Богу свою
молитву (1Пар 4:9,10).
Иавал
Иавал [евр. Явал, "поток" или
"умножение"], сын Ламеха, брат Иувала (Быт
4:20); его потомки были кочевниками.
Иаван
Иаван-> Яван.
Иавин
Иавин [евр. Явин, "разумный"]: 1) царь
Асора (Хацора), к-рый в союзе с другими царями сражался при водах Меромских с
Иисусом Навином, но потерпел поражение. Асор был сожжен, а И. убит (Нав 11:1-10); 2) другой царь Асора (Хацора),
правивший позднее своего тезки и жестоко угнетавший израил. народ; вероятно,
потомок Иавина (1). Его полководец Сисара был побежден Деворой и Вараком и
убит Иаилью. Затем и сам И. был побежден израильтянами (Суд
4; 5; Пс 82:10).
Иавис
Иавис-> Иабец (2).
Иавис Галаадский
Иавис Галаадский [евр. Явеш, "высох-ший"], город в
Галааде. Его жители были поражены за то, что не участвовали в войне против
вениамитян. Израильтяне увели 400 девушек и отдали их в жены оставшимся в
живых вениамитянам (Суд 21:6-14). Позднее, когда
И.Г. был осажден аммонитянами, Саул поспешил ему на помощь и разбил
осаждавших (1Цар 11:1-11). В благодарность за
это жители города после смерти Саула сняли его тело и тела его сыновей со
стены Бефсана и с честью погребли их останки (1Цар
31:12,13). См. карту на стр. 408.
Иавнеил (Иавнея)
Иавнеил (Иавнея) (возм., "Божие строение" или "Бог
строит"): 1) город на севере удела Иуды (Нав
15:11), к-рый называли также Иавнеей (2Пар 26:6),
а в эллинистич. времена - Иамнией. Озия отвоевал город у захвативших его
филистимлян. Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Евсевия
Кесарийского, И. располагался между Диосполисом (Лиддой) и Азотом (Ашдодом).
В наст. время - это Явне, большое селение, прим. в 20 км юж. Яффы; 2)
город на юж. границе удела Неффалима (Нав 19:33),
к-рый можно отождествить с холмом Кафр-Джемма, находящимся в 11 км юго-зап.
Тверии (Тивериады), где были обнаружены культурные слои, относящиеся к
железному веку, а также к римско-визант. и араб. периодам.
Иавнея
Иавнея-> Иавнеил.
Иавок (Явок)
Иавок (Явок) ("опустошающий"), левый приток Иордана,
к-рый арабы называют Вади-Зарка, т.е. "голубая река" за цвет воды в
нем. По верховьям И. проходила граница между владениями ->
аммонитян и тер. Аморрейского царства (-> Амореи) Сигона (Втор 2:37; Нав 12:2; Суд 11:13,22), а позднее - уделом колена Гадова. В
верховьях реки находился город Равва (совр. Амман), столица аммонитян (см.
карту на стр. 2). В нижнем течении И. движется с востока на запад через ->
Галаад. Здесь Иаков, возвращавшийся из Месопотамии, перешел эту реку (Быт 32:22 и след.).
Иагдиил
Иагдиил [евр. Яхдиэл, "да возрадует
Бог"], глава рода в вост. полуколене Манассии (1Пар
5:24).
Иагур
Иагур (евр. "он поселится"), город на юге удела Иуды
(Нав 15:21), возм., Телль-Джур, располож. в 10 км
вост. Беэр-Шевы. См. карту на стр. 896.
Иада
Иада [евр. Яда, "Он (Бог) знал, позаботился,
принял (кого-либо)"], израильтянин из колена Иуды, сын Онама (1Пар 2:28,32).
Иаддай
Иаддай [евр. Яддай]. Значение то же, что и ->
Иада. Израильтянин, оставивший свою иноплем. жену (Езд
10:43).
Иаддуй
Иаддуй [евр. Яддуа, кр. ф-ма от "известный
(Богу)"]: 1) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся под
обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:21); 2)
сын Ионафана, последний из упоминаемых в ВЗ первосвященников (Неем 12:11,22). Согл. Иосифу Флавию, И. занимал
эту должность во времена Александра Македонского.
Иадон
Иадон [евр. Ядон, "(Бог) рассудит"], житель
Меронофа, участвовавший в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:7).
Иаер
Иаер,-> Иоиадда.
Иазания
(Иезания)
Иазания (Иезания) [евр. Яазанья, Яазаньяху, "да
прислушается Яхве"]: 1) сын Иеремии, глава дома рехавитов (Иер 35:3); 2) сын некоего маахитянина (4Цар 25:23). Вероятно, это то же лицо, что и военач.
царя Седекии Азария, сын Осаии, упоминаемый в Иер 43:2.
В Массифе (совр. Телль-эн-Насбе) была найдена печать с именем И.,
к-рая, возм., принадлежала этому военач.; 3) сын Сафана, одного из
старейшин колена Иуды. В видении Иезекииля он предстал совершающим
идолослужение в Божьем храме (Иез 8:11); 4)
сын Азура, князь колена Иуды, к-рого Иезекииль увидел в видении у вост. ворот
храма (Иез 11:1).
Иазер
Иазер (от хананейского "помощь", "защита"),
аморрейский город вост. Иордана (Чис 21:32),
вошедший в удел колена Гадова (Чис 32:1,3,35; Нав 13:25) и переданный затем левитам (Нав 21:39; 1Пар 6:81). Позднее
И. был завоеван моавитянами (Ис 16:8; Иер 48:32). В качестве возможного местоположения И.
исследователи называют ряд мест зап. и сев.-зап. Аммана (Раввы Аммонитской).
См. карту на стр. 526.
Иаиль [евр. Яэл, "серна"], жена кенеянина
Хевера. И. убила Сисару, когда тот, спасаясь от Варака, укрылся в ее шатре и
заснул. Девора, предсказавшая этот поступок И., воспевает ее решительность в
своей песне (Суд 4:9,11,17-22;
5:6,24-27).
Иаир
Иаир [евр. Яир, "Он (т.е. Бог), да дарует
свет"]: 1) сын Сегува и внук Есрома из колена Иуды (1Пар 2:21-23). Он, однако, причис-лялся к колену
Манассии, т.к. его мать принадлежала к этому колену (Чис
32:39 и след.; Втор 3:14; Нав
13:30; 3Цар 4:13); 2) галаадитянин,
к-рый был судьей Израиля 22 года. Его 30 сыновьям принадлежали 30 городов в
Галааде, к-рые назывались "селениями Иаира". И. был погребен в
Камоне (Суд 10:3-5). Возм., он был потомком Иаира
(1); 3) отец Мардохея, вениамитянин (Есф 2:5);
4) имя отца Елханана, одного из храбрых у Давида (1Пар
20:5). То же лицо, что и -> Ягаре-Оргим; 5) начальник синагоги,
умершую дочь к-рого воскресил Иисус (Мф 9:18; Мк 5:22; Лк 8:41).
Иакей
Иакей [евр. Яке, возм., от араб.
"осторожный"], отец -> Агура (Притч
30:1).
Иаким
Иаким [евр. Яким, "да установит Он (Бог)"]: 1)
руководитель 12-й череды священников во времена царя Давида (1Пар 24:12); 2) сын Шимея, вениамитянин,
живший в Иерусалиме (1Пар 8:19).
Иаков
Иаков [евр. Яаков]. В основе имени "Иаков"
лежит корень акав, от к-рого образованы сущ. акев =
"пятка" и глагол акав = "оставлять след", а также
"побеждать" ("запинать") и "обманывать, вводить в
заблуждение". Т.о., слово "И." может обозначать "он держится
за пятку", "он оставит след", "он победит", "он
обманывает" (см. Быт 25:26; 27:36; Ос 12:3). М.Нот считал, что имя И. - это кр. ф-ма от
южноараб. яакоб-ил = "да защитит Бог". Как название
местности слово "И." встречается в перечне палест. городов, завоев.
Тутмосом III (XV в. до Р.Х.), в списке городов, составленным Рамсесом II, а
также среди надписей, относящихся ко времени правления гиксосов, сделанных на
вырезанных из камня многочисл. скарабеях; имя И. встречается на клинописных
табличках XVIII в. до Р.Х.: 1)а) сын Исаака и Ревекки,
брат-близнец Исава. И. жил прим. в XVIII-XVII вв. до Р.Х. и пришел в ->
Египет, вероятно, во время Второго переходного периода или во время правления
династии гиксосов (ок. 1785-1540). (-> Исаак ->
Ле-тосчисление, IV,4). Перед родами Господь открыл Ревекке, что тот из
близнецов, к-рый появится на свет первым, будет служить младшему (Быт 25:23; ср. Мал 1:2,3; Рим 9:10-13). См. цвет. вклейку 1; б) первым
родился Исав, вторым - И., к-рый держался за пятку брата (Быт 25:26). Когда И. повзрослел, он стал пастухом,
"живущим в шатрах" (ст. 27). Однажды И. хитростью убедил Исава
продать ему право первородства за миску чечевичной похлебки (ст. 29-34). Это
право приносило ему две части отцовского наследства и обеспечивало место
главы семьи и первосвященника. Воспользовавшись тем, что в старости Исаак
ослеп, И. при содействии матери обманул отца, получив от него благословение,
к-рое предназначалось первенцу (Быт 27:1-40). По
этому благословению И. унаследовал все обетования, данные Исааку Богом. Исав
возненавидел брата. Боясь мести брата, И. по совету матери направился к
своему дяде Лавану в Харран (Быт 27:41 -
28:5). По пути он прилег отдохнуть: ему приснилась лестница, один конец
к-рой упирался в землю, а второй касался неба. По лестнице спускались и
поднимались ангелы, а наверху стоял Бог. Господь обещал И., что даст во
владение его потомкам землю Ханаанскую, будет хранить его везде и вернет на
ту землю, которую он покидал. Проснувшись, И. "поставил памятником"
камень, к-рый служил ему изголовьем во время сна, и возлил на него елей. Это
место он назвал Вефилем, т.е. Домом Божьим (ст. 10-19). "И положил Иаков
обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в
который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в
дом отца моего, и будет Господь моим Богом" (ст. 20-22); в) в
доме Лавана И. сам стал жертвой обмана. Ему приглянулась младшая дочь дяди -
Рахиль, и он попросил Лавана отдать ее ему в жены, пообещав отработать за нее
семь лет. Прошло семь лет, но вместо Рахили "Лаван... вечером взял дочь
свою Лию и ввел ее" к И. Чтобы получить Рахиль, И. вынужден был
отработать еще семь лет, а затем - еще шесть за приданое. Через 21 год И. был
отцом 11 сыновей и одной дочери; он разбогател, хитростью приобретя много
скота. Заметив, что Лаван и его сыновья завидуют его благосостоянию, И.,
собрав домочадцев, тайком ушел в Ханаан. Бог предостерегает бросившегося в
погоню Лавана от проявления недружелюбия по отношению к И.; на границе между
Арамом и Галаадом И. и Лаван заключили между собой союз (гл. 29-31). Несмотря
на то, что на вост. берегу Иордана И. встретили ангелы Божьи (Быт 32:1,2), он, тем не менее, опасался встречи со
своим братом Исавом. Узнав, что Исав движется ему навстречу в сопровождении
четырехсот вооруж. воинов, И. разделил своих людей и скот на два стана, чтобы
в случае конфликта хотя бы один из них спасся. Затем он обратился к Богу в
молитве и послал Исаву богатые подарки (ст. 7-21). Ночью ему пришлось
бороться с таинственным "Некто", Которого он не хотел отпускать до
тех пор, пока Тот не благословит его. Наконец Некто открылся ему, сказав, что
отныне И. будет носить имя -> Израиль, "ибо ты боролся с
Богом, и человеков одолевать будешь" (Быт 32:28).
И. назвал это место Пенуэл, что значит "Лик Божий". Утром
состоялась встреча братьев, к-рая привела к примирению; г) Исав
пригласил И. к себе в Сеир. Но И., к-рый все еще не доверял брату, свернул в
сторону с намеченного пути и разбил свой стан близ Сихема (Быт
33). Глава 34 повествует о том, что сыновья И. Симеон и Левий перебили
жителей города Сихема, после того как сын сихемского князя обесчестил их сестру
Дину. По Божьему призыву И. отправился в Вефиль. Он повелел закопать под
дубом близ Сихема предметы языч. культа, принадлежавшие членам его семьи и
рабам. Придя в Вефиль, И. соорудил там жертвенник (Быт
35:1-7). Господь вновь явился И. и подтвердил данное ему имя - Израиль, а
также обетование относит. земли, к-рая ранее была обещана Аврааму и Исааку
(ст. 9-12). В том месте, где Бог разговаривал с ним, И. поставил
"памятник", "возлил на него возлияние" и заново назвал
это место Вефилем (ст. 13-15); д) вскоре после того как И. покинул
Вефиль, Рахиль умерла при родах сына Вениамина. Она была погребена у дороги в
Ефрафу, т.е. в Вифлеем (ст. 16-20); е) после того как младший сын И. ->
Иосиф получил почетную должность при дворе фараона, И. вместе с семьей
переселился в Египет (см. цвет. вклейку 4). Израильтяне, поселившиеся в земле
Гесем, стали единым народом и жили там, защищенные от грехов Ханаана (Быт 34; 35:22; 38). Когда И. прибыл в Египет,
ему было 130 лет (Быт 47:1-12). Он умер в
возрасте 147 лет, благословив сыновей Иосифа и предсказав будущее всем своим
12 сыновьям. При этом наследником Божьего обетования он назвал Иуду (гл. 48;
49). Перед смертью И. выразил желание быть похороненным в семейной гробнице,
где к тому времени уже покоились Авраам, Сарра, Ревекка и Лия (Быт 49:29-32). Иосиф распорядился набальзамировать
тело отца, и египтяне оплакивали его 70 дней (Быт
50:1-3); затем И. был погребен в Ханаане (ст. 4-14); 2) сын
Зеведея и брат Иоанна, один из первых учеников, призванных Иисусом (Мф 4:21). Так же, как Петр и Иоанн, И. занимал особое
положение среди учеников Иису-са (Мф 17:1; 26:37;
Лк 8:51). Однако о деятель-ности И. в Евангелии почти
ничего не сообщается. Как и его отец, он был рыбаком и ловил рыбу вместе с
Петром и Андреем (Мф 4:21; Лк
5:10). Его мать Саломия была, вероятно, сестрой Марии, матери Иисуса, так
что И. приходился двоюродным братом Иисусу (ср. Мф 27:56
с Мк 15:40; 16:1 и Ин
19:25). В списках апостолов имя И. обычно стоит рядом с именем Иоанна,
причем имя И., как правило, упоминается первым, возм., как старшего из двух
братьев (Мф 10:2; Мк 3:17; Лк 6:14; что касается Деян 1:13,
то в рукописях наблюдается расхождение в порядке перечисления апостолов).
Иисус дал сыновьям Зеведея прозвище "Воанергес", "сыны
грома" (Мк 3:17), вероятно, за их рвение. Он
осудил их поспешное решение, касавшееся наказания самарян (Лк 9:54,55), и за их стремление к собств. славе (в Мф 20:20 мать просит за своих сыновей; Мк 10:35-40). После воскресения Иисуса И. вместе с
другими апостолами находился в Иерусалиме (Деян 1:13).
В 44 г. по Р.Х. Ирод Агриппа I распорядился его казнить (Деян 12:1,2); вероятно, И. стал вторым христ.
мучеником; 3) сын Алфея, также ученик Иисуса. В списках апостолов его
имя стоит одним из последних. О деятельности И. почти ничего не известно.
Возм., именно он упоминается в Мф 27:56; Мк 15:40; 16:1; Лк 24:10.
Если это так, то, значит, его мать Мария была среди женщин, сопровождавших
Иисуса, а сам И. носил прозвище "меньший", данное ему либо из-за
небольшого роста, ли-бо для того, чтобы отличать его от Иакова, сына Зеведея
(-> Клеопа); 4) брат Господа, упоминаемый в Мф 13:55; Мк 6:3; Гал 1:19, сын Иосифа и Марии (-> Братья Господа).
Братья Иисуса, вначале не верившие в Него (Ин 7:5),
затем оказались среди апостолов (Деян 1:14). Из
вышесказ. можно заключить, что в 1Кор 15:7 речь
идет о брате Господа. И. играл важную роль в управлении Иерусалимской
церковью (Гал 2:9,12). Именно его в первую очередь
Петр просил уведомить о своем освобождении из тюрьмы (Деян
12:17). На -> Апостольском соборе И. внес предложение, к-рое
было принято как общее постановление (Деян 15:13 и
след.). Павел посетил его в Иерусалиме после возвращения из третьего
миссионерского путешествия (Деян 21:18); он
встречался с ним и ранее, вскоре после своего обращения (Гал
1:19). И. - автор -> Послания Иакова. Согл. Евсевию
Кесарийскому, И. называли "праведным"; вероятно, в 62 г. по Р.Х.
его побили камнями иудеи, о чем сообщает и Иосиф Флавий. И., возглавлявшего
иудеохрист. церковь в Иерусалиме, нек-рые исследователи представляют ярым
оппонентом апостола язычников Павла. Но какими бы, на первый взгляд,
различными ни были высказывания апостолов по ряду вопросу, главным для них
всегда оставалась жизнь в -> вере. Когда Павел и И. лично общались
друг с другом (Деян 15; 21:18-26; Гал 1:19; 2:9), они всегда находили общий язык; 5)
отец ап. Иуды (9), о котором больше ничего не известно (Лк
6:16; Деян 1:13).
Иакова [евр. Яакова, ф-ма имени ->
Иаков], князь из колена Симеона, современник Иезе-кииля (1Пар
4:36).
Иакова колодец
Иакова колодец-> Колодец Иакова.
Иакова послание
Иакова послание-> Послание Иакова.
Иалон
Иалон [евр. Ялон, "обитающий"], сын Езры,
израильтянина из колена Иуды (1Пар 4:17).
Иамврий
Иамврий-> Ианний и Иамврий.
Иамин
Иамин-> Ямин.
Иамлех
Иамлех [евр. Ямлех, возм., "да поставит Он
(Бог) царем"], князь из колена Симеона (1Пар 4:34).
Ианнай
Ианнай [евр. Яннай, "Яхве услышит"], сын
Мелхия, предок Иисуса Христа (Лк 3:24).
Ианний
Ианний-> Ианний и Иамврий.
Ианний и Иамврий
Ианний и Иамврий [греч. Ианнес и Иамбрес], егип.
волхвы, противостоявшие Моисею, но побежденные им (2Тим
3:6-8). В ВЗ не названы не только имена, но и число волхвов (Исх 7:11,22; 8:7,18,19). Но они
указыва-ются в иуд. -> Таргуме (толковании) на Исх
7:11. Иамврий - это предположит. греч. ф-ма от Ямре
("упрямый"); Ианний, вероятно, кр. ф-ма от евр. имени Йехоханан,
близкого к встречающемуся в Талмуде слову яна - "подавлять".
Ианох
Ианох ("покой"): 1) город вблизи
Авел-Беф-Маахи и Кедеса (4Цар 15:29), завоев.
Феглаффелласаром (Тиглатпаласаром III). Высказываются предположения, что это
совр. Яну, к-рый находится в 10 км вост. Тира; 2) погран. город
между уделами Ефрема и Манассии (Нав 16:6,7),
совр. Хирбет-Янун, располож. в 10 км юго-вост. Сихема.
Ианум
Ианум (возм., "он дремлет"), город в уделе Иуды,
названный в Нав 15:53, возм., совр. Бени-Наим,
в 6 км вост. Хеврона.
Иарев
Иарев [евр. Ярев]. "Царем Иаревом" Осия
называет ассир. царя (Ос 5:13; 10:6). Нек-рые
исследователи рассматривают это евр. выражение как перевод аккад. титула
"великий царь".
Иаред
Иаред-> Иеред (1).
Иарив
Иарив [евр. Ярив, "пусть Он (Бог) спорит, вершит
суд"]: 1) сын Симеона (1Пар 4:24), ->
Яхин (1); 2) один из начальников, посланных Ездрой в Касифье (Езд 8:16); 3) священник, оставивший свою языч.
жену (Езд 10:18).
Иарим
Иарим. В Пс 131:6, вероятно, поэтич.
обозначение -> Кириаф-Иарима.
Иаритянин
Иаритянин, прозвище, к-рое указывает на то, что данный
человек произошел от Иаира (2Цар 20:26). Возм.,
Ира И. был родственником или братом Елханана (1), сына Иаира (4).
Иармуф
Иармуф (возм., от хананейского
"возвышенность"): 1) аморрейский город-гос-во, царь к-рого
был побежден Иисусом Навином (Нав
10:3,5,23; 12:11). Позднее И. принадлежал к уделу Иуды (Нав 15:35; Неем 11:29). Это
совр. Хирбет-Ярмук [новоевр. Телль-Яр-мут на Вади-Сурар, в 5 км юж.
Бет-Шемеша. См. карту на стр. 388; 2) левитский город в уделе Иссахара
(Нав 21:29). В 1Пар 6:73
он назван -> Рамоф (2); см. также карту на стр. 526 ->
Ремеф.
Иарха [евр. Ярха], египтянин, раб Шешана, израильтянина
из колена Иуды. И., получив в жены дочь Шешана, стал его наследником (1Пар 2:34,35).
Иасиел (Иаасиил)
Иасиел (Иаасиил) [евр. Яасиэл, "да сотворит Бог"]:
1) И. из Мецоваи, один из главных воинов Давида (1Пар
11:47); 2) сын Авенира, глава колена Вениамина во времена Давида (1Пар 27:21). Иногда его отождествляют с И. (1).
Иасон
Иасон (греч. "исцелитель"): 1) христианин из
Фессалоники, принявший у себя Павла и Силу, схваченный за это евреями и
отведенный ими к гор. начальникам (Деян 17:5-9); 2)
христианин из Коринфа, родственник ап. Павла (Рим 16:21).
Иаттир
Иаттир (евр. "остаток"), город священников в горах
удела Иуды (Нав 15:48; 21:14). Давид
отправил в И. часть своей добычи (1Цар 30:27).
Возм., это совр. Хирбет-Аттир [новоевр. Хурва-Ятрир], находящийся юж. Эд-Дахарие,
в 25 км сев.-вост. Беэр-Шевы. Двое храбрых у Давида были итритянами
(ифриянами), т.е. уроженцами И. (2Цар 23:38; 1Пар 11:40). См. карту на стр. 526.
Иафет
Иафет [евр. Йефет, "да распространит (Бог)"],
сын Ноя (Быт 5:32;
6:10; 7:13; 9:18; 10:1-5,21; 1Пар 1:4,5). И.,
как и Сим, почтительно вел себя с отцом, когда тот, пьяный и обнаженный,
лежал в шатре (Быт 9:22,23), за что был
благословлен Ноем: "Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в
шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему" (ст. 27). Это должно было
означать не господство И. над Симом, а его причастность к благословению,
обещанному потомкам Сима (Быт 12:3). Сыновьями И.
названы Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас (Быт
10:2). В ст. 3-5 сказано, что потомки И. населили "острова народов в
землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих".
Исследователи считают, что это тер. на побережье Черного и Каспийского морей,
Малая Азия и острова в сев. части Средиземного моря. При этом имеются в виду
индоевроп. народы. -> Гомер -> Магог и т.д.
Иафиа (Яфий)
Иафиа (Яфий) [евр. Яфиа, "да воссияет Он (Бог) (в
знак своей милости)"]: 1) хананейский царь Лахиса (Нав 10:3); 2) сын Давида (2Цар
5:15); 3) город в уделе Завулона (Нав 19:12),
совр. Яфа (новоевр. Яфиа), располож. в 2 км юго-зап. Назарета.
Иафлет
Иафлет [евр. Яфлет, "да спасет Он
(Бог)"]: 1) потомок Асира, сын Хевера (1Пар
7:32,33); 2) в Нав 16:3 говорится об области
иафлетлян (в Синод. пер. - "предел Иафлета"), живших на границе
между уделами Ефрема и Дана, рядом с Беф-Ороном. Были ли они потомками И.
(1), сказать трудно.
Иафниил
Иафниил [евр. Ятниэл, "Бог дал,
даровал"], левит из рода Корея, привратник, сын Мешелемии (1Пар 26:2).
Иахав
Иахав-> Иахаф (2,4).
Иахазиил
(Яхазиил, Иозиил, Озиил)
Иахазиил (Яхазиил, Иозиил, Озиил) [евр. Яхазиэл,
"да узрит Бог (страдания, чтобы помочь)"]: 1) вениамитянин,
пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:4); 2)
священник, трубивший перед ковчегом завета во времена Давида (1Пар 16:6); 3) левит, сын Хеврона (1Пар 23:19; 24:23); 4) сын Захарии, левит
из рода Асафа, предсказавший Иосафату победу над моавитянами и аммонитянами (2Пар 20:14 и след.); 5) отец Шехании (в Синод.
пер. И. - "потомок Шехании"), возвратившегося из вавил. плена в
Иерусалим вместе с Ездрой (Езд 8:5).
Иахаф (Иахав)
Иахаф (Иахав) [евр. Яхат, возм.,
"загребающий"]: 1) израильтянин из колена Иуды, сын Реаии (1Пар 4:2); 2) левит, сын Ливни, потомок Гирсона
(1Пар 6:20,43); 3) левит, сын Шимея,
также потомок Гирсона (1Пар 23:10,11); 4)
левит из рода Ицгара, сын Шеломофа (1Пар 24:22); 5)
левит из рода Мерари, надсмотрщик над ремесленниками, принимавшими участие в ремонте
храма во времена Иосии (2Пар 34:12).
Иахдо
Иахдо [евр. Яхдо, кр. ф-ма от "да возрадует Он
(Бог) его"], гадитянин, сын Буза (1Пар 5:14).
Иахзер
Иахзер [евр. Яхзера, "осторожный" или
"возвращающийся"], возм., имя И. имеет то же значение, что и имя ->
Охозия. Священник, сын Мешуллама (1Пар 9:12).
Иахин
Иахин-> Яхин.
Иахлеил
Иахлеил [евр. Яхлеэл, "упование Божие"],
сын Завулона; прародитель одного из родов колена Завулона (Быт 46:14; Чис 26:26).
Иахмай
Иахмай [евр. Яхмай, "согревающий"],
глава рода в колене Иссахара, потомок Фолы (1Пар 7:2).
Иахцеил
Иахцеил [евр. Яхцеэл, "да разделит Бог"],
сын Неффалима, прародитель одного из родов колена Неффалима (Быт 46:24; Чис 26:48; 1Пар 7:13).
Иашовам
(Иошавам, Иесваал, Исбосеф)
Иашовам (Иошавам, Иесваал, Исбосеф) [евр. Яшовам,
"народ будет обитать"]: 1) сын Ахамани, главный из трех,
вероятно, самых прославленных героев Давида (1Пар
11:11 - в Синод. пер. - Иесваал; 2Цар 23:8 - в Синод.
пер. - Исбосеф); 2) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:6), ср. -> Корей (4); 3) сын
Завдиила, начальник первого отделения в войске Давида (1Пар
27:2,3).
Иашув
Иашув [евр. Яшув, "пусть он возвратится"], сын
Иссахара; прародитель одного из родов колена Иссахара (Чис
26:24; 1Пар 7:1). В Быт
46:13 он назван Иовом.
Ива, верба
Ива, верба. Евр. слово арав, вероятно, обозначает
тополь евфратский (Populus euphrati-ca). Произрастает, главн. образом,
в долинах рек (Иов 40:17; Ис
44:4) и по высоте сопоставим с липой. Ветви начинают отходить от ствола
на уровне человеч. роста (ср. Пс 136:2). Ветви этого
дерева использовались в ритуалах праздника Кущей (Лев
23:40). Собственно И. [евр. цафцафа] подразумевается в Иез 17:5.
Ивлеам (Билеам)
Ивлеам (Билеам), ханаан. город, выделенный во владение колену
Манассии (Нав 17:11) и не захваченный израильтянами
(Суд 1:27). Вероятно, он лежал на пути из Изрееля в
Мегиддо (4Цар 9:27). В 1Пар
6:70 И. (Билеам) назван левитским городом. В надписи в храме Карнака этот
город именуется Й-бра-а-му и упоминается вместе с Таанахом.
Исследователи предполагают, что он находился на месте Телль-Биламе, в
2 км юж. Дженина; эта местность была заселена уже в бронзовом веке. См. карту
на стр. 387.
Ивния
I.
[евр. Йивнейя, "Яхве построит, дарует большое потомство"],
вениамитянин, сын Иерохама, живший в Иерусалиме (1Пар
9:8).
II.
[евр. Йивний], вениамитянин, отец Регуила (1Пар
9:8).
Игал (Игеал) [евр. Йигал, "Он (Бог) избавит"]:
1) представитель колена Иссахара среди 12 соглядатаев, посланных в
Ханаан Иису-сом Навином (Чис 13:8); 2) сын Нафана
из Цобы, один из храбрых у Давида (2Цар 23:36); 3)
потомок Зоровавеля (1Пар 3:22).
Игеал
Игеал-> Игал (3).
Игла
Игла-> Оружие и орудия труда.
Иго
Иго-> Ярмо, иго.
Игольные уши
Игольные уши. Толкователями НЗ неоднократно высказывалось
предположение, что И.У. в притче Иисуса (Мф 19:24)
обозначают узкие ворота в каменной стене, через к-рые не может пройти
верблюд. С др. стороны, существует мнение, что в тексте были перепутаны греч.
слова, обозначающие "верблюд" и "канат" (камэлос и
камилос). Очевидно, что канат лучше ассоциируется с игольным ушком,
чем верблюд, но представляется, что употребл. в тексте слово более образно.
Игра
I. ДЕТСКИЕ ИГРЫ
Д.И.
очень редко упоминаются в Библии. Одним из образов грядущего времени спасения
является беззаботно играющий малыш около норы аспида (Ис
11:8), а также множество играющих отроков и отроковиц на улицах
Иерусалима (Зах 8:5). Притча Иисуса изображает детей,
играющих на улице в "свадьбу" и в "погребение" (Мф 11:16 и след.). На живых животных в качестве игрушек
намекает следующий вопрос: "Станешь ли забавляться им (левиафаном), как птичкой,
и свяжешь ли его для девочек твоих?" (Иов 40:24).
В Ис 22:17 и след. речь идет, вероятно, о спортивной
игре для взрослых (см. ниже, III,1). Сведения о детских играх и игрушках дают
древние изображения (см. иллюстрации), а также материалы раскопок. На Ближнем
Востоке были найдены куклы самых различных видов, от примитивных фигурок до
таких, у к-рых были подвижные руки и ноги и натуральные волосы; кр. того,
обнаружены деревянные, глиняные и каменные игрушки, изображавшие животных, в
том числе и на колесиках, чтобы их можно было катать (см. ил. на стр. 241). В
Египте найден деревянный крокодил с подвижной нижней челюстью, а в
Телль-Бейт-Мирсиме (Дебире) - детские свистульки, куклы и наполненные камешками
глиняные погремушки, к-рые изготовлялись иногда в форме кукол.
Египет. Детские игры. У мальчиков - типично детская прическа: короткие
косы, заплетенные с правой стороны головы; с изображения периода Древнего
царства.
II. ИГРА В КОСТИ
НА ДОСКЕ
Из
небиблейских источников до нас дошли сведения о различных играх в кости на
доске. Наряду с изображениями и другими находками (см. ил.) существует
множество упоминаний об этом в лит-ре эллинистич. и рим. периодов; и все же
основные правила таких игр неясны. Суть игры состояла в том, что камушки
("фишки") на доске передвигались в зависимости от результата
бросания костей. Очевидно, из Египта подобные игры попали и в Палестину, где
игральные доски из известняка с начерченными на них клетками существовали
начиная с позднего бронзового века; самый древний экспонат костей и игральных
камешков обнаружен в Телль-Бейт-Мирсиме (средний бронзовый век). На игральной
кости (кубике) насчитывается от одного до четырех глазков; с помощью палочки
ее приводили во вращение, подобно волчку. В эту игру входят два набора по
пяти камешков в каждом, игральная же доска не сохранилась. Обильно украшенная
плита из Мегиддо также считается игральным столом. На каменном столбе во
внутреннем дворе крепости Антония (сев. Иерусалимского храма) сохранились
линии и фигуры, к-рые римские легионеры начертили там для своих игр.
Игральная доска из Ура с двумя наборами игральных камешков; ок. 2500
г. до Р.Х.
III. СПОРТИВНЫЕ
ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ
1)
в ВЗ упоминаются упражнения по стрельбе из лука (1Цар
20:20,35-40), игра в сражение, к-рая перешла в кровопролитие (2Цар 2:14-16), и измерение силы при поднятии
тяжестей (Зах 12:3). Остается неясным, можно ли из
текстов 2Цар 2:18 и след. и Еккл
9:11 сделать вывод о существовании спортивных состязаний в беге.
Упомянутая в Ис 22:17 и след. игра в мяч (в Синод.
пер. - "ком"), возм., являлась развлечением, принятым при царском
дворе и среди аристократии;
2)
спортивные занятия и состязания были признаком греч. культуры; Павел часто
намекает на общеизвестные в то время состязания, ссылается на их правила и на
необходимую для победы полную самоотдачу участника. Важнейшими и регулярно
проводившимися спортивными состязаниями в Др. Греции были Олимпийские игры в
Олимпии, Немейские - в Арголиде, на Пелопоннесском полуо-ве, Истмийские - в
Истме, на Коринфском перешейке, и Пифийские - в Дельфах. В программу
соревнований, проходивших по твердо установленным правилам (ср. 2Тим 2:5), входили бег на короткие, средние и длинные
дистанции (1Кор 9:26; Гал
2:2; 5:7), бег в полном воинском снаряжении и с оружием, кулачный бой (1Кор 9:26), состязание на колесницах и пятиборье:
прыжки, бег, метание диска, метание копья и борьба. Перед состязаниями
проводились основательные тренировки; в Олимпии они длились 10 месяцев (1Кор 9:25,27). Соревнования проходили при стечении
большого числа зрителей (Евр 12:1). В состязаниях по
бегу (Флп 2:16) участвовало много спортсменов - по
четыре в каждом забеге, а в финале всегда определялся главный и единственный
победитель (1Кор 9:24; 2Тим
4:7 и след.). Награда победителя (Флп 3:14)
состояла только из венка (-> Венец, II,2): в Олимпии - из масличных
ветвей, в Коринфе - из еловых, а в Дельфах - из лавровых. В родном городе
победителя ожидали высокие почести и он пользовался всеобщим уважением. (->
Зрелище.) С распространением эллинистич. культуры такие игры устраивались
также в Сирии и Палестине. В период правления Антиоха Епифана первосвященник
Иисус, изменивший свое имя на Ясон, ввел греч. игры и в Иерусалиме (между 175
и 171 гг. до Р.Х.) и соорудил под городской крепостью гимнасий (1 Мак
1:14 и след.; 2 Мак 4:7-16). Особые нарекания благочестивых иудеев вызвало то
обстоят-во, что здесь, вблизи храма, спортсмены тренировались и состязались
без всякой одежды, как это было принято в Др. Греции (ср. Исх 20:26; 28:42 и след.). Позднее Ирод
Великий построил большой театр и стадионы в эллинистич. городах Кесарии и
Самарии (Себастии), а также в сев. пригороде Иерусалима.
Игуд
Игуд (евр. "иудейский" или "простертый"),
город в уделе Дана (Нав 19:45), совр. Иехуд,
располож. в 12 км юго-вост. Яффы.
Идбаш
Идбаш [евр. Йидбаш, "мед",
"медовый"], сын Етама из колена Иуды (1Пар 4:3).
Иддай
Иддай [евр. Хиддай], израильтянин из ->
Нахле-Гааша, один из храбых у Давида (2Цар 23:30).
Вероятно, то же лицо, что и -> Хурай.
Иддо
Иддо [евр. Йиддо], сын Захарии, начальник над
полуколеном Манассии в Галааде во времена Давида (1Пар
27:21).
Иддо (Гиддо,
Адда)
I.
"Главный в местности Касифье" во времена Ездры (Езд 8:17-20). Ездра просил И. как предстоятеля
колонии левитов и нефинеев привести служителей для храма в Иерусалиме.
II.
Кр. ф-ма от -> Адаии (возм., "любимец", или "Он
(Бог) знал", или "Он позаботился (о к.-л.), принял к.-л. близко к
сердцу"): 1) левит, потомок Гирсона (1Пар 6:21),
к-рого называли также Адаией (ст. 41); 2) отец Ахинадава, одного из
приставников Соломона (3Цар 4:14); 3) прозорливец,
описавший деяния Ровоама (2Пар 12:15) и сложивший
сказание о деяниях Авии (2Пар 13:22). Возм., этот
И. (Адда) тождествен Иоилю, о к-ром говорится в 2Пар
9:29; 4) дед пр. Захарии (Зах 1:1,7; ср. Езд 5:1; 6:14); вероятно, тождествен священнику
Иддо, вернувшемуся с Зоровавелем из вавил. плена. При первосвященнике Иоакиме
главой рода священников из дома И. был назван Захария (Неем 12:4,16).
Идеала
Идеала, погран. город удела Завулона (Нав
19:15), упомянутый вместе с Шимроном и -> Вифлеемом (2). Возм.,
это совр. Хирбет-эль-Хуввара, в 1 км юж. Вифлеема (2).
Идифум
Идифум-> Идифун.
Идифун (Идифум)
Идифун (Идифум) [евр. Йедутун]: 1) левит из рода
Мерари (1Пар 9:14,16), вместе с Асафом и Еманом руководивший
певцами во времена правления Давида (1Пар 25:1,3,6).
Вероятно, прежде И. звали -> Ефаном (ср. 1Пар
16:37,41 с 15:17,19). В то время как отделение Асафа осталось при ковчеге
завета в Иерусалиме, Еман и И. служили в скинии, у жертвенника в Гаваоне (1Пар 16:41,42). Соломон снова объединил их для
совместного служения в храме (2Пар 5:12). В 2Пар 35:15 И. назван "царским
прозорливцем"; упоминания о его потомках относятся ко времени правления
царя Езекии (2Пар 29:14), а также к эпохе после
возвращения израильтян из вавил. плена (1Пар 9:16; Неем 11:17). Имя И. встречается в заголовках трех
псалмов (Пс
38; 61; 76). Его сыновья были привратниками в храме (1Пар 16:42); 2) отец привратника ->
Овед-Едома, левита из рода Корея (1Пар 16:38; ср.
26:1,4,8).
Идлаф
Идлаф [евр. Йидлаф, от "плачущий"], сын Нахора
и Милки (Быт 22:22).
Идол, идолослужение
I:
1) под "идолами" (Лев 19:4; 3Цар 21:26; Иез 30:13; 1Фес 1:9), "чужими богами" (Втор 31:16), "иноземными богами" (1Цар 7:3), "иными богами" (Нав 24:2; 3Цар 11:4),
"другими богами" (Исх 20:3; Суд 2:17), "богами народов", т.е. язычников (4Цар 18:33), или богами арам., сидонскими и т.д. (Суд 10:6), а также под "мерзостью" (3Цар 11:5,7; Иез 20:7) подразумеваются
языч. божества и их изображения (Исх 23:24; Втор 27:15; 4Цар 23:24; Ис 2:8; Иез 22:3,4; Наум 1:14) (-> Терафим -> Звери
пустыни, а также статьи, посвященные языч. божествам, напр., ->
Ваал); 2) при идолослужении место невидимого Бога занимают видимые
изображения, имеющие человеч. образ или образ животного (Втор 4:16-18; Рим 1:23). К
ним и обращено поклонение, предназнач. Господу. Однако Бог не желает давать
"славы Своей иному и хвалы Своей истуканам" (Ис
42:8); под страхом смерти запрещает Он в Законе любое идолослужение и
повелевает искоренить идолопоклонство в Ханаане (Исх 20:3-5; 23:13,24,32,33; Втор 12:1-3,29-31; 13). Несмотря на это,
израильтяне постоянно обращались к идолослужению, чем и навлекли на себя
Божье наказание (4Цар 17:7-23).
Противоестественность подобного отношения к Богу раскрывают израил. пророки,
сравнивающие идолослужение с прелюбодеянием (-> Брак, IV и V), развратом
и -> блудом, намекая тем самым на распространенные в то время
культовые обычаи. В НЗ идолослужение названо в числе тех человеч. грехов,
к-рые не позволяют наследовать Царство Божье (1Кор
6:9,10; 10:14; Откр 21:8; 22:15). При
этом под идолослужением следует понимать нечто большее, чем просто почитание
языч. божеств: в Еф 5:5 и Кол 3:5
идолопоклонством названо любостяжание, а в 1Цар 15:23
- "волшебство" и "противление", т.е. грехи людей,
ставящих на место Бога собственное "я" (ср. Мф
6:24); 3) в Библии высмеиваются ничтожность и бессилие истуканов -
бездушных (Пс 105:28), суетных (Иер
2:5), безгласых И. (Авв 2:18; 1Кор 12:2). Они не в силах как помочь человеку, так и
навредить ему (Иер 2:28; 10:5; ср. Иер
7): "Ибо все боги народов ничто; а Господь небеса сотворил" (1Пар 16:26; Пс 95:5). Но все
вышесказ. не отменяет существования демонич. сил, стоящих за изображениями
истуканов. Эти силы не могут угрожать Богу, т.к. Господь превознесен над
всеми "богами", Он - Бог и Владыка всех "богов" (Втор 10:17; Пс 94:3; 96:9),
"которые в существе - не боги" (2Пар 13:9;
Гал 4:8). Однако эти силы могут представлять угрозу
для человека, даже если он служит им неосознанно: "Идол в мире ничего, и
... нет иного Бога, кроме Единого", - говорил ап. Павел (1Кор 8:4). Он утверждал, что ->
идоложертвенное приносится злым духам, и поэтому христианин не должен
принимать участия в языч. идоложертв. трапезах (1Кор
10:19-22).
II:
1) в качестве материалов, служивших для изготовления фигурок И., в Библии
названы дерево (Ис 40:20; 44:13), камень (4Цар 19:18; Иер 2:27),
золото, серебро, медь и железо (Исх 20:23; Ис 44:12; Дан 5:4; Откр 9:20). Наряду с литыми И. (Исх
34:17; Ис 42:17) упоминаются И. в окладах из
серебра и золота (Ис 30:22), а также украшенные
золотом и серебром деревянные истуканы (Иер 10:3-5).
Литые фигуры иногда покрывали золотом и украшали серебряными цепочками (Ис 40:19). Иезе-кииль повествует о настенных
изображениях (Иез 8:10), вероятно, имея в виду
рисунки. Согл. Ис 44:12, мастера при изготовлении И.
постились. (-> Изображение и -> Золотой телец.) См. ил.
на стр. 30; 52; 112; 142; 824; 912; 948; 2) раскопки в Палестине подтвердили
и существенно дополнили библ. свидет-ва об идолопоклонстве. В Хацоре (Асоре)
обнаружена каменная фигура сидящего божества, к-рая была установлена в нише
посвящ. ему храма, а также небольшие бронзовые фигурки, изображающие сидящих
или стоящих И. (ил. на стр. 824-826: поздний бронзовый век). Каменные рельефы
с мужскими или женскими божествами высекались их поклонниками по обету.
Найденные при раскопках формы для отливки бронзовых и серебряных статуэток
богинь, в основном обнаженных (ил. на стр. 824-826: средний бронзовый век),
изготавливались в храмах. Известны также небольшие глиняные и каменные фигурки;
видимо, именно такие статуэтки имеются в виду в Быт 35:2;
Нав 24:23. Иногда вместо антропоморфных И.
встречаются символич. культовые изображения. К их числу принадлежат
"маццебы", "ашеры" (-> Дубрава ->
Ашера, 2) и памятники (2Цар 18:18). См. цвет.
вклейку 7.
III.
Согласно Библии, культ плодородия отправлялся на горах (Иер
3:6; Ос 4:13), холмах, под тенистыми деревьями (4Цар 16:4; 17:10), в садах и дубравах (Ис 1:29; Иез 6:13), в долинах
ручьев и расселинах скал (Ис 57:5,6). Здесь же
находились храмы, или капища (1Цар 5:2; 31:10),
и -> высоты. Ханаан. и арам. храмы, обнаруженные при раскопках,
имеют устройство, схожее с устройством -> храма в Иерусалиме.
Храмовые постройки, относящиеся к эллинистич. временам, соответствуют греч. и
рим. архитектурным образцам. Руины подобных строений, и сегодня производящие
внушит. впечатление, можно видеть в Баальбеке и Пальмире. См. цвет. вклейку
62.
IV:
1) в Библии говорится о таких формах идолослужения, принятых в богослужении
израильтян, как жертва всесожжения (4Цар 17:32 - в
Синод. пер. - "служили"; 2Пар 28:4; Ос 12:11), жертва хлебная и возлияние (Ис 57:6; Иез 16:19), жертва
курения (4Цар 16:4; 17:11; 23:5; Иез 6:13) и жертвенная трапеза (Иез
18:6). Эти сведения подтверждают обнаруженные при раскопках остатки
костей животных, жертв. сосудов и сосудов для курения, масляная пленка на
камнях. С особой формой жертвоприношения связан запрет варить козленка в
молоке его матери (Исх 23:19); 2) практиковались
также человеч. жертвоприношения, к-рые в Израиле были строго запрещены (4Цар 16:3; 17:17; Пс
105:36-39; Ис 57:5; Иер 7:31;
Иез 16:20,21-> Молох), и культовый
блуд (4Цар 23:7; Ос 4:14; Мих 1:7-> Цена пса -> Блуд, I,2);
3) также свидет-вами идолопоклонства являются найденные археологами на тер.
храмов глиняные маски, бронзовые культовые штандарты и сосуды с изображением
змей (-> Драконов источник; ил. на стр. 824-826: железный век, I),
а также разнообразные пожертвования - жемчуг, украшения, амулеты, глиняные фигурки
голубей и обезьян, миниатюрные жертв. сосуды.
V.
В ВЗ говорится об отправлении культа плодородия и поклонении небесным
светилам - Солнцу, Луне, планетам и "всему воинству небесному" (Втор 4:19; 4Цар
17:16; 21:3; 23:5). Подобные обряды совершались, вероятно, на крышах (Соф 1:5), где сооружались соотв. жертвенники (4Цар 23:12). В 4Цар 23:4,11
упоминаются "вещи для всего воинства небесного", кони и колесницы
солнца. К идолослужению относится и поклонение "царице небесной",
вероятно, Венере (Иер 44:17-19 - в Синод. пер. -
"богине неба").