Период 2 1851-1893
Период 5 1917-1928
Период 6 1929-1943
Период 7 1944-1960
Литература
Воспоминание о жизни и служении Ивана Вениаминовича Каргеля.
Родился в Грузии в 1849 г., в 1851 г. его родители переехали в Германию, но жили там не долго и скоро опять возвратились на Кавказ. Учился Каргель в Германии, а на работу инженера-механника поехал в Петербург. Однажды идя по улице он услышал какое-то странное пение и увидел вывеску “столярная мастерская” и зашел послушать. Это было собрание евангелистов, которое проводил В.А.Пашков. Вскоре Каргель оставляет свою работу и становится миссионером. В Тифлисе принял водное крещение и много там трудился. Женился Каргель на Анне Александровне из группы Пашков. Бракосочетание происходило в Финляндии. Елена родилась 1883 г. 13 июля, Мария в 1886 г., Елизавета в 1887 г. и четвертая дочь Анна. Дочери получили очень хорошее образование Елена работала в Петербурге переводчицей. Очень рано умерла его жена от дифтерии а в 19-летнем возрасте умерла Анна
В 1884 г. Пашков и Корф вынуждены были уехать за границу. В 1887 г. Ф.Бедекер приезжает в Россию и начинается проповедование евангелия в тюрьмах. После двухлетнего путешествия Бедекер и Каргель возвратились через Ташкент, Ростов на Дону в Петербург.
времена, много было замечательных братьев на миссионерском служении, некоторые из них подвергались гонению еще при царской власти. И.В.Каргель имел Турецкий паспорт и это давало ему право быть неприкосновенным. Каким образом проходило христианское служение в России, за этот период до 1920 года; где какие были с”езды и союзы, все это уже описано в книге “история евангельских христиан-баптистов в СССР”.
В начале 20-х годов было стихийное бедствие в некоторых областях России по причине засухи был голод. Христианские общины Украины посылали посылки с продовольствием своим братьям по вере в Москву, Ленинград и другие города. И.В.Каргель со своей семьей вынужден был выехать из Ленинграда по направлении Курской области и остановился в Старом Осноле. А в это время брат И.С.Проханов написал письмо в село Николаевку Сумской области с просьбой оказать помощь старику и его семье. Братья с радостью приняли это предложение. Это было в августе 1920 года. На трех повозках, брат Захарченко Влас Семенович вместе с другими братьями перевезли семью И.В Каргеля в с. Николаевку / ныне Большой Октябрь /. 40 км от г.Сумы.
СЛУЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ
Семидесятилетний старец И.В.Каргель переехал на Украину совершать свое миссионерское служение, которое продолжалось еще 18 лет до конца его жизни. Селение это большое, там уже тогда был сахарный завод. Местная церковь очень радушно приняла брата и его семью. Сначала они жили на квартире у В.С.Захарченка, а современем для семьи Ивана Вениаминовича построили дом на усадьбе одного брата. Господь обильно благословлял служение Каргеля в этом селении, так что очень многие обратились к Господу, и община возросла. В этом же году к зиме Каргель предложил Братьям организовать полторамесячные библейские курсы, на что все согласились. Одновременно дочь И.В. Елена проводила общеобразовательные курсы для малограмотных и это оказалось очень полезным для таковых. Немного хочу остановиться и напомнить о дочерях Каргеля. Все они были девицы посвятившие себя на служение Господу. Елизавета Ивановна более всего вела духовные работы, помогала отцу переписывать его труды, а иногда и переводить с немецкого на русский язык, так как И.В. легче было писать на немецком, хотя он хорошо знал и русский язык. Она проповедывала в собраниях, проводила беседы с сестрами, участвовала в проведении местных библейских курсов. Мария Ивановна в основном вела хозяйственные работы в своей семье и также проводила духовные беседы с верующими. А Елена Ивановна в последствии возвратилась в Ленинград и там продолжала свою работу. И.В.Каргель трудился не только в даном селении или в окружающих местах, но и в больших городах и продолжал участвовать в проведении Библейских курсов в Ленинграде Как многие доказывали, что И.В.Каргель имел дар пророчества, дар истолкования слова Божия и дар исцеления. Бывало так, что когда приходили к нему на беседу, он заранее знал их намерения и нужды, а особенно вместе с тем он был и мужем молитвы! Однажды необходимо было вызвать одного брата служителя с соседнего селения за 14 км. И.В. вместе с дочерями, помолились Господу об этой нужде и этот брат служитель приехал к ним в тот же день.
В эти годы трудно было достать керосин для освещения лампой, и по молитве Каргеля, прислана была банка с керосином из-за рубежа. Близким соратником у И.В. в селе Николаевке был Коплик Архип Семенович, который часто ходил на утреннюю молитву к семье К. И вот однажды Архип Семенович рассказал И.В. как он еще до революции в 1917 г. находился в тюрьме в г.Харькове, закованный в кандалах за проповедь Евангелия. И вместе с ним был в узах харьковский брат. Во время революции их освободили. И с того времени братья ни разу не встречались и Архипу Семеновичу захотелось повстречаться с этим братом. И тут Каргель задал ему такой вопрос: “А ты веришь, как если мы вместе помолимся Господу и этот брат с Харькова приедет к нам. Архип Семенович ответил положительно и они помолились. И действительно этот брат приезжал. И еще был такой случай. Заболела у Архипа Семеновича маленькая дочь и была уже в безнадежном состоянии. Некоторые народные средства, которые они применяли не помогали. Посоветовавшись с женой решил пригласить брата Каргеля для молитвы. И когда он шел дорогою то повстречал, идущего к ним Каргеля. Обратившись к нему он сказал: “Иван Вениаминович, я иду к вам…” “Знаю, знаю” перебил его К. ”сегодня Господь покажет какая твоя вера, ты ее сам увидишь. Идя дорогою они молчали, Архип С. Обратившись сказал: “И.В. я хотел бы еще раз пойти на Библейские курсы. “На курсы?” Как бы удивленно переспросил Каргель. “..Если в твоем сердце не будет курсировать Христос, то что дадут тебе эти курсы?” И когда они пришли домой, брат К. осмотревши больную, сказал: “Вы верите, если мы помолимся Господу, дитя выздоровеет и встанет? И когда они помолились, дитя протянуло свои худенькие рученки и брат Каргель взял ее и обратившись к Архипу Семеновичу, сказал: “вот твоя вера” и повелел, чтобы покормили дитя. В 1923 г. в этом селении вторично были проведены двухмесячные Библейские курсы, на которых присутствовало 55 человек со всего района. Уроки проводились каждый день по три часа. Преподавалась Гомилетика, основные истины, О 2 м пришествии ИИсуса Христа и откровение Иоанна и разные вопросы. Здесь присутствовали братья более грамотные, как Лукаш Федор Григорьевич, Клименко Александр Никитич, которые успевали следом все записывать и их записи сохранились. И еще был такой случай в с. Николаевке. Однажды ночью, кто то пришел к дому Каргеля и встревоженно застучал. Когда его впустили в дом, это был один верующий брат, еще молодой. Он весь дрожал от страха и пояснил, что его очень взволновали греховные мысли до такой степени, что он пришел в ужас и в отчаянии решил, что он уже похулил Духа Святого и что теперь ему не простится ни в этом веке ни в будущем. Прежде всего И.В успокоил его и рассказал этому брату следующий пример: “Вот ты вышел в поле и через твою голову летят целая стая воронов, они кружатся, кружатся вокруг тебя, но здесь нет никакой беды, пускай себе летают, ты просто не обращай на них никакого внимания, они полетят себе. Но беда будет тогда, когда они сядут на твою голову и совьют себе гнездо. Но я думаю что ты на это не согласишся. Так- это и с твоими мыслями. И многими другими примерами молодой брат был наставлен, он понял эту истину и когда они помолились, успокоился и сейчас же доверился благодати Божией.
Однажды когда брат Каргель шел по улице повстречал одну, уже пожилую, верующую сестру. Лицо ее было изнурено как от продолжительной болезни и сама она была истощена и неузнаваема. И.В. остановился и удивленно спросил: “Что с вами случилось, дорогая?” Она как- то смущенно и нерешительно ответила. Я вам, брат, могу признаться, это я посвятила себя на служение Господу постом и молитвой. Каргель выслушал ее внимательно и потом об”яснил ей, что пост и молитва это не обрядное служение, но оно имеет определенную цель и назначение. Фарисей, которые стоял в храме на молитве рядом с мытарем, у него тоже была обрядная форма поста - два раза в неделю, но он далек был от Божественной цели. Мы всегда должны быть под контролем Духа Святого и держаться главы, чтоб избежать самовольного служения /колос.2, 18-23/ Много замечательного наблюдалось в жизни И.В.Каргеля в даном селении, но пришло и испытание. В этой Николаевской общине был пресвитером церкви Терновенко Виктор Михайлович, который втайне уже был отступником. Его мучила зависть, что на него теперь меньше стали обращать внимание, а предпочтение отдавали Каргелю. Он даже и на первых и на вторых курсах не присутствовал, не пожелал. И когда на имя Каргеля поступали в общину средства и присылались посылки, то В.М. Терновенко часто укрывал, воровал и присваивал их к себе. Он возбуждал братьев, чтобы выжить семью Каргеля из их селения и подыскивал многие причины. Он говорил, что в нас нехватает средств на их содержание. И когда это не помогло, он окончательно решил продать дом где жил Каргель и подговорил одного “брата”, который участвовал вместе с ним в отступлении и продали этот дом на снос. И.В. Каргель покорно согласился на такую участь сказал, что его Отец Небесный не оставит, а отступников он строго обличил именем Господа за их такое нечестие и лукавство. Возмездие не замедлило прийти. Когда уже разбирала этот дом на продаж, случилась авария, одна стена этого дома упала и убила этого “брата” отступника. А с В.М. Терновенком трагедия произошла позже. Во время войны, когда он был старостой и полицейским то его сотоварищи смертельно ранили и он скончался в больших мучениях
НОВЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Семья И.В. Каргеля переехала на другое место жительства. Брат Савенко Алексей Федорович совместно с другими погрузили вещи на повозки, забрали семью и увезли в другое селение. Это было прексрасно место. Селение это называется Токари-Бережки, и на сегодняшний день там находится санаторий для отдыхающих. Вокруг сосновые леса, рядом протекает река Псел, вокруг большие населенные пункты. Село Межирич длиной на 15 км. Малая Ворожба, село Михайловка, г.Лебедин за 40 км от г. Сумы. Семью Каргеля поселили в домике, какраз возле леса. И здесь, как и в Николаевке началась оживленная работа, а работы было очень много. Режим работы в семье И.В.К. приблизительно был в таком порядке. К 9 часов утра была семейная молитва. Перед молитвою Иван Вениаминович читат слово Божие и выдержки из духовного календаря, а потом проповедывал в такой силе, как будто бы перед ним была многочисленная аудитория и потом по порядку все молились, после молитвы был легкий завтрак - пили чай. А с десяти часов утра и до 12 часов дня была беседа с посетителями, а посетителей всегда было полно. Со всех сторон приезжали братья и ожидали пока начнется час беседы. После окончания 2-х часовой беседы И.В. удалялся в лес для уединенной молитвы, а его дочери Елизавета и Мария, продолжали беседы с посетителями. Каким образом была построена беседа? Каждый из приходивших имел какой-то неясный вопрос из Библии, или касающийся его личной жизни. Иван Вениаминович вел беседы только о Христе и убеждал братьев принять Христа верою в свое сердце, как личность и полноту только тогда вы сможете все понять и разрешить все ваши проблемы. Он говорил, братья мои, если у вас есть какие либо греховные привычки и многие недостатки, то знайте, что они и впредь будут повторяться до тех пор, пока вы не исполнитесь Духом Святым. Вам необходимо освящение. Люди отзывались на все эти беседы по-разному. Многим, все эти истины об освящении были непонятными, каким то новым учением и неудобовразумительным, а другие понимали и исправлялись. Были и такие случаи. Однажды пришли на беседу, из одного селения два верующих брата, один из них был евангельского течения, а другой пятидесятник. И когда они уже уходили домой после беседы и дорогой рассуждали, то брат из пятидесятников сказал, что Каргель ничего не понимает, ему эта истина закрыта. А другой брат с удивлением возразил, как же это так? А вот как, сказал другой: “Каргель два часа говорил, говорил, а главное об иных языках так ничего и не сказал”. Однажды было так, что Каргель, беседуя о Христе привел какой то пример о бегемоте, и вот уже по окончании беседы, как обычно, он спрашивает слушателей. Может быть вам что непонятно и какие у вас будут вопросы? Тогда один брат сказал: “И.В. об”ясните пожалуйста подробнее за бегемота, что это за животное”? Каргель печально ответил: “Ах как это будет нехорошо, говорили, говорили о Христе, а теперь будем заканчивать бегемотом?” Как -то мне рассказывал брат Токарь, как он однажды присутствовал на беседе, когда речь шла об Ангелах и небе. Об”ясняя Каргель все время водил рукой показывал вверх, то тогда у меня было такое чувство, словно я присутствовал на небе и видел все там происходящее. Улюбленной темой у К. было беседовать из книги Откровение Иоанна. Он всегда предупреждал братьев, когда вы начинаете изучать эту книгу, смотрите не упустите из виду повеление Господа Иоанну, в строгом порядке, было сказано - написать: 1. - что он видел; 2. - что есть; 3 - что будет после сего.
В первой главе было написано, что Иоанн видел Господа грядущего во славе и ходящего посреди семи золотых светильников. Вторая и третья главы, “что есть” это семь периодов церквей, существующих на земле. А: что будет после сего” это начиная с четвертой главы и до конца книги. Все эти события совершаются уже после восхищения церкви Христовой на небо. И еще он напоминал об одном очень важном упущении из этой книги. Ибо многие толкователи и богословы, совершенно выпустили из виду 3 глава 7 стих о закрытии дверей. Господь представляясь Ангелу Феладельфийской церкви, выступает как имеющий ключ Давидов, который на исходе шестого периода этой церкви, закрывает дверь так, что уже никто не может открыть ее. Но как ни печально, все же нашлись такие люди, которые сумели подобрать ключ Давидов и открыть дверь спасения для язычников, уже после взятия церкви христовой на небо. Поймите эту простую истину. Было время, когда дверь спасения по благодати была закрыта для язычников. Но когда Господь сказал сынам Израилевым: “се оставляется вам дом ваш пуст” Матф. 23,38. Тогда часы Израиля были остановлены. После сошествия Духа святого в день пятидесятницы, дверь спасения по благодати была открыта для всех народов и языков. Д.А. 14,27; Д.А. 28-28; Ефес.3,4-6. Наступило иное время, это царство Духа Святого и оно будет продолжаться ни больше, ни меньше как до момента восхищения церкви христовой на небо, когда в эту открытую дверь войдет полное число язычников. Римл. 11,25.
Тогда прекратится светлый день и наступит ночь, когда уже никто не может делать ничего Иоанна 9,4 Лука 13,24-25; Откр. 9,20-24. И вот тогда -то часы Израиля снова будут пущены. Упущение слова Божия о закрытии дверей порождает следом за собой и следующее недоразумение. Это событие, которое изложено в откр. 7, 9-12. Что же это за спасенные народы? Откуда они пришли и каким образом они оказались на небе, когда уже дверь спасения по благодати была закрыта ключем Давида? Но в этом вовсе нетрудно разобраться, зная Слово Божия. Почему Господь закрыл дверь спасения за шестым периодом церкви, а не за седьмым? Разве седьмой период не является Его церковью? То почему же Господь оставил их на великую скорбь? Для этого нам необходимо знать характер лаодикийской церкви. Все они дети Божии, рождены свыше, они вошли чрез дверь спасения своевременно, только опоздали с процессом освящения по причине их самодовольства откр. 3, 14-17. На них была одежда, только не была убелена, значит не брачная. Они имели Духа Святого, только не имели Его полноты. И таким образом они не смогли войти в небесный град воротами, как побеждающие, а только через огонь жертвенника. Об этом так ясно пишет Ап. Павел 1-Кор. 3,11-15. Вот они то и составили столь великое множество пришедших от великой скорби со всех народов, племен и языков.
А при снятии шестой печати, первого периода великой скорби, их уже никого не будет на земле, так что они не доживут до времени прихода антихриста, как толкуют некоторые. Спасение тогда будет только для Израиля. Очень много было проведено бесед Каргелем на эту, очень важную тему из откровения. Еще было очень интересное событие. В те дни, в некоторых Евангельских церквах, практиковался порядок служения на основании 1 -Кор. 14. 29-31 когда руководящий брат, не назначал кому и за кем говорить проповедь, а выходили братья которых побуждал Дух Святой. Такое было доверие Духу Святому. И вот в одной из таких общин было собрание в доме, где собралось много людей. И после призывной молитвы и пения, нет ни у кого побуждения выйти на проповедь. Как обычно, подождав немного продолжали петь псалмы, но никто не выходит, начали смущаться, и вдруг у входа дверей толпа начала шевелиться, кто-то пробирался вперед к кафедре. Все увидели, что идет Каргель и у многих покатились слезы. Однажды, когда Каргель удалился в лес для молитвы, а потом там он сидел и размышлял. И вот подъезжает к нему лесничий на коне, а он повидимому уже не раз замечал этого человека в лесу, только не знал, кто это такой. И строгим голосом заговорил: “Старик, что ты здесь делаешь? Ты знаешь, что я хозяин этого леса?” Каргель спокойным голосом ему возразил: “ Нет, это лес моего Отца”. Тогда лесничий слазит со своего коня и садится радом с Каргелем. Завязалась беседа, лесничий выслушал все внимательно и потом заплакал. Он признавал, что этот лес не ему принадлежит, но Отцу Небесному. Повстречались И.В. в лесу и разбойники, грабители, которые приказали снять верхнюю одежду, но он ответил им, что эта одежда принадлежит Отцу и теперь он должен помолиться и попросить у Него разрешения отдать ее другим. И когда он молился, то на грабителей напал страх и они убежали. Благословение Господне изливалось на всех церквах, слово Господне распространялось на окружающих, было много ревностных братьев, работников на Ниве Божией, но незаметно вкрадчиво, пришли и тяжелые времена,
Нагрянул мрачный 1937 г.
НЕЖДАННЫЙ ГОСТЬ
“Иисус же сказал ему:
“друг, для чего ты пришел?”
Матф. 26,30
Все началось из того, что в данную местность в 1936 г. посетил гость, миссионер из Киевско- Московского союза Евангельских Христиан, некий Моргунов. Как и должно быть всегда гостям бывают рады и приветствуют их. Так и этот гость посетил много христианских общин. Красноречиво проповедывал, интересовался братьями, ревностными служителями, и как обычно отвечал на многие вопросы. Но вместе с тем он исполнил свое предательское дело, составил длинный список всех активных работников и передал властям. Когда этот гость уехал, сразу обрушилось гонение на церковь. Невольно возникает вопрос, что именно заставило Моргунова совершить такое предательское дело? Может быть он сам от себя это сделал, как Иуда предал Христа за серебренники, или он честно выполнил поручение союза евангельских христиан? Ибо в последнее время, Каргель отказался поддерживать решение этих союзов? Но это пока что остается тайной, которая откроется в вечности Сам же Моргунов уже в 1937 г. якобы тоже был выслан и оказался неизвестным.
В первую очередь арестовали братьев в Токарях-Бережках, а потом распространилось все дальше и дальше, даже на несколько лет. Как обычно приезжали ночью, делали обыск и забирали братьев и вывозили на допросы и там уже решали каждого судьбу. В августе 1936 г. были арестованы обе дочери Каргеля, Елизавета и Мария. Целый год они находились под следствием и уже 15 августа 1937 г. были осуждены на пять лет в тюремных лагерях Сибири, но как оказалось они там находились в половину больше. Когда Ивапн Вениаминович остался один, то его близкие друзья поспешили перевезти его в г.Лебедин. Перевезли его молодой брат Хобот Иван Васильевич. И так, как никто с верующие не решился забрать к себе на квартиру из-за опасности, то нашли ему квартиру в одного неверующего старика. Когда повстречался Иван Вениаминович с хозяином дома и поприветствовал его Из разговора оказалось что они одногодки. Этот старик похвалился Каргелю, что он заранее приготовил себе домик, показывая новенький гроб. А Каргель, показывая рукою на небо, сказал: “А там у тебя есть дом для твоей души?”
В Лебедине жила семья Васильцевых, Екатерина Ивановна дружила с Елизаветой и Марией и во многом помогала им. И когда забрали дочерей Каргеля, она написала письмо Елене Ивановне в Ленинград, чтобы она приехала ухаживать на больным отцом. И вот в одну ночь, когда забрали Васильцева, мужа Екатерины Ивановны, а на вторую ночь приехали за Каргелем. Екатерина Ивановна была свидетелем когда его забирали, сделали обыск и забрали все имущество и всю духовную литературу и все рукописи. Нагрузили две полных повозки. Хотелось бы немного остановиться и сказать о духовной литературе К. Многие знают его книги, которые в свое время были напечатаны, мы их теперь не будем перечислять. Но печальным является то, что в последние годы И.В. не переставал писать, но оно уже не было напечатано. А писалось это следующим образом; всякий раз, когда И.В. удалялся для уединенной молитвы и там читал слово Божие и размышлял, то Господь посылал ему все новые и новые откровения. Дочери помогали ему переписывать. И когда брат Хобот И.В. перевозил Каргеля в Лебедин, то он К. похвалился ему, что написал большую книгу, правда он не пояснил что именно там написано, но все это так и осталось тайной. В скором времени оно было конфисковано и уничтожено.
И.В.КАРГЕЛЬ - УЗНИК В СУМСКОЙ ТЕМНИЦЕ.
И вот теперь старец - благовестник в возрасте 88 лет оказался за решеткой в сумской темнице. Эта тюрьма была построена еще в 1650 годах. В большой темничной камере было очень много людей, среди них было также много и верующих братьев. Братья, увидевши Каргеля, и как бы ободрившись его узами, беседовали с ним. Ивана Вениаминовича уже очень слабого и больного, поместили напротив маленького вверху окошка, откуда поступал свежий воздух. Братья задавали ему вопросы, а он отвечал им, а вся камера внимательно слушала. Дежурный часовой время от времени покрыкивал: “Старик, замолчи!”. В тюрьме брат К. пробыл недолго, через несколько дней его отпустили домой. Дочь К. Елена Ивановна, хотя и приехала с Ленинграда, ухаживать за больным отцом, но это оказалось весьма затруднительным, так как за ней уже была слежка и она вынуждена была скрываться у друзей, и уже после смерти ее отца, собиралась выезжать обратно в Ленинград. Дорогой за ней была погоня, она старалась бежать и слышно было, как она кричала, но не могла уйти от быстрых гонителей. Так уже было суждено.
5 декабря 1937 г. была арестована органами НКВД. Обвинялась по статье 54-10 ч.1: 54 -11 УК УССР. В обвинительном заключении было указано, что Каргель Елена Ивановна, якобы проводила контр.р. агитацию среди посещавших собрание евангельских христиан в результате чего имели место провокации против организации колхозов. Дело было передано на рассмотрение особой тройки УНКВД, Харьковской области, постановлением которой от 9 декабря 1937 г. Каргель Е.И. приговорена к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение в г.Сумы 16 января 1938 г. в 24.00. Тело захоронено на центральном городском кладбище г.Сумы в его восточном секторе. В 1989 г. реабилитирована посмертно. /Документальное подтверждение/ В последние дни пришлось ухаживать за Иваном Вениаминовичем, Васильцевой Е.В. Умирая И.В. сказал: “Когда я уйду к Отцу Небесному, и услышат мои дочери и друзья, то пусть не ищут меня на кладбище, там меня нет, завтра, когда вы прийдете ко мне, меня уже не будет здесь”.
УМЕР И.В. КАРГЕЛЬ 23 НОЯБРЯ 1937 г.
Брата похоронили в скудных обстоятельствах несколько человек его друзей на городском кладбище в г.Лебедине. В 1947 г. Елизавета Ивановна отбывши свой десятилетний срок заключения, приезжала в г.Лебедин навестить своих близких друзей. А Мария Ивановна оставалась еще на три года в сибирских лагерях. Друзья пытались удержать Елену Ивановну и предлагали ей местожительство, но это было в те времена еще невозможно.
В последние годы своей старческой жизни дочери К. Елизавета и Мария после окончания своих сроков, остались жить в г.Кемерово. Они наняли квартиру на окраине города. Мне писала Елизавета Ивановна о трудностях их жизни, о суровой зиме, сильных морозах и жгучих ветрах Затем друзья помогли им купить небольшой домик в г.Яшкино по улице Лесная,26 Кемеровской области и помогали им материально и посещали их лично. Они не жаловались на трудности своей жизни, а говорили только Господу. Проходило время и сестры продолжали трудиться и писали письма многим верующим, отвечая на их вопросы. Елизавета Ивановна умерла в 1956 г. от воспаления легких. Оставшись одна Мария Ивановна была уже очень слаба и страдала большой потерей слуха. У нее в доме была маленькая комнатная собачка, и когда она залает, М.И. знала, что уже кто-то к ней идет. Однажды случилась стихийная беда, большая буря раскрыла на ее доме кровлю. Мария И. в последних своих письмах писала Екатерине И. об этом случившемся бедствии. ”Когда я помолилась Господу и сказала: Отец дай мне крышу. И вот вскорости пришел какой -то неизвестный человек и сделал”. И так закончилась жизнь Каргелевых на земле, но она и до сих пор остается в сердцах и памяти очень многих детей Божиих. Будем продолжать достойно на земле и взирая на кончину их жизни, будем подражать вере их.
Турчанинов Д.Я. г.Сумы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
/ это письмо переписано с оригинала /
Г. Лебедин Харьковской обл. Безимовка, Ясная Поляна дом Васильцева 27 апреля 1937 г.
Дорогие мои в Господе, Юлия Яковлевна и Август Михайлович!
Простите меня, что до сих пор остался у вас в долгах, не давая вам малейшего отзыва о моей жизни. Отцу моему было угодно положить меня на одр болезни, как вы знаете, так что в течении 3,5 месяца не было надежды на выздоровление, а поправка или улучшение совершается так медленно, что меня постоянное сомнение о полном выздоровлении, не оставляет. Встаю с постели и тотчас ноги опухать начинают, ни сидет ни ходить долго невозможно. Поэтому с дрожащими руками с трудом напишешь лишь несколько строк, чтоб на следующий день продолжать то самое. Вот, дорогие мои, причина моего долгого молчания вам. Первое о чем мне теперь хочется сказать вам, это то что во все это трудное время, вплоть до этой минуты, моя душа полна любьви и благодарности Отцу нашему за вас, и полна этими чувствами к вам за всю вашу любов которой вы меня беспрерывно осыпали. Я не раз себе сказал: это незабвенная любовь, ее и в вечности не забудешь. Точно Отец наш избрал вас себе в помошники, чтобы подтвердить и подчеркнуть чрез вас свою любовь к нам. О как благодарю Его, что Он сделал вас Своими проводами и вас благодарю, что добровольно отдались на это. Могу только сказать, великое утешение и радость внесли вы, дорогие наши, в серд и жизни наши по совершении по трудному пути. Слава за это Ему, Возлюбившему нас вместе с вами.
Моя особенная молитва в наше время за всех детей Божиих, чтоб Он в милости Своей, открыл бы им ту тайну, которая есть “Христос в вас, упование славы, о которой Ап. Павел так ясно пишет в Колос. 1,26-29. Она уже не должна быть тайной, раз многократно описана, как в этом месте так и Ефес. 3, 1-21; Римл. 14, 24-26, и других местах, но как не читают большинство верующих и проповедников у нас о тайне сей, она сокрыта она остается на листках и страницах Нового Завета, а они сами ее на опыте не переживают, и потому и лишены упования славы, славы уже тут и славы вечной. О как жалки эти дорогие искупленные в которых Сын Божий не мог явиться Сам /Иоанна 14, 21/. И они продолжают свою духовную жизнь без соединения с Ним. Однако нет никакой преграды никому выйти из этого состояния, потому что ныне настало время, в котором эта тайна открыта святым и Бог не удерживает, а благоволит показать богатство славы ее. О как он желает видеть Христа в Своих святых! Он послал раба Своего, чтобы о Христе в нас проповедывал и этим путем сделал бы предлоежние сделаться каждому участником величайшего приготовленного для нас блага. Когда услышим мы эту проповедь в наших собраниях, когда будет предложен ”Христос в нас “ всем чадам Божиим? Но этот избранный раб /Божий/ Господом Ап.Павел, любящий любовью христовой каждого искупленного не удовлетворился всеобщей проповедью, нет он не пропустил ни одного, чтобы не говорить частным образом с ним о блаженной тайне, как он об этом дальше сообщает: “вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости”. Не могу сказать как ликовала душа моя когда я из этих слов увидел что эта тайна не хранится для Апостолов или для каких выдающихся святых, но готова для всякого человека, следовательно и тайна была для меня. О если б возможно было внушить каждому брату и каждой сестре, которые еще продолжают свою плотскую жизнь без живущего в них Господа.
Чудная же любовь Господня проявилась для меня, когда заметил что в этом 28 стихе, дважды повторяется, что сия тайна для всякого человека, но какое было изумление, когда я заглянул в подлинник и та даже трижды повторено: “всякого человека”. И для того, чтобы представить всякого человека Совершенным во Христе Иисусе. Значит чаду Божию живущему в самом себе, никак неожидать малейшего движения вперед, оно останется нищим и жалким и никогда недостигающим цели Божией. Только Он Сам Христос лично в нас и мы сами лично верою живя в Нем, вот как достигается совершенство. И вот Господь это приготови для всякого человека. Как виноватыми окажутся в оный великий день вс те которые на положенном в них основании строят со своего материала, а не материала соответствующего Христу. 1-кор. 3,11-15. О, какой это будет урон в тот великий день. Апостол знал кое что о Нем, потому он и горел желанием представить всякого человека совершенным во Христе. Как велика необходимость иметь Христа, как упование славы в нас и быть и пребывать в Нем, это можно видеть из свидетельства Апостола о себе, чтоб привести всякого человека к этому состоянию это его труд, для которого он существует и который он совершает с подвигом, влагая в него все свои силы, но впрочем, не собственные свои, а силы живущего Христа в нас, которые действовали в нем могущественно. Как уместным был бы такой подвиг каждой душе, которая этого блаженного состояния еще не знает.
О молитесь, дорогие мои, чтобы Дух Господен многих возбудил к этому! Тут 1 глава Колосянам кончается, как бы всю свою мысль Апостол высказал. Но напрасно разделили когда то эту главу в этом месте, потому что этот чудный раб Божий продолжает говорить о том же самом. И мне хотелось хотя немного остановиться на 1-м стихе 2 главы. Читая его мы можем заглянуть в сердце этого раба Господнего и видеть его пылающую любовь ко всем, ко всем без исключения чад Божиих и еще раз ту великую необходимость в откровении тайны о Христе в нас, кто бы мы ни были. Апостол тут объявляет, что такой же подвиг, как он совершил для всякого человека в откровении тайны, он также имеет за них, которым это послание пишет. А ведь он писал Колосянам, Лаодикийцам и Керапальцам, которых он никогда в глаза не видел и которые его лично не знали. Какая забота! Он в оковах в Риме, они далеко в Малой Азии, а он борется и подвизается в молитвах, за лично незнаком пре Богом о том, чтобы Иисус Христос, как живущий в них открылся. Из этого мы видим, что он не хотел чтобы хотя одна душа оставалась без обитающего Господа в ней. О, если бы все так жаждали об откровении Христа в них! Очевидно еще, что Апостол жалеет о том, что они дорогие, не видели лица его во плоти.
Я сперва думал: разве это было так крайне важно видеть его лицо? Правда и я был бы рад видеть этого посланника Господня лично. Но скоро мне стало ясно, сожаление Апостола состояло в том, что не видев друг друга лично, это лишало его возможности каждого глаз на глаз вразумлять и научать вечной премудрости, как вселить Христа в свое сердце. /Ефес. 3,17/ Ему лично хотелось ввести каждого в это блаженное состояние. Тут мелькнула мне мысль: Апостол же мог успокоить себя тем, что он им так ясно пишет о той же для них и борьбе и подвизании.
Знал как люди и даже верующие читают послание и письмо за пол часа или за тричетверти часи и все прочитано и тайна Господня для них остается на листке послания и неоткрывается им никогда. И если даже получилось какое впечатление и оно в короткое время выдыхается как пар в воздухе. Поэтому так крайне нужно личное свидетельство и наста вание для всех чад Божиих еще недошедших до чудной тайны. “Христос в вас упование славы”. О, молитесь, о свидетельствуйте лично всем близким у вас, подвизайтесь за всех, кто не видал лица вашего в плоти, т.е. за всю вселенскую церковь, чтобы всем и каждому открылся Он, как живущий и пребывающий в них. С искренним приветом в любьви Христовой, брат ваш в Нем.И Каргель.
|