Социальный облик протестантских общин на современной Украине |
http://www.religio.ru/relisoc/97.html Динамичное развитие протестантских конфессий в течение последнего десятилетия, а также определенная обеспокоенность по этому поводу сторонников некоторых традиционных церквей Украины обуславливают актуальность подробного и глубокого социологического исследования современной протестантской общины как сообщества людей с характерными особенностями внутреннего устройства, состава и функционирования. За последние 10 лет евангельские общины пополнились сотнями, даже тысячами новообращенных, для которых принадлежность к поместной церкви – будь она баптистская или харизматическая – оказалась не просто привлекательной, но и стала фактором, изменившим их дальнейшую жизнь. Все это побудило автора провести исследования социального облика евангельских общин в Донецкой области, где процент протестантских религиозных организаций самый большой по Украинее. Это исследование проводилось с января 2000-го по март 2001-го гг. и состояло из включенного наблюдения, тематических интервью и опросов. В нем приняло участие 300 респондентов – верующих общин таких наиболее многочисленных в Донецкой области протестантских направлений, как евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники), Церковь Христа (известная под названием “реставрационный баптизм”) и харизматическая церковь Полного Евангелия. На основе социологического исследования удалось выяснить, в частности, что основной состав общин на этом этапе состоит из людей, считавших себя в прошлом неверующими (46% опрошенных) или верующими Православной церкви (32%). При этом последние часто отмечали, что их принадлежность к православию была номинальной. Один респондент, например, выразился так: “Я думал, что я православный, но теперь понимаю, что был неверующим”. 14% отнесли себя к внеконфессиональным верующим и к другим конфессиям (Свидетели Иеговы, адвентисты и т. п.). Лишь 8% опрошенных ответили, что с детства были членами евангельской церкви, поскольку к ней принадлежали их родители. Это свидетельствует о значительном обновлении протестантской среды в Украине в течение 90-х гг. Фактически свыше 90% сегодняшних отечественных протестантов являются верующими евангельских церквей в первом поколении; средний стаж их членства – 4 – 5 лет. На вопрос “При каких обстоятельствах вы впервые посетили протестантскую церковь?” большинство (67%) опрошенных ответили, что их пригласили родственники или знакомые (среди них 12% – в детстве), 18% пришли по рекламным объявлениям в средствах массовой информации или информационно-рекламных буклетах, 8% случайно услышали проповедь во время евангелизаторских акций и т. п. Около 8% верующих привели в церковь личные духовные поиски, 4% – стечение обстоятельств, и лишь 2% респондентов заявили, что стать верующими их побуждали личные и семейные проблемы. Следует отметить, что так называемая “личная евангелизация”, которую часто практикуют члены этих церквей, обычно наиболее эффективна, о чем свидетельствуют и результаты исследования. Верующие очень активно привлекают в церковь именно своих родственников и друзей, проповедуя им Евангелие, коллективно и индивидуально молятся за близких и др. С другой стороны, человек более всего склонен посетить общину и остаться в ней, если ее членом является авторитетная для него личность, с которой он постоянно общается. 74% участников опроса указали, что среди членов их семей есть верующие этой или другой родственной евангельской церкви. При этом на вопрос “Стараетесь ли вы привлекать людей в церковь?” 51,7% респондентов ответили, что делают это иногда, когда есть возможность, 21% – довольно часто, около 20% – очень активно и постоянно, 5,3% – очень редко и лишь один респондент ответил отрицательно. Таким образом, можно считать, что на данном этапе уровень внешнеориентованной активности верующих этих конфессий выше среднего, но далеко не максимальный и направлена она главным образом на ближайшее социальное окружение. Общеизвестным для отечественных исследователей является тот факт, что на протяжении последнего десятилетия протестантская община стала значительно более открытой и доступной для новых членов. Испытательный срок от момента покаяния до принятия водного крещения, делающего неофита полноправным членом общины, за этот период значительно сократился. Если ранее он длился не менее одного-двух лет, то теперь большинство верующих могут принимать крещение по собственному усмотрению. Среди участников исследования приблизительно 51% приняли водное крещение не более чем через полгода с момента первого посещения церкви. Были и такие, кто принял крещение сразу после покаяния, в тот же день. В особенности это относится к верующим Церкви Христа, – многие люди стали ее членами в результате массовых евангелизаторских кампаний, проводившихся американскими миссионерами в первой половине 90-х гг. Однако лишь небольшая часть участников тех акций в будущем стала активными верующими, – большинство вскоре оставили церковь, не имея достаточно стойких убеждений. Следует отметить, что, по наблюдениям автора, в старых баптистских и пятидесятнических общинах, имеющих свои традиции и состоящих преимущественно из верующих не в первом поколении, испытательный срок зачастую сохраняется. В новообразованной же общине выходцы из традиционных общин обычно составляют ядро, то есть несут служение пастора, пресвитера и т. п. Они не могут противостоять многим элементам светской культуры, привнесенным новообращенными, поэтому в вопросах, не касающихся основ веры, часто идут на уступки, стараясь творчески переосмыслить и использовать эти элементы для целей своего служения. На вопрос “Почему в Вашей общине нет испытательного срока и испытания перед водным крещением?” пастор пятидесятнической общины ответил: “Мы не знаем, когда придет время вашей смерти. Если оно настанет раньше, чем вы вступите в завет с Господом, то мы будем чувствовать себя виновными, что оттягивали этот момент”. Приход человека в конкретную протестантскую общину еще не означает, что он останется там навсегда. Согласно данным нашего исследования, по крайней мере один переход в другую евангельскую общину осуществили 29% опрошенных. Зачастую люди меняют церковь в связи с переменой местожительства (33% этой группы респондентов) или из-за несогласия с главными доктринальными положениями (32%), – тогда они могут перейти в общину родственной евангельской конфессии. Зафиксированы, в частности, переходы евангельских христиан-баптистов и христиан веры евангельской пятидесятников в Церковь Христа, причиной которых было более правильное, по мнению верующих, толкование Библии в этом движении. Кроме того, случаются переходы из “умеренных” церквей в харизматические вследствие стремления участвовать в динамичных и активныхм богослужениях. Около 30% этой категории опрошенных назвали одной из главных причин своего перехода конкретное христианское служение, которое они получают возможность нести именно в этой общине: их приглашают на роботу как пастора, проповедника, члена хора или группы прославления и т. п. Есть и оставившие старую общину ради создания новой, иногда нового, но родственного конфессионального направления (например, пятидесятники организуют харизматическую общину Полного Евангелия или Церкви Божьей, баптисты – Церкви Христовой и т. п.). 18,4% заявили, что им особенно нравятся проповеди в новой общине, а 13% назвали причиной перехода конфликтные ситуации в среде верующих. Протестантская община – структура, способная обеспечить высокий уровень личной включенности верующих в религиозную практику в разнообразных ее формах. Именно это, на наш взгляд, является главной причиной привлекательности протестанизма для значительного количества украинских граждан. Вопрос “Что Вас привлекает в церкви?” выявил, что наибольшая ценность для респондентов – возможность общения с Богом (90%) и общение с верующими людьми (78,3%). Значителен удельный вес тех, кто наиболее ценит возможность нести христианское служение (40,3%), душевный покой (37,7%), познание высшей, Божественной истины (26,7%), самосовершенствование через веру в Бога (10,7 %). Лишь 3% опрошенных указали, что для них самое важное – практическая и материальная помощь им и их семьям со стороны общины. Период 90-х гг. ХХ ст. в Украине характеризуется кризисными явлениями, социальной и экономической нестабильностью. Это привело к разрыву ранее сформированных социальных связей у значительной части общества и необходимости психологически и социально адаптироваться к рыночным условиям. Вышеприведенные данные свидетельствуют, что протестантская община стала своего рода “приютом”, который помогает людям пройти процесс ресоциализации, психоэмоциональной реабилитации, установить новые связи, способствует привлечению их к общественно ориентированной деятельности в качественно отличных, положительно оцениваемых коммуникативных формах. Община в лице руководства и лидеров всячески поощряет активную деятельность верующих в пользу церкви. Подавляющее большинство опрошенных (72%) указало, что несет в общине конкретное христианское служение. Среди наиболее распространенных видов служения можно назвать музыкальное и хоровое прославление Бога (19% всех респондентов), проповедывание (16%), работу с детьми и молодежью (8,3%), а также обучение и наставничество в домашних группах, молитвенное служение, административно-хозяйственную деятельность и т. п. На вопрос “Какое служение Вы хотели бы нести?” 36% опрошенных ответили, что в основном удовлетворены уже имеющимся, 26% имеют желание работать в христианской миссии, 11% – нести хоровое и музыкальное служения, 8% хотели бы стать пастором, а 7% – руководителем миссии. Таким образом, у верующих наблюдается желание активно участвовать в жизни церкви, но вместе с тем их стремление к лидерству нельзя считать очень значительным. Кроме того, следует отметить, что наличие пассивных верующих, то есть тех, кто не стремится быть включенным в работу общины и преимущественно лишь посещает воскресные богослужения, в отечественном протестантизме стало возможным благодаря появлению относительно больших церквей, насчитывающих свыше 500 членов и постоянно пополняющихся. В этих церквах не всегда удается организовать интенсивное общение и эффективное персональное наставничество, поскольку недостает подготовленных служителей. Среди всех протестантских деноминаций едва ли не самую активную работу в этом направлении ведут харизматические общины, где разработана разветвленная система наставнического служения, а также другие виды внутренне- и внешненаправленной деятельности. Среди главных трудностей адаптации в среде общины больше всего респондентов (24,7%) назвали постижение основ веры, а также установление взаимопонимания с людьми в пределах общины – 18,7%, служение – 17,3%, духовное самосовершенствование – 11,7%, отказ от прежнего образа жизни и привычек – 10,7%. 10% опрошенных указали, что не испытывали особых трудностей, поскольку постоянно ощущают Божью помощь в решении своих проблем. Больше всего опрошенных (41%) сообщили, что за весь период своего пребывания в общине ни разу не наблюдали конфликтов или серьезных расхождений между ее членами; треть были свидетелями конфликтных ситуаций не более одного-двух раз. Около 13% респондентов известно в среднем от 3 до 10 случаев возникновения конфликтов, а 8% – свыше 10 случаев. Основываясь на этих данных, можно констатировать, что протестантская община представляет собой социальную среду с невысоким уровнем конфликтности. Это обусловлено прежде всего общими ценностями, культивацией высоких нравственных идеалов, осуждением недоброжелательности в межличностных отношениях. Община выполняет важную воспитательную функцию по отношению к своим членам, – это особенность позднепротестантской этики и вероучения. Тем не менее учитывая ряд обстоятельств, а именно: тесный контакт, постепенно устанавливающийся между членами общины, в особенности небольшой, а также то, что большинство верующих является новообращенными и некоторое время происходит своеобразная “притирка”, между ними могут возникать споры, свидетелями которых были приблизительно 76% участников исследования. Больше всего респондентов (44%) назвали главной их причиной нарушения норм христианской морали, 21,3% – бытовые неурядицы, 19,7% – дискуссии по вопросам вероучения и доктрины. Лишь 4% опрошенных наблюдали споры по поводу избрания служителей церкви. Характерно, что в вопросах морали и этики верующие руководствуются главным образом своим собственным опытом и Библией. На вопрос “Что вы будете делать, если узнаете об аморальном поступке члена вашей церкви?” 48% респондентов высказали готовность лично поговорить с ним, 46% – привести уместную цитату или иллюстрацию из Библии, 15% вероятнее всего обратились бы за помощью к пастору, 11% намеревались молиться за решение подобных вопросов и 10% ничего не сказали бы по этому поводу, поскольку считают, что только Бог может судить таких людей. Интересно отношение верующих протестантских конфессий к Православной церкви. На вопрос “Что из духовных даров, на ваш взгляд, могут получить православные верующие в своей церкви?” 21% опрошенных ответили, что ничего. Агрументируя подобную позицию, кое-кто высказывался так: “Православие – ошибочная религия, выдуманная людьми. Она ведет в никуда” или: “Эта не та церковь, которая описана в Библии”. 35% участников исследования считают, что все или некоторые из духовных даров могут быть даны и православным, если они настоящие верующие. Среди даров зачастую назывались дар веры (31% всех опрошенных), любви (27%), мудрости (25%). (Трудности с ответом на этот вопрос возникли у 44% респондентов.) Демографическая и социальная структура протестантских общин в значительной степени обусловлены особенностями региона исследования. Средний возраст опрошенных верующих-протестантов 38=39 лет; около 59% членов общин – женщины. Большинство респондентов (60%) имеет среднее или среднее специальное образование, полное или неполное высшее образование – 28% и всего 12% – незаконченное среднее. Высокий образовательный уровень верующих помогает осмысленному восприятию и усвоению ими текста Библии и основ вероучения, а увеличение количества лиц молодого и среднего возраста с довольно широким кругом внецерковного общения способствует постепенному распространению представлений о протестантских ценностях в светской среде. Большинство респондентов не имеет постоянного места работы, так как это пенсионеры (18,3%), студенты, учащиеся школ, училищ и других учебных заведений, в том числе духовных (18%), домохозяйки, безработные или временно не работающие (14%). 8% опрошенных назвали главным видом своей деятельности церковное служение. Таким образом, более половины верующих данных конфессий принадлежат к тем категориям населения, которые в силу слабости внецерковных связей имеют возможность уделять больше внимания общению и деятельности в пределах общины, целенаправленно работать для ее роста и укрепления. Кроме того, среди опрошенных было около 14% шахтеров и малоквалифицированных рабочих, 10% руководителей и администраторов, работников торговли, частных предпринимателей и т. п., 9% работали в сфере образования, культуры или здравоохранения, 5,3% – квалифицированные технические специалисты. Несмотря на небольшой удельный вес верующих последних категорий, их контакты и общественный статус довольно высоки, а это в значительной степени содействует росту авторитета и роли евангельской церкви. Сложно было исследовать уровень доходов членов протестантской общины. По результатам опроса 60,5% респондентов в той или иной степени ощутили улучшение своего материального положения за период пребывания в общине; 29% указали, что оно существенно не изменилось, 4,5% – что немного ухудшилось и только для 2% ухудшилось значительно. (4% затруднились ответить на этот вопрос.) Лишь один респондент заявил, что как раз в связи с приходом в церковь его доходы резко сократились, при этом он откровенно признал, что раньше был “законченным негодяем”. В целом около 55% опрошенных склонны связывать свое личное и семейное благополучие с пребыванием в церкви и верой в Бога. В особенности это касается тех, кто ощутил материальное улучшение (68% этой группы респондентов). Очевидно, это вызвано тем, что изменение ценностных ориентиров – осуждение нездорового образа жизни, вредных привычек, расточительства и т. п. – с приходом в протестантскую церковь побуждает верующих рациональнее распределять доходы, ответственнее относится к работе и вместе с тем отказываться от незаконных способов получения прибыли. Таким образом, современные протестантские общины с присущей им структурой сформировались главным образом в течение последнего десятилетия ХХ ст. При этом динамика и особенности их развития, а именно открытость для новых членов и стремление создать активную среду для общения содействуют текучести, в результате чего происходит приток или отток верующих в другие общины в поисках более благоприятного психоэмоционального климата. Общины склонны становиться определенной формой упроченных социальных связей для различных поколений верующих, и это в значительной степени влияет на их количественный рост. Они являются тем общественным организмом, который выполняет значительную социализирующую работу по воспитанию и привитию положительных, полезных для общества ценностных ориентаций. Залог поступательного развития протестантских общин – преобладание в них людей среднего возраста с довольно высоким уровнем образования и квалификации, которые намерены повышать собственный общественный статус и передавать свой опыт последующим поколениям. |