Сергей Худиев

Об уверенности в спасении

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 Часть 2

 

УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ И

ОБЯЗАННОСТИ ХРИСТИАНИНА

Теперь мы рассмотрим вопрос о том, может ли конкретный

христианин быть уверен, что эти обетования относятся к нему лично.

При чтении апостольских посланий складывается впечатление, что не

только может, но и обязан быть уверен. Во-первых, Бог дает обетова-

ния именно затем, что бы каждый из нас лично в них верил, во-

вторых, такая уверенность является — как мы сейчас рассмотрим —

необходимым предварительным условием исполнения наших христи-

анских обязанностей. Свои увещевания к благочестивой жизни Апо-

столы строят по принципу «положение обязывает» – вы теперь дети

Божии и должны вести себя соответственно:

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно зва-

ния, в которое вы призваны, (Ефесянам 4:1)

Вспомним слова Апостола, процитированные в предыдущей гла-

ве:

Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Бо-

жию (Рим. 15:7)

Как мы будем принимать друг друга, если не уверены, что Хри-

стос принял нас самих? О том же говорят и многие другие места Пи-

сания:

Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные,

в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпе-

ние, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет

жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3:12-13).

Здесь повеление Апостола облекаться во все эти добродетели ос-

новано на том, что мы являемся «избранными Божиими, святыми и

возлюбленными», а повеление прощать — на том, что мы сами уже

прощены Христом. Если я не уверен в том, что я лично, благодаря ис-

купительному служению Христа, являюсь «избранным Божиим, свя-

тым и возлюбленным», прощенным, то я не могу быть уверен и в том,

что повеление Апостола относится ко мне. Для того чтобы проявлять

послушание Богу, я должен сначала проявить доверие. Приведу при-

мер. Допустим, я слышу приказ: «всем офицерам срочно явиться в

штаб». Для того чтобы выполнить этот приказ, я должен быть твердо

уверен в своем офицерском звании. Если я не офицер, мне нечего де-

лать в штабе. В этом случае приказ ко мне просто не относится. Для

того чтобы я мог выполнять обязанности офицера, мне сначала долж-

ны присвоить офицерское звание. В Писании часто встречается обо-

рот, который можно было бы назвать «повелениями, основанными на

обетованиях». Это повеления, которые (как и в Кол. 3:12) могут отно-

ситься ко мне только в том случае, если ко мне относятся обетования.

Приведем еще примеры:

Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни

тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрство-

вать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упи-

ваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся,

облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения.

Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасе-

ния через Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5:5-9).

Если я не буду уверен в том, что принадлежу к сынам света и сы-

нам дня, и в том, что Бог определил меня не на гнев, но к получению

спасения, то на каком основании я буду бодрствовать и трезвиться?

мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога,

призвавшего вас в Свое Царство и славу (1 Фес. 2:12).

Каким образом эти увещевания апостола могут относиться ко

мне, если я не призван Богом в Его Царство и славу?

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий

дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творе-

ние, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог

предназначил нам исполнять (Еф. 2:8-10).

Как я буду творить добрые дела во Христе, если я не отношусь к

тем, кто «благодатью спасен через веру»?

Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте,

как чада света (Еф. 5:8).

Если я не являюсь «светом в Господе», то как я могу «поступать,

как чадо света»?

Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ва-

ше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь

(2 Петр. 1:10).

Если я не избран и не призван, то как я могу делать твердым свое

звание и избрание?

Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемер-

ному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого серд-

ца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного,

от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1 Петр. 1:22-23).

Если я не возрожден, то как я могу «любить, как возрожденный»?

Мы можем также вспомнить слова Господа, уже упоминавшиеся,

когда говорили об Искуплении:

Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить

плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не буде-

те во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в

нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете де-

лать ничего. (Ин. 15:4-5)

Какие-либо угодные Богу плоды человек может принести, только

уже пребывая во Христе. Апостол пишет:

Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.

(2 Тим. 1:14)

Это повеление может исполнить только тот, кто знает и уверен,

что Святой Дух живет в нем. Необходимость избегать греха Апостол

также связывает с уверенностью в нашем пребывании во Христе:

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

(1 Кор. 3:16)

Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак

отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудни-

цы? Да не будет! (1 Кор. 6:15)

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго

Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1 Кор. 6:19)

Разве вы не знаете – восклицает Апостол – что вы храм Божий,

что Дух Божий живет в вас, что тела ваши суть члены Христовы? Мы

не только можем, мы должны, обязаны это знать – Апостол не допус-

кает никакой неопределенности в этом вопросе. В 1 Кор.12:11-28

Апостол строит свои увещевания на том, что мы теперь члены Хри-

стовы и призваны вести себя исходя из этого.

На том же основании Апостол предписывает избегать лжи:

Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему

своему, потому что мы члены друг другу.

(Еф. 4:25)

Обязанность свидетельствовать о Христе также связана с уверен-

ностью в спасении, например

Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой,

люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего

вас из тьмы в чудный Свой свет; (1 Петра 2:9)

Если мы не род избранный, царственное священство, народ свя-

той, люди, взятые в удел, то и повеление возвещать совершенства

Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет не может относиться к

нам.

Господь наставляет нас молиться Отче наш, сущий на небесах

(Мф. 6:9) – но мы не можем исполнить это повеление, если не увере-

ны в том, что во Христе мы действительно усыновлены Богу. Конеч-

но, эта молитва, возносимая от лица Церкви – Отче наш, а не Отче

мой, но молясь такими словами человек исповедает свою принадлеж-

ность к тем, кто усыновлен Богу – иначе ему надлежало бы молиться

словами «Отче их».

Будучи лишен уверенности в спасении, христианин неизбежно

оказывается в противоречивом, если не сказать, нелепом положении –

он пытается служить Богу, не зная, принят ли он на службу, возрас-

тать во Христе, не зная, принят ли он Христом, свидетельствовать о

вере Церкви, не зная, принадлежит ли он на самом деле к Церкви

Христовой.

Важно также еще раз отметить, что Благая Весть застает человека

не в некоем нейтральном положении, откуда он мог бы начать восхо-

ждение к вершинам богоподобия, но в состоянии падения. Падший

человек, как мы уже говорили, глубоко отчужден от Бога своим гре-

хом (напр. Вт. 32:5, Ис.59:2), пребывает под Его праведным осужде-

нием (Рим.3:19), гневом (Еф.2:3) и проклятием (Вт.11:28, Гал.3:10).

До того, как человек будет освобожден от этого несчастного состоя-

ния, до того, как он будет прощен и принят Богом, никакое служение

Богу, никакое духовное возрастание и, тем более, никакое сотрудни-

чество с Богом невозможно. Если мы дерзаем говорить о каком-либо

нашем служении Богу, о каком-либо возрастании, о каком-либо при-

несении угодных Богу плодов, то тем самым мы уже исповедуем, что

Бог во Христе принял нас (Рим.15:7), признал нас Своими (Рим.14:8),

привил нас Себе (Ин.15:4).

Итак, основанием для святой, благочестивой жизни, для служе-

ния Богу Апостолы полагают уверенность в нашей принадлежности

Христу. Лишать человека уверенности – значит лишать его этого ос-

нования.

Еще одно основание для уверенности в спасении мы находим в

таинствах Церкви.

ТАИНСТВА ЦЕРКВИ И УВЕРЕННОСТЬ В

СПАСЕНИИ

Наша принадлежность Господу знаменуется нашим участием в

таинствах, которые по Его повелению совершает Его Церковь. Для

православного человека христианская жизнь немыслима без Креще-

ния и Евхаристии, и здесь мы рассмотрим, какие обетования Господу

угодно было связать с этими таинствами.

все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

(Гал. 3:27)

Эти слова Апостола поются Церковью во время праздничных бого-

служений

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся

Крестившись, мы облекаемся во Христа, и будучи крещенными,

мы пребываем во Христе. Вера в действительность преподанного нам

крещения означает веру в действительность нашего пребывания во

Христе.

Конечно, нам могут показать на множество людей крещеных, но

неверующих и явно не пребывающих во Христе; но эти люди, увы, и

не верят в действительность преподанного им таинства – чаще всего,

они даже не осознают, что оно означает. Если же мы верим словам

Апостола – и церковному песнопению – «все вы, во Христа крестив-

шиеся, во Христа облеклись»(Гал. 3:27), значит, мы должны признать

– да, мы облеклись во Христа, мы во Христе.

О пребывании во Христе так же говорят слова Господа о Евха-

ристии:

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не бу-

дете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не

будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою

Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть

питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во

Мне, и Я в нем. (От Иоанна 6:53-56)

Господь указывает на то, что спасительная вера несовместима с

пренебрежением к Евхаристии (ст.53) и говорит о причастнике, что

он имеет жизнь вечную (ст.54) и пребывает во Христе (ст.56). Если

мы признаем действительность преподаваемого нам Церковью таин-

ства, мы должны признавать и истину Его слов – мы действительно

пребываем в Нем и имеем жизнь вечную.

Я предвижу возражение – в молитвах ко святому причащению

мы просим о том, чтобы причаститься не в суд и не во осуждение.

Значит, недостойное причащение может означать осуждение, а совсем

не вечную жизнь.

Отвечу на этот вопрос. Эта молитва опирается на слова Апостола

Павла

Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение се-

бе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас не-

мощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами

себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся

от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

(1 Кор. 11:29-32)

Из контекста видно, что речь здесь идет не о вечном осуждении, а о

временных, вразумительных наказаниях: многие из вас немощны и

больны и немало умирает; наказываемся от Господа, чтобы не быть

осужденными с миром.

Именно так понимает этот отрывок, например, блаженный Фео-

филакт Болгарский:

Поскольку, говорит, мы не делаем такого легкого и удобного де-

ла, то есть самоосуждения, то и Бог не поступает с нами нещадно,

но здесь наказывает, чтобы помиловать там. Наказываемся(в тек-

сте приводится греч.слово), говорит, здесь: не казням подверга-

емся, но получаем отеческие внушения, дабы там не быть

осужденными с миром, то есть с неверующими. Ибо верующие,

находясь под покровом Божиим, здесь получают возмездие по

грехам своим.(Бл.Феофилакт Болгарский, Толкование на Апо-

стол, Изд-во "Афон" Москва, 2000, стр 323)

Итак, в самом центре нашей церковной жизни – в таинстве Евха-

ристии – мы находим прочное основание для уверенности в спасении.

СПАСЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС

Итак, рассмотрев те блага, которыми мы уже обладаем во Христе,

т.е. спасение как состояние, в которое мы введены Господом, перей-

дем теперь к рассмотрению спасения как процесса, как пути, которым

мы идем в течение нашей земной жизни, или, лучше сказать, пути, ко-

торым нас ведет Господь. Спасение, как об этом уже было сказано, —

не страховка на случай смерти, но некая реальность, которая начинает

проявляться в жизни верующего уже здесь и теперь. Цель Бога, как

мы уже говорили, соделать нас «подобными образу сына Его»

(Рим. 8:30). Окончательно эта цель будет достигнута только в жизни

будущего века (1 Ин. 2:3), но уже теперь жизнь христианина есть

движение к этой цели, постоянное возрастание во Христе. Этот про-

цесс может происходить по-разному, но он происходит во всех, кто

через веру действительно примирился с Богом. Именно об этом про-

цессе движения к христианскому совершенству и говорит Апостол:

Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не толь-

ко в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсут-

ствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение.

Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Сво-

ему благоволению (Флп. 2:12-13).

Повторим: та же благодать, которая пробуждает в сердцах верных

искреннее упование на Христа, научает «нас, чтобы мы, отвергнув

нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво

жили в нынешнем веке» (Тит. 2:12). Ибо Богу угодно избавить нас не

только от возмездия за наши грехи, но и от того жалкого состояния

внутренней испорченности, в которое мы были ввергнуты грехом.

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех

дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на

сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим наро-

дом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить:

«познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого

до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония

их и грехов их уже не воспомяну более (Иер. 31:33-34).

И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от

них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их,

чтобы они не отступали от Меня (Иер. 32:40).

И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут

Моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне

всем сердцем своим (Иер. 24:7).

И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти

вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь

вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих

и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 36:26-27).

Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Гос-

подь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и

грехов их и беззаконий их не воспомяну более (Евр. 10:16-17).

Таково обетование Божие, в которое нам повелено верить: Он ис-

целит и очистит сердца наши, чтобы сделать нас послушными Себе, и

уже делает это. Вера и послушание, которую проявляет христианин,

никоим образом не есть его достижение, но дар Божий:

Если кто скажет, что без благодати Божией нам, верующим, во-

лящим, желающим, стремящимся, трудящимся, молящимся,

бодрствующим, усердствующим, просящим, ищущим, стучащим,

милосердие божественно даруется, а не исповедует, что мы веру-

ем, волим, или все это, как нужно, можем делать, в нас происхо-

дит по излиянию и вдохновению Святого Духа, и либо к

смирению, либо к послушанию человеческому присоединяет по-

мощь благодати, а не соглашается, что является даром самой бла-

годати то, что мы являемся послушными и смиренными, тот

противится Апостолу, говорящему:

Что ты имеешь, чего бы не получил? (1 Кор. 4:7); и:

Но благодатию Божиею есмь то, что есмь (1 Кор. 15:10) (II

Аравсийский собор, кан. 6).

Мы трудимся над нашим спасением лишь потому, что над ним

трудится Бог:

потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Сво-

ему благоволению (Флп.2:13);

Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого

Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усо-

вершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, произ-

водя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во

веки веков! Аминь (Евр. 13:20-21).

Является Божиим даром, когда мы право мыслим и стопы наши

от лжи и неправды удерживаем; ибо сколько раз мы делаем доб-

ро, столько раз Бог с нами и в нас творит, чтобы мы творили.

Ничего благого не совершает человек без Бога. Много благого

творит в человеке Бог такого, чего человек не творит; никакого,

однако, не творит человек блага, которого Бог не дает человеку

творить. (II Аравсийский собор, кан. 9, 20).

Бог обещает довести Свою работу до конца:

(Бог) Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть непо-

винными в день Господа нашего Иисуса Христа. Верен Бог, Ко-

торым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа,

Господа нашего (1 Кор. 1:8-9),

будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет со-

вершать его даже до дня Иисуса Христа (Флп. 1:6),

Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и

душа и тело во всей целости да сохранится без порока в прише-

ствие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас,

Который и сотворит сие (1 Фес. 5:23-24);

Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукаво-

го (2 Фес. 3:3);

По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в

Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на

оный день (2 Тим. 1:12);

И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Сво-

его Небесного Царства; Ему слава во веки веков. Аминь

(2 Тим. 4:18).

Тут может возникнуть сомнение: Бог, мол, обещает совершить это

при условии нашего содействия, а мы не можем быть уверены в том,

что оно будет достаточным. Блаженный Августин отвечает на это:

Следует опасаться, братья, возлюбленные Богом, чтобы человек

себя не превозносил пред Богом, говоря, что он сам сделал то,

что Бог обещал (О предопределении святых, гл.2).

В самом деле, Бог обещает нам веру и стойкость как Свой дар —

как же мы можем говорить, что у нас не хватит веры и стойкости? Да

у нас ее вообще не может быть!

Итак, верен Призывающий вас, Который и сотворит сие

(1 Фес. 5:24).

Гарантом доброй воли верующего является не он сам, но благо-

дать Божия, которая

Нежелающего предваряет, чтобы он желал; желающего сопрово-

ждает, чтобы желал не напрасно (бл. Августин. Энхиридион,

гл. 32).

Дело нашего свободного произволения — то, что мы возрастаем в

вере; наше свободное произволение есть дело благодати Божией. Ве-

рующий отнюдь не возлежит на диване, но «прилагает все старание»

(2 Петр. 1:5) к своему духовному возрастанию; при этом он с благо-

дарностью признает, что именно Бог пробуждает в нем и желание, и

способность стараться (Флп. 2:13). Итак, по благодати Божией хри-

стианин свободно и охотно стремится к своему духовному возраста-

нию. Это, однако, не означает, что христианину это всегда легко.

Благодать не устраняет трудностей с пути верующего, но созидает в

нем волю к их преодолению. Приведу пример. Альпинист свободно и

охотно стремится к вершине, но это не значит, что восхождение — де-

ло легкое и не требующее усилий.

Было бы полным непониманием (или даже лукавым нежеланием

понимать) учения Апостолов о благодати пытаться использовать его

для оправдания собственной лености: если человек творит нечто доб-

рое, то это дар Божий (Аравсийский собор, кан. 9); если отказывается

творить, то это его собственный грех (Иак. 4:17). То же самое говорит

и Павел: все свои труды он приписывает благодати Божией

(1 Кор. 15:10), но вместе с тем признает, что будет сам виноват, если

не будет благовествовать (1 Кор. 9:16).

 

ГОСПОДСТВО ХРИСТА

Итак, мы искуплены Господом и введены в Его Царство. Это

Царство явным образом откроется в будущем, но это уже существую-

щая реальность Господства Христа в жизни верующих. Принадлежать

к Царству — значит иметь своим Царем Иисуса Христа. Христос яв-

ляется абсолютным и безусловным Владыкой в жизни христианина:

Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для се-

бя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа

умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни.

Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы влады-

чествовать и над мертвыми и над живыми (Рим. 14:7-9).

Господь говорит:

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Ме-

ня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин

Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не

достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потеряв-

ший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10:37-39).

Эти суровые и многих смущающие слова Господа говорят о том

же самом: никакие ценности и привязанности, вплоть до привязанно-

сти к собственной жизни, не могут быть важнее, чем следование за

Христом. Кстати говоря, эти и подобные им тексты разоблачают лю-

бые попытки отделить «исторического Иисуса» от «догматического

Христа». Иисус претендует на владычество, равное владычеству Бога;

Он заявляет, что вечное спасение человека зависит от его готовности

потерять душу (жизнь) свою ради Него, Иисуса Христа (ст. 39). Ко-

нечно, это не означает, что ваша семья вас непременно изгонит и в

конце концов вас непременно мучительски убьют; весьма вероятно,

что этого не случится, — но Господь считает нужным сразу предупре-

дить, что это может произойти. Земные военачальники, приглашая

людей вступать в их армию, говорят о победах, славе и наградах, и

умалчивают о трудах, лишениях, мучительных ранах и смерти; Гос-

подь тоже обещает награду великую, но Он не скрывает того, во что

это может обойтись. Впрочем, гораздо чаще речь идет не о том, чтобы

умереть под пытками за имя Христово, а о повседневном послушании,

о «верности в малом» — о совсем не драматических повседневных

жертвах, которых от нас может потребовать следование Его запове-

дям.

Исповедовать Иисуса Христа Господом (Рим. 10:9) — значит при-

знавать за собой безусловное обязательство Ему повиноваться. Библия

описывает Христианина как «раба Христова (Божия)» (например,

1 Петр. 2:16; 2 Петр. 1:1; Рим. 6:22, 1 Кор. 6:22, Еф. 6:6; Откр. 7:3, и

т.п.) Господь ясно говорит, что нельзя пытаться «перехитрить» Его,

претендуя на Его обетования и в то же время пренебрегая Его повеле-

ниями:

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Цар-

ство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твое-

го ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов из-

гоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда

объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делаю-

щие беззаконие.

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоб-

лю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И

пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на

дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий,

кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится челове-

ку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел

дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот;

и он упал, и было падение его великое (Мф. 7:21-27).

Обычно не возникает сомнений по поводу того, что христианин

должен повиноваться Христу и следовать за Ним. Путаница возникает

в другом вопросе: спасаемся ли мы через свое послушание, или мы

должны быть послушны потому, что спасены. Иногда библейские

требования послушания используются для того, чтобы провозглашать

спасение личными усилиями. Дает ли Писание основания для такой

трактовки? Мы уже рассматривали стихи, из которых явствует, что

для того чтобы служить Господу, надо сначала быть спасенным (см.

главу об оправдании верой). Приведу еще одно место Писания:

А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его запо-

веди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюда-

ет, тот лжец, и нет в нем истины (1 Ин. 2:3-4).

Исполнение заповедей — следствие, а не предварительное усло-

вие познания Христа. Воин должен повиноваться приказам не для то-

го, чтобы сделаться воином, но потому, что он уже воин; раб служит

своему господину не для того, чтобы принадлежать ему, но потому,

что он уже ему принадлежит; подданный служит Государю не для то-

го, чтобы получить подданство, но потому, что он его уже имеет. По-

ложение подданного, раба или воина не определяется качеством

послушания. Не наш статус определяется нашим повиновением, но

наше повиновение определяется нашим статусом. Приведу пример:

поскольку я состою в браке, у меня есть определенные обязательства

по отношению к жене: хранить ей верность, обеспечивать ее матери-

ально, заботиться о ней, относиться к ней с любовью и уважением. Я

не являюсь идеальным мужем (идеальных мужей не существует), но,

поскольку я признаю себя состоящим в браке, я не могу уклониться от

связанных с этим обязательств. Апостол увещевает:

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно зва-

ния, в которое вы призваны (Еф. 4:1).

То есть, мы должны вести себя соответственно званию, которое у

нас уже есть. Что же, если человек не хочет быть послушным Христу?

Это будет означать, что его обращение просто не имело места. При-

нять Христа как своего Спасителя значит также принять Его как Гос-

пода — одно не может быть отдельно от другого.

Дети Божии слушаются своего Отца:

Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя

Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что ро-

жден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: вся-

кий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий

брата своего (1 Ин. 3:9-10).

Иногда враг искажает смысл этих слов Писания для того, чтобы

лишить христиан всякой уверенности, повергнуть их в смятение, а ес-

ли удастся — в отчаяние. Враг говорит: дети Божии это те, кто слу-

шаются; твое послушание очень далеко от совершенства;

следовательно, ты — не дитя Божие. Рожденный от Бога не грешит

(1 Ин. 5:1), но ты никак не можешь сказать, что не грешишь, следова-

тельно, ты — не возрожденный. Уловка врага состоит в том, чтобы

толковать послушание в перфекционистском смысле — как будто тот,

кто познал Христа, проявляет абсолютное и безупречное послушание,

в котором нет ни малейшего недостатка. В таком случае на земле нет

и никогда не было ни одного человека, познавшего Христа, ибо тот же

Апостол говорит:

Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем обще-

ние друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас

от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем

самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то

Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит

нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то

представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.

Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто

согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа,

праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только

за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 1:7-10; 2:1-2).

Те, кто, по словам Иоанна, ходят во свете, все равно нуждаются в

том, чтобы Кровь Иисуса Христа продолжала омывать их от всякого

греха, в том, чтобы исповедовать свои грехи и вновь и вновь прини-

мать прощение. При этом Апостол определенно считает адресатов

своего послания «рожденными от Бога» (1 Ин. 5:1) и «познавшими

Бога» (1 Ин. 2:12-14). Пока мы носим «это тело смерти» (Рим. 7:24),

мы еще будем «иметь грех» (1 Ин. 1:8), как некоего оккупанта, с кото-

рым мы ведем партизанскую войну и от которого будем окончательно

освобождены только на небесах. Итак, Апостол говорит здесь о несо-

вершенном послушании, но все же о послушании. Несовершенное

послушание можно легко отличить от противления; грехи немощи и

неведения — от упорного и ожесточенного пренебрежения к Богу и

Его нравственному закону. Такое различие проводится уже в Ветхом

Завете:

Если же один кто согрешит по неведению, то пусть принесет

козу однолетнюю в жертву за грех. И очистит священник душу,

сделавшую по ошибке грех пред Господом, и очищена будет, и

прощено будет ей. Один закон да будет для вас, как для природ-

ного жителя из сынов Израилевых, так и для пришельца, живу-

щего у вас, если кто сделает что по ошибке. Если же кто из

туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою рукою, то он

хулит Господа: истребится душа та из народа своего. Ибо слово

Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа

та; грех ее на ней (Числ. 15:27-31).

Тот же смысл имеет речение Господа в Мф. 7:21: если понимать

эти слова в перфекционистском смысле, то в Царство не войдет никто

(см., например, 1 Ин. 1:8). Господь здесь противопоставляет «испол-

няющего волю Отца» «делающим беззаконие» (стих 23), т.е. того, кто

проявляет хотя бы несовершенное послушание, тем, кто проявляет

явное пренебрежение. Были ли «беззаконники», о которых здесь идет

речь, приняты в число Его овец, а потом отвергнуты? Нет! Эти люди

никогда не отпадали от Христа, потому что никогда на самом деле не

принадлежали Ему: Он говорит, что никогда не знал их (Мф. 7:23).

Когда какой-нибудь земной отец говорит, что его дети ему по-

слушны, никому не приходит в голову считать, что они проявляют аб-

солютное и безупречное послушание, — абсолютно и безупречно

послушных детей не существует в природе. Тем не менее, всем более

или менее ясно, о чем идет речь. Дети точно знают, кто их отец; он

обладает для них непререкаемым авторитетом.

Такие слова Апостола, как 1 Ин. 3:9 или 2:6, насколько я пони-

маю, несут еще один смысл: они содержат повеление в отношении то-

го, как должны вести себя дети Божии. Приведу пример: Офицер

отчитывает курсанта суворовского училища, говоря ему: «суворовцы

так себя не ведут». Означает ли это, что он не считает курсанта суво-

ровцем? Нет, напротив, он напоминает ему о его звании, чтобы требо-

вать поведения, которое ему соответствовало бы. Приведу еще один

пример: царь вводит вороватого беспризорника в свой дворец и про-

возглашает его наследным принцем (как Бог и поступает с нами в акте

искупления). Когда бывший беспризорник начинает, по старой при-

вычке, грязно ругаться или тащить то, что плохо лежит, ему напоми-

нают, что «наследные принцы так себя не ведут». Это не значит, что

его уже не признают наследным принцем; это значит, что от него тре-

буют привести его поведение в соответствие с его званием. Напомню

слова Апостола:

умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны

(Еф. 4:1).

Если же человек демонстрирует упорное нежелание изменить

свое поведение в соответствии со своим новым статусом, то это озна-

чает, что он неверующий и не хочет быть верующим.

Об этом говорит Павел в 1 Кор. 6:9-11:

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?

Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелю-

бодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни

пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не насле-

дуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освяти-

лись, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и

Духом Бога нашего.

Невозможно быть христианином и предаваться тем преступлени-

ям и порокам, которые здесь описаны. Скажем еще раз:

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,

научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похо-

ти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем

веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бо-

га и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за

нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе

народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2:11-14).

Какой-нибудь особенно недоверчивый христианин может сказать,

что, мол, на уровне поступков я не предаюсь этим порокам, но у меня

иногда бывают скверные помыслы. От помыслов, конечно, нужно из-

бавляться, но Апостол здесь (и в аналогичных местах, напр.,

Гал. 5:19-21) не занимается глубинным психоанализом: он говорит о

поведении людей. Человеку всегда точно известно, совершает он эти

грехи или нет. Если совершает, то он должен немедленно их оставить;

если он их уже оставил и искренне уверовал во Христа, то пусть он

поверит словам Апостола:

И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но

оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бо-

га нашего (1 Кор. 6:11).

Итак, вера всегда означает послушание Христу. Послушание ни-

когда не будет вполне совершенным, но оно будет послушанием. На-

стоящий верующий всегда будет проявлять искреннее стремление к

праведности и желание избегать греха. Тут можно сразу утешить че-

ловека, который терзается по поводу своих грехов и тревожится за

свое спасение — сама эта боль и тревога свидетельствуют о том, что

Бог его не оставил, и никогда не оставит. Как об этом уже говорилось,

Он обличает и наказывает только тех, кого считает Своими (Евр. 12:6).

Библия научает нас молиться вместе с псалмопевцем:

Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною ника-

кому беззаконию (Пс. 118:133)

и веровать вместе с Апостолом в Господа Иисуса Христа,

Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинны-

ми в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 1:8).

Но не станет ли человек с небрежностью относиться к своей обя-

занности повиноваться Христу, если ему уже и так твердо обещано

вечное спасение? Уверен, что не станет. Даже в отношениях между

людьми мы не нуждаемся в угрозе наказания, чтобы любить тех, кого

любим, и чтить тех, кого чтим. Жена может повиноваться мужу и

чтить его, хотя он раз и навсегда твердо обещал ей, что никогда ее не

бросит; дети могут чтить отца и повиноваться ему, хотя твердо увере-

ны, что он никогда не выгонит их из дома. Именно сознание того, что

Бог — наш Отец и Господин, а мы приняты в число Его детей и слу-

жителей, обязывает нас к почтительному послушанию:

Сын чтит отца, и раб — господина своего; если Я отец, то где

почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо

Мною? говорит Господь Саваоф (Мал. 1:6).

Когда Апостол говорит:

усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, само-

му не остаться недостойным (1 Кор. 9:27),

он проявляет не рабский страх лишиться спасения (в спасении он

уверен: Флп. 1:21-23, 2 Тим. 4:8), а сыновний страх оскорбить Бога и

отвратить людей от Благой Вести своим недостойным поведением.

91

О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ КО СПАСЕНИЮ

Он избрал нас в Нем (во Христе) прежде создания мира, чтобы

мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив

усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли

Своей.

В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому

по определению Совершающего все по изволению воли Своей

(Еф. 1:4-5, 11).

Апостолы ясно свидетельствуют об этой удивительной истине:

Бог избрал нас к спасению, когда нас еще и на свете не было, и самого

света еще не существовало. В жизни каждого верующего Бог осуще-

ствляет Свой предвечный замысел:

Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Пон-

те, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по пред-

ведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и

окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да ум-

ножится (1 Петр. 1:1-2).

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными об-

разу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими бра-

тиями. А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех

и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:29-30).

Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Гос-

пода нашего Иисуса Христа (1 Фес 5:9).

Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные

Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и ве-

ру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас бла-

говествованием нашим, для достижения славы Господа нашего

Иисуса Христа (2 Фес. 2:13-14).

(трудись силою Бога) спасшего нас и призвавшего званием святым,

не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной

нам во Христе Иисусе прежде вековых времен (2 Тим 1:9).

Итак, верующие предопределены Богом ко спасению; Апостолы

хотят, чтобы мы об этом знали. Может ли конкретный верующий быть

уверен, что он предопределен? Насколько я могу понять, от такой уве-

ренности трудно уклониться.

Апостолы адресуют свои послания тем, кто «призваны по пред-

ведению» (1 Петр. 1:2), «избраны и предопределены» (Еф. 1:4-5), «оп-

ределены быть наследниками (Еф. 1:11), «определены ко спасению»

(1 Фес. 5:9), «от начала избраны ко спасению» (2 Фес. 2:13). Если я не

избран и не предопределен, то Апостолы писали не ко мне, и я просто

не должен читать письма, адресованные другим. Если же я принимаю

апостольские послания как слово Божие, обращенное также и ко мне

лично, слово, которому также и я лично обязан верить и повиноваться,

то я также должен принимать, что и предопределение относится не

только к другим людям, но и ко мне лично.

Апостолы призывают утешаться этим в испытаниях (Рим. 8:28-

30), благословлять за это Бога (Еф. 1:4-5), опираться на это в нашей

христианской жизни (1 Фес. 5:9), благодарить за это Бога (2 Фес. 2:13-

14), как и делает блаженный Августин:

Прежде, чем родился я, Ты опередил меня, приготовляя мне путь,

по которому бы я шел и вошел в славу дома Твоего. Прежде об-

разования моего во чреве матери Ты знал меня, и прежде исхода

моего из ложесн Ты все, что ни благоугодно было пред Тобою,

предопределил обо мне (Цветы благодатной жизни, стр. 130).

Что вообще означает Божие предопределение? Лучше всего на

этот вопрос ответит само Писание:

С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и бу-

дет; как Я определил, так и состоится (Ис. 14:24).

Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен

то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все,

что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней

страны исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это

в исполнение; предначертал, и сделаю (Ис. 46:10-11).

Никто не может расстроить Божий замысел:

Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может

быть остановлено (Иов. 42:2),

Ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это?

(Ис. 14:27).

Этот замысел существует в отношении каждого конкретного ве-

рующего:

Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был

втайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели

очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные,

когда ни одного из них еще не было (Пс. 138:15-16).

В Своем всеведении Бог не может ошибаться. Все, кого Он пре-

допределил ко спасению, непременно будут спасены:

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными об-

разу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими бра-

тиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех

и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:29-30).

День суда — когда каждый человек восприимет вечное проклятие

или вечную славу — также уже записан в книге Божией. Когда я мо-

лился сегодня утром, я обращался к Богу, Которому уже совершенно

определенно известна моя вечная судьба. Бог провидел мою жизнь от

начала до конца и уже решил, что со мной делать. Учение о предопре-

делении может вызывать глубокое смятение; падший человек отно-

сится к Богу с глубоким недоверием и подозрительностью, и его

совсем не радует мысль о том, что он ни в коем случае не избежит

предуготованной ему участи; но для того, кто доверяет Богу, предо-

пределение — источник величайшего утешения,

потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасе-

ния через Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5:9).

Очень интересен в этом отношении уже приведенный выше от-

рывок 2 Фес. 2:13-14. Здесь видны три последовательных этапа:

а) Бог от начала избрал вас ко спасению,

б) К которому и призвал вас благовествованием нашим

в) Для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

То, что верующие были призваны через проповедь Благой вес-

ти, — проявление того, что они были «от начала избраны». Не мы из-

брали Господа, но Он нас избрал (Ин. 15:16). Наше обращение к

Богу — не вопрос нашей, ненадежной и мятущейся воли, но вопрос

Его, предвечного и непреложного решения нас спасти, для достиже-

ния не нашей славы, но славы Господа нашего Иисуса Христа.

По какой причине Бог предопределил верующих к спасению?

На этот счет существуют три основные точки зрения:

а) Бог предопределил тех, кто, как Он от вечности предвидел,

возлюбит Его, будет жить благочестиво и творить добрые дела

(предопределение, основанное на предвидении человеческих

заслуг);

б) Бог предопределил тех, кто, как Он от вечности предвидел,

уверует во Христа (предопределение на основании предвиде-

ния человеческого отклика на Божию милость);

в) Бог предопределил людей ко спасению исключительно по

Своей милости, без всякого повода или заслуги с их стороны

(безусловное предопределение).

Две последние точки зрения расходятся не так сильно, как это

может показаться: говоря о «предведении» Божием, мы не должны за-

бывать, что по отношению к сотворенной реальности Бог является

Творцом, Хранителем и Промыслителем, а не только сторонним На-

блюдателем. Он не просто наблюдает ход событий, но и активно его

направляет. Бог не просто ожидает обращения грешников, но и дейст-

венно ведет их к этому (Ин. 6:37, 44). Покаяние является Божиим да-

ром (Деян. 5:31, 11:18; 2 Тим. 2:25). Многие христиане, оглядываясь

на свою жизнь, могут признать, что Бог направлял все обстоятельства

их жизни задолго до их обращения и проявлял заботу об их спасении,

когда они Его еще не знали и знать не желали. Таким образом, пред-

видя покаяние и веру грешников, Бог предвидит не какой-то внешний

по отношению к Нему факт, а результат Своих Собственных действий.

Довольно трудно поэтому провести четкую грань между предведени-

ем Божием и Его предопределением. Греческое слово, переведенное

как «предузнал» в Рим. 8:29, по замечанию еп. Кассиана Безобразова,

уже заключает в себе момент избрания (Христос и первое христиан-

ское поколение, стр. 225). Это деяния Божии в нашей жизни привели

нас к обращению, а не наши деяния побудили Бога заняться нами.

Я также должен признать, что мне не удалось найти в Писании

убедительных подтверждений той точке зрения, которую мы обозна-

чили в пункте а) как «предопределение по предвиденным заслугам».

Если мы прямо спросим, почему Бог предопределил нас ко спасению,

то Апостол ответит:

по благоволению воли Своей (Еф. 1:5).

Это исключительно дело Его доброй воли. Мы не можем претен-

довать на то, что какие-то наши собственные достоинства и добрые

дела, которые Бог предвидел, расположили Его в нашу пользу:

Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была

бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать;

иначе дело не есть уже дело (Рим. 11:6).

Апостол Павел пишет, что избрание есть избрание по благодати

(Рим. 11:5). Этот вопрос подробно объясняет блаженный Августин:

Итак, уразумеем призвание, коим становятся избранными: не те,

кто избирается, потому что уверовал, но, кто избирается, чтобы

уверовать. Ибо сие призвание Господь достаточно открывает, ко-

гда говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16).

Поскольку, если были избраны потому, что уверовали, то они са-

ми бы прежде избрали, веруя в Него, дабы заслужить быть из-

бранными. Все это совершенно отнимает Сказавший «Не вы

Меня избрали, а Я вас избрал». Ведь и сами они без сомнения из-

брали Его, когда уверовали в Него. Посему не по какой другой

причине сказал «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал», кроме как

по той, что не они избрали Его, чтобы Он избрал их, а Он избрал

их, чтобы они избрали Его: ибо милосердие Его предварило их

(Пс. 58, 11) по благодати, а не по долгу. Итак, избрал Он их от

мира, когда здесь жил во плоти, но тех, кто уже был избран в Нем

прежде создания мира. Сия есть непоколебимая истина предо-

пределения и благодати. Ибо почему Апостол говорит «Он из-

брал нас в Нем прежде создания мира» (Еф. 1, 4)? Ведь если это

сказано потому, что Бог предузнал их веру, а не потому что соби-

рался сделать их верующими; то Сын выступает против этого

предузнания, когда говорит «Не вы Меня избрали, а Я вас из-

брал»: поскольку в этом случае Бог скорее предузнал, что они

Его изберут, чтобы заслужить быть избранными Им. Итак, они

были избраны до сотворения мира тем предопределением, кото-

рым Бог предузнал Свои будущие дела: избраны же были от мира

тем призванием, коим Бог исполнил то, что предопределил. Ибо

кого предопределил, тех и призвал; тем именно призванием, ко-

торое согласно намерению. Итак, не иных, а тех, которых предо-

пределил, их же самих и призвал: не иных, а тех, которых так

призвал, их же и оправдал: не иных, а тех, которых предопреде-

лил, призвал и оправдал, их же и прославил (Рим. 8, 30); с той,

конечно, целью, которая в свою очередь не имеет цели. Итак, из-

брал Бог верных, но так, чтобы они стали верными, а не потому

что уже были таковыми. Апостол Иаков говорит: «Не бедных ли

мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царст-

вия, которое Он обещал любящим Его» (Иак. 2, 5)? Итак, изби-

рая, творит богатыми верою, как и наследниками Царствия.

Правильно говорится, что Он избрал в них то, что Сам сотворил,

для чего и избрал их. Я спрашиваю, кто, слыша слова Господни

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал», дерзнет сказать, что люди

веруют, дабы быть избранными, в то время как они скорее изби-

раются, чтобы веровать, чтобы против истины не обрелись преж-

де избравшими Христа те, которым Христос говорит «Не вы

Меня избрали, а Я вас избрал»?

Кто, слушая Апостола, говорящего «Благословен Бог и Отец Гос-

пода нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе вся-

ким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в

Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны

пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Ии-

суса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы бла-

годати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюблен-

ном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение

грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке да-

ровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну

Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде поло-

жил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и

земное соединить под главою Христом. В нем мы и сделались на-

следниками, быв предопределены к тому по определению Со-

вершающего все по намерению воли Своей, дабы послужить к

похвале славы Его» (Еф. 1:3-12): кто, говорю я, слушая сие вни-

мательно и с пониманием, дерзнет сомневаться в истине, кото-

рую защищаем? Избрал Бог во Христе прежде создания мира

членов тела Его: и как бы избрал тех, которые еще не существо-

вали, кроме как по предопределению? Итак, избрал нас, предо-

пределяя. И неужели избрал нечестивых и нечистых? Потому

что, если будет спрошено, избрал ли тех, о которых мы сказали

выше, или скорее святых и непорочных, никто не усомнится от-

ветить, и сразу же подаст голос за святых и непорочных.

«Следовательно, Он предузнал», говорит пелагианин, «кто будет

святым и непорочным по своей свободной воле: и поэтому их

прежде создания мира по Своему предузнанию, коим предузнал,

что такими будут, избрал. Итак, Он избрал их прежде их бытия,

предопределив в сыновья тех, которых предузнал святыми и не-

порочными: и конечно, Сам Он не соделал так, и не собирался

делать, но предузнал, что они такими будут». Итак, рассмотрим

слова Апостола, и увидим, избрал ли Он нас прежде создания

мира, потому что мы собирались быть святыми и непорочными,

или для того, чтобы мы были такими. «Благословен, — говорит

Апостол, — Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благо-

словивший нас во Христе всяким духовным благословением в не-

бесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира,

чтобы мы были святы и непорочны». Следовательно, не потому,

что мы собирались быть, а чтобы были. Как это определенно и

как ясно: потому именно мы такими будем, что Он Сам избрал,

предопределив, чтобы мы были такими по благодати Его. И так

«Он благословил нас во Христе всяким духовным благословением

в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира,

чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви, предо-

пределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа». Затем, об-

ратите внимание, что добавляет: «по благоволению воли Своей»;

чтобы в таковом благодеянии благодати не хвалились мы нашей

волей, «которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном»:

то есть Своей волей облагодетельствовал нас. Ибо слово «обла-

годетельствовал» происходит от слова «благодать», как и «оп-

равдывать» от «праведность». «В Котором мы имеем искупление

Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, ка-

ковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и ра-

зумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему

благоволению». В сей тайне воли Своей положил богатства бла-

годати Своей, по благоволению воли Своей, а не нашей, которая

не могла бы быть благой, если бы Он Сам по Своему благоволе-

нию не помог бы, чтобы она такой стала. Сказав же «По Своему

благоволению», добавил, «Которое Он прежде положил в Нем»,

то есть в возлюбленном Своем Сыне, «в устроении полноты вре-

мен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.

В нем мы и сделались наследниками, будучи предопределены к

тому по определению Совершающего все по намерению воли Сво-

ей, дабы нам послужить к похвале славы Его».

Чрезвычайно долго будет разбирать отдельные места. Но вы чув-

ствуете без сомнения, чувствуете, с какой ясностью апостольских

речений защищается сия благодать, против которой превозносят-

ся человеческие заслуги, будто человек что-то прежде дает, что-

бы ему было воздано. Итак, избрал Бог нас во Христе прежде

создания мира, предопределив усыновить нас: не потому, что мы

сами по себе собирались быть святыми и непорочными, но из-

брал и предопределил, чтобы мы были. Сотворил же сие по бла-

говолению воли Своей, чтобы никто не хвалился своей волей, но

Божией волей в отношении себя: сотворил сие по богатству бла-

годати Своей, по благоволению Своему, которое прежде положил

в возлюбленном Сыне Своем, в Котором и мы сделались наслед-

никами, будучи предопределены к тому по намерению: не наше-

му, но Того, Кто все совершает, вплоть до того, что совершает в

нас и само хотение (Флп. 2, 13). Совершает же по совету воли

Своей, чтобы мы были к похвале славы Его. Отсюда происходит

то, что мы взываем, чтобы «никто не хвалился человеком

(1 Кор. 3, 21), а, значит, и не самим собой; но «хвалящийся пусть

хвалится Господом» (там же, 1, 31), чтобы быть нам к похвале

славы Его. Ибо Он Сам совершает по Своему намерению, чтобы

мы были к похвале славы Его, святыми и непорочными, ради че-

го и призвал нас, предопределив прежде создания мира. Из этого

Его намерения происходит само призвание верных в собственном

смысле слова, которым все содействует ко благу: поскольку они

призваны по намерению (Рим. 8, 28), а дары и призвание Божие

непреложны (О предопределении святых, гл. 17-18).

Так же, комментируя Рим. 9:11-13, Блаженный Августин говорит:

Если бы он (Апостол) хотел указать на будущие дела, или добрые

одного, или дурные другого, которые Бог предвидел, он никогда

не сказал бы «не от дел», но сказал бы «от будущих дел», и таким

путем разрешил бы этот вопрос, не вызвав никакого другого во-

проса, подлежащего разрешению (Энхиридион, гл. 98).

Бог избирает нас не за нашу чистоту (ибо мы весьма нечисты), но

делает чистыми тех, кого избрал:

Не Ты ли Один — чист? Мы чистыми можем быть только тогда,

когда ты очистишь нас. А очищаешь Ты тех, в которых благово-

лишь обитать, которых без их заслуг предопределил прежде мира,

призвал из мира, оправдал в мире и прославляешь после мира.

Которых Ты избрал Себе из многих в храм Себе, тех очищаешь, из-

ливая на них чистую воду, которых имена Ты знаешь, написанные

в книге жизни, которые никак погибнуть не могут и которым все

споспешествует во благое (Цветы благодатной жизни, стр. 133).

Итак, даром получили избранные то, что получили: не предшест-

вовало у них нечто такое, чтобы они дали прежде, и им бы возда-

лось: за ничто спас Он их (О предопределении святых, гл. 6).

В нашем избрании нет никакой нашей заслуги и нашей славы —

это заслуга и слава Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы сомне-

ваемся, мы уничижаем не себя, а Его.

Действительно, если бы мы верили, что Бог избирает нас на ос-

новании каких-то предвиденных достоинств, то нам пришлось бы вы-

бирать между самомнением и отчаянием. Мы впали бы в нелепое

самомнение, если бы усматривали в себе какие-то достоинства, якобы

явившиеся причиной Божиего избрания; и впали бы в отчаяние, если

бы, взглянув на себя более реалистично, увидели, что никаких собст-

венных достоинств у нас нет.

Не уничтожает ли такое понимание реальность свободы и ответ-

ственности человека? Если понимать под «свободой» возможность

человека по своему желанию разрушить замысел Божий, то такой

возможности у человека нет. Бог непременно совершит то, что Он оп-

ределил совершить (Ис. 14:24). Если бы существование свободной во-

ли предполагало, что из-за какого-нибудь нерасторопного ангела,

проворного беса или грешного человека предвечный замысел Божий

мог бы сорваться, то невозможно было бы говорить ни о каких обето-

ваниях Божиих, а мироздание погрузилось бы в хаос, из которого уже

никто и ничто не могло бы нас спасти. Чтобы мы не терзались пусты-

ми страхами по этому поводу, Писание неоднократно указывает на то,

что люди, действуя по своей воле, совершают только то, что в пред-

вечном замысле Божием им предопределено совершить. При этом лю-

ди сами решают, как им поступить, и сами несут ответственность за

свой выбор, они ни в коем случае не являются марионетками. Но хо-

тят они этого или нет, верят они в это или нет, они совершают именно

то, чему быть предопределила рука Его и совет Его; Бог, таким обра-

зом, обращает козни злых людей и бесов, против их желания, к испол-

нению Своих благих целей. Этой истиной Апостолы укреплялись на

бесстрашную проповедь Евангелия:

Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего

Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками

и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предо-

пределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на уг-

розы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово

Твое (Деян. 4:27-29).

Пророки Ветхого Завета также указывали на абсолютное влады-

чество Бога над всем творением: языческие цари, нападавшие на на-

род Божий, были орудиями Его суда, оказывавшие ему

покровительство — орудиями Его милости. Приведу всего несколько

примеров, хотя это учение пронизывает всю Библию:

И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и

в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца

царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Он

говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, по-

тому что я умен; и переставляю пределы народов, и расхищаю

сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя

захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают ос-

тавленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не поше-

велил крылом, и не открыл рта, и не пискнул».

Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится

ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против

того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на то-

го, кто не дерево! (Ис. 10:12-15).

Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни

предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь

укрепленные города, превращая в груды развалин?(4 Цар. 19:25).

Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за

правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с

чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не за-

творялись; Я пойду пред тобою, и горы уровняю, медные двери

сокрушу, и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во

тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я

Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради Иакова,

раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по име-

ни, почтил тебя, хотя ты не знал Меня (Ис. 45:1-4).

Как об этом хорошо сказал К. С. Льюис, добрый человек служит

Богу как сын, злой — как орудие. Кому-то может показаться, что та-

кой взгляд на владычество Бога уничтожает нравственную ценность

человеческих поступков. Но эта проблема существует только в нашей

ограниченной логике, а не в реальности. Ибо кто был более свободен,

чем Господь наш Иисус Христос? Кто из верных усомнится, что Он по

свободному Своему изволению предал Себя для искупления многих?

Ибо Он сам говорит:

Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы

опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам от-

даю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять

ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего (Ин. 10:17-18).

Однако Ему было предопределено совершить то, что Он совер-

шил, еще от создания мира:

зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от су-

етной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию

Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного

еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена

для вас (1 Петр. 1:18-20).

См. также Откр. 13:8. Ибо Тот, Кто предопределил то, что мы будем

искуплены, предопределил и то, что Христос нас искупит (Еф. 1:4).

Искушение уклониться от Своей миссии было реальным

(Мк. 14:26); реальным было и полностью свободное решение Господа

испить сию чашу; тем не менее, Он знал, что Его судьба предопреде-

лена;

Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много по-

страдать и быть уничижену (Мк. 9:12).

Сын Человеческий идет по предназначению (Лк. 22:22).

Сын Человеческий идет, как писано о Нем (Мф. 26:24).

См. также Мк. 14:21, 27.

Так и в отношении нас действенно и то, и другое: мы сами делаем

выбор и несем за него ответственность — притом, что Бог прежде

создания мира предопределил, каким он будет.

Рассмотрим еще один вопрос, который здесь может возникнуть:

не предполагает ли такое безусловное предопределение некоторых

людей ко спасению предопределения иных к осуждению? Писание не

позволяет сделать такой вывод — прежде всего потому, что сам Бог

неоднократно заявляет о Своем желании спасти всех людей (напри-

мер, Мф. 18:14; 1 Тим. 2:4; Тит. 2:11). Писание нигде не говорит ни о

каком предвечном предопределении к погибели, но всегда подчерки-

вает, что те, кто упорствуют в неверии и нераскаянии, делают это ис-

ключительно по собственной вине (Лк. 13:34; Деян. 13:46), а те, кто

верует и кается, делают это исключительно по милости Божией

(Ин. 6:44; 2 Тим. 2:25).

В то же, что некоторые ко злу божественной властью предопре-

делены, не только не веруем, но даже если имеются такие, кто

желают верить в таковое зло, со всяким отвержением им анафему

изрекаем. (Заключение деяний II Аравсийского собора, состав-

ленное Цезарием, епископом Арелатским).

В этом есть нечто непостижимое для нашей логики: казалось бы,

из того, что одним без всяких их заслуг предопределено уверовать и

спастись, логически вытекает, что остальным предопределено не уве-

ровать и погибнуть. Здесь мы можем только признать, что реальность

не всегда укладывается в наши представления о логике. Приведу при-

мер: один мой друг, физик, рассказывал мне о принципе неопределен-

ности Гейзенберга: можно одновременно знать либо траекторию, либо

скорость частицы, но никогда то и другое вместе. Это полностью про-

тиворечит моим представлениям о логике и здравом смысле; но это —

верное описание сотворенной Богом реальности. Потом мне объясни-

ли, что в рамках корпускулярно-волнового дуализма в принципе не-

определенности нет никакого логического противоречия – этот

принцип кажется мне логически противоречивым из-за того, что мои

знания о предмете ограничены.

Я этих объяснений не понял, и все, что мне осталось – просто по-

ложиться на слова компетентного в этом человека. Так же и в вопросе

о предопределении: Бог избирает ко спасению без всяких заслуг; Бог

хочет, чтобы все люди спаслись, то и другое — истина. Это не значит,

что деяния Божии логически противоречивы сами в себе – это значит,

что на нашем уровне познания мы не способны осознать их логику.

Все, что я могу сделать, — это не пытаться спорить и препираться с

Богом (Рим. 9:20), а смириться и успокоиться в признании, что Бог

благ и праведен во всем, что Он делает (Рим. 9:14-15).

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непо-

стижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал

ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему

наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к

Нему. Ему слава во веки, аминь (Рим. 11:33-36).

Завершая свое рассуждение о предопределении, Апостол указы-

вает на то, что пути Божии непостижимы и неисследимы (Рим.11:33-

36), и, думаю, на этом и стоит становиться:

Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое -

нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова зако-

на сего. (Вт. 29:29)

Предопределение, о котором говорят Апостолы, это дивное и по-

вергающее в благоговейный трепет проявление любви Божией, кото-

рая всегда желает Своим созданиям наивысшего блага; проявление

мудрости Божией, которая всегда знает, как этого блага достичь, и

всемогущества Божия, которое всегда может это осуществить. Со-

вершенно бессмысленно поэтому терзаться вопросом, а не предопре-

делил ли Бог меня (или кого-нибудь еще) к погибели. Это ужасное

проявление человеческой греховности — готовность подозревать Бога

в недостатке благости, причем именно перед лицом такого удивитель-

ного и невыразимо прекрасного проявления Его благости, как предо-

пределение к спасению погибших и проклятых грешников. Итак,

Писание воспрещает нам как приписывать себе какую-либо заслугу в

нашем спасении (например, Еф. 2:9), так и отрицать благую и спаси-

тельную волю Бога в отношении всех людей (например, 1 Тим. 4:10).

Каковы практические выводы из учения о предопределении? Многие

опасаются, что это учение побудит христиан проявлять беспечность

или даже небоязненно грешить. Что же, неужели Апостол Павел есть

служитель греха? Неужели блаженный Августин есть соблазнитель

малых сих? Впрочем, предоставим самому Павлу постоять за себя:

Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни

тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрство-

вать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упи-

ваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся,

облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения.

Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спа-

сения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас,

чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему

увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и де-

лаете (1 Фес. 5:5-11).

Бог определил нас ко спасению, говорит богодухновенный Апо-

стол, так что будем бодрствовать и трезвиться. Неверующий спраши-

вает: зачем вам бодрствовать, трезвиться, подвизаться против греха,

если вы и так уже предопределены ко спасению? Верующий отвечает:

именно потому и должны мы бодрствовать и трезвиться, что Бог оп-

ределил нас не на гнев, но к получению спасения. Им трудно понять

друг друга; слова Павла кажутся парадоксальными. Душевный человек

не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает

это безумием (1 Кор. 2:14). Апостол, однако, не безумствует, но гово-

рит слова истины и здравого смысла: так же, как предопределенная

победа не осуществляется иначе, чем через битву (см., напр.,

1 Цар. 23:4), так и предопределенное спасение осуществляется не

иначе, чем через веру и благочестивую жизнь.

Означает ли свидетельство Апостолов о предопределении, что

христианин может быть уверен, что в соответствии с предвечным Бо-

жиим замыслом Он непременно будет спасен? Лично мне такое пони-

мание представляется вполне обоснованным. Означает ли это, что он

может проявлять беспечность и не опасаться отпадения? Ни в коем

случае! Рассмотрим это подробнее.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz