В.П.Вихлянцев

Дополнения и изменения к Библейскому словарю

 

 

 

                                                                                                                                                                      

Со времени «опубликования» Библейского Словаря в Интернете в октябре 1998 года следующие статьи подверглись незначительной переработке (пополнению) или были добавлены вновь (окончательная редакция статей приведена ниже).

 

бл`ижний                                                     стр. 48                                   24.02.01

 

брат                                                               стр. 49                                   24.02.01

 

год                                                                стр. 73                                   24.02.01

 

ж`енщина                                                     стр. 104                                 24.02.01

 

земл`я                                                          стр. 112                                 24.02.01

 

мужч`ина                                                      стр. 184                                 24.02.01

 

нар`од                                                          стр. 188                                 24.02.01

 

нар`оды др`евней Палест`ины              стр. 188                                 08.03.01

 

п`ервенец                                                   стр. 206                                 24.02.01

 

ïðèø`åëåö                                                     стр. 216                                 24.02.01                     добавлена

 

три                                                                 стр. 269                                 24.02.01

 

туз`емец                                                       стр. 272                                 24.02.01                     добавлена

 

уби`ение (уб`ийство, умерщвл`ение, умир`ание) стр. 274               24.02.01

 

челов`ек                                                      стр. 315                                 22.03.01

 

 

Содержание новых и измененных статей

 

бл`ижний—изначально это не только всякий из народа своего - кровный брат (Лев 19.18; 25.46), но также и всякий присоединившийся к народу и живущий в нем как брат (Лев 25.35; Вт 15.2-3). Господь повелевает нам относиться ко всякому нуждающемуся, как будто мы его ближний (Лк 10.37). (См. также брат)

 

брат—ближайший кровный родственник; равный, как дети одного отца. Братьями Священное Писание называет представителей Божиего народа, считая их всех родственниками. Господь называл братьями Своих учеников (Мф 12.49; 23.8) Иногда это слово употребляется символически (Иов 30.29; Пр 18.9). (Ñì. òàêæå áëèæíèé)

 

год (евр. «шанах»—обновляющееся, возвращающееся)—основной отрезок времени измерения исторических событий, равный полному циклу сезонных изменений. У разных народов год начинался и измерялся по-разному. У евреев после выхода их из Египта год по Божиему повелению (Исх 12.2) стал считаться с месяца Авив (Нисан), который соответствует апрелю. А по возвращении их из вавилонского плена был узаконен так называемый гражданский год, начинавшийся с месяца Афаним (Тишри), который соответствует октябрю. И такое решение было, очевидно, не случайным. В этом месяце заканчивались все полевые работы (Вт 16.13) и все праздники, установленные законом, в этом месяце провозглашался юбилейный год (Лев 25.8-13) и, кроме того, в законе уже были указания на этот месяц, как на конец года (Исх 23.16; 34.22).

В различных странах счет годам велся зачастую самостоятельно от начала правления определенных царей или от известных важных событий и со временем так запутался, что сейчас многие древние события разные исследователи определяют с большой разницей в числе лет (см. также перекрестные ссылки в Приложении 12).

Евреи вели счет годам от рождения патриархов, затем от выхода из Египта, от постройки храма, от начала плена. В годы сирийского владычества они должны были принять Селевкидский календарь (началом которого считался 312 г. до РХ—год покорения Вавилона); затем—Маккавейский, учитывающий древнее летосчисление; затем—римский (берущий за начало отсчета 753 г. до РХ—год основания Рима). В 11 в. у евреев было принято летосчисление от сотворения мира (3761 г. до РХ по раввинскому определению). По этому календарю осенью 1992 г. наступил 5753 год.

Ниже приводится список всех лиц, полная продолжительность жизни которых указана в Священном Писании:

                         Адам                                      930 (Быт 5.5),

                         Сиф                                        912 (Быт 5.8),

                         Енос                                       905 (Быт 5.11),

                         Каинан                                   910 (Быт 5.14),

                         Малелеил                               895 (Быт 5.17),

                         Иаред                                    962 (Быт 5.20),

                         Енох                                       365 (Быт 5.23),

                         Мафусал                                969 (Быт 5.27),

                         Ламех                                     777 (Быт 5.31),

                         Ной                                         950 (Быт 9.29),

                         Сим                                        602 (Быт 11.10-11),

                         Арфаксад                              438 (Быт 11.12-13),

                         Сала                                       433 (Быт 11.14-15),

                         Евер                                       464 (Быт 11.16-17),

                         Фалек                                     239 (Быт 11.18-19),

                         Рагав                                      239 (Быт 11.20-21),

                         Серух                                     230 (Быт 11.22-23),

                         Нахор                                     148 (Быт 11.24-25),

                         Фарра                                     205 (Быт 11.32),

                         Авраам                                   175 (Быт 25.7) (ему было 84 года, когда родился Измаил, и 100 лет - когда родился Исаак),

                         Измаил                                  137 (Быт 25.17),

                         Исаак                                     180 (Быт 35.28) (он женился в 40 лет, а еще через 20 лет родились Исав и Иаков),

                         Иаков                                     147 (Быт 47.28) (он женился, когда ему было 83 года, его последний сын Вениамин родился, когда ему было 103 года),

                         Иосиф                                    110 (Быт 50.22,26),

                         Левий                                     137 (Исх 6.16),

                         Кааф                                      133 (Исх 6.18),

                         Амрам                                    137 (Исх 6.20),

                         Аарон                                     123 (Чис 33.39),

                         Моисей                                   120 (Вт 34.7),

                         Халев                                     более 85 (Нав 14.10),

                         Иисус Навин                         110 (Нав 24.29; Суд 2.8),

                         Илий                                       98 (1Ц 4.15),

                         Давид                                     70 (2Ц 5.4),

                         Ровоам                                  58 (3Ц 14.21; 2Пар 12.13),

                         Иосафат                                60 (3Ц 22.42; 2Пар 20.31),

                         Иорам                                    40 (4Ц 8.17; 2Пар 21.5,20),

                         Охозия                                   23 (4Ц 8.26; 2Пар 22.2),

                         Иоас                                       47 (4Ц11.21; 12.1; 2Пар 24.1),

                         Амасия                                   54 (4Ц 14.2; 2Пар 25.1),

                         Азария                                   68 (4Ц 15.2; 2Пар 26.3),

                         Иоафам                                 41 (4Ц 15.33; 2Пар 27.1),

                         Ахаз                                        36 (4Ц 16.2; 2Пар 28.1),

                         Езекия                                   54 (4Ц 18.2; 2Пар 29.1),

                         Манассия                               67 (4Ц 21.1; 2Пар 33.1),

                         Амон                                       24 (4Ц 21.19; 2Пар 33.21),

                         Иосия                                     39 (4Ц 22.1; 2Пар 34.1),

                         Иоахаз                                   23 (4Ц 23.31; 2Пар 36.2),

                         Иоаким                                  36 (4Ц 23.36; 2Пар 36.5),

                         Иехония                                 18 (4Ц 24.8; 2Пар 36.9),

                         Седекия                                 32 (4Ц 24.18; 2Пар 36.11),

                         Иодай                                    130 (2Пар 24.15),

                         Иов                                         более 140 (Иов 42.16).

Бог ясно указал человеку определенный Им (нормальный) срок его жизни - 120 лет (Быт 6.3), и на это время человек вправе рассчитывать. И это Свое установление Господь никогда после не отменял. Напротив, Он напоминает: «Служите Господу, Богу вашему, и ... число дней твоих сделаю полным.» (Исх 23.25-26). Очевидно, что человек далеко не полностью использует свои дни (ср. Иов 15.32). Например, священник Илий допускал, что жертвы Господни при нем попирались и служение осквернялось (1Ц 2.29), и за это все потомство дома Илия было обречено доживать только до средних лет (1Ц 2.33). Многие, наверняка, и не знали причины этого. (См. также время, месяцы, праздники)

 

ж`енщина—помощница Адама (человека, мужчины) (Быт 2.18,22), созданная Богом из части его плоти. После грехопадения была поставлена Богом под полное господство мужчины (Быт 3.16). Во всем Писании подчеркивается ее подчиненное (производное) значение (1Кор 11.3,7-9) и только как таковая, она служит прототипом образа Церкви—Тела Христа.

Перед встречей с Богом на горе Синай Господь повелел через Моисея, чтобы народ - мужчины (ср. Исх 23.17; 34.23) освятились, для чего им было предписано вымыть одежды и не прикасаться к женщинам (Исх 19.10,15, ср. 1Ц 21.4-5; 1Кор 7.1; От 14.4). Во время естественного истечения из тела женщины она нечиста (Лев 15.19,25; 18.19) и если в это время случится совокупление с ней, закон предписывал истребить обоих (Лев 20.18). Муж в этом случае считался нечистым 7 дней (Лев 15.24). Закон вообще очень строг в отношении связи мужчины с женщиной. Дело в том, что естественное влечение мужчины к женщине постоянно перерастает в злую страсть, способную погубить, о чем Писание говорит неоднократно (см., например, историю о Далиде в Суд 16.4-20, а также Пр 7.26; 22.14; 23.28; 31.3; Ек 7.26).

Если в Ветхом Завете встречается упоминание о молящейся или поющей Господу женщине (Исх 15.21; 1Ц 2.1), то в Новом Завете упоминания о молящейся в церкви или поющей женщине нет совсем (Мф 26.30; 1Тим 2.8,11-12). Нарушение этого созданного Богом равновесия есть человеческое самоволие, ведущее к тяжелым последствиям (1Пет 3.7). (См. бесплодие, диаконисса, дочь, жена, молитва, муж, пение, церковь)

 

земл`я—в еврейском тексте употребляются два слова для обозначения этого понятия: «эрец» (суша, страна, участок земли для обработки и т.д.) и «адама» (прах, глина, то есть составные части земли, почвы). Выражение «(вся) земля» иногда означает все существующие (известные) земли или определенные части их (отдельные страны), но в большинстве мест—это Израильское (Иудейское) царство, земля народа Божия (см., например, Быт 28.14; Ис 51.16; Иол 2.1,21—ср. 1.2; 2.18). (См. народ)

 

мужч`ина—«любимое насаждение Господа» (Ис 5.7), основной представитель не только избранного Божиего, но любого народа, вообще - весь народ (Исх 19.14-15). И это не потому, что «это придумали сами мужчины», как говорят сторонники и сторонницы эмансипации, но это воля Божия (см. женщина, ср. 1Кор 14.34; 1Тим 2.11-12—все женщины; Еф 5.22-24—жены, ср. Быт 3.16). Все, что ни предписывал закон выполнять, он все это требовал от мужчин (не случайно в 1Кор 14.34 указано: «как и закон говорит»). Священниками, певцами и любыми служителями в скинии и храме были мужчины; освящаться по закону должны были только первенцы мужского пола (Исх 13.2); на основные праздники пред лицо Господа должны были являться (следовательно, и есть Пасху) мужчины (Исх 23.14-17); исчислялись только мужчины (Чис 1.2; Мф 14.21; 15.38); учениками Христа были только мужчины (Мф 10; Лк 10) и т.д., и т.д. Искусственное выравнивание в положении и правах женщины относительно мужчины как в мире, так и в современной «церкви», есть человеческое своеволие, не приводящее ни к чему хорошему. (См. также муж, жена)

 

нар`од—сообщество людей, связанных общим происхождением, общим делом или общей верой. В этой среде проявляет себя каждый отдельный человек. В мире люди держатся своего народа, как и своих богов, называя это патриотизмом и гражданственностью. Такими же цивилизованный мир хочет видеть и верующих. Но невозможно принадлежать одновременно к разным народам, как невозможно служить Богу, служа маммоне (Мф 6.24). До возмужания Христос был послушен Иосифу и Марии (Лк 2.51), но выйдя на служение, Он никогда не вспоминал Свою семью, не восхвалял Свою мать и не превозносил израильский народ, из которого родился по плоти, и не называл его Своим. Своими Он называл только тех, кто исполняет волю Отца Его Небесного (Мф 12.48-50, ср. Ос 1-2). Об этом различии и отделении (Чис 23.9; Пс 44.11) следует постоянно помнить истинно верующим и не смущаться непониманием (Мф 10.36-39; 2Тим 3.12). (См. также земля, мужчина)

 

нар`оды др`евней Палест`ины—народы, населявшие обетованную (Ханаанскую) землю, потомки Ханаана (Быт 10.15-18). При захвате земли израильтянами они подлежали полному уничтожению (Чис 31.17; Вт 20.16; 25.19). В Писании им дано название «семь народов» (Вт 7.1; Деян 13.19), хотя их по количеству было больше (см. Приложение 7). Из сравнения Нав 19.7 и 2Ц 21.2 можно заключить, что Евеи и Аморреи были одним и тем же народом. Рефаимы назывались также Замзумимами (Вт 2.20) и Емимами (Вт 2.10-11) в тех местах, где их покорили аммонитяне и моавитяне. В земле Сеир до захвата ее потомками Исава жили Хорреи (Вт 2.12).

 

п`ервенец—первородный мужского пола (и из людей, и из скота), который по закону должен быть посвящен Господу (Исх 13.2,12). Первенец в семье имел преимущество, являясь начатком силы отца (Быт 49.3; Вт 33.17; Пс 104.36), и получал двойную долю в наследстве по сравнению с остальными (Вт 21.17), а сын царя—трон (2Пар 21.3). Первенец смерти в Иов 18.13 поэтому фигурально означает какую-то наиболее лютую ее причину: болезнь, несчастный случай (см. начаток). Первенцем иногда почитался и не перворожденный по плоти (см. Рувим, Фарес, ср. Исав и Иаков, а также Евр 12.23; От 14.4).

В израильском народе, вышедшем из Египта, было насчитано 22273 первенцев мужского пола (Чис 3.43). Отсюда можно сделать интересный вывод. Если допустить (что вполне естественно), что первородных девочек было примерно столько же, то всего в народе было около 50 тысяч семей. В то же время в народе было насчитано 603550 мужчин старше 20 лет (Чис 1.3,46). Очевидно, что всего мужчин в народе было не менее 1 миллиона, а всех вышедших из Египта в таком случае - более 2,5 миллионов. Деля все количество народа на число семей (2,5 млн./50 тыс.) получаем, что в каждой семье было в среднем 50 человек (в основном детей)! Примерно то же мы получаем и из другого расчета. Если (примерно) половина всех мужчин родилась в семьях с первенцем-мальчиком, то на каждого первенца-мальчика приходится не менее 20 мужчин не первенцев (0,5 млн./22273). Женщина может иметь только одного первенца, значит у каждой женщины в среднем должно было быть более 20 детей!

 

ïðèø`åëåö—присоединившийся к народу израильскому и живущий в нем по его законам (Лев 24.22; Чис 9.14; 15.15,16).

 

три (тр`етий)—количество сынов Ноя (Быт 6.10),

возраст жертв (Быт 15.9),

число месяцев укрывания младенца Моисея (Исх 2.2; Деян 7.20; Евр 11.23),

количество дней пути (Исх 3.18),

род, до которого Господь наказывает (Исх 20.5; Чис 14.18; Вт 5.9),

число необходимых вещей для женщины (Исх 21.10-11),

число главных праздников в году (Исх 23.14,17; 34.23; Вт 16.16; 3Ц 9.25; 2Пар 8.13),

число ветвей светильника с одной стороны (Исх 25.32),

число тысяч павших (Исх 32.28),

число завес (Исх 40.3,5,8),

число лет собирания урожая (Лев 19.23),

число благословений (Чис 6.24-26),

число побоев, после которого ослица заговорила (Чис 22.28),

число благословений Валаама (Чис 24.10),

число городов убежищ по каждую сторону Иордана (Вт 4.41; 19.2-3),

год отделения десятин левиту (Вт 14.28),

максимальное число свидетелей (Вт 17.6),

поколение идумеянина и египтянина, которое может войти в общество Господне (Вт 23.8),

число тысяч народа (Нав 7.4; Суд 15.11; 16.27; 1Ц 13.1; 24.3; 26.2),

число обращений Господа к отроку Самуилу, которые он не понял (1Ц 3.8),

число людей, козлят и хлебов (1Ц 10.3),

число сыновей Иессея, ушедших на войну (1Ц 17.13),

число поклонов (1Ц 20.41),

число тысяч овец (1Ц 25.2),

число погибших сыновей Саула (1Ц 31.6),

число сыновей Авессалома (2Ц 14.27),

число лет голода (2Ц 21.2),

число самых приближенных воинов Давида (см.) (2Ц 23.8,13),

число наказаний (2Ц 24.12-13),

время жизни Семея в Иерусалиме (3Ц 2.39),

число частей храма: притвор, Святое и Святое-святых (3Ц 6.2-3,16-17),

число рядов (3Ц 6.36; 7.3,4; Езд 6.4),

число волов на каждой стороне (3Ц 7.25),

время плавания (3Ц 10.22),

число распростертий (3Ц 17.21),

число повторений (3Ц 18.34),

число пятидесятков (4Ц 1.13),

число царей (4Ц 3.10),

число ударов (4Ц 13.18),

время осады (4Ц 17.5; 18.10),

время кратких царствований (4Ц 23.31; 24.1,8),

числа дочерей (1Пар 25.5; Иов 1.2),

число отрядов (Иов 1.17),

число друзей Иова (Иов 2.11),

место Израиля (Ис 19.24),

число лет пророчествования (Ис 20.3),

время воспитания (Дан 1.5),

количество молитв (Дан 6.10,13; 10.2,3),

время пребывания Ионы в ките (Ион 2.1),

число искушений (тела, ума, духа) (Мф 4.1-10; 1Ин 2.16; ср. Быт 3.6),

время пребывания Господа «в сердце земли» (Мф 12.40),

количество мер муки (Мф 13.33),

время пребывания народа с Иисусом (Мф 15.32),

день воскресения (Мф 16.21; 20.19; Мк 8.31; 9.31; 10.34; Лк 9.22; 18.33; 24.7,46; 1Кор 15.4),

число ближайших учеников Христа (Мф 17.1; 26.37),

число кущ (Мф 17.4),

число отречений Петра (Мф 26.34,75),

число молитв (Мф 26.44),

время созидания храма (Мф 26.61; 27.40; Мк 14.58; 15.29; Ин 2.19),

час распятия Христа (Мк 15.25),

продолжительность тьмы на земле (Мк 15.33),

время поисков Иисуса-отрока (Лк 2.46),

число бесплодных лет (Лк 13.7),

число дней делания дел Христа (Лк 13.32-33),

число посланных слуг (Лк 20.12),

«путь и истина и жизнь» (Ин 14.6)

число повторений (Ин 21.17),

число тысяч присоединившихся (Деян 2.41),

время слепоты Савла (Деян 9.9),

число посланных (Деян 10.7,19),

количество повторений видения (Деян 10.16),

время проповеди (Деян 19.8),

время (Деян 20.3,31; 28.7),

этаж, с которого упал Евтих (Деян 20.9),

небо восхищения ап. Павла (2Кор 12.2),

число молитв (2Кор 12.8),

количество частей (От 16.19).

Хотя число «три» иногда в Священном Писании употребляется иносказательно (например, Пр 30.15,18,21,29; Ам 1.3,6,9,11,13; 2.1,4,6; 4.4,7; Зах 11.8; Мф 13.33; Лк 11.5, а также, очевидно, и во многих из вышеприведенных мест), количество «три» имеет такое глубокое и таинственное значение, что перед ним человеческое разумение совершенно становится в тупик. Как многое человек может воспринимать только в тройственном исчислении, и самое главное—конечно, Бога! Хотя Бог един, не троичен, о чем в Священном Писании говорится многократно (Мк 12.29.32; Ин 17.3; Иак 2.19; Иуд 25; Рим 14.26; 1Тим 1.17; 2.5; Евр 2.11), тем не менее мы, люди, не способны Его так воспринимать, и поэтому Он нам является как Отец, Сын (Слово) и Дух Святой (1Ин 5.7, ср. Ис 48.16; Мф 3.16-17; 28.19; Ин 14.16; Деян 1.7-8; 1Пет 1.2; 1Кор 6.11; 12.4-6; Гал 4.6; Еф 1.17; 2.18; От 1.4-5). Это можно попытаться пояснить на следующем примере (конечно, очень слабом и приблизительном, как всякое подобие). Люди в своем воображении и расчетах вычленили как «солнце» тот относительно плотный огненный шар, который человек может видеть в видимом свете (через очень плотный фильтр), центр которого по расчетам находится на расстоянии 150 млн км от земли. Но ведь солнцем является и этот видимый простым глазом кипящий огнем шар, и все его гигантские протуберанцы, и мощные излучения тепла, света и радиоволн во всем их объеме и на любом расстоянии, где бы они не проявлялись. Но мы не способны так абсолютно воспринимать солнце и оно для нас на земле—лишь тепло и свет, которые мы ощущаем, и которые передаются нам соответствующими «полями» от этого диска на небе. Так и Бог (Отец), для нас непостижимый, является нам в Сыне (см.) Божием Иисусе Христе (Ин 1.18), нашем Спасителе и Господе, Который пришел на землю, пострадал за нас, искупил нас и теперь постоянно руководит нами через Духа Своего Святого. Слава Ему! Но в итоге все придет к Единому (1Кор 15.28). Кроме того, Бог не только един, но Он вечен, то есть неизменен (Евр 13,8) и поэтому только для человека есть прошлое, настоящее и будущее (снова три).

Един в конечном счете и сам человек (1Фес 5.23), но как трудно это утверждать для человеческого разума, привыкшего с испокон века членить себя самого на дух, душу и тело (опять три)!

Также и все внутри и вокруг человека. Привыкший для практических целей все измерять в длину, ширину и высоту, человек уже не может воспринимать и само пространство совершенным образом, а называет его трехмерным.

Вычленяя себя и отделяясь от Бога, человеческий ум вводит понятие «мир», через который познает свое взаимоотношение с Богом (будучи неспособным воспринять все совокупно), и таким образом снова получается тройственная модель: Бог—человек—мир (среда).

Вот еще пример троичности единого: истинное Писание (или Слово, или мысль Божия, которая открывалась пророкам)—наша Библия (данный перевод на конкретный язык)—наконец, то понимание, которое дает нам Господь при чтении Библии. И если нами руководит Дух Божий, тогда это понимание совпадает с первым—истинным значением и мы воспринимаем первоначальное Слово Божие целостно, истинно—как откровение, а не как цитату и штамп.

Вся человеческая история распадается на три этапа: сила—закон—благодать. Осознать действие этих этапов совокупно человеческий разум отказывается. Но то же можно полностью приложить и к жизни отдельного человека (накапливание—осознание—отдача). И вновь—все эти этапы фактически совпадают, ибо жизнь едина.

История Церкви состоит из рождения, страданий на земле и соединения со Христом. Это соответствует и истории народа Божия: исход из Египта—пустыня—вход в обетованную землю. Эти же этапы можно различить и в жизни верующего человека: обращение—страдание—соединение со Христом. Хотя человек после обращения еще долго живет, страдая, на земле, верою он уже взят на небо (Еф 2.6) и, таким образом, все эти этапы соединены.

Наш Господь однажды пришел на землю для нашего искупления—Он постоянно приходит за нас пред лицо Отца Своего, ходатайствуя за нас—Он придет в конце веков за нами (Евр 9.26,24,28). Бог в Мф 22.32 назван Богом трех патриархов: Авраама, Исаака и Иакова.

Эти примеры можно было бы продолжить.

В Писании кроме того имеется много тройственных повторений в различных повествованиях (см. например, Чис 6.24-26; 3Ц 19.17; Пс 113.17-19; 117.2-4; Пр 21.21; Ис 6.3; 33.22; Иер 7.4; 22.29; Иез 21.27; Мф 23.23; Мк 9.43-48; Лк 17.26-30; Ин 14.6; Рим 11.36. 1Кор 12.4-6; 13.1-3; Флп 2.10; От 3.5,8,12,18; 4.5,8; 5.3), которые говорят не об особой поэтической форме повествования, как думают некоторые толкователи, а об особой человеческой способности воспринимать некоторые важные положения.

 

тез`емец—коренной представитель израильского народа (Лев 19.34).

 

уби`ение (уб`ийство, умерщвл`ение, умир`ание)—отнятие, лишение каким-либо образом (а в случае обычной смерти—прекращение «естественным» путем) жизни человека—внешней жизни внешнего, видимого тела человека (ср. Мф 10.28). Первым умершим человеком на земле был Адам (Быт 2.17—и пусть здесь не смущает то, что произошло это через 930 лет!), первым убитым—его сын Авель (Быт 4.8). Затем Господь из-за крайнего развращения людей (Быт 6.5,7) уничтожил потопом все живое на земле, кроме находившихся в ковчеге с Ноем (Быт 7.22-23). После этого Господь поклялся больше не уничтожать всего живущего на земле (Быт 8.21-22), но люди, в силу вошедшего в них греха (Рим 5.12), продолжали и продолжают до сих пор во все увеличивающихся масштабах убивать друг друга, погибать при несчастных случаях и просто умирать.

В Священном Писании отмечены следующие случаи смерти (гибели, убийства, поражения) отдельных людей, групп людей, городов (после упомянутых выше):


Содом и Гоморра (Быт 19.25),

Сарра (Быт 23.2),

Авраам (Быт 25.8),

Измаил (Быт 25.17),

жители Сихема (Быт 34.25),

Девора (Быт 35.8),

Рахиль (Быт 35.19),

Исаак (Быт 35.29),

Ир (Быт 38.7),

Онан (Быт 38.10),

Иаков (Быт 49.33),

Иосиф (Быт 50.26),

все братья Иосифа (Исх 1.6),

египтянин (Исх 2.12),

царь египетский (Исх 2.23),

все, искавшие души Моисея (Исх 4.19),

все первенцы в Египте (Исх 12.29),

3000 (Исх 32.28),

Надав и Авиуд (Лев 10.2),

10 из разведчиков земли (Чис 14.37),

14700 (Чис 16.49),

Корей, Дафан, Авирон и 250 (Чис 16.33,35),

Мариамь (Чис 20.1),

Аарон (Чис 20.28),

24000 (Чис 25.9),

Зимри и Хазва (Чис 25.24),

Салпаад (Чис 27.3),

мадианитяне, в том числе пленные мальчики и замужние женщины (Чис 31.7-8,17),

Моисей (Вт 34.5),

все взрослые, вышедшие из Египта (Нав 5.4),

36 израильтян (Нав 7.5),

Ахан с семьей (Нав 7.24-25),

жители Гая (Нав 8.22,25),

аморреи под Гаваоном (Нав 10.10-11),

5 царей (Нав 10.26),

Макед (Нав 10.28),

Ливна (Нав 10.30),

Лахис (Нав 10.32),

Газер (Нав 10.33),

Еглон (Нав 10.35),

Хеврон (Нав 10.37),

Давир (Нав 10.39),

вся земля от Кадес-Варни до Газы (Нав 10.40-41),

Хананеи (Нав 11.8),

Асор (Нав 11.10-11),

енакимы (Нав 11.21),

Сигон и Ог (Нав 12.6),

31 царь (Нав 12.9-24),

И.Навин (Нав 24.29),

10000 (Суд 1.4),

Адони-Везек (Суд 1.7),

Шешай, Ахиман, Фалмай (Суд 1.10),

Цефаф (Суд 1.17),

Гофониил (Суд 3.11),

Еглон (Суд 3.21),

10000 (Суд 3.29),

600 (Суд 3.31),

Аод (Суд 4.1),

весь народ Сисары (Суд 4.13,16),

Сисара (Суд 4.21),

Иавин (Суд 4.24),

Орив и Зив (Суд 7.25),

120000 (Суд 8.10),

стан (Суд 8.11),

Сокхоф (Суд 8.16),

Пенуэл (Суд 8.17),

братья Гедеона (Суд 8.18-19),

Зевей и Салман (Суд 8.21),

Гедеон (Суд 8.33),

70 братьев (Суд 9.5),

Сихем (Суд 9.45),

около 1000 (Суд 9.49),

Фола (Суд 10.2),

Иаир (Суд 10;5),

дочь Иеффая (Суд 11.39),

42000 (Суд 12.6),

Иеффай (Суд 12.7),

Есевон (Суд 12.10),

Елон (Суд 12.12),

Авдон (Суд 12.15-16),

30 (Суд 14.19),

1000 (Суд 15.15),

филистимляне в доме (Суд 16.26,30),

Самсон (Суд 16.30),

Лаис (Суд 18.27),

наложница (Суд 19.28),

22000 (Суд 20.21),

18000 (Суд 20.25),

до 30 человек (Суд 20.31),

25100 (Суд 20.35,44-46),

весь город (Суд 20.37,48),

Елимелех (Руф 1.3),

Махлон и Хилеон (Руф 1.5),

4000 (1Ц 4.2),

30000 (1Ц 4.10),

Офни и Финеес (1Ц 4.11),

Илий (1Ц 4.18),

жена Финееса (1Ц 4.20),

50070 (1Ц 6.19),

20 (1Ц 14.14),

Голиаф (1Ц 17.50),

85 священников в Номве (1Ц 22.18),

Номва (1Ц 22.19),

Самуил (1Ц 25.1),

жители южных земель (1Ц 27.9,11),

амаликитяне (1Ц 30.17),

сыновья Саула и оруженосец (1Ц 31,5),

множество народа (2Ц 1.4),

убивший Саула (2Ц 1.15),

24 юноши (2Ц 2.14-16),

Асаил (2Ц 2.23),

19 (2Ц 2.30),

360 (2Ц 2.31),

Авенир (2Ц 3.27),

Иевосфей (2Ц 4.7),

Рихав и Баана (2Ц 4.12),

Оза (2Ц 6.7),

22000 (2Ц 8.5),

Урия (2Ц 11.17),

дитя Давида (2Ц 12.18),

Амнон (2Ц 13.28-29),

2000 (2Ц 18.7),

Авессалом (2Ц 18.15),

Иесвий (2Ц 21.17),

Сафут (2Ц 21.18),

Голиаф Гефянин (2Ц 21.19),

шестипалый рефаим (2Ц 21.21),

800 (2Ц 23.8),

филистимляне (2Ц 23.10),

300 (2Ц 23.18),

видный египтянин (2Ц 23.21),

70000 (2Ц 24.15),

Давид (3Ц 2.10),

Адония (3Ц 2.25),

Иоав (3Ц 2.34),

Семей (3Ц 2.46),

сын женщины (3Ц 3.19),

хананеи в Газере (3Ц 9.16),

все мужского пола в Идумее (3Ц 11.15),

Авия (3Ц 14.1,17),

Иеровоам (3Ц 14.20),

Ровоам (3Ц 14.31),

Авия (3Ц 15.8),

Аса (3Ц 15.24),

Нават (3Ц 15.28),

весь дом Иеровоама (3Ц 15.29),

Вааса (3Ц 16.6),

Ила (3Ц 16.10),

весь дом Ваасы (3Ц 16.11),

Фамний (3Ц 16.22),

Амврий (3Ц 16.28),

Авирам и Сегуб (3Ц 16.34),

пророки Господни (3Ц 18.4,13),

450 и 400 (3Ц 18.9,40),

пророки (3Ц 19.14),

Навуфей (3Ц 21.13),

Ахав (3Ц 22.37),

Иосафат (3Ц 22.50),

два пятидесятка (4Ц 1.10,12),

Охозия (4Ц 1.17),

сын пророческий (4Ц 4.1),

сын Сонамитянки (4Ц 4.20),

сановник (4Ц 7.17),

Венадад (4Ц 8.15),

идумеи (4Ц 8.21),

Иорам (4Ц 8.24),

Иорам (4Ц 9.24),

Охозия (4Ц 9.27),

Иезавель (4Ц 9.33),

70 сыновей Ахава (4Ц 10.7),

оставшиеся из дома Ахава (4Ц 10.11),

42 брата Охозии (4Ц 10.13-14),

оставшиеся у Ахава в Самарии (4Ц 10.17),

все служители Ваала (4Ц 10.21,25),

Ииуй (4Ц 10.35),

Гофолия (4Ц 11.16),

Матфан (4Ц 11.18),

Иоас (4Ц 12.20),

Иоахаз (4Ц 13.9),

Иоас (4Ц 13.13),

Елисей (4Ц 13.14),

убийцы Иоаса (4Ц 14.5),

10000 (4Ц 14.7),

Амасия (4Ц 14.19),

Иеровоам (4Ц 14.29),

Азария (4Ц 15.7),

Захария (4Ц 15.10),

Селлум (4Ц 15.14),

Типсах (4Ц 15.16),

Менаим (4Ц 15.22),

Факия (4Ц 15.25),

Факей (4Ц 15.30),

Иоафам (4Ц 15.38),

Рецин (4Ц 16.9),

Ахаз (4Ц 16.20),

Сеннахирим (4Ц 19.37),

Езекия (4Ц 20.21),

Манассия (4Ц 21.18),

Аммон (4Ц 21.23),

убийцы Аммона (4Ц 21.24),

Иосия (4Ц 23.29),

Иоахаз (4Ц 23.34),

Иоаким (4Ц 24.6),

сыновья Седекии (4Ц 25.7),

67 (4Ц 25.19-21),

много Агарян (1Пар 5.22),

девять сыновей Ефрема (1Пар 7.20-21),

300 (1Пар 11.11),

40000 и Совак (1Пар 19.18),

500000 израильтян (2Пар 13.7),

ефиопляне (2Пар 14.13),

аммонитяне, моавитяне и жители горы Сеир (2Пар 20.22-24),

братья Иорама и князья (2Пар 21.4),

князья и сыновья братьев Охозии (2Пар 22.8),

все царское племя (2Пар 22.10),

Захария (2Пар 24.21; Мф 23.25),

пророки (Неем 9.26),

Аман (Есф 7.10),

неприятели иудеев (Есф 9.5),

500 (Есф 9.6),

10 сыновей Амана (Есф 9.10),

300 (Есф 9.15),

75000 (Есф 9.16),

слуги и дети Иова (Иов 1.15-19),

Иов (Иов 42.17),

народ (Ис 14.20),

Урия (Иер 26.23),

Анания (Иер 28.17),

Годолия, Иудеи и Халдеи (Иер 41.2-3),

70 пришедших (Иер 41.7),

все иерусалимляне (Плач 2.21-22),

все без знака (Иез 9.6),

много (Иез 11.6),

Фалтия (Иез 11.13),

те, которые бросали в печь (Дан 3.22),

Валтасар (Дан 5.30),

на пути (Ос 6.9),

юноши (Ам 4.10),

младенцы Вифлеема (Мф 2.16),

искавшие души Младенца (Мф 2.20),

Иоанн Креститель (Мф 14.10),

рабы (Мф 22.6),

пророки, мудрые и книжники (Мф 23.34),

Галилеяне (Лк 13.1),

восемнадцать (Лк 13.4),

Анания (Деян 5.5),

Сапфира (Деян 5.10),

Февда (Деян 5.36),

Иуда Галилеянин (Деян 5.37),

предвозвестившие (Деян 7.52),

Стефан (Деян 7.60),

Иаков (Деян 12.2),

Ирод (Деян 12.23),

многие святые (Деян 26.10),

пророки (Рим 11.3),

Антипа (От 2.13),

два свидетеля (От 11.7).


Все верующие умирают для греха, чтобы жить со Христом в Боге (Рим 6.2; 7.4; Кол 3.3).

В Писании упоминаются следующие люди, которые покончили с собой:

Авимелех (Суд 9.54),

Самсон (Суд 16.30),

Саул и его оруженосец (1Ц 31.4-5),

Ахитофел (2Ц 17.23),

Замврий (3Ц 16.18),

Иуда Искариот (Мф 27.5; Ин 17.21).

Есть такие, которые не видели смерти и были взяты на небо:

Енох (Быт 5.24),

Илия (4Ц 2.11),

некоторые (Мф 16.28),

Мелхиседек (Евр 7.3),

младенец (От 12.5),

и есть трое, которые живыми ушли в преисподнюю:

Корей, Дафан и Авирон (Чис 16.27-33).

Два свидетеля Божиих, после того, как они ожили, были взяты на небо (От 11.12).

Кровь всех убитых на земле найдена в Вавилоне, но не земном, а духовном (От 18.24, ср. Мф 23.35). В этом потоке смерти грешные люди убили и Самого Начальника жизни—Иисуса Христа (Деян 2.23; 10.39), но смерть не могла удержать Его, Он воскрес силою Божиею (Деян 3.15). И хотя были воскрешенные и до Него (см. воскресение), Он явился первенцем среди истинно воскресших, ибо Своей смертью и воскресением Он уничтожил саму смерть, дав жизнь (истинную и вечную!) всем верующим в Него (1Кор 15.20-23). Слава Ему вовек! (См. также смерть)

 

челов`ек—творение Бога по Его Собственному образу и подобию (Быт 1.26-27; 2.7), мужчина (см.). Хотя человек во многом уступает Ангелам (2Пет 2.11), он не много умален пред ними (Пс 8.6). Человек носит в себе образ Божий, и это относится как к внешнему виду (Иез 1.26; Дан 7.13), так и к душе, которая Божия (Быт 2.7; Ек 12.7). Падение человека разделило его с Богом, но Бог не оставил его совсем.

Сын Божий Иисус Христос, пришедший на землю в образе и подобии человеческом, искупил вину человека, вернул ему жизнь, поэтому в Нем мы, верующие, снова являемся причастниками Божеского естества (2Пет 1.4; Евр 3.14; 6.4). Тело человека, которое часто принимается за самого человека—это лишь его оболочка из праха, земли (Быт 2.7; 3.19), состоящая из тех же элементов, что и окружающая нас видимая природа, и притом в таком небольшом количестве, что суммарная их рыночная стоимость по оценке американских ученых специалистов не превышает пяти долларов. Но то, что является собственно человеком—есть его душа, которая очень дорога в глазах Божиих (Пс 115.6; Ис 43.4). (См. дух, душа, плоть)

 

Hosted by uCoz