В.П.Вихлянцев

Библейский словарь

 

 

 

                                                                                                        

                                                              

Ц

eight: normal'>Ца`ан (стада или выходящий, уходящий) (Мих 1.11)—один из городов удела Иудина (по-видимому, он же назван Ценан в Нав 15.37) (здесь игра слов: «не убежит уходящий», ср. Шафир).

Цаанн`им (Суд 4.11)—город или местность в уделе Неффалимовом в районе озера Мером (в Нав 19.33 назван Цананним).

Ца`ир (маленький) (4Ц 8.21)—один из идумейских городов.

Цал`аф (Неем 3.30)—отец (предок) Хануна.

Цалм`он (тенистый) (2Ц 23.28)—см. Илай.

Цананн`им (Нав 19.33)—см. Цаанним.

Цар`еда (3Ц 11.26)—город в районе впадения Иавока в Иордан (может быть, несколько севернее) (в Суд 7.22 назван Царера, в Нав 3.16; 3Ц 4.12; 7.46—Цартан, а во 2Пар 4.17—Цереда).

Цар`ера (Суд 7.22)—см. Цареда.

цар`ица `Южная (Мф 12.42; Лк 11.31)—см. Сава.

цар`ицы, упомянутые в Писании: Астинь, Есфирь, Гофолия, Кандакия, Южная.

ц`арская дол`ина (Быт 14.17; 2Ц 18.18)—или Шаве (ровная), некая долина (или просто ровное место), очевидно, восточнее Иерусалима (Кедронская?). (См. долины, Кедрон)

ц`арские вор`ота (1Пар 9.18)—см. восточные ворота.

ц`арские гробн`ицы (2Пар 21.20; 24.25; 28.27)—почетное место захоронения иудей­ских царей, не отступавших от Бога (ср. 2Пар 24.16). Для Озии было сделано исключение (2Пар 26.23)—он был похоронен вблизи них (точное положение гробниц не известно).

ц`арские точ`ила (Зах 14.10)—были расположены, как можно предположить, на южной окраине Иерусалима (их упоминание в данном стихе завершает охват всего города).

ц`арский водо`ем (Неем 2.14)—см. Силоам.

ц`арский пок`ос (Ам 7.1)—по-видимому, первая уборка урожая, из которой платилась подать царю.

ц`арский путь (Чис 20.17; 21.22)—караванный путь, соединявший Аравию с Дамаском.

ц`арский сад (4Ц 25.4; Иер 39.4; 52.7)—сад, находившийся, по-видимому, в южной части Иерусалима у крепости Сион.

Ц`арств, кн`иги 1-4—9-12я книги Ветхого Завета, основные исторические книги Священного Писания.

Первые две книги в оригинале и во всех других переводах называются 1 и 2 Самуила и до Септуагинты были одной книгой. В них излагается история израильского народа при Самуиле, Сауле и Давиде. Из 1Пар 29.29 полагают, что книги были написаны на основании записей Самуила, Гада и Нафана уже после разделения царств (1Ц 27.6) (были, по-видимому, и другие какие-то источники—см. например, 1Ц 1.18, но о них ничего не известно). В Новом Завете имеются упоминания некоторых мест из 1Ц и 2Ц (см. Деян 13.22; Евр 1.5).

3 и 4 Царств в оригинале и других переводах называются 1 и 2 Царей и повествуют об истории израильского народа от смерти Давида до захвата Иерусалима Навуходоносором. Судя по 4Ц 25.27 полагают, что эти две книги были написаны уже после пленения иудеев. В них часто упоминаются источники, к которым обращался автор: книга дел Соломоновых (3Ц 11.41), летописи царей иудейских (14 упоминаний), летописи царей израильских (17 упоминаний).

4Ц 18.15—20.19 совпадает с Ис 36—39, 4Ц 25—с Иер 52. Не известно, кто собрал эти материалы воедино. (См. Библия)

Ц`арство Б`ожие (Неб`есное)—царствование и владычество Бога (Неба), проявление Его святых свойств. Оно было предсказано в Ветхом Завете (Дан 2.44; 7.14), явлено в Иисусе Христе (Лк 1.33) и было основой Его учения (только в Евангелии от Матфея упоминается 50 раз), но оно не является эквивалентом Церкви (см.), как думают некоторые. (См. также Мф 5.3,10; 6.33; 13.52; 21.31,43; Мк 9.1; 10.15,23; Лк 9.62; 16.16; 17.20-21; 18.29-30; Ин 3.3.5; 18.36; Деян 14.22; 1Кор 15.50)

Царт`ан (Нав 3.16; 3Ц 4.12; 7.46)—см. Цареда.

царь—это не просто высшее должностное лицо какой-либо державы, но значительно больше—активный предводитель в войске и во всем народе, верховный судья, очень большой собственник и т.д. (1Ц 21.11). В Ханаане, например, во дни И.Навина царь был в каждом городе (Нав 12.7-24). Моисей во Вт 33.5 назван царем Израиля. Это же слово прилагается к идолам (Соф 1.5, в еврейском тексте—Молох) и к Богу—Господу неба и земли, Царю царей, и Его Помазаннику—Христу.

На приведенной в Приложении 12 схеме показано последовательное царствование всех царей Израиля и Иуды от Саула до Матфании (Седекии), но точная датировка кажется невозможной. Только даты двух значительных событий—падения Самарии с окончательным пленением десяти колен в 721 г. до РХ и окончательного разрушения Иерусалима в 586 г. до РХ, известны точно. Установление же точных дат царствования отдельных царей, особенно наиболее отдаленных—затруднительно из-за многих причин, поэтому время царствования, например, Давида одни считают от 1013 г. до 973 г. до РХ, другие—от 1055 г. до 1015 г. до РХ. Даты воцарения отдельных царей обоих государств со взаимными ссылками, приведенные в указанных между временными линиями местах Писания, при внимательном рассмотрении дают большой материал для размышлений и дальнейших исследований. (См. год,б)

Цафн`аф-пане`ах (Быт 41.45)—египетское имя, данное Иосифу фараоном. Как полагают, оно может означать следующее (хотя точно определить это невозможно): «Бог говорит, он жив», «спаситель мира», «пища живущим», «хлеб жизни», «тайный советник» (последнее—М.Лютер).

Цаф`он (в северном направлении или скрытый) (Нав 13.27)—один из пограничных городов удела Гадова в районе устья Иавока. (См. Севина)

Цеве`он (Быт 36.14)—Евеянин (ст. 2), сын (потомок) Сеира Хорреянина, старейшина (в Быт 36.2,20,24,29; 1Пар 1.38 назван Цивеон). (См. Беэр,а, Евеи)

цевн`ица (значение слова не известно) (Дан 3.5,7,10,15)—некий струнный музыкальный инструмент, напоминающий, как полагают, лиру в форме треугольника (в некоторых переводах—«духовой инструмент»). (См. музыкальные инструменты)

Цево`им—а) (газели) (Быт 10.19)—см. Севоим;

б) (гиена) (1Ц 13.18; Неем 11.34)—город в уделе Вениаминовом и долина, простирающаяся от него до Иерихона. (См. долины)

Цед`ад (Чис 34.8; Иез 47.15)—земля или горная местность на северной границе Ханаанской земли.

Ц`ела (склон) (Нав 18.28; 2Ц 21.14)—аналог. Аввим.

Ц`елек (2Ц 23.37; 1Пар 11.39)—Аммонитянин, один из главных воинов Давида.

целов`ание—см. поцелуй.

целом`удрие (1Тим 2.9,15; 3.2; 2Тим 1.7; Тит 1.8; 2.2,5,6,12)—в оригинале означает: строгость, самодисциплина, неповрежденность.

Целц`ах (1Ц 10.2)—город на границе удела Вениаминова.

Цемара`им—а) (Нав 18.22)—аналог. Аввим;

б) (2Пар 13.4)—одна из гор в уделе Ефремовом.

Цемар`ей (Быт 10.18; 1Пар 1.16)—один из сыновей (потомков) Ханаана и народ, населявший землю на севере Палестины. (См. народы древней Палестины)

Цен`ан (Нав 15.37)—аналог. Адифаим. (См. Цаан)

цеп`очки (Ис 3.18)—брякающие украшения на ногах. (См. украшения)

Цер (скала) (Нав 19.35)—аналог. Адама,а.

Цер`еда (2Пар 4.17)—см. Цареда.

Ц`ереф (яркость) (1Пар 4.7)—аналог. Ефнан.

Ц`ереф-Шах`ар (Нав 13.19)—один из городов удела Рувимова (положение не известно).

Ц`ери (1Пар 25.3)—см. Ицрий.

Ц`ерковь (греч. «экклезия»—собрание, общество созванных)—творение и духовное тело Христа (Мф 16.18; Еф 1.23; Кол 1.24). Церковь не есть новая религия, или особая религиозная (благотворительная) организация, или специальная система «духовного» переустройства человеческого общества в мире—ни о чем подобном Спаситель никогда не говорил—поэтому, несомненно, Церковью является общество Его ближайших, вернейших (см. Ин 6.66) учеников, возможно, только Апостолов (ср. Мф 10.23; 16.28; Лк 18.8). И это потому, что только им, Апостолам, и только им одним надлежало возвестить миру евангелие. Не верующие последующих веков, но только Апостолы Христовы, посланные Им лично, могли правильно сделать это и это поручение они полностью выполнили (см. Мф 28.16,19-20; Лк 12.32; 22.28-30; 24.47-49; Ин 15.26-27; Деян 1.2,8; 5.13; 10.42; 1Кор 3.9; 4.9; 15.11; Еф 3.5; 1Фес 2.4).

Поскольку верующим никогда не поручалось этой задачи Апос­толов (см. Ин 6.29; 17.20; 1Пет 2.12; 2Пет 1.10; 3.14,17-18; 1Ин 1.3; Еф 4.28; Флп 1.27,29; 2.15-16; 1Фес 4.1-4,9,11-12; 2Фес 2.15; 3.4,6,12,14; также—Лк 12.8; 1Пет 3.15 и Рим 10.9-10, где говорится об исповедовании веры, а не о проповедовании; особенно же ср. Еф 6.10-17 с Еф 6.19-20), то и к позднейшей земной официальной церкви (точнее—теперь уже более чем к 200 различным «христианским» конфессиям, течениям, деноминациям) совершенно не приложимо то, что Иисус Христос назвал Своей Церковью в Мф 16.18. Что же касается всех остальных верующих по слову Апостолов, то Господь всегда говорил о них как о Царствии Божием, Доме Божием, в котором каждый почитает себя меньше других. То, что в дальнейшем общины, группы и собрания верующих (а позже—и вся религиозная система) стали называть себя церковью (см. ниже), есть только совпадение (ибо церковь и есть собрание, сообщество) и подражание, свойственное людям, самовольное человеческое изобретение, вводящее в заблуждение.

В день Пятидесятницы (см.) на Церковь (на Апостолов, только!—ср. Деян 5.13) сошел Дух Святой (Деян 2.1-4) и они получили обещанную им силу. И поскольку Церковь была явлена в определенное историческое время, Ее не могло быть во времена Ветхого Завета (о чем часто можно читать в различных богословских «трудах», когда просто имеется в виду еврейский народ). Более того, тайна Ее была сокрыта во все времена от всех пророков (см. Еф 3.9; Кол 1.26), хотя в эту тайну хотели проникнуть и Ангелы (1Пет 1.10-11).

ц`ерковь (Мф 18.17; Деян 12.5; Рим 16.4,5; 1Кор 7.17; 14.34; 16.19)—под этим словом в настоящее время понимается:

а) всемирно распространенная религиозная организация или отдельно каждая из более чем 200 различных современных «христианских» конфессий, течений, деноминаций, руководимая профессиональной религиозной иерархией по типу других земных религий;

б) местная община верующих, приход, включенные в эту иерархическую систему как низшая ее структурная единица, во главе которой стоит назначенное лицо, и для проведения служб которой имеется специальное здание или помещение (по типу мирских клубов);

в) само церковное здание или молитвенный дом, при этом в Зах 11.13; Мф 27.6 этим словом в русской Библии ошибочно назван храм.

Малую группу верующих или даже отдельную семью (см. Рим 16.4; 1Кор 16.19) теперь церковью не называют. Монополия центральной власти не может допустить этого. Всякая, даже самая небольшая «церковь» уже при своем появлении считается частью общей организации, ее представителем. Все современные церкви своей организационной структурой, формой и методами действий, а также в финансовом и в отношении служебного персонала, повторяют окружающие их государственные и партийные учреждения. Земную церковь в настоящее время в основном представляют три главные «христианские» религиозные структуры: католическая церковь (насчитывающая 450 млн членов), протестантская (300 млн) и православная (150 млн), которые, вместе с другими направлениями, теперь объединяют примерно треть населения земного шара. Каждая из них, конечно, считает, что наивернейшим образом воспроизводит Христово учение (!) (для сравнения напомним, что мусульман в настоящее время на земле более 600 млн).

В земной церкви легко различаются две главные части:

а) строго организованная руководящая верхушка, состоящая из профессионалов, и

б) масса рядовых верующих или прихожан.

Часть а) с настойчивостью, достойной лучшего применения, стремится строго сохранить установленные традиции, формы «служения», обряды, праздники и т.д., ограждая себя, как от смертельной заразы, от любого вмешательства или критического подхода. Часть б), наученная и опекаемая частью а), ничего не ищет, Писаний не изучает, но считает достаточным хождение в церковь, исполнение обрядов и подчинение традициям.

Современное положение церкви и истинный характер ее свиде­тельства невозможно понять без детального и критического изу­чения всей ее истории, чего сейчас, по вполне понятным причи­нам, никто в церкви не делает.

Характерно отметить, что в Новом Завете нигде церковью не называется всеобщая организация, но только отдельные общины и группы верующих. И в этот ранний период Христианства характер этих первых церквей (которые иногда называют «апостольской церковью», кладя начало заблуждению и неверной терминологии) коренным образом отличается от характера современной церкви. Тогда—смертельная опасность от мира и враждебного окружения других верований, теперь—дружба, легальность и кооперирование с миром; тогда—чистота, искренность, истинная любовь друг к другу, теперь—самодовольство, неприступная вежливость, участие во всех мирских проблемах. В тот ранний период еще не было известных нам новозаветных писаний, а когда они начали появляться (60-100 гг.), они не были широко распространены и к тому же им пришлось с самого начала бороться за выживание с появившимися в то же время апокрифическими и даже ложными писаниями, поэтому слово еще не стало фетишем, цитатой. Христиане жили чистой верой, подкрепляемой наставлениями мудрых учителей и молитвой. Дух был совсем иной и это важно понять!

В среду первых верующих, конечно, очень скоро вошли разные человеческие пороки (Деян 5.1-2; 3Ин 9; 1Кор 5.1; 6.6-8), ее начали терзать «волки в овечьей шкуре» снаружи и изнутри (Мф 7.15; Деян 20.29; 2Пет 2.1; 1Ин 4.1), но она не «покрывала их любовью» и была чужда всякой фальши и лицемерия.

Апостолы Христовы при полном отсутствии новозаветных писаний (точнее—в процессе их появления), в трудностях и переживаниях возвестили благую весть во всем мире. За это сами Апостолы и все первые Христиане подвергались жесточайшим гонениям. И это не историческая черта, а неизменное свойство истинной веры (а не религии—см. 2Тим 3.12).

Гонения на Христиан начались почти одновременно с возникновением Иерусалим­ской общины верующих (Деян 8.1; 12.1-3) и достигли наибольшего размаха при Нероне (54-68 гг.), который обвинил их в поджоге Рима в 64 г. Тысячи Христиан были тогда замучены, сожжены, растерзаны дикими зверями на аренах цирков. Ап. Павел был в это время вторично арестован (возможно, в Троаде, 2Тим 4.13), возвращен в Рим и казнен.

После смерти Нерона гонения несколько утихли, но при Домициане (81-96 гг.) они разгорелись с новой силой. Число казненных снова составляли тысячи. Ап. Иоанн, уже глубокий старец, был сослан на остров Патмос.

При Траяне (98-117 гг.) среди прочих был распят Симон, брат Иисуса, учитель и наставник Иерусалимской общины, а Игнатий—наставник антиохийской общины был брошен диким зверям.

Особенно свирепыми преследования были при Деции (249-251гг.) и Валериане (253-260 гг.), которые распространились по всем провинциям империи. Киприан писал: «Мир обезлюдел ...»

Диоклетиан (284-305 гг.) ввел систематическое, а не от случая к случаю, как раньше, преследование Христиан. За ними буквально охотились. Он поставил целью искоренить это название на земле. В римских катакомбах, протянувшихся на сотни километров под Римом, в которых пряталось огромное множество Христиан в течение всего древнего периода Христианства, найдено теперь до 7 млн могил.

Несмотря на жестокие преследования извне и суровую борьбу верующих с ересями в своей среде (а возможно и благодаря им) в эти первые века Христианство хранило чистоту, которой оно (вернее—позднейшее формальное «христианство») уже не имело во все последующие века.

В это время жили наиболее выдающиеся учителя или «отцы церкви», как они называются теперь в религиозной литературе.

Поликарп (69-156 гг.), ученик ап. Иоанна, епископ Смирнской общины, сожжен заживо. (Современная религиозная литература называет «епископами» учителей и наставников в первых общинах верующих, но пусть это не вводит в заблуждение читателя—они не были теми епископами, которые позже, после признания христианства официальной религией Римской империи, назначались из Рима.)

Игнатий (67-110 гг.), ученик ап. Иоанна, епископ антиохийской общины, увезен в Рим и брошен диким зверям.

Папий (70-155 гг.), ученик ап. Иоанна, епископ Иерапольской общины, написал книгу «Объяснение бесед Господа», в которой собрал дополнительные свидетельства очевидцев о беседах Христа. Мученически погиб в Пергаме.

Иустин Мученик (100-167 гг.), родом из Сихема. Обратившись ко Христу, много путешествовал в одеянии философа, учился сам и старался многих обратить в истинную веру. Написал книгу «Защита христианства». Ему же принадлежит одно из самых ранних описаний собраний верующих: «В воскресенье собирались все. Читали из посланий и пророков сколько позволяло время. Старший (ведущий) говорил наставления и увещания. Затем все вставали и молились. Раздавали хлеб и вино. Дьяконы несли их отсутствующим. Каждый по достатку жертвовал на бедных и старший уделял из этого вдовам, сиротам, пришельцам и заключенным». Он мученически погиб в Риме. (Заметим, что слово «дьяконы»—служители, помощники, введено здесь позднейшими переводчиками и в то время оно не имело современного, официального значения.)

Ириней (130-200 гг.) из Смирны, ученик Поликарпа и Папия, епископ в Лионе. Известен своими книгами против гностицизма. Часто повторял: «Хорошо помню место, где сидел Поликарп, рассказывая о своих беседах с Иоанном обо всех делах и чудесах живого Слова, явившегося во плоти в точном соответствии со всеми Писаниями». Умер мученически.

Ориген (185-254 гг.), наиболее одаренный из ранних учителей, писатель, путешественник. В его книгах цитируется более двух третей всего содержания Нового Завета. Долгое время жил в Александрии, где был казнен его отец Леонид. Едва сам избежал казни при Максиме, но при Деции был заключен в темницу и замучен.

Тертуллиан (160-220 гг.) из Карфагена, юрист, язычник, после обращения самый выдающийся учитель римской церкви, пламенный защитник чистоты христианского учения, которому принадлежат слова: «Что общего у Иерусалима с Римом и у Церкви с Академией?»

Евсевий (264-340 гг.), епископ в Кесарии, «отец истории церкви», написавший несколько исторических книг, имел большое влияние на императора Константина.

Иоанн Златоуст (345-407 гг.) из Антиохии, непревзойденный оратор и проповедник, патриарх Константинопольский, реформатор начавшей сильно богатеть церкви, изгнан, умер в ссылке. (Он жил уже в официальный период церкви и носил титул, дарованный ему императором.)

Иероним (340-420 гг.), наиболее ученый из «отцов» римской церкви, перевел Библию на латинский язык (Вульгата).

Августин (354-430 гг.), епископ (теперь уже официальный) из Хиппо в северной Африке, писатель, основатель систематического богословия.

Наиболее известными и влиятельными противниками Христианства из ученых были Цельс (2 в.), философ, платоник и мистик, автор книги «Правдивое слово», критикующей христианское учение, которая не дошла до нас и известна лишь из книги Оригена «Против Цельса»; и Порфирий (233-304 гг.), философ, неоплатоник, автор объемного труда «Против христиан», сожженного в 448 г. (сохранились лишь фрагменты).

Ранний период Христианства характеризуется отсутствием знакомой нам организационной структуры. Специальных помещений для собраний или «богослужений» не было. Церковью (если употреблять это современное слово) являлось общество учеников (последователей) Христа, имевших по местам своих пресвитеров (старейшин) и епископов (блюстителей, наставников), вокруг которых они собирались для молитв, наставлений, преломления хлеба (совместной трапезы), и которые при необходимости шли за общину на смерть. Жила такая община в среде множества других верований, почти повсеместно—в окружении злобы и нападок. Такая церковь (община) вполне могла быть названа одним телом (1Кор 12). Вера и чистота жизни первых Христиан теперь представляются недосягаемыми!

Но при императоре Константине (303-337 гг.) отношение к Христианству резко изменилось, потому что он сам стал «христианином». Рассказывают, это случилось так. Накануне решающей битвы недалеко от Рима 27 октября 312 г. на закате солнца он увидел ясное видение в виде креста и надпись: «Сим победишь» (или что-то вроде этого). Немедленно решив сражаться под «христианским» знаменем, он одержал полную победу. После этого Константин объявил себя «христианином». В 313 г. им был издан эдикт, по которому всякому разрешалось исповедовать ту религию, которую он сам изберет, но христианам он начал давать преимущества при назначении на государственные должности, освобождал их от налогов и службы в армии и т.д. Поскольку римская аристократия не соглашалась окончательно оставить свои языческие верования, он в 325 г. решил перенести столицу в город Византий, переименованный в 330 г. в Константинополь, который он хотел сделать столицей новой «христианской империи». (Теперь мы будем писать слово «христианский» с маленькой буквы!)

По его приказу были изготовлены 50 больших Библий под наблюдением Евсевия, из которых, как полагают, две дошли до наших дней (Кодекс Синайский и Кодекс Ватикан­ский). Специальным указом седьмой день недели (по-русски «воскресенье») был объявлен днем отдыха. Хотя первое церковное здание было построено еще при императоре Севере (222-235 гг.), при Константине они стали появляться повсеместно. При нем были запрещены: рабство, гладиаторские бои, убийство нежелательных детей и распятие как вид казни.

Но император Феодосий (378-398 гг.) нанес смертельный удар всему тому, что еще оставалось чистого в новом христианстве. От этого удара оно не оправилось и доныне. Он одним махом похоронил все доброе, сделанное Константином. Специальным указом при Феодосии христианство было сделано государственной религией, а обращение всех в христианство—обязательным. Более того, все другие религии были «запрещены» и толпы новых «христиан» начали громить старые языческие храмы.

Став государственной, церковь и христианство совершенно преобразились. Римский дух все подчинил себе. Появились священники (по примеру бывшего Иерусалимского храма и храмов языческих божеств). Епископы и пресвитеры из старейшин и наставников превратились в религиозных чиновников, назначаемых теперь «сверху» (а не свыше, как раньше) и подотчетных высшим властям. Богато украшенные храмы, театрализованные «богослужения», пышные приемы затмили все виденное раньше при дворе, а церковная иерархия стала соперничать с императорской. Император Лев 1 (440-461гг.) запретил священникам жениться и это положение («целибат») сохраняется в католической церкви доныне.

Готы, вандалы и гунны, наводнившие Римскую империю, массами обращались в христианство, но «обращение» это, конечно, было формальным и приводило лишь к смешению старого язычества с новым христианством.

Вместе с наплывом «обращенных», но не возрожденных варваров, в христианские обычаи и обряды вошло много языческого: поклонение мертвым (святым и мощам), поклонение деве Марии и предметам (кресту и иконам), церковные «таинства» и исповедь. От культа бога-солнца пришли нимбы вокруг голов «святых» на их изображениях, выбритый круг на затылке римских священников (тонзура) и мелкие круглые хлебцы (просвиры). Даже праздник рождения этого бога-солнца был преобразован в Рождество Христово, до сих пор с великим веселеем отмечаемое во всем мире. Святые предметы, святая вода, посты по расписанию, эпитимии (самонаказания), заученные молитвы на всякий случай и т.д. и т.п. были заимствованы из язычества безо всякого изменения.

Римская империя была всегда терпима к всевозможным религиям, наполнявшим ее, но она требовала, чтобы они были ей лояльны. Разумеется, новая государственная религия не должна была быть противницей имперского духа и она очень скоро покорилась ему. Так началось пленение христианской церкви (вернее того, что теперь называлось этим словом) Римской империей, дух которой вполне пронизал ее и она оказалась совершенно приземленной. Она стала навсегда одной из земных религий, правда не менее других преуспевающей!

Многие верующие, видя разложение и упадок (то есть богатство и самовозвеличение) церкви, бежали в пустыни, в уединенные места. Так возникло монашество.

Первым монахом был Антоний (250-350 гг.) из Египта, за которым вскоре последовали многие другие из Малой Азии и Европы. Вначале монахи жили поодиночке, но потом стали селиться вместе. Появились монастыри со своими правилами, уставами, иерархией, и когда они стали богатеть, их жизнь стала отмечаться аморальностью и хищничеством.

Первый «папа римский» появился в 6 в. Утверждение, что ап. Петр был первым епископом в Риме, не имеет никаких оснований (см. Лин). Хотя после Константина церковь стала организацией, получившей возможность влиять на ход государственных и политических дел, римский епископ вначале в связи с этим никак не выделялся. В 4 в. епископы пяти главных центров империи—Рима, Константинополя, Антиохии, Иерусалима и Александрии были провозглашены патриархами с равными полномочиями, но после раскола империи в 395 г. соперничество между римским и константинопольским патриархами за влияние на остальной «христианский» мир стало заметным.

Иннокентий 1 (402-417 гг.) притязал на роль главы всей церкви и настаивал на своем праве руководить жизнью других общин (церквей). Примерно в это время появилась книга Августина «Город Божий», в которой он рисовал соединенное, духовное христиан­ское царство на земле. Но влияние этой книги оказалось противоположным. Усилилось стремление подчинить все церкви одному руководству (конечно, римскому). Тогда земная церковь стала и формально превращаться в церковную римскую империю.

Лев 1 (440-461гг.) считается уже папой. В 445 г. он получил от императора Валентина соответствующее официальное признание. Неподчинение себе он объявил грехом и ввел смертную казнь за ересь.

В 476 г. Рим пал и западная часть империи теперь представляла раздробленные мелкие царства, среди которых фигура папы стала заметно выделяться. Он имел реальную власть над церквами Италии, Испании, Франции и Англии. Под владычеством папы оказались земли, а затем и армия.

В 7 в. возник ислам. Его распространение было подобно пожару в сухой степи. Войска мусульман проникли в Испанию и на Балканы. Была очень большая опасность, что они захватят всю Европу, но в битве под Турсом (во Франции) в 732 г. их войска были наголову разбиты и захват Европы прекратился.

Папа Лев 3 (795-816 гг.) под покровительством Карла Великого, короля Франции, официально образовал «священную римскую империю» (которую через 1000 лет—в 1806 г. «отменил» Наполеон).

Папа Николай 1 (858-867 гг.) был первым, который носил корону. Он издал декрет об отлучении патриарха константинопольского Фотия, который в свою очередь отлучил его.

Период от Николая 1 до Льва 9 (продолжительностью около 200 лет) называется в истории «полночью в темном царстве».

В церкви (во всей структуре, далеко не только в папской резиденции или в среде высших церковных чинов) воцарились подкуп, насилие, разврат.

У папы Сергея 3 (904-911 гг.) была любовница Марозия. Она со своей матерью и сестрой превратила папский дворец в притон. Следующие папы поставлялись по их воле и страстям. Папу Иоанна 10 (914-928 гг.) Марозия самолично задушила и возвела на папский престол Льва 6 (928-929 гг.). За ним последовал Стефан 7 (929-931 гг.), затем—Иоанн 11 (931-936 гг.), который был ее сыном. Следующие четыре папы также были ее сыновьями. Ее внук, папа Иоанн 12 (955-963 гг.) был повинен во всех возможных прес­туплениях и наконец был убит разъяренным мужем в момент прелюбодеяния с его женой.

Папа Бонифаций 7 (984-985 гг.) убил папу Иоанна 14 (983-984 гг.) и купил свое папство за украденные деньги. Епископ Орлеанский, говоря об Иоанне 12, Льве 3 и Бонифации 7, называл их «чудовищами и преступниками, погрязшими в злодеяниях, антихристами, сидящими в храме».

С папы Бенедикта 8 (1012-1024 гг.) папство начали официально покупать.

Папа Бенедикт 9 (1033-1045 гг.) был посажен на папство (за деньги родителей) в возрасте 12 лет. Он впоследствии настолько погряз в преступлениях и разврате, что народ выгнал его из Рима.

Несмотря на продолжающуюся вражду двух центров—Рима и Константинополя за власть и ужасающее разложение Рима, церковь оставалась внешне (организационно) единой и все первые соборы были общими. Всего соборов было семь:

1. в 325 г. в Никее (арианство, символ веры),

2. в 381 г. в Константинополе (арианство, Троица),

3. в 431 г. в Ефесе (несторианство),

4. в 451 в Халкидоне (монофизитство, отмена решений «разбойничьего» собора монофизитов в 449 г. в Ефесе),

5. в 553 г. в Константинополе (монофизитство),

6. в 680 г. в Константинополе (монофелитство),

7. в 787 г. в Никее (иконоборчество, узаконение поклонения иконам).

На соборе в 869 г. в Константинополе произошел раскол, поэтому православная церковь до сих пор признает только предыдущие семь соборов. В дальнейшем соборы проходили отдельно. Однако окончательное официальное разделение церквей произошло только в 1054 г.

С тех пор восточное крыло церкви («православное»), пронизанное больше мистическим и созерцательным духом, играло очень пассивную роль в мировой истории, в то время как западное («католическое», то есть всемирное), пронизанное завоевательным и учительным духом, играло весьма активную роль.

Начиная с папы Григория 7 (1073-1085 гг.) возникло стремление очистить папство от коррупции и покупки практически всех постов епископов и священников. В то же время продолжалась упорная борьба папского престола с европейскими императорами за власть друг над другом.

Папа Урбан 2 (1088-1099 гг.) организовал первый крестовый поход для освобождения Святой земли и Иерусалима от мусульман. Всего крестовых походов было семь:

1. 1095-1099 гг. (захват Иерусалима),

2. 1147-1149 гг. (задержал падение Иерусалима),

3. 1189-1191 гг. (не достиг Иерусалима),

4. 1201-1204 гг. (захват и разграбление Константинополя),

5. 1228-1229 гг. (захват Иерусалима),

6. 1248-1254 гг. (неудачный),

7. 1270-1272 гг. (сошел на нет).

Папа Иннокентий 3 (1198-1216 гг.) считается одним из самых могущественных пап. Его воле подчинялись практически все европейские монархи. Он объявил себя «наместником (викарием) Христа», высшей властью в церкви и в мире. Впервые ввел понятие «папской непогрешимости», которое не отменено (!) и до сих пор. Запретил мирянам читать Библию. Учредил инквизицию. Организовал избиение еретиков. По количеству пролитой крови его считали зверем, воскресшим Нероном.

Инквизиция была одним из самых страшных деяний папства. Во имя Христа и под руководством «викариев Христа» за 500 лет были замучены, убиты, сожжены десятки тысяч невинных людей во всех странах Европы.

Папа Бонифаций 8 (1294-1303 гг.) своей буллой провозгласил, что «спасение невозможно без полного подчинения папе римскому». Данте, посетивший Ватикан в это время, назвал его «самой низкой частью ада».

В отместку за ужасное избиение альбигойцев, Филипп, король Франции, в 1305 г. перенес папскую резиденцию в Авиньон, где она находилась до 1377 г. После возвращения резиденции в Рим еще 40 лет (до 1417 г.) было одновременно два папы—в Риме и в Авиньоне, где они продолжали избирать сами себя.

Папа Иоанн 23 (1410-1415 гг.) еще кардиналом в Болонье имел на счету 200 соблазненных женщин, а став папой (купив этот титул), он продолжал насиловать девиц и монахинь, открыто продавал должности кардиналов и отвергал будущую жизнь.

Папа Пий 2 (1458-1464 гг.) проповедовал способы соблазнения женщин, а молодым людям рекомендовал (и даже готов был демонстрировать) способы самоудовлетворения.

Папа Павел 2 (1464-1471 гг.) наполнил свой дом наложницами.

Папа Секст 4 (1471-1484 гг.) впервые провозгласил искупление от чистилища с помощью денег. Был замешан в убийстве Лоренцо Медичи. Назначил восемь своих племянников кардиналами еще в детском возрасте. Богатством превосходил самые знатные семьи Рима.

Папа Иннокентий 8 (1484-1492 гг.) имел 16 незаконных детей (хотя целибат оставался неукоснительным требованием для католических священников).

Папа Юлиус 2 (1503-1513 гг.) самолично командовал армиями в нескольких походах. Ввел индульгенции. В его правление М.Лютер посетил Ватикан и был испуган тем, что там увидел.

Папа Лев 10 (1513-1521 гг.), при котором начался процесс Реформации, был назначен архиепископом в 8 лет и кардиналом—в 13 лет. Позже он имел еще 27 различных церковных должностей, которые давали ему огромные доходы.

В середине 16 в. был изобретен и организован орден иезуитов—еще более страшный орган папской власти, чем инквизиция. Его целью было, используя любые средства, подавлять и подчинять папской воле всякого, от простолюдина до короля. Его задачей было, опережая и упреждая Бога, работать над душами. Возник этот орден как противодействие Реформации. Его дух и методы (в основном тайные), вскоре прочно вошли в образ мышления и действия других мирских организаций, партий, правительств. Иезуитство является достойным выражением характера этого последнего времени и всех его организаций.

Папа Клемент 11 (1700-1721 гг.) снова издал указ о запрещении чтения Библии. «Непогрешимые» Клемент 13 (1758-1769 гг.) и Клемент 14 (1769-1774 гг.) запретили навсегда орден иезуитов, а «непогрешимые» Пий 6 (1775-1799 гг.) и Пий 7 (1800-1820 гг.) снова восстановили этот орден и снова запретили чтение Библии. Папа Лев 12 (1821-1829 гг.) проклял все религиозные свободы, Библейские общества и всякие переводы Библии (папа Григорий 9 запрещал даже владение Библией). Папа Пий 9 (1846-1878 гг.) проклял отделение церкви от государства.

Папство, став политической силой и стремясь все в мире подчинить себе, не могло не вызвать широкую оппозицию уже в средние века, которую оно всегда называло ересью, с которой вело жестокую борьбу.

Альбигойцы, вальденсы (целые народные течения), Джон Виклиф, Ян Гус, Саванарола (отдельные выдающиеся личности) задолго до Реформации боролись против засилия папства в жизни общин и в самом мышлении верующих. Анабаптисты—отдельные группы христиан под разными названиями, но всегда отвергавшие крещение детей, церковную иерархию, формальные обряды, запрещение читать и изучать Библию и т.п., появлялись еще в средние века, но историческим началом Реформации является 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер, католический священник из Виттенберга, вывесил на двери своего костела знаменитые 95 тезисов, направленные в основном против индульгенций. Еще будучи преподавателем в Виттенбергском университете, который он сам окончил, М.Лютер начал читать проповеди, предназначенные для изучения Священного Писания, на которые стекались толпы слушающих. (Заметим, что позже активные самозванные «проповедники» стали называть проповедь «возвещением благой вести», «евангелизацией» и т.п., возводя себя, следовательно, в сан «апостолов» и кладя начало еще одной лжи.) Теперь же М.Лютер пошел на открытый разрыв с папством. Папа Лев 10 отлучил его и грозил смертью, но М.Лютер публично сжег его буллу 10 декабря 1520 г. В 1521 г. он был вызван Карлом 5, королем Священной римской империи (в которую тогда входили Германия, Испания, Австрия и Нидерланды), в суд в Вормсе, где он произнес свои знаменитые слова: «В этом я стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!» На суде по настоянию папского посланника он был проклят, но смертный приговор ему не был вынесен, так как у него уже было много друзей и приверженцев из высшей знати. Один из них скрыл его в своем замке на год и за это время М.Лютер перевел Библию на немецкий язык (см. Библия).

К 1540 г. весь север Германии стал лютеранским. Папа Павел 3 (1534-1549 гг.) дал войска Карлу 5 и принудил его начать войну против «протестантов». Она продолжалась с 1546 г. до 1555 г. и закончилась победой последних.

Известными последователями М.Лютера были Цвингли (1484-1531 гг.) и Кальвин (1509-1564 гг.). Его учение вскоре проникло во все страны Европы, порождая все новые церкви и течения, общим для которых было: отход от католицизма, икон, индульгенций, целибата и пр., и признание Священного Писания единственным авторитетом.

Движение это породило в 16-17 веках множество войн. В среде самих протестантов начались свои гонения. Кальвин, епископ Женевы, казнил за «ересь» Сельвестра. В Голландии кальвинисты казнили по тем же мотивам нескольких арминиан. В Германии король Эдуард 6 казнил двух католиков. В Америке три квакера были повешены пуританами за расхождения в учениях и еще 20—за «колдовство». Но к 1700 г. эти жуткие факты гонений среди тех, кто восстал за полную свободу вероисповедования, прекратились.

И все же, несмотря на глубину и размах изменений, происшедших в реформированных церквах, Реформация принципиально не изменила плененного положения церкви, не вывела ее из мира, из духовной римской империи, но лишь значительно преобразовала ее внешние формы в духе и в согласии с требованиями культуры и морали общества в целом. Более того, протестантство в определенном смысле нагрешило еще больше, чем католичество, сочтя себя достойным пропаганды, «проповеди» Евангелия, подменяя Апостолов, лицемерно ставя их в положение не выполнивших наказа Господа возвестить Евангелие во всем мире. Плененная церковь везде продолжала оставаться сопряженной с государственным и экономическим устройством наций, этическим и «освятительным» придатком цивилизованных народов. Она не стала «не от мира сего», просто все стало выглядеть несколько пристойнее и приемлемее для ставшего просвещеннее общества! Другими словами, и реформированным, «христианство» не перестало быть религией.

Вся история земной церкви (от зарождения Христианства до последнего времени) в основных деталях повторяет историю еврейского народа. Ниже приводится таблица сопоставления главнейших этапов в истории избранного народа Божия до первого прихода на землю Христа и земной церкви в преддверии Его второго пришествия.

 

                   Пасха, кровь на косяках,                       Крестная смерть Христа, вечное
                   избавление.                                           прощение и искупление.

 

                   Общий выход всего народа                   Видимое сошествие Духа Святого
                   израильского из Египта.                         на Апостолов, открытие общей
                                                                                двери спасения всем верующим.

 

                   Синай, Закон.                                        Евангелия, другие новозаветные
                                                                                писания, распространение слова.

 

                   Пустыня.                                                Борьба Христианского учения с ересями.

 

                   Вход в обетованную землю.                   Овладение духовным уделом каж-
                                                                                дым отдельным верующим.

 

                   Смерть И.Навина и старейшин,              Смерть Апостолов и первых хрис-
                   помнивших Моисея.                               тианских учителей.

 

                   Уклонение в идолопоклонство                Официальное признание христиан-
                   окружающих народов. Начало               ской церкви (новый смысл «хрис-
                   бед и поражений израильско-                 тианства» и «церкви»). Смешение
                   го народа.                                              языческих форм с христианской
                                                                                терминологией.

 

                   Пророки, предостережения о                  Возникновение монашества и пер-
                   наказаниях.                                           вые попытки реформации.

 

                   Вавилонский плен.                                 Окончательное пленение миром
                                                                                земной церкви. Расцвет папства.
                                                                                Борьба за власть. Формальность
                                                                                внешнего служения.

 

                   Возвращение из плена                           Индивидуальное освобождение
                   небольшого числа иу-                            из духовного плена земной«церкви»
                   деев.                                                     и формального «христианства»
                                                                                (Ис 48.20; Иер 50.8; 51.6-10,45;
                                                                                Зах 2.7; 2Кор 6.14-18; От 18.4).

                   Восстановление храма без                     Реформация. Внешние,
                   ковчега. Формальное возоб-                  непринципиальные изменения.
                   новление богослужения.

                   Синагоги. Различные тече-                     Быстрое размножение течений,
                   ния в иудаизме. Практи-                         деноминаций. Соединение с мирс-
                   цизм евреев.                                          кой культурой. Гуманизм. Стрем-
                                                                                ление «соединить землю с небом»
                                                                                (или свести небо на землю).
                                                                                Участие в «судьбах народов».
                                                                                Борьба за мир и «за выживание».
                                                                                Теология освобождения. Рукопо-
                                                                                ложение женщин. Лицемерие.
                                                                                Приспособленчество.

 

                   В мире: расцвет и упадок                       В мире: бурное техническое, на-
                   античных цивилизаций, куль-                  учное и политическое развитие.
                   тур, философий. Полнота                        Надвигающаяся угроза глобально-
                   времени.                                                го экологического, социального
                                                                                и экономического краха при не-
                                                                                истовой пропаганде достижений
                                                                                «человеческого прогресса». Глу-
                                                                                бокое разложение нравственности
                                                                                и морали, деградация личности,
                                                                                резкое расслоение общества.

 

                   Приход Христа.                                      Второе пришествие.

 

Многие полагают, что семь церквей, упомянутые в От 2—3, символически обозначают семь периодов в истории земной церкви. Но это даже не похоже на истину. Невозможно, например, указать такой момент, когда земная церковь из мертвого состояния (Сардис) перешла в состояние, к которому Господь не сделал ни одного замечания (Филадельфия). Очевидно, все эти послания относятся одновременно ко всем земным церквам в любое время («Дух говорит церквам...»—эти слова стоят в посланиях отдельным церквам, но обращены вместе с текстом каждого послания ко всем, следовательно, все послания обращены одновременно ко всем церквам).

Хотя каждая из этих церквей является своего рода светильником, и духов (Ангелов) этих церквей Господь держит в Своей руке, Сам Он находится где-то между ними (От 1.13; 2.1; 3.20, ср. Ин 2.24), взывая к Своим избранным: «Имеющий ухо да слышит...», «побеждающему дам...», «что имеете, держите...», «кто соблюдает дела Мои до конца...», «которые не осквернили одежд...», «кто услышит голос Мой и отворит...», и ясно, что таковыми (избранными) являются лишь единицы, и то не во всех этих церквах (Мф 7.14; Лк 13.24).

Важно отметить, что в этой пророческой (От 1.1) книге после третьей главы, после окончания предупреждений земным церквам, о церквах более не говорится. Везде далее упоминаются только отдельные верующие, а в конце говорится о соединении Агнца с женой, приготовившей себя для Него (От 19.6-9).

После падения Римской империи и заката ее внешней славы дух ее не исчез, но в важнейших институтах (государственность, суд, армия, мораль, финансы, философия, верования) со временем прочно укоренился во всех развитых странах Европы и Америки, став стержнем последующей цивилизации. Не изменилась до сих пор и роль оримляненной христианской церкви. Она сделалась основной религией всех цивилизованных стран. Борьба церкви с государством за власть в средние века, отделение церкви от государства и государственный атеизм в последние века—все эти понятия показывают, как прочно церковь срослась за годы своего плена с земным своим государством, его обществом и культурой.

С течением времени церковь самым глубинным образом увязла во всех делах мира и доказательством тому является полное согласие всех современных христиан с тем, что именно такой она и должна быть—духовной прослойкой всего человеческого общества, родной и необходимой частью этого общества, хранительницей его «лучших традиций», очистительницей всего об­щества, пекущейся о «заблудших» (от лона церкви) его членах. Сейчас почти невозможно открыть чьи-либо глаза на это вселенское заблуждение. С кафедры (на словах) мы слышим отработанную программу ограниченного и хорошо подобранного количества мест из Библии (хотя все Писание богодухновенно—2Тим 3.16), а в практической жизни мы видим широкое участие церкви в борьбе за мир, в классовой борьбе («теология освобождения»—южная Америка), просто в войне (Северная Ирландия, Ливан), в профсоюзном движении (религиозно-профсоюзные общества в США), в движении по защите окружающей среды (спасем мир!), в политике (христианско-демо­кратические партии во многих развитых странах) и т.д. и т.п. Идеи равенства, гуманизма, эмансипации широко входят в церковь, в религиозное мышление. Все как будто забыли, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак 4.4; 1Ин 2.15-16). Одним из вопиющих показателей извращенности духа, по-видимому, является начало рукоположения женщин во епископы, то есть рукоположения женщин в мужчин (ничего удивительного—в мире ведь уже состоялись первые венчания в церкви мужчины с мужчиной)! Земная церковь уже давно и повсеместно считает своей задачей улучшение общест­венной морали и нравов. Она теперь уже предлагает веру, христианство как средство, например, для исцеления от алкоголизма, наркомании, преступности. Она восхваляет технический и научный прогресс и для удовлетворения насущных нужд человека готова «свести небо на землю». Человек незаметно стал в церкви как и в мире само-идолом и само-кумиром. Веселые церковные праздники, юбилеи и дни рождения, привлечение молодежи в церковь, развлечения в самих зданиях церквей, всяческие внешние благословения стали пределом мечтаний верующих, заслонив собой даже мысли об истинной вере, о будущей жизни. В проповедях, в речах и печатных произведениях стала все чаще являться успокоительная мысль: «Все прекрасно, весь мир спасется!» (устроится, улучшится), хотя Писание ясно говорит, что весь мир погибнет.

Земная церковь уже давно не учит, что только потерявший душу в этой жизни ради будущей обретет ее (Ин 12.25). Современная церковь (община), не только в больших городах, но по их примеру и в любом отдаленном уголке, теперь не является одним телом (1Кор 12), живущим общей жизнью, а ее молитвенный дом, «храм» превратился в религиозный клуб, в который иногда ненадолго заходят «христиане» и «хорошие христиане», чтобы «отдохнуть душой и духовно подкрепиться». Поэтому христианская церковь больше не понимает и не принимает многих ясных и строгих слов Писания, например, о положении женщины в церкви (1Кор 14.34; 1Тим 2.12), о признании в прегрешениях друг перед другом (Иак 5.16), о приоритете пользы других (1Кор 10.24), о публичном обличении в общине (1Тим 5.20) и др. Ученые богословы успокаивают: «Это было приемлемо в 1 в., а теперь—20й!» Земная церковь больше не учит об отделенности от мира—2Кор 6.14-18. Напротив, она говорит о «высокой гражданственности» своих членов и призывает к нему! Еще немного и земная церковь сольется с каким-нибудь гуманистическим или социальным движением или сделает весь мир «христианским»! И тогда «окажется», как же неправ был Спаситель, когда сказал: «Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк 18.8). О, горе людям, как же страшно они обмануты!

В наиболее «развитых» и богатых странах Запада в настоящее время религиозное книгопечатание, печатание всяких религиозных брошюр, плакатов, значков, украшений и т.д. переживает просто невиданный расцвет, только вся эта продукция слишком сладкая, веселая и пропагандистская, чтобы быть истинной, а их многочисленные религиозные учебные заведения исполнены просто голого практицизма.

В России христианство появилось в конце 10 в., когда князь киевский Владимир, детально рассмотрев иудаизм, магометанство и христианское учение, решил остановиться на последнем. Сам он женился на дочери византийского царя и был тронут обрядом венчания. Для этого венчания он, язычник, должен был креститься и после этого он решил крестить «всю Русь». Летом 988 г. весь Киев был загнан в Днепр и было приказано уничтожить все изображения бывших идолов. (Позже ее, Русь и сопряженные с ней народы, загоняли еще не раз туда, откуда они и поныне не могут вполне выбраться.) После этого Киевскую Русь наводнили священники из Византии, началось строительство храмов. Русь тоже стала «христианской».

Православие в России с самого начала строго держалось того порядка богослужения, обрядов и традиций, которые были переняты из Византии, хотя со временем в самой Византии накопилось много изменений. В 17 в. патриарх московский Никон решил привести церковные служебные книги и все обряды в соответствие с практикуемыми в остальных восточных церквах (в основном—в Греции), что привело к так называемому «расколу». Раскольников, не соглашавшихся с реформами, начали преследовать, изгонять, сжигать. Но старообрядческое течение сохранилось и живо до сих пор.

До 15 в. русская церковь управлялась из Константинополя, позже стала независимой, но внутри страны она всегда была подчинена царской власти. Петр 1 для управления церковью в 1721 г. учредил Синод во главе с президентом (позже—оберпрокурором), назначаемым императором.

В конце 19 в. на юге Украины и на Кавказе появились баптистские, малоканские, штундистские, меннонитские, пятидесятнические общины верующих реформатского толка, а в Петрограде в это же время зародилось евангельское движение.

После революции православная церковь в России, как и все другие деноминации, была почти полностью разгромлена и совершенно подчинена монополизировавшему все сферы человеческой деятельности атеистическому государству (партии). Это положение не изменилось до сих пор, и, что бы там ни говорили состоявшие на службе в «определенных органах» «служители» православной, баптистской (официально разрешенной снова после войны) и других церквей, состояние их (этих церквей) все эти последние десятилетия представляет собой особо жалкое зрелище. Совершенно подавленные и полностью контролируемые и направляемые властями, они самостоятельно не делали ни шагу, не производили ни одного назначения. С тех пор, как в 1927 г. митрополит Сергий в «своем» декрете написал: «Ваши (то есть атеистов) радости—наши радости» (ср. 3Ц 22.4), это стало основой отношений государства с церковью (церквами). И они, будто не замечая этого ужаса, молятся о «своем правительстве» (а не об отдельных правителях, как говорит Писание—1Тим 2.1-2), добиваются официального признания у государства, как будто отвергнувшее Бога государство может признать что-либо невыгодное для себя и т.д. Приспособленчество и принцип «сопряжения» в деятельности руководства церквей выдается за мудрость, а стремление к сохранению спокойствия и «безмятежной жизни» (дающих хороший достаток руководителям)—за разумность.

И вот, нисколько не смущаясь, эту церковь (церкви) их руководители называют домом Божиим и других научают этой немыслимой лжи. Борются за мир, развивают экуменическое движение, заседают с правителями за круглыми столами, ездят в частые и интересные заграничные командировки, везут чемоданами и ящиками всякое барахло в свои дома (но не в общину, на средства которой все это делается), в то время как «правда стала вдали и истина преткнулась на площади» (Ис 59.4,14). Но Бог говорит: «Что же вы будете делать после всего этого?» (Иер 5.31; Мф 7.23).

Итак, есть Церковь истинная, и есть церковь земная—формальная и бутафорская, признаваемая и благополучная в мире, получающая сейчас свою награду. Но когда придет Сын Человеческий, только Одна будет взята, а другая останется—см. Мф 24.40-41; 25.33. (См. также Библия, Вавилон, вера, диакон, диаконисса, епископ, ересь, женщина, Иафет, идолопоклонство, миссионерство, молитва, народ, Николаиты, отлучение, плен, преда­ние, религия, Рим, священник, синагога, слово Божие, храм, Христиане, христианство, хула, Церковь)

Цер`он (связка) (1Ц 9.1)—отец Авиила, один из предков Саула.

Цер1уа (3Ц 11.26)—мать Иеровоама, царя израильского.

Цеф`ания (Иегова укрывает)—а) (4Ц 25.18; Иер 52.24)—см. Софония,а;

б) (1Пар 6.36)—аналог. Азария,з.

Цеф`ата дол`ина (наблюдательной башни долина) (2Пар 14.10)—долина близ Мареши (см. Мареша,б). (См. долины)

Цеф`аф (наблюдательная башня) (Суд 1.17)—бывшее название города Хорма (см.).

Цеф`о (стража) (Быт 36.11,15; 1Пар 1.36)—аналог. Амалик,а.

Цеф`он (наблюдающий) (Чис 26.15)—аналог. Арели (в Быт 46.16 назван Цифион).

Циве`он (Быт 36.2,20,24,29; 1Пар 1.38)—см. Цевеон.

Ц`ивия (газель) (1Пар 8.9)—аналог. Авитув.

Ц`ивья (газель) (4Ц 12.1; 2Пар 24.1)—мать царя иудейского Иоаса.

Циг`ор (малость, незначительность) (Нав 15.54)—аналог. Афека.

Цидд`им (стороны, бока) (Нав 19.35)—аналог. Адама,а.

Цикл`аг (Нав 15.31; 19.5; 1Пар 4.30)—см. Секелаг.

Ц`илла (прятаться) (Быт 4.19,22,23)—аналог. Ада,а.

Цилльф`ай (1Пар 12.20)—аналог. Аднах.

Цилф`ай (1Пар 8.20)—аналог. Адаия,в.

Цин (Нав 15.3)—см. Син,б.

ц`итра (2Ц 6.5; 1Пар 25.1,3,6; Иов 21.12; 30.31; Ис 5.12; 23.16; 30.32; Иез 26.13; Дан 3.5,7,10,15)—некий струнный музыкальный инструмент с металлическими струнами, напоминающий, как полагают, лиру или гитару. (См. арфа, музыка)

Цифи`он (Быт 46.16)—см. Цефон.

Цифр`он (Чис 34.9)—место или город на севере Палестины.

Ц`иха (сухой)—а) (Езд 2.43; Неем 7.46)—аналог. Аккув,в;

б) (Неем 11.21)—аналог. Авда,б.

Циц (цветение) (2Пар 20.16)—возвышенность (в оригинале—склон, проход) на краю пустыни Иеруил (см.).

Цо`ан (Чис 13.23; Пс 77.12,43; Ис 19.11,13; 30.4; Иез 30.14)—один из древних египетских городов в дельте Нила, известный как Тафнис (греческое название). В нем, по-видимому, Моисей встречался с фараоном. Теперь на его месте только развалины.

Цо`ар (Пс 41.7)—в оригинале: Мицар (маленькая)—гора, по-видимому, на восток от Иордана, в виду горы Ермон.

Ц`оба (2Ц 23.36)—см. Мецовая, Сува.

Цов`ев (1Пар 4.8)—аналог. Анув.

Ц`ора (Нав 15.33; 19.41; Суд 13.2,25; 16.31; 18.2,8,11; 2Пар 11.10; Неем 11.29)—один из городов низменной (западной) части Иудеи, один из главных городов удела Данова (наравне с Естаолом). Находился в верхней части долины Сорек.

Цор`яне (1Пар 2.53,54; 4.2)—одно из племен Иуды, жители Цоры (в оригинале в 1Пар 2.54 написание отличается от других).

Цоф`ай (1Пар 6.26)—аналог. Азария,з (в 1Ц 1.1; 1Пар 6.35 назван Цуф).

Цоф`ах (1Пар 7.35,36)—аналог. Амал.

Цох`ар (яркий, светлый)—а) (Быт 23.8; 25.9)—отец (предок) Ефрона;

б) (Быт 46.10; Исх 6.15)—см. Зара,б;

в) (1Пар 4.7)—аналог. Ефнан.

Цу`ар (маленький) (Чис 1.8; 2.5; 7.18,23; 10.15)—отец (предок) Нафанаила (см. Нафанаил,а).

Цур (скала)—а) (Чис 25.15; 31.8; Нав 13.21)—аналог. Евий;

б) (1Пар 8.30; 9.36)—аналог. Авдон,г.

Цури`ил (Бог есть скала) (Чис 3.35)—левит из рода Мерари, глава поколения.

Цуришадд`ай (Всемогущий есть скала) (Чис 1.6; 2.12; 7.36,41; 10.19)—отец (предок) Шелумиила.

Цур-Ор`ив (Суд 7.25)—в оригинале: скала Орива, как и в Ис 10.26.

Цуф (медовые соты)—а) (1Ц 1.1; 1Пар 6.35)—см. Цофай;

б) (1Ц 9.5) местность, по-видимому, рядом с Рамой (см. Рама, д) (в некоторых переводах то же, что Рамафаим-Цофим).


 

Ч

ч`адо—ребенок, дитя, отпрыск, но в некоторых местах в оригинале записано: люди (Лк 20.34), дела (Мф 11.19), сын (Лк 16.25).

чарод`ей—производящий магические действия, чародействия (2Пар 33.6; Мих 5.12). Полагают, название происходит от гадания по воде в чаше (чаре), которое было принято у халдеев. (См. волхвы)

ч`ары (Исх 7.11,22; 8.7,18)—действия волшебников, чародеев и их результаты.

час—в общеизвестном смысле, как 1/24 часть суток, вошел в обиход только в 4 в. по РХ, хотя впервые упоминается в Дан 4.16. В древности было известно деление дня и ночи на 12 «часов» (частей, времен) (Ин 11.9; Деян 23.23), но эти «часы» менялись по длительно­сти в зависимости от сезона, так как день и ночь разделялись заходом и восходом солнца. Поэтому часы 3й, 6й и 9й (установленные часы молитвы—Мф 27.45,46; Мк 15.25,33; Деян 2.15; 10.3,9,30) только примерно соответствуют 9, 12 и 15 часам дня. Это говорит, видимо, просто о делении светлой части дня на четыре части, которое евреи заимствовали из вавилонского обихода (Неем 9.3), и которое использовали также и в деловой жизни (Мф 20.3,5,6). В Ин 19.14, очевидно, употреблено римское время, исчислявшееся от полуночи. (См. также стража)

ч`аша—во многих местах означает: участь, мера, достояние (Пс 10.6; 15.5; 22.5; 74.9; 115.4; Ис 51.17; Плач 4.21; Иез 23.31,32; Авв 2.16; Мф 20.22; 26.39; 1Кор 10.21).

ч`аяние (Иов 6.8; 30.26; Лк 2.25; Деян 23.6)—желание, ожидание.

челов`ек—творение Бога по Его Собственному образу и подобию (Быт 1.26-27; 2.7), мужчина (см.). Хотя человек во многом уступает Ангелам (2Пет 2.11), он не много умален пред ними (Пс 8.6). Человек носит в себе образ Божий, и это относится как к внешнему виду (Иез 1.26; Дан 7.13), так и к душе, которая Божия (Быт 2.7; Ек 12.7). Падение человека разделило его с Богом, но Бог не оставил его совсем.

Сын Божий Иисус Христос, пришедший на землю в образе и подобии человеческом, искупил вину человека, вернул ему жизнь, поэтому в Нем мы, верующие, снова являемся причастниками Божеского естества (2Пет 1.4; Евр 3.14; 6.4). Тело человека, которое часто принимается за самого человека—это лишь его оболочка из праха, земли (Быт 2.7; 3.19), состоящая из тех же элементов, что и окружающая нас видимая природа, и притом в таком небольшом количестве, что суммарная их рыночная стоимость по оценке американских ученых специалистов не превышает пяти долларов. Но то, что является собственно человеком—есть его душа, которая очень дорога в глазах Божиих (Пс 115.6; Ис 43.4). (См. дух, душа, плоть)

челов`екох`ищник (1Тим 1.10)—работорговец или похититель людей (с целью продажи или получения выкупа) (ср. Исх 21.16; От 18.13). Слов, стоящих в скобках, в оригинале нет.

челов`еческие ж`ертвы—см. проводить через огонь.

червл`еный (Исх 25.4; 26.1,31,36; 39.1-3,24,29; Лев 14.4,6,49,51; Чис 19.6; Нав 2.18,21; Евр 9.19)—ярко-красного цвета. В этот цвет красились ткани, по-видимому, уже в глубокой древности—это же слово в оригинале стоит и в Быт 38.28. (См. багряница)

черед`а (1Пар 23.6; 25.8; 2Пар 8.14; 23.8; 31.2; 35.10; Езд 6.18)—очередь или смена, по которой заступали на определенное время на службу священники (1Пар 1.24) и левиты.

Ч`ермное м`оре—нынешние Суэцкий и Акабский заливы Красного моря, омывающие Синайский полуостров соответственно с западной и восточной сторон (Акабский залив имеется в виду в Исх 23.31; Чис 14.25; 21.4; Вт 1.40; 3Ц 9.26; Иер 49.21) (в Исх 11.85 море названо Египетским). Слово «чермный» в старорусском языке означало «красный» (как и червленый). В оригинале везде стоит: Тростниковое море.

черн`ила (Иер 36.18; 2Ин 12; 3Ин 13; 2Кор 3.3)—в древности изготовлялись из сажи, смешанной с водой с добавлением какого-либо клейкого вещества. (См. ученость)

ч`ерное д`ерево (Иез 27.15)—или эбеновое дерево, одна из пород тропических деревьев с темно-красной, коричневой и чер­ной древесиной. (См. красное дерево)

черн`уха (Ис 28.25,27)—происхождение и значение слова не известны (возможно, чернушка?—травянистое растение из семейства лютиковых, черные семена которого употребляются на востоке как пряность). В других переводах: тмин, укроп.

ч`ерпать и пролив`ать в`оду (1Ц 7.6)—означает, по-видимому, изливать свое сердце пред Богом (ср. Пс 6.9; Плач 2.19).

черт`а (Мф 5.18; Лк 16.17)—маленький знак над буквой, отличающий ее от другой, схожей буквы (то есть мельчайшая подробность).

черт`еж (4Ц 16.10; 1Пар 28.11,12)—см. ученость.

черт`ог—дом, место обитания (Ам 9.6). Чертог брачный—дом во время свадьбы или особое помещение для жениха, которое иногда устраивается на востоке (Мф 9.15).

четвер`ица (Деян 12.4)—четверка солдат для дежурства в каждую из четырех страж ночи (двое внутри, двое снаружи тюрьмы).

четвертовл`астник (Мф 14.1; Лк 3.1; 9.7; Деян 13.1)—правитель над четвертой частью царства Ирода Великого, разделенного между его четырьмя сыновьями. (См. Ирод)

четв`ертый род (Быт 15.16; Исх 20.5; 34.7; Чис 14.18; Вт 5.9; Иов 42.16)—иносказательное выражение, чаще всего означающее «все потомки» или «многие потомки». При исчислении израильтян в пустыне Синайской главным в колене Иудином был Наассон, который является шестым поколением от Израиля (Иуда-Фарес-Есром-Арам-Аминадав-Наассон, см. 1Пар 2.1-10), но и его имя надо понимать, как название главенствующего рода, при котором уже жили следующие поколения. И.Навин, введший израильтян в Ханаанскую землю, был двенадцатым от Израиля (см. 1Пар 7.23-27; Нон; ср. Аммиуд,а). Иаков со своими детьми (то есть с четвертым поколением от Авраама) только вошел в Египет (Быт 46.8,26). Следовательно, в Быт 15.16 этим понятием охватывается не буквально четвертое поколение от Авраама—сыновья Иакова, но все его потомки (см. сын). Аналогичный смысл оно имеет, видимо, и в других указанных местах.

чет`ыре—число рек рая (Быт 2.10),

число рядов камней наперсника (Исх 28.17),

число дней оплакивания (Суд 11.40),

число ведер (3Ц 18.34),

число прокаженных (4Ц 7.3),

число казней (Иер 15.3; Иез 14.21),

число животных (Иез 1.5; От 4.6),

число колес (Иез 10.9),

число лиц (Иез 10.14),

число отроков (Дан 1.17),

число ветров (Дан 7.2),

число зверей (Дан 7.3),

число рогов (Дан 8.8,22; Зах 1.18),

число колесниц и духов (Зах 6.1,5),

время нахождения Лазаря в гробе (Ин 11.17),

количество частей одежды (Ин 19.23),

число дочерей Филиппа (Деян 21.9),

число людей (Деян 21.23),

число связанных ангелов (От 9.14).

Число четыре (иногда в соединении с числом три) означает часто какое-то неопределенное (большое?) количество (Пр 30.15,18,21,24,29; Ам 1.3,6,9,11,13; 2.1,4,6) (ср. четвертый род).

Число четыре есть число рогов (углов) жертвенника, стран света, ветров и концов земли (От 7.1 и др.).

чет`ыреста—время пленения еврейского народа в Египте (Быт 15.13),

число девиц (Суд 21.12),

число пророков (3Ц 18.19; 22.6).

чечев`ица (Быт 25.34; 2Ц 17.28; 23.11; Иез 4.9)—род травянистых растений семейства бобовых и их семена круглой выпуклой формы, употребляемые в пишу.

чин (слово церковно-православного происхождения) (Пс 109.4; Евр 5.6,10; 6.20; 7.11,17,21)—образ, значение, устав (от древнерусск. «чинить»—производить, как в выражениях: «чин крещения», «чин погребения»).

Ч`исла, кн`ига—четвертая книга Моисеева Пятикнижия (см.) и Библии (см.). Название книге было дано 70 переводчиками, очевидно, в связи с описаниями двух переписей (в еврейском тексте книга называется первыми словами книги: «В пустыне»). Книга покрывает более, чем 38-летний период истории израильского народа и повествует о его жизни в пустыне от второго года после выхода из Египта до приготовления ко входу в обетованную землю. Эта книга могла бы быть также названа «Ропот и жалобы», ибо блуждание в пустыне было одной из позорнейших страниц в истории народа. От первой до второй переписи дожили только Моисей, И.Навин и Халев. В Новом завете имеются важные ссылки на суровую историю, изложенную в этой книге (см. Рим 15.4; 1Кор 10.1-11).

числ`о—хотя и является важной характеристикой пространственных размеров, количества и времени, в Священном Писании очень часто имеет относительное, символическое или иносказательное значение (см. семь, семь народов, три, тридцать, тьма, четвертый род). В древности, когда цифры еще не были изобретены (у евреев—вплоть до Маккавейского периода), для обозначения чисел использовались буквы, которые имели каждая свое количественное значение. Видимо, из-за трудности перевода, связанной с этой особенностью текста, в некоторых местах встречаются различные числа, относящиеся к одному и тому же предмету (ср. Быт 15.13 и Исх 42.20; 2Ц 8.4; 10.18 и 1Пар 18.4; 19.18; 4Ц 21.1 и 2Пар 33.1). В отдельных местах при сложении или вычитании приведенных чисел данный результат не получается (например, Суд 20).

Многие древние философы, особенно Пифагор и его последователи, придавали огромное значение числу, считая его сущностью всего во всем космосе. До сих пор выискиваются «замечательные» числа и определяется их значение. В средние века даже возникло течение в иудаизме под названием «кабала» (отсюда «кабалистика»), которое считало все в Священном Писании (и особенно числа) закодированным, а потому имеющим особое, сокровенное значение. Так многие думают и до сих пор, но на деле все объясняется нашей неспособностью понимать многогранный, бесконечно глубокий Божий язык, сохранять в памяти многое из того, что уже было сказано по поводу того или иного обстоятельства.

числ`о зв`еря (От 13.18; 14.2)—в связи с отмеченным выше присвоением числового значения буквам древних алфавитов, некоторые полагают, что число это может означать какое-либо имя или понятие, сумма числовых значений букв которого составляет 666. Такими словами могут быть: «Латейнос» (означает по-гречески все латинское; предложено Иеронимом), «Нерон кесарь», «Бонапарт» и даже «Мартин Лютер». Следует отметить, что в некоторых манускриптах это число читается как 616.

ч`истый—свободный от нечистоты (см.).

чр`ево—живот, внутренность. (См. утроба)

чревовещ`атель (Ис 8.19; 29.4)—умеющий говорить глухо или без движений губ и лица (изнутри, из чрева).

чред`а (Лк 1.5,8)—см. череда.

чр`есла—бедра, поясничная часть тела. Слово символизирует крепость мужчины и в некоторых местах русской Библии употребляется в переносном смысле (Быт 35.11; 1Пет 1.13). В оригинале в этих местах стоит: «из твоего тела», «приготовьте ум ваш»; также и в других аналогичных местах.

ч`удо—событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Чудо совершается силой, не свойственной природе человека, и потому называемой сверхъестественной (Деян 8.6, ср. ст. 13). Истинное чудо совершается Божией силой и всегда в конечном смысле направлено к прославлению Бога (Ин 12.28).

Самым великим чудом является пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю, Его воскресение и вознесение (Деян 2.22). И Сам Иисус Христос во время непродолжительного Своего земного служения сотворил массу чудес (Ин 21.25). В Евангелиях записаны 17 конкретных случаев исцелений, совершенных Христом, 6—изгнания бесов, 10—чудес над силами природы, 3—воскрешения, но в некоторых местах говорится о постоянном и бессчетном Его чудотворении (Мф 4.23-24; 9.35; 15.30-31; 19.2; Мк 1.34; 6.46; Лк 4.40; 6.18-19; 7.22; Ин 2.23; 20.30). Чудеса исцелений и воскрешений совершали также Апостолы Петр и Павел, а также, по-видимому, и другие Апостолы (Деян 2.43; 5.12; 14.3; 15.12), Стефан и Филипп (Деян 6.8; 8.6), хотя о них и нет конкретных записей в Писании. В Ветхом Завете чудеса совершали Моисей, Илия, Елисей, человек Божий в Вефиле (3Ц 13).

Совершение чудес всегда имело свою обратную сторону. Так, при совершении чуда исцеления кровоточивой женщины Христос почувствовал, как сила вышла из него (Мк 5.30; Лк 8.46). Также сказано, что «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф 8.17). Ап. Павел пережил несколько покушений на свою жизнь, имел постоянные опасности, «жало в плоти». Моисей дважды едва не был побит камнями, пережил бунты Корея и Мариами с Аароном, терпел постоянный ропот народа, был вынужден остаться в пустыне из-за отказа народа войти сразу в обетованную землю и, наконец, не был допущен войти туда, когда весь народ вошел.

В Писании упоминаются и ложные чудеса, совершаемые также сверхъестественной силой, но не направленные непосредственно на прославление имени Бога (2Фес 2.9; От 13.14). Такие чудеса совершали и чародеи в Египте, но не устояли против Божией силы (Исх 8.18-19). (См. видение)


 

 

Hosted by uCoz