В.П.Вихлянцев

Библейский словарь

 

 

 

                                                                                                        

                                                                Ж

ж`атвы п`ервых плод`ов, пр`аздник (Исх 23.16)—см. Пятидесятница.

жезл—первоначально—короткая суковатая или утыканная на конце гвоздями дубинка, употреблявшаяся пастухами (израильтяне—пастушеский народ) наравне с пращей в качестве оружия. Позже—символ власти, от которого произошли и скипетры, и булавы. Начальники колен (как и Аарон) имели свои жезлы, очевидно, деревянные.

жел`езо—металл орудий труда и войны, начал употребляться человеком в глубокой древности (Быт 4.22). Ни в скинии, ни в храме не было ни одной железной детали (хотя в храме были какие-то железные части во внешнем ограждении, 1Пар 22.3; 29.2).

желчь (Иов 16.13; 20.14,25; Пс 68.22; Иер 8.14; 9.15; 23.15; Плач 3.19; Мф 27.34; Деян 8.23)—объединяющий термин, означающий все горькое, ядовитое, вредное, от дурманящей травы (Иер 9.15; Мф 27.34) до яда змеи, который считали находящимся в ее желчи (Иов 20.14).

ж`емчуг (жемч`ужина) (Иов 28.18; Пр 8.11; 20.15; 31.10; Ис 54.12; Мф 7.6; 13.45,46; 1Тим 2.9; От 17.4; 18.12,16; 21.21)—скромный блеск и простая красота жемчуга подчас привлекали и царя, и купца больше, нежели ослепительный блеск алмазов. Господь сравнивает и Царство Небесное, и Слово Истины Своей с жемчугом, который не рекомендует бросать свиньям, то есть тратить на споры с неверными и упорными.

жен`а—в русском языке теперь утратило полностью прежнее значение «женщина» (вообще) и поэтому в большинстве мест (например, Быт 2.22,23; Лев 18.17-19; 1Кор 7.13,39; 11.5-13,15; 1Тим 2.9,12,14; От 14.4) означает вообще женщину и только в нескольких местах, таких как Быт 2.24; Лев 18.8; 1Кор 7.2-4,11,14,16,27,29, означает жену (супругу). В некоторых местах такая неточность перевода вносит двусмысленность (например, 1Кор 11.34; От 14.4). (См. Библия, женщина, муж)

жен`их кр`ови (Исх 4.25)—или муж крови (Моисей Сепфоре, ибо обрезанная плоть была брошена к его ногам). Это запоздалое обрезание Гирсама (см. Исх 2.22-23, Елиезер родился позже, очевидно, по возвращении Моисея в Египет—Исх 18.4) спасло Моисея от кары Божией за пренебрежение заветом обрезания и явилось дополнительным испытанием.

ж`ено (Ин 2.4; 19.16)—по-видимому, одна из устаревших форм слова «женщина» (см.).

ж`енщина—помощница Адама (человека, мужчины) (Быт 2.18,22), созданная Богом из части его плоти. После грехопадения была поставлена Богом под полное господство мужчины (Быт 3.16). Во всем Писании подчеркивается ее подчиненное (производное) значение (1Кор 11.3,7-9) и только как таковая, она служит прототипом образа Церкви—Тела Христа.

Перед встречей с Богом на горе Синай Господь повелел через Моисея, чтобы народ - мужчины (ср. Исх 23.17; 34.23) освятились, для чего им было предписано вымыть одежды и не прикасаться к женщинам (Исх 19.10,15, ср. 1Ц 21.4-5; 1Кор 7.1; От 14.4). Во время естественного истечения из тела женщины она нечиста (Лев 15.19,25; 18.19) и если в это время случится совокупление с ней, закон предписывал истребить обоих (Лев 20.18). Муж в этом случае считался нечистым 7 дней (Лев 15.24). Закон вообще очень строг в отношении связи мужчины с женщиной. Дело в том, что естественное влечение мужчины к женщине постоянно перерастает в злую страсть, способную погубить, о чем Писание говорит неоднократно (см., например, историю о Далиде в Суд 16.4-20, а также Пр 7.26; 22.14; 23.28; 31.3; Ек 7.26).

Если в Ветхом Завете встречается упоминание о молящейся или поющей Господу женщине (Исх 15.21; 1Ц 2.1), то в Новом Завете упоминания о молящейся в церкви или поющей женщине нет совсем (Мф 26.30; 1Тим 2.8,11-12). Нарушение этого созданного Богом равновесия есть человеческое самоволие, ведущее к тяжелым последствиям (1Пет 3.7). (См. бесплодие, диаконисса, дочь, жена, молитва, муж, пение, церковь)

жернов`а—два камня, с помощью которых зерно растирается в муку. В древности жернова были важной частью домашнего хозяйства каждой семьи. Нижний жернов, более тяжелый, слегка выпуклой формы, клался на разостланный холст, на него клался верхний жернов, более легкий, слегка вогнутый, с отверстием посредине, в которое засыпалось зерно. При вращении верхнего жернова зерно растиралось и мука высыпалась на холст. Эта очень тяжелая и продолжительная работа поручалась рабам и женщинам.

ж`ертвенник—сооружение для принесения жертв Богу. Сооружался из земли или нетесаных камней. Никаких ступеней к жертвеннику делать не полагалось (Исх 20.26). Впервые в Писании жертвенник упомянут после потопа (Быт 8.20). Жертвенник, который Моисей соорудил перед скинией по образцу, показанному ему на горе, был из дерева ситтим (акации) размерами 2,5х2,5м, высотой 1,5м. Снаружи он был обложен медью, а внутри засыпался землей (Исх 27.1-8; 38.1-7). Жертвенник у храма был размерами 10х10м, высотой 5м и, видимо, не мог быть без ступеней (2Пар 4.1). Священники в этом случае должны были иметь нательное белье, скрывающее их наготу (Исх 28.42-43; Лев 6.10) (в Пс 50.21 назван алтарь).

ж`ертвенника вор`ота (Иез 8.5)—одни из ворот первого храма (см.).

ж`ертвенник для кур`ений—постоянный жертвенник, установленный в скинии и храме перед завесой Святого-святых для принесения курений пред лицо Господа (Исх 30.1-10; 37.25-28; 3Ц 6.22) (в Чис 4.11 назван золотой жертвенник). (См. скиния, храм)

ж`ертвопринош`ение—как дар Господу приносилось людьми уже в глубочайшей древности. Каин принес от произведений земли (Быт 4.3), а Авель—от стад (Быт 4.4). Ной принес первое всесожжение (Быт 8.20), а Иаков—возлияние (Быт 35.14). Все народы приносили жертвы своим богам, и в Египте, где евреи жили долгое время, также приносилось множество жертв. Там приносились домашние и дикие животные, хлебные приношения и возлияния, и особенно много цветов (это последнее особенно распространилось по миру и сохранилось до сих пор). В Египте не было всесожжений и на жертвы никогда не возлагалось рук и поэтому там, очевидно, не было понятия о заместительной жертве и о полной отдаче Богу. Моисей, по-видимому, со всем народом впервые принес жертвоприношение на Синае (Исх 10.25-26; Чис 28.6), после чего жертвоприношения стали частью богослужения евреев. Следует отметить, что Закон не требует жертв (Лев 1.2; Иер 7.22-23) и Господу более угодны правда, милосердие и Боговедение (Пр 21.3; Ос 6.6; Мф 9.13; Мк 12.33), но Закон упорядочивает это служение и очень строго относится к его нарушениям (ибо лучше не приносить жертв совсем, чем делать это с нарушениями или приносить бесам—см. в конце). Жертвы должны были приноситься в свое время (Чис 28.2) и уже на Синае была установлена обязательная ежедневная жертва утром и вечером, которая называлась постоянное приношение.

Постоянное приношение состояло из одного агнца, хлебного приношения (ХП) и возлияния (В). В Приложении 5 показаны и другие регулярные обязательные жертво­приношения, которые приносились в праздничные дни после постоянного приношения. Все жертвы приносились как жертвы всесожжения, а козлы—как жертвы за грех. Кроме этих регулярных, приносимых во все праздничные дни жертв, Законом определялись также различные добровольные и специальные жертвоприношения (Чис 29.39), которые могли приноситься в любой день. Рассмотрим их по порядку.

Жертва всесожжения (Лев 1; 6.9-13; 7.8)—наиболее часто приносимая добровольная жертва, символизирующая собой полную отдачу Господу. Именно в жертву всесожжения Авраам был готов принести Исаака. Жертвенным животным (обязательно мужского пола) могли быть телец, овен, агнец (из овец или коз), горлица или молодой голубь. Приносящий возлагал руки на голову животного, потом его сам закалывал (птице голову сворачивал священник), животное рассекал, отделял кожу (у птицы отделялись перья и зоб) и священник сжигал жертву на жертвеннике. Вместе с жертвой всесожжения приносились хлебное приношение и возлияние. Жертву всесожжения полагалось приносить почти во всех случаях, когда приносилась жертва за грех.

Жертва мирная (Лев 3; 7.11-21,29-36; 19.5-8; 22.29-30)—особая жертва, выражающая радость примирения с Богом, благодарность и готовность служить Ему. Подразделялась на жертвы: благодарности (Лев 7.12), по обету или от усердия (Лев 7.16) и особую жертву—жертву посвящения (Лев 8.22-29). Жертвенным животным могли служить тельцы, овцы (обоих полов) и козы. Приносящий жертву возлагал руки на ее голову и заколал ее у дверей скинии (Лев 3.2). Весь жир и почки сжигались на жертвеннике, грудь (потрясания) и правое плечо (возношения) отдавались священнику (в случае жертвы посвящения—Моисею) как их доля, остальное съедал приносящий со своей семьей и друзьями, радуясь пред Господом. Жертву благодарности и посвящения можно было есть только в день приношения (Лев 7.15; 22.29-30), жертвы по обету или от усердия—также и на следующий день (Лев 7.16). После этого все оставшееся сжигалось. С мирной жертвой должны были приноситься также пресные хлебы, мука с елеем или кислые хлебы и все это принадлежало священнику. В мирной жертве обычно принимало участие большое количество людей. Нечистый не имел права даже касаться ее (Лев 7.20-21).

Жертва за грех и жертва повинности (Лев 4-6.7,25-30; 7.1-7)—это жертвы во очищение греха (вины, нечистоты). Жертва за грех приносилась с каждым праздничным жертвоприношением, кроме субботнего, а также, как и жертва повинности, при обнаружении какого-либо соделанного невольного греха, открытого со временем. Следует подчеркнуть, что только невольный грех можно было очистить жертвой (Лев 4.27) (см. умышленно), совершивший же преступление «дерзкою рукою» должен был быть истреблен из народа (Чис 15.27-31). Глубочайшее значение жертвы за грех заключается в том, что через нее человек осознавал свою врожденную порочность и греховность пред Богом, которые нуждаются в искуплении, притом в искуплении вечном, которого не могла дать кровь козлов и тельцов (Евр 10.1-4,11). Жертвенным животным для жертвы за грех могли быть телец, козел (за начальствующего в народе, в праздничных жертвоприношениях и большинстве специальных случаев) и коза и овца (за человека из народа). Согрешивший каким-либо невольным поступком и исповедавшийся в нем приходил с жертвой повинности (Лев 5; 6.1-7; 7.1-7). Приносить в эту жертву можно было овна или овцу, голубей или даже только муку без елея и ливана. Жертва повинности, как и жертва за грех, принадлежала священнику (Лев 7.7; 10.16-17), за исключением тельца, который сжигался вне стана (Лев 4). Кровь жертв за грех кропилась на жертвенник, алтарь курения, однажды в год вносилась за завесу, а оставшееся от кропления выливалось к подножию жертвенника. Жертва за грех также приносилась при посвящении священников (Лев 8.14-17) и очищении (Лев 9.6-11,15-16), после родов (Лев 12.8), в случае исцеления от проказы (но не для получения исцеления) (Лев 14.10-32), при очищении от нечистоты (Лев 15.15,30), в случае прелюбодеяния с рабой (Лев 19.20-22), в назорействе (Чис 6.10-12,14), при посвящении левитов (Чис 8.8,12), за ошибку общества (Чис 15.22-26), за ошибку отдельного человека (Чис 15.27-29), для очищения в пути (рыжая телица) (Чис 19.9).

Кроме перечисленных видов жертв в Законе упоминаются: специальная жертва—овен посвящения (Лев 8.22-36) и приношения: хлебное, ревнования (Чис 5.15), десятина и возлияние.

Все приносимое и посвящаемое—все жертвы Господу разрешалось есть только у скинии (храма) (Лев 17.8-9) и ни в коем случае не дома (Вт 12.17-18,26). Все первородное должно посвящаться в дар Господу (Вт 15.19-20). Только кровь жертвы всесожжения сжигалась на жертвеннике, кровь же остальных жертв выливалась к его подножию (Вт 12.27).

Все жертвы (кроме постоянного вечернего приношения) приносились утром (Лев 9.15-17; 4Ц 3.20).

Все жертвенные животные должны были быть без единого порока (Лев 22.18-22) и не должны были приниматься из рук иноземцев (Лев 22.24-25). Только в жертву усердия допускалось приносить животное (агнца), отличающееся непропорциональностью размеров отдельных членов (Лев 22.23).

Жертвы не по Закону, как и все служение язычников, являются приношением бесам (Лев 17.1-9; Вт 32.15-17; 1Кор 10.20). (См. также возношение, потрясание, праздники)

жестоков`ыйный (Исх 32.9; 33.3; 34.9; Вт 9.6; 10.16; 31.27; 2Пар 30.8; Пс 74.6; Иер 17.23; 19.15; Деян 7.51)—упрямый, упорный. (См. выя)

жив`ая вод`а (Быт 26.19; Лев 14.5,6,50,51; 15.13; Чис 19.17; Иер 2.13; 17.13; Зах 14.8; Ин 4.10; 7.38; От 21.6)—текущая, движущаяся вода. В высшем значении является прообразом жизни вечной (Ин 4.10) и Духа Святого (Ин 7.37-38), которые дает Христос (см. вода).

жив Госп`одь (и жива душа твоя)!—древнее выражения типа клятвы, означающее буквально: «как Господь жив (и ты жив), так верно то, что...» (см. например, 4Ц 2.2).

жив`отные—живые существа, созданные Богом перед сотворением человека. В Писании упоминаются следующие животные, птицы и насекомые:


+агнец

-аист

+акриды

+анака

+аспид

+баран

+барс

+бегемот

-блоха

-буйвол

-бык

+вепрь

+верблюд

-вол

-волк

-воробей

-ворон

+голубь

+горлица

-гусеница

+единорог

-еж

+ехидна

-жаба

-журавль

-заяц

+зуй

-кабан

+камелопард

+кит

+коза

+козел

-комар

-конь

-корова

-коршун

-кошка

+крокодил

-крот

+(кузнечик)

+куропатка

+лань

-ласточка

-лебедь

+лев

+летаа

-летучая мышь

+лисица

-лошадь

+лошак

-медведь

-моль

-мошки

+мул

-муха

-муравей

-мышь

-обезьяна

+овца

-олень

+онагр

-орел

+орикс

+павлин

-паук

+пеликан

+перепел

-пес

-петух

-пчела

+рыболов

+саранча

+свинья

+серна

+сип

+скнипы

+скорпион

+собака

+сова

+сокол

+солам

+страус

+телец

+тушканчик

+удод

-улитка

+филин

+хагаб

+хамелеон

+харгол

-цапля

-чайка

-червь

+шакал

+шершень

+ягненок

-ястреб

-ящерица


            (обозначения:           + упомянуты в Словаре,

                                   - не упомянуты в Словаре)

Четыре животные (в других переводах—живые существа), которые видели пророк Иезекииль и ап. Иоанн (Иез 1.5-24; 3.13; 10; От 4.6-9; 5.6; 6.1,3,5-7; 7.11; 14.3; 19.4) с четырьмя лицами, с шестью крыльями и исполненные очей, были херувимами (см.).

жизнь—одна из величайших тайн Божиих, ибо жизнь не есть свойство материи (тела, плоти), но дается ей (Быт 2.7; 6.17; 7.21). Жизнь человека—в его крови (Быт 9.5) и эту жизнь Священное Писание называет душой (Лев 17.11; Вт 12.23). Люди всегда сознавали, что эта жизнь есть что-то очень непрочное, временное, как дуновение ветра (Иов 7.7) или как клуб легкого пара (Иак 4.14), и что есть другая—истинная, вечная жизнь, в которой нет никакой опасности порчи и исчезновения. Мудрые люди искали источник этой жизни в сердце (Пр 4.23), в правдивых устах (Пр 10.11), в страхе Господнем (Пр 14.27), в разуме (Пр 16.22), а пророки прямо указывали—он в Боге (Пс 35.10; 132.3; Ис 38.16-20). Жизнь—в Иисусе Христе, явившем Собой эту жизнь и даровавшем ее верующим в Него (Ин 3.36; 14.6; 1Ин 5.12; Кол 3.4). (См. воскресение)

жити`е (Быт 6.9; 37.2; Иер 32.37; 1Пет 3.1,2,16; 1Тим 4.12; 2Тим 3.10)—жизнь, образ жизни.

ж`итница—амбар, склад для хранения обмолоченного зерна и, возможно, других съест­ных припасов.

жн`иво (Исх 5.12)—жнивье, сжатое поле и то, что осталось на нем.

жр`ебий—как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию была разделена земля на уделы и назначены чреды священников и певцов на служение в храме. Жребий бросали пред Давидом и пред Аманом, жребий также бросали и пред Апостолами. В некоторых местах это слово означает «судьба», «удел» (Пс 15.5; Ис 17.14; Иер 13.25; Деян 8.21; 26.18).

жрец (Быт 41.45; 47.22; 1Ц 5.5; 6.2; 4Ц 23.5,8,9,20; 2Пар 11.15; 34.5; Ос 10.5; Соф 1.4)—в еврейском тексте «камарин» (от сирийского «кумра»), то есть служитель кумира, идола.


 

З

Заав`ан (беспокойство) (Быт 36.27; 1Пар 1.42)—аналог. Акан.

Забб`уд (дар) (Езд 8.14)—аналог. Евед,б.

Забв`ай—а) (Езд 10.28)—аналог. Афлай;

б) (Неем 3.20)—отец (предок) Варуха (возможно, предыдущий).

Зав`ад—а) (1Пар 2.36)—аналог. Азария,д;

б) (1Пар 7.21)—аналог. Беред;

в) (1Пар 11.41)—сын (потомок) Ахлая, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23 не упомянут);

г) (2Пар 24.26)—сын (потомок) Шимеафы, Аммонитянки, один из заговорщиков и убийц Иоаса (в 4Ц 12.21 назван Иозакар, сын Шимеаты);

д) (Езд 10.27)—аналог. Азиса;

е) (Езд 10.33)—аналог. Елифелет,е;

ж) (Езд 10.43)—аналог. Бенаия,б.

Зав`адия (Иегова дал) (1Пар 27.7)—сын Асаила, одного из начальников и управителей Давида, и его помощник.

Завди`ил (дар Божий)—а) (1Пар 27.2)—отец Иашовама (см.); (См. Ахамань)

б) (Неем 11.14)—аналог. Адаия,г.

З`авдий (дар)—а) (Нав 7.1,17,18)—дед (предок) Ахана (см.), который в 1Пар 2.6 не упомянут между Зарой и Зимри (Харми); (См. Махол)

б) (1Пар 8.19)—аналог. Адаия,в;

в) (1Пар 27.27)—житель Шифама, один из смотрителей над царским имением при Давиде;

г) (Неем 11.17)—левит из рода Асафа, глава третьей чреды певцов, один из предков Матфании и Захарии (см. Захария,бб) (в 1Пар 9.15 назван Зихрий, в 1Пар 25.2,10—Заккур, а в Неем 12.35—Закхур).

зав`еса—была, во-первых вокруг двора скинии, сделанная из крученого виссона, очевидно, белая (Исх 27.9-13), и в ней—завеса с восточной стороны, для входа, «из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы» (Исх 27.16); затем, во-вторых, была завеса самой скинии (святилища), сделанная аналогично завесе входа (Исх 26.36); и, наконец, была третья завеса перед ковчегом откровения («для преграды», Исх 35.12), отделявшая в скинии Святое (святилище) от Святого-святых, сделанная аналогично двум первым, но с изображением херувимов на ней (Исх 26.31-33). В храме Соломона для входа во двор были ворота, для входа во святилище—двери (3Ц 6.33-35) и давир (Святое-святых) отделяли также двери (3Ц 6.31-32; 2Пар 4.22), которые, по-видимому, не закрывались (3Ц 8.8). Здесь же была завеса (2Пар 3.14), которая разодралась надвое в момент смерти Христа (Мф 27.51). (См. скиния)

зав`ет—договор, союз, наказ, обещание. В древности часто заключались заветы: между отдельными людьми (1Ц 20.16), между отдельным человеком и народом (2Ц 5.3), между Господом, царем и народом (4Ц 11.17), между Господом и народом (Езд 10.3) и даже с глазами человека (Иов 31.1). Словом этим назывались также: обещание (4Ц 23.3), наставление (Пр 1.8), обязанности (Мал 2.8). Заветом также называются общие Божии законы о вселенной, Его тайны и слова (Пс 24.14; 49.16; Иер 33.20,25). Завет иногда Господь давал отдельному человеку—например, завет мира и священства Финеесу, сыну Елеазара (Чис 25.12-13). Но наиболее важными для всех людей заветами были те, которые Бог заключал со всеми людьми, и таких заветов было несколько.

1. Завет Бога с Адамом, который назван заповедью, поскольку человек еще не проявил своей противящейся воли (Быт 2.16-17; Ос 6.7) (некоторые называют Быт 1.28—первым заветом с Адамом, а Быт 3.15—вторым).

2. Завет с Ноем и всякой живой душою на земле; знамением этого завета Господь дал радугу (Быт 6.18; 9.8-17) (некоторые называют Ноевым заветом Быт 9.1).

3. Завет с Авраамом и в его лице с избранным Своим народом (Быт 15.18; 17.1-14), потомкам которого знамением этого завета Бог дал обрезание.

4. Завет с Моисеем, через которого Бог дал закон народу Израиля (Исх 24.8; 34.10,27), знамением которого было десятисловие (Исх 34.28; Вт 9.11). Слова завета были записаны в книгу завета (Исх 24.7; 4Ц 23.2).

Последние два завета Бога с Авраамом и Моисеем, которые в Священном Писании часто называются просто «завет» или «Закон», являлись основой жизни дохристовой эпохи и объединенно называются Ветхим Заветом (Деян 3.25; Евр 8.7). От него евреи часто отходили, но по временам обращались и возобновляли его (Нав 24.25; 2Пар 15.12; 29.10).

5. Уже в недрах Ветхого Завета было определенно возвещено Богом о заключении в будущем окончательного—Нового Завета с людьми (2Ц 23.5; Ис 42.6; Иер 31.31-34), который Бог и заключил в лице Господа Иисуса Христа (Мф 26.28; Евр 8.8-13). Знамением этого завета является искупительная Кровь Спасителя и излияние обещанного Духа Святого.

Кроме указанных некоторые различают еще «Палестинский завет» (Вт 30.1-10) и «Давидов завет» (2Ц 7.12-16; 2Пар 13.5). (См. Библия, Ветхий Завет, Новый Завет)

зав`ет с`оли (Чис 18.19; 2Пар 13.5)—твердое обещание, прочный союз. Точное значение выражения не известно. Полагают, что оно связано с обычаем в древности есть соль при заключении союзов, но, может быть, также с обычаем солить все жертвы (Пс 49.5). (См. соль)

завещав`ать (Вт 26.16; 32.46; Лк 22.29; 2Фес 3.6,10; 1Тим 6.13)—заповедовать, внушать, повелевать, передавать (старослав. написание).

Завул`он (жилище, обиталище)—десятый сын Иакова (последний, рожденный Лией), родоначальник колена Завулонова. Удел этому колену достался на севере Ханаанской земли, на запад от Геннисаретского озера. В этом уделе были расположены Назарет, Кана, Наин, в которых раньше других мест воссиял свет Господа (Ис 9.1-2). (См. колена Израилевы)

Зав`уф (дарованный) (3Ц 4.5)—сын (потомок) Нафана священника, друг царя Соломона, занимавший такое же положение, как Хусий при Давиде.

Заг`ам (2Пар 11.19)—один из сыновей Ровоама от Авихаили.

загов`аривание (Ек 10.11; Иер 8.17)—один из видов чародейства, волшебства (это же слово переведено в русской Библии в Пс 57.6 как «заклинание», а в Ис 3.3—«искусство в слове»).

з`аднее (Флп 3.13)—прошлое, прошедшее.

З`аза (1Пар 2.33)—один из сыновей (потомков) Ионафана из колена Иудина.

за-Иорд`анская стран`а (Ис 9.1)—местность на севере Палестины (см. Иаир,а).

закв`аска (Мф 13.33; 16.6,12; Мк 8.15; Лк 12.1; 13.21; 1Кор 5.6-8; Гал 5.9)—символ незримого влияния. Закваска (квасное) была запрещена для сожигания Господу, но допускалась в жертвах, съедаемых людьми (Лев 7.13; 23.17). Она обозначает чаще ложное учение (влияние), но ей же Господь уподобил и Царство Небесное. (См. квасное)

Закк`ур (задумчивый)—а) (1Пар 24.27)—аналог. Бено;

б) (1Пар 25.2,10)—см. Завдий,г.

закл`ание—закалывание, убиение, приготовление жертвы к приношению Богу.

заклин`ание—убеждение, обязывание клятвой (см. также заговаривание).

закл`ятие—отделение (освящение), предание Богу, запрещение пользоваться людям, предание смерти (Лев 27.21,28-29; Нав 6.16-18,20; 7.11-13). (См. клятва, проклятие)

зак`он—сущность, основа какого-либо явления или свод правил человеческого поведения. Если законы физические, которые, будучи однажды даны природе ее Творцом (Ис 45.12), никогда и ни в чем не нарушаются, то в отношении людей мы видим совсем иное. Человеческие законы, постоянно издаваемые в большом количестве и постоянно изменяемые, устанавливаются как раз потому, что имеется постоянное стремление их нарушать, проистекающее из злой, греховной натуры человека, приобретенной в результате его отпадения от Бога (Рим 7.23). Но есть всеобщий, незыблемый Божий закон, который есть Истина Божия (Пс 18.8), и, хотя человек этого и не сознает или не хочет признавать, он записан в сердце (совести) человека (Рим 2.14-15). Закон Божий всеобщ и един, он есть Его любовь и был явлен во Христе Иисусе, когда пришла полнота времени (Гал 4.4-5). До этого же люди находились (или находятся) под клятвою (заклятием или проклятием) писаного Закона (временного), данного человечеству через избранный Богом народ и его вождя и пророка Моисея, как свод моральных и обрядовых установлений и заповедей, направленных на выявление человеческого греха, в качестве «детоводителя ко Христу» (Гал 3.19,24). В Священном Писании под словом «закон» подразумевается Пятикнижие Моисеево (Мф 22.40), либо весь Ветхий Завет (Ин 10.34; 12.34; 15.25; 1Кор 14.21). (См. Библия, Моисеево Пятикнижие, Писание)

зак`онник (Мф 22.35; Лк 7.30; 10.25; 11.45,46,52; 14.3; Тит 3.13)—то же, что книжник (ср. Мф 22.35 и Мк 12.28), то есть человек, посвятивший себя изучению Закона (Моисеева) во всех его деталях. Законники толковали иудейский Закон, были его учителями (Лк 5.17) и имели большое влияние в народе, будучи начальниками и судьями. Среди них были мудрые люди (Никодим, Гамалиил), но большинство, не видя в законе дальше преданий старцев, были слепыми вождями слепых (Мф 15.14). (См. книжник)

Зак`ур (задумчивый) (1Пар 4.26)—один из сыновей (потомков) Мишмы из колена Симеонова, глава рода.

Закх`ай (чистый) (Езд 2.9; Неем 7.14)—аналог. Арах,б.

Закх`ей (чистый) (Лк 19.2,5,8)—житель Иерихона, начальник мытарей (сборщиков податей), по общему мнению—великий грешник, проявивший огромное желание узнать Спасителя. По преданию он стал христианином и был первым епископом в Кесарии. Раввинская же традиция утверждает, что он был отцом известного раввина Иоханана-бен-Закхея.

Закх`ур (задумчивый)—а) (Чис 13.5)—отец (предок) Саммуа;

б) (Неем 3.2)—сын (потомок) Имрия, один из чинивших стену Иерусалима;

в) (Неем 10.12)—аналог. Венинуй;

г) (Неем 12.35)—см. Завдий,г;

д) (Неем 13.13)—отец (предок) Ханана.

З`амврий (антилопа)—а) (3Ц 16.9,10,12,15,16,18,20; 4Ц 9.31)—раб царя израильского Илы, военачальник, убивший его и ставший царем. Он царствовал всего семь дней, но успел перебить весь дом Ваасы по слову Господа;

б) (1Пар 8.36; 9.42)—аналог. Азмавеф,а.

Замзум`имы (Вт 2.20)—аммонитское название Рефаимов (великанов), живших до них в той земле, которую аммонитяне заняли (в районе Иавока) (в Быт 14.5 названы Зузимы).

Зано`ах—а) (Нав 15.34; Неем 3,13; 11,30)—аналог. Адифаим;

б) (Нав 15.56)—город в нагорной части Иудеи (на юг от Хеврона);

в) (1Пар 4.18)—место, основателем (или начальником) которого был Иекуфиил (возможно, одно из предыдущих).

запеч`атать (Ис 8.16; 29.11; Иер 32.10.44; Дан 9.24; 12.4,9; От 5.1; 22.10)—сокрыть, сберечь. В древности письма, документы, книги писались на длинных полосах папируса или ткани, затем сворачивались, обвязывались бечевкой, которая скреплялась глиняной печатью. Такую книгу можно было прочесть, только сломав (сняв) печать.

запин`ать (запн`уть) (Быт 27.36; Евр 12.1)—ставить препятствие, соблазнять, обманывать.

з`аповедь—наказ, повеление, установление, закон. (См. десять заповедей)

зап`ястье (Быт 24.22,30; Чис 31.50; 2Ц 1.10; Ис 3.19; Иез 16.11)—браслет или кольцо на руке выше кисти.

З`ара (восход, заря)—а) (Быт 38.30; 46.12; Чис 26.20; Нав 7.1,17,18,24; 22.20; 1Пар 2.4,6; 9.6; 27.11,13; Неем 11.24; Мф 1.3)—один из сыновей Иуды от Фамари, глава поколения (в 1Пар 4.17 назван Езра); (См. Махол)

б) (Чис 26.13)—аналог. Иамин,а (в Быт 46.10; Исх 6.15 назван Цохар, а в 1Пар 4.24—Зерах).

Зар`ай (восход, заря) (2Пар 14.9)—египетский царь Озоркон, пришедший с миллионной (!) армией против Асы. Аса разбил его наголову с половинной силой, так как обратился за помощью к Господу (2Пар 16.8).

Зар`ед (рост, зелень) (Чис 21.12; Вт 2.13,14)—поток и долина южнее реки Арнон, место одной из последних стоянок израильтян (в Ис 15.7 названа «река Аравийская»). (См. долины)

заступ`ить (Чис 16.46,47; 25.13)—совершить заступничество, искупить вину, подставить самого себя.

З`аттуй (Езд 2.8)—один из родоначальников народа израильского, вернувшегося из плена с Зоровавелем (числа народа различаются на 200), среди потомков которого были имевшие жен иноплеменок, а также один из приложивших печать под договором на верность Богу (не сам, конечно, но представители его рода) (в Езд 10.27; Неем 7.13; 10.14 назван Заффу).

зауш`ать (Мф 26.67)—бить рукой по щеке, по голове.

З`аффу (Езд 10.27; Неем 7.13; 10.14)—см. Заттуй.

Зах`арии прор`ока кн`ига—38я книга Ветхого Завета и предпоследняя в ряду книг малых пророков (см. Библия). Книга делится на две хорошо различимые части: главы 1-8, написанные в 520-518 гг. до РХ (Зах 1.1; 7.1), в которых в нескольких видениях Господь обращается к Своему народу, побуждая его дух к обращению на истинный путь, что привело к энергичному возобновлению работ по восстановлению храма в 520 г.; и главы 9-14, написанные, возможно, позже, в которых говорится о восстановлении народа Божия, судах над его противниками и наступлении дня Господня. (См. Захария,у)

Зах`ария (Иегова помнит)—а) (4Ц 14.29; 15.8,11)—сын и наследник Иеровоама 2, царь израильский, царствовавший в Самарии шесть месяцев, последний из потомков Ииуя;

б) (4Ц 18.2; 2Пар 29.1)—отец (предок) Ави (Авии) (см. пункт «п» ниже);

в) (1Пар 5.7)—аналог. Беера,а;

г) (1Пар 9.21; 26.2,14)—аналог. Авда,б;

д) (1Пар 9.37)—аналог. Авдон,г (в 1Пар 8.31 назван Зехер);

е) (1Пар 15.18,20; 16.5)—аналог. Азария,а;

ж) (1Пар 15.24)—аналог. Амасай,в;

з) (1Пар 24.25)—левит из рода Каафа, потомок Ишшии, бросавший жребий на служение;

и) (1Пар 26.11)—левит из рода Мерари, один из сыновей (потомков) Хосы, привратник у западных ворот храма;

к) (1Пар 27.21)—отец (предок) Иддо;

л) (2Пар 17.7)—один из князей при царе Иосафате, посланных им учить народ закону Господню;

м) (2Пар 20.14)—отец (предок) Иозиила;

н) (2Пар 21.2)—один из братьев Иорама, царя иудейского, убитых им;

о) (2Пар 24.20; Мф 23.35; Лк 11.51)—священник, сын Иодая, первосвященник (см.) при царе иудейском Иоасе, побитый камнями по его приказу (в Мф 23.35 назван сыном Варахииным);

п) (2Пар 26.5)—мудрый и благочестивый советник царя Озии (возможно, упомянутый в пункте «б» или «гг»);

р) (2Пар 29.13)—аналог. Азария,р;

с) (2Пар 34.12)—один из левитов, поставленных царем Иосией для присмотра за работами в храме;

т) (2Пар 35.8)—один из начальствовавших в доме Божием при царе Иосии (возможно, сын Иодая, см. Иодай,о);

у) (Езд 5.1; 6.14; Зах 1.1,7; 7.1)—сын (потомок) Адды (Иддо, см. Иддо,г), один из малых пророков, современник пророка Аггея, начавший пророчествовать через два месяца после него (ср Агг 1.1 и Зах 1.1) во второй год Дария, то есть в 520 г. до РХ. Упоминание в Зах 9.13 Греции (Ионии) заставляет предположить, что пророк дожил по крайней мере до 490 г., когда в связи с началом греко-персидских войн эта страна стала широко известна;

ф) (Езд 7.4)—аналог. Авиуд,б (в 1Пар 6.6,51 назван Зерахия);

х) (Езд 8.3)—аналог. Евед,б;

ц) (Езд 8.11)—аналог. Евед,б;

ч) (Езд 8.16)—аналог. Ариэл (возможно, один из двух предыдущих);

ш) (Езд 10.26)—аналог. Авдий,г;

щ) (Неем 8.4)—один из глав народа или священников, стоявших рядом с Ездрою во время чтения закона;

э) (Неем 11.4)—аналог. Амария,ж;

ю) (Неем 11.5)—аналог. Адаия,ж;

я) (Неем 11.12)—аналог. Амций,б;

аа) (Неем 12.16)—аналог. Адна,в;

бб) (Неем 12.35)—аналог. Азариил,д;

вв) (Неем 12.41)—аналог. Езер,д (возможно, упомянутый в пункте «аа»);

гг) (Ис 8.2)—сын (потомок) Варахии, один из свидетелей пророка Исаии (см. пункт «п» выше);

дд) (Лк 1.5,12,18,21,59,67)—священник из рода Елеазара, отец Иоанна Крестителя.

зв`ание—в некоторых местах означает положение, состояние (см., например, 1Кор 7.20).

звезд`а (зв`езды)—одно из величественнейших явлений славы и могущества Божия (Пс 8.4-5; 18.2; Ис 40.26). И Сам Господь назван в Писании «звездой светлой и утренней» (От 22.16), которая вела волхвов и которую за многие столетия до этого видел и Валаам (Чис 24.17). Силы тьмы иногда также называются звездами (Иуд 13; От 8.10-11) и эти звезды зачаровывали многих людей, стремившихся по ним определить свое будущее (Ис 47.13; Иер 27.9).

зв`ездочки (Ис 3.18)—условный перевод. В других переводах: «головные повязки», «украшения» (см.).

зв`ери (зверь)—кроме обычного своего значения изображают: в Дан 7.3,5-7,11,12,17,19,23; 8.4; От 13—силу земных царств; в 1Кор 15.32—противников ап. Павла; в От 11.7; 17.3,7-8,11-13; 20.10—духов зла. (См. животные)

зверо`ядина (Лев 22.8)—растерзанное зверем.

Зеб`удда (дарованная) (4Ц 23.36)—дочь Федаии из Румы, мать Иоакима, царя иудейского.

Зев`адия (Иегова дал)—а) (1Пар 8.15)—аналог. Арад,б;

б) (1Пар 8.17)—один из сыновей (потомков) Елпаала из колена Вениаминова, глава одного из поколений, поселившихся в Иерусалиме;

в) (1Пар 12.7)—сын (потомок) Иерохама, один из воинов, пришедших к Давиду в Секелаг;

г) (1Пар 26.2)—левит, один из сыновей Мешелемии из рода Асафа, привратник;

д) (2Пар 17.8)—аналог. Адония,б;

е) (2Пар 19.11)—сын (потомок) Исмаила, князь из колена Иудина, судья при царе Иосафате по делам государственным;

ж) (Езд 8.8)—аналог. Евед.б;

з) (Езд 10.20)—аналог. Гедалия,б.

Зевед`ей (греческая форма еврейского имени Завдий или Зевадий—дар Иеговы) (Мф 4.21; 10.2; 20.20; 26.37; 27.56; Мк 1.19,20; 3.17; 10.35; Лк 5.10; Ин 21.2)—галилейский рыбак (как полагают, из Вифсаиды), отец Апостолов Иакова старшего и Иоанна. Судя по наличию работников и по знакомству Иоанна с домом первосвященника, семья занимала высокое положение.

Зев`ей (резня) (Суд 8.5-7,10,12,15,18,21; Пс 82.12)—один из мадиамских царей, пораженных Гедеоном.

Зев`ина (Езд 10.43)—аналог. Бенаия,б.

Зевс (Деян 14.12,13)—главный среди богов древних греков (у римлян—Юпитер), считавшийся отцом богов и людей. Этому божеству Антиох Епифан хотел принудить поклоняться евреев, поставив ему жертвенник в иерусалимском храме.

Зев`ул (обитание, жительство) (Суд 9.28,30,36,38,41)—начальник города Сихем при Авимелехе.

З`елфа (капля, капание) (Быт 29.24; 30.9,10,12; 35.26; 37.2; 46.18)—служанка Лии, жены Иакова, мать Гада и Асира.

Зем`ира (песня) (1Пар 7.8)—аналог. Авия,д.

землетряс`ение (3Ц 19.11,12; Ам 1.1; Зах 14.5; Мф 24.7; Мк 13.8; Лк 21.11; Деян 16.26)—одно из грозных проявлений всемогущества Божия. Землетрясение, упомянутое пророками Амосом и Захарией (о котором сообщает и историк Иосиф Флавий), произошло в 749 до РХ и было так сильно, что углубило долину, бывшую между вершинами Елеонской горы.

земл`я—в еврейском тексте употребляются два слова для обозначения этого понятия: «эрец» (суша, страна, участок земли для обработки и т.д.) и «адама» (прах, глина, то есть составные части земли, почвы). Выражение «(вся) земля» иногда означает все существующие (известные) земли или определенные части их (отдельные страны), но в большинстве мест—это Израильское (Иудейское) царство, земля народа Божия (см., например, Быт 28.14; Ис 51.16; Иол 2.1,21—ср. 1.2; 2.18). (См. народ)

земл`я горш`ечника (Мф 27.7,10)—см. Акелдама.

земл`я Х`амова (Пс 104.23,27; 105.22)—Египет, населенный потомками Хама.

Зер`ах (заря, восход)—а) (Быт 36.13,17; 1Пар 1.37)—один из сыновей (потомков) Рагуила, сына Исава, идумейский старейшина;

б) (Быт 36.33; 1Пар 1.44)—отец (предок) Иовава;

в) (1Пар 4.24)—см. Зара,б;

г) (1Пар 6.21,41)—аналог. Адаия,б.

Зер`ахия (Иегова явился, см. Азария)—а) (1Пар 6.6,51)—см. Захария,ф;

б) (Езд 8.4)—отец (предок) Эльегоеная.

З`ерешь (золото) (Есф 5.10.14; 6.13)—жена Амана, по совету которой было приготовлено дерево для Мардохея.

з`еркало (Иов 37.18; Иак 1.23; 2Кор 3.18)—в древности зеркалом служили полированные пластинки металла (обычно меди).

Зеф`ам (1Пар 23.8; 26.22)—левит из рода Гирсона, один из глав поколений левитов—см. схему ниже (в 1Пар 6.20,42 назван Зимма). (См. левиты, сын)

 

                                   Гирсон                                   (как в 1Пар 23.8)

 


                                   Лаедан

 

                                   Иехиил, Зефам, Иоиль

 

                                                           фактически

 

                                   Гирсон                                   (1Пар 15.7; 26.21-22)

 

                                   Лаедан

 

                                   Иахав (Иехиил)

 

                                   Зимма (Зефам), Иоиль

 


                                   Асаф                                      (современник Давида)

 

Зеф`ан (1Пар 7.10)—аналог. Ахишахар.

Зеф`ар (Есф 1.10)—аналог. Авагфа.

З`ехер (1Пар 8.31)—см. Захария,д.

Зив (волк) (Суд 7.25; 8.3; Пс 82.12)—один из князей мадиамских, пораженных Гедеоном.

з`иждить (Деян 4.11)—основывать, строить, создавать.

З`иза (плодородие)—а) (1Пар 4.37)—сын (потомок) Шифия, один из князей колена Симеонова во дни Езекии;

б) (1Пар 23.10,11)—аналог. Берия,г;

в) (2Пар 11.20)—аналог. Аттай.

Зил`от (греч. ревнитель) (Лк 6.15; Деян 1.13)—прозвище Апостола Симона, по-видимому, за его особую ревность или принадлежность в прошлом к секте зилотов (он же в Мф 10.4; Мк 3.18 назван Кананит, что имеет на еврейском языке то же значение). В Иудее во времена Христа существовала секта зилотов—особо фанатичных ревнителей закона, ни с чем не считавшихся, не признававших над собой никакой власти, кроме власти Бога, приведших в конце концов к уничтожению Иерусалима. К ним, возможно, принадлежали Галилеяне (см.) и судьи Стефана (Деян 6—7). (См. Симон,б)

З`имврия (антилопа) (Иер 25.25)—область, населенная, как полагают, потомками Зимрана (точное положение не известно).

З`имма (совет)—а) (1Пар 6.20,42)—см. Зефам;

б) (2Пар 29.12)—отец (предок) Иоаха.

З`имран (Быт 25.2; 1Пар 1.32)—один из сыновей Авраама от Хеттуры, родоначальник некоторых арабских племен. (См. Зимврия)

З`имри (антилопа)—а) (Чис 25.14)—сын (потомок) Салу, начальник в колене Симеоновом, открыто прелюбодействовавший с Хазвою (то есть поклонявшийся Фегору, см.) и за это убитый Финеесом. Он был, видимо, последний из тех (или один из последних), которые были исчислены у Синая и погибли во время странствования Израиля по пустыне;

б) (1Пар 2.6)—сын (потомок) Зары, сына Иуды, и отец Ахара (Ахана) (в 1Пар 2.7; 4.1 назван Харми, а в Нав 7.1,18—Хармий). (См. Махол)

З`ина (дар Зевса) (Тит 3.13)—по-видимому, спутник Аполлоса в миссионерском труде. Возможно, он был из язычников (судя по имени); в таком случае название «законник» может означать, что он был римским юристом.

Зиф—а) (Нав 15.24)—аналог. Адада;

б) (Нав 15.55; 1Ц 23.14,15,24; 26.2; 1Пар 2.42; 2Пар 11.8)—город и пустыня (мест­ность) вокруг него на юго-восток от Хеврона, где Давид скрывался от Саула и где он, по-видимому, написал Пс 53 (эта пустыня является частью Иудейской пустыни); (См. пустыня)

в) (3Ц 6.1,37; 1Пар 4.37)—второй месяц священного еврейского календаря и восьмой—гражданского (соответствует маю). В этом месяце Соломон начал строить храм Господу в Иерусалиме; (См. месяцы)

г) (1Пар 4.16)—аналог. Асареел.

З`ифа (1Пар 4.16)—аналог. Асареел.

Зиф`еи (1Ц 23.19; 26.1; Пс 53.2)—жители города Зиф, дважды доносившие Саулу о местопребывании Давида и предлагавшие свои услуги для его выдачи.

З`ихри (знаменитый)—а) (Исх 6.21)—один из сыновей Ицгара, сына Каафа, двоюродный брат Аарона и Моисея;

б) (1Пар 27.16)—отец (предок) Елиезера;

в) (2Пар 17.16)—отец (предок) Амасии;

г) (2Пар 23.1)—отец (предок) Елишафата;

д) (Неем 11.9)—отец (предок) Иоиля.

З`ихрий (знаменитый)—а) (1Пар 8.19)—аналог. Адаия,в;

б) (1Пар 8.23)—аналог. Авдон,в;

в) (1Пар 8.27)—аналог. Афалия,а;

г) (1Пар 9.15)—см. Завдий,г;

д) (1Пар 26.25)—левит, один из предков Шеломифа (см. Шеломиф,г);

е) (2Пар 28.7)—силач в войске ефремлян;

ж) (Неем 12.17)—аналог. Адна,в.

З`ия (страх) (1Пар 5.13)—аналог. Евер,б.

зло—результат неправедности, непослушания Богу, результат греха. Зло не было сотворено Богом и оно не существует изначально в мире (в творении) как нечто самостоятельное—оно творится человеком (Быт 8.21; Пр 11.27; 1Ин 5.19). Поэтому-то Писание и призывает человека отвращаться от зла и творить добро (Ам 5.14; Рим 12.9) и напоминает, что соблюдающий Божии заповеди не терпит зла (Ек 8.5). Зло—это как тень, которую создает непрозрачность человека к Божиему свету, а куда этот свет не попадает и тепло не проникает, возникает гниение и разложение (подобно как и в физическом мире). Бог сотворил человека способным избрать любой путь и путь непослушания для него не был закрыт (Быт 2.9). Человек был предупрежден, что его ждет в случае непослушания (Быт 2.16-17), однако, человек решил поступить посвоему...

злоч`естие (Иер 4.14)—нечестие, беззаконие, богопротивность.

змей (змий, зме`я)—ядовитое и коварное пресмыкающееся животное, особенно распространенное в жарких странах. Существует более 600 видов змей и многие из них очень ядовиты, поэтому все они страшны и для людей, и для животных. Диавол воспользовался хитростью этого животного (Быт 3.1), чтобы соблазнить Еву и поэтому он в Писании называется древним змием (От 12.9; 20.2). Мудрость змия достойна подражания только в сочетании с кротостью голубя (Мф 10.16). (См. Левиафан, сатана)

зн`амение—знак, видимое явление, данное Богом в подтверждение какого-либо Его слова или завета (Быт 9.12-13), чудо (Исх 4.8), небесное явление (Иер 10.2; Лк 21.11) (в Пс 73.4 должно быть «знамен»).

з`олото—известный с древнейших времен драгоценный металл, применявшийся для украшений и как эквивалент денег. Скиния и храм были внутри полностью отделаны и украшены золотом (Исх 25.11-18,24-31,38-39; 3Ц 6.20-22,28,30,32,35). Золото символизирует в Священном Писании высшую ценность, чистоту, силу и вечные качества (Ис 13.12; Плач 4.2). Золото было одним из даров волхвов родившемуся Иисусу (Мф 2.11), что символизировало, как полагают, признание его истинным Царем.

Зоровав`ель (рожденный в Вавилоне) (1Пар 3.19; Езд 2.2; 3.2,8; 4.2,3; 5.2; Неем 7.7; 12.1,47; Агг 1.1,12,14; 2.4,21,23; Зах 4.6,7,9; Мф 1.12,13; Лк 3.27)—сын Салафиила (Федаии) из колена Иудина, потомок Давида. Зоровавель (персидское имя—Шешбацар, см.) был назначен царем Киром правителем Иудеи и вернулся в Иерусалим в 536 г. до РХ. Он начал работы по восстановлению храма и способствовал восстановлению богослужений. Эти работы пришлось вскоре приостановить, но при царе Дарии 1 Гистаспе восстановление храма было завершено (520-516 гг. до РХ). Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.

Зохел`ет (змей) (3Ц 1.9)—камень или скала у источника Рогель в Енномовой долине на юг от Иерусалима.

Зох`еф (1Пар 4.20)—аналог. Бензохеф.

зр`елище (Деян 19.29,31)—театр или публичное место собраний, устраивавшееся во всех крупных городах того времени.

Зуз`имы (Быт 14.5)—см. Замзумимы.

зуй (Лев 11.19; Вт 14.18)—нечистая по закону птица, водящаяся в болотах (в других переводах: «аиста, цапли...»).


 

Hosted by uCoz<right -->