Чарльз Г.Сперджен

Малые проповеди 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

  1021

"Не оскорбляйте Святого Духа Божия"

Послание Ефесянам 4,30

Все, что имеет верующий, приходит к нему от Христа, но приходит исключительно через русло Духа благодати. Кроме того, поскольку все благословения изливаются на вас таким образом через Духа Святого, то также ничто благое не может изойти от вас в святом помышлении, благоговейном поклонении или милосердном поступке, будучи при этом отделено от освящающего воздействия этого же Духа. Даже если доброе семя посеяно в вас, все же оно остается спящим, если Он не производит в вас хотение и действие по Своему благоволению. Вы желаете свидетельствовать об Иисусе - но как вы смеете это делать, если языка вашего не коснется Дух Святой? Вы желаете молиться? Увы! Какое это пустое занятие, если Дух не ходатайствует за вас! Вы желаете победить грех? Вам хочется стать святым? Хочется быть похожим на вашего Господа? Вы желаете подняться к превосходным высотам духовности? Вы хотите уподобиться ангелам Божиим, исполненным пыла и ревностности ради дела Господня? Вы не сможете всего этого без Духа: "без Меня не можете делать ничего". О ветвь лозы, ты не можешь произвести плод, не имея сока! О дитя Божие, ты не имеешь в себе жизни, кроме той, что дает тебе Бог через Духа Своего! Так не будем же оскорблять Его или вызывать в Нем гнев грехом нашим. Не будем угашать Его в самом малейшем Его движении в душе нашей; будем лелеять всякий намек и пребывать в готовности повиноваться всякому побуждению. Если Дух Святой воистину так силен, не станем же ничего предпринимать без Него; не будем начинать какой бы то ни было проект, продолжать какое бы то ни было предприятие, оканчивать какие бы то ни были сделки, не испрося прежде Его благословения. Окажем же Ему должное почтение осознанием нашей совершенной немощи без Него, нашим упованием единственно на Него, и нашим вознесением молитвы Ему: "Отвори сердце мое и все существо мое для принятия Тебя, и поддерживай меня свободным Духом Твоим, когда я приму этот Дух во внутренность мою".

 

1022

"И служил Израиль за жену, и за жену стерег овец"

Книга пророка Осии 12,12

Во время спора с Лаваном Иаков следующим образом описал труд, который он совершал у него: "Вот, двадцать лет я был у тебя. Растерзанного зверем я не приносил тебе; это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало. Я томился днем от жара, а ночью от стужи; и сон мой убегал от глаз моих". Но еще более многотрудной, чем эта, была жизнь нашего Спасителя здесь на земле. Неусыпно стерег Он всех овец Своих, пока окончательным отчетом не прозвучали слова: "Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб". Голову Его покрывала роса, и кудри - ночная влага. Сон убегал от глаз Его, ибо всю ночь пребывал Он в молитве, борясь за народ Свой. В одну ночь Он молится за Петра - и вот тотчас уже другой нуждается в Его слезном заступничестве. Ни один сидящий под холодным небом и взирающий на звезды пастух не смог бы вымолвить столько жалоб на тяжесть труда своего, сколько, если бы захотел, мог поведать Иисус Христос о суровости служения Своего ради обретения Своей невесты.

"Полночный воздух, полный чар, познал Его молитвы жар;

пустыня помнит Его дух, и искушенье, и триумф".

Стоит подробно остановиться на духовной параллели к примеру Лавана, требовавшего от Иакова сохранности всех овец. Если овца оказывалась растерзанной зверем, Иаков должен был компенсировать убыток; если овца умирала, он должен был отвечать за полноту отары. И сходным образом разве труд Христа не был трудом Того, на Ком лежало поручительское обязательство привести каждого верующего целым и невредимым к Тому, Кто доверил их всех Его попечению? Взгляните на трудящегося Иакова и вы увидите образ Того, о Ком сказано: "Как пастырь Он будет пасти стадо Свое".

 

1023

"Общение с Ним"

Первое послание Иоанна 1,6

Когда мы верой соединились со Христом, мы вошли в такое совершенное общение, что соделались едины с Ним, а Его интересы и наши стали взаимными и тождественными. Мы имеем общение со Христом в Его любви. То, что любит Он, любим и мы. Он любит святых - и мы тоже. Он любит грешников - и мы тоже. Он любит этот несчастный погибающий род человеческий и жаждет увидеть, как пустыни на земле претворятся в сад Господень - и мы тоже. Мы имеем общение с Ним в Его желаниях. Он желает славы Божией - мы также трудимся для этого. Он желает, чтобы святые были с Ним там, где Он - и мы желаем быть с Ним там же. Он желает изгнать грех - вот, мы сражаемся под Его знаменем. Он желает, чтобы имя Отца Его было предметом любви и поклонения у всего творения Его - мы же молимся каждый день: "Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе". Мы имеем общение со Христом в Его страданиях. Нас не распинают на кресте, и мы не умираем ужасной смертью, но когда злословят Его, то злословят нас; и нам весьма приятно, когда нас порицают за Него, когда презирают за то, что мы следуем за Господом нашим, когда против нас весь мир. Ученик не должен быть выше Учителя своего. В меру наших возможностей мы сообщаемся с Ним в трудах Его, служа людям словом истины и делами любви. Наша пища и питие, как и у Него - творить волю Пославшего нас и завершить дело Его. Мы также имеем общение со Христом в радостях Его. Мы счастливы Его счастьем и ликуем Его ликованием. Вкушал ли ты когда-нибудь эту радость, верующий? Нет по эту сторону небес более чистого и более волнующего восторга, чем восторг от радости Христовой, исполнившейся в нас, чтобы радость наша была полной. Его слова ждет нас, чтобы сделать общение наше совершенным, ибо Церковь Его воссядет с Ним на Его престоле как возлюбленная невеста Его и царица.

 

1024

"Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов"

Книга пророка Исаии 33,21

Реки и широкие каналы дают земле плодородие и изобилие. Прибрежные полосы рек отличаются разнообразной растительностью и богатыми урожаями. Всем этим является для Своей Церкви Бог. Имея Бога, она имеет изобилие. Какую ее просьбу Он не удовлетворит? Какую ее нужду не восполнит? "И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств". Вы хотите хлеба жизни? Он, как манна, падает с неба. Вы хотите освежающих потоков? Скала следует за вами, и эта Скала - Христос. Если вы терпите нужду, то в этом виноваты вы сами; если вам тесно, то тесно не в Нем, а в сердцах ваших. Реки и широкие каналы предполагают также торговлю. Для нас наш славный Господь - это место небесного товарообмена. Через нашего Искупителя мы торгуем с прошлым: богатства Голгофы, сокровища завета, бесценные россыпи ветхих дней избрания, закрома вечности - все прибывает к нам по широкому каналу нашего милосердного Господа. Мы торгуем также и с будущим. Какие галеры, от груза осевшие в воду по самые борта, приходят к нам из тысячелетнего Царства! Какие образы райских дней на земле имеем мы перед собой! Через нашего славного Господа мы торгуем с ангелами; сообщаемся со светлыми духами, омытыми кровью, поющими пред престолом; и более того, мы имеем общение с Бесконечным. Реки и широкие каналы особо предназначены для реализации идеи безопасности. В старину реки были защитой. О возлюбленные, какой мощной защитой для Церкви Своей является Бог! Дьяволу никогда не преодолеть эту реку Божию. Как бы хотелось ему повернуть этот поток! Но не бойтесь, ибо Бог пребывает неизменно Тем же. Сатана старается, но он не в силах нас погубить; ни одно весельное судно не вторгнется к нам по реке, и не пройдет по ней ни один большой корабль.

 

1025

"Проповедыватъ пленным освобождение"

Евангелие Луки 4,18

Никто, кроме Иисуса, не может даровать пленным освобождение. Подлинная свобода приходит только от Него. Это свобода, пожалованная с полным на то правом, ибо Сын, Который есть Наследник всего, имеет право освобождать людей. Святые чтят справедливость Божию, обеспечивающую им теперь спасение. Это свобода, которая куплена дорогой ценой. Христос провозглашает ее Своей властью, но Он купил ее Своей Кровью. Он делает тебя свободным, но - ценою собственных уз. Ты идешь налегке, потому что Он понес бремя твое за тебя; ты выпущен на свободу, потому что Он пострадал вместо тебя. Но хотя свобода куплена дорогой ценой, Он дает ее даром. Иисус не требует от нас никакой готовности для получения свободы. Он находит нас сидящими на пепле во вретище и приглашает облечься в прекрасный наряд свободы; Он спасает нас такими, какие мы есть, без всякой нашей помощи или заслуги. Когда Иисус освобождает, свобода даруется навеки; никакие цепи не смогут связать нас снова. Стоит Господу сказать мне: "Пленник, Я освободил тебя", и я уже навеки свободен. Сатана может замышлять наше порабощение, но если Господь за нас, то кого нам бояться? Мир своими искушениями может пытаться уловить нас, но Тот, Кто за нас, сильнее всех тех, кто против нас. Козни наших лукавых сердец могут изматывать и раздражать нас, но Тот, Кто начал в нас доброе дело, продолжит и завершит его до конца. Враги Бога и недруги человека могут собрать свои воинства воедино и выступить против нас с удвоенной яростью, но если Бог оправдывает, кто осудит? Орел, взмывающий к своему горному гнезду и парящий в облаках, не более свободен, чем душа, которую избавил Христос. Если мы уже не под законом, но свободны от его проклятия, пусть же свобода наша действенно проявится в нашем служении Богу, полном благодарности и восторга. "О Господи! Я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои". "Господи! что повелишь мне делать?"

 

1026

"Все, что может рука твоя делать, по силам делай"

Книга Екклесиаста 9,10

"Все, что может рука твоя делать", относится к тем делам, которые реально выполнимы. Есть многое, что может делать сердце наше, но что сами мы никогда не сделаем. Хорошо, когда сердце расположено к труду, но если мы хотим быть по-настоящему полезными, мы не должны довольствоваться одними сердечными намерениями и разговорами о них; мы должны практически осуществлять "все, что может рука наша делать". Одно доброе дело дороже тысячи блестящих теорий. Не будем ждать, пока откроются широкие возможности или появится какая-нибудь особенная работа для нас, но будем день за днем делать именно то, что мы "можем делать". У нас нет другого времени для этого. Прошлое ушло, будущее еще не наступило; у нас никогда не будет иного времени, кроме настоящего. Поэтому не ждите, пока опыт ваш достигнет зрелости, чтобы вам начать свое служение Богу. Старайтесь приносить плод сейчас. Служите Богу сейчас, но смотрите внимательно, как вы совершаете то, что вы можете делать: "по силам делайте". Делайте это быстро; не тратьте попусту ваше время на размышления о том, что вы намерены сделать завтра, как будто это сможет компенсировать ваше безделье сегодня. Никому никогда не удавалось послужить Богу завтрашними делами. Если мы славим Христа и получаем благословения, то это за то, что мы делаем сегодня. Чтобы вы ни делали ради Христа, вкладывайте в это всю вашу душу. Не стоит одарять Христа незначительным небрежным трудом, совершаемым от случая к случаю; но когда вы все-таки служите Ему, то служите всем сердцем, всей душой и всей крепостью вашей.

Но в чем заключается сила христианина? Она не в нем, ибо он сам есть совершенная немощь. Сила его заключена в Господе Саваофе. Так будем же искать помощи Его; будем действовать молитвой и верой, и когда мы сделаем то, "что может рука наша делать", будем ждать от Господа Его благословений. Все, что будет сделано нами именно так, будет сделано хорошо и не останется бесплодным.

 

1027

"Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним"

Книга пророка Захарии 3,1

Иисусе Навине, великом иерее, мы видим образ каждого в отдельности чада Божиего, который стал близок Кровию Христовой, наставлен в святом богослужении и допущен входить за завесу. Иисус сделал нас священниками и царями Богу, и уже здесь на земле мы несем священство освященной жизни и благоговейного служения. Но об этом великом иерее говорится, как о "стоящем перед Ангелом Господним", т.е. стоящем для служения. Это именно то положение, в котором должен постоянно находиться каждый истинно верующий. В каждом месте теперь храм Божий, и в своих повседневных занятиях люди Господни могут служить Богу так же истинно, как и в доме Его. Они всегда должны "служить", принося духовную жертву молитвы и славословия и представляя самих себя в "жертву живую". Но обратите внимание, где именно Иисус Навин стоит для служения: перед Ангелом Иеговы. Только благодаря посреднику мы, жалкие порочные создания, можем когда-либо стать священниками Богу. Я представляю все, что у меня есть, посланнику, Ангелу завета, Господу Иисусу; и благодаря Ему молитвы мои, завернутые в Его молитвы, находят у Бога благоволение; мои славословия становятся благоуханными, сплетаясь с пучками мирры, алоя и касии из сада Христова. Если я ничего не могу принести Ему, кроме слез, Он поместит их вместе со Своими слезами в Свой сосуд, ибо когда-то и Он плакал; если я ничего не могу принести Ему, кроме вздохов и стонов, Он примет их как благоугодную жертву, ибо когда-то и Он сокрушался сердцем и смертельно скорбел душой. Я сам, стоя в Нем, облагодатствован в Возлюбленном; и все мои злые дела, хотя сами по себе они вызывают на небесах всего лишь отвращение, настолько хорошо приняты, что Бог обоняет их приятное благоухание. Он удовлетворен, а я благословлен. Смотрите же на положение христианина - "иерея, - стоящего - пред Ангелом Господним".

 

1028

"Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине"

Третье послание Иоанна 3

Истина была в Гае, и Гай ходил в истине. Если бы не было первого, второе никогда бы не произошло; и если бы о Гае нельзя было сказать второго, то первое было бы обыкновенным притворством. Истина должна войти в душу, насквозь пронзить и пропитать ее, иначе от нее нет никакого проку. Учения, воспринятые как положения вероисповедания, подобны хлебу в руке, не дающему телу никакого питания; но учение, воспринятое сердцем - это, воистину, переваренная пища, которая, будучи усвоена, поддерживает и строит тело. Истина в нас должна быть живой силой, деятельной энергией, вселившейся в нас реальностью, неотъемлемой частью самой сути нашего естества. Если она в нас, то мы, следовательно, не можем расстаться с ней. Человек может потерять свою одежду или конечности, но его внутренние органы являются жизненно важными и не могут быть исторгнуты из тела без того, чтобы не повлечь за собой полную потерю жизни. Христианин может умереть, но он не может отречься от истины. Закон природы таков, что внутреннее определяет внешнее, как свет, что через стекло исходит из глубины фонаря; поэтому, когда истина зажжена внутри, сияние ее скоро проявится во внешней жизни и благочестии. Известно, что пища некоторых шелкопрядов влияет на окраску коконов, которые они образуют; и так же питание, которым живет внутренняя жизнь человека, окрашивает каждое слово и дело, исходящие из него. Ходить в истине означает жить в непорочности, святости, верности и искренности, это - естественное следствие тех принципов истины, которым учит Евангелие и которые Дух Святой дает нам возможность принять. Мы можем судить о тайнах души по их проявлению в словах человеческих. Пусть же сегодня, о милосердный Дух, мы будем направляемы и управляемы Твоей божественной властью, так чтобы ничто лживое и грешное не царило в сердцах наших и не оказывало своего тлетворного влияния на наше повседневное хождение среди людей.

 

1029

"Не ходи переносчиком в народе твоем... Обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха"

Левит 19,16-17

Распространение сплетен источает яд тройного действия, ибо он поражает сплетника, слушателя сплетен и того, о ком сплетничают. Независимо от того, правдивы или лживы слухи, данное установление Слова Божия запрещает нам распространять их. Репутация каждого из людей Господних должна быть весьма дорогой в наших глазах, и нам следует считать позорной любую помощь дьяволу в его попытках опорочить Церковь и имя Господне. Некоторым языкам скорее нужна узда, чем шпора. Многие гордятся тем, что унижают своих братьев, как будто этим они возвышают самих себя. Мудрые сыновья Ноя прикрыли одеждой наготу своего отца, а тот, кто предал ее огласке, заслужил ужасное проклятие. Возможно, нам самим в один из мрачных дней понадобится терпимость и молчание со стороны братьев наших, так давайте с радостью проявим эти же качества тем, кто нуждается в них сейчас. Пусть это будет нашим семейным правилом и нашей личной обязанностью: НИКОГО НЕ ЗЛОСЛОВИТЬ.

Святой Дух, однако, позволяет нам порицать грех и предписывает, каким образом мы должны это делать. Это должно совершаться путем обличения нашего брата перед его лицом, а не поношением за его спиной. Такой подход отличается мужественностью, братолюбием, верностью Христу и при наличии благословения Божия окажется полезным и действенным. Этому противится плоть? Тогда мы должны сильнее воззвать к нашей совести и заставить себя поступить так, чтобы из-за нашей терпимости к греху товарища мы сами не стали соучастниками в его грехе Сотни людей были удержаны от великих грехов благодаря своевременным, мудрым и любящим предостережениям со стороны верных пасторов и братьев. Наш Господь Иисус оставил нам благословенный пример того, как вести себя с заблуждающимися товарищами: в Своем вразумлении, данном Петру, в молитве, которой Он предварил это вразумление, и в той кротости, с которой Он отреагировал на хвастливый протест Петра, что он-де не нуждается в таком предостережении.

.

1030

"И сказал Амасия человеку Божию: что же делать со ста талантами, которые я отдал войску Израильскому? И сказал человек Божий: может Господь дать тебе более того"

Вторая Книга Паралипоменон 25,9

Как видно, этот вопрос был весьма важным для царя Иудеи; и возможно, еще больший вес обретает он для искушаемого и испытуемого христианина. Потеря денег никогда не бывает приятной, и когда принцип требует именно этого, то плоть не всегда готова принести такую жертву. "Зачем терять то, что может еще пригодиться? Не слишком ли дорого обходится истина? Как мы проживем без денег? Подумай о детях и о нашем небольшом доходе!" Все это и еще тысяча других обстоятельств могут заставить христианина приложить свою руку к извлечению неправедного дохода или, наоборот, сдержаться от совершения вытекающих из его убеждений поступков, когда они связаны с серьезными денежными тратами. Не все люди способны рассматривать эти вопросы в свете веры; и даже для последователей Иисуса принцип "нам тоже надо жить" имеет достаточно большое значение.

Может Господь дать тебе более того - это весьма удовлетворительный ответ на этот беспокойный вопрос. Наш Отец держит казну в Своей руке, и все, что мы теряем ради Него, Он в состоянии возвратить нам в тысячекратном размере. Наш долг - повиноваться Его воле, и мы можем быть уверены, что Он позаботится о нас. К последнему дню Господь ни перед кем не останется в долгу. Святые знают, что крупица душевного покоя стоит дороже тонны золота. Тот, у кого под изношенным пальто чистая совесть, обрел духовное богатство, намного более желанное, чем все то, что он потерял. Улыбка Божия и темница - в высшей степени приемлемы для истинно верующего сердца; нахмуренное же чело Бога и самый роскошный дворец были бы адом для благодатного духа. Даже если случится самое худшее, даже если пропадут все наши таланты, мы не потеряем наше сокровище, ибо оно на небесах, там, где Христос восседает одесную Бога. Между тем уже сейчас Господь дает кротким наследовать землю и ни единого блага не удержит от тех, кто ходит праведно.

.

1031

"Лето и зиму Ты учредил"

Псалтирь 73,17

Богом своим начни, душа моя, этот зимний месяц. Холодные снега и пронизывающие ветры напоминают тебе о том, что Он денно и нощно хранит завет Свой, и они также заверяют тебя, что Он сохранит и тот славный завет, который заключил с тобой в лице Христа Иисуса. Тот, Кто остается верен Своему Слову посреди всех перемен этого жалкого, оскверненного грехом мира, не будет неверным в Своих отношениях со Своим возлюбленным Сыном.

Зима в душе - отнюдь не отрадная пора, и если она наступила именно сейчас, то окажется весьма болезненной для тебя; но есть одно утешение: оно в том, что Господь учреждает ее. Он посылает суровые порывы бедствия, чтобы погубить бутоны надежды; Он, как пеплом, осыпает морозным инеем когда-то зеленевшие луга нашей радости; Он разбрасывает Свой лед, как кристаллы, которые замораживают потоки нашего ликования. Все это делает Он, великий Снежный Царь, управляющий уделами снегов и морозов, и потому ты не имеешь права роптать. Утраты, крест, горе, болезнь, нищета и тысяча других зол посылаются Господом и приходят к нам по Его мудрому определению. Морозы уничтожают вредных насекомых и ставят предел разбушевавшимся эпидемиям; они бороздят и вспахивают землю и смягчают душу. О, если бы за нашими зимами скорбей всегда следовали такие благодатные результаты!

Как дорог нам огонь именно сейчас! Как приятно его ободряющее тепло! Будем же точно так дорожить Господом, Который есть источник тепла и утешения во всякое время бедствия. Приблизимся к Нему, и в Нем, веруя, обретем радость и мир. Завернемся в теплые одежды Его обетовании и отправимся на труд, соответствующий сезону, ибо было бы пагубным уподобляться ленивцу, не желающему пахать из-за холода; ибо летом он будет просить подаяние и не иметь ничего. (Прит. 20:4).

 

1032

"Вся ты прекрасна, возлюбленная моя"

Песни Песней 4,7

Весьма удивительно восхищение Господа Своей Церковью, а описание Им ее красоты исполнено чрезвычайной пылкости. Она не просто прекрасна, но "вся прекрасна". Он видит ее в Себе, омытой Его искупающей грех Кровью и облеченной в Его достославную праведность, и Он считает, что она полна красоты и привлекательности. И это не удивительно, поскольку Он восхищается именно Своим собственным совершенным превосходством; ибо святость, слава и совершенство Церкви Его - это Его славные одеяния, наброшенные на плечи Его возлюбленной невесты. Она не просто чиста или изящно сложена; она в полном смысле любезна и прекрасна! У нее действительные достоинства! Уродство греха удалено от нее; и более того, через Господа она обрела достославную праведность, благодаря которой пожалована ей подлинная красота. Верующие имеют безусловную праведность, которая даруется им, когда они становятся "облагодатствованными в Возлюбленном" (Еф.1:6). Церковь не просто любезна, но она в высшей степени такова. Ее Господь величает ее "прекраснейшей из женщин". У нее истинное достоинство и величие, с которыми не могут соперничать вся знать и все королевские сословия мира. Если бы Иисус мог обменять Свою избранную невесту на всех королев и императриц земли или даже на ангелов небесных, Он не захотел бы этого сделать, ибо она для Него первая и наилучшая - "прекраснейшая из женщин". Как луна, затмевает она звезды. И Он не стыдится Своего мнения о ней, ибо приглашает всех людей услышать его. Он предваряет слова Свои восклицанием "о!", особым образом привлекая и удерживая внимание. "О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!" (Песн.4:1). Свое мнение о ней Он широко возвещает уже сейчас, но однажды Он провозгласит эту истину с престола славы Своей перед собором всей вселенной. "Придите, благословенные Отца Моего" (Мф.25:34) - таково будет Его торжественное признание любезности (т.е. привлекательности, очарования и т.п. - Прим. пер.) избранных Его.

.

1033

"И пятна нет на тебе"

Песни Песней 4,7

Провозгласив Свою Церковь в буквальном смысле Церковью, исполненной красоты, Господь наш подтверждает Свое славословие многоценным отрицанием: "И пятна нет на тебе". Жених, будто подумав, что придирчивый мир посчитает, что Он упомянул только ее прекрасные черты и намеренно умолчал о тех, которые безобразны или осквернены, подводит всему итог, объявляя ее целиком и полностью прекрасной и не имеющей ни единого пятна. Пятно можно легко удалить, это - самое незначительное из того, что может повредить красоте, но даже от этого мелкого изъяна верующий избавлен в глазах своего Господа. Если бы Он сказал, что нет отвратительного шрама, ужасного уродства, страшной язвы, мы и тогда бы удивились; но когда Он свидетельствует, что в ней нет ни малейшего пятна, то сами собой исключаются все остальные формы скверны и глубина нашего изумления возрастает. Если бы Он всего лишь пообещал немедленно удалить все пятна, у нас уже была бы причина для бесконечной радости; но когда Он говорит об этом, как об уже совершенном факте, то кто может сдержаться от глубочайших чувств удовлетворенности и восторга? О душа моя, вот тук и елей для тебя; ешь вволю и насыщайся царскими яствами.

Христос не ссорится со Своей невестой. Она часто удаляется от Него и оскорбляет Его Святой Дух, но Он не позволяет ее проступкам влиять на Его любовь. Иногда Он укоряет ее, но всегда в самой мягкой форме и с самыми добрыми намерениями: она и тогда для Него "моя возлюбленная". Никаких напоминаний о наших безрассудствах: Он не держит на нас зла, но прощает и любит нас после нашего преткновения так же, как и до него. Благо нам, что это так, ибо, если бы Иисус был таким же злопамятным, как и мы, как бы Он мог общаться с нами? Много раз верующий обижается на Господа за какую-нибудь мелкую неурядицу в судьбе, но наш драгоценный Супруг слишком хорошо знает наши глупые сердца, чтобы обижаться на нас за наши скверные привычки.

 

1034

"У Меня много людей в этом городе"

Деяния 18,10

Великим стимулом для совершения благого труда должно быть то, что среди самых отъявленных нечестивцев, самых мерзких развратников, самых разнузданных дебоширов и пьяниц у Бога есть избранный народ, который должен получить спасение. Когда вы несете им Слово, вы делаете это потому, что Бог определил вас быть вестниками жизни для их душ, и они должны принять его, ибо об этом гласит Божий декрет о предопределении. Они в той же мере искуплены Кровью, как и святые пред вечным престолом. Они - собственность Христа, хотя, возможно, они - завсегдатаи пивной и ненавистники святости; но если Иисус Христос искупил их, то Он их получит. Бог верен и не забудет цену, которую уплатил Его Сын. Он не допустит, чтобы заместительная жертва превратилась в нечто бездейственное и мертвое. Десятки тысяч искупленных все еще не возрождены, но они должны стать возрожденными; и в этом наше утешение, когда мы идем к ним с животворящим Словом Божиим.

Более того, Христос молится за этих безбожников перед престолом. "Не о них же только молю, - говорит великий Заступник, - но и о верующих в Меня по слову их". Несчастные невежественные души, они ничего не знают о молитве за себя, но Иисус молится за них. Их имена - на Его наперснике, и скоро они обязательно преклонят свои упрямые колени, издавая покаянный вздох перед престолом благодати. "Еще не время собирания смокв". Назначенный час еще не пробил; но когда он придет, они покорятся, ибо Бог обретет Свое; они должны - ибо Духу невозможно противостоять, когда Он приходит в полноте силы - они должны стать послушными рабами Бога живого. "В день силы Моей народ Мой готов". "Он оправдает многих". "На подвиг души своей Он будет смотреть". "Посему Я дал Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу".

.

1035

"Просите, и дано будет вам"

Евангелие Матфея 7,7

Мы знаем об одном месте, до сих пор существующем в Англии, где каждому прохожему, если он попросит, окажут благотворительную помощь. Кто бы ни был этот человек, стоит ему только постучать в дверь Приюта Святого Креста, как его тут же накормят. Иисус Христос настолько любит грешников, что построил такой же Приют Святого Креста, так что, когда грешник голоден, он должен только постучать, и нужды его будут восполнены. Более того, Господь сделал нечто большее: Он установил в этом Приюте Святого Креста ванную; и если душа черна и порочна, ей нужно всего лишь пойти туда и омыться. Источник всегда полон, всегда действенен. Ни один грешник, входивший в него, не оставался после с неотмытыми пятнами. Все грехи, что были красны и багряны, исчезали без следа, и грешник становился белее снега. Но и это еще не все: Приют Святого Креста оборудован гардеробом, и грешник, просящий просто как грешник, может одеться с ног до головы; а если он пожелает стать воином, то получит не просто обычный костюм, но доспехи, которые укроют его с головы до пят. Если он попросит меч, то получит и его, а также и щит. Ему не откажут ни в чем, что может послужить ему во благо. Для расходов у него будут деньги, которых хватит на всю его жизнь, и он получит вечное наследие славного сокровища, когда войдет в радость Господа своего. Если все это можно получить, просто постучав в дверь милосердия, о душа моя, стучи же в это утро изо всех сил и проси великого у твоего щедрого Господа. Не отходи от престола благодати, пока все твои нужды не будут разложены перед Господом, и пока верой ты не получишь утешительное заверение, что все они будут восполнены. Никакая робость не должна иметь место, когда Иисус приглашает. Никакое неверие не должно препятствовать, когда Иисус обещает. Никакая черствость сердца не должна сдерживать, когда можно обрести такие благословения.

.

1036

"Каков небесный, таковы и небесные"

Первое послание Kopинфянам 15,48

Голова и члены имеют одну природу и совсем не похожи на тот чудовищный образ, который Навуходоносор увидел во сне. Голова была из чистого золота, но чрево и бедра были медные, голени железные, а ноги частью железные, частью глиняные. Таинственное тело Христа не является таким абсурдным сочетанием противоположностей; члены были смертны, и поэтому Христос умер; прославленная голова - бессмертна, и поэтому тело тоже бессмертно, так как сказано: "Ибо Я живу, и вы будете жить". Какова наша любящая Голова, таково и тело, и каждый член в отдельности. Избрана Голова - избраны и члены; облагодатствована Голова - облагодатствованы и члены; жива Голова - живы и члены. Если голова из чистого золота, то все части тела тоже из чистого золота. Таким образом, существует двойное единство природы, и оно есть основание для более тесного общения. Остановись здесь, благочестивый читатель, и скажи: можешь ли ты без восторженного изумления взирать на безграничное снисхождение Сына Божиего, превознесшего таким образом твое убожество в благословенный союз с Его славой? Ты так ничтожен, что, помня о своей смертности, вправе сказать тлению: "Ты - отец мой" и червю: "Ты - сестра моя", и однако во Христе ты так прославлен, что вправе сказать Всемогущему: "Авва, Отче" и Воплощенному Богу: "Ты - Брат мой и Супруг мой". Воистину, если принадлежность к древнему и знатному роду дает людям повод высоко думать о себе, то мы поэтому должны гордиться более всех. Пусть же самый жалкий и самый презренный верующий ухватится за эту возможность; пусть бездумная леность не помешает ему проследить свое родословие, и пусть не допустит он, чтобы безрассудное пристрастие к нынешней суете заполонило его мысли, исключая из них эту высокую, эту божественную честь - быть единым со Христом.

.

1037

"И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог"

Первое послание Kopинфянам 1,28

Пройдите по улицам при лунном свете (если вам хватит смелости), и вы увидите грешников. Пободрствуйте, когда ночь темна, завывает ветер, а в двери скрежещет отмычка, и вы увидите грешников. Зайдите вон в ту тюрьму, посетите камеры и посмотрите на людей с тяжелыми насупленными взглядами, на тех, кого вам не хотелось бы повстречать ночью; это - грешники. Сходите в исправительную колонию и посмотрите на тех, кто предал себя необузданной юношеской развращенности, и вы увидите там грешников. Переплывите море, туда, где человек гложет кость с дымящейся человеческой плотью на ней; и это - грешник. Пойдите в любую сторону, вам не нужно обыскивать землю, чтобы найти грешников, ибо они обычное явление; их можно встретить на каждом переулке и улице каждого города, в каждой деревне, в каждом доме. Именно за таких умер Иисус. Если вы укажете мне на самого закосневшего из рода человеческого, если только он рожден женщиной, я не посчитаю его безнадежным, потому что Иисус Христос пришел взыскать и спасти грешников. Избирающая любовь выбрала некоторых из самых худших, чтобы сделать их самыми лучшими. Гальку ручья благодать превращает в драгоценные камни для царского венца. Ничтожный шлак Он превращает в чистое золото. Искупающая любовь отделила многих из самых порочных представителей человечества для того, чтобы они стали наградой Спасителю за Его муки. Действенная благодать призывает многих из самых презренных сесть за стол милосердия, и потому не будем отчаиваться.

Читатель, этой любовью, взирающей из затуманенных слезами глаз Иисуса, этой любовью, струящейся из кровоточащих ран Его, этой верной любовью, этой сильной любовью, этой чистой, бескорыстной и непреходящей любовью, сердцем и душой сострадания Спасителя нашего, мы умоляем тебя не отворачиваться, как будто это тебе ни к чему; но уверуй в Него и - спасешься. Доверь Ему душу свою, и Он приведет тебя к месту, находящемуся одесную Его Отца в вечной славе.

 

1038

"У тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны"

Откровение 3,4

Можно считать, что это относится к оправданию. "Будут ходить в белых одеждах" - то есть, будут постоянно сознавать, что они оправданы верой; будут понимать, что им вменена праведность Христа, что все они омыты и соделаны белее свежевыпавшего снега. Это также относится к радости и веселью, ибо белые одеяния были праздничной одеждой у иудеев. У тех, кто не осквернил одежд своих, всегда будут сияющие лица; они поймут, что имел в виду Соломон, говоря: "Итак, иди, ешь с веселием хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим". Тот, к кому благоволит Бог, будет носить белые одежды радости и веселья, так как он пребывает в отрадном общении с Господом Иисусом. Откуда же столько сомнений, столько страданий и печали? Из-за того, что многие верующие оскверняют свои одежды грехом и заблуждением и потому теряют радость спасения своего, так же как и утешительное общение с Господом Иисусом; они не ходят здесь на земле в белых одеждах.

Обетование также относится к хождению в белых одеждах пред престолом Божиим. Те, кто не осквернили одежд своих здесь, будут, без всякого сомнения, ходить в белом там, где сонмы, облеченные в белое, воспевают вечные славословия Всевышнему. Они обретут радости непостижимые, счастье, превосходящее всякую мечту, блаженство, недоступное воображению, благословенность, которой не достигало даже самое смелое желание. "Непорочные в пути" получат все это - не по заслуге, не по делам, но по благодати. Они будут ходить со Христом в белых одеждах, ибо Он сделал их "достойными". В сладостном с Ним единении они будут пить из источника воды живой.

.

1039

"И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас"

Книга пророка Исаии 30,18

Бог часто МЕДЛИТ С ОТВЕТОМ НА МОЛИТВУ. В Священном Писании есть несколько примеров этому. До самого рассвета не получал Иаков благословения от Ангела - ему пришлось бороться за него всю ночь. Долгое время добивалась ответа на свою просьбу бедная Сирофиникиянка. Павел трижды молил Господа, чтобы "жало в плоти" было удалено от него, но получил не заверение, что оно будет удалено, а обещание, что ему довольно будет благодати Божией. Если вы стучитесь во врата милосердия и до сих пор не получили ответа, я скажу вам, почему могущественный Творец не открыл вам дверь и не впустил вас. У нашего Отца есть свои особые причины для того, чтобы заставлять нас ждать. Иногда это делается для демонстрации Его власти и Его суверенности, дабы люди знали, что Иегова имеет право давать и отказывать. Но чаще всего промедление предназначается для нашей же пользы. Возможно, тебя держат в ожидании для того, чтобы желания твои стали более горячими. Бог знает, что промедление оживляет и усиливает желание, и что, если Он заставляет тебя ждать, ты сможешь яснее осознать свою нужду и просить с большей силой, и что милость станет для тебя намного более ценной из-за того, что она так долго не приходила. Возможно также, что в тебе есть нечто неблагополучное, то, что должно быть удалено, прежде чем тебе будет дарована радость Господня. Может быть, ты не совсем правильно понимаешь смысл Евангелия или в некоторой степени полагаешься на самого себя вместо того, чтобы искренне и всецело уповать на Господа Иисуса. Или же Бог заставляет тебя некоторое время ждать, чтобы в конце концов с большей полнотой явить тебе богатство Своей благодати. Все твои молитвы хранятся на небесах, и если на них нет сиюминутного ответа, то они конечно же не забыты, но в скором времени будут исполнены к твоему удовлетворению и восторгу. Пусть же отчаяние не делает тебя безмолвным, но постоянно пребывай в прилежном молении.

 

1040

"И так всегда с Господом будем"

Первое послание Фессалоникийцам 4,17

Даже самые отрадные посещения нас Христом - как они коротки и как преходящи! Какое-то мгновение глаза наши видят Его, и мы радуемся радостью неизреченной и полной славы, но в следующий миг мы уже не видим Его, ибо наш Возлюбленный удаляется от нас, как серна или молодой олень, Он скрывается за разделяющими нас горами, Он ушел в землю благовоний и уже не пасет между лилиями.

"Хоть сегодня восклицаю,
счастлив "Он меня простил!",
завтра вдруг изнемогаю,
съеденный упадком сил "

О, как сладко ожидать то время, когда мы будем зреть Его не на расстоянии, но увидим Его лицом к лицу; когда Он не будет как путник, остановившийся на одну ночь, но навечно укроет нас на лоне славы Своей. Еще некоторое время мы не увидим Его, но

"Глаза наши мильоны лет
красоты будут созерцать
Спасителя, предвечный Свет
обнимет нас как мать!"

На небесах нам не помешают ни грех, ни заботы; никакие слезы не затуманят наши глаза; никакие земные дела не отвлекут наши блаженные мысли; ничто не будет мешать нам постоянно взирать на Солнце Правды глазами, не знающими усталости. О, если так отрадно видеть Его время от времени, то как отрадно будет лицезреть этот благословенный Лик целую вечность, зная, что ни одно облако никогда не разделит нас, и что нам никогда не придется отводить от Него взор, чтобы смотреть на мир горестей и забот! Когда же настанет твой рассвет, о благословенный день? Взойди, о незаходящее Солнце! Чувственные радости пусть покидают нас, когда только захотят, ибо Ты будешь их великолепной заменой. Если умереть означает войти в непрерывное общение с Иисусом, то смерть - это воистину приобретение, и, значит, ее черная капля будет поглощена морем победы.

 

1041

"Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие"

Первое послание Фессалоникийцам 5,24

Небеса - это место, где мы уже никогда не будем грешить; где перестанем все время остерегаться неотступного врага, потому что не будет там искусителя, расстилающего сеть ногам нашим. Там нечестивые прекращают свои волнения, а труждающиеся обретают покой. Небеса - это "наследство чистое", страна совершенной святости и потому - полной безопасности. Но разве уже на земле не вкушают святые время от времени радости блаженной безопасности? Учение Слова Божиего гласит, что все, кто пребывает в единении с Агнцем, надежно защищены, что все праведные будут держаться пути своего; что предавшие души свои Христу найдут в Нем Хранителя верного и неизменного. Укрепленные этим учением, мы можем уже на земле наслаждаться безопасностью; не той высокой и славной безопасностью, которая избавляет нас от всякого промаха, но той святой безопасностью, которая исходит от обещания Иисуса, что никто из верующих в Него не погибнет, но будет с Ним там, где Он. Верующий, будем же почаще с радостью размышлять над учением о неотступности святых и славить верность нашего Бога святым доверием к Нему.

Пусть же Бог вернет тебе чувство твоей безопасности во Христе Иисусе! Пусть Он заверит тебя в том, что имя твое начертано на ладони Его, и шепнет тебе на ухо обетование: "Не бойся, Я с тобою". Смотри же на Него, великого Поручителя завета, как на истинного и верного, и потому вынужденного и обязанного представить тебя, самого немощного из семьи, вместе со всеми избранными пред престолом Божиим; и в таком отрадном созерцании ты будешь пить сок ароматного вина гранатовых яблок Господних и вкушать изысканные плоды рая. У тебя появится предвкушение тех радостей, которые восхищают души совершенных святых на небесах, если ты сможешь уверовать непоколебимой верой, что "верен Призывающий вас, Который и совершит сие".

 

1042

"Пути Его вечные"

Книга пророка Аввакума 3,6

То, что Он совершил однажды, Он совершит снова. Пути человека изменчивы, пути же Бога - вечны. У этой в высшей степени утешительной истины есть много оснований. Вот некоторые из них: пути Господни - это итог мудрых помышлений; Он определяет все по изволению воли Своей. Поступок человека - это часто поспешный результат его страсти или страха, и за ним следуют сожаление и перемена; но Всемогущего ничто не может захватить врасплох, и ничто не может произойти иначе, чем Он предусмотрел. Пути Его - это проявление Его неизменной сущности, и в них можно ясно увидеть все постоянные, непреложные атрибуты Божий. Если только Сам Предвечный не подвергнется изменению, пути Его, которые есть Он Сам в действии, будут вечно оставаться теми же. Если Он вечно справедлив, благ, верен, мудр и милосерд, то пути Его всегда должны отличаться этими же совершенствами. Поступки людей определяются их характером: когда изменяется характер, изменяется также и поведение; но так как в Боге нет и тени перемены, то пути Его пребывают вечно неизменными. Кроме того, нет такой внешней силы, которая могла бы обратить божественные пути вспять, так как они - воплощение неодолимого могущества. Как сказал пророк, земля рассекается потоками, трепещут горы, высоко поднимает свои руки бездна, и останавливаются на своем месте солнце и луна, когда Иегова выступает для спасения народа Своего. Кто может противиться руке Его? и кто скажет Ему: "Что Ты делаешь?" Но не только могуществом обеспечивается постоянство; пути Божий - это проявление вечных законов правды, и потому они никогда не смогут прейти. Неправда порождает тление и влечет за собой погибель, но истина и добро заключают в себе жизненность, над которой не властны века.

С уверенностью же пойдем в это утро к небесному Отцу нашему, помня, что Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же, и Господь в Нем всегда милостив к народу Своему.

.

1043

"А соли без обозначения количества"

Книга Ездры 7,22

Соль использовалась в каждом жертвоприношении Господу, совершаемом посредством огня, и благодаря своим защитным и очищающим свойствам представляла собой благодарственный символ божественной благодати, пребывающей в душе человеческой. Для нас примечателен тот факт, что Артаксеркс, повелев выдать священнику Ездре соль, не установил предела ее количеству, и мы можем быть совершенно уверены, что, когда Царь царей распределяет среди Своего царственного священства благодать, то ее доля не ограничена Им. Часто бывает, что нам тесно в нас самих, но никогда - в Господе. Тот, кто хочет собрать много манны, убедится, что может иметь ее столько, сколько захочет. В Иерусалиме не бывает такого голода, чтобы жителям пришлось есть хлеб весом и воду пить мерою. Но некоторые вещи в хозяйстве благодати все же отмеряются: например, наши уксус и желчь отпускаются нам с такой точностью, что у нас никогда не бывает лишней капли, но для соли благодати не существует никакого предела. "Чего ни пожелаете, просите, и будет вам". Родителям приходится запирать шкаф с фруктами и сладостями, но им нет необходимости держать под замком солонку, ибо мало кто из детей будет с великой жадностью есть из нее. У человека может быть слишком много денег или слишком много славы, но у него никогда не может быть слишком много благодати. Когда Израиль утучнел, то оставил Бога, но нет никакой опасности, что человек станет слишком исполнен благодати: плерома благодати невозможна. Большее богатство порождает большую заботу, но большая благодать порождает большую радость. Во многой мудрости много печали, но обилие Духа - это полнота радости. Иди же, верующий, к престолу, чтобы получить большой запас небесной соли. Она приправит твои страдания, которые невкусны без соли; она сохранит твое сердце, которое портится, если нет соли, и она погубит твои грехи, так же как губит пресмыкающихся вредителей. Тебе нужно много; проси же много и имей много.

.

1044

"Приходят от силы в силу"

Псалтирь 83,8

Приходят от силы в силу. Существуют разные истолкования этого выражения, но все они так или иначе содержат идею прогресса. Для нас же в это утро будет достаточным наш собственный добрый перевод, его авторизованная версия. "Приходят от силы в силу" - это значит, становятся сильнее и сильнее. Обычно, если мы идем, то приходим от силы в слабость; мы начинаем путь бодрыми и здоровыми, но скоро дорога становится тяжелой, а солнце жарким, мы усаживаемся на обочине, а потом снова, превозмогая боль и усталость, продолжаем наш утомительный путь. Но странник - христианин, получивший свежий запас благодати, остается и после нескольких лет изнурительного странствия и борьбы таким же энергичным, каким он был, когда только начинал свой путь. Возможно, он не настолько восторжен и жизнерадостен, и, может быть, совершенно не так пылок и поспешен в своем рвении как когда-то, но он намного сильнее во всем, что касается действительной силы, и путешествует если и медленнее, то намного увереннее. Некоторые убеленные сединой ветераны веры так же тверды в своей приверженности истине и так же ревностны в ее распространении, как и в свои молодые годы; но, увы, нужно признаться, что часто все происходит иначе, ибо у многих охладевает любовь и множатся беззакония, но это их собственный грех, а не вина обетования, которое остается по-прежнему верным. "Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе, поднимут крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут, и не утомятся". Беспокойные духи садятся и изводят себя мыслями о будущем. "Увы! - говорят они, - мы приходим от скорби в скорбь". Истинно так, о маловерный, но после этого ты все же приходишь от силы в силу. Ты никогда не найдешь такого венка скорбей, в который не было бы вплетено достаточное количество благодати. Вместе с бременем, возлагаемым на плечи, достигшие полного возраста, Бог даст и силу для зрелого возмужания.

.

1045

"И Орфа простилась со свекровью своей, а Руфь осталась с ней"

Книга Руфь 1,14

Они обе любили Ноеминь и поэтому вышли вместе с нею, когда она решила вернуться в землю Иудейскую. Но пришел час испытания; движимая самыми бескорыстными побуждениями, Ноеминь откровенно рассказала каждой из них, какие трудности их ожидают, и предложила им - если они хотят благополучия и покоя - вернуться к их Моавитским соплеменникам. Вначале обе женщины объявили, что хотят разделить судьбу народа Божиего; но после дальнейших размышлений Орфа, горько плача, почтительно поцеловала свою свекровь и оставила ее и ее народ, и ее Бога, и вернулась к своим собратьям - идолопоклонникам, тогда как Руфь всем сердцем своим отдалась Богу своей свекрови. Одно дело - любить пути Господни, когда все идет хорошо, и совсем другое - оставаться на них, когда все обескураживает и препятствует этому. Поцелуй внешней набожности весьма дешев и легок, но действительная приверженность Господу, которая должна проявить себя в святой решимости следовать истине и святости - не такое легкое дело. А как же обстоит дело с нами? Утверждено ли наше сердце в Иисусе, привязана ли к рогам жертвенника жертва? Вычислили ли мы издержки и готовы ли ради Господа возвышенно перенести любые мирские потери? Окончательное обретение будет огромным воздаянием, ибо сокровища Египта не в состоянии сравниться со славой, которая откроется. Об Орфе нигде больше не сказано ни слова; ее жизнь, утонув в славном покое и идолопоклоннических усладах, поглощается мраком смерти; но Руфь живет в истории и на небесах, ибо благодать поместила ее в знатный род, из которого произошел Царь царей. Благословенными среди женщин будут те, кто ради Христа в состоянии отказаться от всего; но забытыми и еще хуже чем забытыми будут те, кто в час искушения творят насилие над своей совестью и возвращаются в мир. О, если бы в это утро мы не довольствовались формальным поклонением, которое не лучше поцелуя Орфы, но пусть Дух Святой произведет в нас приверженность всей души нашей к Господу нашему Иисусу Христу.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz