Чарльз Г.Сперджен

Малые проповеди 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 996

"Верно слово"

Второе послание Тимофею 2,11

У Павла четыре таких "верных слова". Первое встречается в Первом послании к Тимофею (1:15): "Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников". Следующее содержится в этом же послании (4:8-9): "а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Слово сие верно и всякого принятия достойно". Третье находится во Втором послании к Тимофею (2:11-12): "Верно слово: ...если терпим, то с ним и царствовать будем". И четвертое - в Послании к Титу (3:8): "Слово это верно: дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам". Можно усмотреть связь между этими верными словами. Первое закладывает основу нашего вечного спасения в даровой благодати Божией, явленной нам в миссии великого Искупителя. Следующее утверждает двойную благословенность, которую мы получаем благодаря этому спасению - благословения нижнего и верхнего источников - времени и вечности. Третье указывает на одну из обязанностей, к которой призваны избранные: нам положено страдать ради Христа, имея обетование, что "если терпим, то с Ним и царствовать будем". Последнее раскрывает активную форму христианского служения, повелевая нам усердно творить добрые дела. Таким образом, мы имеем корень спасения в благодати, затем возможность этого спасения в жизни нынешней и грядущей, и также две большие ветви - страдания со Христом и служения со Христом, - нагруженные плодами Духа. Дорожите же этими верными словами. Пусть будут они путеводителями нашей жизни, нашим утешением и нашим наставлением. Апостол язычников доказал, что они верны; и они все еще верны, ни одно слово не упадет на землю; они достойны всякого принятия, примем же их сейчас и докажем их верность. Пусть эти четыре верных слова будут написаны на четырех углах вашего дома.

 

997

"Я избрал вас от мира"

Евангелие Иоанна 15,19

Вот она, благодать по избранию и расположение по благоволению: ибо некоторые соделаны особыми объектами божественной любви. Не бойтесь размышлять над этим высоким учением об избрании. Когда разум ваш чрезвычайно удручен и подавлен, вы найдете в этом учении флакон весьма сильнодействующего средства. Те, кто сомневаются в учении о благодати или отодвигают его в тень, теряют богатейшие кисти Есхола; они лишаются "трапезы из тучных яств и самых чистых вин". Нет в Галааде бальзама, который сравнится с нею. Если от меда, который попробовал в лесу Ионафан, просветлели его глаза, то от этого меда просветлеет к любви и познанию тайн Царства Божиего ваше сердце. Ешьте и не бойтесь пресытиться; питайтесь этим лучшим деликатесом и не бойтесь, что это слишком изысканное блюдо. Еда с царского стола не принесет вреда ни одному из Его придворных. Стремитесь расширять ваш разум, чтобы вы могли все глубже и глубже постигать вечную, непреходящую, избирательную любовь Божию. Когда вы взберетесь на высоту избрания, задержитесь на соседней с ней горе завета благодати. Обетования завета - это оборонительное сооружение из громадной скалы, за которой мы можем надежно укрыться; обязательства завета с их поручителем Христом Иисусом - это тихие места для отдыха трепещущих духов.

"Его Завет, Присяга, Кровь
меня поддержат вновь и вновь.
Пусть небо и земля прейдут -
они меня везде спасут".

Если Иисус обязался привести меня к славе, и если Отец пообещал, что отдаст меня Сыну как часть бесконечной награды за труд Его души, тогда, о душа моя, до тех пор, пока Бог не перестанет быть верным, пока Иисус не перестанет быть истиной, ты - в безопасности. Когда Давид плясал перед ковчегом, он объяснил Мелхоле, что делать это его заставило избрание. Иди же, душа моя, ликуй пред Богом благодати и прыгай от радости сердечной.

.

998

"Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!.."

Евангелие Матфея 6,9

Эта молитва начинается с того, с чего должна начинаться каждая истинная молитва - с духа усыновления: "Отче наш". Молитва не может быть угодной Богу, пока мы не в состоянии сказать: "Встану, пойду к Отцу моему". Такой, похожий на ребенка дух быстро постигает величие Отца "на небесах" и возносится до благоговейного преклонения: "Да святится Имя Твое". Детский лепет "Отче наш" перерастает в возгласы херувимов: "Свят, Свят, Свят". Только один шаг отделяет восторженное почитание от пылающего духа служения, который есть подлинная отрасль сыновней любви и почтительного поклонения - "Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе". Затем следует сердечное выражение зависимости от Бога - "Хлеб наш насущный дай нам на сей день". Продолжаемый просвещаться духом, христианин познает, что он не только зависим, но и грешен, и потому молит о милости: "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим", и, будучи прощен, обретя вмененную ему праведность Христа и зная о том, что принят Богом, он смиренно молит о святом сохранении: "И не введи нас в искушение". Человек, который действительно прощен, стремится не грешить больше; получение оправдания приводит к страстному желанию освящения. "Прости долги наши" - это оправдание. "Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого" - это освящение в своей отрицательной и положительной форме. Итогом всего звучит торжественная хвала: "ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь". Мы радуемся, что наш Царь царствует в Провидении и будет царствовать в благодати, "от реки до концов земли", и Его владению не будет конца. Таким образом, эта короткая молитва - образец ведет душу от чувства усыновления до общения с нашим царствующим Господом. Научи нас, Господи, молиться именно так.

 

999

"Буду славить тебя, Господи"

Псалтирь 9,2

Хвала всегда должна следовать за получившей ответ молитвой подобно тому, как от земли поднимается туман благодарения, когда солнце небесной любви согревает ее. Был ли Бог милостив к тебе и приклонял к твоим мольбам Свое ухо? Тогда хвали Его во все дни жизни своей. Пусть зрелый плод упадет на плодородную почву, от которой он получил жизнь. Не отказывай в песне Тому, Кто ответил на твою молитву и воздал тебе по желанию сердца твоего. Молчать о милостях Божиих - значит навлекать на себя вину неблагодарности; это значит поступать так же низко, как поступили девять прокаженных, которые, будучи излеченными от проказы, не вернулись, чтобы воздать славу исцелившему их Господу. Забывать хвалить Бога - это отказываться извлекать собственную выгоду; ибо хвала, как и молитва, - одно из великих средств, способствующих возрастанию в духовной жизни. Она помогает избавиться от наших бремен, оживить в нас надежду, укрепить нашу веру. Это полезное и вдохновляющее упражнение, которое активизирует пульс верующего и придает ему силы для новых свершений в его служении Господу. Благословлять Бога за полученные милости - это также способ, которым мы можем помочь нашим ближним; "услышат кроткие и возвеселятся". Другие, изведавшие те же беды, утешатся, если мы сможем сказать "Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Сей нищий воззвал, - и Господь услышал и спас его от всех бед его". Слабые сердца укрепятся, а удрученные святые воспрянут духом, когда услышат наши "песни избавления". Их сомнения и страхи будут обличены, так как мы научаем и вразумляем друг друга псалмами, славословием и духовными песнями. Они тоже "воспоют пути Господни", когда услышат, как мы возвеличиваем святое имя Его. Прославление Бога - это самая священная обязанность христианина. Ангелы не молятся, но они не прекращают славить Бога ни днем, ни ночью; и искупленные, облеченные в белые одеяния, с пальмовыми ветвями в руках, не устают воспевать новую песнь: "Достоин Агнец".

 

1000

"Дух правый обнови внутри меня"

Псалтирь 50,12

Отступник, если в нем осталась хоть одна искра жизни, всегда жаждет возвращения. Для такого обновления требуется то же действие благодати, как и при нашем обращении. Тогда мы нуждались в покаянии - и мы, несомненно, нуждаемся в нем сейчас. Нам нужна была вера, чтобы впервые придти ко Христу - и сходным образом только подобная же благодать может привести нас к Иисусу сейчас. Тогда нам требовалось слово от Всевышнего, слово из уст Того, Кто любит нас, чтобы положить конец нашим страхам; и мы скоро обнаружим, подавленные чувством теперешнего греха, что нуждаемся в нем и сейчас. Ни один человек не может быть обновлен без такого же реального и подлинного проявления в нем силы Духа Святого, какое он чувствовал в себе в начале, потому что сейчас труд так же велик, а плоть и кровь так же препятствуют, как и раньше. Пусть твоя личная слабость, о христианин, будет поводом, заставляющим тебя горячо молить Бога твоего о помощи. Вспомни: когда Давид чувствовал себя бессильным, он не складывал руки и не закрывал уста, но спешил к очистилищу со словами: "Дух правый обнови внутри меня". Пусть не усыпляет тебя учение, гласящее, что без помощи ты не можешь делать ничего, но пусть оно будет рожном в твоем боку, гонящим тебя с благоговейным рвением к сильному Помощнику Израилеву. О, да будет дана тебе благодать так молить Бога, как если бы ты молил Его о сохранении самой жизни - "Господи, дух правый обнови внутри меня". Тот, кто искренне молит Бога об этом, докажет свою искренность тем, что будет пользоваться средствами, через которые действует Бог. Проводи много времени в молитве, побольше живи Словом Божиим; умерщвляй похоти, которые удалили от тебя Господа твоего; старайся предупредить будущие нападки греха. У Господа есть Свои определенные пути; сиди на их обочине, и ты будешь в готовности, когда Он станет проходить по ним. Всегда принимай участие во всех тех благословенных таинствах, которые будут питать и поддерживать твои угасающие благодати, и, зная, что вся сила проистекает от Него, не переставай взывать: "Дух правый обнови внутри меня".

 

1001

"Домашней твоей церкви"

Послание Филимону 1:2

Есть ли в вашем доме церковь? Являются ли ее членами все, кто живет в этом доме: родители, дети, друзья, прислуга? Или же есть те, кто еще не обратился? Давайте остановимся здесь, и пусть каждый задаст себе вопрос: "Являюсь ли я членом церкви в моем, доме?" Как прыгало бы от радости сердце отца, а глаза матери наполнялись бы святыми слезами, если бы все - от самого старшего до самого младшего - были спасены! Будем же молиться об этой великой милости, пока Господь не дарует ее нам. Наверное, это было самым сокровенным желанием Филимона: чтобы все его домашние были спасены; но поначалу оно осуществилось не полностью. У него был нечестивый раб Онисим, который, провинившись, убежал от него. Молитвы хозяина следовали за ним, и наконец Бог сподобил Онисима услышать проповедь Павла; сердце Онисима было тронуто, и он вернулся к Филимону, чтобы стать не только верным рабом, но и возлюбленным братом, добавив таким образом нового члена к домашней церкви Филимона. Может быть, вашего необращенного слуги или ребенка сегодня нет дома? Так вознесите особую молитву, чтобы они, вернувшись домой, обрадовали сердце каждого доброй вестью о том, что совершила благодать! Кто - то из них сейчас дома? Так пусть примет участие в таком же ревностном молении.

Если такая церковь есть в нашем доме, будем же содержать ее в порядке, и пусть все ее члены ведут себя так, как будто они находятся пред лицем Божиим. Во всех повседневных делах будем проявлять дисциплинированную святость, прилежание, доброту и честность. От церкви ожидают большего, чем от обычного дома; семейное служение в таком случае должно быть более благоговейным и искренним, внутренняя любовь должна проявляться теплее и нерушимее, а внешнее поведение должно стать более освященным и уподобленным поведению Христа. Не надо бояться, что наша малочисленность воспрепятствует занесению нас в список церквей; ибо Дух Святой включил семейную церковь в богодухновенную книгу памяти. Будучи церковью, давайте теперь приближаться к великой Главе единой вселенской Церкви, и будем молить Его, чтобы Он даровал нам благодать светить перед людьми к славе имени Его.

1002

"Ибо Я Господь, Я не изменяюсь"

Книга пророка Малахии 3,6

Хорошо, что посреди всей жизненной неустойчивости есть Тот, Кого не может затронуть перемена; Тот, Чье сердце никогда не изменяется и на Чьем челе изменчивость никогда не оставляет борозд. Все остальное подверглось изменениям - все постоянно изменяется. Само солнце тускнеет с возрастом; мир стареет; уже начало свертываться его изношенное одеяние; и небо и земля скоро прейдут; они сгинут, они обветшают, как одежда; но есть Единый имеющий бессмертие, Чьим годам нет конца и в Чьем лице нет перемены. Радость, которую испытывает моряк, когда после многих дней сильной морской качки снова ступает на твердый берег, есть удовлетворение христианина, когда посреди превратностей беспокойной жизни он утверждает ногу своей веры на этой истине: "Я Господь, Я не изменяюсь".

Устойчивость, которую придает кораблю якорь, когда он наконец надежно закрепился, подобна той, что дает христианину его надежда, когда она учреждает себя на этой славной истине. У Бога "нет изменения и ни тени перемены". Какими были Его атрибуты в ветхие времена, таковы они и сейчас; Его сила, Его мудрость, Его справедливость, Его истина - так же неизменны. Он всегда был убежищем для народа Своего, его твердыней в день бедствия, и Он остается его верным Помощником и поныне. Он неизменен в Своей любви. Он возлюбил народ Свой "любовью вечною"; Он любит его сейчас так же, как любил всегда; и когда все земное расплавится в последнем пожаре, любовь Его будет все еще нести на себе росу своей юности. Как бесценно удостоверение, что Он не изменяется! Колесо провидения вращается, и ось его - это вечная любовь.

"Человек и мир стареют,
ветхость поглощает новь;
но всегда над миром реет
неизменная Любовь".

 

1003

"Он теперь молится"

Деяния апостолов 9,11

Молитвы мгновенно замечаются на небесах. Саул только начал молиться, а Господь уже услышал его. В этом - утешение для страдающей, но молящейся души. Часто в сокрушении сердца несчастный преклоняет колени, но стенания свои может выразить лишь на языке вздохов и слез; однако стон этот заставляет звучать музыкой все арфы небес; слеза эта подхватывается Богом и помещается в небесную слезницу. "Положи слезы мои в сосуд у Тебя" - это значит, что льющиеся слезы собирают. Проситель, чьи страхи не дают ему вымолвить слово, будет прекрасно понят Всевышним. Он в состоянии лишь поднять к небу свой затуманенный взор, но "молитва - это оброненная слеза". Слезы - это бриллианты небес; вздохи - неотъемлемая часть музыки при дворе Иеговы, и они причислены к "самым возвышенным звукам, которые достигают величия на высоте". Не думай, что твоя молитва, даже слабая и робкая, останется без внимания. Лестница Иакова высока, но наши молитвы будут опираться на Ангела Завета и так взойдут по ее звездным ступеням. Наш Бог не только слышит наши молитвы, но Он любит их слушать. "Он не забывает вопля угнетенных". Воистину, Он не смотрит на величавый вид и возвышенные слова; Его не заботят пышность и блеск царей земных; Он не слушает громыхания торжественных маршей; Он не обращает внимание на триумф и гордыню человеческую; но везде, где сердце распухло от страдания или губы дрожат от скорби, где глубокие стоны или покаянные вздохи, там сердце Иеговы открыто; Он заносит все это в анналы Своей памяти; Он закладывает наши молитвы как лепестки роз между страницами Своей памятной книги, и когда она будет раскрыта в последний день, оттуда повеет драгоценным ароматом.

"Не нужен вере знак Небес:
"молитва, мол, имела вес".
Священник наш - в Святом Святых;
Он ждет молитв, Он слышит их!"

 

1004

"Ибо сила моя совершается в немощи"

Второе послание Коринфянам 12,9

Главное условие, дающее возможность служить Богу успешно и выполнять дело Божие основательно и с триумфом - это чувство нашей собственной немощи. Когда воин Божий отправляется на битву, будучи крепким своей собственной силой, когда он хвалится: "Я знаю, что превозмогу, моя десница и мой не знающий поражения меч принесут мне победу", то его поражение - не далеко. Бог не пойдет с тем, кто выступает в своей собственной силе. Тот, кто рассчитывает таким образом победить, рассчитал неправильно, ибо "не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф". Те, кто идут сражаться, похваляясь собственной удалью, вернутся с влачащимися в пыли знаменами, с доспехами, которые покроет позор. Служащие Богу должны служить Ему Его методом и в Его силе, или же Он никогда не примет их служения. То, что человек совершает без помощи божественной силы, Бог никогда не признает. Простые произведения земли Он отвергает прочь; Он пожнет лишь то зерно, чье семя было засеяно с небес, орошалось благодатью и вызревало под солнцем божественной любви. Бог опорожнит вас от всего, что в вас есть, прежде чем вложит в вас Свое; Он сначала очистит ваши житницы, прежде чем наполнит их отборнейшей пшеницей. Река Божия полна воды; но ни одна ее капля не берется от земных источников. Бог не допустит использования в Его битвах никакой силы, кроме той, которой Он Сам же наделяет. Вы оплакиваете собственную немощь? Ободритесь, ибо в вас должно быть сознание вашей немощи, прежде чем Господь дарует вам победу. Ваша пустота - это лишь готовность для вашего наполнения, а ваша поверженность - это лишь приготовление для вашего подъема.

"Я в немощи своей силен;
со мной ведь благодать и Он!"

.

1005

"Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно"

Книга пророка Исаии 54,17

Сегодняшний день знаменит в истории Англии благодаря двум великим избавлениям, дарованным нам Богом. В этот день был раскрыт заговор папистов, имевший целью уничтожение нашего здания Парламента в 1605 году.

"Когда враги плели нам зло
во тьме (чтобы созреть могло),
нам с Неба яркий луч был дан -
и явным стал их тайный план".

И во - вторых, сегодня годовщина высадки войск короля Вильгельма III в Торбее в 1688 году, что разрушило надежды папистов на их влияние в Англии и обеспечило нам религиозную свободу.

Этот день следует праздновать не сатурналиями молодежи, а песнопениями святых. Наши прародители - пуритане с глубоким благоговением превращали его в особое время для благодарений. До нас дошли записи ежегодных проповедей, которые читал в этот день Мэтью Генри. Наше протестантское чувство и наша любовь к свободе должны заставлять нас смотреть на эту годовщину с чувством святой благодарности. Пусть сердца и уста наши восклицают: "Боже, мы слышали устами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние". Ты соделал этот народ домом Евангелия; и когда враг поднялся против него, Ты защитил его. Помоги же нам возносить многократные благодарения за многократные избавления. Еще и еще одари нас ненавистью к антихристу и приблизь день его полного уничтожения. А до сего часа мы неизменно веруем в обетование: "Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно". Разве не должно в этот день лечь на сердце каждого, кто любит Евангелие Иисуса, желание помолиться за опровержение ложных учений и за распространение божественной истины? Разве не следует нам испытать сердца наши и выбросить всякий папский хлам самоправедности, который еще может в них таиться?

.

1006

"Ибо Я изолью воды на жаждущее"

Книга пророка Исаии 44,3

Когда верующий впадает в тяжкое состояние уныния, он часто пытается выйти из него тем, что бичует себя мрачными и прискорбными страхами. Это не поднимает его из праха, но наоборот - продолжает держать в нем. Что цепь для крыльев желающего взлететь орла, то сомнения - для возвышения нас в благодати. Не закон, а именно Евангелие спасает кающуюся душу вначале; и не рабство закона, а именно свобода Евангелия в состоянии уврачевать унывающего верующего впоследствии. Рабский страх не возвращает отступника к Богу, но сладостные призывы любви манят его к груди Иисуса. Вы жаждете в это утро живого Бога и несчастны от того, что не можете найти Его к отраде вашего сердца? Религия перестала быть для вас радостью, и вы молитесь: "Возврати мне радость спасения Твоего"? Вы чувствуете также, что вы бесплодны, как высохшая земля; что вы не приносите Богу тех плодов, которые Он вправе ожидать от вас; что в церкви или в миру вы не так полезны, как этого желает ваше сердце? Тогда это обетование именно то, что вам нужно: "Я изолью воды на жаждущее". Вы получите благодать, которая вам так необходима, и вы будете иметь ее до крайних пределов нужд ваших. Вода подкрепляет жаждущих, вы будете подкреплены; желания ваши удовлетворятся. Вода оживляет дремлющую жизнь в растениях: ваша жизнь будет оживлена свежей благодатью. Вода напитывает почки и дает плодам созревание; вы получите оплодотворяющую благодать - вы станете плодотворным на путях Божиих. Какое бы благое достоинство ни содержалось в божественной благодати, вы насладитесь им в полной мере. Все богатство благодати вы получите в изобилии; вы станете как бы пропитанными ею насквозь; и как луга иногда становятся затопленными разлившимися реками, а поля обращаются в водоемы, так будет и с вами - жаждущая земля превратится в источники вод.

 

1007

"Вот, Я начертал тебя на дланях Моих"

Книга пророка Исаии 49,16

Несомненно, что удивление, сконцентрированное в слове "вот", отчасти вызвано плачем неверия, прозвучавшим в предыдущем стихе. Сион сказал: "Оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!" Как явно изумлен божественный разум от такого нечестивого неверия! Что может быть более поразительным, чем безосновательные сомнения и страхи возлюбленного Богом народа? Упрек Господа, полный любви, должен заставить покраснеть нас; Он восклицает: "Как Я могу забыть тебя, если Я начертал тебя на дланях Моих? Как смеешь ты сомневаться в Моей вечной памяти, если напоминание о тебе - на самой Моей плоти?" О неверие, какое же ты странное диво! Мы не знаем, чему больше удивляться: верности Бога или неверию народа Его. Он тысячи раз сдерживает свои обещания, и однако каждое последующее испытание заставляет нас сомневаться в Нем. Он никогда не оскудевает; Он никогда не оказывается пересохшим колодцем; Он никогда не бывает заходящим солнцем, падающим метеоритом или исчезающим паром; и однако нас так непрестанно терзают беспокойства, мучают подозрения, тревожат страхи, как будто наш Бог - это мираж в пустыне. "Вот" - это слово, призванное пробудить восхищение. И воистину, здесь есть чему изумляться. Небо и земля подлинно могут прийти в изумление, видя, что бунтовщики обрели настолько великую близость к сердцу безграничной любви, что даже записаны на дланях Его. "Я начертал тебя". Не сказано: "твое имя". Имя - начертано, но это еще не все: "Я начертал тебя". Взгляни, какая в этом полнота! Я начертал твою личность, твой облик, твое состояние, твои обстоятельства, твои грехи, твои искушения, твои слабости, твои нужды, твои дела; Я начертал тебя, все о тебе, все, что касается тебя; Я всего тебя занес туда. Станешь ли снова когда-нибудь говорить, что Бог твой оставил тебя, если Он начертал тебя на Своих собственных дланях?

.

1008

"Как вы приняли Христа Иисуса Господа"

Послание Колоссянам 2,6

Жизнь веры представлена здесь как принятие - действие, которое предполагает нечто совершенно противоположное всему, что связано с заслугой. Это просто принятие дара. Как земля впитывает дождь, как море принимает реки, как ночь поглощает свет звезд, так и мы, не давая ничего, даром вкушаем благодать Божию. Святые по своей природе - не колодцы и не потоки; они - лишь вместилища, в которые течет живая вода; они - пустые сосуды, в которые Бог изливает Свое спасение. Идея принятия заключает в себе смысл реализации, т.е. претворения сущности в реальность. Невозможно каким бы то ни было образом принять тень; мы принимаем лишь то, что реально существует; то же самое происходит и в жизни веры - Христос становится реальным для нас. Пока мы без веры, Иисус для нас - просто имя, Личность, жившая очень давно, так давно, что жизнь Его теперь всего лишь история для нас! Действием же веры Иисус становится реальной Личностью в сознании нашего сердца. Но принятие также означает схватывание или овладение. То, что я принимаю, становится моим, я присваиваю себе то, что мне дается. Когда я принимаю Иисуса, Он становится моим Спасителем, настолько моим, что ни жизнь, ни смерть не могут отнять Его у меня. Все это означает принять Христа: принять Его как дар Божий, реализовать Его в моем сердце и присвоить Его, сделав моим.

Спасение можно описать как принятие зрения слепым, как принятие слуха глухим, как принятие жизни мертвецом; но мы не только приняли эти благословения, мы приняли Самого ХРИСТА ИИСУСА. Истинно, что Он даровал нам жизнь, воскресив из мертвых. Он даровал нам прощение грехов; Он даровал нам вмененную нам праведность. Все это - драгоценные приобретения, но мы не довольствуемся ими; мы приняли Самого Христа. Сын Божий излит в нас, и мы приняли Его и присвоили Его. Каким же полносердным должен быть Иисус, ибо само Небо не может вместить Его!

 

1009

"Так и ходите в Нем"

Послание Колоссянам 2,6

Если мы приняли в глубины сердец наших Самого Христа, то наша новая жизнь заявит о своем близком с Ним знакомстве через хождение в Нем верой. Хождение подразумевает действие. Наше вероисповедание не должно ограничиваться нашей комнатой; мы должны претворять в практические дела то, во что веруем. Если человек ходит во Христе, то Он поступает так, как поступал бы Христос; ибо Христос существует в нем; его надежда, его любовь, его радость, его жизнь и сам он - это отражение образа Иисуса; и о таком человеке говорят: "Он похож: на своего Учителя, он живет как Иисус Христос". Хождение означает прогресс. "Так и ходите в Нем", переходите от благодати к благодати, бегите вперед, пока не достигнете наивысшей степени познания, которую человек может достичь, имея в виду нашего Возлюбленного. Хождение подразумевает непрерывность. Должно быть непрекращающееся пребывание во Христе. Как много христиан считают, что только утром и вечером им следует входить в общение с Иисусом и тогда они могут отдавать сердца свои миру на целый день; но это - убогая жизнь; мы всегда должны быть с Ним, идя по Его следам и творя Его волю. Хождение также подразумевает привычку. Говоря о жизни и благочестии какого-нибудь человека, мы имеем в виду его привычки, его постоянный образ жизни. И если мы иногда радуемся Христу, а потом забываем Его; иногда называем Его своим, и тотчас разжимаем руки, то это не привычка - мы не ходим в Нем. Мы должны крепко держаться за Него, прилепляться к Нему, никогда не отпускать Его от себя, но - жить и существовать в Нем. "Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем". Стойко держитесь того же пути, которым вы начали, и как в начале Христос Иисус был упованием вашей веры, источником вашей жизни, мотивом ваших поступков и радостью вашего духа, так пусть Он будет тем же для вас до конца вашей жизни; тем же, когда вы пойдете долиною смертной тени и войдете в радость и покой, которые остаются для народа Божиего. О Дух Святой, дай же нам сил исполнить это повеление небес.

.

1010

"Прибежище твое - Бог древний"

Второзаконие 33,27

Слово "прибежище" можно перевести как "жилище" или "местопребывание", и оно говорит о том, что Бог - это каша обитель, наш дом. Точна и прекрасна эта метафора, ибо дорог нашему сердцу наш дом, хотя бы он был самой жалкой лачугой или самым убогим чердаком; и намного дороже наш благословенный Бог, в Котором мы живем, движемся и существуем. Именно дома мы чувствуем себя в безопасности: мы закрываемся от мира и пребываем в покойной неприкосновенности. Так же и когда мы с Богом, мы "не убоимся зла". Он - наше укрытие и пристанище, наше местопребывание и убежище. Дома мы отдыхаем: именно здесь мы находим покой после трудов и забот дня. И так же сердца наши находят отдых в Боге, когда утомленные жизненной борьбой, мы обращаемся к Нему, и душа наша пребывает в беззаботном спокойствии. Дома мы также позволяем нашим сердцам расслабиться. Мы не боимся; что будем неправильно поняты или слова наши будут извращены. С такой же доверительностью можем мы общаться и с Богом, открывая перед Ним наши сокровенные желания, ибо если "тайна Господня - боящимся Его", то тайны боящихся Его должны быть и обязательно бывают открыты Господу. Дом - это также место нашего самого постланного и самого чистого счастья; и именно в Боге сердца наши обретают свою самую глубокую отраду. Мы имеем в Нем радость, которая превосходит все другие радости. И также именно ради нашего дома мы работаем и трудимся. Мысль о нем дает нам силы вынести бремя ежедневных забот и заставляет активнее двигаться наши руки; и в этом смысле мы также можем сказать, что Бог - это наш дом. Любовь к Нему укрепляет нас. Мы воспринимаем Его в личности Его дорогого Сына; и вид страждущего лица Искупителя понуждает нас трудиться на благо дела Его. Мы понимаем, что должны трудиться, ибо имеем братьев, которые нуждаются в спасении, и мы должны обрадовать сердце Отца нашего, приводя домой блудных сыновей Его; нам хочется наполнить священной радостью семью святых, среди которых мы живем. Блаженны те, для кого Бог Иакова является таким прибежищем!

 

1011

"Под тобой мышцы вечные" (Синодальный перевод - "Ты под мышцами вечными")

Второзаконие 33,27

Бог - Предвечный Бог - Сам поддерживает нас во всякое время, и особенно - когда мы тонем в глубокой скорби. Бывают периоды, когда христианин весьма низко опускается в самоуничижении. Отягощенный глубоким осознанием своей великой греховности, он смиряет себя перед Богом до такой степени, что оказывается едва ли способным к молитве, ибо видит себя таким ничтожным. Так вот, дитя Божие, помни: даже когда ты чувствуешь себя самым презренным и самым падшим, "под тобой", тем не менее, "мышцы вечные". Грех может низвергнуть тебя весьма низко, но великое искупление Христово все же лежит подо всем, являясь всему основанием. Возможно, ты низринулся в пучину, но ты не мог пасть до "самого конца", а если и пал, то вплоть до самого конца Он спасает. Далее, христианин иногда весьма глубоко опускается в жестоких бедах, приходящих извне. Подрывается всякая земная опора. И что же? По-прежнему под ним "мышцы вечные". Как бы глубоко он ни пал в своем горе и страдании, заветная благодать вечно верного Бога по-прежнему окружает его. Христианин может идти ко дну под тяжестью жестоких внутренних борений, но даже и тогда он не опустится настолько низко, чтобы оказаться вне сферы действия "мышц вечных", они - под ним; и пока у него есть эта поддержка, все усилия сатаны повредить ему будут совершенно бесплодны.

Это удостоверение в поддержке является утешением для любого изнуренного, но ревностного труженика нивы Божией. Оно заключает в себе обетование крепости для каждого дня, благодати для каждой нужды и силы для каждого свершения. И позже, когда придет смерть, обетование по-прежнему останется в силе. Оказавшись посреди Иордана, мы сможем сказать вместе с Давидом: "Не убоюсь зла, потому что Ты со мною". Мы сойдем в могилу, но мы не опустимся ниже ее, ибо вечные мышцы удерживают нас от дальнейшего падения. На протяжении всей жизни и в конце ее нас будут поддерживать "мышцы вечные", мышцы, которые не ослабевают и не теряют силы своей, ибо "вечный Бог не утомляется и не изнемогает".

 

1012

"Испытанная вера ваша"

Первое послание Петра 1,7

Неиспытанная вера может оказаться подлинной, но она несомненно будет малой верой и весьма вероятно, что останется карликовой, пока ее не постигнут испытания. Вера никогда так не процветает, как во времена, когда все направлено против нее: бури - это ее тренеры, а молнии - просветители. Когда на море царит штиль, вы можете поднимать паруса, как вам заблагорассудится: все равно корабль не идет к своей пристани, ибо в дремлющем океане спит и судно. Но пусть только налетят ревущие ветры и поднимутся волны, тогда, хотя судно и качает из стороны в сторону, а палубу его захлестывает водой, и мачта скрипит под тяжестью полностью развернутого разбухшего паруса, именно тогда судно и устремляется прямо к желаемой пристани. Никакие цветы не одеты в такую нежную голубизну, как те, что растут у подножия ледника; никакие звезды не светят так ярко, как те, что сияют на полярном небе; никакая вода не имеет такого сладкого вкуса, как та, что бьет ключом среди песков пустыни; и никакая вера не бывает столь драгоценной, как та, что живет и торжествует посреди бед и лишений. Испытанная вера порождает опыт. Вы не смогли бы поверить в свою слабость, если бы не были вынуждены переходить через реки; и вы никогда бы не познали силу Божию, если бы она не поддерживала вас среди потоков вод. Вера возрастает в твердости, надежности и силе по мере того, как все больше подвергается бедствиям. Вера драгоценна, и испытание ее также драгоценно.

Пусть это, однако, не обескураживает тех, кто еще молод в вере. У вас будет достаточно испытаний, и нет нужды искать их: полный удел будет отмерен вам в свое время. Пока же, если вы еще не можете претендовать на плод долгого опыта, благодарите Бога за ту благодать, которую имеете; хвалите Его за ту степень святой уверенности, которой вы достигли; ходите, придерживаясь этого правила, и у вас еще появится все больше и больше благословений Божиих, пока вера ваша не станет передвигать горы и совершать невозможное.

 

1013

"Ветвь не может приносить плода сама собою"

Евангелие Иоанна 15,4

Когда вы начали приносить плод? Это случилось тогда, когда вы пришли к Иисусу, доверились Его великому искуплению и положились на Его совершенную праведность. Ах, какой плод у вас был тогда! Вы помните те первые дни? Истинно, тогда распустилась виноградная лоза, раскрылись почки, расцвели гранатовые яблоки, а цветники ароматные издавали благовоние. Вы пришли в упадок с тех пор? Если да, то советуем вам вспомнить то время любви, покаяться и совершить ваши первые дела. Более всего пребывайте в тех делах, которые, как доказал ваш собственный опыт, ближе всего приводят вас ко Христу, потому что именно от Него исходят все наши плоды. Любое святое занятие, которое приближает вас к Нему, поможет вам приносить плод. Солнце - без сомнения, великий делатель, способствующий плодообразованию у деревьев сада; а Иисус - в еще большей степени такой же Делатель для деревьев Его сада благодати. Когда вы приносили менее всего плодов? Не тогда ли, когда жили в наибольшем удалении от Господа Иисуса Христа, когда ослабевали в молитве, когда уходили от простоты вашей веры; когда благодати ваши, а не Господь, овладевали вашим вниманием; когда вы говорили: "Твердо стоит гора моя, не поколеблюсь", и забывали, где пребывает ваша сила - не тогда ли именно прекращалось ваше плодоношение? Некоторые из нас были наставлены в том, что у нас нет ничего вне Христа, благодаря ужасающим сокрушениям сердца нашего пред Господом; и когда мы убеждались в совершенной бесплодности и смертности всякой плотской силы, мы кричали в муке: "Все плоды мои могут быть только от Него, ибо не может от меня произрасти ни один плод!" Прошлый опыт учит нас, что, чем искреннее мы будем полагаться на благодать Божию во Христе и уповать на Дух Святой, тем больше плода мы принесем Богу. О! доверимся же Иисусу ради плода, так же как и ради самой жизни.

.

1014

"Истреблю... и тех поклоняющихся, которые клянутся Господом и клянутся царем своим"

Книга пророка Софонии 1,5

Эти люди думали, что они в безопасности, потому что принадлежали одновременно к двум лагерям: они ходили с последователями Иеговы и в то же самое время поклонялись своему царю. Но двуличие - мерзость пред Богом, и лицемерие ненавидит душа Его. У идолопоклонника, который открыто служит ложным богам, на один грех меньше по сравнению с тем, кто приносит оскверненную мерзкую жертву к храму Господню, в то время как сердце его остается с миром сем и грехами его. Служить и нашим и вашим - подлая политика. В обычных делах повседневной жизни двоедушный человек всегда презираем, но в религии он отвратителен в наивысшей степени. Наказание, упомянутое в данном стихе - ужасно, но вполне заслуженно; ибо как может божественная справедливость пощадить грешника, который знает правду, одобряет ее и на словах следует ей и все это время любит зло и позволяет ему властвовать в своем сердце?

Душа моя, испытай себя в это утро: не виновна ли и ты в двуличии? Ты объявляешь себя последователем Иисуса - но любишь ли ты Его по - настоящему? Оправдано ли сердце твое пред Богом? Принадлежишь ли ты к семье старого Отца, носящего имя Честность, или же ты родственник господина, называемого Лицемерие? Слово "жить" мало что значит, если я воистину мертв по преступлениям и грехам. Стоять одной ногой на суше истины, а другой - на море лжи чревато ужасным падением и полной погибелью. Христос может быть или всем или ничем. Бог наполняет всю вселенную, и поэтому в ней нет места для другого бога; следовательно, если Он царствует в моем сердце, то в нем не будет места для другой господствующей силы. Уповаю ли я только на Христа распятого и живу ли только для Него? Действительно ли это мое желание? Расположено ли к этому мое сердце? Если да, то да будет благословенна могучая благодать, приведшая меня ко спасению; но если не так, то прости, о Господи, мое печальное преткновение и воссоедини мое сердце ради страха пред именем Твоим.

 

1015

"Часть Господа народ Его"

Второзаконие 32,9

Каким образом, он стал Его? По Его собственному суверенному выбору. Он выбрал его и возлюбил его. Он сделал это, абсолютно не взирая на какую бы то ни было благость, содержащуюся в этом народе в настоящем, или же на любую благость, которую он предвидел в нем в будущем. Он помиловал, кого хотел помиловать, и предуставил избранных к вечной жизни; и таким образом, они - Его по Его свободному избранию. Они - Его не только по избранию, но и по искуплению. Он купил их и заплатил за них все до последнего динария, поэтому Его право на них неоспоримо. Не тленным серебром или золотом, но драгоценною кровию Господа Иисуса Христа полностью искуплена часть Господа. Имущество Его не находится под залогом; никакой иск не может быть предъявлен на него, цена была уплачена в суде принародно, и теперь Церковь - собственность Господа на веки. Посмотрите на кровавую метку на всех избранных, невидимую для человеческого глаза, но известную для Христа, ибо "Господь знает Своих"; Он не забывает ни одного из тех, кого искупил из числа людей; Он ведет счет овцам, за которых положил жизнь Свою, и хорошо помнит Церковь, за которую отдал Себя.

Они также Его по завоеванию. Какую битву Он вел в нас, прежде чем мы оказались завоеванными! Как долго осаждал Он наши сердца! Как часто присылал Он нам условия нашей капитуляции! Но мы запирали наши ворота и воздвигали против Него наши стены. Разве не помним мы тот славный час, когда Он взял наши сердца штурмом? Когда Он приставил Свой крест к стене и взобрался на наши укрепленные валы, водружая на наших цитаделях кроваво - красный флаг Своего всемогущего милосердия? Да, мы - воистину пленники, завоеванные Его всесильной любовью. И поскольку мы избраны, искуплены и покорены, то права нашего божественного владельца неотъемлемы; мы рады, что уже никогда не сможем принадлежать самим себе; и желаем изо дня в день исполнять Его волю и являть Его славу.

.

1016

"Господь часть моя, говорит душа моя"

Книга Плач Иеремии 3,24

Не сказано: "Господь в некоторой мере часть моя" или "Господь входит в часть мою", но Он Сам составляет все содержание наследия души моей. Внутри этого круга лежит все, чем мы обладаем или чего желаем. Господь - часть моя. Не просто благодать Его, или любовь, или Его завет, но - Сам Иегова. Он избрал нас для части Своей, а мы избрали Его для нашей. Это правда, что Господь должен сначала избрать для нас наше наследие, иначе мы никогда не выберем его для себя; но если мы действительно призваны по замыслу избирающей любви, то мы можем воспеть:

"Любовь Свою отдал мне Бог - и я Его люблю;
Свой выбор подарил мне Он - Ему я свой дарю!"

Господь - это наша вседостаточная часть. Бог наполняет Самого Себя; и если Бог вседостаточен в Себе, то Он должен быть вседостаточным и для нас. Нелегко удовлетворить желания человека. Стоит ему подумать, что он удовлетворен, как тотчас в нем просыпается ощущение, что ему все же чего-то не хватает, и сразу же ненасытимость в его сердце кричит: "Давай, давай!" Но все, что мы в состоянии пожелать, мы можем найти в нашей божественной части, так что мы восклицаем: "Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле". Мы можем смело "радоваться в Господе", Который дает нам пить из реки Его довольства. Вера наша расправляет крылья и поднимается, подобно орлу, в небеса божественной любви как в свое естественное жилище. "Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня". Будем же всегда радоваться в Господе; покажем миру, что мы счастливый и блаженный народ, и вынудим его воскликнуть: "Мы пойдем с вами, ибо слыхали, что с вами Бог".

.

1017

"Ему слава во веки. Аминь"

Послание Римлянам 11,36

"Ему слава во веки". Это должно быть единственным желанием христианина. Все другие должны быть подчинены и обязаны ему. Христианин вправе желать себе процветания в делах своих, но лишь постольку, поскольку оно сможет способствовать этому: "Ему слава во веки". Он может стремиться обрести побольше даров и благодатей, но только для того, чтобы была "Ему слава во веки". Вы поступаете не так, как вам следовало бы поступать, когда вы движимы любым мотивом, не имеющим в виду славу Господа вашего. Как христианин, вы - "от Бога и через Бога", но тогда и живите "для Бога". Пусть ничто не заставляет ваше сердце стучаться так сильно, как любовь к Нему. Пусть страсть эта воспламеняет вашу душу; пусть она будет основанием каждого предприятия, которое вы начинаете, и поддерживающим вас стимулом, когда охлаждается рвение ваше; сделайте Бога вашей единственной целью. Поверьте: где начинается "я", там начинаются скорби; но если Бог - моя высшая радость и единственная цель, то "мне все равно, что мне несет любовь - жизнь или смерть, блаженство или кровь".

Пусть ваше желание служить для славы Божией будет возрастающим желанием. Вы благословляли Его в юности вашей, не удовлетворяйтесь же славословиями, которые вы воздали Ему тогда. Помог ли вам Бог в делах ваших? Воздайте же Ему больше, как и Он воздал вам больше. Даровал ли Он вам опыт? Так хвалите Его верой более крепкой, чем та, что была проявлена вами в начале. Познание ваше возрастает? Тогда воспойте Ему более радостную песнь. Вы переживаете времена более счастливые, чем те, что переживали когда-то? Вы излечились от болезни и печаль ваша обратилась в радость и мир? Тогда подарите Ему больше песнопений; вложите больше углей и ароматных благовоний в кадильницу хвалы вашей. Воздайте Ему честь делами и поступками жизни вашей, добавляя "Аминь" к этому славословию великого и милосердного Господа вашего своим личным служением и возрастающей святостью.

.

1018

"Заключенный колодезь, запечатанный источник"

Песни Песней 4,12

Эта метафора, говорящая о внутренней жизни верующего, весьма наглядно передает идею сокрытости. Это - заключенный колодезь; точно такой, какими были колодцы на Востоке, над которыми возводились сооружения, так что никто не мог добраться к ним, кроме тех, кто знал потайной вход. Таково и сердце верующего, когда оно обновлено благодатью: в нем заключена таинственная жизнь, к которой не дано прикоснуться никакой человеческой искушенности. Это тайна, которую не знает никто другой; более того, которую сам обладатель не в состоянии рассказать своему ближнему. Стих говорит не только о сокрытости, но и об отдаленности. Это не обычный колодезь, из которого может напиться всякий прохожий; он блюдется и сохраняется ото всех; это источник, на котором нанесен особый знак - царская печать, так чтобы все видели, что это не общий источник, но источник, имеющий владельца и предназначенный только для него. Так же и в духовной жизни. Избранные Божий были отделены предвечным установлением; они были отделены Богом в день искупления; и они отделены посредством того, что имеют жизнь, которую не имеют другие; и для них невозможно чувствовать себя как дома в этом мире или получать радость от его утех. Здесь также присутствует идея освящения. Заключенный источник предназначен для какого-то особого человека; и таково же сердце христианина. Это источник, сохраняемый единственно для Иисуса. Каждый христианин должен осознать, что он имеет на себе печать Божию, и должен быть в состоянии сказать вместе с Павлом: "Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем". Также примечательна и еще одна идея - идея безопасности. OI Как надежна и безопасна внутренняя жизнь верующего! Если бы все силы земли и ада объединились против нее, то этот бессмертный принцип абсолютной безопасности и тогда бы существовал, ибо Тот, Кто даровал его, соделал жизнь Свою залогом его сохранения. "И кто сделает вам зло", если Бог - ваш защитник?

.

1019

"Глупых же состязаний... удаляйся"

Послание Титу 3,9

Дни наши коротки, и гораздо лучше проводить их в добрых делах, чем в спорах о том, что в лучшем случае имеет небольшое значение. Схоласты всех времен воздвигли целый мир раздора своими нескончаемыми дискуссиями на темы, не имевшие практической ценности; и церкви наши весьма страдают от мелочных войн из-за малопонятных тонкостей и незначительных вопросов. После того, как сказано все, что можно сказать, ни одна сторона не становится мудрее, и поэтому такие дискуссии способствуют познанию не более, чем любви, и глупо сеять что-нибудь на таком бесплодном поле. Состязания относительно вопросов, о которых Писание молчит; о тайнах, которые принадлежат единственно Богу; о пророчествах сомнительного толкования; и просто о формах соблюдения человеческой обрядности - все эти состязания глупы, и мудрые люди избегают их. Наше дело - ни задавать глупых вопросов, ни отвечать на них, а полностью избегать их; и если мы будем соблюдать предписание быть прилежными к добрым делам (Тит.3:8), то мы окажемся слишком занятыми полезным делом, чтобы проявлять какой-либо интерес к никчемным, вздорным и ненужным состязаниям.

Однако есть некоторые вопросы, которые суть полная противоположность глупым вопросам, и которые мы должны не избегать, но встречать прямо и честно, например: Верую ли я в Господа Иисуса Христа? Обновлен ли я в духе разума моего? Поступаю ли я не по плоти, а по духу? Возрастаю ли я в благодати? Украшает ли мое благочестие истину Бога Спасителя моего? Жду ли я пришествия Господа, и бодрствую ли, как должен бодрствовать раб, ожидающий хозяина своего? Что еще я могу сделать для Иисуса? Вопросы, подобные этим, настоятельно требуют нашего внимания; и уж если нам доводилось проявлять придирчивость, то давайте теперь обратим наши полемические способности к занятиям намного более полезным. Будем же миротворцами, и попытаемся нашим наставлением и примером склонить других "удаляться глупых состязаний".

.

1020

"Ты защищал, Господи, дело души моей"

Плач Иеремии 3,58

Обратите внимание, как уверенно говорит пророк. Он не говорит: "Я надеюсь, я верю, или мне иногда кажется, что Бог защищал дело души моей", но он говорит об этом как о факте, не подлежащем сомнению: "Ты защищал дело души моей". Давайте же с помощью милосердного Утешителя стряхнем с себя те сомнения и страхи, которые так сильно нарушают наш мир и покой. Пусть наша молитва будет о том, чтобы мы смогли покончить с хриплым ворчанием предположений и подозрений и были в состоянии заговорить чистым мелодичным голосом полной уверенности. Заметьте, с какой благодарностью говорит пророк, приписывая всю славу одному Богу! Вы видите, что здесь нет ни одного слова о нем самом или о его молениях. Избавление свое он ни в коей мере не приписывает кому-нибудь из людей, и тем более - своим собственным заслугам; но это "Ты", "Ты защищал, Господи, дело души моей, искуплял жизнь мою". Христианин должен постоянно взращивать в себе дух благодарности; и особенно после наших избавлений должны мы слагать нашему Богу песнь. Земля должна стать храмом, наполненным песнопениями благодарных святых, а каждый день должен быть кадильницей, курящейся благоухающим фимиамом благодарения. Каким радостным кажется Иеремия, когда рассказывает о милости Господней. Как торжествующе возносит он свою песнь! Он находился в сырой темнице, и даже сейчас он не более, чем плачущий пророк, и однако в той самой книге, которая называется "Плач Иеремии" (звонкий, как песня Мариам, когда пальцы ее ударили в тимпан; пронзительный, как клич Деворы, когда она встретила пришедшего с победой Барака), мы слышим голос Иеремии, поднимающийся к небесам: "Ты защищал, Господи, дело души моей; искуплял жизнь мою". О дети Божий, ищите живого познания милосердия Господнего, и когда обретете его, говорите об этом уверенно, воспевайте благодарно, кричите торжествующе.

 

 

 

 

 

Hosted by uCozght -->