Чарльз Г.Сперджен

Малые проповеди 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 921

"Кедры Ливанские, которые Он насадил"

Псалтирь 103,16

Ливанские кедры символизируют христианина тем, что своим насаждением они полностью обязаны Господу. Это совершенно справедливо для каждого из детей Божиих. Он насажден не человеком, не самим собой, но Богом. Таинственная рука божественного Духа заронила живое семя в сердце, которое Он Сам уготовил к его принятию. Каждый истинный наследник небес имеет в великом Земледельце своего сеятеля. Кроме того, Ливанские кедры не нуждаются в том., чтобы их поливал человек: они стоят на высокой скале, неувлажненной человеческим орошением; и однако Отец наш небесный питает их. Так же и с христианином, который научился жить верой. Он не зависит от человека даже в земном; ибо свою постоянную поддержку ищет у Господа Бога своего и только у Него. Роса небес - удел его, и Бог небес - источник его. Далее, кедры Ливанские не защищены никакой силой смертных. Они ничем не обязаны человеку за то, что устояли в буйный ветер и бурю. Это Божий деревья, хранимые и оберегаемые Им и только Им. Точно так же и с христианином. Он - не тепличное растение, укрытое от искушений; он стоит на самом открытом месте; у него нет иного убежища, иной защиты, кроме той, что широкие крылья предвечного Бога всегда укрывают кедры, которые Он Сам насадил. Как и кедры, верующие полны сока, имея достаточно жизненных сил, чтобы быть вечно зелеными даже среди зимних снегов. Наконец, цветущий и величественный вид кедра призван восславить единственно Бога. Господь, единственно Господь является для кедров всем, и потому Давид очень хорошо излагает это в одном из псалмов: "Хвалите Господа, дерева плодоносные и все кедры". В верующем нет ничего, что могло бы возвеличить человека; его насаждает, питает и защищает рука самого Господа, и Ему да будет приписана вся слава.

.

922

"Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим"

Псалтирь 91,4

Веришь ли ты, что грехи твои прощены и что Христос полностью очистил тебя от них? Тогда каким же радостным христианином должен ты быть! Как должен ты возвышаться над обыденными искушениями и заботами мира сего! Если грех твой прощен, может ли иметь какое-то значение то, что происходит с тобой сейчас? Лютер говорил: "Бей меня, Господи, бей, ибо грех мой прощен; если только Ты простил меня, бей меня так сильно, как угодно Тебе". Нечто подобное можете сказать и вы: "Пошли мне болезнь, бедность, потери, крест, гонения, как угодно Тебе; Ты простил меня, и душа моя веселится". Христианин, если ты также спасен, если ты веселишься, исполнись благодарности и любви. Прильни к тому Кресту, который удалил грех твой; послужи Тому, Который послужил тебе. "Итак умоляю, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего". Пусть ревностность твоя не испарится в слабом излиянии славословия. Проявляй свою любовь выразительными знаками. Люби братьев Того, Кто возлюбил тебя. Если есть где-нибудь Мемфивосфей, который хром и не может ходить, помоги ему ради Ионафана. Если рядом несчастный удрученный верующий, восплачь с ним и понеси его крест ради Того, Кто плакал за тебя и понес грехи твои. Поскольку ты таким образом благодатью прощен ради Христа, иди и сообщи другим радостную весть о всепрощающем милосердии. Не держи это неизреченное благословение только для себя одного, но поведай всем историю о Кресте. Святая радость и святое дерзновение сделают из тебя прекрасного проповедника, и весь мир станет для тебя кафедрой. Святость, исполненная радости - это самая сильная из проповедей, но Господь должен даровать ее тебе. Моли же о ней в это утро, перед тем как идти в мир. Когда мы радуемся именно о творении Господнем, то нет нужды бояться излишней радости.

.

923

"При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить"

Бытие 24,63

Весьма превосходным было его занятие. Если бы те, кто проводят столько часов в праздных компаниях, развлекательном чтении и бесполезном времяпрепровождении, могли научиться мудрости, они нашли бы более полезное общество и более интересное занятие в размышлении, чем в той суете, которая так очаровывает их сейчас. Мы все знали бы больше, жили бы ближе к Богу и возрастали бы в благодати, если бы проводили больше времени в уединении. Размышление жует жвачку и извлекает подлинные питательные вещества из ментальной пищи, собранной отовсюду. Когда тема размышления Иисус, то оно воистину сладостно. Исаак нашел Ревекку, когда предавался раздумьям в уединении; многие другие нашли своих возлюбленных именно таким образом.

Весьма превосходным был выбор места. В поле мы имеем кабинет, увешанный текстами для размышлений. От кедра до иссопа, от парящего орла до стрекочущего кузнечика, от голубого простора небес до капли росы - все наполнено мудростью, и когда глаз божественным образом открыт, мудрость эта озаряет ум намного ярче, чем когда она берется из написанных книг. Наши тесные комнаты не так полезны, не так впечатляющи, не так приятны и не так вдохновляющи, как поля. Давайте не будем относиться к чему бы то ни было как к грубому или нечистому, но поймем, что все сотворенное указывает на своего Творца, и поле сразу лее станет священным.

Весьма превосходным было время. Час заката, набрасывающий Легкое покрывало на день, приличествует тому душевному покою, когда заботы, порожденные земным, уступают радостям небесного общения. Слава заходящего солнца вызывает в нас изумление, а торжественность приближающейся ночи пробуждает благоговейный страх. Если дела сегодняшнего дня позволят тебе, будет хорошо, дорогой читатель, если ты выделишь один час для прогулки в поле при наступлении вечера; но если нет, то Господь пребывает также и В городе, и Он встретится с тобой в твоей комнате или на оживленной улице. Пусть же сердце твое идет навстречу Ему.

 

924

"Воздайте Господу славу имени Его"

Псалтирь 28,2

Слава Божия есть следствие природы Его и дел Его. Он славен по Своей сущности, ибо в Боге такое обилие всего, что свято, благостно и любезно, что Он не может не быть славным. Действия, которые проистекают из Его сущности, также славны; но в то время как Он хочет, чтобы они являли творению благость, милосердие и справедливость Его, Он равным образом заинтересован в том, чтобы связанная с ними слава воздавалась единственно Ему Самому. В нас нет ничего, чем мы могли бы прославиться, ибо кто отличает нас друг от друга? И что мы имеем, чего бы не получили от Бога всей благодати? Тогда как же мы должны быть озабочены тем, чтобы ходить пред Господом, в смирении! В тот миг, когда мы прославляем самих себя, мы выставляем себя соперниками Всевышнего, поскольку во Вселенной есть место только для одной славы. Однодневному ли насекомому восхвалять себя перед солнцем, которое своим теплом дало ему жизнь? Глиняному ли черепку превозноситься над человеком, изготовившим его на гончарном круге? Пыли ли пустыни бороться с вихрем? Или каплям океана противостоять буре? Воздайте Господу, все вы, праведники, воздайте Господу славу и силу; воздайте Ему честь, которая принадлежит имени Его. Однако, возможно, одна из самых больших трудностей в христианской жизни - это научиться вот этому наставлению: "Не нам, не нам, но имени Твоему слава!" Это урок, которому Бог постоянно нас учит, и учит иногда очень болезненными методами. Стоит христианину начать хвалиться: "Все могу", не добавив: "в укрепляющем меня Иисусе Христе", как очень скоро ему придется простонать: "Ничего не могу!" и раскаяться во прахе. Когда мы делаем что-нибудь для Господа и Он благоволит наше делание принять, положим же венец наш к ногам Его и воскликнем: "Не я, но благодать Божия, которая со мной!"

 

925

"Милость Божия"

Псалтирь 51,8

Поразмышляйте немного о милости Господней. Это - нежная милость. Мягким, любящим прикосновением исцеляет Он сокрушенных сердцем и перевязывает их раны. Он так же милосерден в способе оказания Своей милости, как и в самой милости. Это - великая милость. В Боге нет ничего малого; Его милость такая же, как Он Сам, она - безгранична. Ее невозможно измерить. Его милость так велика, что она прощает великие грехи великим грешникам после великих промежутков времени, а затем оказывает великие благодеяния и великую честь и поднимает нас к великим радостям на великих небесах великого Бога. Это - незаслуженная милость, какой воистину и должна быть всякая подлинная милость, ибо заслуженная милость - это всего лишь перевернутое понятие справедливости. Грешник не имеет никакого права на доброе отношение Всевышнего; если бы бунтовщик был сразу же осужден на вечный огонь, он полностью заслужил бы это; но если он избавлен от гнева, то только всесильная любовь могла найти для этого причину в себе самой, ибо в самом грешнике для этого не было ничего. Это - богатая милость. Некоторые вещи велики, но обладают малой ценностью; эта же милость есть стимулирующее средство для вашего удрученного духа, золотое миро для ваших кровоточащих ран, небесная повязка для ваших сокрушенных костей, царская колесница для ваших усталых ног, лоно любви для вашего трепещущего сердца. Это - многократная милость. Как говорит Буньян: "Все цветы в Божием саду - парные". Не бывает одиночной милости. Вы можете думать, что у вас одна милость, но скоро вы обнаружите, что она стала целой гроздью милостей. Это - изобилующая милость. Миллионы получили ее, но, будучи далекой от того, чтобы иссякнуть, она так же свежа, так же полна и так же благодатна, как и всегда. Это - неизменная милость. Она никогда не оставит тебя. Если милость будет твоим другом, она будет с тобой в искушении, чтобы удержать тебя от падения; она будет с тобой в беде, чтобы сохранить тебя от погибели; будет с тобой живущим, чтобы быть светом и жизнью лица твоего; будет с тобой умирающим, чтобы быть радостью души твоей, когда земное утешение быстро сойдет на нет.

.

926

"Чужеземцы пришли во святилище дома Господня"

Иеремии 51,51

По этой причине лица людей Господних были покрыты позором, ибо было ужасно, что в Святое место, куда могли входить только священники, ворвались чужие люди. Повсюду вокруг нас мы видим такой же повод для печали. Сколько нечестивых людей проходят сейчас обучение с целью посвятить себя служению? Какой вопиющий грех есть эта торжественная ложь, которой все наше население номинально причислено к национальной церкви! Как страшно, что необращенных принуждают соблюдать обряды, и что в среде наиболее просветленных церквей нашей страны так недостает дисциплины. Если те тысячи, которые прочтут эти строки, все вместе воззовут об этом сегодня к Господу Иисусу, Он вмешается и отвратит зло, которое в противном случае постигнет Церковь Его. Осквернять Церковь - это загрязнять колодец, лить воду на огонь, засевать плодородное поле камнями. Пусть всем нам будет дана благодать, чтобы как следует сохранять чистоту Церкви, являясь собором верующих, а не нацией, не сообществом неспасенных и необращенных людей.

Наша ревностность должна, однако, начинаться с нас самих. Давайте проверим себя, имеем ли мы право вкушать пищу за столом Господним. Будем следить за тем, чтобы быть нам одетыми в брачное одеяние, чтобы нам самим не оказаться чужими в святилище Господнем. Много званных, а мало избранных; узок путь и тесны врата. О, испросим же благодати прийти к Иисусу праведно, с верой избранных Божиих. Тот, Кто поразил Озу за его прикосновение к ковчегу, весьма ревнив к двум Своим таинствам; как истинно верующий, я могу свободно приходить к ним; как чужой, я не должен касаться их, чтобы не умереть. Испытание сердца - это обязанность всех, кто принимает крещение и приступает к столу Господнему. "Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое".

.

927

"И станет Он и будет пасти в силе Господней"

Книга пророка Михея 5,4

Владычество Христа над Его Церковью - это владычество Пастыря-Царя. Ему принадлежит верховная власть, но это - главенство мудрого и заботливого пастыря над своей нуждающейся и любящей паствой. Он повелевает - и ему повинуются, но это - добровольное повиновение хорошо досмотренных овец, радостно оказываемое своему возлюбленному Пастырю, Чей голос они так хорошо знают. Он правит силой любви и властью благости.

Его владычество носит практический характер. Сказано: "И стонет Он и будет пасти". Великий Глава Церкви активно занят тем, что заботится о народе Своем. Он не сидит на престоле в праздности и не держит скипетр в бездеятельности. Нет, Он стоит и пасет. Слово "пасти" в оригинале соответствует его греческому аналогу, означающему "пастырствовать", т. е. делать все, что требуется от пастыря: водить, сторожить, оберегать, лечить, ухаживать, так же как и пасти.

Его владычество непрерывно по своей продолжительности. Сказано: "И станет Он и будет пасти", а не "Он будет иногда пасти, и оставит их" или же "Он однажды дарует возрождение, а на следующий день оставит Церковь Свою без присмотра". Глаза Его никогда не смыкает сон, а руки никогда не отдыхают; сердце Его никогда не перестает биться любовью и плечи не устают носить бремена народа Его.

Его владычество всесильно в своих действиях; "Он будет пасти в силе Иеговы". Где Христос, там Бог; и все, что делает Христос, является действием Всевышнего. O! Как радостно сознавать, что Тот, Кто представляет сегодня интересы народа Своего, есть Бог истинный Бога истинного, пред Которым преклонится всякое колено. Блаженны мы, принадлежащие такому Пастырю, Чья человеческая природа общается с нами и Чья божественность охраняет нас. Преклонимся и поклонимся Ему как народ паствы Его.

.

928

"Сладкого певца Израилева"

Вторая Книга Царств 23,1

Среди всех святых, чьи жизни запечатлены на страницах Священного Писания, самым поразительным, многообразным и поучительным жизненным опытом обладает Давид. На его примере мы встречаемся с испытаниями и искушениями, которые не встретишь ни у одного святого древних времен, и потому он - наиболее впечатляющий прообраз Господа нашего. Давид прошел через испытания, которым подвержены люди всех сословий и званий. Цари имеют свои печали - и голову Давида венчала царская корона; у крестьянина свои заботы - и Давид был знаком с пастушьим посохом; скиталец знает свои лишения - и Давид обитал в пещерах Ен-гадди; у вождя свои трудности - и Давид много потерпел от сынов Саруиных. Псалмопевец был также испытуем неверностью со стороны друзей. Его советник Ахитофел оставил его. "Который ел хлеб мой, поднял на меня пяту". Его злейшими врагами были его домашние; его дети были его самым большим бедствием. Искушения бедности и богатства, почести и унижения, здоровья и немощи - все испробовали на нем свою силу. Он знал искушения извне, уносящие его покой, и искушения изнутри, омрачавшие его радость. Не успевал Давид избежать одного испытания, как сразу же попадал в другое; только он выплывал из одного омута уныния и тревоги, как тут же снова ввергался в глубочайшие пучины, и все воды и волны Божий проходили над ним. Вероятно поэтому псалмы Давида вызывают такое единодушное восхищение у всех зрелых христиан. В каком бы состоянии души мы ни находились, будь то наивысшая радость или глубокая депрессия, Давид с точностью описал наши чувства. Он был глубоким знатоком человеческого сердца, потому что прошел лучшую из школ - школу прочувствованного сердцем личного опыта. Так как мы обучаемся в этой же школе, так как созреваем в благодати и взрослеем годами, то все выше ценим псалмы Давида и находим в них "злачные пажити" для себя. Душа моя, пусть же опыт Давида воодушевит и наставит тебя в этот день.

.

929

"И кто напояет других, тот и сам напоен будет"

Книга Притчей Соломоновых 11,25

Нам преподан здесь великий урок: чтобы получать, нужно отдавать; чтобы собирать, нужно разбрасывать; чтобы стать счастливым, нужно давать счастье другим; и чтобы стать духовно крепким, нужно искать духовного блага для других. Напояя других, мы напояем самих себя. Каким образом? - Наши усилия быть полезными порождают в нас силу для того, чтобы быть полезными. В нас есть скрытые таланты и дремлющие способности, которые выявляются в результате нашей деятельности. Сила наша сокрыта даже от нас самих, пока мы не отважимся вступить в битву Господню или же взойти на горы наших трудностей. Мы не осознаем, каким нежным состраданием мы располагаем, пока не попытаемся отереть слезы вдовы и смягчить горе сироты. Пытаясь научить других, мы часто обнаруживаем, что сами получаем наставления. О, какие благодатные уроки получили некоторые из нас у постели больного! Мы шли учить Писаниям - мы возвращались, краснея, что так слабо их знаем. Во время наших бесед с бедными святыми мы более совершенно для нас самих научаемся пути Божиему и глубже проникаем в Божественную истину. Так что напоение нами других делает нас смиренными. Мы узнаем, как много благодати там, где мы не искали; и как значительно бедный святой может превосходить нас в познании. Наше собственное утешение также возрастает, когда мы трудимся для других. Мы стараемся ободрить их, и это радует наше собственное сердце. Как двое людей в снегу: один растирал другого, чтобы спасти его от смерти, и, делая так, поддерживал собственное кровообращение и спасал собственную жизнь. Бедная вдова из Сарепты уделила из своих скудных запасов для нужд пророка и с того дня никогда больше не знала, что такое нужда. Поэтому давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною.

.

930

"Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви"

Песни Песней 5,8

Каковы слова верующего, жаждущего общения с Иисусом; он изнемогает по Господу своему. Благословенные души никогда не ощущают полного покоя, если не находятся в состоянии близости ко Христу, ибо, когда они удалены от Него, они теряют покой. Чем ближе к Нему, тем ближе к совершенному миру небес; чем ближе к Нему, тем сердце полнее не только миром, но жизнью, энергией и радостью, ибо все это зависит от постоянного общения с Иисусом. Что солнце для дня, что луна для ночи, что роса для цветка, то Иисус Христос - для нас. Что хлеб для голодного, одежда для голого, тень от высокой скалы для путника в земле жаждущей, то Иисус Христос - для нас; и поэтому, если мы не чувствуем нашего единства с Ним, то неудивительно, что дух наш взывает словами песни: "Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного 'моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви". Это пылкое стремление к Иисусу сопряжено с благословением: "Блаженны алчущие и жаждущие правды", и поэтому превыше всего блаженны жаждущие Праведного. Благословен этот голод, так как он от Бога: если я не могу обрести полностью расцветшее блаженство насыщения, я буду, опустошенный и жаждущий, искать того же блаженства в его сладостных полураспустившихся бутонах, пока не насыщусь Христом. Если я не могу питаться Иисусом, то алкать и жаждать Его означает быть рядом с небом. Святость осеняет этот голод, поскольку он сверкает среди блаженств Господа нашего. Но это благословение включает в себя обетование. Такие алчущие "насытятся" тем, чего они желают. Если Христос таким образом заставляет нас жаждать Себя, то Он обязательно удовлетворит эту жажду; и когда Он придет к нам - а Он обязательно придет - о, как это будет восхитительно!

.

931

"И не услышится в нем более голос плача и голос вопля"

Книга пророка Исаии 65,19

Прославленные больше не плачут, ибо все внешние причины для скорби исчезли. На небе не бывает распавшейся дружбы и разбитой надежды. Бедность, голод, опасность, гонения и клевета там неведомы. Не мучает боль и не печалит мысль о смерти или утрате. Прославленные больше не плачут, ибо совершенно освящены. Никакое "сердце лукавое и неверное" не склоняет их отпасть от Бога живого; они непорочны перед престолом Его и полностью уподоблены образу Его. Не без основания перестают скорбеть те, кто перестал грешить. Они больше не плачут, потому что весь страх перемен уже в прошлом. Они знают, что они навеки в безопасности. Грех - снаружи, а они заперты изнутри. Они пребывают в Граде, который никогда не узнает осады; греются на солнце, которое никогда не зайдет; пьют из реки, которая никогда не обмелеет; срывают плоды с дерева, которое никогда не усохнет. Бесчисленное количество раз обернет свой круг время, но ему не исчерпать вечность; и пока она существует, их бессмертие и блаженство пребудут вместе с ней. Они - навеки с Господом. Они больше не плачут, потому что всякое их желание исполнено. У них есть все, что они только могут пожелать. Глаз и ухо, рука и сердце, здравый смысл, воображение, надежда, желание, воля - все способности полностью удовлетворены; и хотя несовершенно наше теперешнее знание того, что Бог уготовил любящим Его, все же по откровению Духа мы достаточно хорошо знаем, что святые на небесах находятся на верху блаженства. Радость Христова, эта безграничная полнота восторга, пребывает в них. Они купаются в бездонном, безбрежном море безграничной красоты. Такой же радостный покой остается и для нас. Он не может быть слишком далеким. Скоро вместо плакучей ивы будет пальмовая ветвь победы, а капли горестной росы претворятся в жемчужины вечного блаженства. "Итак утешайте друг друга сими словами".

.

932

"Перед ними пойдет стенорушитель"

Книга пророка Михея 2,13

Так как перед нами прошел Иисус, то все теперь стало другим. Он победил всякого врага, преграждавшего путь. Ободрись же, о малодушный воин. Христос не только прошел этой дорогой, но Он поразил врагов твоих. Ты страшишься греха? Он пригвоздил его к Своему кресту. Ты боишься смерти? Он смертию смерть попрал. Тебя пугает ад? Он преградил в него вход для любого из детей Своих; они никогда не увидят эту гибельную пропасть. Какие бы враги не оказались у христианина, все они побеждены: львы - но клыки их сокрушены; змеи - но их ядовитые зубы вырваны; реки - но через них положены мосты и наведены переправы; пламя - но мы одеты в необыкновенное одеяние, делающее нас неуязвимыми для огня. Меч, который был выкован против нас, уже затуплен; военное снаряжение, что готовит против нас враг, уже утратило свою действенность. В лице Христа Бог лишил силы все, что может повредить нам. Поэтому армия может безопасно продвигаться вперед, и вы можете радостно продолжать свое шествие, ибо все враги ваши заранее побеждены. Вам остается только пойти и взять добычу! Они разбиты, они покорены; все, что вам надлежит сделать, это поделить трофеи. Это правда, что вам часто еще придется вступать в сражения, но вы будете биться с побежденным врагом. Голова его сокрушена; он может попытаться ранить вас, но у него не хватит сил для своего злого замысла. Победа ваша будет легкой, а сокровища ваши - бесчисленными.

"Прославь Стенорушителя
как своего Спасителя!
О Нем всегда прекрасно говорят:
Он рушит смерть, и грех, и зло и ад!"

.

933

"Плоды ее сладки для гортани моей"

Песни Песней 2,3

Писание говорит о вере, облекая ее в образы всех чувств. Она есть зрение. "Ко Мне обратитесь, и будете спасены". Она есть слышание. "Послушайте, и жива будет душа ваша". Она есть обоняние. "Все одежды Твои, как смирна и алой и касия"; "имя Твое - как разлитое миро". Вера - это также духовное осязание. Верой женщина подошла и коснулась края одежды Христа, и верой мы касаемся истин благого глагола жизни. Вера есть также вкус духа. "Как сладки в гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим". "Если человек не будет есть Плоти Моей, - сказал Христос, - и пить Крови Моей, то не будет иметь в себе жизни".

Этот "вкус", или "вкушение", есть вера в одном из ее наивысших действий. Одно из первых проявлений веры есть слышание. Мы слышим голос БОЖИЙ не только наружным, но и внутренним слухом; мы слышим его как Слово Божие и верим, что оно таковым и является; это есть "слышание" веры. Затем разум наш осматривает истину такой, какой она нам представлена, то есть мы осознаем ее, постигаем ее смысл; это есть "видение" веры. Потом мы открываем для себя ее многоценность; начинаем восхищаться ею и находим, как она благоуханна; это есть вера в своем "обонянии". После этого мы принимаем милости, уготованные для нас во Христе; это - вера в ее "осязании". Отсюда следуют блаженства, мир, радость, общение; которые суть вера в ее "вкушении". Любое из этих действий веры спасительно. Услышать голос Христа как истинный голос Бога в душе нашей - значит обрести спасение; но подлинное наслаждение дает та сторона веры, в которой Христос святым вкушением принимается внутрь нас и через внутреннее и духовное постижение сладости и многоценности Его делается пищей для душ наших. Именно тогда "в тени Его любим мы сидеть, и плоды Его сладки для гортани нашей".

.

934

"Заповедал навеки завет Свой"

Псалтирь 110,9

Люди Божии находят для себя радость в самом завете. Для них он - неиссякаемый источник утешения всегда, когда Дух Святой вводит их в Свой дом пира, развевая Свое знамя любви. Они рады созерцать древность этого завета, помня, что еще до того, как дневное светило заняло свое место на небе, а планеты начали свой бег вокруг него, интересы святых были надежно соблюдены во Христе Иисусе. Особенно приятно им, размышляя о "неизменных милостях, обещанных Давиду", вспоминать о верности завета. Им радостно праздновать его как "подписанный, скрепленный печатью, утвержденный и совершенный во всем". Сердца их часто наполняются восторгом, когда они думают о его непреложности; как о завете, который никогда не смогут нарушить ни время, ни вечность, ни жизнь, ни смерть; о завете, ветхом как вечность и непреходящем как твердыня вечная. Они рады также восхищаться полнотой этого завета, ибо видят, что в нем они получают все. Бог есть удел их, Христос - соучастник их, Дух - Утешитель их, земля - их временное жилище, а небо - дом их. Они видят в завете наследие, сохраняемое и уготованное для каждой души, которая упомянута в его древней и вечной дарственной. Глаза их просияли, когда они увидели ее - этот драгоценный клад! - в Библии; но о! как возрадовались души их, когда в последнем завещании и завете их Божественного родственника они увидели, что это сокровище завещано им! Особое удовольствие для народа Божия - созерцать благодатность завета. Они видят, что закон лишен силы, потому что был законом дел и зависел от заслуг, завет же они считают непреходящим, потому что благодать - основа, благодать - условие, благодать - сила, благодать - оплот, благодать - созидание, благодать - вершина. Завет - это сокровищница богатств, житница пропитания, источник жизни, хранилище спасения, хартия мира и пристань радости.

.

935

"И доколе будет он не верить мне?"

Числа 14,11

Со всем усердием, вашим старайтесь избегать это чудовище - неверие. Оно так бесчестит Христа, что Он лишит нас Своего видимого присутствия, если мы будем потворствовать неверию, оскорбляя этим Его. Это правда, что это сорняк, семена которого мы никогда не сможем полностью удалить из почвы, но корень его мы должны искать со всем рвением и настойчивостью. Из всего ненавистного неверие следует ненавидеть больше всего. Его вредоносная природа так ядовита, что тот, кто проявляет ее, и тот, в отношении кого она проявляется, оба поражаются ею. В твоем случае, о верующий, неверие в высшей степени порочно, ибо милости Господа твоего, совершенные в прошлом, умножают твою вину, когда ты сомневаешься в Нем теперь. Когда ты так не доверяешь Господу Иисусу, у Него есть полное основание воскликнуть: "Смотри - Я придавлен тобой, как бывает придавлена повозка, доверху нагруженная снопами". Это - увенчивание Его головы самым колючим терном. Весьма жестоко со стороны горячо любимой жены не доверять доброму и верному мужу. Этот грех бессмыслен, безрассуден и ничем не оправдан. Иисус никогда не давал ни малейшего повода для подозрения, и трудно терпеть неверие со стороны тех, к кому мы относимся с неизменной любовью и искренностью. Иисус - Сын Всевышнего, и располагает несметным богатством; позорно сомневаться во Всемогуществе и не доверять Вседостаточности. Скот, пасущийся на тысяче холмов, удовлетворит наш самый ненасытный голод, и житницы небес также не могут быть нами опустошены. Если бы Христос был лишь вместилищем, мы скоро исчерпали бы Его полноту, но кто может осушить источник? Мириады духов получали свое питание от Него, и ни один из них не роптал о скудости Его запасов. Так гоните же прочь этого лживого предателя - неверие, ибо его единственная цель - разорвать узы общения и заставить нас горько оплакивать разлуку со Спасителем. Буньян говорит нам, что у неверия, "как у кошки, несколько жизней". Если так, то давайте сейчас умертвим одну его жизнь и продолжим эту работу, пока все девять не будут мертвыми. Прочь же, предатель, ты ненавистен моему сердцу.

.

936

"Елей для светильника"

Исход 25,6

Душа моя, как же велика твоя потребность в елее, ибо светильник твой недолго будет гореть без него. Огарок твой задымит и превратится в соблазн, если погаснет свет, а он погаснет, если иссякнет елей. Ты не располагаешь источником елея, бьющем в твоем человеческом естестве, и поэтому ты должна пойти к продающим его, чтобы купить, иначе тебе придется воскликнуть, как воскликнули неразумные девы: "Светильники наши гаснут". Даже освященные светильники не могли давать свет без елея; хотя они горели в скинии, в них нужно было подливать его; хотя злые ветры не дули на них, их нужно было поправлять, и так же велика и твоя нужда в этом. Даже в самых благоприятных обстоятельствах ты не сможешь давать свет и одним часом дольше, если не будет дан тебе новый елей благодати.

Не всякий елей мог использоваться в служении Господнем; ни нефть, которую обильно источает земля, ни рыбий жир, ни масло, полученное из орехов, не были пригодны; только один вид масла был отобран, это было лучшее оливковое масло. Обманчивая благодать от природной добродетели, мнимая благодать от рук священника, воображаемая благодать от внешних ритуалов никогда не удовлетворят истинного праведника Божия; он знает, что Господь не благоволит к рекам такого елея. Он идет к Гефсиманскому точилу и пополняет свой запас от Того, Кто был сокрушен в нем. Елей евангельской благодати чист и свободен от примесей и осадков, и поэтому свет, питаемый им, также чист и ярок. Наши церкви - это золотые подсвечники Спасителя, и если им надлежит быть светом в этом темном мире, им нужно много святого елея. Помолимся же за нас самих, за наших служителей и за наши церкви, чтобы никогда у них не кончался елей для света. Истина, святость, радость, знание, любовь - все это лучи священного света, но мы не можем произвести их, если в личном общении не получим елей от Бога Духа Святого.

.

937

"Помилуй меня, Боже"

Псалтирь 50,1

Когда доктор Кэри тяжело заболел, его спросили: "Если эта болезнь окажется роковой, какое место из Библии вы бы предпочли в качестве темы для надгробной проповеди?" Он ответил: "Я думаю, что такая жалкая грешная тварь не достойна того, чтобы о ней говорили, но если надгробная проповедь обязательна, то пусть она будет на слова: "Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои"". В таком же смиренном духе он указал в своем завещании, чтобы на его надгробии была высечена следующая надпись:

УИЛЬЯМ КЭРИ
родился 17 августа 1761 года
умер _ _ _ _
"В Твои милосердные руки
предал себя жалкий червь"

и больше ничего.

Только опираясь на благодать, могут приблизиться к своему Богу самые изведанные и самые почитаемые святые. Лучшие из людей лучше других осознают, что они всего лишь люди. Пустые лодки плавают, возвышаясь над водой, но тяжело нагруженные суда низко оседают; формально верующие могут хвалиться, но истинные дети Божий взывают о милости по причине своей бесполезности. Мы нуждаемся в том, чтобы Господь проявил милость к нашим добрым делам, нашим молитвам, нашим проповедям, к нашим милостыням и ко всему самому святому, что у нас есть. Кровью кропились не только косяки дверей домов Израильских, но и святилище, очистилище и жертвенник, потому что, поскольку грех вторгается в наше самое святое, для очищения его от скверны нужна Кровь Иисуса. Если необходимо, чтобы милость была проявлена в отношении наших обязанностей, то что говорить о наших грехах? Как приятно помнить, что неисчерпаемая милость готова благодатно снизойти к нам, чтобы уврачевать отпадения наши и заставить наши сокрушенные кости возрадоваться!

.

938

"Уповай на Господа" [Синодальный перевод стиха - "Надейся на Господа"]

Псалтирь 26,14

Упование может показаться легким делом, но это одно из тех положений, которые христианин - воин осваивает в результате нескольких лет учения. Марши и марш-броски даются воинам Божиим намного легче, чем положение по стойке смирно. Бывают часы замешательства, когда самый ревностный дух, страстно желающий служить Господу, не знает, как себя вести. Что ему в таком случае делать? Изнурять себя отчаянием? Трусливо броситься назад? В страхе свернуть направо или самоуверенно ринуться вперед? Нет, просто уповать. Однако, уповать в молитве. Воззовите к Богу и откройте Ему все; расскажите Ему о вашем затруднении и сошлитесь на Его обещание о помощи. Когда приходится выбирать одну из двух обязанностей, хорошо быть смиренным как дитя и в простоте души уповать на Господа. Для нас окажется несомненным благом, когда мы почувствуем и осознаем нашу собственную глупость и искренне возжелаем водительства Божия. Но уповайте с верой. Выказывайте свою непоколебимую уверенность в Нем, ибо недоверчивое сомневающееся упование есть оскорбление для Господа. Веруйте, что, даже если Он заставит вас ждать до полуночи, он все равно придет в урочный час; озарение придет, не замедлит. Уповайте в спокойном терпении, не возмущаясь на постигшее вас страдание, но благословляя за него Бога. Никогда не ропщите на побочные причины, как роптали дети Израиля на Моисея; никогда не желайте вернуться в мир, но принимайте все как есть; и все как есть, искренне и просто, отвергнув всякое своеволие, отдайте в руки вашего Бога завета, говоря: "Да будет не моя, а Твоя воля, Господи. Я не знаю, что мне делать. Мое положение безвыходно, но я подожду, пока Ты разделишь поток или прогонишь врагов моих. Я буду ждать все назначенные Тобою дни, ибо сердце мое утверждено только в Тебе, о Боже, и дух мой ожидает Тебя в полной уверенности, что Ты еще будешь моей радостью и спасением, моим прибежищем и моей крепкой башней".

.

939

"Будут надеяться на мышцу Мою"

Книга пророка Исаии 51,5

В часы суровых испытании ничто на земле не может служить для христианина поддержкой, и потому он вынужден полагаться только на Бога. Когда судно его кренится на бок и, кажется, вот-вот перевернется, и никакая человеческая помощь невозможна, он должен искренне и всецело довериться провидению Божию и Его заботе. Блажен шторм, который выносит человека на такую скалу, как эта! Благословен ураган, который гонит душу к Богу и только к Богу! Иногда мы не можем пробраться к Богу из-за множества окружающих нас друзей; но когда человек так беден, так одинок, так беспомощен, что ему не к кому обратиться, он бросается к своему Отцу и благословенным образом оказывается в Его объятиях! Если он обременен такими неотступными и личными бедами, что не в состоянии поведать о них никому кроме Бога своего, он может быть благодарен за них; ибо теперь он узнает о Господе своем больше, чем в любое другое время. О, гонимый бурями верующий, блаженно то несчастье, которое приводит тебя к Отцу твоему! Теперь, когда Бог - твое единственное упование, смотри, чтобы доверие твое к Нему было полным. Не унижай своего Господа и Учителя недостойными сомнениями и страхами, но пребудь твердым в вере, воздав славу Богу. Покажи миру, что для тебя Бог твой - как десять тысяч миров. Покажи богатым, как ты богат в твоей бедности, когда Господь Бог - твой помощник. Покажи сильным, как ты силен в твоей слабости, когда ты под мышцами вечными. Теперь время для подвигов веры и доблестных поступков. Будь сильным и мужественным, и Господь Бог твой - так же несомненно, как Он воздвиг небеса и землю - прославит Себя в твоей слабости и возвеличит силу Свою в твоей горести. Небесный свод потерял бы свое величие, если бы его поддерживал простой видимый столп, и вера твоя лишилась бы своей славы, если бы опиралась на что-либо различимое для плотского глаза. Пусть же Дух Святой сподобит тебя пребыть в Иисусе в этот последний день месяца.

.

940

"Ты руководишь меня советом Твоим, и потом примешь меня в славу"

Псалтирь 72,24

Псалмопевец чувствовал потребность в божественном водительстве. Он только что убедился в неразумии своего сердца, и чтобы оно более не совращало его с пути истины, решил, что с сего момента руководить им должен совет Божий. Осознание собственной глупости - это большой шаг к мудрости, если он заставляет нас полагаться на премудрость Господню. Слепой опирается на руку друга и благополучно добирается до дома, так же и мы должны безоговорочно отдаться божественному водительству, ни в чем не сомневаясь, будучи уверенными, что, хотя мы сами и не в состоянии видеть, все же всегда безопасно доверять всевидящему Богу. 'Ты руководишь" - слова эти благословенным образом выражают уверенность. Давид был уверен, что Господь не откажется снизойти до такого труда. Это слово для тебя, о верующий, пребудь же в нем. Будь уверен, что Бог Твой будет твоим Советником и Другом; Он будет руководить тебя, Он сделает прямыми все пути твои. В Его записанном Слове заверение это частично исполнено, ибо Священное Писание - это Его совет для тебя. Блаженны мы, имея Слово Божие, которое всегда руководит нами! Кем был бы моряк без компаса? И кем были бы христиане без Библии? Это - безошибочная морская карта, на которой указана каждая мель и нанесены все маршруты, ведущие от песков погибели к пристани спасения, отмеченные Тем, Кто знает весь путь. Благословен Ты, о Боже, что мы можем доверить Тебе наше водительство сейчас и даже до самого конца! После такого водительства на протяжении всей жизни псалмопевец предвкушает в конце ее божественное принятие: "и потом, примешь меня в славу". О, какая превосходная мысль для тебя, верующий! Бог Сам примет тебя в славу! Тебя - блуждающего, ошибающегося, сбивающегося с пути - все же Он приведет тебя в конце концов к слове! Это удел твой; живи им сегодня, и если трудности окружат тебя, шествуй в силе сегодняшнего стиха прямо к Престолу.

.

941

"Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней"

Евангелие от Марка 1,30

Весьма интересен этот беглый взгляд на происходящее в доме рыбака-апостола. Мы сразу же видим, что семейные радости и заботы не мешают полноценному служению; более того - поскольку они дают нам возможность лично засвидетельствовать милосердное действие Господа на нашу собственную плоть и кровь, - они могут наставить учителя даже лучше, чем любая другая мирская наука. Паписты и разного рода фанатики могут осуждать брак, но истинное христианство и семейная жизнь прекрасно гармонируют друг с другом. Дом Петра был скорее всего бедной лачугой рыбака, но Господь славы вошел в нее, оставался в ней и совершил в ней чудо. Если нашу книгу читают в это утро в каком-нибудь весьма убогом жилище, то пусть вышеприведенный факт побудит его обитателей искать присутствия Царя Иисуса. Бог чаще бывает в скромных хижинах, чем в богатых дворцах. Иисус осматривает сейчас вашу комнату и готовится совершить для вас благодеяние. В дом Симона вошла болезнь: горячка в тяжелой форме свалила его тещу; и как только пришел Иисус, ему рассказали о тяжелом горе, и Он поспешил к кровати больной. В вашем доме тоже болезнь? Тогда в Иисусе вы найдете самого лучшего врача, сразу же идите к Нему и расскажите обо всем. Незамедлительно поведайте Ему о вашей проблеме. Она касается одного из Его людей и потому не останется без Его внимания. Обратите внимание, что Спаситель тотчас исцелил женщину; никто не умеет врачевать так, как Он. Мы не можем с уверенностью утверждать, что Господь тотчас избавит от всех болезней тех, кого мы любим, но мы можем быть уверены, что молитва за больного, исполненная веры, способна намного больше, чем что-либо другое на земле, принести выздоровление; и там, где этого не происходит, мы должны смиренно склониться пред волей Того, Кем определяются жизнь и смерть. Чуткое сердце Иисуса готово выслушать скорби наши, изольем же их в Его терпеливое ухо.

.

942

"Ты, которого любит душа моя"

Песни Песней 1,6

Прекрасно, когда ты можешь без всяких "если" и "но" сказать о Господе Иисусе: "Ты, Которого любит душа моя". Многие могут сказать об Иисусе лишь то, что они надеются, что любят Его; они верят, что любят Его; но только скудный и поверхностный дух может удовлетвориться этим. Никому не следует духовно успокаиваться, пока он не почувствует себя совершенно уверенным в этом жизненно важном вопросе. Мы не должны удовлетворяться поверхностной надеждой, что Иисус любит нас, и голой верой, что мы любим Его. Древние святые вообще не говорили: "если", "но", "думаю", "верю", но высказывались определенно и ясно. "Ибо я зною, в Кого уверовал", - говорил Павел. "А я зною, Искупитель мой жив", - говорил Иов. Добейтесь твердого знания о вашей любви к Иисусу и не успокаивайтесь, пока не сможете говорить о вашем чувстве к Нему как о реальности, в которой вы удостоверились, приняв свидетельство Духа Святого, так же как и печать Его на душу вашу через веру.

Истинная любовь ко Христу всегда есть действие Духа Святого и должна быть произведена в вашем сердце Им же. Он - ее побудительная причина; но логическая причина, объясняющая, почему мы любим Иисуса, кроется в Нем. Самом. Почему же мы любим Иисуса? Потому что сначала Он возлюбил нас. Почему мы любим Иисуса? Потому что "Он отдал Себя Самого за нас". Через смерть Его мы имеем жизнь, через кровь Его мы имеем мир. Хотя Он был богат, все же ради нас Он стал бедным. Почему мы любим Иисуса? Из -за непревзойденности личности Его. Мы наполнены восприятием красоты Его! восхищением обаяния Его! осознанием безграничного совершенства Его! Величие, благость и прелесть Его, соединенные в один блестящий луч, очаровывают и пленяют душу, пока она не воскликнет в безудержном восторге: "Весь Он - любезность!" Блаженна эта любовь - любовь, которая опутывает сердце цепями, более нежными, чем шелк, и все же более прочными, чем алмаз!

.

943

"Хочу, очистись"

Евангелие от Марка 1,41

В первозданной тьме раздалось повеление Всемогущего: "Да будет свет", и тотчас был свет; и слово Господа Иисуса также величием равно тому древнему слову власти. У Искупления, как и у Сотворения, есть свое слово силы. Иисус говорит, и - совершается. Проказа не поддавалась человеческому лечению, но тотчас исчезла при слове Господа: "хочу". Болезнь не подавала никаких обнадеживающих знаков или признаков выздоровления, природа ничем не помогала собственному исцелению, но это ничем не вооруженное слово совершило весь труд сразу и навсегда. Грешник находится в более плачевном состоянии, чем прокаженный; так пусть же он повторит пример последнего и подойдет к Иисусу, "умоляя Его, и падая перед Ним на колени". Пусть он проявит ту небольшую веру, которая у него есть - даже если ее хватит лишь на то, чтобы сказать: "Господи, если хочешь, можешь меня очистить" - и не будет нужды сомневаться в результате. Иисус исцеляет всех, кто приходит к Нему, и никого не изгоняет вон. Читая главу, из которой взят наш сегодняшний стих, следует благоговейно отметить тот факт, что Иисус коснулся прокаженного. Этот нечистый человек нарушил установления обрядового закона и проник в дом, но Иисус не только не упрекнул его, но и Сам нарушил закон, чтобы исполнить его просьбу. Он произвел с прокаженным взаимный обмен, ибо когда очищал его, то через прикосновение осквернил Себя (согласно закону, данному в книге Левит). Именно так Иисус Христос, не знавший в Себе греха, был соделан грехом за нас, чтобы мы сделались праведностью Божией в Нем. О, если бы несчастные грешники обратились к Иисусу, веруя в силу благословенного заместительного подвига Его, они бы скоро познали силу Его милосердного прикосновения. Эта рука, умножившая хлебы, спасшая утопающего Петра, поддерживающая страждущих святых, увенчивающая верующих, эта самая рука прикоснется к каждому взыскующему Бога грешнику и в один миг очистит его. Любовь Иисусова - это источник спасения. Он любит нас, Он взирает на нас, Он прикасается к нам - МЫ ЖИВЕМ.

 

944

"Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских"

Псалтирь 119,5

Будучи христианином, вам приходится жить в окружении нечестивого мира, и мало толку от того, что вы кричите: "Горе мне". Иисус не молился о том, чтобы вы были взяты из мира; и того, о чем Он не молился, вам не следует желать. Намного лучше, облекшись силой Господней, встречать трудности и прославлять Его в них. Враг постоянно следит за тем, чтобы уличить нас в непоследовательности, будьте же поэтому воистину святыми. Помните, что вы на виду у всех, и от вас ждут большего, чем от других. Старайтесь не давать повода для порицаний. Пусть благость ваша будет единственным недостатком, который смогут обнаружить в вас. Подобно как о Данииле, пусть скажут о вас: "Не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдем его против него в законе Бога его". Стремитесь быть полезными, также как и последовательными. Возможно, вы думаете: "В более благоприятных обстоятельствах, я мог бы послужить делу Господнему, но сейчас я не могу сделать ничего хорошего"; но чем хуже люди, среди которых вы живете, тем больше они нуждаются в вашем труде; если они строптивы, тем большая необходимость для вас их обуздать; и если они развращены, тем насущнее для вас обратить их гордые сердца к истине. Где должен быть врач, как не там, где много больных? Где завоевывается слава воина, как не в жесточайшем огне сражения? И когда вы устанете от борьбы и от греха, окружившего вас со всех сторон, вспомните, что такому же испытанию подвергались все святые. Не на перинах вознеслись они к небу, и вы не должны ожидать, что путь ваш будет легче, чем их. Им приходилось смертельно рисковать жизнью на возвышенных местах, и вы не получите венец, пока также не выдержите трудности, как добрый воин Иисуса Христа. Поэтому "бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды".

.

945

"Среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире"

Филиппийцам 2,15

Мы пользуемся светильниками, чтобы делать окружающее видимым. Христианин должен так сиять в своей жизни, чтобы никто не смог прожить с ним неделю, не познав Благой вести. Речь его должна быть такой, чтобы все окружающие его ясно поняли, чей он и кому служит, а в его ежедневных делах видели отражение образа Иисуса. Светильники предназначены для водительства. Нам надлежит помогать тем вокруг нас, кто находится во тьме. Наш долг - протянуть им Слово жизни. Мы должны указать грешникам на Спасителя, а утомленным - на божественное место покоя. Люди иногда читают Библию, но не могут понять ее. Мы должны быть готовы, подобно Филиппу, наставить интересующегося в понимании Слова Божия, пути спасения и благочестивой жизни. Светильник также используется для предостережения. На наших скалах и мелях обязательно должен быть возведен маяк. Христиане должны знать, что повсюду в мире полно ложного света и поэтому нужен свет истинный. Вредители сатаны всегда на ногах, склоняя нечестивых ко греху, замаскированному под удовольствие; они дают ложный свет, поэтому наш долг - зажечь истинный свет на каждой опасной скале, четко обозначить каждый грех и рассказать, к чему он ведет, так чтобы нам быть чистыми от крови всех людей, сияя, как светила в мире. Светильники оказывают также ободряющее воздействие; равным образом - и христиане. Христианин должен быть утешителем с добрым словом на устах и сочувствием в сердце; где бы он ни был, он должен нести солнечный свет и распространять вокруг себя счастье.

"Да пребудет Дух во мне,
Чтоб я был как Он; на мне
Пусть Он явит благодать,
Чтобы мог я исцелять
И делами всеми тоже
На Иисуса был похожим".

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz