Чарльз Г.Сперджен 

Малые проповеди 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 896

"Вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою"

Второзаконие 5,24

Великий замысел Божий во всех делах Его заключается в том, чтобы проявлялась слава Его. Любая цель, меньшая чем эта, была бы недостойна Его. Но как Слава Божия может быть явлена таким падшим созданиям, как мы? Человеческий глаз не чист, он всегда боковым зрением обращен к собственной славе, слишком высоко оценивает собственные силы и потому не пригоден для созерцания славы Господней. Отсюда ясно, что "я" должно сойти с дороги, чтобы освободить место для прославления Бога; это и есть причина того, что Он часто помещает людей Своих в тяжелые обстоятельства, дабы, поняв свою глупость и слабость, они обрели способность увидеть величие Божие, когда Он придет, чтобы освободить их. Тот, чья жизнь - это ровная и гладкая стезя, увидит не много славы Господней, ибо у него мало поводов для самоопустошения и, следовательно, малая способность наполнения себя откровением Божиим. Плавающие по небольшим потокам и мелким ручьям очень мало знают о Боге бурь; но "производящие дела на больших водах" видят "чудеса Его в пучине". Среди огромных атлантических волн лишений, нищеты, искушений и злословии мы познаем силу Иеговы, потому что ощущаем человеческую ничтожность. Поэтому слава Богу, если ты был вынужден идти трудной дорогой: именно это дало тебе возможность на деле испытать величие и благость Божий. Твои беды обогатили тебя знанием, которое невозможно получить иначе; твои испытания были расселиной скалы, в которую Бог поставил тебя, как когда-то раба Своего Моисея, чтобы ты мог видеть, как проходит слава Его. Хвали Бога, что не оставлен ты во тьме и неведении, которые могло бы навлечь на тебя продолжительное благоденствие, но что в великом подвиге страданий обрел ты способность видеть сияние славы Его в удивительных деяниях, совершаемых Им для тебя.

.

897

"Который есть залог наследия нашего"

Послание Ефесянам 1,14

О! Какое просветление, какие радости, какое утешение, какой сердечный восторг испытывает человек, который научился жить Иисусом и только Иисусом. И все же в этой жизни наше осознание многоценности Христа в лучшем случае несовершенно. Как заметил один из древних авторов: "Это всего лишь вкус!" Мы вкусили, что "благ Господь", но мы еще не знаем, насколько Он благ и милостив, хотя то, что мы знаем о Его сладостности, заставляет нас страстно желать еще большего. Мы попробовали первые плоды Духа, и они возбудили в нас голод и жажду полноты небесного урожая. Мы стенаем в душе, ожидая усыновления. Здесь мы подобны Израилю в пустыне, имевшему только одну виноградную кисть Есхола, там - мы будем в самом винограднике. Здесь мы видим падающую манну, мелкую как семя кориандра, но там мы будем есть хлеб небесный и произведения земли Царства. Сейчас мы всего лишь новички в духовном образовании; ибо, хотя мы и выучили первые буквы алфавита, мы еще не умеем читать слова и еще менее способны составлять предложения; но, как кто-то сказал: "Кто пробыл только пять минут на небе, тот знает больше, чем весь собор святых на земле". Сейчас у нас много неудовлетворенных желаний, но скоро каждое из них исполнится; и все наши способности найдут самое благотворное применение в вечном мире радости. О христианин, потерпи еще несколько лет, и ты увидишь небо. Очень скоро ты будешь избавлен от всех твоих напастей и бед. Глаза твои, наполненные сейчас слезами, больше не будут плакать. В невыразимом восхищении ты будешь взирать на великолепие Восседающего на престоле. Более того, на престоле Его будешь сидеть и ты. Торжество славы Его будет разделено с тобой; Его венец, Его радость, Его рай - все это будет твоим, и ты будешь сонаследником с Тем, Кто есть наследник всего.

.

898

"Покачает вслед тебя головою дочь Иерусалима"

Книга пророка Исаии 37,22

Успокоенные Словом Господним, несчастные испуганные граждане Сиона исполнялись смелостью и презрительно качали головами на хвастливые угрозы Сеннахирима. Сильная вера позволяет рабам Божиим взирать со спокойным презрением на своих самых надменных врагов. Мы знаем, что наши враги пытаются сделать Невозможное. Они стремятся уничтожить вечную жизнь, которая не может быть уничтожена, пока жив Христос; разрушить крепость, которую не одолеют врата ада. Они наталкиваются на ранящие их острия пик и расшибаются о выступы щита Иеговы.

Мы знаем их слабость. Кто они, как не люди? И что есть человек, как не червь? Они ревут и вздымаются, как волны морские, пенящиеся срамотами своими. Когда восстанет Господь, они разлетятся, как прах перед "Лицем ветра, и сгорят, как трескучий терновый хворост. Их совершенная неспособность повредить делу Божиему и истине Его может рассмешить даже самых слабых воинов в Сионских рядах.

Но главное - мы знаем, что Всевышний с нами. А когда Он облекается во всеоружие, где оказываются Его враги? Если Он сдвинется со Своего места, глиняные черепки недолго будут препираться со своим Творцом. Железный жезл Его разобьет их вдребезги, как сосуды горшечника, и само воспоминание о них исчезнет с земли. Так прочь, все страхи; Царство - нерушимо в руках Царя. Будем кричать от радости, ибо Господь царствует, и враги Его будут как солома в навозе.

"Бог - верен. Брат мой, поднимись!
Ни ад, ни смерть, ни падший мир
не смогут нас подмять.
Они для гнева рождены.
Бог - с нами, мы - Его сыны;
и нам - торжествовать!"

.

899

"Я сочетался с вами"

Книга пророка Иеремии 3,14

Христос Иисус сочетался со Своим народом брачным союзом. По любви обручился Он с Церковью Своей как с чистой девой задолго до того, как попала она в рабское иго. Исполненный горячего чувства, трудился Он ради Нее, как Иаков ради Рахили, пока не был уплачен весь выкуп, и сейчас, отыскав ее Духом Своим и побудив ее узнать и возлюбить Его, ожидает Он славного часа, когда их взаимный союз получит блаженное завершение на брачной вечере Агнца. Еще славный Жених не представил Свою невесту, совершенную и непорочную, перед Величием небес; еще она не вошла в радость званий своих, как жена Его и Царица: она еще бродит в мире скорби и проживает в шатрах Кидара; но даже сейчас она - невеста, супруга Иисуса, милая сердцу Его, бесценная в глазах Его, запечатленная на руках Его и соединенная с Личностью Его. На земле Он нежно заботится о Ней как Муж. Он сполна обеспечивает ее всем необходимым, оплачивает все долги ее, разрешает носить имя Его и владеть богатством Его. Никогда Он не изменит Своего отношения к ней. Никогда Он не упомянет слово "развод", ибо, "если ты ненавидишь ее, отпусти". Смерть с неизбежностью разрывает узы супружества между самыми любящими друг друга смертными, но она не в силах расторгнуть узы этого бессмертного супружеского союза. На небе ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий; однако есть одно удивительное исключение из этого правила, ибо на небе Христос и Церковь Его отпразднуют Свое радостное бракосочетание. Связь эта как намного прочнее, так и намного теснее, чем земное супружество. Какой бы чистой и горячей ни была любовь мужа, она - всего лишь слабое отражение пламени, горящего в сердце Иисуса. Превыше всех человеческих союзов эта таинственная приверженность Его к Церкви Своей, ради Которой оставил Он Отца Своего и стал с Ней одной плотью.

.

900

"Ты был как один из них"

Книга пророка Авдия 1,11

Едом должен был проявить братское милосердие к терпящему бедствие Израилю, но вместо этого люди Исава объединились с врагами Израиля. Особое ударение в нашем стихе падает на слово "ты", напоминая возглас Цезаря, обращенный к Бруту: "И ты, Брут?!" Плохой поступок может показаться еще более худшим в зависимости от того, кто его совершил. Когда грешим мы, избранные любимцы небес, мы грешим особенно впечатляюще; нанесенное нами оскорбление - вопиюще, потому что мы занимаем особое положение. Если Ангелу должно остановить нас, когда мы совершаем зло, Ему не нужно укорять нас иначе, кроме как спросив: "Как? И ты? И ты - здесь?" Получив великое прощение, великое избавление, великое наставление, великое богатство, великое благословение, разве посмеем мы приложить руку ко злу? Упаси же нас Бог! "

Несколько минут исповеди будут полезны для тебя, кроткий читатель, в это утро. Разве никогда ты не уподоблялся нечестивцам? На вечеринке кто-то смеялся над непристойностью, и шутка не была совершенно оскорбительной для твоего слуха, ты был как один из них. Когда звучали грубые слова о путях Божиих, ты робко молчал; и так, для посторонних, ты был как один из них. Когда мирские люди торговались на рынке и заключали постыдные сделки, разве не был ты как один из них? Когда со сноровкой охотника гнались они за суетой, разве не был ты так же одержим выгодой, как и они? Можно ли было увидеть разницу между тобой и ими? Есть ли эта разница! Сейчас мы стоим лицом к лицу. Будь же честен перед своей собственной душой и удостоверься, что ты новая тварь во Христе Иисусе; и когда удостоверишься, ходи ревностно, чтобы никто не мог сказать тебе: "Ты был как один из них". Ты не хочешь разделить с ними их вечное осуждение; зачем же тебе уподобляться им здесь? Не входи в совет их, чтобы не войти тебе в погибель их. Будь рядом со страждущим народом Божиим, а не с миром.

.

901

"Стойте - и увидите спасение Господне"

Исход 14,13

В словах этих содержится Божие повеление для верующего, когда он оказывается в великой нужде и попадает в необычайно сложные обстоятельства. Ему некуда отступать, и он не может идти вперед; он стиснут справа и слева; что ему делать? Слово Господне говорит ему: "Стой". Хорошо, если в такие минуты он слушает только слово своего Господа, ибо другие злонамеренные советники приходят со своими предложениями. Отчаяние шепчет: "Ляг и умри, оставь все". Но Бог хочет, чтобы мы облеклись возвышенным мужеством и даже в самые тяжелые минуты находили радость в Его любви и верности. Трусость советует: "Отступи, вернись на мирские пути, ты не сможешь играть роль христианина, она слишком тяжела. Откажись от своих принципов". Но как бы сатана ни старался навязать тебе такой образ мыслей, ты не послушаешь его, если ты дитя Божие. Его божественный приказ повелел тебе идти от силы к силе, и так ты и пойдешь, и ни смерть ни ад не собьют тебя с твоего пути. Так что, если на некоторое время Бог призывает тебя остановиться, все же это только для того, чтобы обновить твои силы для более быстрого продвижения вперед в должное время. Поспешность кричит: "Делай же что-нибудь! Шевелись! Стоять и ждать - это явное безделье". Мы должны немедленно что-нибудь делать - мы должны, как нам думается - вместо того, чтобы смотреть на Господа, Который не только сделает что-нибудь, но сделает все. Самонадеянность хвастает: "Если перед тобою море, иди в него и жди чуда". Но Вера не слушает ни Самонадеянности, ни Отчаяния, ни Трусости, ни Поспешности, но слушает Бога, сказавшего: "Стой", и неподвижно, как скала, стоит она. "Стоп" - сохраняй положение праведного человека, готового к действию, ожидающего дальнейших приказаний, бодро и терпеливо внимающего направляющему его голосу; и скоро Бог скажет тебе так же отчетливо, как Моисей сказал народу Израильскому "Иди!"

.

902

"Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон"

Бытие 39,12

Борясь с некоторыми грехами, победу можно одержать только бегством от них. Древние естествоиспытатели много писали о василисках, чьи глаза зачаровывали жертвы, превращая их в легкую добычу; так, простой взгляд порока ввергает нас в серьезную опасность. Тот, кто хочет оградить себя от зла, должен бежать от всего, что может спровоцировать это зло. Следует заключить с глазами завет, чтобы они даже не смотрели на источник искушения, ибо для таких грехов достаточно одной искры, и пламя вспыхивает мгновенно. Кто сможет бездумно войти в темницу с прокаженными и улечься спать среди ее ужасающего порока? Только тот, кто сам хочет стать прокаженным, станет добиваться заражения. Если бы мореход знал, как избежать шторма, он бы сделал все, только бы не подвергнуться риску попасть в него. Осторожные штурманы не испытывают желания попробовать, как близко к отмели они могут проплыть, или сколько раз они могут задеть скалу, прежде чем появится пробоина; их цель - держаться как можно ближе к середине безопасного пролива.

Быть может, сегодня я встречусь с огромной опасностью - да будет у меня мудрость змея, чтобы устраниться и избежать ее. Крылья голубя возможно окажутся для меня сегодня полезнее челюстей льва. Вполне вероятно, я понесу потерю, отклонив худое общество, но лучше мне потерять свою одежду, чем свое достоинство; не обязательно, чтобы я был богатым, но настоятельно необходимо для меня быть чистым. Ни узы дружбы, ни цепи красоты, ни блеск таланта, ни град насмешек не должны уводить меня от мудрой решимости убегать от греха. Дьяволу я должен противостоять, и он убежит от меня, но от похотей плоти я должен бежать, или же они обязательно одолеют меня. О Бог святости, сохрани Иосифов Своих, чтобы Суесловие не обворожило их своими коварными предложениями. Пусть страшная троица мира, плоти и дьявола никогда не одолеет нас!

.

903

Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь"

Второе послание Петра 1,5-7

Если вы хотите наслаждаться замечательной благодатью полной веры, делайте при блаженном содействии Духа и с помощью Его то, что говорит вам Писание: "Прилагайте старание". Следите за тем, чтобы вера ваша была правильной, то есть не просто принятием учения, но простой верой, уповающей на Христа и только на Христа. Обратите особое внимание на свое мужество. Умоляйте Бога, чтобы Он дал вам храбрость льва, чтобы вы могли, осознавая свою правоту, смело идти вперед. Основательно изучайте Писания и обретайте рассудительность (т. е. знание - Пим. пер.) ибо знание учения весьма способствует укреплению веры. Пытайтесь понять Слово Божие; да пребудет оно обильно в сердце вашем.

Совершив это, покажите в вашей "рассудительности воздержание". Следите за вашим телом: будьте воздержанны внешне. Следите за вашей душой: будьте воздержанны внутренне. Будьте воздержанны в словах, в жизни, в сердце и в мыслях. С помощью Святого Духа Божия покажите в этом терпение; просите Его даровать вам такое терпение, которое переносит несчастья, которое, будучи испытанным, оказывается чистым золотом. Облекитесь в долготерпение, дабы вам не роптать и не унывать в страданиях. Когда обретете эту благодать, ищите благочестия. Благочестие - это нечто большее, чем вероисповедание. Сделайте славу Божию целью вашей жизни, живите пред лицом Его, пребывайте близко к Нему, ищите общения с Ним - и вы обретете благочестие; а в нем покажите братолюбие. Любите всех верующих: и покажите в этом любовь, раскрывающую объятия свои всем человекам и любящую их души. Когда вы украсите себя этими драгоценностями, то в той мере, в какой вы проявляете эти небесные добродетели в жизни, вы получите вернейшее свидетельство "своего призвания и избрания". "Прилагайте усердие", если хотите обрести уверенность, ибо равнодушие и сомнение весьма естественным образом идут рука об руку.

 

904

"Великие и драгоценные обетования"

Второе послание Петра 1,4

Если вы хотите на практике познать многоценность обетовании и радоваться им в сердце вашем, много размышляйте над ними. Есть обетования, которые подобны винограду в точиле; если вы топчете их, то потечет сок. Размышление над священными словами часто бывает прелюдией к их исполнению. Во время ваших раздумий над ними к вам незаметно приходит милость, которую вы ищете. Многие христиане, жаждавшие исполнения обетования, убеждались, что благо, которое оно обещало, мягко просачивалось в их души даже во время раздумий о Слове Божием; и они радовались, что всегда могли приложить обетование к сердцу.

Но помимо размышлений над обетованиями принимайте их душой вашей как подлинные слова Божий. Скажите своей душе следующее: "Если бы я имел дело с человеческим обещанием, я бы внимательно взвесил все возможности и характер человека, давшего его мне. Так же и с обетованием Божиим: глаз мой должен быть прикован не столько к величию милости - это может вызвать головокружение; сколько к величию обещавшего - это ободрит меня. Душа моя, с тобой говорит Сам Бог, твой Бог, Бог, Который не может лгать. Слово Его, над которым ты сейчас размышляешь, так же истинно, как Его собственное существование. Он - Бог неизменный. Он не изменил ни одного слова, исшедшего из уст Его, и не отказался ни от одной утешительной фразы. Какого бы то ни было недостатка сил также нет в Нем; Бог, сотворивший небо и землю, произнес это обетование. Мудрость не подведет Его относительно времени, когда Ему даровать милости, ибо Он знает, когда лучше всего дать и когда лучше отнять. Поэтому, зная, что это слово Бога, такого верного, такого неизменного, такого могущественного и такого мудрого, я хочу и должен верить в обетование". Если мы именно так будем размышлять над обетованиями и так воспринимать Обещавшего, то познаем их сладость и увидим их исполнение.

.

905

"И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом, и начал громко плакать"

Евангелие Марка 14,72

Некоторые считают, что на протяжении всей жизни Петр всегда горько плакал, вспоминая о том, как он отрекся от Господа. Вполне вероятно, что так оно и было, ибо грех его был весьма велик, а действие благодати в нем было впоследствии совершенным. Такое же переживание присуще каждому из семьи искупленных, по мере того как Дух Божий удаляет из него природное каменное сердце. Мы, как Петр, вспоминаем наше хвастливое обещание: "Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь". Мы вкушаем наши собственные слова вместе с горькими травами покаяния. Когда мы вспоминаем о том, какими мы клялись быть и какими были на самом деле, мы можем проливать целые потоки горестных слез. Петр вспомнил о том, кок он отрекался от своего Господа. То место, где это произошло, тот незначительный повод, что вверг его в такой мерзкий грех, те клятвы и богохульства, которыми он старался подтвердить свою ложь, и то страшное жестокосердие, заставлявшее его делать это снова и снова. Можем ли мы оставаться бесчувственными и упрямыми, когда нам напоминают о наших грехах и об их крайней греховности? Не превратим ли мы дом свой в Бохим и не воззовем ли к Господу, моля о новых удостоверениях всепрощающей любви? Не будем же смотреть на грех сухими глазами, чтобы скоро язык наш не оказался обожженным в адском огне. Петр вспомнил также взгляд своего Учителя, полный любви. Этот взгляд Господа, укоризненный, исполненный грусти, жалости и любви, последовал за предупреждающим криком петуха и на протяжении всей жизни Петра не выходил у него из памяти. Он был намного действеннее, чем были бы десять тысяч проповедей, лишенных Духа. Раскаивающийся апостол не мог не заплакать, когда вспоминал о своем полном прощении со стороны Спасителя, которым он был восстановлен на своем прежнем месте. Знать, что мы обидели такого доброго и благого Господа - более чем достаточная причина для пребывания в постоянном плаче. Господи, разбей же наши каменные сердца и исторгни из них потоки.

.

906

"Так неразумен я был и невежествен; как скот был я пред Тобою" [Синодальный перевод - "Тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою"]

Псалтирь 72,22

Помни, что это - исповедь человека, к которому благоволил Сам Бог; и, повествуя нам о своей внутренней жизни, он пишет: "Так неразумен я был и невежествен". Слово "неразумен" имеет здесь более глубокий, чем в обычном языке, смысл. В одном из предыдущих стихов этого псалма Давид говорит: "Я позавидовал неразумным, видя благоденствие нечестивых", из чего явствует, что безрассудность, которой он отдался, заключала в себе грех. Он принижает себя как бывшего "неразумным" и добавляет слово, долженствующее усилить смысл этого выражения: "так неразумен я был". Как неразумен, он не смог сказать. Это было греховное безрассудство; безрассудство, которое не могло быть оправдано слабоумием, но заслуживало осуждения за свою порочность и своевольное смиренномудрие, ибо он позавидовал нынешнему процветанию безбожников, забыв о страшном конце, который их всех ожидает. А мы лучше ли Давида, что называем себя мудрыми? Заявляем ли мы, что достигли совершенства, или что розга выбила из нас все наше своеволие? О, это воистину гордыня! Если Давид был неразумен, то какими неразумными были бы мы в своих собственных глазах, если бы только смогли увидеть себя! Оглянись, верующий: вспомни о своем сомнении в Боге, когда Он был так верен тебе; вспомни свой неразумный крик: "Только не это, Отец!", - когда Он удерживал руку Свою от помощи в скорби, чтобы даровать тебе еще большее благословение; вспомни те многочисленные случаи, когда ты, читая предначертания промысла Его во тьме, неверно истолковывал Его заповеди и стенал: "Все это против меня!", в то время как все содействовало тебе ко благу! Подумай, как часто выбирал ты грех из-за удовольствия, в то время как воистину это удовольствие было корнем всех твоих бед! Без сомнения, если мы знаем свое собственное сердце, мы должны признать себя виновными по обвинению в греховном безрассудстве; и, сознавая это "неразумие", мы должны сделать последовательное решение Давида своим собственным - "Ты руководишь меня советом Твоим".

 

907

"Однако я всегда с Тобою" [Синодальный перевод - "Но я всегда с Тобою"]

Псалтирь 72,23

"Однако" - как будто, несмотря на все неразумие и невежественность, в которых Давид только что признался Богу, в наивысшей степени было верным и несомненным то, что Давид был храним и облагодатствован и что благословение постоянно находиться в присутствии Божием несомненно принадлежало ему. Полностью осознавая свое падшее состояние, лукавство и порочность своей природы, он все же воспевает в славном порыве веры: "Однако я всегда с Тобою". Верующий, ты должен присоединиться к исповеди и признанию Асафа и попытаться в таком же духе сказать: "Однако, так как я принадлежу Христу, я всегда с Богом!" Это означает, что я всегда у Него на уме, Он постоянно думает обо мне ради моего блага. Я всегда перед оком Его; око Господне никогда не дремлет, но непрестанно стережет мое благополучие. Я всегда в руке Его, так что никто не сможет вырвать меня из нее. Я всегда на сердце Его, носимый как напоминание, так же как первосвященник всегда носил на сердце своем имена двенадцати колен израилевых. Ты всегда думаешь обо мне, о Боже! Сострадание любви Твоей всегда стремится ко мне. Ты всегда заставляешь промысел действовать для моего блага. Ты положил меня, как печать, на руку Твою; любовь Твоя крепка, как смерть, большие воды не могут потушить ее, и реки не зальют ее. Удивительная благодать! Ты видишь меня во Христе, и хотя я в себе отвратителен, Ты видишь меня облеченным в одежды Христовы и омытым в Крови Его, и так стою я угодный Тебе пред Тобою. И так я всегда в Твоем благоволении - "всегда с Тобою". Вот утешение для искушаемой и страждущей души: измучена бурей внутри - взирай на покой снаружи. "Однако" - о, скажи же так в сердце своем и прими мир, который несет это слово. "Однако я всегда с Тобою".

.

908

"Я в них"

Евангелие Иоанна 17,23

Если между нашими душами и личностью нашего Господа существует такое единство, то насколько же глубоко и широко русло нашего с Ним общения! Это не узкая труба, через которую ниточкой просачивается струя; это канал поразительной глубины и ширины, по всему славному протяжению которого катит свои волны могучая лавина живой воды. Смотрите, Он открыл перед нами дверь, не будем же медлить и войдем в нее. В этом граде общения много жемчужных ворот, каждые ворота - из одной жемчужины, и все они распахнуты настежь, чтобы мы вошли с уверенностью в том, что нас ждут. Если бы существовала всего лишь маленькая щель, через которую можно было бы говорить с Иисусом, то великой честью было бы произнести хотя бы одно слово общения через приоткрытую дверь. Насколько же мы блаженны, имея такой широкий вход! Если бы Господь Иисус был далеко от нас, за многими бушующими морями, нам бы страстно хотелось послать к Нему гонца, чтобы передать Ему нашу любовь и получить весть из дома Отца Его. Но взгляните на Его доброту, Он построил Свой дом рядом с нашим, более того, Он живет вместе с нами, Он поселяется в бедных смиренных сердцах, так чтобы иметь постоянное общение с нами. О, как же мы неразумны, если не живем в обычном общении с Ним. Когда дорога длинна, трудна и опасна, то неудивительно, что друзья встречаются редко, но когда они живут рядом, разве Ионафан забудет своего Давида? Когда муж в отъезде, жена может пребывать много дней без общения с ним, но она никогда не вынесла бы разлуки, если бы знала, что он в одной из комнат ее собственного дома. А ты, верующий, разве не сидишь ты за Его пиршественным столом? Ищи Господа своего, ибо Он близко; обними Его, ибо Он Брат твой. Держи Его крепко, ибо Он Супруг твой; и прижми Его к твоему сердцу, ибо Он твой по плоти.

 

909

"Пойду я на поле и буду подбирать колосья"

Книга Руфь 2,2

Удрученный и подавленный заботами христианин, иди сегодня подбирать колосья на широком поле обетования. Здесь обилие драгоценных обетовании, которые полностью отвечают твоим нуждам. Возьми вот это: "Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит". Разве это не относится к тебе? Трость - беспомощная, маленькая, слабая, надломленная трость, из которой уже не может раздаться музыка; трость, которая слабее чем сама слабость - и тебя, эту надломленную трость, Он не переломит, но наоборот, восстановит и укрепит. Ты - как курящийся лен: от тебя ни света, ни тепла; но Он не угасит тебя; Он будет дуть на тебя Своим благоуханным дыханием милосердия, пока не раздует тебя в пламя. Хочешь поднять еще один колос? "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". Какие мягкие слова! Твое сердце - нежное; Господь знает это, и поэтому разговаривает с тобой так ласково. Разве ты не послушаешься Его и не пойдешь к Нему прямо сейчас? Возьми еще один колос: "Не бойся, червь Иаков, - Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев". Как можешь ты бояться, имея такое замечательное заверение? Ты можешь собрать еще десять тысяч таких же золотых колосьев! "Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако". Или вот: "Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю". Или же: "Дух и невеста говорят: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром". Поле нашего Господа очень богатое; вон целые пригоршни колосьев. Смотри, они лежат перед тобою, бедный робкий верующий! Собирай их, пользуйся ими, ибо Иисус просит тебя взять их. Не бойся, только веруй! Хватай эти сладкие обетования, извлекай из них зерна своими размышлениями и насыщайся ими с радостью.

.

910

"Совершающего все по изволению воли Своей"

Послание Ефесянам 1,11

Наша вера в премудрость Божию предполагает и утверждает, что дело спасения Он совершает, имея перед Собой определенную цель и замысел. Чем было бы творение без Его замысла? Есть ли хотя бы одна рыба в море или птица в небе, чье возникновение было представлено воле случая? Нет, в каждой кости, суставе, мускуле, сухожилии, железе и кровеносном сосуде вы замечаете присутствие Бога, совершающего все по соизволению безграничной мудрости Своей. Так неужели Бог, присутствуя в творении и владычествуя над всем, не будет присутствовать в благодати? Неужели над новой тварью должен главенствовать изменчивый дух свободной воли, в то время как божественное изволение управляет ветхой тварью? Взгляните на Провидение! Кто не знает, что ни одна малая птица не упадет на землю без воли Отца вашего? У вас же и волосы на голове сочтены. Бог отвешивает горы страданий ваших на весах и отмеривает холмы скорби вашей - мерой. Так неужели Ему действовать только в Провидении, но не в благодати? Неужели скорлупе быть управляемой премудростью, а ядру быть предоставленным воле слепого случая? Нет, Он с самого начала знает, что будет в конце. Он видит на предназначенном ему месте не только краеугольный камень, который Он заложил в чистом цвете, в крови Своего возлюбленного Сына, но Он созерцает в предуготованном для него положении каждый отдельный камень, извлеченный из каменоломни природы и отшлифованный Его благодатью. Он обозревает все: от угла до карниза, от основания до крыши, от фундамента до шпица. В разуме Своем Он ясно знает каждый камень, который ляжет в уготованном ему месте, и насколько огромным будет здание, и когда будет положен последний камень с восклицаниями: "Благодать! Благодать на нем!" В последний день откроется, что с каждым избранным сосудом милосердия Иегова делал, как Он хотел в Своем; и в каждой части дела благодати Он достиг Своей цели и прославил Имя Свое.

.

911

"И светильник его - Агнец"

Откровение 21,23

В тишине созерцайте Агнца, как светильник небес. Свет в Писании - это символ радости. Радость святых на небесах заключается в следующем: Иисус избрал нас, возлюбил нас, искупил нас, очистил нас, одел нас, сохранил и прославил нас, мы обладаем всем этим исключительно благодаря Господу Иисусу. Каждая из этих мыслей будет для верующих как ;виноградная кисть Есхола. Свет также - основа красоты. От красоты ничего не остается, когда гаснет свет. Без света не вспыхивает блеском сапфир, не лучится мирным сиянием жемчуг; так же и вся красота святых исходит от Иисуса. Как планеты, отражают они свет Солнца правды; они живут как лучи, исшедшие от центрального светила. Если бы Он удалился, они бы погибли; если бы слава Его померкла, их слава иссякла бы. Свет также - символ знания. На небесах наше знание будет совершенным, но источником его будет Сам Господь Иисус. Темные события, всегда остававшиеся непонятными, там прояснятся, и все, что приводит нас сейчас в недоумение, станет совершенно ясным для нас в свете Агнца. О! Какие там будут открытия и какие прославления Бога любви! Свет также означает проявление. Свет все проявляет. В этом мире еще не проявлено, какими мы станем. Народ Божий - сокрытый народ, но когда Христос примет его на небеса, Он прикоснется к нему волшебной палочкой Своей любви и превратит его в образ Своей проявленной славы. Они были несчастны и убоги, но - какая перемена! Они были в пятнах греха, но одно прикосновение Его перста - и они ярки, как солнце, и чисты, как кристалл. О! Какое проявление! Все это проистекает от превознесенного Агнца. Каким бы ни было лучезарное великолепие, центр и душа его - Иисус. О! Если бы нам быть с Ним и видеть Его в Его свете, Царя царей и Господа господствующих!

 

912

"Люди, знающие своего Бога, усилятся" [Синодальный перевод - "Люди, чтущие своего Бога, усилятся"]

Книга пророка Даниила 11,32

Каждый верующий понимает, что познание Бога - самая высокая и лучшая форма познания; и для христианина это духовное знание является источником силы. Оно укрепляет его веру. Писание постоянно говорит о верующих как о тех, кто просвещен и наставлен от Господа; о них говорится, что они "имеют помазание от Святого", и особая роль Духа заключается в том, чтобы ввести их в полную истину, и все это ради возрастания и укрепления их веры. Знание укрепляет вместе с верой и любовь. Знание открывает дверь, и тогда через эту дверь мы видим нашего Спасителя. Или, используя другое сравнение, знание рисует портрет Иисуса, и когда мы видим этот портрет, тогда мы любим Его; мы не можем любить Христа, Которого не знаем по крайней мере хоть в некоторой степени. Если мы почти ничего не знаем о Его совершенствах, о том, что Он сделал для нас и что делает сейчас, мы не в состоянии сильно любить Его; но чем больше мы познаем Его, тем больше любим. Знание также усиливает надежду. Как можем мы надеяться на что-то, если не знаем о существовании этого что-то? Надежда может стать телескопом, но до тех пор, пока нас не научат им пользоваться, наше неведение стоит перед стеклом, и мы ничего не можем увидеть. Знание устраняет мешающее препятствие, и когда мы смотрим в светлый окуляр, мы различаем грядущую славу и ждем ее с радостной уверенностью. Знание дает нам основание для терпения. Как можем мы быть терпеливыми, если ничего не знаем о сострадании к нам Христа и не понимаем, что посланные нам небесным Отцом наказания должны обязательно произвести благо. У христианина нет ни одной добродетели, которая пред Богом не будет взращена и приведена к совершенству святым знанием. Как важно поэтому, чтобы мы возрастали не только в благодати, но и "в познании" Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

 

913

"Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу"

Послание Римлянам 8,28

Есть вещи, в которых верующий абсолютно уверен. Он, например, знает, что Бог сидит на корме корабля, когда на море сильнейшая качка. Он верит, что на рулевом колесе мира всегда лежит невидимая рука, и куда бы он ни плыл, его направляет Иегова. Это успокоительное знание делает верующего готовым ко всему. Он смотрит на бушующие воды и видит идущий по морю дух Иисуса, и слышит голос, говорящий: "Это Я, не бойся". Он также знает, что Бог всегда мудр, и зная это, он уверен, что не бывает ни случайностей, ни ошибок; что происходит лишь то, что должно произойти. Он может сказать: "Если я должен потерять все, что имею, то лучше мне потерять, чем иметь, если так хочет Бог. Самое большое несчастье станет самым мудрым благом из всего, что могло бы случиться со мной, если так распорядился Бог". "Притом знаем, что любящим Бога все содействует ко благу". Христианин не просто придерживается этого правила как теории, но он знает это как факт. До сих пор все содействовало ко благу; ядовитые препараты, взятые в должной пропорции, давали излечение, острый нож ланцета очищал гордую плоть и облегчал заживление. Каждое событие приносило божественным образом благословеннейшие результаты; и так, веруя, что Бог правит всем, что Он управляет разумно, что Он из зла творит добро, сердце верующего обретает уверенность, и он в состоянии спокойно встречать каждое приходящее к нему испытание. Верующий может в духе истинного самоотречения взмолиться: "Пошли мне то, что считаешь нужным, о Боже, пусть все придет от Тебя; никогда еще от стола Твоего не приходило ничего плохого ни одному из детей Твоих".

"Ты спрашиваешь, как узнал Он о твоей беде?
Он всемогущ, и ангелы Его, служители - везде.
Его премудрость так сильна, любовь так глубока.
Ему подвластно все: и небо, и земля, и времени река".

.

914

"Сторож! Сколько ночи?"

Книга пророка Исаии 21,11

Какие враги бродят вокруг нас? Многочисленна орда заблуждений, и каждый час появляется новое; какой ереси должен я остеречься? Грехи выползают из своих укрытий, как только воцаряется тьма; я сам должен взойти на сторожевую башню и бодрствовать в молитве. Наш небесный Защитник предвидит все готовящиеся на нас нападения; и когда зло, замышленное против нас, существует еще только в желаниях сатаны, Он молится, чтобы не оскудела вера наша, когда нас сеют как пшеницу. Продолжай, о милосердный Сторож, предупреждать нас о врагах наших и ради Сиона не смыкай очей Своих.

"Сторож! Сколько ночи?" Какая погода ожидается для Церкви? Сгущаются ли тучи, или над головой чистое и ясное небо? Ревностной любовью должны мы оберегать Церковь Божию; и теперь, когда угрожает и папизм и неверие, будем наблюдать знамения времен и готовиться к борьбе.

"Сторож! Сколько ночи?" Какие звезды видны? Какие драгоценные обетования отвечают нашему теперешнему состоянию? Ты бьешь тревогу - дай нам также и утешение. Христос, полярная Звезда, всегда на Своем месте, и все звезды непоколебимы в верной руке нашего Господа.

"Но сторож, когда же придет утро?" Жених медлит. Разве нет знамений прихода Его как Солнца Правды? Разве не появилась утренняя звезда как залог дня? Когда же наступит день и убегут тени? О Иисус, если сегодня Ты Сам не придешь к Твоей ожидающей Церкви, то приди Духом к моему вздыхающему сердцу и заставь его радостно воспеть.

"Земля светла и радостно
Встречает свое утро.
На сердце только тягостно.
О свет, пролейся пудрой!
Приди скорей, Господь Иисус!
Так жду Тебя я - не дождусь!"

.

915

"Достойно любят Тебя"

Песни Песней 1,4

Верующие любят Иисуса более глубокой любовью, чем та, которую они осмеливаются подарить любому другому существу. Они скорее потеряют отца и мать, чем расстанутся со Христом. Расслабленной рукой держат они все земные блага, но Его носят крепко запертым в сердцах своих. Они добровольно отрекаются от себя ради Него, но их невозможно вынудить отречься от Него. Скудна любовь, которую может иссушить огонь гонений; любовь истинного верующего - намного более глубокий поток. Люди всегда старались разлучить верных с их Господом, но во все века их попытки оставались тщетными. Ни венцы почестей, ни угрозы гнева не развязали этот более чем гордиев узел. Это не будничная привязанность, которую мирская сила может в конце концов расторгнуть. Ни человек, ни дьявол еще не нашли ключ к этому замку. Никогда еще искусство сатаны не оказывалось более бессильным, чем когда прибегал он к нему в стремлении разбить союз этих двух божественным образом спаянных сердец. Написано, и ничто не изгладит написанное: "Достойно любят тебя". О силе любви достойных следует, однако, судить не по тому, как эта любовь выглядит, а по тому, к чему достойные стремятся. Наше ежедневное сокрушение - о том, что мы не можем любить достаточно сильно. Мы хотим, чтобы сердца наши могли вмещать больше и достигать большего. Как Самуэль Резерфорд, мы вздыхаем и плачем: "О, если б иметь мне столько любви, сколько на всей земле и на небе - более того, на небе небес и в десяти тысячах миров - чтобы излить ее на прекраснейшего из прекрасных, единственно прекрасного Христа". Увы! Хватит пяди, чтобы измерить нашу самую большую любовь, а страсть наша - всего лишь капля из ведра по сравнению с Его пустынями. Но измерьте нашу любовь нашими намерениями, и тогда она воистину высока; мы думаем, что Господь наш именно так судит о ней. О, если бы мы могли отдать всю любовь всех сердец, в одной великой массе собранной воедино, Ему, Который весь есть любезность!

.

916

"И ткут паутину"

Книга пророка Исаии 59,5

Взгляните на паутину и вы увидите в ней наиболее впечатляющий образ религии лицемера. Она предназначена для улавливания добычи: паук откармливает себя на мухах, а фарисей имеет свою награду. Несмышленые легко попадаются на громкие заявления притворщиков, и даже более рассудительным не всегда удается избежать их. Филипп крестил Симона волхва, чье лживое заявление о вере так скоро было развенчано суровым обличением Петра. Обычай, репутация, похвала, карьера и другие мухи - это легкая добыча, которую лицемеры захватывают в свои сети. Паутина - это чудо мастерства: рассмотрите ее и полюбуйтесь на ухищрения ловкого охотника. Не так ли удивительна и религия обманщика? Как ему удается выдать за правду такую наглую ложь? Как он умудряется своими блестками так хорошо подменять золото? Вся паутина исходит из собственного нутра паука. Пчела собирает свой воск с цветов, паук же ничего не берет с цветов, но тем не менее разматывает свой материал на любую длину. Так же и лицемеры черпают свою веру и надежду из самих себя; их якорь выкован на их собственной наковальне, а их трос скручен их собственными руками. Они заложили свое собственное основание и вытесали столбы своего собственного дома, не пожелав быть должниками у суверенной благодати Божией. Но паутина очень слаба. Она хитро сплетена, но непрочно сделана. Она не устоит перед щеткой прислуги или посохом путешественника. Чтобы развеять в прах надежду лицемера, не нужна ударная группа Армстронгов - хватит легкого дуновения ветерка. Лицемерные паутины быстро рвутся, когда метла погибели начинает свою очистительную работу. Это наводит нас еще на одну мысль, а именно: такие паутины не будут терпимы в доме Господнем; Он позаботится, чтобы они и те, кто их плетут, были навсегда уничтожены. О душа моя, полагайся же на нечто лучшее, чем паутину. Да будет Господь Иисус твоим вечным покровом.

 

917

И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего"

Откровение 21,23

Там, в лучшем мире, жители не зависят ни от каких материальных благ. Им не нужна одежда, их белые платья не изнашиваются и никогда не загрязняются. Им не нужны лекарства, чтобы врачевать болезни, ибо "ни один из жителей не скажет: "Я болен". Им не нужен сон для восстановления сил - они не отдыхают ни ночью, ни днем, но неустанно воздают хвалу Ему в храме Его. Они не нуждаются в дружеских компаниях для собственного удовольствия, и любая радость, которую они могут извлечь из общения с товарищами, не существенна для их блаженства, ибо общество их Господа удовлетворяет все их самые большие желания. Им не нужны там учителя; они, несомненно, беседуют друг с другом о божественном, но они не обретают мудрость путем научения; все они будут наставлены от Господа. Наш удел - милостыня у царских врат, они же пируют за самим столом. Здесь мы опираемся на дружескую руку, но там они опираются на своего Возлюбленного и только на Него. Здесь мы нуждаемся в помощи соучастников наших, но там они находят все, что им нужно, во Христе Иисусе. Здесь мы ищем пищу, которая портится, и одежду, которую ест моль, но там они находят все в Боге. Мы пользуемся ведром, чтобы достать воду из колодца, но там они пьют из самого источника и приникают губами к живой воде. Здесь ангелы приносят нам благословения, но тогда нам не понадобятся посланцы небес. Там не нуждаются в Гавриилах, несущих весть любви от Бога, ибо будут созерцать Его лицом к лицу. О! Каким благословенным будет то время, когда мы поднимемся над всем второстепенным и упокоимся на самой руке Бога! Какой славный час, когда Бог, а не творения Его, Господь, а не дела Его будут нашей ежедневной радостью! Наши души достигнут тогда вершины блаженства.

 

918

"Христос, жизнь наша" [Синодальный перевод - "Христос, жизнь ваша"]

Послание Колоссянам 3,4

Удивительно глубокие слова Павла указывают на то, что Христос - это источник нашей жизни. "И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,.. Бог ...оживотворил". Тот самый голос, который вывел из гроба Лазаря, воскресил и нас к новой жизни. Теперь Он - сущность нашей духовной жизни. Мы живем именно Его жизнью; Он - в нас, надежда славы, исток и причина наших действий, центральная мысль, приводящая в движение все остальные мысли. Христос - питание нашей жизни. Чем еще может питаться христианин, как не "плотью и кровью" Иисуса? "Хлеб же, сходящий с небес таков, что ядущий его не умрет". О усталые странники, в этой пустыне греха вы нигде не достанете ни кусочка, чтобы утолить ваш духовный голод, если не найдете его в Нем! Христос - утешение нашей жизни. Все наши подлинные радости проистекают из Него; и во времена скорби присутствие Его - это наше утешение. Он - единственное, ради чего стоит жить; а Его милосердие лучше жизни! Христос - цель нашей жизни. Как корабль спешит в порт, так стремится верующий к пристани на лоне Спасителя своего. Как летит к своей цели стрела, так христианин летит к совершенству своего общения с Иисусом Христом. Как воин сражается за своего военачальника и увенчивается его победой, так верующий борется за Христа и получает славу себе от славы Господа Своего. "Для него жизнь - Христос". Христос - пример нашей жизни. Там, где имеет место одна и та же внутренняя жизнь, там в значительной степени обязательно будут и должны происходить одни и те же внешние события; и если мы живем в близком общении с Господом Иисусом, мы будем уподобляться Ему. Мы будем держать Его перед собой как наш Божественный образец и будем стараться идти по следам Его, пока Он не станет венцом нашей жизни в славе. О! Как безопасен, как прославлен, как счастлив христианин, поскольку Христос есть жизнь наша!

 

919

"О, если бы я был, кок в прежние месяцы"

Книга Иова 29,2

Многие христиане с удовольствием смотрят в прошлое, но совершенно не удовлетворены настоящим. Они вспоминают дни, проведенные в общении с Господом, как самые лучшие и светлые, которые им когда-либо доводилось прожить, но что касается настоящего, то оно одето для них в траурный наряд мрака и безотрадности. Когда-то они жили рядом с Иисусом, но теперь чувствуют, что отдалились от Него, и говорят: "О, если бы я был, как в прежние месяцы". Они жалуются, что потеряли свои свидетельства, или что лишились покоя души, или что не получают радости от средств благодати, или что совесть их уже не такая чуткая, или что у них нет прежней ревности о славе Божией. Причины такого прискорбного состояния дел многочисленны. Оно может возникнуть из-за сравнительно небрежного отношения к молитве, ибо пренебрежение уединенной молитвой - начало всякого духовного падения. Или это может быть результатом идолопоклонства. Сердце занято чем-то другим более, чем Богом; чувства отданы земному, а не горнему. Бога-ревнителя не удовлетворит разделившееся сердце; первая и самая горячая любовь должна быть отдана Ему. Он удалит свет присутствия Своего из холодного Блуждающего сердца. Причина также может крыться в самоуверенности и самоправедности. Гордыня будоражит сердце, и "я" превозносится вместо того, чтобы лежать распростертым у подножия Креста. Христианин, если ты сейчас не такой, как "был в прежние месяцы", не ограничивайся одними пожеланиями вернуть прежнее счастье, но тотчас иди к Своему Господу и расскажи Ему о твоем печальном состоянии. Проси благодати Его и силы, чтобы они помогли тебе ходить поближе к Нему; смирись перед Ним, и Он возвысит тебя и даст снова наслаждаться светом лица Своего. Не сиди, вздыхая и жалуясь; пока жив возлюбленный Врач, есть надежда, более того, уверенность, что самый тяжелый больной выздоровеет.

920

"Господь царствует; да радуется земля"

Псалтирь 96,1

Нет никаких причин для беспокойства, пока верны эти благословенные слова. На земле власть Господа так же легко сдерживает неистовство нечестивых, как и неистовство моря; любовь Его так же легко одаряет бедных милостью, как землю дождями. Величие сияет в огненных вспышках среди ужасов бури, и слава Господня во всем ее великолепии видна в падении империй и в крушении престолов. Во всех наших борениях и скорбях мы можем видеть руку божественного Царя.

"Видит Бог и слышит Бог
каждый вопль и каждый вздох.
Не забудь же, кто скорбит:
Бог всегда над всем царит".

В аду злые духи волей - неволей вынуждены признать Его несомненное господство. Если им разрешается побродить на просторе, то - с цепью на ногах; в пасти у бегемота - удила, а в челюстях левиафана - крючок. Стрелы смерти - под замком Господа, а темницы могил стережет божественная сила. Страшное возмездие Судии всей земли заставляет бесов съеживаться и дрожать подобно тому, как собаки в конуре страшатся плети охотника.

"Смерти, ада не страшись!
В руках Бога - твоя жизнь.
Помни каждый, кто скорбит:
Бог всегда над всем царит".

На небесах никто не сомневается во всевластии Предвечного Царя, но все падают ниц перед Ним, оказывая Ему почтение. Ангелы - Его слуги, искупленные - Его любимцы, и все рады служить Ему день и ночь. О, если бы нам скоро достичь града великого Царя!

"Прах стряхнув (земную гадость!),
В небе обретешь ты радость.
Помни каждый, кто скорбит:
Бог всегда над всем царит".

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz