тренажерные залы для мужчин, фитнес клуб в центре, фитнес залы москвы

 Чарльз Г.Сперджен

Малые проповеди 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

  796

"И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем"

Евангелие Луки 23,27

Среди презренной толпы, что гнала Искупителя к месту Его казни, было несколько милосердных душ, чья глубокая боль находила выход в плаче и рыданиях - достойной для этого скорбного шествия музыке. Когда душа моя видит своим внутренним оком Спасителя, несущего на Голгофу крест Свой, она присоединяется к благочестивым женщинам и плачет с ними; ибо, воистину, есть действительная причина для скорби - более глубокая, чем представляли себе те скорбящие женщины. Они оплакивали поруганную невинность, гонимую благость, истекающую кровью любовь, готовящуюся умереть кротость; но у моего сердца есть более весомая и более горестная причина для скорби. Грехи мои были бичами, секшими благословенные плечи, они увенчали терном Его кровоточащее чело, мои грехи кричали: "Распни! Распни Его!" и возложили крест на Его милостивые плечи. Его смерть - это скорбь, которой хватит на целую вечность, но то, что я - Его убийца, есть скорбь неизмеримо большая, чем та, которую может выразить один жалкий источник слез.

Было нетрудно догадаться, почему любили и почему плакали те женщины, но у них не могло быть больших причин для любви и скорби, чем у моего сердца. Вдова из Наина увидела своего сына вернувшимся к жизни - но я сам воскрешен для новой жизни. Теща Петра была исцелена от горячки - но я исцелен от более великой чумы греха. Семь бесов были изгнаны из Магдалины - но из меня целый легион. Мария и Марфа были облагодетельствованы Его посещениями - но Он пребывает со мной. Его мать носила в себе Его тело - но Он претворяется во мне в упование славы. Ни в чем не уступая святым женщинам в долгу, да не уступлю я им в благодарности или печали.

"Скорбь с любовью - в моем сердце,
Мои слезы не унять!
Он во мне всегда, до смерти -
Тот, Кто умер, чтоб спасать".

.

797

"Место, называемое Лобное"

Евангелие Луки 23,33

Холм успокоения - это Голгофский холм; дом утешения построен из дерева, из которого был сделан крест; храм небесного благословения заложен на тесаном камне - камне, обтесанным копьем, которое пронзило бок Его. Ни один эпизод из священной истории не радует душу так, как трагедия Голгофы.

"Как странно, что мрачнейший час
из всех, что ведала земля,
таким покоем дышит в нас,
нам утешение даря,
и что наш глаз к Кресту охотнее стремится,
чем к месту, где Ему пришлось родиться"

В полдень и в полночь льется от Голгофы свет, и пышно благоухает полевая трава в тени когда - то проклятого древа. На этом засушливом месте благодать пробила родник, из которого постоянно бьет ключом чистая как хрусталь вода, и каждая ее капля способна облегчать скорби человеческие. Те из вас, кто прошел через скорбь, признаются, что не на горе Елеонской нашли они свое утешение, не на горе Синай и не на Фаворе; но Гефсимания, Гаввафа и Голгофа были для вас средством утешения. Горькие травы Гефсимании часто врачевали горечь вашей жизни, бич Гаввафы часто изгонял прочь ваши заботы, а стоны Голгофы приносят нам утешение редкостное и обильное. Мы никогда не постигли бы любовь Христову во всей ее высоте и глубине, если бы Он не умер; и не смогли бы догадаться о глубокой любви Отца, если бы Он не отдал Сына Своего на смерть. Все повседневные милости, которыми мы наслаждаемся, поют о любви подобно тому, как морская раковина, поднесенная к уху, доносит до нас голос морских глубин, из которых она извлечена; но если мы желаем услышать сам океан, мы должны смотреть не на наши ежедневные благословения, но на то, что совершается на Кресте. Кто хочет постичь любовь, пусть идет к Голгофе и увидит, как умирает Муж скорбей.

 

798

"Я пролился, как вода; все кости, мои рассыпались"

Псалтирь 21,15

Доводилось ли земле или небу созерцать более горестную картину страданий?! Душа и тело Господа претворились в саму слабость, подобно воде, пролитой на землю. Процесс установления креста в яму с огромной силой сотряс все Его тело, натянул каждую жилу, болью задел каждый нерв и так или иначе сдвинул с места каждый сустав. Отягощенный весом Своего Собственного тела, августейший Страдалец чувствовал напряжение, нараставшее в Нем с каждым мигом этих долгих шести часов. Ощущение обморочности и общая слабость были непреодолимыми, В то время как в сознании Он воспринимал Себя как комок страданий Я умопомрачительной боли. Когда Даниил узрел великое видение, фот как он описал свои чувства: "Во мне не стало крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости" Насколько же большему потрясению подвергся бы наш великий Пророк, когда бы увидел страшное видение гнева Божиего и Прочувствовал бы его своею собственной душою! То, что вытерпел Наш Господь, было бы непереносимым для нас; в блаженном обмороке нашли бы мы спасение; но Он - Он, будучи ранен, чувствовал ранящий удар меча, Он осушал чашу и вкушал горечь каждой ее капли.

"О Царь скорбей! (Как странен титул, но
как подходящ Изведавшему дно)
Скорблю с Тобой, о Царь Небесных Правил!
Ведь Ты в Своих скорбях меня избавил!"

Преклоняя колени перед престолом уже вознесшегося Спасителя, будем же твердо помнить то, каким образом Он приготовил его в качестве престола благодати для нас; будем же духом пить из Его чаши, чтобы нам укрепиться для нашего часа скорби, когда бы он ни настал. В Его физическом теле страдал каждый член, и то же должно быть и с духовным. И как из всех скорбей и мук тело Его вышло неповрежденным к славе и силе, так же и Его мистическое тело пройдет через печь, неся на себе всего лишь запах пламени

.

799

"Сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей"

Псалтирь 21,15

Наш благословенный Господь чувствовал, как ужасающе тонула и таяла Его душа. "Дух человека переносит его немощи, а пораженный дух - кто может подкрепить его?" Глубокая духовная депрессия - самое мучительное из всех испытаний; все остальное по сравнению с ней - ничто. Страждущий Спаситель вполне мог возопить к Своему Богу: "Не удаляйся от Меня", ибо ни в какое другое время человек не нуждается так сильно в Боге, как в тот час, когда от тяжкой тоски тает его сердце. Верующий, подойди в это утро к Кресту и смиренно склонись пред Царем славы, Которому довелось погрузиться в пучину духовных страданий и сердечной тоски намного глубже, чем любому из нас, и отметь способность Его стать верным Первосвященником, Который может сострадать нам в немощах Наших. В особенности же пусть те из нас, чья печаль рождена утратой живого ощущения любви Отца нашего, войдут в близкое и сокровенное общение с Иисусом. Не будем предаваться отчаянию, так как через это темное пространство прошел до нас наш Господь. Иногда наши души тоскуют и изнемогают, и даже до мучительной боли жаждут созерцать свет лика Его: в такие моменты поддержим себя дорогим сердцу фактом, что нам сострадает наш великий Первосвященник. Капли наших страданий могут легко раствориться в океане Его скорбей, но как высоко должна воспарить любовь наша! Войди же, о крепкая и глубокая любовь Иисусова; подобно морю в весенний прилив покрой все силы мои, утопи все грехи мои, смой все заботы мои, подними душу мою, прикованную к земле, и вынеси ее прямо к ногам Господа моего и там оставь меня, жалкую сломанную ракушку, омытую любовью Его, не имеющую ни добродетели, ни ценности, которая только осмеливается прошептать Ему, что если Он приложит меня к уху Своему, Он услышит в моем сердце отзвуки огромных волн Его собственной любви, которая принесла меня туда, где мне отрадно лежать - у ног Его целую вечность.

.

800

"Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня"

Песни Песней 1,12

Мирра может служить весьма удачным прообразом Иисуса благодаря своей ценности, аромату, красоте, целительным, защитным и дезинфицирующим, свойствам, а также из-за своей причастности к жертвоприношениям. Но почему Он уподоблен "мирровому пучку"? Во-первых, по причине обилия. Он - не капля мирры, Он - полный ларец. Он - не отдельный цветок мирры, а целый пучок. Во Христе достаточно всего, что мне нужно, да не замедлю я воспользоваться Им. Наш Возлюбленный сравнивается с "пучком" также по причине разнообразия, ибо во Христе присутствует не что-то одно нужное и полезное, "но в Нем обитает вся полнота Божества телесно", все нужное - в Нем. Посмотрите на Иисуса в Его различных ипостасях, и вы увидите изумительное разнообразие - Пророк, Священник, Царь, Жених, Друг, Пастырь. Посмотрите на Него в Его жизни, смерти, воскресении, вознесении, втором пришествии; созерцайте Его в Его добродетели, кротости, мужестве, самоотречении, любви, верности, истине, праведности - везде Он "пучок" драгоценностей. Он - "мирровый пучок" из-за изысканности: не развязывайте мирру, связанную в пучок, мирру, предназначенную для хранения в ларце. Мы должны ценить Его как наше самое драгоценное сокровище; мы должны дорожить Его словами и Его установлениями; и как под замком и ключом должны мы хранить в себе наши мысли о Нем и знание о Нем, чтобы дьявол ничего не похитил у нас. Кроме того, Иисус является "пучком мирры" из-за особого предназначения. Этот символ несет в себе идею отличающей, разграничивающей благодати. Прежде создания мира был Он предназначен для народа Своего и Он отдает аромат Свой только тем, кто знает, как войти в общение с Ним и как поддерживать близкие отношения с Ним. О! Благословенны те, кому Господь открыл тайны Свои и для кого Он отделил Себя. О! Избранны и блаженны те, кому дано так сказать: "Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня".

.

801

"Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою"

Псалтирь 21,8

Насмешки составили большую долю в страданиях нашего Господа. Иуда насмеялся над Ним в саду; первосвященники и книжники презрительно высмеивали Его; Ирод не ставил Его ни во что; прислуга и солдаты потешались над Ним и грубо оскорбляли Его; Пилат и его стража высмеивали в Нем Царя; а на древе Его забросали всевозможными грязными шутками и отвратительными издевательствами. Насмешку всегда тяжело переносить, но когда мы переживаем сильную боль, насмешка настолько бессердечна и жестока, что ранит самое сердце. Представьте себе распятого Спасителя, терзаемого мучительной болью, недоступной воображению любого смертного; и теперь мысленно нарисуйте себе ту пеструю толпу, тех кивающих головами или кривящих губы в глубочайшем презрении к несчастной страдающей жертве! Несомненно, что в Распятом должно было быть нечто большее, чем они могли увидеть, иначе такая огромная и разноликая толпа не почтила бы Его единодушно таким презрением. Не было ли это ее злым признанием в самый момент ее наивеличайшего кажущегося триумфа, что в конечном счете она смогла не более чем насмеяться над этой победоносной благостью, которая тогда царствовала на Кресте? О Иисус, "презрен и умален перед людьми", как мог Ты умереть за людей, которые так жестоко обошлись с Тобой? Вот она - любовь изумительная, любовь божественная, любовь безмерная. Мы тоже пренебрегали Тобой во дни, когда еще были невозрожденными, и даже родившись свыше, мы все еще чтим в сердцах наших мир сей, и все же Ты истекаешь кровью, чтобы исцелить наши раны, и умираешь, чтобы даровать нам жизнь. О, если бы мы могли возвести Тебя на славный высокий престол во всех сердцах человеческих! Мы оглашали бы восхваления Тебе на земле и на море, пока люди соборно не преклонились бы пред Тобой, как когда-то единодушно отвергли.

"Тварь встала на Тебя, Всесильный Бог!
Тебя не любит, кто понять не смог -
неблагодарный, суетным прельщаясь,
не слышал, как учил Ты, улыбаясь".

.

802

"Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?"

Псалтирь 21,1

Мы видим здесь Спасителя, находящегося на самой глубине Своих страданий. Никакое другое место не демонстрирует скорби Христовы так красноречиво, как Голгофа, и никакой другой миг на Голгофе не исполнен такой муки, как тот, в котором вопль Его раздирает воздух: "Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты оставил Меня?" В этот миг к физическому изнеможению прибавилась острая душевная боль - пытка от позора и бесчестья, через которые Ему пришлось пройти; и, как кульминация Его скорби, на Него навалилась духовная мука, превосходящая все возможные способы выражения, вызванная тем, что Отец лишил Его Своего присутствия. Это была черная полночь Его ужаса, именно тогда низошел Он в бездну Своего страдания. Ни один человек не в состоянии постичь полного значения этих слов. Временами кто-то из нас считает, что и он мог бы вскричать: "Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?" Бывают периоды, когда свет улыбки Отца нашего сокрыт от нас тучами и тьмой, но будем же помнить, что Бог в действительности никогда не оставляет нас. Для нас это только кажущаяся оставленность, но Христос перенес подлинную Богооставленность. Мы скорбим от незначительного удаления от нас любви Отца нашего, но действительное отвращение лица Божия от Сына Своего - кто измерит глубину Его муки, вызванной этим? В нашем случае крик наш часто продиктован неверием, в Его же - это была констатация ужасного факта, ибо Бог действительно отвернулся от Него на некоторое время. О бедная страждущая душа, жившая когда-то в солнечном свете лица Божиего, но теперь пребывающая во тьме, помни, что Он в действительности не оставил тебя. Бог в тучах - в такой же мере наш Бог, как и тогда, когда Он сияет полным блеском Своей благодати; но если даже мысль о том, что Он оставил нас, вызывает непереносимую боль, то какой же Должна была быть мука Спасителя, когда Он воскликнул: "Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты оставил Меня?

.

803

"Драгоценною кровию Христа"

Первое Послание Петра 1,19

Стоя у подножия Креста, мы видим руки, и ноги, и бок Спасителя, истекающие алыми потоками драгоценной крови. Она "драгоценна" из-за своего искупительного и примирительного действия. Ею искуплены грехи народа Христова; он куплен у закона, он примирен с Богом и воссоединен с Ним. Кровь Христа также "драгоценна" своей очищающей силой, она "очищает нас от всякого греха". "Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю". Благодаря крови Христовой на верующем не остается ни пятна, ни порока, ни чего-либо подобного. О драгоценная кровь, которая очищает нас, удаляя следы многочисленных беззаконий и давая нам возможность быть облагодатствованными в Возлюбленном, несмотря на множество способов, которыми мы противились нашему Богу. Кровь Христа также "драгоценна" из-за своей охраняющей силы. Будучи окроплены кровью, мы надежно защищены от ангела - разрушителя. Помните: именно то, что Бог видит кровь, есть подлинное основание для нашего спасения. В этом утешение для нас, когда глаз веры затуманен, ибо глаз Божий остается неизменным. Кровь Христа "драгоценна" также своим освящающим воздействием. Та же кровь, которая оправдывает, удаляя грех, своим последующим действием пробуждает к жизни новую природу и направляет ее на преодоление греха и следование заповедям Божиим. Нет другого такого же великого побудительного мотива к святости, как тот, что струится из вен Иисусовых. И "драгоценна", невыразимо драгоценна эта кровь, потому что имеет побеждающую силу. Написано: "Они победили кровию Агнца". А как еще могло быть? Сражающийся драгоценной кровью Иисуса сражается оружием, не знающим поражения. Кровь Иисуса! Грех погибает в ее присутствии, смерть перестает быть смертью, небесные врата отворяются. Кровь Иисуса! Мы будем идти вперед, победоносно и чтобы побеждать, до тех пор, пока мы в состоянии верить в ее силу!

.

804

"Но вы приступили... к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева"

Послание Евреям 12,22-24

Читатель, приступил ли ты к Крови кропления? Вопрос не в том, приступил ли ты к постижению учения или к соблюдению обрядов, или к определенной форме переживаний, но приступил ли ты к крови Иисусовой? Кровь Иисусова - душа всякого живого благочестия. Если ты действительно пришел к Иисусу, то мы знаем, как ты пришел: Святой Дух милостиво привел тебя к Нему. Ты пришел к Крови кропления не со своими собственными заслугами. Виновный, заблудший и беспомощный пришел ты, чтобы взять эту и только эту кровь, как свою непреходящую надежду. Ты пришел ко Кресту Христову с трепещущим и изнывающим от боли сердцем, и о! каким драгоценным звуком был для тебя голос крови Иисусовой! Звук падающих капель Его крови - как небесная музыка для кающихся сынов земли. Мы полны греха, но Спаситель просит нас поднять на Него глаза, и когда мы смотрим на Его кровоточащие раны, каждая капля крови, падая вниз, кричит: "Совершилось, я положила конец греху, я воздвигла правду вечную". О! сладкий язык драгоценной крови Иисусовой! Если ты пришел к этой крови однажды, ты будешь приходить к ней всегда. Жизнь твоя будет "взиранием на Иисуса", Все твое поведение будет кратко выражаться словами: "К Которому приступаю". Не к Которому я приступил, но к Которому приступаю всегда Если ты когда-либо приступил к Крови кропления, ты будешь чувствовать необходимость приступать к ней каждый день. Не желающий омываться в ней каждый день никогда не омывался в ней вообще. Верующий всегда чувствует радость и честь в том, что источник еще открыт. Прошлый опыт - сомнительная пища для христиан, приступание ко Христу в настоящем - только это может даровать нам радость и утешение. Давайте же в это утро заново окропим косяки наших дверей кровью и будем услаждаться Агнцем с уверенностью, что ангел-разрушитель пройдет мимо нас

.

805

"Она привязала к окну червленую веревку"

Книга Иисуса Навина 2,21

В своем спасении Раав положилась на обещание соглядатаев, в которых она видела представителей Бога Израилева. Ее вера была простой и твердой, но в то же время весьма исполненной послушания. Привязать червленую веревку к окну было само по себе довольно незначительным действием, но она не осмелилась им пренебречь. Посмотри же, душа моя, разве это не урок для тебя? Прилежна ли ты во всем, что требует от тебя Господь твой, даже если некоторые из повелений Его кажутся тебе несущественными? Соблюдаешь ли ты, так же как и Он, два обряда - крещение по вере и Вечерю Господню? Если ты пренебрегаешь ими, это доказывает, что в твоем сердце много холодного непослушания. Будь же поэтому во всем безупречной, даже в привязывании нити, если на это есть повеление.

Этот поступок Раав служит нам еще одним и более важным уроком. Безоговорочно ли я уповаю на драгоценную кровь Иисусову? Привязал ли я червленую веревку гордиевым узлом к моему окну, так чтобы упование мое никогда не могло быть похищено? Могу ли я смотреть на Мертвое море своих грехов или на Иерусалим надежд моих, не видя при этом крови, и не связывая все происходящее с ее благословенной силой? Веревка такого заметного цвета, свешиваясь из окна, легко бросается в глаза прохожим. Для меня будет благом, если жизнь моя сделает действие искупления заметным для всех окружающих. Чего стыдиться? Пусть люди и бесы смотрят, если хотят; кровь - моя гордость и моя песнь. О душа моя, есть Тот, Кто увидит эту червленую веревку, даже когда из-за слабости веры ты не сможешь увидеть ее сама: Иегова Мститель заметит ее и пройдет мимо. Стены Иерихона пали; дом Раав был в стене и все же устоял. Природа моя вмурована в стену человечества, и все же когда род сей постигнет погибель, я буду неуязвим. Душа моя, еще раз привяжи к окну червленую веревку и пребудь в мире.

.

806

"И вот, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу"

Евангелие Матфея 27,51

Далеко не заурядное чудо было явлено в том, что разодралась такая прочная и толстая завеса; но произошло это не для простой демонстрации силы - во всем этом для нас было явлено множество уроков. Ветхий обрядовый закон был упразднен и, как обветшавшая одежда, разодран и выброшен. Со смертью Иисуса прекратились все жертвоприношения, потому что все они исполнились в Нем, и, следовательно, место, где они совершались, было отмечено явным признаком разрушения. Это событие также открыло все, что было сокрытым в старой ветхозаветной диспенсации: теперь можно было видеть очистилище и осеняющую его славу Божию. Благодаря смерти нашего Господа Иисуса нам ясно открывается Бог, ибо Он был "не так, как Моисей, Который полагал покрывало на лицо свое". Жизнь и бессмертие теперь выведены на свет, и все, что было сокрытым от создания мира, проявилось в Нем. Ежегодный обряд очищения был отменен. Очищающая кровь, которая раз в год кропилась за завесой, была теперь единожды и за всех пролита великим Первосвященником, и поэтому место совершения символического ритуала было разрушено. Кровь тельцов и агнцев теперь не нужна, ибо Иисус вошел за завесу со Своей собственной кровью. Поэтому доступ к Богу теперь открыт и свободен и является правом каждого Верующего во Христа Иисуса. Открыта не узкая щель, через которую Мы можем взирать на очистилище, но завеса разодрана сверху донизу. Мы можем с дерзновением подходить к престолу небесной благодати. Ошибемся ли мы, если скажем, что открытие таким Удивительным образом Святого Святых через предсмертный вопль Христа было прообразом, открытия для всех верующих райских врат благодаря страстям Господним? У нашего истекающего кровью Господа - ключи от рая. Он отворяет - и никто не затворит. Войдем же и мы с Ним в небесные обители и пребудем там с Ним, Пока наши общие враги не будут соделаны подножием ног Его.

.

807

"Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола"

Послание Евреям 2,14

Дитя Божие, смерть потеряла жало свое, потому что уничтожена сила диавола над ней. Перестань же бояться смерти. Проси благодати у Бога Духа Святого, чтобы сокровенным знанием и твердой верой в смерть Искупителя твоего был ты укреплен для этого страшного часа. Живя возле Голгофского Креста, ты можешь думать о смерти с удовольствием и приветствовать ее приход с огромной радостью. Сладко умереть в Господе, благословение Завета - уснуть во Христе Иисусе. Смерть больше не изгнание, она - возвращение из ссылки, возвращение домой ко многим обителям, где уже пребывают те, кого мы любим. Расстояние между прославленными духами на небе и воинствующими святыми на земле кажется большим, но это не так. Мы - недалеко от дома, один миг - и мы там. Парус поднят, душа проплывает над бездной. Как долго будет она путешествовать? Сколько изнуряющих ветров должны будут обрушиться на парус до того, как укроется он в порту мира? Как долго душа эта будет носиться по волнам, прежде чем достигнет моря, не знающего бури? Услышь же ответ: "Выйти из тела - водвориться у Господа". Вон тот корабль только что отчалил, но он уже в своей гавани. Он только поднял свой парус - и уже там. Как тот древний корабль на море Галилейском: буря бросала его, но Иисус сказал: "Умолкни, перестань", и он тотчас же оказался у берега. Не думай, что между мигом смерти и вечностью славы лежит долгий промежуток времени. Когда глаза закрываются на земле, они открываются на небе. Огненные кони ни на мгновение не задерживаются на дороге. Чего же тебе тогда, о дитя Божие, бояться смерти, видя, что смертью Господа твоего разрушены ее проклятья и жало? И теперь это лишь лестница Иакова, чье начало в мрачной могиле, но вершина ее достигает вечной славы.

.

808

"А я знаю, Искупитель мой жив"

Книга Иова 19,25

Суть утешения Иова заключена в этом маленьком слове "мой": "Искупитель мой" и в том, что Искупитель жив. О! Ухватитесь же за живого Христа! Мы должны обрести в Нем нашу часть, прежде чем сможем наслаждаться Им. Что значит для меня золото в руднике? Люди нищенствуют в Перу и голодают в Калифорнии. Лишь то золото, что в моем кошельке, может удовлетворить мои нужды, давая возможность купить хлеб. Так и Искупитель, который не искупает меня; мститель, который никогда не взыщет за мою кровь - какая мне польза от них? Не успокаивайтесь, пока не сможете сказать верой: "Да, я уповаю на живого Господа; и Он - мой". Возможно, вы держитесь за Него слабой рукой; вы едва ли не считаете самонадеянностью сказать: "Он жив, Искупитель мой"; и однако помните, что если вы имеете веру даже с горчичное зерно, то и столь малая вера дает вам право сказать так. Но здесь есть также и другое слово, говорящее о полной уверенности Иова: "Я знаю". Говорить: "Я надеюсь, я верю" - удобно, и в пастве Иисусовой есть тысячи тех, кто едва ли когда-нибудь идет дальше этого. Но чтобы достичь самой сути утешения, вы должны сказать: "Я знаю". "Если", "но" и "возможно" - верные убийцы покоя и утешения. Сомнения - ужасная вещь во время страданий. Они жалят душу, как осы! Если у меня есть хоть какое-то подозрение, что Христос не мой, то для меня остается лишь уксус, смешанный с желчью смерти; но если я знаю, что Иисус живет для меня, тогда тьма - не тьма, и даже ночь - это свет вокруг меня. Воистину, если Иов за века до явления и пришествия Христа мог сказать: "я знаю", то мы не должны говорить с меньшей убежденностью. Только не дай нам Бог, чтобы убежденность наша была самонадеянностью. Будем же следить, чтобы свидетельства наши были верными, чтобы не строили мы на лишенной основания надежде, и потом не будем удовлетворяться одним основанием, ибо только из верхних комнат открывается нам самый обширный вид. Живой Искупитель, Который есть подлинно мой - это радость неизреченная.

.

809

"Его возвысил Бог"

Деяния апостолов 5,31

Иисус, наш Господь, однажды распятый, умерший и погребенный, восседает теперь на престоле славы. Наивысочайшее из всех имеющихся на небе мест по неоспоримому праву принадлежит Ему. Приятно помнить, что возвышение Христа на небе - это представительное возвышение. Он превознесен одесную Отца, и хотя как и Сам Иегова, Он обладает выдающейся славой, которую смертные существа не могут разделить с Ним, все же, как Посредник, Он облечен на небесах почестями, которые являются наследием всех святых. Восхитительно размышлять о том, как тесен союз Христа с народом Его. Мы - фактически одно целое с Ним, мы - члены Его тела, и Его возвышение - это наше возвышение. Он даст нам воссесть на Его престоле точно так же, как Он Сам победил и посажен рядом с Отцом Своим на Его престоле. У Него - венец, и Он дает венцы и нам. У Него - престол, но Он не хочет иметь его лишь для Себя, по правую руку Его должна восседать Его царица, одетая в "Офирское золото". Он не может быть прославлен без Своей невесты. Взгляни теперь, верующий, ввысь, на Иисуса; пусть око веры твоей узрит Его со множеством венцов на голове Его; и вспомни, что в один из дней ты уподобишься Ему, когда увидишь Его Таким, Какой Он есть; ты не будешь таким же великим, как Он, ты не будешь таким же божественным, но все же в какой-то мере ты разделишь те же почести и будешь наслаждаться тем же счастьем и тем же достоинством, которые имеет Он. Довольствуйся же пока тем, чтобы некоторое время жить в неизвестности и идти по своему утомительному пути через поля бедности или же через холмы страдания; ибо скоро ты будешь царствовать со Христом, ибо Он "соделал нас царями и священниками Богу, и мы будем царствовать во веки веков". О! Какая замечательная мысль для детей Божиих! Уже теперь мы имеем Христа нашим славным представителем в небесном суде, и скоро Он придет и примет нас к Себе, чтобы нам быть с Ним, видеть славу Его и разделять радость Его.

.

810

"Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас"

Послание Римлянам 8,37

Мы идем ко Христу за прощением, но при этом слишком часто обращаемся к закону за силой для преодоления наших грехов. Павел укоряет нас следующими словами: "О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?" Несите свои грехи ко Кресту Христову, ибо ветхий человек может быть распят только там: мы сораслялись Ему. Единственное оружие для борьбы с грехом - это копье, пронзившее бок Иисуса. Обратимся к примеру: вы хотите изменить свой раздражительный характер, что вы для этого делаете? Вполне возможно, что вы еще никогда не прибегали к верному способу - пойти с ним к Иисусу. Как я получил спасение? Я пришел к Иисусу таким, каким я был, и доверил Ему мое спасение. Не таким ли образом должен я умертвить и свой раздражительный характер? Это - единственный способ, которым я когда-либо смогу умертвить его. Я должен подойти ко Кресту и сказать Иисусу: "Господи, я верую, что Ты избавишь меня от этого порока". Это единственный способ нанести ему смертельный удар. Вас обуревает жадность? Вы чувствуете, что вас опутывает мир? Вы можете сколько угодно бороться с этим злом, но если это постоянно преследующий вас грех, то избавиться от него вы сможете только кровью Христа. Несите его ко Христу. Скажите Ему: "Господи, Ты - упование мое. Имя Твое - Иисус, ибо Ты спасаешь народ Свой от грехов его. Вот, Господи, один из моих грехов, избавь меня от него!" Обряды - ничто без Христа как средства умерщвления. Ваши молитвы и ваше покаяние и слезы - все взятые вместе - ничего не стоят без Него. Никто, кроме Иисуса, не может помочь беспомощным грешникам, а также и беспомощным святым. Мы должны преодолевать все силою Возлюбившего нас, если хотим хоть что-то преодолеть. Лавры наши должны произрастать среди Его маслин в Гефсимании.

.

811

"По всему этому мы даем твердое обязательство"

Книга пророка Неемии 9,38

Наша жизнь предоставляет нам много возможностей, когда с полным основанием и пользой для себя мы можем возобновлять наш завет с Богом. Вполне благоприятным для этого случаем может стать наше выздоровление от болезни, когда мы, как Езекия, получаем прибавление к годам нашей жизни. Всякий раз после избавления от несчастья, когда радости наши снова начинают распускаться, давайте заново приходить к подножию Креста и обновлять наше освящение. В особенности же делать это после всякого греха, который оскорбил Духа Святого или навлек бесчестие на дело Божие; обратим же тогда взор наш к той Крови, Которая может сделать нас белее снега, и снова предадим себя Господу. Но не только благодаря нашим несчастьям должны мы подтверждать нашу преданность Богу, но и наше благополучие должно делать то же самое. Если нам когда-либо выпадали случаи, заслуживающие того, чтобы называть их "увенчивающими нас милостями", то несомненно, если Он увенчал нас, мы должны также увенчать нашего Бога. Извлечем лее заново на свет все драгоценности божественных знаков отличия, хранящиеся в сокровищнице нашего сердца, и пусть Бог наш воссядет на престоле любви нашей, убранный в царские одеяния. Если бы мы научились извлекать пользу из нашего благополучия, то мы не нуждались бы в таком количестве несчастий. Если бы мы извлекали из поцелуя все благо, которое он может даровать, нам не приходилось бы так часто терпеть боль от розги. Получили ли мы недавно благословение, на которое почти не рассчитывали? Поставил ли Господь наши ноги на пространном месте? Можем ли мы петь от умножившихся милостей? Значит, самое время положить руку на рог жертвенника и сказать: "Привяжи меня здесь, Боже мой; привяжи меня здесь веревками, чтобы это было навсегда". И поскольку мы нуждаемся в исполнении новых обетовании от Бога, давайте возносить обновленные молитвы, чтобы прежние наши обеты не были постыжены. Дадим же Ему в это утро твердое обязательство по причине страданий Иисусовых, на которые весь этот месяц взираем мы с благодарностью.

.

812

"Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!

Песни Песней 2,10

Вот, я слышу голос Возлюбленного моего! Он разговаривает со мной! Прекрасный день улыбается на лике земли, и Он не хочет, чтобы я спала духовно, когда вся природа вокруг меня просыпается от зимнего сна. Он повелевает: "Встань!", и - правильно, ибо слишком долго лежу я среди горшков суетности. Он восстал, я восстала в Нем, зачем мне еще погружаться во прах? От низменных страстей, вожделений, желаний, стремлений буду я подниматься к Нему. Он называет меня нежным именем "возлюбленная моя" и считает меня прекрасной; это - благое основание для того, чтобы встать. Если Он так превознес меня и видит меня такой милой, то как могу я задерживаться в шатрах Кидара и находить себе близких друзей среди сынов человеческих? Он велит мне: "Выйди". Он зовет меня все дальше и дальше от всего эгоистичного, низменного, мирского и порочного; более того - от внешне религиозного мира, который не знает Его и не причастен к тайне высшей жизни, зовет Он меня. "Выйди" - в этом слове нет ничего неприятного для слуха моего, ибо что может держать меня в этой пустыне суеты и греха? О мой Господи, как мне хочется выйти, но я запуталась в терниях и не могу из них вырваться, как ни стараюсь. Я хотела бы, если бы это было возможно, не иметь ни очей, ни ушей, ни сердца, поддающихся соблазну. Ты зовешь меня к Себе, говоря: "Выйди", и это, воистину, зов, исполненный музыки. Придти к Тебе - это придти домой из изгнания, это придти к берегу от беснующейся бури, придти к покою после долгих трудов, придти к цели моих желаний и к вершине моих стремлений. Но, Господи, как может подняться камень? Как может ком глины выйти из страшной ямы? О, подними меня, привлеки меня! Твоя благодать может сделать это. Пошли Твоего Духа Святого зажечь священный огонь любви в моем сердце, и я буду постоянно подниматься, пока не оставлю позади себя жизнь и время, и воистину не "выйду".

.

813

"Сие творите в Мое воспоминание"

Первое послание Коринфянам 11,24

Оказывается, христиане могут забыть Христа! Не было бы нужды в этом любящем наставлении, если бы не существовало ужасного предположения, что память наша может оказаться предательской. И это не голое предположение: увы, слишком основательно подтверждается оно в нашей жизни не как возможность, а как прискорбный факт. Кажется почти невозможным, что те, кто искуплен кровью умирающего Агнца и кого непреходящей любовью возлюбил Предвечный Сын Божий, могут забыть такого милосердного Спасителя; но хотя это и звучит ошеломляюще для уха, увы, это слишком очевидно для глаза, чтобы можно было отрицать подобное преступление. Забыть Того, Кто никогда не забывал нас! Забыть Того, Кто пролил Свою кровь за грехи наши! Забыть Того, Кто возлюбил нас даже до смерти! Возможно ли это? Да, это не только возможно, но совесть наша признается, что к великому огорчению все мы виноваты в том, что делаем из Него странника, задерживающегося лишь на одну ночь. Тот, Кого мы должны сделать постоянным жильцом в нашей памяти, всего лишь гость в ней. Крест, где, казалось бы, утвердится память, а забывчивость будет неизвестным пришельцем, осквернен ногами забвения. Разве не говорит ваша совесть, что это именно так? Разве не случается вам забывать Иисуса? Какое-то плотское создание похищает ваше сердце, и вы забываете Того, Кому должна принадлежать любовь ваша. Какое-то мирское занятие поглощает ваше внимание, в то время как глаза ваши должны быть постоянно устремлены на Крест. Именно нескончаемая суматоха мира сего, постоянное увлечение земным уводят душу от Христа. В то время как память слишком хорошо сохраняет ядовитые сорняки, она позволяет увянуть нарциссу Саровскому. Возьмем же на себя заботу оплести небесными незабудками сердца наши ради Иисуса, Возлюбленного нашего, и, что бы мы ни теряли, будем крепко держаться за Него.

.

814

"Бог, Бог наш"

Псалтирь 66,5

Удивительно, как мало мы пользуемся духовными благословениями, которые дает нам Бог, но еще более удивительно, как мало мы пользуемся Самим Богом. Хотя Он "наш Бог", мы мало обращаемся к Нему и мало у Него просим. Как редко мы просим совета у руки Господней! Как часто мы решаем свои дела, не ища Его водительства! В несчастьях наших как неизменно стараемся мы сами нести бремена свои вместо того, чтобы возложить их на Господа, чтобы Он поддержал нас! И это не потому, что мы не имеем на это прав, ибо Господь как бы говорит нам: "Я - твой, душа, приходи и пользуйся Мною, как тебе угодно. Ты можешь беспрепятственно приходить к Моей сокровищнице, и чем чаще ты это делаешь, тем ты желаннее". Это наша собственная вина, если мы не пользуемся богатством нашего Бога. Итак, поскольку у тебя есть такой Друг и Он приглашает тебя, обогащайся у Него каждый день. Никогда не испытывай нужды, пока у тебя есть Бог, к Которому ты можешь пойти; никогда не бойся и не изнемогай, пока у тебя есть Бог, Который может помочь тебе; иди к своему сокровищу и бери все, что тебе нужно: здесь все, что ты можешь пожелать. Научись божественному мастерству делать Бога всем для тебя. Он может обеспечить тебя всем, или, еще лучше, Он может заменить тебе все. Итак, позволь мне убедить тебя пользоваться твоим Богом. Пользуйся Им в молитве. Приходи к Нему часто, потому что Он твой Бог. О, неужели ты оставишь неиспользованным столь великое право? Лети к Нему, расскажи Ему обо всех твоих нуждах. Во всякое время постоянно пользуйся Им своей верой. Если темный рок обложил тебя тучами, используй твоего Бога как "солнце", если сильный враг окружил тебя, найди в Иегове "щит", ибо Он солнце и щит для народа Его. Если ты заблудился в лабиринтах жизни, используй Его как "проводника", ибо Он направит тебя. Кем бы ты ни был и где бы ты ни был, помни: Бог - именно то, что тебе нужно, и именно там, где тебе нужно, и что Он может сделать все, что тебе нужно.

.

815

"Вспомни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать"

Псалтирь 118,49

Какова бы ни была твоя нужда, ты легко найдешь соответствующее ей обетование в Библии. Ты ослаб и изнемог, потому что путь твой каменист и ты устал? Вот обетование: "Он дает утомленному силу". Прочитав такое обетование, иди с ним к Великому Обещавшему и проси Его исполнить Его собственное слово. Ты ищешь Христа и жаждешь более близкого общения с Ним? Тебе, как звезда, светит обетование: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся". Непрестанно приноси это обетование к престолу, не взывай больше ни о чем, но снова и снова приступай к Богу со словами: "Господи, Ты сказал так, исполни же то, что сказал". Ты страдаешь из-за греха и несешь на себе тяжкий груз своих беззаконий? Прислушайся к следующим словам: "Я, Я Сам изглаживаю преступления твои и грехов твоих не помяну". У тебя нет собственных заслуг, на которые ты мог бы сослаться, умоляя Его о прощении, сошлись же на Его письменные обязательства, и Он исполнит их. Ты боишься, что не сможешь продержаться до конца, что, посчитав себя чадом Божиим, ты на деле окажешься отверженным? Если таково твое состояние, поднеси к престолу вот это слово благодати и сошлись на него: "Горы сдвинутся, и холмы поколеблются, а милость Моя не отступит от тебя". Если ты утратил сладкое чувство присутствия Спасителя и ищешь Его сокрушенным сердцем, вспомни обетования: "Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам"; "На малое время Я оставил тебя, но с великой милостью восприму тебя". Питай свою веру собственными словами Божиими и, какими бы ни были твои страхи и нужды, направляйся в Банк Веры с долговой распиской Отца Твоего, говоря: "Вспомни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать".

 

816

"Ты - надежда моя в день бедствия"

Книга пророка Иеремии 17,17

Стезя христианина не всегда освещена ярким солнцем, случаются времена тьмы и бурь. Да, в Слове Божием сказано: "Пути ее - пути приятные, и все стези ее - мирные ; и великая истина заключается в том, что религия рассчитана на то, чтобы дать человеку счастье на земле и блаженство на небе, но опыт показывает нам, что, хотя "стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня", все же иногда это светило меркнет. Случается так, что тучи закрывают Солнце верующего, и он блуждает во тьме, не видя света. Есть многие, кто некоторое время радовались присутствию Божиему: они грелись в лучах солнца в самом начале своего христианского пути, они проходили "злачными пажитями" у "тихих вод", но вдруг замечают, что славное небо затянуто тучами; вместо земли Гошен они должны ступать по песчаной пустыне; на месте сладких вод находят они мутные потоки, горькие на вкус, и они говорят: "Воистину, если бы я был чадом Божиим, этого бы не случилось". О! Не говорите так, ты, блуждающие во тьме. Лучшие из святых Божиих должны пить полынь; любимейшие из Его детей должны нести крест. Ни одному христианину не довелось вкусить на этой земле вечного благоденствия, ни один верующий не может навсегда уберечь свою арфу от вербы. Возможно, Господь назначил тебе вначале ровную и безоблачную дорогу, потому что ты был слаб и робок. Он умерил ветер для остриженного ягненка; но теперь, когда ты стал крепче в твоей духовной жизни, ты должен вступить в более зрелую и более суровую жизнь достигших полноты возраста детей Божиих. Нам нужны ветры и бури, чтобы проявлять нашу веру, чтобы срывать с нас гнилые ветви самонадеянности и крепче укоренять нас во Христе. День бедствия открывает нам ценность нашей славной надежды.

 

817

"И роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы"

Книга Чисел 14,2

Ропщущие есть среди христиан и сегодня, так лее как были они в стане древних израильтян. Есть такие, кто при ударе розги громко протестуют против Провидения, причиняющего им страдание. Они спрашивают: "За что я так страдаю? Что я сделал, чтобы меня так наказывать?" Послушай, о ропщущий! Почему ты ропщешь против воли Отца Твоего Небесного? Может ли Он обращаться с тобой хуже, чем ты этого заслуживаешь? Вспомни, каким бунтовщиком ты был когда-то, но Он простил тебя! Воистину, если по мудрости Своей Он теперь считает нужным наказать тебя, ты не должен жаловаться. В конце концов, разве ты поражаем так сильно, как заслуживают этого твои грехи? Задумайся над порочностью, что таится в груди твоей, и будешь ли тогда удивляться, что нужно так много розг для того, чтобы ее оттуда изгнать? Взвесь себя и определи, сколько шлака примешано к твоему золоту; и считаешь ли ты, что огонь слишком горяч, чтобы очистить тебя от такого огромного количества шлака? Разве не доказывает твой гордый бунтарский дух, что сердце твое не освящено в совершенстве? Разве не противоречат твои роптания святой смиренной природе детей Божиих? Разве нет здесь необходимости в исправлении? Но если ты будешь роптать против наказания, берегись, ибо оно будет суровым для ропщущих. Бог всегда наказывает Своих детей повторно, если они не переносят первый удар в терпении. Но знай одно: "Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих". Все Его наказания посылаются в любви, чтобы очистить тебя и привлечь к Нему ближе. Воистину, это поможет тебе смиренно перенести наказание, если ты способен увидеть в нем руку Отца твоего. Ибо "Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами". "Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя".

 

818

"Щеки Его - цветник ароматный, гряды благовонных растений"

Песни Песней 5,13

Вот и настал месяц цветов! Мартовские ветры и апрельские ливни сделали свое дело, и вся земля облеклась красотой. Иди же, душа моя, одень свое праздничное платье и выйди собирать венки божественных мыслей. Ты знаешь, куда направиться, ибо тебе хорошо знаком "цветник ароматный"; и ты так часто вдыхала запах "благовонных растений", что сразу же войдешь к своему Возлюбленному и найдешь в Нем всю красоту, всю радость. Эта щека, так жестоко когда-то исхлестанная кнутом, часто орошаемая слезами сострадания, а потом оскверненная плевками, эта щека, улыбающаяся милосердием - как благовонный аромат для моего сердца. Ты не прятал лицо Свое от позора и плевков, о Господи Иисусе, и потому найду я свою наивысшую усладу в восхвалении Тебя. Щеки эти были изборождены плугом скорби и обагрены алыми потоками крови от Твоих увенчанных терном висков; такие знаки безграничной любви не могут не очаровывать мою душу и очаровывать намного больше, чем "столпы благовоний". Если мне нельзя видеть все Его лицо, я бы смотрел на Его щеки, ибо малейшее в Нем, доступное моему глазу, с исключительной силой встает мое духовное восприятие и порождает множество восторгов. В Иисусе нахожу я не просто аромат, но "цветник ароматный"; не один цветок, но всевозможные прекрасные цветы. Он для меня - мой нарцисс и моя лилия, анютины глазки и кисть кипера. Когда Он со мной, для меня круглый год - май, и душа моя идет умывать свое счастливое лицо в утренней росе Его благодати и утешаться пением птиц Его обетовании. Драгоценный Господи Иисусе, дай мне на самом деле познать блаженство, которое пребывает в непреходящем, нерушимом общении с Тобой. Я - жалкое ничтожество, чью щеку удостоил Ты поцелуем! О, дай мне в ответ коснуться Тебя поцелуями губ моих.

.

819

"Не молю, чтобы Ты взял их из мира"

Евангелие Иоанна 17,15

О это - радостное и благословенное событие, которое произойдет в назначенное Богом время со всеми верующими: возвращение домой к Иисусу. Через несколько лет воины Господни, которые совершают сейчас "добрый подвиг веры", покончат с бранью и войдут в радость их Господа. Но хотя Христос молится, чтобы люди Его были в конце концов там, где и Он, Он не просит, чтобы они сразу же были взяты из этого мира на небо. Он хочет, чтобы они оставались здесь. Но однако как часто возносит усталый странник молитву: "Кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы". Но Христос молится не так, Он оставляет нас в руках Отца Своего до тех пор, пока, как сноп пшеницы в полной зрелости, не будет каждый из нас убран в житницу Господа нашего. Иисус не просит о нашем немедленном удалении из мира через смерть, ибо оставаться во плоти нам необходимо для других, если не плодотворно для нас. Он просит сохранить нас от зла, но Он никогда не просит, чтобы мы были допущены к наследию в славе, пока не достигнем полного возраста. Христиане часто хотят умереть, когда переживают какую-нибудь скорбь. Спросите их, почему, и они ответят: "Потому что хотим быть с Господом". Но боюсь, это не столько потому, что они страстно желают быть с Господом, сколько потому, что хотят избавиться от своих скорбей; иначе они испытывали бы такое же желание умереть и в другое время, когда они не под гнетом испытания. Они хотят домой не столько ради соединения со Спасителем, сколько ради того, чтобы обрести покой. Желание разрешиться теперь - совершенно правильное, если мы можем желать этого в том же духе, что и Павел, потому что быть со Христом - несравненно лучше, но желание избежать скорби - эгоистично. Пусть лучше заботой и желанием вашим будет прославление Бога вашей собственной жизнью именно здесь и так долго, как будет Ему угодно, даже если будет это среди трудов, борьбы и страданий; и предоставьте Ему сказать, когда "довольно".

.

820

В мире будете иметь скорбь

Евангелие Иоанна 16,33

Ты спрашиваешь о причине этого, верующий? Обрати взор свой ввысь к Отцу твоему небесному и узри Его чистоту и святость. Ты знаешь, что однажды должен будешь уподобиться Ему? Легко ли ты претворишься в Его образ? Разве тебе не потребуется длительная обработка в горниле страданий, чтобы очиститься? Будет ли это легким - избавиться от твоих пороков и сделаться совершенным, как совершенен Отец твой, сущий на небесах? После этого, христианин, опусти глаза вниз. Ты знаешь, каких врагов имеешь у себя под ногами? Ты был когда-то слугой катаны, и ни один царь не отдаст добровольно своих подданных. Ты думаешь, сатана оставит тебя в покое? Нет, он всегда будет около тебя, ибо он "ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить". Поэтому жди беды, христианин, когда ты смотришь под ноги. Теперь оглянись вокруг себя. Где ты? Ты - во вражеской стране, пришлец и поселенец. Мир - не твой друг. Если он твой друг, то, значит, ты не друг Богу, ибо тот, кто друг миру, тот враг Богу. Будь уверен, ты везде будешь находить врагов. Когда спишь, считай, что отдыхаешь на поле брани; когда идешь, остерегайся за каждой изгородью засады, подобно тому, как комары, что, говорят, кусают больше приезжих, чем коренных жителей, так и земные печали больнее всего будут жалить тебя. И, наконец, загляни в себя, в свое собственное сердце и посмотри, что там. Там все еще грех и твое "я". Ах! Если бы не было дьявола, чтобы искушать тебя; не было бы врагов, чтобы сражаться с тобой; мира, чтобы расставлять тебе сети, ты бы все равно нашел в себе достаточно зла, чтобы оно стало для тебя мучительной скорбью, ибо "лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено". Итак, будь готов к скорби, но не падай из-за этого духом, ибо Бог с тобой, чтобы помогать тебе и укреплять тебя. Он сказал: "С тобой я, в скорби, избавлю тебя и прославлю тебя".

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz