Чарльз Г.Сперджен

Малые проповеди 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 351

"Увидев это, он встал и пошел, чтобы свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее"

3-я книга Царств 19,3

Илия, несомненно, ожидал, что после чудесного проявления силы Божией на горе Кармил народ оставит своих богов и обратится к единственному живому и истинному Богу. Разве он не признал громогласно: "Господь есть Бог!"? Пророк надеялся, что это тронет сердце Ахава, а через него, может быть, и сердце Иезавели. Если она и не обратится, то очевидные деяния Божьи могли бы, по крайней мере, удержать ее руку от дальнейших преследований. Он надеялся, что под этим влиянием вся страна вскоре стала бы снова преданной Господу. Тогда его серьезное сердце возрадовалось бы пред Господом.

Обнаружив, что это не так, он упал духом. Весть Иезавели о том, что она велит убить его на следующий день, была для него, наверно, не так ужасна, как предчувствие, что его колоссальная демонстрация против Ваала обречена на неудачу. Гордая царица будет и впредь управлять нерешительным Ахавом и через Ахава сохранит власть над народом. Идолы, наверняка, останутся на своих престолах!

Эта мысль была горечью и желчью для пророка, ненавидящего идолов. Он был настолько удручен, что был готов сдаться и покинуть поле битвы. Мысль жить в стране, где народ настолько слеп, что служит Ваалу и презирает Господа, была невыносима ему. Он в большой спешке ушел из страны и бежал в пустыню. Он не хотел ложиться, пока не достигнет одиночества.

Это ли человек, который, казалось бы, как молодой лев, вступил в историю Израиля? Да, это он. Нам - всегда слабым людям - полезно видеть, что сильные сильны только потому, что Бог дает им силы. Их временная слабость показывает, что они от природы такие же слабые, как мы. Только Божья сила делает их сильными. И эта сила готова и вас снарядить на борьбу.

352

"После огня веяние тихого ветра. Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею"

3-я книга Царств 19,12-13

Посмотрите, как заботливо и милостиво Бог обращается со своим удрученным рабом! Он знал, что у Илии преданное сердце и что он искренний человек, любящий Бога и ревнующий о Его славе. Поэтому Он не изгнал его в гневе, а наоборот, решил оживить и восстановить его.

Господь начал с того, что подкрепил его физические силы и навел на него сон, чтобы затем подкрепить его печеной лепешкой и кувшином воды Потом Господь позволил ему снова заснуть, так как Илия нуждался в этом Мы не можем называть это потерянным временем, если мы устали от работы и нуждаемся во сне. После второго сна Бог снова накормил Своего раба; подкрепленный таким образом, он мог теперь видеть вещи в другом свете.

После того, как муж Божий был ободрен и подкреплен великим врачом, Господь повел его на гору Хорив, где Илия мог побыть совершенно один Когда тишина успокоила его, Господь начал беседовать с ним. Едва пророк подошел ко входу пещеры, как страшный ураган с такой силой пронесся по расселинам, что разрушил горы Пророк вовсе не испугался. Он был дитя бури, ревнитель закона. Только кончилось это сотрясение, как разгорелся сильный огонь. И сейчас мы не замечаем, чтобы пророк был хоть сколько-нибудь напуган. Потом стихии умолкли. Нет ничего более страшного, чем глубокая тишина после ужасного волнения. Тогда пророк закрыл лицо свое, вышел, стал у входа в пещеру и прислушался. Веяние тихого ветра пробудило в его душе полное внимание. Оно сделало то, что не мог сделать никто другой, и он был готов слушать, что скажет ему Бог.

 

353

"После огня веяние тихого ветра. Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею"

3-я книга Царств 19,12-13

Тихое, нежное веяние ветра имело успех там, где ничего не могли достичь гром и молния. Мы часто думаем, что страх перед Господом мог бы убедить людей и заставить их искать покой в Боге Мы все еще не отказались от представления, что внешнее впечатление ужасной силы может содействовать созиданию Царства Божьего Мы не готовы так легко, как наш Учитель, отказаться от двенадцати легионов ангелов Мы охотно полагаемся на человеческую силу и энергию. Мы полны надежды, когда можем поднимать шум, создавать волнение, переполох, движение. Наш век новых вещей, кажется, нашел духовную силу в медных духовых и ударных инструментах и надеется привлечь души такими и подобными средствами. Простую проповедь презирают, ищут сенсационные методы. Тенденция века направлена на афиширование силы, как будто она в состоянии сделать то, чего не смогли сделать духовные средства.

Наш небесный Отец использует обычно все нежное, тихое, спокойное, мирное. В деле истинного покаяния, приводящего душу к обращению и полному послушанию Богу, зовущий голос часто настолько тихий, что другие не слышат его. Там мало проявления физических и духовных сил, и все же там больше истинного могущества, чем если бы применялась сила. Итак, мы видим здесь слабость силы, но мы видим и силу слабости, как Бог часто делает непреодолимыми вещи, которым - если судить по виду - казалось бы, можно легко противостоять. Сатана может оказывать давление на душу, используя страх, сомнения, ужас. Но Дух Божий приходит с нежной любовью, обнаруживает Христа как кроткого, устанавливает перед глазами грешника крест Спасителя, дает ему мир, прощение и спасение. Братья, это то, чего нам не хватает: дело Духа Божьего в его живой любви.

 

354

"И приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему"

Евангелие от Марка 8,22

Друзья привели слепого к Иисусу. Как много таких, кто не понимает основ учения Евангелия и нуждается в помощи верующих! Они очень интересуются вопросами веры, но не знают, что им делать, чтобы спастись. Они еще не поняли великую истину жертвы, принесенной за нас, в которой заключается суть Евангелия. Они едва ли знают, что означает найти полный покой в Господе Иисусе, принесшем искупление за их грехи. Такие люди получили бы благословение, если бы более зрелые христиане попытались привести их к ясному познанию Спасителя. Почему ты не можешь привести такую душу под звук Слова, которое ведь и тебе самому послужило путеводителем?

Когда слепого привели к Спасителю, он сразу вошел в контакт с Ним, потому что Господь взял его за руку. Счастливый день для души, если она входит в личную связь с Господом Иисусом.

Затем Спаситель вывел слепого в одиночество - "вон из селения". Если обращаются люди, бывшие скорее духовно слепыми, чем злыми, скорее незнающими, чем враждебно настроенными, то один из первых признаков их христианства заключается в том, что они ищут тишину и чувствуют свою личную ответственность. Меня всегда обнадеживает такой человек, который начинает думать о своем отношении к Богу. В нашей стране есть тысячи людей, считающих себя частью христианского народа и членами церкви, и все же никогда не сознающих своей личной ответственности перед Богом. Это хороший знак, если Господь выводит тебя "из селения", если ты забываешь все вокруг и тревожишься только о своем спасении. После того, как ты обретешь спасение, тебе больше не нужно будет думать о себе, тогда ты будешь заботиться о душах других людей. Но перед этим разумнее всего подумать о самом себе и обратить взор на Спасителя, чтобы получить вечную жизнь.

 

355

"Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его".

Евангелие от Марка 6,20

Несмотря на все его добрые черты характера жизнь Ирода закончилась печально. Он убил Иоанна, которого когда-то уважал и любил слушать. Ирод дал приказание обезглавить Иоанна и преподнести его голову Иродиаде.

Так было со многими слушателями, которые сначала вселяли в нас надежду; они стали клеветниками и преследователями тех проповедников, которых когда-то уважали. Через некоторое время людям больше не нравится слушать порицания в свой адрес, и их недовольство развивается настолько, что они начинают насмехаться над тем, что когда-то почитали, и превращают имя Христа в игрушку для своих шуток.

Ирод боялся Иоанна и все же обезглавил его. Человек может принадлежать к евангелической или реформатской церкви, но под давлением обстоятельств стать ненавистником и преследователем истины, которую он раньше исповедовал.

Но Ирод пал еще на ступень ниже; это он позднее насмехался над Спасителем. Ирод, который под влиянием Иоанна "многое делал, слушаясь его", теперь поносил Сына Божьего.

Некоторые из самых ужасных богохульников первоначально были учениками и учителями в воскресной школе. Это были молодые люди, которые "почти убедились". Но они хромали и медлили, пока не пали и не стали еще хуже, чем если бы никогда не увидели свет истины.

Если сатане нужен Иуда, сын погибели, то он берет апостола и действует на него.

Пограничные жители - самые страшные враги, они причиняют огромный вред до тех пор, пока мы не перетянем их на нашу сторону границы.

Да побудит милость Божия принять решение всех тех, кто сегодня еще медлит!

356

"Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки, и спросил его, видит ли что?"

Евангелие от Марка 8,23

Господь использовал презренное средство исцеления: Он плюнул ему на глаза. Спаситель часто использовал свою слюну в качестве целебного средства. Мне кажется, что использование слюны связывало раскрытие глаз с устами Господа, то есть оно связывало озарение разума с истиной, произносимой Иисусом Христом. Духовный глаз открывается учением, возвещаемым Иисусом Христом. Это была всего лишь слюна - возможно, что Бог благословит вас именно через ту истину, которую вы раньше презирали, и будет неудивительно, если Он использует для этого именно того человека, против которого вы так яростно боролись. Ты называешь это "слюной", но ничто другое не откроет тебе глаза. Ты говоришь: "Евангелие - очень обычная вещь". Как раз через обычную вещь ты должен получить вечную жизнь.

Думаю, что многие из нас во время своего обращения почувствовали, что Господь смиряет нашу гордость, говоря: "Эти бедные люди, которых ты так презирал, послужат тебе благословением, и мой слуга, против которого у тебя было столько предубеждений, даст тебе совершенный мир".

Ты размышляешь о том, что Господь не использовал для исцеления слепого ни ладана, ни смирны, ни дорогих лекарств, а всего лишь - обычную слюну. Если бы твои глаза были открыты, ты видел бы, что глубокие Божьи истины преподносятся тебе не философами и мыслителями наших дней и то, кто призывает тебя довериться Господу Иисусу и жить Им, открывает тебе лучшую истину, чем философы. Ты понял бы, что тот, кто говорит тебе, что в Господе Иисусе сокрыты все сокровища премудрости, этим простым изложением говорит тебе больше, чем ты мог бы услышать от Сократа и Платона, воскресни они из мертвых.

 

357

"Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья".

Евангелие от Марка 8,24

Господь дал глазам этого человека силу зрения, но он еще не был в состоянии все четко различать. Иисус спросил его, видит ли он что-нибудь. Прозревший взглянул, и его первым радостным словом было: "Вижу!" Какое благословение!

Некоторые из вас могут сказать: "Я знаю одно: что я был слеп, а теперь вижу. Я вижу не так много, как, может быть, должен был бы или как надеялся видеть, но я вижу. Это я точно знаю. Я вижу мои нужды и потребности, и если я даже не вижу ничего другого, это я вижу".

Если человек может что-то видеть, то неважно, что. Во всяком случае, он видит Красивый или некрасивый тот предмет, который он видит, это неважно. Так и духовное понимание чего-нибудь является доказательством тому, что ты имеешь духовную жизнь.

Но послушай, что еще говорит исцеленный Он говорит: "Вижу людей". Это еще лучше. У многих достаточно зрительной способности, чтобы различать определенные веши. Хотя ты был слеп, как летучая мышь, теперь больше никто не сможет убедить тебя, что возрождение через крещение - это то же самое, что и возрождение через Слово Божие. Можно было бы подумать, что это всем ясно; но, к сожалению, это не так. Ты видишь достаточно хорошо, чтобы понять, что есть Спаситель, что путь спасения заключается в вере в Иисуса Христа, что спасение, осуществленное Иисусом Христом, - это совершенное спасение, и что оно надежно приведет в вечную славу всех обретших его.

Но послушайте, что затем говорит исцеленный: "Вижу проходящих людей, как деревья!" Он видел все расплывчато.

Так обстоит дело с первым зрением, которое получают многие духовно слепые. Они не могут различать между оправданием и освящением, делом Спасителя и делом Святого Духа. Но это уже великая милость, что они вообще видят, и Бог постепенно даст им все больше и больше зрения.

.

358

"Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно"

Евангелие от Марка 8,25

Предполагаю, что первый человек, которого увидел слепой, был Господь Иисус, ведь слепой был выведен из толпы и мог видеть людей только издалека. Как благодатно смотреть на это лицо! Слепой мог бы смириться с тем, что навсегда остался слепым, если бы не увидел Господа Иисуса Христа. Но если видишь Его - какая радость быть освобожденным от слепоты.

Дорогой друг, проси прежде всего о том, чтобы познать и понять Господа Иисуса. Цени учение Христа, ибо оно престол, на котором Он сидит "Возрастайте в благодати, - говорит апостол Петр и добавляет, - и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа!"

Мы читаем, что Господь велел слепому взглянуть. Если мы хотим видеть, то не должны смотреть под ноги: от пыльной земли не поступает никакого света. Если мы хотим видеть, то нам нельзя смотреть и в себя, так как там - темная пещера, полная зла. Мы должны взглянуть вверх. Размышляя о Господе Иисусе и покоясь в Нем, мы должны смотреть на нашего Бога. Наша душа должна рассматривать совершенство своего Господа, а не мечтать о своем собственном совершенстве. Она должна размышлять о Его величии, а не о каком-либо мнимом собственном величии.

В нашем тексте повествуется, что слепой в конце мог все ясно видеть. Да, если великий врач посылает больного домой, то можете быть уверены, что исцеление совершилось полностью.

Дорогие друзья, не довольствуйтесь тем, что вы спасены. Стремитесь узнать, как вы спасены, почему, каким средством, для чего. Попытайтесь понять различие между ветхим и новым человеком. Не ожидайте, что старая натура путем улучшения станет новой - этого никогда не произойдет. Стремитесь понять все Слово Божье, старайтесь охватить истину, которая во всей своей твердости и единстве заключается в Господе Иисусе Христе.

359

"Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал"

Евангелие от Матфея 22,11-12

Почему этот человек потерял дар речи? Нам нечасто встречаются люди, которые не сразу найдут какую-нибудь отговорку. Но здесь мы видим человека, незнавшего, что ответить. Почему? Думаю, потому что упрек был таким серьезным: "Друг, как ты вошел сюда?" - спросил царь. Слуги, наверно, пытались задержать в дверях незванного гостя, но он проник туда силой. Царь велел слугам связать ему руки и ноги. Я думаю, что это должно было произойти потому, что он использовал руки и ноги, чтобы проникнуть в зал. Он сказал: "Я хочу войти! Я хочу назло царю сидеть среди гостей без брачной одежды". Так что теперь он не мог сказать: "Господин, я не знал этого". Он видел, как всех других одевали в брачную одежду. Было бы ложью сказать: "Господин, я не мог достать брачной одежды". Каждый получил бесплатно брачную одежду, и он тоже мог получить ее. Он также не мог сказать: "Господин, меня втолкнули сюда", - ибо вошел добровольно и действовал вопреки порядку.

Наш Господь Иисус говорит очень серьезные вещи о будущем злых людей. Меня упрекали в том, что я изображаю будущее погибших людей уж слишком ужасным. Однако я никогда не разрисовывал его больше, чем сам Господь. Одумайтесь и примите всерьез вопрос вечности.

Я думаю об остальных многочисленных гостях на брачном пире. Все они были в брачной одежде. Какая радость царила там! Многие были грешниками, и все были бедными, но все они были одеты в брачные одежды, и никого из них не выгнали.

Полагайся единственно на Иисуса и ты услышишь: "Приходящего ко Мне не изгоню вон".

.

360

"Он будет вождем нашим"

Псалтирь 47,15

Нам необходим указатель в пути. Порою мы готовы были бы отдать все, что имеем, если бы кто-то сказал, куда нам следует направить свои шаги. В такой момент мы вполне готовы поступать правильно, но мы часто не знаем, какой из двух путей нам следовало бы все же избрать. О, если бы кто-то сказал нам, что нам следует сделать!

Господь, Бог наш, снисходит к нам в этом отношении. Он знает путь и хочет вести нас, пока в этом мире мы не достигнем конца своего странствования. Конечно, мы совсем не желаем подчинять себя ошибочному или ложному водительству, но если Господь будет вести нас, мы никогда не изберем неверного пути. Если Господь будет нашим Богом, тогда мы получим уверенность, что Он направляет наш путь. Если к тому же мы последуем Его законам и если научимся на каждом шагу, который совершаем, опираться только на Него, тогда мы никогда не будем ошибаться и пойдем самым верным путем.

Утешение наше таково, что Он - Бог наш на веки веков - никогда не перестает содействовать нам Он хочет сопровождать нас до смерти, а затем навеки водворить нас у Себя. Это обетование водительства Божиего заключает в себе объемлющую всю нашу жизнь уверенность в немедленном избавлении, в охране до конца и в последующем блаженстве. Не следует ли нам искать этих благ уже в юности, чтобы радоваться им в зрелые годы и покоится в них в старости?

Итак, обратим свой взор в Нему с просьбой о водительстве прежде, чем решимся отправиться в путь.

 

361

"Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих"

Евангелие от Матфея 4,4.

Если бы Богу было это угодно, мы могли бы жить без хлеба, как, скажем, жил Иисус в течение сорока дней, но и в этом случае мы не могли бы жить без Его слова. Словом этим Он сотворил нас, им же Он хранит нашу жизнь; этим же могучим словом Он управляет всеми делами. Хлеб является вторым, а сам Господь первым условием нашего существования. Он точно так же готов действовать без этого второго условия, как и с помощью него, а нам не следует ограничивать Его каким-то особым образом своих действий. Не станем уже слишком жаждать увидеть видимое, поступим гораздо лучше, если обратим свой взор к невидимому Богу! Мы, наверное, не раз слышали в свое время, как верующие свидетельствовали о том, что в условиях глубочайшей нищеты, когда окончательно истощались запасы хлеба, ослабевало чувство голода, а другим, когда у них исчезали обычные источники помощи, Господь неожиданно посылал Свое содействие.

Вот поэтому нам так необходимо обладать Словом Божиим. Только с его помощью мы сможем противостоять сатане. Лишите нас этого Слова - и враг тотчас же одолеет нас, потому что без него мы очень скоро изнеможем. Души наши нуждаются в пище, но для них нет таковой вне Слова Божиего. Все книги мира и все проповедники не в состоянии предложить нам хотя бы одну - единственную трапезу; только Слово, исшедшее из уст Божиих, способно наполнить наши уста - уста верующего. Господи, подавай нам этот хлеб во всякое время! Он драгоценнее для нас всех прочих и дорогих лакомств.

.

362

"Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему"

Бытие 28,13.

Нет в Писании такого обетования, которое предназначалось бы исключительно для какого-то человека. Все они предназначаются для всех верующих. Если ты, мой брат, способен верою положиться на какое-то обетование, а затем покоиться на нем, то это, несомненно, твое обетование. В данном случае мы видим человека, который овладел местом, на котором он лежал и отдыхал. Когда он растянул на земле свои уставшие члены, положив себе в изголовье камень вместо подушки, он не думал о том, что таким именно образом он приобретает право собственности на эту землю. И все же это было именно так. Он увидел во сне ту дивную лестницу, которая для всех истинных верующих соединяет землю и небо; естественно, он должен был обладать правом собственности на эту землю, которой касалось основание этой лестницы, в противном случае он никогда не достиг бы вершины этой небесной связи. Все обетования Божии - да и аминь во Христе. А так как Он наш, то и всякое дарованное Им обетование тоже является нашим, если только мы пожелаем положиться на него твердою верою.

Приди, уставший, воспользуйся словами твоего Господа, как мягкой подушкой! Ляг в мире! Размышляй только о Нем! Иисус - твоя лестница к свету. Посмотри, вот ангелы Божий восходят и нисходят по ней, осуществляя связь между твоей душой и твоим Богом, а потому верь, что обетование Его - это дарованная тебе Богом часть, и нет в том никакого хищения, если ты усвоишь себе его своей верою, полагая, что оно произнесено исключительно для тебя.

 

363

"И дам им жить в безопасности"

Осии 2,18.

Да, дети Божий вынуждены еще пребывать в мире. Место, из которого заимствованы эти слова благодати, говорит о союзе с полевыми зверями и птицами небесными и с пресмыкающимися по земле. Это союз с земными врагами, с таинственным злом и с мелкими раздражениями. Вполне достаточно хотя бы одного из указанных зол, чтобы лишить нас мира, однако ничто из перечисленного не должно было бы достигать в нас своей цели. В свое время Господь окончательно погубит все, что угрожает миру народа Его: И лук, и меч, и войну истреблю от земли той. Мир фактически окажется глубоким только тогда, когда окончательно Бог уничтожит всякие орудия волнений.

Эта безопасность влечет за собой совершенный покой. Возлюбленному Своему Он дает сон, - сказано в Псалме 126:2. В сознании полнейшей безопасности, успокоенные Господом верующие, в невозмутимой тишине отправляются на покой.

Этот покой является действительно безопасным. Покой - это одно, а успокоение - это нечто другое. Гораздо безопаснее для верующего отправиться на покой в мире, нежели бодрствовать и страшиться.

Он покоит меня на злачных пажитях (Пс.22:2). Мы никогда не успокоимся до тех пор, пока Утешитель не успокоит нас.

.

364

"Я укреплю тебя"

Исаия 41,10.

Когда мы слышим призыв служить или страдать, мы очень часто переоцениваем свои силы, а затем обнаруживаем, что они гораздо ничтожнее, нежели это необходимо для нас. Пусть обстоятельство это, однако, не лишит нас мужества, доколе нам даровано такое слово, как это, слово, на которое мы можем опереться; в нем залог того, что мы будем обладать всем, в чем только нуждаемся. У Бога неисчерпаемые силы. Он может даровать нам эти силы, и Он обещал даже сделать это. Он хочет быть единственной пищей для нашей души и здоровьем для нашего сердца. Поэтому Он и хочет даровать нам Свои силы. Никто из нас не может сказать, сколько сил способен Бог даровать человеку. Заметим, что, когда Бог дарует душе крепость, человеческая немощь не может являться тому препятствием.

Можем ли мы вспомнить времена, когда мы трудились, и времена скорби, когда мы получали особые силы, так что даже сами удивлялись? В опасностях мы не были оставлены, теряя близких, мы все же не сдавались, в клевете Он хранил нас, а в болезнях мы проявляли терпение. Итак, вполне ясно, что Бог дарует нам неожиданные силы, когда нас постигают необычные испытания. Мы возносимся тогда над своим слабым и немощным я. Трусливые превращаются тогда в мужественных, неразумные становятся тогда мудрыми, а молчаливым даруется слово, которое им надлежит произнесть в данный час. Немощь наша заставляет нас содрогаться, а обетование Божие превращает нас в мужественного человека.

Господи, укрепи нас по слову Твоему!

.

365

"И помогу тебе"

Исаия 41,10.

Вчерашнее обетование гарантировало нам силу для того, что нам надлежит сделать, а нынешнее обеспечивает нам содействие в тех случаях, когда мы не в состоянии действовать самостоятельно. Господь поэтому говорит: Помогу тебе! Внутренняя сила дополняется внешней помощью. Бог силен воздвигнуть нам союзников в нашей борьбе, если это благоугодно Ему. Если же Он лишает нас человеческого содействия, это значит, что Он Сам желает оказаться на нашей стороне, а это для нас несравненно лучше. Наш превознесенный Союзник лучше легионов смертных помощников.

Помощь Его приходит в должное время, это та помощь в великих бедствиях, которые часто постигают нас. Помощь Его всегда весьма разумна: Он оказывает каждому соответствующее и подходящее для него содействие. Помощь Его всегда действенна, а помощь человека всегда суетна. Помощь Его значительнее человеческой помощи, потому что Он несет вместо нас наши бремена и обеспечивает нас всем необходимым. Господь с нами, поэтому не станем бояться; что сделает нам человек?

Так как Он уже является нашей помощью, мы испытываем доверие к Нему в настоящем и будущем. И молитва наша такова: Господи! Будь моим помощником! А наш духовный опыт таков: Дух подкрепляет нас в немощах наших. И надежда наша такова: Возвожу очи мои к горам, откуда приходит помощь наша. А псалом наш таков: Господи, Ты спас меня!

.

366

"Увидишь больше сего"

Евангелие от Иоанна 1,50.

Слово это обращено к по-детски верующему человеку, который готов был в силу убеждающих доказательств принять Иисуса, как Сына Божиего. Закон таков: кто хочет видеть, тот увидит! Закрывая свои глаза, мы становимся безнадежно слепыми.

Мы видели уже многое. Господь явил нам великие и неисследимые дела, за которые мы прославляем Его имя, однако в Слове Его имеются для нас еще большие истины, большие глубины опыта, большие высоты общения, большие дела в служении Богу, большие откровения силы, любви и мудрости. Мы увидим все это, если только пожелаем довериться нашему Господу. Способность создавать лжеучения пагубна, а дар различать мудрость - благословение. Небо должно быть открыто для нас, путь туда непременно свободен в Сыне Человеческом, а служение Ангелов, совершающееся между высшим и нижним царствами, необходимо различать более отчетливо. Откроем же свои очи, чтобы видеть духовные дела, чтобы видеть еще большее. Поверим тому, что жизнь наша не превращается в ничто, но будем возрастать для того, чтобы видеть большее и большее, пока, наконец, не увидим однажды великого Бога, уже никогда не теряя Его более из вида.

 

367

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"

Евангелие от Матфея 5,8.

Нам необходимо во что бы то ни стало стремиться к чистоте сердца. Нам необходимо также внутренне очиститься посредством Духа и Слова, тогда мы и внешне будем чисты, благодаря отдаче Богу и послушанию Ему. Заметим, что существует тесная взаимосвязь между склонностями и рассудком. Если мы любим зло, тогда мы совершенно не в состоянии понять, что же хорошо. Как могут видящие святого Бога любить злые и порочные дела?

Но какое преимущество на земле видеть Бога! Сияние Его уже на земле для нас является небом! Чистые сердцем видят в Иисусе Христе Отца. Мы видим Его Самого во Христе Иисусе, и верность Его, и любовь Его, и свет Его, и господство Его, и завет его с нами - мы видим Его Самого! Но все это мы постигаем, однако, лишь в той мере, в какой мы удалили грех из своего сердца. Только стремящиеся к благочестию могут воскликнуть: Очи мои всегда к Господу! А желание мужа Божиего таково: Покажи мне славу Твою! Это желание может исполниться для нас только тогда, когда мы вполне очистимся от всякой неправды. Увидим Его, как Он есть! И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя! Наслаждение нынешним общением с Господом и надежда на блаженное созерцание побуждают нас стремиться к чистоте сердца и жизни. Господи, очисти наши сердца, чтобы мы видели Тебя!

 

368

"Благотворительная душа будет насыщена"

Притчи 11,25.

Если я подлинно желаю, чтобы душе моей было благо, мне совсем не следует накапливать своих запасов, а лучше распределить среди бедных. Быть рассчетливым и скрупулезным - это путь этого мира к благосостоянию, но не таков путь Божий. Слово Божие говорит: Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Путь веры таков: давай, чтобы получать. Мне необходимо упражняться в этом деле постоянно, и только в этом случае я могу надеяться, что в качестве милостивой награды за мою щедрость мне будет даровано благополучие, чтобы мне было хорошо.

Может случиться и так, что я буду богат. И все же я никогда не буду слишком богат! Чрезмерное богатство может превратить меня в тяжелого на подъем, каким обычно являются тучные люди, и похитить у меня вкус благословений Божиих или вызвать серьезное заболевание души. Нет, если у меня достаточно средств для того, чтобы быть здоровым, я уже могу испытывать полное удовлетворение, а если еще Господь гарантирует мне достаток, у меня все основания для того, чтобы быть довольным.

Но существует еще духовное богатство, которого я весьма жажду. Оно, как правило, является следствием моей щедрости на дело Божие, на благо Его Церкви и моих ближних. В этом отношении мне не следует быть бережливым, в противном случае сердце мое будет непременно голодать. Мне следует быть сострадательным и щедрым, и тогда я все более буду уподобляться своему Господу. Он отдал Себя за меня, неужели я хотя бы что-то удержу от Него?

 

369

"Кто напояет других, тот и сам напоен будет"

Притчи 11,25.

Если я помышляю о других, Господь будет помышлять и обо мне и непременно наградит меня тем или иным образом. Если я окажу милость нуждающемуся, Господь окажет и мне милость. Если я стану обращать внимание на маленьких детей, Господь будет обращаться со мною, как со Своим сыном. Если я буду пасти Его стадо. Он будет пасти меня. Если я буду орошать Его сад, Он превратит и мою душу в хорошо орошаемый сад. Таково обетование Господа, а моя задача - выполнять необходимые условия и тогда уже ожидать, что и Он выполнит Свое обещание.

Я мог бы заботиться о себе самом вплоть до того, что заболел бы. Я мог бы наблюдать за своими чувствами вплоть до того, что стал бы совершенно бесчувственным, мог бы даже оплакивать собственную слабость до такой степени, что едва ли мог бы даже плакать. Однако гораздо полезнее быть совершенно бескорыстным и из любви к Господу собирать вокруг себя человеческие души, чтобы заботиться о них. Сосуд мой для воды становится все более пустым, нет дождя, чтобы наполнить его. Что же мне делать в таком случае? Не следует ли открыть кран, чтобы пошла вода, чтобы напоить увядающие вокруг меня растения. Что же тогда увидим? Сосуд мой, как ни удивительно, будет все более и более наполняться, хотя краны его открыты. Оказывается, действует какой-то сокровенный источник. Доколе все было тихо, этот свежий источник был запечатан, однако как только начал вытекать мой личный запас, чтобы напоить других. Господь тотчас же вспомнил обо мне. Да прославлено будет имя Его!

 

370

"И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке"

Бытие 9,14.

Как раз теперь предостаточно облаков, но нам совсем не страшно от того, что потоп погубит землю. Мы достаточно часто видим радугу, чтобы избавиться от таких опасений. Завет, который Господь заключил с народом Своим, вечен, и мы не сомневаемся в нем. Для чего нам помышлять о том, что тучи страданий, которые ныне заволакивают небо, закончатся нашей гибелью? Отбросим столь беспочвенные и недостойные опасения!

Вера всегда видит именно там радугу завета, где разум видит облака скорбей. У Бога имеется лук, которым Он отражает стрелы погибели, но он всегда направлен вверх! Это дуга без стрел и тетивы; это дуга, которая предназначается для созерцания, а не для войны. Это многокрасочная дуга, она является символом радости и благоухания; она не окрашена в кроваво-красный цвет кровопролитий или в черный цвет гнева. Итак, ободримся! Бог никогда не омрачает нашего неба, чтобы мы не видели Его завета без знамения, но если бы даже случилось так, что Он поступил бы таким именно образом, то и тогда мы можем уповать только на Него, так как Он неизменен, Он не может солгать и не может каким-то образом скрыть от нас Свой завет мира.

 

371

"Ибо не навек оставляет Господь"

Плач Иеремии 3,31.

Он может отвергнуть человека на какое-то время, но не навсегда. Женщина может снять с себя украшения на несколько дней, но она не забудет и не выбросит их вместе с мусором. Господу совершенно не свойственно отвергать тех, которых Он любит, потому что Он возлюбил Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Некоторые говорят о пребывании в благодати и пребывании вне благодати, будто мы кролики, которых можно поместить в клетку, а можно и извлечь из нее. У Бога так не бывает! Любовь Господня - это гораздо более серьезное и постоянное дело.

Он избрал нас от вечности, и Он будет любить нас в течение всей вечности. Он возлюбил нас до того, что умер за нас, а потому мы можем хранить уверенность, что любовь Его никогда не умрет. Слава Его таким образом сочеталась с делом избавления верующих, что Он уже не в состоянии отвергнуть их, как не может отказаться от Своего облачения Царя славы. Нет и нет! Как Глава, Господь Иисус Христос никогда не отвергнет Своих членов, а как Жених - никогда не отвергнет Своей Невесты!

Помышлял ли ты когда-нибудь о том, что ты отвержен? Неужели ты мог бы помышлять такое зло о Господе, Который обручился с тобою? Отбрось эти мысли и не предлагай им больше места в своей душе! Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал (Рим.11:2).

.

372

"Приходящего ко Мне не изгоню вон"

Евангелие от Иоанна 6,37.

Существует ли вообще хотя бы один пример того, как Господь изгоняет приходящих к Нему? Если бы существовал такой пример, я хотел бы его знать, но я знаю, что нет такого примера и никогда не будет. Среди погибших душ в аду не найдется ни одной, которая могла бы сказать: Я приходила к Иисусу, а Он отверг меня. Совершенно немыслимо, чтобы ради меня и ради тебя Иисус нарушил Свое слово. Пусть никто не лелеет таких мрачных подозрений!

Если в настоящий момент мы приходим к Иисусу с нашими текущими скорбями, мы вполне можем хранить уверенность, что Он выслушает нас и не отвергнет нас. Вы, бывавшие у Него достаточно часто, и вы, еще никогда не приходившие к Нему, пойдем же вместе к Нему! И мы увидим тогда, что Он не закроет двери благодати перед кем-либо из нас.

Он принимает грешников, Он никого не изгоняет. Мы приходим к Нему в немощах и в грехах, приходим с колеблющейся верой, с малым познанием и ничтожной надеждой, но Он все-таки не отвергает нас. Мы приходим к Нему с молитвой, а эта молитва так слаба и так несовершенна; мы приходим к Нему с исповеданием, а это исповедание страдает вопиющими недостатками; мы приходим к Нему с хвалой, а эта хвала слишком мизерна для Его заслуг. Но тем не менее Он принимает нас. Мы приходим больными, нечистыми, немощными, недостойными, но Он ни в коем случае не изгоняет нас. Так пойдем же опять к Тому, Кто никогда не изгонит и не отвергнет нас!

 

373

"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас"

Евангелие от Матфея.11,28.

Спасенный обретает покой в одном лишь Иисусе. Неспасенные ободрятся только тогда, когда придут к Нему. Он обещает здесь им это утешение. Нет ничего в мире более свободного, как Его дар, поэтому с радостью примем От Него все то, что Он готов даровать нам тоже с радостью! Этот дар нельзя купить, нельзя взять взаймы, но его можно принять, как подарок. Вы страдаете и мучаетесь под плетью честолюбия, алчности, похотей или забот, а Он хочет одного - освободить вас от этого железного рабства и даровать вам покой. Вы обременены и даже тяжко обременены грехом, страхами, заботами, раскаянием и страхом смерти, но если вы придете к Нему, Он вполне освободит вас от этого бремени. Он понес вместо вас давящее вас бремя ваших грехов, чтобы нам уже не нести его более. Ради вас Он превратился в великого Носильщика бремен человеческих, чтобы тяжко обремененная душа не сгибалась более под этим тяжким игом!

Иисус дарует покой. Это подлинно так! Хотите ли вы поверить этому? Попытаетесь ли поверить? И притом немедленно? Придите к Иисусу, откажитесь от всякой другой надежды, помышляя о Нем, доверившись свидетельству Божиему о Нем, да и все прочее доверив Ему. Если вы именно таким образом придете к Нему, вы обретете покой, который Он непременно подарит вам, и этот покой окажется глубоким, непоколебимым, святым и постоянным. Он подарит вам покой, который простирается до небес. Он готов еще сегодня подарить его всем тем, что придут к Нему сегодня.

.

374

"Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет"

Псалтирь 9,19.

Бедность - это суровый жребий, однако надеющиеся на Господа обогащаются верою. Они знают, что они не забыты Богом; пусть даже кажется, что при распределении благ этой земли они обойдены, но и они ожидают того времени, когда это распределение выровняется. Лазарь не всегда будет лежать среди псов у врат богача, наступит время - и он получит свою награду на небесах.

Но и теперь Господь хранит Своих бедных и верных детей. Я беден и несчастен, но Господь все же заботится обо мне, - сказал кто-то из святых в давно минувшие времена. И это действительно так. У богобоязненных бедных великие надежды. Они не теряют надежды, что Господь обеспечит их всем, что так необходимо для жизни и богобоязненного хождения. Они не теряют надежды, что в принципе все содействует ко благу их; они уповают на особенно тесное общение со своим Господом, Которому негде было приклонить Своей головы; они живут надеждой, что Он опять придет, и тогда они разделят с Ним славу Его. Надежда эта не может погибнуть, так как она сокрыта в Иисусе Христе, Который вечно жив. Бедный праведник поет гимн, которого не может понять и петь богатый грешник. Поэтому если здесь у нас скудная пища, будем помышлять об ожидающем нас царском столе!

 

375

"И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется"

Иоиль 2,32.

Почему я не призываю Его имени? Почему я обращаюсь к тому или иному соседу, если Господь так близок и хочет слышать мой даже самый слабый и немощный зов? Почему я сижу и составляю планы и проекты, что-то изобретая? Почему я тотчас же не полагаюсь на Господа и не возлагаю на Него своего бремени? Прямой путь самый лучший; почему же тогда я не прибегаю к живому Богу? Напрасно стану я искать избавления где-то иначе, я могу найти его только у Бога, потому что у Него Его царственное да, и оно внушает мне непоколебимую уверенность.

Мне совсем не нужно задаваться вопросом, могу ли я призывать Его, потому что слово всякий весьма широкое и объемное. Всякий подразумевает и меня, потому что это слово касается всякого призывающего Бога. Поэтому я последую указаниям этого текста и сразу же призову Господа, даровавшего такое обетование, которое охватывает весь мир.

Постигшие меня бедствия неотложны, и я не вижу уже пути спасения, но это уже не мое дело. Даровавший это обетование найдет средства и пути выполнить его. Мне же следует только повиноваться Его заповедям, не предлагая Ему никаких советов и планов. Я только слуга Его, а не управитель. Я призываю Его, и Он спасает меня!

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz
rames>