Чарльз Г.Сперджен

Малые проповеди 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 301

"Господь был с Иудою, и он овладел горою. Но жителей долины не мог прогнать; потому что у них были желцы".

Книга Судей 1,19

Воины Иуды смогли прогнать горных жителей, а жителей долины им прогнать не удалось, потому что у тех были железные колесницы. Насколько хватало их веры, столько и Бог шел с ними, и они могли все делать. Но как только они, пав духом, стали думать, что не смогут прогнать жителей широких долин, им действительно не удалось сделать это. Они боялись колесниц. Между ободами на этих колесницах находились штанги, в которых были закреплены копья, прорезавшие себе путь сквозь ряды воинов, а оси колес были снабжены большими серпами. Это изобретение было совсем новым и вызывало панический страх. Поэтому воины Иуды потеряли веру в Бога и испугались. Если бы они верили в Бога и во имя Бога пошли вперед, то кони быстро бы убежали. Это действительно было так, когда Бог давал своему народу веру. Но их вера была несовершенной. У них оставалось слишком много уверенности в себе. Если бы они полагались только на Бога, то эти железные колесницы были бы всего лишь нулями в их расчетах. Железные, огненные колесницы абсолютно ничего не могут сделать против всемогущего Бога. Воины, очевидно, думали, что в них что-то есть. У них было столько сил, что они побили горных жителей, но не было сил напасть на кавалерию на открытой равнине, где было достаточно места и свободы действий.

Да, это наша с вами слабость. Мы молча предполагаем, что Бог может помочь нам до одной определенной точки. Не значит ли это, что мы сами можем помочь себе до этой точки? Если точнее рассмотреть эту веру, то в ней можно найти определенную долю самоуверенности. А самоуверенность весьма близка к недоверию к Богу. О, если бы у нас была вера, которая принимает все обетования и ожидает, что Бог исполнит их.

 

302

"А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни".

Послание Иуды 20-21

Иуда рисует ужасную картину того, что произойдет в последние дни. Он описывает отпавших, изображая их в самых черных красках. Естественно, что, описав наших противников, он дает нам указания, как подготовить оборону и как расставить силы в боевом порядке. В 20 и 21 стихах Иуда называет большой христианский крепостной четырехугольник, который нам следует тщательно охранять, если мы хотим отбить наступающего врага.

"Назидание" - это большая защита от нападок сомневающихся и лжеучителей. Они находят свою добычу среди несведущих и непрочно стоящих людей. Но они не могут погубить укоренившихся в истине. Для того, чтобы защищаться от лжеучений этого последнего времени, мы должны стараться сами познать истину и стремиться научить истине наших братьев.

"Молитва Духом Святым" - это оружие, с которым войска Божьи могут привести в замешательство армии врага. Молитвы святых - это мощная артиллерия, защищающая стены нашего Иерусалима. Молящаяся церковь испытывает духов лжепророков и выталкивает их, как злых духов.

"Сохраняйте себя в любви Божией" - такова третья рекомендация Иуды. Общество христиан, всем сердцем любящих Господа, навряд ли будет побеждено насмешниками и людьми, мыслящими по плоти. В вялых, развалившихся общинах заблуждения растут, как плющ на обвалившихся стенах старого монастыря.

В конце Иуда обращает наше внимание на "милость от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни". Пребывая в ожидании пришествия Христа, Церковь не будет бояться пустых, надменных слов людей.

 

303

"Проповедуй слово, настой во время и не во время".

2-е послание к Тимофею 4,2

Проповедуй любовь Христа, проповедуй жертву примирения, проповедуй рождение свыше, проповедуй всю волю Божию. Старый молот Евангелия все еще разбивает скалу на куски, старый огонь Пятидесятницы все еще горит среди людей. Не пытайся делать что-то новое, продолжай проповедовать.

Если мы все будем проповедовать в Святом Духе, посланном с неба, то последствия нашей проповеди весьма удивят нас. Ведь в принципе силе языка нет границ! Посмотри на силу злого языка - какое большое зло он может совершить! Не вложит ли Бог еще больше силы в освященный язык, если только его правильно употреблять?

Посмотри на силу огня: одна единственная искра может поджечь весь город. Так же и нам, если Дух Божий с нами, не нужно подсчитывать, сколько или что нам делать. Невозможно рассчитать поле действия пламени, невозможно установить границы действия Божьей истины, если она будет проповедоваться с радостью, рожденной от Духа Божьего. Имей большую надежду, брат, имей большую надежду, несмотря на бесстыдную полуночную улицу, несмотря на блестящие пиво-водочные дворцы на каждом углу, несмотря на безбожность богатых, несмотря на неведение бедных. Продолжай, продолжай именем Божьим, так как если проповедь Евангелия не спасет людей, то ничто больше не спасет их. Если неверен путь самого Господа Иисуса, путь милосердия, тогда завесь небо трауром и погаси солнце на вечную полночь. Тогда нашему роду не остается ничего, кроме мрака тьмы. Спасение жертвой Иисуса - это последнее предложение Бога. Будем же радоваться, что оно не может обмануть нас. Будем безоговорочно верить этому и продолжим наш путь.

 

304

"Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил".

Евангелие от Луки 7,42-43

Те, кому больше всего прощено, должны больше всего любить.

Там, где грех был очевидным, явным, где его нельзя отрицать, там прощение порождает глубокую любовь. Ты можешь стоять в первом ряду и больше всех любить Иисуса.

Но я не хочу призывать вас к этой особой благодарности, не борясь за нее во мне лично.

Некоторые из нас чувствуют себя обязанными больше всех любить Господа Иисуса по другой причине: хоть мы никогда не были явными безбожниками или пьяницами и не вели безнравственную жизнь, мы все же должны признать такую же большую вину. Мы грешили вопреки голосу рассудка, вопреки прежним убеждениям, вопреки святому воспитанию, вопреки особым милостям, оказанным нам Богом. Поэтому мы, пристыженные, занимаем самое низкое место и чувствуем, что должны более всех других прославлять Божью милость.

Как-то в своей проповеди я сказал, что я самый большой должник Божьей милости из всех тех, кто однажды войдет в славу Божью, и поэтому буду петь там громче всех.

Когда я сошел с кафедры, ко мне подошла пожилая дама и сказала: "В своей проповеди вы совершили большую ошибку. Вы сказали, что Вы будете громче всех петь на небе. Но этого не произойдет, так как я обязана Божьей милости намного большим, чем Вы. Я была великая грешница, и Бог много простил мне, поэтому я буду еще больше хвалить Бога, чем Вы".

Я не хотел с ней соглашаться, но промолчал. Я мог предоставить ей первое место и одновременно претендовать на него сам. Надеюсь, что все вы любите Господа больше, чем я, и все же я добровольно хочу, чтобы никто из вас не превзошел меня в любви к Иисусу.

 

305

"Начав утопать, закричал: Господи! спаси меня".

Евангелие от Матфея 14,30

Для служителей Господа времена утопания - это времена молитвы. Петр забыл помолиться, отправившись в опасное путешествие. Но когда он начал утопать, то опасность сделала его молящимся, и его зов на помощь прозвучал, хоть и поздно, но ему еще можно было помочь.

Телесные боли или душевный страх приводят нас к молитве, как волны выносят на берег обломки судна. Лиса прячется в своей норе, птица ищет убежище в лесу, а испытанный христианин спешит к престолу милости, так как он знает, что там он в безопасности. Большой порт-убежище неба - это молитва. Уже многие тысячи кораблей нашли там убежище от шторма. Заметив, что надвигается шторм, мы не можем сделать ничего разумнее, чем поднять все паруса и отправиться в порт. Короткие молитвы имеют достаточную длину. Молитва Петра была не более, чем вздох; но ее было достаточно, она проникла в уши и сердце Господа. Важна не длина молитвы, а ее сила. Чувство нужды учит нас быть краткими. Если бы наша молитва не имела столько хвостовых перьев высокомерия, а имела бы вместо этого пару сильных крыльев, то тем лучше она возносилась бы ввысь. Поток слов для молитвенного часа - все равно, что плевелы для пшеницы. Для драгоценностей нужна всего лишь маленькая шкатулка, а действительное содержание иной длинной и многословной молитвы можно было бы, подобно крику Петра о помощи, выразить в трех словах.

Чем больше бедствие, тем ближе помощь Божья. Когда опасность вырывает у нас испуганный крик, тогда Господь Иисус слышит нас. То, что он слышит, пронзает Ему сердце, и Его рука не остается бездейственной. Даже, если мы взываем к нашему Господу лишь в момент величайшей беды - Его рука так быстра, что она может исправить наше промедление. И если волны скорби уже почти поглотили нас, мы все же обратим свои сердца к нашему Спасителю. Если только Его всемогущая помощь на нашей стороне, то все будет хорошо.

 

306

"В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители..."

Евангелие от Луки 5,17

Эти люди сидели там, где Иисус проповедовал, где толпа слушала, где совершались чудеса милосердия. Они критиковали, отпускали колкости, однако какое значение это имело для них?

Во-первых, они взяли на себя ответственность. Ты не можешь слушать Евангелие и отвергать Иисуса Христа, и все же оставаться там, где находишься. Услышав Евангелие, ты станешь либо лучше, либо хуже. Оно будет для тебя либо запахом живительным на жизнь, либо запахом смертоносным на смерть. Помни: Содому и Гоморре отраднее будет в день суда, чем Вифсаиде и Хоразину, слышавшим Евангелие. Отвергнуть Евангелие - это вершина преступления: никакой другой грех не может сравниться с ним.

О люди, так часто слышавшие Евангелие и так часто "сидевшие тут", какая огромная вина лежит на вас!

Кроме того, их сердца очерствели. С каждым разом, когда ты слышишь Евангелие и баррикадируешь от него свое сердце, с каждым разом уменьшается вероятность, что ты когда-либо впустишь его. Заржавевший засов тяжело сдвинуть с места. Тропинка, по которой ты так долго ежедневно ходил, стала твердой, как будто ее выложили камнями. Боюсь, что твоя совесть очерствела при слушании Евангелия. Если бы я проповедовал слушателям, еще никогда не слышавшим Евангелия, то у меня было бы больше надежды на их спасение, чем на твое, хотя ты уже годами слышишь его. Могу ли я надеяться сейчас еще затронуть сердца, в которые было уже запущено так много стрел, но ни одна из них не попала в цель?

О Боже, смилуйся над теми, кто уже так долго "сидел тут"!

 

307

"И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай".

4-я книга Царств 12,2

История Иоаса весьма своеобразна. Мы видим здесь человека, обладающего всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами, человека, годами блистающего самыми многообещающими чертами характера, которого в конце, однако, не сочли достойным положить в гробницы его отцов рядом с другими царями Иудейскими. К сожалению, он не был достоин царского погребения, так как последний этап его жизни омрачил и запачкал всю его биографию.

Как важно при проверке нравственных и духовных качеств человека заглянуть поглубже! С виду Иоас был всем, чего от него только можно было желать; и все же, если бы он действительно был тем, кем он казался, то он не уклонился бы от своего пути. Хотя Иоас имел безбожных родителей, но он воспитывался у богобоязненной тети, бывшей замужем за священником Иодаем. Они заботились о маленьком племяннике, и благодаря этому Иоас имел привилегию скрываться у них в доме Господнем шесть лет. Я не уверен, что мы достаточно хорошо понимаем важность первых шести лет жизни ребенка. Впечатления, полученные в этом возрасте, оказывают огромное влияние на всю жизнь. Иоас находился в доме, где день за днем пелись песни во славу Божью, где постоянно произносились молитвы к Богу.

На седьмом году жизни Иоас был необычным образом возведен на престол. Он являлся наследником, но коронование необходимо было провести крайне осторожно, и Иодай очень умело все сделал. Он составил документ, который царь должен был подписать. В нем содержался завет с Богом, в котором Иоас обещал повиноваться Всевышнему Царю, править беспристрастно по закону и справедливости и не тиранить народ. Иоас правил народом к его большому счастью и процветанию, и Господь ниспослал благодать на этот народ во время его правления. Иодай в это время был верным премьер-министром и советником своего царского племянника.

 

308

"По, по смерти Иодая, пришли князья Иудейские, и поклонились царю; тогда царь стал слушаться их".

2-я книга Паралипоменон 24,17

Этот молодой Иоас был очень гибким в руках Иодая, но Иодай умер. Пришли другие советники и льстили царю. Посмотрите, как эти господа приходят, раскланиваются и расшаркиваются, прежде чем подойти к царю. Иодай редко или даже никогда не делал этого; правда, он обращался со своим племянником с должным почтением, но он разговаривал с ним честно и открыто. Пока был жив Иодай, у Иоаса был кто-то, кого он мог уважать. Теперь же он видел в себе самом великого человека, которого уважали и которым восхищались. Иудейские князья, современные люди царства пришли и склонились перед царем. Я слышу, как они говорят: "Ваше высочество, поздравляем Вас, что Вы освободились от опеки. Теперь вы можете думать сами за себя. Чудесно, когда молодой человек наконец освобождается от власти своего старого дяди. Иодай, безусловно, был почтенным человеком; мы были на его похоронах и оказали ему надлежащее уважение. Однако же он слишком сильно был привязан к старому, никогда не шагал в ногу со временем. Теперь, когда добрый старик покоится в могиле, мы уверены, что Вы будете действовать в духе времени".

Вы знаете, как начинают льстецы, как они умеют своими сладкими, хитрыми речами вливать в сердце одну каплю яда за другой. Даже человек, достигший возраста Иоаса, не остается равнодушным к такой лести. Хотелось бы мне знать, какого возраста нужно достичь, чтобы быть абсолютно равнодушным к лести. Бедный Иоас, который был намного ревностнее и серьезнее, чем сам Иодай, бедный Иоас позволяет теперь ввести себя в заблуждение этими блестящими речами обманщиков. Со своим дядей он похоронил и свою набожность. Ах, он не единственный, кто так поступает! Я уже о многих проливал горькие слезы, потому что они поступали подобно Иоасу.

 

309

"Я не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай, отец его, и убил сына его"

2-я книга Паралипоменон 24,22

Иоасу не хватало твердых принципов, поэтому я хочу привести его в качестве предостерегающего примера. Не довольствуйся одной видимостью, не имеющей действительной набожности сердца. Недостаточно просто исповедовать правильную веру; ты должен иметь обновленное сердце. Если Святой Дух не произвел в тебе возрождения, тогда ты, так легко поддающийся добру, так же легко позволишь себя сбить с правильного пути. Иоас не послушал предупреждений. Бог посылал пророков, чтобы увещевать народ, но они не слушали их. Тот же Иоас, проведший первые шесть лет своей жизни в храме, теперь даже не хотел выслушать Божьего пророка. Когда-то он был большим ревнителем восстановления храма, а теперь он не обращал внимания на посланников Божиих. Но Иоас зашел еще дальше. Он убил Захарию, сына своего друга, проявившего о нем отеческую заботу и способствовавшего его возведению в цари Захария чувствовал, что Дух Божий повелевает ему выступить и обратиться к народу во время богослужения в храме, на что он, к тому же, имел полное право. И сказал Захария народу следующие слова: "Для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас". В ответ на это Иоас велел убить бесстрашного свидетеля истины. Видите, каким жестоким и грубым стал Иоас! Мне часто приходилось видеть, как люди изменяются в плохую сторону. Думаю, что самые страшные враги и преследователи христианства были раньше кроткими, мягкосердечными людьми. К ним относился и Иоас, человек, проживший шесть лет в храме, творивший угодное пред Господом, пока был жив Иодай. Только такой человек может превратиться в такого дьявола, способного приказать убить сына своего благодетеля во дворе дома Божьего. Ах, если бы существовало общество по страхованию характеров! У людей нет такого страхования; только у Бога мы действительно находимся в надежных руках.

.

310

"И приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их".

Евангелие от Матфея 4,24

Если вы хотите, чтобы спасались души, то вы должны привести их к Господу Иисусу.

"Однако, - возразят мне, - они должны сами прийти".

"Да, - отвечу я, - они должны прийти сами, но прежде чем они придут сами, вы должны привести их". В нашем тексте говорится, что расслабленные не могли прийти к Господу, что их привели другие. Многие из тех бесноватых не хотели идти, но их связали по рукам и ногам и принесли. Некоторые лунатики, несомненно, весьма противились идти; но их привели. Принесли и людей, которые были уже очень близки к вратам смерти, которые уже не могли пошевелить ни рукой, ни ногой и лежали без сознания в постели. Заботливое усердие их друзей восполнило их недостающие силы; они не могли прийти, но друзья привели их. Вы, возможно, скажете, что у вас не хватает сил делать много добра. Но в этом отношении у вас, я думаю, больше сил, чем вы смеете мечтать. Вы можете приводить к Иисусу больные души.

Вы спросите, каким образом? Во-первых, молитвой. Если вы будете молиться Богу о каком-либо человеке и не успокоитесь, пока Бог не услышит вашу молитву, тогда у вас будут все основания засвидетельствовать, что Бог слышит молитвы.

О, я знаю, если бы вы в тот день были там, и у вас была бы больная дочь, то вы сделали бы все, чтобы привести дочь к Господу Иисусу. Вы сказали бы: "Приведем ее к Господу, и Он исцелит ее". Так же обстоят дела и сегодня. Господь находится среди нас, а вы лежите больные на кроватях вашего равнодушия и беспечности, вы находитесь в подчинении у всяческих грехов и страстей. Поэтому пошлите свои молитвы ввысь, принесите на руках веры духовных инвалидов, расслабленных, глухих, немых и воззовите: "Иисус, Сын Давидов, помилуй их!"

 

 311

"Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам".

Евангелие от Иоанна 15,14

Как только вы ясно увидите волю Божию, тогда не начинайте оспаривать ее или ждать более подходящего случая, а сразу выполняйте ее. Ужасно, если люди позволяют своей совести очерстветь. Это подобно замерзанию пруда. Первый тонкий лед почти незаметен. Приводя постоянно воду в движение, вы не дадите льду окрепнуть. Но если вы не будете ее трогать, то слой льда будет все толще и толще, пока не станет таким прочным, что по нему сможет проехать автомобиль. Так и с совестью. Она постепенно черствеет, пока не станет такой невосприимчивой, что сможет переносить огромную тяжесть грехов.

Я уже не раз был удивлен и ошеломлен христианами, выражавшими, например, по поводу вопроса крещения такое мнение: "Я уверен, что я как верующий обязан креститься. Но этот вопрос никогда не был для меня вопросом совести". Никогда не был вопросом совести! Ты знаешь, что Бог приказывает сделать это, и все равно осмеливаешься признать, что твоя совесть так испортилась, что ты не чувствуешь себя обязанным слушаться!

"О, у меня однако не было такого чувства, что Бог дал мне такое приказание". Чувства! Может ли чувство служить мерой верности по отношению к Богу и переиначивать Слово Божье? Если ты признаешь правильность этого Слова, то прошу тебя во имя верности, которую ты должен соблюдать по отношению к твоему Господу: слушайся!

О христиане, из-за всех этих уловок, вытворяемых людьми с их совестью, этот мир находится в таком печальном состоянии. Разве удивительно, что бизнесмены воруют и обманывают, если люди, называющие себя богобоязненными, используют слова в таком смысле, в каком они, будучи искренними, никогда не должны были бы говорить. Если бы последователи Христа усердствовали для славы Божией, то их влияние в этом мире походило бы больше на соль, чем на закваску, портящую массу.

 

312

"Приготовься к сретению Бога твоего, Израиль".

Амос 4,12

Даже для самого лучшего человека в мире смерть - серьезная штука. Хотя я ясно сознаю свое право на небесные обители и знаю, что имею наследство вместе со всеми святыми, все равно я всегда содрогаюсь при мысли о путешествии по неизвестному морю. Кто может смеяться над смертью, тот глупец. Кто еще отпускает шутки по поводу своей смерти, тот узнает, что вечная погибель отнюдь не шутка.

Я думаю о том, что, умирая, мне придется оставить все, что у меня было на земле. Прощай, любимый дом, который я так охотно называл моей родиной. Прощайте, милые детки, вы так любили играть у меня на коленях. Прощай, любовь моего сердца, ты скрасила мне жизнь. Прощай, земля! Твоя прелесть исчезает, твои прекрасные краски теряются в серой дали. Я больше ничего не слышу, ничего не вижу. Никакой звон колоколов больше не позовет меня в дом Божий. Если я отвергал Господа Иисуса, то с этого момента я больше ничего не услышу о Нем. Смерть закрыла окна моей души. Если я не был готов к покаянию, то меня ожидает вечная тьма. Вы можете петь, святые Божий, а я должен вовеки плакать. Вы можете собираться, чтобы праздновать вечерю Господню, а я навеки отлучен от Бога и нахожусь на месте плача и скрежета зубов.

Для верующего смерть - приобретение. Умирая, мы покидаем своих друзей? На небесах нас ожидают лучшие друзья и в большем количестве. Мы оставляем дом и родину? "Мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный". Мы теряем жизнь? О нет, мы приобретем намного лучшую жизнь, так как если мы живем, чтобы умереть, то мы умрем, чтобы жить.

 

313

"Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз".

Евангелие от Матфея 4,5-6

Хочу обратить ваше внимание на место, на котором Иисус был подвергнут этому искушению. Это было высокое и святое место; поэтому опасность грозила вдвойне. Искушение действовало бы на Спасителя не так сильно, если бы Он сидел в пустыне или стоял на коленях в саду. Но на высоте, на возвышающейся башенке, опора для ног была очень слабой. Внизу глазам Господа открывалась прекрасная панорама: дворы храма, улицы святого города, города и деревни Иудеи.

Братья, тяжело стоять на "высоких местах". Те из вас, кто не занимает высокого положения в обществе, должны быть очень благодарны за безопасность и надежность, которую обычно приносит с собой более низкое положение. Несомненно, вы завидуете тем, кто популярнее и состоятельнее вас. Но если бы вы знали все, то вы, вместо того, чтобы завидовать им, благодарили бы Бога за доставшуюся вам участь.

Я не осмелился бы обменять мои искушения на искушения другого человека. И все же я знаю, что не мог бы устоять и перед моими собственными искушениями, если бы у меня не было обетования Божьего: "Довольно для тебя благодати Моей".

Тяжело нести полный стакан, не проливая содержимого. Если он наполнен наполовину, то можно беззаботнее нести его и ничего не пролить. Но если золотой бокал полон до краев, то берегись, виночерпий царя! Ты можешь идти по ровному месту, ты можешь прыгать, как играющие дети, но там, на узком горном хребте с острым высоким гребнем, где с обеих сторон зияют страшные пропасти, там берегись, там каждый неправильный шаг может стать роковым. Посмотри вниз через густой туман, скрывающий глубины, и будь сердечно благодарен за невидимую, всемогущую руку, которая до сих пор держала тебя.

 

314

"Если Ты Сын Божий, бросься вниз".

Евангелие от Матфея 4,6

Дьявол старался посеять сомнения в сердце Спасителя. Он шептал Ему: "Если Ты Сын Божий..."

Вера - это сила христианина. Кто не сомневается, тот не колеблется. Неверие - источник нашей слабости. Как только мы начинаем оказывать недоверие к Богу, наши ноги начинают скользить.

Сатана знает: если он сможет пробудить в нас сомнения в любви небесного Отца, в нашем рождении свыше и усыновлении нас Богом, то очень скоро он будет иметь нас в своей власти.

Берегитесь неверия! Кто оправдывает неверие, тот освещает дорогу дьяволу.

Поставив под вопрос то, что Иисус является Сыном Божиим, сатана призывает: "Бросься вниз".

Этот призыв выглядит ужасно глупым. Однако, кто так думает, тот показывает, что он не знаком с хитростью сатаны. Человек - странное творение. Были такие люди, которые из страха стать бедными и беспомощными уморили себя голодом. Трудно сказать, какое убежище от смерти может дать самоубийство, но некоторые люди пытаются сделать это. Стоя на краю утеса, ты боишься упасть, и все-таки тобой овладевает безумное желание броситься вниз.

Позвольте мне описать, в какой форме подкрадывается к вам искушение. Служителю Иисуса вверили какое-то служение, выполняя которое, он чуть ли не задыхается от избытка работы и нужд. Чувствуя свою ответственность, он боится совершить ошибку и нанести ущерб церкви, ибо хочет быть ей в благословение. Тут враг шепчет ему на ухо: "Перестань мучиться! Откажись от своего служения!"

Если эти строки читает христианин, переживающий как раз это ужасное испытание, то мне хотелось бы указать ему на Спасителя и попросить его подражать Иисусу, который твердо и уверенно выступил против врага.

.

315

"Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой.., и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того"

Даниил 6,10

Царь Дарий издал указ, согласно которому никакой человек в течение тридцати дней не имел права молиться. После того, как этот указ был подписан, у Даниила имелось несколько возможностей. Он мог бы сказать: "Это меня не касается; я занимаю высокое положение в обществе. Я надзиратель большой страны, и хотя я готов пострадать за веру, все же золото можно купить слишком дорого, поэтому лучше перестану молиться".

Он нашел бы многих предшественников и многих товарищей. Как много людей в тот момент, когда нужно было сделать выбор между жизнью и истиной, между честью и Христом, сделали плохой выбор и погибли ужасной смертью!

Даниил мог бы также сказать: "Нужно поступить умно. Безусловно, нужно молиться Богу, но нет никаких особых оснований делать это там, где я живу. Я могу уединиться вечером и пойти в какое-нибудь укромное место. В крайнем случае, я могу молиться при закрытых окнах; это, наверняка, будет угодно Богу".

Даниил не ссылался на такие причины. Он был смелым человеком и не желал опускать свое знамя перед лицом врага. Если бы Даниил в своем положении не продолжал молиться, как раньше, то стал бы камнем преткновения для слабых и посмешищем для безбожников. Каждый бедный иудей в вавилонском царстве почувствовал бы себя вправе поступиться принципами, а безбожники сказали бы: "Он служит своему Богу, пока все хорошо. Но посмотрите, как он держит нос по ветру, когда наступает беда!" Даниил не стал скрывать свою богобоязненность, когда разум советовал сделать это.

Он мог бы прийти к мысли молиться внутренне, в душе. Молитвы без произнесенных слов так же приятны Богу. Но Даниил счел себя не вправе поступить так, потому что и указ, и сопротивление царя оказывались не внутренне, а публично.

 

316

"Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники".

Песнь песней 2,15

Дорогая молодежь, только недавно нашедшая Христа, вокруг вас ходят лисицы. Мы делаем все возможное, чтобы заделать дыры в заборе и не впускать лисиц, но они очень хитрые и временами проникают в дом. Лисицы в восточных странах намного меньше наших, они, кажется, еще хитрее и жаднее, чем знакомые нам лисицы, и причиняют большой ущерб.

В духовном винограднике имеются разные лисицы. Например, критикан. Он портит виноградные лозы, где только может, и особенно те, на которых уже завязались нежные плоды. Критикан находит ошибки во всем, что делают молодые верующие. Иногда он устраивает тебе ловушку и заманивает тебя в нее, раздражает тебя, а потом поворачивается и говорит: "И ты называешься христианином?" Да сохранит тебя Бог от таких жестоких лисиц!

Но еще более страшная лисица - это льстец. Он с улыбкой подходит к тебе и начинает хвалить твою христианскую жизнь и, наверно, скажет тебе, какой ты прекрасный человек. Ты такой хороший, что ему кажется, ты слишком всерьез все принимаешь. Льстец говорит, что считает твою веру правильной, хотя ты сам не стал бы так думать, если бы хорошо рассмотрел свою жизнь. Но он говорит, что терпеть не может слишком справедливых людей. Он говорит: "Ты мог бы быть немного более мирским, к тому же нет необходимости расставаться с безбожными друзьями". Я знаю, что он хочет - он хочет вернуть тебя к безбожникам. Сатана "скучает" по тебе и хочет, чтобы ты вернулся к нему, поэтому и посылает к тебе господина Льстеца, который должен постараться вернуть тебя под его власть.

Если в тебе проявляются какие-нибудь признаки духовной жизни, то будь уверен, что дьявол и его лисицы будут преследовать тебя. Держись ближе к Господу и к народу Божьему. Это самое лучшее общество для тебя.

 

317

"Елисей заболел болезнию, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним".

4-я книга Царств 13,14

Эта сцена у одра смерти - сильнейшее свидетельство силы святости. Елисей был пророком Божиим, человек не особенно почетного положения. Иоас, царь Израильский, часто пренебрегавший увещеваниями Елисея и продолжавший поклоняться Ваалу, пришел к умирающему пророку и плакал над ним.

Было странно уже то, что царь вообще пришел сюда. Цари нечасто посещают умирающих - и еще реже умирающих рабов Божиих. Было странно, что именно этот царь стоял здесь и оплакивал умирающего пророка.

Странными были и слова, произнесенные царем у постели умирающего: "Отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!" Царь чувствовал себя так, будто у него отнимают всю его силу. Его царство виделось ему сейчас, как колесница с дикими конями, без пророка, который раньше твердо стоял на ней и держал узду в своих руках. Так царь стоял в своего рода эгоистичном почтении перед пророком и плакал у его смертного ложа.

Дорогие друзья, будем же стараться жить так, чтобы даже безбожные люди после нашей смерти жалели о том, что нас нет. Мы можем спокойным, ненавязчивым образом "украшать учение Спасителя нашего Бога", так чтобы, когда мы умрем, люди на некоторое время притихли и стали серьезными, услышав, что раб Господень умер.

Они смеялись над ним, пока он был жив; но они оплакивали его, когда он умер.

Об этом я искренне хочу молить Бога - не ради почестей и уважения людей, а к чести и во славу Божию. Даже люди, презирающие Христа, будут вынуждены увидеть, что жизнь искреннего христианина исполнена достоинства и внушает уважение.

.

318

"Надо было бы бить пять или шесть раз; тогда ты побил бы Сириян совершенно, а теперь только три раза поразишь Сириян".

4-я книга Царств 13,19

Пророк Елисей дал царю Иоасу стрелы и велел ему бить стрелами по земле. Бог знал и предопределил, сколько побед одержит царь. И это чудесно видеть, если наши свободные действия в точности соответствуют Божьим предопределениям. Царь Иоас получил повеление бить стрелами по земле, и, ударив три раза, он отложил стрелы в сторону. На это разгневанный пророк сообщил ему, что он только три раза победит Сириян.

Сколько верующих имеют лишь немного веры и, видимо, совершенно довольны этим! Они не в состоянии ни претендовать на Божьи обетования, ни в вере надеяться увидеть эти обетования исполненными. Они очень хорошо знают о своей части во Христе, но не требуют от Бога выполнения данного Им слова; поэтому их жизненные невзгоды и духовные заботы тяжело угнетают их.

Я вижу и другой класс христиан, которые действуют также в соответствии со своими познаниями. Они не понимают глубоких тайн Божиих и вполне довольны тем, что знают, что спасает душу от погибели, но не знают учения о Божьей избирающей любви и не стремятся познать ее. Они оставляют тайны Слова Божия для сильных мужей и рады оставаться детьми в познании. Скольких благословений лишается тот, кто пренебрегает изучением Слова Божия!

Есть еще и такие христиане, которые очень довольны собой и своей жизнью. Они не пьют, не ругаются, не обманывают. Но это, пожалуй, и все, что можно о них сказать. Домашней молитвой они пренебрегают, покаяние детей не представляется им важным, к тому же у них вспыльчивый характер.

Разумеется, я не думаю, что христианин сможет когда-либо в этой жизни достичь совершенства; и все же я с Божьей милостью хочу стремиться к этому совершенству

 

319

"Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся".

Откровение 3,19

Мне хочется ясно указать на то, за что порицает Бог христиан. Очень часто Бог наказывает чрезмерную любовь. Мы поступаем правильно, если любим наших родственников; но неправильно, если мы любим их больше, чем Бога. Может быть, вы провинились в совершении этого греха. Любишь ли ты жену, мужа, невесту, детей больше, чем Господа? Ах, среди нас много таких, кто совершает грех чрезмерной любви к родственникам Бог накажет нас за это! Он попытается обличить нас через Свое Слово, а если это не поможет, то Он пошлет болезнь тем, к кому так привязано наше сердце Если и это не приведет нас к покаянию, то Он накажет нас смертью предмета нашей безумной любви. Бог никогда не терпел рядом с собой идола, Он всегда уничтожал их. Наш Бог есть Бог ревнитель, и если мы возведем на престол Божий какого-нибудь человека, каким бы он ни был прекрасным и добродетельным, Бог воскликнет: "Прочь отсюда!"

Но есть и другие люди, с более низменными побуждениями. Можно еще понять, если кто-то сильно привязан к жене, детям или другу, хотя в Божьих глазах это - тяжелое нарушение. Но есть христиане, слишком тупоумные, чтобы любить плоть и кровь; они привязываются сердцем к мамону. Как много людей, называющих себя христианами, делают своим Богом богатство! Их имущество, их дома, их товарные склады, их проценты - вот их идолы.

Христиан, любящих золото больше Бога и почитающих земное богатство выше небесного, нужно серьезно обличать; или Бог накажет их.

 

320

"Боже! будь милостив ко мне грешнику!"

Евангелие от Луки 18,13

Братья и сестры, я уверен, что для нас нет более надежного места, чем места грешника у креста. Я много читал о совершенстве в плоти и пытался достичь его. Я пытался молиться так, как, по моему мнению, должен молиться совершенный человек. Когда я в таком состоянии пошел в храм и попытался молиться, то заметил, что около меня стоял фарисей. Чуть подальше я увидел бедного грешника, бьющего себя в грудь и говорящего: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику!" Я заметил, что он вышел оправданным, в то время как я стоял и завидовал ему. Не в состоянии дольше выдержать, я вернулся на свое место, ударил себя в грудь и тоже воскликнул: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику!" Тогда я почувствовал покой в сердце и вернулся домой оправданным и радостным.

Если между мной и сатаной возникает вопрос о том, являюсь ли я чадом Божиим, тогда - ах, я давно перестал искать доказательство в себе или ссылаться на мой опыт и переживания, чтобы доказать, что нахожусь в милости Божией. Ведь хитрый, старый враг, компетентный в законах, знает больше меня о моих слабостях и очень быстро может привести против каждого моего доказательства два опровергающих аргумента.

Я говорю обвинителю следующее: "Хорошо, если я не святой, то я грешник, а Иисус пришел в этот мир, чтобы спасти грешников. Поэтому я пойду ко Христу и буду взирать на Него". Против этого сатана бессилен.

Я уверен, что у вас, отцов во Христе, бывают времена, когда вас не утешают никакие признаки, никакие доказательства или опыт, а может помочь только это единственное средство, которое я рекомендую всем искушаемым.

 

321

"И сказал Давид в сердце своем: когда-нибудь попаду я в руки Саула".

1-я книга Царств 27,1

Мысль в сердце Давида была неправильной. Для этих опасений не было никаких оснований. Никогда, ни в одном единственном случае, Господь не оставлял Своего раба одного. Давид часто находился в опасных ситуациях, но Божья сила никогда не покидала его. Оглянувшись назад на свою прожитую жизнь, начиная с того времени, когда он еще пас овец у своего отца и убивал льва и медведя, вплоть до момента, когда он едва спасся от своего кровожадного преследователя, он не смог бы найти никаких признаков того, что Бог изменил Свое мнение и решил отдать Своего помазанника в руки врага.

Запомните: если мы с вами сомневаемся в слове Божием, то мы без всякой причины не доверяем ему. Я не имею никакого основания сомневаться в моем Господе и думаю, что и вы не имеете причин внушать себе, что Он отвернулся от вас. Мы не осуждаем человека без доказательств, и я призываю небо, землю и ад привести доказательство, что Бог неверен. Будем же справедливы к Богу и людям. Если Он еще никогда не нарушал Своих обещаний, то мы не имеем права сомневаться или не верить.

Раньше Давид говорил: "И льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними". Это была хорошая аргументация. Почему бы и сейчас не так, Давид?

"Господи, ты никогда не покидал нас. У нас были темные ночи, но звезда любви сияла нам среди мрака. Мы прошли не одно испытание, но мы можем по опыту сказать, что Ты, бывший с нами в шести скорбях, не покинешь нас и в седьмой скорби".

 

322

"Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи".

Псалом 18,15

Есть такая поговорка: "Всяк волен думать, что хочет". Но это опасное заблуждение. Правда, из-за твоих мыслей тебя не вызовут в земной суд, но поверь мне: перед Страшным судом тебе придется ответить за них. Злые мысли - трут, а искушения сатаны - искры, падающие в него. Это гнездо, куда все злые птицы кладут свои яйца. Как огонь сжигает не только поленья, но и хворост, так и Бог накажет нас не только за грешные дела, но и за грешные мысли. Не думай, что твои мысли неизвестны Богу. Для Его глаз есть окно в самой тайной комнате души. Бог видит внутренний мир человека так же хорошо, как и его внешность. Перед небом нет никаких тайн.

Ты скажешь: "Я не хочу, но злые мысли сами собой появляются у меня". Вполне возможно, но важно то, противны они тебе или нет. Ты не можешь помешать вору заглянуть к тебе в окно. Но если ты откроешь ему дверь и впустишь его, то ты такой же плохой, как и он. Суетные мысли стучатся в дверь, но мы не обязаны открывать им Грешные мысли могут прийти, но нам нельзя впускать их. Кто долго смакует кусок во рту, тот делает это, потому что ему это вкусно. Кто раздумывает в сердце над злыми мыслями, тому нравится это делать, и вскоре он перейдет к злым делам. Грязная мысль, которой ты предаешься, приобретает ключ от твоего сердца и войдет снова, хочешь или не хочешь. И, возможно, она придет не одна, а приведет с собой семь духов, еще худших, чем она сама.

Если ты мудр, то ты будешь бдительно следить за мыслями своего сердца. Добрые мысли - это небесные гости, которых мы должны любезно принимать, щедро угощать и убедительно просить прийти снова. Из святых мыслей возникают святые слова и дела. Они являются признаком обновленного сердца.

 

323

"И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме".

Евангелие от Матфея 5,15

Под сосудом здесь подразумевается шеффель, или четверик, который имелся раньше в каждом доме, потому что люди мололи свое зерно сами и использовали четверик в качестве меры зерна.

Мне кажется, этот полезный сосуд, эта мера зерна изображает занятие обычной жизни, обычные, естественные работы и заботы по дому.

Вы спросите: "Как же так? Разве домохозяйка не должна быть домохозяйкой?"

Конечно. И все же ей не нужно прятать свою набожность. Разве бизнесмен не должен следить за своим бизнесом? Конечно, должен. Но при этом ему не нужно терять свою душу или наносить ущерб другим душам.

Сохрани свой сосуд, но поставь его туда, где ему место. Подчини все мирские дела славе Божией. Не хочешь ли ты, дорогой друг, посмотреть дома, какое место занимают бизнес и вера в твоей жизни? Что стоит на первом месте? Вера - твой бизнес, или бизнес - твоя вера? Светит ли твой свет на сосуде или же он скрывается сосудом?

Я знаю, что и пастор может поставить свою свечу под сосудом. Его работа может быть чисто формальным служением, превращающим его в артиста. Хуже всего служить Евангелию, делая это с целью заработать на жизнь. Как только мы начинаем проповедовать, так сказать, официально, мы теряем силу.

Свечу нужно поставить на подсвечник, и каждый должен соответствующим образом исповедовать свою веру и свидетельствовать Христа. Если ты не выйдешь добровольно и не зажжешь свой свет, тогда Хозяин дома, наверно, выведет тебя.

Раньше Господь использовал преследования, чтобы побудить Церковь публично исповедовать веру. Какой светильник Евангелия был найден в мученичестве Колизея, в кострах, на которых сжигались христиане. Ты увидишь, что у Бога есть подходящий светильник и для тебя.

 

324

"И все приставники доставляли царю Соломону все, принадлежащее к столу царя... И ячмень и солому для коней и для мулов доставляли каждый в свою очередь на место, где находился царь".

3-я книга Царств 4,27-28

Слуги Соломона были обязаны слушаться его приказаний. Одни из них должны были доставлять к столу Соломона жирную говядину, другие - следить за тем, чтобы с той же целью осуществлялась охота на косуль, и откармливалась птица. Третьим было поручено доставлять ячмень и солому для коней. Если бы они не оставались на своих местах, если бы, например, слуга, обязанный поставлять ячмень для коней, стал бы кормить им птенцов, то возникла бы большая путаница.

Дорогой друг, если ты не хочешь делать то, для чего ты предназначен, а хочешь обязательно попробовать что-то, что не входит в круг твоих задач, то все пойдет кувырком. Глаз очень полезен, но если бы он упорно отказывался смотреть и хотел бы обязательно слушать, то мы быстро попали бы под машину. Дорогой друг, знаешь ли ты, что ты можешь делать, какими дарами наделил тебя Господь и на что Он тебя благословил? Тогда оставайся при этом деле и никогда не жалуйся о своей задаче! Не критикуй других, дела которых отличаются от твоих. Мизинец выполняет задачи, которые не в состоянии сделать большой палец, а большой палец способен на вещи, которые не может сделать указательный палец. Так должно быть и в Церкви Божией: каждый должен найти свою задачу и выполнять ее силой Духа Святого и из любви к Господу Иисусу.

Обратите внимание, что некоторые из нас обязаны делать больше, чем другие. Некоторые из нас несут особую ответственность, и если бы мы сказали: "Не хочу делать больше, чем другие'", - то мы были бы непригодны к тому служению, на которое Бог призвал нас. Не боюсь, что кто-нибудь из вас будет слишком много делать для Христа; но мне хотелось бы, чтобы вы попробовали это. Проверьте, можете ли вы служить Христу слишком самоотверженно, слишком ревностно, слишком увлеченно и беззаветно. Я еще никогда не был знаком с таким человеком, который мог бы упрекнуть себя в таком "преступлении". Нет, все мы чувствуем, что наш Господь заслуживает всего, что мы только в состоянии сделать - и даже намного больше!

 

325

"О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!"

Второзаконие 32,29

Человек не любит думать о смерти. Он старается не думать о саване, гробе, могиле. Если бы можно было, то он охотнее всего остался бы навсегда на земле. Но поскольку это невозможно, то он держит как можно дальше от себя все, что могло бы напомнить ему о смерти. Но нет другого такого важного предмета, о котором одновременно так мало думают. Известная поговорка очень метко выражает наши мысли в этом отношении: "Приходится жить". Однако, если бы мы были мудрыми, то мы говорили бы: "Придется умереть".

Древние египтяне были мудрее нас. Про них рассказывают, что на всех их празднествах почетное место всегда занимал один весьма странный гость. Он не ел, не пил, не разговаривал, он был полностью завуалирован. Это был скелет, который они усаживали там в предостержение. Они и на празднествах не хотели забывать, что их жизнь когда-то прекратится.

Серьезные размышления о смерти были бы весьма полезны для наших душ. Они остудили бы тот огонь корыстолюбия, ту лихорадку жадности, которая постоянно лишь стремится к богатствам и протягивает к нему руки. Может быть, это побудило бы нас полюбить высшие блага, а не преходящие, мнимые блага этого мира. Во всяком случае, в момент искушения ко греху мысли о смерти испугали бы нас нам на пользу. Рассматривая грех при свете фонаря могильщика, мы могли бы лучше распознать бессодержательность грешных развлечений и пустоту мирской суеты.

Пусть Святой Дух направит ваши мысли на конец всех вещей. Пусть он приведет вас к могиле, чтобы вы увидели там конец всех земных надежд, всей земной роскоши и всего временного блеска. Мы, несомненно, воздержались бы от многих злых дел, если бы думали о том, что все мы однажды должны будем предстать перед судилищем Христовым.

 

 

 

 

Hosted by uCoz