Чарльз Г.Сперджен

Малые проповеди 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 

 276

"У нас здесь только пять хлебов и две рыбы".

Евангелие от Матфея 14,17

Вы, ученики Иисуса, видите перед собой в этот день тысячи мужчин, женщин и детей, жаждущих хлеба жизни Они истратили свои деньги на то, что не является хлебом и что не может их насытить. Они падают от голода на ваших дорогах, погибают из-за недостатка познаний. Еще хуже бывает тогда, когда они падают в обморок, в то время как некоторые люди делают вид, что кормят их.

Суеверие стремится дать им камни вместо хлеба и змей вместо рыб. Формалист тоже предлагает что-то купить этим голодным душам, чтобы накормить их. Неверие старается убедить их, что они вовсе не голодны, а лишь немного нервничают, и высмеивает их аппетит.

Подобно тому, как невозможно удовлетворить тело водяными пузырями и наполнить рот тенью, так же невозможно удовлетворить душу обманами и иллюзиями. Они теряют силы, чуть ли не умирают с голоду. Люди, делающие вид, что заботятся о них, лишь насмехаются над их нуждами.

Ученики Христовы, посмотрите на огромную нужду, царящую вокруг вас! Откройте глаза вашего разума, расшевелите ваши чувства, пусть ваше сердце забьется от жалости и сострадания при виде этих миллионов несчастных! Прошу вас, если вы не можете помочь им, то скорбите о них!

Я слышу, как вы размышляете в своих сердцах и шепчете друг другу: "Кто мы такие, чтобы кормить эту толпу! Этих голодных, изнывающих людей тьма тьмущая". Да, это так. Но вспомните, что это ваша задача. Бог приказывает всем людям покаяться, и наша задача объявить всем Его приказ.

О братья, вы знаете, как Он ходил и творил добро. Но помните ли вы, что он сказал: "Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду". Пусть огромность этой задачи еще больше побудит вас к служению

 

277

"У нас здесь только пять хлебов и две рыбы".

Евангелие от Матфея 14,17

Я слышу, как вы бормочете: "Людей так много, а средств у нас мало. У нас только пять хлебов из ячменной муки да две рыбы, и те очень маленькие. В них больше костей, чем мяса. Что это для такого множества народа? Мы не располагаем средствами и не имеем имущества, чтобы снабдить миссионеров всем необходимым, если мы хотим толпами послать их водрузить знамя креста. У нас мало ораторов Мы ощущаем свою слабость" Некоторые из вас, может быть, добавляют: "Лично я, что я могу сделать? Какую пользу я могу принести? Что может сделать горсточка христиан? Мир высмеет нашу жалкую команду Вот если бы на нашей стороне были великие, знатные люди! Если бы хоть богатые со своими богатствами принадлежали нам, тогда мы могли бы кое-что сделать!" Слышу вздох старого человека: "О, я знаю поручение Христа, но мои силы на исходе, в то время как мир идет навстречу своей погибели. Я стою одной ногой в могиле, слаб и немощен и ничего не могу сделать"

Позволь сказать тебе, что мы, молодые, ощущаем то же самое Казалось бы, мы стоим, как один единственный человек против бесчисленной армии, или, как ребенок, желающий своими нежными ручонками сдвинуть гору. Наши годы летят; смерть приближается; бессмертные души гибнут; ад заполняется; люди падают в пропасть погибели.

Чем больше мы чувствуем свою ответственность, тем больше чувствуем и свое бессилие. "Господи, Ты призвал нас к делу, которое слишком тяжело для нас. Мы не можем выполнить его Мы падаем к Твоим ногам и признаем, что не можем накормить такое несметное количество людей".

Мы сказали, что мы не можем? Мы должны взять это слово обратно и вместо этого сказать: "Господи, мы должны! Мы чувствуем свою слабость, но Ты движешь нами, так что мы Твоей силой будем, не прекращая, кормить голодных".

 

278

"Он сказал: принесите их Мне сюда".

Евангелие от Матфея 14,18

Наша обязанность начинается со слепого повиновения по первому приказу Иисуса: - Принесите их Мне сюда!

- Господи, это ячменные хлеба, всего лишь пять.

- Принесите их Мне сюда!

- У нас только две рыбы Они не стоят труда Может, нам оставить их для себя?

- Нет, принесите их Мне сюда!

- Но это маленькие рыбки.

- Принесите их Мне сюда!

Обязанность Церкви состоит в том, чтобы, оглядев свои запасы и найдя их недостаточными для своей работы, все равно принести все, что у нее есть, к Иисусу Христу.

Вот есть брат, говорящий: - У меня есть лишь немного денег.

- Ничего страшного, - говорит Господь Иисус - Принеси Мне, что у тебя есть

- Ах, - говорит другой, - я могу выкроить лишь немного времени, чтобы творить добрые дела.

- Принеси его Мне сюда.

- Я обладаю лишь слабыми способностями, - говорит кто-то. - Мои знания небольшие, моя речь достойна презрения.

- Принесите их Мне сюда!

Каждое дарование, какое имеет Церковь, необходимо принести ко Христу и освятить Ему.

А теперь запомните, что я вам скажу. Это серьезное слово, и некоторые из вас не в состоянии принять его. Если у вас есть что-нибудь в этом мире, но вы не освящаете его делу Христа, то вы похищаете это у Господа! Каждый истинный христианин отдает все Христу в тот момент, когда вверяет Ему себя Он ничто не называет своей собственностью, все, что у него есть, принадлежит Господу Если это не так, то мы не верны делу Господнему Принесите все сюда, слуги Божий, все, что вы до сих пор держали при себе. "Хотя в этом испытайте Меня, - говорит Господь Саваоф - не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка!"

.

279

"И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?"

Евангелие от Марка 4,40

Наверно, ученики были уверены в том, что имеют большую веру в Иисуса, своего Господа и Учителя. Они весь день были с Ним, слушали Его слова и поверили в них, хотя и не все поняли. Впоследствии они собрались вокруг Него, чтобы послушать Его подробные объяснения, и были благодарны Ему за этот частный урок. Я не сомневаюсь, что каждый из них был совершенно уверен в том, что он твердо верит в Иисуса. Он не смог бы потерпеть сомнений.

Братья, никто из нас не имеет представления о том, какой жалкой является наша вера в действительности. Если наступят страдания, то кучка на току под лопатой для провеивания зерна будет очень маленькой. В конце дня, проведенного в спокойном служении со Христом, разразился шторм и подверг испытанию их веру, после чего от нее осталось так мало, что Иисус удивленно спросил: "У вас нет веры?"

Подумайте, что веры у нас не больше, чем мы способны проявить в час испытаний. Все, что не выдержит испытаний, является не более, как плотской уверенностью. Вера, которую мы имеем "в период хорошей погоды" - это не вера. Только та вера является истинной верой в Иисуса Христа, которая доверяет Ему в моменты, когда не понимает Его, верит Ему, не видя Его.

Шторм был тем более большим искушением, которое настигло учеников, когда они шли путем послушания. Это Учитель велел им отправиться на другой берег, они находились не в увеселительной поездке. Они не последовали предложению одного из учеников, сказавшего: "Иду ловить рыбу", - а управляли лодкой по приказу своего Великого Руководителя. Они были послушны и все равно попали в нужду.

Это смутило некоторых верующих, но такие переживания не новы на земле. Живое чадо Божие должно будет плыть против течения. Без борьбы оно никогда не обретет венец.

 

280

"И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?"

Евангелие от Марка 4,40

Посмотрите, как эти ученики вышли из шторма! Они хорошо держались в начале испытания, а спустя короткое время находились в жалком состоянии.

Мы видели птицу с блестящими перьями, красующуюся в солнечных лучах, и восхищались ее красотой. Но когда прошел ливень, то увидели нашу храбрую птицу в совершенно ином виде. Промокшая и грязная, она искала укрытие. Трудно поверить, что это то же создание, чье пение так вызывающе действовало на его товарищей; действительно, его великолепие исчезло.

После тяжелого испытания мы похожи на эту птицу. Наша плоть выглядит прекрасно до тех пор, пока нас не настигнут испытания, а потом мы опускаем крылья и прячемся.

В вопросе Господа звучит сострадание к ученикам. Страх так изменил их, что они больше совсем не похожи на Него. Они были Его слугами и должны были бы стать такими, каким был их Учитель. Он жалел их еще и потому, что из-за страха они были сами на себя не похожи. Они были мужчинами, но страх ослабил их. Мужи, бывшие образцами веры, превратились в трусов, когда пропала вера.

Господь жалел их, потому что страх сделал их такими несчастными. Они побледнели, как мел, увидев, что лодка наполняется водой.

Нам не следует так бояться. Будем стремиться к храброму поведению. Будем приносить свои заботы к Богу и не давать места неверию. Многие наши "страдания" мы причиняем себе сами: на наковальне неверия они выбиваются молотом предчувствия. Да простит нас Господь!

281

"Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других".

Песнь Песней 5,10

Невесте не нужно было долго думать, прежде чем дать ответ. Ее спросили: "Чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных?" И она, не задумываясь, ответила. Почему? Потому что она имела ответ в своем сердце. Поэтому она ответила: "Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других!" Она не сказала: "Подожди немного, мне нужно сначала почитать на эту тему и пройти соответствующее обучение". Нет, если речь шла о ее возлюбленном, то она могла сразу дать ответ. Она перечислила преимущества своего жениха, и дочери Иерусалимские убедились в ее правоте, и я рекомендую вам взять с нее пример.

Изучайте Слово, чтобы ваша вера базировалась не на человеческой мудрости, а на силе Божьей. Если я учил вам чему-то, что не сказано в Писании, или если вы приняли что-то на основании моего авторитета, тогда я убедительно прошу вас: проверьте это сначала по слову Божьему! Я не боюсь результата, так как если я здесь или там ошибся, то прошу Господа научить меня вместе с вами возрастать совместно в единстве Духа. Будем же все стремиться быть наученными Богом и на основании этого Божьего обучения вести святую жизнь и свидетельствовать Иисуса Христа, чтобы наше окружение пришло под влияние истины.

Молю Бога, чтобы Он послал нам снова время истинного пробуждения!

В чем раньше заключалась сила методистов? Это была просто сила истинной искренности в сочетании со святостью. Это как раз то, чего сегодня недостает Церкви Христовой. Наше свидетельство о Господе Иисусе должно быть таким сильным, чтобы люди прислушались и спросили: "Чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных?"

Дай Бог, чтобы у нас был готов для них ответ, через который Бог мог бы благословить их!

 

282

"Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним".

Евангелие от Луки 8,28

Ты думаешь, что приняв в свое сердце Христа, ты должен будешь отказаться от развлечений. Позволь тебя спросить, какие развлечения ты имеешь в виду? Удовольствие видеть, как дети растут тебе на радость? Удовольствие творить добро? Удовольствие выполнять свои обязанности пред лицом Господа? Удовольствие чистой совести? Удовольствие знать, что можешь смотреть в глазу своим ближним и Богу? Ни одну из этих радостей Иисус Христос не отнимет у тебя. Удовольствие доброй надежды вечности? Удовольствие иметь хорошего друга, с которым ты можешь поделиться любым своим горем? Ничего этого Господь Иисус не отнимет у тебя. Я не знаю никакого удовольствия или развлечения, действительно стоящего этого названия, от которого человеку пришлось бы отказаться, став христианином. Ах да, я знаю, что ты имеешь в виду. Ты имеешь в виду, что ты больше не сможешь продолжать упорно грешить. Теперь я понимаю тебя. Почему ты сразу не сказал это и не назвал вещи своими именами? Называй грех грехом, не называй его удовольствием и пойми, что радости греха, которые, правда, быстро кончаются, - это всего лишь приманка дьявола, с помощью которой он затягивает души на своем крючке в погибель. Ты не потеряешь никакого другого удовольствия, кроме того, которое пагубно, вредно для твоей души, которое само по себе не может удовлетворить тебя и недостойно твоей натуры.

"Да, - скажешь ты, - но мне придется отказаться от моей свободы!"

Свободы? В каком отношении? Свободы жить честно и искренно? Свободы любить ближнего? Свободы для себя самого исследовать, проверять и осознавать? Я знаю, что ты имеешь в виду; ты имеешь в виду свободу грешить, то есть свободу губить самого себя. Благодари Бога, что ты будешь лишен этой свободы, так как у тебя никогда не было права владеть такой опасной машиной гибели. О, твое обращение к Богу будет не потерей свободы, а освобождением от всех твоих пут!

 

283

"Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?"

Евангелие от Луки 8,28

Многие люди думают, что, приняв Евангелие, они перестанут быть счастливыми, что им придется отказаться от всех радостей и всех удовольствий и вести унылую жизнь Хочу немного поговорить на эту тему

Защищая что-то, честный человек не должен делать это слепо, он должен быть готов признать то или иное, если того потребует истина

Я согласен с тем, что если Евангелие коснулось совести людей, но они продолжают упорствовать в грехах, то Евангелие мучает их. Оно действует, как соль в открытой ране или как розга на спине строптивца

Я знал людей, которые привычно жили в грехе, например, пьянстве, и при этом регулярно посещали наши богослужения. Либо большое количество собирающихся на богослужение людей, либо особая манера проповедника понравились им, но они приходили снова и снова. Слово тоже производило на них определенное впечатление, и со временем они поняли: "Так продолжать нельзя. Этот человек слишком остро точит свой нож. Либо мне придется оставить свои грехи, либо уйти отсюда". И почувствовав себя после проповеди ужасно, они полностью отказались от слушания Евангелия. Уже не один из них ушел отсюда, скрежеща зубами и стуча ногами, приняв решение никогда больше не приходить сюда. Но именно они, несомненно, придут скоро снова.

Иногда я очень рад видеть такую реакцию, поскольку это дает мне надежду, что они еще не совсем потеряны, раз в них еще шевелится совесть и истина не оставляет их безразличными. Лучше иметь гневного слушателя, чем забывчивого.

 

284

"Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня".

Евангелие от Луки 8,28

Хочу тем, кто боится, что Господь Иисус сделает их жизнь жалкой и унылой, задать один-два вопроса. Прошу вас быть открытыми и честными.

Итак, вы боитесь стать жалкими людьми Чувствуете ли вы себя сейчас такими уж счастливыми? Вы боитесь, что если примете Иисуса, то вы станете унылыми Однако скажите: разве вы в данный момент так преисполнены радости, так безмерно счастливы, что так боитесь увидеть свой маленький рай разрушенным? Я сомневаюсь в этих ваших чудесных "удовольствиях", так как человек не может грешить, не пожиная горя уже в этой жизни. Люди, лгущие, ругающиеся, клянущиеся и забывающие Бога, не так счастливы, как утверждают Вы, жалующиеся на веру, будто бы это унылое дело, - в основном лицемеры.

Поэтому позвольте мне сказать вам простую истину. Почему именно ты говоришь мне, что религия делает человека унылым, хотя ты сам уже до такой степени унылый, что дальше некуда? Стоит тебе здраво подумать о том, кто ты и куда ты идешь, то ты очень хорошо поймешь, что ничто не может сделать тебя более жалким, чем ты есть сейчас, и что печальнее, чем сейчас, ты стать не можешь. Не утверждай, что вера сделает тебя жалким человеком, раз ты уже сейчас жалок; как разумный человек, не ругай того, чего ты еще не испробовал.

Поможет ли тебе твоя мнимая веселость в час смерти? Утешат ли тебя твои мирские развлечения в будущем мире? Смогут ли эти радости послужить тебе подушкой для твоей болящей головы в аду? Ты очень хорошо знаешь, что это не так. Поэтому не поднимай так много шуму вокруг своих радостей, потому что все это вздор. Если вера в Иисуса Христа лишит тебя всех этих радостей, то она лишит тебя только зла, и ты должен радоваться, что освободился от него.

 

285

"Раб твой богобоязнен от юности своей"

3-я книга Царств 18,12

Эта ранняя богобоязненность Авдия отличается особыми признаками. Обычно мы описываем богобоязненность молодого человека так: "Ребенок любит Бога". Мы говорим о том, что он "очень счастлив" и т.д.

Не сомневаюсь в правильности таких высказываний. Но Святой Дух говорит: "Начало мудрости - страх Господень", - и Давид говорит: "Страху Господню научу вас!"

В вере в Господа Иисуса дети получают большую радость. А если эта радость настоящая, то там будут и святое благоговение, и почитание Господа. Радость может быть прекрасным плодом духа, но она может быть и плотской натуры. Поэтому нам не следует рассматривать радость, с которой сердца воспринимают Евангелие, как самый лучший и надежный признак милости.

Нам нравится также, если мы видим в детях большие знания о божественных вещах. Такие знания весьма желательны, и все же они не являются решающим доказательством обращения. Конечно, эти знания могут быть божественным плодом, но поскольку и со взрослыми бывает так, что они знают Писание и понимают все учение Евангелия, и все же не имеют спасения, то то же самое может иметь место и у молодежи.

Страх Господень, который мы так часто недооцениваем, - это одно из самых лучших доказательств искренней набожности. Если ребенок или взрослый имеет перед глазами страх Господень, то это перст Божий. Под этим мы имеем в виду не рабский страх, а тот святой страх, который воздает честь величию Всевышнего и глубоко почитает все святые вещи.

Прежде всего другого молодые христиане нуждаются в страхе перед совершением несправедливостей, в чуткой совести и стремлении угодить Богу. Прошу всех учителей молодежи обращать на это внимание. Постоянно растущая мечтательность и энтузиазм в сегодняшнем христианстве беспокоят меня. Не переношу христианства, которое дышит только нагретым воздухом.

 

286

"По смерти Иисуса (Навина) вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдет на Хананеев - воевать с ними?"

Книга Судей 1,1

Часто мы рассматриваем Ханаан, как прообраз неба, а Иордан, через который прошел Израиль, - как символ смерти. Это поэтично и может быть очень поучительным; но тщательно изучив этот вопрос, мы увидим еще больше. Согласно принципу, что Новый Завет должен истолковывать Ветхий, в земле, где течет молоко и мед, можно увидеть еще нечто другое. "Мы, уверовавшие, входим в покой". То есть, все верующие в Христа уже перешли через Иордан и вошли в обетованный покой. Они живут под властью Христа в границах Его Царства, и все, что Бог обещал им, принадлежит им.

Эта картина изображает зрелого верующего, прошедшего через первый пустынный период своей жизни и теперь достигшего положения, в котором он действительно наслаждается своими духовными привилегиями и чувствует себя перемещенным со Христом в небесные края. Между тем, позиция высоких привилегий не является для него позицией ненарушенного покоя. Напротив, он ведет постоянную войну "против духов злобы поднебесной" (Еф.6:12). Необходимо изгнать Хананеев - наши естественные склонности, испорченность, наши грешные привычки и желания, склонность и стремление нашего духа ко злу. Что не мог сделать Иисус Навин, может в совершенстве сделать наш Господь Иисус.

Задача Израиля состояла в том, чтобы изгнать и полностью истребить осужденные народы, в чьих владении находилась обетованная земля. Иисус Навин, доблестный предводитель, умер. Кто станет теперь предводителем? Сила Хананеев еще при нем была разрушена, но с тех пор, как он умер, старые народы снова ожили.

Так и мы часто видим, что наши грехи, которые мы считали уже умершими, вдруг обретают новые силы и пытаются восстановить свою власть.

.

287

"Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?"

Евангелие от Матфея 17,19

Почему мы не могли изгнать его? Пусть Учитель расскажет нам, почему это нам не по силам. Господь говорит, что ученикам не хватило веры.

Мы не можем ожидать, что послужим орудием к обращению грешника, если не верим твердо в то, что этот грешник обратится. Если я могу проповедовать, веря, что мои слушатели будут спасены, тогда это произойдет. Если у меня нет веры, то Бог может благословить свое Слово, но не в большой степени, что не сделает мне чести.

Во времена Уайтфилда жили люди, слышавшие различных проповедников. Но от чьей проповеди они покаялись? От проповеди Уайтфилда, потому что это был человек исключительной веры. Он проповедовал так, как будто ожидал, что глухие обретут слух через одну только мелодию Евангелия, и мертвые воскреснут по повелительному зову имени великого Спасителя.

Во времена Роланда Хилла покаялись некоторые из самых подлых людей и бездельников, какие только были в Лондоне. Почему? Потому что Роланд Хилл проповедовал Евангелие великим грешникам и верил, что великие грешники обратятся к Богу.

Достойные уважения люди тех дней говорили: "У Роланда Хилла собирается один сброд".

"Ну и что, - говорил Хилл, - добро пожаловать, сброд! Это как раз те люди, которым я хочу проповедовать. Я верю, что эти люди могут спастись".

Другим не хватало веры. А если человек имеет веру с горчичное зерно, но верен Господу, то он будет иметь силу. Хилл имел силу веры и послужил орудием для обращения больших грешников.

Если среди нас есть большой грешник, человек, одержимый дьяволом, который не обращается к Господу, то я уверен, что причина этого заключена в нашей слабой вере. Если Бог дает тебе силу верить, что какая-то определенная душа будет спасена, то она будет спасена, в этом нет никаких сомнений.

 

288

"Сей же род изгоняется только молитвою и постом".

Евангелие от Матфея 17,21

Я думаю, что Господь Иисус этими словами хочет сказать, что в особых случаях будет недостаточно обычной проповеди Слова и обычной молитвы. Нужна необычная вера, и чтобы получить ее, нужен необычный дух молитвы; во многих случаях необходимо даже поститься.

Для чего пост? Это, кажется, сложный момент. Очевидно, он связан с пребыванием в молитве, как это часто делал наш Господь и рекомендовал делать. Своим ученикам. Не своего рода религиозное созерцание, само по себе заслуживающее признания, а привычка, приносящая пользу в сочетании с молитвой. Я думаю, что мы в христианской церкви утратили большое благословение, перестав поститься.

Есть одна статья, написанная старым пуританином, под названием "Пост питает душу", в которой он делится своим опытом и пишет, что во время поста имел большее рвение в молитве, чем в другое время.

Некоторые люди - кожа да кости, но они чувствуют себя очень хорошо, в то время как люди с другой конституцией и склонностью к лени жалуются, что они больше походят на камни, чем на парящих в воздухе птиц. Думаю, таким людям мы можем рекомендовать слова Христа.

Причина, по которой некоторые люди не могут быть приведены ко Христу, заключается - если рассуждать по-человечески - в том, что нет мужей, которые были бы в состоянии помочь им, так как "сей род изгоняется только молитвою и постом". Попробуйте же поститься за великого грешника и посмотрите, не покается ли он. Думаю, что имею право призвать вас рискнуть выполнить предписание моего Учителя, чтобы посмотреть, не будет ли изгнан самый ужасный дьявол из всех, какими было только одержимо человеческое сердце, в результате молитвы и поста в осуществление вашей веры.

 

289

"Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением".

Песнь Песней 8,7

Любовь некоторых людей к христианству была очень дешево куплена и очень быстро вновь исчезла. Многие довольны тем, что могут поклоняться Богу вместе с христианскими братьями и слушать Евангелие, пока они бедны. Но как только они обретут немного богатства, то замечают, что мир имеет свою собственную церковь. Как часто такие люди спрашивают меня: "Если я христианин и живу вне общества, где же я останусь?" На это я всегда отвечал: "Где вы останетесь? Там, где Христос хочет иметь нас: вне стана, чтобы нести Его поругание".

Однако верующие христиане не всегда охотно занимают это место обособления вне стана. Очень больно видеть, с какой гордостью многие отворачиваются от Евангелия и от Церкви Иисуса, и если в начале совесть еще немного тревожит их, то со временем они освобождаются от всех ее угрызений, и мирские взгляды берут в них верх.

Конечно, я не скорблю о том, что есть благосостояние. У каждого хорошего фермера есть лопата для провеивания зерна; стоя на току, он говорит: "Хотя здесь много хорошего зерна, я все же знаю, что среди зерна есть полова". И он рад, что может пользоваться лопатой, чтобы очистить пшеницу.

Если уходят люди, только на словах считающие себя христианами, - пусть уходят "Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами" (1Иоан.2:19). Многие уходят от народа Божьего и оставляют Господа, потому что в определенных станах выгоднее ни во что не верить. А так как для них самое главное - зарабатывать деньги, то они продают Господа Иисуса Христа.

.

290

"Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего".

Евангелие от Матфея 25,18

Размышления о том, что сделал этот никчемный раб и чего не сделал, должны побудить нас проверить самих себя. Он надежно разместил капитал там, где никто не мог найти и украсть его, и на этом его служение было окончено. Он не был вором и не злоупотребил доверенными ему деньгами, не вел легкомысленной жизни, подобно блудному сыну, расточившему свое имение. О нет, он было намного лучше, так как был за экономию и не подвергал себя никаким опасностям. Талант был еще таким, каким он его получил, только замотал его в платочек и спрятал в земле. Раб не потратил ни одной копейки на какое-либо празднество или кутеж, поэтому его нельзя было обвинить в расточительстве хозяйских денег. Он считал себя верным слугой.

Ах, Господь не считает это верностью, если мы остаемся такими, какие мы есть. Если ты сохранишь только то, что у тебя есть, и не достигнешь большего, то ты скрываешь талант в земле и оставляешь его бесплодным. Недостаточно устоять, нужно продвинуться вперед!

Господин назвал этого раба лукавым и ленивым. Разве такое обозначение не предполагает злые дела? Нет, несовершение правды - это зло; жить не для Христа означает быть лукавым. Не приносить в мире пользы, не прославлять имя Господа, быть ленивым - означает быть лукавым и злым.

Ясно, что в мире есть много лукавых людей, не желающих, чтобы их так называли Как-то один учитель спросил ученика, что он делает. Ученик подумал, что ответил совершенно правильно: "Я ничего не делал". На что учитель сказал: "Как раз поэтому я тебя и спрашиваю. Ты же должен решать задачи!" В день суда ты не сможешь оправдаться словами: "Я ничего не делал". Кто ничего не делает, тот лукавый и ленивый раб.

 

291

"И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: пойдите, принесите жертву Богу вашему в сей земле".

Исход 8,25

Сатана так же, как и фараон, не может помешать спасению народа Божьего Кровью Агнца. Но он пытается всячески удержать народ Божий под своей властью. "Да, - говорит дьявол, - то, что ты должен стать христианином, это понятно. Ты больше не можешь жить так, потому что твои грехи слишком тревожат тебя Ты должен стать христианином; но оставайся там, где ты находишься - в мире. Принеси жертву своему Богу в этой стране!" Этим он хочет сказать: живи в грехе и будь верующим. Доверься Христу, но в остальном делай, чего душа пожелает.

О, умоляю вас именем живого Бога: не позволяйте вводить себя в заблуждение такой предательской ложью, так как невозможно найти покой или мир, продолжая жить во грехе. Дорогой читатель, Христос пришел, чтобы спасти нас от наших грехов, а не в наших грехах.

Марк Антоний запряг в одно ярмо двух львов и ездил так по улицам Рима. Но он никогда не смог бы запрячь в одно ярмо льва из преисподней и льва из колена Иудина. Между ними царит смертельная ненависть. Никто не может служить двум господам Сатана хочеть быть господином, и Христос хочет быть твоим Господом. Между ними не может быть компромисса.

Но затем сатана, немного отступая, говорит: "Конечно, я не имею в виду, что ты не должен отказаться от своих грубых грехов. Но скажу тебе вот что: люби мир, наслаждайся радостями с мирскими людьми, но все же будь христианином".

Нет! Это невозможно! Слово Божье говорит однозначно: "Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?" Что бы вы подумали о человеке, который режет себя ножом, дабы посмотреть, как глубоко он может резать, не раня себя смертельно? Прошу вас: не делайте таких опасных экспериментов! Отклоняйте решительно такие посреднические предложения сатаны и не мечтайте о том, чтобы любить мир и все же иметь в себе любовь отца!

 

292

"И сказал фараон: я отпущу вас принести жертву Господу Богу вашему в пустыне; только не уходите далеко".

Исход 8,28

Сатана говорит: "Да, я вижу, твоя совесть побуждает тебя выйти из мира и из греха, но не уходи слишком далеко, ведь ты можешь почувствовать потребность вернуться. Не говори пока никому о своем обращении. Не присоединяйся ни к какой церкви. Поступай, как крыса за панельной обшивкой: никогда не выходи за пищей до наступления вечера. Ведь абсолютно не обязательно объявлять: я - христианин!"

Мой друг, берегись хитрости сатаны! Если солдат-христианин, приходя в казарму, говорит сам себе: "Я не буду для молитвы вставать на колени, иначе они будут кидать в меня сапогами, как это принято в казармах. Я никому не скажу, что я - христианин", - то он, конечно же, поступает неправильно. А если он радостно говорит: "Я покажу свое знамя. Я - христианин и буду исповедовать это, будь что будет!" - то он будет стоять твердо. Сатана хочет некоторых из вас заставить сдаться, чтобы вы постепенно отпали от веры. Сопротивляйтесь ему! Возьмите свой крест на себя и следуйте за Господом Иисусом!

Моисей знал, что народ Божий должен как можно дальше удалиться из Египта, так чтобы между ними и Египтом было Чермное море. Он знал, что они больше никогда не вернутся туда, поэтому настаивал на том, чтобы уйти далеко. Так же и я хочу именем Божьим настоятельно просить каждого, кого сатана искушает, пойти на такой компромисс, полностью отдаться в руки Иисуса. Как это благодатно, когда человек может сказать: "Я отказался от всех этих компромиссов. Я прошу Бога, чтобы Он навеки отделил меня от мира, как это было с Павлом, сказавшим: "Для меня мир распят, и я для мира".

 

293

"Нет: пойдите одни мужчины, и совершите служение Господу, так как вы сего просили!"

Исход 10,11

Сатана не сдается. "Да, - говорит он, - я вижу, до чего все дошло. Тебя, наконец, довели до того, что ты насквозь стал христианином. Но не приставай с этим к жене. Не приводи Христа в свой дом".

Какая изощренная идея появилась у фараона! Пусть все мужчины уходят, а женщины и дети останутся у него в качестве жен и рабов. Давайте ответим ему словами: "А я и дом мой будем служить Господу!" Так сказал однажды Иисус Навин, и так должен сейчас сказать каждый из нас. Будем молиться о том, чтобы весь дом привести ко Христу.

"Но детей оставьте дома!" Фараон хорошо знал, что, сделав это, они вскоре бы вернулись. Кто из нас пошел бы в пустыню, оставив жену и детей в рабстве? Не стали бы их вопли преследовать нас? Не стали бы мы скучать по ним, желать видеть их? К сожалению, я с печальным сердцем должен признать, что о многих исповедующих христиан создается впечатление, что они сами полностью отдались Господу, а детей своих отдали фараону - дьяволу. Некоторые христиане приносят своих детей в жертву Молоху этого мира. Мы считаем ужасным, что язычники приносят в жертву богам своих детей. Но многие христиане приводят своих детей в такое положение, в котором они, по всей вероятности, погибнут. Не допускайте этого, говорите: "Нет, я хочу с Божьей помощью так руководить моим домом, чтобы не вводить детей в искушение. Если они несмотря на слезы матери и увещевания отца все равно захотят идти ложным путем, то я не хочу быть виновным в этом". Если эти замечания сильно заденут кого-то, и он скажет: "Мне кажется, что вы уже переходите на личности", - то это как раз то, чего я хотел.

 

294

"Фараон призвал Моисея и сказал: пойдите, совершите служение Господу, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш".

Исход 10,24

Сатана говорит: "Не используй свое имущество для Бога. Не отдавай свои таланты и способности на служение Ему, в частности, не отдавай Иисусу деньги, оставь их себе. В один прекрасный день они понадобятся тебе. Сохрани их для своего наслаждения. Живи для Бога и для других дел, но в этом отношении живи для себя самого".

Верный христианин скажет: "Отдавшись Господу, я отдал Ему все, что у меня было. С головы до пят я принадлежу Господу. Он требует от меня, чтобы я честно заботился о своей семье перед всеми людьми, и я буду делать это. И все же я не господин сам себе. Я искуплен дорогой ценой. Поэтому все, что я имею или буду иметь, принадлежит Господу, и я стараюсь использовать это, как Его управляющий, по Его приказу. Я не могу оставить свое имущество дьяволу. Все должно пойти со мной: все должно принадлежать моему Господу, так как оно принадлежит Ему, равно как и я принадлежу Ему".

Такой христианин идет по следу, намеченному Моисеем. Я знаю, что должен принести жертву Господу, Богу моему, но не знаю, сколько. Я не могу сказать, каковы потребности бедных, потребности Церкви и потребности Царства Божьего в этом мире. Я не знаю этого; но я знаю одно: все, что имею, находится в распоряжении Господа. Если мой Спаситель нуждается в этом, то пусть берет. Если сатана в чем-то нуждается, он не получит от меня ни одной копейки.

Братья и сестры, называющие себя христианами, посвятите себя полностью Господу. Скажите: "Живу ли я или умираю, работаю или страдаю - все, что я есть и что я имею, принадлежит навеки моему Господу". Только с таким подходом можно доказать, что мы полностью освобождены от власти сатаны.

 

295

"Ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф".

Аггей 2,4

Малодушие отнимает у нас силы. Этот вывод я делаю из того, что пророк три раза сказал Зоровавелю: "Ободрись!" Все обессилели, опустили руки в малодушии, их колени ослабли и подкашивались. Вера опоясывает нас силой, неверие, напротив, делает нас вялыми и усталыми. Верь, и будет тебе по вере твоей! Вести на святую войну малодушное войско так же тяжело, как заставить персидские войска Ксеркса воевать с греками. Так как солдаты могущественного царя боялись битвы, их приходилось гнать плетью на поле брани.

Разве удивительно, что их поход окончился поражением? Церковь, которую нужно постоянно увещевать и подгонять на служение, не будет иметь успеха. Греки не нуждались в угрозах и ударах. Они, как львы, с радостью выступили навстречу врагу; неважно, какие великие трудности ожидали их. Нам нужны мужи такого же склада, мужи, верящие в свои принципы, верящие в учение о милости и в Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого! Нам не хватает таких мужей, которые ревностно борются за веру, особенно в наши дни, когда истинная набожность высмеивается с кафедры, поднимается на смех профессиональными проповедниками. Нам нужны мужи, любящие истину, которым истина так же дорога, как жизнь; мужи, в сердце которых рука Святого Духа запечатлела старое учение огненным шрифтом. Нам не нужны такие, которые повторяют заученное. Нам нужны мужи, которые говорят то, что они знают и сами пережили. Тогда Господь Саваоф будет иметь народ, который укрепляется Господом и могуществом силы Его!

 

296

"Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, то Мелхола, дочь Саула, вышла к нему навстречу и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих"

2-я книга Царств 6,20

Испытание настигло Давида со стороны, с которой он менее всего ожидал его. Часто наши лучшие друзья причиняют нам самую глубокую боль. Не у одной женщины-христианки ее муж был самым большим врагом веры, и не один мужчина-христианин имел такое ощущение, что подруга его сердца является самым большим для него препятствием на пути в небо. Иной молодой человек исполнился радости, услышав радостную весть милости. Он забыл все свои заботы и нужды. Но, возможно, его собственный брат высмеет его и назовет глупцом. Мир считает, что никакой разумный человек не может быть христианином; думать о вопросах вечности в высшей степени глупо. На часок отвести свои мысли от земного и подумать о вечном - это признак безумия!

Однако, по нашему суждению, безумие - на другой стороне. Если взвесить на весах суда мимолетные вещи этой жизни и действительность будущей, то безумными окажутся насмешники, а не мы.

Пока в мире существует два вида людей и две натуры, в нем будут войны и битвы, сопротивление и споры. Это было испытание, которому подвергся Давид.

Хочу обратить ваше внимание на то, каким особенно тяжелым было это испытание. Естественные склонности вплетены в душу тысячами нитями, так что их очень трудно разрушить. Они такие нежные, как самые тонкие нервы, и их невозможно повредить, не причинив огромных страданий. Давид горестно думал о том, что Мелхола была радостью его сердца и, в принципе, она была ему хорошей женой. Когда-то она рисковала своей жизнью, чтобы спасти его жизнь. Но теперь радость его сердца стала врагом его души.

 

297

"И я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих"

2-я книга Царств 6,22

Как среагировал Давид на насмешки жены? Он удалился и поступил, как трус: согнул спину под бичом порицаний и сдался? Нет, он откровенно сказал: "Я еще больше уничижусь и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих".

Дай Бог, чтобы вы приняли такое же решение. Как бы мир ни порицал вас, отвечайте: "Благодарю тебя за это слово, я буду стараться делать так, чтобы еще лучше заслужить его. Я стану еще тверже; ты будешь еще больше недоволен мною". Идите вперед, не сдавайтесь! Покажите своим врагам, что вам незнакомо отступление, что вы люди другого склада.

Вы видите вокруг множество людей, которые называют себя мужчинами, а сами держат нос по ветру. Молю Бога послать настоящих мужчин, мужчин, последовательно выступающих в защиту того, что они считают правильным; мужчин, которые, видя встающие на их пути проблемы, становятся лишь упорней и настойчивей; которые, встречая сопротивление, с еще большей верностью встают на сторону Господа; которые, чем больше их топчат, тем сильнее защищают истину от заблуждений.

Преследователь подобен крапиве. Если вы слегка дотронетесь до нее, то она обожжет вас. Но если вы твердо ухватитесь за нее, она не сможет ранить вас. Схватите тех, кто противостоит вам, не жестокой местью, а сильной хваткой спокойного решения - и вы победите. Не поступайтесь принципами. Вставайте на защиту каждого отдельного зернышка истины; боритесь за нее, как за собственную жизнь; помните праотцов, которые были с позором изгнаны из христианской церкви, потому что не хотели подчиниться заблуждениям своего времени. Неужели вы позволите этому изнеженному времени сделать вас трусливыми сыновьями доблестных отцов? Если вам больше нечего переносить, как только испытания жестокими насмешками, то примите их с терпением, несите их с радостью и вы будете счастливы иметь право разделить участь с нашим Господом, также перенесшим презрение.

.

298

"Верою Иосиф при кончине напомнил об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих".

Послание к Евреям 11,22

Предполагаю, что Иосиф в течение 60 или 70 лет занимал высокое положение вице-царя Египетского, имея у своих ног все богатства этого великого народа. И все же он на протяжении всего этого времени оставался верным вере своих отцов. Дай Бог вам, занимающим высокое положение, такой же верности! Не забывайте, что Иосиф в течение многих лет не имел товарищей по вере, с которыми он мог бы общаться. Каким тяжелым было для него это испытание!

Я был знаком с людьми, имевшими горячее сердце для Христа, пока их окружали ревностные христиане. Они были очень деятельны, пока у них был живой проповедник, но терпели кораблекрушение, как только им приходилось оставаться без христианского общения или слушать холодную проповедь.

Иосиф жил в таком месте, где в доме не произносились молитвы, где не было друга, с которым он мог бы обменяться словом, не было никого, кто знал бы что-нибудь о Боге и о союзе, заключенном Им со своим народом Иосиф был совершенно один среди идолопоклоннического народа, окруженный всеми искушениями Египта. Он владел большими богатствами и сокровищами и был постоянно искушаем жить так, как живут другие. И все равно он так держался за Того, Кого не видел, будто видел Его, и в конце концов умер, исполненный твердой веры в Бога своих отцов.

Мне хотелось бы настоятельно просить тех, кто действительно любит Господа, стремиться к тому, чтобы дело милости было в вас настолько глубоким, истинным и основательным, чтобы, если Бог сделает вас царями, вы не возгордились, и если вы будете подвержены всем искушениям мира, чтобы могли устоять перед ними.

Сила веры Иосифа широко проявилась в торжестве над его земными обстоятельствами.

 

299

"Нищим благовествуют".

Евангелие от Матфея 11,5

Так было во времена Иисуса, так будет с Евангелием и до конца дней. Почти каждый обманщик в этом мире обращается в основном к богатым и знатным, к сильным и почитаемым. Очень мало из них сочли нужным упомянуть в своих проповедях о том, что они проповедуют для бедных. Они развивают свое учение перед князьями, приходят в замки дворян и излагают там свои, так называемые, откровения.

Наш Господь обращался, главным образом, к бедным. Действуя так, Он поступал очень мудро. Если бы мы хотели поджечь дом, то разожгли бы огонь внизу; так делает и наш Спаситель. Желая спасти мир и обратить людей всех сословий и всех рангов, он начал с самых бедных, чтобы огонь распространялся снизу вверх: Он знал, что то, что приняли бедные, дойдет в конце концов и до богатых.

Если нужно проповедовать Евангелие бедным, то мы должны искать их там, где они находятся: под заборами и на дорогах. Бесполезно строить роскошную, блистающую великолепием церковь для избранного общества и собираться проповедовать там для бедных. Они побоятся войти и, таким образом, не услышат проповедь. Поэтому Евангелие нужно проповедовать там, куда бедные действительно придут; а если они не захотят прийти, то нужно пойти к ним. Ах, дал бы Бог Своим детям столько серьезности и рвения, чтобы они понесли Евангелие по дорогам и изгородям, чтобы убедить народ войти, чтобы наполнился дом!

О Боже, дай нам этот признак Твоей милости, а именно, что Евангелие благовествуется нищим.

300

"Нищим благовествуют".

Евангелие от Матфея 11,5

Евангелие нужно преподносить привлекательно и убедительно, если вы хотите благовествовать нищим. Когда у меня бывают сильные головные боли и я не могу уснуть, тогда мне так и хочется послушать того или иного скучного проповедника: я знаю наверняка, что тогда меня одолеет сон. Мало вероятно, что нищие последуют за таким проповедником. Изысканные выражения, высокопарные ученые речи они не смогут понять. Им нужна речь, соответствующая их потребностям. Мы должны проповедовать, как проповедовал Господь Иисус; мы должны спуститься на уровень слушателей и понятным языком проповедовать Евангелие.

Почему старые пуритане собирали вокруг себя такие большие толпы людей? Потому что они предлагали своим слушателям не сухую теологию, а поясняли Евангелие на примерах.

Господь Иисус был хорошим проповедником; Он старался прежде всего вставить драгоценную жемчужину в золотую оправу, чтобы она привлекла к себе внимание слушателей. Иисус не хотел идти в главную церковь города и проповедовать там "необозримому" собранию из тринадцати лиц, как это делают наши дорогие братья в больших городах. Он проповедовал с такой силой, что помещения оказывались обычно слишком маленькими, чтобы вместить массы людей. Я считаю, что нищим можно проповедовать только в том случае, если проповедник будет брать пример со Спасителя.

Для Господа Иисуса мы охотно станем "шутом"; и пока мы видим, что через такие проповеди пробуждается вера и спасаются души, мы не покинем свой презренный путь.

 

 

 

 

Hosted by uCoz