Чарльз Г.Сперджен

Малые проповеди

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 1

      "И сказал Господь Моисею: разве рука Господня коротка?"

Числа 11,23

      Часто Церковь Божия ведет себя так, будто она уверена в том, что рука Господня коротка. Правда, она верит, что когда-то Божья рука была настолько сильной, что за один день через простую проповедь Петра побудила к покаянию три тысячи человек. Она верит, что Бог некогда был столь могущественным, что бедные, необразованные евангелисты могли дискутировать с учениками Сократа и были в состоянии свергнуть богов язычников. Она верит во все это и все же часто действует сегодня так, словно Евангелие стало бессильным и Дух Божий совершенно покинул ее! В те первые свои дни церковь посылала своих миссионеров на край света. Они не имели средств и часто отправлялись в путь без сумки и мешка, твердо веря, что Тот, Кто призвал их на служение, позаботится и об их пропитании. Они рисковали жизнью, но приобретали и много душ для Христа, и почти не было такого места на земле, известного людям в то время, где бы ни проповедовалось бы имя Иисуса Христа. А мы - испорченные сыновья прекрасных предков - мы боимся доверяться Богу. О, если бы у нас было больше людей, призванных Богом, которые проповедовали бы Евангелие с верою в его духовную силу, с уверенностью в том, что Дух Божий будет с ними! Сомнения, опасения, расчеты, умные планы слишком большого числа христиан подтверждают мое утверждение, что Церковь Божия верит в то, что рука Господня коротка. О Сион, перестань подсчитывать свои войска, так как твоя сила - это твое бессилие; перестань подсчитывать свои богатства, так как твое богатство заключалось часто в твоей бедности, и твоя бедность - в твоем богатстве. Не думай об образовании или красноречии твоих благовестников: ведь так часто эти вещи мешают вечному Богу! Наоборот, действуй, веруя в простоте сердца в Его обетования, и ты увидишь, сдержит ли Он слово свое.

Чарльз Г.Сперджен                                                             

2

      "Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам".

Евангелие от Марка 11,24

      О Бог, Ты дал нам мощное оружие, а мы позволили ему заржаветь. Мы допустили, что эта огромная сила осталась невостребованной и заснула. Разве не было бы преступлением перед собственным телом, если бы человеку дали глаз, а он не захотел бы его открыть, или руку, а он не захотел бы ее поднять? И это тем более касается нас, ведь Бог дал нам силу в молитве, несравнимую силу для нас, а мы не пользуемся этой силой? О Бог, Ты дал солнцу свет, и оно сияет этим светом. И звездам Ты дал мерцание, и они мерцают. Ты дал ветру силу, и он дует. А твоим детям Ты дал дар, который намного лучше всего этого; но они не пользуются этим даром. Они почти забыли, что могут располагать такой силой, и только изредка пользуются ею, а ведь это послужило бы благословением для многих тысяч людей.
      Римский император Константин видел, что на монетах старых времен император изображен стоя, в триумфальной позе. Он же, напротив, приказал отчеканить на монетах свой портрет, где он стоит на коленях. "Так как, - сказал он, - именно таким путем я достиг победы". Мы никогда не одержим победу, если не будем стоять на коленях. Над нами одержат победу, только потому, что мы не молились.
      О, вернитесь к Богу и признайтесь Ему, что хотя у вас и было оружие, хотя вы и имели лук, но в день битвы вы обратились в бегство. Придите к Богу и признайтесь в своем поражении! Если души не приходят к покаянию, то не потому, что Бог не в силах спасти людей, а потому, что вы не боролись за погибающих грешников, не бились за их жизнь, как врач борется за жизнь младенца при родах.

Чарльз Г.Сперджен

3

      "Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви".

Деяния Апостолов 2,47

      В то время верующие не пытались одни войти в небо. Упомянутые в нашем тексте спасенные души сразу присоединились к Церкви Божией в Иерусалиме. Могу наверняка сказать, что они - даже в то время - нашли бы у церкви ошибки, если бы захотели ее критиковать. Но эти новообращенные чувствовали, что это собрание верующих в Иерусалиме являлось Церковью Божией; и поэтому они присоединились к ней. Если ты ждешь совершенной общины, то тебе придется ждать, пока ты не придешь в небо; но даже, если ты найдешь на земле совершенную общину, то она, наверняка, не примет тебя в свои ряды, так как ты сам несовершенный. Найди таких верующих, которые больше всего соответствуют Евангелию, придерживаются истины в своих учениях и обрядах и больше всего похожи на церковь Нового Завета. Присоединись к ним, и ты получишь благословение. Если ты любишь Учителя, то люби и служителей, если ты любишь Полководца, то вступи в его войско и в полк, который по твоему мнению точнее всего придерживается слов Учителя.
      В нашем тексте говорится, что Господь прилагал спасаемых к Церкви. Боюсь, что сегодня к Церкви прилагаются лишь имена определенных лиц, а не они сами. Они увеличивают наше количество, так как прилагаются словно цифры на доске, но не увеличивают нашу силу. Церковь подобна дереву. Если вы хотите привить что-нибудь к дереву, то вы не можете взять мертвую ветку и привязать ее к дереву; нет, нужно связать живую ветвь с живым стволом живой лентой. Истинная Церковь - это живой организм; и только такие мужчины и женщины пригодны к "прививке", которых оживил Дух Божий.

Чарльз Г.Сперджен

4

      "Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне".

Евангелие от Матфея 7,24

      Испытания всегда обнаруживают, является ли наше вероисповедание искренним или нет. Дождь был очень сильным и грозил унести дом, но дом был построен на камне, и не только дом противостоял буре, но и сам хозяин дома оставался совершенно спокойным. Он слышал, как дождь бил по крыше, и мог при этом даже петь.
      Потом было наводнение. Если бы так случилось, то оно подорвало бы основание, но с камнем оно ничего не могло сделать. Несмотря на сильный ветер, хозяин, находясь в доме, был в безопасности и был счастлив, потому что построил его на камне.
      Христианин мирно покоится во Христе. Горе и неприятности не обходят его стороной, но они "не сметают его", они только заставляют его еще больше дорожить своей надеждой, имеющей основание в Иисусе Христе. И когда в конце приходит смерть - этот ужасный поток, уносящий с собой все движимое, то она не может поколебать надежду мудрого строителя. Он покоится на том, что сделал для него Христос, и смерть не может отнять у него это.
      Но посмотрите на человека, который построил свою надежду на песке! Он едва смог выдержать испытания повседневной жизни. Во время преследований он держал нос по ветру; а теперь его ожидали еще более тяжелые испытания. Некоторые лицемеры заблуждались даже в последние минуты жизни, пока не почувствовали, что погибли.
      Ах, дорогой друг, если ты заблуждаешься, то заметь это сейчас, а не в минуту смерти! Пусть твоей молитвой будут слова: "Господи, если со мной дела обстоят так, то покажи мне это. Если мое исповедание было неверным, то помоги мне построить сейчас мою жизнь на камне спасения". Ищи истинного Спасителя и не успокаивайся, пока не найдешь Его; ведь если ты погибнешь, то гибель будет ужасной.

Чарльз Г.Сперджен

5

"Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители".

2-е послание Петра 2,1

      "Предупреждаем, что есть подделки!" В газетах часто встречаются такие предупреждения, и разумнее всего принимать их всерьез. Остерегайтесь подделок Евангелия, особенно таких, которые ставят священников на место Христа, которые учат верить в священника вместо того, чтобы верить в кровь примирения с Богом. Достаточно лишь внимательнее присмотреться, чтобы разоблачить подделку.
      Остерегайтесь ложной мудрости, которая часто прикрывается научностью. Люди строят предположения и, чтобы обосновать их, указывают на мнимые факты. Какое-то время ученые убеждены в каком-то новом мнении и говорят вам, что нельзя противиться прогрессу науки и духу времени. Но уже через короткое время самое новое мнение опровергается более новым. Вчерашняя мудрость оказывается глупостью и служит нынче подоплекой сегодняшней "безошибочной" мудрости. Но эту мудрость постигнет скоро та же участь, что и ее предшественницу. Мы отнюдь не должны презирать познания, а, наоборот, искать их, как сокрытое сокровище; но мы не позволим дурачить себя недоказанными теориями.
      Остерегайтесь также ложного благочестия - благочестия, которое перестало бороться с врагом, ничего не знает о присущей человеку испорченности, верит в свою безгрешность, считает, что не нуждается ни в какой бдительности и заботе о спасении души. Легко собрать мнимое состояние, покупая бумаги, имеющие лишь мнимую ценность; легко прослыть очень набожным и благочестивым, если принять временный порыв за факты и воображение за действительность. Да научит нас Дух Святой отличать настоящее от ненастоящего, истинное от ложного!

Чарльз Г.Сперджен

6

      "Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого".

Деяния Апостолов 10,14

      "Ветхий" человек в нас, наша плотская природа обычно борется против духовных принципов. Здесь был вопрос, в котором Петр был другого мнения, чем его Господь. Это "нет, Господи" относилось к отмене обрядного закона. Петр должен был понять, что обрядные законы, запрещающие есть то или иное блюдо, отменяются. Бог очистил их, и то, что Бог очистил, Петр не должен был почитать нечистым. Петр сначала возмутился этим, и многие до сегодняшнего дня враждуют с Евангелием по причинам обрядов. Писание говорит, что люди спасутся верой, а формалисты считают: "Конечно, они должны возродиться в крещении; они должны питаться тайной вечерей". Все мы можем ошибаться в подобных вещах, так как мы склонны придавать огромную важность вещам, которые сами по себе уместны и полезны, но ни в коем случае не важны для спасения. Там, где Господь Иисус не установил никаких правил, там и нам не следует их устанавливать. Мы должны принимать всех людей, которых принял Христос. Никто не является нечистым, если его очистил Христос; никого нельзя отталкивать в сторону, если Христос открывает ему доступ к Своей любви. Однако это учение нелегко принимается теми, кто почитает формализм: они ставят под сомнение спасение всех тех, кто не следует за ними; и если им скажут, что они должны иметь с ними общение, то они отпрянут с возгласом Петра в сердце, а, может быть, и на устах: "Нет, Господи". Даже в распространении Царства Божия большое значение имеет собственная воля. Мы плохо переносим, если Бог благословляет людей через группу, в которую мы не входим. "Пусть Бог благословляет их, но ведь не через людей, против которых можно заявить столько возражений!" Мы слишком надменны и далеки от того, чтобы занять надлежащее нам положение рабов. В нас слишком много от характера Петра, и наш язык быстро готов воскликнуть: "Нет, Господи".

Чарльз Г.Сперджен                                                                                                                                        .

7

      "Но Петр сказал: нет, Господи".

Деяния Апостолов 10,14

      В некоторых вопросах Петр был слишком консервативным. Многие испытывают то же самое; в духовной жизни они не продвигаются ни на миллиметр. Гимн, который они запевают утром перед завтраком, гласит: "Как было в начале, как есть и как будет всегда, во веки. Аминь". Одни не хотят ни делать чего-либо, что не делалось раньше, ни учиться чему-либо, чего они еще не учили. Другие хотят поступать только так, как поступают все; они думают, что должны ориентироваться на моду. Этого правила я не принял; так как я часто чувствовал необходимость сделать что-то, чего до меня никто не делал. Я любил знакомиться с чем-то новым, искать новые, еще не применяемые методы для моего служения. Новая форма работы может быть подобна новому участку земли, который принесет лучший урожай, чем наша старая, истощенная земля. Не думаете ли и вы, что многим христианам грозит опасность оцепенеть в своих привычках? Они должны всегда петь столько-то и столько-то куплетов и не больше; они должны всегда молиться в определенное время и сначала обойти в молитве всю Европу, Азию, Африку и Америку, прежде чем закончить ее. Некоторые люди должны всегда делать то, что они делали раньше, даже, если они при этом заснут. Такая шаблонная жизнь запрещает им расширять свою деятельность, мешает идти с Евангелием к людям, которые в обычных случаях не попадаются им на пути; умеряет всякий пыл и рвение. Дорогой брат, позволь тебя растормошить! Если ты так непристойно стал пристойным, что не можешь совершить пристойную непристойность, тогда попроси Бога, чтобы Он помог тебе стать менее пристойным; так как есть много людей, для спасения которых ты никогда не сможешь стать орудием в Божьих руках, если формализм не перестанет быть твоим высшим принципом.

Чарльз Г.Сперджен

8

      "Что Бог очистил того не почитай нечистым".

Деяния Апостолов 10,15

      Представьте себе, что один евангелист привел на собрание всех бедных людей, живущих по соседству. Даже самые немощные пришли, чтобы послушать благую весть. Это должно было бы сильно обрадовать нас. Но часто это не так. Многие не одобряют этого, говорят: "Нет, Господи. Я не хотел бы сидеть рядом с кем-то, кто так плохо одет и так скверно пахнет". О почтенные люди! Если бы вошел мужчина в рабочей одежде или с грязным лицом, то вы хотели бы, чтобы он сел на последней скамейке, а не на стуле рядом с вами? Я знаю, инстинкт чистоплотности заставляет вас страшиться немытых; однако инстинкт новой жизни учит верующих радоваться спасению душ и переносить для этого более крупные неприятности, чем те, которые могут возникнуть от общения с павшими людьми. Не будем же устанавливать тиранию касты и воздвигать снова стену, разрушенную нашим Спасителем. Будем беспристрастно с одинаковой серьезностью желать спасения барона и нищего, дамы и распутницы, образованного и бродяги. То, как некоторые люди говорят о других, вызывает во мне отвращение. Они говорят о них так, будто это - только дрянь и выродки, не заслуживающие внимания.
      Некий проповедник имел обыкновение торжественно остерегать своих слушателей от таких злых людей, как Муди и Сэнки, потому что они проповедовали Евангелие людям низших слоев. Он говорил: "Некоторые люди по соседству утверждают, что они покаялись; однако до этого они никогда не ходили в церковь. Поэтому я не верю в их спасение; если бы Бог хотел спасти некоторое число людей, то Он спас бы сначала тех, кто уже много лет регулярно посещает наши богослужения". Это подобно Петру, его склонности к формализму, проявившейся в тот момент, когда он сказал: "Нет, Господи!" Если и в вас есть такая склонность, то просите Бога, чтобы Он освободил вас от этого.

Чарльз Г.Сперджен

9

      "Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого".

Деяния Апостолов 10,14

      Петр все еще был Петром. Дорогие друзья, я думаю, что если бы я никогда раньше не читал этого места в Деянии Апостолов, а знал бы только жизнь Петра, как она описывается в четырех Евангелиях, и кто-нибудь показал бы мне этот текст и сказал: "Я выпустил имя апостола, но один из них, видя видение Божие и зная, что Бог говорит с ним, беспечно сказал: "Нет, Господи". Кто это был?" - то мне не пришлось бы гадать дважды. Я был бы уверен, что это был Петр. О себе мы, наверно, можем сказать то же. Ты, Фома, задумчивый и заботливый, немного странный и боязливый, ты - дитя Божие, но ты все еще Фома. И ты, Иоанн, ты всегда был таким ласковым и мягким, и одновременно пылким в своем рвении; а теперь, став учеником Христа, ты, наверняка, будешь еще ласковей, чем когда-либо; однако не удивлюсь, если ты скажешь: "Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их?" Человек остается тем же человеком; он очень изменяется, но не теряет своей идентичности. Какое бы изменение ни произошло в нем, Петр оставался Петром. Хотел бы, чтобы вы, новообращенные, больше это учитывали. Может быть, вы думаете, что в день своего покаяния вы полностью покинули свое старое "Я". Могу уверить вас, что это не так. Вспыльчивый характер, присущая вам вялость, склонность к меланхолии, нерешительность и непостоянство останутся. Вам придется всю жизнь бороться с этим. Вы очень изменились. Бог совершил в вас чудо. Он дал вам новое сердце и вложил в ваши уста новую песнь, но склонность ко злу не умерла. Петр, после того как Дух Святой сошел на него, и он сказал прекрасную, спасающую души проповедь, все еще оставался Петром, и тон его слов выдавал его.

Чарльз Г.Сперджен

10

      "Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими; ибо видели они, что дитя прекрасно".

Послание к Евреям 11,23

      Мать Моисея спрятала своего ребенка. Думаю, что если бы она и ее муж были здесь, то они рассказали бы нам длинную историю о тех событиях. Они могли бы рассказать о шпионящих соседях, о том, как они сами боялись за своих детей, которые, играясь, могли бы каким-нибудь необдуманным словом выдать маленького брата. Матери пришлось прибегнуть ко многим средствам, чтобы спрятать сына, используя весь свой ум и здравый смысл.
      Некоторые люди думают, что если у них есть вера, то они могут действовать как глупцы. Но вера делает человека мудрым. Один из самых замечательных аспектов веры то, что она является освященным, здоровым умом. Вера - это не фанатизм. Вера означает принять Бога за самый большой фактор в наших расчетах, а потом считать по самой здравой логике. Это не значит, что мы можем всунуть руку в кипящую воду, рассчитывая на то, что не обожжемся. Вера означает доверять Богу и поступать в отношении Бога так, как мы должны. То есть обращаться с ним не как с нулем, а как с самой большой цифрой во всех наших расчетах. В этом смысле вера - действительно разум, одухотворенный, выдвинутый из обычной сферы разум.
      Мать желает, чтобы Господь спас ее ребенка; но она знает: Бог хочет, чтобы она послужила для этого орудием, и поэтому она прячет ребенка.
      Критические толкователи считают, что вера этих родителей была слабоватой. Они, якобы, подвергли ребенка большой опасности, оставив его в корзинке из тростника на большой реке с сильным течением. Но я ничего этого здесь не вижу. В вере они сделали самое лучшее, что могли. Если Бог не называет их веру слабой, то было бы заносчиво с нашей стороны изменять Его суждение.

Чарльз Г.Сперджен

11

      "И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем".

4-я книга Царств 4,34

      В этой истории мы видим, что если мы хотим дать ребенку духовную жизнь, то следует знать его состояние. Он мертв. Бог хочет, чтобы ты почувствовал, что ребенок так же мертв во грехах, как и ты был когда-то. Бог хочет, чтобы ты, дорогой учитель, прикоснулся к этой смерти мучительным, сокрушающим, унижающим сочувствием. Не думаю, что можно вытащить головню из огня, не подставив руку так близко, чтобы почувствовать жар. Ты должен иметь сознание страшного гнева Божьего и страх перед будущим судом; иначе тебе не будет доставать святой энергии в твоей работе и тем самым одного из самых важных условий принесения плодов.
      Входя в положение ребенка и прилагая свои уста к его устам и свои руки к его рукам, ты должен стараться как можно лучше приспособиться к натуре, привычкам и темпераменту ребенка. Твои уста должны найти такие слова, чтобы ребенок понимал, что ты имеешь в виду. Ты должен видеть вещи глазами ребенка; твое сердце должно иметь чувства ребенка, чтобы ты мог быть его другом и товарищем.
      Пророк наклонился над ребенком. Один был взрослым мужчиной, а другой - всего лишь мальчиком. Тот, кто хочет говорить с детьми, вовсе не глупец. Чтобы учить детей, мы нуждаемся в самых глубоких исследованиях, в самых серьезных мыслях, самых больших силах. Ты не сможешь оживить ребенка, не склонившись к нему. Самый мудрый человек должен напрячь все свои силы и использовать все свои способности, если он желает успешно учить молодежь.

Чарльз Г.Сперджен

12

      "И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения".

Исход 12,23

      Если бы вы в пасхальную ночь прошлись по улицам Пифома и Раамсеса, то по одному бросающемуся в глаза признаку вы знали бы, где живут израильтяне, а где египтяне. Не было бы необходимости прислушиваться под окном, на каком языке говорят люди, или ждать, пока кто-нибудь выйдет на улицу, чтобы узнать его по одежде. Одного хватило бы: над дверью израильтян был знак крови, у египтян его не было. Заметьте, кровь все еще является отличительным знаком между детьми Божьими и детьми мира сего. В действительности в этом мире имеется только две категории: Церковь Божия и мир; те, кто оправдан во Христе, и те, кто будет осужден в своих грехах. Этот знак должен был безошибочно отличать истинного израильтянина: он приступил "к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева". Тот, кто верит в Сына Божия как в единственную, совершенную жертву за грех, тот имеет спасение; кто не верит в Него, тот умрет в грехах. Истинный верующий полагается на жертву, принесенную однажды за грех. Это его покой, утешение, надежда. Кто не полагается на примиряющую жертву, тот отверг Евангелие и должен нести свое собственное злодеяние.
      Кровь была не только отличительным, но и спасительным знаком. Что удерживало Ангела смерти с мечом? Только кровь на перекладине двери. Они закололи ягненка, окропили свои дома кровью, и поэтому они в безопасности. Дети Израиля не были ни богаче, ни умнее, ни сильнее, ни ловче, чем Египтяне; но они были спасены кровью и поэтому остались живы, в то время как все остальные погибли.

Чарльз Г.Сперджен

13

      "Когда Ангел Господень сказал слова сии всем сынам Израилевым, то народ поднял громкий вопль и заплакал".

Книга Судей 2,4

      Как это обнадеживает! Все они были внимательными слушателями. Ни один из них не смотрел по сторонам блуждающим взором, ни один не забыл сказанных там строгих слов. Все сосредоточенно внимали Божьим наставлениям. Они стояли перед Господом, удивленные и смущенные, пока Ангел передавал им свою серьезную весть, после чего сам вернулся к пославшему его. Эти израильтяне услышали предостережение и приняли истину. Они были внимательными слушателями, и каждый из них мог сказать: "Слава Господу! Эта проповедь совершила большое дело". Во всем собрании не было ни одного, кто бы смеялся, ни одного, кто оставался бы равнодушным, ни одного, кто бы насмехался над словами Ангела или отнесся бы к ним с презрением. Наоборот, в нашем тексте говорится, что все они подняли громкий вопль и заплакали. Чувство угнетения охватило их. Их души были глубоко подавлены, их боль вылилась в горький вопль, и они так безутешно зарыдали, что можно было подумать: еще не все потеряно!
      Эти люди были также исповедующими слушателями; как только богослужение закончилось, они "принесли там жертву Господу". Они признали себя рабами Господа, взяли жертву, установленную Им, и принесли ее за свои грехи. Все они были почитателями Всевышнего, готовые к искреннему покаянию.
      Дорогие друзья, все это выглядит весьма обнадеживающим, так как мы ожидаем этого результата, если Бог увещевает совесть человека и указывает ему на закон. Если человеку указывают на его грехи, разве он не должен заплакать? Надежда сверкает в каждой слезе. О, если бы люди были достаточно порядочными, чтобы оплакивать свои грехи. Меня поражает, что некоторые из вас могут читать Библию с сухими глазами. Не удивительно, что люди кричат и плачут, а удивительно то, что не каждое место, в котором проповедуется закон и Евангелие, становится "Бохимом", местом плача.

Чарльз Г.Сперджен

14

      "Когда Ангел Господень сказал слова сии всем сынам Израилевым, то народ поднял громкий вопль и заплакал".

Книга Судей 2,4

      Теперь я хочу указать вам на другую сторону, и вы заметите, что в потоках слез в Бохиме не было ничего постоянного. Проповедь Ангела заставила этих людей заплакать, но не будем обманываться насчет этих слез. Я думаю, что их причитания и слезы могли быть вызваны как личностью проповедующего, так и любыми другими обстоятельствами. Это же был Ангел Господень, кого не тронуло бы его присутствие? Некоторые проповедуют так, что при этом почти невозможно оставаться равнодушным. Они имеют такую ауру и говорят с такой глубокой проникновенностью, что вполне естественно, что затрагивают чувства слушателя. Но временная причина не может привести к вечному изменению. Вы должны родиться свыше, "не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога". Слушание серьезного проповедника может стать для вас большим благословением, но если вы хоть немного положитесь на проповедника, то это будет пагубно для вас.
      Кроме того, боюсь, что покаяние этих людей в большой степени было связано с их естественной мягкостью. Люблю сильных мужчин, которые плачут в душе и скупы на внешние "ливни". Я знаю поистине мягкосердечных мужчин, которые не могут пролить ни одной слезы, если это касается их жизни, но испытывают при этом намного более глубокую боль, чем те, чье горе поверхностное и "водянистое". Некоторые обладают естественной мягкостью, которая мешает достижению духовной чувствительности. Готовность заплакать, готовность с радостью принять Слово Божие, немедленно вступить в веру, возможно, всего лишь духовная слабость. Некоторые люди обильно плачут, потому что были пьяницами. Это страшная вещь. Один грамм веры лучше тонны слез. Капля истинного покаяния драгоценнее, чем поток слез.

Чарльз Г.Сперджен

15

      "Когда Ангел Господень сказал слова сии всем сынам Израилевым, то народ поднял громкий вопль и заплакал".

Книга Судей 2,4

      Боюсь, что израильтяне плакали не потому, что согрешили, а потому, что Бог сказал им, что больше не хочет изгонять от них Хананеев. Каждый убийца раскаивается перед виселицей, то есть, он жалеет о том, что его сейчас повесят, а не о том, что убил других людей. Мы должны четко различать между естественным страхом, вызываемым выразительным описанием будущего гнева, и действительным, духовным прикосновением Божиим, которое разбивает сердце и затем изменяет его. Эти люди обманывались насчет глубины и искренности своих собственных чувств. Они несомненно считали себя людьми, полными истинного раскаяния, в действительности же это были лишь дрожащие трусы, находящиеся под властью бесполезных и к тому же преходящих впечатлений.
      Плач не сделал этих израильтян лучше, иначе они воскликнули бы: "Братья, возьмем мечи! Пойдем на битву с Хеттеями и Ферезеями, разрушим их жертвенники и статуи их богов и вырубим их священные рощи!" Нет, они оставили мечи в ножнах и заключили договора с осужденными народами. Наверное, они признавали и оплакивали свое собственное равнодушие и даже говорили: "Печально, что мы такие прямые. Действительно ужасно".
      Я слышал, как однажды кто-то сказал: "Ужасно быть рабом рюмки, как было бы хорошо, если бы я никогда не дотрагивался до нее". А на следующий день он снова был пьян. Если вы раскаиваетесь во грехе, тогда долой грех! Если покаяние совершается от сердца, тогда оно не остается бездейственным. Если кто-то действительно обращается к Богу, то он отворачивается от греха. Если сатана действительно изгнан из человека, то освобожденный выметает свой дом и очищается от грязи, жившей в нем раньше. Спасение не в чувствах, а в вере. Спасение не в плаче, а в доверии ко Христу. "Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши!"

Чарльз Г.Сперджен

16

"Но ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы!"

Книга пророка Аггея 2,4

Малодушие в отношении добрых вещей - это сорняк, растущий там, где его не сеяли. Немного нужно для того, чтобы опустить руки - часто достаточно одного слова или взгляда. Малодушие и уныние иногда охватывают нас, как тогда израильтян, когда мы думаем о том, какие великие дела Бог вправе был бы ожидать от нас, а мы способны служить Ему всего лишь мелочами. Если во времена Аггея люди думали о Господе и Его храме, а потом видели то маленькое помещение, выделенное для этого, фундаментом которому служили простые камни, то им становилось стыдно.

Не чувствуете ли и вы, братья, иногда гнетущую тяжесть того факта, что мы так мало можем сделать для нашего Бога; слишком мало для Того, Кто возлюбил нас и умер за нас? Алавастровые сосуды с драгоценным миром - слишком ничтожный дар для Него. В своей любви нам и в голову не приходит, что было бы расточительно разбить наши лучшие сосуды и обильно возлить на Него благоухающее нардовое масло. Напротив, мы боимся, что наших нардовых сосудов слишком мало и наше масло недостаточно драгоценное. Сделав все возможное для проповедования славы нашего Господа, мы чувствуем, что наши слова слишком бедные и жалкие, чтобы в достаточной мере выделить славу нашего достойного поклонения Господа. И так мы приходим в уныние, и враг соблазняет нас сделать весьма неправильные выводы. Не умея делать много, мы постепенно вообще перестаем что-то делать. Так как-то, что мы сделали, было настолько незначительным и жалким, то мы склонны отказаться вообще от всякого труда. Враг умеет использовать в своих целях как скромность, так и гордость. Он заставляет нас либо гордиться нашим трудом, либо считать его ничтожным, лишь бы удержать нас от этого труда.

Чарльз Г.Сперджен

17

"Бог вывел их из Египта".

Числа 23,22

Если Бог находится среди своего народа, то Он ведет его, так что мы можем с радостью петь: "Он ведет меня!" Если мы имеем Бога, то нам не нужно никакого другого руководителя в церкви. Его око и рука будут руководить народом. Мне всегда не по себе, когда я слышу о человеческих правилах в церкви. Мне страшно, когда власть предоставляется одному, двум или двадцати лицам; власть должна всегда оставаться у самого Господа. Церковью, в центре которой находится Господь Иисус, руководит Святой Дух. Такая церковь будет иметь единство, не стремясь к однообразию, и идти к победе, не поднимая шума. Движение, руководимое Богом, верное движение, а то, которое управляется наилучшим образом, но без Бога, наверняка, совершенно ложное. Организация - хорошая вещь, но иногда я склонен вместе с Цвингли воскликнуть в битве: "Именем святой Троицы, отпустите все!" - так как, если каждый будет свободен, то каждый будет поступать правильно, при условии, что Бог с нами. Там, где управляет Бог, там царит порядок. Так же как атомы материи послушны власти Божией, так и отдельные верующие послушны Духу Святому. Позволим же Богу быть с Церковью и руководить ею! Не влюбляйся в особую систему и не возвышай того или иного метода работы! Дай Духу Божьему работать. Тогда почти любая форма, наполненная духовной жизнью, будет отвечать существующим на данный момент потребностям. Бог всегда правильно ведет свой народ. Ваше дело - следовать за облачным и огненным столпом. Если Он ведет нас через пустыню, то мы получим там пищу. Если Он Приведет нас в жаркую страну, то мы получим воду из скалы. Главное, чтобы Господь был с нами, Он приведет нас в обетованный покой.

    Чарльз Г.Сперджен

18

"Верующий в Него не постыдится".

1-е послание Петра 2,6

Вы слышали историю о мужчине, который, заблудившись поздним вечером, подумал, что находится на краю пропасти? Он боялся упасть со скалы! В страхе он схватился за старое дерево и всей силой держался за эту слабую опору. Он был уверен, что, если отпустит свою опору, то разобьется о какой-нибудь ужасный утес, лежащий внизу. И так он висел там, весь в поту, все тело его изнывало от напряжения. Лихорадка и слабость охватили его, и в конце концов он не выдержал: отпустил руки, упал и приземлился на мягкой, поросшей мхом земле, на которой он, целый и невредимый, мог спокойно дожидаться зари.

Так многие во тьме своего неведения считают, что они погибнут, если признаются в своих грехах, оставят надежду на самого себя и доверятся в руки Божии. Они боятся оставить шаткую надежду, за которую зацепились. Оставь все: веру в свои дела, свои молитвы, свои чувства! Оторвись! Мягкой и надежной будет земля, на которую ты упадешь. Иисус Христос в своей любви, силой своей драгоценной крови, в своей совершенной праведности даст тебе сразу покой и мир. Оставь самоуверенность и бросься в руки Иисуса! Нет никакого основания бояться. Только незнание того, что является вашей вечной безопасностью, вызывает страх. Смерть плотской надежды есть жизнь веры. Дайте умереть вашему "Я", чтобы Христос мог жить в вас! Зацепись корнями твоей слабой веры за камень! Схватись за Иисуса и держись за него крепко!

Чарльз Г.Сперджен

19

"Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха".

Послание к Евреям 4,15

Знание того, что мой Господь испытал те же искушения, что и я, часто было нектаром для моей усталой души. Он претерпел искушения подобно нам, поэтому не отходите от Него ни на шаг. Вы идете через темное пространство, но Иисус прошел его до вас. Вам придется вести трудную борьбу, но наш Господь боролся с тем же врагом.

Македонцев в их тяжелых походах очень ободряло то, что Александр делил с ними все трудности. Если бы Александр ехал верхом, в то время как солдаты шли пешком, то последние вскоре утомились бы и сдались. Но он маршировал, как простой солдат, и когда не стало хватать воды, то Александр переносил жажду вместе с ними и отказался пить из того небольшого запаса воды, сохраненного специально для него. "Нет, - сказал он, - я хочу страдать вместе с моими солдатами". Они одержали победу, гоня персов, как львы гонят стадо овец, во многом благодаря личной храбрости Александра. Он первым прыгал в окоп, первым переходил через реку, первым взбирался на вал, первым рисковал жизнью, будь то на смерть или славу. И каждый мужчина при виде этого героя сам становился героем.

Давайте так же следовать за Иисусом! Иисус не остается в палатке, в то время как Его братья борятся; не одевается в пурпур, как царь, любящий покой. Он прошел эту борьбу до нас.

Друзья, будьте спокойны! Христос знает наш путь, и мы как бы видим следы его ног в песке. Он не забывает искушений, через которые прошел сам, и хочет помочь нам одержать в них победу.

Чарльз Г.Сперджен

20

"Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь".

Послание к Евреям 2,18

Старая пословица гласит: "Одна половина мира не знает, как живет другая". И это действительно так. Думаю, что многие богатые не имеют никакого представления о нужде бедных. Они не представляют себе, что это значит - зарабатывать хлеб тяжелым трудом. Но наш Господь Иисус Христос знает наши нужды. Он уже до нас испытал искушения и боли. Он перенес болезнь, вися на кресте. Он понимает усталость, ведь Он, усталый, сидел у колодца в Сихаре. Бедность - Он знаком с нею, так как временами Ему нечего было есть, кроме хлеба, о котором мир ничего не знает. Не иметь крыши над головой - и с этим Он знаком, так как "лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда", а Он не имел, "где приклонить голову".

Дорогой христианин, нет такого места, где твой Спаситель не был бы уже до тебя - за исключением мест греха. В долине смертной тени ты увидишь кровавые следы Его ног. Да, даже подойдя к глубоким водам Иордана, ты заметишь: "Здесь есть следы ног человека Кто был там?" Нагнувшись, ты увидишь раны от гвоздей и скажешь: "Это следы моего Спасителя!" Он был там до тебя. Он проложил тебе путь. Он лег в могилу, чтобы сделать из нее небо для спасенных, в котором они снимут свои будничные одежды и оденут одежды вечного покоя.

Какими бы путями нам не пришлось идти - Господь был нашим предшественником. Я обращаюсь к тем, кто находится в глубокой скорби: дорогой пилигрим, ободрись! Христос проложил дорогу и превратил "узкий путь" в царскую столбовую дорогу жизни.

Чарльз Г.Сперджен

21

"Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня; как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца".

Евангелие от Иоанна 10,14-15

Хочу указать вам на то, в каком совершенстве добрый пастырь Господь Иисус знает своих овец. Он знает их количество; Он никогда не потеряет ни одной из них. Он снова посчитает их, когда овцы вернутся в Его руки, и тогда подведет точные итоги. "Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб". Он знает количество тех, за которых заплатил цену спасения. Он знает характер и возраст каждого из принадлежащих Ему. Он уверяет нас, что даже волосы у нас на голове сочтены. У Господа Иисуса нет овец, незнакомых Ему. Он не может кого-то не заметить или забыть. Он так хорошо знает тех, кого спас Своей драгоценной кровью, что никогда никого не перепутает и никогда никому не даст неверную оценку. Он знает их настроение, знает слабых, нервных, боязливых, сильных; знает предрасположенных к чахотке; знает мужественных, больных, озабоченных, утомленных, раненых. Он знает гонимых дьяволом, находящихся в лапах льва, переживающих такие потрясения, что они чуть ли не лишаются жизни.

Он знает наши самые сокровенные мысли и чувства лучше нас самих. Он знает наши испытания - то особое испытание, которое сейчас так угнетает тебя. И трудности - ту особую трудность, которая как раз сейчас встает на твоем пути, дорогой брат. Все, что содержится в нашей горькой чаше. Ему известно Невозможно представить себе знания более совершенные, чем те, которые имеет Отец о Своем единородном Сыне, точно так же невозможно себе представить знания более совершенные, чем те, которые Иисус Христос имеет о каждом избранном Им человеке.

Чарльз Г.Сперджен

22

"Влеки меня, мы побежим за тобою!"

Песнь Песней 1,3

Господь, я так хотел бы прийти к Тебе, но я, подобно Мемфивосфею, хромаю на обе ноги. Я хотел бы полететь к Тебе, но, если у меня даже и были когда-то крылья, то они сломаны. Я не могу прийти к Тебе. Я лежу, как мертвый, у меня совершенно нет сил. Я нуждаюсь и прошу о проявлении нежной, милостивой, но и могущественной силы Божией. Я не говорю: "Гони меня!", а "Господь, влеки меня!" Я не говорю: "Брось меня сюда, заставь меня идти туда!" - нет, я говорю: "Господь, прийди и влеки меня!" Когда Ты влечешь меня, то у меня остается свобода бежать; влеки меня, мы побежим за тобою.

Нам больше не нужно рождаться свыше; в нас, верующих в Христа, уже совершено это чудо. Мы не просим прощения и оправдания; как верующие, мы уже обладаем этими бесценными дарами. Мы нуждаемся в действии Святого Духа, чтобы Он привел нас ближе ко Христу, поэтому пусть каждый воззовет к Господу: "Влеки меня!" Мы не мертвы; мы воскресены и оживлены; наша печаль о том, что мы не можем прийти ко Христу так близко, как нам хотелось бы, говорит о том, что мы живы.

Обратите внимание, этот стих говорит: "Влеки меня, мы побежим за тобою!" Мне нравится здесь перемена местоимений. Мне кажется, что я должен молиться так: "Господи, влеки меня! Среди Твоих детей в этом собрании я самый неповоротливый; но влеки меня. Мы хотим бежать за Тобой. Все мои братья и сестры сразу побегут, если Ты повлечешь меня. В небесных делах будь быстрой, душа моя! Медленное продвижение разрешается только в твоей мирской профессии. Но за твоим Господом ты должна бежать!"

Чарльз Г.Сперджен

23

"Ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь. Боже".

Псалом 50,18-19

Давид был настолько озарен светом Божиим, что смотрел далеко за рамки символических обычаев и норм закона. Его духовный глаз был прикован к жертве за грех. Он с большой радостью принес бы десятки тысяч жертв, если бы мог этим искупить свой грех. Он с готовностью выполнил бы любую работу, которую потребовал бы от него Господь. Мы готовы сделать все, только бы очиститься от нашей вины; получив прощение грехов по одной лишь милости, мы из благодарности готовы на любую жертву.

Если сердце печалится о грехе, то это нравится Господу больше, чем кровь жертвенного животного под забойным ножом. Выражения "сокрушенный дух" и "сокрушенное сердце" указывают на глубокую, почти умерщвляющую боль в глубине души. Поистине сокрушенный и смиренный дух настолько дорог Богу, что является не только жертвой, но и воплощением всех жертв. Благовонное масло издает запах только, если разбить сосуд; так же и разбитое сердце - благоухание для Бога.

Люди презирают людей, ставших презренными в собственных глазах; но Господь судит не так, как люди. Он презирает то, что ценится людьми, и ценит то, что они презирают. Бог не отвергнул ни одного кающегося грешника и никогда не будет делать этого; Бог есть любовь, а о Господе Иисусе говорится: "Он принимает грешников". Он не хочет телят и козлов, он жаждет сокрушенных сердец; да, такое сердце Ему намного дороже, чем многочисленные жертвы старого израильского богослужения.

Чарльз Г.Сперджен

24

"Не имеете, потому что не просите".

Послание от Иакова 4,2

Не люблю порицать, но вопиющее зло требует публичного выговора. Не кажется ли и вам, что этот стих применителен ко многим нашим общинам? Они не растут, их собрания немногочисленны, они почти не проводят молитвенных собраний, - и в этом главная причина всего остального зла. Во многих местах наблюдается такое отсутствие интереса, молитвенные собрания не ценятся, считаются лишь чем-то второстепенным. Разве это может принести благословение?

В некоторых местах на молитвенные собрания приходит мало людей, потому что из-за скучных молитв братьев, в которых они сами себе читают длинные проповеди, рассказывают о пережитом и выкладывают свои знания Библии, там утратилась свежесть молитвы. Мне рассказывали, что наши друзья из Армии Спасения начинают петь песню, как только кто-нибудь становится в молитве скучным или многословным; и мне очень нравится этот обычай. Если молитвенные собрания превращаются в болтовню, то неудивительно, что от них не будет никакого благословения. В таких случаях исполняется слово: "Не имеете, потому что не просите".

Если какой-нибудь верующий живет в таком месте, где пренебрегают молитвенными собраниями, то он должен принять твердое решение возродить их. Однажды в одной церкви было решено больше не проводить молитвенных собраний. Тогда одна женщина заявила: этому не бывать Даже, если никто не придет - она будет на месте. Она осталась верной своему слову, и когда в одно прекрасное утро кто-то шутя спросил ее: "Вы провели вчера вечером молитвенное собрание?" - она ответила

- Конечно, мы провели молитвенное собрание!

- Но я слышал, что Вы были там одни.

- Нет, - ответила она - Правда, я была единственным видимым лицом, но Отец был там, и Сын был там, и Дух Святой был там, и мы вместе молились.

Прошло немного времени, и людям стало стыдно, глядя на постоянство этой бедной старой женщины. Вскоре там возобновились молитвенные собрания, и община стала расти.

Чарльз Г.Сперджен

25

"Ктo верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой".

Евангелие от Иоанна 7,38

Очень жаль, что некоторые проповедуют о делах Духа Святого, затмевая то, что сделал Христос. К сожалению, есть такие люди. Они представляют грешнику внутренние переживания верующих вместо того, чтобы в первую очередь указать на распятого Спасителя, на которого он должен смотреть, чтобы получить жизнь. Евангелие не говорит: "Вот Дух Святой!", а "Вот Агнец Божий!" Так же печально, если проповедуют Христа, исключая Духа Святого и не упоминая о возрождении. Необходимость рождения от Духа Святого очень ясно указывается в этой главе. А также обещание, что каждый, верующий в Господа Иисуса, будет спасен. Мы должны стараться отчетливо излагать эти две истины. Дело Святого Духа тесно связано с делом Христа.

До тех пор, пока Господь Иисус еще не был вознесен, Дух Святой не был на этой земле в той полноте благословения, которая представляется здесь в виде потоков живой воды. Но разве Дух Божий не был с народом в пустыне, а также со всеми святыми в прежние времена? Конечно, был. Но не так, как Святой Дух живет сейчас в Церкви Иисуса. Он приходил и уходил подобно голубю, выпущенному Ноем из ковчега, который летал туда и сюда, но не мог найти места покоя. Только после того, как Господь вошел в славу свою, Святой Дух был послан на землю, чтобы жить среди Церкви.

Чарльз Г.Сперджен 

 

 

 

 

Hosted by uCoz