Роберт Ч.Спрол

Основные истины христианской веры

 

 

 

                                                                                                                                                                      

Перевод: Ольги Корсаковой

 Редактор: Анна Плачкова

 Переведено ООБФ "Содействие" (г.Одесса, Украина)

 

Все библейские цитаты взяты из Синодального издания "Библия, книги Священного Писания Ветхого и      Нового Завета, канонические" 1994 г.

 

Предисловие

 

Орландо

Июль, 1992

 

      Каждый христианин по сути своей - теолог. Вся наша деятельность неизменно связана с изучением Бога. Конечно, не все мы богословы в профессиональном или академическом смысле слова, но богословами мы все же являемся - кто лучше, кто хуже. Лучше или хуже - вопрос немаловажный. Второе Послание Петра предостерегает нас от ересей, богохульных и пагубных для христиан. Ереси обладают разрушительной силой, ибо теология пронизывает всю нашу жизнь. Библия говорит: как человек мыслит в сердце своем, таков он и есть. Это утверждение может показаться странным. Не заблуждается ли библейский повествователь? Ведь обычно мысль у нас ассоциируется с разумом, а чувство - с сердцем. Так что же это значит: мыслить в сердце своем? Это выражение означает глубокое размышление. Многие мысли лишь ненадолго завладевают нашим вниманием, не проникая в сердце. Однако же мысли эти, затрагивая самые сокровенные пласты нашего "я", в конечном счете определяют характер нашей жизни. Каков наш образ мышления, таковы и мы. Если мысли наши порочны, то вслед за ними и жизнь наша пройдет под знаком порока. Всем известно, что иные люди способны без запинки отчеканить Символ веры и с блестящими оценками окончить курс богословия, но при этом вести безбожную жизнь. Мы можем исповедовать праведные религиозные идеи и в то же время жить нечестивой жизнью. Праведные идеи - еще не залог благочестия. Однако они являются неотъемлемой его частью. Как можем мы поступать по правде, не уяснив для себя сперва, что есть правда? Ни один христианин не может обойтись без теологии. Каждый христианин имеет свои религиозные воззрения. Следовательно, вопрос не в том, хотим мы или нет иметь дело с теологией. Это непреложная данность. Вопрос в том, правильны ли наши религиозные убеждения. Исповедуем ли мы верную доктрину или же наше учение ложно? Настоящая книга - это не учебник формальной теологии. Ее цель - приобщить несведущих к основным доктринам христианства. Для того, чтобы понять библейскую истину, мы должны сначала усвоить идеи, с помощью которых эта истина передана нам. Таким образом, задача этой книги - привести читателя к пониманию ключевых концепций, которые в совокупности составляют библейское послание. Каждая концепция изложена вкратце, в удобном для восприятия объеме. Ссылки на Библию приведены для более осязаемого воплощения концепций: так остов строения заполняется камнем, давая нам представление о том, каким будет здание. Эта книга одновременно раскрывает и основы, и азы богословия. В мои намерения входило сделать ее простой для понимания, но не упрощенной. Я постарался в пределах нескольких страниц кристаллизовать суть богословских концепций, хотя потребовались бы целые тома, чтобы измерить глубину каждой из них. Те, кто прочитает и изучит эту книгу, не станут экспертами в области богословия. Но они лучше ознакомятся с ключевыми идеями, которые составляют основу всеобъемлющей теологии. Я надеюсь, что читатели этой книги почувствуют интерес к более глубокому изучению теологии, а такое изучение длится всю жизнь. Особая благодарность - Уэнделлу Хоули (издательство Тиндейл Хауз), подсказавшему идею создания настоящего труда; Донне Мэк, подготовившей рукопись; Дэвиду Фрилэнду за помощь в графическом оформлении книги, а также моему сыну, Роберту Чарльзу-младшему, за его редакторское мастерство.

 

Введение

 

1 В 80-х годах институтом Гэллапа было предпринято глубокое и всестороннее исследование значения религии в жизни американцев. Данные о наиболее явных признаках и тенденциях были опубликованы в различных изданиях, однако в целом сведения о результатах опроса широко не оглашались. Дж. Гэллап предоставил собранную им информацию журналу "Christianity Today", который, в свою очередь, пригласил нескольких теологов, с тем чтобы они изучили и оценили значение этой информации. Я был в числе тех, кому выпала честь проанализировать результаты исследования в полном объеме.

2 Результаты эти оказались столь же поразительны, сколь красноречивы. Среди фактов, заслуживающих наибольшего внимания, были следующие: 1) более 60 миллионов американцев заявили, что у них есть личный опыт религиозного обращения; 2) необычайно высоким оказался процент американцев, утверждающих, что они признают Библию как Слово Божье.

3 Учитывая эти заявления, можно, тем не менее, со всей определенностью утверждать, что американцы - включая и евангельских христиан - прискорбно невежественны в том, что касается содержания Святого Писания, и еще более невежественны в отношении истории христианства и классической христианской теологии. Пожалуй, более всего встревожило нас осознание того обстоятельства, что множество людей, заявляющих о своей вере в Библию, почти или вовсе никак не соотносят свою веру со структурой и ценностями американской культуры. К примеру, некоторые новейшие исследования в области сексуальной этики и проблемы абортов показывают, что разница в поведении евангельских христиан и мирян весьма незначительна. Иными словами, в ходе этого анализа мы пришли к следующему выводу: христианская "вера" почти или совсем не оказывает влияния на жизнь американцев и культуру страны. О том же, насколько точны были эти исследования, еще предстоит поспорить.

4 Как же такое возможно? Напрашивается ответ: вероятно, многие из тех, кто заявил о своем обращении, либо ошибаются, либо попросту лгут. В любом случае, если даже половина из тех, кто утверждает, что духовно обновились, и в самом деле возрождены, мы должны прийти к заключению, что Америка переживает столь грандиозное духовное возрождение, какое не сравнится даже с периодом Великого Пробуждения.

5 Если такое возрождение действительно произошло, отчего же так незаметно его воздействие на культуру? Похоже, наше великое возрождение не повлекло за собой никаких перемен. Разумеется, от такого возрождения до реформ пришлось бы преодолеть столь громадное расстояние, равного которому не было за всю историю христианства. Такое "возрождение" - ложь, фикция чистой воды. Речь не идет о возрождении подлинно библейской веры.

6 Есть и более оптимистичная точка зрения на эту аномалию: главная причина, почему мы наблюдаем столь незначительное воздействие возрожденной веры на жизнь и культуру, состоит в том, что попросту еще не пришло время проявиться этому воздействию. Миллионы людей, возродившихся в вере, находятся пока на стадии духовного младенчества. Когда же наступит пора их духовной зрелости, тогда воздействие этих людей на всю нацию, несомненно, станет ощутимым. В светской культуре влияние подростков на формирование системы ценностей достаточно велико, но все же не столь значительно, как влияние взрослых, которые занимают в обществе решающие позиции. Ну, а младенцы, уж конечно, не оказывают ровно никакого воздействия на формирование культурных ценностей. Их голоса и вовсе не слышны, разве только когда они кричат, требуя молока. Мышление и способности младенца развиты не настолько, чтобы его мнение принималось во внимание даже на семейном совете, не говоря уже об обществе. Младенцы должны вырасти и стать зрелыми людьми, прежде чем с ними начнут всерьез считаться в семье и в обществе.

7 Мы надеемся, что те, кто переживает период духовного младенчества, конечно, достигнут духовной зрелости и добьются прочного влияния как в семье, так и в рамках своего общества, целой нации и, наконец, всего мира. Пока этого еще не произошло. Этого может вообще не произойти. Однако для подлинного духовного возрождения, для осуществления реальных перемен необходимо преодолеть не один барьер. И для христианина решающим является умение распознать эти барьеры.

8 Ниже следует краткое описание десяти препятствий, преграждающих христианину путь к достижению духовной зрелости. Я привожу их по отдельности и даю определение каждому из них.

9 Препятствие 1: Вера детская и вера ребяческая?

10 В некоторых христианских кругах библейский призыв к детской вере был возведен в некий духовный идеал, который коренным образом искажает библейское понятие веры. Новый Завет действительно определяет детскую веру как достоинство. Иисус говорит: "Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него" (Марка 10:15).

11 Но что значит "как дитя"? Слово "как" наводит на мысль о некоторых аналогиях. Аналогия вполне ясна. Маленькие дети верят своим родителям и ловят каждое их слово. Подобным же образом и мы должны верить Богу. Жизнь младенца полностью зависит от его веры в родительскую заботу. Когда любопытный малыш, едва научившись ходить, начинает слишком близко интересоваться огнем газовой горелки, родители говорят ему: "Нельзя!" У них нет времени углубляться в такие сложные материи, как свойства тепловой энергии, да и ребенок вряд ли стал бы слушать их ученые разъяснения.

12 Однако по мере того, как дети растут, их способность безраздельно верить в правоту родителей идет на убыль. Сперва они начинают допытываться, зачем да почему, и очень скоро становятся откровенно недоверчивыми.

13 Подобной недоверчивости нет места в Царстве Божием. Дети Господа должны неизменно пребывать в состоянии детски-благоговейного трепета и веры в своего небесного Отца. В этом состоит одно из проявлений безоговорочной веры. Бог вправе требовать от нас такой веры. Не верить ему безоговорочно есть безумие и безрассудство. Он - воплощение надежности. Зрелый христианин никогда не перерастет такой детской веры.

14 Есть, однако, существенная разница между детской и ребяческой верой, хотя их часто путают. Ребяческая вера упирается, сталкиваясь с глубинами познания Бога. Она отказывается от твердой пищи, предлагаемой Евангелием, в пользу легкой молочной диеты. За это ребячливый христианин получает следующее увещевание:

15 "Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец. Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евреям 5:12-14).

16 Новый Завет призывает к зрелости. Апостол Павел говорит: "Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое" (1 Коринфянам 13:11). Павел проводит дальнейшее различие между случаями, когда мы должны оставаться детьми, и ситуациями, когда мы призваны вести себя как взрослые. Он пишет: "Братия! не будьте как дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни" (1Коринфянам 14:20).

17 Препятствие 2: Боязнь теологического скептицизма

18 Христианская субкультура относится к теологии с великим недоверием. В большинстве случаев эта антипатия к богословию проистекает от недоверия к богословам. Дж. В. Лэнгмид Кэссерли, известный англиканский апологет, посвятил целую главу своей книги "Апологетика и Евангелизм" такой теме, как "Измена интеллектуалов" [1]. Кэссерли отмечает, что растущее недоверие христианского общества к теологам вызвано радикальным скептицизмом по отношению к Библии и историческому христианству - скептицизмом, проявляемым новейшими, весьма критически настроенными учеными. Именно церковные теологи объявили о смерти Бога. Не кто иной, как семинарские профессора и преподаватели Христианского колледжа проявляют наибольшее рвение, отрицая правдивость Писания. На рубеже нашего века голландский теолог Абрахам Кайпер заметил: "Библейский критицизм превратился в библейский вандализм".

19 Нет сомнения, что многие теологические семинарии в Америке стали цитаделями неверия. Родители-христиане часто бывают потрясены и напуганы, когда их дети возвращаются из так называемых "христианских" колледжей буквально напичканные сомнениями и скептическими идеями, почерпнутыми от своих наставников. Реакция на такое теологическое предательство часто сводится к следующему: "Если изучение теологии приводит к подобным результатам, уж лучше я буду держаться от нее подальше".

20 Вне всяких сомнений, это - скверная теология. Вне всяких сомнений и то, что серьезное изучение теологии подвергает студента риску впасть в скептический критицизм. Вне особых сомнений и то, что выдаваемые за христианскую теологию утверждения некоторых богословов служат всего лишь для оправдания их собственного неверия. Мы должны, однако, помнить, что проникающая в наши учебные заведения скептическая теология - явление отнюдь не новое. Главными оппонентами Иисуса в ходе Его земного служения были представители духовенства. Богословы времен Иисуса ненавидели Его теологию. Однако отвергать огульно теологию и теологическое образование только во избежание скверной теологии означает совершать духовное самоубийство. Это было бы уже предательством другого рода. Отрицание теологии есть отрицание познания Бога. Для христианина это не выход.

21 Препятствие 3: Ошибочность легкой веры

22 Легкая вера - это современная форма старинной ереси, называемой антиномианством. Ее главное положение состоит в том, что человеку достаточно принять Христа либо в молитве признать Его своим Спасителем. Признавать же Христа Господом необязательно. Никакие положения закона при этом христианина не связывают.

23 Немного найдется христианских учителей - если таковые вообще найдутся, - которые прямо заявят, что человек, принявший Христа как Спасителя, не должен признать Его также Господом. Они скорее станут поощрять "плотского христианина" к возрастанию в духовности и послушании. Однако они уклоняются от утверждения, что признание Христа Господом необходимо для спасения. Тем самым они фактически настаивают на том, что для достижения спасения это не обязательно. Они допускают существование "плотского христианина".

24 Этот вид антиномианства настолько широко распространен среди американских евангелистов, что может даже быть признан мнением большинства. Текущая полемика, известная под названием "Спасение Господне", сосредоточена на этом вопросе.

25 Совсем недавно знакомый пастор рассказал мне об одном молодом человеке из числа его прихожан, который употреблял наркотики и состоял в недозволенных отношениях со своей подругой. Пастор пытался убедить этого юношу в недопустимости такого образа жизни. Молодой человек ответил небрежно: "Не беспокойтесь, пастор. Я - плотский христианин".

26 Быть христианином в библейском смысле слова означает быть учеником Христа. Ученик - это тот, кто учится, кто числится в списках Христовой школы. Дисциплинированный ученик призван прилежно постигать Божьи истины.

27 Препятствие 4: Неомонашество

28 Монашеское движение в истории церкви включало в себя как непременное условие уход от всего мирского. Те, кто укрывались в монастыре, искали убежища от разлагающего влияния общества. Монастырь становился приютом для тех, кто стремился к духовному очищению.

29 Многие из людей, избравших для себя монашескую келью, желали провести свои дни в молитвах и религиозном поклонении. Для других это была возможность посвятить жизнь уединенным ученым занятиям. Элементом классического монашества, которого недостает теперешнему неомонашеству, является склонность к богословской учености.

30 Говоря о неомонашестве, я имею в виду существующую среди некоторых евангельских христиан тенденцию к "выпадению" из мира. Я описываю здесь не только склад ума, но и стиль жизни. Существует такой род отрицания мира, который далеко не ограничивается отвержением всего мирского. Он предполагает отрицание мира как важнейшей арены христианской деятельности. Он как бы заключает христианскую активность в духовное гетто. Он предусматривает добровольный отказ от изучения всего, что не вписывается явно в категорию "евангельского".

31 Припоминаю второй год своей христианской жизни. Мне, второкурснику колледжа, разбередила душу лекция по западной философии. Профессор разбирал одно из сочинений св. Августина. Моему разуму вдруг открылась совершенно новая плоскость понимания образа Божьего. Будучи молодым христианином, я жаждал углубить свою веру. Писания св. Августина и авторов, подобных ему, представлялись мне потрясающей поддержкой на пути к этой цели.

32 Я решил сменить специализацию и бросить свои главные силы на изучение не Библии, а философии. Поступив так, я был едва не изгнан под барабанный бой из евангелического полка нашего университетского городка. Мои друзья были в ужасе от моего кажущегося отступничества. Не сосчитать, сколько раз я слышал в те дни библейский стих: "Смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Колоссянам 2:8).

33 Я был смущен и уязвлен такой реакцией друзей. Ведь я обратился к философии ради укрепления, а не ослабления своей веры. Несмотря на то, что я больше не специализировался на Библии, я никоим образом не собирался отрицать ее или прекращать ее изучение. Я не представлял себе, как человек может остерегаться чего-либо, не будучи предварительно осведомлен об этом самом "чем-либо". Занятия светской философией лишь повысили в моих глазах ценность и богатство истин, открытых нам в Писании. Они также помогли мне лучше понять сущность тех спорных вопросов, которые являются коренными для христианской апологетики. Мне и в голову никогда не приходило, что нам было предназначено отдать мир во власть язычников.

34 Неомонашество поощряет невежественность, и не только в области культуры и идей, формирующих культуру, но также и в области теологии. Оно обнаруживает скорее недостаток веры, нежели ее силу.

35 Последствия, которые влечет за собой неомонашество, поистине плачевны. Уклоняясь от своих обязанностей перед миром, мы терпим поражение, как терпит поражение перед истцом ответчик, не явившись на судебное разбирательство. Мы ломаем себе руки, наблюдая обмирщение американской культуры, и еще удивляемся, как это могло произойти!

36 Препятствие 5: Боязнь полемики

37 Теология порождает полемику - в этом нет никаких сомнений. Всякий раз, когда мы приступаем к изучению богословия, неизбежно возникают спорные вопросы. Все мы стремимся к установлению отношений , отмеченных миром и согласием. При этом мы понимаем, что Библия порицает придир и спорщиков, гораздых на скоропалительные суждения. Мы должны являть собой плод работы Святого Духа, то есть быть кроткими, смиренными, терпеливыми и добрыми.

38 Каков же теперь ход наших рассуждений? Коль скоро нам следует избегать всяческих споров и стараться вести себя так, как велит нам Святой Дух, стало быть, мы не должны заниматься теологией. Известная американская аксиома гласит: "Никогда не спорь о религии и политике." Это утверждение было возведено в ранг аксиомы по той простой причине, что дискуссии на эти темы по большей части не столько вносят ясность, сколько накаляют обстановку. Мы устали от "охоты на ведьм", от мелочных разборок, от преследований и даже войн, вспыхивающих в результате богословских ссор.

39 И тем не менее споры постоянно сопровождают деятельность теологов. Джон Стотт в своей книге "Christ the Controversialist" ("Христос Полемист" - прим. перев.) [2] констатировал факт, который должен быть очевиден для каждого, кто читает Библию: вся жизнь Иисуса была насквозь пронизана бурной полемикой. Апостолы, как и пророки до них, пожалуй, и дня не прожили без дискуссий. Павел сообщает, что ежедневно вел дебаты на рыночной площади. Избегать полемики - значит избегать Христа. Мы можем достичь мира, но это будет рабский, плотский мир, где истину душат на улицах.

40 Мы призваны избегать безбожной полемики. Наше призвание - полемика богоугодная. Положительным аспектом христианской полемики является то, что христиане стремятся дискутировать между собой на богословские темы, поскольку понимают, что истина, и особенно богословская истина, имеет непреходящее значение. Страсти же вспыхивают оттого, что ставки слишком высоки.

41 Часто безбожная полемика возникает не потому, что спорщики блестяще знают теологию, а как раз оттого, что знания их не так уж велики. Они терпят поражение, когда оказываются перед необходимостью провести различия между важнейшими предметами обсуждения и ничтожными мелочами, которые не могут служить причиной раздоров. У нас есть и другой афоризм: "Малое знание - опасная вещь". Только незрелый теолог станет заниматься выискиванием блох. Только неопытный теолог склонен спорить по пустякам. Чем больше человек занимается теологией, тем более он способен определить, в каких вопросах можно пойти на уступки и какие положения нужно отстаивать изо всех сил.

42 Препятствие 6: Антирациональный дух века

43 Мне кажется, мы живем в такую антиинтеллектуальную эпоху, какой доселе не знала история христианства. Я не хочу сказать, что наша эпоха антиакадемична, антитехнологична или антинаучна. Под громоздким словом "антиинтеллектуальный" я подразумеваю: "направленный против разума".

44 У нашего времени просто-таки аллергия на рациональность. Философия экзистенциализма оказала на нас громадное влияние. Мы сделались чувственной нацией. Даже стиль нашего языка свидетельствует об этом. Мои семинаристы упорно пишут в своих экзаменационных работах фразы вроде: "Чувствую, что неверно было бы..." или "Чувствую, что верно будет...". Я неизменно вычеркиваю слово "чувствую" и заменяю его словом "думаю". Между глаголами "чувствовать" и "думать" есть существенная разница.

45 Христианская вера отдает приоритет разуму. Приоритет сердца также присутствует в христианской вере. Не правда ли, это утверждение звучит парадоксально? Как могут существовать одновременно два приоритета? В конце концов, должно же что-то стоять на первом месте. Разумеется, мы не можем признавать два различных приоритета в одно и то же время и в одном и том же отношении. Говоря о двух различных приоритетах, я имею в виду два различных предмета.

46 Если говорить о том, что более важно, то здесь на первом месте стоит сердце. В мыслях своих я могу придерживаться верной доктрины, но если при этом в сердце своем я не имею любви к Христу, то мне не войти в Царство Божие. Намного важнее в сердце своем быть правым перед Богом, нежели исповедовать безупречно верную богословскую доктрину.

47 Однако для того, чтобы быть правым в сердце своем, необходимо признать приоритет разума, стоящий первым по порядку. Ничто не может войти в мое сердце, не пройдя первоначально через мой разум. Как могу я полюбить какого-то Бога или некоего Иисуса, которого я совершенно не понимаю? Конечно, чем больше я прихожу к пониманию характера Бога, тем больше возрастает моя способность любить Его.

48 Бог открывает нам Себя через книгу. Эта книга написана человеческим языком. Она передает нам идеи, которые могут быть восприняты разумом. Да, многое в этой книге остается для нас загадочным. Но цель Божьего откровения состоит в том, чтобы мы восприняли разумом то, что должно проникнуть в наши сердца. Пренебрегать изучением теологии означает пренебрегать изучением Слова Божия.

49 Препятствие 7: Обольщение мирским

50 Мы помним, что Христианин, описанный Джоном Буньяном в его аллегорическом рассказе "Путешествие Пилигрима в Небесную страну", впервые свернул со своего пути на небеса, обольщенный советами Мирского Мудреца [3]. Господин Мирской Мудрец не был назван господином Лжебогословом, но именно ложному богословию он учил.

51 Всем известно, сколь обольстительны для нас бывают мирские искушения, будь то чувственность, или философия материализма, или гедонизм и тому подобное. Но одним из наиболее мощных мирских обольщений является стремление приобщиться к пониманию истины, бытующему сейчас в американской культуре.

52 Аллан Блум в своей книге "The Closing of the American Mind" ("Сумерки американского разума" - прим. перев.) [4] документально подтвердил тенденцию современной системы образования к практически всеобъемлющему релятивизму как руководящей теории познания. Американский разум закрылся для объективной истины, которую можно познать рациональным разумом. Релятивизм в конечном счете иррационален. Утверждение, что истина относительна, лишено смысла. Оно не может быть верным, ибо в таком случае оно само по себе должно быть признано относительным, и следовательно, не имеет настоящей ценности.

53 Такие антиинтеллектуальные умонастроения в светской системе образования просачиваются и постепенно завоевывают умы евангельских христиан. Последние подсознательно рады тому, что могут примирить противоречащие друг другу идеи и принять несовместимые и взаимоисключающие богословские теории.

54 Конечно, евангельские христиане не назовут эти свои воззрения релятивизмом или субъективизмом. Их философия окрещена и одухотворена тонко завуалированными терминами религиозного жаргона. "Руководство Духа" - вот их лицензия на совершение множества эпистемологических грехов. "Ведомые Духом" люди творят то, что совершенно определенно запрещает Писание. Но ведь субъективное руководство вполне может отменять запреты Писания, потому что истина относительна! Утверждение иррациональных противоречий оправдывается апеллированием к "логике высшего порядка", обнаруженной в разуме Бога.

55 Если мы стремимся к последовательному, логичному, связному и рациональному пониманию Библии, нас немедленно обвинят в поклонении Аристотелю. Поскольку философия рационализма часто бывала враждебна христианству, мы в ужасе отшатываемся от всего, что хотя бы отдаленно напоминает рационализм. Поскольку христианские истины часто неподвластны усилиям данного нам от природы разума, мы готовы предположить, что разум сам по себе - категория спорная.

56 Христианство - это не рационализм. Однако оно рационально. Могут существовать истины, глубину которых разумом не постичь. Но от этого они не становятся менее рациональными. И стремление к последовательному пониманию Слова Божия есть не порок, а добродетель. Божие Слово не иррационально. Оно предназначено для восприятия разумом.

57 Препятствие 8: Пиетизм, или ложное благочестие в изучении Библии

58 Возможно ли, чтобы благочестивое чтение Библии стало помехой в духовном возрастании христианина? Если оно подменяет собой серьезное изучение Библии, я отвечу категорически: да!

59 Должен сознаться, однако, что я не вполне уверен в том, что понимаю разницу между "благочестивым чтением Библии" и серьезным ее изучением. Серьезное изучение Библии уже само по себе является благочестивым действием. К.С. Льюис заметил однажды:

60 "Моя книга - это нечто вроде эксперимента. Ее следовало бы перевести для читателей всего мира, а не только для студентов-богословов. Если это произойдет, то за ней, по-видимому, последуют переводы других значительных христианских трудов. В определенном смысле это, конечно, не первое сочинение такого рода. Переводы "Theologia Germanica", "Imitation", "Scale of Perfection" и Revelations" ("Германской Теологии", "Подражания", "Ступеней совершенствования" и "Откровений" - прим. перев.) леди Джулиан Норвичской уже появились на книжном рынке. Все эти книги весьма ценны, хотя некоторые из них не вполне ученого свойства. Однако следует отметить, что каждая из них преподносит нам скорее урок благочестия, нежели преподает доктрину. Сегодняшний профан или просто любитель столь же нуждается в просвещении, сколь и в увещевании. В наш век его нужда в знании особенно остра. Я не стал бы, тем не менее, проводить четкого разграничения между этими двумя разновидностями книг. Со своей стороны, я считаю, что доктринальные книги часто бывают более поучительны в смысле благочестия, чем просто благочестивые книги, и я даже подозреваю, что к такому же заключению рано или поздно придут многие. Я уверен, что многие из тех, кто считает, что с ними "ничего особенного не происходит", когда они усаживаются с благочестивой книгой в руках или же преклоняют перед ней колени, вдруг обнаружат, что сердце их невольно бьется сильнее, когда они принимаются штудировать мудреную богословскую статью с карандашом в руке и трубкой в зубах" [5].

61 В нашем распоряжении множество вспомогательных книг для ежедневного благочестивого чтения. Те, кто каждый день читает Библию в течение 15-30 минут, находятся в явном меньшинстве. Но, конечно же, лучше посвящать чтению Библии хотя бы пятнадцать минут в день, чем совсем не читать ее.

62 Проблема возникает тогда, когда мы начинаем думать, что можем постичь глубины Писания, введя в ежедневный обиход эту пятнадцатиминутную библейскую диету. Немногие дисциплины поддаются усвоению, если им уделять столь мимолетное внимание. Для зрелого понимания Слова Божия требуется приложить гораздо более длительные усилия, чем те, которые мы прилагаем на протяжении кратких периодов благочестивого чтения. Благочестивое чтение - это великолепное дополнение, но отнюдь не достойная замена, серьезному изучению Библии. Изучение ссылок на Писание, находящихся в конце каждой главы данной книги, а также комментариев к ним в рамках глав, может послужить превосходным началом для такого серьезного изучения.

63 Препятствие 9: Леность

64 Карл Барт заметил однажды, что тремя основными и тягчайшими грехами падшего человечества являются гордыня, лживость и леность. Я не вполне уверен, что Карл Барт расположил их строго по ранжиру, но это, без сомнения, тяжкие грехи, о которых много говорит Библия.

65 Коль скоро, в силу своей падшей природы, мы имеем определенную склонность к лени, мы должны стараться быть начеку, чтобы противостоять ей. Наше возрождение никоим образом не означает, что мы немедленно и навсегда избавляемся от лености. Мы также не излечиваемся мгновенно ни от гордыни, ни от лживости.

66 Христианская жизнь требует упорного труда. Наше освящение - это процесс, в котором мы участвуем совместно с Богом. Нам обещана Божья поддержка в этом труде, но божественная помощь отнюдь не отменяет нашей личной ответственности за него. "Со страхом и трепетом совершайте свое спасение; потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Филиппийцам 2:12-13).

67 Это не означает, что такой труд ставится нам в заслугу или добывает для нас оправдание. Этот труд идет вслед за нашим оправданием как плод веры. Ленивые христиане навсегда останутся незрелыми, потому что они не в силах направить свое внимание на прилежное изучение Слова Божия.

68 Я часто удивляю и пугаю своих семинаристов, заявляя, что теологические ошибки - это грех. Они отбиваются от этого обвинения, утверждая, что на тех, кто допускает ошибки, нет моральной вины. Я возражаю им, говоря, что причины неверного истолкования Библии кроются не в том, что Святой Дух оказался несостоятельным, выполняя свою работу, а в том, что мы оказались неспособны выполнить свою часть работы. Мы не в состоянии возлюбить Бога всеми силами души и пренебрегаем своим долгом, который велит посвятить себя тщательному изучению всего, что связано с Богом.

69 Препятствие 10: Непослушание

70 Пожалуй, было бы излишним классифицировать непослушание как отдельное препятствие на нашем пути к зрелости, ведь в скрытом виде непослушание присутствует внутри каждой из перечисленных уже причин. Поэтому мы приводим его здесь в качестве обобщения всего вышеизложенного.

71 Итак, мы рассмотрели здесь несколько причин, по которым христиане порой пренебрегают изучением теологии. Следует, однако, упомянуть и о важных побудительных причинах такого изучения. Мы обязаны преодолевать любые препятствия, возникающие на нашем пути при упорном стремлении к более глубокому пониманию теологии.

72 Теология питает душу

73 Для того, чтобы душа человека воспламенилась любовью к живому Богу, разум этого человека должен сперва воспринять знания о характере и воле Бога. Ничто не может проникнуть в сердце, не пройдя первоначально через разум. Можно принять теологию только разумом, оставив душу закрытой для нее, но душа откроется лишь после того, как теология будет воспринята разумом.

74 Интеллектуальное восприятие доктрины является необходимым условием для духовного роста. Конечно, не следует считать его достаточным для такого роста. Необходимое условие - это такое условие, которое должно быть в наличии для получения желаемого результата. При отсутствии его нужного результата не добиться. К примеру, наличие кислорода является необходимым условием для горения. При этом присутствие кислорода само по себе еще не гарантирует возгорания. И это - великое счастье для всех нас, ибо если бы кислород сам по себе являлся причиной возгорания, то весь мир был бы объят пламенем. Итак, кислород необходим для горения, но самого по себе для возгорания его недостаточно. Как кислород необходим, но не достаточен для того, чтобы зажечь огонь, так и доктрина необходима, но еще не достаточна для того, чтобы зажечь пламя в наших сердцах. Без благодатного воздействия на них Святого Духа любая, даже самая праведная доктрина оставит нас равнодушными.

75 Бог внушает нам прилежание в учении

76 Вторая побудительная причина изучения теологии состоит в том, что сам Бог, который является объектом изучения этой науки, побуждает нас стремиться к продвижению вперед в понимании теологических доктрин. Последуем же за апостолом Павлом в его увещевании "оставить младенческое" (1 Коринфянам 13:11), с тем чтобы идти прямо к нашей цели: христианскому пониманию. На злое мы должны быть младенцы, а по уму быть совершеннолетними (1 Коринфянам 14:20). Мы делаем это не для того, чтобы стать надменными в своем знании, но для того, чтобы возрастать в благодати. Зрелое понимание есть основа зрелой жизни.

77 Возрастание в постижении Бога есть великая радость и великая честь. Мы находим в этом наслаждение. Но для нас это не только привилегия; это также наш долг. Бог велит нам возрастать в постижении Христа во всей Его полноте. Посмотрите, что говорит "Шема" (еврейское кредо) Ветхого Завета:

78 "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих" (Второзаконие 6:4-9).

79 Сущность этого завета составляет священный долг: изучение закона, данного нам Богом, постижение Его откровения. Это изучение ни в коем случае не может происходить от случая к случаю или без должного внимания. Постижение Слова Божия требует глубокого погружения в занятия теологией.

80 Напоминаем читателю, что человек может исповедовать праведные религиозные идеи и в то же время жить неправедной жизнью. Однако мы не в состоянии вести праведную жизнь, не исповедуя праведных религиозных идей. В этом смысле теология не может рассматриваться как некая абстрактная наука. Она трактует вопросы жизни и смерти, точнее говоря, вечной жизни и вечной смерти. Данная книга задумана как путеводитель по Стране Теологии, при помощи которого читатель сможет ознакомиться с этими важнейшими вопросами.

 

 

 Откровение

 

1 Божественное откровение

2 (В печатном издании: Глава 1)

3 Все, что мы знаем о христианстве, было открыто нам Богом. "Открыть" - означает "снять завесу", то есть обнаружить то, что было скрыто.

4 Когда мой сын был маленьким, мы завели обычай, по примеру популярного телешоу, ежегодно в день его рождения прятать подарки по разным секретным местам - в ящике письменного стола, под диваном или за стулом. Затем я предлагал ему выбрать либо то, что находится в ящике стола, либо то, что лежит у меня в кармане. Кульминация игры состояла в том, чтобы угадать, где спрятан лучший подарок. Однажды я расставил в комнате три стула и накрыл их одеялами. Под каждым из них скрывался отдельный подарок. Под первым - маленький, под вторым - большой, а под третьим стулом лежал костыль, с которым мой сын ходил, когда в семилетнем возрасте сломал ногу.

5 Три года подряд мой сын выбирал стул, под которым лежал костыль! (Естественно, в конце концов я все-таки позволял ему обменять костыль на настоящий подарок.) На четвертый год он твердо решил, что больше ни за что не выберет стул, скрывающий под собой костыль. На сей раз я положил подарок рядом с костылем и расположил все сооружение так, чтобы верхушка костыля торчала из-под одеяла. Приметив это, мой сын старательно обошел стороной подозрительный стул. Я снова провел его!

6 Соль игры заключалась в том, чтобы разгадать, где же скрывается сокровище. Но сыну приходилось идти наугад, ведь все строилось на одних предположениях. Обнаружить, где кроется подарок, можно было только после того, как снималось покрывало.

7 То же происходит и с нашим знанием о Боге. Наши тщетные догадки о Нем - дело бесполезное. Если мы желаем воистину познать Его, нам нужно довериться тому, что Он сам говорит о Себе.

8 Библия гласит, что Бог открывает нам Себя разными способами. Слава Его распространена повсюду в окружающей нас природе. В древности Он являлся людям в снах и видениях. Знаки Его провидения мы встречаем на страницах истории. Он открывает Себя в богодухновенном Писании. Апофеоз Его откровения мы видим в явлении Иисуса Христа в образе человека - теологи называют это "инкарнацией", то есть "воплощением".

9 Автор Послания к Евреям пишет:

10 "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил". (Евреям 1:1-2)

11 Хотя Библия говорит о "многообразных" способах, которыми Бог открывает себя, мы различаем два основных вида откровения: всеобщее и особое.

12 Первое из них названо "всеобщим" по двум причинам: 1) оно носит всеобщий характер; 2) оно открыто для всех.

13 Всеобщность характера

14 Всеобщее откровение приходит к нам одновременно с осознанием того, что Бог существует. "Небеса являют славу Божию", - восклицает псалмопевец. Слава Божия отражена в творениях рук Его. Она столь явна и очевидна, что нет создания, которому она была бы незаметна. Она открывает вечную силу и божественность Господа (Римлянам 1:18-23). Откровение, распространенное в природе, не дает нам полного представления о Боге. Оно не дает нам знания о Боге-Искупителе, то есть того знания, которое мы находим в Библии. Однако Бог, открывающийся нам в природе, - это все тот же Бог, о котором мы узнаем из Писания.

15 Всеобщая направленность

16 Не все люди в мире читали Библию и слышали евангельские истины. Но свет природы озаряет каждого человека, где бы он ни находился, в какое бы время ни жил. Всеобщее Божье откровение проявляется всякий день. Бог постоянно свидетельствует о Себе. Видимый мир, точно зеркало, отражает славу своего Творца.

17 Мир - это сцена, на которой Бог - главное действующее лицо, стоящее в самом центре, лицом к зрителю. Нет такого занавеса, который, опустившись, скрыл бы Его присутствие. С первого взгляда на плоды творения мы понимаем, что природа не могла породить самое себя. Не существует такой "матери", как Мать-Природа. Природа сама по себе бессильна породить любую форму жизни. Природа бесплодна в себе самой. Способность порождать жизнь заключена в Творце природы - Боге. Принимать природу за источник жизни означает смешивать творение с Творцом. Любые формы поклонения природе есть не что иное, как идолопоклонство, ненавистное Богу.

18 Сила всеобщего откровения столь велика, что каждый человек знает о существовании Бога. Атеизм полностью отрицает то, что является общеизвестной истиной. Вот почему Библия говорит: "Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога" (Псалом 13:1). Когда Писание осуждает атеиста, называя его "безумцем", оно выносит ему моральный приговор. Быть безумцем в библейском смысле не означает быть слабоумным или вообще лишенным разума; это значит быть безнравственным. Если мудрость начинается со страха перед Богом, то отрицание Бога есть высшая степень безумия.

19

20 Подобным же образом отрицают силу всеобщего откровения и агностики. Агностик не столь категоричен, как атеист; он не отрицает существования Бога полностью. Агностик заявляет, что по причине недостаточной очевидности невозможно решить однозначно, существует Бог или нет. Он предпочитает повременить с окончательным суждением, оставить вопрос о существовании Бога открытым. Как бы то ни было, в свете очевидности всеобщего откровения позиция агностика столь же ненавистна Богу, сколь и философия воинствующего атеиста.

21 Но те, чьи умы и сердца открыты, с изумлением созерцают славу Божию, которая простирается от миллиардов миров в небесных просторах до мельчайших частиц, составляющих структуру молекулы. Какому же непостижимому Богу мы служим!

22 Библейские стихи для размышления:

23 Псалом 18:1-14

24 Ефесянам 3:1-13

25 2 Тимофею 3:14-17

26 Евреям 1:1-14

27 Заключение:

28 1. Христианство есть религия откровения.

29 2. Божье откровение есть самораскрытие. Бог снимает завесу, скрывающую Его от нас.

30 3. Мы не в состоянии познать Бога через размышления о Нем.

31 4. Бог открывал Себя различными способами на протяжении всей истории человечества.

32 5. Всеобщее откровение дано всем человеческим существам.

33 6. Атеизм и агностицизм основаны на отрицании общеизвестной истины.

34 7. Основа безумия - отрицание Бога.

35 8. Основа мудрости - страх перед Богом.

 

1 Парадокс, тайна противоречие

2 (В печатном издании: Глава 2)

3 Влияние различных движений в нашей культуре - таких как "Новый Век", восточные религии и философия иррационализма - привело к возникновению кризиса понимания. Возникла новая форма мистицизма, которая возводит абсурд в ранг критерия религиозной истины. Полагаем, что дзен-буддистская максима "Бог хлопает в ладоши одной рукой" может служить иллюстрацией такого рода абсурда.

4 Утверждение, будто Бог может хлопать в ладоши одной рукой, звучит весьма глубокомысленно. Оно ставит в тупик наше сознание, потому что противоречит нормальному ходу мыслей. Оно выглядит "глубоким" и интригующим до тех пор, пока, тщательно проанализировав его, мы не обнаруживаем, что по сути своей это утверждение бессмысленно.

5 Иррациональность - это своего рода хаос разума. Она зиждется на беспорядке, который находится в противоречии с Автором всей истины - но никак не беспорядка.

6 Библейское христианство весьма чувствительно к таким затейливым измышлениям иррационалистов, так как искренне признает, что в Библии много парадоксального и таинственного. Поскольку существуют тонкие, но тем не менее решающие различия между парадоксом, тайной и противоречием, очень важно научиться распознавать, что есть что.

7 Пытаясь достигнуть глубин познания Бога, мы нередко испытываем замешательство. Ни один смертный не в состоянии прийти кисчерпывающему пониманию Бога. Библия открывает нам многое о Боге, и мы знаем, что это - истина, хотя и не способны полностью постичь ее. У нас нет человеческих мерок для осознания, к примеру, существа в трех лицах, но единого по сути (Троица), или существа, имеющего две природы - человеческую и божественную (личность Христа). Эти истины, как бы несомненны они ни были, все же слишком "высоки" для нашего понимания.

8 С подобными проблемами мы встречаемся в окружающем нас мире. Мы понимаем, что существует такое явление, как гравитация, но природа ее непонятна для нас, и мы не пытаемся дать ей определение, пользуясь иррациональными или противоречивыми терминами. Большинство из нас согласны с тем, что движение является составной частью реальности, хотя сущность движения сама по себе на протяжении тысячелетий заставляет ломать головы философов и ученых. Много таинственного есть в окружающей нас реальности, и многого мы не понимаем. Но это еще не основание для того, чтобы искать ответа в философии абсурда. Иррациональный подход губителен и для религии, и для науки. И, уж конечно, он смертельно опасен для любой истины.

9 Наш современник философ Гордон Кларк определил однажды парадокс как "судорогу между ушами". Его остроумное замечание показывает, что так называемые парадоксы часто есть не что иное, как признак неряшливого мышления. Кларк, однако, открыто признает законную роль и функции парадокса. Слово "парадокс" происходит от греческого корня, означающего "походить" или "казаться". Парадоксы трудны для нашего понимания, потому что на первый взгляд "кажутся" противоречивыми, однако при более тщательном рассмотрении они часто разрешимы. К примеру, Иисус говорит: "Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее" (Матфея 10:39). На первый взгляд это утверждение сродни дзен-буддистскому "Бог хлопает в ладоши одной рукой". Оно выглядит так, словно противоречит самому себе. Однако этим Иисус хотел сказать, что потерявший свою душу в одном смысле сбережет ее в другом смысле. Когда теряешь нечто в одном смысле, а сберегаешь в другом, то в этом нет никакого противоречия. Я - и отец, и сын в одно и то же время, но взаимосвязи-то разные!

10 В связи с тем, что термин "парадокс" часто бывал неправильно истолкован как синоним "противоречия", он сейчас появляется в некоторых английских словарях в качестве второго значения слова "противоречие". Противоречие есть утверждение, которое нарушает классический закон непротиворечия. Закон этот гласит, что "А" не может быть и "А", и "не-А" в одно и то же время и в одном и том же отношении. Иными словами, "нечто" не может быть "чем-то" и одновременно не быть "чем-то" в одно и то же время и в одной и той же системе взаимоотношений. Это - наиболее фундаментальный из всех законов логики.

11 Никто не способен понять противоречие, потому что противоречие невразумительно по определению. Даже Бог не в состоянии понять противоречие, хотя, конечно, Он может признать его тем, чем оно является, то есть ложью. Структура слова "противоречие" говорит сама за себя. Иногда его заменяют словом "антиномия", что значит "противозаконность". Если бы Бог изрекал противоречия, с Его стороны это означало бы допускать интеллектуальное беззаконие, говорить раздвоенным (то есть змеиным) языком. Даже простое допущение, что Автор истины может изрекать противоречия, есть неслыханное оскорбление и дерзкое богохульство. Противоречие - это орудие того, кто лжет, то есть отца лжи, ненавидящего истину.

12 Между тайной и противоречием существует взаимосвязь, которая часто служит причиной смешения одного с другим. Тайны непонятны для нас. Так же непонятны нам и противоречия. Точка соприкосновения между этими двумя понятиями - их невразумительный характер. Тайны могут быть неясны для нас из-за недостатка информации или из-за того, что мы смотрим на них не под тем углом зрения. Библия обещает нам, что на тайны, которые мы не можем постичь сейчас, в дальнейшем, когда мы окажемся на небесах, будет пролит свет. Этот будущий свет сможет разрешить для нас сегодняшние тайны. Однако никакой небесный, никакой земной свет никогда не разрешит противоречия чистой воды.

13

14 Библейские стихи для размышления:

15 Матфея 13:11

16 Матфея 16:25

17 Римлянам 16:25-27

18 1 Коринфянам 2:7

19 1 Коринфянам 14:33

20 Заключение:

21 1. Парадокс есть кажущееся противоречие, которое при тщательном рассмотрении поддается разрешению.

22 2. Тайна есть нечто, не известное нам сейчас, но, вероятно, разрешимое впоследствии.

23 3. Противоречие есть нарушение закона непротиворечия. Оно не поддается разрешению ни смертными, ни Богом, ни в этом мире, ни в будущем.

 

1 Непосредственное и опосредованное всеобщее откровение

2 (В печатном издании: Глава 3)

3 В теологии слово "непосредственный" означает - происходящий без вмешательства каких бы то ни было промежуточных агентов, факторов или средств. Это действие, которое происходит без посредника.

4 Библейская теология различает два типа всеобщего откровения: 1) откровение, доносимое до нас через посредников; 2) непосредственное откровение. Говоря об опосредованном всеобщем откровении, мы имеем в виду откровение, которое доносится до нас через нечто. Небеса, открывающие нам Бога, становятся средством, через которое Бог являет Свою славу. В этом смысле вся Вселенная является посредником божественного откровения. Творение несет в себе свидетельство о своем Творце.

5 Библия говорит, что вся Земля полна славы Божией. И очень печально, что мы порой не замечаем славы, которая окружает нас. Мы стремимся скользить по поверхности, не погружаясь в глубины. Мы слепы, мы не видим чудес и великолепия, которыми Бог в изобилии наделил Свое славное творение. Мы отвернулись от них. Нас ничто не трогает. Религиозные идеи ничего для нас не стоят, если не выражают ничего реального.

6 Величественное присутствие Бога разлито повсюду в окружающем нас мире. Но мы часто слепы и глухи к нему. Мы не понимаем его языка. Для этого недостаточно просто остановиться и вдохнуть аромат цветка. Цветок - это не только источник благоухания. Он источает также славу своего Творца. Мы прикасаемся к божественному откровению, когда нашим глазам открывается слава Божия в природе. Природа сама по себе не божественна. Но ее наполняет и через нее открывается нам слава Божия.

7 Помимо того, что слава Божия является нам опосредованно, через творение, Бог также открывает Себя непосредственно человеческому разуму. Это откровение называется непосредственным всеобщим откровением.

8 Апостол Павел говорит о законе Божием, записанном в наших сердцах (Римлянам 2:12-16). Жан Кальвин говорил о врожденном ощущении божественного, которое Бог вкладывает в разум каждого человека. Он писал:

9 "Мы считаем несомненным, что люди обладают врожденным чувством божественного. Ибо Бог вложил в каждого человека знание о Себе... Постепенно, по капле, Он обновляет в нас память об этом." [1]

10 В культуре любого народа имеются свидетельства о той или иной религиозной деятельности, что подтверждает неистребимую религиозность человеческой натуры. Человек религиозен по природе своей. Его религия может носить крайне идолопоклоннический характер, но даже идолопоклонство - и в первую очередь идолопоклонство - делает очевидным врожденное человеческое знание о Боге. Это знание может быть извращено, но никогда не сотрется.

11 В глубине души мы знаем, что Бог существует и что Он дал нам Свой закон. Мы пытаемся подавить в себе это знание, чтобы уклониться от исполнения Божьих заповедей. Но как бы мы ни старались, нам не удастся заставить умолкнуть этот внутренний голос. Он может быть заглушен, но не уничтожен.

12 Библейские стихи для размышления:

13 Псалом 18:1-14

14 Деяния 14:8-18

15 Деяния 17:16-34

16 Римлянам 1:18-23

17 Римлянам 2:14-15

18 Заключение:

19 1. Слава Божья очевидна: она вокруг нас, она открыта нам опосредованно, через Божье творение.

20 2. Человек религиозен по своей природе.

21 3. Бог вкладывает в каждое человеческое существо врожденное знание о Себе. Это называется непосредственным всеобщим откровением.

 

1 Особое откровение и Библия

2 (В печатном издании: Глава 4)

3 Будучи искушаем Сатаной в пустыне, Иисус отвечал дьяволу такими словами: "Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Матфея 4:4). Исторически церковь повторяет учение Иисуса, утверждая, что Библия есть "Глас Божий" или "Слово Божие". Называя Библию Словом Божьим, мы не подразумеваем, что она была написана Богом собственноручно или сброшена с небес на парашюте. Библия сама явно указывает на то, что ее многочисленные авторы - люди. Тщательно изучая Библию, мы отмечаем, что каждый из них обладает своим индивидуальным литературным стилем, словарным запасом, особыми выразительными средствами, собственным видением и так далее. Но, поскольку в создании Библии участвовали люди, как же мы можем называть ее Словом Божьим?

4 Библия называется Словом Божьим, поскольку сама утверждает - и в это верит церковь, - что ее смертные авторы не просто записывали свои мнения, но что слова их были вдохновлены Богом. Апостол Павел пишет: "Все Писание богодухновенно" (2 Тимофею 3:16). Слово "вдохновение" - перевод греческого слова, означающего "выдохнутый Богом". Бог "выдохнул" из себя Библию. Как мы, говоря, выдыхаем наружу воздух, так, в конечном счете, и Писание есть то, что сказано Богом.

5 Хотя Писание вышло из-под пера смертных авторов, первоисточником его является Бог. Вот почему пророки предваряют свои слова фразой: "Господь говорит". Вот почему Иисус мог сказать: "Слово Твое есть истина" (Иоанна 17:17) и "Не может нарушиться Писание" (Иоанна 10:35).

6 Слово "вдохновение" также заставляет задуматься над тем, каким образом Святой Дух руководил созданием Писания. Святой Дух направлял руку людей-авторов, с тем чтобы их слова были не чем иным, как Словом Божьим. Как Бог изначально управлял написанием Библии - неизвестно. Но вдохновение не означает, что Бог диктовал Свои послания тем, кто писал Библию. Скорее Святой Дух передал через людей-писателей подлинные слова Бога.

7 Христиане утверждают, что Библия безупречна и безошибочна, поскольку Бог является истинным ее автором, а Бог не способен вдохновить на ложь. Его слово истинно и достоверно. Любое обычное литературное произведение не застраховано от ошибок. Но Библия - это не обычное человеческое произведение. Если Писание было вдохновлено Богом и создано под Его водительством, оно не может ошибаться.

8 Это не значит, что библейские переводы, которые мы читаем сегодня, безупречны, однако оригинальные манускрипты были абсолютно верны. Равным образом это не означает, что любая фраза в Библии является истиной. Автор книги Екклесиаста, к примеру, утверждает: "...Потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Екклесиаст 9:10). Писатель рассуждает здесь с позиции человеческого отчаяния, и мы знаем, что его утверждение неверно, если исходить из других положений Писания. Но даже приводя ложные рассуждения отчаявшегося человека, Библия говорит правду.

9 Библейские стихи для размышления:

10 Псалом 118

11 Иоанна 17:17

12 1 Фессалоникийцам 2:13

13 2 Тимофею 3:15-17

14 2 Петра 1:20-21

15 Заключение:

16 1. Вдохновение есть процесс, посредством которого Бог изрек Свое слово.

17 2. Бог является первоисточником Библии.

18 3. Бог - единственный руководитель Библии.

19 4. Только оригинальные рукописи Библии были безупречны.

 

1 Закон Божий

2 (В печатном издании: Глава 5)

3 Бог правит мирозданием с помощью закона. Все, что происходит в природе, творится по Его воле и провидению. Так называемые законы природы всего лишь отражают пути и способы, посредством которых Бог управляет мирозданием. Эти "законы" - не что иное, как выражение Его высочайшей воли.

4 Бог не повинуется никаким законам вне Себя Самого. Не существует каких бы то ни было независимых космических законов, которым Бог обязан подчиняться. Бог Сам есть закон для Себя. Это означает, что Он действует в соответствии со Своим собственным характером, который является не просто совершенным с точки зрения морали, но представляет собой законченный образец совершенства. Его действия совершенны потому, что совершенна Его природа, а действует Он в согласии с собственной природой. Поэтому Бог никогда не бывает пристрастным, капризным или своевольным. Он всегда поступает правильно.

5 Будучи творениями Божьими, мы также должны поступать по правде. Бог требует от нас, чтобы мы жили в соответствии с Его нравственным законом, открытым нам в Библии. Божий закон есть безупречный образец праведности и высочайшая норма, определяющая, что верно и что неверно. Будучи нашим верховным Владыкой, Бог имеет власть налагать на нас обязательства, требовать от нас послушания и связывать нашу совесть. Он также имеет власть и право карать нас за непослушание, когда мы нарушаем Его закон (грех может быть определен как неподчинение Божьему закону).

6 Некоторые законы, открытые нам в Библии, основаны непосредственно на свойствах Божьего характера. Они отражают постоянные, переходящие из культуры в культуру элементы взаимоотношений Бога с человечеством. Прочие законы возникли как отражение временной необходимости, связанной с тем или иным состоянием общества. Иными словами, некоторые законы носят абсолютный и непреходящий характер, тогда как другие могут быть отменены Богом в силу исторических причин: примером тому могут служить законы о воздержании от некоторых видов пищи, а также церемониальные законы Израиля. Один лишь Бог вправе отменять подобные законы. Люди же не имеют права пренебрегать законом Божиим.

7 Мы не автономны, то есть не можем управлять собой сами. Это значит, что у нас нет права жить по своим собственным законам. Человечество гетерономно, то есть оно живет по закону, который дан ему кем-то другим. Специфической формой гетерономии, по которой мы живем, является теономия, то есть Божий закон.

8 Автономия = Auto nomos - Cвой собственный закон

9 Гетерономия = Hetero nomos - Закон, данный кем-то другим

10 Теономия = Theos nomos - Закон, данный Богом

11 Библейские стихи для размышления:

12 Исход 20:1-17

13 Псалом 114:3

14 Матфея 5:17-20

15 Римлянам 7:7-25

16 Галатам 3:23-29

17 Заключение:

18 1. Бог управляет мирозданием с помощью закона. Явление гравитации есть один из примеров закона Божия для природы. Божий закон нравственности отражен в Десяти заповедях.

19 2. Бог имеет власть налагать обязательства на Свои творения.

20 3. Бог действует в соответствии с законом, вытекающим из Его собственного характера.

21 4. Бог открывает Свой нравственный закон, вкладывая его в наше сознание, а также через Писание.

22 5. Только Бог имеет власть отменять Свои законы.

 

1 Божьи пророки

2 (В печатном издании: Глава 6)

3 Пророки Ветхого Завета были людьми, особо призванными Богом и сверхъестественным образом наделенными способностью передавать нам Божьи послания. Бог вложил Свое слово в их уста и направлял руку пророков, когда они записывали сказанное Им.

4 Пророчество являло собой одновременно и предсказание того, что должно свершиться, и провозглашение Божьей воли. Святой Дух, сходя на пророков, наделял их даром облекать в человеческие слова то, что Бог желал передать людям. Вот почему библейские пророчества часто предварялись словами: "Господь говорит".

5 Пророки были религиозными реформаторами Израиля. Они призывали народ вернуться к истинному поклонению и послушанию Богу. Порицая способ почитания Бога, переродившийся у израильтян в простой ритуал, они не посягали на формы поклонения, изначально указанные Богом Своему народу. Пророки не были ни революционерами, ни религиозными анархистами. Их целью было очищение, но не разрушение, преобразование, но не замещение одной формы поклонения Богу в Израиле другой.

6 Пророки были также глубоко озабочены вопросами социальной законности и справедливости. Они олицетворяли собой совесть Израиля, призывая народ к раскаянию. Они служили исполнителями Божьей воли, претворяя в жизнь условия завета Божия. Они являлись как бы "повесткой в суд" для целой нации, обвинявшейся в нарушении положений завета с Богом.

7 Божественный авторитет их утверждений был непререкаем, поскольку Бог специально призвал пророков быть Его глашатаями. Функций своих они ни от кого не наследовали и не были избираемы для их осуществления. Непосредственный призыв от Бога в единении с силой Святого Духа становились их верительными грамотами.

8 Лжепророки были вечной проблемой в Израиле. Вместо того, чтобы стать оракулами Бога, они вещали о своих собственных фантазиях и провозглашали свое личное мнение - при этом народу неизменно говорилось только то, что ему хотелось услышать. Истинные пророки часто подвергались жестоким гонениям и бывали отвержены современниками, поскольку не желали идти на компромиссы в ущерб провозглашению подлинной Божьей воли.

9 Иногда книги пророчеств подразделяются на "больших пророков" и "малых пророков". Такое подразделение не связано с большей или меньшей важностью тех или иных пророков: оно всего лишь отражает объем их канонических писаний. Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил названы "большими пророками" только потому, что написали значительно больше, чем Амос, Осия, Михей, Иона и прочие пророки, названные "малыми", оттого что их книги гораздо меньше по объему.

10 Апостолы Нового Завета во многом схожи с ветхозаветными пророками. Апостолов совокупно с пророками называют основой церкви.

11 Библейские стихи для размышления:

12 Второзаконие 18:15-22

13 Исайя 6

14 Иоиль 2:28-32

15 Матфея 7:15-20

16 Ефесянам 4:11-16

17 Заключение:

18 1. Пророки Ветхого Завета были провозвестниками божественного откровения.

19 2. Пророчества включали в себя предсказания и возвещение воли Божией.

20 3. Пророки были реформаторами религии и образа жизни в Израиле.

21 4. Только люди, непосредственно призванные Богом, имели право быть Его пророками.

22 5. Лжепророки провозглашали свое собственное мнение и возвещали людям только то, что те желали услышать.

23 6. Подразделение пророков на "больших" и "малых" связано с объемом, а не важностью их трудов.

 

1 Каноническое писание

2 (В печатном издании: Глава 7)

3 Обычно мы воспринимаем Библию как одну большую книгу. В действительности же она представляет собой собрание шестидесяти шести отдельных книг. В совокупности они составляют то, что мы называем "каноном" Священного Писания. Термин "канон" происходит от греческого слова, означающего "мерило" или, иначе говоря, "стандарт", "норму". На протяжении многих веков Библия служила критерием веры и церковной практики.

4 Касательно книг, входящих в Новый Завет, между римско-католической и протестантской церковью существует полное согласие. Во взглядах же на книги, составляющие Ветхий Завет, между этими двумя конфессиями имеются серьезные разногласия. Католики причисляют к канону также и апокрифические писания, тогда как протестанты их отвергают (апокрифические книги были написаны по завершении периода Ветхого Завета и до того, как был начат Новый Завет). В спорах об апокрифах основное место занимает вопрос о том, что считалось каноническим в иудейской общине. Совершенно очевидно, что апокрифы не были включены в Палестинский канон иудеев. С другой стороны, евреи, жившие в Египте, вполне могли внести апокрифические книги (в их греческом переводе) в свой Александрийский канон. Тем не менее, появившиеся в последнее время данные оставляют на этот счет некоторые сомнения.

5 Иные критики Библии доказывают, что церковь фактически не имела Библии как таковой вплоть до начала пятого века. Однако этот аргумент искажает весь процесс канонического развития. Церковные соборы созывались в ранние века несколько раз для обсуждения вопроса о том, какие книги действительно должны считаться каноническими. Первый формальный канон Нового Завета был составлен еретиком Маркионом, представившим свою версию Библии, откуда были вычеркнуты все нежелательные места. Борясь с этой ересью, церковь сочла необходимым утвердить точное содержание Нового Завета.

6 Хотя авторитет подавляющего большинства книг, включенных ныне в Новый Завет, был непререкаем с точки зрения принадлежности к канону уже со времен их написания, существовал ряд новозаветных текстов, каноничность которых подвергалась сомнению. В их число входили Послания к Евреям, Иакова, 2 Петра, 2 и 3 Иоанна, Иуды, а также Откровение.

7 Имелись и другие книги, претендовавшие на статус канонических, однако не включенные в канон Писания. Большинство из этих поддельных сочинений были написаны во втором веке ересеографами-гностиками и никогда всерьез не рассматривались (это обстоятельство выпускают из виду те критики, которые утверждают, что из более чем двух тысяч сочинений было произвольно выбрано лишь двадцать семь, а затем задают вопрос: "Какова же вероятность того, что выбраны были двадцать семь подлинных сочинений?"). В действительности всего две или три книги, не включенные в канон, подвергались серьезному рассмотрению: "1 Клемента"," Пастырь Ерма" и "Дидахе". Они не вошли в канон Писания потому, что не принадлежали перу апостолов и авторы их сами признавали, что авторитетность этих книг несравнима с апостольской.

8 Некоторых христиан беспокоит сам факт существования такого исторического отбора. Их тревожит вопрос: насколько мы можем быть уверены в том, что Новый Завет действительно содержит "правильные" книги? Традиционная римско-католическая теология отвечает на этот вопрос, апеллируя к положению о непогрешимости церкви. Таким образом, церковь предстает перед нами в роли "творца" Канона, иными словами, претендует на авторитет, равный авторитету самого Писания. Классический протестантизм отрицает как непогрешимость церкви, так и "сотворение" ею Канона. Различия между позициями римского католицизма и протестантизма, таким образом, могут быть сведены к следующему:

9 Римско-католическая точка зрения: Канон есть непогрешимое собрание непогрешимых книг.

10 Точка зрения классического протестантизма: Канон есть несвободное от погрешностей собрание непогрешимых книг.

11 Точка зрения либеральной церкви: Канон есть несвободное от погрешностей собрание несвободных от погрешностей книг.

12 Хотя протестанты верят, что Бог провидением Своим позаботился о том, чтобы в Писание были включены только подлинные книги, Он, тем не менее, не сделал непогрешимой саму церковь. Протестанты также напоминают католикам, что не церковь "сотворила" Канон. Церковь лишь признала, подтвердила, приняла и подчинилась канону Писания. Латинский термин, который был использован церковным Собором, гласил: "Recipimus", то есть: "Мы признаем".

13 Какие же критерии применяются при оценке книги Писания? Так называемыми признаками каноничности являются:

14 1. Апостольское авторство книг либо подтверждение их авторитета апостолами;

15 2. Признание авторитетности книг ранней церковью;

16 3. Согласованность с книгами, подлинность которых несомненна.

17 Хотя в свое время Мартин Лютер подвергал сомнению каноничность Послания Иакова, позднее он изменил свою точку зрения. У нас же нет серьезных оснований хотя бы на йоту усомниться в том, что книги, включенные ныне в канон Нового Завета, являются подлинными.

18 Библейские стихи для размышления:

19 Луки 24:44-45

20 1 Коринфянам 15:3-8

21 2 Тимофею 3:16-17

22 2 Петра 1:19-21

23 2 Петра 3:14-16

24 Заключение:

25 1. Термин "канон" происходит от греческого слова, означающего: "норма", или "стандарт", и служит для обозначения списка книг, признаваемых церковью как Священное Писание, а следовательно, как руководство в вере и практике.

26 2. Помимо шестидесяти шести книг Библии, признаваемых протестантами, католики признают также авторитетность апокрифических сочинений.

27 3. В целях борьбы с ересью церковь сочла необходимым объявить о том, какие книги признаны авторитетными.

28 4. Каноничность некоторых книг Писания подвергалась сомнению (Послания к Евреям, Иакова, 2 Петра, 2 и 3 Иоанна, Иуды, а также Откровение). Сочинения "1 Клемента", "Пастырь Ерма" и "Дидахе" претендовали на включение в Канон, но были отвергнуты.

29 5. Церковь не создавала Канона; она всего лишь признала книги, обладавшие признаками каноничности и являвшиеся авторитетными в ее глазах.

30 6. Признаки каноничности: 1) апостольское авторство книг либо подтверждение их авторитета апостолами; 2) признание авторитетности книг ранней церковью; 3) согласованность с книгами, каноничность которых несомненна.

(Спрл_1.7:1-30)

1 Истолкование Библии

2 (В печатном издании: Глава 8)

3 Для понимания любого письменного документа необходимо истолковать его. В США специально назначаются девять высококвалифицированных специалистов, в чьи функции входит интерпретация Конституции. Они составляют Верховный Суд страны. Истолкование Библии - задача гораздо более серьезная, нежели интерпретация Конституции США. Оно требует огромного внимания и усердия.

4 Библия есть Верховный Суд сама по себе и сама для себя. Основное правило ее истолкования следующее: "Священное Писание само толкует себя". Это означает, что Библию следует толковать с помощью самой Библии. Невразумительное место в Писании может быть разъяснено в другой его части. Толкование Писания при помощи самого Писания не означает, что мы обязаны противопоставлять один его отрывок другому. Каждый отрывок должен быть рассмотрен не только в его непосредственном контексте, но и в свете общего контекста Писания.

5 Кроме того, при правильном подходе к истолкованию Библии единственным законным и действенным методом является метод буквальной интерпретации. Следует заметить, что относительно самого понятия буквальной интерпретации существует порядочная путаница. Строго говоря, буквальная интерпретация означает, что мы должны понимать Библию так, как она написана. Существительное понимается как существительное, глагол - как глагол. Иными словами, все грамматические формы, использованные при написании Библии, должны подчиняться обычным правилам, регулирующим взаимосвязи между этими формами. Поэзия должна восприниматься как поэзия. Исторические сообщения должны быть расценены как история. Притчи есть притчи, гипербола есть гипербола, и так далее.

6 С этой точки зрения Библию должно толковать в соответствии с правилами, которыми мы руководствуемся при изучении любой другой книги. Но в некотором смысле Библия - это совсем не то, что любая другая книга, хотя при подходе к ней как к литературному произведению мы должны пользоваться установленными правилами.

7 Библия не может быть истолкована в соответствии с нашими собственными желаниями и предубеждениями. Мы должны стараться понять, о чем она говорит на самом деле, и остерегаться навязывать ей наши личные суждения. Искать поддержки в Писании для обоснования лжедоктрин, не имеющих ничего общего с Библией, - это любимое занятие еретиков. Сам Сатана жонглировал цитатами из Писания, пытаясь искушать Христа (Матфея 4:1-11).

8 Основная идея Библии проста и доступна даже ребенку. Но содержание Писания требует осторожности и внимания при изучении, с тем чтобы мы могли правильно понять его. Некоторые вопросы, трактуемые Библией, настолько сложны и глубоки, что многие ученые мужи годами бьются над их разрешением.

9 Вот некоторые принципы, составляющие основу правильного истолкования Библии:

10 1) Повествования следует толковать с точки зрения их поучительности. К примеру, история об Аврааме, готовящемся принести в жертву Исаака на горе Мориа, может навести нас на мысль, что Бог не знал, насколько сильна вера Авраама. Но дидактические отрывки Писания ясно говорят о том, что Бог всеведущ.

11 2) То, что не выражено прямо, всегда должно быть истолковано в свете того, что выражено явно, и никак иначе. Так, если нам кажется, что какой-либо отрывок несет в себе скрытый смысл, мы не должны считать этот внутренний смысл единственно верным, если он идет вразрез с идеями, открыто выраженными где-либо в Писании.

12 3) Истолкование Библии подчиняется законам логики. К примеру, мы знаем, что у всех котов есть хвосты, однако не можем вследствие этого прийти к заключению, что у некоторых котов нет хвостов. Если верно то, что у некоторых котов нет хвостов, значит, утверждение, что все коты имеют хвосты, не может быть верным. И дело не только в чисто технической стороне построения умозаключений; речь идет о простом здравом смысле. Поэтому многие случаи неверного истолкования Библии проистекают от неправильно построенных выводов из Писания.

13 Библейские стихи для размышления:

14 Деяния 15:15-16

15 Ефесянам 4:11-16

16 2 Петра 1:16-21

17 2 Петра 3:14-18

18 Заключение:

19 1. Библия сама толкует себя.

20 2. Мы должны толковать Библию буквально, то есть так, как она написана.

21 3. Библию следует толковать, как любую другую книгу.

22 4. Неясные места в Библии нужно толковать с помощью ясных мест.

23 5. То, что не выражено прямо, должно быть истолковано в свете того, что выражено явно.

24 6. Заключения, выведенные из Писания, должны подчиняться законам логики.

 

1 Самостоятельное прочтение писания

2 (В печатном издании: Глава 9)

3 К числу наиболее значительных завоеваний Реформации принадлежат принцип самостоятельного прочтения Библии и перевод ее на языки, доступные широким массам людей. Сам Лютер выдвинул этот вопрос, остро требовавший разрешения. Представ перед имперским судом в Вормсе, где против него было выдвинуто обвинение в ереси, он заявил:

4 "Если меня не убедят в обратном Святое Писание и неопровержимые доводы разума, я не признаю авторитета пап и церковных советов, поскольку они противоречат друг другу, а мою совесть держит в плену Слово Божье. Я не могу отречься и никогда не отрекусь от своих слов, ибо идти против совести есть дело неправедное и опасное. Помоги мне, Боже. Аминь." [1]

5 Заявление Лютера и последовавший за ним перевод Библии на его родной язык привели к следующим результатам. Во-первых, у римско-католической церкви было отнято монопольное право истолкования Библии. Отныне народ больше не находился во власти церковной доктрины, не обязан был признавать традиционное церковное учение равным авторитету Слова Божия. Во-вторых, Лютер предоставил людям возможность самостоятельно толковать Библию. Последняя перемена повлекла за собой определенные проблемы. Она привела к крайностям, весьма озаботившим католическую церковь, а именно - к субъективной интрепретации библейского текста, уходящей далеко в сторону от исторически сложившейся христианской веры.

6 Самостоятельная интерпретация Библии породила серьезную опасность в виде субъективизма. Однако принцип самостоятельного прочтения не означает, что христиане имеют право толковать Библию как им угодно. Вместе с "правом" истолкования Писания на них ложится также обязанность толковать его правильно. Верующие могут беспрепятственно открывать для себя истины, заложенные в Писании, однако они не вправе фабриковать свои собственные истины. Верующие призваны уяснить для себя верные принципы истолкования Библии и избегать опасностей, которые таит в себе субъективизм.

7 Стремясь к объективному пониманию Писания, мы не должны при этом воспринимать его как нечто холодное, абстрактное и безжизненное. Нам следует стремиться к пониманию того, что говорит Слово в данном контексте, прежде чем мы станем заботиться о том, чтобы приложить открывшиеся нам истины к своей жизни. Отдельно взятое положение может иметь множество вариантов применения в жизни каждой личности, но при этом в нем заключен только один истинный смысл. Право на самостоятельную интерпретацию Писания несет с собой и обязанность толковать его точно. Библия - это не "восковой нос", которому каждый может придавать любую форму по своему усмотрению.

8 Библейские стихи для размышления:

9 Неемия 8:8

10 2 Тимофею 2:15

11 2 Тимофею 3:14-17

12 Евреям 1:1-14

13 2 Петра 1:20-21

14 Заключение:

15 1. Реформация дала церкви общедоступные переводы Библии и предоставила каждому верующему право и обязанность самостоятельно толковать Библию.

16

17 2. Церковная традиция, будучи весьма поучительной в качестве руководства, все же не обладает авторитетом, равным авторитету Писания.

18 3. Самостоятельная интерпретация Библии не есть лицензия на субъективное ее прочтение.

19 4. Принцип самостоятельного прочтения несет с собой обязанность стремиться к верному истолкованию Библии.

20 5. Хотя каждый библейский текст может иметь множество вариантов применения в жизни человека, он заключает в себе только один точный смысл.

 

 

 

 

Hosted by uCoz