Эрнест Ренан |
Жизнь Иисуса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
200 Екклезиаст. 1. 11; II, 16. 18 - 24; III, 19 - 22; IV. 8, 15 - 16; V. 17 -18; VI. 3-6; VIII. 15; IX, 9, 10. 201 Исаия, LX и след. 202 Вся книга. Есфирь дышет большой преданностью этой династии.Екклезиаст, написанный, по-видимому, в ту же эпоху, представляет странноеослабление иудейских идей. 203 Иов, XXXIII, 9. 204 Замечательно, однако, что Иисус, сын Сираха, строго придерживаетсяего (XVH. 26 - 28; XXII. 10 - 11: XXX. 4 и след.; XU. 1 - 2; XLIV. 9). Автор"Премудрости", напротив, совершенно противоположного мнения (IV, I.греческий текст). 205 Есфирь, XIV, 6 - 7 (апокриф.); апокрифическое ппсл. Варуха(Фабриций и Цериани, loc. ell.). 206 2 книга Маккавейская, VII. 207 Пиркэ АСют, I. 3. 208 Премудрость Соломона, гл. II - VI; VIII, 13; Пиркэ Абот, IV, 16; Derallonis Imperlo, соч., приписываемое Иосифу, 8, 13, 16, 18. Следует ещезаметить, что автор этого последнего трактата стапит на второй план по еговажности мотив личного возмездия. Главным двигателем у мучеников являетсялюбовь к Закону, выгоды, которые их смерть доставит народу, и слава, котораяпокроет их имена. Ср. Премудрость Соломона, IV, 1 и след.; Екклезиаст, гл.XLIV и след.; Иосиф, В. I., II, VIII. 10; III. VIII. 5. 209 Премудрость Соломона, IV, 1; dc rafionis Ifflperio, 16, 18 210 2 книга Маккввсйская. VII. 9. 14; XII. 43 - 44. 211 Фсопомп, в DIog. Lacrl,, proccm., 9; Кундсхст, гл. XXXI. Следыдогмата воскресения из мертвых в Апесте весьма сомнительного характера. 212 Иоанна. XI. 24. 213 Луки. XVI. 22. Ср. De rallonis Impcrio. 13, 16, 18. 214 Даниил, XII, 2. 215 2 книга Маккапеиская, VII, 14. 216 Иосиф. Ап1" XVII, V, 1; VII, 1 и 2; Луки, III. 19. 217 Иосиф, Ant., XVIII. Ill, 3; IV, 5; V, I. 218 Иосиф, Ant.. XVIII. VII, 1. 219 Иосиф, Ап1" XVIII. IV, 6. 220 Иосиф, Ant. XVII, XII. 2 и П. I., II, 3. 221 Орелли, Inscr. lat., N 3693; Генцен, Suppl., N 7041; Fasliproenesiini, 9 марта и 28 апр. (в Corpus Inscr. lat., I, 314, 317); Поргези, Fasles consulaires (еще iie-изд.) в 742 г.; Моммсен, Res geslae divl Augiistl. стр. 111 и след. Ср. Тацит, Ann., Ч. 30; III, 48; Страбон. XII,VI, 5. 222 Иосиф, Ant., XVIII. 223 Иосиф, Ani,. XVII и XVIII. и В. I., кн. I и II. 224 Иосиф, Ant.. XV. X, 4; В. I., I, XXX1II. 2 и след. Ср. Енох, XCVII, 13- 14. 225 Фипон, Legalio ad Caium, 35. 226 Иосиф. Ant., XVII, VI. 2 и след.; В. I., I. XXXIII, 3 и след. 227 Иосиф, Ant., XVI1I, IV, 1 и след. 228 Мишна, Синедрион. IX, 6; Иоанна, XVI, 2; Иосиф. В. I., IV и след.;VII, VIII и след. 229 Деяния, VIII, 9 и след. 230 Discours de Claude, в Лионе, табл. II, sub fine; Де Буассье, Inscr. ant. de Lyon, стр. 136. 231 2 книга Сам., XXIV. 232 Вавил. Талмуд, Баба кома, 11 За; Шаббат, ЗЗЬ. 233 Иосиф, Ant., XVIII. 1, 1 и 6; XX. V, 2; П. I.. II. VIII, 1; VII, VIII, I; Деяния, V, 37. В Деяниях другой агитатор, Фечда, относится к времени до Иуды Гавлонита, но это, очевидно, анахронизм: движение Февдыпроисходило в 44 г. христианской эры (Иосиф, Ап1., XX, V, 4). 234 Иосиф. Ап1., XX, V, 2; П. I.. II. XXII, 8 и след.; VII. VIII ислед. 235 Луки, XIII, 1. Галилейское движение Иуды. сына Езскии, по-видимому,не носило религиозного характера; впрочем, быть может, Иосиф умышленноскрывает этот характер (Ant., XV1I, X, 5). 236 Иосиф, Anl" XVI. VI. 2. 3, XVIII. I, 1. 237 Иосиф, В. I., III, III, 2. Ужасное состояние, в которое ныне приведена эта страна, особенно близ Тивериадского озера, не должно нассмущать. Эта выжженная местность некогда была земным раем. Тивериадскиеводы, ныне отвратительное местечко, прежде были самым живописным уголком вГалилее (Иосиф. An!.. XVIII, III, 3). Иосиф (В. I., Ill, X, 8), восхваляетпрекрасные деревья Генисаретской равнины, где теперь нет ни одного деревца.Антонин Мученик в 600 г., следовательно, за пятьдесят лет до нашествиямусульман, описывает Галилею покрытой роскошной растительностью и сравниваетее по плодородию с Египтом (llin. a Burdig. Hierus., § 5). 238 Матфея, V. 1; XIV. 23; Луки. VI, 12. 239 Матфея, XVII, 1 и след.; Марка, IX, 1 и след.; Луки, IX, 28 и след. 240 Иосиф, В. I., III, III, 2. 241 Иосиф, Ant.. XVIII, II, 2; В. I.. II. IX. 1: Vita. 12. 13. 64. 242 Иосиф. В. I.. III. III. 2. 243 Это можно себе представить по некоторым уголкам в окрестностяхНазарета. Ср. Песнь песней, II, 3, 5, 13; FV. 13, VI, 6, 10; VII, S. 12:VIII, 2. 5; Антонин Мученик, loc. cit. Общий характер больших мыз сохранилсяеще довольно хорошо на юге Тирской провинции (древнее племя Азер). Следыстаринного палестинского земледелия, с его высеченными в скалеприспособлениями (гумна. виноградные тиски, зернохранилища, колоды, мельницыи т. п.). встречаются здесь на каждом шагу. 244 Матфея. IX. 17; XI. 19; Марка, П. 2?; Луки, V. 37; VII. 34: Иоанна.II. 3 и след. 245 Луки. II, 41. 246 Луки, II, 42 - 44. 247 См. в особенности псалмы 84, 122, 133 (Vulg., 83, 121, 132). 248 Луки, IX, 51 - 53; XXII, il; Иоанна, IV/4; Иосиф, Ant., XX, VI, 1;В. 1" II, XII, 3; Vila, 52. Однако, часто поломники направлялись через Перею, чтобы обойти Самарию, где они подвергались опасности. Матфея, XIX, I; Марка, X, 1. 249 По Иосифу (Vita, 52), путешествие продолжалось три дня. Но переходот Сихема до Иерусалима обыкновенно полагалось делать в два приема. 250 Псалтирь, пс. 83, ст. 7. Луки. IV. 42; V, 16. 251 Это выражение принадлежит Марку. Ср. Матфея, XIII, 55. Марк вообщене упоминает об Иосифе; напротив, четвертое Евангелие и Лука предпочитаютназывать Иисуса "сыном Иосифа": Луки, III, 23; IV, 22; Иоанна, 1, 46; VI,42. Странно, что в четвертом Евангелии мать Иисуса ни разу не назпана поимени. Имя "Бен Иосиф", которым в Талмуде назпан один из Мессии, наводит намногие размышления. 252 Иоанна, II, 1; IV, 46. Это было известно одному Иоанну. 253 Ныне Кана-ель-Джелиль, то же, что Кана Галилейская времен крестовыхпоходов (см. Archives des missions sclentifiques, 2-ая серия, Т. Ill, стр. 370). Не следует смешивать с Кефр-Кетш, местечком, расположенным ксеверо-западу от Назарета (Кафархеммэ крестоносцев). 254 Ныне Ель-Eymmoifi. 255 Иоанна, II, 11; IV, 46. Один из учеников Иисуса был родом из Каны.Иоанна, XXI, 2; Матфея. X, 4; Марка, III. 18. 256 Матфея, XIII, 55; Марка, VI, 3; Иустин, Dial. cum Tryph., 88. 257 Например, "Равви Иоханан, башмачник, Раипи Исаак, кузнец". 258 Деяния, XVIII, 3. 259 См. ниже, глава IX. 260 Луки, VII, 37 и след.; Иоанна. IV, 7 и след.. VIII, 3 и след. 261 Поучения, приписываемые Иисусу четвертым Евангелием, заключают всебе зачатки богословия. Но эти поучения абсолютно противоречат тем, которыенаходятся в синоптических Евангелиях, без всякого сомнения, представляющихсобою первоначальные "Logia", и потому их следует относить к документамистории апостолов, а не к элементам жизни Иисуса. 262 См. Матфея, IX, 9 и другие аналогичные повествования. 263 См., например, Иоанна, XXI. 15 и след., хотя, по-видимому,четвертое Евангелие преувеличивает эту черту. 264 В этом отношении, как и во многих других пунктах, прекрасная душаФилона сходится с душой Иисуса. De conl'us. ling., § 14; De niigr. Abr., § 1; De somniis, II, § 41; De agric. Noe, § 12; Re mutatione nominuin. § 4. 265 Посл. к Гал" IV. 6 266 Слово "небо" на языке раввинов того времени есть синоним слова"Бог", которое избегали произносить. См. Буксторф, Lex. chaldalm. rabb., иДаниила, IV, 22, 23. Ср. Матфея, XXI, 25; Марка. XI. 30. 31; Луки, XV, 18,21; XX, 4, 5. 267 Это выражение повторяется на каждой странице синоптическихЕвангелий, в Деяниях апостолов, в посланиях Св. Павла. Если оно всего лишьодин раз встречается в четвертом Евангелии (III, 3 и 5), то это потому, чтопоучения, передаваемые этим Евангелием, далеко не представляют собойистинных слов Иисуса. 268 Даниил. II. 44; VII, 13, 14, 22, 27; Апокалипсис Варуха, у Цериани,Monum. sacra el profana, Т. I. серия II, стр. 82. 269 Марка, XI, 10; Таргум Ионафана: Исаня, XL. 9; LIII, 10; Михея, IV,7. 270 Мишна, Реракот, II, 1, 3; Иерус. Талмуд, Беракот, II, 2; КиддушинI, 2; Вавил. Талмуд, Беракот, 15а; Мегилла, 42Ь; Сифре, 170Ь. То жевыражение часто повторяется в Мидрашим. 271 Матфея. V, 10; VI. 10. 33; XI. 11; XII, 28; XVIII. 4; XIX. 12; Марка. X, 14. 15; XII.; Луки. XII, 31. 272 Луки, XVII, 20-21. Перевод "внутри вас есть" менее точен, хотя. всущности, и не уклоняется от мысли Иисуса, приведенной в этом месте. 273 Действительно, великая апокалипсическая теория Сына Человеческого усиноптиков приводится лишь в главах, предшествующих повествованию оСтрастях. Первые проповеди, особенно у Матфея, чисто нравственногохарактера. 274 Матфея, XIII, 54 и след.; Марка, VI, 2 и след.; Иоанна, VI, 42. 275 Предание о безобразии Иисуса (Иустин, Dial. cum Tryph., 85, 88,100; Климент Алекс., Paedag., IH, 1; Strom., VI, 17; Ориген, Contra Celsum,VI, 75: Тертуллиан, De Carne Chrisli, 9; Adv. ludaeos, 14) произошло изжелания видеть в нем осуществление одной из тех черт, которые считалисьмессианскими (Исайя, L1II, 2). В первые века не существовало никакоготрадиционного портрета Иисуса. Св. Августин, De Trinitale, VIII, 4, 5. Ср. Ириней, Adv. haer., I, XXV.6. 276 В "Logia" CB. Матфея многие из подобных афоризмов соединены вместе, чтобы составить длинное поучение. Но отрывочность чувствуется здесь вискусственности изложения. 277 Изречения иудейских учителей того времени собраны в небольшойкнижке, озаглавленной Пиркэ Абот. 278 Сопоставления будут сделаны ниже, по мере того, как онипредставятся. Иногда высказывалось предположение, что поскольку редакцияТалмуда относится к более позднему времени, нежели Евангелия, то иудейскиекомпиляторы могли делать заимствования из христианской морали. Но этонедопустимо; правила Талмуда, отвечающие евангельским сентенциям, снабженывесьма точными датами в виде имен тех учителей, которым эти правилаприписывались, а это исключает всякую возможность заимствования. 279 Матфея. VII. 12; Луки, VI, 31. Это изречение есть и у Товита, IV,16. Гиллель обыкновенно им пользовался (Вавил. Талмуд, Шаббат, 31а) изаявлял, подобно Иисусу, что в нем заключается в сокращенном виде весьЗакон. 280 Матфея, V, 39 и след.; Луки VI. 29. Ср. Плач Иеремии. III, 30. 281 Матфея. V. 29 - 30, XVIII, 9; Марка, IX, 46. 282 Матфея, V, 44; Луки, VI, 27. Ср. Вавил. Талмуд, Шаббат, 56b, Иома,23а. 283 Матфея. VII, 1; Луки, VI, 37. Ср. Вавил. Талмуд, Кетубот, 105Ь. 284 Луки. VI, 37. Ср. Левит, XIX. 18; Притчи, XX, 22; Екклезнаст,XXVIII. 1 и след. 285 Изречение это приводится в Деяниях, XX, 35. 286 Матфея. XXIII. 12; Луки, XIV. 11; XVIII. 14. Сентенции, которыеприводит Св. Иеремия из "Евангелия от евреев" (коммент. в посл. к Ефес., V,4; в книге Иезекииля, XVIII; Dial. adv. Pelag. Ill, 2), проникнуты тем жедухом. Ср. Вавил. Талмуд, Ерубин, 13Ь. 287 Второзак.. XXIV, XXV. XXVI и пр.; Исайя, LVIII, 7; Притчи. XIX. 17;Пиркэ Абот, I; Иерус. Талмуд, Пэах, I, 1; Вавил. Талмуд, Шаббат, 63а; Вавил.Талмуд, Баба кома, 93а. 288 Матфея, V, 20 и след. 289 Матфея, V, 22. 290 Матфея, V, 31 и след. Ср. Вавил. Талмуд, Синедрион, 22а. 291 Матфея, V. 33 и след. 292 Матфея, V, 38 и след. 293 Матфея, V. 42. Закон также запрещал ростовщичество (Второзак., XV,7 - 8), но не так категорически, а обычай разрешал его (Луки, VII, 41 ислед.). 294 Матфея. XXVII. 28. Ср. Талмуд, Массекет Кала .(изд. Фюрта, 1793)34b. 295 Матфея, V. 23 и след. 296 Матфея, V, 45 и след. Ср. Левит, XI, 44; XIX, 2; посл. к Ефес., V.1 и omoiosis to theo Платона. 297 Ср. Филон, De migr. АЬг., 23, 24; De vita contemplatione в целом. 298 Матфея, XV, 11 и след.; Марка, VII, 6 и след. 299 Марка, VII, 6 и след. 300 Матфея, VI, 1 и след. Ср. Екклезиаст, XVII, 18; XXIX, 15; Вавил.Талмуд, Хагига, 5а; Баба батра. 9b. 301 Матфея, VI, 5-8. 302 Матфея XIV, 23; Луки, IV, 42; V, 16; VI, 12. 303 Матфея, VI, 9 и след.; Луки, XI, 2 и след. См. Вавил. Талмуд,Беракот, 29b, ЗОа. 304 То есть дьявола. 305 Луки, XI, 5 и след. 306 Матфея. V, 23 - 24. 307 Исаия, I, 11 и след. Ср. там же, LVIII; книги Осии, VI, 6; Малахий,I, 10 и след. 308 Пиркэ Абот, I, 2. 309 Иерус. Талмуд, Песахим, VI, I; Вавил. Талмуд, Песахим, бба; Шаббат,31 а. 310 Quod Deus imniut., § 1 - 2; De Abrahamo, § 22; haeres sil, § 13 и след.; 55. 58 и след.; De profugis, § 7, liber; De vita conlemplatione. 311 Вавил. Талмуд, Песахим, 67. 312 Иерус. Талмуд, Пэах, I, 1. 313 Матфея, VII, 4-5; Луки, VI, 41 и,след. Ср. Вавил. Талмуд, Бабабатра, 15Ь; Ерахин,16b. 314 См. в особенности Пиркэ Абот, I. 315 Талмуд, представляющий собой сводку этого обширного движения школ,впервые начали составлять письменно лишь во II веке нашей эры. 316 Луки, I, 5; ср. также Евангелие евчоштов, сохраненное Бпифаном (Adv. haer.. XXX, 13). 317 Луки. I, 39. Не без основания предполагали, что город Юта (ИисусНавин, XV, 55; XXI, 16) есть тот самый "город Иудин", о котором говорится вцитируемом месте Евангелия от Луки. Робинсон (Biblical Researches. I, 494; II, 206), однако, разыскал эту самую Юту. под этим самым именем, в двухчасах к югу от Хеврона. 318 Луки,I, 15. 319 Луки, I, 80. 320 Матфея, III, 4; Марка, I, 6; отрывки из Евангелия евионитов уЕпифана (Adv. haer.. XXX, 13). 321 Малахия. III. 23 - 24 (но Vulg. IV, 5 - 6); Екклезиаст, XLV1II, 10;Матфея. XVI, 14; XVII, 10 и след.; Марка, VI, 15; V11I. 28; IX. 10 и след.;Луки, IX, 8. 19, Иоанна,I, 21, 25. 322 Свирепый Абдалла, наша в Ceн-Жан-д'Акре, чуть не умер от страха,увидав его во сне стоящим на своей горе. На картинах в христианских церквахего окружают срубленные головы; мусульмане боятся его. 323 Вознесение Исайи, II, 9 - 11. 324 Луки, I, 17. 325 Плииий, Hist. nai., V, 17; Епифан, Aclv. haer., XIX, 1 и 2. Де Соси, Voyage autour de la Mer Morte, I, стр. 142 и след. 326 Даниил, I, 12 и след.; X. 2 и след.; kiiox. LXXXII1, 2; I.XXXV, 3; 4 книга Ездры, IX. 24. 26; XII, 51. 327 Иосиф, Vila, 2. 328 Духовные наставники. 329 Эту мысль я развил и другом моем сочинении (lllsl. gencr. des liliigues scmilkiiics, III, IV, I; Joiirn. Asiai., февраль - март, 1856). 330 Арамейский глагол себа, от которого происходит название сектысабиев, есть синоним baptidzo. 331 Подробнее я разбирал это в Journal Asialique, ноябрь - декабрь 1853и август - сентябрь 1855. Замечательно, что елхасаиты, сабийская илибаптистских сикти, жили почти и той же местности, как сссснииис, новосточному берегу Мерного моря, и их с ними смсшииали. (Епифан, Adv. haer.,XIX, 1, 2, 4; XXX, 16, 17; LIII, 1 и 2; Phllosophumena, IX, III, 15 и 16; X, XX, 29). 332 См. данные Епифана о ессенианах, гемеробаптистах, назореях,оссенах, назареянах, евионитах, сампсеях (Adv. haer., кн. I и II), а такжеданные автора Phllosophumena об елхасаитах (кн. IX и X). 333 Епифан, Adv. haer., XIX, XXX, LIII 334 Марка, VII, 4; Иосиф, Ant., XVIII, V, 2; Иустин, Dial. cum Tryph.,17, 29, 80; Епифаи, Adv. haer., XVII. 335 Иосиф. В. I.. II, VIII. 5, 7, 8, 13. 336 Мишна, Песахим, VIII, 8; Вавил. Талмуд, Иебамот, 46Ь; Керитут, 9a;Абода Цара, 57а; Массекет Герам, (изд. Кирхгейма, 1851), стр. 38, 40. 337 Матфея, III, 1; Марка, I. 4. 338 Луки, III, 3. 339 Иоанна, I, 28; III, 26. Во всех древних рукописях значится Вифания,но так как и этой местности нет никакой Вифанчн, то Ориген (Conment. Inloann., VI, 24) предложил заменить это название Вифаварой, и эта поправкабыла в общем принята. В конце концов, оба эти слова по своему значениютождественны и, по-видимому, означают собой место, где есть переправа черезреку на пароме. 340 Енон есть множественное число от халдейского слова енаван,"колодцы". 341 Иоанна, III, 23. Местоположение этого пункта внушает сомнения.Синоптики единогласно переносят сцену крещения Иоанном на берега Иордана(Матфея, III, 6; Марка, I, 5; Луки, III, 3). Но обстоятельство, указанное вчетвертом Евангелии, "там было много воды", совершенно бессмысленно, еслиречь идет о местности, расположенной очень близко к реке. Сравнение жестихов 22 и 23 главы III Иоанна с стихами 3 и 4 главы IV того же Евангелиядает основание думать, что Салим находился в Иудее. По-видимому, вокрестностях Хеврона, близ развалин, называемых Рамет-ель-Халил, есть место,вполне удовлетворяющее всем этим требованиям (Степп, lerusalem und dasHelllge Land, Шаффгаузен, 1863, I, стр. 520 и след.). По Св. Иеремие, Салимлежит гораздо дальше на север, близ Виф-Шеана или Скифополиса. ОднакоРобинсон (Biblical Researches, III, 333) не нашел в этих местах ничего, чтооправдывало бы такое указание. 342 Марка, I, 5; Иосиф, Ant., XVIII, V, 2. 343 Матфея. XIV, 5; XXI, 26. 344 Матфея, XI, 14; Марка, VI, 15; Иоанна, I, 21. 345 Матфея, XIV, 2; Луки, IX, 8. 346 Ср. выше, стр. 103, прим. 2. 347 Луки, III, 15 и след.; Иоанна, I, 20. 348 Матфея. XXI, 25 и след; Луки. VII, 30. 349 Матфея, loc. cil. 350 Матфея. Ill, 2. 351 Матфея, 111, 7. 352 Луки, III, 11-14; Иосиф. Ant.. XV. VIII, 2. 353 Матфея, XXI, 32; Луки, III, 12 - 14. 354 Матфея. Ill, 9. 355 Матфея, III, 7; Луки, III, 7.
|