Ричард Пратт

Он дал нам прообразы

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 15

 

Из культуры в культуру

 

Я вырос в маленьком городе и мало общался с людьми из других частей мира. В школе

меня учили, что другие культуры отличаются от моей, но все, кого я знал, были такими же,

как  я.  Мы  придерживались  одних  и  тех  же  традиций,  и  у  нас  были  одинаковые  мечты.

Однако когда я переехал в большой город, я очень скоро понял, что люди из других культур

могут  быть  очень  разными.  Различные  культурные  традиции  формируют  в  людях  разные

направления и взгляды на жизнь.

Культуру  можно  определить  как  «интегрированную  систему  усвоенных  образцов

поведения и мышления, характерных для  того или иного общества». Как подсказывает  это

определение, культура оказывает влияние на каждую сферу существования человека. Наши

идеи, обычаи и стремления формируются в социальном контексте. Никто не может избежать

влияния культуры.

Даже ветхозаветные писатели отражали социальную обстановку их дней. Вдохновение

Святого  Духа  удерживало  писателей  от  ошибок,  но  их  взгляды  на  жизнь  формировались

окружающим их миром. Они мыслили не так, как мы сейчас; они смотрели на жизнь через

очки древневосточной культуры.

По  этой  причине  в  ветхозаветных  историях  отражены  традиции  и  особенности

культуры,  которая  во  многом  отличается  от  нашей.  Каждый  толкователь  сталкивается  с

этими различиями. Как же нам преодолеть пропасть, образованную различием в культурах?

Как мы можем применять эти древние истории к современной жизни?

Чтобы  ответить  на  эти  вопросы,  нам  необходимо  рассмотреть  множество  тем.  Мы

коснемся трех наиболее важных: оценка различий в культурах, культура в Ветхом и Новом

Заветах  и  применение  к  современной  культуре.  Как  мы  должны  оценивать  различие  двух

культур? Какое воздействие оказывает пришествие Христа на наше понимание особенностей

той  или  иной  культуры?  Какие  изменения  мы  должны  сделать  в  сфере  культуры,  чтобы

применять ветхозаветные истории к современному миру?

 

Оценка различий в культурах

 

Однажды у меня был знакомый, который никогда не уделял внимание своей семье. Его

отношения  с  женой  и  детьми  всегда  были  отдаленными  и  холодными. «Все  дело  в  его

происхождении,. объяснил мне наш общий друг,. именно так мужчины ведут себя в его

стране». Но  я  все  равно  оставался  в недоумении. «Может быть,  это  его обычай,. ответил

я,. но разве это правильно?»

Этот  разговор  отражает  давление,  которое  время  от  времени  испытывают  многие  из

нас.  Мы  хотим  уважать  людей  из  других  частей  мира.  Мы  стараемся  не  навязывать  им

обычаи своей культуры. Но все же, некоторые поступки и мнения мы считаем правильными

или неправильными, независимо от того, где человек живет.

Применяя  ветхозаветные  истории  к  современной  жизни,  мы  сталкиваемся  с  рядом

культурных различий, которые видны, как в Библии, так и в современной жизни. Но можно

ли  как-то  рассудить,  какие  нормы  правильны,  а  какие  нет?  Как  нам  оценивать  обычаи

ветхозаветных дней? Как нам отличать хорошее от плохого в современных культурах?

Отвечая  на  эти  вопросы  с  библейской  точки  зрения,  мы  должны  признать,  что  все

культуры имеют  два основных  источника: религию и природу. Когда мы поймем  влияние,

оказываемое  каждым  из  этих  факторов  на  формирование  культур,  мы  сможем  правильно

оценивать различия между ними.

 

  255

Религия и культура

 

Религия  оказывает  основное  влияние  на  формирование  культуры  любого  общества.

Религия и культура неразрывны во многих отношениях. В своей книге «Религия и культура

. историческое введение» С. К. Нейл пишет так:

 

На  протяжении  всей  истории  человечества  религия  и  культура  были  неразрывно

связаны. Не существовало еще великой религии, которая не выражалась бы в великой

культуре. Не  было  также  ни  одной  великой  культуры,  корни  которой  не  уходили бы

глубоко в религию.

 

Взаимоотношения  в  обществе  высвечивают  наши  основные  ценности  и  убеждения.

Наша  вера  в  Бога и отношения  с Ним  устанавливают  ценности,  которые формируют наше

общество.  Фундаментальные  структуры  всех  культур  основываются  на  религиозных

убеждениях.

Мощное  влияние  религии  отчетливо  прослеживалось  во  все  исторические  периоды.

Народы  прошлых  веков  полагались  исключительно  на  религиозные  идеалы.  Вавилоняне  и

египтяне сознательно придавали своему обществу такую структуру и порядок, который, по

их  мнению,  был  установлен  их  богами.  Феодализм  в  средневековой  Европе  был  очень

подвержен  смешанному  влиянию  христианских  и  языческих  верований,  широко

принимаемых  в  те  времена.  В  современной  западной  цивилизации  мы  погребаем  наше

христианское наследие под религиозным нейтралитетом. Однако многие из наших основных

социальных  ценностей .  справедливость,  честность,  равноправие  и  т.  п. .  находят  свои

истоки в ценностях этой религии.

В  той  или  иной  степени,  религиозные  убеждения  определили  формы  и  особенности

всех существующих культур. Однако культуры вырастают не просто из системы убеждений,

которые  люди  сознательно  одобряют.  Корни  нашего  образа  жизни  тянутся  глубже

организованной  религии.  Они  ведут  к  неизбежной  ответственности  всех  народов  перед

единым и истинным Богом неба и земли.

Павел говорит об этом в Рим.1:18.32. Он утверждает, что на протяжении всей истории

люди  знали  вечную  силу  Бога  и  Его  Божество  (ст.  20).  Это  общее  для  всех  откровение

становится  видным  через  «рассматривание  творений».  Однако  по  мере  того,  как  народы

развивались,  они  бунтовали  против  Бога.  Народы  «не  прославили  Его,  как  Бога,  и  не

возблагодарили». Поэтому Бог предал такие народы «в похотях сердец их нечистоте».

Но в речи Павла есть и слова ободрения. Хотя наше существование исполнено греха,

люди не способны полностью искоренить свое стремление к Богу. Наряду с бунтом против

Него  человечество  стремится  к  соблюдению  стандартов,  установленных  общим

откровением:  «Язычники,  не  имеющие  закона,  по  природе  законное  делают.  Они

показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и

мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14.15).

Никто не может избежать влияния общего откровения, поэтому многие из принятых в

нашем  обществе  правил  хотя  бы  внешне  совпадают  с  Божьей  волей.  Народы  восстают

против Бога, но при этом они подчиняются Его порядку.

Павел  опровергает  популярный  сегодня  взгляд  на  культуру. Мы  живем  в  дни,  когда

культурные  ценности  относительны,  когда  не  существует  стандарта,  универсального  для

всех людей. Мы рассматриваем все социальные нормы как равно законные.

Павел  в  этом  отношении  был  абсолютистом.  Апостол  утверждал,  что  все  народы

обязаны  чтить  Бога,  и  что  дела  любого  общества  в  любом  веке  должны  оцениваться  по

стандарту  Божьего  откровения.  Мнение  Павла  служит  нам  основным  руководством  для

исследования  различий  между  народами.  Итак,  мы  должны  оценивать  любые  культурные

ценности  в  свете  Божьих  требований  ко  всему  человечеству.  Божья  святая  воля

  256

распространяется,  как  на  культуру  в  ветхозаветных  историях,  так  и  на  современные

культуры.

 

Культура  в  ветхозаветных  историях.  Культура  Ветхого  Завета  подчинена  Божьему

откровению.  Ветхозаветные  истории  описывают  многие  общепринятые  обычаи  древнего

Ближнего Востока. Эти обычаи либо совпадают с Божьей волей, либо нарушают ее. Поэтому

мы  никогда  не  должны  принимать  ветхозаветные  обычаи  за  проявления  Божьей  воли; мы

должны всегда выяснять, были ли они одобрены Богом.

Ветхозаветные  писатели  поддерживали  многие  культурные  обычаи.  Например,  в

1Пар.18:15.17 летописец сообщает, что Давид установил политическую бюрократию, очень

похожую на ту, которая была в других народах в те дни: «Иоав. был начальником войска;

Иосафат. .  дееписателем;  Садок.  и  Авимелех. .  священниками;  Суса .  писцом;

Ванея. [был]  над  Хелефеями  и  Фелефеями;  а  сыновья  Давидовы .  первыми  при  царе».

Насколько  мы  знаем,  Бог  не  повелевал  Давиду  устанавливать  такую  правительственную

иерархию;  Давид  принял  самостоятельное  решение  и  поставил  людей  на  должности  в

Израильском  царстве.  Как  мы  должны  оценивать  такую  политику  царя?  Была  ли  она

правильной?  В  этом  отрывке  летописец  поддержал  действия  Давида,  отметив,  что  они

приносили пользу Израилю (1Пар.18:14). Давид верно выполнял свои царские обязанности,

поэтому его постановления показали себя с положительной стороны.

В  то  же  время,  многие  из  обычаев,  встречающихся  в  Ветхом  Завете,  не  были

согласованы с Божьей волей. Например, когда Аврам решил родить ребенка от Агари, своей

служанки, он следовал общепринятому обычаю. Но, как говорит Павел: «Который от рабы,

тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию». Последовав этой древней

практике,  Аврам  повернулся  от  Божьего  обетования  к  своим  плотским  представлениям,  и

нарушил  Божье  откровение.  Аврам  поступил  неправильно,  несмотря  на  тот  факт,  что  его

действия были совершенно приемлемы в его культуре.

Ветхозаветные  истории  повествуют  о  многих  особенностях  культуры  древнего

Израиля, одни из которых соответствовали Божьей воле, другие нарушали ее. В некоторых

вопросах сложнее разобраться, чем в других, но мы всегда должны судить о каждом обычае,

записанном в ветхозаветных историях, в свете Божьего откровения.

 

Современная культура. Применяя ветхозаветные истории к нашим дням, мы должны

также оценивать современную культуру, потому откровение Божьей воли распространяется

на обычаи современного мира так же, как это было в ветхозаветные времена.

Оценка современного общества имеет две стороны. С одной стороны, обычаи, которые

противоречат  Божьей  воле,  должны  всегда  рассматриваться  отрицательно  как  бунт  против

Бога. Жестокие политические правления, сексуальная развращенность, воровство . все это

неправильно,  какими  бы  ни  были  стандарты  того  или  иного  общества.  Для  применения

ветхозаветных историй к современной жизни мы должны смотреть на эти грехи так же, как

на них смотрит Бог.

С  другой  стороны,  когда  современные  порядки  соответствуют  откровению  Божьей

воли, мы  должны  оценивать  их  положительно.  Евангельским  верующим  зачастую  гораздо

легче осуждать, нежели одобрять что-то в современной культуре. Мы повсюду видим бунт

против Бога и поэтому склонны не замечать положительные культурные ценности, такие как

законы,  сдерживающие  зло,  и  общественные  нормы,  поддерживающие  справедливость  и

спокойствие. Мы должны одобрять любые обычаи и действия, которые воздают честь Богу.

Поэтому при оценке современной культуры мы должны искать в ней не только плохое, но и

хорошее.

Изучение  культуры  должно  начинаться  с  признания  религиозного  характера

человеческого существования. Общее откровение обязывает всех людей повиноваться Богу.

Обычаи людей древнего и нынешнего времени содержат и положительную, и отрицательную

реакции  на  откровение  Божьей  воли.  Поэтому,  применяя  ветхозаветные  истории  к

  257

современной  жизни,  мы  должны  оценивать  особенности  той  или  иной  культуры  согласно

Божьему Слову.

 

Природа и культура

 

Оценка культуры требует уравновешенного подхода. Хотя религия играет важную роль

в  формировании  национальных  особенностей  того или  иного  народа,  это  не  единственный

фактор,  который  необходимо  учитывать.  Разнообразие  природы  также  обуславливает

человеческую жизнь. Таким образом, каждая культура является продуктом взаимодействия

религиозных ценностей и природных особенностей.

Однажды  нам  с женой  посчастливилось  жить  по  соседству  с  художницей.  Ее  работы

были  превосходными,  но  больше  всего  меня  впечатляла  ее  любовь  к  разнообразию.  Она

была  одарена  сразу  в  нескольких  видах  искусства:  в  вышивке,  вязании,  живописи  и

керамике.  Я  даже  помню,  как  однажды  сказал  жене:  «По-моему,  она  может  превратить  в

искусство что угодно!»

Рассматривая  мир,  который  сотворил  Бог,  мы  замечаем,  что  Он  также  любит

разнообразие.  Он  не  сотворил  никакого  единого  социального  порядка.  Наоборот,  Он

установил  бесчисленные  природные  различия,  которые  делают  нас  разными.  Как  сказал

Павел:  «От  одной  крови Он  произвел  весь  род  человеческий  для  обитания  по  всему  лицу

земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян.17:26).

Антропологи указывают на многие природные причины разнообразия культур, три из

которых  кажутся  особенно  выразительными.  Физическая  среда  играет  важную  роль  в

культуре.  Климат,  география  и  природные  источники  оказывают  огромное  влияние  на

человеческую жизнь. У группы людей, которые селятся возле моря, жизненная деятельность

развивается не так, как у людей, которые живут в пустыне. Средства передвижения горных

жителей отличаются от тех, которыми пользуются жители равнин. Многие из особенностей

культуры обуславливаются физическими условиями, в которых живут люди.

К  тому  же,  Бог  одарил  людей  разнообразными  природными  талантами  и

способностями.  Даже  при  обычном  наблюдении  видно,  что  отдельные  личности  и  группы

людей имеют разные способности. Одни имеют утонченную художественную одаренность;

другие  проявляют  прекрасные  технические  навыки.  Одни  очень  прагматичны,  другие  же

более  склонны  к  размышлению  и  философии.  Когда  эти  разные  люди  становятся

выдающимися в том или ином обществе, они задают направление развития его культуры.

И,  наконец,  разнообразие  культур  увеличивается  с  течением  времени.  Исторические

перемены  производят  между  народами  множество  различий.  По  мере  того,  как  поколения

вырастают  на  достижениях  прошлого  времени  и  сталкиваются  с  задачами  их  изменчивого

мира, культура их народа принимает все новые и новые формы. Временные перемены также

служат причиной разнообразия.

Влияние природы служит нам вторым руководством для оценки особенностей той или

иной культуры. Поскольку Бог не хотел, чтобы все народы были совершенно одинаковыми,

мы  должны  признать,  что  некоторые  различия  в  культурах  совершенно  обоснованы  и

правильны.  Природные,  естественные  различия  среди  людей  говорят  о  том,  что  о  многих

культурных  особенностях  нельзя  судить  как  о  правильных  или  неправильных.  Многие

общественные  правила  просто  не  имеют  сами  по  себе  никакой  нравственной  ценности.

Например, ездить на лошадях не лучше, чем на верблюдах, или носить сандалии не лучше,

чем  туфли,  или  кушать  вилкой  не  лучше,  чем  пальцами.  Эти  жизненные  особенности

объясняются природным разнообразием, которое установил Бог среди народов.

Однако эти природные отличия не выходят полностью за рамки нашего суждения. Мы

всегда вправе оценивать их относительно общих принципов Писания. Нарушает ли данный

обычай  всеобщие  нравственные  ограничения,  изложенные  в  Библии?  Проходит  ли  этот

обычай тест Божьих заповедей? Мотивы и цели всех культурных особенностей либо устоят,

либо упадут в свете Божьих нравственных стандартов.

  258

Влияние  природы  на  культуру  проясняет  нам  задачу  применения  ветхозаветных

историй.  Разнообразие  природы  указывает  нам  на  необходимость  уважать  различные

особенности ветхозаветной и современных культур.

 

Ветхозаветная культура. Многие черты ветхозаветной культуры появились благодаря

разнообразию  природы.  Ветхозаветные  верующие  часто  имели  такую  форму  отношений  с

Богом,  которая  была  обычна  для  их  времен.  Следовательно,  их  особенности  и  обычаи

никогда не были нормативными для всех верующих.

Например,  Авраам  путешествовал  к  горе  Мориа  на  осле  (Быт.22:3);  Давид  пас  овец

(1Цар.17:15).  Нет  сомнений  в  том,  что  эти  поступки  были  тесно  связаны  с  нравственным

выбором  этих  людей.  Авраам  ответил  на Божий  призыв  принести  Исаака  в  жертву;  Давид

служил  отцу  как  покорный  сын.  В  их  действиях  отражались  особенности  культуры,

соответствующие  выполнению  обязанностей,  данных  им  Богом.  Все  верующие  должны

подчиняться  библейским  принципам  верности  и  служения,  как  делали  эти  люди.  Но  нам

совершенно  не  обязательно  становиться  для  этого  пастухами  или  ездить  на  ослах.  Эти

ветхозаветные формы послушания объясняются их соответствием религиозным убеждениям

и природным особенностям культуры.

 

Современные  культуры.  Таким  же  образом,  совершенно  справедливые  отличия

существуют  и  в  современных  культурах.  Все  верующие  должны  быть  послушными

Писанию,  но  форма  этого  послушания  бывает  разной  в  зависимости  от  времени  и  места.

Иногда нам очень трудно примириться с различиями и особенностями современных культур.

Наше предвзятое мнение о правильном поведении часто мешает нам видеть необходимость в

соответствующем  применении  того  или  иного  отрывка  Писания  к  разным  культурам. Мы

думаем,  что  этот  отрывок  должен  применяться  в  каждой  культуре  так  же,  как  и  в  нашей.

Наши  западные  ценности  заставляют  нас  ожидать  единственно  правильного  ответа  на

каждый  вопрос.  К  тому  же,  при  этом  мы  считаем  все  ответы,  данные  западными

академиками, более важными и весомыми, чем ответы ученых любой другой культуры.

Например, летописец настаивал на том, что поклонение Богу в возвращенном из плена

Израиле должна было сопровождаться правильной музыкой (см. 1Пар.6:31.47; 15:19.22, 28;

16:4.36;  2Пар.7:6).  Большинство  из  нас  понимает,  что  для  применения  историй

Паралипоменона  нам  вовсе  не  обязательно  играть  на  древних  восточных  музыкальных

инструментах  и  напевать  их  мелодии.  Мы  сосредотачиваемся  на  принципе,  а  не  на

конкретных  действиях.  Однако  некоторые  церковные  лидеры  убеждены,  что  только

традиционные  стили  музыки  угодны  Богу.  Мы  играем  на  органе  и  пианино;  мы  поем

традиционные  гимны.  Но  из-за  предубеждений  нашей  культуры  мы  исключаем  другие

музыкальные формы . фольклор, джаз, рок. Мы считаем, что они не угодны Богу, потому

что они не угодны нам. Предрассудки такого рода видны во всем.

Одни и  те же  нравственные  требования могут выполняться  в разных  обстоятельствах

при  помощи  разных,  но  равно  законных  средств.  Язык .  это  дар,  который  должен

использоваться  в  соответствии  с  Божьей  волей,  но  это  не  значит,  что  все  народы  земли

должны говорить на одном языке. Правительства должны использовать власть меча против

зла,  но  средства  достижения  этой  цели  весьма  разнообразны  в  каждой  стране.  Стандарты

Божьей  воли,  открываясь  в  разные  времена  и  в  разных  местах,  требуют  разных  форм

проявления послушания.

Итак, культура развивается на основе религии и природы. Религиозная сторона жизни

побуждает  нас  оценивать  нравственные  качества  всех  культурных  особенностей и  обрядов

Ветхого  Завета  и  наших  дней  в  соответствии  со  Словом  Божьим.  Однако  природное

разнообразие  культур  заставляет  нас  признать  равноправность  особенностей,  как

ветхозаветного,  так  и  современного  мира.  Придерживаясь  этих  принципов,  мы  сможем

лучше и качественнее оценивать особенности каждой культуры (см. рис. 61).

 

  259

 

 

Культура в Ветхом

и Новом Заветах

 

Сравнивая  ветхозаветные истории  с современной культурой, мы осознаем, что имеем

дело  не  просто  с  обычным  историческим  развитием.  Перемена  в  истории  искупления

человечества, пришедшая с рождением Христа, утвердила огромную разницу между нами и

Ветхим  Заветом.  Чтобы  изучить  эту  разницу, мы  рассмотрим  культуру  в  Ветхом  и  Новом

Заветах.

 

Культура в Ветхом Завете

 

Я помню, как однажды после лекции ко мне подошла одна из студенток и сказала: «Я

бы не хотела жить в ветхозаветные времена. У людей тогда было столько правил и запретов,

что они едва могли дышать!» Именно таким воспринимают евангельские верующие Ветхий

Завет . периодом законничества и ограничений. Правильно ли такое впечатление? Какой на

самом деле была ветхозаветная культура?

Даже  при  беглом  чтении  ветхозаветных  историй  мы  видим,  что  Моисеев  Закон

управлял  всем  израильским  обществом.  Наши  разделения  между  мирской  и  религиозной

сферами  жизни  были  немыслимы  для  ветхозаветных  писателей.  Закон  Моисея

распространялся  на  каждый  аспект  национальной  теократии:  поклонение,  политические  и

юридические структуры, а также отношения между людьми. Не было таких жизненных сфер,

которые не затрагивались постановлениями Моисея, полученными от Бога через откровение.

Тем не менее, ветхозаветный Закон не оговаривал каждую сферу жизни до мелочей. Об

одних  вопросах  израильской  культуры  Бог  говорил  много,  о  других .  мало.  С  одной

стороны,  Он  позволял  Израилю  соблюдать  те  древние  обряды,  которые  не  нарушали  Его

принципы, но с другой стороны, Он устанавливал четкие ограничения в некоторых аспектах

культурной жизни Израиля. Так или иначе, Бог не оставлял без внимания ни одного вопроса

национальной теократии. Чтобы лучше понять влияние Закона на культуру, мы рассмотрим

гибкость культуры и ее рамки.

 

  260

Гибкость  культуры.  Культура  древних  израильтян  предоставляла  им  свободу  во

многих  отношениях.  Они  могли  исполнять  свои  обязанности  перед  Богом  с  помощью

различных  средств.  Нравственные  принципы  библейских  заповедей  устанавливали  четкие

границы, но в пределах этих границ Божий народ имел большую свободу.

В результате этого, многие аспекты ветхозаветной теократии очень напоминали другие

древневосточные культуры. Технологические навыки Израиля, формы его искусства и быта

развивались в контексте исторических условий его жизни. Ветхозаветные писатели считали

особенности  своей  культуры  естественными,  обоснованными  и  законными.  Они  не

предписывали каких-либо указаний по таким вопросам, как столовый этикет, цвет одежды,

формы развлечения или средства передвижения.

На  культурную  свободу  Израиля  оказывали  влияние  несколько  факторов. Во-первых,

многие  Божьи  заповеди  были  запрещающими.  Заповеди  «Не  убивай», «Не

прелюбодействуй», «Не кради» (Исх.20:13.15) говорили людям о том, чего они не должны

были  делать.  При  этом  не  указывалось,  что  именно  должны  были  делать  израильтяне  в

каждой отдельной ситуации, и это предоставляло им достаточную свободу действий.

Во-вторых,  многие  из  утвердительных  указаний  Ветхого  Завета  были  даны  в  виде

общих  принципов.  Например,  заповедь  «Помни  день  субботний,  чтобы  святить  его»

(Исх.20:8) утверждала необходимость верного соблюдения субботы. Некоторые подробности

этого  постановления  были  оговорены  в  законах  и  преданиях.  Однако  сама  заповедь  не

уточняла  многочисленные  особенности  соблюдения  субботы,  оставляя  их  на  усмотрение

совести каждого человека.

В-третьих,  в  Ветхом  Завете  было  дано  очень  мало  конкретных  законов.  Хотя  списки

постановлений  могут  показаться  чрезвычайно  длинными  современному  читателю,  они

затрагивали  только  некоторые  аспекты  повседневной  жизни,  поэтому  ветхозаветная

культура была в огромной степени свободна от этих постановлений.

Итак,  мы  можем  сделать  вывод,  что  во  многих  сферах  жизни  и  культуры  Бог

предоставлял  израильскому  народу  свободу.  Божьи  заповеди  устанавливали  границы  его

жизнедеятельности, но она была во многом свободна от каких-либо постановлений.

 

Рамки культуры. Хотя Бог не обложил законами  все  в  ветхозаветной  теократии, Он

дал Израилю довольно обширное законодательство, охватывающее также и его культуру. Бог

не  позволил  народу  вести  любой  образ  жизни.  Он  предоставил  множество  указаний

относительно  повседневных  дел.  Например,  ветхозаветным  верующим  было  строго

запрещено разрешать их животным или слугам работать в субботу (Исх.23:12). Закон также

говорил о  разводе  (Втор.24:1.4), военной службе  (Втор.20:1.9), определенных видах пищи

(Втор.14:1.21), а также предписывал наказания за особенные преступления (Лев.20:1.27).

Почему  Бог  так  тщательно  руководил  израильским  обществом?  Неужели  Он  желал

сковать  культуру  Своего  народа?  Ответ  на  эти  вопросы  виден  в  Божьем  обращении  к

Моисею:  «Вы  видели,  что  Я  сделал  Египтянам,  и  как  Я  носил  вас  как  бы  на  орлиных

крыльях,  и  принес  вас  к  Себе.  Итак,  если  вы  будете  слушаться  гласа  Моего  и  соблюдать

завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля» (Исх.19:4.5).

Итак, ветхозаветный теократический Закон должен был приносить славу Богу и пользу

Израилю.  Он  отделял  теократическое  государство  от  других  народов  и  делал  Израиль

Божьим  «уделом»,  драгоценным  владением.  Закон  Моисея  учил  Израиль  чтить  Бога  и

угождать Ему. Более того, он ограждал Израиль от разрушительной силы греха и указывал

путь  верной  жизни  (Иис.Нав.1:7.8).  С  течением  времени,  грех  превратил  закон  в  тяжкое

бремя (Рим.7:7.11), но цель, с которой Бог давал Свой Закон, заключалась в благословении

для Его народа. Как предсказал Моисей:

 

Вот,  я  научил  вас  постановлениям  и  законам,  как  повелел  мне  Господь,  Бог  мой.

Храните и исполняйте их; ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов,

  261

которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть

народ мудрый и разумный (Втор.4:5, 6).

 

Израильский  закон  не  слишком  отличался  от  законов  и  обычаев  других  народов.

Археологические  исследования  выявляют  множество  сходств  между  Израилем  и  другими

народами. Однако Бог придавал особое значение только обычаям Своего народа. Например,

многие древние племена практиковали обрезание, соблюдали обряды заветов, похожие на те,

которые  были  даны  в  ветхозаветном  законе,  и  строили  храмы,  похожие  на  Соломонов.

Однако в Ветхом Завете эти поступки рассматривались в свете откровения, которое дал Ягве.

Учение, связанное с обрезанием, храмом, обрядами завета и т.п. ярко выделяет Израиль на

фоне всех остальных народов.

Кроме того, Бог устанавливал культурные нормы, которых не было в других народах.

Культовая проституция была запрещена (Втор.23:17); израильтянам нельзя было есть то, что

употреблялось  другими  народами  (Лев.11:1.47);  Закон  Моисея  запрещал  формы

экономического  давления,  которые  были  широко  распространены  среди  соседей  Израиля.

Бог  дал  Своему  народу  много  постановлений,  выделявших  Израиль  как  святой  народ,

отделенный от всеобщих обычаев древнего востока.

Итак, во многих вопросах культуры Бог  предоставлял Израилю свободу, но при этом

также  многие  сферы  жизни  были  строго  ограничены  Божьим  Законом.  Высокая  степень

культуры  Израиля  выделяла  его  из  всех  остальных  народов  в  качестве  геополитического

примера правления Бога в эпоху Ветхого Завета.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz