Библейский словарь Нюстрема

 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 Р

Раав. 1) Блудница в Иерихоне спаслась со всем своим домом от гибели, постигшей остальных жителей, потому что она из страха перед Богом Израилевым приняла соглядатаев, посланных Иисусом Навином (И. Нав. 2:1 и дал.; 6:16 и дал.; Евр. 11:31; Иак. 2:25); она стала женою Салмона и праматерью Иисуса Христа (Руф. 4:21 и дал.; Мат. 1:5).

2) Раав встречается у Ис. 30:7 (евр.) и Пс. 86:4, как поэтическое название Египта. Некоторые полагают, что под словом Раав, которое по-еврейски обозначает шум или гордость, подразумевается, может быть, какое-то производящее шум морское чудовище, например, в Пс. 88:11; Ис. 51:9 и Иов. 26:12; оно стало поэтому символом Египта, родины крокодилов.

Раама — имя одного из сыновей Хуша (книга Бытия 10:7), и также страны, населенной его потомками (Иез. 27: 22); возможно, что эта страна находилась к северу от Персидского залива, где, по сообщению Птолемея, был город, по имени Регма.

Раамсес, другое название земли Гесем в Египте, где израильтянам было позволено поселиться (Быт. 47:11; Срав. 46:28). Так назывался также один из городов для запасов, которые израильтяне во время рабства должны были построить для фараона (Исх. 1: 11). Из Раамсеса израильтяне выступили, чтобы идти в землю обетованную (Исх. 12:37; Чис. 33:3,5). Название Раамсес напоминает нам о великом египетском фараоне Рамзесе 2-ом; имя которого встречается на некоторых надписях среди развалин Гесема, в восточной части Нильской долины. Египетские папирусы свидетельствуют о том, что еврейские рабочие должны были, под наблюдением египетских надсмотрщиков, заниматься шлифованием камней в Цоане (иначе Танисе), который также называется дворцом Рамзеса.

Раб — евр. эвед.

Раб. Прислугой у израильтян, как и у всех древних народов, были рабы, которые являлись собственностью своих владельцев. Рабами, обыкновенно, были иноплеменники, взятые на войне (Чис. 31:26 и дал.), или купленные за деньги (Быт. 17:23; Лев. 25:44), или, наконец, рожденные от рабов, следовательно, от рождения бывшие собственностью своих господ (Быт. 17: 23; Исх. 21:4). Законною ценою раба было 30 сиклей серебра (Исх. 21:32), а свободного израильтянина — 50 сиклей серебра (Лев. 27:3 и дал.). Израильтянин также мог быть рабом у израильтянина (Исх. 21:2; Втор. 15:

12) в том случае, если первый из-за бедности продавал себя (Лев. 25:39); но закон повелевал хозяину все-таки не считать его за раба, а относиться к нему, как к наемнику, и, спустя определенное время, возвратить ему свободу без выкупа (Исх. 21:2 и дал.; Лев. 25:39 и дал., если только он до этого времени не был выкуплен (25:48 и дал.). Неизвестно, касалось ли это правило также того, который, вследствие невозможности возместить украденное, был продан в рабы (Исх. 22:3). Должников, которые не могли уплатить долга, заимодавцы обращали в рабов (Чис. 4:1; Неем. 5:5; срав. Иов. 24:9; Ам. 2:6; Мат. 18:25). Некоторые полагают, что это было установлено законом в Лев. 25:39,47, где говорится о том, что бедный должник продает себя заимодавцу; другие же понимают это так, что продажа себя была добровольным поступком должника.

Рабство, которое существовало у евреев с незапамятных времен (Быт. 12:16; 14:14; 24::35; 30:43), не было отменено законом Моисеевым, но было облегчено и смягчено некоторыми оговорками, причем сделано различие между рабами — израильтянами и таковыми из других народов: последние были полной собственностью своих господ и переходили, как все прочее имущество, к потомству для «вечного владения» (Лев. 25:44 и дал.), раб-израильтянин мог быть выкуплен своими родственниками или, если этого не получалось, то после шестилетнего пребывания в рабстве получал право оставить своего господина и стать свободным (Исх. 21:2); и тогда нельзя было отпустить его с пустыми руками: хозяин должен был снабдить его всем необходимым из скота и припасов (Втор. 15:12 и дал.). Если раб израильтянин был женат в то время, как продавал себя в рабство, то он имел право взять на свободу жену, но если он женился во время пребывания в рабстве, то жена и дети его принадлежали хозяину (Исх. 21:3 и дал.). В Иер. 34:8 и дал. говорится о том, как Седекия и народ, из страха перед халдеями, провозгласили свободу рабам-евреям, потому что эта заповедь не была соблюдаема. Когда же опасность миновала, они раскаялись в своем поступке и взяли обратно только что освобожденных рабов (ст. 11,16), поэтому Господь объявил им свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду и обещал отдать их на озлобление во все царства земли (ст. 17).

Если раб не желал пользоваться свободою, но предпочитал оставаться у своего хозяина со своим семейством, то его в присутствии властей ставили к косяку двери, и господин прокалывал ему ухо шилом; тогда он делался рабом его навсегда, т.е. на всю жизнь (Исх. 21:5 и дал.); таким образом поступали и с рабынями (Втор. 15:17). Прокалывание уха у многих восточных народов было обычаем, который наружно выражал послушание и покорность (Срав. Пс. 39:7). Плавт указывает, что ношение серег в ушах являлось признаком рабства. Талмудисты выражение «вечно» толкуют так, что время пребывания в рабстве еврея продолжалось только до юбилейного года, когда он, во всяком случае, делался свободным; другие думают, что прокалывание уха делало его рабом на всю жизнь, независимо от того, доживал ли он до юбилейного года, или нет, на одинаковых условиях с теми рабами, о которых говорится в Лев. 25: 46.

В противоположность закону Исх. 21:1 и Втор. 15:12 о том, что рабы евреи должны были быть отпускаемы на волю в 7-ой год или после 6-летнего служения, закон в Лев. 25:39 и дал.; 47 и дал. предписывал, чтобы рабы, которые продали самих себя богатым поселенцам, живущим в стране, были отпускаемы на свободу не после 6-летнего служения, но только в юбилейный год. Однако, согласно этому закону, они имели право во всякое время получать обратно свободу, если их выкупали родственники, или они сами приобретали средства для своего выкупа (ст. 48 и дал.); в этих случаях сумму выкупа должно было определить по числу лет, которые остались до юбилейного года, когда рабы, во всяком случае, делались свободными. Относительно того, как согласовать эти законоуставления, существует много различных мнений. Многие принимают объяснение, которое предложил Михаелис, что в обыкновенных случаях, раб из евреев делался свободным после шестилетнего служения; если он вступил в рабство незадолго до юбилейного года, то ему не нужно было ждать седьмого года, так как он делался свободным в юбилейному году.

Особые установления были предписаны законом и для дочери израильтянина, которая была продана своим отцом другому израильтянину в рабыни, в качестве наложницы. Если она не нравилась своему господину, то ее могли сейчас же выкупить, но нельзя было перепродать ее в рабство чужому народу. Если господин определил ее наложницею своему сыну, то она должна была пользоваться правом дочери, и, если сын брал себе другую, то нельзя было отнимать от первой ее прав жены, в противном случае она делалась свободной без выкупа (Исх. 21:7 и дал.). Также если израильтянин брал себе в жены чужую женщину из пленных, и она впоследствии переставала ему нравиться, то он не мог ее продать или обратить в рабство, но должен был отпустить ее (Втор. 21:13 и дал.).

Кроме общего установления о том, что к рабу еврею нельзя было относиться жестоко, но как к наемнику Лев. 25:39,43,53) закон предписывал также делать рабов из язычников участниками* благословения Божия: их должно было обрезывать (Быт. 17:12), и таким путем предоставить им право вкушать пасхального агнца (Исх. 12:44). Рабы и рабыни должны были пользоваться полным отдыхом в субботу (Исх. 23:12; Втор. 5:14), иметь участие в остатках жертвы (Лев. 25:6), также в жертвенных пирах (Втор. 12:12, 18) и в праздничном весельи (16:11,14). Убивший своего раба подвергался наказанию (по толкованию раввинов — смерти) (Исх. 21:20); если раб был искалечен, то отпускался на волю (ст. 26 и дал.). Раба убежавшего от своего хозяина, нельзя было выдавать обратно; он имел право поселиться в Израиле, где ему было угодно (Втор. 23:15 и дал.). Кража людей (1 Тим. 1:10) была тяжким преступлением, за которое закон карал смертью (Исх. 21:16; Втор. 24:7).

Вообще закон внушал гуманное отношение ко вдовам, сиротам, чужестранцам и пришельцам (Исх. 22:2.1 и дал.; Втор. 10:18 и дал.; 24:17 и дал.; 27:19); платы наемнику нельзя было задерживать до следующего утра (Лев. 19:13).

Разные места в Ветхом Завете свидетельствуют о трудном и утомительном служении рабов (Иов. 7:2; Пс. 122:2) и о суровой дисциплине, которой они были подчинены (Прит. 29:19,21). С другой стороны, бывали случаи лучшего обращения. Случалось, что хозяин отдавал свою дочь в жены рабу (1 Пар. 2:35); более распространенным был обычай брать рабынь в наложницы (Быт. 30:3; Исх. 21:9). Иногда хорошие слуги делались доверенными управителями. Сиба, раб Саула, имел 15 сыновей и 20 рабов (2 Цар. 1:2, 10). В рассказе об Аврааме и Елеазаре (Быт. 24), о Воозе и его слугах (Руф. 2:4) и об уважении Иова к правам своих слуг (Иов. 31:13 и дал.) мы встречаем картины хорошего отношения между хозяином и рабами.

Древний обычай евреев, брать своих собратьев в рабы, кажется, постепенно исчез после возвращения из Вавилонского плена. Попытка восстановить его во времена Неемии встретила определенное противодействие (Неем. 5:5 и дал.). По Иосифу Флавию, большое негодование возбудил указ Ирода о продаже в рабство воров. В Ветхом Завете мы читаем, что пленные евреи часто делались рабами других народов и продавались, например, финикийцами (Иоил. 3:6) и филистимлянами (Иоил. 3:6, Ам. 1:6). Ил Ам 1:9; Иез. 27:13 видно, что торговля рабами велась финикийцами в больших размерах. По всей вероятности, благодаря финикийцам, евреи во время Авдия были переселены в рабство в Сефарад (Авд. 20). Сирийцы, египтяне и римляне забирали в рабство большие партии евреев.

О египетском рабстве до Моисея см. «Египет» и «Фараон». Корни рабства, наконец, были подрублены, но не путем определенных установлений, а незаметно действующею могучею силою христианства. Наставник, Который явился в образе раба (Фил. 2: 7), принял на Себя попечение о самых незнатных и учил своих последователей, что они все братья (Мат. 23:8), и что самое великое преимущество в Его царстве быть для всех рабом ( Map. 10:44). Его апостолы подтвердили, что в Христе не существует никакой разницы между рабами и свободными (Гал. 3:28; Кол. 3:11). Они не требовали насильственного упразднения внешних форм, но учили рабов оставаться в своем звании, и, если было возможно легально получить свободу, то воспользоваться этим (1 Кор. 7:20). Если христианин на своем месте, будь он господин или раб, оказывал верность, кротость и послушание, дух Христов постепенно преобразовывал также и внешние обстоятельства, и поэтому апостолы постоянно напоминали рабам об их обязанностях по отношению к господам, кто бы они ни были — язычники или христиане (Еф. 6:5 и дал.; Кол. 3:22 и дал.; 1 Тим. 6:1 и дал.; Тит. 2:9 и дал., 1 Пет. 2:18 и дал.). Старец Павел возвращая своему другу Филимону, его беглого раба Онисима, ходатайствует за виновного, прося не об освобождении, но о прощении и братском отношении к вернувшемуся (Фил. 12, 16 и дал.).

Рабсак и Рабсарис (т.е. начальник евнухов), ассирийские чиновники, которые вместе с Тартаном были посланы от Саргона, царя ассирийского (Ис. 20:1) к Иезекии, чтобы принудить его покориться (4 Цар. 18:17 и дал.; срав. Ис. 36:2 и дал.; 37:4,8).

Рабсарис. См. «Рабсак».

Равва, столица амонитян, расположенная недалеко от Мертвого моря в северо-восточном направлении, в 30-40 км к востоку от Иордана (Втор. 3:14; И. Нав. 13:25). При осаде этого города был убит Урия (2 Цар. 11), впоследствии Равва была взята Давидом (2 Цар. 12:29). но вновь сделалась независимой. В Иер. 49:1 и дал. и Иез. 21:20; 25:25 высказан городу суровый приговор за его жестокость по отношению к Израилю. Птолемей Филадельф украсил город и назвал его Филадельфией; теперь он называется Амманом.

Равви, Раввуни (т.е. великий господин), почетное звание, которое давалось законникам во времена Иисуса. Этим названием народ почтил Иоанна Крестителя, а, в особенности, Иисуса (Мат. 23:7; 26:49; Map. 9:5; 10:51; 11: 21; Иоан. 1:38; 20:16). Срав. «Законники».

Рагав — сын Фалека и отец Серуха (Быт. 11:18; Лук. 3:35).

Рагуил. 1) Сын Исава и Васемафы, дочери Измаила (Быт. 38:4,10,17). 2) См. «Иофор».

Разводное письмо. См. «Развод».

Разноплеменные люди. Когда израильтяне вышли из Египта, с ними пошло много разноплеменных людей, низшего сословия, которые хотели избежать притеснений со стороны высших сословий (Исх. 12:38; Срав. Чис. 11:4). Они сделались дровосеками и водовозами (Втор. 29:11).

Разон, сын Елиады, сириянин, который бежал от своего государя Адраазара, царя Сувского, завоевал у Давида Дамаск и был противником Израиля во все дни Соломона (3 Цар. 11:23 и дал.).

Рай, евр. пардес, т. е. парк или сад, вероятно, от персидского слова пайридеца, т.е. огороженное или защищенное место. Это слово употребляется для обозначения лесных парков и садов в Неем. 2:8; Еккл. 2:5; Песн. П. 4:13. После перевода Ветхого Завета 70 толковниками слово рай стало обычным названием Едемского сада (См. «Едем»), а в позднейшем иудействе — обычным названием того отделения Гадеса, или царства умерших, где души праведников ожидают воскресения, место, которое евреи также называли лоном Авраамовым (Лук. 16: 22 и дал.). Иосиф Флавий выражается так: после нашей смерти Авраам, Исаак и Иаков примут нас в свое лоно. «В сей день (ныне же) будешь со Мною в раю», сказал Иисус разбойнику (Лук. 23:43). Эти слова должны были означать то место в преисподней, куда после смерти Своей сошел Господь и проповедовал находящимся в ней духам (1 Пет. 3:19; 4:6), но в них также заключалось указание на небесный рай, «самое небо» (Евр. 9: 24), который Иисус тогда открыл смертью Своей, и куда, без сомнения, разбойник вошел с Ним, как первенец.

Этот рай Божий, в котором стоит «дерево жизни» (Отк. 2:7), и который описывается в Отк. 21:1 и дал. словами, во многом напоминающими описанный Иезекиилем (Иез. 31:3 и дал.). «Божий сад», подразумевает и Павел, когда он говорит, что он был восхищен до третьего неба... восхищен в рай (2 Кор. 12:3 и дал.) и слышал там неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

Рак (2 Тим. 2:17), болезнь, подобная гангрене, распространяющая свои ядовитые соки на все тело, — символ пагубного влияния лжеучителей.

Рака (Мат. 5:22) происходит от слова обозначающего «пустой», приблизительно, то же, что слово «дурак».

Рама (возвышенность), множественное число Рамот; название некоторых городов.

1) Город в колене Вениаминовом (И. Нав. 18:25; Суд. 19:13), который был укреплен израильским царем Ваасой (3Цар. 15:17 и дал.). Здесь вместе с другими пленниками был заключен в темницу Иеремия после падения Иерусалима (Иер. 40:1). В этой Раме пророк предсказал, что Рахиль будет оплакивать смерть своих детей (Иер. 31:15). Ев. Матфей приводит эти пророческие слова при избиении младенцев в Вифлееме. Рама застроилась вторично после плена (Езд. 2: 26; Неем. 7:30). Это место называется теперь Рам.

2) Родина Самуила, где он также жил, работал и умер (1 Цар. 7:17; 8:4; 19:18; 25:1; 28:3). Его могила находится на месте, называемом Цуф. Город носил также другое название — Рамафаим-Цуфим (1 Цар. 1:1,19). У Иосифа Флавия он назван Армафой; В Новом Завете Аримафеей (Мат. 27:57). Некоторые полагают, что местечко Неби-Самуил, в 5 км к северо-западу от Иерусалима, по всей вероятности, и есть древняя Рама. См. «Мицфа 5.»; по мнению других, на месте Рамы теперь расположено населенное христианами селение Рамалла, почти в 20 км к северу от Иерусалима; иные же думают, что на ее месте находится селение Соба, в 10 км к западу от Иерусалима; предполагают также, что Рама 1. и 2. — одно и то же место, а именно, вышеупомянутый Рам.

3) Город в колене Асировом (И. Нав. 19:29); теперь село Рама к юго-востоку от Тира.

4) Город в колене Неффалимовом (И. Нав. 19:36), теперешнее селение Раме к юго-западу от Сафеда в северной Галилее.

Рамафаим-Цуфим. См. «Рама».

Рамоф. См. «Ремеф».

Рамоф-Галаадский также назван Рамаф-Мицфа, город левитов и город убежища в колене Гадовом, к востоку от Иордана (Втор. 4:43; И. Нав. 13:26; 20:8; 21:38).

Будучи важным военным пунктом, он являлся яблоком раздора между царями израильским и сирийским. В этом месте был убит Ахав (3 Цар. 22: 34-38), ранен Порам (4 Цар. 8:28 и дал.) и помазан на царство Ииуй (4 Цар. 9:1 и дал.; 2 Пар. 22:5 и дал.). На месте древнего Рамофа, может быть, расположен теперешний Сальт в одном км к югу от Иавока. По всей вероятности, этот Рамоф то же, что и Мицфа 1.

Рамоф-Лехи. См. «Лехи».

Рамоф-Мнцфа. См. «Мицфа 1».

Раскаяние — евр. тшува.

Раскаяние. В некоторых местах Библии говорится, что Бог «раскаялся», как, например, в Быт. 6:6,7 «раскаялся Господь, что создал человека на земле», и в 1 Цар. 15:11: «Жалею, что поставил Я Саула царем». (Срав. Исх. 32:12,14; Иоил. 2:13,14; Иер. 18:8; 26:13,19; Иоан. 3:9,10). С другой стороны, Св. Писание подчеркивает, что Бог не может раскаяться, как человек (Рим. 11:29). Так же понял это Валаам (Чис. 23:19), почему выражения о раскаянии Бога должны быть поняты, как иносказания, или как самое сильное выражение, обозначающее изменившееся положение человека к благоволению Божию, но в самом Боге не совершается изменения, ибо негодование к злу принадлежит Его сущности. Так, в одной и той же главе, 1 Цар. 15, сказано, что Господь раскаялся (ст. 11 и 35) и, что Господь не раскается (ст. 29).

Распорядитель пира. См. «Пиршество».

Рассадники (Песн. П. 4:13). См. «Сад».

Расселины

гор (Песн. П. 2:17), места, где можно пастись животным.

Растение: 1) (Ион. 4:6), евр. «кикайон». Так названо растение, которому Господь повелел вырасти, чтобы дать тень пророку Ионе. По общему мнению, это растение — клещевина, родина которого Азия и Африка; листья его напоминают виноградные, но гораздо крупнее последних. Клещевина растет так быстро, что в течение нескольких месяцев в теплых странах достигает 30 до 40 футов высоты; в садах же южной Европы достигает только 10 фут. ( Ricinus communis ).

2) В 4 Цар. 4:39 упоминается растение (евр. гефен саде, дикая лоза), с которого по ошибке собрали несъедобные плоды. Вероятно, это были дикие огурцы Некоторые предполагают, что это слово обозначает растение колоквинт, видом напоминающее померанец, горькое на вкус.

Рахиль — Рахель, т. е. овечка. Рахиль — младшая дочь Лавана, любимая жена Иакова, которую он получил в жены за четырнадцать лет работы. Она, после долгого ожидания, стала матерью Иосифа и Вениамина и умерла вскоре после рождения последнего (Быт. гл 29-35). Могила Рахили показывается еще и теперь недалеко от Вифлеема; над ней построена магометанская часовня. По 1 Цар. 10:2 могила Рахили находилась на границе колена Вениаминова, — следовательно к северу от Иерусалима. Может быть в этом случае подразумевается другое место?

Ревекка — Ривка.

Ревекка, дочь Вафуила, сестра Лавана и жена Исаака. После двадцатилетнего ожидания она сделалась матерью Иакова и Исава. Будучи пристрастной к Иакову, она хитростью добилась для него от отца большего благословения, которое предназначалось Исаву, как старшему сыну. После этого Иаков убежал из дому и, когда много лет спустя, он вернулся из Месопотамии, Ревекки, вероятно, уже не было в живых. Она была погребена в пещере Махпела, которую Авраам купил себе для семейной могилы (Быт. 24-.28: 49:31).

Река — евр. нагар. Река. Этим словом в некоторых местах Библии обозначается Нил (Исх. 2:3; 7:15); в других местах Евфрат (Ис. 11:15; Быт. 31:21; Езд. 4:10). «От моря до реки» обещал Бог распространить власть евреев, т.е. от Средиземного моря на западе до Евфрата на востоке, и это обетование исполнилось во времена Давида и Соломона (Быт. 15:18; Исх. 23:31; Пс. 79:12; 2 Цар. 8; 3Цар. 4:21; 2 Пар. 9:26; Срав. Пс. 71:8 и дал.).

Река Аравийская (Ис. 15:7). См. «Заред».

Репчатый лук. См. «Лук».

Речь,

язык — евр. лашои, сафа.

Речь, язык. Дар речи по Быт. 2:19 и дал. представляется, как просыпающаяся под руководством Создателя и возрастающая в человеке способность. О свойствах и характере первоначального языка мы ничего не знаем. Из Библии известно, что после потопа некоторое время «на всей земле был один язык и одно наречие» (11: 1). Во время постройки города и башни Вавилонской язык людей смешался, так что один не понимал речи другого, и «люди рассеялись оттуда по всей земле» (Быт. 11:2 и дал.; Срав. 10:5,20,31). Этот суд Божий был естественным последствием духовного извращения гордого человечества, выразившегося в стремлении к раздору и разделению, и, вместе с тем, был действием благодати, чтобы пресечь неудержимый рост зла, как следствие беспрепятственного общения людей. Противоположность этому мы видим в новозаветном чуде в день Пятидесятницы, когда галилейские мужи прославили великие дела. Божий на разных, чуждых им наречиях (Деян. 2:4,11). По всей вероятности, этот же дар получили обращенные язычники в Кесарии (10:46), в Ефесе (19:6) и в Коринфе (1 Кор. 12:10; 14: 2 и дал ); им также в высокой степени обладал ап Павел (14:18). Эту речь на языках, состоявшую из молитвы и прославления, невозможно было понимать без истолкования (14: 5, 14 и дал.).

Еврейский язык, как один из древнейших языков, если только не самый древний, заслуживает особенного внимания, будучи языком древних израильтян, на котором Бог давал им Свои откровения. В Ветхом Завете он называется Иудейским языком (4 Цар. 18:26; Неем. 13:24; Есф. 8:9), также ханаанским языком (Ис. 19:18); в Новом Завете — еврейским языком (Отк. 9:11); он был родственен тем языкам, на которых говорили в Ханаане до покорения его израильтянами, что видно из особенностей финикийского языка, сохранившегося на монетах и надписях (финикийцы, как известно, были хананеями); из большого количества названий местностей — существовавших до покорения Ханаана, а также из того, что евреи, объясняясь с хананеями, не пользовались переводчиками. Языки соседних народов имели также большое сходство с еврейским. Язык записей на Моавитском камне выглядит как бы еврейским наречием. Родственные еврейскому языку были также сирийский или арамейский (Дан. 2:4; Езд. 4:7), который все же не вполне был понятен простому народу (4 Цар. 18: 26; Ис. 36:11), далее азотский, т.е. смесь еврейского с филистимским, который возбуждал негодование Неемии (Неем. 13:24). В самом еврейском языке были разные наречия, что видно из Суд. 12:6 (См. «Шибболет»); в позднейшее время галилейское наречие обнаружило принадлежность Петра к ученикам Иисуса (Мат. 26:73; Map . 14:70).

Сирийский или арамейский язык, на котором говорили на первоначальной родине евреев, не был похож на еврейский. Это различие видно хотя бы из разных названий, которые Иаков и Лаван дали сделанному ими из камней холму (Быт. 31:47). В позднейшее время, после возвращения из Вавилона, он стал все более и более распространяться (вследствие увеличившегося сирийского влияния) в Палестине, где он, как международный разговорный язык был понимаем и употребляем знатными людьми (4 Цар. 18:26), так что, несмотря «а заботу об очищении языка со стороны Неемии и других реформаторов (Неем. 13:24), древне-еврейский язык постепенно был забыт народом, смешался с арамейским и, наконец, был совершенно вытеснен арамейским языком. Книги Ездры и Даниила, большею частью, написаны на этом последнем языке. Древнееврейский язык изучался и хранился только учеными, которые почитали его святым языком. Народ во время Христа употреблял арамейское наречие, которое в Новом Завете неправильно называется еврейским (Иоан. 5:1; 19:13; 19.17,20). На этом языке говорил Иисус ( Map. 5: 41) и апостолы (Деян. 21:40; 22:2). Родство этого языка с древнееврейским видно, например, из сравнения еврейского « gulgolets« с арамейским « golgata ; gulgalta « (череп), или еврейского «av« с арамейским « abba « (отец).

Важнейшим после еврейского — для любящих Библию — является греческий язык, язык Македонской мировой державы и язык философии и науки, особенно в той форме, в которой он развивался среди еврейских колонистов в Александрии во время до Р.Хр.; так называемое эллинистическое наречие, на которое был сделан перевод книг Ветхого Завета 70-ю толковниками, и которое можно охарактеризовать, как облеченный в греческую форму еврейский или арамейский язык. За исключением, до известной степени, Евангелия Луки, посланий Павла и послания к Евреям, — весь Новый Завет написан на таком греческом языке с еврейской окраской, который во время Христа был общеупотребительным в Палестине, так как некоторые области имели преимущественно греческое население.

Наряду с этими двумя языками имеет большое значение и латинский язык, — язык римского всемирного владычества. На этих трех языках: латинском, греческом и еврейском Пилат написал на кресте царский титул Иисуса (Иоан. 19:20; Лук. 23:38), и на них же в первые века христианства Евангелие распространилось по всему миру.

Ремеф (И. Нав. 19:21), также назван Рамоф (1 Пар. 6:73) и Иармуф (И. Нав. 21:29), город левитов в колене Иссахаровом; м.б. теперешнее селение Рамех, находящееся в десяти км к северу от Самарии.

Ремфан. Так назван Стефаном (Деян. 7:43) идол, которому поклонялись израильтяне. У Ам. 5:26 он назван Киуном (евр. текст).

Ресен (Быт. 10:12). См. «Ниневия».

Рефаим, т.е. дух умершего.

Рефаимы, т.е. великаны, населявшие Палестину во времена Авраама (Быт. 14:5; 15:20). Потомки их существовали спустя еще долгое время. Царь Ог во время Моисея происходил от них; они упоминаются также в книге И Нав. 12:4; 17:15. Во время Давида несколько потомков Рефаимов жили в Гефе (2 Цар. 21:18 и дал.; 1 Пар. 20:4 и дал.). Некоторые предполагают, что евр. слово «нефилим» (исполины) в Быт. 6:4 обозначает именно этих великанов, «потомков сынов Божиих и дочерей человеческих». (Срав. Иуд. ст. 6 со 2 Пет. 2:4).

Долина Рефаимская — плодородная долина, к югу style='text-transform:uppercase'> от Иерусалима (Ис. 17: 5; И. Нав. 15-8; 18:16), где Давид разбил филистимлян (2 Цар. 5:18; 5: 22; 1 Пар. 14:9 и дал. ; Срав. 2 Цар. 23:13).

Рефидим (Исх. 17; 19:2), стоянка израильтян между пустынею Син и горою Синай, где народ стал роптать, и Бог дал им воду из скалы, и где были разбиты амаликитяне.

Рехав — отец того Ионадава, который жил в царствование Ииуя и помог ему убить пророков Ваала (4 Цар. 10:15, 23); по Иер. 35:6 он — праотец Рехавитов, которые 200-300 лет спустя строго соблюдали заветы, оставленные им Иоанадавом, сыном Рехава: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши во веки; и домов не стройте, и семян не сейте, и виноградников не разводите и не имейте их, но живите в шатрах во все дни жизни вашей». Их стойкость и послушание заповеди отца дали Богу повод обличить евреев в их вероломном отношении к Богу (Иер. 35:2 и дал.). Господь благословил дом Рехавитов за их послушание своему родоначальнику (Иер. 35:18, 19). Срав. «Кенеяне».

Реховоф. См. «Ситна».

Реховоф-Ир. См. «Ниневия».

Рехум и Шимшай писали письмо к царю Артаксерксу с целью воспрепятствовать восстановлению Иерусалима (Езд. 4:8 и дал.).

Рецеф. город покоренный ассирийцами (4 Цар. 19:12; Ис. 37:12), вероятно, Ресафа, между Пальмирою и Евфратом.

Рецин — царь Дамаска, который соединился с израильским царем Факеем против Ахаза, царя иудейского. После неудачной осады Иерусалима Рецин ушел обратно, завоевав Елаф. Через некоторое время после этого его войско было разбито Феглаффелласаром, царем ассирийским, а он сам был убит; его народ был уведен в плен ассирийцами (4 Цар. 15:37; 16:5 и дал.; Ис. 7:1 и дал.; 8:6; 9:11).

Ривла — город в Емафской земле; теперь это селение на правом берегу Оронта, на северном конце обширной Ливанской долины, Эль-Бека. Ривла в военном отношении была важным пунктом, потому что через нее проходила самая удобная дорога в Палестину с севера и северо-востока. В Ривлу был приведен царь Иохаз к фараону Нехао. Здесь была главная квартира царя Навуходоносора во время войны с Иудеей (4 Цар. 23:33; 25:6,20 и дал.; Иер. 39:5; 52:10). Не вполне выяснено, та ли это Ривла, которая упоминается в Чис. 34:11. расположенная на северо-восточной границе Ханаана.

Ригия, теперь Реджи, приморский город, основанный греческими колонистами на юго-западном берегу Италии, напротив Мессины. Павел остановился здесь на один день во время своего путешествия в Рим (Деян. 28:13).

Рим, столица всемирной державы, расположенный на берегу реки Тибра в Италии, по преданию, построен Рому-лом около 750 года до Р.Хр. Во времена своего расцвета он был раскинут на семи холмах — Капитолии, Палатине, Авентине, Целим, Квирилале, Виминале и Эсквилине (Срав. Отк. 17:9). Рим сначала управлялся царями — приблизительно до 500 г. до Р.Хр.; потом царская власть сменилась республикой, во главе которой стояли два консула, избираемые на 1 год. Так продолжалось до времени Юлия Цезаря, который захватил власть в свои руки в 46 г. до Р.Хр. Сын его брата Октавиан Август, сделавшийся единовластным правителем с 31 г. до Р.Хр., принял новый титул кесаря. В течение этих столетий власть Рима распространилась сперва на всю Италию (270 г. до Р.Хр.) и на все земли, прилегающие к Средиземному морю, включая Галлию и Британию на севере, Египет на юге и стран, прилегающих к Евфрату — — на востоке. Таким образом, Рим владел всем миром и сделался центром тогдашнего мира. Его населяли миллионы людей, пестрая смесь всевозможных племен; богослужение, суеверие и мерзости всех побежденных народов находили там себе место, как это описано в Рим. 1:21 и дал. Предполагают, что во времена Августа народонаселение Римской империи достигало, приблизительно, 100 миллионов человек, население же самого города Рима в то время достигало 1 мил. 20 тыс. человек. Палестина также была втянута в эту твердую, как железо, всемирную монархию, особенно после союза, заключенного между Римом и Маккавеями в 140 г. до Р.Хр. (Макк. 14 гл.). Окончательно Палестина была присоединена к империи после взятия Иерусалима Помпеем в 63 году до Р.Хр., после чего знамена непобедимых римских войск были водружены среди израильского народа. Некоторые предполагают, что Спаситель словами: «мерзость запустения, стоящая на святом месте» (Мат. 24:15; Map. 13: 14) указывал на знамена с языческими символами, богинями победы, военными орлами, венками и т.п., как на прелюдию к будущему владычеству антихриста (2 Фес. 2:4 и дал.).

Уже тогда много евреев, как полагают, — до 20-30 тысяч человек, жило в Риме; они имели там собственный квартал с семью синагогами и все говорили по-гречески, т.к. в это время греческий язык в Риме был в таком же употреблении, как и латинский. Некоторые из них были старьевщиками, другие врачами и банкирами; иные имели даже доступ во дворец, но вообще все они были предметом насмешек со стороны римских писателей. Среди посещавших Иерусалим в праздник Пятидесятницы находились и евреи из Рима (Деян. 2: 10). По всей вероятности, римская церковь и образовалась из обращенных евреев и прозелитов. Она уже существовала до прихода туда Павла (Деян. 28:14 и дал.; Рим. 1:8). Трудно определить, распространялся ли на христиан указ Клавдия об изгнании евреев из Рима (Деян. 18:2). В 64 г. император Нерон воздвиг ужасное гонение на христиан; за этим последовали другие гонения вплоть до времени Константина Великого (312 г.), который взял христиан под свое покровительство и, наконец, сделал христианство государственной религией. Впоследствии, когда Константин Великий перенес резиденцию в Византию (Константинополь), могущество Рима стало падать.

Теперешний Рим, насчитывающий 2.800.000 (1974) жителей, замечателен не только своими библиотеками, музеями, церквами и дворцами, но также и развалинами, напоминающими о его прежнем величии. Особенно замечательны остатки огромного амфитеатра Колизея, который вмещал около 80.000 мест для сидения. На его усыпанной песком арене часто лилась кровь тех, кто охотнее согласился стать пищей диких зверей, чем отказаться от Христа. Особенный интерес представляют катакомбы, т.е. длинные подземные пещеры, где собирались первые христиане, где они скрывались и хоронили своих умерших. Тысячи могильных надписей от времени Тиверия до Константина найдены в этих катакомбах.

Римлянин. Это слово в Новом Завете обозначает не только вообще римский народ (например, Иоан. 11:48), но, в некоторых случаях, имеет тот же смысл, что и римский гражданин (Деян. 22:29). Так назывались не только граждане самого города Рима, но и все лица, получившие права римского гражданина, которое давалось им независимо от места жительства. Право римского гражданства давалось еще во время консулов и впоследствии во времена императоров — целым провинциям, городам или отдельным лицам, в виде награды за услуги, оказанные государству, императорскому дому и т.п. Иногда это право давалось в знак милости, а иногда и покупалось за большие деньги (Деян. 22:28). Оно передавалось по наследству и поэтому Павел, отец которого был римским гражданином, мог сказать: «я родился римским гражданином» (Деян. 22:28). Римский гражданин пользовался некоторыми привилегиями: он в силу Порциева закона (506 г. от основ. Рима) был освобожден от всякого рода позорных наказаний, например, бичевания, и от позорной смертной казни, как, например, распятия. Римского гражданина не разрешалось заковывать, прежде чем он не был признан виновным по суду, и, наконец, он имел право в случае недовольства решением местного суда, требовать суда кесарева. Нарушение этих прав римского гражданина приравнивалось к оскорблению римского народа и даже кесаря. Заявление: «я римский гражданин», было, по словам Цицерона, верным средством оградить себя от самовластия и насилия судей. Этим орудием воспользовался Павел в Филиппах, в Иерусалиме (Деян. 16:37 и дал.; 22:25 и дал.) и в Кесарии, где он аппелировал к суду кесаря (Деян. 25:10 и дал.). В согласии с этим законом. Павел, как римский гражданин, был, по преданию, усечен мечем, Петр же был распят.

Риммон (гранатовое яблоко). 1) Город на границе Едома, в пределах Иудеи, отданный колену Симеонову (И. Нав. 15:32; 19:7; 1 Пет. 4:32; Зах. 14:10; Срав. «Айн»).

2) Город Риммой близ Вефиля, где спаслись 600 вениамитян после поражения своего колена (Суд. 20:45 и дал.; 21:13). К востоку от Вефиля существует еще местечко Раммун на вершине известковой горы.

3) Город в колене Завулоновом (И. Нав. 19:13), по всей вероятности, тот же, что и город левитов Риммой (1 Пар. 6:77), который у И. Нав. 21:35 называется Димною. Предполагают, что он был расположен около теперешнего местечка Римманех, недалеко от Каны Галилейской — в южном направлении.

4) Ассирийское божество, которому поклонялся царь Сирийский, господин Неемана (4Цар. 5:18), м. б. изображенное на ассирийских памятниках божество Рамману, т.е. «высокий» или «гремящий?», бог воздуха и бурь, с громовой стрелой в руке.

Римнон-Фарец, одно из лагерных мест израильтян в пустыне (Чис. 33:19).

Рисай — один из предков Иисуса (Лук. 3:27).

Рисса и Рифма — две стоянки израильтян (Чис. 33:21, 18).

Ристалище, т.е. арена для состязаний в беге. Греки любили зрелища до такой степени, что каждый мало-мальски значительный город имел свой собственный театр и стадион, или ристалище. В Ефесе были ежегодные состязания в честь богини Дианы. Прямое указание на эти игры, как думают, имеется в 1 Кор. 15:32 (о борьбе с зверями). Послания Павла изобилуют выражениями и картинами, взятыми из Истмийских игр, которые ежегодно происходили в расположенном на перешейке (Истме) Коринфе (2 Тим. 4:7; 1 Тим. 6:12) и были двух типов: панкратиум, состоявший из кулачных боев и борьбы, и пентатлон, состоявший из бега, прыгания и метания диска или копья, и борьбы. Для того чтобы приготовиться к участию в борьбе, борцы подвергались продолжительной серьезной тренировке, во время которой они переносили различные лишения и вели строгий образ жизни. Срав. указывающие на это слова Павла в 1 Кор. 9:25,27; 1 Тим. 4:8; 2 Тим. 2:5. На олимпийских играх, происходивших у городе Олимпии в южной Греции, предварительные упражнения продолжались до 10 месяцев под руководством особых судей. Состязания происходили в присутствии массы народа (Евр. 12:1); при этом состязавшиеся служили для них зрелищем (Евр. 10:33). Игры открывались объявлением герольда (глашатая) (1 Кор. 9:27 греч.), который также был обязан возглашать имя и родину каждого состязающегося и особо объявить имя победителя. Судья, который должен был быть справедливым, стоящим выше всяких подозрений (срав. 2 Тим. 4:8), предупреждал и пресекал разногласия (на что, быть может, указывает выражение «брабевейн» — владычествует, в Кол. 3:15); раздавал награды (1 Кор. 9:2; Фил. 3:14), которые состояли из венков (Второе к Тимофею 3:5; 4:8). На Олимпийских играх эти венки были из оливковых ветвей, а на Истмийских — из сосны или плюща. Павел, собственно, упоминает только два из пяти видов состязаний: кулачный бой и бег; большею частью, последний. Из бокса, или боя на кулаках, при котором руки обвязывались ремнями, утыканными гвоздями, взята картина в 1 Кор. 9:26: «Я бьюсь и т.д.» и в 27 ст. «усмиряю и порабощаю тело», или в буквальном переводе: «я бью под глазами, биением размягчаю», как это делают состязающиеся со своими противниками. Бег взапуски (2 Тим. 4:7) происходили на стадионе, или ристалище (1 Кор. 9:24), — продолговатой арене, один полукруглый конец которой был открыт, а другой окружен скамьями, расположенными одна выше другой (амфитеатром), на которых сидели зрители. Судья имел свое место у призового столба (цели) (Фил. 3:14), который очень хорошо был виден с одного конца ристалища до другого.

Рифат (Быт. 10:3; 1 Пар. 1:6), племя, происшедшее от Гомера, первого сына Иафета.

Рифма. См. «Рисса».

Рихав. См. «Ваана».

Рицпа, наложница Саула, которую после его смерти взял себе Авенир (2 Цар. 3:7 и дал.). Когда повесили ее двух сыновей вместе с пятью другими сыновьями Саула в отмщение за убитых гаваонитян, то Рицпа оберегала их тела день и ночь в продолжение всего лета. Этот поступок смягчил сердце Давида и он достойно похоронил Саула и его родственников (2 Цар. 21: 8 и дал.).

Ровоам — Рахавам. Ровоам — сын Соломона и аммонитянки Наамы, на 41 году жизни, после смерти отца, занял его престол и процарствовал в Иерусалиме 17 лет, 975-958 гг. до Р.Хр. (3 Цар. 12; 14:21 и дал.; 2 Пар. 10-12 гл.). Когда Ровоам пренебрег советом опытных старейшин и отклонил требование израильтян облегчить их тяжелое положение, в которое ввел их его отец Соломон, то десять колен отложились и образовали свое Израильское царство, избрав царем Иеровоама. Таким образом, Ровоам стал первым царем Иудейского царства. Он пытался силою подчинить отпавшие десять колен, и вражда между разделившимися коленами не прекращалась во все время его царствования. Народ впал в ужасное идолопоклонство и за это, «а пятом году царствования Ровоама был наказан нападением египетского фараона Сусакима, который наложил на землю тяжкую дань. См. «Сусаким».

Рог — евр. керен.

Рог. Рога некоторых животных заменяли сосуды для питья, для хранения елея и т.п. (1 Цар. 16:1; 3Цар. 1:39). На четырех углах жертвенника возвышались рога (Исх. 27:2; Иер. 17:1). Эти рога жертвенника мазались кровью некоторых жертв (Исх. 29: 12: Иез. 43:20), к этим рогам бежали преступники и хватались за них (3 Цар. 1:50; 2:28). Так как некоторые животные выказывают свою силу рогами, то рог стал символизировать господство и силу. Срав. Втор. 33:17; 1 Цар. 2:1,10; Плач. 2:3,17; Дан. 7: 20 и дал.; Зах. 1:18 и дал.; Лук. 1: 69.

Не выяснено, носили ли древние евреи головные уборы с рогами, что было в позднейшее время обычаем у некоторых народов востока. Женщины друзов на Ливане носят серебряные рога на голове.

Рогель или Эн-Рогел — источник или колодезь на границе колен Вениаминова и Иудина (И. Нав. 15:7; 18:16) близ Иерусалима (2 Цар. 17:17: 3 Цар. 1:9); вероятно, теперешний Источник Неемии» или «Источник Иова», к юго-востоку от города, как раз в том месте, где Енномова долина соединяется с долиною Иосафатовой.

Колодец имеет более 30 метров глубины и обложен большими каменными плитами, которые с одной стороны образуют арку. Постройка эта, по-видимому, весьма древняя.

Розглим, местожительство галаадитянина Верзелия (2 Цар. 17:27; 19:31).

Рода, служанка в доме Марии, матери Марка (Деян. 12:13).

Родос, остров у юго-западного угла Малой Азии с городом того же названия. В древние времена он славился своей торговлей и огромной статуей Аполлона, более 30 м высотою — известной под названием Колосса Родосского. Впоследствии был разрушен землетрясением. Остров Родос до сих пор не утратил своего значения. Ап. Павел проезжал мимо него во время своего путешествия в Рим (Деян. 21:1).

Родословия. Никогда не существовал такой народ, который бы придавал столь важное значение хранению именных списков и родословий, как евреи, ибо они подтверждали принадлежность к одному из колен, право владения участком земли и право на высшие должности (1 Пар. 5:1,17; 9: 1; Езд. 2:62). В Ветхом Завете мы находим такую родословную таблицу, составленную и хранившуюся более 3500 лет (1 Пар. гл. 1,3,6). Эти родословия в особенности послужили доказательством того, что Иисус из Назарета, согласно пророчеству, родился от семени Авраама и что Он был законным наследником престола Давида (Лук. 1:32; 2 Тим. 2:8; Евр. 7: 14). Евангелисты дают нам родословие Иисуса Христа на протяжение 4000 лет. Два родословия — Мат. 1 и Лук. 3 — отчасти отличаются друг от друга; это объясняют так, что первый дает родословие Иосифа, последний — Марии. Две ветви начинаются от сыновей Давида: Соломона и Нафана; они пересекаются в Салафиле и соединяются во Христе. Иосиф был по закону отцом Иисуса и состоял .в родстве с Марией, так что Мессия был потомком Давида и по закону, и по плоти. Пробуют также согласовать различие между обоими родословными указаниями на еврейские законоустановления относительно брака и т.п. (См. «Салафиил»; срав. Зах. 12: 14; Лук. 3:23,38). Родословия евреев, которые, по Иосифу Флавию, тщательно велись вплоть до его времени, исчезли с прекращением существования еврейского народа, как нации; следовательно теперь никто из них не мог бы доказать, что он Мессия, сын Давидов.

Мелхиседек известен нам, как не имевший родословия (Евр. 7:3) и потому он не мог бы доказать своих прав на священническое звание (срав. Езд. 2:62). Его священство было высшего порядка, по сравнению с еврейским. Ср. «Мелхиседек».

Рожки (Лук. 15:16), — плоды одного высокого дерева, растущего в Сирии и Малой Азии, из семейства ceratonia siliqua, с темнозелеными листьями и красными кистями цветов. Рожки, т.е. одеревенелые стручки сладковатые и терпкие на вкус, от 15-20 см в длину и шириною в 4 см., служили пищей для скота и бедняков. В Палестине и теперь еще едят эти рожки. По преданию Иоанн Креститель питался этими стручками, отчего и само дерево названо Иоанновым хлебным деревом.

Рожон. См. «Плуг».

Роса — евр. таль.

Роса в Палестине и других странах востока весьма обильна, она особенно драгоценна для урожая в то время, когда совсем не бывает дождей или их выпадает слишком мало. Обильная роса Ермона в Пс. 132:3 есть символ благословения, братского общения. Маундрелл рассказывает, что палатки путешественников раскинутые на горах Фаворе и Ермоне утром были так мокры от росы, как будто всю ночь шел дождь. (Срав. Суд. 6:38; Песн. П. 5:2). Небесная роса воспевается, как драгоценный Божий дар (Быт. 27:28; Иов. 29:19; Зах. 8:12) и упоминается часто в символическом значении (2 Цар. 17:12; Ос. 14:6; Мих. 5:7).

Рост. См. «Заем».

Рош, северный народ, упоминаемый вместе с Мешехом и Фувалом (Иез. 38:2,3; 39:1).

Рувим — Реувен.

Рувим, т. е. вот сын, первородный сын Иакова от Лии (Быт. 29:32). Он имел больше сострадания к Иосифу, нежели его братья (Быт. 37:21 и дал.; Срав. Быт. 42:22,37). Рувим спал с Валлою, наложницей своего отца и потому лишился своего первородства (Быт. 35:22; 49:3 и дал.; 1 Пар. 5:1).

Рука — евр. яд.

Рука часто обозначает крепость и могущество. Быть в чьей-нибудь руке означает зависеть от кого-нибудь (2 Цар. 24:14). «Поднимать руку» обозначает клятву или выражение благоговения (Втор. 32:40; Пс. 133:2; 140: 2). Некоторые выражения о руке понятны сами собой «Правая рука» или правая сторона (одесную) обозначала почесть и могущество (Пс. 15:8; 44:10; 109:1; М-т. 26:64; Кол. 3:1). В географическом отношении правою рукою обозначался юг и левою север, потому что, называя страны света, представляли себя обращенными к востоку; см., например, Быт. 14:15, где «левая сторона Дамаска» то же, что «к северу от Дамаска»; и 1 Цар. 23:19 «направо от Иесимона», — т.е. «к югу и т.д. О наполнении рук см. «наполнение».

Рума. См. «Арума».

Рута ( Ruta graveolens ), пряное растение горького вкуса, которое прежде употребляли, как лекарство; из его урожая фарисеи давали десятину (Лук. 11:42).

Руф — христианин в Риме, которого приветствует Павел Вероятно, его мать относилась к Павлу с особым доброжелательством, ибо Павел называет ее «его и моя мать» (Рим. 16: 13). М.б, это тот Руф, который по Map. 1521 был сыном Симона Киринеянина.

Руфь — Рут.

Руфь, моавитянка, жена Махлона, который вместе с братом Хилеоном последовал за своими родителями Елимелехом и Ноеминью из Вифлеема в землю моавитскую, во времена судей, по причине голода (Руф 1:1), приблизительно, за 100 лет до Давида (Руф. 4:17 и дал.) Когда Ноеминь, 10 лет спустя, похоронивши своего мужа и двух сыновей, решила возвратиться в Иудею, Руфь последовала за ней, сказав: «народ твой будет моим народом и твой. Бог моим Богом» (1:16); ибо она обратилась к Богу Израилеву, чтобы «успокоиться под Его крылами» (2:12). Через некоторое время, когда Руфь вышла собирать колосья, Господь привел ее на поле богатого Вооза. Ее скромность и преданность своей свекрови привлекли его внимание. Будучи дальним родственником ее свекрови, Вооз женился на ней; от нее родился Овид, отец Иессея, от которого родился Давид. Итак, моавитянка Руфь сделалась праматерью Христа (4:10; Мат. 1:5).

Ручеек. Еврейское слово «нахаль» и арабское «вади» не всегда обозначают постоянно текущую воду. В Библии это слово часто понимается как русло, которое только временами наполняется водой. В узких ущельях или ложбинах в период дождей вода бежит с дикой всеразрушающей силой, почему Давид и называет свои искушения «потоки беззакония» (Пс. 17: 5). Но летний зной скоро иссушает обильные водой потоки (символ неверных друзей; Иов. 6:15 и дал ). Таково большинство потоков в Израиле; за исключением Иордана и Леонтеса, летом все они или совсем высыхают или становятся маленькими ручейками, скрытыми от взора густым кустарником (Срав. 4 Цар. 5:12).

Рыба — евр. даг; даягим.

Рыба и рыбаки. Рыба была обычной пищей евреев (Мат. 7:10). Много рыбы водилось в реке Ниле (Лев. 7:18 и дал.; Чис. 11:5), также в Тивериадском озере; в последнем до сих пор ловится много рыбы (Лук. 5:6; Иоан. 21:6 и дал.). В Иерусалим привозили рыбу также из Средиземного моря

(Неем. 13:16). Одни из ворот Иерусалима назывались Рыбными (Неем. 3:3). По закону, все рыбы признавались чистыми, кроме тех, которые были лишены чешуи и плавников (Лев. 11:9 и дал.). Рыбу ловили на крючки (Ам. 4:2) острогами (Иов. 40:26) или сетями (Еккл. 9:12; Срав. Ис. 19:8). О рыбаках часто говорится в Библии, и некоторые из апостолов занимались этим ремеслом, пока Христос не сделал их «ловцами человеков» (Мат. 4: 18 и дал.).

У народов древности некоторые рыбы считались символом плодородия и признавались священными. Истуканам, изображенным в виде рыб, воздавались божеские почести. Срав. «Дагон», «Аскалон». В Втор. 4:18 воспрещено поклоняться изображениям рыб

Рыболов — баклан, евршадах.

Рыболов (Лев. 11:17; Втор. 14:17) — согласно закону, нечистая птица. Получила название от того, что она стрелою бросается со скалы в воду на рыбу и ныряет на значительную глубину за своей добычей. Эта птица водится в большом числе на морских берегах Палестины, у Геннисаретского озера и у Иордана.

Рыжая телица. Для оскверненных прикосновением к могиле или мертвому телу предписывалось по Чис. 19 особенное очищение. Рыжая телица без порока, не носившая ярма, закалывалась в жертву за грех. Священник кропил ее кровью по направлению к святилищу 7 раз, после чего телица с кусками кедрового дерева, иссопом и нитью из червленой шерсти целиком сжигалась Пепел телицы хранился на чистом месте вне стана для очистительной воды (Чис. 19:9), для приготовления которой пепел размешивали в сосуде с проточной водой. В эту воду погружали пучок иссопа, которым и кропили оскверненного, а также тот дом, где находился умерший и всю его утварь (Чис. 19:18). Срав. молитву Давида (Пс. 50 9) с посланием к Евр. 9:13 и дал. Замечено, что это единственная жертва, где обращено внимание на масть жертвенного животного; может быть, масть телицы была символом красного, как кровь, греха (Ис 1:18); думают, что это символ жизни, которая предается на смерть для того, чтобы победить силу смерти. «Но даже Соломон не знал определенно причины этого» (цвета), — говорят раввины

 

 

 

 

 

коды Ibix the Viking
Hosted by uCoz