Леонид Лутковский 

Комментарии.Евангелие 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

                                                              Евангелие от Иоанна

ПРЕДИСЛОВИЕ

Согласно древнему преданию, автором последнего - четвертого - Евангелия считается младший из сыновей Заведея Иоанн. По свидетельству Евсевия, "Иоанн... все время проповедовал устно и только под конец взялся за написание вот по какой причине. Когда первые три Евангелия разошлись повсюду и дошли до него, он, говорят, счел долгом засвидетельствовать их правдивость, но заметил, что в них недостает рассказа о первых деяниях Христовых, совершенных в самом начале Его проповеди... Иоанна, говорят, стали упрашивать поведать в своем Евангелии о том времени, о котором молчат первые евангелисты... а именно - до заключения Крестителя". (Церк. ист. 3.24.7; 11.) По свидетельству Климента Александрийского, приведенному у того же Евсевия, "Иоанн... видя, что те Евангелия возвещают земные дела Христа, написал, побуждаемый учениками и вдохновленный Духом, Евангелие духовное". (Церк. ист. 6.14.7.)

Тем не менее анализ текста оставляет вопрос об авторстве открытым. Прежде всего из 19.35 и 21.24 - 25 следует, что Евангелие писал не непосредственно "очевидец"; он, по всей видимости, диктовал, а записывал кто-то другой, причем в присутствии еще нескольких человек (в соответствии с древнецерковным преданием, Иоанн диктовал Евангелие своему ученику Прохору). Повествование ведется от имени "любимого ученика" Иисуса, и из текста ясно, что это второй - не Андрей - сын Заведея. Однако о Галилее этому галилейскому рыбаку мало что известно, тогда как топографию Иерусалима он знает досконально, и, более того, - он знаком с первосвященником и вхож в его дом. Заставляет усомниться анализ текста и в том, что автор четвертого Евангелия был знаком с синоптическими Евангелиями.

Цель написания Евангелия высказана самим автором, - оно написано для того, чтобы адепты христианства уверовали в Иисуса как Мессию - Сына Божьего и, став христианами ("имени Его"), получили Жизнь Вечную (20.31).

По преданию, Евангелие написано в Ефесе, в 90-х годах н. э.

Глава 1

Пролог

11 В начале было Слово,

и Слово было с Богом,

и Слово было Бог.
   
1) Исследователи полагают, что так называемый "пролог" - это один из гимнов малоазийских церквей, составленный "по Иоанну". (Возможно, автором его был сам евангелист.)

2 Оно в начале было с Богом.

3 Все сущее Бог создал Словом,

и без Него, и вне Его,2 -

ничто из сущего не существует.
   
2) "и без Него, и вне Его" - предлог "хорис" переводится как "без", так и "вне", поэтому переводчик, дабы не ограничивать смысл сказанного, оставил в тексте сразу два значения этого слова.

4 В Нем был и есть3 источник жизни,

и жизнь есть свет для всех людей.
   
3) Нем был и есть" - в подлиннике глагол прошедшего времени, однако имеющий продолжение в настоящем; в русском языке "был" - ограничивается только прошедшим временем.

5 И светит этот свет во тьме,

но тьма его не поглощает.

6 Был человек, по имени Иоанн, которого Бог послал,

7 чтобы он свидетельствовал о Свете и чтобы все поверили свидетельству его.

8 Он не был Светом, но пришел, чтобы только свидетельствовать о Свете.

9 Есть Свет, Свет истинный,

Который просвещает

людей, пришедших в этот мир.

10 И вот, Он в мир пришел,

но мир, что был Им создан,

так и не смог узнать Его.

11 В Свой дом пришел Он, но и дома

свои не приняли Его.

12 А те, что приняли Его,

те, что поверили в Него,

по благодати, данной Им,

все стали Божьими детьми,

13 которые не кровью, плотью

и не желанием отца,

но Богом были рождены.

14 И Слово стало плотью

и пребывало с нами, и благодать, и истина

Его переполняли.

И видели мы славу,

ту славу, что была в Нем -

единородном Сыне

Своего Отца.

15 Это о Нем свидетельствовал Иоанн, восклицая: вот Он, о Котором я говорил: Тот, Кто пришел после меня, превзойдет меня, потому что Он был прежде меня.

16 От полноты Его мы принимали

за благодатью благодать;

17 закон был дан нам Моисеем,

а Иисус Христос Собою

явил нам истину и благодать.

18 Никто нигде не видел Бога,

но Сын Его единородный, (от века)

сущий в лоне Отчем,

в Себе открыл Его для нас.

19 Вот свидетельство Иоанна. Когда иудеи из Иерусалима прислали к нему священников и левитов, чтобы спросить у него, кто он такой,

20 он не отказался отвечать, но признался, что он - не Христос.

21 Тогда они спросили у него: кто же ты? Илия? Он сказал: нет, не он. Пророк? Он ответил: нет.

22 И спросили у него: так кто же ты? Скажи нам, кем ты считаешь себя самого, чтобы мы могли дать ответ тем, кто послал нас.

23 И он ответил: я - глас вопиющего в пустыне: выровняйте дорогу для Господа, как сказал пророк Исайя. (Ис. 40.3)

24 Среди посланных были фарисеи,

25 и они спросили у него: почему же ты крестишь, если ты не Христос, не Илия, не пророк?

26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде, но посреди вас стоит Тот, Кто еще неизвестен вам;

27 Он Тот, Кто, придя после меня, превзойдет меня; я недостоин развязать ремни на сандалиях Его.

28 Происходило же это у Вифавара, на берегу Иордана, где пребывал Иоанн Креститель.

29 На следующий день, увидев идущего к Нему Иисуса, Иоанн сказал: вот Агнец Божий, Который возьмет (на Себя) грехи мира.

30 Это о Нем я говорил: после меня придет Тот, Кто превзойдет Меня, потому что Он был прежде меня.

31 Я не знал Его; но для того и пришел я крестить в воде, чтобы Он стал известен Израилю.

32 И свидетельствовал Иоанн: я видел, как Дух в образе голубки сошел с небес и опустился на Него.

33 Я не знал Его; но Тот, Кто послал меня крестить в воде, сказал мне: ты увидишь, как сойдет Дух (с небес); на Кого Он опустится - Тот и будет крестить Духом Святым.

34 И я увидел и засвидетельствовал, что Он - Сын Божий.

35 На следующий день Иоанн вновь стоял (на берегу) с двумя учениками своими.

36 Заметив проходящего Иисуса, он сказал им: вот Агнец Божий.

37 Услышав эти слова, оба ученика его последовали за Иисусом.

38 Оглянувшись и увидев, что они идут следом, Иисус спросил их: что вам надобно? Они же спросили у Него: Равви, - что означает Учитель, - где Ты остановился?

39 И Он ответил им: пойдите и посмотрите. Они пошли и, узнав, где Он остановился, в тот день остались у Него. А было тогда около шести часов вечера.

40 Один же из этих двоих, которые после слов Иоанна (об Иисусе) последовали за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

41 Прежде всего он разыскал своего брата Симона и говорит ему: мы нашли Мессию - Христа;

42 и привел его к Иисусу. Взглянув на него, Иисус сказал: ты - Симон, сын Ионы; отныне твое имя: Кифа; что означает: камень (Петр).

43 На следующий день Иисус решил пойти в Галилею и, повстречав в пути Филиппа, сказал ему: следуй за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, города, в котором жили Андрей и Петр.

45 И вот Филипп разыскал Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в (книге) законов и пророки, - Иисуса, сына Иосифа из Назарета.

46 А Нафанаил спросил его: что хорошего может быть из Назарета? Филипп же ответил ему: пойди и посмотри.

47 Увидев идущего к Нему Нафанаила, Иисус сказал, указывая на него: вот воистину израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил спросил Его: откуда Ты знаешь меня? Иисус же сказал в ответ: прежде чем Филипп позвал тебя, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви, Ты - Сын Божий, Царь Израиля.

50 В ответ Иисус сказал ему: не потому ли ты уверовал, что Я сказал: видел тебя сидящим под смоковницей? Увидишь больше этого.

51 И говорит, обращаясь к нему: уверяю вас: отныне вы будете видеть небо отверстым и ангелов Божьих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. (Быт. 28.12)

Глава 2

1 Через три дня праздновалась свадьба в Кане Галилейской. Мать Иисуса уже была там,

2 когда Иисуса и учеников Его пригласили на брачный пир.

3 Между тем кончилось вино, и мать Иисуса говорит Ему: у них нет вина.

4 Иисус говорит ей: женщина, что ты хочешь от Меня? Мой час еще не настал.

5 Мать же Его велела слугам: что Он скажет Вам, то и сделайте.

6 А там по иудейскому обычаю стояли шесть каменных сосудов для омовения, которые вмещали по две или три меры (воды).4
   
4) от двух до трех бочек воды - досл.: "от двух до трех мер"; мера - около 40 литров.

7 И говорит им Иисус: наполните сосуды водою. И слуги наполнили их до краев.

8 Затем Он говорит им: теперь зачерпните и отнесите распределителю пира. И они отнесли.

9 Когда же распорядитель отведал вина, в которое превратилась вода, а он не знал, откуда оно; об этом знали только слуги, которые черпали воду, - он позвал жениха

10 и говорит ему: любой человек сначала подает хорошее вино, а когда (гости) захмелеют, тогда худшее. Ты же хорошее вино оставил напоследок.

11 Так, совершив в Кане Галилейской первое из чудес Своих, Иисус явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его.

12 После этого Он отправился в Капернаум, а вместе с Ним мать и ученики Его, и остались там на несколько дней.

13 Между тем приближалась Пасха иудейская, и Иисус отправился в Иерусалим.

14 Увидев же, что в храме продают волов, овец и голубей и сидят менялы,

15 Он сделал бич из веревок и выгнал из храма овец, волов и всех торгующих, а у менял опрокинул столы и деньги их рассыпал.

16 И сказал продавцам голубей: унесите их отсюда; не превращайте в базар дом Отца Моего.

17 И вспомнили ученики Его сказанное в Писании: забота о доме Твоем не дает Мне покоя. (Пс. 68.10)

18 А иудеи,5 обратясь к Нему, спросили: чем Ты можешь доказать нам, что имеешь право так поступать?
   
5) иудеи - в Евангелии Иоанна "иудеи" - это прежде всего представители высшей духовной власти.

19 В ответ Иисус сказал им: разрушьте этот храм, и Я за три дня воздвигну его.

20 Иудеи же сказали Ему: этот храм строился сорок шесть лет, а Ты за три дня воздвигнешь его?

21 Но Он говорил о храме тела Своего.

22 Когда же Он воскрес из мертвых, ученики Его вспомнили, что Он говорил об этом, и убедились в правоте Писания и слов, которые сказал Иисус.

23 И пока Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, многие, видя чудеса, которые Он совершал, уверовали в Него.

24 Но Сам Иисус не открывал Себя им, тогда как Сам знал всех

25 и потому не нуждался ни в чьем свидетельстве о каком-нибудь человеке, ибо Сам знал, что это за человек.

Глава 3

1 И вот один человек, по имени Никодим, фарисей и старейшина иудейский,

2 однажды ночью пришел к Иисусу и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты Учитель, посланный Богом, ибо таких чудес, которые Ты совершаешь, никто не может совершить без помощи Божьей.

3 В ответ Иисус сказал ему: уверяю тебя: кто вновь не родится,6 тот не сможет увидеть Царства Божьего.
   
6) "кто вновь не родится" - возм. перев.: "кто не родится свыше".

4 Никодим говорит Ему: разве может человек родиться, будучи стар? Неужели он может второй раз войти в утробу матери своей и родиться?

5 Иисус же ответил: уверяю тебя: кто не родится от воды и Духа, тот не сможет войти в Царство Божье.

6 Рожденное от плоти - есть плоть, а рожденное от Духа - есть дух.

7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: вам необходимо вновь родиться.

8 Дух, как ветер,7 веет где хочет: шум ветра слышишь, а откуда он приходит и куда уходит - не знаешь, так что каждый может быть рожден от Духа.
   
7) "Дух, как ветер" - здесь игра слов, поскольку одно и то же слово означает и "дух" и "ветер".

9 В ответ Никодим спросил Его: как это может произойти?

10 Иисус же сказал ему в ответ: ты - учитель народа израильского, а этого не понимаешь?

11 Уверяю тебя: Я возвещаю о том, что знаю, и свидетельствую о том, что видел, а ты свидетельство Мое не понимаешь.8
   
8) "Я говорю" - досл.: "Мы говорим"; и далее во всем стихе глаголы во множ. числе.

12 Если Я сказал тебе о земном - и ты не веришь, то как поверишь, если Я скажу тебе о небесном?

13 Никто ведь не восходил на небо, кроме Сына Человеческого, Который пребывает на небесах и сошел с небес.

14 И как Моисей вознес (медного) змея в пустыне, так должен быть вознесен и Сын Человеческий,

15 чтобы каждый уверовавший в Него не погиб, но наследовал Жизнь Вечную.9
   
9) в некоторых рукописях: "чтобы каждый верующий имел в Нем...".

16 Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал единородного Сына Своего, чтобы каждый уверовавший в Него не погиб, но наследовал Жизнь Вечную.

17 Ведь Бог послал в мир Сына Своего не для того, чтобы осудить мир, но чтобы мир был спасен Им.

18 Верующий в Него не будет судим, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в единородного Сына Божьего;

19 осуждение же заключается в том, что Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, ибо дела их - злы.

20 Ведь каждый, кто творит зло, - ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не были изобличены дела его,

21 а кто творит добро, - идет к Свету, чтобы видны были дела его, ибо они согласно воле божьей совершаются.

22 После этого Иисус отправился в путь с учениками Своими и, проходя по Иудее, крестил (людей) повсюду.

23 А Иоанн Креститель пребывал в Еноне, близ Салима, где было достаточно воды, и многие приходили к нему и принимали крещение,

24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.

25 Тем временем между иудеями и учениками Иоанна возник спор об очищении,

26 и они пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобой на берегу Иордана и о Котором ты свидетельствовал, теперь Сам крестит, и все идут к Нему.

27 В ответ Иоанн сказал: человек сам ничего не может предпринять без благословения свыше.

28 Вы ведь сами слышали мои слова, что я - не Христос, но лишь тот, кто послан пред Ним.

29 Жених тот, у кого есть невеста, а друг жениха - это тот, кто стоит рядом и, внимая ему, радуется словам жениха. Вот эта радость и переполняет меня,

30 поэтому Ему надлежит возвыситься, а мне - принизиться.

31 Он пришел свыше - и потому превосходит всех; кто рожден из праха земного, прах и есть, и говорит о том, что ему как праху присуще; а Тот, Кто сошел с небес, - превосходит всех.

32 Он свидетельствует о том, что видел и слышал, но многие не принимают свидетельство Его.

33 А кто принял Его свидетельство, тот убедился в том, что Бог - источник Истины,

34 и что Тот, Кого послал Бог, говорит слова Божьи и Дух Божий дан Ему без меры,

35 ибо Отец любит Сына и все отдал во власть Его.

36 Уверовавший в Сына наследует Жизнь Вечную, а не верующий в Него - будет лишен Жизни Вечной и гнев Божий падет на него.

Глава 4

1 Когда же Господь узнал, что до фарисеев дошел слух о том, что Он крестит и что учеников у Него стало значительно больше, чем у Иоанна, -

2 хотя тогда крестил уже не Сам Иисус, а ученики Его, -

3 Он покинул Иудею и вновь отправился в Галилею.

4 Путь же Его лежал через Самарию.

5 И вот приходит Он в Сихарь, город самарийский, что неподалеку от того участка земли, который завещал Иаков своему сыну Иосифу.

6 А там был колодец Иакова. И вот около полудня, утомившись в пути, Иисус сел у колодца отдохнуть.

7 Тем временем женщина, родом из Самарии, пришла набрать воды. Иисус говорит ей: дай Мне напиться.

8 А ученики Его между тем отлучились в город, чтобы купить еды.

9 Женщина же говорит Ему: почему Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ведь иудеи не общаются с самарянами?

10 В ответ Иисус сказал ей: если бы тебе дано было Богом узнать, Кто сказал тебе: дай Мне напиться, - ты сама просила бы у Него, чтобы Он дал тебе воду живую.10
   
10) "воду живую" - здесь игра слов; это словосочетание может означать и "вода из источника", или "ключевая вода" (ср. Быт. 26.19; Зах. 14.8).

11 Она же говорит Ему: колодец глубокий, а Тебе и зачерпнуть нечем,11 откуда же Ты возьмешь воду живую?
   
11) "Тебе и зачерпнуть нечем" - досл.: "у Тебя и ковша нет".

12 Неужели Ты превосходишь отца нашего Иакова, даровавшего нам этот колодец, из которого пили и он сам, и сыновья его, и все потомство его?12
   
12) "все потомство его" - возм. перев.: "все животные его".

13 В ответ Иисус сказал ей: каждый, кто пьет эту воду, захочет пить вновь,

14 а кто испьет воды, которой Я дам ему, тот не захочет пить вовеки, и вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в Жизнь Вечную.

15 Женщина говорит Ему: так дай мне этой воды, чтобы мне не хотелось пить и не надо было приходить сюда за водой.

16 Иисус говорит ей: пойди, позови своего мужа и приходите сюда.

17 Женщина же сказала Ему в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: верно ты сказала, что у тебя нет мужа.

18 ибо пять мужей было у тебя, и тот, кто сейчас есть у тебя, - не муж тебе; это ты правильно сказала.

19 Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты - пророк.

20 (Так ответь мне:) отцы наши молились Богу на этой горе,13 а почему вы, (иудеи,) говорите, что место, где надо молиться Богу, находится в Иерусалиме?
   
13) на этой горе - самаряне считали, что молиться надо на священной горе Гаризим, где, по их мнению, остановился Ноев ковчег и где, по их преданию, молились Авраам, Исаак и Иаков.

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, женщина: близится время, когда не только на этой горе или в Иерусалиме будут молиться Отцу (Небесному).

22 Вы, (самаряне,) не понимаете, чему поклоняетесь, а мы знаем, Кому поклоняемся, ибо спасение придет чрез иудеев.

23 Однако настанет время, и оно совсем близко уже, когда истинно верующие будут молиться14Отцу духовно и истинно, ибо и Отец хочет, чтобы так молились Ему.
   
14) "истинно верующие будут молиться" - досл.: "истинные поклонники будут поклоняться".

24 Бог есть дух, и верующие в Него должны молиться духовно и истинно.

25 Женщина говорит Ему: я знаю, что должен придти Мессия-Христос - и что когда Он придет, то все возвестит нам.

26 Иисус говорит ей: это Я, говорящий с тобой.

27 Между тем пришли ученики Его и удивились, (увидев), что Он разговаривает с женщиной. Однако никто не спросил: что Ты хочешь от нее? - или: о чем Ты говоришь с нею?

28 А женщина, оставив кувшин свой, поспешила в город и сказала жителям его:

29 пойдите, посмотрите на Человека, Который рассказал мне все, что было со мной: не Христос ли Он?

30 И, выйдя из города, они пошли к Нему.

31 Тем временем ученики просили Его: Равви, поешь.

32 Он же сказал им: у Меня есть пища, о которой вы не знаете.

33 Тогда ученики стали спрашивать друг у друга: может быть кто-то уже принес Ему поесть?

34 Иисус говорит им: моя пища - поступать согласно воле Того, Кто послал Меня, и завершить дело Его.

35 Не говорите ли вы: еще четыре месяца, и наступит время жатвы? А Я говорю вам: откройте глаза свои и взгляните на нивы: они уже поспели к жатве.

36 Тот, кто жнет, получает награду и собирает урожай для Жизни Вечной, чтобы рады были и Тот, Кто сеял, и тот, кто жал,

37 согласно известной поговорке: один сеет, другой - жнет.

38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; трудились другие, а вы лишь пожинаете плоды трудов их.

39 Многие же самаритяне из того города поверили словам женщины, рассказавшей, что Иисус поведал ей обо всем, что было с нею,

40 поэтому, когда самаритяне пришли к Нему, они попросили Его остаться у них. И Он остался там на два дня.

41 После поучений его множество людей уверовали в Него,

42 а женщине той они говорили: мы не с твоих слов веруем, но сами слышали Его и убедились, что Он воистину Спаситель мира - Христос.

43 Через два дня Он ушел оттуда и отправился в Галилею.

44 И хотя Иисус Сам когда-то говорил, что пророк в отечестве своем славы не имеет,

45 однако, когда Он пришел в Галилею, галилеяне радушно встретили Его, потому что они ходили в Иерусалим на праздник и видели все чудеса, которые Он совершил во время праздника.

46 Он же вновь пришел в Кану Галилейскую, где когда-то превратил воду в вино.

А в Капернауме жил один из царских слуг, и у него был болен сын.

47 Услышав, что Иисус из Иудеи возвратился в Галилею, он пришел к Нему и стал просить Его пойти и исцелить его сына, который был при смерти.

48 Иисус же сказал ему: вы, если не увидите чудес и знамений, то и не уверуете.

49 Царский слуга говорит Ему: Господи! Пойди, пока не умер сын мой.

50 Иисус говорит ему: иди! Сын твой здоров. И тот поверил словам, которые сказал ему Иисус, и отправился в путь.

51 Когда же он приближался (к городу,) навстречу ему вышли рабы его и сказали, что сын его выздоровел.

52 Он спросил, в котором часу ему полегчало, и они ответили, что болезнь еще вчера, около часа дня, оставила его.

53 И отец понял, что это был тот самый час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров. И уверовал сам, и весь дом его.

54 Так, возвратясь из Иудеи, Иисус уже второе чудо совершил в Галилее.

Глава 5

1 И вот когда настал праздник иудейский, Иисус отправился в Иерусалим.

2 В Иерусалиме же, у Овечьих ворот, есть источник, по-еврейски называемый Вифзафа, окруженный пятью навесами;15
   
15) "пятью навесами" - досл.: "пятью портиками". Трудно сказать, было ли это строение выполнено в греко-римском стиле; вероятнее всего, это были, по восточному обычаю, большие матерчатые навесы, чем-то напоминающие шатры.

3 под ними лежало множество недужных: слепых, увечных, параличных, которые ожидали волнения воды,

4 ибо в источник время от времени сходил ангел Господень, и вода начинала бурлить.16 Тот же, кто после этого первым окунался в воду, исцелялся от любого недуга.
   
16) "вода начинала бурлить" - досл.: "ангел Господень возмущал воду".

5 И был там один человек, тридцать восемь лет страдавший от болезни своей.

6 Увидев его, лежащего, и узнав, сколь долгое время он болен, Иисус спрашивает у него; хочешь быть здоровым?

7 Больной ответил Ему: нет у меня никого, кто опустил бы меня в источник, когда забурлит вода; а пока я сам иду, уже кто-нибудь заходит в воду прежде меня.

8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель свою и иди.

9 И человек этот тотчас выздоровел и, взяв постель свою, ушел. А произошло это в субботу.

10 Иудеи же говорят ему: сегодня суббота, ты не должен носить постель.

11 А он отвечает им: Тот, Кто исцелил меня, сказал мне: возьми постель свою и иди.

12 Тогда они спросили его: кто Этот Человек, Который сказал тебе: возьми постель и иди?

13 Но исцеленный не мог указать Его, потому что Иисус затерялся среди собравшихся там людей.

14 Когда же после этого Иисус встретил его в храме, Он сказал ему: теперь ты здоров: так вот - впредь не греши, чтобы не случилось с тобой еще более худшего.

15 А человек этот пошел и рассказал иудеям, что его исцелил Иисус.

16 И стали они обвинять Иисуса за то, что Он сделал это в субботу.

17 Иисус же ответил им: Отец Мой доныне делает, поэтому и Я делаю.

18 Иудеи же из-за того, что Он не только нарушил заповедь о субботе, но и Отцом Своим назвал Бога, уравняв Себя с Богом, даже хотели убить Его.

19 Тогда Иисус сказал, обращаясь к ним: уверяю вас: если бы Отец не творил, то и Сын Сам по Себе ничего не мог бы сотворить, но поскольку Он видит, что Отец творит, то и Он творит то же самое.

20 Отец ведь любит Сына и являет Ему все, что Сам творит, и в дальнейшем явит Ему все деяния Свои, что, конечно, удивительно для вас.

21 А так как Отец воскрешает и оживляет умерших, то и Сын может оживить кого угодно.

22 Отец никогда не судит, но всю власть судить предоставил Сыну,

23 чтобы все чтили Сына, как чтут Отца, а кто не чтит Сына, тот не чтит Того, Кто послал Его.

24 Уверяю Вас: кто внимает словам Моим и верует, что Отец послал Меня, тот наследует Жизнь Вечную; он не будет судим, ибо перешел из смерти в Жизнь.17
   
17) чтобы уточнить мысль Иисуса, слово "Отец" переводчик перенес в стих 24 из 23. (Иудеи, несомненно, веровали в Бога-Отца, но не веровали в Его Сына - Иисуса.)

25 Уверяю вас также: настанет время, и оно совсем близко уже, когда умершие услышат зов Сына Божьего, и, услышав, - оживут,

26 ибо как Отец имеет источник жизни в Самом Себе, так и Сын по воле Отца имеет источник жизни в Самом Себе.

27 А как Сыну Человеческому Он предоставил Ему право вершить суд;

28 не удивляйтесь этому, ибо настанет время, когда все умершие услышат зов Сына Божьего,

29 и поднимутся из могил; те, что творили добро, воскреснут для Жизни, а те, что творили зло, воскреснут для суда.

30 Сам по Себе Я ничего не могу совершить; Я вершу суд не своевольно, но повинуясь воле Отца, Который послал Меня, и суд Мой - справедлив.

31 Если бы Я Сам свидетельствовал о Себе, то свидетельство Мое не было бы истинным,

32 но Другой свидетельствует обо Мне, и Я знаю, что свидетельство, которым Он свидетельствует обо Мне, - истинно.

33 Вы послали к Иоанну, и он засвидетельствовал истину.

34 Мне же свидетельство человека не нужно, и говорю Я вам это в назидание.

35 Иоанн был подобен светильнику, который и светит, и греет, и вы могли некоторое время радоваться свету его.

36 Мое же свидетельство превосходит свидетельство Иоанна, ибо дела, которые Отец поручил совершить Мне, сами дела эти, которые Я творю, свидетельствуют обо Мне и о том, что Отец послал Меня.

37 И, Отец, Который послал Меня, Сам свидетельствовал обо Мне. Вы же ни голоса Его никогда не слышали, ни лика Его не видели,

38 и слово Его не храните в себе, а потому и не верите Тому, Кого Он послал.

39 Изучайте Писание: благодаря ему вы надеетесь получить Жизнь Вечную, а оно ведь свидетельствует обо Мне.18
   
18) возм. перев.: "вы изучаете Писание, благодаря которому".

40 Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы наследовать Жизнь (Вечную).

41 Людская слава не нужна Мне,

42 да и все Я знаю: у вас нет любви к Богу.

43 Я пришел от имени Отца Моего, и вы не принимаете Меня, но если другой кто-нибудь придет от своего имени, того вы примите.

44 Разве можете вы уверовать, если воздаете почести друг другу, а о почитании Единого Бога забыли?

45 Не думайте, что Я стану обвинять вас пред Отцом Моим: есть уже обвинитель - Моисей, на (писания) которого вы возлагаете надежды.

46 Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, ибо он писал обо Мне.

47 Но если вы Писанию не верите, то разве поверите словам Моим?

Глава 6

1 Через некоторое время Иисус отправился на другой берег Галилейского, или Тивериадского, озера,

2 а за ним последовало множество людей, ибо они видели, что Он исцеляет недужных.19
   
19) досл.: "ибо они видели чудеса, которые Он совершал над недужными".

3 Иисус же поднялся на гору и сидел там с учениками Своими.

4 А было это незадолго до Пасхи, праздника иудейского.

5 И вот, посмотрев вокруг, Иисус увидел, что множество людей идет к Нему, и говорит Филиппу: надо бы купить хлеба, чтобы накормить их.

6 Говорил же Он это, испытывая его, ибо знал, что собирается делать.

7 Филипп ответил Ему: тут и двухсот динариев не хватит, чтобы каждому из них досталось хоть немного хлеба.

8 А один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:

9 здесь у одного мальчика есть пять ячменных хлебов и две рыбки, но что это для такого множества?

10 Иисус же сказал: рассадите этих людей. Вокруг было много травы, и все сели. А среди них только мужчин было около пяти тысяч.

11 Тогда Иисус взял эти хлебы и, воздав благодарение (Богу,) раздал ученикам, а ученики - сидящим, каждому вдоволь; так же раздали и рыбу.

12 Когда же все насытились, Он сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.

13 Они собрали и наполнили двенадцать корзин кусками, которые остались у евших от пяти ячменных хлебов.

14 А люди, видя чудо, которое Он совершил, говорили, что Он воистину тот Пророк, Который должен явиться миру.

15 Иисус же, узнав, что они хотят придти и насильно провозгласить Его царем, один удалился на вершину горы.

16 Когда же наступил вечер, ученики Его спустились к озеру.

17 Уже совсем стемнело, поэтому, не дожидаясь, когда Иисус придет к ним, они сели в лодку и отправились на другой берег озера, в Капернаум.

18 Тем временем подул сильный ветер, и озеро взволновалось.

19 Они же проплыли всего около двадцати пяти или тридцати стадий, как вдруг неподалеку от лодки увидели Иисуса, Который шел по волнам, и испугались.

20 Но Он сказал им: это Я, не бойтесь.

21 Они хотели позвать Его в лодку, но тут лодка оказалась у берега, к которому они плыли.

22 На следующий день на берегу озера собралось множество людей. Они видели, что кроме той лодки, на которой отплыли ученики Его, другой там не было, и видели, что Иисус не входил в лодку с учениками Своими.

23 Между тем неподалеку от того места, где люди ели хлеб, благословенный Господом, стали появляться другие лодки, прибывшие из Тивериады.

24 Итак, когда люди увидели, что там нет ни Иисуса, ни учеников Его, они сели в лодку и отправились в Капернаум, чтобы отыскать Иисуса.

25 И вот, найдя Его на другом берегу озера, они спросили у Него: Равви, как Ты здесь оказался?

26 В ответ Иисус сказал им: уверяю вас: вы разыскиваете Меня вовсе не для того, чтобы видеть чудеса, а потому, что вы ели хлеб и насытились.

27 Ищите же не тленную пищу, но пищу, которая дарует Жизнь Вечную. Эту пищу даст вам Сын Человеческий, ибо Бог-Отец избрал Его.

28 Тогда они спросили у Него: что же нам делать, чтобы исполнить волю Божью?

29 Иисус сказал им в ответ: воля Божья заключается в том, чтобы вы уверовали в Того, Кого Он послал.

30 На это они сказали Ему: какое же чудо Ты сотворишь, чтобы мы, увидев его, уверовали в Тебя?

31 Отцы наши ели манну в пустыне, как сказано в Писании: дал им в пищу хлеб небесный. Можешь ли Ты это сделать? (Пс. 77.24)

32 Тогда Иисус сказал им: уверяю вас: не Моисей давал им хлеб небесный, но Отец Мой, Который и теперь подает вам истинный хлеб небесный,

33 ибо хлеб Божий - это Тот, Кто сошел с небес и принес миру Жизнь.

34 Они же сказали Ему: так подавай нам всегда этот хлеб!

35 На это Иисус сказал им: это Я - хлеб Жизни; кто придет ко Мне, тот не будет испытывать голода, и кто уверует в Меня, тот никогда не испытает жажды.

36 Однако, как Я уже сказал вам, вы видите Меня - и не веруете.

37 Но те, которые даны Мне Отцом, придут ко Мне, и того, кто придет ко Мне, Я никогда не отошлю назад,

38 потому что Я сошел с небес не для того, чтобы поступать по Своей воле, но чтобы исполнить волю Того, Кто послал Меня.

39 Воля же Отца, Который послал Меня, заключается в том, чтобы никого из тех, которых Он дал Мне, не погубить, но воскресить их в последний день.

40 Итак, воля Отца Моего заключается в том, чтобы, увидев Сына, каждый уверовал в Него и наследовал Жизнь Вечную и чтобы Я воскресил его в последний день.

41 Иудеи же негодовали на Него за то, что Он говорил: Я - хлеб, который сошел с небес, -

42 и спрашивали: не Иисус ли Он, сын Иосифа? Ведь мы знаем и мать и отца Его. Почему же Он теперь говорит, что сошел с небес?

43 Иисус же сказал, обращаясь к ним: не препирайтесь между собою.

44 Никто не сможет придти ко Мне, если Отец, Который послал Меня, не призовет его: и того Я воскрешу в последний путь.

45 В писаниях пророков сказано: и будут все научены Богом; поэтому ко Мне приходит каждый, кто отвечает на призыв Отца Моего. (Ис. 54.13)

46 Но видеть Отца не дано никому, кроме Того, Кто от Бога; лишь Он видит Отца.

47 Уверяю вас: уверовавший в Меня наследует Жизнь Вечную.

48 Я - хлеб Жизни.

49 Отцы ваши, которые ели манну в пустыне, умерли,

50 а тот, кто будет есть хлеб, сошедший с небес, - не умрет.

51 Я - хлеб живой, который сошел с небес; кто ест этот хлеб, тот будет жить вечно. Я дам этот хлеб; это - плоть Моя, которую Я отдам ради бытия мира.

52 Тогда иудеи стали спорить друг с другом, восклицая: как это Он может дать нам в пищу плоть Свою?!

53 На это Иисус сказал им: уверяю вас: если вы не будете есть плоть Сына Человеческого и не будете пить кровь Его, то вы не наследуете Жизни Вечной.

54 Тот же, кто будет вкушать плоть Мою и пить кровь Мою, наследует Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день,

55 ибо плоть Моя - истинная пища, и кровь Моя - истинное питье.

56 Кто вкушает плоть Мою и пьет кровь Мою, тот пребывает во Мне, а Я - в нем.

57 Меня послал Отец Живой, и Как Я жив Отцом, так и тот, кто вкушает (плоть) Мою, будет жив Мною.

58 Вот каков этот хлеб, который сошел с небес; кто ест этот хлеб, тот будет жить вечно, не то чтобы отцы ваши, которые ели манну, - и умерли.

59 А говорил Он это в синагоге, когда проповедовал в Капернауме.

60 И даже многие ученики Его недоумевали: что за странные слова? Кто может понять Его?

61 Иисус же, зная, что некоторые из учеников Его возроптали на Него из-за этого, сказал им: так эти слова смущают вас?

62 Что же будет, когда вы увидите, как Сын Человеческий восходит туда, где был прежде?

63 Дух - основа жизни, а плоть - беспомощна. Слова, которые Я говорю вам, - это и есть дух и жизнь,

64 но некоторые из вас не верят этому. - Иисус же с самого начала знал, кто из них не будет верить и кто предаст Его. -

65 И сказал: вот поэтому Я и говорил вам, что никто не сможет придти ко Мне, если это не будет дано ему Отцом Моим.

66 После этого многие из учеников Его решили больше не ходить вместе с Ним.

67 Иисус же спросил у двенадцати (апостолов): может быть и вы хотите оставить Меня?

68 И Симон Петр ответил Ему: Господи! К кому мы пойдем? В Твоих словах - Жизнь Вечная.

69 Мы уверовали в Тебя и знаем, что Ты - Христос, Сын Бога Живого.

70 Иисус сказал им: не двенадцать ли вас? Я избрал? Но один из вас - диавол.

71 А говорил Он это об Иуде, сыне Симона Искариота, одном из двенадцати, который впоследствии предал Его.

Глава 7

1 После этого Иисус отправился в путь по Галилее. В Иудею же Он решил не идти, потому что иудеи хотели убить Его.

2 А когда наступил иудейский праздник Кущей,

3 братья Его сказали Ему: пойди отсюда в Иудею, чтобы и ученики Твои смогли увидеть чудеса, которые Ты совершаешь.

4 Никто другой, если бы он совершил такие чудеса, не стал бы скрываться, а старался бы стать известным. Так яви Себя миру!

5 Но сами братья не веровали в Него.

6 На это Иисус сказал им: Мое время еще не пришло, ваше же время - всегда.

7 Мир не может вас ненавидеть, а Меня мир ненавидит, ибо Я обличаю его за то зло, которое в нем происходит.

8 Идите сами на праздник, Я же на этот праздник пока не пойду, потому что время Мое еще не пришло.

9 Сказав это, Он остался в Галилее.

10 Но после того как братья Его пошли на праздник, Он тоже пошел, однако тайно, скрываясь (ото всех).

11 Иудеи же во время праздника искали Его и спрашивали: где Он?

12 А среди народа о Нем ходили разные слухи: одни говорили, что Он праведник, другие говорили: нет, Он обманщик.

13 Впрочем, никто открыто не говорил о Нем из-за страха перед иудеями.

14 Но на третий день праздника20 Иисус пришел в храм и стал проповедовать.
   
20) "но на третий день праздника" - досл.: "но в половине праздника...".

15 Иудеи же спрашивали в изумлении: откуда Он знает Писание, если нигде не учился?

16 Иисус же сказал, обращаясь к ним: Я проповедую не Свое учение, но Того, Кто послал Меня.

17 Кто стремится исполнять волю Его, тот знает: от Бога это учение, или Я от Своего имени говорю.

18 Кто от своего имени говорит, тот добивается славы для себя самого, а Кто добивается славы для Того, Кто послал Его, Тот искренен, и нет лжи в словах Его.

19 Не дал ли вам Моисей закон? Однако никто из вас не исполняет закон. За что же вы хотите убить Меня?

20 В толпе вскричали: не бесноватый ли Ты? Кто хочет убить Тебя?

21 В ответ Иисус сказал: из того, что Я сделал, всех вас возмущает лишь одно.

22 Но вот Моисей установил вам обрезание, - хотя оно было и до Моисея, еще при патриархах,21- и вы в субботу совершаете обрезание.
   
21) "хотя оно было и до Моисея, еще при патриархах" - досл.: "хотя оно не от Моисея есть, но от отцов".

23 Если же вы считаете, что в субботу необходимо над человеком совершать обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисея, почему же на Меня негодуете за то, что Я в субботу полностью исцелил человека?

24 Судите же по существу, и пусть суждения ваши будут справедливы.22
   
22) досл.: "не судите по тому, что видите".

25 Некоторые же из жителей Иерусалима недоумевали: не Его ли разыскивают, чтобы убить?

26 Но вот Он открыто говорит, и никто не запрещает Ему этого. Может быть, старейшины решили, что Он - Христос?

27 Так ведь мы знаем, откуда Он; а когда придет Христос, никому не будет известно, откуда Он.

28 Тем временем, продолжая проповедовать в храме, Иисус сказал: вы знаете и Меня, и откуда Я, но ведь Я не Сам по Себе пришел; Того же, Кто послал Меня, - (Бога) истинного - вы не знаете,

29 тогда как Я знаю Его, ибо Я - от Него, и Он послал Меня.

30 Иудеи же хотели схватить Его, но никто даже руки на Него не поднял, потому что еще не пришло время Его.

31 А среди собравшихся людей многие уверовали в Него, говоря при этом: неужели Христос, когда Он придет, совершит более великие чудеса, чем Этот совершил?

32 Фарисеи же и первосвященники, узнав, что среди народа сложилось подобное мнение о Нем, послали слуг своих схватить Его.

33 Иисус же говорил: недолго Мне осталось быть с вами: Я пойду к Тому, Кто послал Меня.

34 Будете искать Меня - и не найдете, а туда, где Я буду, - не сможете придти.

35 При этом иудеи спрашивали друг у друга: куда Он собирается пойти и почему мы не найдем Его? Уж не собирается ли Он уйти в языческие страны и проповедовать язычникам?

36 Что означают слова, сказанные Им: будете искать Меня - и не найдете, а туда, где Я буду, - не сможете придти?

37 В последний же, главный день праздника, Иисус встал (в храме) и провозгласил: кто жаждет, иди ко Мне!

38 Пей, кто верует в Меня! Ибо, как сказано в Писании, из недр Его хлынут потоки воды живой. (Зах. 14.8)

39 А говорил Он это о Духе Святом, Который должен был снизойти на уверовавших в Него. Пока что же Дух не был дарован им, ибо Иисус еще не был прославлен.

40 Услышав эти слова, многие люди говорили: Он воистину пророк;

41 другие же говорили: Он - Христос; а некоторые говорили: разве Христос должен придти из Галилеи?

42 Не сказано ли в Писании, что Христос должен быть из рода Давида и придти из Вифлеема, города, в котором жил Давид? (Пс. 88.4 - 5; Мих. 5.1)

43 И возник о Нем спор среди собравшихся людей.

44 Некоторые даже хотели схватить Его, но никто и руки на Него не поднял.

45 Между тем слуги возвратились к первосвященникам и фарисеям, и те спросили у них: почему вы не привели Его?

46 Слуги ответили: еще ни один человек так не говорил, как говорит Этот Человек.

47 Фарисеи же сказали им: может быть, и вас Он прельстил?

48 Разве кто-нибудь из старейшин или из фарисеев уверовал в Него?

49 А народ этот проклят: он не знает закона.

50 Тут один из фарисеев, Никодим, который однажды ночью приходил к Иисусу, говорит:

51 разве закон наш позволяет выносить приговор человеку, прежде чем будет доказана вина его?

52 В ответ они сказали ему: может быть и ты из Галилеи? Поищи в Писании, и ты убедишься, что из Галилеи пророки не приходили.23
   
23) из Галилеи пророки не приходили - здесь первосвященники и фарисеи показали свое незнание Писания. По крайней мере, один пророк - Иона - был родом из Галилеи.

5324 После этого все разошлись по домам своим.
   
24) Данный отрывок отсутствует в древних рукописях. Нет его и в толкованиях на Евангелия у Оригена, И. Златоуста, бл. Феодорита. Однако бл. Иероним и бл. Августин защищают подлинность этого рассказа. (Возможно, именно об этом эпизоде идет речь у Евсевия, когда он приводит свидетельства Папия - см. Церк. ист. 3.19.17.)

Глава 8

1 Иисус не удалился на гору Елеонскую.

2 А когда на следующее утро Он вновь пришел в храм, около Него собралось множество людей, и Он стал проповедовать им.

3 Тут книжники и фарисеи привели женщину, уличенную в прелюбодеянии, и, поставив ее перед Ним,

4 говорят Ему: Учитель! Эту женщину застали во время прелюбодеяния.

5 а согласно закону, данному нам Моисеем, таковых надо побивать камнями. Что Ты на это скажешь? (Втор. 22.24)

6 Говорили же они это, испытывая Его, чтобы иметь обвинение против Него. А Иисус, наклонясь, писал что-то пальцем на земле.

7 Но поскольку они продолжали неотступно спрашивать Его, Он поднял голову и сказал им: кто из вас безгрешен, тот пусть первым и бросит в нее камень. (Втор. 17.5; 7)

8 А Сам, наклонясь, вновь стал писать на земле.

9 Услышав эти слова и устыдясь, они стали уходить один за другим и разошлись все: от первого до последнего,25 - так что остались только Иисус и женщина, стоявшая перед Ним.
   
25) "от первого до последнего" - возм. перев.: "и стар и млад".

10 Подняв голову и не увидев никого (из пришедших), кроме этой женщины, Иисус спросил у нее: женщина, где же они? Никто не стал судить тебя?

11 Она сказала: никто, Господи. Тогда Иисус сказал ей: и Я не стану судить тебя. Иди, и впредь не греши.

12 Людям же Иисус продолжал говорить: Я - свет для мира; кто последует за Мною, тот не будет блуждать во тьме, но жизнь его будет озарена светом.

13 На это фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, поэтому свидетельство Твое - не истинно.

14 В ответ Иисус сказал им: хотя Я и свидетельствую Сам о Себе, свидетельство Мое - истинно, потому что Мне известно, откуда Я пришел и куда пойду, вам же неизвестно, откуда Я иду и куда пойду.

15 Вы рассуждаете по-человечески, но Я никого не осуждаю.26
   
26) возм. перев.: "вы судите (обо Мне) по внешнему виду" (ср. 7.24).

16 А если и осуждаю, то суд Мой - истинен, потому что Я не один: Я вместе с Тем, Кто послал Меня.

17 А даже в законе вашем написано, что свидетельство двух человек - истинно. (Втор. 17.4; 6)

18 О Себе же Самом Я свидетельствую и Сам, и Отец, Который послал Меня, свидетельствует обо Мне.

19 Тогда они спросили у Него: а где Твой Отец? Иисус же ответил: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Моего Отца.

20 Эти слова были сказаны Им во время проповеди у храмовой сокровищницы, и никто не схватил Его, потому что время Его еще не пришло.

21 И еще Он говорил им: Я ухожу, и вы будете искать Меня, но так и умрете во грехе своем.

22 Иудеи же говорили между собой: что означают Его слова: куда я пойду, туда вы не сможете придти? Уж не хочет ли Он убить Себя?

23 А Он сказал им: вы из дольнего, Я - из горнего мира; вы от мира сего, Я же - не от мира сего.

24 Поэтому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах своих; но если вы поверите, что Я Тот, Кто Я есть,27 то не умрете во грехах своих. (Втор. 32. 39)
   
27) "Я Тот, Кто Я есть" - досл.: "что Я есть".

25 Тогда они спросили у Него: кто же ты? Иисус сказал им: не об этом ли постоянно Я и говорю вам?28
   
28) возм. перев.: "зачем Я вообще говорю с вами?!"

26 Многое Я мог бы сказать о вас и осудить вас, но Я говорю миру только то, что слышал от Того, Кто послал Меня, а Он - сама Истина.

27 Но они не поняли, что Он говорил им о Боге-Отце.

28 Иисус же сказал: когда вы вознесете Сына Человеческого, тогда поймете, кто Я, и поймете, что Я ничего не делаю от Своего имени, а говорю лишь то, чему научил Меня Отец Мой.

29 Тот, Кто послал Меня, всегда со Мною; Отец никогда не оставляет Меня одного, поэтому Я делаю то, что Он велит Мне.

30 После этих слов многие уверовали в Него.

31 Иисус же сказал, обращаясь к уверовавшим в Него иудеям: если будете держаться учения Моего, вы воистину Мои ученики;

32 вы познаете Истину, и Истина дарует вам свободу.

33 Они ответили Ему: мы из рода Авраама и ничьими рабами никогда не были. Что означают Твои слова: вы станете свободными?

34 Иисус ответил им: уверяю вас: кто грешит, тот раб греха;

35 однако рабу не всегда суждено оставаться рабом: есть Сын (Божий), Который пребывает вовеки,

36 поэтому, если Сын освободит вас, вы действительно станете свободными.

37 Я знаю, что вы из рода Авраама, однако вы хотите убить Меня, потому что вам непонятно учение Мое.

38 Я говорю вам о том, что видел у Отца Моего, вы же поступаете по наущению отца вашего.

39 Иудеи сказали Ему в ответ: отец наш - Авраам. Иисус же говорит им: если бы вы были детьми Авраама, то и поступали бы, как Авраам.

40 Ныне же вы хотите убить Меня - Человека, Который поведал вам истину, данную Ему Богом. Авраам так не поступал.

41 Вы же поступаете так, как и отец ваш. На это они сказали Ему: мы не в язычестве рождены, у нас один Отец - Бог.

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Вашим Отцом, вы любили бы Меня, ибо Я Богом рожден и от Бога пришел к вам. И пришел Я не Сам по Себе, но Он послал Меня.

43 Почему же вы не понимаете того, что Я говорю? Потому что вы не желаете внять словам Моим.

44 Ваш отец - диавол, поэтому вы и стремитесь исполнять желания отца вашего, который всегда губил людей. Он изначально не устоял в истине, поэтому и нет истины в нем; когда он говорит ложь, он говорит то, что ему присуще, ибо он - лжец и отец лжи.

45 А так как Я говорю истину, вы не верите Мне.

46 Кто из вас уличит Меня в обмане? Если же Я говорю истину, почему же вы не верите Мне?

47 Рожденный Богом внимает словам Божьим, вы же потому не внимаете им, что вы не Богом рождены.

48 Иудеи же сказали Ему в ответ: не правду ли мы говорим, что Ты - самарянин и бесноватый?

49 На это Иисус ответил: Я не бесноватый; Я чту Отца Моего, вы же бесчестите Меня.

50 Но Я взыскую славы не для Себя Самого: есть Тот, Кто взыскует и судит.

51 Уверяю вас: кто будет поступать согласно словам Моим, тот будет жить вечно.

52 Иудеи же сказали Ему: вот теперь мы убедились, что Ты действительно бесноватый. Ведь даже Авраам умер, и пророки умерли, а Ты говоришь: кто будет поступать согласно словам Моим, тот будет жить вечно.

53 Неужели Ты превосходишь отца нашего Авраама и пророков, которые умерли? Кем же Ты Себя считаешь?

54 На это Иисус ответил: если бы Я сам Себя прославлял, то слава Моя ничего бы не значила; но у Меня есть Отец, Которого вы называете Богом своим, - это Он прославляет Меня.

55 Вам Он неизвестен, Я же знаю Его, и если скажу, что не знаю Его, то стану лжецом, как и вы. Но Я знаю Его и поступаю согласно словам Его.

56 Авраам, отец ваш, ликовал в предвидении времени (пришествия) Моего, а увидев, возрадовался.

57 Иудеи же сказали Ему: Тебе нет и пятидесяти лет, и Ты видел Авраама?

58 Иисус же сказал им: уверяю вас: Я был прежде, чем родился Авраам.

59 Они же стали хватать камни, чтобы забросать Его, но Иисус, пройдя сквозь толпу, вышел из храма и удалился оттуда.

 

 

Hosted by uCoz