|
Клайв Стейплз Льюис |
Просто христианство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ХРИСТИАНСКИЙ БРАКпроявление сексуальных импульсов; я почти не коснулся положительныхаспектов, а именно христианского брака. Обсуждать вопросы супружеских отношений я не хотел бы по двум, вчастности, причинам. Первая -- в том, что христианская доктрина о бракекрайне непопулярна. А вторая -- в том, что сам я никогда не был женат и,следовательно, могу говорить только с чужих слов. Но, несмотря на это, яполагаю, что, рассуждая о вопросах христианской морали, едва ли можно обойтиее стороной. Христианская идея брака основывается на словах Христа, что мужа и женуследует рассматривать как единый организм. Ибо именно это означают Его слова"одна плоть". И христиане полагают, что, когда Иисус произносил их. Онконстатировал факт, так же как констатацией факта были бы слова, что замок иключ составляют единый механизм или что скрипка и смычок -- один музыкальныйинструмент. Он, Изобретатель человеческой машины, сказал нам, что две ееполовины -- мужская и женская -- созданы для того, чтобы соединиться в пары,причем не только ради половых отношений; союз этот должен быть всесторонним.Уродство половых связей вне брака в том, что те, кто вступают в них,пытаются изолировать один аспект этого союза (половой) от всех остальных.Между тем именно в неразделимости их -- залог полного и совершенного союза.Христианство не считает, что удовольствие, получаемое от половых отношений,более греховно, чем, скажем, удовольствие от еды. Но оно считает, что нельзяприбегать к ним лишь как к источнику удовольствия: это так жепротивоестественно, как, например, наслаждаться вкусом пищи, избегаяглотания и пищеварения, то есть жуя пищу и выплевывая. И, как следствие этого, христианство учит, что брак -- союз двух людейна всю жизнь. Верно, что разные церкви придерживаются на этот счет не совсемсхожих мнений. Некоторые не разрешают развода совсем. Другие разрешают егоочень неохотно, только в особых случаях. Очень печально, что междухристианами нет согласия в таком важном вопросе. Но справедливость требуетотметить, что между собой различные церкви согласны по вопросу брака все жегораздо больше, чем с окружающим миром. Я имею в виду, что любая церковьрассматривает развод как ампутацию части живого тела, как своего родахирургическую операцию. Одни церкви считают эту операцию настольконеестественной, что вовсе не допускают ее. Другие допускают развод, но каккрайнюю меру в исключительно тяжелых случаях. Все они согласны с тем, что эта процедура скорее похожа на ампутациюобеих ног, чем на расторжение делового товарищества. Никто из них непринимает современной точки зрения на развод, утверждающей, что онсовершается партнерами как своего рода реорганизация, необходимая, еслимежду ними больше нет любви или если один из них полюбил кого-то другого.Прежде чем мы перейдем к этой современной точке зрения на развод, в ее связис целомудрием, нам следовало бы проследить ее связь с другой добродетелью, аименно справедливостью. Последняя включает в себя, помимо всего прочего, верность обещаниям.Каждый, кто венчался в церкви, давал торжественное публичное обещаниехранить верность своему партнеру до смерти. Долг сдержать его не находится вспецифической зависимости от характера половых отношений. Обещание, данноепри заключении брачного союза, схоже с любым другим. Если, как утверждаютнаши современники, половое влечение ничем не отличается от других нашихимпульсов, то и относиться к нему следует, как к любому из них. Как всякуютягу к излишествам, его надо контролировать. Если же, как я думаю, половойинстинкт отличается от других тем, что болезненно воспален, то мы должныреагировать на него особенно осторожно, чтобы он не толкнул нас набесчестный поступок. На это кто-нибудь возразит, что считает обещание, данное в церкви,простой формальностью, которую не имел намерения соблюдать. Кого же тогда онстарался обмануть, давая это обещание? Бога? Это было бы неумно. Себясамого? Тоже не умнее. Невесту, ее родственников? Это было быпредательством. Чаще всего, я думаю, брачная пара (или один из них) надеетсяобмануть публику. Они желают респектабельности, связанной с браком, но нежелают платить за это. Такие люди -- обманщики и самозванцы. Если они к томуже испытывают удовлетворение от обмана, то мне нечего им сказать, ибо ктостанет навязывать высокий и трудный долг целомудрия людям, у которых еще непробудилось желание быть честными? А если они уже образумились и возымелитакое желание, то обещание, данное ими, послужит им сдерживающей силой, иони станут вести себя, откликаясь на зов справедливости, а не целомудрия.Если люди не верят в постоянный брак, им, пожалуй, лучше жить вместе, невступая в него. Это честнее, чем давать клятвы, которых не намеренисполнять. Верно, что совместная жизнь вне брака делает их виновными (с точкизрения христианства) в грехе прелюбодеяния. Но нельзя избавиться от одногопорока, добавив к нему другой: распущенность нельзя исправить, добавив к нейклятвопреступление. Очень популярная в наши дни идея, что единственное оправдание брака --любовь между супругами, не оставляет места для брачного контракта илибрачных обетов. Если все держится на влюбленности, обещание теряет смысл идавать его не следует. Любопытно, что сами влюбленные, пока еще влюблены,знают это лучше, чем те, которые рассуждают о любви. По замечаниюЧестертона, влюбленным присуща естественная склонность связывать друг другаобещаниями. Любовные песни во всем мире полны клятв в вечной верности.Христианский закон не навязывает влюбленным чего-то такого, что чуждоприроде любви, а лишь требует, чтобы они с полной серьезностью относились ктому, на что вдохновляет их страсть. И конечно, обещание, данное, когда я был влюблен и потому, что я былвлюблен, обещание хранить верность на всю жизнь, обязывает меня быть вернымдаже в том случае, если любовь прошла. Ведь обещание может относиться толькок действиям и поступкам, то есть то, что я могу контролировать. Никто неможет обещать, что будет постоянно испытывать одно и то же чувство. С такимже успехом можно обещать никогда не страдать головной болью или всегда бытьголодным. Возникает вопрос: какой смысл держать двух людей вместе, если онибольше не любят друг друга? На это есть несколько серьезных причинсоциального характера: не лишать детей семьи; защитить женщину (которая,возможно, пожертвовала своей карьерой, выходя замуж) от перспективы бытьброшенной, как только она наскучит мужу. Но существует еще одна причина, вкоторой я убежден, хотя мне не совсем легко объяснить ее. И вот почему: слишком многие люди просто не в состоянии понять, чтоесли Б лучше, чем В, то А может быть еще лучше, чем Б. Они предпочитаютпонятия "хороший" и "плохой", а не "хороший", "лучший" и "самый лучший" или"плохой", "худший" и "самый худший". Они хотят знать, считаете ли выпатриотизм хорошим качеством. Вы отвечаете, что, конечно, патриотизм --хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, ночто всеобщая братская любовь -- выше патриотизма, и если они вступают вконфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви.Казалось бы, вы даете полный ответ, но ваши оппоненты видят в нем лишьжелание увильнуть от ответа. Они спрашивают, что вы думаете о дуэли. Выотвечаете, что простить человеку оскорбление гораздо лучше, чем сражаться сним на дуэли. Однако даже дуэль может быть лучше, чем ненависть на всюжизнь, которая проявляется в тайных попытках унизить человека, всяческиповредить ему. Если вы дадите им такой ответ, они отойдут от вас, жалуясь,что вы не хотите ответить прямо. Я очень надеюсь, что никто из читателей несделает подобной ошибки в отношении того, о чем я собираюсь сейчас говорить. Влюбленность -- восхитительное состояние, во многих отношениях онополезно для нас. Любовь помогает нам быть великодушными и мужественными,раскрывает перед нами не только красоту любимого существа, но и красоту,разлитую во всем, и, наконец, контролирует (особенно вначале) наши животныеполовые инстинкты. В этом смысле любовь -- великая победа над похотью. Никтов здравом уме не станет отрицать, что влюбленность лучше обычнойчувственности или холодной самовлюбленности. Но, как я сказал прежде,опаснее всего следовать какому-то из импульсов нашей природы любой ценой, ниперед чем не останавливаясь. Быть влюбленным -- вещь хорошая, но не лучшая. Есть много вещей, которые меркнут перед влюбленностью; но есть и такие,которые выше ее. Вы не можете класть это чувство в основание всей своейжизни. Да, оно благородно, но оно всего лишь чувство, и нельзя рассчитывать,что оно с одинаковой интенсивностью будет длиться всю жизнь. Знание,принципы, привычки могут быть долговечны; чувство приходит и уходит. И всамом деле, что бы люди ни говорили, состояние влюбленности преходяще. Да ито сказать: если бы люди пятьдесят лет испытывали друг к другу точно то же,что в день перед свадьбой, их положение было бы не слишком завидным. Ктосмог бы вынести постоянное возбуждение и пять лет? Что сталось бы с нашейработой, аппетитом, сном, с нашими дружескими связями? Но конецвлюбленности, конечно -- не конец любви. А любовь -- именно любовь, вотличие от влюбленности, -- не просто чувство. Это глубокий союз,поддерживаемый волевыми усилиями, укрепляемый привычкой. Любовь укрепляется(в христианском браке) и благодатью, о которой просят и которую получают отБога оба партнера. Поэтому они могут любить друг друга даже тогда, когдадруг другом недовольны. (Ведь любите же вы себя, когда недовольны собой.)Они в состоянии сохранить эту любовь и тогда, когда каждый из них мог бывлюбиться в кого-нибудь еще, если бы позволил себе. Влюбленность в самомначале побудила их дать обещание верности друг другу. Вторая, болееспокойная любовь дает им силы хранить это обещание. Именно на такой любвиработает мотор брака. Влюбленность была только вспышкой для запуска. Если высо мной не согласны, то, конечно, скажете: "Он ничего об этом не знает,потому что сам не женат". Очень возможно, что вы правы. Но прежде чем вы этоскажете, убедитесь, пожалуйста, в том, что судите на основании личного опытаили на основании наблюдений за жизнью своих друзей. Не судите на основанииидей, почерпнутых из романов и фильмов. И требуется много терпения и умения,чтобы выделить те уроки, которые нам действительно преподаны жизнью. Из книг люди нередко получают представление, будто влюбленность можетдлиться всю жизнь, если вы не ошиблись при выборе. Отсюда вывод: если этогонет, значит, допущена ошибка. Остается лишь сменить партнера. Думающие такне осознают, что и восторг новой любви постепенно угаснет точно так же. Ведьи в этой форме жизни, как и в любой другой, возбуждение приходит вначале, ноне остается навсегда. То возбуждение, которое испытывает мальчишка припервой мысли о полете, уляжется, когда он придет в авиацию и приступит кучебным полетам. И восторг, который теснит вам душу, когда вы впервыепопадаете в какое-то прекрасное место, постепенно гаснет, если вы тампоселитесь. Значит ли это, что лучше вообще не учиться летать и непереселяться в красивейшие места? Отнюдь нет. В обоих случаях, пройдя черезпервую фазу, вы почувствуете, как первоначальное возбуждение сменяется болееспокойным и постоянным интересом. Более того (я едва могу найти слова, чтобывыразить, какое большое значение придаю этому), только те люди, которыеготовы примириться с потерей трепета и довольствоваться трезвым интересом,способны обрести новые восторги. Человек, который научился летать и сталхорошим пилотом, внезапно слышит музыку сфер. Человек, который поселился впрекрасном месте, открывает для себя радость еще больше украшать его,насаждая в нем сад. В какой-то мере, я думаю, Христос имел в виду и это, когда сказал, чтоничто не может жить, пока не умрет. Не пытайтесь удерживать удовольствие,питаемое возбуждением. Это было бы самой опасной ошибкой. Дайте возбуждениюпройти, дайте ему умереть, переживите это умирание и перейдите в следующийза ним период спокойной заинтересованности и счастья. Сделайте это, и выувидите, что вы все время живете в мире новых восторгов и нового трепета. Ноесли вы попытаетесь искусственно включить восторженное состояние в своеповседневное "меню", то обнаружите, как оно постепенно слабеет и все режевас посещает, и вот уже вы доживаете свою жизнь преждевременносостарившимся, утратившим иллюзии человеком, которому все наскучило. Именноиз-за того, что очень немногие люди это понимают, вы встречаете вокруг такмного людей среднего возраста, ворчащих, что юность прошла попусту. Нередкоони сетуют на прошедшую юность в таком возрасте, когда перед ними еще должныоткрываться новые горизонты со всех сторон. Гораздо интереснеепо-настоящему научиться плавать, чем бесконечно (и безнадежно) старатьсявернуть то чувство, которое вы испытали, когда впервые ребенком надели ластыи поплыли. Очень часто в романах и пьесах вы находите мысль, будто влюбленность --такое чувство, которому невозможно противиться. Будто это что-то такое, чтопросто поражает вас, как, к примеру, корь. Некоторые люди в это верят, и,будучи женаты, срывают предохранитель со своих чувств при встрече спривлекательной знакомой. Однако я склонен думать, что в жизни такиенепреодолимые страсти посещают нас гораздо реже, чем в книгах (во всякомслучае, взрослых людей). Когда мы встречаем человека красивого, умного,привлекательного, мы, в каком-то смысле, должны полюбить эти его прекрасныекачества, должны восхищаться ими. Но не от нас ли в основном зависит,перерастет ли это восхищение в то, что мы зовем влюбленностью? Нет сомнений,что если мы напичканы романтическими сюжетами и любовными песнями, да к томуже пребываем под действием алкоголя, то способны превратить любое восхищениев любовь такого рода. Точно так же, если вдоль тропинки вырыта канава, всядождевая вода будет собираться в нее; или, если мы носим синие очки, всевокруг кажется нам синим. Но это -- наша собственная вина. Прежде чем мы оставим вопрос о разводе, я бы хотел разграничить двевещи, которые часто смешивают. Христианский принцип брака -- это одинвопрос. Совсем другой вопрос: как далеко могут идти христиане, если ониизбиратели или члены парламента, в старании привить свой взгляд на бракостальным членам общества? Очень многие люди считают, что если выхристианин, то должны затруднить развод для всех остальных. Я с этим несогласен. Я, например, знаю, что возмутился бы, если бы мусульманепостарались запретить всем нам, остальным, вино. Я придерживаюсь следующегомнения: церковь должна откровенно признать, что граждане Великобритании вбольшинстве своем не христиане и, следовательно, от них нельзя ожидать,чтобы они вели христианский образ жизни. Необходимо иметь два рода браков:один -- регулируемый государством на основании законов, обязательных длявсех граждан; другой -- регулируемый церковью на основании тех законов,которые обязательны для всех ее членов. Различие должно быть очень четким,чтобы людям было ясно, какая пара вступает в брак по-христиански, а какая --нет. Я думаю, я сказал достаточно о постоянстве и неразрывностихристианского брака. Нам остается разобраться в одном, еще болеенепопулярном вопросе. Христианские жены дают обещание повиноваться своиммужьям. В христианском браке глава семьи -- мужчина. В связи с этимвозникают два вопроса: 1. Почему в семье обязательно должен быть глава,почему нельзя допустить равенства? 2. Почему главой должен быть мужчина? 1. Необходимость иметь главу в семье вытекает из идеи, что брак -- союзпостоянный. Конечно, когда муж и жена живут в согласии, вопрос о главенствене возникает. И мы должны надеяться, что именно это является нормой вхристианском браке. Но если возникает разногласие, что тогда? Тогда супругамне избежать серьезного разговора. Допустим, они уже пытались говорить и темне менее к согласию не пришли. Что им делать дальше? Они не могут решитьвопроса с помощью голосования, потому что при наличии лишь двух сторонголосование невозможно. В таком случае остаются две вещи: либо им придетсяразойтись в разные стороны, либо один из них должен получить право решающегоголоса. При постоянном браке одна из сторон должна в предвидении крайнегослучая иметь власть и решать вопросы семейного союза. Ибо никакой постоянныйсоюз невозможен без конституции. 2. Если в семье должен быть глава, то почему именно мужчина? Ну что ж,во-первых, есть ли у кого серьезное желание, чтобы главную роль в семьеиграла женщина? Как я уже сказал, я сам не женат. Однако я вижу, что даже теженщины, которые хотят быть главою в своем доме, обычно не приходят ввосторг, наблюдая такую же ситуацию у соседей. Скорее всего, они скажут:"Бедный мистер Икс! (имея в виду соседа). Почему он позволяет этой ужаснойженщине верховодить? Я просто не могу его понять!" Я даже не думаю, что этаженщина будет польщена, если кто-нибудь заметит, что она сама "верховодит" всвоей семье. Должно быть, есть что-то противоестественное в женскомруководстве мужьями, потому что сами жены несколько смущены этим и презираюттаких мужей. Но есть еще одна причина; и здесь, скажу откровенно, я говорю какхолостяк, потому что причину эту лучше видно со стороны, чем с позицииженатого человека. Отношения семьи с внешним миром -- так сказать, внешняяполитика семьи -- должны находиться, в конечном счете, под контролем мужа.Почему? Потому что он всегда должен быть (и, как правило, бывает) болеесправедлив к посторонним. Женщина сражается в первую очередь за своих детейи своего мужа, против всего остального мира. Для нее, вполне естественно, ихтребования, их интересы перевешивают все соображения. Она -- их чрезвычайныйповеренный. Задача мужа -- следить за тем, чтобы это естественноепредпочтение не ставилось постоянно во главу угла в отношениях семьи сокружающими. За ним должно оставаться последнее слово, чтобы он мог, вслучае необходимости, защитить других от семейного патриотизма своей жены.Если кто-нибудь из вас сомневается в этом, позвольте мне задать вам вопрос.Если ваша собака укусила соседского ребенка или ваш ребенок ударил соседскуюсобаку, с кем вы предпочли бы иметь дело -- с хозяином или с хозяйкой? Илиесли вы замужняя женщина, позвольте мне спросить вас: как бы вы ни обожалимужа, не признаетесь ли вы, что его главный недостаток -- неспособностьпостоять за свои и ваши права при столкновении с соседями?
ПРОЩЕНИЕ
Я сказал в одной из предыдущих глав, что целомудрие -- едва ли не самаянепопулярная из христианских добродетелей. Но я не уверен, что был прав.Пожалуй, есть добродетель еще менее популярная, чем целомудрие. Онавыражается в христианском правиле: "Возлюби ближнего своего, как самогосебя". Непопулярна она потому, что христианская мораль включает в понятие"твоего ближнего" и "твоего врага"... Итак, мы подходим к ужасно тяжелойобязанности прощать своих врагов. Каждый человек соглашается, что прощение -- прекрасная вещь, до техпор, пока сам не окажется перед альтернативой прощать или не прощать, когдапрощение должно исходить именно от него. Мы помним, как оказались в такойситуации в годы войны. Обычно само упоминание об этом вызывает бурю, и непотому, что люди считают эту добродетель слишком высокой и трудной. Нет,просто прощение такого рода кажется им недопустимым, им ненавистна самаямысль о нем. "Нас тошнит от подобных разговоров",-- заявляют они. И половинаиз вас уже готова меня спросить: "А как бы вы относились к гестапо, если быбыли поляком или евреем?" Я сам хотел бы это знать. Точно так же как хотел бы знать, что мнеделать, если передо мной встанет выбор: умереть мученической смертью илиотказаться от веры. Ведь христианство прямо говорит мне, чтобы я неотказывался от веры ни при каких обстоятельствах. В этой книге я не пытаюсьсказать вам, что я мог бы сделать, -- я могу сделать крайне мало. Я пытаюсьпоказать вам, что представляет из себя христианство. Не я его придумал. И всамой сердцевине его я нахожу эти слова: "Прости нам долги наши, как и мыпрощаем должникам нашим". Здесь нет ни малейшего намека на то, что прощениедается нам на каких-то других условиях. Слова эти совершенно яснопоказывают, что если мы не прощаем, то не простят и нас. Двух путей здесьнет. Так что же нам делать? Что бы мы ни пробовали делать, все будет трудно. Но я думаю, две вещимы можем сделать, и они облегчат нам нашу трудную задачу. Приступая кизучению математики, вы начинаете не с дифференциального исчисления, а спростого сложения. Точно так же, если мы действительно хотим (а все зависитименно от нашего желания) научиться прощать, нам, наверное, следует начать счего-то полегче, чем гестапо. Например, с того, чтобы простить мужа, илижену, или родителей, или детей, или ближайших соседей за что-то, что онисказали или сделали на прошлой неделе. Это, возможно, захватит нашевнимание. Затем нам надо понять, что значит "любить ближнего, как самогосебя". А как я люблю себя? Вот сейчас, когда я подумал об этом, я понял, что у меня нет особойнежности и любви к себе самому. Я даже не всегда люблю свое собственноеобщество. Значит, слова "возлюби ближнего своего", очевидно, не означают"испытывай к нему нежность" или "находи его привлекательным". Впрочем, так идолжно быть, потому что, конечно же, как бы вы ни старались, вы не заставитесебя почувствовать нежность к кому бы то ни было. Хорошо ли я отношусь ксамому себе? Считаю ли я себя приятным человеком? Что ж, боюсь, что минутами-- да (и это, несомненно, худшие мои минуты). Но люблю я себя не поэтому; непотому, что считаю себя славным парнем. На деле все наоборот, а именно:любовь к себе заставляет меня думать, что я, в сущности, славный парень.Следовательно, и врагов своих мы можем любить, не считая их приятнымилюдьми. Это великое облегчение. Потому что очень многие думают, что проститьсвоих врагов значит признать, что они, в конце концов, не такие уж плохие,тогда как на самом деле всем ясно, что они действительно плохи. Давайте продвинемся еще на шаг вперед. В моменты просветления я нетолько не считаю себя приятным человеком, но, напротив, нахожу себя простоотвратительным. Я с ужасом думаю о некоторых вещах, которые я совершил.Значит, мне, по всей видимости, дозволяется ненавидеть и некоторые поступкимоих врагов. И вот уже мне вспоминаются слова, давно произнесенныехристианскими учителями: "Ты должен ненавидеть зло, а не того, кто совершаетего". Или иначе: "Ненавидеть грех, но не грешника". Долгое время я считалэто различие глупым и надуманным; как можно ненавидеть то, что делаетчеловек, и при этом не ненавидеть его самого? Но позднее я понял, что годамиименно так и относился к одному человеку, а именно к самому себе. Как бы яни ненавидел свою трусость или лживость, или жадность, я тем не менеепродолжал любить себя, и мне это было совсем не трудно. Фактически яненавидел свои дурные качества потому, что любил себя. Именно поэтому такогорчало меня то, что я делал, каким я был. Следовательно, христианство непобуждает нас ни на гран смягчить ту ненависть, которую мы испытываем кжестокости или предательству. Мы должны их ненавидеть. Ни одного слова,которые мы сказали о них, не следует брать обратно. Но христианство хочет,чтобы мы ненавидели их так же, как ненавидим собственные пороки, то естьчтобы мы сожалели, что кто-то мог поступить так, и надеялись, чтокогда-нибудь, где-нибудь он сможет исправиться и снова стать человеком. Проверить себя можно следующим образом. Предположим, вы читаете вгазете историю о гнусных и грязных жестокостях. На следующий день появляетсясообщение, где говорится, что опубликованная вчера история, возможно, несовсем соответствует истине и все не так страшно. Почувствуете ли выоблегчение: "Слава Богу, они не такие негодяи, как я думал". Или будетеразочарованы и даже попытаетесь держаться первоначальной версии просто радиудовольствия думать, что те, о ком вы читали,-- законченные мерзавцы? Есличеловек охвачен вторым чувством, тогда, боюсь, он вступил на путь, который-- пройди он его до конца -- заведет его в сети дьявола. В самом деле, ведьон хочет, чтобы черное было еще чернее. Стоит дать волю этому чувству, и через какое-то время захочется, чтобысерое, а потом и белое тоже стало черным. В конце концов появится желаниевсе, буквально все -- Бога, и наших друзей, и себя самих -- видеть в черномсвете. Подавить его уже не удастся. Атмосфера безудержной ненависти поглотиттакую душу навеки. Попытаемся продвинуться еще на шаг вперед. Означает ли "Возлюби врагасвоего", что мы не должны его наказывать? Нет: ведь и то, что я люблю самогосебя, не значит, что я всячески должен спасать себя от заслуженногонаказания, вплоть до смертной казни. Если вы совершили убийство, то похристианскому принципу надо сдаться в руки властям и испить чашу даже досмерти. Только такое поведение было бы правильным с христианской точкизрения. Поэтому я полагаю, что судья-христианин абсолютно прав, приговариваяпреступника к смерти, прав и солдат-христианин, когда убивает врага на полесражения. Я всегда придерживался этого мнения с тех пор, как сам сталхристианином, задолго до войны, и сегодня держусь его. Известное "Не убий"приводится в неточном переводе. Дело в том, что в греческом языке есть дваслова, которые переводятся как глагол "убивать". Но одно из них значитдействительно просто "убить", тогда как другое -- "совершить убийство". И вовсех трех Евангелиях -- от Матфея, Марка и Луки,-- где цитируется этазаповедь Христа, употребляется именно то слово, которое означает "несовершай убийства". Мне сказали, что такое же различие существует и вдревнееврейском языке. "Убивать" -- далеко не всегда означает "совершатьубийство", так же как половой акт не всегда означает прелюбодеяния. Когдавоины спросили у Иоанна Крестителя, как им поступать, он и намека не сделална то, что им следует оставить армию. Ничего такого не требовал и Сам Иисус,когда, например, встретился с римским сотником. Образ рыцаря-христианина,готового во всеоружии защищать доброе дело, -- один из великих образовхристианства. Война -- вещь отвратительная, и я уважаю искреннего пацифиста,хотя считаю, что он полностью заблуждается. Кого я не могу понять, так этополупацифистов, встречающихся в наши дни, которые пробуют внушить людям, чтоесли уж они вынуждены сражаться, то пусть сражаются, как бы стыдясь, нескрывая, что делают это по принуждению. Подобный стыд нередко лишаетпрекрасных молодых военных из христиан того, что принадлежит им по праву иявляется естественным спутником мужества, а именно -- бодрости, радости исердечности. Я часто думаю про себя, что бы случилось, если бы, когда я служил вармии во время первой мировой войны, я и какой-нибудь молодой немецодновременно убили друг друга и сразу же встретились после смерти. И,знаете, я не могу себе представить, чтобы кто-то из нас двоих почувствовалобиду, негодование или хотя бы смущение. Думаю, мы просто рассмеялись бы надтем, что произошло. Я могу себе представить, что кто-нибудь скажет: "Если человекудозволено осуждать поступки врага и наказывать и даже убивать его, то в чемже разница между христианской моралью и обычной человеческой точкой зрения?"Разница есть, и колоссальная. Помните: мы, христиане, верим, что человекживет вечно. Поэтому значение имеют только те маленькие отметины на нашемвнутреннем "я", которые в конечном счете обращают душу человеческую либо внебесное, либо в адское существо. Мы можем убивать, если это необходимо, ноне должны ненавидеть и упиваться ненавистью. Мы можем наказывать, если надо,но не должны испытывать при этом удовольствия. Иными словами, мы должныубить глубоко гнездящуюся в нас враждебность, стремление отомстить за обиды.Я не хочу сказать, что любой человек может прямо сейчас покончить с этимичувствами. Так не бывает. Я имею в виду следующее: всякий раз, когда это чувство шевелится вглубине нашей души, заявляя о себе, день за днем, год за годом, напротяжении всей нашей жизни, мы должны давать ему отпор. Это тяжелая работа,но не безнадежная. Даже когда мы убиваем или наказываем, мы должны такотноситься к врагу, как относились бы к себе, то есть желать, чтобы он небыл таким скверным, надеяться, что он сумеет исправиться. Короче, мы должныжелать ему добра. Вот что имеет в виду Библия, когда говорит, чтобы мывозлюбили своих врагов: мы должны желать им добра, не питая к ним особойнежности и не говоря, что они -- славные ребята, если они не таковы. Да, это значит любить и таких людей, в которых нет ничего вызывающеголюбовь. Но, с другой стороны, есть ли в каждом из нас что-нибудь так уждостойное любви и обожания? Нет, мы любим себя только потому, что это мысами. Бог же предназначил нам любить внутреннее "я" каждого человека точнотак же и по той же причине, по которой мы любим свое "я". В нашемсобственном случае Он дал нам готовый образец (которому мы должныследовать), чтобы показать, как эта любовь работает. И, воспользовавшисьсобственным примером, мы должны перенести правило любви на внутреннее "я"других людей. Возможно, нам легче будет его усвоить, если мы вспомним, чтоименно так любит нас Бог: не за приятные, привлекательные качества,которыми, по нашему мнению, мы обладаем, но просто потому, что мы -- люди.Помимо этого нас, право же, не за что любить. Ибо мы способны так упиватьсяненавистью, что отказаться от нее нам не легче, чем бросить пить или курить. ВЕЛИЧАЙШИЙ ГРЕХ Я перехожу сейчас к той части христианской морали, в которой онаособенно резко отличается от всех других норм нравственности. Существуетпорок, от которого не свободен ни один человек в мире. Но каждый ненавидитего в ком-то другом, и едва ли кто-нибудь, кроме христиан, замечает его всебе. Я слышал, как люди признаются, что у них плохой характер, либо в томдаже, что они трусы. Но я не припомню, чтобы когда-либо слышал отнехристианина признание в этом пороке. И я очень редко встречал неверующих,которые были бы хоть немного снисходительны к проявлению этого порока вдругих. Нет такого порока, который делает человека более непопулярным, и неттакого порока, который мы менее замечаем в себе. Чем больше этот порок унас, тем больше мы ненавидим его в других. Я говорю о гордыне или самодовольстве, противоположную ей добродетельхристиане называют смирением. Вы, быть может, помните, что когда я говорил оморали в вопросах пола, то предупредил вас, что центр христианскойнравственности лежит не там. И вот сейчас мы подошли к этому центру.Согласно христианскому учению, самый главный порок, самое страшное зло --гордость. Распущенность, раздражительность, пьянство, жадность и томуподобное -- все это мелочь по сравнению с ней. Именно гордость сделаладьявола тем, чем он стал. Гордость ведет ко всем другим порокам: этоабсолютно враждебное Богу состояние духа. Возможно, вы думаете, я преувеличиваю. В таком случае вдумайтесь ещераз в мои слова. Несколько мгновений назад я сказал, что чем больше гордостив человеке, тем сильнее он ненавидит это качество в других. Если вы хотитевыяснить меру собственной гордыни, проще всего это сделать, задав себевопрос: "Насколько глубоко я возмущаюсь, когда другие унижают меня, илиотказываются меня замечать, или вмешиваются в мои дела, или относятся ко мнепокровительственно, или красуются и хвастают в моем присутствии?" Дело втом, что гордость каждого человека соперничает с гордостью всякого другого.Именно потому, что я хотел быть самым заметным на вечеринке, меня такраздражает, что кто-то другой привлекает к себе всеобщее внимание. Нам следует ясно понять, что гордости органически присущ духсоперничества, в этом сама ее природа. Другие пороки вступают всоперничество, так сказать, случайно. Гордость не довольствуется частичнымобладанием. Она удовлетворяется только тогда, когда больше, чем у соседа. Мыговорим, что люди гордятся богатством, или умом, или красотой. Но это несовсем так. Они гордятся тем, что они богаче, умнее или красивее других.Если бы все стали одинаково богатыми, или умными, или красивыми, людям нечембыло бы гордиться. Только сравнение возбуждает в нас гордость: сознание, чтомы выше остальных, приносит нам удовлетворение. Там, где не с чемсоперничать, гордости нет места. Вот почему я сказал, что гордости духсоперничества присущ органически, тогда как о других пороках этого нескажешь. Половое влечение может пробудить дух соперничества между двумямужчинами, если они желают обладать одной и той же женщиной. Но это толькослучайность. Ведь они могли бы увлечься двумя разными девушками. Между темгордый человек уведет вашу девушку не потому, что он ее любит, а только длятого, чтобы доказать самому себе, что как мужчина он лучше, чем вы. Жадностьможет толкнуть людей на соперничество, если они испытывают недостаток в техили иных вещах. Но гордый человек, даже если у него этих вещей больше, чемему хотелось бы, будет стараться приобрести их еще больше просто для того,чтобы утвердиться в силе и власти. Почти все зло в мире, которое людиприписывают жадности и эгоизму, на самом деле -- результат гордости. Возьмите, к примеру, деньги. Желание лучше проводить отпуск, иметьлучший дом, лучшую пищу и лучшие напитки делает человека жадным до денег: онхочет иметь их как можно больше. Но это до определенного предела. Чтозаставляет человека, получающего 40 000 долларов в год, стремиться к 80 000?Теперь уже не просто жадность к удовольствиям. Ведь при 40 000 долларовроскошная жизнь для него вполне доступна. Это гордость вызывает в немжелание стать богаче других и желание еще более сильное -- обрести власть,ибо именно власть доставляет гордости особое удовольствие. Ничто не даетчеловеку такого чувства превосходства, как возможность играть другими людьмибудто оловянными солдатиками. Что заставляет молодую девушку сеять несчастьеповсюду, где она появляется, собирая вокруг себя поклонников? Конечно, неполовой инстинкт. Девушки подобного рода очень часто бесстрастны. Ее толкаетна это гордость. Что заставляет политического лидера или целую нациюпостоянно стремиться к новым успехам и достижениям, не довольствуясьпрежними? Опять-таки гордость. Гордости присущ дух соперничества. Вот почемуее невозможно удовлетворить. Если я страдаю гордостью, то пока хоть одинчеловек обладает большей властью, богатством или умом, чем я, он будет мнесоперником и врагом. Христианство право: именно гордость порождала главные несчастья вкаждом народе и в каждой семье с начала мира. Другие пороки могут иногдасплачивать людей; так, среди тех, кто охоч до выпивки и чужд целомудрия, выможете обрести веселых приятелей. Но гордость всегда означает враждебность-- она и есть сама враждебность. И не только враждебность человека кчеловеку, но и человека к Богу. В лице Бога вы встречаетесь с чем-то таким, что во всех отношенияхнеизмеримо превосходит вас. Пока вы не осознали этого, а следовательно, итого, что в сравнении с Ним вы -- ничто, вы вообще не в состоянии познатьБога. Вы не можете познать Его, не отрешившись от своей гордости. Ведьгордый человек всегда смотрит свысока на все и на всех, то есть сверху вниз:как же увидеть ему то, что над ним! Возникает ужасный вопрос. Как возможно, что люди, пожираемые гордостью,говорят, будто они верят в Бога, и считают самих себя очень религиозными? Ябоюсь, что эти люди поклоняются воображаемому Богу. Теоретически онипризнают, что перед лицом этого призрачного Бога они -- ничто. Но импостоянно представляется, будто этот Бог одобряет их и считает их лучшедругих; они платят Ему воображаемым, грошовым смирением, переполняясь в тоже время горделивым высокомерием по отношению к окружающим. Я полагаю,Христос думал и о таких людях, когда говорил, что некоторые будутпроповедовать Его и именем Его изгонять бесов, но при конце мира услышат отНего, что Он никогда их не знал. Любой из нас в любой момент может попасть вэту ловушку. К счастью, у нас есть возможность испытать себя. Всякий раз,когда возникает ощущение, что наша религиозная жизнь делает нас лучшедругих, мы можем быть уверены, что ощущение это не от Бога, а от дьявола. Выможете быть уверены, что Бог действительно присутствует в вашей жизни толькотогда, когда либо совсем забываете о себе, либо видите себя незначительным инечистым. Лучше совсем забыть о себе. Это ужасно, что самый страшный из всех пороков способен проникнуть всамую сердцевину нашей религиозной жизни. Но это и вполне понятно. Другие,менее вредоносные пороки исходят от дьявола, воздействующего на нас черезнашу животную природу. А этот порок проникает в нас иным путем: он приходитнепосредственно из ада. Ведь природа его -- чисто духовная, а следовательно,и действие его гораздо более утонченно и смертоносно. По этой причинегордость часто может служить для исправления других пороков. Учителя, кпримеру, нередко взывают к гордости учеников или к их самоуважению, как ониэто называют, чтобы заставить их вести себя прилично. Многим людям удаетсяпреодолеть трусость, приверженность к дурным страстям или исправить скверныйхарактер, убеждая себя, что пороки эти ниже их достоинства; они достигаютпобеды, разжигая в себе гордость. И, глядя на это, дьявол смеется. Еговполне устраивает, что вы становитесь целомудренными, храбрыми, владеющимисобой, если при этом ему удается подчинить вашу душу диктату гордости, --точно так же он бы не возражал, чтобы вы излечились от озноба, если взаменему позволено передать вам рак. Ведь гордость -- это духовный рак: онапожирает самую возможность любви, удовлетворения и даже здравого смысла. Прежде чем мы покончим с этой темой, я должен предостеречь вас противтаких ошибок: 1. Если вы испытываете удовольствие, когда вас хвалят, это несвидетельствует о гордости. Ребенок, которого похлопали по плечу за хорошовыученный урок, женщина, чьей красотой восхищается возлюбленный, спасеннаядуша, которой Христос говорит: "Хорошо, верный раб",-- все они чувствуютсебя польщенными, и это вполне закономерно. Ведь здесь -- удовольствиевызывает не то, какой вы, а сознание, что вы сделали приятное кому-то, когохотели (и правильно!) порадовать. Беда начинается тогда, когда вы от мысли:"Я доставил ему удовольствие; как хорошо!"-- переходите к мысли: "Должнобыть, я очень хороший человек, раз сделал это". Чем больше вы нравитесь себеи чем меньше удовольствия испытываете от похвалы, тем хуже вы становитесь.Если похвала вообще перестает занимать вас и любование самим собоюстановится единственным источником вашего удовольствия, значит, вы достиглидна. Вот почему тщеславие -- тот сорт гордости, который проявляется, главнымобразом, на поверхности,-- пожалуй, наименее опасно и наиболее простительно. Тщеславный человек жаждет похвалы, аплодисментов, обожания и всегданапрашивается на комплименты. Это недостаток, но недостаток детский и даже,как ни странно, не очень вредоносный. Он лишь показывает, что полностьюдовольствоваться самообожанием вы пока не можете. Вы еще достаточно ценитедругих людей, чтобы привлечь их внимание. Иными словами, вы еще сохраняете всебе человечность. Воистину черная, дьявольская гордость приходит тогда,когда вы начинаете считать всех остальных настолько ниже себя, что вас ужене волнует, как они о вас думают. Подчас нам действительно не следуетобращать внимание на мнение людей, если в своих словах и поступках мыруководствуемся правильными соображениями, тем более что для нас несравненноважнее, что об этом думает Бог. Но гордый человек не обращает на другихвнимания совсем по иной причине. Он говорит: "Почему я должен добиватьсяаплодисментов этой толпы, как если бы мнение всех этих людей имело какую-тоценность? Да если бы оно и было так, я не тот человек, чтобы краснеть отудовольствия при комплименте, словно девчонка, впервые приглашенная натанец. Я -- самостоятельный взрослый человек. Все, что я сделал во имя своихсобственных идеалов, я сделал или потому, что одарен артистическим складомума, или следуя традициям моей семьи, короче, потому что я такой, какой яесть. Толпе это нравится? Ее дело! Для меня все они -- ничто". В подобномслучае настоящая, достигшая предела гордость может выступать противницейтщеславия. Как я сказал выше, дьявол любит лечить мелкие недостатки,подменяя их крупными. Стараясь излечиться от тщеславия, мы не должны зватьна помощь нашу гордость. 2. Мы часто слышим, как человек гордится сыном, или отцом, или школой,или службой. Возникает вопрос: грех такого рода гордость? Я думаю, всезависит от того, какой смысл мы вкладываем в слово "гордиться". Часто онозвучит в наших устах как синоним словосочетания "восхищаться от всегосердца". А такое восхищение, безусловно, весьма далеко от греха. Но бывает ипо-другому: слово "гордиться" может означать, что человек чувствует себяважной персоной на основании заслуг своего выдающегося отца или из-запринадлежности к знаменитому роду. Хорошего в этом мало: и все-таки этолучше, чем гордиться самим собой. Любить кого-то и восхищаться кем-то,помимо себя, -- шаг в сторону от полного духовного крушения. Однакоподлинное духовное оздоровление не придет к нам до тех пор, пока мы будемлюбить что-то и преклоняться перед чем-то больше, чем мы любим Бога ипреклоняемся перед Ним. 3. Мы не должны думать, будто Бог запрещает гордость, ибо онаоскорбляет Его; что Он требует от нас смирения, чтобы подчеркнуть Своевеличие, как если бы Он Сам был болен гордостью. Думаю, Бога меньше всегозанимает Его достоинство. Все дело в том, что Он хочет, чтобы мы позналиЕго. Он хочет дать Себя нам. И если мы действительно, по-настоящемусоприкоснемся с Ним, то невольно и с радостью покоримся и почувствуем приэтом бесконечное облегчение, отделавшись наконец от надуманной чепухи онашем достоинстве, которая всю жизнь не дает нам покоя, лишает радости. Онстарается сделать нас покорными, чтобы мы могли пережить это облегчение. Онпытается освободить нас от фантастического, уродливого наряда, в который мырядимся и чванливо расхаживаем как маленькие глупцы. Хотелось бы и мне статьболее покорным и смиренным. Если бы я добился этого, то смог бы побольшерассказать вам об облегчении и удобстве, которые приходят к нам, когда мыснимаем с себя пышный маскарадный наряд, когда отделываемся от своегофальшивого "я" с его позами и претензиями: "Ну посмотрите на меня, разве неславный я парень?" Даже приблизиться к такому состоянию на миг -- все равно,что выпить холодной воды в пустыне. 4. Не думайте, что настоящее смирение -- вкрадчивость и елейность,нарочитое подчеркивание собственного ничтожества. Встретив действительносмиренного человека, вы, скорее всего, подумаете, что он веселый, умныйпарень, который проявил неподдельный интерес к тому, что вы говорили ему. Аесли он не понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутите укол завистик человеку, который способен так легко и радостно воспринимать жизнь. Он недумает о своем смирении; он вообще не думает о себе. Если кто-то желает стать смиренным, я могу подсказать ему первый шаг:осознайте свою гордость. Этот шаг будет и самым значительным. По крайнеймере, ничего нельзя предпринять, пока он не сделан. Если вы думаете, что нестрадаете гордыней, значит, вы действительно ею страдаете. |