Леонид Лутковский 

Комментраии.Евангелие 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

                                                  Евангелие от Луки

ПРЕДИСЛОВИЕ

Издревле автором третьего Евангелия считается Лука - спутник ап. Павла в его миссионерских путешествиях. Уроженец Антиохии сирийской (см. Евсев. Церк. ист. 3.4.6), Лука был врачом (см. Кол. 4.14) и, по всей видимости, в прошлом был рабом (в те времена профессия была, как правило, прерогативой раба; косвенным доказательством рабского происхождения автора Евангелия может также служить отчетливо проявившееся в тексте негативное отношение к богатству и к богатым людям). По происхождению Лука единственный из евангелистов не иудей, а обращенный из язычников (ср. Кол. 4.11 - 14), и свое Евангелие он написал прежде всего для христиан из язычников (см. Евсев. Церк. ист. 6.25.6). В предисловии евангелист пишет, что после "тщательного исследования" он использовал в своем труде "повествования очевидцев"; как мы знаем, в первую очередь Ев. Марка и Матфея; очевидно, он использовал и другие, не дошедшие до нас источники, а также устные предания. Лука не просто описывает события, но пытается увязать их со всеобщим ходом истории, осмыслить их в контексте истории Божественного спасения человечества, начиная от Адама. Иисус у Луки - не только Учитель, Наставник, но прежде всего Господь, Спаситель. Его призыв через покаяние и веру достичь спасения обращен ко всем людям (ср. 3.6), а не "только к погибающим овцам рода Израильского" (Мф. 15.24). Несомненно, что на богословское мировидение евангелиста оказало большое влияние многолетнее общение с "апостолом язычников" - Павлом. Более того: согласно Иринею Лионскому, "Лука, спутник Павла, изложил в книге Евангелие, проповеданное апостолом" (см. Евсев. Церк. ист. 5.8.3); исходя из этого некоторые экзегеты считают, что слова "мое евангелие" - Рим. 2.16 - апостол относит к Ев. Луки.

Глава 1

1 Так как многие уже стали слагать повествования о событиях, хорошо известных нам

2 по рассказам проповедников,1 с самого начала бывших очевидцами их,
   
1) "проповедников" - досл.: "служителей слова".

3 то и я решил, тщательно исследовав все по порядку, последовательно изложить их тебе, досточтимый Феофил,2
   
2) "Феофил" - возможно, это вполне реальное лицо; судя по обращению к нему автора Евангелия, он был знатного рода и в прошлом, видимо, язычник.

4 чтобы ты убедился в достоверности тех преданий, которые тебе довелось услышать.3
   
3) "которые тебе довелось услышать" - досл.: "которые тебе (устно) преподали".

5 Во время правления царя Ирода жил в Иудее священник из Авиевой чреды4 по имени Захария со своей женой Елизаветой из рода Аарона.
   
4) "из Авиевой чреды" - Авия, внук Аарона (первосвященника, брата Моисея) был во времена царя Давида (см. 1Пар. 24.10) одним из 24 священников, которые образовали особые, названные их именами, группы - чреды. Каждая из них служила в свою очередь в течение 8 дней сначала при Скинии, а со времени царя Соломона - при храме Иерусалимском.

6 Оба они были праведны пред Богом, безукоризненно соблюдали все предписания закона и заповеди Господни,

7 но детей у них не было, несмотря на преклонный возраст обоих, потому что Елизавета была бесплодна.

8 И вот однажды, когда Захария согласно чину своей чреды совершал богослужение,

9 ему необходимо было по священному обычаю воскадить фимиам в алтаре Господнем. И когда он вошел в него,

10 а великое множество молящихся во время каждения пребывали во (внутреннем) дворе храма,

11 явился ему ангел Господень, стоящий справа от кадильного жертвенника.

12 Увидев его, Захария растерялся, и страх напал на него.

13 Но ангел сказал ему: не бойся, Захария, молитвы твои услышаны: жена твоя, Елизавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн;

14 рождение его принесет тебе радость и веселие, и многие с тобою возрадуются.

15 Он будет велик пред Господом, не станет пить ни виноградного, ни фруктового вина и, исполненный Духа Святого еще во чреве матери своей,

16 многих сыновей Израиля обратит затем ко Господу;

17 он пройдет пред Богом, имея дух и силу Илии, чтобы, обратив сердца отцов к детям их, а неверующих5 - к образцу мыслей праведных, подготовить народ к встрече Господа.
   
5) "неверующих" - досл.: "неверных".

18 И сказал Захария ангелу: разве я способен на это? Ведь я стар, да и жена моя в преклонном возрасте.

19 Ангел же сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Самим Богом, и послан Им провозгласить тебе эту радостную весть;

20 ты же, за то, что не поверил словам моим, которые исполнятся в свое время, будешь молчать и не сможешь говорить до того самого дня, в который сбудется это.

21 Между тем люди, которые ожидали Захарию, недоумевали, почему тот задерживается в алтаре.

22 А когда он вышел, то ничего не мог сказать им, и лишь по знакам, которыми он, словно немой, объяснялся с ними, они догадались, что ему было видение в алтаре.

23 И вот окончились дни служения его, и он возвратился в дом свой.

24 Вскоре после этого зачала Елизавета, жена его, и в течение пяти месяцев тщательно скрывала это от всех, говоря:

25 вот что сотворил мне Господь, когда решил избавить меня от упреков людских.6
   
6) "от упреков людских" - бездетность считалась наказанием Божьим за грехи.

26 А через шесть месяцев Бог послал ангела Гавриила в Назарет, один из городов Галилеи,

27 к отроковице по имени Мария, обрученной с Иосифом из рода Давида.

28 Представ пред нею, ангел сказал ей: здравствуй, облагодатствованная! Господь с тобою!

29 Увидев его, она растерялась, не зная, что и подумать о словах, обращенных к ней.

30 Ангел же сказал ей: не бойся, Мария, ты обрела благодать у Бога,

31 и вот: зачнешь во чреве, родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. (Ис. 7.14)

32 Он будет великим, и называть Его станут Сыном Всевышнего; Господь Бог вручит Ему престол Давида, отца Его,

33 и будет Он царствовать над родом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.

34 И спросила Мария у ангела: как же это произойдет, если я еще не замужем?7
   
7) "я еще не замужем" - досл.: "я мужа не знаю" (ср. Быт. 4.1; Мф. 1.25).

35 Ангел же сказал ей в ответ: Дух Святой снизойдет на тебя и благодать8 Всевышнего осенит тебя, поэтому Рожденного тобою Святого будут называть Сыном Божьим;
   
8) "благодать" - досл.: "сила", "могущество".

36 вот и Елизавета, родственница твоя, которую считали бесплодной, несмотря на старость свою, зачала сына и уже на шестом месяце,

37 потому что для Бога нет ничего невозможного.

38 И отвечала Мария: я раба Господня; да будет мне по слову твоему. И ангел удалился от нее.

39 Через несколько дней, собравшись в дорогу, Мария поспешила в расположенный на возвышенности город Иудин

40 и, войдя в дом Захарии, поздоровалась с Елизаветой.

41 Едва Елизавета услыхала слова Марии, как младенец взыграл во чреве ее, и, исполнясь Духа Святого,

42 Елизавета воскликнула во весь голос: ты самая благословенная среди женщин! Благословен плод чрева твоего!

43 Разве я достойна того, что пришла мать Господа моего ко мне?

44 Даже младенец во чреве моем радостно затрепетал, как только я услыхала слова приветствия твоего.

45 И, счастливая, в уверенности, что9 свершится обещанное ей Господом,
   
9) досл.: "счастливая, в уверенности, что...". Обычно весь этот стих считался последними словами Елизаветы. Думается, однако, нет никаких оснований для того, чтобы Елизавета вдруг стала говорить о Марии в 3-м лице. Вероятнее всего, евангелист подчеркивает, что Мария только сейчас, убедившись в беременности Елизаветы, окончательно уверовала, что явление ангела и его слова - не сон, не плод галлюцинации и т.п. (Для чего она, собственно, и поспешила отправиться к Елизавете.)

46 Мария воскликнула:

славит душа моя Господа,

47 и возрадовалось сердце10 мое о Боге, Спасителе моем! (Авв. 3.18)
   
10) "сердце" - досл.: "дух".

48 Узрел Господь смирение рабыни Своей,

и вот: отныне славить меня будут все народы.11 (1Цар. 1.11; Быт. 30.13)
   
11) "все народы" - досл.: "все роды", то есть речь, по всей видимости, идет о всех 12 родах Израиля (ср. Мф. 19.28).

49 Могущественный, Он возвеличил меня;

и имя Его - свято, (Пс. 110.9)

50 и милость Его -

из рода в род к благоговеющим пред Ним! (Пс. 102.17)

51 Явил Он силу десницы Своей:

разрушил у гордых сокровенные замыслы их,

52 низложил властителей с престолов

и возвеличил смиренных; (Плач. 1.15; Иов. 5.11)

53 бедных преисполнил благ,

а богатых оставил ни с чем;

54 воспринял Израиль словно сына Своего,

вспомнив о милости, (Пс. 97.3)

55 которую Он обещал навеки отцам нашим -

Аврааму и потомкам его. (Мих. 7.20) 56 И осталась Мария у нее, а через три месяца возвратилась в дом свой.

57 Между тем пришло время родить Елизавете, и родила она сына.

58 Возрадовались вместе с нею и родственники, и соседи ее, узнав, что смилостивился над нею Господь.

59 На восьмой день они пришли, чтобы совершить обрезание младенца, и решили назвать его по имени отца Захарией.

60 Но мать, воспротивясь, сказала, что назвать его следует Иоанном.

61 Тогда, возразив ей, что среди родственников ее не было никого, кто бы носил это имя,

62 стали знаками спрашивать у отца, как бы он хотел назвать его.

63 И тот, попросив дощечку для письма, к удивлению всех написал на ней имя: Иоанн.

64 И вдруг отверзлись уста его, и стал он вслух славословить Бога.

65 Все соседи их пришли в изумление, и молва об этом разнеслась по всей нагорной Иудее,

66 и все слышавшие полагали это в сердцах своих, восклицая: кем же станет этот младенец, если благодать12 Господня пребывает в нем?
   
12) . "благодать" - досл.: "рука".

67 А Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, восклицая:

68 благословен Господь, Бог Израиля,

Который посетил народ Свой

и даровал ему избавление!

69 Из рода Давида, раба Своего,

Он воздвиг нам оплот спасения.

70 Еще издревле возвещал Он

устами святых пророков Своих,

71 что спасет нас от врагов наших

и от рук всех ненавидящих нас.

72 И вот, явил Он милосердие Свое отцам нашим,

вспомнив завет Свой святой, -

73 клятву, которой Он клялся Аврааму, отцу нашему,

74 что мы, избавленные от рук врагов наших,

станем безбоязненно и праведно служить Ему,13
   
13) "служить Ему" - ради сохранения смыслового единства фразы эти слова перенесены сюда из 75-го стиха.

75 в благоговении пред Ним

проводя все дни жизни своей.

76 А тебя, младенец,

станут называть пророком Всевышнего,

ибо ты придешь прежде Господа,

чтобы подготовить к встрече Его

77 народ Его и возвестить,

что нам даровано спасение

чрез оставление грехов,

78 по великому милосердию Бога нашего,

которым Он, словно восходящее солнце,

озарит нас свыше,

79 чтобы просветить нас, живущих во тьме

и под сенью смерти,

и направить стопы наши на путь мира.

80 Младенец же подрастал и укреплялся духом; и был он в пустыне до дней явления своего Израилю.

Глава 2

1 Вскоре после этого вышел указ императора Августа о переписи всего населения.14
   
14) Римский император Август (30 г. до н.э. - 14 г. н.э.) несколько раз устраивал перепись населения как в своем государстве, так и в странах союзников, к которым принадлежало царство Ирода. Перепись, о которой пишет Лука, возможно, была связана с приведением иудеев к присяге Августу.

2 Эта перепись была первой в правление Квириния Сирией.15
   
15) Публий Квириний - римский правитель Сирии.

3 И пошли все отмечаться, каждый в свой город.

4 Иосиф же по происхождению принадлежал к роду Давида, поэтому он из Галилеи, из города Назарета, отправился в Иудею, в город Давида Вифлеем,

5 чтобы отметиться там вместе с Марией, женой своей, которая была беременна.

6 И вот, когда они были там, настало время родить ей,

7 и родила она Сына своего Первенца и, спеленав Его, положила в кормушку для скота, потому что на постоялом дворе места для них не оказалось.

8 А неподалеку оттуда было поле, где пастухи охраняли в ночи стадо свое.

9 Вдруг ангел Господень предстал пред ними, и сияние Господне озарило их; они же очень испугались. 10 И сказал им ангел: не бойтесь. Вот, я благовествую вам о том, что принесет великую радость и вам, и всем людям:

11 сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель, что значит: Христос, Господь.

12 И вот вам знамение: найдете Младенца в пеленах, лежащего в кормушке для скота.

13 Внезапно рядом с ангелом появилось многочисленное воинство небесное, восклицающее, восхваляя Бога:

14 слава Богу на небесах, а на земле - мир людям благой воли!16
   
16) в некоторых рукописях - " на земле мир, в людях благоволение".

15 Как только ангелы вознеслись от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем-ка мы в Вифлеем и посмотрим, что за событие там произошло, о котором возвестил нам Господь.

16 И они тотчас пошли и отыскали Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в кормушке для скота,

17 а увидев, поведали о том, что было сказано им об этом Младенце.

18 И все слышавшие пришли в изумление от рассказанного им пастухами.

19 Мария же внимала всем словам этим и слагала их в сердце своем.

20 И возвратились пастухи, славословя и восхваляя Бога за то, что они услышали и увидели все, о чем было сказано им.

21 По прошествии восьми дней, когда надлежало совершить обрезание Младенца, Он был назван именем Иисус, которое было предсказано ангелом прежде зачатия Его во чреве.

22 А когда, согласно закону Моисея, окончились дни очищения17 ее, родители принесли Его в Иерусалим, чтобы представить Господу,
   
17) "дни очищения" - о законе об очищении родильниц см. Лев. 12.

23 согласно написанному в законе Господнем, что каждый первенец мужского пола будет посвящен Господу; (Пс. 118.1; Исх. 13.12)

24 и чтобы принесли в жертву, как сказано в законе Господнем, пару горлиц или двух птенцов голубиных. (Лев. 5.11)

25 В Иерусалиме же жил человек по имени Симеон; человек этот был праведен и благочестив, ожидал освобождения Израиля, и Дух Святой пребывал на нем.

26 И было ему предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня.

27 И вот, по вдохновению свыше, он пришел в храм, и когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним полагающееся по закону,

28 он принял его на руки свои и, воздав хвалу Богу, воскликнул:

29 ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка,

по слову Твоему: с миром.

30 Ибо видели очи мои спасение Твое,

31 которое Ты уготовал пред лицом всех народов:

32 свет к просвещению язычников,

и к славе народа Твоего - Израиля.

33 Его мать и Иосиф были изумлены этими словами о Нем,

34 а Симеон благословил их и сказал Марии, матери Его: Этот (Младенец) лежит на погибель и возрождение многих в Израиле, словно камень преткновения;18
   
18) "камень преткновения" - досл.: "символ противоречия".

35 благодаря Ему откроются тайные помыслы19 многих; тебе же самой Он словно меч поразит сердце.
   
19) "тайные помыслы" - досл.: "помыслы сердец"; "поразит сердце" - досл.: "поразит душу".

36 Была там и Анна пророчица, дочь Фануила из рода Асира,20 весьма преклонного возраста, которая прожила с мужем семь лет после девичества своего;
   
20) Асир - восьмой сын Иакова.

37 оставшись вдовой, она так и прожила до восьмидесяти четырех лет; не покидая храма, она день и ночь служила Богу молитвою и постом.

38 В тот же самый час подошла она и, воздав хвалу Богу, возвестила о Младенце всем ожидающим избавления Иерусалима.

39 И вот, совершив все, что полагалось по закону Господню, они возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

40 Младенец же подрастал и укреплялся духом, исполняясь премудростью, и благодать Божья пребывала в Нем.

41 Каждый год на праздник Пасхи родители Его ходили в Иерусалим.

42 И вот, когда Ему исполнилось двенадцать лет, они по обыкновению отправились в Иерусалим.

43 А когда по окончании праздничных дней они возвращались домой, отрок Иисус остался в городе; мать же его и Иосиф не знали об этом,

44 полагая, что Он среди тех, кто шел вместе с ними. На другой день они стали искать Его среди родных и знакомых,

45 но, не найдя, возвратились в Иерусалим и стали разыскивать Его.

46 Через три дня они нашли Его в храме, где Он сидел среди учителей, внимая им и отвечая на их вопросы.

47 И все, кто слушал Его, поражались разуму и ответам Его.

48 Увидев Его, родители возмутились, и мать спросила у Него: Сын мой, почему Ты так поступил с нами? Ведь отец Твой и я очень волновались, пока искали Тебя.

49 Он же сказал им: зачем вы искали Меня? Разве не ведомо вам, что Мне подобает быть в доме Отца Моего?

50 Но они не поняли слов, сказанных Им.

51 И Он пошел с ними и возвратился в Назарет, где жил в послушании у них. Мать же Его хранила все слова эти в сердце своем.

52 А Иисус подрастал, выделяясь среди людей премудростью и благодатью от Бога.

Глава 3

1 И вот, в пятнадцатый год правления императора Тиберия, когда в Иудее правителем был Понтий Пилат, в Галилее тетрархом был Ирод, брат его Филипп был тетрархом в Итурее и Трахонитиде, Лисаний - тетрархом в Авилинее,21
   
21) Пятнадцатый год правления императора Тиберия (по восточному счету) приходился на время между осенью 27 г. и осенью 28 г. Об Ироде Филиппе см. комментарии к Мф. 2.22. Лисаний - правитель Авилинеи, местности на севере от Дамаска, за пределами Палестины. Итурея и Трахонитида - северо-восточные окраины Палестины.

2 а первосвященниками были Анна и Каиафа, - Бог призвал из пустыни Иоанна,22 сына Захарии,
   
22) "Бог призвал... Иоанна" - досл.: "было слово Божье к Иоанну".

3 и прошел Иоанн по всем окрестностям вдоль Иордана, проповедуя крещение покаяния во оставление грехов,

4 согласно тому, что было написано в книге пророка Исайи: глас вопиющего в пустыне: готовьтесь к встрече Господа, прямые проложите дороги для Него;

5 пусть каждое ущелье будет засыпано, каждая гора и каждый холм будут срыты, извилистые дороги станут прямыми, а ухабы на дорогах - заровняются;

6 тогда все люди узрят спасение Божье. (Ис. 40.3 -5).

7 И говорил он людям, пришедшим принять крещение от него: о змеиное отродье, кто сказал вам, что вы сможете избежать будущего гнева?

8 Сотворите же достойные плоды покаяния! И не думайте оправдываться тем, что отец у вас - Авраам; уверяю вас: Бог может даже из этих камней воссоздать потомство Аврааму.

9 Уже и топор у корней деревьев лежит, и всякое дерево, не приносящее хороших плодов, будет срублено и брошено в огонь.

10 И спросили люди у него: так что же нам делать, чтобы спастись?

11 Иоанн же сказал им в ответ: у кого есть два хитона - пусть поделится с тем, у кого нет ни одного, и у кого есть пища, пусть поступает так же.

12 Когда же пришли мытари, чтобы принять крещение, они спросили у него: учитель, а что нам делать?

13 И он сказал им: не взимайте ничего сверх того, что полагается вам.

14 Воинам же, которые спросили у него: что нам делать? - он ответил: никого не обижайте, не занимайтесь вымогательством, довольствуясь положенной вам платой.

15 И все люди, ожидавшие (крещения), размышляли в сердцах своих об Иоанне: уж не Христос ли он?

16 Иоанн же сказал, обращаясь ко всем: я крещу водою ради вашего покаяния, но скоро придет Тот, Кто настолько превосходит меня, что я недостоин даже развязать ремни на сандалиях Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

17 Уже и лопата в руках у Него; Он расчистит гумно свое и соберет зерно в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

18 И о многом еще благовествовал Иоанн, проповедуя народу,

19 но, кроме того, он обличал Ирода за (брак) с Иродиадой, женой брата Ирода, и вообще за все зло, содеянное им,

20 и тот ко всему прочему присовокупил еще и то, что заключил Иоанна в темницу.

21 Между тем среди людей, которые принимали крещение, был и Иисус; и вот, когда Он после крещения молился, разверзлись небеса,

22 и Дух Святой, приняв телесный облик голубки, снизошел на Него, и раздался голос с небес: Ты - Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение.

2323 Иисусу же, когда это свершилось, было немногим более тридцати лет, и был Он, как полагали, Сыном Иосифа, а чрез него - Илия,
   
23) Лука выводит родословную Христа через Илия, основываясь, вероятно, на традиции, по которой брат израильтянина, умершего бездетным, обязан был жениться на его вдове, причем дети от этого брака считались детьми покойного первого мужа. Илий, по сообщению Юлия Африкана, знакомого с записями родословных преданий потомства Давидова, был единоутробным братом Иакова, называемого в Евангелии Матфея отцом святого Иосифа.

24 Матфата, Левия, Мелхия, Ианная, Иосифа,

25 Маттафии, Амоса, Наума, Еслия, Наггея,

26 Маафа, Маттафии, Семеина, Иосифа, Иодая,

27 Иоанана, Рисая, Зоровавеля, Салафиила, Нирия,

28 Мелхия, Аддия, Косама, Елмадама, Ира,

29 Иисуса, Елиезера, Иорима, Матфата, Левия,

30 Симеона, Иуды, Иосифа, Ионама, Елиакима,

31 Мелеая, Менная, Маттафая, Нафана, Давида,

32 Иессея, Иовида, Вооса, Салы, Наассона,

33 Аминадава, Админа, Арния, Есрома, Фареса, Иуды,

34 Иакова, Исаака, Авраама, Фары, Нахора,

35 Серуха, Рагава, Фалека, Евера, Салы,

36 Каинама, Арфаксада, Сима, Ноя, Ламеха,

37 Мафусаила, Еноха, Иарета, Малелеила, Каинама,

38 Еноса, Сифа, Адама, - Бога.

Глава 4

1 И вот, исполненный Духа Святого, Иисус удалился за Иордан и был послан Духом в пустыню,

2 где сорок дней диавол искушал Его. Иисус же ничего не ел в эти дни и по прошествии их почувствовал сильный голод.

3 Диавол же сказал Ему: если Ты - Сын Божий, повели этому камню стать хлебом.

4 И сказал Иисус ему в ответ: написано: не только хлеб дает жизнь человеку, но каждое слово Божье. (Втор. 8.3)

5 И, вознеся Его на высокую гору, диавол в одно мгновение показал Ему все царства мира

6 и сказал Ему: все богатства их я могу дать Тебе и полную власть над ними, потому что она мне передана, и я кому хочу, тому и даю ее.

7 Итак, если Ты воздашь поклонение мне, все это будет Твоим.

8 В ответ Иисус сказал ему: написано: поклоняйся Господу Богу своему и почитай Его одного. (Втор. 5.9; 6.13)

9 Тогда диавол перенес Его в Иерусалим и, поставив на крыше храма, говорит Ему: если Ты - Сын Божий, бросься отсюда вниз;

10 ведь написано же: Он поручит ангелам Своим охранять Тебя,

11 и они на руках понесут Тебя, чтобы Ты не споткнулся о камень ногою Своею. (Пс. 90.11 - 12)

12 В ответ сказал ему Иисус: сказано также: не искушай Господа Бога своего. (Втор. 6.16)

13 На этом окончились все искушения, и диавол на некоторое время оставил Его.

14 Иисус же возвратился, исполненный могуществом Духа, и молва о Нем разнеслась по всем окрестностям Галилеи,

15 где Он проповедовал в синагогах, и все прославляли Его.

16 И отправился Он в Назарет, город, где Он вырос; в субботу по обыкновению Своему Он пришел в синагогу и встал, чтобы читать Писание.

17 Ему подали книгу пророка Исайи, и Он, раскрыв книгу, отыскал то место, где было написано:

18 на Мне пребывает Дух Господень, Которым Он осенил Меня; Он послал Меня благовествовать бедным, утешать сокрушенных сердцем, возвещать пленным о возвращении и узникам - об освобождении, отпускать порабощенных на волю,

19 возвещать о благоприятном времени Господнем. (Ис. 61.1-2; 58.6)

20 Закрыв книгу, Он отдал ее служителю и сел; глаза же у всех в синагоге были обращены на Него.

21 И стал Он говорить им о том, что именно теперь исполнилось все, услышанное ими в этом Писании.

22 Все соглашались с Ним, однако, удивляясь словам о благодати, которая исходит из уст Его, спрашивали: не сын ли Он Иосифа?

23 Он же сказал им: вы, конечно, можете ответить Мне известной пословицей: Врач, вылечи Себя Самого; и сказать: сотвори же здесь, в отечестве Своем, то, что, как мы услышали, было совершено Тобою в Капернауме.

24 И сказал Он: уверяю вас: нет такого пророка, который был бы принят в отечестве своем.

2524 И еще скажу вам: воистину много вдов было в Израиле во времена Илии, когда три года и шесть месяцев небо не давало дождя и наступил великий голод на всей земле,
   
24) вдова в Сарепте Сидонской, Нееман сириец - язычники. Именно этим обстоятельством вызвана ярость "правоверных" иудеев, считавших лишь себя избранниками Божьими. (См. 3 Цар. 17.9; 4 Цар. 5.8 - 14).

26 но ни к одной из них не был послан Илия, а только к вдове в Сарепту Сидонскую;

27 и много прокаженных было в Израиле при пророке Елисее, но ни один из них не был очищен (от проказы), а только Нееман сириец.

28 Услышав это, все пришли в ярость;

29 выйдя из синагоги, они вывели Иисуса за город и, поднявшись на гору, около которой был основан их город, хотели сбросить Его с обрыва,

30 но Он, (невидимо) пройдя среди них, удалился оттуда.

31 И пришел Он в Капернаум, один из городов Галилеи, и стал по субботам проповедовать (в синагоге).25
   
25) Обращаясь к тексту первых трех с половиной глав Ев. Луки, даже неспециалист отметит резкое отличие этой части Евангелия от остального текста (обилие ветхозаветных цитат, усложненность стилистики, поэтичность, обостренное чувство хронологической точности и т.п.). Вероятно, на стыке 4 -5-й глав автор стал использовать тексты Ев. Матфея и Марка, по неизвестной причине не очень заботясь о сглаживании "острых углов". Так, из контекста 4.31 видно, что здесь говорится о первом посещении Капернаума, однако в 4.23 сказано, что Иисус уже был в Капернауме и совершил там какие-то чудеса, о чем Он и поведал в назаретской синагоге; в 4.38 Иисус приходит в дом Симона Петра, где исцеленная теща Симона стала прислуживать "им", то есть Иисусу с учениками, тогда как знакомство с Симоном и призвание учеников описано лишь в следующей, пятой главе.

32 И поражались все учению Его, потому что речь Его казалась вдохновленной свыше.

33 И пришел в синагогу человек, одержимый духом нечистым, то есть бесом, и вскричал во весь голос:

34 ну что Тебе надо от нас, Иисус Назарянин? Пришел погубить нас? Знаю, кто Ты - Святой Божий!

35 Но Иисус повелел ему: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув одержимого посреди синагоги, незамедлительно вышел из него.

36 Все пришли в изумление и стали спрашивать друг у друга: кто Он такой, что может с властью приказывать духам нечистым, и те выходят?

37 И разошлась молва о Нем по всем окрестным селениям.

38 Выйдя из синагоги, Он пришел в дом Симона; теща же Симона была охвачена огнем лихорадки, и Ему сказали о ней.

39 Встав перед нею, Иисус повелел, чтобы недуг оставил ее, и она сразу же поднялась и стала прислуживать им.

40 А когда зашло солнце, привели к Нему всех, кто страдал от различных болезней, и Он, возлагая на каждого из них руки Свои, исцелил их.

41 Из многих же выходили бесы, крича: Ты - Сын Божий! Но Он запрещал им разглашать, что Он - Христос и что они знают об этом.

42 А на рассвете Он вышел и удалился в пустынное место. Между тем все люди искали Его, и когда нашли, стали упрашивать Его, чтобы Он не уходил от них.

43 Он же сказал им: и в других городах Я должен благовествовать о Царстве Божьем, потому что для этого Я и послан.

44 И отправился Он проповедовать в синагогах Галилеи.

Глава 5

1 Однажды, когда Он стоял на берегу озера, а народ, внимая слову Божьему, теснил Его со всех сторон,

2 Он заметил две лодки, стоявшие у берега; рыбаки же, выйдя из них, чистили сети.

3 Войдя в ту лодку, которая принадлежала Симону, Иисус попросил его отплыть немного от берега и, сидя в лодке, продолжал проповедовать народу.

4 По окончании проповеди Он сказал Симону: отплывите подальше и забросьте сети свои для лова.

5 В ответ Симон сказал Ему: Наставник! Мы всю ночь трудились и ничего не поймали. Но по слову Твоему забросим сети.

6 Сделав это, они захватили столь великое множество рыб, что сети их стали рваться.

7 Тогда они подали знак рыбакам, которые были в другой лодке, чтобы они пришли к ним на помощь, и когда те подплыли, они настолько наполнили обе лодки, что они стали погружаться в воду.

8 Увидев это, Симон Петр припал к ногам Иисуса и воскликнул: оставь меня, Господи! Ведь я грешный человек!

9 Ибо от такого множества рыб, пойманных ими, ужас объял его и всех, кто был с ним,

10 в том числе и Иакова с Иоанном, сыновей Заведея, которые, как и Симон, были рыбаками. И сказал Симону Иисус: отныне будешь ловить (души) человеческие.

11 И когда лодки пристали к берегу, они оставили все и последовали за Ним.

12 Как-то раз, когда Иисус был в одном из городов, какой-то человек, весь в язвах проказы, увидев Его, пап ниц пред Ним и обратился к Нему с мольбою: Господи, если захочешь, то сможешь меня очистить.

13 Прикоснувшись к нему рукой, Он сказал: хочу, очистись. И с того тотчас сошла проказа.

14 Иисус же повелел ему никому не говорить об этом, но пойти показаться священнику, а затем, как заповедал Моисей, за очищение свое принести жертву во свидетельство всем. (Лев. 13.49)

15 Слава же о Нем все больше распространялась, и множество народа стекалось к нему, чтобы слушать Его и получить исцеление от недугов своих.

16 Он же (время от времени) уходил в пустыню и молился там.

17 Однажды, когда Он проповедовал и рядом сидели фарисеи и законоучители, пришедшие из Иерусалима, а также из многих селений Галилеи и Иудеи, сила Господня проявилась в исцелении.

18 Несколько человек принесли на постели больного, разбитого параличом, и хотели внести его в дом, чтобы положить перед Ним,

19 но не найдя, из-за скопившихся людей, каким образом можно внести его, они взобрались на крышу дома и сквозь отверстие в черепичной кровле спустили его вместе с постелью на середину комнаты перед Иисусом.

20 Видя веру их, Он сказал: человек, прощены тебе грехи твои.

21 И стали помышлять в сердцах своих книжники и фарисеи: кто Он такой, что так кощунствует? Кто, кроме Самого Бога, может прощать грехи?

22 Иисус же, уразумев помышления их, сказал, обращаясь к ним: что это вы помышляете в сердцах ваших?

23 Что легче - сказать: прощены тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?

24 Так знайте же: Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи; и сказал параличному: тебе говорю: встань и, взяв постель свою, отправляйся в дом свой.

25 И тот сразу же встал на виду у всех и, взяв постель, на которой лежал, пошел домой, славя Бога.

26 И все в изумлении восславили Бога, восклицая, объятые страхом, что ныне они (сподобились) видеть чудо.

27 Когда после этого Он вышел, то увидел мытаря, по имени Левий, сидящего у места сбора торговых пошлин, и сказал ему: следуй за Мною;

28 и тот, бросив все, поднялся и последовал за Ним.

29 И устроил Левий в честь Его обильное застолье в доме своем; и было там множество мытарей и подобных им (грешников), которые обедали вместе со всеми.

30 Книжники же и фарисеи вознегодовали на учеников Его и спрашивают у них: почему вы едите и пьете с мытарями и грешниками?

31 Иисус же, обращаясь к ним, сказал: не здоровым нужен врач, а больным:

32 пришел Я призвать не праведников, но грешников к покаянию.

33 Тогда они спросили у Него: почему ученики Иоанна и фарисеев часто постятся и молятся, а Твои - и едят, и пьют?26
   
26) "и пьют" - имеется в виду "пьют вино".

34 Иисус же ответил им: можете ли вы заставить поститься гостей на свадьбе, когда жених вместе с ними?

35 Но придут дни, когда отымется от них жених, вот тогда они и будут поститься.

36 И стал говорить им притчами: никто ведь не станет рвать новую одежду, чтобы пришить заплату к старой, иначе и новую одежду порвет, и к старой не подойдет заплата от новой.

37 И никто не вливает молодое вино в мехи ветхие, иначе молодое вино прорвет мехи ветхие, и вино вытечет, и мехи пропадут;

38 но вино молодое следует вливать в мехи новые, тогда сохранится и то и другое.

39 И никто, отведав старого вина, не захочет молодого, потому что, скажет, старое лучше.

Глава 6

1 Однажды в субботу после Пасхи Иисус проходил мимо засеянных полей, а ученики Его срывали колосья и, растирая в ладонях, ели.

2 При этом некоторые из фарисеев спросили: почему вы делаете то, что не позволено делать в субботу?

3 Иисус же сказал, обращаясь к ним: разве не читали вы о том, что сделал Давид, когда проголодался сам и те, кто были с ним?

4 Как вошел он в дом Божий и, взяв священный хлеб, ел сам и дал спутникам своим, тогда как его не позволено есть никому, кроме священников? (1Цар. 21.6)

5 И сказал им: Сын Человеческий - господин субботы.

6 А в следующую субботу Он пришел в синагогу и проповедовал. И был там человек, у которого правая рука была сухая.

7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Иисусом, исцелит ли Он в субботу, чтобы иметь обвинение против Него.

8 Он же, зная помышления их, повелел человеку с сухой рукой: встань и выйди на средину. Тот поднялся и вышел.

9 Иисус же сказал им: вот, Я спрашиваю у вас: что нужно делать в субботу: добро или зло? Спасти душу или погубить? Но они молчали.

10 И, гневно посмотрев на них всех, Он сказал тому человеку: подыми руку свою. Тот так и сделал, и стала рука его здоровой, как и другая.

11 А они пришли в ярость и стали обсуждать между собой, что бы им сделать с Иисусом.

12 В те дни Иисус взошел на гору помолиться и всю ночь провел в молитве к Богу.

13 А на утро Он подозвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, назвав их апостолами:

14 Симона, которого Он назвал Петром, и Андрея, брата его; Иакова и Иоанна; Филиппа и Варфоломея;

15 Матфея и Фому; Иакова, сына Алфея, и Симона, прозываемого Зилотом;

16 Иуду, сына Иакова, и Иуду Искариота, который стал предателем.

17 Сойдя (с горы), Иисус остановился вместе с ними и многочисленной толпой учеников Своих у подножия,27 и великое множество людей со всей Иудеи, из Иерусалима, из окрестностей приморских городов Тира и Сидона
   
27) "у подножия" - досл.: "на ровном месте".

18 пришло, чтобы послушать Его и излечиться от недугов своих; исцелялись и одержимые нечистыми духами.

19 И все люди старались дотронуться до Него, потому что сила исходила от Него и исцеляла всех.

20 А Он, обведя взглядом учеников Своих, провозгласил: блаженны нищие, ибо вам принадлежит Царство Божье.

21 Блаженны голодающие ныне, ибо вы насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо вы возвеселитесь.

22 Блаженны будете и вы, когда из-за Сына Человеческого возненавидят вас люди и станут изгонять вас, злословить вас и бесчестить ваше имя.28
   
28) "ваше имя" - возможно, имеется в виду общее название учеников "христиане".

23 Радуйтесь тогда и ликуйте, ибо велика ваша награда на небесах: так поступали с пророками отцы этих людей.

24 Но горе вам, богатые, ибо вы уже получили вознаграждение свое!

25 Горе вам, сытые ныне, ибо будете голодать! Горе вам, веселящиеся ныне, ибо будете скорбеть и плакать!

26 Горе вам, если все люди будут говорить только хорошее, ибо так поступали с лжепророками отцы этих людей.

27 Вам же, слушающим, говорю: любите врагов ваших, творите добро ненавидящим вас,

28 благословляйте проклинающих вас, молитесь за злословящих вас.

29 Ударившему тебя по щеке - подставь и другую, а отбирающему у тебя хитон - не препятствуй отобрать и другую одежду.

30 Любому просящему у тебя - не отказывай, и у того, кто присвоил полученное от тебя, - не требуй возврата.

31 И чтобы люди поступали с вами так, как вы хотите, точно так же и вы поступайте с ними.

32 Если вы любите любящих вас, какая вам польза от этого? Ведь и грешники любящих их любят.

33 А если вы благотворите благотворящим вам, какая вам польза от этого? Ведь и грешники так поступают.

34 И если вы даете взаймы тем, от кого ожидаете получить, какая вам польза от этого? И грешники грешникам дают взаймы, чтобы получить от них столько же.

35 Вы же любите врагов ваших и благотворите, и взаймы давайте, ничего не ожидая взамен. И велика будет награда ваша, и будете сыновьями Всевышнего, ибо Он добр к неблагодарным и злым.

36 Будьте же милосердны, как милосерден Отец ваш (Небесный).

37 Не обвиняйте, и вас не обвинят; не осуждайте, и вас не осудят; прощайте, и вас простят.

38 Давайте, и вам дадут; воздадут полной мерой,29 ибо какою мерою мерите, такою и вам отмерят.
   
29) "воздадут полной мерой" - досл.: "хорошей, увесистой, утрясенной, переполненной мерой". Автор здесь использует образ сосуда, переполненного зерном до краев.

39 И стал говорить им притчами: разве может слепой вести слепого? Не упадут ли они оба в яму?

40 Ученик не выше учителя, и после обучения каждый будет лишь как учитель его.

41 Что же смотришь на сучок в глазу ближнего твоего, а бревна в собственном глазу не замечаешь?

42 Как же ты сможешь сказать ближнему твоему: давай, я выну сучок из глаза твоего, если в своем глазу бревна не видишь? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза ближнего твоего.

43 Хорошее дерево ведь не приносит гнилые плоды, как и прогнившее дерево не приносит хорошие плоды,

44 так что каждое дерево познается по своим плодам. Ведь и с терновника не собирают смоквы, и с репейника виноград не снимают.

45 Добрый человек из тайников доброго сердца выносит добро, а злой - из злого сердца выносит зло, ибо уста человека говорят о том, что переполняет его сердце.

46 Что же вы обращаетесь ко Мне: Господи! Господи! - а сами не исполняете того, что Я говорю вам?

47 Так Я скажу вам, кому подобен каждый, кто приходит ко Мне, слушает слова Мои и поступает согласно им.

48 Он подобен человеку, который при постройке дома глубоко раскопал землю и укрепил его на скале. Когда же случилось наводнение и потоки воды обрушились на этот дом, они не могли сокрушить его, потому что он воздвигнут был на скале.

49 А слушающий и не поступающий согласно им подобен человеку, который построил дом на земле и не укрепил его, и когда потоки воды обрушились на этот дом, он тотчас разрушился, и шумным было падение его.

Глава 7

1 После того как Он закончил речь Свою к внимавшему Ему народу, Он пришел в Капернаум.

2 А у одного сотника заболел и был при смерти раб, которым он дорожил.

3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему старейшин иудейских с просьбой придти и исцелить раба его.

4 Они же, придя к Иисусу, стали настойчиво просить Его, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,

5 потому что он уважает наш народ и даже построил для нас синагогу.

6 И Иисус пошел с ними. Когда же Он был уже неподалеку от дома сотника, тот выслал Ему навстречу друзей сказать: Господи, не утруждай Себя, ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под крышу дома моего.

7 Поэтому-то я и себя самого не счел достойным придти к Тебе. Скажи лишь слово, и будет здоров слуга мой.

8 Ведь и я человек, облеченный властью; имея в своем подчинении воинов, я говорю одному: пойди, - и тот идет; другому говорю: приди, - и тот приходит; и рабу своему говорю: сделай это, - и тот делает.

9 Услышав это, Иисус обернулся к сопровождающему Его народу и сказал: уверяю вас: нигде в Израиле такой веры не встречал Я.

10 Посланные же, возвратясь в дом, нашли больного раба исцеленным.

11 На следующий день Иисус отправился в город Наин; вместе с Ним отправились многие ученики Его и большая толпа народа.

12 И вот, когда Он приближался к городским воротам, в это время выносили хоронить умершего, единственного сына у матери его, а она была вдова; и много народа из города шло вместе с нею.

13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14 Подойдя, Он остановил тех, кто нес его, и, прикоснувшись к нему,30 сказал: юноша, повелеваю тебе: встань!
   
30) "Он остановил тех, кто нес его, и, прикоснувшись к нему..." - досл.: "Он прикоснулся к носилкам, несшие же остановились".

15 И, приподнявшись, умерший сел и стал говорить; Иисус же передал сына матери его.

16 И все, объятые страхом, восславили Бога, восклицая, что великий пророк появился среди них и что Бог посетил народ Свой.

17 И такая слава о Нем разошлась по всей округе даже до Иудеи.

18 И возвестили Иоанну ученики его обо всем этом.

19 Иоанн же, призвав двух учеников своих, послал их к Господу спросить: Ты ли Тот, Кто должен был придти, или ожидать нам другого?

20 Придя к Нему, они сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Кто должен был придти, или ожидать нам другого?

21 А к тому времени Иисус уже многих исцелил от болезней, недугов и от злых духов и многим слепым даровал зрение.

22 И Он сказал им в ответ: пойдите, возвестите Иоанну то, что видели и слышали: слепые - прозревают, хромые - ходят, прокаженные - очищаются, глухие - слышат, мертвые - воскресают, нищим - благовествуют.

23 И блажен тот, кто не ошибется во Мне.

24 Когда же посланные Иоанном ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне: на что посмотреть приходили вы в пустыню? На тростник ли, колеблемый ветром?

25 На кого же вы приходили поглядеть? Может быть, на человека, облаченного в пышные одежды? Так ведь те, у кого дорогие одежды и кто живет в роскоши, находятся в царских дворцах.

26 На кого же поглядеть приходили вы? На пророка? Так вот, говорю вам: даже больше, чем на пророка,

27 потому что это о нем написано: перед Тобою Я пошлю Своего вестника, который возвестит о пришествии Твоем. (Исх. 23.20)

28 Так что уверяю вас: нет более великого пророка среди рожденных женщинами, чем Иоанн. Однако в Царстве Божьем даже самый последний превосходит его.

29 Услышав это, все люди и мытари, которые приняли крещение от Иоанна, воздали хвалу Богу.

30 А фарисеи и законники, не приняв крещение от него, тем самым не исполнили волю Божью.31
   
31) Этот стих, несомненно, представляет собой комментарий автора Евангелия.

31 И сказал Иисус: кому Я уподоблю людей века сего? Кому они подобны?

32 Они подобны детям, которые, сидя на улице, обращаются к друзьям своим: мы играли вам на свирели, а вы не плясали; мы пели вам погребальные песни, а вы не плакали.

33 Ибо пришел Иоанн Креститель, который и хлеба не ест, и вина не пьет, а вы говорите: в нем бес.

34 Пришел Сын Человеческий, Который и ест, и пьет, а вы говорите: вот Человек, Который много ест и пьет много вина, друг мытарей и грешников.

35 Но дела обличают лукавство их.

36 И позвал Его один из фарисеев пообедать вместе с ним. Придя в дом этого фарисея, Он сел за трапезу.

37 Тем временем одна женщина, известная в этом городе как грешница, узнав, что Иисус обедает в доме этого фарисея, принесла небольшой сосуд мира

38 и, с плачем опустившись подле ног Его, омыла их слезами, и, целуя ноги Его, стала отирать их волосами головы своей и умащать миром.

39 Увидев это, фарисей, который пригласил Его, подумал: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и откуда эта женщина, прикасающаяся к Нему; она ведь грешница.

40 Иисус же, обратясь к нему, сказал: Симон, Я хочу у тебя что-то спросить. А тот говорит: спрашивай, Учитель.

41 Иисус же сказал: у некоего ростовщика было два должника: один задолжал ему пятьсот динариев, а другой - пятьдесят.

42 Но так как им нечем было заплатить, он простил обоим. Скажи, кто из них будет более благодарен ему?

43 И Симон ответил: полагаю, что тот, которому он больше простил. Иисус же сказал ему: ты правильно рассудил.

44 И, обернувшись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды для ног Мне не подал, а она слезами омыла Мне ноги и вытерла их волосами своими;

45 ты не приветствовал Меня поцелуем, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать ноги Мои;

46 ты головы Моей елеем не умастил, а она миром умастила ноги Мои.

47 Поэтому говорю тебе: многие грехи прощены ей, и потому она столь много благодарна, а кому меньше прощается, тот меньше и благодарен.

48 Ей же Он сказал: прощаются тебе грехи твои.

49 А те, которые обедали вместе с Ним, подумали: кто Он такой, что и грехи прощает?

50 Иисус же сказал женщине: тебя спасла вера твоя. Иди с миром.

Глава 8

1 И ходил Он, проповедуя, по городам и селениям, благовествуя о Царстве Божьем; вместе с Ним ходили двенадцать апостолов

2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от недугов и злых духов: Мария, называемая Магдалиной, из которой вышло семь бесов,

3 Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода, Сусанна и многие другие, которые помогали им из средств своих.

4 Однажды, когда собралось множество людей, пришедших из разных городов, Он поведал им притчу:

5 вышел сеятель сеять семена свои. При этом одни из них упали близ дороги, и их затоптали, и птицы небесные поклевали их;

6 иные попали на камни и, войдя, зачахли из-за отсутствия влаги;

7 а иные упали посреди терний, и тернии, взойдя вместе с ними, заглушили их;

8 иные же упали на хорошую землю и принесли во сто крат больший плод. После этого Он возгласил: кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез. 12.2)

9 Ученики же Его стали спрашивать у Него о том, что означает эта притча.

10 И Он сказал им: вам дано знать тайны Царства Божьего, прочим же достаточно притч, потому что они глядят - но не видят, слушают - но не внемлют.

11 А притча эта означает вот что: семя - это слово Божье.

12 Посеянные близ дороги означают слушающих, к которым сразу же приступает диавол и похищает слово из сердец их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

13 попавшие на камни означают тех, которые, слушая, с радостью принимают слово и некоторое время веруют, но, будучи безвольны, во время гонений отказываются от него;

14 упавшие среди терний означают слушающих, которые, то из-за житейских забот, то из-за богатства, то предаваясь наслаждениям, подавляют слово, и оно не приносит плода;

15 упавшие же на хорошую землю означают тех, которые, слушая слово, терпеливо хранят его в добром и чистом сердце, и в них оно приносит плод.

16 Никто, зажигая свечу, не накрывает ее сосудом и не ставит под кровать, но ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17 Итак, нет ни тайного, что не стало бы явным, ни сокровенного, что не стало бы известным и не открылось бы.

18 Замечайте же, как вы слушаете; ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отымется и то, что ему кажется, будто он имеет.

19 И пришли к Нему мать и братья Его, но не могли подойти к Нему из-за скопившихся людей.

20 Когда же Ему дали знать, что мать и братья Его стоят во дворе и желают видеть Его,

21 Он сказал им в ответ: мать Моя и братья Мои - это те, которые слушают слова Божьи и поступают согласно им.

22 Как-то однажды Он сел в лодку вместе с учениками Своими и сказал: давайте переправимся на другой берег озера. И они отправились.

23 Пока они плыли, Он заснул, а на озере между тем поднялся ветер и началась буря; их стало заливать волнами, и они очень испугались.

24 Подойдя к Нему, они разбудили Его и говорят: Наставник! Наставник! Мы погибаем! Он же, встав, повелел утихнуть ветру и волнению волн; они унялись, и наступила тишина.

25 А им Он сказал: где вера ваша? Они же, объятые страхом, в изумлении спрашивали друг у друга: кто же Он такой, если повелевает ветрам и волнам, и они повинуются Ему?

26 И приплыли они в край Гергесинский, что напротив Галилеи.

27 Когда же Он вышел на берег, со стороны города навстречу Ему выбежал человек, одержимый бесами, который долгое время не носил одежды и жил не дома, а на кладбище.

28 Увидев Иисуса, он пал ниц пред Ним и вскричал во весь голос: что Тебе надо от меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Прошу Тебя, не мучай меня!

29 Ибо Он повелел духу нечистому выйти из него; человек же этот многие годы был одержим; его связывали цепями и оковами и стерегли его, но он разрывал узы и, гонимый бесом, убегал в пустыню.

30 Иисус же спросил у него: каково твое имя? И тот ответил: легион; потому что много бесов вошло в него.

31 И стали они умолять Его, чтобы Он не понуждал их возвращаться в бездну.32
   
32) "возвращаться в бездну" - по всей видимости, под "бездной" имеется в виду некое место пребывания демонов, "Царство сатаны" (ср. Лк. 11.18), или же "преисподняя" (ср. Рим. 10.7; Откр. 9.1).

32 А неподалеку на горе паслось большое стадо свиней, и бесы стали умолять Иисуса, чтобы Он позволил им войти в них. И Он позволил им.

33 Выйдя из этого человека, бесы вошли в свиней, и все стадо бросилось с обрыва в озеро и потонуло.

34 А пастухи, увидев случившееся, побежали и возвестили об этом в городе и селениях.

35 И пришли оттуда узнать, что же случилось. Подойдя к Иисусу, все в изумлении увидели, что человек, из которого вышли бесы, одет, в здравом уме и сидит подле ног Иисуса.

36 Между тем видевшие поведали им о том, как был исцелен бесноватый.

37 И столь большой страх овладел всеми жителями окрестностей Гергесинских, что они стали просить Иисуса удалиться от них. И Он, сев в лодку, возвратился назад.

38 Тем временем человек, из которого вышли бесы, просил у Него взять его с Собою. Но Он отослал его, повелев:

39 возвращайся домой и рассказывай всем, что Бог сделал с тобою. И пошел он, возвещая всему городу о том, что сделал с ним Иисус.

40 Когда же Иисус возвратился, народ бросился Ему навстречу, ибо все ожидали Его.

41 И вот один человек, по имени Иаир, который был старейшиной синагоги, пришел и, припав к ногам Иисуса, стал умолять Его пойти домой к нему,

42 потому что единственная дочь его, которой было около двенадцати лет, умирала. В пути люди теснили Его,

43 и одна женщина, которая в течение двенадцати лет страдала истечением крови и истратила на врачей все состояние свое и которую ни один из них не мог излечить,

44 подошла и сзади прикоснулась к краям одежды Его, и в тот же миг течение крови у нее прекратилось.

45 И спросил Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Никто не признавался в этом, и Петр сказал: Наставник! Люди толпятся, вот, видимо, и толкнули Тебя.

46 Но Иисус сказал: кто-то прикоснулся ко Мне, ибо Я почувствовал, как сила изошла из Меня.

47 Тогда женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав ниц пред Ним, поведала перед всем народом, почему она прикоснулась к Нему и как в тот же миг исцелилась.

48 Он же сказал ей: дочь Моя, тебя исцелила вера твоя. Иди с миром.

49 Он еще говорил, когда кто-то подошел к старейшине синагоги и сказал ему: умерла дочь твоя, не беспокой напрасно Учителя.

50 Услышав это, Иисус обратился к нему: не бойся, только веруй, и она будет спасена.

51 Подойдя к дому, Он велел, чтобы никто не входил в него вместе с Ним, кроме Петра, Иоанна и Иакова, а также отца и матери этой девочки.

52 А все рыдали и оплакивали ее. Иисус же сказал им: не плачьте, она не умерла, но спит.

53 Они же, зная, что она умерла, насмехались над Ним.

54 Тогда Он, (войдя), взял ее за руку и громко сказал: девочка, проснись!

55 И возвратился дух ее, и в тот же миг она встала, а Он велел, чтобы ей дали поесть.

56 Изумленным же родителям ее Он повелел никому не говорить о случившемся.

Глава 9

1 И вот, созвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над всеми бесами и наделил их силой исцелять болезни,

2 после чего послал их проповедовать о Царстве Божьем и лечить недужных.

3 И сказал им: ничего не берите с собою в дорогу: ни посоха, ни хлеба, ни серебра, ни даже двух одежд.

4 В какой бы дом ни вошли вы, оставайтесь там и оттуда отправляйтесь в путь.

5 И если где-то не примут вас, то, уходя из города того, отрясите и пыль с ног ваших в обвинение жителям его.

6 Отправясь в путь, они стали ходить по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.

7 Тем временем тетрарху Ироду стали известны все эти дела Его, и он недоумевал оттого, что одни говорили, будто это Иоанн восстал из мертвых,

8 другие - что это явился Илия, а иные - что это один из древних пророков воскрес.

9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я столь наслышан? И хотелось ему увидеть Его.

10 Апостолы же, возвратясь, рассказали Иисусу о том, что делали они, и Он, только их взяв с Собою, удалился в пустынное место близ города Вифсаида.

11 Но все люди, узнав об этом, последовали за Ним, и, повстречав их, Он стал говорить с ними о Царстве Божьем, а тех, кто нуждался в лечении, исцелял.

12 Когда же день тот склонился к вечеру, все двенадцать подошли к Нему и сказали: мы ведь находимся в пустынном месте, поэтому отпусти людей, чтобы они пошли в ближайшие селения и деревни и нашли себе кров и пищу.

13 Но Он сказал им: вы дайте им поесть. Они же сказали: у нас нет ничего, кроме пяти хлебов и двух рыб, однако мы можем пойти и купить еды для всех этих людей.

14 А их было около пяти тысяч человек. Он же сказал ученикам своим: рассадите их рядами по пятьдесят человек.

15 Они так и сделали, и рассадили всех.

16 Тогда, взяв эти пять хлебов и две рыбы, Он воззрел на небо и, благословив, преломил их и дал ученикам, чтобы они раздали народу.

17 И ели, и насытились все; оставшихся же у них кусков было собрано двенадцать корзин.

18 Однажды, когда Он молился наедине, собрались около Него ученики, и Он спросил их: кем люди считают Меня?

19 Они же сказали в ответ: одни - Иоанном Крестителем; другие - Илией; иные - одним из древних пророков, который воскрес.

20 Тогда Он спросил их: а кем вы считаете Меня? И Петр сказал в ответ: Христом Божьим.

21 Но Он строго повелел им никому не говорить об этом

22 и сказал, что Сыну Человеческому надлежит претерпеть много страданий, что Он будет осужден старейшинами, первосвященниками и книжниками, будет казнен и через три дня воскреснет.

23 И уже всем Он сказал: если кто хочет идти за Мною, пусть отречется от себя самого, в тот же день возьмет крест свой и последует за Мною.

24 Ибо кто хочет жизнь свою спасти, тот потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот спасет ее.

25 Да и какая выгода человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или нанести ущерб (душе) своей?

26 Итак, кто устыдится Меня и слов Моих, того устыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе и Своей, и Отца, и святых ангелов.

27 Уверяю вас: некоторые из стоящих здесь еще при жизни своей увидят Царство Божье.

28 И вот дней через восемь после этих слов, взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, Он поднялся на гору помолиться.

29 И во время молитвы весь облик Его изменился, и одежда Его стала белой, сияющей.

30 По обеим сторонам Его появились два человека: это были Моисей и Илия, - и беседовали с Ним,

31 озаренные сиянием; и говорили они о том, что предстоит Ему испытать по прибытии в Иерусалим.

32 Петра же и других спутников его одолел сон; внезапно пробудившись, они увидели сияние, которое исходило от Него и от тех двоих, что стояли рядом с Ним.

33 Когда же те стали удаляться от Иисуса, Петр сказал Ему: Наставник! Как хорошо нам здесь! Позволь, мы поставим здесь три шалаша: один для Тебя, другой для Моисея, а третий - для Илии, - не понимая, что говорит.

34 Он еще говорил это, как вдруг появилось облако и покрыло их; они же испугались, оказавшись в облаке.

35 И раздался голос из облака: это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!

36 После того как этот голос прозвучал, Иисус остался один. И они долгое время никому ничего не рассказывали, сохраняя увиденное в тайне.

37 На следующий день, когда они спустились с горы, повстречалась Ему большая толпа народа.

38 И вот один человек из толпы воскликнул: Учитель! Умоляю Тебя, смилуйся над сыном моим, он один у меня!

39 Он бывает одержим духом (нечистым) и тогда внезапно начинает кричать и трястись, испуская пену, а бес мучает его и долго не отпускает.

40 Я уже просил учеников Твоих, чтобы они изгнали его, но они не смогли,

41 В ответ Иисус сказал: о народ, неверующий и развращенный! До каких пор Мне быть с вами и терпеть вас? Приведи сюда сына своего.

42 Едва тот подошел, как бес поверг его на землю и начал трясти. Иисус же повелел выйти духу нечистому и исцелил отрока, а затем передан сына отцу его.

43 И поражались все могуществу Божьему. И в то время как все в изумлении обсуждали все дела Его, Он сказал ученикам Своим:

44 выслушайте и запомните эти слова: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие.

45 Но они не поняли сказанного; им еще не открылось значение этих слов, и потому они были не в силах понять их, а спросить Его об этом боялись.

46 И возник у них спор о том, кто из них будет самым главным.

47 Иисус же, зная тайные помыслы их, взял ребенка, поставил его рядом с Собою

48 и сказал им: кто примет (в сердце) такого младенца во имя Мое, тот Меня примет, а кто Меня примет, тот примет Того, Кто послал Меня, поэтому самый меньший среди вас и станет большим.

49 При этом Иоанн, обращаясь к Нему, сказал: Наставник! Мы встретили человека, который именем Твоим изгоняет бесов, и запретили ему это, потому что он не ходит вместе с нами.

50 А Иисус сказал им: не надо запрещать, ибо кто не против вас, тот за вас.

51 И вот, (зная), что близится время вознесения Его, Он решил идти в Иерусалим

52 и послал вестников перед Собою. Пойдя, они пришли в одно самарянское селение, чтобы подготовить (людей к встрече) с Ним.

53 Но те не приняли Его,33 потому что Он имел вид (паломника), идущего в Иерусалим.
   
33) "не приняли Его" - самаряне и иудеи издавна враждовали между собой. Самаряне считали, что поклоняться Всевышнему следует на горе Гаризим, и потому враждебно относились к паломникам, идущим в Иерусалим.

54 Увидев это, ученики Иаков и Иоанн сказали: Господи, если позволишь, мы велим огню сойти с неба и уничтожить их, как это сделал Илия. (4Цар. 1.10)

55 Обернувшись, Он запретил им это, сказав: не понимаете, какого вы духа,34
   
34) "не понимаете, какого вы духа" - здесь, очевидно, речь идет не о Св. Духе, еще не сошедшем на апостолов (будучи "в Духе", они не могли быть столь жестоки); вероятнее всего имеется в виду общая духовно-нравственная настроенность апостолов как учеников Христа.

56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И они отправились в другое селение.

57 А когда они отправлялись в путь, один человек сказал Ему: я последую за Тобой, куда бы Ты ни пошел.

58 И ответил ему Иисус: у лисиц есть норы, у птиц небесных - гнезда, а Сыну Человеческому негде голову преклонить.

59 Другому же Он сказал: следуй за Мною. Но тот попросил: Господи, позволь мне прежде пойти похоронить отца моего.

60 Он же ответил ему: предоставь мертвым хоронить своих мертвецов; ты же отправляйся благовествовать о Царстве Божьем.

61 И еще один человек сказал Ему: я последую за Тобою, Господи, но прежде позволь мне проститься с родными моими.

62 Иисус же ответил ему: никто из тех, кто оглядывается назад, возложив руку свою на плуг, не пригоден для Царства Божьего.

Глава 10

1 После этого Господь избрал еще семьдесят апостолов и стал посылать их по двое во все те города и селения, которыми Ему Самому предстояло пройти.

2 И так говорил им: жатвы много, а работников мало; молите же Владыку жатвы, чтобы Он послал работников на жатву Свою.

3 Идите! Вот, Я посылаю вас, как овец на стаю волков.

4 Не берите с собой ни кошелька, ни котомки, ни обуви; в пути же (первыми) никого не приветствуйте.

5 В какой бы вы дом ни вошли, прежде всего скажите: мир этому дому.

6 И если там будут добрые люди, то снизойдет на этот дом мир ваш; если же нет, то возвратится к вам мир ваш.

7 В этом же доме и оставайтесь; ешьте и пейте то, что получите от них, ибо работник достоин платы за труд свой. Из дома же в дом не переходите.

8 В какой бы город ни пришли вы, если примут вас, ешьте то, что предложат вам.

9 Исцеляйте больных, которые будут в нем, и при этом говорите им: приблизилось к вам Царство Божье.

10 Если же придете в какой-нибудь город и не примут вас, то, проходя по улицам его, говорите:

11 мы даже пыль вашего города, приставшую к ногам нашим, оставляем вам; однако же знайте: приблизилось Царство Божье.

12 Уверяю вас: отраднее будет в день суда жителям Содома, нежели города того.

13 Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Если бы чудеса, совершенные в вас, были совершены в Тире и Сидоне, они давно бы уже в печали и скорби покаялись.

14 Но Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15 А ты, Капернаум, не до неба ли превознесся? Так до ада низвергнешься!

16 Кто вас будет слушать, тот Меня слушает, и кто вас отвергнет, тот Меня отвергает, а кто Меня отвергает, - отвергает Того, Кто послал Меня.

17 Возвратясь же, семьдесят апостолов с радостью говорили: Господи! Твоим именем даже бесы повинуются нам.

18 А Он сказал: Я видел сатану, подобно молнии упавшего с неба.

19 Итак, Я дал вам власть попирать змей и скорпионов, и всю вражью силу, и ничто не повредит вам.

20 Однако вы радуйтесь не тому, что духи (нечистые) повинуются вам, а тому, что имена ваши записаны на небесах.

21 И в тот же миг Он радостно35 воскликнул: славлю Тебя, Отче, Владыка неба и земли, за то, что Ты скрыл все это от мудрых и разумных и открыл младенцам! Воистину, Отче, таково было благоволение Твое!
   
35) "радостно" - досл.: "возрадовался духом"; по некоторым рукописям возможно чтение: "возрадовался в Духе Св.".

22 И, обратясь к ученикам своим, Он сказал: все Мне было передано Отцом Моим, а кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец - никто, кроме Сына и тех, кому Сын пожелает открыть.

23 И уже наедине Он сказал ученикам: счастливы те глаза, которые видят то, что вы видите.

24 Уверяю вас: многие пророки и цари хотели видеть то, что вы видите, - и не видели, слышать то, что вы слышите, - и не слышали.

25 Однажды (в синагоге) один законник встал и, испытывая Его, спросил: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать Жизнь Вечную?

26 Он же сказал ему: в законе что написано? Как ты читаешь?

27 И тот сказал в ответ: возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, и всею душою своею, и всею силою своею, и всем разумом своим и ближнего своего как самого себя. (Втор. 6.5; Лев. 19.18)

28 Иисус же сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить. (Лев. 18.5)

29 Но тот, желая оправдать себя, спросил Иисуса: а кто мой ближний?

30 Вместо ответа Иисус сказал: один человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Изранив и ограбив его, они ушли, оставив его полумертвым.

31 Случилось так, что той же дорогой шел один священник и, увидев его, прошел мимо.

32 Так же и левит,36 когда пришел на то место, посмотрел и прошел мимо.
   
36) "левит" - название происходит от имени Левий (см. Исх. 4.14). Так назывались помощники священников при храме. (В какой-то мере их функции сравнимы с деятельностью диаконов в современной церкви).

33 Самарянин же некий, проезжая, увидел того человека и сжалился над ним.

34 Подойдя, он перевязал раны его, смазав их елеем и вином, затем посадил его на своего осла и привез на постоялый двор, где ухаживал за ним.

35 На другой день, уезжая, он дал хозяину два динария и сказал: позаботься о нем, а если истратишь больше этого, я на обратном пути заплачу тебе.

36 Так кто же из этих троих, по твоему мнению, был ближним пострадавшему от разбойников?

37 Законник сказал: тот, кто проявил милосердие к нему. Иисус же сказал ему: иди, и ты поступай так же.

38 В продолжение пути пришли они в одно селение, и одна женщина, по имени Марфа, пригласила Его в дом свой.

39 А у нее была сестра, которую звали Марией, и вот она, сев подле ног Иисуса, стала слушать поучение Его.

40 Марфа же, заботясь о большом угощении, подошла и сказала: Господи, разве Ты не видишь, что сестра моя оставила меня одну готовить? Скажи ей, пусть она мне поможет.

41 В ответ сказал ей Господь: Марфа, Марфа, ты заботишься и беспокоишься о многом, а нужно ведь только одно.

42 Мария же избрала лучшую долю; да не отымется она от нее!37
   
37) возможен перевод: "которая не отымется от нее".

.

 

 

Hosted by uCoz