С.А.Коутс

Комментарии к Книге Иисуса Навина

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 ГЛАВА 9  

<11.0pt;mso-bidi-font-size:12.0pt;font-family:Arial'> 

  Появление  делегации  от  жителей  Гаваона  показывает,  что  у  врага  есть  разные  способы

вредить  народу Божию.  В прошлый  раз  он попытался  взрастить  элемент  неверности  в  среде

иудеев  (предательство  Ахана),  теперь  же  вводит  носителей  греха  извне  и  добивается

доброжелательного к ним отношения со стороны принимающих.  

  Вся  ответственность  за  это  лежит  на  начальниках  народа  Божия.  Возможно,  в  своих

действиях  они  опирались  на  Второзаконие  (гл.20),  думая,  что  можно  заключать  союзы  с

народами,  живущими  в  отдалении,  но  это  совсем  разные  вещи.   Евангельские  принципы,

использованные  не  по  назначению,  могут  быть  весьма  разрушительными  и  подрывающими

основы учения.  Все это лишний раз подчеркивает важность обращения к Господу за советом

всякий раз, когда мы собираемся наладить с кем-то доверительные  отношения.  Иначе внешне

все  будет  выглядеть  вполне  благопристойно,  но  ничего  доброго  из  этих  отношений  не

получится,  ибо  сие  будет  не  от  Бога.  Новый  Завет  много  говорит  о  тех,  кто  пришел  тайком

шпионить за людьми Божьими, кто пробрался как тать в ночи.  Иуда в своем послании пишет о

нечестивцах,  вкравшихся  незаметно.   Существует  еще  немало  примеров  того,   как  враг

привносит чужеродные элементы в среду народа Господня.  Гаваонитяне были евреями, они не

были израильтянами, а потому их участие в союзе с последними умаляло статус этого договора

и соответственно принижало статус   израильтян.  

  Гаваонитянами двигали не высшие духовные мотивы; они просто хотели извлечь выгоду

от  общения  с  народом  Божиим.   Такие  люди  находятся  всегда.  Именно  так  орудует  сатана. 

Гаваонитяне  использовали  имя  Божие,  разговаривая  с  Иисусом:  "Пришли  рабы  твои  во  имя

Господа".  Они предстали перед ним, как простые, милые люди. Именно таких добряков нам и

следует опасаться, более, чем  тех, кто приходит к нам, не скрывая дурных намерений. 

  Самое  поразительное,  что  израильтяне  приняли  от  пришельцев  их  хлеба,  что  было

немыслимо, ибо им не позволялось принимать от чужестранцев пищу, если они доподлинно не

знали,  откуда  те  прибыли.   Принимая  от  чужаков  их  пищу,  вы  отдаете  себя  им  во  власть. 

Конечно,  израильтян  обманули.  Внешне  все  выглядело  вполне  натурально:  обувь  на  ногах

гаваонитян  и  одежда  были  ветхие  с  заплатами,  мехи      изорванные,   хлеб    сухой  и

заплесневелый, .  все  говорило  о  том,  что  они пришли  издалека.   Все,  что  они имели, было

ветхое и изношенное.         Гаваонитяне  казались  весьма набожными и непрестанно восхваляли

Бога.  

  Как часто нас вводят в заблуждение богобоязненные, возвышенные речи.  Со мной такое

случалось не раз.  Нас так потрясают правильные слова и величавый вид говорящего, что мы не

замечаем,  что  за  этой  ширмой  скрываются  принципы,  противоречащие  принципам  народа

Божия.  Чтобы распознать это, надо точно представлять себе, каковы же, собственно, принципы

народа Божия.  Беда в том, что евеи пришли к Иисусу не во вражеском облике, а под личиной

друзей, говоря: "Заключите с нами союз".  Если бы они пришли с копьем и мечом, израильтяне

знали бы, что им делать.  Но они обманулись, и в их ряды проникли чужеродные, антидуховные

  34

элементы.  Впустить их всегда легче, чем потом избавиться от них: израильтяне так и не сумели

отделаться от непрошеных гостей, да и Господь им в этом не очень помогал.  Однако поскольку

в  обществе  требовалось  производить  работы  (для  дома  Израилева  и  для  жертвенника

Господня),  исполнять  которые  сами  израильтяне  считали  ниже  своего  достоинства,  они

постановили, что отныне заниматься ими будут гаваонитяне . как рабы, не как сыны.  С того

времени  каждый  раз,  когда  гаваонитянин  рубил  дрова  и  черпал  воду  для  израильтянина  или

когда он тащил вязанки дров и ведра к жертвеннику, это должно было служить напоминанием

народу  Божьему  о  том,  что  среди  них  есть  чужеродцы,  попавшие  к  ним  потому,  что  сыны

Израилевы не испросили гласа Божия, прежде чем заключить с пришлыми союз.  

  Позднее во 2-й Книге Царств (гл.21) мы читаем, что "Саул хотел истребить их по ревности

своей  о  потомках  Израиля  и Иуды".   Саул  был  человеком  несдержанным,  он  заявил,  что  эти

евеи  "не  из  сынов  Израилевых"  и  потому  должны  быть  уничтожены.   Но  этим  он  оскорбил

Господа  ничуть  не  меньше,  чем  Иисус  Навин  и  начальники,  когда  заключали  с  ними  союз. 

Люди  Божии  могут  совершать  ошибки,  но  Господь  не  всегда  позволяет  им  исправлять  их. 

Напротив,  народ  Божий  должен  пожинать  плоды  своих  ошибок  и  учиться    жить  с  их

последствиями.   Совершив  ошибку,  мы  должны  реагировать  на  нее  достойно,  как  подобает

чадам  Божиим.   Вести  себя  достойно  имени  Божия  надо  учиться.   Израильтянам  пришлось

постигать  не  то,  как им  подобало  вести  себя или  что  делать  с  гаваонитянами,  а  то,  что было

достойно имени Господа.  

  Начальники  приняли  решение,  не  вопросив  Господа.   Если  мы      поступаем,  подобным

образом,  то  не  надо  потом  удивляться  плачевным  результатам.  Даже  когда  дело  касается

церкви, Бог не всегда спешит исправить дело.  Именно поэтому принятие решений . огромная

ответственность, цена ошибки очень высока, если речь идет о целой общине.  Мы часто думаем,

что,  чем  больше  будет  прихожан,  тем  лучше.   Так  и    начальники    израильтян  решили,  что  

гаваонитяне могут оказаться полезными в битвах с неприятелем.  

  Я далек от мысли, что нам следует стремиться к обособленности любой ценой и вопреки

собственному желанию.   Без должной подготовки никто не может идти по этому пути, иначе

окажется, что все делалось по принуждению и сознание осталось рабским.  Нелегко служить в

духе рабском, проклятом богом, ибо Иисус сказал: "Прокляты вы!", а потому гаваонитянам не

суждено было послужить к удовольствию Божьему; они не были на равных в союзе с сынами

Израилевыми.  

  Положение,  в  котором  оказались  гаваонитяне,  должно  послужить  нам  всем  уроком. 

Задумайтесь,  не  находимся  ли  мы  с  вами  в  подобной  ситуации.   Не  проникли  ли  мы  в

сообщество Божие под чужой личиной, нечестным путем?  Господь принимает к Себе всех, но

не каждый  становится полноправным членом Его общины.  Сатана пытается внедрять в ряды

правоверных своих лазутчиков, чтобы ослабить и подорвать устои церкви Христовой.  Однако

Бог  принимает  этих  людей  и  обращает  во  благо  их  козни,  хотя  это  не  доставляет  Ему

удовольствия.   Господь  говорит:  "Отпустите Сына  Моего,  чтобы Он  мог  послужить мне",  но

гаваонитяне так и не сделались сынами Божьими, они до конца дней своих оставались рабами. 

Некоторые  отмечают,  что  сегодня  в  среде  верующих не чувствуется     дыхания  весны.  А она

должна  быть,  эта  весна, .  в  радости  служения  и  прославления  великого  Бога,  в  чувстве

необыкновенной  свободы  и  счастья.   Увы,  многие  современные  христиане  скатились  до

положения бесправных   и безрадостных  рабов, чье дело ограничено рубкой дров и черпанием

  35

воды.   Можно  провести  в  христианской  общине  долгие  годы,  но  так  и  не  коснуться

божественной истины.  

  Старейшины  и  начальники  иудейские  понимали,  что  тем  людям  духовные  высоты

недоступны,  поэтому  они  и  прикрепили  их  к  самой  черной  работе.   Они,  конечно,  были

неправы в том, что поклялись им в вечном союзе, но должны были сдержать свою клятву, так

как на карте оказалось имя Господне.  Те, кого мы принимаем в свои ряды, вправе рассчитывать

на отношение, достойное имени Божия.  

 

ГЛАВА 10

 

  Эта  глава  весьма  примечательна.   Несмотря  на  то,  что  гаваонитяне  заключили  союз  с

израильтянами  обманным  путем  и  благодаря  поспешности  последних,  не  удосужившихся

исспросить на то воли Божией, Господь  тем не менее  использует эту ситуацию для того, чтобы

явить во всей мощи вражью силу, а затем уничтожить ее под корень.  Это прекрасный пример

того, как Бог может обратить любые неблагоприятные обстоятельства во благо божественного. 

Гаваонитяне, не сумевшие защитить себя,  находились на правах рабов среди народа Израилева. 

Они были неспособны противостоять неприятелю, подобно Лоту, который тоже оказался слаб

перед  лицом  врага,  был  пленен  и  так  бы  и  скоротал  свой  век  в  неволе,  если  бы  не  один

праведный  человек,  пришедший  ему  на  помощь  с  многочисленным  и  хорошо  обученным

войском.  

  Таким  образом,  из  первых  глав  книги Иисуса  Навина мы  можем  извлечь  три  основных

урока  по  поводу  того,  как  разрешать  конфликты.   Во-первых,  ковчег  Господень  обладает

великой силой, как и Христос, ковчег завета. Во-вторых, в событиях, происшедших в Гае, мы

видим результат работы Божией, совершенной в душах людей, символом которой стало копье

Иисусово,  ибо  все,  что  совершается  в  нас  рукою  Божьей,  соответствует  тому  уровню,  той

планке, которую держит на тот момент Дух Господень.   И в-третьих, в Вефороне (гл. 10) мы

видим  уже  прямое  участие  небесных  сил  в  действиях  израильтян.   Это  три  важнейших

элемента, способствующих победе в духовном конфликте.  

  Град  камней  с  неба  и  остановившиеся  светила  говорят  о  тех  временах,  когда  Господь,

наконец,  низвергнет Своего  врага.   Все силы  зла будут уничтожены прямым вмешательством

небес.   И  святым  об  этом  известно  уже  сейчас.   Впервые  Господь  Сам  непосредственно

сражается  за  Израиль.   Камни  же  заставляют  нас  задуматься  о  том  часе,  когда  ангел  выльет

седьмую  чашу,  как  это  описано  в  Откровении Иоанна  Богослова,  и  град  величиною  с  талант

падет  с  неба  на  людей.   Кто  способен  противостоять  сему?    Сила  небесная  низвергнет  всех

врагов, а солнце и луна остановятся.  Прославленный Мессия  встанет среди неба и не двинется

с места, пока не будет низвергнута последняя из сил, враждебных Богу и народу Божию. Луна

есть  символ  церкви,  состоящей  в  союзе  с  прославленным  Христом,  достойная  Его  и

отражающая  Его  божественный  свет.  А  если  для  нас Христос,  как  солнце  в  зените,  то души

наши непременно будут избавлены от всякого зла.  

  Град  каменный  cимволизирует  вмешательство  Провидения  в  дело  защиты  истины. 

Влияние же солнца совсем иное.  В то время как камни производят насильственное физическое

воздействие (порой весьма ощутимое, особенно когда весят целую тонну), солнце привлекает к

себе  людей  светом  и  теплом.   Подобно  тому,  как Солнце  стоит  во  главе  солнечной  системы,

  36

удерживая  вокруг  себя  планеты  силой  притяжения,  так  и  Христос,  Глава  всему  и  вся,

удерживает мир вокруг Себя, обладая притягательной силой.  Он дает людям свет, помогающий

им разбираться в возникающих конфликтах; этот духовный свет, исходящий от Него, дает им

силы  выстоять  в  самых  суровых  боях,  покуда  последний  враг  не  окажется  повержен. 

Например, во время Реформации воссияло солнце божественной истины: оправдание верою и

буква  Писания.   А  затем  обрушился  град:  народ,  король  Англии  и  иже  с  ними  восстали  и

сбросили с себя римское ярмо, и так пали злые силы.  

  Мы видим Христа в образе солнца в конце первой главы Послания к Ефесянам.  Апостол

произносит молитву: "Как безмерно величие могущества Его  . . . по действию державной силы

Его,  которою Он  воздействовал  во  Христе,  воскресив  Его  из  мертвых".   Далее  он  прерывает

молитву  и  переходит  к  учению:  ".  .  .  и  посадив  одесную  Себя  на  небесах,  превыше  всякого

начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке,

но  и  в  будущем,  и  все  покорил  под  ноги  Его,  и  поставил  Его  выше  всего,  главою  Церкви,

которая  есть  Тело  Его,  полнота Наполняющего  все  во  всем".  Вот  оно,  солнце,  застывшее  на

небе.  Сын Божий стоит посреди неба вот уже почти две тысячи лет.  Нам с вами несказанно

повезло, ибо лучше прожить один день сейчас, чем сотню лет во времена Мефуселаха.  

  Солнце  не  двигалось  с  места  почти  целый  день,  подобного  не  случалось ни до  того, ни

после.  Такова картина сегодняшнего дня: в небе сияет Христос, а чуть пониже . Его община,

подобно  луне,  отражающей  Его  священный  свет;  и  этот  свет  дает  нам  силы  подавить  любой

элемент  зла. Под  водительством Духа мы можем держать  в поле  зрения и  солнце, луну, пока

продолжается день  схватки, пока не повержен будет последний аморрей.  И мне кажется, это

упрек  в  адрес  старейшин,  ибо  они  согласились  на  договор  с  гаваонитянами,  движимые

желанием получить себе союзника.  Но Господь показал им, что их лучший союзник . Бог и

что с ними все небесные силы.  И что такое по сравнению с этим воинством горстка гаваонитян,

не способных постоять даже за самих себя!  

  В  Деяниях  святых  Апостолов  (гл.16)  Павел  отгоняет  женщину,  одержимую  духом

прорицательным, .  ему  не  нужны  были  гаваонитяне  в  союзниках!   А  далее  произошло

землетрясение, явившееся результатом божественного вмешательства.  Получается, что святые

Божии,  вступая  в  конфликт  с  темными  силами  зла,  находятся  в  свете  дня,  в  свете

прославленного Христа,  сидящего одесную Бога, ожидая доколе  враги Его будут положены  в

подножие  ног  Его.   В  этом  свете  находится  вся  Церковь  Христова,  отражающая  в  себе  Его

божественную природу.  

  Окончательность  победы  отображена  в  стихах 22-27,  когда  Иисус  Навин  призывает

вождей  израильтян  наступить  ногами  на  шеи  пяти  повергнутых  царей.   Это  соотносится  со

словами из последней главы Послания к Римлянам: "Бог же мира сокрушит сатану под ногами

вашими вскоре".  Окончательная победа над силами зла неизбежна, и все святые призываются

принять в ней участие.  

 

ГЛАВЫ 11 и 12

 

  Мы уже  обращали  ваше  внимание  на  то,  что  в больших  подробностях  в  книге  описаны

толькотри  фазы  конфликта:  Иерихон,  Гай  и  Гаваон.   Остальные  детали  упоминаются  лишь

мельком; мы просто читаем о том, как Иисус, а за ним и весь Израиль  шествовали от города к

  37

городу, одерживая одну победу за другой, пока, как сказано в конце главы 11, не "успокоилась

земля  от  войны".  Это  победоносное  шествие  несло  на  себе  печать  причастности  святых: 

неоднократно в этой главе повторяется: "Иисус и с ним весь народ". У Гая они разделились, что

привело к печальным последствиям, после чего они вновь стали держаться все вместе.  

  Эта победа добыта  совместными действиями целого народа, здесь нет индивидуального

геройства.   Подобное  же  описано  в  Послании  к  Ефесянам.  Мы  понимаем,  что  всем  святым

должно  постичь  истину.  В  том,  чтобы  противостоять  врагу  и попытаться  сломить  его  силы,

заинтересованы  все.   Высшая  истина  принадлежит  всей  общине,  но  прийти  к  ее  познанию

каждый должен сам.  

  Тема  победы  красной  нитью  проходит  через  все  писания  Иоанна,  поэтому  давайте

рассмотрим      главы  11  и 12  Книги  Иисуса  Навина  в  их  свете.  Я  уверен,  что  те  победы,  о

которых  пишет  Иоанн,  имеют  отношение  к  битвам,  которые  сыны  Израилевы  вели  в  земле

обетованной,  а  не  к  преодолению  ими  безжизненной  пустыни.   О  последнем  мы  читаем  в

Посланиях апостола Павла к Римлянам и Галатам, но у Иоанна . и в Евангелии, и в посланиях

.  речь  идет  о  завоевании  земель.   В  Евангелии  Господь  Иисус  предстает  как  великий

Победитель.  Итак, мы начинаем с ковчега Господня, мы видим, как воля Божия свершается в

Богочеловеке, пришедшем к людям.  Мы видим Сына Божия во плоти; это великий Победитель,

перед  Которым  ничто  не  может  устоять.    победил  мир", .  то  были  Его  практически

последние слова, адресованные церкви (Ин 16,33).  Мы черпаем силы, глядя на Него.  Тот кто

не  способен  к  победе,  не  может  придать  нам  силы,  только  неуверенность.  В  Евангелии  от

Иоанна  мы  видим  ковчег  Господень .  не  ковчег  завета,  это,  скорее,  у  Луки,  а  ковчег

Господень.   Господь  все  положил  Человеку,  Сыну  Своему  возлюбленному,  и  никто  не  смеет

изменить это.  

  Христос говорит нам в Евангелии от Иоанна: "Идет князь мира сего, и во Мне не имеет

ничего",  однако  Он  обещает,  что  не  покинет  этот  мир,  пока  не  убедится,  что  после  Него

останется  новое  поколение  людей,  готовое  не  менее  славно  послужить  миру.   В  этом

заключается великая истина Евангелия от Иоанна.  Ибо ковчег Господень есть Сын Божий.  Мы

видим человека, настоящего победителя, который шаг за шагом продвигался по тропе, ведущей

к солнцу, пока не вступил на поляну, полностью освещенную светом Сына Божия (Ин 9). 

  Уверовав в Иисуса, мы получаем представление о мире.  Иоанн показывает, что многое в

этом мире не то, чем кажется.  Например, Сын Божий здесь оказывается судим и приговорен к

смерти,  в  то  время  как  это  Он  пришел  судить  мир.   Люди  назвали  Христа  преступником  и

злодеем, когда на деле: "Ныне суд миру сему".  Система, что отвергла Его, сама подлежит суду. 

Что  это  за  мир,  который  не  принял  Сына  Божия?  Как  выглядело  то  славное  религиозное

общество  в  глазах  Петра, Иоанна  и  других  учеников?    Что  они  думали,  глядя  на  пышные  и

торжественные обряды, совершаемые в потрясающем своим великолепием храме?  

  Должно  быть,  все  их  прежние  идеалы  рассыпались  в  прах.   Сын  Божий  оказался

отвергнут, . о каких идеалах могла идти речь?  В их глазах мир был осужден.  Не тот светский

мир с его развлечениями: концертами, театрами, прессой, но мир религиозный, иудейский мир,

где  неизменно  пребывал  Господь  Бог,  Чьим  народом  считали  себя  все  эти  люди.   С  этим

приходится сражаться и нам в наши дни: не с ненавистными Богу человеческими пороками и

плотскими  страстями,  но  с  религиозной  гордыней,  гораздо  более  противной  Господу,

свидетельством  чему . Вавилон.  Вспомните ту женщину из 8-й главы Евангелия от Иоанна в

  38

ней оказалось больше места для света Божия, нежели в благочестивых фарисеях.  Их  же сердца

оказались наглухо захлопнуты.  Нам следует с большей осторожностью относиться ко всяким

религиозным  проявлениям  вокруг  нас.   Мир  выглядел  вполне  религиозным,  когда  Иисус

пребывал в нем, но в нем также было и много низкого и недостойного. Христос предупреждает:

"Вы от нижних, Я от вышних"(Ин 8).  Дьявол очень ловко умеет обратить в свою пользу любые,

даже самые искренние  религиозные порывы.  

  Мы  должны  оценивать  все  в  соответствии  с  проявлениями  Духа.   Рожденные  от  Бога

способны получать помощь Духа Божия по всем вопросам.  В главе 12 Книги Иисуса Навина

приводятся имена тридцати одного царя, что говорит о том, сколь многообразным может быть

зло.   И  только  советуясь  с  Духом  Господним,  мы  сможем  распознать  его.   Дух  Господень

обнажает  зло во  всей  его неприглядности, обличает и  осуждает  его.  Это большая поддержка

святым, которые считают мир греховным, ибо он отвергает Сына Божия.  Они верят в это всей

душой.   В  падшем  мире  нет  места  праведности,  он  находится  во  власти  дьявола,  но  время

последнего уходит, скоро он будет обличен и осужден.  

  Человек,  описанный  в  Иоанна 9  оказался  отвергнут  миром,  так  как  он  не  вписался  в

общепринятые  представления.   И  сегодня  люди,  принявшие  Иисуса  как  Сына  Божия,  тоже

порой  чувствуют  себя  изгоями.   Господь  Сам  выводит  овец  Своих.   Любопытно,  что  здесь

используется  одно  и  то  же  слово:    выгнали  его  вон"  и    когда  выведет  своих  овец". 

Человек,  которого  выгнали  вон,  был  выведен  Господом  как  овца  Его.   Если мы  уверовали  в

Иисуса  как  Сына  Божия  и  пожелали  сами  стать  чадами  Божьими,  то  Нам  не  страшны  будут

никакой тридцать один царь.  И ни одного из них мы не должны оставить в живых, всем им

надлежит  пасть.  Мир  способен  принимать  разнообразные  личины;  в  своем  послании  Иоанн

пишет, что на свете появилось много антихристов, и всех их надо повергнуть.  

  В  святых  скрыта великая сила, поэтому  все, что Господь говорил Моисею, а Моисей .

Иисусу Навину, сбылось: не осталось ни одного врага, который бы мог противостать Иисусу и с

ним . всему народу.  Между людьми существует такое единство, что сатане их не одолеть.  В

своих  последних  словах,  адресованных  церкви,  Христос  напоминает  верующим,  что  Он .

великий Победитель.  Он сказал, обращаясь к семи церквам: "Я победил и сел со Отцем Моим

на престоле Его".  Он . великий Победитель.  

  Настал  момент,  когда  все  битвы  остались  позади  и  пришло  время  Иисусу  и  Елеазару

делить  завоеванные  земли.   Воевать .  значит  сражаться  с  противоборствующими  силами,  и

особым стимулом могут послужить ожидаемые трофеи.  Кстати говоря, не все народы, жившие

на той земле, были уничтожены: остались филистимляне, сидоняне, иевусеи.  Так и получается

на деле: враги уничтожены не все, так что всем нам в своей жизни рано или поздно доведется

сразиться с кем-нибудь из них.  Некоторые считают, что нам следует стоять в сторонке, пока

кто-нибудь  не  сделает  за  нас  черную  работу.   Возможно,  это  верно,  если  вы  находитесь  у

Чермного моря, но  если вы у границ земли обетованной, вы должны натянуть свои доспехи и

броситься  в  бой.   Один  знакомый  рассказал  мне,  как  однажды  он  попал  в  евангелическую

общину,  где  долгое  время  трудился  миссионер-проповедник.   Взглянув  на  прихожан,  мой

приятель  воскликнул:  "Наш  брат  столько  раз  говорил  вам,  как  легко  обрести  спасение,  что  я

поведаю вам о том, как это непросто!".  И то и другое утверждение верно.  

  Господь  даровал  людям  спокойствие.   Невозможно  бесконечно  воевать.   Когда  мы

приходим  к  Господу, мы  не  готовимся  вести  сражения, мы ищем  успокоения, и Он  его  дает. 

  39

Ковчег  вел  народ  три  дня,  прежде  чем  нашел  достойное  место  для  привала.   Бог  тщательно

выбирает место отдыха, чтобы мы могли насладиться им в полной мере.  

 

ГЛАВЫ 13 и 14

 

  В  самом  начале  главы 13  Господь  обращается  к  Иисусу:  "Ты  состарился,  вошел  в  лета

преклонные, а земли брать в наследие остается еще очень много".  Должно быть, его влияние

как  духовного предводителя несколько ослабло среди народа Божия.  Но  случай  с Халевом  в

главе 14  говорит об обратном, и  это очень радует, так как порою, когда нам кажется, что мы

уже  не  обладаем  былой  апостольской  силой  и  способностью  вести  за  собой  людей,  мы

получаем  свидетельство  Духа,  верного  нам  до  конца,  как  Халеву.   Я  думаю,  что  в  Иисусе

Навине мы видим Дух Божий, который направлял апостолов  и сотни лет спустя, тот самый Дух

Христов, перед которым не могут устоять никакие преграды, если на то есть воля Божия.  Павел

и  Тимофей,  видимо,  обладали  именно  таким  Духом.   Павел  находился  в  темнице  и  был  уже

весьма преклонныхлет; он тоже был готов сложить с себя апостольское лидерство, но Тимофей

был его Халевом. 

  Далее  мы  читаем,  что  народ  служил  Господу,  пока  жив  был  Иисус  и  пока  живы  были

старейшины, которые его знали.  Из этого следует, что в общине сохранялась некая духовная

сила,  пребывавшая  на  апостолах.   Она  оставила  свой  отпечаток  на  тех,  кто  общался  с

апостолами,  но  со  временем  она  улетучилась  и  никогда  больше  не  вернулась.   Никогда  в

современной церкви мы не ощутим ту необыкновенную духовную силу и мощь, какою обладала

церковь  апостольских  времен,  хотя  мы  следуем  их  учению  и  наставлениям,  черпая  их  из

Священного Писания.  Любопытным остается тот момент, что у Халева эта сила не иссякала.

  Теперь, когда Иисус Навин состарился, Господь поднимает вопрос о разделении земель на

уделы.  Он начинает осуществление давно задуманного. Он перечисляет названия всех участков

и  территорий,  а  потом  заявляет:  "Всех  жителей. . .  Я  изгоню  от  лица  сынов  Израилевых;

раздели же ее [землю] в удел Израилю, как Я повелел тебе" (ст.13,6).  Таким образом, все, что

задумал Бог для народа Своего, начинает сбываться в тот момент, когда духовная власть среди

народа начала ослабевать.  Происходит это не случайно, а для того, чтобы, как Павел пишет во

Втором  послании  к  Тимофею,  привлечь  всеобщее  внимание  ко  Христу.   Даже  если  Павел

покинет этот мир, замыслу Божию все равно надлежит сбыться.  Это было сказано в поддержку

Тимофею.   Павел  представлял  собой  человека  энергичного  и  деятельного,  в  то  время  как

Тимофею  постоянно  требовалось  утешение  и  призывы  не  проливать  слез,  не  стыдиться,  не

заглушать в себе дары духовные.  Возможно, вера чуть теплилась в нем из-за всех треволнений

и  невзгод,  через  которые  ему  пришлось  пройти.   Павел  же  призывает  его  быть  сильным  и

мужественным во благодати Господа Иисуса Христа, чтобы исполнился замысел Божий.  

  В Притчах (16,33) сказано: "В полу бросается жребий, но все решение его . от Господа". 

Результат  по  жребию .решение  Божие,  это  правило  четко  действует  в  главе 13,  но  далее  в

главах 14 и 15 в дело вступают нравственные аспекты.  В Халеве и его дочери Ахсе мы видим

тот уровень нравственности, который необходим для осуществления замысла Божия.  

  Представьте себе, как два почтенных старца . Иисус Навин и Халев . вели свою беседу

перед  народом  Израилевым!   Обетование  наследия  нашло  подтверждение  в  Халеве,  а  Иисус

Навин был богоизбранным воином.  Мы видим, как Господь привлек к Себе Халева и сохранил

  40

в нем эту привязанность до конца его дней.  Иисус был источником духовной силы, он обладал

даром вести за собою святых.  Халев же не имел подобных способностей, он просто следовал за

своим  Богом, .  и  этому мы  должны  у  него  поучиться.  К  сожалению, мы  не  всегда  бываем

опорой друг другу в тяжелые времена.  Гораздо легче просто обозначить проблему и поплакать

по этому поводу, вселив и в окружающих нас людей разочарование и неверие в лучший исход. 

Это  очень  мешает  нам  идти  дорогою  истины.   Халев  же  говорит:    в  точности  следовал

Господу, Богу моему".  

  Господь был ему путеводной звездой, и он шел за ним без оглядки.  Он не слушал лживые

донесения  соглядатаев,  он  знал,  что  "эта  земля  весьма хороша", и  тем самым Халев  закрепил

свое право на нее.  Другие доносили Иисусу то, что видели их глаза, а Халев . то, что было у

него на сердце. На Халеве пребывал свет Господень.  Как это прекрасно!  Если есть в нас искра

Божия, наши дела устоят.  О сатане сказано: "Не устоял в истине"; должно быть, он был близок

к ней, но не устоял.  Мы тоже можем находиться рядом с истиной, но не иметь ее в душе.  Одно

дело прикоснуться к истине, другое . иметь ее в себе. Земля пришлась Халеву   по сердцу, и он

полюбил  ее  сразу,  как только  увидел.  Его  вел Господь, который и даровал эту  землю Своим

сынам,  чтобы  они  любили  ее,  а,  значит,  она,  действительно, "весьма  хороша".   Халев  не

обращает внимания на трудности и видит во всем только хорошее.  

   Думается, сыны Иуды получили право на распределение земли ранее сынов Иосифовых

именно благодаря Халеву, ибо он был старейшиной колена Иудина.  На самом деле первыми по

праву  первородства должны были  получить  свои  уделы  колена Ефремово и Манасиино.  Это

говорит  о  том,  что  один  человек  веры  может  дать  право  на  наследие  Божие    всему  своему

народу; его заслуги принадлежат всем.  

  Для меня чрезвычайно любопытен     тот факт, что первым городом, с которого началось

распределение  земель,  был  Хеврон.   Это  дает  нам  уверенность  в  том,  что  мы  непременно

получим  обещанное.  Ведь  "Хеврон"  в  переводе  означает  "сообщество".  Это  предполагает

общение в кругу семьи или друзей . что дает нам Господь,    также   общение в том смысле,

какое вкладывал в это слово Иоанн. Прежнее название города  "Кириаф-Арбы" означает "город

Арбы", который был между сынами Енака  человек великий  (ст. 15).  Этот человек великий и

стоял на пути общения верующих.  Название Хеврона связано с замыслом Божиим соединить

Его  народ  в  общении,  а  сатана  вознамерился  воспрепятствовать  этому  всеми  силами,  внося

раздоры в круг и родственников и друзей среди людей Божьих.  

  В  трех  сынах Енаковых  (см.  глава 15, 14) мы  видим  воплощение  дьявольских  козней  и

раздоров,  а  потому  мы  должны  вооружиться  духовной  силою,  чтобы  избавиться  от  всего

плотского.  Если мы изгоним человека плоти, мы можем быть уверены, что с ним уйдут и дети

Енаковы.   Даже  имена  их  говорят  сами  за  себя:  Шешай  означает  "свободный",  что

символизирует  свободу  мысли;  Ахиман  значит  "брат  человека",  что  символизирует  братство

людей,  основанное  на  свободе  мысли;  Фалмай  переводится  "дерзкий", "пылкий",  что

контрастирует  с  духом  смирения,  присущим  людям  Божьим.   Сатана  призывает  людей:  не

позволяйте  Библии  ограничивать  ваш  ум,  вашу  способность  рассуждать;  будьте  вольны  как

ветер, думайте о человеческом и станьте друг другу братьями.  Такие разговоры ведутся сейчас

повсюду,  но  все  они .  от  человека  и  отмечены  духом  неповиновения  Богу.   Люди  дерзко

заявляют  о  своих  правах  и  пылко  отстаивают  их,  похваляясь  неограниченной  свободой  и

собственной  безнаказанностью.   Таковы  сыны  Енаковы,  и  их  надо  немедленно  изгонять  из

  41

своей  среды,  из  своих  сердец,  если  вы  желаете,  чтобы  Кириаф-Арбы  превратился-таки  в

Хеврон.  

  Подобно тому, как Иисус благословляет Халева (глава 13), Павел благословляет Тимофея. 

Апостол как бы посвящает своего ученика во владение наследием. 

  За годы, проведенные бок о бок с Халевом, Иисус Навин хорошо изучил его и знал, чего

достоин этот человек: он никогда не искал легких путей, не боялся трудностей, и при разделе

земель он попросил себе самый опасный из возможных участков.  Задумаемся на минуту о себе

.  пугают ли нас с вами трудности?  

  Мне  кажется,  мы  смотрим  на  наследие  немного  со  стороны:  для  нас  оно  лишь  список

имен и названий в Числах (гл. 34), не мы вступаем во владение.  Этот вопрос решает жребий, и

каждое колено получает свой удел. Жребий символизирует значительность и непререкаемость

замысла  Божия  в  Иисусе  Христе.   Фраза  "Во  Христе  Иисусе" .  визитная  карточка Второго

послания  к  Тимофею.  Она  употребляется  там  по  разныи  поводам,  но  главное .  когда  речь

идет  о  владычестве  Бога  над Помазанником  Его,  Воскресшим  и  Прославленным,  в  Котором

сбылось  обетование,  данное  людям.   Каждому  колену  досталось  по  уделу,  и  основное

испытание  для  каждого .  это  вступить  во  владение.   Мы  мыслим  слишком  абстрактно:

замысел  Божий  воплощен  был  в  Иисусе  Христе,  каждый  святой  получает  часть  общего

наследия, но мы редко относим это лично к себе.  Какова наша доля от общего благословения? 

Осознаём ли мы, что имеем сами, что имеют другие?  Все мы пребываем вместе друг с другом в

одной большой компании. Хеврон . лишь один из многочисленных городов в уделе Иудином. 

Этому  непременно  должна  найтись  духовная  параллель.   О  чем  говорит  нам  этот  факт? 

Видимо,  о  том,  что  в  наследие  мы  вступаем  коллективно,  все  вместе.   Божественный  свет

нисходит на нас и не покидает на всем протяжении пути, который открывается перед нами во

Втором  послании  Тимофею.   Это  единственная  дорога,  способная  привести  нас  в  собрание

святых; если мы свернем с нее, это будет означать отказ от всего, что есть от Бога.  

  В главе 15 говорится, что наследие досталось коленам Израилевым "по племенам их", то

есть  по  их  семейным  кланам.   Духовное  спасение  зависит  от  того,  какое  участие  мы  будем

принимать  в  жизни  нашей  семьи  Божьей, .  и  не  только  в  местных  масштабах,  в  рамках

поместной  церкви,  но  и  на  более  высоком  уровне  всего  "племени".   В  Песнях  Восхождения

читаем  о  том,  как  племена  Израильские  восходят  к  Иерусалиму.  Иерусалим  символизирует

великое единство всего народа Божия, и так же едины должны быть люди в Духе.  Когда мы

собираемся  в  своей  церкви  на  хлебопреломление,  мы  говорим  о  насущных  проблемах  своей

общины,  но  причастившись,  мы  восходим  на  более  высокую  ступень:  Господь  вводит  нас  в

Иерусалим.   Мы  попадаем  в  область  духовного,  туда,  где  не  властвует  время  и  где  все

сливаются в едином порыве. Я подчеркиваю этот момент, потому что под всем, что происходит

в  церковной  общине,  есть  духовное  основание,  и  мы,  как  прихожане,  должны  не  просто

подчиняться тому, что происходит, но и понимать причины происходящего.  

  Когда мы касаемся духовного, мы поднимаемся над земным.  Братья и сестры собираются

вместе как братья и сестры, но это внешнее.  В духовном мире нет ни братьев, ни сестер, мы все

на равных и наследие наше вне времени.  Поэтому то, какой удел мы получим, зависит не от

того,  каковы мы  внешне,  а  от  того,  каковы мы  в  духовном  плане.   Когда мы  начинаем  свое

восхождение к Иерусалиму, мы приближаемся к Отцу, оставляя позади все личное, внешнее и

вступаем в сообщество всех святых вне времени и пространства.  

  42

  Но  присутствие  Божие  среди  народа  Его  зависит  не  только  от  нашей  веры.  Христос

сказал:    умолю Отца",  а потом:  "Не оставлю  вас сиротами; приду к вам". Главное  условие:

"Если  любите  Меня". Он  приходит  не  просто  к  верующим,  но  к любящим.  Вечеря  Господня

имеет множество граней, но одна из них . это публичное свидетельство.  Мы .   сообщество

единомышленников,  которые  собираются  вместе, чтобы  преломить  хлеб и испить чашу.  Это

обряд,  который  установил  Господь  Бог  в  память  о  смерти  Сына  Своего  возлюбленного,  это

свидетельство  о  неправедно  убиенном.   Если  мы  понимаем  земное  значение  причастия,  это

откроет нам двери в духовный мир вне времени и пространства, где мы сможем воскликнуть:

"Пред нами . вечность!".  

 

ГЛАВА 15  

 

  Все эти подробности, без сомнения, очень важны, ибо  они дают нам представление о том,

каким  образом  распределялись  уделы  и  как  с  ними  следует  обращаться.  В  главе 14 мы  уже

рассмотрели  пример  Халева:  то  был  не  просто  человек  веры, .  его  переполняла  любовь,  с

которой  он  безоглядно  следовал  за  Господом.  Сердце  Халева  было  исполнено  Господом,

поэтому  и  земля,  которую  он  получил  в  удел,  была,  на  его  взгляд, "весьма  хороша".   Халев

ощущал себя чадом Божьим и говорил: "Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю

сию"; он смотрел на все глазами Бога.  Я думаю, только любовь может даровать нам милость

Божию и Его благословение. Именно любовь помогает нам постичь замысел Божий и дает нам

радость  обретения  наследия.   Халев  в  точности  следовал  Господу,  куда  бы  Тот  ни  вел  его.

Тимофей  в  Новом  Завете  тоже  в  точности  следовал  Павлу,  который  направлял  его  по  пути

Божьей  милости.   Это  человек,  способный  войти  во  владение  наследием  и  низвергнуть

"человека  великого",  как  это  сделал  Халев.  "Имя  Хеврону  прежде  было  Кириаф-Арбы,  как

назывался между сынами Енака один человек великий"(ст.14,15).  Изгнать великого человека .

великое дело.  Халев изгнал и его самого, и трех его сыновей, и город великого человека с тех

пор  стал  городом  Хевроном,  компанией,  сообществом  сынов  Божиих,  которые  могли

наслаждаться  общением  друг  с  другом.   Хотя  мы  читали  о  многочисленных  победах  над

разными  городами  и  до  этого,  однако  Хеврон .  это  первый  город,  в  непосредственное

владение которым вошел народ Израилев.  Здесь есть также признаки того общения, о котором

говорит Иоанн.  А  подобное общение  невозможно,  пока рядом  находится  "человек великий". 

Нам необходимо избавиться не только от него самого, но и от тех мыслей и взглядов, которые

он  насаждает  вокруг  себя.   Хеврон  становится  городом-пристанищем,  городом  священников,

уделом сынов Аароновых.  

  Дочь Халева Ахса появляется в книге в связи со взятием Кириаф-Сефера, что в переводе

означает  "Город  Книги".   Следующий  город,  за  который  предстояло  сразиться,  был

вместилищем человеческих знаний, хранящихся в книгах. Какие же книги писали в Ханаане? 

Они могли быть весьма мудрыми и занимательными, но вряд ли среди них нашлась хоть одна,

которая прославляла бы Господа или оказалась бы полезной Его народу.  Нам не нужны книги, 

хранящиеся  в  Кириаф-Сефере.   Христианство  тоже  грешит  чем-то  подобным:  нередко  мы

прославляем и  популяризируем  иного Христа.  Например, многие  архитектурные сооружения

христианской  эпохи  весьма  величественны  и  прекрасны,  люди  во  всем  мире  любуются  и

  43

восхищаются  ими,  но  за  этой  красотой  и  величием  теряется  суть,  теряется  Сам  Христос, Он

становится ненужным придатком к зданию.  Камень, отвергнутый строителями.  

  Интересно,  что  Гофониил  появляется  как  человек,  способный  взять  этот  город.   Это

является  как  бы  продолжением  слов,  обращенных  Павлом  к  Тимофею.   Апостол  говорит  о

преемственности: он делится с Тимофеем своими знаниями и завещает ему передать их далее

людям веры.  Мы видим, как право на битву переходит от одного человеку к другому; сейчас

оно  перешло  к  Гофониилу.   Человек,  который  силой  духа  способен  избавиться  от  влияния

мирской  литературы,  достоин  руки  дочери  Халева.   Ахса  символизирует  собой  не  столько

источник сил, приносящих победу, сколько состояние души, при котором требуются источники

вод.  Если любовь ваша необычайно сильна, то душа ваша пребудет в покое.  

  Мирская  литература  несет  в  себе  зло.   Книги,  высоко  ценимые  в  мире,  и,  казалось  бы,

весьма  поучительные,  на  деле  насквозь  пропитаны  неверием.   Возьмите  любую  книгу,  даже

простую энциклопедию, и вы обязательно обнаружите в ней элементы неверия и неуважения к

богодухновенному  Писанию.   На  страницах  мирских  произведений  разворачиваются  яркие

сцены  торжества  злобных  сил,  с  каждым днем  все  более живописные и  красочные.  Там нам

никогда не найти источников вод.  Они возникают только когда Кириаф-Сефер уже повержен. 

В Деяниях 19 мы читаем о том, как было сожжено чародейских книг на пятьдесят тысяч драхм. 

Когда я пришел к Господу, я тоже устроил такой костер и не жалею об этом до сих пор.  Лучше

уничтожить подобную литературу, чем отнести ее букинисту, чтобы она продолжала отравлять

сознание других людей.  

  Если  вы  будете  читать  книги,  в  которых  описывается  земля  обетованная,  поверьте,  вы

найдете  их  не  менее  интересными.   Без  книг  мы  не  останемся,  но  пусть  это  будут  книги,

написанные  руками  князей  Израилевых,  а  не  ханаанскими  авторами.   И  тогда  мы  обретем

источники вод.  

  Любопытно, что Город Книги превращается в город божественного гласа, ибо "Давир" в

переводе  означает  "Глаголющий".   Теперь  перед  нами  нечто    неизмеримо  более  ценное,  чем

измышления  человеческого  ума:  перед  нами  глас  Божий,  направляющий  людей  на  пути

Господни.  Какая славная перемена!  Когда мы осознаем весь смысл происшедшего, мы начнем

понимать свойства  этих полуденных  земель, мы начнем понимать необходимость источников

вод. Господь по милости своей даровал нам лучшее: землю полуденную.  Он "благословил нас

во Христе всяким духовным благословением в небесах".  Это большая награда, но она малого

стоит  без  источников  вод.  (естественно,  что  при  теплой  и  солнечной  погоде  земля  быстрее

сохнет, ей  требуется больше  влаги). «И дал он ей источники  верхние и   источники   нижние»

(Нав 15,19).  Ахса это понимала.  Для нас всех она служит примером: мы не должны почивать

на сознании того, что на нас пала милость Божия, мы должны подогревать в себе постоянное

желание источников вод.  

  Верхние  источники  символизируют  наши  отношения  с  Богом  Отцом  и  Сыном  Его

Иисусом Христом   а нижние источники . радость и поддержку, которые мы имеем в наших

братьях.  В Послании к Ефесянам мы находим великолепное описание Бога Отца, в Послании к

Колоссянам .  описание  Сына.   Та  энергия,  та  духовная  сила,  которая  переполняет  души

святых,  черпается  из  верхних  источников.   Из  нижних  же  мы  получаем  утешение  и

человеческое  тепло.   Иоанн  в  своих  посланиях  говорит  об  Отце  и  Сыне,  но  не  забывает  и  о

  44

братьях.  Сии источники несут верующему живительную прохладу. Человек может прекрасно

разбираться в христианской доктрине, но умирать от жажды вдали от воды.  

  Ахса обратилась к своему отцу Халеву, как мы обращаемся к Богу.  Только помолившись,

мы  можем  получить  источники  вод.   Знание  догматов  не  принесет  нам  спасительной  влаги. 

Иметь Дух Божий и источники вод . не одно и то же.  На каждом святом почиет Дух, но не

каждый знает о потоках воды, доступных нам в Духе Божием.  Мы сами должны протянуть к

ним  руку, .  к  верхним,  чтобы  коснуться  божественного,  и  к  нижним,  чтобы  соединиться  с

братьями.  В полной мере насладиться обретенным наследием можно только имея источники

вод.  

 

 

 

 

Hosted by uCozght -->