С.А.Коутс

Комментарии к Книге Иисуса Навина

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 ГЛАВА 6

 

  Как  это  важно,  что  стены  Иерихона  могут  на  самом  разрушиться  перед  нами!  Это

чрезвычайно  важно,  иметь  способность  духовного  распознавания.  Если  мы  неверно  оценим

оборонительные укрепления Иерихона, они будут подавлять нас; нам следует видеть истинное

положение дел.

  Иерихон  стоит  на  божественной  территории;  он  представлял  собой  власть  врага  в

духовной  сфере.  Египет  представляет  собой  мировую  систему,  обладающую  своими

собственными  ресурсами,  своей  мудростью  и  способностью  управлять  своими  собственными

делами. Он владеет неограниченными ресурсами. Мы читаем о мудрости египтян, людей весьма

расчетливых в ведении своих дел, как говорит Господь: "Ибо сыны века сего догадливее сынов

света". Мудрость и богатство, относящиеся к делам человеческим - это одно; но установление

власти на так называемой божественной территории, это - другое. Власти земли Ханаанской -

это  власти,  владеющие  божественной  территорией,  которая  принадлежит  Богу,  и

удерживающие  ее  в  неподчинении  Богу.  Стены  Иерихона -  это    укрепления,  защищающие

систему, удерживающую народ в неподчинении Богу. 

  В  данном  случае  Бог  намеревается  сокрушить  их  верой;  они  будут  сокрушены

пришествием  Христа.  И  если  они  не  рухнут  раньше,  то  это  непременно  произойдет  с  Его

появлением, но Божий замысел состоит в том, что она должна быть сокрушена верой. "Верою

пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении," Евр 11,30. Это вопрос веры; и ответом

на эту главу  должен быть полный триумф веры, который должен произойти в наших душах в

настоящий  момент.  Весь  секрет  силы  находится  в  людях,  имеющих  непосредственное

отношение  к  ковчегу  и  идущих  рядом  с  ним.  Вся  сила  была  силой  ковчега,  что  же  касается

людей, то они не нанесли ни одного удара. В этой главе священники более важны, чем воины.

Но  самым  важным  был  ковчег;  ни  священники,  ни  воины  не  смогли  бы  ничего  сделать  без

ковчега. Вот так они провели эту удивительную неделю духовных упражнений.

  В  Деяниях  апостолов  мы  видим,  как  всякая  существующая  власть  сокрушается,  и  как

всякая  сила,  поддерживающая  систему  Иерихона,  сотрясается.  Петр,  Иоанн,  Иаков,  Стефан,

Филипп и  Павел были людьми веры, и они были  священниками. Они  также были  хорошими

  21

воинами, но чтобы обрушивать стены недостаточно только воинов; нужны священники, и все

эти  люди  были  священниками.  Священник -  посвященный  человек,  человек,  полностью

принадлежащий Богу; на нем святое помазание. Мысль о святости звучит в конце предыдущей

главы:  если Господь пришел  как вождь  воинства Господня, -  то, что должно характеризовать

народ,  считающийся  ведомым  Духом  Христа,  так  это  святость.  У  него  должна  полностью

отсутствовать склонность к нейтралитету; у Иисуса Навина нет и мысли о нейтралитете. "Наш

ли ты, или из неприятелей наших?" - здесь нет позиции нейтралитета. Затем он снимает обувь

свою,  потому  что  место  это  свято.  Здесь  с  одной  стороны -  бескомпромиссное  решение,  с

другой -  сильная  личная  святость.  Человек  в подобном  состоянии духовности  обретает право

услышать  голос  Ягве. Мы  не  можем  услышать  голос  Господа,  просто  читая  Библию; многие

думают,  что  они  могут  постичь  Божий  разум  и  получить  указания,  читая  Библию,  но  это

возможно  только  через посредство Духа. Конечно, Священное Писание - великий помощник,

но  я  настаиваю  на  том,  что  человек  может  читать  Библию,  и  ни  разу  не  получить  ни  луча

духовного света. Многие необращенные проводят свою жизнь за чтением и изучением Библии.

Многие  из  этих  необращенных  докторов  богословия  знают  о  Библии  больше,  чем  мы;  они

знают каждый стих Священного Писания и изучали его в оригинале, но у них нет света; они как

бы  в  темноте  глубокой  ночи.  Должно  присутствовать  определенное  духовное  состояние.

Господь постоянно говорит: "Кто имеет уши слышать, да слышит," - у слушателя должно быть

определенное  состояние;  и  в  этом  состоянии  был  Иисус  Навин.  Дух  Божий  говорит  через

Иоанна:  "Имеющий  ухо  да  слышит,  что  Дух  говорит  церквам".  Если  я  думаю,  что  могу

услышать  то,  что  говорит  Дух,  безотносительно  моего  духовного  состояния,  я  обманываю

самого  себя.  Прежде  я  должен  быть  имеющим  ухо;  это  есть  дух  послушания.  Чтение

Священного  Писания  не  принесет  мне  пользы  без  духа  послушания  в  душе.  Ухо -  это

наиважнейшая часть человеческого тела. Человек думает о своих руках, ногах и мозгах, но Бог

восхищается нашими ушами. Господь пришел в этот мир со словами: "Ты открыл мне уши," Пс

40, 7.  Основа  духовности -  это  дух  послушания.  Нам  необходимо  много  заботиться  об  этом

состоянии;  это,  в  значительной  степени,  тема  пятой  главы  Книги Иисуса  Навина. Мы  видим

обучение армии в пятой главе, а в шестой главе армию на поле боя. Существуют определенные

духовные  качества,  которые  должен  приобрести  народ  Божий,  прежде  чем  приступить  к

действиям.

  Мы  понимаем,  что  значит  падение  стен  Иерихона,  когда  размышляем  над  тем,  что

происходило в душе Павла. В душе Павла были разрушены стены Иерихона. Семь священников

идут  с  трубами,  они  шествуют  перед  ковчегом,  и  они  издают  определенный  звук,  громкий,

чистый,  проникновенный.  Говоря  привычным  языком,  каждая  нота  издаваемая  этими  семью

трубами  говорила  славе  и  силе  ковчега.  Они  шли  перед  ковчегом  и  трубили  о  славе  и  силе

ковчега,  чтобы  слышали  все  израильтяне. Я  не  думаю,  чтобы  эти  звуки  предназначались  для

жителей Иерихона. В главе два таких упоминания, и в обоих случаях говорится о том, что это

для  того,  чтобы  слышал  народ  Божий.  Это  вопрос  битвы - "И  если  труба  будет  издавать

неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?", 1 Кор 14, 8. Звук труб предназначен

для военных целей.

  Здесь  все  дело  заключается  в  том,  что  оборонительная  система   Иерихона должна  быть

правильно оценена. Необходимо обойти ее по всему периметру, и продолжать проделывать это

в течение семи дней, семь раз в день. Им было необходимо оценить крепость всех валов, башен

  22

и  ворот по  всему  периметру;  каждая  часть  города была принята во  внимание, но  сделано  это

было вместе с ковчегом; вместе с ковчегом они обошли вокруг всего города. Я считаю, что Бог

хочет,  чтобы  мы    обошли  Иерихон  вокруг  и  оценили  всю  мощь  его  оборонительных

укреплений; Он хочет, чтобы мы оценили ее в полном объеме, но сделали это с точки зрения

пребывания вместе с ковчегом, в компании с Личностью, перед Которой все это рассыплется в

прах.

   Как  написано  в  десятой  главе  Чисел:  "Сыны  Аароновы,  священники,  должны  трубить

трубами";  это  дело  священников.  Они  посвященные  люди,  у  них  особые  одеяния,  на  них -

помазание. Мы  часто  удовлетворены  тем,  что  наполняет  нас; мы  осознаем,  что  имеем  в  себе

Духа, но тот факт, что мы имеем Духа, не дает нам права на служение. Право на служение дает

помазание;  это  то,  что  изливается  на  вас.  Если  вы  посмотрите  на  священника  в  день  его

посвящения, вы увидите на нем елей. И он на самом деле стекал по его одеяниям; каждый мог

видеть,  что  он  человек,  помазанный  елеем. Помазание -  это  внешний  знак;  это  то,  что люди

могут  увидеть  своими  глазами. Они  не  могут  увидеть Духа  в моем  сердце, но они  могут  Его

увидеть  в помазании, -  как  я  двигаюсь, говорю,  как  я  служу  в  святой  силе,  в  которой  нет ни

малейшей  примеси  меня  самого.  Могут  ли  люди  видеть  наше  служение  в  таком  аспекте?

Господь  мог  сказать  в  четвертой  главе  Евангелия  от  Луки:  "Дух  Господень  на  Мне;  ибо  Он

помазал Меня." Если мы читаем Евангелие от Луки и смотрим на внешность Господа, мы будем

видеть  благодать  Его  жестов  и  Его  слов;  но  даже  те,  кто  не  знал  Его,  удивились  Его

благодатным словам. Почему? Потому что Он был в силе помазания. "Как Бог Духом Святым и

силою  помазал  Иисуса  из  Назарета,  и  Он  ходил,  благотворя  и  исцеляя  всех,  обладаемых

дьяволом;  потому  что  Бог  был  с Ним,"  Деян 10, 38.  Это  была  благодать  помазания.  Обычно

священник -  посвященный  и  помазанный  человек,  и  то,  что  вы  увидите  снаружи,  есть

свидетельство  того,  что  существует  сила  и  благодать,  исходящая  не  от  человека.  Само  лицо

Стефана  светилось  небесным  светом,  то  есть  светом  помазания.  В  конце  Евангелия  от  Луки

Господь, обращаясь к ученикам говорит:  "Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не

облечетесь  силою  свыше."  Он  не  сказал,  чтобы  они  оставались  до  тех  пор,  пока  Он  пошлет

Духа  в  их  сердца -  так  как  это  внутреннее  событие -  но  Он  говорит:  "доколе  не  облечетесь

силою свыше" - это внешнее событие. Внутреннее - важно, но одно внутреннее не даст права на

служение.

  Все происходящее в этой главе cопровождается громким шумом: Господь поставил перед

войском семерых священников с семью трубами. Бог обязал Свой народ обходить  город   до

тех  пор,  пока  в  людях  не  укрепится  их  вера.   Ему  потребовалось  семь  дней,  чтобы  сыны

Израилевы наконец уверовали в то, что собирался совершить Господь.  Он не стал разрушать

город  Своими  собственными  силами    (что  мог  сделать  в  первый  же  день  с  первым  звуком

трубы) .  не  это  было  Его  целью.   Он  предпочел  дождаться,  пока  в  людях  созреет  вера 

настолько крепкая, что перед ней не устоят стены.   .  "Верою пали стены Иерихонские".  Не

силою Божиею, не силою ковчега завета, но верою. Бог всегда радуется, когда в человеке есть

вера, ибо вера провозглашает: "Господу Богу слава!".  

  Иерихон  был  горделивый  город;  и  все  мы  время  от  времени  испытываем  на  себе  его

надменный  нрав.   Иерихон  подобен  человеку,  борющемуся  с  духовными  вопросами. 

Прекрасно,  если  Дух  Божий  сумеет  пробиться  к  нашей  душе  с  помощью  людей  духовных,

семерых  священников  или  силами  и  славой  ковчега  Господня.   В  сопровождении  этих

  23

священников мы сможем обходить наш Иерихон каждый день, а на седьмой день . семь раз,

чтобы тщательно исследовать наше самонадеянное сердце в свете силы и власти ковчега завета;

и тогда стены обязательно падут.  

  Ковчег  силою  Христовой  старается  освободить  человека  от  измышлений  его  порочного

ума, касающихся в том числе и духовных проблем.  Все это связано с плотскими страстями .

тем,  что  заставляет  человека  потакать  своим желаниям  и  превозноситься  над  окружающими. 

Такими  были  Сигон  и  Ог,  и  одержать  над  ними  победу  мы  должны  на  восточном  берегу

Иордана.  В  Деяниях  много  говорится  о  том,  какие  мощные  бастионы  самонадеянности  и

гордыни  пали,  что  напрямую  перекликается  с  Книгой  Иисуса  Навина:  священники,  трубы,

марши  вокруг  города,  и  тут  же    ощутимый  эффект .  сила  давления  безнравственности  на

человека ослабела и пала.  Однако прошло не так много времени, как Иерихон начал восставать

из руин, а для Бога в нем не оставалось места.  Человек, отстроивший сей город заново сотни

лет спустя, не оставил там места для Бога.  А потому на первенце он положил основание его  .

и    потерял своего первенца, на младшем поставил врата его . и   потерял своего младшего. 

Он и себе не оставил места перед Богом, отстроив Иерихон.  И такая участь постигнет каждого,

ибо проклято место сие и бесплодно для Бога.  

  Мы видим, как сегодня прославляют разум человека.  На одном из самых примечательных

зданий  в  Англии  сделана  следующая  надпись:  "На  земле  нет  ничего  превыше  человека",  а  с

другой стороны этого же здания еще надпись: "В человеке превыше всего . разум".  Вот они,

стены Иерихонские.  Пали ли они в наших глазах?  Развенчан ли для нас человек и его великий

разум?    Ничто  нам  не  дорого,  ничто  не  славно,  ничто  не  всесильно,  кроме  ковчега  завета

Господня,  кроме  Христа.   Перед  Христом  все,  что  исходит  от  человека,  презренно  и

недостойно; все это осуждено крестом; все это . падшие стены Иерихона.  Производят ли на

нас  впечатление  умственные  способности  того  или  иного  человека,  его  глубокие  познания,

особенно в Писании?  Все это должно пасть, ибо ничто не имеет значения, кроме Христа.  

  Важно помнить,  что  в Иерихоне  все-таки было  кое-что, принадлежащее Богу.  Серебро,

золото,  медь,  железо  принадлежали  Богу,  но  Иерихон  поглотил  их,  так  что  их  пришлось

возвращать на место,  в  сокровищницу дома Господня.  Всякие верные идеи и представления,

которые имеет человек, . от Бога.  Представления о морали и о духовности, где бы мы с ней

ни  сталкивались, . от Бога.  Когда мы слышим хорошую проповедь о нравственности, а тем

более  о  духовных  устремлениях, .  все  это  принадлежит  Богу.  Господь  решил  извлечь  из

Иерихона  все,  что  обладает  какой-либо  божественной  ценностью.   Господь  собирался

уничтожить  этот город, но Он не  забыл,  что  там скрыты серебро, золото и медь, которые Он

освободит и положит в сокровищницу дома Своего.  Блаженны мы, ибо знаем, что все то, что,

согласно христианскому учению, имеет отношение к плотскому человеку, будет спасено силой

Божией  и  соединено  со  Христом.   Когда  стены  разрушены,  а  все,  что  за  ними,  подлежит

уничтожению,   Богово возвращается в сокровищницу Господа.  

  Раав .  прекрасный  пример  того,  что  человек  способен  одержать  нравственную  победу

под  водительством  Божиим.   Господь  взял  в  мятежном  городе  то,  что  Ему  причитается;  Он  

отделил  эту  женщину  и  всех  ее  родственников  от  остальных  жителей,  которым  предстояло

погибнуть; Он      дал  ей  дверь,  говорящую  о  ее  вере,  и  окно,  говорящее  о  ее  делах.   Великая

победа, которую сила Божия одержала в Ханаане, была не над семью народами, но над сердцем

Раав, . поэтому о ней заходит речь в самых первых строках Книги Навина.  Господь помещает

  24

имя  этой  язычницы  непристойного  поведения  в  основу  генеалогии  Христа  и  делает  ее

достойнейшей  матерью .  основательницей  Израиля.   Это  свидетельствует  о  всепрощающем

милосердии  Божьем.   В  Раав  мы  видим  силу  и  величие  победы  Господней:  не  только  эта

женщина получает от Него благословение, но и все до одного ее родственники благословенны.

И  Господь  укрепляет  это  семейство  в  самом,  казалось  бы,  уязвимом  месте  Иерихона:  в

городской  стене.   В  сердце  оплота  вражеских  сил  Господь  помещает  человека,

свидетельствующего о Его  замыслах и поступках.  Стены Иерихона должны пасть, хотя пока

еще  держатся,  и,  когда  это  произойдет,  Господь  выведет  это  семейство  веры  целым  и

невредимым из гибнущего города.  

 

 

ГЛАВА 7  

 

  Итак,  мы  остановились  на  непреодолимой  силе  ковчега  завета.   Перед  ним  не  могли

устоять ни Иордан, ни стены Иерихона.  Вскоре противник догадался, что единственным путем

к  спасению  является  хитрость:  надо  внедриться  в  ряды иудеев,  внести смуту,  отлучить их  от

ковчега и  так лишить народ Божий небесной поддержки.  Подобные действия лукавого врага

мы  наблюдаем  в  Ефесе,  где  постепенно  взоры  верующих  отвратились  от  Господа  настолько,

что Он горько заметил ангелу Ефесской церкви: "Ты оставил первую любовь свою" (Откр 2, 4). 

А там, где нет любви, гаснет свет Божий, и потому Господь убирает потухший светильник.  Так

же Ахан забыл о ковчеге завета и преступил закон, взяв из принадлежавшего Господу.  

  Мы уже  говорили  о  семи  днях,  в  течение  которых иудеи  обходили   Иерихон  под  звуки

труб  и  носили  впереди  себя  ковчег.   Это  время  стало  особенным  для  народа Божия . люди

должны  были  многому  научиться,  и  в  первую  очередь  тому,  что  сильные  мира  сего  сильны

лишь до тех пор, пока их не сравнили с могуществом ковчега-Христа.  К концу недели сыны

Израилевы  настолько  прониклись  этой  идеей,  что  начали  "громко  восклицать".   Это  можно

сравнить с сессией в конце семестра: надо помнить, что когда мы учимся духовному, Бог всегда

устраивает нам экзамен.  В данном случае студенты занимались семь дней и чему-то научились,

но  ведь  нередко  бывает:  кто-то  относится  к  учебе  спустя  рукава,  потом  подучит  немного .

лишь бы сдать, и вскоре все успешно забывает, потому что знания не осели у него в голове и

сердце.  Ахан наверняка восклицал вместе со всеми, но при этом не понимал, к чему весь этот

крик.   В  лучшем  случае  он  вторил  звуку  труб,  в  которые  прилежно  дули  священники.   Те

славили  ковчег  и  его  силу,  и  Ахан  вторил  им,  но  восхвалять  военную  мощь  и  радоваться

предстоящей победе . одно, а нести эту мощь и победу в своем собственном сердце . совсем

другое.   Наступает  день,  когда  надо  показать,  что же  осталось  в самой  глубине  человеческой

души.  Силой Своей святости Христос-Первосвященник поверг богомерзкий Иерихон к ногам

народа Божия, и  воины  встретили падение  врага восторженными криками, но  это были лишь

внешние  действия.   Тогда  противник  изменил  тактику  и  проник  в  скрытые  от  людских  глаз

уголки  сердец,  где  хранились  любовь  и  преданность.   Грех  Ахана  открыл  всем  глаза:

оказывается, можно идти за ковчегом, но не принадлежать ковчегу духом и чувствами.  

  Анания и Сапфира (Деян 5) . новозаветные аханы.  Как нерадивые студенты заваливают

экзамен, так и они не выдержали первого же испытания и попали в сеть, расставленную хитрым

врагом.  Им хотелось обрядиться в платье "самых верных учеников Христа" и снискать особое

  25

уважение  в  народе  Божием,  однако  на  самом  деле  в  сердцах  их  не  было  и  малой  толики

верности, а потому этот наряд оказался "вавилонскими одеждами".  Человек, ведомый ковчегом

в  мыслях  и  чувствах,  ставит  Христа  (ковчег)  на  высшую  ступень  пьедестала,  а  потому

находится в гармонии с Духом Христовым.  Иисус Навин сказал, что все серебро и золото будут

святынею Господу и войдут  в  сокровищницу при храме.  Всякий, чей разум повинуется Духу

Христову,  принял  это  распоряжение  как  само  собой  разумеющееся;  Ахан  же  взял  часть

драгоценной добычи себе . украл у Господа Бога, тем предав Его.  

  Ахан не понял смысл двенадцати камней со дна Иордана, иначе никогда не позарился бы

на  привлекательные  вавилонские  одежды,  не  помыслил  бы  себя  достойным  божественного. 

Серебро  и  золото  суть  символы  величайшей  ценности  Господа  Бога,  хотя  богатый  Иерихон

накопил немало предметов роскоши.  И по сей день Иерихон царит над умами многих людей,

побуждая их тащить в свои углы все, что на деле принадлежит Богу.  Они даже христианство

умудрились поставить на службу низменным целям, заставляя его освещать гнусный град.  Нет

большего  преступления,  чем  поставить  Божие  на  службу  Иерихону.   На  высшую  ступень

пьедестала  взошел  плотский  человек  с  сердцем  Ахана.   Новые  крепостные  стены  Иерихона

высятся  в  сердцах  израильтян,  и  разрушить  их  труднее,  чем  те,  каменные.   Истина  Божия

извращается  настолько,  что  мы  начинаем  славить  самих  себя  и  перестаем  следить  за

неприкосновенностью  сокровищницы  храма  Господня.  Все  богатство  принадлежит  Христу  и

только Ему, а верующие обладают им лишь постольку, поскольку они . тело Христово.

  Богатство,  о  котором  идет  речь,  есть  тайна  Бога,  ибо  в  Нем  "сокрыты  все  сокровища

премудрости и ведения" (Кол 2, 3).  Серебро, и золото, и любой другой предмет, наделенный

ценностью  и  достоинством,  принадлежат  Богу  и  должны  быть  в  Его  сокровищнице,  а  люди

крадут их и надеются так прославить самих себя.  У христиан такое поведение проявляется в

приписывании  простому  человеку  божественных  качеств  и  права  на  истину,  а  проклятие,

лежащее  на  каждом  из  детей  Адама,  как  бы  не  замечается.   Нам  следует  быть  очень

осторожными  и  не  отождествлять  человека,  пусть  даже  одного  из  важных  членов  церкви,  с

самим Христом.  Именно на этой почве возникает сектантство.  

  Здесь главное . понять, что мы все связаны друг с другом, а потому все мы причастны ко

греху,  совершаемому  кем-то  одним  из  нас.   Сказано:  "Но  сыны  Израилевы  сделали

преступление и взяли из заклятого. . . и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля" (ст. 7,1).  

Далее в книге Иисус Навин говорит: "Не один ли Ахан, сын Зары, сделал преступление, взяв из

заклятого, а гнев был на все общество Израилево?  Не один он умер за свое беззаконие" (Нав.

22, 20).  Отсюда ясно видны особые узы, соединяющие израильтян, так что за проступок одного

отвечают  все.   Никто  из нас не может похвалиться независимостью.  Если даже кто-то один

предает Господа, весь народ виновен в глазах Божиих, пока он (народ) не осудит и не покарает

отступника.  

  Важно  помнить,  насколько  тесно  связаны  частные  поступки  одного  человека  с

положением дел в коллективе (например, в приходе).  Нам не удастся отсидеться в своем углу, 

не  получится  скрыть  свои  грехи.   Будь  то  тайная  мысль,  греховное  желание,  стремление  к

мирским  ценностям . в  глазах Божиих  тень падает на  все собрание  верующих.  И рано или

поздно собрание об этом узнает, ибо Бог постановил судить неверных сынов Израилевых до тех

пор, пока Израиль остается народом Божиим.  

  26

  В стихе 11 главы 7 вина возлагается на весь народ: "Израиль согрешил, и преступили они

завет Мой, который Я завещал им; и взяли из заклятого, и украли, и утаили, и положили между

своими вещами".  Так Бог смотрит на происходящее.  Мы обычно думаем по-другому: "Один

человек согрешил, и это его личное дело".  Во время Тайной вечери Господь сказал: "Один из

вас", и каждый из апостолов воспринял эти слова как относящиеся к себе: "Уж не я ли?".  Они

хотели  знать,  на  ком  же  будет  лежать  ответственность  за  предательство.   Однако  нам

необходимо более глубокое ощущение сопричастности, ибо гнев Божий падает на все собрание,

как  это  произошло  в  Коринфе.   Там  случились  некоторые  беспорядки  во  время

хлебопреломления,  и,  хотя  участвовали  в  них,  видимо,   единицы,  покарана  оказалась  вся

община: "Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает" (1 Кор 11, 30).  Потому

всякий  истинный  израильтянин  должен  быть  нетерпим  к  неверности  и  должен  лично  судить

происходящее беззаконие.  Неподсудных нет.  

  Даже  сам  Иисус  Навин  не  знал  о  происшедшем,  пока  Господь  не  открыл  ему.   Чтобы

понимать  суть  вещей  правильно  (то  есть  так,  как  понимает  ее  Бог),  нам  необходима помощь

свыше.   Порой  эта  помощь  приходит  в  виде  сурового  испытания  или  неудачи.   Так  было  и

здесь: в Израиле никто не подозревал о состоявшемся предательстве до тех пор, пока военная

удача  не  оставила  их.   Иудеи  обнаружили,  что  Господь  более  не  поддерживает  их,  враги

наступают,  народ  Божий  терпит  одно  поражение  за  другим.  А  ведь  они  находились  в  земле

Ханаанской .  земле,  обетованной  им  Богом.   Сколько  душевных  терзаний  пережили  они,

сколько  сомнений!   А  урок  из  этого  таков:  когда  среди  нас  появляется  грех,  у  врагов

прибавляется сил.  

  Народу необходимо было освятиться (ст. 13). Господь собирался испытать иудеев и найти

неверного,  а  это  дело  не  простое.   Всякий  раз,  когда  Господь  собирает  народ  вместе,  Он

призывает их освятиться . люди должны проверить,   чему они подчиняют свой дух и образ

мысли, что прячут в углах своих шатров.  Если бы Ахан всем сердцем славил ковчег завета, то с

радостью отнес бы серебро и золото в сокровищницу.  

  После победы  над Иерихоном иудеи  не  вернулись  в Галгал, и  этот факт имеет большое

значение.   Нам  еще  предстоит  прочитать  потрясающие  вещи  в  этой  книге,  данная  же  глава

подводит  нас  к  месту,  где  нужно  остановиться  и  всем  сердцем  обдумать  пережитое.   Мы

погружаемся  в  размышления  и  стараемся  понять  значение  всего,  о  чем  прочитали:  перехода

через  Иордан,  обрезания,  празднования  Пасхи,  приготовления  еды  «из  произведений  земли

Ханаанской», обхода вокруг Иерихона под громкие звуки труб.  Войдут ли эти великие события

в нашу кровь, чтобы отныне все наши мысли и чувства подчинялись только Христу?  

  В  жизни  верующих  нередко  бывают  дни,  когда  их  отчаяние  и  разочарование  подобны

чувствам  Иисуса  Навина  в  стихах 7-9.   Может  быть,  зря  мы  стремились  к  новым  высотам?

Оставались  бы  на  месте .  и  жили  бы  спокойнее.   Думаю,  каждому  из  нас  знакомы  эти

сомнения.  Но Иисус Навин не останавливается на простом изложении своих жалоб.  Его слова

завершаются  мыслью  о  великом  имени  Господнем:  "Что  сделаешь  тогда  имени  Твоему

великому?".  Действительно, захват земли и победы над врагами вершились именем Господа, а

потому и поражения должны будут затронуть его.  Неудачи на поле боя осквернят честь и славу

великого Бога.  Если мы знаем, что полнота духовного счастья связана с тем, насколько полно

осуществляется  в  нашей  жизни  замысел  Божий,  то  неужели  мы  согласимся  ограничить

  27

проявление Его славы?  Возможно, легче и спокойнее довольствоваться малым, но вера никогда

не допускает подобного малодушия.  

  Долина Ахор будет  "преддверием надежды" (Ос 2, 15), и это значит, что остаток народа

Израилева вернется через  ту "дверь", покаявшись в грехах.  В (Ис. 65, 10). говорится, что это

место  станет  пастбищем  для  волов  народа  Божия.   Господь  использует  во  благо  даже

неверность,  заставляя  каждое  событие  из жизни  израильтян  служить  как  средство  выражения

Его мыслей.  

  Израиль  осудил  грех,  Ахана  забросали  камнями.   По  такому  принципу  должны

действовать и мы . любое проявление отступничества среди верующих должно быть судимо

всем  народом  Божиим.   Если  с  грешником  разбирается  маленькая  община,  окончательное

решение  все  равно принимается  от имени  всей Церкви  (всего Израиля),  то  есть  весь Израиль

причастен  к  происходящему,  каждый  брат,  каждый  святой  духовно  представлен  в  каждом

собрании.  

 

 

ГЛАВА 8

 

  Грех  наказан,  и  теперь  Бог,  возвратившись  на  Свое  законное  место,  вновь  ведет  народ

Израилев на войну.  "Не бойся и не ужасайся", . говорит Господь, ибо неотвратимое возмездие

свершилось, неверность искоренена.  С этих пор ковчег никогда не принимает участие в битвах,

что  делает  взятие  Иерихона  особым  событием,  где  противостоят  Иерихон  и  ковчег,  то  есть

Христос.  Семь дней шел подготовительный период: народу надлежало вновь и вновь обходить

город,  рассматривая  его  укрепления,  прочность  и  высоту  стен.   Все  это  должно  было

происходить в присутствии ковчега Божия под звуки труб.   Священники с трубами шли перед

ковчегом,  как  герольды  с  фанфарами  идут  впереди  монарха  или  героя.   Сыны  Израилевы

слушали  их  и  проникались  уверенностью  в  победе,  так  что  к  седьмому  дню  у  них  было

достаточно веры, чтобы разрушить стены Иерихона.  К этому времени они познали могущество

Христа  и  стали  причастны  Его  силе,  а  потому  укрепления мира  сего  не  могли  устоять  перед

ними.  

  Гайская битва была совсем иной . там иудеи полагались лишь на самих себя и   слабость.

А ведь совсем недавно они пережили величайший триумф!  Как и сегодняшние верующие, они

оказались  плохими  учениками,  не  усвоив  первый  урок  (взятие  Иерихона),  а  потому  Бог

преподал  им  второй  (разгром  под  Гаем  и  последовавший  затем  реванш).   Из  всех  военных

операций  лишь  бои  за  эти  два  города  описаны  в  таких  подробностях,  потому  что  они

представляют собой суть борьбы за землю обетованную.  После Гая Иисус Навин делает первые

шаги по установлению официальной власти иудеев в Ханаане, и начинает он это с постройки

алтаря  и  чтения  закона.   Заповеди,  полученные  через  Моисея,  звучат  над  просторами,

захваченными  иудеями  в  священной  войне.  Так  провозглашается  неотъемлемое  право  народа

Божия  на  свое  наследие.   Усвоив  уроки  Иерихона  и  Гая,  сыны  Израилевы  избавляются  от

страхов и сомнений.  В Иерихоне  речь шла  о  ковчеге,  о  выражении  воли Божией  во Христе. 

Бог  посылает  Христа  на  встречу  с  иудеями,  находящимися  в  царстве  беззакония  и

непокорности, и перед лицом Того, Кто явился исполнить волю Господа, преклоняется всякое

непокорное  колено.   Так  на  святой  земле  восстанавливается  закон  и  власть  Господа .  не

  28

иудеев, а Господа.  Что же касается урока, преподанного в Гае, то здесь как раз решается вопрос

о  доле  иудеев  в  этой  победе.   И  вот,  когда  обе  задачи  выполнены,  мы  видим,  что  военные

трофеи  справедливо  поделены:  иерихонская  добыча  принадлежит  Господу,  а  богатство  Гая

отходит народу Божию.  Благодаря ковчегу в Ханаане установлена власть Господа, как и было

Ему  угодно.   Копье  в  поднятой  руке  Иисуса  Навина  покорило  Гай,  и  копье  это .  Дух

Господень.  

  Теперь ясно, что с Иерихоном и Гаем связаны два важных вопроса.  Первый: что подобает

Богу?    Ответ  очевиден.   Воля  Божия  должна  торжествовать,  Христос  является  в  ковчеге  с

законом, начертанном на скрижалях Его сердца: "Я пришел исполнить волю Твою".  Когда же

вершится  воля  Божия,  тварная  воля  отступает,  ибо  им  двоим  не  ужиться  вместе.   Затаив

дыхание, мы следим за крепостными стенами безбожного города: они вздрагивают, начинают

раскачиваться  и,  наконец,  рушатся,  не  выдержав  силы,  излучаемой  ковчегом.   Но  после

Иерихона  уже  не  ковчег  идет  впереди  сынов  Израилевых,  а  полководец;  народ  Божий

становится войском.  И здесь-то и возникает второй вопрос . о духовности святых Господа.  

  Если боевые успехи зависят от духовного состояния воинов, врагу открывается широкое

поле  деятельности,  и  он  начинает  с  внедрения  в  среду  верующих  элементов  неверности. 

Впервые  человеческая  воля  берет  верх  в  тот  момент,  когда  вернувшиеся  из  разведки  бойцы

уверенно заявляют: "Не весь народ пусть идет, а пусть пойдет около двух тысяч или около трех

тысяч  человек,  и  поразят  Гай" (Нав. 7, 3).   Их  предложение  воспринимается  с  одобрением,

несмотря на то что оно ведет к разделению только что сплотившегося в победных боях войска. 

Иудеям еще предстоит познать губительность такого подхода.  Думаю, не я один заметил, что

Святой Дух вновь и вновь повторяет: "Иисус Навин и все израильтяне с ним".  Но иудеи еще не

поняли,  что  раскол  и  разделения  недопустимы,  им  придется  на  горьком  опыте  научиться

держаться вместе и единым народом идти за Иисусом Навиным.  Им показалось, что не стоит

тащить  на  поле битвы  все войско,  если противник малочислен и, видимо,  слаб.  Но вопрос о

возвращении наследия  касается  каждого  израильтянина, и,  где бы ни  возникала угроза,  какая

бы  мелкая  она  ни  была,  Бог  обращается  ко  всему  народу;  стало  быть,  весь  Израиль  обязан

принять участие в решении проблемы.  

  Бросается  в  глаза  тот  факт,  что  пока  шло  противостояние  "ковчег .  враг",  все  было  в

порядке. Едва же ответственность за ведение боевых действий была передана в руки людей, тут

же проявилась их слабость и положение дел резко ухудшилось.  Вспомним обращение Павла к

Ефесским пресвитерам.  В первой части послания мы читаем о том, что можно отождествить с

идеей  ковчега.   Павел  пишет  о  своем  служении,  о  покаянии  перед  Богом,  о  вере  в  Господа

Иисуса, о  евангелии  благодати Божией, о премудрости Господа.  Все это . Богово, и до сих

пор нет и намека на слабость.  Но вот Павел переходит к ответственности, лежащей на самих

людях.  Он, узник в Господе, беспокоится о нравственности воинов, которые вскоре останутся

без его отеческой заботы, . здесь тон послания резко меняется.  

  Опорой  военных  успехов  иудеев  был  Галгал,  но  как  только  они  получили  в  свои  руки

право  самим  разрабатывать  план  операции,  о  Галгале  забыли .  иначе  им  не  пришло  бы  в

голову  отделять  две-три  тысячи  воинов  для  "мелкой  вылазки".   Они  оценили  свою  боевую

мощь, пользуясь только человеческими мерками (численность войска, оснащение и т. п.).  

  Однако  из  восьмой  главы  следует,  что  стратегия  победы  основывается  не  на

боеготовности  армии,  а  на  замысле  Божием.   Господь  повелел  иудеям  залечь  в  засаду.  Они

  29

повиновались, что говорит о том, что они пересмотрели свое отношение, верно оценили роль

человеческого  фактора,  отказались  от  порочного  принципа  ведения  войны  "своими  силами",

подчинились  воле  Господа.   Теперь  план  операции  разрабатывает  Бог,  человек  лишь

осуществляет  ее.  Самоуверенность и,  как  следствие, попытки  раздробить Израиль, противны

Богу.  Самостоятельные иудеи выбрали две-три тысячи воинов для ведения боев за Гай, но Бог

сказал Иисусу Навину: "Возьми с собою весь народ".  

  Мы должны  извлечь  урок  из  этого  стиха:  оставаться  в  стороне  от  духовного  конфликта

нельзя. 

  Попытки  возвести  принцип  "нейтралитета"  и  "невмешательства"  в  ранг  христианских

добродетелей широко распространены, но они свидетельствуют о духовной слабости и даже   о

внутреннем разложении  в народе Божием.  Страшно представить последствия разобщенности

верующих, нежелания их действовать единым фронтом перед лицом врага.  В войне за наследие

Израиля должен участвовать весь Израиль, и сопричастность общему делу . радостное право и

почетная обязанность каждого.  

  Иисус Навин почувствовал,  что Господь лишил иудеев Своей поддержки.  Он пришел в

отчаяние и, упав лицом на землю, начал взывать к Богу.  Несчастный полководец еще не знал о

тайном предательстве и его последствиях для всего Израиля.

  Если  не  осудить  грех,  появившийся  в  одном  человеке,  он  распространяется  на  весь

Израиль,  и  этому  не  может  помешать  высокая  духовность  остального  народа.  Как бы  много

добра ни было среди людей, оно не может перевесить вкравшуюся крупицу зла.  Лишь после

того,  как  зло  осуждено  и  наказано,  Бог  возвращается  и  продолжает  путь  вместе  со  Своим

народом.  В противном случае не помогут и тысячи верных Господу праведников, ибо такова

величайшая святость Божия: ничто не должно осквернять ее.  

  В данном случае Иисус Навин выступает как представитель всего Израиля.  

Господь  открыл  ему  причину  неудачи,  и  он,  ведомый  Духом  Христовым,  учиняет  суд  над

предателями.  Ахан и весь дом его погибают, их тела и злосчастные трофеи сгорают в огне, а

пепел  оказывается  схоронен  под  грудой  камней.   Теперь  гнев  Господень  утихает,  и  Он

рассказывает народу Своему, как одолеть Гай.  Поражение послужило иудеям хорошим уроком. 

Никогда не следует недооценивать врага.  Выходя из церкви, мы склонны забывать, что в миру

мы  должны  быть  особенно  бдительны,  ибо  силы  зла  не  дремлют.   На  войне  как  на  войне,  и

хороший военачальник отличается тем, что верно оценивает силы противника.  Апостол Павел

является  прекрасным  примером  для  подражания:  он  всегда  помнит  о  силах  и  делах  тьмы,  не

принижая  значения  зла  в жизни  верующего,  а,  напротив,  наделяя  представителей  вражеского

войска  весьма  высокими  титулами  (Еф    5  и  др.).   Сам  Христос,  цитируя  псалмы,  говорит  о

ненавидящих Его без высокомерия, давая правдивую оценку сил врага.  

  Сила   человеческая ничего не может.  Малейшего проявления происков зла достаточно,

чтобы сбить нас с ног.  Так происходит и в битве под Гаем: крохотный городишко оказывается

для  иудеев  неприступной  крепостью.   Всякий  раз,  возомнив  себя  достойными  воинами,  мы

обрекаем  себя  на  неудачу.   Врага  одолеет  только  действие  Господа  Бога  через  народ Свой  и

движение Духа Святого в людях Божиих, этот  урок  нам преподал Гай.  Засада . идея Господа

Бога, а простертое копье . движение Духа Святого, и одно без другого невозможно.  

  Сатана порой является в образе ангела света, но никогда . в образе ангела жизни.  Жизнь

подделать  невозможно,  а потому и  благое преобразование  в душах людей ему не  изобразить. 

  30

Все в священной войне зависит от истинности того, что лежит в глубинах сердец, и именно в

этом  смысл  засады  позади  города.   Бог  застает  врага  врасплох  там,  куда  тот  вздумал

прокрасться.   Свет  не  мешает  врагу,  более  того,  некоторые  из  величайших  мошенников

использовали свет в своих целях.  А вот неожиданная встреча с чудесными плодами, которые

Бог взрастил в скрытом от глаз месте, совершенно сбивает противника с толку.  Иисус Навин

является  символом  Духа  Христова.   Господь  говорит:  "Сделай  засаду",  и  полководец

повинуется.   Он  собирает  весь  народ,  способный  к  войне,  и  их  оказывается  тридцать  тысяч

человек.  Эта подготовка проходит тайно от врага, Бог ведет дело так, чтобы противник ни о

чем не догадался.  Так было с Иовом: искуситель обрушил на праведника множество страданий,

но  столкнулся  с  совершенно  неожиданным  поведением.   В  этом .  проявление  жизни,

творимой  десницей  Божией.   Сатана  был  уверен,  что  Иов  проклянет  Господа,  но  он  не  учел

великого чуда, совершенного Богом в душе этого человека.  

  Когда  грех  неверности  осужден,  Бог  начинает  действовать  среди  Своего  народа  с

утроенной силой.  Как это прекрасно!  Ведь хотя Он никогда не перестает вершить Свои дела,

побороть  врага  удается  не  всегда.   Воины  Навина .  это  люди,  в  которых  Бог  действует  с

утроенной силой.  Они ждут в засаде с двух сторон, чтобы застать врага врасплох.  Когда Иисус

Навин поднимает копье, оба отряда вступают в бой.  То, что Бог совершает в Своем  народе,

всегда соответствует открытым проявлениям Святого Духа.  Я уверен, что копье, простертое в

сторону Гая, и есть такое открытое проявление, потому что в Книге Исаии (ст.59, 19) сказано:

"Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его".  Копье не опускалось, пока не

были уничтожены все жители Гая до единого.  Что-то мешало народу Божию спокойно взять

себе  свою  долю  добычи.   Захваченные  богатства  Иерихона  предназначались  Богу,  гайские

трофеи . иудеям, то  есть Богово отделялось раньше.  Гай является символом целой системы

духовного зла, которая не позволяет народу Божию содержать храм в подобающей роскоши и

приносить  Господу  достойные  жертвы.   Вефиль  и  Гай  неразделимы.   Слово  "гай"  означает

"куча", и  в нем  сосредоточена целая куча препятствий на пути к  законной добыче.  "Вефиль"

переводится как "дом Божий", это доля добычи, положенная народу Божию.  Два города . две

грани конфликта.  Иисус Навин позволил иудеям взять себе все богатство, захваченное в Гае. 

Послание к Галатам напоминает эту ситуацию: злые силы наносят мощные удары и стремятся

лишить народ Божий законного наследия.  Им противостоит чудо, совершенное Богом в душах

людей.   Павел пишет:    уверен  о  вас  в  Господе" (ст.5,10).  Он  не сомневается,  что  Господь

совершает в них Свое дело.  Послание к Галатам . это военное послание, оно подобно копью в

руке  Иисуса  Навина.   В  ответ  на  движение  духа  Бог  творит  чудеса,  а  дела  плоти  подлежат

выявлению и уничтожению.  

  Особенный  характер  священной  земли  подтверждается  способом  захоронения  гайского

царя.  Бог не позволил телу повешенного оставаться на дереве всю ночь, его сняли до захода

солнца,  чтобы  не  осквернять  землю  Господа.  Ничто  не должно было мешать  народу Божию

поклоняться Господу и славить Его святое имя.  

  Итак, иерихонская добыча отошла Господу Богу, люди получили гайские трофеи, и этим

четко  обозначилась  суть  небесной  битвы.   Большая  часть      главы 8  посвящена  тому  же:

проводится  четкое  разделение  земного  и  божественного,  и  описывается  положение  иудеев

относительно Бога и других людей.  До сих пор (в Иерихоне и Гае) они были воинами, теперь

(на горе Гевал) они служители культа.  Эта перемена произошла благодаря духовным победам.  

  31

  Мне  кажется,  что  существует  определенная  нравственная  связь  между  камнями  со  дна

Иордана (о них мы говорили ранее) и камнями, собранными на горе Гевал.  Монумент в Галгале

из  двенадцати  камней  со  дна реки Иордан символизировал  единство народа Израилева,  здесь

же из камней сооружают жертвенник.  Ничего не сказано об общем количестве камней на этот

раз,  но  известно,  что  Илия  строил  алтарь  из  тщательно  отобранных  двенадцати  камней.   В

любом случае, они символизируют народ Божий, его призвание и предназначение.  Собранные

вместе как жертвенник, они изображают собравшихся на богослужение людей.  Народ Божий

призван  и  устроен  по  слову  Христа,  и  потому  камни  выбраны  такие,  которые  не  обтачивала

рука человека, и никакое орудие не нарушало их Богом установленную форму.  Построенный из

цельных  камней  алтарь  соответствует  собравшимся  вместе  верующим:  их  свела  воедино

десница  Божия,  и  теперь  они  могут  послужить  Богу  так,  чтобы  Его  замысел  в  отношении

Христа исполнился (поскольку всесожжения и жертвы мирные символизируют Христа).  

  Теперь, когда враг разбит, народ должен посвятить себя прославлению Бога.  Это народ,

созданный по благословенной доброй воле Его, настоящий образ Божий, так же, как Христос

есть  Образ  Божий.   Наступает  время,  когда  пора  внести  ковчег.   Однако  не  только  лично

Христос  является  на  гору  Гевал,  но  народ,  идущий  по  обе  стороны  ковчега,  нравственно

отождествляется  со  Христом,  а  потому  все,  что  истинно  во  Христе,  истинно  в  них. 

Поразительное,  чудесное  зрелище  разворачивается  в  Ханаане:  сооружается жертвенник,  и  на

камнях  высекается  текст  закона Моисеева!   Все  это .  символ  того,  что  Господь  собирается

совершить  в  Израиле:  напишет  закон  на  сердцах  и  умах  людей,  а  если  заповеди  вложены  в

самую  глубину  человеческой  души,  то  они  неминуемо  найдут  выражение  во  внешнем

поведении.  

  На  этом  заканчивается  глава,  и  на  этом  Бог  подводит  итог  Своей  войне.     Иерихон

разрушен, никто не посягает на власть, право на которую имеет только Господь.  Гай  стерт с

лица земли, ничто не угрожает благоденствию народа Божия.  Что же теперь?  Теперь строится

жертвенник, народ отождествляется с ковчегом, на огромной скрижали высекаются заповеди.  

  Интересно,  что  местом  для  алтаря  избрана  гора  Гевал,  откуда  ранее  пришло  проклятие. 

Во  Второзаконии  (гл. 27)  Моисей  выбирает  шесть  колен  Израилевых,  которые  благословят

народ  с горы  Гаризим, и шесть,  которые  произнесут  проклятия  с горы  Гевал.  Однако,  когда

дело  доходит  до  подробных  описаний,  приводятся  лишь  проклятия.   Видимо  если  мы  всем

сердцем осудим  тех,  кто достоин  осуждения,  то одобрение само найдет достойных.  Если мы

поддерживаем  Бога,  в  гневе  карающего  все,  что  Ему  противно,  то  в  наших  душах  нет  места

страху.  А где нет страха, там ничто не мешает радости.  Таким образом, наше счастье зависит

от того, скажем ли мы: "Аминь!" на все слова осуждения, произнесенные Богом.  Если все, что

противно Богу, противно и нам, то Он обязательно благословит нас.  

  В  третьей  главе  Евангелия  от Иоанна  упоминается  о  проклятии  на  плотского  человека,

выраженное  в  вознесенном  бронзовом  змие.   Избавляя  народ  от  нечистоты,  ядовитые  змеи

очищали место для духа и истины.  Мы же поддерживаем проклятие, а потому можем свободно

поклоняться Богу вместе с теми, кто не спускает глаз со змия бронзового.  Поклонение . это в

первую  очередь  состояние  души  и  отношение  ко  Христу.   Иудеи  приносили  всесожжения  и

мирные жертвы, а во Второзаконии (гл.27) они вместе пьют, едят и веселятся перед Господом. 

Отрадное зрелище, ибо это не только поклонение, но и общение братьев по вере.  Всесожжение

связано  со  Христом,  так  как  символизирует  принятие  людей  Богом.  Мы  приходим  к  Богу  с

  32

радостью  от  того,  что Он  признал нас Своими.  Мы отождествляемся  со Христом и  в духе и

истине говорим с Богом о Христе.  Одновременно укрепляются узы нашей дружбы, мы вместе

трапезничаем,  вместе  размышляем  о  Христе.   Так  оказывается,  что  мы  поклоняемся  Богу  и

общаемся  друг  с  другом,  и  одно  без  другого  невозможно.   Представьте  себе  величественную

картину:  над  просторами  Ханаана  высится  жертвенник,  по  обе  стороны  его  стоят  люди .

единый народ, душою слившийся с ковчегом.  Угодное Богу исходит от Бога и возвращается к

Нему.

  Иисус  Навин    написал  «там  на  камнях  список  с  закона  Моисеева,  который  он  написал

пред сынами Израилевыми" (Нав 8,32).  Закон высекается на огромной скрижали, чтобы каждая

буква  его  была  явственно  видна.   Если  народ  Божий  сплотится  воедино  и  начнет  жить,  как

угодно Богу, то в них воплотится воля Божия, и окружающие смогут легко распознавать волю

Божию, наблюдая за их жизнью.  Думаю, есть все основания говорить о гармонии небесного и

земного: жертвенник  обращен  к  небесам    Богу),  но  построен  из  камней  (людей).  С  одной

стороны, здесь происходит поклонение Богу и общение с Ним, а с другой стороны, это способ

заявить  во  всеуслышание  о  том,  где  на  самом  деле  находится  истина.   Итак,  Богу .

поклонение, людям . свидетельство.  

  Все,  о  чем  говорится  в  Библии,  обязательно  воплощается  в  верующих,  они .  живое

свидетельство.  Моисей  записал в книгу слова закона, чтобы свидетельствовать против сынов

Израилевых  (так  сказано  во  Второзаконии,  гл. 31).   По  сей  день  эта  книга  не  утратила

актуальности.   Библия  обличает  народ  Божий,  поскольку  написанное  в  книге  не  написано  в

людях.  Как это страшно!  Неужели Бог дал Своему народу священную книгу как неусыпного

обвинителя?    Мне  кажется,  это  не  так.   Господь  передал  в  руки  людей  запись  закона      не  в

осуждение, а прежде всего чтобы людям было с чем сверять свою жизнь. И те, кто не читает

Библию, должны видеть ее реальное воплощение в народе Божием.  Именно так . через жизнь

верующих . Библия может затронуть многих и многих людей, заставить их задуматься.  

  Далее  в  главе 8  следует  чтение  закона,  крайне  важное  событие.   "Весь  Израиль,

старейшины его, и надзиратели его, и судьи его, стали с той и с другой стороны ковчега против

священников      левитов,  носящих  ковчег  завета  Господня,  как  пришельцы,  так  и  природные

жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел

Моисей,  раб  Господень,  благословлять  народ  Израилев.  И  потом  прочитал  Иисус  все  слова

закона,  благословение  и  проклятие,  как  написано  в  книге  закона.   Из  всего,  что  Моисей

заповедал  Иисусу,  не  было  ни  одного  слова,  которого  Иисус  не  прочитал  бы  пред  всем

собранием Израиля, и женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них" (ст. 33-

35).   Перед  нами  огромное  скопление  народа .  мужчины,  женщины,  дети,  и  все  внимают

словам закона.  Благословения и проклятия касались лично каждого из них.  Сказано, что Иисус

Навин  не  пропустил  ни  единого  слова.   Мне  кажется,  что,  читая  книги,  все  мы  склонны

выпускать не только много слов, но и немало страниц.  Порой мы как бы не замечаем то, к чему

пока  не  готовы,  потому  что  боимся.   А  принять  на  себя  ответственность  за  услышанное  

необходимо.  "Имеющий уши, да слышит" (Мф 11, 15).  И ответственность эта крайне высока.  

  Священное Писание напрямую связано с тем, что Господь совершает в душах людей.  Он

говорит:  "Вложу  закон  Мой  во  внутренность  их  и  на  сердцах  их  напишу  его" (Иер 31, 33). 

Апостол  Павел  обращается  к  коринфянам:  "Вы .  письмо  Христово,  через  служение  наше

написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных

  33

скрижалях  сердца" (2  Кор 3, 3).   Пишет  Господь,  но  читать  мы  должны  сами.   Когда  Бог

говорит, я обязан слушать, а если люди слушают своего Бога, то должны отвечать: "Аминь!".

 

 

 

 

Hosted by uCozght -->