Александр Кац 

Евреи.Христианство.Россия. 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

   13. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ПАРТИИ В КАНУН ПЕРВОЙ РЕВОЛЮЦИИ

   Советские историки, описывая  общественные  движения  этого  периода,

всегда зацикливались на радикальных кружках типа "Народной воли", неона-

родничества или марксистских группках, представляя их лучом света в тем-

ном царстве. Фактически же влияние  их  до  революции  1905  г.,  когда,

собственно, появились первые контакты революционеров  с  рабочими,  было

ничтожным. Идеология основной массы русского народа и высших кругов  ог-

раничивалась православной религией, причем в умеренном звучании, и верой

в доброго, справедливого царя. Такой идеологии соответствовала триединая

формула, выдвинутая Союзом русского народа  в  1905  г.:  "Самодержавие,

православие, народность". Церковь управлялась  Святейшим  Синодом,  пол-

ностью подчиненным царю. Монархи защищали церковь от конкуренции с  дру-

гими конфессиями, что приводило к застою и потере  отдельными  иерархами

морального авторитета. Значительная часть интеллигенции к началу XX века

утратила интерес к религии вообще. Негативные образы священников у Толс-

того в "Воскресении" и у Лескова в  "Полунощниках",  по-видимому,  соот-

ветствовали таким настроениям. Патриархальный монархизм  не  имел  и  не

нуждался в дополнительных опорах типа  монархической  партии.  Поскольку

церковных патриархов в России со времен царя Петра I не было, то вся ус-

тойчивость политической системы определялась только самодержавным монар-

хом. Устранение привычной большинству русского народа монархии  означало

бы катаклизм вселенского масштаба, потрясение основ и смуту.

   Это хорошо понимали умеренные либералы в земствах. Поэтому они  зани-

мались конкретными делами - боролись с бездействием бюрократии, с  поли-

тикой Витте, изучали аграрные проблемы,  помогали  голодающим,  подавали

прошения на имя царя по различным вопросам, которые, чаще всего,  отвер-

гались. В 1902 г. состоялось совещание земских деятелей для  обсуждения:

нужд промышленности и сельского хозяйства, равенства в гражданских  пра-

вах, развития образования, свободы прессы, расширения прав земств,  соз-

дания совещательного совета земцев  при  Государе.  Приближалось  время,

когда русская интеллигенция становилась "третьей силой",  создавая  про-

фессиональные и культурные  ассоциации  демократической  направленности:

Комитет по развитию культуры, Вольное экономическое общество, Московское

правовое общество и др. Постепенно создавалась легальная цепь политичес-

ких организаций умеренных и не очень умеренных либералов. Либералы  были

противниками насилия и сторонниками конституционных реформ. Созданный за

границей П. Б. Струве, а затем распространивший  с  1904  г.  свою  дея-

тельность на Россию "Союз освобождения" включал известных ученых - исто-

рика П. Н. Милюкова, философов С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, деятелей

земств и юристов.

   Либералам противостояли по своему духу и методам  группы  социалисти-

ческой  направленности:  социал-демократы,  социалисты-революционеры   и

анархисты, превратившиеся в партии к 1905 г. Первые две группы исповедо-

вали марксизм, хотя и в разных вариантах. Бациллы марксизма были завезе-

ны в Россию из Европы Плехановым Г. В. и Струве П. Б. в 90-х  годах  XIX

века. Экономическая наука в приложении к устройству  государства  и  об-

щества с незапамятных времен интересовала  людей.  В  бесчисленном  ряду

ученых этой отрасли знаний следует отметить Аристотеля,  Ксенофонта,  А.

Смита, Д. Рикардо, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, П. Прудона, М.  А.

Бакунина. К. Маркс, помимо экономических расчетов, предложил  рассматри-

вать исторический процесс как борьбу классов. Классификация была  заман-

чиво простой: рабовладельцы и рабы, феодалы и  крепостные,  буржуазия  и

пролетариат. Поскольку рабовладельцы и феодалы ушли в небытие, то,  оче-

видно, пролетариат должен стать могильщиком буржуазии. Классификация  не

оперировала личностью, отдельным индивидуумом. Пусть там Ламарк и  Кювье

громоздят друг на друга свои виды, семейства, отряды, классы и т.  д.  С

человеческим родом можно обойтись попроще! Поскольку класс  буржуазии  в

исторической перспективе все равно исчезнет, то нет смысла уточнять гра-

ницы этого множества. После Октябрьского переворота 1917  г.  большевики

приступят к планомерному уничтожению буржуазии, последовательно  включая

в этот класс: императорскую семью, вооруженные силы,  полицию,  правящую

элиту, культурный класс, аристократию низов - зажиточных крестьян,  ква-

лифицированных рабочих, казаков, любые прочие группы населения,  призна-

ваемые по какому-либо признаку опасными.

   Классификация Марксом рода человеческого не была первой,  и  не  была

точной. В Древнем Риме свободные  граждане  делились  по  имущественному

признаку на 5 групп, а шестой группой, называемой proles, были граждане,

имущество которых состояло лишь из их детей. Самая точная  классификация

людей в любой стране известна лишь налоговым инспекторам.  Любой,  самый

тупой налоговый инспектор знает, что уничтожить банкира - это все равно,

что уничтожить курицу, несущую золотые яйца. В своем  намерении  уничто-

жить буржуазию марксисты противоречили одному из своих любимых диалекти-

ческих законов -  закону  единства  и  борьбы  противоположностей.  Если

борьба на уничтожение, то к чему еще единство? Помимо борьбы классов об-

щество нуждается также и в сотрудничестве классов. Это неизбежно, и  это

исторический факт. Марксисты в течение десятков лет с гордостью именова-

ли свою теорию "научным" социализмом (коммунизмом) в противовес  "утопи-

ческому" социализму Сен-Симона, Фурье и Оуэна. Они преподавали  "научный

коммунизм" в высших учебных заведениях так, что в учебных  планах  инже-

нерных специальностей весь этот букет дисциплин занимал  25  %  учебного

времени, а для гуманитарных специальностей и того более.

   В другие времена фашисты предложат также  простую  и  понятную  толпе

классификацию людей - высшая раса и низшая раса, и приступят к уничтоже-

нию "неполноценных" рас, игнорируя все законы Божеские и человеческие  и

сотрудничество наций.

   Поскольку коммунистическая теория родилась в голове  немецкого  еврея

К. Маркса, то антисемиты всего мира десятки лет называют  ее  "еврейским

мракобесием". Особое мнение на этот счет  имел  Гитлер,  который  считал

"еврейским мракобесием" марксизм в совокупности с Библией.  Не  исключая

приоритета К. Маркса, справедливости ради  отметим,  что  социализм  как

учение есть "плод гения" людей разных национальностей - немцев,  францу-

зов, русских, а не преимущественно евреев. Поэтому если кому-то  хочется

использовать применительно к социализму ругательное слово  "мракобесие",

то в равной мере прилагательным к  нему  могут  быть  слова  "немецкое",

"французское", "русское". Само же социалистическое учение по сути  своей

является интернациональным и имеет девиз: "Пролетарии всех стран, соеди-

няйтесь!" Многим странам Европы это учение принесло социальное обеспече-

ние и демократию. В нашей же стране новое политическое учение,  доведен-

ное до абсурда, привело к преступлениям, превратив жизнь  ее  граждан  в

движение по кругам дантевского ада.

   В 1895 г. В. И. Ульянов (в дальнейшем Ленин) едет в Швейцарию к  Пле-

ханову с целью объединить свои марксистские кружки с группой "Освобожде-

ние труда". Там создается подпольный "Союз борьбы за освобождение  рабо-

чего класса" - прототип Российской социал-демократической рабочей партии

(РСДРП), созданной филиалами "Союза" на I съезде в Минске в  1901  г.  В

1903 г. РСДРП на II съезде в  Брюсселе-Лондоне  раскололась  на  больше-

вистскую РСДРП(б) и меньшевистскую РСДРП(м)  фракции.  Первую  возглавил

Ленин, вторую - Цедербаум Ю. О. (в дальнейшем Мартов). Раскол  произошел

по вопросу о членстве в партии. Ленин представлял  партию  как  жесткую,

централизованную структуру с железной  дисциплиной,  связывающей  лучших

профессиональных революционеров. Мартов представлял партию как союз  лю-

дей различных, но близких к марксизму  взглядов,  способных  привлечь  в

партию возможно большее количество рабочих, и не только рабочих. Ни  та,

ни другая фракция не придавала на этом этапе значения крестьянству.

   Партией крестьянства была партия социалистов-революционеров (эсеров).

Она была создана в 1901 г. уцелевшими членами разгромленных  ранее  "Се-

верного союза эсеров" и "Южной партии эсеров". У колыбели партии  стояли

Е. К. Брешковская, М. Р. Гоц, В. М. Чернов, Г. А. Гершуни, П. П.  Крафт,

М. М. Мельников, Е. Ф. Азеф, М. Ф. Селюк. Подобно народникам,  а  многие

из них вышли из "Народной воли", эсеры видели в сельской общине ядро со-

циализма на селе, основанного на кооперации и децентрализации,  и  имели

вкус к терроризму. Со временем в процессе изменений городской жизни эсе-

ры обратились и к рабочему классу, приняв на вооружение некоторые догма-

ты марксизма. В рамках  партии  существовала  хорошо  законспирированная

"боевая организация", которой до 1908 г. руководил Азеф, одна  из  самых

зловещих и загадочных фигур революционной России  того  периода.  Партия

эсеров была наиболее популярной среди крестьян вплоть до революции  1917

г. Большевики, меньшевики и эсеры придерживались принципа  интернациона-

лизма.

   В 90-е годы XIX века создаются и партии, преследующие, в первую  оче-

редь, национальные цели. Это Всеобщий еврейский рабочий союз в России  и

Польше (Бунд) и Польская социалистическая партия. Из  последней  выдели-

лось в 1900 г. крайнее левое крыло во главе с Р. Люксембург, стоящее  на

позициях интернационализма и ожидающее освобождения поляков после созда-

ния свободных социалистических республик в Германии, Австрии  и  России.

Эта вторая польская социалистическая партия называлась "Пролетариат".  В

Армении действовала армянская революционная партия дашнаков - "Дашнакцу-

тюн". Кроме перечисленных партий существовали небольшие группы и партии,

например партия "Народное право", "Группа народовольцев", кружок  Распу-

тина, еврейская "Поалейцион", не оказавшие серьезного влияния на револю-

цию 1905 г.

   К 1905 г. социалистические теории стали популярными среди субинтелли-

генции и рабочей молодежи. Это произошло по следующим причинам.

   1. Очевидного социального и политического неравенства низших и высших

слоев общества, к чему молодежь всегда была особенно чувствительна.

   2. Кажущейся простотой социальных учений в сравнении с  естественными

науками. Известно, что добиться личного результата в математике, физике,

технике, биологии или медицине можно, лишь затратив  десятилетия  напря-

женного труда. Для участия же в марксистских семинарах молодому человеку

достаточно было прочтения небольших  по  объему  брошюр.  Очевидно,  что

из-за неудобочитаемости главного произведения Маркса мало кто  из  марк-

систов был с ним действительно знаком.

   3. Вопрос о принадлежности прибавочной стоимости рабочему классу пос-

тулировался и принимался молодежью без колебаний, хотя на самом деле все

обстояло значительно сложнее. Например,  человек,  придумавший  полезную

идею и с помощью своего ума, энергии, воли, денег (если они есть) и  на-

емных помощников реализовавший ее, после  уплаты  налогов,  очевидно,  и

должен быть владельцем прибавочной стоимости. Разумеется, здесь  сущест-

вует много вариантов.

   4. Идеи интернационализма - международного братства обездоленных всех

стран. Всемирное объединение пролетариев было неким  аналогом  всемирной

христианской идеи.

   5. Бюрократические порядки, косность, произвол полиции  и  начальства

всех рангов - все это вызывало раздражение и  накапливалось  в  ожидании

благоприятного момента.

 

   14. ЕВРЕИ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ РЕВОЛЮЦИИ

   Поскольку евреи активно участвовали в революции 1905 - 1907 гг.  и  в

октябрьском перевороте 1917 г., то полезно коснуться умонастроений,  бы-

товавших в еврейской общине России в конце XIX и начале XX века. Эта об-

щина, самая многочисленная в мире, насчитывала около 5 млн. человек, на-

селявших  Малороссию,  Белоруссию,  Молдавию,  Польшу  и  Литву.   Ветер

странствий и гонения привели их предков в эти  земли  достаточно  давно.

Еще в X - XIII вв. в Киевской Руси существовали кланы славяноязычных ев-

реев (кенааним). В XVI - XVII вв. они были поглощены пришедшими с Запада

евреями (ашкенази), говорящими на идиш. Это было  нацменьшинство,  "ино-

родцы", каких на Руси были десятки, причем "инородцы", не свалившиеся  в

Россию с оборотной  стороны  Луны,  а  оказавшиеся  в  пределах  Империи

вследствие разделов Польши и других завоеваний.  Основная  часть  евреев

исповедовала ортодоксальный иудаизм, меньшая часть -  хасидизм.  Беднота

занималась ремеслами, богачи - коммерцией. Землей евреи не владели ни  в

России, ни, практически, в какой-либо другой стране Европы. Это запреща-

лось законами, охраняющими, как указывалось, земли  коренного  населения

от ловких и безжалостных иудеев. За 3000 лет своего существования, т. е.

являясь одним из древнейших этносов мира, евреи не  выработали  традиций

аристократизма. Отчасти, это объясняется  отсутствием  ленных  владений.

Главная же причина кроется в уважении евреями личных  качеств  человека,

когда в синагоге ораторская трибуна - "седалище моисеево" - предоставля-

лась прежде всего пророку (лже-пророку), имеющему что сказать людям. По-

добное отношение к пастырям наблюдалось у русских староверов,  баптистов

и в некоторых других конфессиях.

   Своих библейских царей евреи, разумеется, помнили, но  жизнь  научила

их не сильно доверять таким авторитетам, а потому строилась  на  самоуп-

равлении и, в некотором роде, на демократических  началах.  Трудно  ска-

зать, как евреи относились к чужим царям. Во всяком случае, до революции

1905 г. это никак не проявлялось. До XIX в. общины жили своей внутренней

жизнью, не участвуя в общественных делах государств. С получением  евро-

пейскими евреями гражданских прав во Франции, Германии, Англии, они  на-

чинают отрываться от своих общин, интенсивно интегрируясь в светское об-

щество этих стран.  Достаточно  сослаться  на  "Сцены  Парижской  Жизни"

Бальзака. Помимо алчного Гобсека и куртизанки Эстер,  по  страницам  его

романов кочуют два друга, два циничных остроумца - разбойники пера Натан

и Бисиу. Можно с уверенностью утверждать, что русское еврейство знало  о

гражданских правах своих единоверцев в Европе. Не зря существовала  пос-

ловица: "Если в Варшаве жид чихнет, то краковские жиды немедленно  отве-

чают - на здоровьечко!" Шульгин это свойство называл коллективной  душой

евреев. В первом десятилетии XX века в русском еврействе произошел, при-

меняя терминологию Гумилева, "пассионарный толчок", самый мощный,  может

быть, со времен Иудейских войн. Причины его лежали  в  предыстории  и  в

современности. Осветим некоторые из них.

   Во-первых, это светское образование, которое молодые евреи получали в

Европе и в России, внесшее атеизм в умы, оторвавшее молодежь от общины и

создавшее проблему "отцов и детей". Если раньше "плохой"  еврей  нарушал

изредка заповеди, то это были лишь заповеди "не укради" и  "не  прелюбо-

действуй", т. е. те же, которые нарушал и "плохой" христианин. Атеизиро-

ванные дети готовились отвергнуть все абсолютно, включая и заповедь  "не

убий". Разумеется, ради "высших идеалов". Надо напомнить  читателю,  что

иудаизм не обещал однозначно загробной жизни своим правоверным  последо-

вателям. Бессмертие гарантировалось лишь Израилю, т. е. народу в  целом.

К тому же сами законы Моисея имели во многом социальный смысл,  устанав-

ливающий порядок в общине. Для атеизированного иудея дистанция к  социа-

лизму в принципе была короче, чем для христианина. "Высшие идеалы" пред-

лагались социалистическими учениями - в частности, марксизмом -  которые

все очень просто объясняли и к тому же указывали путь к близкому светло-

му будущему каждому индивидууму. Для любителей простых решений - еврейс-

кой субинтеллигенции - социализм легко заменил религию  отцов.  Так  же,

впрочем, как и для русской субинтеллигенции.

   Вторая причина - сионизм. Сионизм, как и марксизм,  указывал  путь  к

светлому будущему, но только в "земле обетованной" и только для евреев.

   Третья причина - это осознание евреями своих гражданских прав и  сво-

бод, отказ признать свою второсортность, которую они вынужденно  терпели

18 веков.

   Пассионарный толчок разделил русское еврейство по нескольким  направ-

лениям. Первая, самая талантливая и миролюбивая часть пошла  в  науку  и

культуру. По итогам XX века результаты следует  признать  впечатляющими:

более двух десятков Нобелевских лауреатов, несколько  десятков  академи-

ков, Лауреатов Сталинских, Ленинских и  Государственных  премий,  Героев

соцтруда, сотни докторов наук, звезд искусства, шахматистов, скрипачей и

т. д. (25).

   Вторая часть - около 2 млн. человек - рискнула эмигрировать в  США  в

поисках лучшей доли, не надеясь на Россию.

   Третья часть,  по-видимому,  малочисленная,  занялась  "революционным

преобразованием" России. Это были, в основном,  недоучившиеся  студенты,

субинтеллигенция, переполненные эмоциями и готовые жертвовать всем моло-

дые люди и девицы. "Серый" кардинал Царя, теоретик самодержавия  Победо-

носцев К. П. сформулировал свою  программу  решения  еврейского  вопроса

следующим образом: "Одна треть евреев эмигрирует, одна  треть  переменит

веру, и одна треть погибнет" (273). Евреи не знали  этой  программы,  но

кожей чувствовали приближение грозы и пополняли ряды революционеров. Со-

единив еврейский фанатизм с русским экстремизмом, они образовали горючую

смесь  огромной  разрушительной  силы.  Поскольку  революционные  партии

действовали подпольно, то установить общее количество членов  и  процент

евреев среди них затруднительно. Всеми признается, что больше всего  ев-

реев было в партии эсеров. В воспоминаниях террориста Савинкова, охваты-

вающих период 1902 - 1909 гг., фигурирует 149 имен,  включая  членов  ЦК

партии эсеров, членов боевой организации, рядовых членов партии и 2 -  3

провокаторов. Евреев в этом списке 31 человек, т. е. 20 %. Расчет, разу-

меется, усредненный из-за переменности состава ЦК, боевой организации  и

разной активности персонажей этой драмы. Боевая организация то разраста-

лась до 30-ти человек, то сокращалась до 3-х из-за казней и  внутреннего

распада. Этими тремя были Е. Азеф, Б. Савинков и красотка  Дора  Брилли-

ант. Социальный состав партии был  неоднородным.  В  боевой  организации

сотрудничали дочь якутского генерал-губернатора, столбовая русская  дво-

рянка Т. Леонтьева и дочь нищего еврея М. Школьник. Независимо от  соци-

ального статуса, они относились к террору с "почти религиозным  благого-

вением" (241).

   Четвертая часть, самая многочисленная, это простой люд,  ремесленники

и торговцы, живущие обычной жизнью и не занимающиеся политикой. Их исто-

рическое "предназначение" заключалось  в  оплате  счетов,  предъявляемых

"черной сотней" их революционным соплеменникам. Они и были жертвами пог-

ромов, т. к. в отличие от революционеров не  знали  конспирации  и  были

всегда под рукой и на виду.

   По шкале этнической ценности евреи в начале XX века в сознании прави-

тельства и в общественном сознании России  занимали  одно  из  последних

мест. Они оставались изгоями, над которыми тяготел миф о распятии  Хрис-

та. Появившиеся "звезды" в лице Рубинштейна,  Антокольского  и  Левитана

ничего не меняли. Крупных капиталистов среди евреев было ничтожно  мало.

Здесь следует отметить братьев Поляковых - Самуила, Лазаря и Якова Соло-

моновичей, банкиров и строителей железных дорог, банкиров М. А. Гинцбур-

га, Дм. Рубинштейна, Мануса, сахарозаводчика Л. И. Бродского, ювелира Ее

Величества А. Симановича, секретаря и друга Распутина,  подкармливающего

его и использующего в своих темных аферах. Первый из  братьев  Поляковых

был известным меценатом. Средний класс у евреев считался также  незначи-

тельным. Основная же еврейская масса представляла бедноту, влачащую жал-

кое существование.

 

   15. РУССКИЕ НЕМЦЫ - ПЕРВАЯ НАЦИЯ РОССИИ

   Кто же в таком случае был привилегированной нацией, занимающей первое

место в России по шкале этнической ценности? Таковыми были русские  нем-

цы. Они начали появляться при дворе и в русском обществе в  царствование

Петра I в процессе "прорубания окна в Европу". При Петре I это был  тор-

говый, военный и ученый люд. Они служили "по контрактам",  отдавая  свой

опыт России, не забывая свои собственные интересы, присматриваясь к  ог-

ромной, полудикой стране. Завоевание Прибалтики включило в орбиту  русс-

кого дворянства особый отряд "немецких  баронов",  владевших  землями  в

Латвии, Эстонии и Литве со времен меченосцев. Прибалтийские немцы быстро

разобрались в интригах петербургского  двора,  почти  безошибочно  делая

ставку на победителя во время дворцовых переворотов. Военные  и  волевые

качества, активность и преданность престолу  быстро  сделали  их  важной

составляющей в сфере политики, армии и администрирования.

   Этому способствовало непрерывное породнение  русских  царей,  великих

князей и княжон с немецкими владетельными домами - Мекленбургским,  Бра-

уншвейгским, Гессен-Дармштадтским, Голштейн-Готторпским, Ольденбургским,

Лейхтенбергским и др. Немецкая кровь постепенно вытесняла русскую  кровь

в жилах царей, превращая их в обрусевших немцев. Практически все русские

императрицы плохо говорили по-русски даже к концу своей  жизни.  По  на-

цистским законам Третьего рейха царскую семью следовало бы отнести к эт-

ническим немцам. Имея в виду такую особенность династии Романовых, можно

утверждать, что не кровь определяет мироощущение человека, а  воспитание

и уклад жизни. Визиты немецких родственников в Петербург и ответные  ви-

зиты великих князей к ним были регулярными. Таким же регулярным станови-

лось присутствие дворян немецкого происхождения при царском и великокня-

жеских дворах. В глазах русских придворных  присутствие  немецкого  дво-

рянства там обретает черты неизбежности  и  закономерности.  Даже  когда

наступали периоды немецкого засилья, у русского дворянства крайне  редко

появлялось желание открыто протестовать или жаловаться. Да и к кому сле-

довало обращать жалобы с неудовольствиями такого рода? К Царю, у которо-

го все родственники немцы и опорой трона являются выходцы из Прибалтики?

Поэтому приходилось терпеть, копить злость и ждать очередного  переворо-

та.

   Важной особенностью карьеры  прибалтийских  дворян  являлось  условие

обязательного принятия православия, что снимало все ограничения в  прод-

вижении по государственной службе. Поэтому прибалтийские немцы, желающие

сделать карьеру при русском дворе или в армии, уже к концу XVIII в. сме-

нили протестантизм на православие. Это принесло  свои  плоды,  и  вскоре

православные немцы активно теснят православных же русских на всех  уров-

нях и во всех сферах государственной жизни. Мы видим русских  немцев  во

главе Канцелярии Его Величества, министерств: двора, иностранных и внут-

ренних дел, военного, финансов, образования,  генералами  и  адмиралами,

губернаторами, командующими армиями, гвардейскими частями. Прибалтийское

дворянство стало рассадником административной элиты. В России не сущест-

вовало губерний, военных округов, дивизий, полков, где бы немцы не зани-

мали командных постов. Особенно высокая концентрация  их  вблизи  трона.

Немцы воспитывают цесаревичей, великих князей и княжон, управляют наукой

и университетами, военными академиями и штабами, заводами и  поместьями.

Помимо изначальных земельных наделов в Лифляндии, Эстляндии и  Курляндии

прибалты становятся помещиками практически всех губерний страны.  Немцам

в Российской Империи жаловаться было не на что. Французский историк ссы-

лается на случай, когда Николай I, желая вознаградить  Ермолова  А.  П.,

спросил его, чего бы он хотел. Ермолов ответил: "Сделайте  меня  немцем,

Государь" (148). Немецкая буржуазия - средний  класс  -  задает  тон  не

только в Риге и Ревеле, но также и в Петербурге, Москве, Екатеринбурге и

других городах Империи. Немецкое крестьянство фермерского типа процвета-

ет как в Поволжье, куда оно было приглашено Екатериной II, так и в Ново-

россии, Прибалтике, средней России.

   Русские немцы, включая прибалтийскую ветвь, оказали в  целом  положи-

тельное влияние на государственность России, становление  ее  промышлен-

ности, науки и культуры. Они стали изрядно  обрусевшим  нацменьшинством,

занявшим благодаря своим талантам исключительное положение в жизни  Рос-

сийской Империи, сравнимое, в какой-то степени,  с  положением  правящей

иудейской прослойки в далекой Хазарии 1000 лет  тому  назад.  Невозможно

перечислить имена всех российских граждан немецкого  происхождения,  во-

шедших в историю Государства Российского. Отметим  здесь  лишь  наиболее

известных ученых - Миллера Г.-Х., Рихмана Г.-В., мореплавателей  -  Бел-

линсгаузена Ф. Ф.,  Крузенштерна  И.  Ф.,  военачальников  -  кн.  Барк-

лая-де-Толли М. Б., бар. Беннингсена Л. Л., гр. Миниха Б.-Х.,  бар.  Ос-

термана А. И.

   К тому времени, о котором идет речь, русские немцы занимали от  трети

до половины губернаторских и вице-губернаторских должностей России и  до

половины командного состава армии. Здесь они выдвигались благодаря храб-

рости, дисциплине, преданности трону, исполнительности и жестокости. Эта

последняя черта иногда приводила к бунтам, как было в Семеновском  полку

в октябре 1820 г., и всегда помогала усмирять мятежные провинции  и  от-

дельные воинские части. Солдаты не любили и  боялись  немцев.  Лейтенант

Шмидт здесь был приятным исключением. Во время русско-японской войны ко-

мандный состав армий выглядел так: 1-й армией командовал  ген.  Линевич,

2-й - ген. Грипенберг, 3-й - ген. бар. Каульбарс. Отрядами, входящими  в

армии, командовали генералы Засулич, Штакельберг, Мищенко и Ренненкампф.

   На совещании в Новом Петергофе в конце июля 1905 г., посвященном соз-

данию Государственной Думы, в первом перед Государем ряду сидели:  Побе-

доносцев К. П. - обер-прокурор Синода, Булыгин А. Г. - министр  внутрен-

них дел, Будберг А. А. - шеф императорской канцелярии, Фриш Э. В. - ста-

рейшина Госсовета, Ламздорф В. Н. - министр иностранных дел, Редигер  А.

Ф. - военный министр, братья Д. Ф. и А. Ф. Треповы, кн. Ширинский-Шахма-

тов А. А., гр. Бобринский А. А., гр. Игнатьев А. П., Танеев А. С.,  бар.

фон-Гильденбрандт Ю. А. - статс-секретарь, бар. Фредерикс Б.  В.  -  ми-

нистр двора, Нарышкин А. А. -  председатель  Совета  объединенного  дво-

рянства, Рихтер О. Б. - член Госсовета, Шванебах П. Х. - главноуправляю-

щий земледелием и землеустройством, бар. Нольде Э. Ю. - управляющий  де-

лами Комитета министров, Тимрот А. Г. - статс-секретарь, Герард Н. Н.  -

председатель департамента Госсовета, сановники Коковцев В. Н.,  Стишинс-

кий А. С., Павлов Н. М., Верховский В. В., Чихачев Н. М.,  историк  Клю-

чевский В. О., пять  великих  князей.  Как  видим,  немецкое  дворянство

представлено здесь весьма внушительно.

   В офицерском Собрании гвардии, армии и флота в присутствии Императора

Николая II, великих князей, высшего генералитета и  рядового  офицерства

полковник Золотарев произносил речь, посвященную памяти Императора Алек-

сандра III, основателя Собрания. "Пока Золотарев  говорил  о  внутренней

политике Александра III, как известно, весьма консервативной, зал слушал

в напряженном молчании. Но вот лектор перешел к внешней политике.  Очер-

тив в резкой форме "унизительную для русского достоинства, крайне  вред-

ную и убыточную для интересов России пронемецкую политику предшественни-

ков Александра III", Золотарев поставил в большую заслугу последнему ус-

тановление лозунга - "Россия для русских", отказ от всех обязательств  в

отношении Гогенцоллернов и возвращение себе свободы действий по  отноше-

нию к другим западным державам... И вот, первые ряды зашевелились.  Пос-

лышался глухой шепот неодобрения, задвигались демонстративно стулья,  на

лицах появились саркастические улыбки, и, вообще, высшие сановники всеми

способами проявили свое негодование по адресу докладчика. Я был  удивлен

и таким ярким германофильством среди сановной знати, и тем, как она дер-

жала себя в присутствии Государя", - писал Деникин А. И. (91).

   Мы привели этот раздел книги для полноты картины и с  целью  показать

два полюса этнического спектра дореволюционной России. На одном из полю-

сов находились русские немцы, обладающие властью, влиянием и всеми  пра-

вами, на другом - евреи, не обладающие этими ценностями, но решившие до-

биться гражданских прав.

 

   16. ПУТЬ К КРОВАВОМУ ВОСКРЕСЕНЬЮ

   Годы 1901 - 1907 характеризовались чередой экономических и социальных

неурядиц, всеобщим смятением умов, террором, войной  и  революцией.  Все

началось с неурожайного 1901 г., вызвавшего крестьянские беспорядки. Ма-

ленькие земельные наделы, низкая технология, долги помещикам -  все  это

усугубило несчастье и толкнуло крестьян к бунтам. Мировые цены на  зерно

упали вследствие общего кризиса, и положение даже крупных помещичьих хо-

зяйств в эти годы стало неустойчивым. С 1902 по 1904 г. зарегистрировано

670 очагов мятежа, в основном, в Поволжье и на Украине. Полыхали усадьбы

помещиков, растаскивался инвентарь и скот. Правительство и правая пресса

обвиняли во всем революционеров-агитаторов. После введения земствами на-

чального образования 20 - 25 % крестьян владело грамотой и могло  читать

прокламации эсеров. Неизвестно при этом, сколько  мятежей  было  вызвано

агитацией, а сколько произошло стихийно. Весной 1905 г. беспорядки  пов-

торились в Саратовской, Пензенской, Курской, Черниговской,  Орловской  и

Воронежской губерниях. Крестьянство требовало  земли  и  захватывало  ее

явочным порядком. Для решения земельного вопроса  правительство  создало

специальные  комиссии.  Земские  либералы,  пытаясь   ввести   стихийные

действия в цивилизованное русло, организовали Всероссийский крестьянский

союз.

   Молодая российская промышленность  продолжала  использовать  западные

кредиты. Спад производства в Европе и Америке в 1899 - 1903 гг. отразил-

ся на рынке кредитов, вызвав рост процентных ставок. Правительство  Рос-

сии потеряло возможность получать займы за границей  и  резко  сократило

государственные заказы. Это привело к остановке ряда производств, в  ко-

торых государство являлось главным заказчиком. Началась  цепная  реакция

банкротств в промышленности. В  течение  трех  лет  было  остановлено  с

увольнением персонала около 4000 предприятий. Уволенные рабочие отправи-

лись в свои деревни, где положение оставалось  безрадостным.  Витте  был

обвинен своими противниками в развале сельского хозяйства  и  промышлен-

ности и подал в отставку с поста министра финансов.  Витте  являлся  та-

лантливым технократом, пользовавшимся доверием западных банкиров и умев-

шим опережать время. Обстоятельства складывались против него. Кроме  то-

го, Витте, "самый умный человек Империи", обладал влиянием, а Царь этого

не любил. К тому же он напророчил провал дальневосточной политики  Нико-

лая II, которую тот считал великой идеей  своего  царствования.  Поэтому

Царь без сожаления расстался со своим министром.

   С новым подъемом промышленности в 1903 г. началась  волна  забастовок

рабочих, доведенных до крайности нищетой. Требования были чисто экономи-

ческими, хотя нефтяники Баку выдвигали и политические требования:  право

на забастовки, признание независимых профсоюзов.  В  1903  г.  бастовало

свыше 200000 рабочих.  Забастовки  сопровождались  демонстрациями,  как,

например, в Златоусте, Киеве, Николаеве, Одессе.  Демонстрации  вызывали

столкновения с полицией или войсками и жестоко  подавлялись.  Однако  до

воскресения 9 января 1905 г. рабочие продолжали считать Государя  арбит-

ром в споре с предпринимателями и даже защитником. В это время в  Петер-

бурге огромное влияние в рабочей среде приобрел Гапон Г. А.,  священник,

пламенный оратор и харизматическая личность. Организованная им забастов-

ка на Путиловском заводе распространилась на другие предприятия города и

охватила 200000 человек. Гапон составил от имени рабочих  петицию  Царю,

под которой подписалось 150000 человек. Текст петиции содержал  описание

бесправия рабочих и по тону своему был трогательной мольбой к  Царю-зас-

тупнику о помощи (272). Надо заметить, что к этому дню  Россия  пережила

множество террористических актов. Из мемуаров Савинкова известно два ва-

рианта подготовки покушения на Царя. Помимо эсеров теракты готовили мак-

сималисты и анархисты. Предупрежденный полицией о шествии рабочих,  Царь

покинул столицу и с семьей отправился в Царское Село. Дальнейшее извест-

но. Мирная процессия рабочих с женами, детьми и стариками, с  хоругвями,

иконами и царскими портретами, несшая  злополучную  петицию  Царю,  была

расстреляна войсками на Дворцовой площади С.-Петербурга.  Стрельба  про-

должалась по бегущим на Невском проспекте у Казанского собора, на  Морс-

кой и Гороховой улицах, на Нарвской и Невской  заставах,  на  Выборгской

стороне. Было убито более 1000, ранено около 2000 человек. Среди  убитых

оказалось несколько полицейских, сопровождавших религиозную процессию  и

не подозревавших о расстреле, и священников. Ответственным за бойню  был

В. Кн. Владимир Александрович, командующий войсками Петербургского воен-

ного округа. Таково мнение Герасимова А. В., шефа  политической  полиции

России в 1906 - 1908 гг. (62). Радзинский считает, что эта трагедия была

спровоцирована спецслужбами с целью дискредитировать слабого Государя  и

заменить его более сильной личностью, например В. Кн. Николаем  Николае-

вичем, либо попугать его и заставить сдвинуться вправо (219).

   В этот день Царь записал в дневнике: "9  января  1905  года.  Тяжелый

день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки... вследствие  желания

рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять,  в  разных

местах города много убитых, раненых. Господи, как больно и тяжело!  Мама

приехала к нам из города прямо к обедне. Завтракали со  всеми.  Гулял  с

Мишей. Мама осталась у нас на ночь". На следующий день 10 января: "Завт-

ракал дядя Алексей. Принял депутацию уральских казаков, приехавших с ик-

рой. Гуляли. Пили чай у мамы..." Николай сохранял хладнокровие истинного

монарха! Ну, постреляли ребята немного, чего не бывает. Бабы новых наро-

дят!

   Отец Георгий (Гапон) обратился к рабочим с гневным призывом: "Родные,

кровью спаянные братья! Невинная кровь пролилась! Пули царских солдат...

прострелили царские портреты и убили нашу веру в царя. Так отомстим  же,

братья, проклятому народом царю и всему его змеиному отродью,  министрам

и всем грабителям несчастной земли русской! Смерть им!" Лучше Гапона го-

ворил только "вождь мирового пролетариата", который по этому поводу про-

рочески изрек: "Пролетариат еще поговорит с царем иным языком!" (156).

   Справедливо считается, что Гапон был агентом  полиции.  Однако  после

ухода Зубатова он был предоставлен самому себе, вышел из-под контроля  и

действительно вообразил себя борцом за народное счастье.  Известны  слу-

чаи, когда революционеры меняли свои убеждения и сотрудничали с  полици-

ей. Здесь имела место противоположная ситуация. На какое-то время  агент

полиции стал революционером и героем 9 января. Гапон шел в первых  рядах

шествия и первым рисковал жизнью. После расстрела толпы он скрывался  на

квартире М. Горького. Еще зимой 1906 г. Гапон был самым популярным лиде-

ром в рабочей среде. 22 марта 1906 г. он был разоблачен эсером Рутенбер-

гом П. М. в присутствии рабочих и повешен ими в пустующей даче  в  Озер-

ках.

   Кровавое воскресенье губительнейшим образом отразилось на  авторитете

Николая II и самодержавия. Была потеряна возможность примирить  трудноп-

римиримое, "утрясти" классовые проблемы сверху, монархом  -  отцом  всей

нации. Дальнейшие события приобретут бескомпромиссный  характер.  Прежде

чем шагнуть в  революцию  1905  г.,  отметим  следующие  важные  обстоя-

тельства.

 

   17. СТУДЕНЧЕСТВО

   Новой социальной группой в России начала XX века  было  студенчество.

Надо отдать должное царскому правительству, которое поддерживало  стрем-

ление к учебе в университетах молодых людей из  бедных  слоев.  Из  4017

студентов столичных университетов 1957 были детьми  неимущих  родителей,

причем 847 из них получали стипендию. Конфликт возник из-за полицейского

произвола в отношении студентов С.-Петербургского университета. Студенты

потребовали неприкосновенности личности, публикации всех  касающихся  их

мер, отмены старого закона о призыве в армию исключенных студентов. Рек-

тор университета ответил им, что "райские птицы, которым дается все, что

они просят, не обитают в нашем климате". Студенты устроили  демонстрацию

у Казанского собора. Их поддержало своей забастовкой 25000 рабочих. Уни-

верситет был закрыт, все студенты исключены. После открытия университета

принято было обратно 2181 студентов из 2425. Николай II  осудил  студен-

тов, заявив, что они должны учиться, а не демонстрировать.  Брожение  не

утихло, и 14 января 1901 г. бывший студент Карпович П. В. убил  министра

просвещения проф. Боголепова Н. П. Это бессмысленное преступление,  вос-

торженно встреченное студенчеством, открыло серию террористических актов

со стороны революционных сил и ответных действий правительства.  Участия

студентов-евреев в указанных беспоряках отмечено не было  ввиду,  скорее

всего, их отсутствия в столичном университете. После этих событий значи-

тельная часть студенчества стала в оппозицию царскому режиму. В 1902  г.

произошел подпольный студенческий съезд с яростными дискуссиями эсеров и

либералов. Небольшая часть студентов-экстремистов пошла в террор, в бое-

вую организацию эсеров. Через 5  лет  в  университетских  городах  черты

оседлости евреев - Киеве, Одессе, Нежине студенты-евреи  стали  основной

взрывчатой силой. В революционной смуте этих городов, особенно после Ма-

нифеста 17 октября 1905 г., они приняли  активнейшее  участие,  являясь,

как утверждали правые, ее "спинным хребтом" (294). В  целом  же  студен-

чество России не разделялось по национальному признаку. Великие идеи,  в

том числе социалистические, распространялись транснациональным  образом,

подобно религиозным, пацифистскому, феминистскому и другим движениям.

 

   18. ЦАРСКИЙ ХАРАКТЕР

   К началу войны с Японией Николаю II было без малого 36 лет,  из  коих

он 8 лет после коронации правил страной. 8 лет - небольшой срок для  то-

го, чтобы стать профессионалом в каком-либо деле, а тем  более  в  руко-

водстве Россией. Пусть читатель оглянется на собственный опыт и признает

справедливость сказанного. Конечно, Государь прошел за это время большой

путь. Это уже не тот молодой человек, который когда-то на вопросы  Витте

отвечал: "Спросите у мамы". Он почти преодолел  комплекс  застенчивости.

Теперь это очень сдержанный, вежливо слушающий собеседника,  внимательно

следящий за формулировками, никогда не повышающий  голос,  подтянутый  и

аккуратный человек. Он преодолел и комплекс неполноценности по отношению

к своим напористым и властным дядьям. Теперь он добивается от них  того,

что ему нужно, и делает это в своей манере: спокойно, не повышая голоса.

Тогда, в начале пути, он тяготился государственными делами, уделяя им  2

- 3 часа в день. Теперь он работает по многу часов, вдаваясь во все  де-

тали и мелочи управления, излишне замыкая на себя  второстепенные  вещи.

Он всегда немногословен. Немногословен, как его дневник. Историки,  изу-

чавшие личность царя по его  дневнику,  часто  употребляли  слово  "пос-

редственность". Фактически это не так. Он не был книжником и пишущим че-

ловеком, поэтому его дневники сухи. Откровенничал он лишь  с  матерью  и

Аликс. Его жизнь была заполнена семьей и царскими заботами. Николай  об-

щался с огромным количеством людей - от солдат до королей,  и  никто  из

них не назвал его посредственностью. Правда, Деникин А.  И.  пишет,  что

Царь "без всякого сомнения человек застенчивый, вне привычной среды, ви-

димо, затруднялся в выборе тем для разговоров" (87). Однако общение  Де-

никина с Николаем II было кратковременным, на приеме присутствовало мно-

жество офицеров, и найти с каждым  индивидуальную  тему  разговора,  как

старался Государь, было действительно трудно. Это уличные ораторы  обща-

ются сразу со всей толпой. Николай не обладал этим даром, и ему это было

не нужно. Он был не ритор, но Царь. Как  личность  он  действительно  не

стал ярким человеком, возможно,  из-за  своей  скрытности  и,  возможно,

из-за бремени рутинной работы. Но он не был и посредственностью.

   Ферро ищет и находит в его жизни две "великие  идеи  царствования"  -

выход к Тихому океану и официальные профсоюзы . Советские историки вооб-

ще не находят в его царствовании ни великих идей, ни  чего-либо  положи-

тельного, представляя этот период русской истории как череду  преступле-

ний режима против простого народа (133). Задолго до советских  историков

в 1911 г. вышла книга Обнинского В. П.  с  описанием  злодейств  царизма

(184). В посткоммунистической России маятник исторических оценок качнул-

ся в противоположную сторону, и дореволюционная Россия в кино  и  книгах

предстает как прекрасная Атлантида,  Бог  весть  почему-то  взорвавшаяся

(218, 74). Образ последнего Российского  Императора,  невинно  убиенного

большевистскими иродами, окутан ностальгическим  флером,  прошел  стадию

героизации и вот-вот будет канонизирован Церковью. Споры и оценки  собы-

тий в России в первые два десятилетия XX века, очевидно, не  скоро  дос-

тигнут стационарного состояния. Появились и первые учебники  по  истории

Советского государства,  написанные  без  идеологической  риторики  (38,

284). Наш рассказ тоже не будет последним в этих спорах.  Из  того,  что

известно о Николае II (131, 155, 83, 142, 176, 152, 58, 190), нам предс-

тавляется существенным подчеркнуть следующие его качества,  отразившиеся

на результатах русско-японской войны и последующих за ней событиях.

   Во-первых, позднее созревание Николая, как Государя и  как  личности.

Отчего это произошло? От традиционной системы воспитания  и  образования

всех великих князей России? Большая семья Романовых, насчитывающая около

40 особ, дала лишь одного-двух человек, оказавшихся более или  менее  на

уровне требований в годину потрясений. Это были В. Кн. Николай  Николае-

вич, дядя Царя, генерал-инспектор кавалерии и Главнокомандующий  Русской

армии в Первую мировую войну, и сам Государь, принявший на себя командо-

вание, но не в русско-японской войне, а в сложнейший момент  летом  1915

г. после отступления русских войск. По традиции великие князья  командо-

вали родами войск и гвардией. Фактические их интересы были далеки от де-

тального руководства  частями,  а  обязанности  сводились  к  выполнению

представительских функций и парадам. Дядя Царя В. Кн. Алексей  Александ-

рович, генерал-адмирал русского флота, вышел в отставку после гибели эс-

кадры, атакованной японцами на рейде  Порт-Артура.  Его  вклад  в  воен-

но-техническое состояние флота был нулевым, в основном из-за  чрезмерной

склонности адмирала к "сладкой" жизни. Другой дядя Царя, В.  Кн.  Сергей

Александрович - генерал-губернатор Москвы и  генерал-инспектор  артилле-

рии, никак себя не проявил на артиллерийском поприще. Оба они имели  при

этом высшие воинские звания - по флоту и артиллерии, соответственно.  Их

отношение к воинским обязанностям нельзя даже сравнивать с тем, как  от-

носились к таковым военачальники советского  периода,  например  адмирал

флота Горшков С. Г., главный маршал артиллерии Воронов Н. Н.,  или  пар-

тийные сановники, курирующие эти отрасли. Другими словами,  практической

поддержки от своей большой семьи в военное время Государь не имел.

   Во-вторых, неагрессивный и даже миролюбивый характер Николая  II.  Об

этом говорят мемуаристы, близко знавшие Царя, западные,  эмигрантские  и

посткоммунистические историки. Об этом говорит его политика. На  взгляды

молодого Государя повлияла книга И. Блоха "Будущая  война",  описывающая

возможные опустошения, вызванные всеобщим конфликтом. По инициативе Царя

всем державам направляется нота от 16 (28) августа 1898 г. с призывом  к

разоружению и созывается Гаагская мирная конференция, в которой  приняло

участие 13 государств, включая США, Китай и  Мексику.  Это  была  первая

конференция такого рода. Она запретила применение боевых отравляющих ве-

ществ и разрывных пуль "дум-дум".  Несчастьем  царствования  Николая  II

явились Русско-японская и Первая мировая войны. Обе войны были объявлены

России, и к обеим войнам она подошла неподготовленной.  Войны  усугубили

внутренний кризис и, в конечном итоге, погубили  самодержавие.  Характер

Царя годился не для войн, а для мирного существования.  Редкие  семейные

конфликты с дядьями, кузенами и братьями он всегда старался  сгладить  и

добивался мира, соответствующего его понятиям о чести династии.  Из  его

характера вытекала и нестрогость к проштрафившимся бюрократам. Это неиз-

бежно вело к снижению уровня руководства и вызывало беспощадную  критику

слева. Взяточничество на всех уровнях сопровождало все правление Николая

II.

   В-третьих, непоколебимая приверженность идее самодержавия.  Собствен-

но, она и была главной идеей его царствования. Все, что  угрожало  само-

державию, естественно, пресекалось, а  люди  с  намеком  на  либеральные

взгляды устранялись из руководства. Его упрямство  тоже  было  подчинено

этой идее. Он получил абсолютную власть от отца и делал все, чтобы в та-

ком же виде передать ее наследнику. Более того, он  совершенно  искренне

верил, как христианин, что он есть Помазанник Божий и сохраняет  власть,

врученную ему Промыслом Божиим. Его неспособность к компромиссам  оказа-

лась для династии роковой.

 

 

 

Hosted by uCoz