Викки Крафт

Пусть женщина наставляет женщин

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 3 . ЧТО НУЖНО ЖЕНЩИНАМ

 

 

Когда  я работала  в женском комитете Библейской церкви  "На Се-

веро-Западе", наша программа женского служения была в стадии ста-

новления (может быть, вы сейчас находитесь в той же ситуации). Жен-

ский  комитет  ознакомился  с  опытом  предшественников  и  пришел  к

выводу, что главный недостаток таких программ в том, что в них при-

нимает  участие меньшинство женской половины общины,  а молодых

женщин совсем мало. Тем самым, главная идея программы . общение

женщин разных поколений, согласно Слову Божьему . сходит на нет.

Я  уверена,  что  общение  женщин  разных  поколений  благотворно

для всех; я убедилась в этом и во время обычных занятий по изучению

Библии, и когда вела недельный курс для тех сестер, которые посвяти-

ли  себя  евангелизации.  Много  раз  молодые  женщины  говорили  мне,

насколько важно и полезно было для них изучать Библию под руково-

дством  старших  сестер.  Они  с  радостью  открывали  для  себя  многие

места Библии, имеющие прямое отношение к их конкретным пробле-

мам  ("Оказывается,  в Библии написано про нас!"). Когда  в 1984 году

мы с мужем вели программу под девизом: "...Чтобы вразумляли моло-

дых" (Тит 2:4), . нам пришлось много разъезжать, и мы увидели: во

всех уголках нашей страны женщины хотят служить женщинам; в этом

нуждаются и младшие, и старшие. А когда в 1989 году нас пригласили

в  Манилу  на  II  конференцию  Лозаннского  движения,  мы  убедились:

потребность  учить  и  воспитывать  следующее  поколение  свойственна

женщинам всего мира.

Ядром сестринской программы в нашей церкви "На Северо-Западе"

были  кружки  по  изучению  Библии. Кружок  собирался  у  кого-нибудь

дома  примерно  раз  в  месяц.  Казалось,  что  были  все  условия  к  тому,

чтобы подружиться, но, видимо, мы чего-то не учли, и кружки быстро

распадались. Мы  помолились  и  решили  сделать  перерыв  на  год;  а  за

этот  год  расспросить  женщин  и  с  Божьей  помощью  попытаться  по-

нять, что же им на самом деле необходимо.

Кроме того, мы связались с другими общинами, в которых действо-

вали программы женского служения. Вот несколько практических со-

ветов, которые мы вынесли из их опыта.

  Собираться лучше почаще: раз в неделю, а не раз в месяц.

  В центре внимания . Библия, а не программы или проекты.

  Единообразие нежелательно; лучше "рассортировать" кружки

по интересам.

  Лучше, если во главе программы стоит женщина, наделенная

официальной властью в общине.

  Результатом  наших  размышлений  о  том,  как  сделать  про-

грамму  служения  женщин  наиболее  эффективной,  стали  12

тезисов,  которые мы  приводим ниже  (подробней мы  остано-

вимся на них в следующей главе).

 

1.  Нужно начинать с молитвы.

2.  Нужно знать своих членов.

3.   Нужно  искать и  добиваться  поддержки  руководителей поме-

стной церкви.

4.  Программа должна ставить перед собой конкретные цели.

5.   Программой должны руководить сестры.

6.   Необходимо специально готовить руководителей.

7.   В центре внимания должно быть изучение Библии.

8.   Программа должна быть разнообразной.

9.   Нужно создавать группы поддержки.

10.  Нужно привлекать сестер к участию в евангелизации.

11.  Нужно подружиться.

12.  Программа должна быть гибкой.

 

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.  Сколько прихожан в вашей общине?

2.  Когда она была основана?

3.   Какие формы служения женщин есть у вас?

  А.   Назовите три, на ваш взгляд, самых удачных:

    (1)

    (2)

    (3)

      (а)  Сколько женщин в этом участвуют?

      (б)   Какого они возраста?

  Б.   Назовите три, на ваш взгляд, самых неудачных:

    (1)

    (2)

    (3)

      (а)  Сколько женщин в этом участвуют?

      (б)  Какого они возраста?

4.  Сколько всего женщин у вас в общине? Какого они возраста?

5.   Ваша община . городская или сельская? Что еще вы можете ска-

зать про вашу поместную церковь?

6.   Имеет ли это значение для того, как вы будете строить программу

служения женщин?

7.  Попросите у Господа, чтобы Он дал вам новые идеи об организа-

ции  сестринского  служения  в  вашей  церкви;  затем  запишите,  что

пришло вам в голову после того, как вы прочитали данную главу и

помолились. 

 

 

 

 

4  . ДВЕНАДЦАТЬ ТЕЗИСОВ

 

 

Мы сформулировали 12 тезисов: "Как сделать программу служения

женщин наиболее эффективной". Сейчас мы разберем подробнее неко-

торые из них. Мы уверены: если в основе программы не лежат обду-

манные методологические принципы, то она обречена на провал.

 

НУЖНО НАЧИНАТЬ С МОЛИТВЫ.

Сколько вас . женщин, которые хотят служить? Может быть, вы

одна?  Помолитесь,  чтобы  Бог  послал  вам  сестер,  которые  объединят

свои усилия (очень хорошо, если к вам присоединится жена пастора).

Когда вас станет трое или четверо, вы можете собираться и молиться

вместе.  Вот  вопросы,  которые  нужно  задать  себе  и  просить  Бога  по-

мочь найти верные и мудрые ответы:

1.  Руководство  общины .  расположено  ли  оно  к  программам

женского служения?

2.  Действует ли в вашей общине такая программа? Как вы ее оце-

ниваете?

    а.   Участвуете ли вы в этой программе?

б. Насколько  эта  программа  открыта для  переоценки,  перемен,

расширения  сферы  деятельности  и  привлечения  новых  уча-

стников?

в.   Согласятся ли  руководители  программы  встретиться  с вами

для молитвы и обсуждения дальнейших планов?

г.   Участвует  ли  пастор  в  программе?  Нужно  ли  ему  участво-

вать? Когда и как лучше обратиться к нему за помощью?

3.  Кого  из женщин вашей общины следовало бы привлечь к этой

программе?

4.  Видите ли вы среди них будущих лидеров и их помощников?

5.  Как  лучше  объяснить  предлагаемые  перемены  в  служении  и

всем сестрам, и руководству церкви?

6.  Какое взять направление?

7.  Как начать программу ? Чего в первую очередь ждет от нас Бог?

8.  Как  сделать  так,  чтобы наши  действия послужили укреплению

поместной церкви?

9.  Каким образом мы могли бы помочь пастору?

10. Молитесь, чтобы Господь избавил вас от духа осуждения.

 

НУЖНО ЗНАТЬ СВОИХ ЧЛЕНОВ.

Что за женщины у вас в общине? (Может быть, стоит провести оп-

рос.)  Какого  они  возраста?  Какого  возраста  их  дети?  Многие  ли  из

женщин работают? Все это необходимая информация. Только распола-

гая  ею,  вы  можете  решить  конкретные  вопросы.  Когда  лучше  соби-

раться . вечером или днем? Может быть, стоит организовать и днев-

ную,  и вечернюю  группы?  Действовала  ли  когда-нибудь  в  вашей  об-

щине программа служения женщин? Как сложилась ее судьба и как это

повлияет  на  ваши  планы  (постарайтесь  учесть  опыт  предшественни-

ков)?  Ваша  церковь  городская  или  сельская?  Издалека  ли  женщины

собираются  в  церковь? Каждый  из  этих  вопросов  исключительно  ва-

жен, чтобы программа не "витала в облаках".

 

НУЖНО ИСКАТЬ И ДОБИВАТЬСЯ ПОДДЕРЖКИ РУКОВОДИТЕ-

ЛЕЙ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ.

Ключевой  этап  организации  сестринского  служения .  информи-

рование  и  согласование  этой  программы  с  руководящими  братьями

церкви; это особенно важно в том случае, если они еще не прониклись

ее идеями.

Братья  нередко  считают,  что  сестринская  программа .  это  дело

сестер, а значит, "мужчинам в это лучше не вмешиваться" (в том чис-

ле,  и  средства  женщины  должны  отыскать  сами).  Это  неправильно!

Мы можем со всем почтением сказать: "Дорогие братья! В Библии ни-

где не  говорится, к примеру, о  студенческих или о молодежных про-

граммах; но о том, что "старицы" должны "вразумлять молодых", ска-

зано прямо!"

Наша  программа  собирает  пожертвования  участников  и  принимает

добровольные взносы со стороны; но основной источник нашего сущест-

вования .  церковный  бюджет  (включая  оплату  ухода  за  маленькими

детьми). Мы работаем уже 7 лет и проверили этот принцип на практике:

женщины должны постараться справиться сами, но при этом им нужно

знать:  если  что . церковь  поможет. (Пожертвования  на  женскую  про-

грамму хранятся в общецерковном фонде, но учитываются особо.)

Обсудить заранее

В  нашей  церкви  мы  сделали  так:  составили  сборник  вопросов  и

предложений,  относящихся  к  сестринскому  служению.  Туда  вошли

высказывания  известных  женщин  настоящего  и  прошлого,  а  также

конкретные  планы  и  предложения  сестер  нашей  общины.  Женщины

сходились  в одном: в церковном руководстве должна быть женщина,

которая отвечает за женские программы. Сборник мы подарили нашим

пресвитерам  и  их  женам. Потом  была  дискуссия  (мы  соединили  ее  с

чаепитием).

"Сестры нуждаются в поддержке"

Пресвитеры  нашей  поместной  церкви  оказались  достаточно  муд-

рыми, они сразу поняли этот принцип. У женщин есть нужды, в кото-

рых  им  не  могут  помочь  ни  пастор,  ни  пресвитеры,  а  только  другие

женщины. И служение среди женщин нужно доверить духовно зрелым

женщинам; а руководство общины, со своей стороны, должно всесто-

ронне поддержать их, в том числе материально.

 

ПРОГРАММА ДОЛЖНА СТАВИТЬ ПЕРЕД СОБОЙ КОНКРЕТНЫЕ

ЦЕЛИ.

Это не дает программе "блуждать". Мы поставили перед собой сле-

дующие цели:

  Способствовать  духовному  росту  женщин  (это  включает  в  себя

евангелизацию).

  Готовить женщин к служению.

  Способствовать укреплению поместной церкви в целом.

Эти цели можно назвать долговременными; их нельзя терять из вида.

 

 

 

ПРОГРАММОЙ ДОЛЖНЫ РУКОВОДИТЬ СЕСТРЫ.

Мы считаем, что в штате общины должна быть должность помощ-

ника  пастора  по  работе  среди женщин  (она  может  называться  как-то

иначе)  и  эту  должность  должна  занимать  сестра.  Первое  время  она

может  работать  на  общественных  началах;  но по мере  того,  как про-

грамма расширяется, лучше выделить ей ставку, чтобы она могла пол-

ностью посвятить себя программе.

Штатная  сотрудница  сестринской  программы  имеет  возможность

довести их нужды (как общие, так и каждой отдельно) до сведения ру-

ководства  общины.  Ей  легче  планировать  и  проводить  долговремен-

ные программы в расчете на перспективу. Женщины умеют внести те-

плоту  даже  в  самые  "официальные"  моменты!  Обычно  женщины  со-

ставляют не менее половины членов церкви, а среди штатных сотруд-

ников  они  встречаются  исключительно  редко. В моей  практике было

несколько  случаев,  когда  в  ситуации  деликатного  характера  руково-

дство  общины  становилось  в  тупик,  и  помогало  "женское"  решение

вопроса (потом меня благодарили). Сотрудница в штате более доступ-

на как консультант: женщины могут обратиться к ней за советом, до-

вериться ей.

Женщина на этой должности не должна пытаться охватить все са-

ма; она должна только распределить обязанности и задать темп. Найдя

в себе дар служения (а он включает в себя скромность, честность, уме-

ние разбираться в людях и часто присущ женщинам), женщина охотно

будет служить.

Не  в меньшей  степени, чем штатная сотрудница, программе необ-

ходим сестринский комитет (большой или маленький . зависит от то-

го, насколько велика ваша община). Если сестры . руководительницы

женского  служения еще  нет,  инициатива может  исходить  от  пастора.

Он  должен  подобрать  духовно  зрелую  сестру,  наделенную  организа-

торским талантом, и назначить ее ответственной за программу служе-

ния женщин.  Та,  в  свою  очередь,  должна  с  молитвой  подобрать  себе

помощниц  и  выделить  каждой  сферу  ее  деятельности,  а  сама должна

координировать их  работу. Очень важным  является правильное  соче-

тание свободы и контроля. Члены комитета не "вольные стрелки", они

подотчетны  комитету;  но  каждая  должна  иметь  достаточно  свободы,

чтобы действовать творчески и наилучшим образом приложить тот дар

Духа, который дан именно ей. Это убережет программу от однообра-

зия. Глава комитета должна сдерживать в себе диктаторские замашки

(если  сестра  прирожденный  лидер,  то  это  нелегко).  Для  того,  чтобы

привлечь  молодых  женщин,  нужно  искать  новые  формы.  Никогда

не говорите:  "Раньше  мы  так  не  делали!";  не  считайте  себя  непогре-

шимой . будьте открыты новым идеям. Помните, что ваша задача .

с  помощью  программы  послужить  сестрам,  а  не  втискивать  сестер  в

прокрустово ложе программы.

Братья иногда опасаются, что если допустить сестер к руководству,

то  не успеешь  оглянуться,  как они уже  верховодят  в общине. Это .

миф, и не более, чем миф. Служить женщинам . та область, которую

Сам Бог предназначил для женщин; женщины находят в ней себя и со-

всем не стремятся бороться за власть: на это у них просто не хватает

сил и времени.

 

НЕОБХОДИМО СПЕЦИАЛЬНО ГОТОВИТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.

Первейшее условие для этого . помочь сестрам открыть свои ду-

ховные дары. Я верю, что Бог позаботился о том, чтобы в каждой об-

щине были женщины, наделенные теми дарами, которые этой общине

необходимы.  Что  говорит  Библия? . "...Каждому  дается  проявление

Духа  на  пользу" (1  Кор  12:7).  Дары  Духа  даются  каждому  в  момент

обращения.

Что такое дар Духа? Это данная Богом способность служить сози-

данию Тела Христова.

Служение . плод совместных усилий; чтобы оно было эффектив-

ным, нужно правильно "расставить всех по местам". Что любит делать

каждая из ваших сестер? Что у нее получается хорошо, а что не очень?

Не грех признаться в том, что кое-что у меня не выходит. Может быть,

другая в этом сильна, и нам имеет смысл поменяться местами.

Кроме пользы дела,  есть еще одна причина, по которой  стоит вы-

явить в себе дар Духа: то, к чему у нас дар, мы делаем с радостью. И

наоборот,  если  женщине  в  тягость  порученное  ей  дело,  она  вряд  ли

сделает его хорошо, и от дальнейших поручений будет стараться укло-

ниться.

 

Узнать свой дар . значит узнать волю Божию

Знать свой дар . это знать, к какому служению предназначил вас

Бог. Но следует иметь в виду, что у человека может быть много даров;

поэтому не стоит замыкаться в одной области.

 

Вы сможете выбрать дело "по себе" и определить приоритеты

Браться за первое попавшееся дело, отвечать "да" на каждое пред-

ложение потрудиться . это ложно понятое смирение. Если вы избра-

ли ту область служения, к которой у вас есть дар, вы перестанете чув-

ствовать себя виноватой за то, что отказались от других дел. Пусть за

это дело возьмется женщина, дар которой . в этой области; а все вме-

сте послужит к возрастанию Тела Христова.

 

Вы сможете принять себя такой, какая вы есть

Когда мы начинаем сравнивать себя с другими, нам порой кажется,

что Бог чего-то недодал нам (особенно, если мы лишены даров, кото-

рые  проявляются  "на  людях"). Но  если  женщина  открыла  в  себе  дар

Духа  и  старается  употребить  его  на  служение  Богу,  она  навсегда  из-

бавлена от этих терзаний. Чувство исполненного долга помогает при-

нять себя, трудиться с удовольствием.

 

Вы поймете, как совершенствовать свой дар

Если женщина открыла в себе дар Духа, она знает, "в какую сторо-

ну расти".

Например,  если  у  вас .  дар  учительства,  может  быть,  вам  стоит

получить  педагогическое  образование?  А  если  дар  раздаяния,  может

быть, имеет смысл поискать работу при благотворительных учрежде-

ниях?  Святой  Дух  дает  дар;  но  совершенствовать  этот  дар  призваны

мы сами.

 

 

 

 

О КАКИХ ДАРАХ СВЯТОГО ДУХА СКАЗАНО В НОВОМ ЗАВЕТЕ

 

1 Кор 12:4-10 и 12:28-30

Слово мудрости

Слово знания

Вера

Дары исцелений

Дар чудотворения

Пророчество

 

Рим 12:6-8

Служение

Увещевание

Раздаяние

Начальствование

Благотворение

 

Различение духов

Языки и истолкование языков

Апостольство

Учительство

Дар вспоможения

Дар управления

 

Еф 4:11

Дар евангелиста

Дар пастыря

 

 

Дары Духа даны нам не для самоуслаждения, а для созидания Тела

Христова: "...дабы...  все  члены  одинаково  заботились  друг  о  друге"

(1 Кор  12:25);  "...страдает  ли  один  член,  страдают  с  ним  все  члены"

(1 Кор  12:26).  Поэтому  мы  не  вправе  пренебречь  своими  дарами:

"...мы, многие, составляем одно тело во Христе" (Рим 12:5), и, если дар

Духа пропадает втуне, терпит утрату все Тело. (Это относится и к да-

рам, данным женщинам.)

Каждой  женщине  Бог  дает  неповторимый  букет  даров;  и  каждая

ответит  перед  Ним:  употребила  ли  она  эти  дары  на  служение  Телу

Христову?

Но если дар Духа настолько важен, как найти его в себе?

 

 

 КАК НАЙТИ В СЕБЕ ДАР ДУХА:

1. Начните  с  молитвы  (можно  помолиться  вместе).  Пусть  Бог

поможет вам открыть в себе дар Духа!

2. Откройте Библию. Что Она говорит о дарах Духа Святого?

3. Расспросите других христиан: к чему, на их взгляд, вы наибо-

лее способны?

4. Загляните внутрь себя: что вас привлекает сильнее всего?

5. Попробуйте себя в той области, где сосредоточены ваши ин-

тересы.

6. Если вы действительно нашли себя . Бог одобрит ваш выбор

("непосредственно" или устами других людей).

7. Радость и  свобода, результаты, превосходящие ожидания, .

вот признаки того, что вы не ошиблись.

 

Мы  не  проводим  выборов  в  женский  комитет; мы  просто  пригла-

шаем тех женщин, которые, как нам кажется, подходят. В комитете ра-

ботают 2 года; каждый год сменяется половина состава. Смена состава

происходит в мае; но уже в январе мы начинаем подбирать и готовить

женщин на освобождающиеся места. Вот соображения, которыми мы

руководствуемся при подборе кандидатур:

Часто ли эта женщина ходит в церковь?

Имеет ли она опыт ведения занятий в группах, преподавания?

Предлагает ли она помощь сама?

Как она справлялась с поручениями?

Свидетельствует ли ее жизнь о любви к Богу?

Помогает ли она сестрам, проявляет ли любовь и заботу о них?

Является ли она членом нашей церкви?

Мы стараемся поручить женщине то, что соответствует ее дару. Ес-

ли нам нужна ответственная за благотворительную или евангелизаци-

онную программу, мы ищем талантливого организатора, а если ответ-

ственная за прием гостей . радушную и гостеприимную хозяйку до-

ма.  Комитет  должен  единогласно  поддержать  кандидатуру,  и  только

тогда я обращаюсь к самой кандидатке.

Сердечно поблагодарив ее за участие, энтузиазм и поддержку Про-

граммы, я задаю ей несколько вопросов:

Являетесь ли вы  членом нашей поместной церкви? Хотите ли вы

стать членом нашей церкви?

(Для того, чтобы участвовать в программе, не обязательно быть

членом  нашей  общины!  Но  сестринский  комитет мы  избираем  из

своих членов.)

Очень ли вы заняты в этом году? 

(Если женщина очень занята и в комитете работать не сможет, я

все-таки рассказываю ей, чем занимается комитет. Может быть, она

будет свободнее в дальнейшем.)

Считаете ли вы себя способной работать в комитете? Будет ли

вам интересно? Соответствует ли этот труд вашим дарам?

(Это очень важный вопрос, потому что некоторые просто стес-

няются отказаться, и работа будет им в тягость.)

Хотите ли вы работать два года или один?

(Годичную  и  двухгодичную  формы  работы мы  предусмотрели

при создании комитета. "Второгодницы" обучают новеньких.)

Если женщина хочет работать с нами, я объясняю ей, что если к ее

обязанностям жены, матери и хозяйки дома добавится работа в коми-

тете, то это может занять у нее практически все время и силы; поэтому

мы приглашаем работать в комитете лишь тех сестер, которые готовы

пожертвовать другими делами и служениями (помимо семьи).

Если женщина  состоит  в  какой-нибудь миссии или межцерковной

организации, я говорю ей, что работа в своей общине даст ей бесцен-

ный дополнительный опыт. Межцерковные организации (в том числе

различные  программы  по  изучению  Библии)  прекрасно  готовят  жен-

щин к служению; и в программах, подобных нашим, эти женщины на-

ходят  применение  своим  знаниям  и  навыкам.  Церковные  и  межцер-

ковные организации . не соперники, а сотрудники. Обычно женщины

соглашаются работать с нами (в прошлом году из семи кандидаток пя-

теро вошли в комитет). Наш комитет выдержал уже 7 смен составов, и

каждый раз состав полностью обновлялся. Я считаю, что это хорошо;

это  значит,  что  в  работу  вовлекается  новый  контингент. Кроме  того,

это оберегает нас от однообразия и открывает новые возможности. В

комитете работают женщины от 20-ти до 60-ти лет . служить и руко-

водить можно в любом возрасте.

Председательница комитета избирается на год из тех женщин, ко-

торые  уже  год  проработали  в  комитете. У  каждой  председательницы

свой  стиль  работы; но  все,  с  кем  я работала, очень помогли и мне, и

другим членам комитета.

Новые члены комитета приходят в марте, а старые уходят только в

мае. Таким образом, те и другие имеют возможность поработать вме-

сте и передать свое служение новичкам.

В мае мы устраиваем прощальный вечер. В его официальной части

мы подводим итоги  года и  составляем планы на  следующий год. Мы

оцениваем  каждый  аспект  сестринского  служения,  изучаем  отчеты  о

проделанной работе, вносим необходимые поправки и уточнения в пе-

речни  должностных  обязанностей.  Дискуссия  бывает  очень  жаркой!

Для нас нет запретных тем. Придерживаясь основных принципов, мы в

то  же  время  учитываем  каждое  мнение,  ободряем  и  направляем  друг

друга.

Все  наши  женщины .  лидеры;  а  лидеру  необходимо  равновесие

между свободой и ответственностью. Нужно не стричь всех под одну

гребенку, а помочь каждой обрести индивидуальный стиль служения.

Бывают женщины, которым проще сделать все самим, чем наставлять

помощниц  и  передать  им  часть  своих  обязанностей.  Такие  сестры

обычно стараются во всяком деле достичь совершенства любой ценой;

им  нужно  напомнить,  что  наша  цель .  не  программа,  а  люди.  Чем

больше сестер вовлечено в служение, тем лучше в первую очередь для

них и для их духовного роста. Поэтому разделение ответственности и

обязанностей  гораздо  важнее,  чем  то,  насколько  скрупулезно  выпол-

нены все поручения.

Наша цель . не программа, а люди. Именно поэтому мы стре-

мимся передать часть своих обязанностей другим сестрам.

 

 

 

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ДОЛЖНО БЫТЬ ИЗУЧЕНИЕ БИБЛИИ.

В  центре  внимания  программы  сестринского  служения  должна

быть Библия. Люди испытывают жажду, природу которой они не все-

гда сознают; а утолить эту жажду может только Слово Божие. Женщи-

ны могут с увлечением работать в программе; но если они не изучают

Библию и не применяют ее к своей жизни, то они не будут расти ду-

ховно. Вырасти "в меру полного возраста Христова" (Еф 4:13; см. тж.

1 Пет 2:2) . вот цель служения.

Межцерковные  организации  имеют  богатый  опыт  изучения  Биб-

лии; но этот опыт не всегда приложим в поместной церкви. Изучение

Библии в общине должно быть рассчитано на всех . "взрослые овцы

и ягнята пасутся вместе". Занятия должны быть такими, чтобы женщи-

на  могла  привести  с  собой  неверующую  соседку,  никогда  не  откры-

вавшую Писания.

Это  должны  быть  уроки  "для  верующих  и  неверующих",  причем

такие,  в  которых  найдут полезное для  себя и  новообращенные, и ду-

ховно зрелые христиане. Устроить такие уроки . дело непростое; но

тем не менее это возможно.

 

Как организовать занятия

Современная  жизнь  не  располагает  к  тому,  чтобы  планировать  на

долгие  сроки. Мы  разбили  учебный  год  на  триместры;  каждый  три-

местр . от 3-х до 10-ти недель. Осенний триместр начинается в сере-

дине сентября и длится до середины ноября; потом следует перерыв на

праздники.  Зимний  триместр  начинается  через  неделю  после  Нового

года и заканчивается в середине марта; потом . недельный перерыв.

Весенний триместр начинается в конце марта и продолжается до сере-

дины мая. Триместры относительно самостоятельны; в разные триме-

стры изучаются разные предметы.

В пользу такого подхода говорит и то, что гораздо легче найти пре-

подавателя  на  триместр,  чем  на  целый  год.  Какими  пособиями  мы

пользуемся? Обычно наши преподаватели сами составляют свой курс,

хотя  это  и  не  обязательно.  Занятия  тематические;  темой  может  быть

одна из книг Библии, библейский персонаж и проч.

Ученицы  получают  индивидуальные  задания .  они  должны  изу-

чить какой-нибудь отрывок Писания и ответить на вопросы. Не все от-

вечают на вопросы; но те, кто справляется с заданием, говорят, что та-

кая самостоятельная работа приносит им большую пользу.

 

Кто будет учить

Здесь  нужно  положиться  на  Господа.  Во-первых,  учить  женщин

должна сестра. Я говорила братьям-преподавателям: "Женщинам нель-

зя растолковать Библию на футбольных и армейских примерах!" Они

смеялись  и  соглашались  со  мной.  Ученицы  чувствуют,  что  женщина

понимает их лучше; с женщиной они более откровенны; к женщине им

легче обратиться за советом.

Приглашать  ли  преподавательниц  со  стороны?  На  наш  взгляд,  в

этом чаще всего нет никакой необходимости. Я убеждена, что Бог дает

каждой общине дары, необходимые для возрастания  "в меру полного

возраста  Христова" (Еф  4:13),  и  в  каждой  поместной  церкви  обяза-

тельно  найдется  сестра,  достаточно  одаренная,  чтобы  справиться  с

этим делом. Помолитесь, чтобы Святой Дух направил вас. Вообще, со-

провождайте  молитвой  каждый  свой  шаг;  значение  молитвы  невоз-

можно  переоценить.  Когда  вы  будете  подбирать  преподавательницу,

обратите  внимание  вот  на  что:  действительно  ли  она  преподает Биб-

лию,  или  она  просто  хорошая  рассказчица,  умеющая  увлечь  аудито-

рию. Систематическое преподавание Библии, которое помогает учени-

цам возрастать духовно, . это совсем не то же самое, что просто ув-

лекательный рассказ, проиллюстрированный библейскими цитатами.

Может быть, в вашей общине есть сестры, которые собираются по

домам для изучения Библии? Или те, что участвуют в межцерковных

программах по изучению Библии? Может быть, вы просто знаете сест-

ру,  которая  хорошо  учит?  (Она  должна  пользоваться  уважением  и

знать Писание.) Попросите ее дать несколько пробных уроков. Не те-

ряется ли она перед большой аудиторией? Любовь к своим ученикам,

чувство юмора, умение держаться перед публикой . все это не менее

важно, чем владение предметом. Учитель не только преподает матери-

ал, но и является примером для учеников.

Если  вы  никак  не  можете  найти  подходящих  преподавательниц  в

своей общине, можно на время пригласить "человека со стороны". Но

ваша  основная  цель .  развить  дары  своих  сестер;  они  должны  не

только смотреть, как работают "пришлые", но готовиться принять эс-

тафету.

Одно время я сама вела занятия по изучению Библии в одной из со-

седних общин. Я согласилась провести занятия в конце учебного года

при условии, что до этого они дадут возможность преподавать своим

сестрам. Сперва думали, что никто на это не согласится, однако вскоре

нашлось сразу три женщины, готовые вести занятия по четыре недели

каждая. Я провела семинедельный курс в конце года, но с тех пор они

справляются  сами,  многие  сестры  в  этой  церкви  открыли  в  себе  дар

учительства. Так и вы: молитесь, верьте, ожидайте . и получите!

 

ПРОГРАММА ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗНООБРАЗНОЙ.

Как построить регулярные еженедельные занятия

Мы  разделили  еженедельное  занятие  пополам:  в  первой  полови-

не . библейский урок, затем 15 минут на объявления, свидетельства,

сбор  пожертвований  и  духовную музыку;  во  второй  половине . фа-

культативные  занятия  и  группы  по  интересам  (развитие  духовных  и

практических навыков, группы поддержки и т.д.).

Группы у нас маленькие. Мы ставим перед собой несколько задач.

Во-первых, мы хотим, чтобы сестры подружились (в маленьких груп-

пах это сделать проще).

Во-вторых, женщины учатся тому, чему им хотелось научиться (и в

духовной, и в практической сферах), становятся уверенней в себе.

В-третьих,  женщины  учатся  заботиться  и  молиться  друг  о  друге.

Они  учатся  молиться  вместе.  Многие  сестры  научились  молиться

вслух  на  наших  15-минутках,  посвященных  общению  и  молитве, .

здесь они чувствуют себя спокойно и непринужденно.

В-четвертых,  мы  собираем  женщин  различных  специальностей,

разного возраста и жизненного опыта. Такие женщины всегда найдут,

чему поучиться друг у друга. Хорошая хозяйка научит вязать и гото-

вить, опытная мать . растить малышей, женщина-менеджер . вести

денежные дела. В ход идет все, ибо всякое дело есть служение Господу

(Кол  3:17-24).  Так  что  у  всех  есть  возможность  послужить  и  развить

качества руководителя.

В-пятых, небольшие факультативные группы . прекрасная школа

руководителей.  Большинство  членов нашего комитета начинают  свое

служение в таких группах и, отработав свой срок в комитете, возвра-

щаются в них.

 

ПРИМЕРНОЕ РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

9:15 - 9:30   Встреча (можно выпить по чашечке кофе)

9:30 - 9:40   Общее пение

9:40 - 10:30   Урок Библии

10:30 - 10:45   Объявления, прием новых членов, сбор пожертво-

ваний, духовная музыка

10:45 - 12:00  Факультативные занятия (включая 15 минут на мо-

литву и общение)

 

Перед началом учебного  года мы проводим инструктаж для руко-

водительниц. Наша  цель . вывести их на новый уровень; например,

те,  кто  вел  группы  по  интересам,  начинают  вести  учебные  группы.

Наше основное пособие . книга Neal F. McBride, "How to Lead Small

Groups".1

Помимо  очных  занятий  с  руководительницами,  мы  используем

уроки, записанные на кассетах.

 

Особые случаи

Кроме будней, у нас бывают праздники (к ним мы готовимся зара-

нее). Праздники . не только отдых и угощение. Раз уж мы собрались

вместе, можно посвятить некоторое время изучению Библии под руко-

водством опытного преподавателя. И потом, праздники . прекрасная

возможность познакомиться поближе.

                                       

1 Русский первод: Как вести изучение Библии в маленькой группе. . Новосибирск:

Operation Mobilisation, 1994.

 

Наши  женщины  приглашают  на  эти  праздники  подруг,  соседок  и

родственниц;  среди  них . много неверующих. Так мы приобщаем  к

Евангелию близких нам людей. Мы всегда предупреждаем приглашен-

ных учителей, что на встрече будут неверующие.

На празднике встречаются разные поколения; работающие женщи-

ны и домохозяйки также могут познакомиться друг с другом.

Праздник требует подготовки. У нас в комитете есть женщина, ко-

торая специально занимается этим: заранее прослушивает выступления

(серьезные и шуточные), готовится к приему гостей и проч.

В  дни  летних  каникул  мы  иногда  встречаемся  по  субботам.  Мы

проводим эти встречи в июне-июле, два-три раза в течение лета. В них

входит урок по изучению Библии, или свидетельство миссионера, или

обзор  книги,  а  также  факультативные  занятия.  Такие  летние  встречи

дают нам возможность поддерживать связь во время летних каникул, а

также привлекать к участию в нашей Программе новых сестер.

Рождество, День Матери и т.п. . все это подходящие поводы уст-

роить праздник при общине, пригласить родных и друзей. Мы заранее

объявляем не только тему проповеди, но и имена тех женщин, которые

приняли участие в подготовке праздника. Новенькие не чувствуют се-

бя  чужими! Многие  члены  нашего  комитета  начинали  именно  так:  с

посильной помощи в подготовке праздников. Мы хотели бы постоянно

пополнять  свои ряды новыми женщинами . отзывчивыми и предан-

ными делу.

Конец учебного года тоже праздник для нас. Последние занятия .

необычные. Во-первых, они заканчиваются чаепитием.

Во-вторых, мы нередко приглашаем гостей из наших евангелизаци-

онных групп, например, Центра помощи женщинам во время беремен-

ности; они рассказывают нам, что делается у них  (ради этого мы мо-

жем  даже  сократить  библейские  занятия).  Иногда  сестры  из  нашей

церкви рассказывают о своих миссионерских поездках.

В-третьих, к нам приходят женщины из групп по интересам (в этот

день  они  не  занимаются).  Они  рассказывают  о  том,  чем  они  занима-

лись  и  что  им  дали  эти  занятия;  иногда  они  приносят  и  выставляют

"плоды своих трудов".

В-четвертых,  преподаватели,  которые  будут  вести  занятия  в  сле-

дующем  году,  рассказывают будущим слушательницам  о том,  что их

ожидает. Мы отводим время для вопросов и  ответов  (вопросы любят

задавать все). В течение недели все желающие опускают свои вопросы

в письменном виде в специальный ящик, при этом указывать свое имя

необязательно. На специальном занятии преподаватель отвечает на эти

вопросы.

Мы  общаемся,  слушаем  духовную  музыку. Нужно  позаботиться  о

том, чтобы кто-нибудь присматривал за малышами . чтобы их матери

могли побыть с нами подольше.

Мы благодарим наших руководительниц, дарим им подарки. Такие

чаепития . хорошая  возможность  привлечь  в  программу новых  сес-

тер.

Каким образом проводить праздники . вы, конечно, решите сами,

исходя  из  конкретных  условий  в  вашей  общине.  Но  я  убедилась  на

опыте: женщины умеют устраивать праздники!

 

Духовная музыка

Музыка обращается к сердцам, а духовная музыка открывает серд-

це Слову Божию. Чувства благоговения и радости, преклонения перед

Божьим величием и сострадания к ближнему . все это умеют разбу-

дить в нас прекрасные стихи, положенные на музыку. Музыка . пре-

красный способ поделиться своим даром.

 

НУЖНО СОЗДАВАТЬ ГРУППЫ ПОДДЕРЖКИ.

Церковь не имеет права закрывать глаза на то, что происходит во-

круг.  Женщина,  которая  сидит  рядом  с  вами  на  церковной  скамье,

быть  может,  перенесла  тяжелую  душевную  травму,  была  в  прошлом

жертвой полового преступления, сделала аборт или обнаружила, что ее

муж гомосексуалист. Кто-то изменяет своему мужу, а других муж бро-

сил. А у некоторых просто тяжелая атмосфера в семье или они чувст-

вуют  себя  одинокими. Для  таких женщин мы и  создаем группы под-

держки. Занятия в факультативной группе поддержки мы начали с ду-

ховной  программы  из  двенадцати  шагов,  которую  предварительно

прошла сама и была обучена вести одна из сестер нашей церкви. Мы

выделили особый день для таких занятий. Первую группу поддержки

мы  открыли  в  1985  году;  она  называлась  "Младенец  не  даст  вам

спать!". Молодые  матери,  которые  занимались  в  этой  группе  год,  не

захотели разойтись и на следующий год открыли группу "Мама . ма-

ме" (эта  группа  собиралась  раз  в  месяц).  В  таких  группах  женщины

молятся вместе и помогают друг другу.

Мы создали анонимную группу, которая помогает сестрам, которые

в прошлом  сделали  аборт, справиться  с психологическими проблема-

ми. (Одна женщина сказала мне, что мучилась 18 лет.) Этот курс явил-

ся благом и источником исцеления для тех, кто его прошел. Само со-

бой разумеется, что эта группа была анонимной.

Женщины  часто  болеют  раком  груди. Одна  женщина  предложила

мне создать группу поддержки из тех, кто уже перенес операцию, тех,

кто  готовится  к  ней,  и  тех,  кто  только  подозревает  у  себя  страшный

диагноз. Эта группа называлась "Поможем бороться с болезнью"; она

собиралась  раз  в  месяц;  родственники  больных  раком  тоже  обраща-

лись к нам за консультацией.

Группы поддержки имеют разные специализации: группы укрепле-

ния семьи, группы ободрения и утешения и проч.; все они функциони-

руют  "под  крышей"  программы  сестринского  служения;  это  дает  им

определенный статус и повышает ответственность.

Иногда группа поддержки сталкивается с "особым случаем" и не во

всех таких случаях может справиться сама. В том случае, когда руко-

водительница  группы  чувствует,  что  сама  не  может  помочь,  она  на-

правляет сестру, нуждающуюся в помощи, ко мне. Если и я вижу, что

не могу помочь,  то направляю  ее к христианским  наставникам, кото-

рым  мы  доверяем. Кроме  того,  мы  создали  консультативную  группу

общего профиля из мудрых, духовно зрелых женщин . "Поможем и

посоветуем".  Эти  женщины  постоянно  "повышают  свою  квалифика-

цию";  они  собираются  каждый  год,  чтобы  поучиться  друг  у друга. В

трудных случаях я направляю растерявшуюся женщину к ним, и обыч-

но удается ей помочь.

Итак,  разнообразные  группы  поддержки .  это  показатель  нашей

способности  откликаться  на  нужды  ближних  и  проблемы,  возникаю-

щие в нашей культуре.

 

 

 

 

НУЖНО ПРИВЛЕКАТЬ СЕСТЕР К УЧАСТИЮ В

ЕВАНГЕЛИЗАЦИИ.

Если вы не благовествуете, то ваше служение долго не продержит-

ся.  Начинать  миссионерскую  деятельность  нужно  у  себя  дома.  Мы

призваны создавать возможности для служения как в церкви, так и "по

соседству". Старшие женщины нашей общины, которые уже вырасти-

ли детей, часто выражают желание поработать в христианских мисси-

ях; мы помогаем им в этом.

Наша  община  связана  со  многими  миссиями,  мы  помогаем  им  и

лично,  и  сбором  средств;  делимся  с  ними  нашими  разработками  по

изучению Библии. Группа женщин нашей общины ездила с миссией в

Румынию и в Россию; мы спонсируем молодежные миссии.

Каждый  год  во  время  очередной  миссионерской  конференции  на-

шей церкви мы приглашаем женщин-миссионеров на еженедельное се-

стринское  собрание.  Они  рассказывают  о  своем  служении    точки

зрения женщин". Для многих сестер из нашей церкви это было первым

знакомством с международными миссиями.

Местные евангелизационные мероприятия . их мы тоже не остав-

ляем  своим вниманием. По мере  того,  как программа растет и  совер-

шенствуется,  евангелизационная  деятельность  обретает  все  новые

формы.

 

НУЖНО ПОДРУЖИТЬСЯ.

Джеймс Добсон (James Dobson) сказал: "В современном мире жен-

щина чувствует себя затерянной не от того, что изменились мужчины.

Женщина одинока без женщин!"

В прошлые века женщины часто собирались вместе: они вместе го-

товили пищу и ткали, заготавливали продукты на зиму и воспитывали

детей. Но главное . они разговаривали! Сейчас, когда мы вечно куда-

то спешим, а многодетные семьи . редкость, традиционные женские

"собрания" распались. Этот недостаток должна восполнить церковь .

помочь женщинам  узнать  и  полюбить друг друга. Мы  собираемся  не

ради кофе с булочками; общая молитва и общие праздники, общая ра-

бота и общий досуг . это, в конечном счете, движение к общей цели.

В  нашей  общине  действует  программа  "От  сердца  к  сердцу";  она

направлена на то, чтобы подружить между собой женщин разных по-

колений,  и  многие  сестры  стали  настоящими  подругами  благодаря

этой  программе.  Об  этом  будет  рассказано  подробнее  в  следующей

главе.

 

ПРОГРАММА ДОЛЖНА БЫТЬ ГИБКОЙ.

Программа сестринского служения . это "крыша" для всех ее до-

черних мероприятий. Но может случиться так, что "дочки" поссорятся

и  будут  мешать  друг  другу.  Поэтому  очень  важно,  чтобы  последнее

слово оставалось за программой; "дочки" должны слушаться "матери".

К существующим мероприятиям всегда можно что-то добавить, если в

этом есть нужда, и женщины этого хотят, но все мероприятия должны

быть  тщательно  подготовлены. Не  так  давно  некоторые наши  сестры

предложили начать вечерний семинар для деловых женщин (предпола-

гаемая тема занятий . "женщины в деловом мире"). Я согласилась, но

поставила  два  условия:  (1)  эти  занятия .  часть  программы  сестрин-

ского служения и подчиняются ей; (2) в основе . Писание. В осталь-

ном женщинам предоставляется полная свобода творчества.

А вот еще два примера групп поддержки, возникших "самотеком":

группа женщин, недавно потерявших мужей (она называется "Рука об

руку"), и группа тех, чьи престарелые родители нуждаются в постоян-

ном уходе.

Как  видите,  возможности  есть! Многое  зависит  от  вашей инициа-

тивы, творческого подхода и желания служить.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прежде  чем  приступить  к  работе,  помолитесь. И  не  упускайте  из

виду наши 12 тезисов. Мы предлагаем вопросы, которые помогут вам

определить свои сильные и слабые места.

 

 

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.  Просмотрите еще раз 12 тезисов.

а.   Что уже имеется в вашей программе, а чего не хватает?

б. Может быть, что-нибудь  из  того, что уже имеется, нуждается в

совершенствовании?  Есть  ли  в  вашей  общине женщины,  кото-

рые могли бы возглавить новые направления программы?

2.  Какие из 12 тезисов для вас наиболее актуальны?

3.  С чего вы собираетесь начать?

4.  О  чем вы будете  молиться  в  связи  с предполагаемым служением?

Укажите хотя бы пять конкретных нужд.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz