Викки Крафт

Пусть женщины наставляют женщин

 

 

 

                                                                                                                                                                      

                                                 СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИН СОГЛАСНО БИБЛИИ:

                                           КАК ЕГО НАЧАТЬ, ПОДДЕРЖИВАТЬ И РАЗВИВАТЬ.

 

 

Подготовка руководителей новых церквей при помощи

заочного библейского образования

 

ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

Москва

1998

 

 

Женщина дала мне жизнь, 

и женщины меня вдохновляли и поддерживали. 

Я посвящаю эту книгу всем благочестивым женщинам, 

и в первую очередь . маме.

 

 

КАК РОДИЛАСЬ ЭТА КНИГА

 

Эта книга обязана своим рождением женщинам (и не только в том

смысле,  что  я,  ее  автор, .  женщина).  Женский  комитет  Библейской

церкви  "На  Северо-Западе"  (Northwest  Bible  Church)  в  1990-1991  гг.

организовал  семинар  "Как  научить  женщин  служить".  Методические

разработки семинара легли в основу этой книги. Судите сами: вот что

могут  совершить женщины,  когда  они  трудятся  вместе  в  гармонии  и

любви.

Я  выражаю  благодарность  всем  женщинам,  которые  работали  в

нашем семинаре, всем, кто молился за нас.

Особую  благодарность  выражаю  Гэйл  Девидсон  (Gayle Davidson),

координатору  программы  "От  сердца  к  сердцу". Г. Девидсон вдохно-

вила меня написать эту книгу, потратила много времени и сил, работая

над книгой вместе со мной . как редактор и консультант.

Выражаю  глубокую  благодарность  Гвинн  Джонсон (Gwynne

Johnson), которая поделилась со мной исключительно ценным опытом,

а также помогла отредактировать и издать эту книгу.

Давайте помолимся вместе; пусть эта книга послужит тому, чтобы

женщины  возрастали  духовно,  чтобы  они  нашли  себя  в  служении:  в

церкви, в семье, в обществе . всюду, где они нужны.

Господь Иисус Христос поможет нам, а мы постараемся прославить

Его.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В  некоторых  случаях женщине может помочь только женщина .

это я знаю по своему опыту. Я была неумелой матерью (а малышей у

меня было пятеро) и совсем упала духом. И тогда в мою жизнь вошла

верующая женщина  (она была  старше) и выручила меня. Ее помощь,

поддержка и живое участие в тот критический момент изменили мой

характер  и  мою  жизнь.  Опыт  36  лет  занятий  по  изучению  Библии  в

женских  группах  также  позволяет  мне  утверждать  с  уверенностью:

есть вопросы, в которых женщину может понять только женщина. Об

этом говорит и апостол Павел (см. Тит 2:3-5). В 1984 году мы с мужем

вели  программу  по  подготовке  женщин  к  служению;  своим  девизом

мы взяли слова: "...Чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить

детей" (Тит 2:4). Через год меня пригласили в Даллас (штат Техас) .

учить женщин в библейской общине. Я приняла это предложение, по-

тому что к тому времени уже поняла: есть области, в которых женщи-

ну никто не может заменить.

То, чем я занималась в Далласе, можно назвать "комплексной про-

граммой". В центре программы . еженедельные занятия по изучению

Библии в церкви в течение учебного года: осенняя, зимняя и весенняя

сессии. Проводились  также  факультативы  по широкому  кругу  сопут-

ствующих тем.

В  ходе  этих  факультативных  занятий  возникли  так  называемые

"группы  поддержки";  их  деятельность  носит  практический  характер,

они относительно независимы от "теоретической части".

Существенный элемент наших занятий . программа индивидуаль-

ного  наставничества  (она  получила  название  "От  сердца  к  сердцу").

В ходе этой программы старшая по возрасту, более зрелая сестра (на-

ставница) служит младшей по возрасту  (наставляемой): ободряет, на-

правляет  и  поддерживает  ее.  Вся  наша  программа .  это  программа

наставления женщин женщинами; но в программе  "От сердца к серд-

цу" ее основная идея осуществляется непосредственно.

 

И  наконец,  в  конце  каждой  учебной  сессии мы  отдыхаем  вместе,

устраиваем  чаепития,  обеды,  особые  программы  под  названием  "суб-

ботние встречи", это тоже сплотило нас.

Это  были  замечательные  годы.  В  Далласе  я  убедилась:  "женский

вклад" в дело строительства поместной церкви может быть весьма ве-

лик и своеобразен. Существуют такие формы проявления любви и за-

боты, которые доступны только женщинам. На моих глазах женщины

росли  духовно;  это  сказывалось  в  молитве,  в  семье,  в  общественной

жизни.

Впоследствии  я  участвовала  в  серии  радиопередач    фокусе .

семья" (руководитель .  доктор  Джеймс  Добсон  (James  Dobson)).

Многие женщины звонили мне и советовались, как организовать жен-

ские комитеты при церковных общинах. В результате этого возник се-

минар "Как научить женщин служить" при библейской церкви в Дал-

ласе.  Итог  деятельности  семинара .  эта  книга  (советы,  которые мы

даем, проверены на практике . и в далласской церкви, и в других об-

щинах). Конечно, в каждой поместной церкви . свои конкретные ус-

ловия;  и  рекомендации  нужно  претворять  в  жизнь,  применяясь  к  об-

стоятельствам (в том числе к тому, сколько вас). Тем не менее, я наде-

юсь, что наш опыт вам поможет.

Дар служения . Божий дар; и я верю, что Бог дает его и женщи-

нам,  и  "сестринский  вариант"  дара  служения  направлен  именно  на

служение женщинам. Когда женщина  наставляет женщину,  то  "млад-

шая" не только растет духовно, но укрепляется и ее семья.

В  основе  любого  христианского  служения .  Библия.  В  первых

главах  книги  мы  постараемся  заложить  библейский  фундамент  сест-

ринского  служения.  Потом  перейдем  к  практическим  вопросам:  как

работать в группе. Это должно дать вам основу и общее направление

служения.

В  следующих  главах мы  займемся  вопросом:  как  узнать  конкрет-

ные нужды женщин вашей общины. "Программа должна служить кон-

кретным нуждам!" . вот девиз этих глав. Мы познакомим вас с при-

мерами  деятельности  различных  общин  и  программ,  обращая  особое

внимание на подготовку руководителей.

Мы  старались  приблизить нашу  книгу  к жизни . дать  ответы  на

"трудные"  вопросы.  Как  праведно  жить  в  падшем  мире  и  распадаю-

щемся обществе? Этот вопрос стоит перед каждой женщиной; и в на-

ше время . более остро, чем когда-либо. Церкви жизненно необходи-

мо служение женщин; без него церковь подобна семье, лишенной ма-

теринской  заботы, . этот вывод  я делаю  из опыта, своего и чужого.

Дорогие сестры, очень многое в жизни церкви зависит от вас!

 

 

 

 

1 . СЛУЖЕНИЕ . ЖЕНСКОЕ ДЕЛО

 

 

СЛУЖЕНИЕ РАСТЕТ ИЗ СЛОВА БОЖИЯ

Помните,  как  в детстве вы сажали семечко и  каждый день ждали:

когда же появится росток? Это чудо, когда росток раскрывает то, что

заложено в семени. Из семени помидора не вырастет горох! Так и плод

служения зависит от того, какое семя было посажено в землю.

И если мы хотим, чтобы служение принесло плоды, угодные Богу,

то семенем должна быть Библия. Откроем Библию: что она говорит о

женщинах,  об  их  обязанностях  перед  Богом?  Здесь  нужно  отметить

несколько важных моментов.

 

Традиция или истина?

Следует  отличать  библейскую  истину  от  благочестивых  обычаев.

Библия исходит от Бога, она непогрешима; а обычаи . от людей, они

подвержены  греху.  Существуют  традиции,  на  первый  взгляд, "непо-

средственно исходящие" из Писания, но и в них мы должны отделять

библейское  зерно от культурных наслоений. Это особенно важно для

служения  сестер:  "семя"  должно  быть  библейским,  только  тогда  слу-

жение будет плодотворным.

 

Следовать Библии или "сообразовываться с веком сим"?

Падение  нравов,  рост  числа  разводов;  то,  что  многодетные  семьи

стали  редкостью;  то,  что  женщина  вынуждена  работать,  чтобы  про-

кормить семью, . все это вызывает беспокойство. Но, если мы попы-

таемся решать эти проблемы "исходя из культуры", получится замкну-

тый круг. Только Библия, "приложенная к жизни", может радикально

изменить жизнь (в том числе . и жизнь женщин).

 

 

 

Знать или сомневаться?

Некоторые женщины искренне считают, что служение не их дело.

Они знают, что Библия ограничивает область сестринского служения,

и  хотят  следовать  воле  Божьей.  Чтобы  освоить  новые формы  служе-

ния, они должны точно знать: это угодно Богу.

В этой главе мы разберем, что говорит Библия о женщинах и о том,

женское ли это дело . служить Богу. В следующей главе мы погово-

рим о тех сферах жизни, где служение сестер особенно эффективно.

 

ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЖИТЬ, ИБО СОТВОРЕНА ПО ОБРАЗУ БОЖИЮ

Вот первые  из библейских  стихов,  в которых мы  встречаем слово

"женщина":

  сказал Бог:  сотворим человека по образу Нашему, по подобию

Нашему;  и  да  владычествуют  они  над  рыбами  морскими,  и  над

птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми

гадами,  пресмыкающимися  по  земле. И  сотворил  Бог  человека  по

образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщи-

ну сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и

размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычест-

вуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над вся-

ким животным, пресмыкающимся по земле. ...И стало так. И увидел

Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт 1:26-31).

Мужчина  и  женщина  сотворены  по  образу  Божию.  Мужчина  и

женщина    силу  сотворения"  равны  по природе. И мужчине, и жен-

щине  даны  дух  и  душа,  разум  и  чувства,  свободная  воля.

"...Обладайте... и владычествуйте," . сказано двоим; двоим же сказа-

но: . "Плодитесь и размножайтесь". (Это, так сказать, благословение

"на двоих".)

Но мужчина и женщина созданы разными способами: Адам . "из

праха земного" (Быт 2:7), Ева . "из ребра" (Быт 2:22), и назначения их

различны. В  деле  продолжения  рода  мужчина  и  женщина  действуют

по-разному; только вместе они могут исполнить благословение.

Назначение женщины отличается от назначения мужчины и в дру-

гом  смысле.  Господь  создает  для  мужчины  "помощника,  подобного

ему" (Быт  2:20).  Этот  стих  часто  толкуют  неправильно. "Помощник"

понимается как нечто низшее, вроде коврика под ногами. Между тем,

еврейское слово ezer, "помощник", встречается в Ветхом Завете 19 раз

(см., например, Исх 18:4; Втор 33:7; Пс 10:14, 33:20); и только 4 раза

означает человека, помогающего человеку. Обычно ezer . Бог, Помо-

гающий  человеку. Ezer . это  "высший,  помогающий  низшему",  или

"равный, помогающий равному", но никогда . "низший, помогающий

высшему". Ezer . это тот, без кого ты не полон.

Ева  смогла  стать  "помощником,  подобным  ему",  именно  потому,

что она была равна Адаму как личность. Бог привел к Адаму "всех жи-

вотных полевых и всех птиц небесных" (Быт 2:19), и "не нашлось по-

мощника,  подобного  ему" (Быт  2:20).  Когда  же  Бог  привел  к  Адаму

Еву, тот сказал: "Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей"

(Быт  2:23).  Ева  равна Адаму,  хотя  и  отличается  от  него. Адам  и  Ева

дополняют друг друга.

Бог создал мужчину и женщину, и Он же установил брак. Физиче-

ская любовь . Божий дар, и брак охраняет ее. Библия осуждает блуд и

прелюбодеяние, т.е. сексуальную связь вне брака, но брак возносит на

невиданную  высоту.  Брак .  стена,  ограждающая  любовь;  эту  стену

возвел Бог из любви к человеку.

Творец  создал  все  предпосылки  для  гармонии: Он  сотворил муж-

чину и женщину, предназначил их быть Его представителями на земле,

равными в повиновении, в благословении, в управлении и владычестве

землей, в продолжении рода и общении с Богом; мужчина и женщина

созданы по образу Божию, чтобы быть в полной  гармонии с Богом и

друг с другом.

Каждая женщина  должна помнить:  она  создана по  образу и подо-

бию Божию и тем самым предназначена для служения.

 

ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЖИТЬ, ИБО ИСКУПЛЕНА КРОВЬЮ

ХРИСТОВОЙ

Когда  мы  хотим  подчеркнуть  ценность  произведения,  мы  часто

вспоминаем,  что  за  него  дорого  заплачено  ("Пикассо . великий  ху-

дожник!  Его  картины  стоят  миллионы  долларов").  Но  за  каждого  из

нас заплачено дороже, чем за полотно Пикассо, . мы выкуплены кро-

вью Иисуса Христа, Единородного Сына Божия: "...Не тленным сереб-

ром  или  золотом  искуплены вы  от  суетной жизни, преданной нам  от

отцов,  но  драгоценною  Кровию  Христа,  как  непорочного  и  чистого

агнца" (1 Пет 1:18-19); "...Христос, чтобы привести нас к Богу, однаж-

ды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщв-

лен во плоти, но ожив духом" (1 Пет 3:18).

Павел говорит: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свобод-

ного;  нет  мужеского  пола,  ни  женского:  ибо  все  вы  одно  во  Христе

Иисусе" (Гал  3:28).  Во  Христе  все  равны.  Отныне  нет  "высших"  и

"низших" (по полу, по расовой принадлежности, по положению в об-

ществе и т. п.).

Путь спасения один, не существует "мужского" и "женского" пути.

Каждый  из  нас .  грешник.  Чтобы  спастись,  обрести  вечную  жизнь,

каждый  должен  обратиться  ко  Христу  и  получить  прощение.  Обра-

щенный  входит  в  Божию  семью  полноправным  сыном  или  дочерью

(см.  Рим  8:16-17;  Гал  4:6-7).  "...Вы .  род  избранный,  царственное

священство" (1 Пет 2:9), . эти слова обращены ко всем христианам.

Дух  Святой  живет  в  каждом  христианине  (см.  1  Кор  6:19),  и

"...каждому  дается  проявление Духа" (1 Кор  12:7).  Братья  и  сестры  в

равной степени ответственны перед Богом.

 

ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЖИТЬ: ПРИМЕРЫ ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

В  Ветхом  Завете  мы  встречаем  множество  примеров  того,  как

женщины  служили  Богу. Пример  служения  в  семье . Сарра, жена

Авраама.  Об  этом  говорит  и  апостол  Петр:  "Так  некогда  и  святые

жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям"

(1 Пет 3:1-5).  Но  повиновение  мужу  не  означало,  что  Сарра  считала

себя подстилкой у него под ногами. Сарра . опора Авраама, незамет-

ная, но необходимая. И Бог говорит Аврааму: "Во всем, что скажет те-

бе Сарра, слушайся голоса ее" (Быт 21:12). (Редкая женщина не хочет,

чтобы Бог сказал такое ее мужу!) Обратите внимание: здесь употреб-

лено  то же  еврейское слово, что и  в  стихе Бытие  22:18  ("послушался

гласа Моего" . сказано о послушании Авраама Богу).

Мариам, "сестра Ааронова",  была  пророчицей  (см.  Исх  15:20-21).

Бог говорит Израилю: "Я... послал перед тобою Моисея, Аарона и Ма-

риам" (Мих 6:4) (т. е. Мариам относится к вождям Израиля).

 

 

 

Женщины участвовали в сооружении скинии завета (см. Исх 35:21-

22, 35:25-26).

Мы  знаем,  что Девора  приказала  Вараку  возглавить  армию  после

того, как он сначала отказался сделать это. Но мы помним и то, что она

"была судьею Израиля" (Суд 4:4) и пророчицей, а также обладала ред-

ким поэтическим даром. Песнь Деворы (Суд 5:2-31) до сих пор живет

в сердцах потомков.

Благочестивая Анна дала Богу обет (см. 1 Цар 1:11) и сдержала его.

Младенец, которого она вымолила, Самуил, стал великим пророком и

духовным  вождем  Израиля;  он  помазал  первых  израильских  царей

(см. 1 Цар 9-16).

Авигея, жена Нафала, нашла в себе мужество и решимость увеще-

вать разгневанного Давида (см. 1 Цар 25:14-35). Она спасла свой дом и

удержала Давида от кровопролития.

Когда  царь Иосия раскаивается и посылает священника Хелкию и

других "вопросить Господа за меня и за народ" (см. 4 Цар 22:11-13), то

те отправляются "к Олдаме пророчице" (4 Цар 22:14), а не к пророкам

Софонии и Иеремии, которые подвизались тогда в Иерусалиме. Суще-

ствует точка зрения, что женщина призывается к служению только за

неимением мужчин; этот текст ее опровергает.

Книга Есфирь повествует о мужественной молодой женщине, кото-

рая спасла свой народ, рискуя жизнью и благополучием. Ее слова: "ес-

ли  погибнуть,  погибну" (Есф  4:16)  понятны  каждому,  кто  уповал  на

Бога перед лицом опасности.

В  Книге  Притчей  Соломоновых  описана  "добродетельная  жена"

(Прит  31:10-31)  .  пример  для  каждой  женщины. "Уверено  в  ней

сердце мужа ее" (Прит 31:11); она "с охотою работает своими руками"

(Прит 31:13) и  "издалека добывает хлеб свой" (Прит 31:14). Кажется,

что  одному  человеку  не  под  силу  то,  что  совершает  добродетельная

жена!  Конечно,  эти  дела  совершались  в  течение  всей  ее  жизни,  и  не

одновременно (а может быть, у нее были помощники?). За нее можно

только  порадоваться: "...дети...  ублажают  ее,..  муж...  хвалит  ее"

(Прит 31:28).

В  ветхозаветном Израиле женщина  стояла достаточно высоко; За-

кон Моисея охранял ее права. Женщины участвовали в богослужении

в храме, занимались искусствами, принимали участие в общественной

жизни.  Женщинам  не  запрещалось  выступать  публично.  Перед  жен-

щиной были открыты все возможности, чтобы приложить свои силы и

дарования на служение Богу и своему народу.

 

ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЖИТЬ: ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ ИИСУСА

Женщины занимали важное место в земной жизни Христа. В детст-

ве Иисус "был в повиновении" (Лк 2:51) у Марии, Своей Матери; Он

глубоко почитал Ее всю жизнь. Одни из последних Его слов на кресте

были обращены к Ней и к апостолу Иоанну с просьбой взять на себя

заботу о Ней (см. Ин 19:26-27). Отношение Иисуса к женщинам было

свободно от предрассудков Его времени. В те времена раввины гово-

рили:  "Сожги  Тору,  но  не  толкуй  ее  женщине! Уж  лучше  толковать

Тору собаке"; а Иисус беседует с женщинами о духовных истинах (см.

Лк 10:38-41; Ин 4; 11:1-44). На людях женщина должна была молчать

(раввины не разговаривали на людях даже с женой), а Господь на гла-

зах у всех долго беседует с самарянкой (см. Ин 4:6-29). Женщины сле-

довали за Иисусом в Его странствиях (см. Мф 27:55; Лк 8:1-3), и Он не

отвергал их помощи.

Именно  женщины  первыми  свидетельствуют  о  Воскресении  Хри-

стовом  (см. Лк  24:9-11, Ин  20:17-18)  по  поручению  ангела  и Самого

Христа (заметьте: в то время даже в судах не принимались свидетель-

ства женщин). Многие притчи Христа имеют "женские" сюжеты: о по-

терянной  драхме  (см. Лк  15:8-10),  о  закваске  (см. Лк  13:21),  о  родах

(см.  Ин  16:21).  Иисус  сострадал  женщинам  и  творил  чудеса  для  них

(см. Лк 4:38-39, 8:40-56, 13:10-17; Ин 11:1-44). Он спас "женщину, взя-

тую  в  прелюбодеянии" (Ин  8:3);  предлагал  самарянке  жизнь  вечную

(см. Ин 4:1-14).

Христос не осудил Марию, когда она разбила алавастровый сосуд с

миром (см. Мк 14:1-9; Ин 12:1-8). Он сказал: "Она сделала, что могла...

истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом

мире,  сказано  будет  в  память  ее" (Мк  14:8-9). Эта  похвала  позволяет

понять, как Бог оценит наши дела в свете наших талантов и возможно-

стей, когда мы предстанем перед Ним.

В Евангелии присутствует замечательное "равноправие полов"! Мы

знаем  о  двух  Благовещениях:  Захарии  (см.  Лк  1:8-24)  и  Марии

(см. Лк 1:26-38). В Сретении  участвуют Симеон и Анна. О рождении

свыше Христос  говорит с Никодимом (см. Ин 3:1-15) и с самарянкой

(см.  Ин  4:6-28).  Христа,  как  Сына  Божия,  исповедуют  Петр

(см. Мф 16:16) и Марфа (см. Ин 11:27). Когда Иисус исцелял в суббо-

ту, Он исцелил мужчину (см. Лк 6:6-10) и женщину (см. Лк 13:10-13).

В странствиях Христа сопровождали и мужчины, и женщины. Все это

становится еще более поразительным, если принять во внимание тра-

диционное отношение к женщине в то время.

Христос  никогда  не  отзывался  о женщинах  пренебрежительно,  не

смеялся  над  ними,  входил  в  их  положение.  Неудивительно,  что  жен-

щины любили Его! Женщины не предали и не покинули Его, остава-

лись с Ним до крестной смерти. Женщины первыми пришли к Его мо-

гиле,  стали  первыми  свидетельницами  Воскресения.  И  первый  чело-

век, которому  явился Воскресший Христос, была женщина . Мария

Магдалина.

 

ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЖИТЬ: ПРИМЕРЫ ПЕРВОХРИСТИАНСКОЙ

ЦЕРКВИ

Женщины  служили  Церкви  с  первых  дней  Ее  возникновения

(см. Деян  1:12-14),  присутствовали  при  сошествии  Святого  Духа

(см. Деян 2:1-4). До III века н. э. не было специальных зданий для цер-

ковных  собраний;  и  Церковь  многим  обязана  женщинам,  подобным

Лидии, которые говорили: "Войдите в дом мой" (Деян 16:15).

В апостольской церкви сестры играют очень заметную роль (только

в  Деяниях  апостолов  поименованы  33  такие женщины). Прискиллу и

ее мужа Акилу Павел приветствует как "сотрудников моих во Христе"

(Рим 16:3); "Голову свою полагали за мою душу" (Рим 16:4), . добав-

ляет он. Учеником Прискиллы был Аполлос. Первой новообращенной

в Европе была Лидия  (см. Деян 16:14-15), она открыла Павлу и Силе

свой  дом  в  Филиппах.  Ученица  Тавифа,  которую  воскресил  Петр

(см. Деян 9:36-42), ".. была исполнена добрых дел и творила много ми-

лостынь" (Деян 9:36). О Филиппе благовестнике сказано: "У него были

четыре дочери девицы, пророчествующие" (Деян 21:9). Вряд ли доче-

рям Филиппа был дан дар пророчества, а потом было запрещено гово-

рить!

В Филиппийской церкви подвизались Еводия и Синтихия. Мы зна-

ем  о  разногласиях  между  ними  (см. Флп  4:2)  и  поэтому  редко  о  них

вспоминаем. А зря! Они не только ссорились между собою, но и бла-

говествовали вместе с апостолом Павлом.

В главе 16 Послания к Римлянам Павел обращается с приветствием

к 10 женщинам (из них 8 названы по именам), причем Юнию (и ее му-

жа Андроника) он приветствует как  "прославившихся между Апосто-

лами" (Рим  16:7),  а  Фиву .  как  "диакониссу  церкви  Кенрихейской"

(Рим 16:1). Институт диаконисс существовал в первой церкви; диако-

ниссы  учили женщин,  готовили  их  к  крещению. Многие  диакониссы

подверглись гонениям за веру.

О  Фиве  Павел  говорит,  что  "она  была  помощницею  многим"

(Рим 16:2);  это  единственное  употребление  слова  prostatis  (греч. "по-

мощник")  в Новом  Завете. К  кому можно  применить  это  слово  сего-

дня? По всей видимости, к тем женщинам, которые служат при мисси-

ях, помогают им материально, организуют для них различные встречи,

"прокладывают пути" миссионерам.

О  Мариам,  Трифене,  Трифосе,  Персиде  Павел  говорит,  что  они

"много потрудились о Господе" (см. Рим 16:6, 16:12) (греческое слово

aspasasto означает "трудиться до изнеможения"); этой похвалы от апо-

стола удостоились только женщины.

Мать  Руфа  апостол  Павел  приветствует  как  "матерь  его  и  мою"

(Рим 16:13) (возможно, апостол был лишен в детстве материнской за-

боты; во всяком случае, он ее нашел в созданной им церкви и не отвер-

гал).

В  апостольской  церкви  женщины  принимали  активное  участие  в

богослужении. В стихе "всякая жена, молящаяся или пророчествующая

с открытою головою" (1 Кор 11:5), мы обычно обращаем внимание на

указания Павла, чтобы женщины покрывали голову, и забываем о том,

что "жена, молящаяся или пророчествующая", была обыденным явле-

нием. Итак, в первохристианской церкви считалось: женщина должна

служить, и ей предоставлялась такая возможность.

 

ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЖИТЬ: ПИСАНИЕ О ДАРАХ ДУХА

Святой Дух дает Свои дары всем христианам . и братьям, и сест-

рам (см. 1 Кор 12:4-31). Дары Духа даются не "просто так", а для сози-

дания  Тела  Христова.  Возьмем,  к  примеру,  пастырский  дар.  Следует

отличать дар Духа от церковной должности. Должность пастора зани-

мают  мужчины,  но  пастырский  дар  чаще  дается  женщинам.  Слово

"пастырь"  означает  просто  "пастух".  Пасти  ягнят:  кормить,  лечить,

воспитывать, . каждой матери знакомы эти заботы!

Зачем Бог "дал дары человекам" (Еф 4:8)? . "...На дело служения,

для  созидания  Тела Христова" (Еф  4:12). А  подготовить женщин  "на

дело  служения"  лучше  всего  могут  старшие,  духовно  зрелые  сестры.

"...Старицы... чтобы вразумляли молодых" (Тит 2:3-4), . говорит апо-

стол.

В современной церкви возникло множество новых форм служения

сестер; это не противоречит Библии (даже если об этих формах в Пи-

сании  ничего  не  сказано),  потому  что  Писание  говорит  определенно:

женщина должна служить.

 

ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЖИТЬ . У ТЕБЯ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТИ

В наши дни женщины практически не ограничены в выборе сферы

деятельности. Женщины могут проповедовать Благую Весть неверую-

щим,  работать  в  церковных  комитетах,  преподавать  на  всех  уровнях.

Работа с детьми и молодежью, музыка, театр, пластические искусства

.  все  это  области,  открытые  для  женщин.  Существует  множество

возможностей  для  женской  благотворительности.  Но  главная  сфера

деятельности женщин . это  помощь  другим женщинам:  тем,  кто  не

смог найти себя в нашем сложном и смятенном мире.

Только женщины могут по-настоящему понять женщин. Знать Сло-

во Божие, жить в согласии с Божьей волей, употребить свои дарования

на пользу людям, . в этом женщинам должны помочь женщины. Не-

обходимо  дать  нашим  дочерям  и  внучкам  примеры  для  подражания.

Но каждый раз, когда мы преподаем другим правила жизни, мы долж-

ны подвергнуть их испытанию: действительно ли они исходят из Биб-

лии? Не позднейшие ли это культурные наслоения? Мужчины и жен-

щины необходимы друг другу; чувство превосходства над другим по-

лом, равно как и умаление своего, мешают плодотворно служить Гос-

поду.

 

 

 

 

"ВПРОЧЕМ НИ МУЖ БЕЗ ЖЕНЫ, НИ ЖЕНА БЕЗ МУЖА, В ГОСПО-

ДЕ"

 (1 КОР 11:11)

Эти слова должны ободрять женщину в деле служения. Вы совер-

шаете труд, к которому Бог призвал и приготовил вас. Он предоставил

вам все необходимое . дары Духа Святого, Который живет в вас. От-

кройте Писание: Сын Божий  обращается  к вам  с Его  страниц. Вы  не

одиноки  на  этом  пути: другие женщины разделят ваши труды и под-

держат вас. Бог велит женщине служить, помните об этом; это придаст

вам твердости, как бы ни сложилась ваша судьба.

 

ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЖИТЬ: СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИН ПРИНОСИТ

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕЙ ЦЕРКВИ

Об этом хорошо сказала Джилл Бриско (Jill Briscoe): "Церковь со-

стоит из христиан и христианок; их дары дополняют друг друга. Толь-

ко в сочетании служения мужчин и женщин Церковь обретает полно-

ту".

Служение . это благословение и для замужних, и для незамужних

женщин; в служении женщина растет духовно. Духовный рост сказы-

вается  на  всех  сторонах жизни:  в  семье  и  вне  ее. Женщина  начинает

сознавать, что ценность ее личности . не в человеческом признании, а

в том, что она . образ Божий. Работающие женщины начинают отно-

ситься  к  своей  работе  как  к  служению  Господу;  одинокие  женщины

перестают  чувствовать  себя  "невостребованными". "Ибо  твой Творец

есть супруг твой" (Ис 54:5). Псалмопевец называет Всевышнего "Отец

сирот" (Пс 67:6); и Отец не оставит нас.

Служение  женщин .  благословение  для  семьи.  В  служении  она

становится  лучшей  женой  и  матерью,  с  большей  ответственностью

подходит к воспитанию детей. Многие мужчины обращаются к служе-

нию, вдохновленные примером своих жен. Это еще крепче сплачивает

семью.

Служение  одаренных  сестер  благодатно  и  для  поместной  церкви.

Женщины  обладают  умением  привлекать  к  себе  людей.  Образ  Бо-

жий . это мужчина и женщина вместе (см. Быт 1:27). Тело Христово

составляют мужчины и женщины. И в служении образ Божий не дол-

жен распадаться на "мужскую" и "женскую" половины. В органах цер-

ковного  самоуправления,  в  миссионерских  службах,  в  церковных  ко-

митетах,  в  программах  религиозного  образования .  всюду  должны

участвовать сестры.

Я хочу привести здесь слова женщин, которые работали вместе со

мной  в  сестринском  комитете  Библейской  церкви  "На  Северо-

Западе", . о том, как служение повлияло на их жизнь.

  Я  узнала  много  прекрасных  женщин,  теперь  нас  связывают

прочные отношения.

  Я почувствовала себя настоящим членом общины.

  Я увидела женщин, достойных подражания. Теперь я стараюсь

"ходить пред Богом", как они.

  Трудиться вместе . это замечательно.

  Я  почувствовала  свою  ответственность  перед  другими  жен-

щинами.

  С одной стороны, я научилась быть лидером, а с другой, при-

слушиваться к чужому мнению.

  От  меня  потребовался  творческий  подход,  неожиданные  ре-

шения . это мне нравится.

  Я почувствовала себя членом семьи.

  Я научилась слушать других.

  Я укрепилась в вере; теперь я вижу, что Бог не оставляет мо-

литву без ответа.

  Я обрела уверенность в себе: Бог дал мне дары и дал мне си-

лы, чтобы их приложить.

  Я  научилась  выступать  публично.  Я  стала  лучше  понимать

людей, в том числе тех, кто пришел в церковь впервые.

  Я выросла в собственных глазах . и как человек, и как жен-

щина. Я  узнала  на  себе  сестринское  отношение моих  подруг

по  комитету.  Теперь  я  не боюсь  "снять  маску",  то  есть  быть

самой собой, ошибаться и признавать свои ошибки, спокойно

говорить о своих недостатках. За эти годы я на практике убе-

дилась, что я важна сама по себе, а не потому, что я делаю то-

то и то-то.

Вот  что  говорят  сестры.  Я  думаю,  вы  согласитесь  со  мной,  что

женщине  необходимо  служить;  это  нужно  и  ей  самой,  и  церкви. Об-

щина не тюрьма, и пастор не надзиратель. (Семья . тоже не тюрьма.)

От мужчины . главы семьи или церковной общины . должно исхо-

дить  тепло  любви  и  заботы.  Только  в  такой  "тепличной  атмосфере"

благословения, одобрения и попечения со стороны руководителей се-

стра вырастет, расцветет и полностью раскроет возможности, данные

ей Богом.

Каждая  женщина  неповторима.  В  семье,  на  службе,  в  церковной

общине, в кругу друзей . каждая призвана раскрыть то, что Бог дал

именно ей. И каждая даст Богу отчет: как она употребила Его дары.

Я бы  хотела,  чтобы  моя  книга  сыграла  свою  роль  в  жизни  вашей

поместной церкви. Сестры! Бог отвел нам почетное место, и Писание

подтверждает это. Будем же служить Ему свободно и радостно; пусть

Он действует через нас, и тогда может произойти то великое, о чем мы

и помыслить не могли, ибо для Него нет ограничений.

 

 

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.   Перечитайте  отрывок  Быт  1:26-31.  Что  такое  "образ  Божий"?  Что

дано  и  мужчинам,  и  женщинам,  как  сотворенным  по  образу  Бо-

жию?

2.   Перечитайте  отрывки  Быт  2:18-25;  Исх  18:4;  Втор  33:7;  Пс  9:35,

32:20.  Как  понимать  слово  "помощник" (Быт  2:18,  2:20)  с  учетом

его употребления во всем Писании? Является ли это понимание но-

вым для вас?

3.   Перечитайте  отрывок Быт  2:21-25. Когда был  сотворен  брак? Как

понимать  слова:  "И были  оба  наги, Адам и жена  его, и  не  стыди-

лись" (Быт 2:25)?

4.   Что означает искупление как для мужчин, так и для женщин?

5.   Что говорит Ветхий Завет о том, как женщины служили Богу? Пе-

речитайте отрывки, где об этом сказано. (См. выше.) Какие качест-

ва  позволили  женщинам  стать  вождями  Израиля?  Хотели  бы  вы

развить в себе эти качества с Божьей помощью? Какие именно ка-

чества вы могли бы попросить у Бога?

6.   Чему  учит  нас отношение Иисуса к женщинам? Что особенно по-

ражает вас?

7.  Женщины  в  первоапостольской  церкви .  вдохновляет  ли  вас  их

пример? Что именно?

8.  Обратитесь к Богу с молитвой: пусть Он укажет вам еще двух или

трех  сестер  и  поможет вам  собраться для  совместной молитвы об

устройстве сестринского служения в вашей церкви. 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz