Г.Геллей 

Справочник к Ветхому Завету 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

НЕЕМИЯ

Стены Иерусалима восстановленыsize:11.0pt;mso-bidi-font-size:12.0pt;font-family:Arial'>

Согласно настоятельному еврейскому преданию, Ездра был

автором 1 и 2 книги Паралипоменон, Ездры и Неемии. Книги эти первоначально составляли одну книгу. Некоторые думают, что Неемия мог быть автором своей книги.

Ездра был правнуком священника Хелкии, который 160 лет раньше руководил реформами царя Иосии (Ездра 1:1; 4 Царств 22:8), весьма благочестивый наследник знатного рода. Он вышел из Вавилона в Иерусалим (457 до Р.Х.), 80 лет позже первого возвращения евреев и 13 лет перед приходом Неемии.

Неемия пришел в Иерусалим в 444 г. до Р.Х. До прихода Неемии Ездра уже был в Иерусалиме 13 лет. Ездра, будучи священником, учил народ богопознанию. Неемия пришел как областный начальник, с правами от персидского царя восстановить стены и город Иерусалим и укрепить его. Евреи уже были дома на родине около 100 лет, но сделали очень малый прогресс, за исключением починки храма, которая так же была весьма незначительная. Всякий раз, когда они приступали к работе, то их сильнейшие соседи силой, угрозами и другими применениями персидских законов, останавливали работу.

Главы 1,2. Неемия возвращается в Иерусалим

Часть книги Неемии написана в первом лице, что означает, что материал книги заимствован из официальных отчетов Неемии.

Неемия был мужем молитвы, патриотом, активистом, полный решительности и настойчивости. Его первым побуждением во всех случаях было желание обращаться к Богу в молитве (1:4; 2:4; 4:4,9; 6:9,14). Он провел 4 месяца в молитве, прежде чем изложить перед царем нужды еврейского народа (1:1; 2:1).

Неемия служил виночерпием у царя Артаксеркса(1:11; 2:1). Он был весьма заслуживающим доверия слугой. Артаксеркс был царем Персии (465-425 до Р.Х.), сыном Ксеркса, пасынком еврейской царицы Есфири. Есфирь стала персидской царицей около 60 лет после возвращения евреев в Иерусалим. В это время евреи пользовались высоким почетом при персидском дворе, после ухода Ездры и Неемии в Иерусалим. Мы думаем, что благодаря влиянию Есфири на Артаксеркса, его отношение к евреям и к восстановлению Иерусалима было таким снисходительным.

Глава 3. Починка ворот: археологическая заметка

"До ступеней, спускающихся из города Давидова" (15), "насупротив угла и башни" (25), "выступающей башни" (26), остатки которых заметны и в наше время.

Главы 4,5,6. Постройка стены закончена

Прежние враги евреев, которые владели еврейскими землями, как моавитяне, аммонитяне, азотяне, аравитяне и недавно переселившиеся самаритяне, насмешками и угрозами старались задержать постройку стен Иерусалима. Они собрали свои войска и выступили против Иерусалима. Но Неемия, вооружив своих людей и уповая на Бога, весьма умело отражал нападки и продолжал работу днем и ночью и несмотря на все эти преграды работа была закончена в 52 дня. И Иерусалим опять после своего разрушения в 586 году, через 142 года, стал укрепленным городом.

Главы 7,8. Всенародное чтение книги Закона

Закончив работу на стене, Ездра и Неемия собрали народ и начали организовывать их национальную жизнь. Глава 7 книги Неемии и глава 2 книги Ездры дают списки тех, кто 100 лет тому назад вернулись с Зоровавелем в Иерусалим. Очевидно здесь была потребность исправить некоторые родословные записи.

Семь дней подряд, каждый день от рассвета до полудня, Ездра и его помощники "читали из книги, из Закона Божьего, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное".

Всенародное чтение и толкование Божьей книги произвело великое раскаяние среди народа и великое "пробуждение" и святое желание соблюдать Закон, как видим в главах 9 и 10.

Книга Закона, найденная в дни Иосии, произвела великое

преобразование жизни народа (4 Царств 22). Мартин Лютер чтением Библии произвел великую протестантскую реформацию и принес религиозную свободу модерному миру. Слабость протестантского мира в наше время состоит в пренебрежении Библией, которую он устами почитает. Самая великая потребность наших дней заключается в том, чтобы с церковных кафедр просто и ясно излагать Евангелие.

Главы 9,10,11,12. Завет. Освящение стены

С глубоким раскаянием и сильным желанием народ дал "твердое обязательство и подпись, и на подписи печать князей наших и левитов наших и священников наших" (9:38; 10:29). Постройка стены была закончена и освящена. Одна десятая часть населения поселена в городе и организовано государственное и храмовое служение.

Глава 13. Конец служения Неемии

Поправка в законодательстве о десятинах, субботе и смешанных браках. Неемия был областеначальником в Иудее 12 лет (5:14). Иосиф Флавий говорит, что Неемия дожил до глубокой старости и правил в Иудее всю свою жизнь.

 

ЕСФИРЬ

Избавление евреев от уничтожения
Евреи вернулись из Вавилона в Иерусалим в 536 г. до Р.Х.
Храм был восстановлен в 536-516 гг. до Р.Х.
Есфирь, еврейка, стала царицей Персии в 478 г, до Р.Х.
Есфирь спасла еврейский народ от уничтожения в 473 г. до Р.Х.
Ездра вернулся из Вавилона в Иерусалим в 457 г. до Р.Х.
Неемия восстановил стены Иерусалима в 444 г, до Р.Х.

Есфирь появилась на сцене еврейской истории 40 лет после восстановления храма и 30 лет перед восстановлением Иерусалимских стен.

Хронологически книга Есфирь следует после книги Неемии, но описанные в ней события предшествуют книге Неемии на 30лет. Есть предположение, что Есфирь поддерживала Неемию в его работе. Ее замужество за царем Артаксерксом дало евреям великое преимущество. Трудно представить, что могло бы случиться с еврейским народом, если бы не посредничество и заступничество Есфири. Если бы не ее влияние, Иерусалим не был бы восстановлен и все в мире было бы по иному.

В книге Есфирь рассказывается о весьма важном историческом событии, а не только урок морали. В ней сказано, как еврейский народ избавился от уничтожения сейчас же после Вавилонского пленения. Если бы еврейский народ был уничтожен 500 лет до рождения Христа -- это произвело бы великую перемену в судьбах мира: не было бы еврейского народа, не было бы Мессии, был бы лишь погибший мир. Эта прекрасная еврейская девица в далекую старину, не давая себе в том отчета, сыграла весьма важную роль в приготовлении пути для грядущего Спасителя мира.

Глава 1. Устранение царицы Астинь

Артаксеркс, который правил Персией в 485 -- 465 гг, до Р.Х. был одним из видных монархов древнего мира. Великий пир, о котором говорится в этой главе, по сведениям, полученным из надписей, был подготовкой к военной экспедиции против Греции, в которой произошли бои в Термопиле и Саламисе в 480 г. до Р.Х. Артаксеркс устранил жену свою Астины в 478 г, до Р.Х., когда вернулся с похода против Греции (1:3; 2:16).

Археологическая заметка

Престольный город Сузы (2). Город Сузы, расположенный на расстоянии 300 км на восток от Вавилона, был зимней резиденцией персидских царей. Местонахождения города было определено Лофтусом в 1852 г., который обнаружил надпись царя Артаксеркса 2 (405 -- 358 до Р.Х.): "Мой предок Дарий построил этот дворец в прежнее время. Во время царствования моего деда Артаксеркса 1 дворец сгорел, но я его восстановил".

Дворец этот был резиденцией Дария, который дал указ строить Иерусалимский храм, а так же Артаксеркса, мужа Есфири и Артаксеркса 1, давшего повеление для Неемии восстановить Иерусалим.

Некто Делафау, француз, продолжал раскопки в 1884-86 гг. и точно нашел в развалинах "царские ворота" (4:2), "внутренний двор" (5:1), "внешний двор" (6:4), "сад при дворце" (7:7) и даже одну из игральных костей -- жребий, пур, пурим (3:7).

Глава 2. Есфирь становится царицей

Царь Артаксеркс умер через 13 лет. Вне сомнения, что Есфирь дожила до царствования своего пасынка Артаксеркса и будучи вдовствующей царицей имела особое влияние в дни Ездры и Неемии.

Главы 3,4,5,6,7. Декрет Амана

"Чтобы убить, погубить и истребить всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин, в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то-есть месяца Адара и имения их разграбить" (3:12,13). Событие это было на 12 году царствования Артаксеркса (3:7). Есфирь уже была 5 лет царицей.

Когда Есфирь стала ходатайствовать о своем народе, царь весьма благосклонно отнесся к ее просьбе, несмотря на то, что она была его женой уже пять лет Это говорит о том, что он ее уважал.

Последствия этого события были таковы, что Аман был повешен, а его имение отдано Мардохею, двоюродному брату Есфири.

В книге Есфирь имя Бога не упоминается вероятно потому, что книга была переписана с персидских источников. Все же Божья забота о Своем народе нигде так не очевидна, как в этой книге.

Главы 8,9. Избавление. Праздник Пурим

8 Так как персидские законы не изменялись (ср. Дан. 6:15), поэтому указ о истреблении евреев нельзя было изменить. Но Есфирь убедила царя издать другой закон, который дал право евреям защищаться от всех нападающих на них, чем они и воспользовались. Таким образом Есфирь спасла еврейский народ от уничтожения.

Есфирь, как женщина, сочетала в себе красоту и мудрость. Мы уважаем ее за патриотизм и смелые подвиги.

Таково было начало праздника Пурим, который евреи соблюдают по настоящее время.

Глава 10. Величие Мардохея

"Ибо велик был Мардохей в доме у царя и слава о нем ходила по всем областям, так как этот человек, Мардохей, поднимался выше и выше" (9:4; 10:3). Событие это произошло в дни Артаксеркса, величественного монарха Персии. Его первым министром был еврей, а любимая жена еврейка -- они были разумом и сердцем персидского двора. Они оба способствовали в работе Ездры и Неемии. Подобно Иосифу в Египте и Даниилу в Вавилоне, Есфирь отличилась в Персии.

 

ИОВ

Смысл страданий
Поэтически-философские размышления о Божьих путях

Поэтические книги

Книга Иова является первой, так называемой, поэтической книгой или книгой мудрости из группы Ветхозаветных книг, как например: Псалмы, Притчи, Екклесиаст и Песни Песней Соломона. Многие части в книге Притчей написаны поэтическим стилем.

Часть этих книг, не все, принадлежат к Золотому веку еврейской истории, времени Давида и Соломона, кроме книги Иова, которая относится к более раннему времени, равно как и некоторые псалмы.

Многие псалмы налисаны Давидом. Книги Притчей, Екклесиаста и Песни Песней приписываются Соломону. Так как эти пять книг расположены подряд в Библии и так как они в большей мере являются трудами Давида и Соломона, поэтому не будет лишним говорить о них, за некоторым исключением, как о книгах времени Давида и Соломона.

Еврейская поэзия не соблюдала рифма или такта, подобно поэзии нашего времени. Она состояла из параллелизма или мысленного рифма языка, синонимов или антитетических куплетов. Сентименты одной строки эхом отзывались в следующей. Иногда они удваивались, троились и четверились, составляя 2, 4, 6 или 8 строк.

Литературная ценность книги Иова

0 книге Иова Виктор Гюго сказал: "Книга Иова является величайшим произведением человеческого ума".

Томас Карлейль сказал: "Я считаю эту книгу, исключая все другие теории о ней, одной из величайших книг, когда либо написанных. Она содержит самое раннее заявление о нашей бесконечной трудности понять судьбу человека и Божьи пути для него на земле. Кажется, что нигде ничего подобного не написано, имевшего бы равную литературную ценность".

Филипп Шаф сказал: "Книга Иова возвышается как пирамида в истории литературы, без предшественника и без соперника".

Место рождения книги

Земля Уз (1:1), полагают, была между Палестиной и Аравией, простираясь от Едома в северо-восточном направлении к реке Евфрату, через которую лежал караванный путь между Вавилоном и Египтом. Определенная часть земли Уз, которую традиция считает домом Иова был Харран, район на восток от Галилейского моря, славившаяся своим плодородием и урожаем зерновых плодов. В свое время она была тесно населенной, а теперь усеяна развалинами 300 городов.

Муж Иов

В переводе Септуагинты есть дописка, которая говорит, что по древнему еврейскому преданию Иов был Иовалом, вторым царем Едома (Быт. 36:33). Имена людей и мест, упомянутых в книге Иова дают повод думать, что события эти происходили в среде потомков Исава (см. гл. 2). Если такое предположение верно, что Иов происходил из Харрана, то это указывает на то, что ранние цари Едома переселились из горных ущелий Едома на север, на более плодородные земли Харранских равнин. Во всяком случае, книга Иова повествует о весьма раннем периоде времени и примитивной жизни потомков Авраама, поселившихся на северной границе Аравии, времени странствования Израиля в Египте.

Автор книги

Древние еврейские предания приписывают авторство книги Моисею. Когда Моисей был в Мадиамской пустыне (Исх. 2:15), которая граничит с Едомской землей, он мог узнать от потомков Иова о его переживаниях и записать их. А может быть и сам Иов еще был жив и лично передал Моисею его семейные записи. Так как Иов происходил из потомков Авраама, Моисей мог признать за Иовом права пророка. Модерные критики считают написание книги Иова гораздо позже, но это лишь предположение. Мы считаем, что еврейское предание в этом случае более положительное.

Содержание книги

Книгу Иова можно назвать исторической поэмой, обоснованной на актуальных событиях. Иов был великим человеком своего времени, хорошо известным в той части света, где он жил. Внезапно в один день он пережил несколько ужасных бедствий. Его огромное стадо верблюдов было угнано, а пастухи убиты бандой халдейских разбойников. В то же самое время его стада волов были похищены савеями, а пастухи убиты. Семь тысяч овец с пастухами были убиты громовой бурей. Большой ветер пришел от пустыни и убил десятеро его детей. А затем и сам Иов был поражен весьма мучительной болезнью, проказой, свирепствующей в древнем мире. 0 случившемся с Иовом стало всюду известно и он был предметом разговора среди людей на долгое время (7:1). Некоторые люди стали письменно выражать об этом свое мнение (13:26). Книга Иова содержит некоторые мысли и слова, сказанные и записанные самим Иовом и его друзьями, а также и Богом. Люди эти были весьма мудрыми мыслителями. Язык книги величествен, хотя в некоторых местах неясный.

Тема книги

Книга Иова рассматривает смысл человеческих страданий. Весьма рано в истории своего существования человек встретился со странными трудностями и несправедливостями в своей жизни. Как мог добрый Бог сотворить такой мир, в котором так много необъяснимых страданий, а в особенности в жизни тех, которые менее всех других их заслуживают?

И кажется, что в наше время мы не лучше понимаем эти трудности, чем в дни Иова. Мы рождаемся в мир без участия нашей воли. Приходя в возраст, мы знакомимся с окружающим нас миром и начинаем спрашивать себя: какое отношение все это имеет ко мне? И чем дольше мы живем, тем более мы начинаем видеть мировое неравенство и несправедливость. Почему добрый Бог сотворил такой мир?

И хотя в наши дни мы не лучше понимаем жизненные проблемы, все же у нас теперь есть больше причин, чтобы с ними сживаться. За это время Сам Бог во плоти человека сошел на землю в лице Иисуса Христа, Который стал Соучастником в наших страданиях. Страдания Христа, Праведника, величайшего Страдальца, говорит нам о сострадании Самого Бога. Смысл этих страданий мы не вполне понимаем, но мы должны помнить, что Бог в этом имеет великие цели. Придет день, когда наши страдания прекратятся и мы не перестанем хвалить Бога за дарованную нам жизнь и переживания.

Глава 1. Внезапное поражение Иова проказой

Книга Иова начинается повествованием о патриархальной жизни в пустыне князя, которых в то время называли царями. Иов был весьма богат и влиятелен, прославленный своей независимостью, набожностью и добродетелями. Он был добрым человеком, которого постигли неожиданные страдания, вызвавшие удивление всех людей его окружения.

15 Савеяне происходили из земли Сава (Шева) в южной Аравии, потомки Сима (Быт. 10:28).

17 Халдеяне происходили с востока, с земли Авраама.

Глава 2. Участие сатаны в страданиях Иова

Сатана обвинял Иова в корыстолюбивой доброте. Бог разрешил сатане доказать его обвинения. Иов выдержал все испытания и в конце своей жизни пережил большие благословения, чем в начале.

7 Болезнь Иова, как думают, была одним видом проказы вместе со слоновой болезнью, одной из отвратительных и мучительных болезней восточного мира.

11 Три друга Иова. Елифаз Феманитянин, был потомком Исава (Быт. 32:11), Едомлянин. Вилдад Савхеянин, был потомком Авраама и Хеттуры (Быт. 25:2). Софар Наомитянин, был неизвестного происхождения и местности. Все трое были кочевыми князьями.

Елиуй Вузитянин (32:2) был потомком Нахора, брата Авраама (Быт. 22:21).

Глава 3. Жалоба Иова

Он жалеет о том, что родился и желает смерти. В беседах с друзьями он выступает 9 раз, Елифаз 3 раза, Вилдад 3 раза, Софар 2 раза, Елиуй 1 раз и один раз говорит Бог.

Их беседы, в общем, беспристрастные, хотя иногда произносятся с большим чувством. Обсуждаемая ими тема не всегда ясная. Иногда приходится думать, знают ли они цель своего разговора или только желают блеснуть своим красноречием. Следует признать, что некоторые из их суждений весьма красноречивы. Во многом они соглашаются между собой. Их главное расхождение состоит в следующем:

Все три друга Иова думают, что все страдания посылаются Богом на людей как наказание за их грехи и чем больше наше страдание, то тем тяжелейшими грехами мы согрешали. А если грехи наши были тайными, то страдания наши доказывают наше лицемерие.

Елиуй рассуждает, что страдания, посылаемые на людей, не только наказание за грехи, но служит и средством удержания от греха. Они допускаются как средство исправления.

Из речи Бога в конце книги ясно, что человек в своем умственном ограничении не может постигнуть всех Божьих тайн в творении и управлении вселенной

Самый великий урок в этой книге состоит в том, что Иов, терпеливый страдалец, в конце своих страданий приближается к Богу и обильно вознаграждается успехом и благословением, больше прежнего (42:12-16).

Главы 4,5. Ответ Елифаза. Его ночное видение Бога есть величественно (4:12-19). Он советует Иову обратится к Богу (5:8) и намекает, что если Иов покается, то его беды прекратятся (5:17-27).

Главы 6,7. Вторая речь Иова. Он выражает свое разочарование в друзьях. Он желает сочувствия, а не язвительных укоров (6:14-30). Он ошеломлен отношением друзей и уверен в себе, что он не лукавый человек. "Тело его одето червями" (7:5). Он не понимает происходящего. Если бы даже он и согрешил, то грех его не был бы настолько отвратительным, чтобы заслужить такое ужасное наказание. Он просит у Бога смерти (6:9).

Глава 8. Первая речь Вилдада. Он утверждает, что Бог справедлив и что страдания Иова являются доказательством его согрешений и если он обратится к Богу, то выздоровеет.

Главы 9,10. Третья речь Иова. Он утверждает, что он не беззаконник (10:7) и что Бог посылает наказание и злым и добрым (9:22). Сильно нарекает и жалеет о том, что родился на свет(10:18-22).

Глава 11. Первая речь Софара. Он грубо отвечает Иову и говорит, что ему "вдвое следовало бы понести" (6). Он настаивает, что если бы Иов отказался от своих согрешений, то его страдания прекратились бы и были бы забыты, а безопасность, благословения и радость вернулись бы к нему (13-9).

Главы 12,13,14. Четвертая речь Иова. Его отношение к речам друзей становится критическим и насмешливым (12:2) и он просит их замолчать (13:13). Иов твердит, что беззаконники преуспевают, а праведники страдают. Высказывает сомнение о жизни после смерти (14;7,14). За то он позже весьма замечательно высказывает свою уверенность в загробную жизнь (см. гл. 19).

Глава 15. Вторая речь Елифаза. Он говорит с горьким сарказмом и вызывает в своих слушателях возбуждение и гнев. Глаза Иова зажигаются (12). Его душа раздирается от гнева (18:4). Друзья Иова кивают на него своими головами (16:4).

Главы 16,17. Пятая речь Иова. Если бы вы были на моем месте, то и я кивал бы на вас моей головой (16:4). Иов продолжает выражать свою обиду. "Лицо его побагровело от плача" (16:16). Его друзья продолжают насмехаться над ним(16:20). Он стал "притчею в народе и посмешищем для него" (17:6).

Глава 18. Вторая речь Вилдада. В приступе гнева он обращается к Иову: зачем ты раздираешь душу твою во гневе твоем? (4) и, допуская согрешение Иова, он пробует страхом привести Иова к покаянию, доказывая великое наказание беззаконным.

Глава 19. Шестая речь Иова. Его друзья гнушаются им (19); его жена стала ему чужой (17); его дети презирают его (18). Обиженный всеми он просит помилования (21).

Вдруг, из глубины своего отчаяния, подобно лучам солнца, пробивающегося из-за облаков, Иов восклицает голосом веры: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою; и я во плоти узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его" (25-27).

Глава 20. Вторая речь Софара. Он допускает, что Иов согрешил. Рассуждает о непрочности счастья нечестивых.

Глава 21. Седьмая речь Иова. Соглашается, что хотя благоденствие нечестивых иногда длится долго, все же их постигает Божье правосудие.

Глава 22. Третья речь Елифаза. Он сильно обвиняет Иова во грехе, в особенности в его обращении с бедными.

Главы 23,24. Восьмая речь Иова. Он отстаивает свою непорочность. Выражение "от заповедей уст Его он не отступал" (23:12), говорит о том, что в дни Иова были писания, признаваемые Божьим словом.

Глава 25. Третья речь Вилдада, весьма короткая и последняя.

Главы 26 по 31. Последняя речь Иова. Он становится все больше уверенным в своей непорочности. "Доколе не умру, не уступлю непорочности моей" (27:5), Он сравнивает свое прошлое благоденствие, счастье, честь, почтительность, доброту и пригодность (гл. 29) с неприятными тяжкими страданиями (гл. 30). Он стал "песнью и пищею разговора" (поговоркой) (30:9,12), "не удерживаются плевать пред лицом моим" (10), "стал братом шакалам" (30:29). Отрицает обвинение, что он отказывал помощь бедным, был скупым, неморальным и скрывал грехи свои (гл. 31).

Идолопоклонство. Единый намек на идолопоклонство в книге Иова находится в 31:26-28, указывающий как бы на поклонение солнцу. Слова эти служат доказательством древности книги Иова, написанной во время первоначального монотеизма (единобожия).

Главы 32 по 37. Речь Елиуя. Иов утешил трех друзей. Елиуй разгневан на них за то, что они не сумели ответить Иову. Гневается он и на Иова, потому что Иов, как ему кажется, остается праведным в своих глазах и видит праведность в себе а не в Боге. А теперь Елиуй поучает их. И какой он был тщеславный. Да умолкнет, мол, вся земля, потому что Елиуй начинает свою речь.

В своей речи он пробует им сказать, как много он может им сказать. Но, подобно другим, его главная мудрость кроется в словах, которые остаются неясными и не открывают подлинной мудрости. Его главное утверждение заключается в том, что страдания, посылаемые Богом, служат средством исправления, а не наказания.

Главы 38 по 41. Речь Бога. Бог говорил из бури о невежестве, бессилии, беспомощности, ничтожности человека, по сравнению с Богом. Главы эти весьма величественны.

Глава 42. Покаяние и восстановление Иова. Бог одобрил слова и мысли Иова лучше, нежели его друзей (7). Иов не был беззакоником, как выражались о нем его друзья, но подлинным праведником, который при встрече с Богом лицом к лицу воскликнул: "Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (6). Иов выдержал свои испытания блистательно и Бог обильно вознаградил его на старости лет (42:12-7).

 

ПСАЛТИРЬ

Гимны поклонения
На древнееврейском языке "Книга хвалы"
Наиболее любимая книга Ветхого Завета
150 поэм, положенных на музыку для богослужений
Для пользования в домашней и церковной жизни
Самые славные достижения золотого века Израиля
Из 283 ссылок в Н.З. из В.З. 116 взяты из Псалтыря

Авторство Псалмов

В заголовках 73 псалма приписываются Давиду; 12 Асафу; 11 сынам Кореевым; 2 Соломону (71,126); 1 Моисею (89); 1 Ефаму(88) и 50 неизвестным авторам.

Полагают, что некоторые из неизвестных псалмов принадлежат авторам предыдущих псалмов. Вне сомнения, что Давид был автором некоторых из них.

Заголовки не являются точным доказательством авторства, так как на древнееврейском языке предлоги, намекающие на авторство, имеют одинаковое значение. Псалом Давида мог быть написан им самим или написан "для" Давида или "посвящен" Давиду.

Все же заголовки считаются очень древними и весьма правдоподобно, что они указывают на подлинных авторов псалмов. Древнее всемирное предание гласит, что Давид был главным автором псалмов.

Современная критика прилагает все старания, чтобы доказать, что Давид не был автором псалмов. Но есть многие причины, чтобы приписать Давиду авторство псалмов, так как Новый Завет подтверждает эту мысль.

Итак, когда мы говорим о псалмах, то мы имеем ввиду псалмы Давида, потому что он был главным автором или составителем книги псалмов. Возможно, что некоторые из них были составлены еще до Давида и применяемы в богослужениях. Давид увеличил книгу Псалтирь, добавив псалмы других поколений. Существует мнение, что книга Псалтирь, в ее теперешней форме, была закончена во дни Ездры.

Давид был отважным воином, отличным стратегом и выдающимся государственным деятелем. Он поднял свой народ на вершину его мощи и славы. Он был поэтом и музыкантом и от всего сердца любил Бога.

Участие Давида в составлении книги Псалтирь можно считать более важным, чем государственные достижения его царствования. Книга Псалтирь является прекраснейшим памятником всех веков.

В псалмах открывается характер Давида и в них Божий народ видит очень ясную картину самого себя, свою борьбу, грехи, страдания, стремления, радости, неудачи и победы.

За псалмы Давиду будет воссылаться до бесконечной вечности непрекращаемая благодарность от тьмы всех искупленных Божьих детей.

Иисус Христос любил пользоваться псалмами

Его разум так обильно был насыщен псалмами, что в минуту Своей смерти на кресте Он цитировал псалом (21:2; 30:6; Матф. 27:46; Лук. 23:46). Христос сказал, что многие предсказания в псалмах относятся к Нему (Лук. 24:44).

В.Е. Глэдстон о псалмах говорит так:

"Все чудеса греческой цивилизации, собранные вместе, являются менее интересными, чем простая книга Псалтирь".

Подразделения в книге Псалтирь

Книга Псалтирь состоит из пяти книг: псалмы 1-40, псалмы 41-71, псалмы 72-88, псалмы 89-105, псалмы 106-150.

Такое подразделение существует от древних времен на древнееврейском языке и в Септуагинте, возможно подражая пяти книгам Моисея или Пятикнижию.

Внутри этих пяти книг есть еще другие подразделения: псалмы сынов Кореевых 41-48; псалмы Асафа 72-82; миктаб, песнь или писание 55-59; песни восхождения 119-133.

По своей структуре и содержанию псалмы подразделяются на мессианские, исторические, исправительные, проклинающие, акростихи, теократические, прославления и аллилуйя. 118 псалом самый длинный в книге и самая длинная глава в Библии. Псалом 117 :8 считается центральным стихом в Библии.

Псалмы написаны для пения
Моисей пел и учил народ пению (Исх. 15; Втор. 12).
Израиль пел на пути в Обетованную землю (Чис. 21:17).
Девора и Варак воспели хвалу Господу (Суд.5).
Давид пел от всего своего сердца (Пс. 103:33).
Певцы Езекии пели псалмы Давида (2 Пар. 29:28-30).
Певцы Неемии пели очень громко (Неем. 12:42).
Христос с учениками пел на последней вечере (Матф. 26:30).
Павел и Сила пели в темнице (Деян. 16:25).
Пели при сотворении мира "При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божьи восклицали от радости" (Иов. 38:7).
На небе тьмы тем и тысячи тысяч небесных существ слились в песне хвалы и ликования (Отк. 5:11-13).

На небе всегда льется пение и никто не утомляется от пения.

Богослужебные и музыкальные заголовки псалмов

Значение некоторых заголовков очень неясно. Они весьма древние и написаны даже до перевода Септуагинты. Мы ниже помещаем алфавитный список заголовков и их лредполагаемое значение:

Айе-лет-Сагар (Пс. 21) -- музыкальный размер? или мелодия?
Аламот (Пс. 45) -- Хор молодых женщин?
Ал-таш-гит (Пс. 56,57,58,76) -- Не погуби.
Гиттит (Пс. 8,80,83) -- Музыкальный инструмент или мелодия?
Гиг-гай-он (Пс. 9:16) -- Размышление? или интерлюдия?
Йе-ду-тун (Пс. 38,61,76) -- Один из дирижеров Давида.
Йонат-елем-рехоким (Пс. 55) -- Название мелодии?
Ма-га-лат (Пс. 52) -- Печальная мелодия?
Ма-га-лат-Лин-нот (Пс. 87) -- Песнь на случай болезни.
Мас-хил (Пс. 31) и другие -- Поучительные, для размышления.
Мих-там (Пс. 15, 55-59) -- Жемчужины и золотая поэзия?
Мут-лаб-бен (Пс. 9) -- Возможно название мелодии?
Неги-нот (Пс. 4,6,60) -- Струнный инструмент.
Не-хил-от (Пс. 5) -- Возможно флейта?
Села (Пс. 3:3) -- Употребляется 71 раз. Возможно интерлюдия?
Шем-ин-ит (Пс. 6,11) -- Наверно, мужской хор?
Шиг-гай-он (Пс. 7) -- Бурная и скорбная мелодия?
Шо-шан-ним (Пс. 44,68,79) -- Лилии. Брачная песнь?
Шу-шан-эдут (Пс. 59,79) -- Лилия свидетельства. Мелодия?
Начальнику хора -- Заголовок 55 псалмов.

Музыкальные инструменты

Главными струнными инструментами в то время были: арфа и псалтырь, а духовыми: флейта, труба, рожок. Кроме этих были и ударные инструменты: кимвалы и тимпаны. У Давида был оркестр 4 000 музыкантов и для них он сделал инструменты (1 Пар. 23:5).

Руководящие мысли в книге Псалтирь

Слова "упование", "надежда" очень часто повторяются во всей книге. При всяких обстоятельствах жизни, радостных и печальных, Давид всегда обращался к Богу. Несмотря на свои немощи, он жил с Богом.

"Хваление" было на устах Давида постоянно. Он всегда обращался к Богу в прошениях и от всей души благодарил Бога за Его ответ на молитвы.

"Радость" -- одно из любимых выражений Давида. Самые тяжкие переживания не затмили его радости в Боге. Его частыми восклицаниями были: "пойте" и "ликуйте". Псалтирь есть книгой поклонения Богу.

"Милость" -- это слово встречается в Псалтыри сотни раз. Кроме этого Давид говорит о справедливости и гневе Божьем, но преобладающей мыслю всегда была Божья милость.

Мессианские псалмы

Многие псалмы, написанные тысячи лет до Христа, предсказывали о Христе. Они не применимы ни к кому другому в истории. Некоторые из них указывают на грядущего царя из дома Давидова. Кроме слов и выражений, ясно и определенно мессианских, есть еще немало выражений, намекающих на Мессию.

Псалмы, ясно говорящие о Мессии:

Пс. 2: Божественность и всемирное царство Мессии.
Пс. 8: Посредством Мессии человек становится владыкой вселенной.
Пс. 15: Воскресение Мессии из мертвых.
Пс. 21,68: Страдания Мессии.
Пс. 44: Его царственная невеста и вечный престол.
Пс.71: Слава и вечное царство Мессии.
Пс. 88: Божье обетование бесконечности престола Мессии.
Пс. 109: Мессия -- вечный царь и священник.
Пс. 117: Мессия отвержен вождями Своего народа.
Пс. 131: Мессия -- вечный наследник престола Давида.

Мессианские ссылки, отрывки

Вот некоторые ссылки в Новом Завете на книгу Псалтирь, ясно указывающие на Христа:

"Пронзили руки мои и ноги мои" (Пс. 21:17; Иоан. 20:25).
"Ибо ревность по доме Твоем снедает меня" (Пс. 68:10; Иоан. 2:17).
"Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой" (Пс. 39:8,9; Евр. 10:7).
"Престол Твой, Боже, вовек" (Пс. 44:7; Евр. 1:8).
"Он уповал на Господа,-- пусть избавит его" (Пс. 8:7; Евр. 2:6-10).
"Достоинство его да возьмет другой (предатель)" (Пс. 108:8; Деян. 1:20).
"Боже мой, Боже мой! Для чего Ты оставил меня (Пс. 21:2; Матф. 27:46).
"Ты Сын Мой; Я ныне родил тебя" (Пс. 2:7; Деян. 13:13).
"Благословен грядущий во имя Господне" (Пс. 117:26; Матф. 21:9).
"И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом" (Пс. 68:22; Матф. 27:34,48).
"Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту" (Пс. 40:10; Иоан. 13:18).
"Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий" (Пс. 21:19; Иоан. 19:24).
"Клялся Господь и не раскается: Ты священник во век по чину Мелхиседека" (Пс. 109:4; Евр. 7:17).
"Камень, который отвергли строители, соделался главою угла"(Пс. 117:22; Матф. 21:42).
"Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс. 109:1; Матф. 22:44).
"Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" (Пс. 15:10; Деян.2:27).

Смотри еще 2 Царств 7 и Матфея 2:22.

Псалом 1. Наслаждение в Божьем слове

Блаженны те, кто находит смысл жизни в Божьем слове, а не в мирских друзьях. Их уделом будет счастье и успех. Не так с нечестивыми. Здесь проводится сравнение между праведными и нечестивыми.

Книга Псалтирь начинается прославлением Божьего слова. Если Давид находил удовольствие в чтении Божьего слова, меньшего по размеру, тем более мы должны любить Священное Писание, которое приняло завершенную форму вокруг личности Иисуса Христа.

Псалмы 18 и 118 продолжают мысль о величии Божьего слова. Следует заметить, что книга Псалтирь начинается словом "блаженны".

Некоторые блаженства Давида

"Блажен муж, боящийся Господа" (Пс. 111:1).
"Блажен, кто помышляет о бедном" (Пс. 40:2).
"Блажен народ, у которого Господь есть Бог" (Пс. 32:12).
"Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты" (Пс. 31:1).
"Блаженны живущие в доме Господнем" (Пс. 83:5).
"Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи" (Пс. 93:12).
"Блаженны все, уповающие на Него" (Пс. 2:12).
"Блажен человек, которого сила в Тебе" (Пс. 83:6).
"Блаженны непорочные в пути" (Пс. 118:1).
"Блаженны хранящие откровение Его" (Пс. 118:2).
"Блажен муж, который...о законе Его размышляет" (Пс. 1:1,2).

Псалом 2. Гимн грядущему Мессии

Его божественность (7) и всемирное царство (8). Первый из мессианских псалмов.

Псалом 3. Давид уповает на Бога

Во время восстания Авессалома (2 Царств 15). Один из замечательных примеров спокойного упования на Бога в трудное время. "Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня" (6).

Псалом 4. Вечерняя молитва

Еще один гимн упования на Бога, когда Давид ложился спать, доверяясь Божьей охране. Уповайте на Господа (6). Веселие сердца (8). Общение с Богом на ложе (5). Безопасность в Боге (9).

Псалом 5. Утренняя молитва

Находясь в окружении коварных врагов, Давид молится и восклицает от радости, будучи уверен, что Бог защитит его. Очевидно, что у Давида было много врагов. 0 них он очень часто вспоминает. Многие из псалмов Давида родились во время его тяжких переживаний.

Псалом 6. Молитва сокрушенного сердца

Возможно, что Давид молился этой молитвой после великого

согрешения с Вирсавией, переживая немощь, скорбь, слезы,

посрамление и насмешки врагов. Первый из псалмов покаяния (см. Пс. 31).

Псалом 7. Еще одна молитва о защите

Находясь в великой опасности, Давид заявляет свою непорочность (см. Пс. 21). Возможно, что Хус был одним из военачальников Саула, участвовавший в погоне за Давидом (см. Пс. 53).

Псалом 8. Человек является венцом творения

Человек достигнет своего высокого положения в дни Мессии и Его триумфального царствования (Евр. 2:6-9). Христос цитировал третий стих этого псалма, при покушении на Его жизнь (Матф. 21:16).

Псалом 9. Благодарение за победы

Давид благодарит Бога за дарованные лобеды над общими и личными врагами. "Господь -- Царь навеки, навсегда" (37). Да исчезнут язычники с земли Его. Славьте Бога. Уповайте на Него.

Псалмы 9 и 10 написаны в форме акростиха. В этих псалмах заглавные буквы еврейского алфавита начинают каждую новую строчку. Целью этой формы является укрепление в памяти содержания псалмов. Следующие псалмы написаны акростихом: 24, 33, 36, 110, 111, 118, 144.

Примечание переводчика: В русской Библии псалмы 9 и 10 соединены в один псалом. С этого места счет псалмов в других переводах идет на один вперед. В конце книги псалмы 146 и 147 опять соединяются вместе и книга заканчивается одинаковым числом 150.

Псалмы 10,11,12. Преобладание беззакония

Беззаконники окружают Давида со всех сторон. Нечестивые чуть не погубили его, но он уповает на Господа и воспевает песни радости. Псалмы эти относятся к периоду времени, когда Давид укрывался от Саула.

Псалом 13. Всемирная греховность

Псалом 13 одинаков по содержанию с псалом 52. Апостол Павел цитирует из этих псалмов в Рим. 3:10-12. Неверующие здесь названы безумцами. Преобладающее беззаконие показывает, что из себя представляет безумец. И так, как верно существование Бога, так верен день Божьего суда нечестивых. Но у Бога есть люди, для которых день суда будет радостью.

Псалом 14. Истинные граждане Сиона

Они праведные, верные, справедливые, честные. Томас Джеферсон назвал этот псалом примером подлинного джентльмена.

Псалом 15. Воскресение Мессии

Здесь Давид говорит как-будто бы о себе, но мистические слова грядущего царя из дома Давидова выражаются в словах Давида (10). Стих этот цитируется в Новом Завете в доказательство воскресения Христа из мертвых (Деян. 2:27). Два другие величественные стихи в этом псалме 8 и 11. Заголовок Мих-там -- золотая поэзия, соответствует этому псалму.

Псалом 16. Молитва о защите

Окруженный врагами, Давид просит у Бога защиты. Он доказывет свою невинность, но уповает на Бога. Среди людей, которые увлекаются мирскими увлечениями, он желает "насыщаться образом Божьим" (14,15).

Псалом 17. Хвалебная песнь Богу

Утвердившись на престоле, после многих лет бегства от Саула, Давид благодарит Бога. Песнь эта повторяется во 2 книге Царств 22. Свое избавление он приписывает Богу, Который является его силой, скалой, крепостью, избавителем, опорой, укрытием, щитом, рогом избавления, высокой башней. Это один из лучших псалмов. Выражение "глава инопленников" (43-45) относится к Давиду лишь частично, а в большей мере к его великому сыну, который после него займет престол.

Псалом 18. Природа и вселенная

Давид воспевает красоту и славу Божьего творения, совершенство и силу Божьего слова. Сперджен называет этот псалом "мировой книгой и книгой слова". Бог творения открывается человеку через Божье писанное слово. О Божьем слове более обширно говорится в псалме 118. Один из лучших псалмов. Заключительная молитва в этом псалме (13-15) одна из лучших во всей Библии. Слово Божье: верно, правдиво, истинно, светло, веселит сердце, слаще меда и капель сота.

Псалом 19. Псалом упования

По своему содержанию псалом напоминает военный гимн, с просьбой победы царю, при вступлении в битву. Его упование не на колесницы и не на коней, а на имя Господа (8).

Псалом 20. Благодарение за победу

Благодарение за победу, о которой Давид молился в псалме 19. Псалом содержит мессианские намеки на долгоденствие царя и его царства (5).

Псалом 21. Псалом распятия

Сердечный вопль Давида. Хотя псалом написан тысячелетие до Христа, он так подробно описывает распятие Христа, как будто бы Давид был очевидцем этого события. Последние слова Христа на кресте (2), насмешки врагов Христа (8,9), пронзенные руки и ноги (17), делят Его ризы (19). Некоторые из этих заявлений нельзя отнести ни к кому другому в истории, кроме Христа при Его распятии.

Псалом 22. Пастырский псалом

Любимый более всех других псалмов в Ветхом Завете. Бичер о нем сказал следующее: "Псалом этот, подобно птице, которая облетает весь мир, воспевая сладчайшую песнь, когда либо петую. Он успокоил больше сердец, чем все другие философии мира. Он будет петься вашими и моими детьми и их детьми бесконечно, опустит свои крылья и будет воспеваться во веки в счастливом общении тех, которые способствовали ему быть на земле".

Возможно, что Давид написал этот псалом, будучи еще пастухом стад своего отца, на том же поле пастухов, где 1000 лет позже ангелы вослели о рождении Христа.

Псалом 23. Вход царя славы на Сион

Написан на случай перенесения ковчега в Иерусалим (2 Царств 6:12-15). Мы будем воспевать этот псалом, когда вернется царь славы.

Псалом 24. Молитва обремененной грехом души

Давид переживал подобные дни по причине своих согрешений и преступлений. Молитву эту мы можем применять в случае наших согрешений. Читайте слова этого псалма часто.

Псалом 25. Давид заявляет свою невинность

В его словах много уверенности в его непорочности (см. Пс. 31).

Псалом 26. Желание быть в Божьем доме

Твердое упование на Бога. Сила его жизни в Боге. Давид любил петь, молиться и надеяться на Бога.

Псалом 27. Молитва

Благодарность за Божью милость. Вся его надежда была в Боге.

Он уповал на Него и радовался в Господе.

Псалом 28. Божий голос

Божий голос часто выражался в грозе. Напоминание о страшных

событиях конца мира.

Псалом 29. Посвящение Давидова дома

Давид покорил Иерусалим и сделал его своей столицей (2 Царств 5:11; 7:2). Он часто был близок смерти, но Бог избавлял его. Его желанием было славить Господа во веки.

Псалом 30. Песнь упования на Бога

Во время опасности, переживаний, скорбей и унижения Давид без колебания доверял Богу. Иисус Христос цитировал Свои предсмертные слова из этого псалма (4; Лук. 23:46).

Псалом 31. Псалом кающегося грешника

Написан по случаю согрешения Давида с Вирсавией (2 Царств 11- 12). У Давида не хватает слов, чтобы выразить свой стыд и позор. Этот же самый Давид иногда говорит о своей праведности и невинности (7:4,9; 16:1-5; 17:20-24; 25:1-12).

Как следует понимать эти противоречия в жизни Давида?

- Возможно, что эти заявления о его лраведности были сделаны до его согрешения.

- Давид был во многом праведным.

- Есть разница между грехом немощи и своевольным и привычным грехом. Добрый человек может случайно согрешить и оставаться добрым. Раскаяние Давида как раз говорит об этом. Он отличался от грешников, которые своевольно по привычке нарушали все законы морали. (См. 2 Царств 11).

Предание говорит, что псалом этот был написан на стене у постели Блаженного Августина, на виду у всех и он непрестанно со слезами читал его.

Следующие псалмы считаются псалмами покаяния: 6,24, 37, 50, 101, 129, 142.

Псалом 32. Псалом радости и хваления

Упоминает о новой песне (3) и в других псалмах: 39:4; 95:1; 97:1; 143:9. Есть старые песни, которые никогда не стареют. Странствуя на жизненном пути, народ Божий переживает новые милости Господни, которые придают значение старым песням. Окончательное выражение радости искупленных выразится на рассвете небесной славы (Откр. 5:9; 14:3).

Псалом 33. Давид благодарит за избавление

Во всякой нужде Давид прибегал к Богу в молитве. После каждого избавления он благодарил и прославлял Бога. Как хорошо жить с Богом и как приятны Ему наши благодарения. Благодари Бога за свет звезд и Он прольет свет луны. Благодари Бога за свет луны и Он осветит тебя светом солнца. Благодари Бога за свет солнца и в свое время Он возьмет тебя к Себе, где Сам будет Светом.

Псалом 34. Псалом проклятия

Есть еще другие псалмы, подобные этому: 51, 57, 58, 68, 108, 136. Они дышат гневом на врагов. В них нет выражения Божьего гнева, а человека и противоречат учению Христа любить наших врагов. Как это объяснить?

Целью Бога в Ветхом Завете было сохранить народ, из которого должен был произойти по плоти Христос. Бог имел дело с человеческой натурой, какой она была и не всегда оправдывал поступки даже Своих преданных слуг. Некоторые из этих псалмов служили военным кличем, выражающим патриотизм в борьбе с сильными врагами, в борьбе на жизнь или на смерть, для сохранения народа. С приходом Христа Бог открыл нам ценность человеческой жизни и дал пример поведения. Вместо сохранения одного народа Бог начал возрождение отдельного человека по Своему образу и больше не уступает греховным поступкам людей. В Ветхозаветные времена для достижения своих целей Бог снисходил человеку. В Новом Завете Бог начал новые отношения с человеком по Своей воле и намерении. (См. Лук. 6:27).

Псалом 35 говорит о нечестии беззаконных и о милости и верности Бога.

Псалом 36 весьма любимый многих верующих. Давид часто недоумевал, почему беззаконные люди имеют успех в своей жизни. Здесь он высказывает свое убеждение, как жить среди них. "Уповай на Господа и делай добро и храни истину" (3).

Псалом 37. Псалом покаяния тяжело больного

Это один из псалмов покаяния (см. Пс. 31). Возможно, что Давид был болен какой-то страшной болезнью по причине своего греха, так что даже его родственники и близкие друзья им гнушались, а враги умножились и становились весьма наглыми. Здесь наглядная картинка, как "муж по сердцу Бога" погружался иногда в глубину страданий и презрения и лишь по причине своих согрешений.

Псалом 38. Бренность и суетность жизни

Идифун был один из трех руководителей музыки, как видим из псалмов 61 и 67. Другие два были Асаф и Еман (2 Пар. 16:17-42). Идифун был еще и царским прозорливцем (2 Пар. 35:15).

Псалом 39. Благодарение за великое избавление

"Закон Твой у меня в сердце" (9). Все же Давид удручался своими преступлениями (13). Последняя часть этого псалма по своему содержанию равняется псалму 69. В нем содержится мессианское пророчество (8,9; Евр. 10:5-7).

Псалом 40. Молитва избавления

Молитва эта относится ко времени восстания Авессалома против своего отца Давида (2 Царств 15). Болезнь Давида послужила поводом к заговору (3-8). "Мирный человек" (10) возможно Ахитофел, Ветхозаветный Иуда (2 Царств 15:12; Иоан. 13:18).

Псалмы 41,42. Тоска по доме Божьем

Земля Ермона и гора Цоар были на восточной стороне реки Иордана (6), населенные весьма безбожными и враждебными Израилю людьми. Псалмы 41 и 42 составляют одну поэму. Песни сынов Кореевых следующие: псалмы 41-48, 83, 84, 86, 87. Сыны Кореевы принадлежали к семье левитов и были организованы Давидом в музыкальные группы для участия в храмовых служениях (1 Пар. 6:31-48; 9:19,22,33).

Псалом 43. Молитва отчаяния

Написана во время народного бедствия и военного поражения.

Псалом 44. Брачная песнь царя

В песне воспевается имя Бога, сидящего на высоком престоле. Автор мог иметь ввиду Давида или Соломона, но некоторые заявления никак не применимы к ним или кому другому из земных царей. Песнь эта, по-видимому, относится к Мессии и грядущему браку Агнца (Откр. 19:17).

Псалом 45. Победная песнь Сиона

Псалом этот лег в основу гимна Мартина Лютера: "Господь твердыня нам и щит", который воспевался во время Реформации.

Псалмы 46,47. Господь царствует

Господь есть царь. Сион -- город великого царя. Бог наш есть Бог навеки. Он восседает на престоле. Да радуется вся земля!

Псалмы 48,49. Тщетность богатства.

Бог властелин земли и всего, что на ней. В приношении наших даров Богу мы возвращаем Ему лишь то, что Он дает нам. Жизнь полна суеты. Смерть -- достояние всех. Сравни с псалмом 38.

Псалом 50. Молитва о прощении

Последствия согрешения Давида с Вирсавией (2 Царств 11,12). Псалом покаяния (сравни с псалмом 31). "Сердце чистое сотвори во мне" (12). В такой молитве все мы нуждаемся.

Псалом 51. Давид уповает на Бога

Нет сравнения между злобной хвальбой Доика (1 Царств 21:7; 22:9) и увереностью Давида на Божье избавление.

Псалом 52. Греховность человечества всемирная

Подобен псалму 13. Цитируется в послании к Римлянам 3:10-12.

Заголовок -- Магалаш, печальная мелодия? Масхил -- размышление.

Псалом 53. Давид вопиет к Богу

Давид вознес эту молитву Богу, когда зифеи открыли Саулу место укрытия Давида (1 Царств 26). Давид составил другие псалмы, во время своего бегства от Саула: 7(?), 33, 51, 53, 55, 56, 58, 62 (?), 141.

Псалом 54. Давид предан друзьями

Подобно псалму 40, псалом 54 принадлежит к псалмам, написанным во время восстания Авессалома и в особенности относится к Ахитофелу (12-14; 2 Царств 15:12,13). Напоминает Иуду. Давид продолжает уповать на Бога.

Псалом 55. Молитва об избавлении

Давид просит избавления от филистимлян, как и в псалме 33 (1 Царств 21:10-15). Он использовал все свои способности, даже притворился безумным. Все же он просит Бога и уповает на Него. Псалом 33 является его гимном благодарности за избавление.

Псалом 56. Молитва Давида

Давид молится в Адоламской пещере, спасаясь от Саула (1 Царств 22:1; 24:1; 26:1). Он всем сердцем уповал на Бога (7).

Псалом 57. Погибель нечестивых

Давид возмущается умножением нечестия. Он несколько раз повторяет, что нечестие не приносит пользы. То же самое можно сказать и о нашем времени.

Псалом 58. Еще одна молитва Давида

Саул послал воинов поймать Давида в его доме (1 Царств 19:10-17).

Давид уповает на Бога. Золотой псалом.

Псалом 59. Псалом разочарования

Неудачная война с Сирией и Едомом (2 Царств 8:3-14). Следующие псалмы написаны по причине государственных трудностей: 43, 73, 78, 107. Молитва Давида была услышана (2 Царств 8:14).

Псалом 60. Псалом надежды

Написан по причине продолжительного отсутствия из дому (2), возможно во время восстания Авессалома.

Псалом 61. Песнь горячей преданности Богу

Неизменяемое упование на Бога и доверие Ему. У Давида много скорбей, но он неизменно доверяет Богу.

Псалом 62. Гимн в пустыне

Давид продолжает доверять Богу. Можно отнести ко времени его укрытия от Авессалома в пустыне Эн-Гадди (2 Царств 24). Он уверен в восстановлении.

Псалом 63. Молитва о защите

Давид просит защиты от тайных врагов и выражает уверенность, что с Богом он победит.

Псалом 64. Песнь моря и урожая

Бог венчает лето (год) Своими благословениями. Земля восклицает от радости при обилии урожая.

Псалом 65. Песнь народного благодарения

Славьте Господа! Бойтесь Его! Пойте, пойте, пойте Ему!

Радуйтесь, радуйтесь, радуйтесь! Очи Его зрят все народы.

Псалом 66. Миссионерский псалом

Предвещает добрую весть Евангелия по всей земле. Да ликуют все народы.

Псалом 67. Победная песнь

Победная песнь Божьему воинству. Любимый псалом крестоносцев, гугенотов, Саванаролы и Оливера Кромвела.

Псалом 68. Молитва во время страдания

Сравни с псалмом 21. Напоминания о страдании Мессии.

Цитируется в Новом Завете, псалмы: 5, 10, 22, 24; Иоан. 2:17; 15:25:25; 19:28-30; Деян. 1:20; Рим. 11:9; 15:3.

Псалом 69. Молитва о помощи

Бог никогда не оставил Давида. В псалме выражается радость верующего в Бога во время притеснения. Написан приблизительно во время второй половины псалма 39.

Псалом 70. Молитва о поддержке во время старости

Взгляд на прошлую жизнь упования на Бога. Несмотря на противодействия врагов, его радость в Боге не уменьшилась.

Псалом 71. Слава и величие Мессианского царства

Псалом Соломона, другой из них -- 126. Израильское царство достигло своей высоты м славы при Соломоне. Можно допустить, что Соломон описывает здесь свое мирное и славное царствование. В это же самое время в псалме есть намек и общий тон псалма говорит о большем и славнейшем царстве, чем Соломоново.

Псалом 72. Благоденствие нечестивых

Один из псалмов Асафа. Его заключительная мысль находится в конце псалма. Псалмы Асафа: 49, 72-82. Асаф был начальником пения у Давида (1 Пар. 15:16-20; 16:5). Хоры Езекии пели псалмы Асафа (2 Пар. 29:30).

Псалом 73. Народное бедствие

Иерусалим был в развалинах (3,6,7). Возможно во время нашествия Сусакима (3 Царств 14:25) или во время Вавилонского пленения.

Псалом 74. Бог есть судья

Наказание нечестивых неизбежно. Верным обещана победа во время праведных судов Божьих.

Псалом 75. Хвалебная песнь за великую победу

Возможно за победу Ангелом Господним над армией Сеннахирима у стен Иерусалима (4 Царств 19:25).

Псалмы 76,77. Исторические псалмы

Воспоминание великих дел Господних в Израиле. Сравнение верности Божьей с постоянной неверностью и непокорностью Израиля.

Псалмы 78,79. Народное бедствие

Подобно псалму 73 здесь описаны бедствия в связи с нашествием Сусакима или падением Северного царства. А может быть даже Вавилонское пленение.

Псалмы 80,81. Непокорность Израиля

Непослушание Господу было причиной их страданий. О если бы только они внимали голосу Бога, все было бы иначе. Неверные судьи немало причинились к этим бедствиям. Они забыли свою ответственность перед высшим Судьей.

Псалом 82. Молитва о защите от врагов

Языческие народы сговорились уничтожить Божий народ: едомляне, измаильтяне, моавитяне, аммонитяне, амаликитяне, филистимляне и другие с ними.

Псалом 83. Божий дом

Блаженство пребывающих в Божьем доме. Господь благоволит к тем, которые являются пред Богом на Сионе. Истины эти весьма применимы к церкви наших дней.

Псалмы 84,85. Молитва о милости и помощи

Благодарение за возвращение из Вавилонского плена и молитва о восстановлении в родной земле и о лучшем будущем. Просьба о помиловании боящихся Господа, всегда нуждающихся в Божьем прощении.

Псалом 86. Сион

"Господь любит врата Сиона". То, что здесь сказано о Сионе, весьма применимо к церкви. Наше рождение в Сионе записано на небе (6).

Псалом 87. Жизненное страдание

Молитва оставленного и забытого людьми человека, страдающего ужасной болезнью. Один из самых печальных псалмов. Полный скорби.

Псалом 88. Божья клятва Давиду

Бог утвердил престол Давида навеки. Прекрасный псалом. Псалом Ефама. Ефам был одним из руководителей пения у Давида (1 Пар. 15:17).

Псалом 89. Предвечность Бога

Кратковременность человеческой жизни. Псалом Моисея, который жил 400 лет до Давида. Псалом этот мог быть первым записанным псалмом. Моисей написал другие псалмы (Исх. 15; Втор. 32). Предание раввинов приписывает Моисею следующие псалмы: 90-99.

Псалом 90. Обетование Божьей помощи

Один из любимых псалмов народа Божьего. Величественный. Славные обетования защиты тем, кто уповает на Бога. Читайте его часто.

Псалом 91. Песнь на день субботний

Автор гимна смотрит в прошлое на день покоя после сотворения мира и в будущее на вечный покой. Нечестивые погибнут, а праведные пребудут вечно.

Псалмы 92,93. Божье величие

Гибель нечестивых. Сила, святость и вечность Божьего престола. Бог будет царствовать во веки веков. Грешники преуспевают в этой жизни, но их погибель предрешена. Эта мысль преобладает в Священном Писании.

Псалмы 94-97. Господь царствует

Продолжение мысли псалма 92. Псалмы эти называются теократическими, потому что в них воспевается царственное могущество Бога. Напоминает о грядущем царстве Мессии.

Псалом 94. Пойте! Восклицайте! Господь Бог есть Царь! Преклоним колени пред лицом Господа. Мы Его народ. Послушаем голоса Его. Стихи 7-11 цитируются в Евр. 3:7-11, как слова Святого Духа.

Псалом 95. Пойте! Радуйтесь! Благодарите! Славьте Бога! Когда Господь придет судить народы, то это будет днем великого торжества для народа Божьего. Да радуются небеса и да веселится земля. День Божьего суда грядет очень скоро.

Псалом 96. Господь царствует! Да радуется земля! Гимн воцарения. Можно применить к первому и второму пришествию Христа.

Псалом 97. Хвалебная песнь Господу

Новая песнь (1), которую можно сравнить с песнью неба (Откр. 5:9-14).

Псалмы 98,99. Бог. Хваление

Псалом 98 говорит о величии Божьего царства. Господь наш есть свят. Да страшится Его вся земля. Бог любит истину и справедливость. Он отвечает на молитвы.

Псалом 99. Восхваление Бога

Божья милость пребывает во век и истина в род и род.

Псалом 100. Псалом для правителей

Есть предположение, что автором псалма был Давид вступая на царство, в котором выразил основные принципы своего царства.

Псалом 101. Молитва покаяния страждущего

Кающийся переживает страшное поражение, унижение и скорбь (ср. Пс. 31). В стихах 26-28 говорится о вечности Бога, о чем упоминается и в Евр. 1:10-12, что относится и ко Христу.

Псалом 102. Псалом прославления Божьего милосердия

Предполагают, что псалом этот Давид написал в старости, в котором он перечисляет все Божьи милости, оказанные ему за всю жизнь. Один из любимых псалмов.

Псалом 103. Прославление Бога, Творца вселенной

Бог Творец и Промыслитель вселенной во всех ее проявлениях. Напоминает нам слова Христа, что даже "ни одна из птиц небесных не упадет на землю без воли Отца нашего".

Псалмы 104,105. Два исторических псалма

Поэтическое суммирование истории Израиля. Особое упоминание о чудесном избавлении из Египта.

Псалмы 106,107,108. Божья милость и справедливость

Псалом 106. Прославление Божьих милостей в Его заботе о Своем народе и о всей вселенной.

Псалом 107. Победный гимн Давида после низложения врагов.

Тождествен с псалмами 56 и 59.

Псалом 108. Возмездие Божьим врагам. Один из псалмов проклятия (ср. с Пс. 34). В стихе 8 намекается Иуда предатель.

Псалом 109. Вечное царство грядущего Царя

Псалом этот нельзя отнести ни к кому другому в истории, как только к Иисусу Христу, хотя он был написан 1000 лет до Р.Х. (1,4). Цитируется в Новом Завете (Матф. 22:44; Деян. 2:34; Евр. 1:13; 5:6).

Псалмы 110,111. Гимны славословия и хваления

Псалом 110. Величие. Честь. Правда. Милость. Справедливость.

Верность. Истина. Святость и вечность Бога. (Единственное место в английском переводе, где в стихе 8 упоминается слово "реверенд", почтенный, которое относится к Богу, а не человеку).

Псалом 111. Блаженство человека, боящегося Господа и творящего справедливость. Он милует бедных, любит пути и слово Господне и его сердце вполне предано Богу. Таков человек благословен навеки.

Псалмы 112-117. Псалмы Аллилуия

В Пасхальную ночь они воспевались в семейных кругах. Псалмы 112 и 113 пелись вначале пасхальной трапезы, а 114, 115,и 117 в конце трапезы. Возможно, что эти гимны пели ученики Христа со своим Учителем на Тайной Вечере (Матф. 26:30). Слово аллилуйя означает слава.

Псалом 112. Славословие. Начинается и кончается с аллилуйя, что означает: слава, слава Господу вовеки.

Псалом 113. Песнь исхода из Египта, в которой воспевается чудесное избавление Израиля от египетского рабства и начала празднования Пасхи. Земля, море, реки, горы и холмы содрогаются от Божьего прикосновения. Господь -- единый Бог. Блажен Его народ. Блаженны уповающие на Него, а не богов народов. Наш Бог -- милость, истина, упование, помощь, защита, хвала. Боги земли есть идолы. Они и делающие их -- безмолвны. Где боги народов? Наш Бог есть единый Бог. Он благословит нас и мы прославим Его.

Псалом 114. Благодарность Богу за избавление от смерти и от частых искушений. Благодарность за ответы на молитвы.

Псалом 115. Смерть святых. "Дорога в очах Господних смерть святых Его". Жертва хвалы, обеты. Аллилуия.

Псалом 116. Призыв к народам славить Господа. Цитируется в послании к Римлянам 15:11. Средина Библии и самая короткая глава Библии. Слава, истина, милость вовек.

Псалом 117. Прощальный гимн Христа после Тайной Вечери на пути в Гефсиманский сад и на Голгофу (Матф. 26:30). Содержит предсказания об отвержении Христа (22, 26; Матф. 21:9,42). Бог, Его сила и Его песнь.

Псалом 118. Величие Божьего слова

Самая длинная глава в Библии, которая содержит в себе 176 стихов. Каждый стих, в одном или другом месте, упоминает о Божьем слове, как например: закон, свидетельство, суды, уставы, заповеди, правила, слово, повеление, пути, откровения.

Псалом этот в оригинале написан в форме акростиха или по порядку букв еврейского алфавита и содержит 22 стиха. Каждый стих имеет 8 строчек и каждая строчка начинается с той же самой буквы. Любимый псалом Джона Рескина.

Псалмы 119-133. Песни восхождения

Называются они еще песнями странников. Полагают, что они пелись странниками на пути в Иерусалим на поклонение, или, когда они восходили по 15 ступеням в мужской двор. Восхождение могло означать повышение голоса во время пения.

Псалом 119. Просьба помощи от Господа тем, кто жил среди лживых и лукавых людей вдали от Сиона.

Псалом 120. Возможно, что странники пели этот псалом при первом виде гор, окружающих Иерусалим.

Псалом 121. Песнь странников, приближающихся к воротам храма около городских стен.

Псалом 122. А этот псалом, возможно, воспевался в храме, когда молящиеся поднимали свои глаза к Богу в молитве о защите.

Псалом 123. Гимн благодарения и хвалы за постоянное избавление народа во время крайней нужды.

Псалом 124. Гимн упования. Как горы окружают Иерусалим, так Господь окружает Свой народ.

Псалом 125. Песнь благодарения за возвращение из плена. Мечты пленников. (Ср. с Пс. 136).

Псалом 126. Псалом Соломона. Без Божьей помощи невозможно построить дом, защитить город или воспитать семью.

Псалом 127. Брачная песнь. Продолжение второй половины псалма 126. Благочестивые семьи являются основой благополучия страны.

Псалом 128. Молитва Израиля к Богу о победе над врагами, которые "от юности теснили его".

Псалом 129. Молитва покаяния и просьба помилования. (См. Пс. 31).

Псалом 130. Псалом смиренного доверия и упования на Бога, подобно дитяти, нашедшего успокоение у груди матери.

Псалом 131. Поэтическое восхваление Божьих неизменяемых обетований Давиду, как вечному наследнику трона.

Псалмы 132,133. Псалмы братской любви, общения и вечной жизни. Псалом ночного сторожа при храме.

Псалмы 134-138. Псалмы благодарения

Псалом 134. Песнь хвалы Богу за Его чудные дела в природе и в истории: облака, молнии, дожди, ветры, чудеса в Египте и в пустыне.

Псалом 135. Продолжение псалма 134 о великих делах Бога в творении и Его обращении с Израилем. Составлен для антифонного (поочередного) пения. "Ибо вовек милость Его" повторяется в каждом стихе. Назван псалмом Аллилуия и пелся при начале праздника Пасхи. Был любимым храмовым псалмом(1 Пар. 16:41; 2 Пар. 7:3; 20:21; Ездра 3:11).

Псалом 136. Песнь пленения. Пленники в чужой земле тоскуют по своей родине, как возмездие тем, которые их пленили. Его нельзя считать псалмом благодарения. По своему содержанию он противоположен псалму 125, полному благодарности, написанному после возвращения из Вавилонского плена.

Псалом 137. Песнь благодарения за известный ответ на молитву.

Псалом 138. В псалме воспевается всемирное Божье ведение и присутствие. Бог знает все наши мысли, слова и дела. Ничто не сокрыто от Него. Последние два стиха являются весьма необходимой молитвой.

Псалмы 139-142. Молитва о защите

Псалом 139. У Давида было много врагов. Своим притеснением они приближали его к Богу. В псалме говорится о полной погибели нечестивых.

Псалом 140. Еще одна молитва Давида, чтобы Бог сохранил его от греха.

Псалом 141. Одна из ранних молитв Давида, чтобы Господь сохранил его, когда он скрывался в пещере в пустыне Син (1 Царств 22:1; 24:3).

Псалом 142. Молитва Давида о защите, когда он, возможно, был преследуем Авессаломом (2 Царств 17,18).

Псалмы 143,144. Песни хвалы

Псалом 143. Военный псалом Давида. Его армия, вступая в битву, пела этот гимн.

Псалом 144. Хвалебный псалом Давида после победы над врагами.

Псалмы 145-150. Псалмы "Аллилуия".

Каждый из этих псалмов начинается и заканчивается словом "Аллилуия", что значит: "Слава Господу". Аллилуия очень часто повторяется в псалмах.

Величественное восклицание аллилуйя, которым заканчивается

книга Псалтирь, переходит из Библии в книгу Откровения и раздается эхом в небесных хорах искупленных, как читаем в Откровении 19:1,3,4,6.

Псалом 145. "Господь будет царствовать во веки". "Буду восхвалять Господа, доколе есмь".

Псалом 146. Да славит Господа все творение.

Псалом 147. "Он посылает слово Свое на землю".

Примечание переводчика: В русском переводе псалмы 146 и 147 соединяются в один и книга Псалтирь заканчивается 150 псалмом.

Псалом 148. Вся вселенная славит Господа. Ангелы, солнце, луна, звезды, природа, животный мир и человек да славит Господа.

Псалом 149. Пойте Господу песнь новую. Да ликуют все святые. Да радуется Сион. Аллилуия.

Псалом 150. Все живущее да хвалит Господа. Хвалите Его на музыкальных инструментах. "Все дышущее да хвалит Господа". Аллилуия.

 

  

 

Hosted by uCozght -->