Г.Геллей 

Справочник к Ветхому Завету 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 ПЕРВАЯ КНИГА ПАРАЛИПОМЕНОН

Родословия
Царствование Давида

Двенадцать предыдущих книг Библии закончились описанием пленения еврейского народа. Следующих две книги Паралипоменон являются повторением описанных ранее событий. Они суммируют совершившееся в прошлом и уделяют особое внимание царствованию Давида, Соломона и последующих царей Иуды.

Первая книга Паралипоменон очень близка по содержанию со второй книгой Царств. В главном она говорит о Давиде, предшествуя девятью главами родословия. Родословие начинается от Адама и охватывает весь период времени до возвращения евреев из пленения, описывая все события в сжатом виде.

Автор

Первая и вторая книга Паралипоменон, книга Ездры и Неемии первоначально составляли одну книгу. Еврейское предание гласит, что автором этих записей был Ездра.

В этих книгах часто делаются ссылки на разные описания, летописи и официальные документы: "Летопись царя Давида" (1Пар. 27:24), "Записи Самуила провидца и Записи Нафана пророка, Записи Гада прозорливца (1Пар. 29:29), Записи Нафана пророка, Пророчество Ахни Силомлянина и Видения прозорливца Пойдя (2Пар. 9:29), Записи Самея пророка и Адды (2Пар. 13:22), Записи Ииуя, сына Ананиева, которые внесены в книгу Царей Израилевых (2Пар. 20:34), Рассказ в книге Царей (2Пар. 26:22), Дела Озии написаны Исаием (2Пар 26:22), Видения Исаии, пророка (2Пар 32:32), Книга царей Иудейских и Израильских (2Пар. 32:32), Записи провидцев (2Пар. 33:19).

Из вышесказанного можно заключить, что автор книги имел доступ ко многим источникам записей, которые нам не известны. Одновременно он имел доступ и к книгам Ветхого Завета. Руководимый Богом он записал все то, что посчитал нужным. Так что в этой части Ветхого Завета мы имеем двойное описание событий.

Значение двойного описания

Будучи убежденным в том, что вся Библия, как слово Божье, предназначена для всемирного пользования, приходиться думать не имел ли Бог каких других целей, кроме тех, которыми руководствовался Ездра в расселении Израиля, что побудил автора дважды описать эти события.

Повторение всегда указывает на важность повторяемого. Здесь содержится предупреждение не забыть этой части Библии. Мы можем считать чтение о царях и их делах скучным чтением, но во всех этих событиях следует видеть Божье руководство Своего народа. В этих описаниях можно иногда найти очень драгоценную жемчужину Священного Писания.

Разница между книгами Царств и Паралипоменон

Книги Царств делают параллельное описание событий в Северном и Южном царствах, а Паралипоменон придерживается Южного царства. Книги Паралипоменон в главном заняты описанием царствования Давида и выводят его родословную линию к тому времени.

Главы 1 до 9. Родословия

Родословная перепись народа стала необходимостью после возвращения Израиля из плена. Каждая семья имела право на получение земельного участка, которым она пользовалась до пленения. По закону Моисея землей наделялись семьи на вечное пользование и ее нельзя было продавать на вечное пользование другим (см. Лев. 25).

Служение священников также было наследственным. Сыновья священников должны были наследовать своих отцов. Таков был закон земли.

То же самое было и с царями по линии Давида. Самым важным и драгоценным из всех обетований было обетование мирового Спасителя из рода Давидова. Главной целью всех этих родословий было указание на потомков Давида.

Родословия эти не полные, со многими перерывами в списках. Но главное в том, что они верные. Возможно, что они были собраны и списаны со многих списков, которые записывались на дощечках, папирусе или пергаменте, часть которых была списана и с книг Ветхого Завета.

Девять глав этого родословия от поколения до поколения связывает всю предыдущую историю Библии. Они написаны не для духовного назидания, как другие книги и части Священного Писания. Но они, подобно и другим родословиям, являются остовом Ветхого Завета, связывая Ветхий Завет в единую книгу, придавая ей вид не легенды, а истории.

Главы 10,11,12. Воцарение Давида

Четвертая книга Царств и первая книга Паралипоменон, исключая родословия, описывает события до воцарения Давида. Первая книга Паралипоменон в особенности описывает организацию храмового служения. Она была написана после возвращения из плена и является своего рода историческим поучением, на равно со второй книгой Царств. Ее главная цель состоит в том, чтобы воодушевить вернувшихся пленников в деле восстановления храма, богуслужений и общественной жизни.

Во 2 Царств, гл. 1-4, говорится о воцарении Давида над Иудой после смерти Саула. Здесь в Хевроне Давид царствовал семь с половиной лет. Все это время он вел войны с сыном Саула Иевосфеем. По смерти Невосфея Давид воцарился над всем Израилем.

Первым делом Давида после воцарения было занятие Иерусалима и провозглашение его столицей Израиля. Об этом более подробно говорится во 2 Царств, гл. 5. Город Иерусалим был более центральным и недоступным, расположенный на горе с долинами на восточной, западной и южной стороне. На протяжении 400 лет, от Иисуса Навина до Давида, Израиль не мог покорить Иерусалим. Все это время в нем жили иевусеи (И.Нав.15:63; 2 Царств 5:6-10; 1Пар. 11:4,5).

Археологическая заметка

Водяное русло (2 Царств 5:8), через которое воины Давида проникли в Иерусалим, было обнаружено в 1866 г. Ворреном и Палестинским Исследовательным Фондом. Русло это представляет из себя туннель со ступеньками, высечеными в скале с вершины холма до источника Гихона (см. карту стр. 46), с восточной стороны холма. Таким образом город снабжался водой в пределах городской стены. Холм был защищен толстой стеной в 7 м толщины. Он был недоступным, пока Давид не обнаружил этот секретный вход в город через источник.

Археологическая заметка

Стена Давида. В главе 11:8 говорится, что "Он (Давид) обстроил город кругом". Остатки этой стены раскопаны. Они были длиной в 120 м. В некоторых местах еще обнаруживается под постройкой Давида фундамент иевусеев.

Главы 13,14,15,16. Перенос ковчега в Иерусалим

Ковчег завета был захвачен филистимлянами (1 Царств 4:11) и они держали его 7 месяцев (1 Царств 6:1). Затем он был отослан обратно к израильтянам и в Кириафиараме, в 16 км от Иерусалима на северо- запад, он простоял 20 лет (1 Царств 7:20). Избрав Иерусалим столицей страны, Давид собрал всех израильтян и решил с великой церемониальностью перенести ковчег завета в Иерусалим.

9 Торжественая процессия перенесения ковчега была омрачена прикосновением Озы к ковчегу и его смертью. Оза хотел предохранить повозку с ковчегом от падения, но наказание его было весьма тяжким (13:9). Только левиты имели право и доступ к ковчегу (15:2,13). Поступок Озы был прямым нарушением закона (Чис.4:15), а его смерть предупреждением быть впредь осторожным.

14 После трехмесячного пребывания ковчега в доме Аведдара, левита (15:17,18,21,24), ковчег был перенесен в Иерусалим при великом ликовании и торжестве и помешек в скинии, которую Давид приготовил (15:1). Первоначальная скиния находилась в Гаваоне (21:29).

Многоженство Давида было Богу неугодным (14:3). В то время был такой обычай среди царей, выражавший престиж и славу Царствующих. Народ как бы ожидал от своих правителей этого, а Бог в эти Ветхозаветные времена снисходил этому обычаю. Но в своей семейной жизни Давид пожал горькие плоды своего поведения (см. 2 Царств 13).

Глава 17. Намерения Давида построить храм

Мысль построить храм была оригинально Давидова. Бог удовлетворялся скинией (4-6). Бог уступил Давиду, но не пожелал, чтобы Давид строил храм, потому что, как сказал Бог, "ты пролил много крови и вел большие войны" (22:8; 28:3) и поручил это дело Соломону (17:11-14; 28:6).

Главы 18,19,20. Победы Давида (см. 2 Царств 8).

Глава 21. Счисление израильтян (см. 2 Царств 24).

Глава 22. Подготовка к постройке храма

Хотя Бог отклонил намерение Давида строить храм, все же Давид во время своего царствования приготовил планы постройки и собрал огромный запас золота, серебра и много разнообразного строительного материала, оцениваемого в наше время по разному, от двух до пяти биллионов долларов. "Дом, который следует построить для Господа, должен быть весьма величествен, на славу и украшение пред всеми землями" (22:5). Постройка храма была наивысшим достижением и славой Израильского царства. В главе 28 Давид дает последнее поручение вождям и начальникам народа и всему народу построить дом Господу.

Глава 23. Распределение левитских обязаностей

"Не нужно носить скинию" (26), так как храм будет постоянно в Иерусалиме, поэтому обязаности левитам были наново распределены. Некоторые из них были назначены на работы в храме (4); другие назначены быть привратниками (5); иные музыкантами (5; 15:16) и хористами из 4000 человек. Некоторые были назначены "судьями и писцами" и на "внешнее служение в Израиле", на "дела Божий и на дела царя" (23:4; 26:29,32). Из последних назначений видно, что поставленные были гражданским правительством.

Глава 24. Организация служения священников

Священники были организованы в 24 череды для служения в храме. Они назывались "привратниками" и "прославляющими Господа" (5). Им вменялось в обязанность жертвоприношение. Их служение закончилось с пришествием Христа в мир. 1К великому сожалению "священники" потребовали распятия Христа (Матф. 27:1,6,20,41). В послании к Евреям мы находим, что в"священниках" нет больше надобности. Лишь в следующих местах слово "священник" употрбляется в Евангельском смысле, а это в Откровении 1:6, 5:10; 20:6, но и здесь оно применяется ко всем верующим, а не к христианским руководителям.

Главы 25,26,27. Другие храмовые организации

Для благоговейного служения в храме и управления народом были установлены разные организации. Назначение музыкантов при служении в храме не закончилось с пришествием Христа, но приняло новую форму и значение. Сам Давид был великим музыкантом. Он славил Господа от всей своей души (15:27,28; 16:41,42).

Главы 28,29. Прощальное слово Давида и молитва

Наставление и поощрение в постройке храма. Его вся забота была в том, чтобы построить дом Господу перед тем, как душа его уйдет в "дом нерукотворный". "Муж, по сердцу Божию", верно служил своему народу. С какой радостью он встретился в вечности с Тем, Который назывался "Сыном Давида".

 

ВТОРАЯ КНИГА ПАРАЛИПОМЕНОН

Царствавание Соломона
Храм
История Иудейского царства после отпадения 10 колен

Вторая книга Паралипоменон описывает события, о которых сказано в 3 и 4 книге Царств, за исключением описания царей отпавших 10 колен.

Глава 1 по 9. Храм и слава царствования Соломона

(см. 3 Царств 1-11).

400 лет Израиль пользовался скинией, как местом пребывания Бога среди них и Бог был этим очень доволен (2 Царств 7:5-7). Но когда появилось желание построить храм. Бог выразил участие в указании каким должен быть этот храм и дал "в записях планы Давиду" (1Пар. 28:19; Исх. 25:9). "Дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величествен, на славу и украшение перед всеми землями" (1Пар. 22:5).

Давид выразил свое желание построить храм, но Бог воспретил ему, потому что он "вел большие войны" (1Пар. 22:8). Бог был помощником Давиду в его военных делах. Но здесь можно заключить, что Бог не желал, чтобы "проливший много крови" был строителем Его храма. Покоренные Давидом народы могли питать ожесточение к Богу Израиля, так как намерением Бога было обратить к Себе все народы.

Храм был построен из больших камней, кедровых балок и досок, обложенных внутри храма золотом (3 Царств 6:14-22; 7:9-12). Золото, серебро и другие материалы, употребляемые при постройке храма (1Пар. 22:14-16; 29:2-9), оцениваемые на наши деньги, достигали от 2 до 5 биллионов долларов. Вне сомнения, это была самая дорогая постройка в мире в то время. Великолепие и грандиозность храма имели свое место и назначение, но золото храма стало объектом зависти и жадности среди других царей.

В главном храм был построен по планам скинии, увеличенным в два раза, принимая локоть за 75 см. Длиной храм был 27 1/2 м, шириной в 9 м и высотой 14 м (3 Царств 6:2).

Храм был обращен лицом на восток. Западных 9 м храма составляли святое святых, остальная часть храма в 18 м длиной считалась святилищем или храмом (3 Царств 6:16-20). Они были разделены завесой (2 Пар. 3:14).

Во святом святых был помещен ковчег завета, с распростертыми над ним херувимами (3 Царств 6:23-28). Во святом святых около завесы посредине стоял золотой жертвенник воскурений. Пять золотых светильников и пять столов с хлебами предложения были на северной и, столько же, на южной стороне (3 Царств 7:48,49; 2 Пар. 4:8).

Спереди храма на восточной стороне был притвор, одинаковой ширины с храмом, глубиной в 4,5 м. В притворе по обеим сторонам стояли два медных столба, каждый 1,5 м в диаметре и свыше 10 м вышиной (3 Царств 6:3; 7:15-21).

Вплотную к стене храма, на северной, южной и западной сторонах были сделаны пристройки в три яруса, которые служили боковыми комнатами для священников (3 Царств 6:5-10).

Перед храмом стоял медный жертвенник для жертвоприношений, размером в 9 кв. м и 3 1/2 м вышиной (2 Пар. 4:1). Есть предположение, что жертвенник этот стоял на том месте, с которого Авраам приготовлялся принести в жертву своего сына Исаака. Место это теперь называется Скала купола, на котором стоит магометанская мечеть. Недалеко стояло литое море для омовения священников при жертвоприношениях, размером в 5 м в диаметре и в 2 1/2 м глубиной.которое стояло на 12 медных волах. Кроме этой умывальницы еще было 10 меньших умывальниц, 5 на северной и 5 на южной стороне для омовения жертвоприношений (3 Царств 7:38,39; 2 Пар. 4:1-6).

Храм был окружен "большим двором" и "внутренним двором" (3 Царств 6:36; 7:12), размеры которых не указаны. Возможно, что в "большом дворе" находились царские палаты.

В постройке храма принимало участие 30 000 израильтян и 150 000 хананеев (3 Царств 6:38). Весь строительный материал приготовлялся на место обработки, а на месте постройки "ни молотка, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его" (3 Царств 6:7).

Город Иерусалим был расположен на 5 холмах. Давидова стена прикрывала южно-восточную сторону. Полагают, что Соломонова стена стояла на центрально-восточных и юго- западных холмах. Дворец Соломона, а еще дальше на юг стоял дом из ливанских кедров, который, как думают, был оружейным складом (3 Царств 7:2,8). Приблизительное расположение этих зданий показано на предыдущей странице.

Соломонов храм стоял 400 лет (970-585 до Р.Х.). Храм Зоровавеля простоял 500 лет (520-20 до Р.Х.). Храм Ирода-90 лет (20 до Р.Х. и 70 лет по Р.Х.).

Божьи храмы

Скиния. Скиния была только палаткой и местом Божьего обитания на протяжении 400 лет. Большую часть времени она стояла в Силоме (см. Исход 25-40).

Храм Соломона. Его слава была весьма кратковременной. Он был разграблен 5 лет после смерти Соломона, а позже разрушен вавилонянами в 586 г. до Р.Х.

Храм Иезекииля (Иез. 40-43). Не настоящий храм, но видение будущего восстановленного храма.

Синагоги. Синагоги появились во время пленения. Они не были храмами, а небольшими зданиями среди рассеянных израильтян.

Храм Зоровавеля. Он был построен после возвращения израильтян из плена (см. Ездра и Неемия). Он простоял 500 лет.

Храм Ирода. Он был построен Иродом из мрамора и золота. Храм времени Христа. Этот храм был изумительной красоты. Разрушен римлянами в 70 лет по Р.Х. (см. Иоан. 2:13 и ниже.).

Тело Христа. Христос назвал Свое тело храмом (Иоан. 2:19-21). В Нем обитал Бог среди людей. Иисус сказал, что земные храмы не являются необходимостью для поклонения Богу (Иоан. 4:20-24).

Церковь, как коллектив. Она является храмом Божьим. Через церковь Бог живет в мире (1 Кор. 3:16-19).

Всякий отдельный верующий является храмом Божьим (1 Кор. 6:19), которого величие Соломонового храма могло быть прообразом.

Часто дома молитвы люди называют храмами Божьими, но об этом нигде не сказано в Библии.

Храм на небе. Скиния была образом небесного (Евр. 9:11,24). Апостол Иоанн видел в видении храм (Откр. 11:19), а позже Бог и Агнец стали храмом (Откр. 21:22).

Главы 10,11,12. Ровоам, царь Иуды, 933-916 до Р.Х.

Сын Соломона Ровоам царствовал 17 лет. (О нем также сказано и в 3 Царств 12,13,14). Во время его царствования начался упадок славного Соломонового царства. 10 колен отошло от 12 колен Израиля и Сусаким, египетский царь, ограбил Иерусалим (12:2-9).

Археологическая заметка Вторжение Сусакима в Иудею.

Свои походы в Иудею Сусаким описал на южной стороне великого храма в Амоне около Карнака, где он изображен дарящим 156 городов Палестины своему богу Амону.

В раскопках Кириаф-Сефера обнаружен слой золы после сожжения этого города.

Найден и фрагмент памятника, который Сусаким поставил в Мегиддо.

Мумия Сусакима была открыта в 1939 г. в Тайнее, которая хранится в серебряном саркофаге, обложенным чистым золотом. Возможно, что это было золото, награбленное в Иерусалиме.

Глава13. Авиа, царь Иуды, 915-913 до Р.Х.

Он царствовал 3 года. (О нем также сказано в 3 Царств 15:1-8). Подобно своему отцу, он был нечестивым царем. В войне с Иеровоамом он "уповал на Господа" и поэтому победил Иеровоама, отняв у него некоторые северные города.

Главы 14,15,16. Аса, царь Иуды, 912-872 до Р.Х.

Он царствовал 41 год. (О нем также читаем и в 3 Царств 15:9-24). Его долгое царствование перекрыло царствование 7 царей Северного царства. Он был добрым, благочестивым царем, служащим Господу от всего сердца. Он произвел много реформ в своем царстве. Им были разрушены жертвенники чужим богам, высоты, истуканы, поклонение солнцу и Астарте. Он запретил содомию (мужскую проституцию), и лишил царского достоинства свою мать за то, что она поклонялась идолу. Он был весьма и во всем успешным и богатым.

Главы 17,18,19,20. Иосафат, царь Иуды, 874-850 до РХ царствовал 25 лет. (О нем также читаем в 3 Царств 22:41-50). Был весьма набожным: "он взыскал Бога отца своего и поступал по заповедям Его". Он установил систему образования, дав повеление священникам и левитам учить народ во всех городах из "книги закона". При нем были установлены судебные учреждения по всей земле. Он содержал большую армию и обладал великой силой.

Глава 21. Норам, царь Иуды, 850-843 до Р.Х.

Царствовал 8 лет. (О нем также сказано в 4 Царств 8:16-24). Он был сыном доброго отца и деда, но стал отступником через женитьбу с преступной женщиной Гофолией, дочерью бесславной Иезавели. Во время его царствования Иерусалим был ограблен вавилонянами и филистимлянами. Он умер от ужасной болезни. "Выпали внутренности его от болезни его, и он умер в жестоких страданиях".

1-9. Охозия, царь Иуды, 843 до Р.Х.

Царствовал 1 год. (О нем также сказано и в 4 Царств 8:25-29). Он был сыном Гофолни и внуком Иезавелн, потомок дома Давидова с ужасным поведением. В своем поведении весьма беззаконный. Был убит Инуем.

10-23:21. Гофолия, царица Иуды, 843-837 до

Царствовала 6 лет. (Читай также 4 Царств 11). Она была дочерью Иезавели и такая же лукавая, как и ее мать. Была замужем за Иорамом, царем Иудейским и матерью следующего Иудейского царя Оказия. Таким образом она была царицей 8 лет, царицей матерью 1 год и 6 лет правила независимо, всего 15 лет. Была фанатически предана поклонению Ваалу и умертвила своих внуков.

Глава 24. Иоас, царь Иуды, 843-803 до Р.Х.

Царствовал 40 лет, возможно, включая 6 лет царствования Гофолии. (О нем также говорится и в 4 книге Царств 12). Иоас был внуком Гофолии. Во время умерщвления Гофолией царского рода, Иоас, сын Охозии, в младенческом возрасте был похищен и 6 лет скрываем в храме. Когда Иоасу исполнилось 7 лет, то тогда его дядя Подай, первосвященник, устроил заговор против Гофолии и поставил Иоаса царем. Подай всю свою жизнь был активным правителем. Под его руководством Иоас очистил землю от поклонения Ваалу. Он восстановил храм, опустошенный Гофолией и обновил служение живому Богу. "И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни йода_ священника".

По смерти Падая Иоас уклонился в идолопоклонство. Иудейские князья, которые раньше занимались идолопоклонством и служением Астарте, погубили Иоаса. Он даже велел побить камнями Захарию, сына Падая священника, который поставил его на царство. Годом позже, по смерти Захарии, пришли сирийцы и ограбили Иерусалим, убили князей "и над Иоасом совершили они суд".

Глава 25. Амасия, царь Иуды, 803-775 до РX царствовал 29 лет. (Читай о нем также в 4 Царств 14:1-22). "Он делал угодное в очах Господних, но не от полного сердца". Служил богам Едома. Воевал с Израилем и ограбил Иерусалим.

Глава 26. Озия, царь Иуды, 787-735 до Р.Х.

Царствовал 52 года. (О нем также говорится в 4 Царств 15:1-7). Полагают, что он был не полным членом правления со своим отцом Амасией. "Делал угодное в очах Господних". "Прибегал к Богу...и в те дни, когда он прибeгал к Господу, споспешествовал ему Бог". Он содержал большую армию и искусно придуманные военные машины Победил филистимлян, аравитян, аммонитян. Любил земледелие.

Расширил владения Иуды, как во дни разделения на Иудейское и Израильское царства. Стал гордым и упрямым и за это Бог поразил его проказой.

Археологическая заметка

Озия. В записках ассирийского царя Феглаффелласара (747-727 до Р.Х.), который увел Северное Израильское царство в плен, упоминается четыре раза "Озия-Иудеянин".

Надгробный камень Озии был найден в Российском Археологическом Музее на Елеонской горе д-ром Е.Л. Сукеником, из Еврейского Университета в Иерусалиме. На камне написано арамейскими письменами времени Христа так: "Здесь покоятся кости Озии, царя Иудейского-не открывайте". Озия был погребен в городе Давидовом (4 Царств 15:7), но по некоторым причинам место его погребения было занято для других целей и его кости были перенесены на новое место.

Глава 27. Нефам, царь Иуды, 749-734 до Р.Х.

Он царствовал 16 лет обычно вместе со своим отцом (4 Царств 15:32-38. "И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Озия, его отец".

Археологическая заметка

Нефам. В раскопках около Гафхефера найдена печать с надписью: "Принадлежит Иофаму".

Глава 28. Ахаз, царь Иуды, 741-726 до Р.Х.

Он царствовал 16 лет (4 Царств 16). Некоторое время правил царством вместе со своим отцом, но по иному. Был весьма развращенным молодым царем, который "шел путем царей Израильских". Он возобновил жертвоприношения Ваалуи Молоху и приносил в жертву своих сыновей. "И предал его Господь, Бог его, в руки царя Сириян и они поразили его". Сирияне и израильтяне аттаковали его с севера, идумеи с востока, а филисимляне с запада. И по причине греховной жизни Ахаза Иудеи были весьма унижены.

Археологическая заметка

Ахаз. Печать с надписью : "Начальник Ахаза" была найдена в раскопках.

16 Ахаз платит дань Феглаффелласару, царю Ассирийскому (4 Царств 16:6-8). В записках Феглаффелласара записано: "Дань от Ахаза Иудеянина я получил: золото, серебро, олово, железо и ткани. Дамаск я разрушил. Репей я покорил. Его начальников я посадил на кол. Я искоренил его сады и не оставил ни одного дерева". Об этом подтверждено в 4 Царств 16 и в Исаии 7 главе.

Главы 29,30,31,32. Езекия, царь Иуды, 726-697 до РX царствовал 29 лет (4 Царств 18,19,20). Унаследовал разрушенное царство и тяжкие подати Ассирии. Начал свое царство великими реформами. Разрушил идолов своего отца Ахаза. Отворил двери храма и очистил его. Освободился от Ассирии. Пророк Исаия был его близким советником.

На шестом году царствования царя Езекии (721 до Р.Х.) пало Северное царство, а на 14 году (713 до Р.Х.) Сеннахирим, военачальник своего отца Саргона, царя ассирийского, покорил Иудейское царство. Езекия платил дань ему. Посланные из Вавилона (4 Царств 20:12-15), подозреваемые Сеннахиримом, приходили высмотреть землю и снова (в 701 г. до Р.Х.) вторглись в Иудею. Езекия производил укрепление городских стен, построил трубопровод и заготовлял военное оружие и Шиты. Затем последовало великое избавление ангелом Господним (4 Царств 19:35). Победа эта подняла престиж и влияние Езекии.

Археологическая заметка.

5 Починка стен во время ассирийской осады, сделанная наскоро, весьма заметна в наше время на стене. Обнаружено также основание внешней, "другой стены", которая идет параллельно со стеной Давида на растоянии 9 м от нее.

3-4 О туннели Езекии, которая доставляла воду в город Иерусалим (4 Царств 20:20). Туннель эта найдена. Гихонский источник находился на восточной стороне Офелового холма (см. карту 8), как раз за стеной. Каменщики Езекии высекли в скале туннель под холмом, длиной в 510 м от источника и отвели его на юго-запад в Силоамскую купель во внутреннюю часть города. Таким образом течение воды было направлено в Кедронский источник. Туннель в среднем была в два метра высотой и около одного метра шириной. Ее уклон был в два с лишним метра. У русла источника была найдена Силоамская надпись.

Силоамская надпись. Праздный ученик в 1880 году играл у русла Езекииной туннели и заметил высеченные знаки на каменной стене на растоянии 5 м от входа, похожие на буквы. Он сказал об этом учителю, д-ру Шику, который обнаружил, что это было описание постройки туннели на еврейском языке. Камни эти были вынуты из стены и отосланы в Константинопольский Музей, где они находятся до сегодняшнего дня. Надписи эти гласят:

"Постройка туннели закончена. Вот ее история. Каменщики еще взмахивали своими кирками с противоположных сторон и когда они были еще на растоянии двух метров-они уже слыхали друг друга. Наконец они встетились, ударяя киркой о кирку и немедленно потекла вода из источника в купель. Высота скалы была от 50 до 600 метров".

1 Вторжение Сеннахирима в Иудею, во время которого он покорил "укрепленный городок" Иуды (4 Царств 18:13) и осаждал Иерусалим (4 Царств 18:17), но не покорил и вернулся обратно в свою землю (4 Царств 19:35,36).

Записи этого набега, по словам самого Сеннахнрима, найдены на глиняной призме (рис.47). Призма хранится в Музее Восточного Института, в г. Чикаго. На ней написано: "После того, как царь Иудейский Езекия не покорился моей власти, я победил 46 его укрепленных городов и меньших городов без числа. Я применил стенопробивные тараны, машины, подкопы, проломы в стенах, топоры и я осадил и взял город. 200 150 человек населения простых и знатных, мужчин и женщин, лошадей и мулов, ослов, верблюдов, волов, овец без числа я взял в добычу. А Езекию я запер в Иерусалиме, его столице, как птичку в клетке. Я построил ряд укреплений против него и изгнал всех, кто вышел из ворот его города. А его города, которые я покорил, я отдал царям Аштода, Экрана и Газы".

Ни один из ассирийский царей не решился бы записать свое поражение, какое потерпела армия Сеннахирима у стен Иерусалима (4 Пар. 19:35,36), а поэтому и Сеннахирим ничего не говорит о взятии Иерусалима. Факт этот подтверждает правдивость библейского рассказа о поражении армии Сеннахирима.

9 Сеннахирим - "сам он стоял против Лахиса и вся сила его с ним". На стенах дворца Сеннахирима в Ниневии, Лейд обнаружил скульптурный рельеф, изображающий расположение армии у Лахиса, на котором было написано: "Сеннахирим, царь мира, во время своего царствования сидел на своем престоле и наблюдал падение Лахиса своими очами".

О дани, посланной Езекием Сеннахириму (4 Царств 18:14-16), там же написано та к: "Мое величие устрашило Езекию. Он дал мне дань в 30 талантов золота, 80 талантов серебра, драгоценных камней, слоновую кость, женщин из его дворца и много других даров".

Лахис и Гива (32:9, Ис. 10:29) упоминаются, как города из многих других, пострадавших от руки Сеннахирима. В Лахисе Археологическая Экспедиция Велкома нашла слой золы от огня 700 лет до Р.Х. А в Гиве Албрайт так же обнаружил слой золы от огня этого времени.

21 Убийство Сеннахирима его сыновьями (4 Царств 19:36,37). Ассирийская надпись гласит, что "20 дня Тевера (января) Сеннахирим был убит его восставшими против него сыновьями. 18 дня Сивана (июня) его сын Асардан воцарился на престоле своего отца.

1-20. Манассия, царь Иуды, 697-642 до Р.Х.

Царствовал 55 лет (4 Царств 21:1-18). Был одним из самых нечестивых иудейских царей. Царствовал дольше многих других царей. Восстановил идолов, которые его отец Езекия разрушил. Возобновил поклонение Ваалу. Сжигал своих сыновей. Залил Иерусалим кровью. Предание гласит, что он перепилил пророка Исаик) на двое.

Археологическая заметка

В записях Асардана, ассирийского царя (681-668 до Р.Х.) говорится: "Я повелел 22 царям Западных земель приготовить для меня строительный материал для моего дворца". И там же упоминается имя "Манасии, царя Иудейского".

21-25. Амон, царь Иудейский, 641-640 до Р.Х.

Царствовал два года. Был нечестивым царем (4 Царств 21:19-25).

Главы 34,35. Иосия, царь Иудейский, 639-608 до РX царствовал 31 год (4 Царств 22:23). Начал царствовать в восьмилетнем возрасте. В 16 летнем возрасте начал "прибегать к Богу Давида, отца своего". В 20 летнем возрасте начал свои реформы в стране. А когда ему исполнилось 26 лет он нашел "книгу закона Господня, данную рукою Моисея", что придало его реформам особое значение и произвело до этого неслыханное обновление в народе. Но в сердце своем народ все же оставался идолопоклоническим, так как продолжительное и нечестивое царствование Манасии почти изгладило разумение истинного Бога. Реформы Косни задержали, но не избавили Иуду от грядущих бед.

20-24 В дни Иосии произошли набеги Скифов на западную Азию, что весьма ослабило Ассирию. Поход египетского фараона Нехао против Кархемиса нанес решающий удар по распадающейся Ассирийской империи. Иосия посчитал своим долгом выступить против фараона и был убит в битве около Мегиддо.

1-4. Иохаз, царь Иудейский, 608 до Р.Х.

Царствовал всего 3 месяца (4 Царств 23:30-34). Был свергнут с престола египетским фараоном и уведен в Египет, где и умер.

5-8. Иоаким, царь Иудейский, 608-597 до Р.Х.

Царствовал 11 лет (4 Царств 23:34; 24:7). Был поставлен на престол фараоном. Через три года был побежден Вавилоном (Дан. 1:1). После этого он служил царю вавилонскому 3 года. Восстание против Вавилона было неудачным, после чего царь вавилонский "заковал его оковами" отвел в Вавилон (4 Царств 36:6). В плену он скоро умер или был убит и погребен "ослиным погребением" (Иер. 22:18,19, 36:30). По характеру он был надменным, жесток сердцем и нечестивым, противоположным своему отцу Иосии. Он несколько раз старался убить пророка Иеремию (Иер. 26:21; 36:26).

8-10. Иехония, царь Иудейский, 597 до Р.Х.

Царствовал 3 месяца (4 Царств 24:6-17). Был уведен в вавилонский плен, где прожил около 37 лет (4 Царств 24:15; 25:27).

Археологические заметки

Печеть слуги Иехонии. В 1928 г. около Кириаф-Сефара Кайл и Албрайт нашли слой золы, оставшейся после пожаров Навуходоносора, две кувшинные ручки, на которых было отмечено: "Принадлежит Елиакиму, слуге Иехонии". Одна из этих ручек хранится в Питсбург-Ксения Семинарии. Подобные печати были так же найдены в 1930 г. Грантом в Беф-Шемеше.

Иехония выведен из "дома темничного" и получил "содержание" (4 Царств 25:27,30). Албрайт говорит о находке Вейднером в руинах вавилонских висячих садов плиту, на которой были поименованы лица, получающие регулярную помощь масла и зерна, и в числе этих поименованных находится имя "Нехония, царь из земли Иудейской".

11-21 Седекия, царь Иудейский, 597-586 до Р.Х.

Царствовал 11 лет (4 Царств 24:25). Поставлен на престол Навуходоносором. Очень слабый правитель. На четвертом году царствования посетил Вавилон. Позже он восстал против Вавилона. Скоро после восстания Навуходоносор пришел и предал Иерусалим опустошению. Он выколол Седекии глаза, заковал его в медные оковы и увел в Вавилон, где он умер в доме стражи (Иер. 52:11). Этим закончилось царство Давида (см. 4 Царств 25 главу).

Гофолия поставлена начальником (4 Царств 25:22. см. Иер. 40).

Бегство остатка в Египет (4 Царств 25:26. см. Иер. 42).

22-23 Указ царя Кира (см. книгу Ездры 1).

Археологическая заметка

Седекия. Бегство царя "между двумя стенами" (4 Царств 25:4). Дорога эта "между двумя стенами" находится на юго-восточной окраине Иерусалима. Ее можно видеть теперь длиной в 45 м.

 

ЕЗДРА

Возвращение из плена
Восстановление Иерусалима

Книги Ездра-Неемия-Есфирь являются заключительной частью Ветхозаветной истории. Они говорят о возвращении еврейского народа из Вавилона, отстройки храма и города Иерусалима и восстановления национальной жизни еврейского народа на его родине. Период этот охватывает около ста лет (536 -- 432 до Р. Х. ).

Последних три малых пророка: Аггей, Захария и Малахия жили и

служили в это время еврейского восстановления.

Два особых периода:

536 -- 516 до Р.Х. Двадцать лет, во время которых, под управлением начальника Зоровавеля и священника Иисуса, был восстановлен храм (Езд. 3-6). К этому периоду относятся пророки Аггей и Захария.

457 -- 432 до Р.Х. 25 лет, во время которых, под руководством губернатора Неемии и священника Ездры, были восстановлены и укреплены стены Иерусалима. К этому времени относится служение пророка Малахии.

Ездра описывает оба периода.

Неемия описывает только второй период.

В книге Есфирь описаны события, которые произошли в промежутке между этими двумя периодами.

Три возвращения из плена:

563 до Р.Х. Под руководством Зоровавеля из плена вернулось 42 360 евреев, 7 337 слуг, 200 певцов, 736 лошадей, 245 мулов, 435 верблюдов, 6 720 ослов и 5 400 золотых и серебряных сосудов.

457 до Р.Х. Под руководством Ездры вернулось 1 754 мужчин, 100 талантов золота и 750 талантов серебра. А о том, сколько вернулось женщин и детей ничего не сказано. Путешествие это продолжалось 4 месяца.

444 до Р.Х. Областеначальник Неемия с военной охраной отправился отстраивать и укреплять Иерусалим на государственный счет.

Хронология восстановления храма, стен и города:

536 до Р.Х. 49 897 человек вернулось из Вавилона в Иерусалим.

536 до Р.Х. В седьмом месяце они закончили постройку жертвенника и начали жертвоприношения.

535 до Р.Х. Начался ремонт храма и был приостановлен.

520 до Р.Х. Работа возобновилась Аггеем и Захарией.

516 до Р.Х. Ремонт храма закончен.

478 до Р.Х. Есфирь избрана царицей Персии.

457 до Р.Х. Ездра отправляется из Вавилона в Иерусалим.

444 до Р.Х. Неемия восстанавливает стены Иерусалима.

432 до Р.Х. Неемия возвращается обратно в Вавилон.

Израиль был пленен Ассирией в 721 г. до Р.Х.

Иуда был пленен Вавилоном в 606 г, до Р.Х.

Декрет освобождения был издан Персией в 536 г, до Р.Х.

Персидская империя

Государственная политика ассирийских и вавилонских царей в то время состояла в том, чтобы выселять все побежденные ими народы из их земель и рассеивать их среди других народов. Персидские же цари делали обратное. Они с течением времени старались своих пленников возвращать в их земли. Персы в этом отношении были более гуманны, чем ассирийцы и вавилоняне.

Одним из первых декретов после своего восшествия на престол, персидский царь Кир, в первый год своего царствования, издал указ, чтобы возвратить плененных евреев в их землю.

Персия представляла из себя плоскую возвышенность на нижнем восточном конце Евфрато-Тигрской долины. Персидская империя в это время была самой обширной страной, простираясь в восточном направлении к Индии и в западном до Греции. Ее столицами были Персеполис и Сузы. Ее цари иногда жили в Вавилоне. Она была мировой империей на протяжении 200 лет (536 -- 331 до Р.Х.).

Персидские цари:

Кир (535 -- 529 до Р.Х.). Он покорил Вавилон(536 до Р.Х.). Сделал Персию мировой державой. Отпустил евреев на родину во исполнение пророчества пророка Исаии (см. стр. 305,30б).

Камбиз (529 -- 522до Р.Х.). Полагают, что он был "Артаксерксом", упоминаемым в книге Ездры 4:7,11,23, который приостановил работу над храмом.

Дарий 1 (Хиштаспес) (521 -- 485 до Р.Х.). Дал повеление закончить храм (Ездра 6). Сделал инскрипцию Бегистунского камня (см. стр. 51) .

Ксеркс (Агасурус) (485 -- 465). Прославился в войне с Грецией. Женился на Есфири. Мардохей был его первым министром.

Артаксеркс 1(Лонгиман) (465 -- 425 до Р.Х.). Был весьма благосклонным к евреям. Поручил Неемии, своему виночерпию, заняться восстановлением Иерусалима.

Ксеркс 2 (424). Дарий 2 (Нотиус) (423 -- 405). Артаксеркс 2 (Мнемнон) (405 -- 358). Артаксеркс 3 (Охос) (358 -- 338). Арсес (338- 335).

Дарий 3 (Кодоман) (335 -- 331). Он был побежден Александром Великим (331 до Р.Х.) при Арбеллах, около Ниневии. Здесь пала Персидская империя и началась Греческая империя и могущество Персидской империи перешло из Азии в Европу.

Глава 1. Провозглашение Кира

Последних два стиха 2 Паралипоменон одинаковы с первыми двумя стихами книги Ездры, возможно потому, что в начале они составляли одну книгу. Разрешение евреям вернуться в Иерусалим было провозглашено скоро после того, как пророк Даниил объявил значение написанного на стене. Надпись гласила, что Вавилон падет в руки персов, что и случилось в ту же самую ночь (Дан. 5:25-31). Возможно, что Даниил показал Дарию исполнившиеся пророчества (Иер. 25:11,12; 29:10), а так же пророчество Исаии, который 200 лет ранее назвал Кира по имени, указав, что во время его царствования евреи возвратятся в свою землю и восстановят Иерусалим (Ис. 44:26-28; 45:1,13). Не удивительно, что царь Кир имел такое высокое почтение к еврейскому Богу (3).

Глава 2. Перепись вернувшихся из плена Число вернувшихся из плена было 42 360, кроме слуг (64,65). Из общего числа перечисленных недостает 11 000 человек. Эти 11 000, очевидно, были беженцы из других колен, не принадлежащие Иуде. Колено Ефраима и Манассии упоминается в 1Пар. 9:3, а также "Израиль" упоминается в Ездра 10:25. Словом "весь Израиль" определяются все вернувшиеся (2:70; 6:17; 8:35). 12 тельцов и 12 козлов были принесены в жертву за "всего Израиля". Из этого видно, что к возвращающимся пленникам Иуды по пути домой, присоединялись и другие колена. Событие это помогло нам лучше понимать, почему в Новозаветное время о евреях говорилось как о "12 коленах" (Лук. 22:ЗО; Деян. 26:7; Иак. 1:1).

Глава 3. Закладки основания храма

В седьмом месяце первого года по возвращению из плена евреи соорудили жертвенник и отпраздновали праздник Кущей с великой радостью и благодарностью Богу. Во второй месяц следующего года, когда полагалось основание храма, весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня. "Впрочем многие из священников и левитов, и глав поколений, и старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма пред глазами их, плакали громко". Таким незначительным казался им этот храм против прежнего.

2 "Зоровавель" правитель (Агг. 1:1), был внуком царя Иехонии, который был отведен в Вавилон (1Пар. 3:17-19). По наследству он был царем, если бы не разрушилось царство, Оказывая ему честь, царь Кир назначил его правителем Иудеи.

Глава 4. Постройка храма остановлена

16 Когда постройка храма и стены начала подвигаться вперед, то народы, занимавшие еврейские земли и их соседи, начали протестовать и различными интригами и запугиваниями сумели задержать работу на 15 лет до начала царствования царя Дария.

Главы 5,6. Окончание постройки храма

Царь Дарий был дружелюбным к евреям и на 2 году его царства (520 до Р.Х.), 16 лет после возврата евреев из плена, благодаря ободрению со стороны пророков Аггея и Захарии, работа постройки храма возобновилась. Скоро после указа Дария храм был закончен с разрешением Дария пользоваться средствами из царской казны.

Через 4 года (520 -- 516) работа была закончена и с великим торжеством было сделано открытие храма.

Известный Бегистунский камень, ставший ключом для раскрытия древнего вавилонского языка был написан в том же самом году, когда была закончена постройка храма, при том же царе Дарии.

По некоторым неизвестным причинам после постройки храма работа по восстановления города затянулась на следующих 70 лет.

Главы 7,8. Ездра отправляется в Иерусалим

Путешествие это было в 457 г. до Р.Х., во время царствования Артаксеркса, который был пасынком царицы Есфири, около 60 лет после постройки храма, 80 лет после возвращения евреев в Иерусалим. Сам Ездра был священником. Он приходил учить народ Иудейский закону Божьему, украсить храм и установить храмовые богослужения.

Главы 9,10. Смешанные браки

По приходе в Иерусалим Ездра впал в великое уныние при виде того, что происходило в среде народа Иудейского. Народ, священники, левиты, князья и правители продолжали практиковать смешанные браки с языческими соседями. Бог не раз запрещал евреям смешиваться с идолопоклонниками, так как они вводили евреев в идолопоклонство, а это и было причиной их пленения. Бог посылал к ним пророков одного за другим и наказание за наказанием, а в конце отдал их на порабощение, которое почти уничтожило их, как народ. А теперь небольшой исправленный остаток вернулся в свою землю и сразу же начали смешиваться браками с идолопоклонниками. Средства, предпринятые Ездрой, чтобы избавить их от чужеземных жен, нам могут казаться очень жестокими, но они были успешными. Евреи, которые до пленения были идолопоклонниками, были исправлены и до настоящего времени воздерживаются от этого обычая.

Ездра помог провести и другие реформы, о которых записано в книге Неемии. Предание говорит, что он положил начало богослужений в синагогах и был руководителем "Великой синагоги"

 

 

 

Hosted by uCoz