Газель пирамида специальным автотранспортом с пирамидой заказ газели.

Г.Геллей 

Справочник к Ветхому Завету 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 РУФЬ

Прабабушка Давида Начало Мессианской семьи

Прекрасный рассказ о прекрасной женщине в книге Руфь выступает как желаемое затишье после страшной жизненой бури, поветствуемой в книге Судей. Здесь рисуется светлая картина мирной домашней обстановки, во время анархии и беспорядка в стране.

Одну тысячу лет до этого Авраам был призван Богом и поставлен быть основоположником народа, чтобы в свое время из него произошел Спаситель мира. В книге Руфь мы наблюдаем начало этой семьи в народе, из которого должен произойти Спаситель. Руфь стала прабабушкой царя Давида. В Ветхом Завете с этого места и времени уделяется много внимания семье Давида.

Глава 1. Переселение в Моав

Елимелех и жена его Неоминь, жители города Вифлиема, по причине голода решили пересилиться в Моав. Моавитяне были потомками Лота (Быт. 19:37) и считались далекими родственниками евреев. Они были идолопоклонниками и поклонялись идолу Химосу, которому в жертвы приносили даже маленьких детей. Оба вифлиемских молодых человека женились на местных моавитских девушках. После десяти лет жизни в Моаве умер их отец и оба сына. Руфь, вдова одного из молодых израильтян, с прекрасным выражением верности (1:16,17), решается с Неоминью вернуться обратно в Вифлием.

Глава 2. Руфь собирает колосья на поле Вооза

Вооз был сыном иерихонской блудницы Рахавы (И. Нав. 2:1; Матф. 1:5). Из этого видно, что прабабушка Давида была моавитянка, а его прадедушка был полухананеем, не причастный крови Богом избранной семьи и народа, проблеска будущего Мессии всего мира.

В восточном направлении от Вифлеема, на расстоянии двух километров, есть поле, которое называется "Полем Вооза". На нем, как гласит предание, собирала колосья Руфь. Рядом с этим полем расположено "Поле пастухов", где опять, по преданию, ангел возвестил о рождении Христа. "Поле Вооза" было местом романса между Руфью и Воозом, началом семьи из среды которой произошел Иисус Христос по плоти. 1,100 лет позже, "Поле пастухов" было избрано Богом местом небесного объявления о явлении Христа на землю.

Главы 3,4. Брак Вооза и Руфь

В Вифлееме, под церковью Рождества Христова есть комната, в которой, по преданию, родился Христос. Предание гласит, что эта комната и это место было наследственным домом Давида, а перед Давидом-Вооза и Руфи. Итак, по этому же преданию, Вооз и Руфь начали жить на этом месте, где 1,100 лет позже родился Иисус Христос.

В родословной записи (4:17-22) говорится, что у Руфи родился сын Овид, от Овида родился Иессей, а от Иессея родился Давид. Главная цель книги Руфь и всего Ветхого Завета состоит в том, чтобы показать происхождение Христа из дома Давидова, как Спасителя мира, Царя всех царей и Господа господствующих.

 

ПЕРВАЯ КНИГА ЦАРСТВ

[Первая книга Самуила]

Начало государства Самуил, Саул, Давид

Самуил был звеном между Судьями и Царством. Приблизительное время его служения 1100-1050 лет до Р.Х.

Место служения Самуила

Самуил родился в Раме, которая была в расстоянии 10 км на север от Иерусалима. Там же находилась его судейская резиденция и место погребения (1:19; 7:17; 25:1).

Вефиль, 8 км севернее Рамы, былого вторым северным местом, где он судил Израиля. Вефиль был одним из четырех высоких холмов в стране. Другие были: гора Гевал, Хеврон и Массифа. С Вефиля открывался прекрасный вид на всю страну. 800 лет раньше Иаков здесь видел в видении лестницу с неба до земли.

Массифа была расположена в 5 км от Рамы на запад. На горе Ново было западное судейское место Самуила. Здесь Самуил поставил камень и назвал его "Авен-Езер" (7:12). На северной стороне была расположена Гива, где И. Навин остановил солнце. Гива (теперешнее название Толь-эль-фул), расположена на полпути между Рамой и Иерусалимом. Отсюда происходил царь Саул.

Вифлеем, место рождения Давида, а позже рождения Иисуса Христа, был расположен в 18 км на юг от Рамы.

Силом, в 25 км от Рамы на север, был местом стоянки скинии от времен И. Навина до Самуила, когда Самуил служил в храме еще в отрочестве.

Кириафиарим, где стоял ковчег завета после возвращения филистимлянами, был в 13 км на юго-запад от Рамы.

Глава 1-2:11. Рождение Самуила

Родители Самуила происходили из левитского рода (1Пар. 6:33- 38). Великая честь принадлежит его матери Анне. Она служит весьма великим примером разумного материнства. Ее сын Самуил стал благороднейшим и честнейшим человеком в истории мира.

Археологическая заметка

3 Силом. И. Навин поставил в Силоме скинию (И. Нав. 18:1).

Из года в год Израиль приходил в Сипом для совершения жертвоприношений (1 Царств 1:3). Давид перенес ковчег завета в Иерусалим (2 Царств 6:15) около 1,000 лет до Р.Х.

Иеремия (7:12-15) около 600 лет до Р.Х. пророчествовал о разрушении Силома.

Из выше сказанного видно, что Силам был весьма важным городом от дней И. Навина до Давида, а после этого, где-то в 600 до Р.Х. был разрушен и перестал существовать.

В 1922-31 годах Датская Экспедиция открыла в развалинах Силома черепки 1200-1050 лет до Р.Х.. свидетельствующие о израильской культуре, без признаков более ранней или позднейшей 300 лет до Р.Х. Албрайт относит разрушение Силома к 1050 до Р.Х., что совпадает с библейским рассказом.

Глава 2:12-36. Перемена в священстве

31 Кажется, что стихи 31-35 имеют прямое отношение к Самуилу, который занял место судьи и священника (7:9, 9:11-14), а также имеют отношение и к священству "во все дни", вечному (35).

Слова эти исполнились, когда Соломон заменил Авиафара из дома Илия Садоком из другой линии священства (3 Царств 2:27; 1 Пар. 24:3,6).

Но окончательное исполнение этих слов выразилось в вечном священстве Христа. В главах 8,9 и 10 говорится, как Самуил произвел перемену правительства от Судей к Царству. По царской системе служение царя и священника стали раздельными.

И так, как в стихе 35 Бог обещал вечное священство, так во 2 Царств 7:16 Бог обещает вечное царство. Вечное священство и вечное царство принадлежит Миссии, в Котором они объединяются. Христос стал священником всего человечества и вечным Царем.

Временное объединение служения судьи и священника в личности Самуила, в этот период времени от судей к царям, является историческим предсказанием окончательного соединения во Христе священника и царя.

Глава 3. Пророческое призвание Самуила

20 Самуил "удостоен быть пророком Божьим". Он также служил священником, совершая жертвоприношения (7:9). Он "судил" Израиля (7:15-17) из Вифлеема, Галгала, Массифи и Рамы, где "был его дом". Он был последним "судьей и первым пророком" в Израиле и основателем "монархии", единовластным правителем в промежуток времени между Илием и Саулом. Его главное служение заключалось в организации государства.

Форма правления судьями была весьма неудовлетворяющей (см. всупительное слово к книге Судей). По этой причине Бог выдвинул Самуила объединить народ избранием царя (см. главы 8,9,10).

Пророки

Слово "пророк" случайно встречается в Библии еще до времени Самуила, как, например, Бытие 20:7 и Исход 7:1. Но от Самуила началось более определенное призвание и служение пророка, от основания пророческой школы, сперва в Раме (1 Царств 19:20), а потом в Вефиле, Иерихоне и Галгаде (4 Царств 2:3,5; 4:38). Служение священников пришло в упадок одновременно с основанием царства. Самуил основал пророческие школы как средство морального воздействия на священников и царей.

Время этих пророков продолжалось около 300 лет, а после них начался пророческий период времени, в который были написаны заключительные 17 книг Ветхого Завета.

Ведущими "устными" пророками были: Самуил, организатор монархии, Нафанаил, советник Давида, Ахия, советник Иеровоама, Илия и Елисей, которые вели сильную борьбу против идолопоклонства.

Главы 4,5,6,7. Захват ковчега завета филистимлянами

После захвата филистимлянами ковчега завета он больше не был возвращен в Силом. С этого времени Сипом потерял свою важность. Ковчег стоял в филистимлянских городах семь месяцев, во время которых филистимлян постигли великие страдания.

После этого он был перенесен в Вефсамис, а еще позже в Кириафиарим, где он оставался 20 лет (7:2). Царь Давид построил для ковчега скинию и перенес ковчег в Иерусалим. В скинии ковчег находился до перенесения в храм, который построил Соломон (2 Царств 6:12,17; 2 Пар. 1:4). После разрушения Иерусалима о ковчеге потеряны все сведения.

После того, как филистимляне увезли ковчег из Силома, скиния оставалась некоторое время в Номве (21:1; Марк. 2:26), потом временно в Гаваоне (1 Пар. 21:29), пока Соломон не поставил ее в храме (3 Царств 8:4).

После возвращения филистимлянами ковчега, Самуил, с помощью от Бога, нанес филистимлянам сильное поражение на том месте, где они захватили ковчег (4:1; 7:12).

Главы 8,9,10. Начало царства

До этого времени у Израиля форма правления была "теократическая". В превратном мире, где признается только закон джунглей, для того, чтобы выжить, народ должен быть весьма сильным. Поэтому Бог приложил все старания, чтобы помочь Его народу объединиться, подобно другим народам, под властью царя. Выбор первого царя Саула был весьма неудачным. Но второй царь Давид отличился своим мудрым царствованием.

Археологическая заметка

Дом Саула в Гиве (10:26). В 1922-23 годах Албрайт раскопал Гиву и в напластовании 1000 лет до Р.Х. обнаружил развалины крепости, которую построил Саул.

Главы 11,12,13,14,15. Царь Саул

Саул происходил из Вениаминова колена, которое во время Судей было почти уничтожено его братьями. Он был из города Гивы, где произошло ужасное событие.

Высокого роста, статный и смиренный, Саул начал свое царствование блестящей победой над аммонитянами. Всякое сомнение и недоверие о новом "царстве" исчезло.

Со стороны Самуила последовало предупреждение народу и царю-не забывать Бога и "служить ему истинно" (гл. 12).

Первая ошибка Саула (гл. 13). Его успехи вскружили ему голову. Смирение сменилось гордостью. Он совершил жертвоприношение, которое было исключительной обязанностью священников. Поступок этот был первым признаком его самонадеянности.

Вторая ошибка Саула (гл. 14). Его неразумный приказ для армии воздержаться от пищи и жестокий смертный приговор Ионафану показал народу его неспособность быть царем.

Третья ошибка Саула (гл. 15). Произвольное непослушание Богу. После этого он услышал угрожающий приговор Самуила: "За это, что ты отверг слово Господне, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем" (15:23).

Глава 16. Давид тайно помазывается в цари

Открыто помазать Давида в цари было невозможным по той причине, что Саул убил бы его. После своего помазания в цари Давид некоторое время приготовлялся к царствованию. В это весьма опасное время для Давида Бог был его помощником (13).

По сравнению с Саулом, Давид был малого роста, белокур, красив лицом, статным и сильным физически и с привлекательным характером. Он был красноречив, искусный в войне, храбр, весьма музыкален и глубоко религиозным человеком.

Царь Саул обратил внимание на музыкальные способности Давида, не зная, что Давид уже был помазан быть его наследником. Саул сделал Давида своим оруженосцем. Обстоятельство это дало возможность Давиду сблизиться с царем и его советниками.

Глава 17. Давид и Голиаф

Есть основание думать, что Давид очень мало жил во дворце царя Саула и скоро после своего помазания в цари отправился обратно в Вифлеем. За короткое время Давид так изменился видом, что царь Саул его не узнал (55-58).

Сокхоф, где был расположен лагерь Голиафа, находился в 25 км на запад от Вифлеема. Голиаф был ростом в два с половиною метра. Его бронь весила 60 кг, а его копье было весом в 9 кг. Выступление Давида против Голиафа только с палкой и пращей было неслыханной смелостью и удивительным упованием на Бога. Его победа Голиафа произвела небывалую сенсацию в Израиле. После этого Давид сразу же стал царским зятем, главнокомандующим армией и народным героем.

Главы 18,19,20. Саул ревнует Давиду

Популярность Давида восстановила Саула против него. Саул пробовал убить Давида. Давид спасся бегством и долгие годы укрывался в горах.

Дружба Ионафана с Давидом (гл.20). Ионафан был законным наследником престола. Его блестящая победа над филистимлянами (гл. 4) и его благородный характер были хорошими доказательствами быть хорошим царем. Но он узнал, что Бог избрал в цари Давида и его благородный уклон и отказ от наследственности, его бескорестная преданность сопернику, являются беспримерным проявлением дружбы и преданности во всей истории.

Главы 21 по 27. Саул преследует Давида

Давид спасся бегством к филистимлянам, притворившись безумным. Предвидя опасность, он убежал и скрылся в пещере Адолламской, в западной Иудее. Потом он убежал в Моав, а затем обратно в южную Иудею, в Кеиль, в пустыню Зиф и Маон. У Давида было 600 человек добровольных воинов. Саул был всегда в близкой погоне за Давидом, но Давид спасался бегством. Многие из его псалмов говорят об этом периоде времени.

В пустыне Ен-Галди царь Саул попал в окружение, но Давид отказался поднять руку свою на Саула и пролитием крови овладеть престолом. В пустыне Зиф Саул осознал свое "неразумие", но продолжал жить в нем до конца своих дней.

В Маоне Давид встретился с весьма богатой и рассудительной женщиной Авигеей, которая стала его женой. Наконец Давид нашел убежище среди филистимлян и жил там до смерти Саула.

Главы 28,29,30,31. Смерть Саула

Филистимляне собрали свои войска и вышли воевать с Израилем у горы Гелвуя. Один из филистимлянских князей хотел, чтобы Давид и его люди шли воевать с ним, но другие из князей не доверяли Давиду. Давид и 600 человек его воинов остались на месте и защищали на юге тыл от аммаликитян.

Между тем Саул, весьма испуганный филистимлянами, искал совета у аэндорской волшебницы и просил ее вызвать ему дух Самуила. Из сказанного об этом событии можно придти к заключению, что волшебница вызвала душу Самуила, но по этому вопросу существует несогласие в мнениях - был ли это дух Самуила или подделка. В битве с филистимлянами Саул был убит. Он царствовал 40 лет (Деян. 13:21).

Археологическая заметка

Оружие Саула (31:10). В этих стихах говорится, что оружие Саула было положено в храме Астарты, в Беф-сане, а в 1 книге Пар. 10:10 сказано, что "голову его воткнули в доме Дагона".

Беф-сан (Бейсан) находится на восток от горы Гелвуя, где соединяются Израильская и Иорданская долины. В 1921-30 годы Пенсильванским Университетским Музеем обнаружены на формации 1000 лет до Р.Х. развалины языческого храма Астарты и Дагона, те самые здания, в которых было положено оружие Саула и его голова. Раскопки эти свидетельствуют о том, что в дни Саула в Беф-сане были эти храмы.

 

ВТОРАЯ КНИГА ЦАРСТВ

Царствование Давида
Давид-глава вечной династии царей

Глава 1 по 6

Давид оплакивал Саула.

Воцарение Давида над Иудой.

Семилетняя распря с Иевосфеем, сыном Саула.

Воцарение Давида над всем Израилем. Иерусалим становится столицей государства.

Глава 7. Бог обещает Давиду вечный престол

Ветхий Завет повествует о том, как Бог избрал еврейский народ, чтобы через него благословить все народы земли.

В Библии очень ясно объясняется, какую роль займет еврейский народ, чтобы стать благословением всему миру через дом Давидов.

Затем в Библии также весьма подробно изложен Божий план благословения через дом Давида в одном великом Царе, Который произойдет из дома Давида и будет жить вечно и царству его не будет конца.

Здесь в седьмой главе 2 книги Царств начинается перечень обетований дому Давидову, который будеть царствовать во веки над Божьим народом и что из дома Давидова произойдут другие цари, которые сольются в одном вечном царстве. Ниже следуют Божьи обетования:

16 "Престол твой устоит во веки"

"Если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израелевом" (3 Царств 2:4).

"Вот у тебя родится сын...имя ему будет Соломон...Я утвержу престол царства его над Израилем на веки" (1 Пар. 22:8-10).

"И если ты будешь ходить пред лицом Моим, как ходил Давид, отец твой, и будешь делать все, что Я повелел тебе, и будешь хранить уставы Мои и закон Мой, то утвержу престол царства твоего, как Я обещал Давиду, отцу твоему, говоря: не прекратится у тебя муж, владеющий Израилем" (2 Пар. 7:17,18).

"Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой... Я сделаю его первенцем, превыше царей земли. Во век сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. И продолжу во век семя его, и престол его-как дни неба...Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду. Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною. Вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах" (Пс. 88:4,5, 28-30, 35-38).

"Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: от плодов чрева твоего посажу на престоле твоем" (Пс. 131:11).

"В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние-оговорит Господь, творящий все сне" (Амоса 9:11,12).

"Ибо Младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности. Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века" (Ис. 9:6,7).

"И произойдет отрасль от корня Иесеева, и ветвь произойдет от корня его...и будет в тот день: к корню Иесееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники,-и покой его будет слава" (Ис. 11:1,10).

"И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя Мне произойдет тот. Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение от начала, от дней вечных. Он будет великим" (Мих. 5:2-4).

"О, земля, земля, земля! Слушай слово Господне. Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее" (Иерем. 22:29,30).

"Вот, наступают дни, говорит Господь,-и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот -имя Его, которым будут называть Его: Господь-оправдание наше" (Иерем. 23:5-6).

"Если можете разрушить завет Мой о дне и завет Мой о ночи.чтобы ночь и день не приходили в свое время, то может быть разрушен и завет Мой с рабом Моим Давидом" (Иерем. 33:20,21).

"Я привожу раба Моего, Отрасль. И изглажу грех земли сей в один день" (Зах. 3:8,9).

"Имя Ему Отрасль...Он создает храм Господень и примет славу и воссядет и будет владычествовать на престоле Своем. Владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли" (Зах. 6:12,13; 9:10).

"Дом Давидов будет как Бог. В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытая греха и нечистоты" (Зах. 12:8; 13:1).

Таким образом, обетование вечного Царя из дома Давидова, повторяется постоянно, сперва Давиду, потом Соломону, в Псалмах, через пророков: Амоса, Исанк), Михея, Иеремню, Захарию, на протяжении 500 лет.

А когда пришла полнота времени, ангел Гавриил был послан в Назарет к Марии, которая была из дома Давидова, сказать ей: "Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет великим и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца" (Лук. 1:30-33).

В этом Младенце исполнились все обетования Давиду.

Главы 8,9,10. Победы Давида

После смерти Саула Давид воцарился над Иудой. Семь лет позже он стал царем над всем Израилем. Он начал царствовать в 30 лет. Над Иудой он царствовал семь лет с половиной, а над всем Израилем 33 года, всего 40 лет (5:3-5). Умер он в 70 летнем возрасте.

Воцарившись над всем Израилем Давид сделал Иерусалим своей столицей. Расположенный в неприступном месте, и будучи по преданию городом Мелхиседека, священника Бога Всевышнего, Давид избрал Иерусалим столицей Израиля. Он перенес в Иерусалим ковчег завета и начал планировать постройку храма (главы 5,6,7).

Все войны Давида заканчивались победами. Он полностью покорил филистимлян, моавитян, сирийцев, едомлян, аммонитян, амаликитян и все соседние народы. "И хранил Господь Давида, куда он ни ходил" (8:6).

Давид начал царствовать над небольшим народом, а через несколько лет этот народ стал великим царством. На юго-западе в это время Египетская империя переживала упадок. На востоке Ассирийская и Вавилонская мировые империи еще не существовали. В это время, между этими империями, при царствовании Давида, внезапно выросло Израильское царство, которое не стало мировой империей, но, возможно, стало самым сильным государством того времени.

Главы 11,12. Давид и Вирсавия

Событие с Вирсавией было темнейшим пятном в жизни Давида. Оно состояло из прелюбодеяния и убийства, чтобы скрыть прелюбодеяние. Его раскаяние и сокрушение произвело в нем великую перемену. Бог простил его грех, но изрек на него Свой приговор: "Итак, не отступит меч от дома твоего вовеки... (12:10), что и случилось позже. Давид пожал то, что он посеял и больше этого. Его терпения были жестокими и горькими и продолжительными. Его дочь Фамарь была изнасилована ее братом Амноном, который был позже убит его братом Авессаломом. Затем Авессалом поднял восстание против своего отца Давида и был убит в этой борьбе. Жены Давида были обесчещены всенародно, как он тайно обесчестил жену Урия. Таким образом славное царствование Давида было омрачено не прекращающимися бедами. Какой великий урок всем, кто грешит и думает избежать последствия за свои грехи.

И все же в "Давиде Господь нашел Себе мужа по сердцу Своему" (1 Царств 13:14, Деян. 13:22). Поведение Давида свидетельствует о состоянии его сердца. Псалом 31 и 50 написаны Давидом во время этих переживаний.

Главы 13 по 21. Переживания Давида

Весьма правдоподобно, что Авессалому были известны намерения Давида сделать царем Соломона, поэтому он начал захват престола восстанием. Если судить по описаниям, уделенным этим событиям, то это, возможно, было самым тревожным временем в царствовании Давида. Измена со стороны его самых верных советников поразила Давида. Авессалом погиб в этой бесславной борьбе против отца, а Давиду возвратили его трон.

Затем последовало восстание Савея (гл. 20). Попытка Авессалома овладеть престолом отца своего Давида ослабила влияние Давида на народ. Тогда Савей попробовал воспользоваться этим случаем в свою пользу, но был уничтожен. Смутой этой воспользовались филистимляне (гл.21) и начали войну с Израилем, но Давид победил их.

Глава 22. Последняя хвалебная песнь Давида

В своей последней песне, как и во многих других, Давид выражает свое неизменное упование на Бога и глубокую благодарность Богу за Его постоянную охрану.

Глава 23. Последние слова Давида

Последнее слово или последний псалом. Словами этого псалма Давид заканчивает свою доблесную и полную тяжких переживаний жизнь. Он говорит о правосудии в своем царствовании, о прославлении Бога песнопением (псалмами), о соблюдении Божьего слова и о вечном завете с Богом.

Глава 24. Исчисление народа

Нам трудно видеть, в чем состояло согрешение Давида, при исчислении народа. Бог повелел сделать исчисление Своего народа в начале и в конце сорокалетнего странствования по пустыне (Чис. 1:2; 26:2). Может быть потому, что Давид всю свою жизнь уповал на Бога, а теперь начал полагать свои надежды на величие своего царства. В данном случае мысль пересчитать народ пришла от сатаны (1 Пар. 21:1). Сатана возбудил Давида посчитать народ и таким образом ослабить его упование на Бога. Бог решил наказать Давида за это согрешение.

По переписи оказалось у Израиля около одного миллиона с половиною мужей, "обнажающих меч", исключая колено Левино и Вениаминово (1 Пар. 21:15), а общее число населения было от шести до восьми миллионов.

25 В наказание за это согрешение Бог послал моровую язву на Иерусалим. На этом месте, где стоял ангел Господень с опушенной рукой, Давид соорудил жертвенник. На том месте, где Давид поставил жертвенник, Соломон позже построил храм (2 Пар. 3:1).

Давид

Давид был великим человеком. В некоторых своих поступках он был неправ, но для восточного царя того времени он был выдающимся мужем. Всем сердцем и душой он был предан Богу и старался ходить Божьими путями. В идолопоклонническом мире и с народом, который постоянно впадал в идолопоклонство, Давид стоял непоколебимо на стороне Бога. Во всех случаях своей жизни он обращался непосредсвенно к Богу в молитве прошения, благодарения или славословия. Его главным достижением в жизни было устройство царства и сочинение книги Псалмов.

 

ТРЕТЬЯ КНИГА ЦАРСТВ

Царствование Соломона
Храм
Величие Соломонового двора
Золотой век еврейской истории
Разделение и упадок царства
Отступничество десяти колен
Илья

Третья и четвертая книга Царств в еврейском Ветхом Завете составляет одну книгу. Она была разделена переводчиками Септуагинты. Книги описывают : 1. Царствование Соломона. 2. Разделение царства и паралельную историю двух царств. 3. Последующую историю Иуды до пленения.

Третья книга Царств начинается описанием национальной славы еврейского народа. Четвертая книга Царств заканчивается повествованием национального падения и разрушения. Вместе обе книги покрывают период времени около 400 лет, от 1000 до 600 лет до Р.Х.

Автор

Автор книги неизвестный. Еврейское предание говорит, что автором был пророк Иеремия. Кто бы ни был автором этой книги, он часто ссылается на государственные записи и другие исторические документы, существующие в то время, как например: "Книга дел Соломоновых", "Летописи царей Иудейских", (3 Царств 11:41, 14:19,29; 15:7,23,31, 16:5,14,27 и т.д.). Из этого видно, что в то время было много записей, доступных для пользования авторам Священного Писания, руководимых Духом Божьим.

Главы 1,2. Воцарение Соломона

Соломон незаконно родился от Вирсавии и не был законным наследником занять престол, но он был назначен Давидом и подтвержден Богом стать наследником Давида (1:30; 1 Пар. 22:9,10).

Адония, четвертый сын Давида, намеревался занять престол (2:15,22; 2 Царств 3:3,4), так как Амнон, Авессалом и, возможно, Далуиа уже не жили. Когда Давид был уже на своем смертном одре и прежде, чем Соломон был официально помазан в цари, Адония старался захватить царство, но пророк Нафан не допустил до этого. Соломон весьма снисходительно обошелся с Адонией, но Адония продолжал настаивать на своих правах на царство и скоро после этого был убит.

Глава 3. Соломон избирает мудрость

Соломон пошел в Гаваон (3:4), где находилась скиния и жертвенник (1Пар. 21:29), чтобы совершить там жертвоприношение, хотя ковчег завета находился в Иерусалиме (3:15). Гаваон был расположен в 16 км на северо-запад от Иерусалима. Бог явился Соломону в сновидении и сказал ему просить у Бога чего он пожелает. Соломон просил у Бога мудрости, чтобы править народом. Богу было угодно желание Соломона, поэтому Он обильно благословил его (10-12). История не знает благороднейшего величия или более прекрасного благочестия, чем то, которое было испрошено юным Соломоном.

Глава 4. Власть, богатство и мудрость Соломона

Соломон унаследовал престол самого могущественного царства того времени. Соломон вел торговые дела с соседними народами и славился своей мудростью. Он написал 3000 притч, 1005 песней, сочинения по ботанике и зоологии (32,33). Он был автором трех книг Библии: Притчи, Екклесиаст и Песни Песней Соломона.

В главах 5,6,7 и 8 рассказывается о постройке Соломоном храма. (см. 2 Пар. 2 до 7 гл.).

Главы 9,10. Великолепие Соломонового царства

Главы 9 и 10 являются продолжением главы 4. Соломон посвятил много своего времени развитию коммерции и большим общественным делам. Он имел договор с царем Тира и пользовался его флотом на Средиземном море. Он также имел свой флот в Ецион-гавере и управлял торговыми путями на юге через Едам до берегов Аравии, Индии и Африки. Свою империю он построил мирной торговлей.

Царствование Давида и Соломона считается золотым веком еврейской истории. Давид был воином, а Соломон строителем. Давид собрал царством Соломон построил храм. Во внешнем мире это было время Гомера, началом греческой истории. Египет, Ассирия и Вавилон в это время были весьма слабыми царствами. Израиль же был весьма могущественным царством в мире. Иерусалим был славным городом и храм считался самым изящным сооружением на земле. Люди шли со всех концов земли, чтобы послушать мудрости Соломоновой и посмотреть его славу. Прославленная царица Савская, после посещения Соломона, воскликнула: "Мне и в половину не сказано о множестве мудрости твоей".

Археологическая заметка

Конюшни Соломона. В главе 10:26,28 говорится о Соломоновых лошадях. Один из городов, где содержались лошади, назывался Мегиддо (9:15,19).

Восточный Институт раскопал в Мегиддо развалины конюшем. На фотоснимке можно видеть каменные столбы, у которых привязывались лошади и кормушки, из которых они ели.

Археологическая заметка

Золото Соломона. Годовые приходы и запасы золота во время царствования Соломона были весьма огромными, если судить, как читаем, что щиты у него были из кованого золота, золотые сосуды для питья, малые шиты (заслоны) из золота и престол из слоновой кости, обложенный чистым золотом и серебром. Серебро и золото в Иерусалиме было в его время равноценно простым камням (10:10-22; 2 Пар. 1:15). Спустя пять лет после смерти Соломона. египетский царь Сусаким пришел в Иерусалим и взял все золото Соломоново (14:25,26; 2 Пар. 12:2, 9-11).

Лишь недавно в 1939 г. была обнаружена мумия Сусакима в Танисе, в Египте. Она лежала в золотом покрытом саркофаге. Возможно, что это было то золото, которое он вынес из Иерусалима.

Археологическая заметка

Флот Соломона в Ецион-гавере. "Царь Соломон сделал корабли в Ецион-гавере" (9:26). Этот торговый флот был назначен для торговли с Аравией. Индией и восточным побережьем Африки. Ецион-гавер находился на северном конце Аккабского залива на Чермном море.

Д-р Нелсон Глюк, член Американской Школы Восточных Исследований, в 1938-39 годах сделал раскопки плавильных печей Соломона и обнаружил много меди и железной руды в этой окрестности. Здесь производились тарелки, гвозди, наконечники стрел и крючки для ловли рыбы. Эти изделия вывозились в обмен на золото и слоновую кость.

Археологическая заметка

Камни стены Соломона. "Все это сделано из дорогих камней, обтесанных по размеру...камни большие, камни в десять локтей и в восемь локтей" были использованы для Соломоновых построек и стен Иерусалима (7:9-12, 9:15).

В юго-восточном углу храма стена поднимается на высоту 24 м. В 1868 г. буровая скважина была пробуравлена 25 м глубины, до природной скалы. Поэтому стена здесь достигает высоты 49 м. Ее угловой камень размером в 4 м длины и 1 м высоты. Подчинка стены во время Соломона заметна на стене (11:27).

В 1825 г. Барклей обнаружил каменоломню, где высекались огромные камни для Иерусалимской стены. Вход в эту каменоломню-пещеру находится у Дамаских ворот, которая распространяется далеко под город Иерусалим. Там были найдены частично обделанные камни и изучен способ их обработки. Длинными зубилами делалась насечка по желаемой линии вокруг

камня. Затем буравились небольшие дыры в насечке, в которые забивались деревянные клинья, на которые лилась вода. Клинья разбухали и кололи камень. На камнях обнаружены небольшие дыры, в которые ставились свечи, так как работа производилась в полной темноте.

Глава 11. Жены Соломона и отступничество

Славное царствование Соломона было омрачено его большой ошибкой-его женитьбой на языческих женах. У него насчитывалось 700 жен и 300 наложниц (11:3), что само по себе уже представляет великое предступление против его самого и его жен. Самый мудрейший из всех людей, всех веков, стал величайшим глупцом. Многие из его жен были идолопоклонницами, дочерями языческих царей, вышедшие за него замуж по политическим соображениям. Он построил для своих жен языческие алтари, рядом же с Божьим храмом. Идолопоклонство, против которого так старательно боролся Давид, было крепко восстановленно в царском дворце. Событие это закончило славную эру Давида и повело народ к падению, к закату солнца золотого века израильской истории. Неразумное поведение Соломона в его старости является одним из жалких поступков, описанных в Библии. Возможно, что описание поведения Соломона предназначено Богом в пример, что роскошь и страсти могут сделать даже с наилучшими из людей.

Глава 12. Разделение царства

Еврейское царство продолжалось 120 лет. Саул царствовал 40 лет (Деян. 13:21); Давид царствовал 40 лет (2 Царств 5:4) и Соломон царствовал 40 лет (3 Царств 11:42). По смерти Соломона царство разделилось. Десять колен составили северное царство называемое "Израильским"; Иуда и Вениамин составили южное царство, называемое "Иудейским". Северное царство продолжалось немного больше 200 лет и было разрушено Ассирией в 721 г. до Р.Х. Южное царство продолжалось свыше 300 лет и было уничтожено Вавилоном в 600 г. до Р.Х.

Раздел колен был по слову Божию (11:11,31; 12:15), как мера наказания за отступление Соломона и в наглядный пример для Иудеи.

Религия Северного царства

Для того, чтобы продолжать разделение царства, Иеровоам, основатель Северного царства, ввел в стране египетское идолопоклонство-поклонение тельцу, как государственную религию. Поклонение истинному Богу продолжалось среди колен Иуды и в доме Давида. Поклонение тельцу стало символом независимости Израиля от Иуды. Иеровоам укрепил поклонение тельцу в Северном царстве так крепко, что оно продолжалось до падения этого царства.

Иезавель ввела в Израиле поклонение Ваалу, которое продолжалось 30 лет и было лишь искорененно пророками Ильей, Елисеем и Иуем, после чего никогда больше не возобновлялось. В Иудейском царстве оно продолжалось с перерывами.

Все 19 царей Северного царства поклонялись золотому тельцу. Некоторые из них служили и Ваалу. И ни один из этих царей не пробовал обратить народ к Богу.

Религия Южного царства

Хотя большинство Южных царей поклонялись идолам и ходили грешными путями Северного царства, все же некоторые из них служили живому Богу и временами среди Иуды были великие пробуждения. В общем, несмотря на постоянные предупреждения, Иуда опускался все ниже и ниже в греховное поклонение Ваалу и другим ханаанским божествам, без надежды на исправление.

Израильские цари
Иеровоам 22 года плохой
Нават 2 года плохой
Вааса 24 года плохой
Ила 2 года плохой
Зимврий 7 дней плохой
Амврий 12 лет плохой
Ахав 22 года плохой
Охозня 2 года плохой
Иорам 12 лет плохой
Ииуй 28 лет плохой
Иохаз 17 лет плохой
Иоас 16 лет плохой
Иеровоам 2 41 год плохой
Захарня 6 месяцев плохой
Селлум 1 месяц плохой
Менаим 10 лет плохой
ФакиЙ 2 года плохой
факей 20 лет плохой
Осия 9 лет плохой 1

Иудейские цари
Ровоам 17 лет плохой
Авиа 3 года плохой
Аса 41 год хорош
Иосафат 25 лет хорош
Норам 8 лет плохой
Охозня 1 год плохой
Гофолня 6 лет плохая
Иоас 40 лет хорош
Амасия 29 лет хорош
Азария 52 года хорош
Нефам 16 лет хорош
Ахаз 16 лет плохой
Езекия 29 лет хорош
Манассия 55 лет плохой
Амон 2 года плохой
Иосия 31 год хорош
Иоахаз 3 месяца плохой
Иоаким 11 лет плохой
Иехония 3 месяца плохой
Седекия 11 лет плохой

Царствования некоторых израильских и иудейских царей было одновременным.

Все цари Израиля поклонялись золотому тельцу, а еще хуже-Ваалу.

Большая часть иудейских царей поклонялись идолам и лишь очень немногие служили Иегове. Некоторые из плохих царей имели хорошие стороны, а хорошие-плохие стороны.

Хронология разделенного царства

Время разделения царства определяется по-разному, приблизительно между 983 и 931 годами до Р.Х. Хронологические трудности и неточности того времени заключаются частично в "одновременном" царствовании израильских и иудейских царей, "объединенным царствованием" и "временами анархии" и "счетом частей года за целый год". Нижеследующие даты считаются приблизительными.

Главы 13-14. Иеровоам, царь Израиля, 933-911 до Р.Х.

Пророк Ахия заверил Иеровоама, что он будет царствовать над десятью коленами Израиля, если он будет ходить путями Господними. Он восстал против отца своего Соломона, и за это Соломон хотел убить его. Иеровоам сбежал в Египет и жил во дворе египетского царя Сусакима. Возможно, что он подговорил Сусакима на грабеж Соломоновых богатств.

По смерти Соломона Иеровоам вернулся и основал независимое царство из десяти колен. Пренебрегая предупреждением пророка Ахни, он восстановил поклонение тельцу. Бог через пророка Ахию предсказал полное поражение и рассеяние израильтян в страны за реку Ефрат (14:10,15).

Удивительное пророчество, в котором Иосия был назван по имени 300 лет до его рождения (13:2), исполнилось (4 Царств 23:15-18).

После разделения царства на Израильское и Иудейское между ними были постоянные войны.

Северное царство “Израильское”, 933-721 до Р.Х.

Первых 50 лет беспокоилось Иудой и Сирией. Затем 40 лет преуспевало под правлением дома Амврия. Затем 40 лет весьма низко пало под правлением Ииуя и Иохаза. Затем 50 лет достигло наивысшего уровня благополучия при Иеровоаме 11. Последних 30 лет переживало анархию, разрушение и пленение.

Южное царство “Иудейское”, 933-606 до Р.Х.

Первых 80 лет весьма преуспевало и укреплялось. Затем 70 лет переживало бедствия, начало поклоняться Ваалу. Затем 50 лет под правлением Азарин достигло наивысшего уровня благополучия.

Затем 15 лет при правлении Ахаза стало платить дань Ассирии. Затем 30 лет при правлении Езекии вернуло свою назависимость. Последних 100 лет большую часть времени было вассалом Ассирии.

Соотношение между Израильским и Иудейским царствами

Первых 80 лет постоянные войны между ними. Вторых 80 лет жили в мире между собой. Последних 50 лет вели войны с перебоями до конца.

Династии

В Северном царстве было 9 династий (семейных линий царей): 1. Иеровоам, Нават. 2. Вааса, Ила. 3. Зимврий. 4. Амврий, Ахав, Охозия, Норам. 5. Ииуй, Иохаз, Иоас, Иеровоам 2, Захария. 6. Селлум. 7. Менаим, Факий. 8. Факей. 9. Осия. Всего 19 царей. В среднем каждый царствовал И лет. Восемь из этих царей были смешены с престола убийством.

В Южном царстве была только одна династия дома Давидова, кроме узурпатора Гофолии из Северного царства, которая по линии замужества ворвалась и нарушила наследственную линию Давида на 6 лет. Всего в Южном царстве было 20 царей, царствовавших в среднем по 16 лет.

21-31 Ровоам, царь Иудейский. (см. 2Пар. 10).

1-8. Авия, царь Иудейский. (см. 2Пар. 13)

9-24. Аса, царь Иудейский. (см. 2Пар. 14).

25-32. Нават, царь Израиля, 911-910 до Р.Х.

Сын Иеровоама. "Ходил путями отца своего и во грехах его". Царствовал 2 года. Убит Ваасой, который умертвил весь дом Иеровоама.

33-16:7. Вааса, царь Израиля, 910-887 до Р.Х.

Приобрел престол восстанием. Царствовал 24 года. "Ходил путем Иеровоама и во грехах его". Воевал с Иудой. Иуда в союзе с Ассирией воевал с Израилем.

8-14 Ила, царь Израиля, 887-886 до Р.Х.

Ила, сын Ваасы, царствовал всего 2 года. Был большим развратником. Убит в пьяном виде Зимврием, который также умертвил весь дом Илы.

15-20 Зимврий, царь Израиля, 886 до Р.Х.

Царствовал всего 7 дней. Был военачальником и уничтожил династию Ваасы. Сгорел в огне, который сам зажег.

21-28 Амврий, царь Израиля, 886-875 до Р.Х.

Царствовал 12 лет. "Поступал хуже всех, бывших перед ним". Приобрел такую славу, что долгое время после него Израиль был известен как "земля Амврия". Его столицей была Самария. До этого столицей Израиля была Фирца (14:17; 15:33).

Археологическая заметка

24 Амврий. Моавитский камень (850 лет до Р.Х.), на котором упоминается об "Амврии, царе Израиля".

В надписи Ададнирари (808-783 до Р.Х.) упоминается "Амврий".

На черном обелиске Саламанасера 3 (860-825 до Р.Х.) говорится о дани Ииуя, "наследника Амврия".

Самария. В 16:24 упоминается, что Амврий построил Самарию. Экспедиция Гарвардского Университета открыла в развалинах Самарии фундамент дворца Амврия, но ничего старше этого периода, что говорит о том, что Амврий был основателем этого города.

29-22:40. Ахав, царь Израиля, 875-854 до Р.Х.

Ахав царствовал 22 года. Он был одним из безнравстеннейших царей в Израиле. Он был женат на Иезавели, дочери царя Сидонского, весьма повелительной, распущенной и мстительной женщине, которая была воплощением самого сатаны. Страшная поклоница Ваалу. Она построила храм Ваалу в Самарни и содержала 850 жрецов для служения Ваалу и Астарте. Убила Божьих пророков и прекратила поклонение Иегове (18:13,19). Ее именем была названа другая пророчица, которая учила и вводила в заблуждение верующих апостольского века (Откр. 2:20).

Археологическая заметка

34 Восстановление Иерихона. Удивительное исполнение предсказания Иисуса Навина, сделанное им 500 лет ранее (И. Нав. 6:26). Развалины Иерихона свидетельстуют о том, что они были постоянно обитаемы перед временем Авраама и до 1400 лет до Р.Х., а с этого времени нет признаков обитаемости до 9-го столетия до Р.Х., вплоть до времени Ахава, и развалины его были весьма незначительными. В напластовании времени Ахава был найден большой дом, возможно Ахнила (16:34). В каменной стене ворот был найден сосуд с останками дитяти и два таких сосуда в стенах дома.

Илия. 3 Царств 17 до 4 Царств 2

Описание царствования Ахава занимает 6 глав. Описание царствования других царей занимает только часть одной главы. Причиной этому является рассказ о пророке Илии. Илия был Божьим ответом для Ахава и его жены Иезавели, которые заменили истинного Бога Ваалом. Бог послал Илию, чтобы уничтожить грубое и отвратительное поклонение Ваалу.

Пророк Илия, его неустрашимая смелость, горячая ревность, блестящие успехи, пафос его отчаяния, слава его переселения на небо, спокойная красота его характера, его явление на горе Преображения, делают его одним из славнейших мужей, когда-либо живших в Израиле.

Археологическая заметка

Поклонение Ваалу. В раскопках, производимых Восточным Институтом в Мегиддо вблизи Самарии, найден в напластовании времени Ахава храм, посвященный богине Астарте, жене Ваала. Лишь в нескольких шагах от этого места было кладбище, где найдены в кувшинах останки детей, приносимых в жертву, один из которых показан на рисунке 42. Жрецы Ваала и Астарты были официальными убийцами маленьких детей. Обычай этот был одним из причин уничтожения всех Вааловых пророков (18:40). Из этого видно, почему Ииуй так безжалосно искоренял поклонение Ваалу.

Главы 17,18. Засуха

Илня Божьей силой закрыл небо на 3 1/2 года и не было дождя. Бог питал Илню через ворона у потока Хорафа, а потом через услуги Сарептской вдовы, у которой мука в кадке и масло в кувшине не истощалось.

Проявление веры Илии на горе Кармиле было величественным. Очевидно Бог открыл для него тем или иным путем, что Он пошлет огонь и дождь. Но все это не произвело доброго впечатления на Иезавель.

Глава 19. “Веяние тихого ветра”

Впавши в отчаяние Илия убежал и скрылся в пещере у горы Хорива и просил себе у Бога смерти (19:4). Примером сильного ветра, землетрясения и огня, а затем веянием тихого ветра Господь успокоил Своего раба и послал на дальнейшие служение (11,12). Служение Илии было служением чудес, огня и меча. Он закрыл небо, был питаем вороном и пищей из кадки и кувшина Сарептской вдовы, воскресил мертвеца, вызвал огонь с неба, уничтожил мечем жрецов Ваала, снизвёл дождь с неба.

Кажется, что всем этим Бог хотел сказать для Илии, что в крайних случаях, для выполнения Божьих планов необходимо внезапное проявление власти, но что настоящее Божье дело не выполняется такими средствами. И что часто Бог действует непосредственно, а иногда через Своих служителей средствами, которые противоположны Божьему характеру.

Много столетий позже Илия опять явился в смертном теле на горе Преображения, беседуя со Христом о новых делах на земле, а именно: преображении человеческой жизни в образ Божий "веянием тихого ветра" Христа в людских сердцах.

Главы 20,21,22. Смерть Ахава

Ахав закончил свою жизнь и царствование страшным преступлением против Навуфея и был убит в войне с сирийцами. Он умер смертью презренного человека.

Археологические заметки

Ахав. В записке Салманассару в 860-825 до Р.Х. упоминается об Ахаве следующее: "Я уничтожил...2000 колесниц и 10000 воинов Ахава, царя Израиля".

39 "Дом Ахава из слоновой кости". Экспедиция Гарвардского Университета обнаружила в Самарии развалины этого дома. Стены дома были обшиты слоновой костью из тысячи изящно обделанных кусочков, выложенных в панелях, дощечках, кабинках и кушетках, украшающих дом. Развалины дома Ахава были сверху развалин дворца Амврия.

41-50. Иосафат, царь Иудейский (см. 2Пар. 17).

51-53. Охозия, царь Израильский (см. 4Цар. 1).

 

ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА ЦАРСТВ

Разделенное царство
Елисей
Последних 130 лет Северного царства
Последних 250 лет Южного царства
Пленение Израиля Ассирией
Пленение Иуды Вавилоном

Четвертая книга Царств является продолжением третьей книги. Она начинается приблизительно 80 лет после разделения царства и описывает параллельно события обоих царств на протяжении 130лет до падения Северного царства. Затем в ней описываются события Южного царства на протяжении следующих 120 лет до его падения. Книга упоминает 12 царей Северного царства и 16 царей Южного царства (см. 3 Царств 12), период времени в 250 лет, приблизительно с 850-600 лет до Р.Х.

Северное царство, называемое Израильским, пало в 721 году до Р.Х. от руки ассирийцев, столицей которых была Ниневия.

Южное царство, Иудейское, пало 600 лет до Р.Х. от руки вавилонян, столицей которых был Вавилон (см. гл. 25).

Илия и Елисей в то время были Божьими пророками, которых Бог послал для спасения Северного царства. Их совместное служение длилось около 75 лет в средине периода Северного царства, около 875-800 лет до Р.Х. Царями в это время были Ахав, Охозия, Норам, Ииуй, Иохаз и Иоас.

Глава 1. Охозия, царь Израильский, 855-854 до Р.Х.

О его царствовании записано в 3 книге Царств 22:51. Он царствовал всего два года. Он ходил путями отца своего Ахава и делал неугодное пред очами Господа, как и его отец. В этой главе рассказывается об огненном чуде Илии (9-14).

Глава 2. Переселение Илии на небо

Илия был родом из Галаада, земли Иеффая. Он воспитывался в уединении среди горных долин и был одет в одежду из овечьей кожи или верблюжей шерсти, "весь в волосах". Господь поручил ему искоренить поклонение Ваалу в Израиле. Его служение продолжалось около 25 лет во время весьма беззаконных царей АхаваиОхозия. Илия имел очень трудное и неприятное поручение. Он часто думал, что все его старания напрасны. И хотя его общение с Богом было весьма близким и интимным, редко кому из людей возможным, все же, подобно всем нам, он был часто слабым и в одно время даже просил себе у Бога смерти. Бог не считал служение Илии неуспешным. В конце его жизни Бог послал с неба огненную колесницу, на которой он торжественно вступил в небо.

Скоро перед своим переселением на небо Илия был у горы Хорива, где Моисей получил от Бога скрижали. Предчувствуя свое скорое переселение, он направился на место Моисеевого погребения, гору Нева (Втер. 34:1). Он как-будьте бы хотел быть с Моисеем в смерти. Думается, что ему не пришлось очень долго разыскивать Моисея. Встретившись, они скоро подружились и с радостью ожидали встречи со своим третьим Другом, с Которым имели земную встречу на горе Преображения (Матф. 17:3).

Илия был пророком "огня". Он свел "огонь" с неба на горе Кармиле, а также свел "огонь", чтобы попалить два пятидесятка царя Охозии с их руководителями. Он сам вознесся на небо в "огненной колеснице". Другим, переселенным на небо и не испытавшим смерти, был Енох (Быт. 5:24). Может быть переселение этих двух мужей на небо было Божьим намерением предсказать восхищение Церкви в тот радостный день, когда ангельские колесницы спустятся с неба и вознесут нас на радостную встречу и приветствие с возвращающимся Спасителем Христом.

Елисей. 4 Царств, 2 глава до 13

По Божьему велению Илия помазал Елисея быть его преемником (3 Царств 19:16-21) и взял его в обучение. При взятии Илии на небо его накидка упала на Елисея и после этого Елисей немедленно начал творить чудеса, подобно Клин. Для Елисея, как и для Илии, расступились воды Иордана (2:8,14); вода Иерихонского источника была оздоровлена (2:24). Не Елисей, а Бог послал медведиц. Вефиль был центром поклонения Ваалу. Может быть молодые люди насмехались над Богом Елисея.

Бог сказал Илии, что не огнем и не мечем совершается Божье дело. Поклонники Ваалу не разумели иного языка. Елисей помазал Ииуя в цари, чтобы истребить поклонение Ваалу (3 Царств 19:16,17, 4 Царств 9:1-10). Ииуй мужественно выполнил свое поручение (гл. 9 и 10).

Главы 3 до 10. Иорам, царь Израиля, 854-843 до Р.Х.

Норам царствовал 12 лет. Он был убит Инуем (9:24). Во время его царствования, моавитский царь, который платил дань Ахаву, поднял мятеж и отошел от Израиля (3:4-6-2.

Археологическая заметка

Моавитскнй камень

В главе 3 рассказывается о попытке Иорама вновь покорить моавитян. "Месса, царь моавитский, упоминаемый в гл. 3:4, делает описание своего отделения от Израиля. Описание это сделано на "Моавитском камне". Камень был обнаружен в 1868 г. в Моаве около Дибона, в 32 км на восток от Мертвого моря, немецким миссионером, Ф.А. Кляйном. На синеватом базальтовом камне, высотой в 1 1/4 м, ширинй в 65 см и толщиной в 32 см содержится запись Месса. Во время переговоров о покупке камня Берлинским Музеем, французский консул в Иерусалиме предложил за этот камень большую сумму денег.

Скоро после находки этого камня, арабы нагревая его огнем и обливая холодной водой, разбили камень на кусочки и разобрали на амулеты. Все же французы сумели собрать эти кусочки и сложить их вместе и таким образом они сохранили написанное на камне. В настоящее время камень хранится в Лувре ком Музее.

На камне написано: "Я, Месса, царь моавитский, соорудил этот памятник Хеосу (божеству моавитскому), чтобы отметить избавление от израильтян. Мой отец царствовал над Моавом 30 лет и я царствовал после моего отца. Царь израильский Амврий порабощал Моав долгое время и его сын Ахав после него. Но я восстал против царя израильского и изгнал его и взял его города: Мелеву, Атароф, Нева и Иахац, которые он построил во время войны со мной. Я разрушил эти города и посвятил добычу Хемосу, а женщин и девушек Астарте. Я построил Корхаг рабами Израиля".

Главы 4,5,6,7. Чудеса Елисея

Елясей начал свое служение чудесами, о которых читаем в гл. 2. Его чудеса следуют очень быстро одно за другим. Масло вдовы не убывает.Сын сонамитянки воскресает из мертвых. Смертельная похлебка оздоравливается. Хлебы умножаются. Нееман исцеляется от проказы. Топор всплывает на поверхность воды. Самария покоряется невидимым колесницам. Сирияне изгнаны и избиты Божьей конницей и колесницами (7:6). Почти все записанные подвиги и дела Елисея состоят из чудес. Большая часть его чудес состоит из подвигов добра и милосердия. Исцеление Елисеем прокаженного Неемана Иисус Христос поставил в предсказание, что Он послужит средством исцеления для других народов (Лук. 4:25-27).

Глава 8:1-15. Елисей помазывает на царство Азаила

Азаил унаследовал престол сирийского царя Венадада. Израильский пророк помазал на царство иностранного царя, чтобы наказать народ пророка. Таково было Божье повеление (3 Царств 19:15), чтобы наказать Израиль за его ужасные грехи (10:32,33).

Археологическая заметка

Венадат и Азаил (8:7-15). В надписи ассирийского царя Салманассара говорится: "Я воевал с Венададом. Я его победил. Азаил, ничтожество, захватил его престол".

Елисей

Елисей начал свое пророческое служение во время царствования Иорама (3:1, 11), о кола 850 лет до Р.Х. и продолжал во время Иуия и Иоахаза. Он умер во дни Иоаса (13:14-20), около 800 лет до Р.Х.

По своему происхождению Елисей был земледельцем из Авель- Мехолы, верхней части Иорданской долины (3 Царств 9:16,19). Пророческому служению он учился у Илии (3 Царств 19:21; 4 Царств 3:11). Своим характером он не был похож на Илию. Илия был подобен буре и землетрясению. Елисей был подобен веянию тихого ветра. Илия был подобен кремню-Елисей был весьма мягок, нежен и дипломатичен. Илия был жителем пустыни в одеянии из верблюжьего волоса, а Елисей был жителем городов и одевался как и все прочие люди. Все же накидка Илии упала на Елисея (3 Царств 19:19, 4 Царств 2:13).

Чудеса Елисея

О них упоминается в гл. 2,4,5,6,7. Из них было одно из семи воскресений, упоминаемых в Библии. Вот они: восрешение Илией сына вдовы (3 Царств 17). Восрешение Елясеем сына сонамитянки (4 Царств 4). Восрешение Иисусом дочери Иаира (Марк. 5); сына наинской вдовы (Лук. 7), Лазаря (Иоан. 11). Воскрешение Петром Таифы (Деян. 9). Воскрешение Павлом Евтихия (Деян. 20).

В эти семь воскрешений не включено воскресение Иисуса Христа, краеугольного камня всех воскресений, которое совершилось без человеческого участия или даже прикосновения, как в случае с костями Елисея (4 Царств 13:21).

Служение Елисея в пророческих школах

Из 1 Царств, гл. 19:20 мы видим, что Самуил основал пророческую школу в Раме. Елисей имел подобные школы в Вефиле, Иерихоне, Галгале и других местах (4 Царств 2:3,5; 4:38, 6:1). Кроме этих мест Елисей жил на Кармиле, Сонаме, Дофаиме и Самарии (4 Царств 2:25, 4:10,25, 6:13.32). Из его служения видно, что он был своего рода пастором-пророком-учителем. Он также был царским советником. Его совет всегда выполнялся. Он не всегда одобрял царские дела, но в трудные времена он приходил на помощь царям.

Служение Елисея в Северном царстве было одновременным со служением Пойдя в Южном царстве. Возможно, что он был учителем Ионы и Амоса, так как они были юношами в то время.

Илия и Елисей в своей личной жизни и публичном служении могли быть прототипом и олицетворением Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Иоанн Креститель назван Илией (Матф. 11:14), а служение милосердия Иисуса Христа было расширенным служением Елисея. Здесь содержится пример, что люди различных характеров могут сотрудничать для достижения тех же самых целей.

16-24. Иорам, царь Иудеи. (см. 2Пар. 21).

25-29. Ахаз, царь Иудеи. (см. 2Пар. 22).

Главы 9,10. Ииуй, царь Израиля, 843-816 до Р.Х.

Он царствовал 28 лет. Был военачальником телохранителей Ахава. Елисей помазал его в цари, чтобы истребить дом Ахава и уничтожить поклонение Ваалу. Он немедленно и яростно приступил к этой кровавой расправе. Будучи неустрашимым и без сожаления, он как раз подходил к этому делу. Возможно, что никто другой не смог бы этого сделать. Он убил Иорама, царя Израиля, Иезавель, Охозию, царя Иудеи (затя Ахава), 70 сыновей Ахава, братьев Охозии и всех друзей и соучастников дома Ахава, всех жрецов Ваала, всех поклоняющихся Ваалу. Все же он "не отступил от грехов Иеровоама и не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца".

Если нам не вполне понятно намерение Бога в поведении Ииуя, то мы должны не забывать мерзость поклонения Ваалу. Иногда Бог применяет отдельных людей и целые народы, не служащие Ему, для произведения Его правосудия и наказания грешников.

В то время, когда Ииуй был занят кровавой расправой в Израиле, Азаил, царь Сирийский отнял Галаад и Васей, на востоке от Иордана (10:32,33). У ИиуябылисвоиприключениясАссирией, котораяочень быстро укреплялась.

Археологическая заметка

Ииуй. Недалеко от Ниневии у Калы, Леярд обнаружил в 1845-49 годах в развалинах палат Салманассара кусок черного камня, высотой 2 м, покрытого рельефными письменами, описывающих его доблести. Камень этот назван "черным обелиском" и хранится в Британском Музее. Во второй строке с верху изображена фигура с весьма заметными еврейскими чертами, склонившаяся на коленцу ног царя, а сверх его следующее написание:

"Дань Ииуя, сына (наследника) Амврия. Серебро, золото, золотые сосуды, золотые чаши, золотые вазы, олово, скипетр для царя и копьевые рукоятки я получил".

Археологическая заметка

Иезавель. Иезавель "нарумянила свое лицо" (9:30). Экспедиция, предпринятая Гарвардским Университетом, Еврейским Университетом в Иерусалиме, Британской Археологической Школой и Палестинским Последовательным Фондом, в годах 1908-10, 1931, обнаружила в развалинах Самарии, в доме Ахава "из слоновой кости" блюда, небольшие каменные коробочки, в которых Иезавель размешивала свои румяна. В них были краски: черная для краски век, зеленая и красная, а в середине углубления для размешивания красок. В них еще хранились остатки краснго цвета.

Археологическая заметка

Мегиддо. В Мегиддо в напластовании времени Ахава и Иезавели были найдены кувшины с останками детей, которых приносили в жертву Ваалу, иллюстрирующие ужасный обряд поклонения Ваалу.

Мегиддо было также известным полем битвы. Последняя битва веков Армагеддон (Откр.16:16) получила свое название от места, расположенного на южной стороне Ездрилонской равнины, в 15 км на юго-запад от Назарета. Здесь находится проход через вершины Кармила и главная дорога, между Азией и Африкой, ключевой плацдарм между Евфратом и Нилом, местом встречи армий востока и запада. Египетский фараон Тутмос 3, который сделал Египет мировой державой, сказал, что "Мегиддо ценнее тысячи городов". Во время Первой Мировой войны, здесь в Мегиддо английский генерал Алленби в 1918 г. разбил турецкую армию. Вокруг холмов Мегиддо было пролито больше крови чем где либо в другом месте на земле.

Восточный Институт Чикагского Университета с участием палестинского правительства, в 1924 г. получил разрешение производить раскопки вокруг холмов Мегилло и сберегать все исторические находки (см. 214, 215).

Глава 11. Царица Иудейская Гофолия. (см. 2Пар. 22).

Глава 12. Царь Иудейский Иоас. (см. 2Пар. 24).

1-9 Царь Израильский Иохаз, 820-804 до Р.Х. Царствовал 17 лет. Во время его царствования сирийцы весьма сильно угнетали Израиль.

10-25 Царь Израильский Иоас, 806-790 до Р.Х. Царствовал 16 лет. Воевал с Сирией и покорил города, потерянные его отцом в войне с Сирией. Вел войны с Иудой и разрушил Иерусалим.

1-22. Амасия, царь Иудейский. (см. 2Пар. 25).

23-29. Иеровоам 2, царь Израиля, 790-749до Р.Х.

Царствовал 41 год. Продолжал войны своего отца Иоаса с Сирией и с помощью пророка Ионы (25) "восстановил пределы Израиля". Идолопоклонство и мерзости в общественной жизни, заведенные при Иеровоаме, потребовали дальнейшего служения и реформ пророков Амоса и Осин.

Археологическая заметка

Печать слуги Иеровоама. В Мегиддо, в 1903-05 годах, в напластовании времен Иеровоама, Шумахер обнаружил красивую яшмовую печать, на которой было написано: "Собственность Шима, слуги Иеровоама". Печать передана на хранение в царственные сокровища турецкого султана.

1-7. Азария, царь Иудейский. (см. 2 Пар. 26).

8-12. Захария, царь Израильский, 748 лет до Р.Х. Царствовал 6 месяцев.

13-15. Селлум, царь Израильский, 748 лет до Р.Х. Царствовал 1 месяц.

6-22. Менаим, царь Израильский, 748-738 до Р.Х. Царствовал 10 лет. Был жестоким и безчувственным. Он уничтожил своего предшественника.

Археологическая заметка

Менаим. Его дань Фулу, царю Ассирийскому (19,20). На одной надписи Фула написано: "Дань Менаима Самарийского... я получил". Здесь же упоминаются имена: "Озии, Ахаза, Факия и Осия".

23-26. Факия, царь Израильский, 738-736 лет до Р.Х. Царствовал 2 года. Подобно Захарии и Селлуму был умерщвлен.

27-31. Факей, царь Израиля, 748-730 до Р.Х.

Царствовал 20 лет. Был сильным военным предводителем. Полагают, что он вместе с Менаимом и Факием правили страной. В союзе с Сирией они напали на Иудейское царство. Иуда обратился за помощью к ассирийцам и вместе они победили израильтян и сирийцев и увели в плен жителей Северного и Восточного Израиля. Это было Галилейское пленение (734 лет до Р.Х.). Одна Самария осталась нетронутой в Северном царстве. Более подробно об этом сказано в 2 Пар, и в книге Исаии, в 7 главе.

Археологическая заметка

Пленение Северного Израиля Феглаффессаром, царем Ассирийским (29). Его надпись гласила: "Народы земли Амврия я отвел в Ассирию с их имуществом".

32-38. Нефам, царь Иудеи. (см. 2 Пар. 27).

Глава 16. Ахаз, царь Иудеи. (см. 2 Пар 28).

Пленение израильтян ассирийцами, 721 до Р.Х.

Осия, последний царь Израиля, 730-721 до Р.Х. Царствовал 9 лет. Платил дань царю Ассирийскому, но сумел вступить в тайный союз с царем Египта. Царь Ассирийский заметил измену "и переселил Израиля из земли своей в Ассирию" (23). Затем пала Самария и ее жители вместе с другими иудеями были забраны в плен. Пророками в то время были: Осия, Исаия и Михей. Северное царство просуществовало около 200 лет. Каждый из 19 царей Израиля ходил греховными путями Иеровоама, основателя этого царства. Бог посылал им одного пророка за другим, а также наказание за наказанием, с намерением обратить их на путь правды, но все эти старания были напрасны. Израиль крепко прилепился к своим идолам. У Бога не нашлось других средств, как только удалить их из страны.

Археологическая заметка

Осия. Осия убил Факея и воцарился вместо него (15:30). "Осия платил дань царю Ассирийскому" (17:3). В записках Феглаффессара говорится, что они свергли своего царя Факея. Я поставил над ними Осию. От него я получил 10 талантов золота и 1000 талантов серебра".

Археологическая заметка

Пленение Израиля. Царь Ассирийский осаждал Самарик) 3 года.. .и покорил ее.. .и увел Израиля.. .и привел людей из Вавилона.. .и поселил их в городах Самарии" (17:5,6,24).

В надписи Саргона (см. стр.292) говорится, что: "В первом году моего царствования я покорил Самарию. Я взял в плен 27 290 человек. Жителей других городов, которые никогда не платили дани, я поселил в Самарии".

Ассирия

Ассирийцы разрушили Израильское царство. Исторические записи этих событий, сделанные самими ассирийцами, недавно были обнаружены. В этих записях упоминается 10 еврейских царей: Амврий, Ахав, Ииуй, Менаим, Факий, Осия, Озия* Ахаз, Езекия, Манассия. Многие из этих заявлений подтверждают правдивость Библии. Ниневия была столицей ассирийцев.

Политика ассирийцев состояла в том, чтобы покоренные ими народы переселять в другие земли, уничтожить их национальное сознание, чтобы таким образом легче ими править. Сами ассирийцы были весьма воинственным народом. В то время все народы были грабителями, а ассирийцы были самыми грубыми из них. Свое государственное благополучие они строили на награбленном имуществе других народов. Их поведение с плеными было весьма жестоким. Они сдирали с живых людей кожу, отрезывали у них руки, ноги, нос, уши, вырывали глаза, язык и сбрасывали груды человеческих черепов и костей для устрашения других.

Ассирия была основана 2000 лет до Р.Х. переселенцами из Вавилона, многие столетия была управляемая Вавилоном и часто с ним соперничала. Приблизительно в 1300 г. до Р.Х. Салманесер 1 сбросил вавилонское иго и стал править всей долиною Евфрата. С этого времени начался упадок Ассирии. Феглаффелласар 1 (1120- 1100) сделал Ассирию опять великим царством. Затем наступила опять золотая эпоха Ассирии, во время которой она развилась в мировую империю при царствовании следующих царей:

Ассур-насипал 2 (885-860 до Р.Х.). Воинственный и жестокий. Спаял ассирийцев в наилучшую боевую машину древнего мира.

Салманасер 2 (860-825 до Р.Х.). Первый ассирийский царь, вступивший в войну с Израилем. Ахав вел с ним войны. Ниуй платил ему дань.

Шанси-адад (825-808). Адад-нирари (808-783). Салманасер 3 (783-771). Ассур-даян (771-753). Ассур-луш (753-747). Падение.

Тиглат-пиласер 3 (747-727). Пуль было его личное имя. Он увел Северный Израиль в плен (734 до Р.Х. см. Исаин 7 гл.).

Салманасар 4 (727-722). Он осаждал Самарию и умер во время осады.

Саргон 2 (722-705). Закончил разрушение Самарии и пленение Израиля. 2000 лет раньше в Вавилоне был царь Саргон 1.

Сенахирим (705-681). Более других известный царь Ассирии. Поражен ангелом Господним у Иерусалима. Сжег Вавилон. (см. 2 Пар. 32).

Есар-галлон (681-668). Восстановил Вавилон. Покорил Египет. Был одним из величайших царей Ассирии.

Ассур-баниппал (668-626). (Сарданопалус, Оснаппер). Разрушил Фивы. Собрал большую библиотеку. Был сильным, грубым, образованным царем.

Ассур-етил-илани, Син-сар-искун (Сара кос) (626-607). Его жестокая империя пала, будучи окруженная скифами, мидянами и вавилонянами.

Главы 18-25 говорят об оставшихся 9 царях Иуды, от Езекии до Седекии. (см. об этих царях во 2 Пар, от 29 до 36 главы).

Вавилонское пленение Иуды, 606 до Р.Х.

Глава 25. Седекия (597-586 до Р.Х.). Последний царь Иуды. Пленение Иуды произошло в четырех этапах.

В 606 г. до Р.Х. Навуходоносор победил Иоакима и взял часть сосудов дома Божьего и царское потомство, включая Даниила и увел их в Вавилон (2 Пар. 36:6,7, Дан. 1:1-3).

597 до Р.Х. Навуходоносор пришел опять и забрал оставшуюся храмовую утварь, царя Иоакима и 10 000 князей и военых людей, ремесленников, художников и увел их в Вавилон (4 Царств 24:14-16*.

В 586 г. до Р.Х. вавилоняне снова вернулись и сожгли Иерусалим, разрушили его стены, выкололи глаза царю Седекии и в оковах увели его в Вавилон с другими 832 пленниками, оставив в городе лишь небольшой остаток бедного населения (4 Царств 25:8-12; Иерем. 52:28-30). Об этом больше говорится в книге Царств, нежели у пророка Иеремии, где отмечаютя только главные события. Для покорения Иерусалима потребовался год с половиной времени. Город был осажден в 9 году царствования Седекии, в 10 месяце и 10 дня. Он сдался в 11 году, 4 месяца, 9 дня. Месяцем позже город был сожжен 7 дня, 5 месяца.

Для Навуходоносора потребовалось 20 лет, чтобы уничтожить Иерусалим. Он мог бы это сделать с самого начала, если бы этого хотел, но в начале он был заинтересован данью. Взятый в плен Даниил с самого начала пленения стал другом и советником Навуходоносора и, возможно, имел сдерживающее влияние на царя до тех пор, пока настойчивое старание Иуды сделать союз с Египтом не заставило Навуходоносора смести Иерусалим с лица земли.

В 581 г. до Р.Х., 5 лет после разрушения Иерусалима, вавилоняне пришли опять и увели в плен 745 человек пленников (Иерем. 52:30), хотя значительная группа, включая Иеремию, спаслась бегством в Египет (Порем. 43). Падение Иерусалима вызвало пророчества трех великих пророков: Перемни, Иезекниля и Даниила.

Пленение Иуды Вавилоном было предсказано 100 лет раньше пророками Исаией и Михеем (Не. 39:6; Мих. 4:10). Когда же это случилось, то пророк Иеремия предсказал, что оно будет продолжаться 70 лет (Пером. 25:11,12).

Этим событием закончилось земное царство Давида. Оно продолжалось 400 лет и возобновилось в духовном значении с приходом в мир Иисуса Христа и завершится в Его славном втором пришествии.

Археологическая заметка

Навуходоносор. Его сожжение городов Иуды(25:9; Пером. 34:7). В Лахисе, Вефиле, Кириаф-Сефере и Беф-Шемеше найдены слои золы от этих разрушительных пожаров, которые произошли 600 лет до Р.Х. Это были Навуходоносоровы огнища. В Лахисе и Беф-Шемеше огонь охватил город так внезапно, что под толстым слоем мусора и золы были найдены недогоревшие остатки вещей, а в Лахисе найдены храмовая утварь, алтарь, чаши, умывальницы, кости жертвоприношений. В Беф-Шемеше найдены склады продуктов питания: чечевицы, изюма и оливков.

Вавилон

Ассирия покорила Израиль и увела его в плен (734-721 до Р.Х.). Вавилон покорил Иуду и увел в плен (606-586 до Р.Х.).

Ассирия пленила Северную часть Евфрата-Тигрской долины. Вавилон пленил Южную часть Евфрата-Тигрской долины. Ниневия была столицей Ассирийской империи. Вавилон был столицей Вавилонской империи.

Между Ниневией и Вавилоном было растояние в 450 км.

Старая Вавилонская империя

Вавилон считался колыбелью человечества.

Около 2000 лет до Р.Х. Вавилон был доминирующей державой мира.

Около 1000 лет до Р.Х. Вавилон вел борьбу с перебоями.

Около 300 лет до Р.Х. наступило ассирийское превосходство над Вавилоном (885-607 до Р.Х.).

Новая Вавилонская империя

(606-536 до Р.Х.). Иногда так называемая Неовавилонская империя. Она разбила Ассирию в своем движении на запад, разбила Иуду и покорила Египет. Ее цари следующие:

Набополасар (625-604 до Р.Х.), наместник Вавилона. Он сбросил ярмо Ассирии (625 до Р.Х.) и основал независимое вавилонское царство. С помощью Артаксеркса Мидийского он покорил и разрушил Ниневию (607 до Р.Х. или 612). Его сын Навуходоносор (609 до Р.Х.) стал военачальником армии своего отца и в 606 до Р.Х. управлял страной вместе с отцом.

Навуходоносор (606-561 до Р.Х.), величайший из всех царей и один из сильнейших монархов всех времен. Он царствовал 45 лет. Был собирателем Вавилонской империи. Его власть распространилась во все концы тогдашнего мира. Он великолепно украсил город Вавилон (см. стр. 337,342). Он пленил евреев, включая Даниила и Иезикниля. Он полюбил Даниила и сделал его одним из своих главных советников. Вне сомнения, что благодаря влиянию Даниила, положение евреев было облегчено. (см. о Навуходоносоре и Вавилоне стр. 337-344).

Меродах Лукавый (561-560). Нериглиссар (559-556). Лабаш- Мардук (556).

Набонидус (555-536 до Р.Х.). Его сын Валтасар был соучастником в правлении его последних лет. Падение Вавилона. Превосходство перешло к Персии. (Рассказ о руке пишущей на стене и падение Вавилона, см. стр. 345).

Вавилонская империя существовала 70 лет. 70 лет Иудейского пленения было почти одновременным с вавилонским правлением миром. В год покорения персидским царем Киром Вавилона им было дано позволение евреям вернуться на родину.

Имя Вавилона, как угнетателя Божьего народа в Ветхом Завете, дано отступнической церкви (Откр. 17).

 

 

 

Hosted by uCoz