Г.Геллей 

Справочник к Новому Завету 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 Евангелие от Марка

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА

Удивительный Иисус

Евангелист Марк специально подчеркивает сверхъестественную силу Иисуса Христа, демонстрируя Его божественность Его чудесами. Автор в своем повествовании выпускает, значительную часть проповедей Иисуса Христа и отдает предпочтение совершенному Им, нежели сказанному Им. По всей вероятности, автор имел в виду языческих читателей.

Марк

С самого начала авторство традиционно сохранялось за Евангелистом Марком. Евангелие от Марка, главным образом, содержит в себе повествование апостола Петра.

Иоанн Марк был сыном Марии, чей дом в Иерусалиме был предоставлен для собраний учеников Христа (Деян. 12:12). Марку, находящемуся в родственных связях с Варнавой как племянник (Кол. 4:10), не исключалась возможность, что он был левитом (Деян. 4:36). Как предполагают, в ночь ареста Христа он был тем самым юношей, который убежал нагим (Map. 14:51-52). Судя по речи послания Петра в 1 Петра 5:13, можно сделать вывод, что Марк обратился к Господу через свидетельство апостола Петра.

Возможно, что мать Марка была влиятельным лицом в Иерусалимской церкви. Это был ее дом, куда пошел Петр, освобожденный из тюрмы ангелом (Деян. 12:12).

Около 44 года по Р.Х. Марк отправился с апостолом Павлом и Варнавой в Антиохию (Деян. 12:25), пошел в их первое миссионерское путешествие, но возвратился назад (Деян. 13:13).

Позже, около 50 года, Марк пожелал идти с апостолом Павлом во второе миссионерское путешествие, но Павел решил не брать его с собой, что привело к разобщению между Павлом и Варнавою (Деян. 15:36-39). Тогда Марк отплыл с Варнавой на остров Кипр.

Спустя 12 лет, примерно в 62 году, Марк появляется с апостолом Павлом в Риме (Кол. 4:10; Филим. 24). Спустя 4-5 лет, накануне своей мученической смерти, апостол Павел просил евангелиста Марка придти к нему (2Тим. 4:11). Таким образом, Марк в последние годы, вероятно, стал одним из самых возлюбленных и близких помощников апостола Павла.

Во свете раннехристианского предания, Марк, по всей вероятности, был другом Петра. Он был с апостолом в "Вавилоне" (Риме?), когда тот написал свое Первое Послание (1Пет. 5:13). Предполагают, что Евангелие от Марка было написано в Риме между 60 и 70 гг. по Р.Х.

Что сказал Папий относительно Марка

Папий, 70-155 гг. по Р.Х., ученик апостола Иоанна, написал в своем "Объяснении проповедей Господних", что он задался целью, чтобы узнать от старейшин и их последователей. "Старейшина сказал следующее: Марк, став истолкователем апостола Петра, в точности записал все, что помнил, однако, не по порядку слов и деяний Христа. Поскольку он не слышал Господа и не был последователем Его, но позже, как я уже сказал, он присоединился к Петру, применявшему свои поучения в обстоятельствах возникавших нужд, а не уча с целью составления едино последовательного повествования Глаголов Господних. В этом случае, Марк записал все, что он помнил, не сделав ошибки, потому что он преследовал одну цель: не пропустить ничего из того, что он слышал и не допустить неправильных заявлений".

Четыре Евангелия

Для кого они написаны? Четыре Евангелия, будучи подлинно написанными или адресованными отдельным церквам или личностьям, в конечном итоге, предназначены для всего человечества. Как полагают, подлинник Евангелия от Матфея был написан для Иерусалимской церкви, от которой другие церкви позаимствовали копии этого подлинника. Евангелист Марк, по всей вероятности, предназначил свою книгу для Римской церкви. Несомненно, что копии этого Евангелия были посланы по другим церквам. Евангелист Лука написал свое Евангелие для одной личности-Феофила, который был высокопоставленным чиновником римского правительства. Евангелие от Иоанна, вероятно, было предназначено для Ефесской церкви. Поскольку Бог вдохновил этих людей написать точно так, как этого Он желал, для пользы человечества всех поколений, однако, эти авторы имели в виду своих непосредственных читателей, оказавших известное влияние на выбор материала.

Индивидуальность авторов. Несмотря на то, что в процессе написания они имели в виду своих читателей, однако, каждый из них должен был по-своему отобразить свою индивидуальность. Их общей целью было передать один и тот же рассказ-рассказ о Человеке, Его образе жизни. Его деятельности и Его изречениях. Но каждый автор передал эту историю по-своему, упоминая то, что особенным образом привлекло его внимание, чем и объясняется различие в их книгах.

"Противоречия" в Евангелиях. Поразителен тот факт, что многие современные научные труды, совершенно забыв обо всем, делают ударение на то, что четыре Евангелия "полны противоречий".Рассматривая все то, что они называют "противоречиями", мы едва не впадаем в искушение потерять уважение к некоторой, так называемой "учености". Суть же всего заключается в том, что в описании тех же самых событий употребляются различные детали и незначительные вариации, делая свидетельства различных авторов более достоверными. Таким образом, это исключает всякую возможность преднамеренной, тайной сговоренности между ними.

Время написания. В настоящее время существует тенденция, что Евангелие от Марка было первым написанным Евангелием. Однако раннее вселенское предание утверждает первенство Евангелия от Матфея. В первых сборниках Четвероевангелия они стояли в таком же порядке, в каком они расположены в настоящее время, что и подтверждает предание, указывающее на порядок, в котором они были написаны. Иногда Евангелие от Иоанна было первым, но Евангелие от Марка-никогда.

Глава 1

1-8. Проповедь Иоанна Крестителя

Об этом и повествуется во всех четырех Евангелиях (см. заметку в Евангелии от Луки 3:1-20). Евангелист Марк начинает свою книгу цитатой из Ветхого Завета. Пропуская историю рождения Христа, он сразу же приступает к описанию общественной жизни Христа.

9-11. Крещение Иисуса (см. Евангелие от Матфея 3:13-17).

12-13.Сорокадневноеискушение(см. Евангелие от Матфея 4:1-10).

Длительность и хронология общественной жизни Христа

Иисусу исполнилось 30 лет в 15 год правления кесаря Тиберия (Лук.3:1,23). Он был еще малым ребенком во время смерти Ирода (Матф. 2:19-20), что и определяет место Иисуса в римском календаре, который позже был заменен христианским календарем (см. Лук. 2:39).

Вскоре после Своего крещения. Христос посетил Иерусалим во время Пасхи (Иоан. 2:13). В большинстве случаев, празднование Пасхи происходило в апреле.

В промежутке между Его крещением и этим посещением Иерусалима следуют события, упомянутые евангелистом Иоанном в 1:29 и 2:12 и сорокадневное искушение (Матф. 4:1-11).

За Крещением немедленно последовало Искушение, продолжавшееся 40 дней (Map. 1:12-13).

После Искушения Он вновь появляется у Иордана, где проповедовал Иоанн Креститель (Иоан. 1:26) и пребывал там в продолжении трех дней-"на второй день" (Иоан. 1:29,35,43). "На третий день" Он прибыл в Кану, где и превратил воду в вино (Иоан. 2:1).

Тогда отлучился Он в Капернаум на "немного дней" (Иоан. 2:12), после чего Он пошел в Иерусалим для очищения Храма.

Таким образом, 40 дней, три "на второй день", "третий день" спустя и "немного дней" составляет период между Его крещением и Пасхой, который, в общей сложности, составляет от трех до пяти месяцев.

Итак, Его крещение, знаменующее начало Его общественногр служения, произошло осенью или ранней зимой.

Что касается длительности Его публичного служения, то упоминаются три праздника Пасхи: во время Очищения Храма (Иоан. 2:13); когда Он насытил 5000 (Иоан. 6:4) и когда Он был распят (Лук. 22:15).

Если "праздник" у Иоанна 5:1 означает "Пасха", как и всеобще принято, то это равняется четырем Пасхам с тремя полными годами между первой и четвертой. Но если это был какой-нибудь другой праздник, находившийся между праздниками Пасхи, что и составит три Пасхи с двумя годами между первой и третьей.

Поэтому длительность общественного служения Христа продолжалась примерно три с половиной года или около двух с половиной лет. Преобладающее мнение-три с половиной года.

Очерк общественной жизни Иисуса Христа

С предполагаемой хронологией

Осень 26 г. по Р.Х. или ранняя зима

Крещение в Нижнем Иордане. Искушение в пустыне Первые ученики в Нижнем Иордане. Первое чудо в Кане

27 год Пасха

Очищение храма в Иерусалиме. Ранненудейское служение в Нижнем Иордане (8 месяцев. см. Иоанна 3:22-36)

Декабрь

Возвращение через Самарию. Начинает Гилилейское служение (2 года)

28 года Пасха ?

Посещает Иерусалим (Иоан. 5:1)

Лето

Избрание Двенадцати. Нагорная проповедь

29 года Февраль?

Посылает Двенадцать апостолов. Казнь Иоанна Крестителя . Возвращение Двенадцати апостолов

Пасха

Насыщение 5000

Октябрь

Посещает Иерусалим (Иоан. 7:2,10)

Ноябрь?

Преображение

Декабрь?

Завершение Галилейского служения (см. Ев. от Луки 9:51)

Декабрь

Опять в Иерусалиме (Иоан. 10:22). Позднеиудейское и Перийское служение (около четырех месяцев)

30 года Пасха

Распятие и Воскресение

14-15 Галилейское служение. 1:14 до 10:1

Галилейское служение занимает около половины Евангелия от Марка. Для сравнения, смотрите таблицу в Евангелии от Матфея 4:12. Последовательную таблицу смотрите в Евангелии от Матфея 4:13-25.

Христос начинает Галилейское служение

Между стихами 13 и 14, то есть между Искушением Иисуса и началом. Галилейского служения, находятся события в Евангелии от Иоанна 1:19 по 4:54, длившиеся около года:

Первые ученики во время Иоаннова Крещения. Превращение воды в вино в Кане. Очищение Храма. Беседа с Никодимом. Проповедь при Нижнем Иордане, около 8 месяцев. Беседа с самарянкой. Исцеление сына царедворца из Каны. Отвержение в Назарете (Лук. 4:16-30)

Иисус проповедует в Нижнем Иордане (Иоан. 3:22-24; 4:1-3). Возрастающая вражда фарисеев (Иоан. 4:1-3) и арест Иоанна Крестителя Иродом (Матф. 4:12), все это угрожало опасностью. Имея в виду еще незаконченный труд перед Своей смертью. Христос тогда лучше предпочел подальше уйти от Иерусалима.

16-20. Призвание Симою, Андрея, Иакова и Иоанна

06 этом также говорится у Матфея 4:18-22; Луки 5:1-11. Трое из них уверовали в Иисуса год тому, во время крещения Иоанном (Иоан. 1:35-42). Христос призвал их тогда, чтобы они были Его спутниками в путешествии. (см. дальше Матфея 10 и Марка 3:13-19).

21-28. Исцеление одержимого

Повествуется также у Луки 4:31-37. Это является первым записанным чудом Христа в Капернауме, после того, как Он поселился здесь. Незадолго перед этим Он исцелил сына царедворца из Каны, на расстоянии 24 км. Он совершил это по Слову Своему (Иоан. 4:46-54. О природе одержимости демонами см. у Марка 5:1-20).

Капернаум

Своим приходом в Галилею, после восьмимесячного отсутствия в Его Раннеиудейском служении (Иоан. 2:13 до 4:43), Христос пришел в Кану, где около года тому назад Он превратил воду в вино. После исцеления сына царедворца Он пошел в Назарет, но был отвержен там (см. Луки 4:16-30). Тогда Он основался в Капернауме, как центре Своего служения проповедью, учением и исцелением.

Из Капернаума Он совершил много путешествий в окрестности Галилеи, иногда посещая Иерусалим и изредка районы на север от Галилен. Он путешествовал пешком, обычно с группой Своих учеников, часто в сопровождении больших толп народа.

В настоящее время Капернаум отождествляется с руинами Тел-Гум, 5 км на юго-запад от Иордана, при его впадении в Галилейское море (см.дальше от Лук. 7:1-10).

29-31. Исцеление тещи апостола Петра

Об этом гворится также у Матфея 8:14-15; Луки 8:38-38. Таким образом, у апостола Петра была жена. Первое чудо, совершенное Христом, было благословение брака. В этом случае Он исцеляет тещу Своего главного апостола.

32-34. Исцеление многих

Также упоминается у Матфея 8:16-17; Луки 4:40-41. Это было после заката солнца, так как закатом солнца заканчивается суббота. Весть об исцелении одержимого духом и тещи апостола Петра облетела весь город и большие толпы с больными собирались около дома. И Христос исцелял их. Чудеса послужили средством привлечения толп народа. Свет божественного сострадания начал сиять для страждущего человечества. Это было великим днем в Капернауме.

35-37. Уединение для молитвы

Также упоминается у Луки 4:42-43. Был деятельный день. Иисус исцелил, возможно, сотни людей. Теперь Он был в полном разгаре Своего служения. Он часто удалялся от толпы для общения с Богом. (см. примечание о Его молитвенной жизни у Лук.11:1-13).

38-39. Путешествия по Галилее

Христос совершил много путешествий, возвращаясь время от времени в Капернаум. (Мат. 4:23-25; 9:35-38; Лук. 4:44). Галилея, находящаяся между Евфратом и Нилом, была пересечена знаменитыми международными большими торговыми путями. Помимо этого, было множество второстепенных дорог (см. карту Ев. от Марка 3:7-12).

40-45. Очищение прокаженного

Об этот также повествуется в Ев. от Матфея 8:2-4; Лук. 5:12-16. Проказа была отвратительной и презренной болезнью. Христос велел ему показаться священнику, потому что этого требовал закон (Лев. 13,14). Он приказал ему ничего не говорить об этом, чтобы народное движение, имеющее своей целью провозгласить Иисуса Христа царем, не вышло из контроля.

Глава 2

1-12. Исцеление расслабленного

Об этом идет речь также в Ев. от Матфея 9:2-8; Луки 5:18-26. Расслабленный лежал на постели, которую несли четыре человека.

Их вера в исцеляющую силу Иисуса и их решение пробраться к Нему расположили сердце Христа.

Слава Иисуса настолько распространилась, что фарисеи и книжники из Иерусалима и из всей страны (Лук. 5:17) пришли исследовать дело. Перед их враждебно настроенными глазами Христос смело утверждал Свою божественность и в подтверждение этого совершил чудо. Иисус Сам сказал, что совершил это чудо с определенной целью, чтобы продемонстрировать Свою божественность. Хотя это и произвело удивление среди людей, но еще сильнее расстроило фарисеев и книжников, религиозных опекунов еврейского народа.

13-17. Призвание Левия [Матфея]

Перед этим Христос избрал четырех рыбаков, чтобы они были Его сотрудниками в основании Его Царства. К ним Он добавляет мытаря.( К примечанию Ев. от Матфея см. введение Ев. Матфея и Матфея 10)

18-22. Вопрос о посте

Повествуется также у Матфея 9:14-17; Луки 5:33-38. Эти вопросы, возможно, возникли из-за участия Христа в пире у Матфея, которое весьма удивило Иоанновых учеников, фарисеев и, вероятно, некоторых из учеников Христа. Что касается угощений, то они резко отличались от Иоанновых. В критические времена посты могут послужить надлежащим выражением смирения, покаяния и посвящения себя Богу. В отношении Иоанна Крестителя, пост имел особое значение. (см. Ев. от Лук. 3:1-20). Но религиозники времен Христа в этом отношении зашли слишком далеко. Иисус не придавал особого значения посту, как общепринятому обычаю (Мат. 6:16-18). Моисей, Илия и Иисус, каждый из них постился по сорок дней, но это было во время особого напряжения. Три метафоры: жених, разорванная одежда и мехи для вина, вероятно, означают, что есть случаи, когда пост необходим. Но он неуместен в обыденной жизни, а особенно, как способ рекламы личной святости, как показной религиозности.

23-27. Срывание колосьев в субботу

Этот случай также упомянут у Матфея 12:1-8; Луки 6:1-5. В Ветхом Завете были строгие законы в отношении соблюдения субботы, но еврейская традиция добавила к ним еще такие запреты, которые обесценили их подлинное назначение Богом. Утверждение Христа, что Он Господин субботы, считалось подтверждением Его божественности.

Глава 3

1-6. Исцеление в субботу

Этот случай также упомянут в Матфея 12:9-14; Луки 6:6-11. Исцеление человека с иссохшей рукой в субботу до такой степени возбудило фарисеев и иродиан, что они даже составили план, чтобы убить Христа. Этим профессиональным, испорченным религиозникам с зачерствелыми сердцами даже обычное оказание доброты в субботу казалось ужасным преступлением. Имеется семь записанных исцелений в субботу. (см. Ев. от Иоанна 5).

7-12. Толпы народа и чудеса

Толпы народа, которые приходили к Иисусу, мотивировались двумя причинами: во-первых, чтобы получить исцеление для больных, во-вторых, они верили, что Христос есть ожидаемый Мессия.

Общественная жизнь Христа

Иисус большую часть Своей жизни провел в Галилее. Он совершил пять упомянутых посещений Иерусалима. Три упомянутые уеденения от народа: в район Тира и Сидона, в Кесарию Филиппову и в ожидании Своей смерти, в Ефраимскую пустыню.

13-19. Избрание Двенадцати

Перечень их имен подается в четырех местах (см. ниже). У некоторых из них было по два имени, фамилию или другое имя данное им. Почему избрал Христос двенадцать учеников, нам неизвестно. Из них трое принадлежало к внутреннему кругу. Помимо двенадцати. Он посылал 70 со специальным поручением. Числа 3, 12 и 70 в значительной степени фигурируют в символике Писания. 12 колен Израиля были основанием еврейского народа. 12 апостолов положили основание Церкви (Отк. 21:12-14). У Моисея было 70 старейшин и в синедрионе-70. Эти цифры могут обладать неведомыми для нас мистическими значениями.

Из Двенадцати, четыре были рыбаками. Один мытарь. Один зилот, а об остальных нам ничего неизвестно. Все были из Галилеи, кроме Иуды предателя. В их группе не было ни одного профессионального религиозника, который бы своей одеждой рекламировал свою святость.

Петр. Впервые упоминается при крещении Иоанна Крестителя (Иоан. 1:40-42). Во время первой записанной встречи с Иисусом Иисус Христос дает ему другое имя, как будто Он заранее решил сделать его апостолом. "Симон" было его настоящее имя. Его новое имя стало "Петр", по-гречески, а по-арамейски - "Кифа", что означает "камень". Три года спустя, во время его апостольского исповедания, оно было подтверждено (Мат. 16:18).

У Петра была жена (Мат. 8:14; Map. 1:30; Лук. 4:38). Она была спутницей в его апостольском труде (1Кор. 9:15). Он был уроженцем Вифсаиды (Иоан. 1:44). У него был дом в Капернауме (Map. 1:29). Одно из двух: или у него было два дома, или он пересилился из Вифсанды в Капернаум.

Петр был партнером в рыболовном предприятии вместе с Иоанном и Иаковом (Лук. 5:10). По всей вероятности, был весьма успешным бизнесменом.

Он был энергичным, исполненным энтузиазма, импульсивным и пылким; другими словами, врожденный руководитель, со всеми человеческми недостатками. Он был представителем Двенадцати.

"Камень", имя данное ему Иисусом, подлинно соотвествовало его характеру, который Христос хорошо знал: сила убеждения, мужество, смелость, несмотря на то, что он однажды отрекся от своего учителя и "слицемерил" в Антиохии. Во время преследования,

Петр был вполне бесстрашен. Он положил основание для Иудейской церкви и привел ее в такое движение, что правители пришли от этого в ужас. (см. Введение к 1 Петра).

Иоанн. (см. вводную заметку к Ев. от Иоанна). Матфей. (см. вводную заметку к Ев. от Матфея).

Иаков. Старший брат Иоанна. Иисус назвал обоих "Воангергес", что значит "Сыны грома". Не указывает ли это на то, что Иисус Христос обладал веселым чувством юмора? Немного известно об Иакове. По приказу Ирода, он был убит первым из Двенадцати в 44 году по Р.Х. Согласно преданиям, большинство из них умерли мученической смертью.

Две семьи были партнерами в рыболовном предприятии: братья Иаков и Иоанн, с их отцом Зеведеем и братья Симой и Андрей. У них были наемные работники. Вероятно это было довольно большое предприятие. Все четверо стали апостолами, и трое из них составляли внутренний круг друзей Христа. В целом. Двенадцать были людьми наивысшего качества, потому что Иисус знал сердце человека. Какими изумительными людьми были эти апостолы!

Андрей из Вифсанды. Он и Иоанн были первыми, обращенными Иисусом. Андрей привел своего брата Петра ко Христу. Предание говорит, что он проповедовал в Малой Азии, в Греции, Скифии (современная Украина).

Филипп из Вифсанды. Согорожанин Петру и Андрею. Привел ко Христу Нафанаила. Филипп был практического склада ума. Согласно преданиям, проповедовал во Фригии и Иерополе.

Варфоломей. Предполагали, что это была фамилия Нафанаила, родом из Каны. Возможно, благодаря ему. Христос пришел на брачный пир. Предание говорит, что он проповедовал в Парфии.

Фома. Близнец. Осторожный, внимательный, скептичный и угрюмый человек. По преданию, трудился в Сирии, Парфии, Персии и Индии.

Иаков. Сын Алфеев. Назван "меньшим", возможно из-за своего роста. Предание повествует, что он трудился в Палестине и Египте.

Фаддей. Предполагают, что это имя тождественно Иуде, сыну Иакова.названному Левием. Предание говорит, что он был послан к Авгару, царю Эдесы, также в Сирию, Аравию и Месопотамию.

Симой. Зилот, по-гречески или по-арамейски-Кананит. О нем, к сожалению, ничего неизвестно. Зилоты были крайне национальной сектой, диаметрально противоположной мытарям. Христос избрал зилота и мытаря из между собой враждующих клик.

Иуда Искариот. Предатель. Из Кариафа, города иудейского. Единственный не галилейский апостол. Скупой и нечестный. Ожидал богатое вознаграждение, когда его Учитель воссядет на троне Давидовом. Был разочарован, когда его мечта рухнула. Повесился после своего ужасного преступления.

20-30. Непростительный грех. (см. Ев. от Матфея 12:24)

31-35. Его мать и братья. (см. Ев. от Матфея 12:46-50).

Глава 4

1-25. Притча о сеятеле. (см. Ев. от Матфея 13:1-23).

30-34. Горчичное зерно. (см. Ев. от Матфея 13:31-32).

26-29. Притча о растущем зерне

Согласно всеобщему ожиданию. Мессианское царство должно было торжественно открыться в сиянии славы и силы, которая потрясла бы мир. Эта же притча означает суть его весьма малого начала, долгого и медленного роста, которое тихо, тайно, незаметно и непреодолимо прогрессирует ко дню жатвы.

35-41. Усмирение бури.

Также повествуется у Матфея 8:23-27; Луки 8:22-25. Ученики испугались в бросаемой волнами лодке, а Христос спокойно спал. Как бы нам хотелось узнать о внутренних процессах и силах, посредством которых Его Слово усмирило волны! Какой укор ученикам: "Что вы так боязливы? Где ваша вера?'

Глава 5

1-20. Гадаринский одержимый

Упоминается также в Ев. от Матфея 8:28-34; в Ев. от Луки 8:26-37. Матфей говорит "Гергесины", а Марк и Лука "Гадарины". Гедара отождествляется сегодня с руинами, называющимися "Керна" (Керса, Гергеса). (см. карту в Ев. от Марка 6:45-52). Это место находится в 8 километрах от устья Иордана. Южнее есть единственное место, где высокие холмы, переходя в крутые берега, расположены близ воды (Мат. 8:32).

Матфей говорит о двух одержимых. Марк и Лука упоминают только одного, возможно, что это был более буйный из двух и был представителем. Опасный, дикий лунатик, обладавший необычной силой, жил нагим среди гробов, в пустыне, раня себя и крича от боли.

В двух человеках было много демонов: "легион"; возможно, что большее количество было в весьма буйном человеке. Там было две тысячи свиней, возможно, и столько же демонов.

Они немедленно признали авторитет Христа. Заметим, что демоны предпочли жить в свиньях, чем идти в свое место пребывания. Так или иначе, они пошли.

Они могли контролировать людей, но не свиней, которых они не могли гнать в море. Ни свиньи, ни демоны, не хотели идти в море. Свиньи, одержимые демонами и охваченные паникой, потеряли над собой контроль. Сорвавшись с места, они не могли больше остановиться.

Заметьте также, что местные жители просили Христа выйти из их страны. Несмотря на то, что Он исцелил их душевно больных, но тем же самым действием погубил их свиней. Они были больше озабочены свиньями, чем людьми. К сожалению, подобные люди еще и теперь находятся в нашей среде.

19 Иисус повелел человеку пойти и засвидетельствовать о своем исцелении. Напротив, прокаженному Он запретил говорить о Нем (Мат. 8:4). Причина такого различия заключается в том, что в Гадаре Он еще не был так широко известен, как в Галилее, где Его популярность в народе побуждала многих провозгласить Его политическим царем.

Демоны

Значительное число из исцеленных Христом были "одержимые бесами" (или нечистыми духами Мат. 4:24; 8:16; 9:32; 12:24,26,43; Map. 1:24,32,34; 3:11,12; Лук. 4:41; 6:18 и т.д.).

Что из себя представляют демоны? Были ли они подлинными существами, или Христос и Новозаветные авторы говорили о них, согласно всеобщему верованию, что страдавшие, мол, были под контролем злых духов, не пытаясь исправить популярное заблуждение?

В Евангелиях демоны представлены знающими, что Христос являлся Сыном Божьим, что они принадлежат царству сатаны, что они проходят безводными местами, что они ожидают мучения в бездне, что они предпочитают жить в свиньях, нежели идти в место их пребывания. Большое количество их может жить в человеке. Демоны говорили, признавая тот факт, что у них отдельная личность и сознание от лица, в котором они обитали, что они даже ярко отличались от данной особы. Они с трепетом ожидали суда. Иисус не был заинтересован в них, но в страдавших от них людях.

Только в некоторых случаях болезни относились к одержимости демонами. В одном случае они сделали человека сумасшедшим, другого-немым, иного-слепым и немым, другого-эпилептиком. Они были эффектом одержимости, не отождествляясь с ней.

По всей вероятности, есть "злые духи", "нечистые духи", "духи обольстители", "власти", "мироправители тьмы", "духи злобы поднебесной", против которых люди должны бороться (Мат. 12:43,45; 25:41; 2 Петра 2:4; Ефес. 6:12).

Довольно ясный смысл Писания заключается в том, что "одержимые демонами" не были только лунатиками, но больными "оккупированной личностью". Демоны, несмотря на свое происхождение и природу, были злыми духами, которые тем или иным способом входят в некоторых людей и мучают их.

Как полагают, это была особая, допущенная Богом деятельность сатаны против Христа во время Его пребывания на земле, которая открывала, что сила Христа даже распространялась на невидимое царство духов. Поэтому, вера в Иисуса Христа является защитой против всякого рода зла.

Иногда из всего происходящего в мире невольно делаешь вывод: на самом деле, не одержимы ли люди демонами в настоящее время?

Апостол Павел говорит, что борьба верующего человека направлена против злых духов невидимого мира (Ефес. 6:12). Но Иисус является для нас силой в этой борьбе. Сатана и его злые духи бессильны против имени и силы Иисуса Христа.

21-43. Воскресение дочери Иаира. (см. Лук. 8:40-56)

Чудеса Христа

Помимо сверхъестественных манифестаций, таких как: ангельское благовещание, рождение от Девы, путеводная звезда для мудрецов, Иисус, проходящий через враждебно настроенную толпу, очищение храма, Преображение, падение солдат, мрак во время распятия, завеса в Храме разодралась, гробы открылись, землетрясение, воскресение Христа, явление ангелов,-имеется 35 записанных чудес, которые совершил Иисус.

17 исцелений тела

Исцеление сына царедворца (Иоан. 4:46-54), Капернаум.
Исцеление больного (Иоан. 5:1-9), Иерусалим.
Теща Петра (Мат.8:14-17; Map. 1:29-31; Лук. 4:38-39).
Прокаженный (Мат. 8:2-4; Map. 1:40-45; Лук. 5:12-15).
Паралитик (Мат. 9:2-8; Map. 2:3-12; Лук. 5:17-26).
Сухорукий (Мат. 12:9-14; Map. 3:1-6; Лук. 6:6-11).
Слуга сотника (Мат. 8:5-13; Лук. 7:1-10).
Два слепых (Мат. 9:27-31).
Исцеление глухонемого (Map. 7:31-37).
Слепой в Вифсаиде (Map. 8:22-26).
Слепой в Иерусалиме (Иоан. 9).
Женщина больная 18 лет (Лук. 13:10-17).
Женщина страдающая кровотечением (Мат. 9:20-22; Map. 5:25-34; Лук. 8:43-48).

Страдающий водянкой (Лук. 14:1-6).
Десять прокаженных (Лук. 17:11-19).
Слепой Вартимей (Мат. 20:29-34; Мар.10:46-52; Лук. 18:35-43).
Ухо Малха (Лук. 22:50-51).

9 чудес над силами природы

Превращение воды в вино (Иоан. 2:1-11), Кана.
Улов рыбы (Лук. 5:1-11) возле Капернаума.
Другой улов рыбы (Иоан.21:6).
Успокоение бури (Мат. 8:23-27; Map. 4:35-41; Лук. 8:22-25).
Насыщение5000 (Мат. 14:13-21; Мар.6:34-44; Лук.9:11-17; Иоан.6:1-14)
Иисус идет по воде (Мат. 14:22-23; Map. 6:45-52; Иоан. 6:19).
Насыщение 4000 (Мат. 15:32-39; Map. 8:1-9).
Деньги для налога в храм (Мат. 17:24-27). Смоковница засохла (Мат. 21:18-22; Map. 11:12-14, 20-26).

6 исцелений одержимых

Одержимый в синагоге (Мар.1:21-28; Лук. 4:31-37), Капернаум.
Слепой и немой одержимый (Мат. 12:22; Лук. 11:14).
Гергесинские одержимые (Мат. 8:28-34; Map. 5:1-20; Лук. 8:26-39).
Немой одержимый (Мат. 9:32-34).
Дочь сирофиникиянки (Мат. 15:21-28; Мар. 7:24-30).
Мальчик-эпилептик (Мат. 17:14-21; Мар.9:14-29; Лук. 9:37-43).

3 воскресших из мертвых

Дочь Иаира (Мат. 9:18-26; Мар. 5:22-43; Лук. 8:41-56).
Сын вдовы в Наине (Лук. 7:11-15).
Лазарь в Вифании (Иоан. 11:1-44).

Другие чудеса

Помимо 35 упомянутых и описанных чудес. Христос совершил и другие чудеса:

"Многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его" (Иоан. 2:23), в Иерусалиме.

"Иисус ходил, исцеляя всякую болезнь". (Мат. 4:23; 9:35). "И приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и .припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их" (Мат. 4:24).

"Имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему; и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их" (Лук. 4:40).

"И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергали их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; так-что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими". (Мат. 15:30-31).

"И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и. просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись" (Мар. 6:53-56).

"Вышел из Галилеи и пришел в пределы иудейские, за Иорданскою стороною. За ним последовало много людей, и Он исцелил их там" (Мат. 19:1-2).

"Много народа из всей Иудеи и Иерусалима, приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также страждущих от злых духов, и исцелились" (Лук. 6:17-19).

"И весь город собрался к дверям... И исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов..." (Мар. 1:32-34).

"Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг". (Иоан. 21:25).

Метод чудес

Обыкновенно они совершались актом воли Его или посредством Слова Его. Иногда-прикосновением или Его рукоположением. Иногда Он употреблял слюну.

Цель чудес

Чудеса Христа заключали в себе проявление Его творческой силы. Они были частью способа Божьего действия, удостоверяющего подлинность миссии Иисуса Христа. Иисус сказал, что если бы Он не совершил дел, которых никто никогда не делал, то они не имели бы греха (Иоан. 15:24), указывая, таким образом, на то, что Он считал Свои чудеса доказательствами Своего посланничества от Бога. Помимо того. Его чудеса были естесвенным выражением сочувствия к страдающему человечеству.

Глава 6

1-6. Посещение Назарета

Об этом также повествует Евангелист Матфей в 13:54-58. По всей вероятности, это было Его второе посещение Назарета после начала публичного служения, состоявшееся год спустя после посещения, записанного у Луки 4:16-30. Заметьте, что у Иисуса были братья и "сестры" (больше, чем одна). В то время .они не веровали в Него (Иоан. 7:5), но они уверовали позже, и, согласно всеобщему мнению, два из них, Иаков и Иуда, стали авторами двух Посланий, названных их именами. Другие два были Иосиф и Симон.

7-13. Двенадцать посланы (см. Мат. 10).

14-29. Казнь Иоанна Крестителя (см. Лук. 3:1-20).

30-44. Насыщение 5000 (см. Иоан. 6:1-14).

45-52. Иисус идет по воде (см. Иоан. 6:15-21).

Галилейское море. 21 км длины, 11 км ширины, 207 м ниже уровня моря. Окружено холмами высотой, в среднем, около 91 м. Побережье шириной в 800 м, за исключением северо-западной части, где находится Генисаретская равнина, там побережье простирается на 6 км, и на севере, где впадает Иордан, и на юге, где он выходит из Галилейского моря. Холмы в настоящее время без растительности, но, согласно описанию Иосифа Флавия, они были густо заросшие лесами. Берега моря изобиловали населением. Там находились 10 городов, каждый не менее, как с 15 000 населением, окруженный почти непрерывным рядом домов. Западный берег весьма плодородный, с мягкой зимой. Урожаи разнообразных тропических растений, приносивших плоды почти ежемесячно. Промышленность, главным образом, заключалась в сельском хозяйстве, садоводстве и рыболовстве. Воды его изобиловали рыбой, ставшей предметом экспорта по всей Римской империи. Северное побережье служило главным местом земного служения Христа-местом, благословенным во век, где Бог, облеченный в человеческую плоть, ходил среди людей. Эта история в летописях человечества является самой прекрасной.

Период между насыщением 5000 до Преображения
Марка 6:53 по 8:26. Матфея 14:34 по 16:12

Этот период в жизни Иисуса, возможно, длился около восьми месяцев (с апреля до ноября), о котором имеются только незначительные сведения. О нем повествуют только евангелисты Матфей и Марк. Лука начинает прямо от насыщения 5000 до Преображения (Лук. 9:17,18). Иоанн начинает непосредственно от насыщения 5000 до посещения иудейского праздника поставления кущей-шесть месяцев спустя (Иоан. 7:2).

Часть этих восьми месяцев была проведена в областях Тира, Сидона, Десятиградия и Кесарии Филипповой-городов, в значительной степени, с языческим населением. Десятиградие было областью, расположенной на восток от Галилейского моря, простираясь на север, к Дамаску. Оно было под управлением Филиппа, весьма хорошего и справедливого правителя, у которого не было особой причины враждовать с Иисусом Христом. Ирод был тогда правителем над Галилеей. Он недавно убил Иоанна Крестителя и стал с подозрением смотреть на Христа, в особенности, когда, после насыщения 5000, некоторые из людей восстали против Иисуса.

53-56. Толпы в Геннисарете

Упоминается об этом также у Матфея 14:34-36. Геннисарет был равниной, расположенной на юг от Капернаума. По всей вероятности, день спустя после насыщения 5000, Христос объяснил народу цель Своей миссии, в результате чего многие оставили Его (Иоан. 6:66). Тогда Он пошел на юг, в Геннисарет, где собрались толпы народа, и Он исцелил многих.

Глава 7

1-23. Фарисеи и вопрос осквернения

В Евангелии от Матфея 15:1-20 также упоминается этот случай. Иерусалимские правители уже решили убить Иисуса (Иоан. 5:18). Несомненно, услышав о Его убывающей популярности среди жителей Галилеи, они послали делегацию фарисеев, чтобы развернуть их пропагандную кампанию, с целью еще больше подорвать популярность даже среди учеников. Вероятно, большая часть из последователей Христа еще разделяла общие с фарисеями взгляды на традиции. Умывание рук, о котором здесь идет речь, не преследовало санитарные цели, но было чисто религиозной церемонией, исходившей не из Закона, а было выдумкой книжников. Иисус, указав на бесполезность их церемоний, обратил внимание на тот факт, что подлинное осквернение заключается в сердце. После этого Он полностью обвинил их в обесценивании Божьего Слова человеческими обрядами. Его слова также имеют прямое отношение к многим обычаям, вкравшимся в Церковь на протяжении многих столетий. Удивительно, с какой хитростью и изобретательностью многие церковные руководители проводят свои чисто человеческие церемонии и обычаи, пытаясь согласовать все это со Словом Божьим. Рабская приверженность к традиции и минимальное уважение к Слову Божьему.

24-30. Сирофиникиянка

Упомиается также у Матфея 15:21-28. Евангелист Матфей называет ее "женщиной хананеянкой". Финикийцы были ханаанеянского происхождения. Эта встреча Христа с этой женщиной произошла в 80 км на север от Капернаума, за пределами еврейской территории, в языческой области; в том районе, куда был послан пророк Илия к вдове в Сарепту Сидонскую (3Пар. 17:19). Христос, конечно, не намеревался называть ее "псом" (27). Он только отражал мысли учеников. Ее неотступность, смирение и вера , даровали ей просимое.

31-37. Исцеление глухонемого

Иисус возвратился из Тира и Сидона, куда Он ушел от народа для временного уединения, держа курс на юго-восток через Десятиградие к восточной стороне Галилейского моря. Теперь Он пришел в тот район, где несколько недель тому назад Его хотели провозгласить царем. Поэтому Он и предупредил исцеленного не разглашать об этом во избежание гласности.

Глава 8

1-9. Насыщение 4000

О том же идет речь у Матфея в 15:29-39. Вероятно, это произошло около того места, где Он несколько недель до этого накормил 5000 человек. Евангелист Матфей добавляет, что это было время массового исцеления. Галилеяне, вероятно, услышали о том, что Христос возвратился в их местность.

10-21. "Закваска фарисейская"

Говорится об этом также у Матфея в 16:1-12. Это произошло в Далмануфе (10). Матфей в 15:39 называет это место Магдала или Магадан, родина Марии Магдалины, город, находящийся в районе Далмануфы, в центральной части западного побережья. Как только Христос прибыл в Галилею, то Его враги старались любой ценой дискредитировать Его в глазах народа. Они просили "знамения", несмотря на то, что в продолжение двух лет Он исцелял великое множество больных всевозможными болезнями. Он накормил 5000, а потом 4000 человек, а они еще требовали "знамения". К тому же Христос был удручен медлительностью учеников понимать значение Его чудес и укорил их за заботу о пище, когда они были с Ним (7-12).

22-26. Исцеление слепого

Это произошло в Вифсаиде, где Иисус совершил много чудес (Мат. 11:21); недалеко от этого места Он накормил 5000. Поэтому Христос, во избежание лишней гласности, предупредил исцеленного никому об этом не говорить.

27-30. Исповедание апостола Петра. (см. Матф. 16:13-20).

31-33. Предсказание о страданиях. (см. Марка 9:30-32).

34-9:1. Цена следования за Христом. (см. Луки 14:25-35).

Глава 9

2-13. Преображение Христа

Говорится также у Матфея 17:1-13 и Луки 9:28-36. Предполагают, что Преображение Иисуса произошло на горе Ермон, вскоре после Его последнего ухода из Галилеи, примерно, около четырех месяцев до Его смерти. Одна из целей Его Преображения заключалась в утверждении веры учеников в божественной природе Иисуса Христа, для предотвращения потрясения в грядущие тяжелые времена. И апостол Петр никогда не забывал этого. Оно стало ему залогом при его мученической смерти (2Пет. 1:14-18). Помимо того, оно было грандиозным кульминационным свидетельством непосредственно с неба, что Христос был тем божественным Центром, в котором сошлись и завершились все Ветхозаветные пророчества.

14-29. Мальчик-эпилептик

О том же самом идет речь в Ев. от Матфея 17:14-19; Луки 9:37-42. Это был плохой случай одержимости демонами, поставивший в тупик учеников. (см. Ев. от Марка 5:1-20).

30-32. Предсказание Господних страданий

До сих пор почти ничего Христос не говорил о Своем грядущем распятии. Но начиная с этого времени. Он желал, чтобы они ясно сознавали, что должно произойти с Ним. В промежутке между исповеданием апостола Петра и их прибытием в Иерусалим Христос сделал пять записанных предсказаний о Своей смерти и о Своем воскресении из мертвых:
1) после исповедания Петра (Мат. 16:21; Мар. 8:31; Лук. 9:22).
2) после Преображения Господня (Мат. 17:9,12; Мар. 9:9,12).
3) после исцеления эпилептика (Лук. 9:44).
4) проходя Галилеей (Мат. 17:22-23; Мар. 9:31).
5) вблизи Иерусалима (Мат. 20:17-19; Мар. 10:32-34; Лук. 18:31-34).

33-37. Кто наибольший? (см. Ев. от Лук. 9:46-48).

38-40. Неизвестный чудотворец. (см. Ев. от Лук. 9:49-50).

41-50. Случаи к преткновению. Наивысший мотив христианского поведения заключается в том, что мы должны поступать так, чтобы по причине нашего примера никто не мог погибнуть. По этому поводу Иисус несколько раз высказывался в разных отношениях (Мат. 18:7-14; Лук. 17:1-10).

Перейское служение. Глава 10 [см. Ев. от Луки 9:51].

1. Уход из Галилеи. (см. Ев. от Лук.9:51)

2-12. Вопрос о разводе. (см. Ев. от Матф. 9:3-12).

13-16. Малые дети. (см. Ев. от Лук. 18:15-17).

17-31. Богатый юноша. (см. Ев. от Лук. 18:18-30).

32-34. Вновь предсказание о страданиях. (см. Ев. от Марка 9:30-32).

35-45. Просьба Иакова и Иоанна. (см. Ев. от Матф. 20:20-28).

46-52. Слепой Вартимей. (см. Ев. от Лук. 18:35-43).

Последняя неделя Христа. Главы 11 по 16

1-11. Триумфальный вход. (см. Ев. от Матф. 21:1-11).

12-14; 19-25. Смоковница. (см. Ев. от Матф. 21:18-22).

15-18. Очищение Храма. (см. Ев. от Матф. 21:1-11).

27-33. "Какой властью?' (см. Ев. от Матф. 21:23-27).

Глава 12

1-12. Притча о винограднике. (см. Ев. от Матф.21:33-46).

13-17. Подать кесарю

Записано также и у Матфея 22:15-22; Луки 20:20-26. Это была попытка поймать Христа в каком-нибудь заявлении, на котором они могли бы обосновать свое обвинение в Его нелояльности к римскому правительству и таким образом передать Его в руки Пилата. Но Иисус мастерски провозгласил отделение церкви от государства. Верующие должны быть послушны своему правительству, однако, правительство не имеет права диктовать или навязывать религию своим подданным.

18-27. Вопрос о воскресении

Записано также у Матфея 22:23-33; Луки 20:27-40. Саддукеи были материалистами того времени. Они были не многочисленны, но образованны, богаты и влиятельны. Они не верили в воскресение мертвых. Вопрос, которым они пытались поставить Христа в тупик, заключался в случае признания полигамии в небе. Иисус Христос немедленно разрешил их вопрос: в небе не будет брака.

28-34. Великая заповедь

Записано также у Матфея 22:34-40. Давая Первую заповедь, Иисус Христос сослался на книгу Второзакония 6:4-5, а давая Вторую заповедь. Он сослался на книгу Левит 19:18. Заметьте, Христос поставил Бога на первое место, а ближнего-на второе. Самый важный вопрос в нашей жизни заключается в нашем отношении к Богу. Все зависит от Него. Иисус Христос-Бог воплощенный. Одно, что Он хочет от нас, это то, чтобы мы любили Его больше, чем мы любим нашу собственную жизнь. Самое главное, что Христос хотел знать от апостола Петра и о чем Он спросил его трижды: "Любишь ли ты Меня?" (Иоан. 21:15,16,17).

35-37. Сын Давидов

Записано также у Матфея 22:41-46; Луки 20:41-44. Суть вопроса содержится в следующем: "На каком основании человек мог назвать своего собственного сына Господом?". Каким бы простым нам ответ ни казался, однако, он заставил их замолчать. (Матф. 22:46).

38-40. Осуждение книжников. (см. Ев. от Матф. 23).

41-44. Лепта вдовы

Записано также в Ев. от Луки 21:1-4. Этот случай произошел после Его осуждения, произнесенного Им по адресу книжников и фарисеев. Это было Его последним присутствием в Храме после дня, проведенного в дискусиях. Христос уделил время, чтобы дать дань горячего признания бедной вдове, пожертвовавшей все, что она имела. Тогда Он оставил Храм, чтобы никогда больше туда не возвратиться.

Глава 13.

Беседа о Его Втором пришествии. (см. Ев. от Матф. 24).

Глава 14.

1-2. Заговор убить Христа

Записано также в Ев. от Матфея 26:1-5; Луки 22:1-2. Он состоялся во вторник вечером. Около месяца тому назад, после воскрешения Лазаря из мертвых. Синедрион определенно решил убить Иисуса. (Иоан. 11:53). Однако на пути к достижению их цели была преграда-популярность Иисуса. (Лук. 22:2). Даже в Иерусалиме толпы народа следовали за Ним неотступно и слушали Его (Мар. 12:37; Лук. 19:48). Но возможность представилась опять на вторую ночь после этой, посредством предательства Иуды, который предал Христа, когда город спал. Они спешили, чтобы вынести Ему приговор до наступления дня, и утром, до пробуждения народа, они распяли Его на кресте.

3-9. Помазание в Вифании

Записано также у Матфея 26:6-13; Иоанна 12:1-8. Вероятно, оно произошло в субботу вечером, после Триумфального входа в Иерусалим (Иоан. 12:2,12). Но евангелисты Матфей и Марк повествуют о нем в связи с заговором священников, послужившим фоном для сделки Иуды. (см. Ев. от Иоанна 12:1-8).

10-11. Сделка Иуды

Повествуется также у Матфея 26:14-16; Луки 22:3-6. Его часть сделки состояла в отдаче Иисуса в руки властей в отсутствии толп народа. Они не делали попытки арестовать Его открыто, чтобы не подвергнуться избиению камнями. Иуда повел их к Нему, когда город спал.

Христос "знал сначала", что Иуда предаст Его. Почему он был избран, является для нас тайной деяний Божьих. Иуда, по всей вероятности, думал, что Иисус, воспользовавшись чудотворной силой, сможет освободиться от казни.

Но поскольку поступок Иуды был определен Богом как подлый, то Христос сказал в его адрес, что лучше было бы этому человеку не родиться (Матф. 26:24). Исполнение этого происшествия с удивительной точностью было предсказано (Зах. 11:12-13). "Иеремия" (Матф. 27:9-10) является ошибкой переписчика или же целая группа пророческих книг была обозначена именем пророка Иеремии.

12-25. Последняя Вечеря. (см. Ев. от Матфея 26:17-29).

26-31, 66-72. Отречение Петра. (см. Ев. от Иоанна 18:15-27).

32-42. Страдания в Гефсимании. (см. Ев. от Луки 22:39-46).

43-52. Предательство и арест. (см. Ев. от Иоанна 18:1-12).

53-15:20. Суд над Христом

О том же повествуется в Евангелиях от Матфея 26:57; 27:31; Луки 22:54; 23:25; Иоанна 18:12;19:16. По существу, было произведено два судебных процесса: один в присутствии Синедриона, а другой-перед Пилатом, римским губернатором. Поскольку Иудея находилась под оккупацией Рима, то сам Синедрион не мог без согласия римского губернатора привести смертный приговор в исполнение. Было произведено три следственных стадии во время каждого процесса-шесть, в общей сложности.

* 1. Перед Анной (Иоан. 18:12-24). Около полночи. Каиафа был первосвященником, но его тесть Анна, будучи смещенным около 16 лет по Р.Х., однако, сохранил за собой влияние своего положения-Его семейство весьма разбогатело посредством торговых ларьков в Храме. На первосвященниках еврейского народа лежит основная ответстенность за смерть Христа.

* 2. Перед Синедрионом, в доме Канафы (Матф. 26:57; Мар. 14:53; Лук. 22:54; Иоан. 18:24). Между полночью и рассветом. Это был первый еврейский суд. На основании Его личного заявления, что Он является Сыном Божьим, они вынесли Ему смертный приговор, обвинив Его в богохульстве. (Мар. 14:61-62). Потом они, ожидая рассвета, издевались над Ним. В это время Петр отрекся от Него. Этот процесс, состоявшийся ночью, на основании их собственного закона, был противозаконным.

Глава 15.

* 3. Утром Синедрион, придав делу вид законности, официально утвердил свое полночное решение (Матф. 27:1; Мар. 15:1-5; Лук. 22:66-71). Обвинение заключалось в "богохульстве". Для Пилата это было малозначушим, поэтому для него выдвинули обвинение на Христа, состоявшее в подстрекательстве к мятежу против римского правительства. Но главная причина такого рода предприятия заключалась в их зависти по отношению к популярности Иисуса Христа (Матф. 27:18).

* 4. Перед Пилатом (Матф.27:2,11-14:Мар. 15:1-5; Лук.23:1-5; Иоан. 18:28-38), вскоре после рассвета. Христос не отвечал на их обвинения. Тогда Пилат ввел Его во дворец для частной беседы, и после этого он еще раз убедился в невиновности Иисуса Христа. Узнав, что Иисус родом из Галилеи, Пилат послал Его к Ироду, правителю Галилеи. (см. Ев. от Матфея 27:11-25).

* 5. Перед Иродом (Лук. 23:6-12). Это был тот самый Ирод, который казнил Иоанна Крестителя, а его отец совершил убийство Вифлеемских детей. Христос же не отвечал ни на один из его вопросов. Ирод, насмеявшись над Иисусом, отослал Его назад к Пилату.

* 6. Опять перед Пилатом (Матф. 27:15-26; Мар. 15:6-15; Лук. 23:13- 25; Иоан. 18:39; 19:16). Пилат пытался обойти правителей и обратиться к народу, но заполненный суд сторонниками священников выбрал Варавву. Тогда Пилат приказал бичевать Христа, надеясь, что это удовлетворит народ. Жена Пилата предупреждает его через посланника о своем сне. Пилат изумлен кротким величием Иисуса Христа в терновом венце. Но услышав злостные слухи об угрожающем мятеже и угрозы сделать на него донос кесарю, вынес приговор.

21-41. Распятие (см. Ев. от Матфея 27:32-60; Луки 23:26-49 и Иоанна 17:19-30).

42-47. Погребение Христа. (см. Ев. от Иоанна 19:38-42).

Место распятия

Христос был распят "вне города" (Иоан. 19:17,20; Евр. 13:12). На месте называемым "Череп" (Матф. 27:33; Мар. 15:22; Лук.23:33; Иоан. 19:17). "Калвария" по-латински означает "Голгофа", а по- древнееврейски - "череп". Возле Иерусалима есть единственное место, носившее раньше и в настоящее время название "Холм черепа" или "Череповище". Оно находится за северной стеной, вблизи Дамаских ворот. Это каменистая возвышенность, около 9 метров высоты, находящаяся немного выше "Гротто Перемни" и имеющая поразительное сходство с человеческим черепом.

Традиционное место распятия находится в церкви "Святого гроба", внутри стены. Преобладающее мнение современных археологов состоит в том, что стена, существующая в настоящее время, была той самой стеной и во время Иисуса Христа. Поэтому действительным местом распятия Христа является "Холм черепа".

Глава 16.

1-8. Женщины у гроба (см. заметку в Ев. от Матфея 28:1-8).

7 "И Петру". Петр, глубоко сознавая свое уничижение по причине отречения от Господа, бессомненно, чувствовал себя отверженным и нуждался в этом особенном сообщении, и как любезно было со стороны Христа послать таковое сообщениие Петру. Позже, в течение дня, Иисус явился Петру (Лук. 24:34). Что произошло во время их встречи, можно только себе представить: горячие слезы, сгорание от стыда и милостивое прощение. Эта встреча навсегда внедрила в него такое посвящение себя Христу, которое никогда не поколебалось, даже вплоть до мученической смерти апостола.. (см. дальше в Ев. от Иоанна 21:15-19).

Женщины спешат сообщить ученикам. Петр и Иоанн бегут к гробу (Иоан. 20:3-10).

9-20. Последние 12 стихов Евангелия от Марка

Хотя этих стихов нет в Синайском и Ватиканском манускриптах, однако, их от начала считали подлинной частью Евангелия от Марка. Полагают, что последняя страница была утеряна, но после добавлена. Кажется невероятным, чтобы 8-й стих был надлежащим окончанием этой книги.

9-11. Иисус является Марии Магдалине (см. Ев. от Иоанна 20:11-18. И другим женщинам (Матф. 28:9-10).

12-13 И двум (см. Ев. от Лук. 24:13-32).

14-18. Иисус является Одиннадцати

Об этом идет речь также и в Евангелиях от Луки 24:33-43 и Иоанна 20:14-25. (см. под этими разделами). Последнее повеление идти по всему миру и проповедовать Евангелие (15-16), по всей вероятности, было дано во время этого явления. Однако также возможно, что это было итогом заключительных наставлений, многократно повторяемых Христом в продолжении Его 40-дневного служения после воскресения из мертвых. По существу, оно записано четыре раза.

* В данном случае, в связи со Своим первым явлением Одиннадцати.

* Опять при Своем Галилейском явлении (Матф. 28:18-20).

* Снова во время Своего последнего явления в Иерусалиме (Лук. 24:47).

* И во время Своего Вознесения (Деян. 1:8. см. комментарии на эти места).

Сила творить чудеса (17-18) была божественным подтверждением их миссии для основания Церкви. (см. Деян. 3).

Между стихами 18 и 19 прошло 40 дней, в продолжение которых Христос является Одиннадцати, одной неделей позже (Иоан. 20:26-31)

И семи, при Галилейском море (Иоан. 21).

И Одиннадцати в Галилее, с 500? (Матф. 28:16-20).

И Иакову (1Кор. 15:7). Время и место неизвестны. Также неизвестно, какой Иаков, но по общепринятому предположению, считали Иакова, брата Христа, позже ставшего руководителем иудейской церкви в Иерусалиме и написавшего Послание Иакова.

И заключительное явление Христа в Иерусалиме (Лук. 24:44-49; Деян. 1:3-8).

19-20. Вознесение Иисуса. (см. Ев. от Луки 24:44-53).

Порядок событий в воскресное утро

Согласование фрагментарных сведений четырех Евангелий о Воскресении Иисуса Христа из мертвых в одну связную последовательную историю является нелегким делом. В нескольких предложениях содержатся обобщения многих деталей. Нам, к сожалению, не переданы все события в точном порядке их происшествия.

Необходимо помнить, что там были различные группы учеников, остановившихся на ночлег по разным местам, которые шли к гробу в различных компаниях. Все они не ожидали, что Христос воскреснет из мертвых. Они посетили гроб с одной целью: завершить бальзамирование Его тела для окончательного погребения.

Первый их взгляд на пустой гроб и извещение ангелов о Воскресении Христа привели их в безмерное возбуждение. Они бежали, чтобы сообщить другим, спеша туда и назад с перемеживающимися чувствами радости, страха, изумления и смущения.

Многое из происходившего не записано. О всем, что было записано, один автор говорит об одном событии, а другой о другом. Один автор одним предложением передает то, что другой передает детально. Некоторые общими заявлениями описывали различные инциденты. Никто из них не дает полной картины.

Существует несколько способов, посредством которых повествования могут быть согласованы. Из них нижеследующий, хотя и предварительный, считается всеобще признанным.

* 1. На рассвете две группы женщин или больше, вышедши из своих мест пребывания в Иерусалиме или Вифании, отдаленных на два или три километра, начали ощупью пробираться к гробу.

* 2. Возможно, это произошло, примерно в то же время, когда Иисус выходил из гроба в сопровождении ангелов, отваливших камень и аккуратно сложивших плащаницу.

* 3. Стражи, тем временем, испуганные и потрясенные, убежали сообщить священникам, которые поставили их там.

* 4. При восходе солнца, когда женщины подходили к гробу, Мария Магдалина, прибывшая туда раньше других, увидев гроб пустым, не видя ангела и не слыша его извещения, что Христос воскрес, поворачивается и бежит рассказать Петру и Иоанну (Иоан. 20:13,15).

* 5. Другие женщины подошли ближе. Они, увидев и услышав ангелов, поспешно уходят другим путем, чтобы сообщить главной группе учеников.

* 6. К этому времени апостол Петр и Иоанн достигают гроба. Войдя в него, они видят пустые погребальные пелены. Они уходят от гроба: Иоанн верит, а Петр-сомневается.

* 7. Между тем, Мария Магдалина, быстро следовавшая за апостолами Петром и Иоанном, возвратилась к гробу, и, оставшись одна, начала плакать. Тогда она увидела ангелов. Сам Христос открывается ей.

* 8. Вскоре после этого Иисус открывается другим женщинам, шедшим известить учеников, или же после сообщения ученикам они возвращались к гробу.

Все это, вероятно, произошло в течение часа.

 

 

Hosted by uCoz