Г.Геллей 

Справочник к Ветхому Завету 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

                        ПРИТЧИ

Слова мудрости
Преимущественно Соломоновы
0 практических делах в жизни
С особым ударением на праведность и страх Божий

Книга

Подобно книге Псалтирь и Пятикнижию книга Притчи подразделяется заголовками на пять частей: Притчи Соломона (1-9); Притчи Соломона (10-24); Притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского (25-29); Слова Агура (30); Слова Лемуила (31).

Большая часть притч приписывается Соломону. Он принял такое участие в составлении притч, как Давид в составлении псалмов. Они оба были главными авторами. Псалтирь -- книга поклонения Богу, а книга Притчей -- книга практической этики. Соломон

С молодых лет Соломон имел сильное стремление к знанию и мудрости (3 Царств 3:9-12). Он был необыкновенно одаренным в свое время. Его интеллектуальные способности поражали мир. Со всех концов земли приходили цари послушать его. Он вел беседы по ботанике и зоологии. Он был ученым, политическим правителем, коммерсантом, ведущим большую торговлю, поэтом, моралистом и проповедником. (См. 3 Царств 4 и9).

Притча

Притча -- это короткое, сжатое, не требующее доказательства выражение, иногда противоположность или сравнение, часто между собой не имеющих связи. Притчи в главном предназначались для молодежи, были формой поучений, повторением практических советов в таком виде, чтобы они легко запоминались.

Темы

Мудрость. Праведность. Страх Божий. Знание. Мораль. Воздержание. Усердие. Самообладание. Упование на Бога. Десятина. Разумное пользование богатством. Сочуствие к бедным. Сдержанность. Милосердие к врагам. Выбор друзей. Воспитание детей. Трудолюбие. Честность. Леность. Справедливость. Помощь. Веселие. Здравый рассудок.

Способ применения

Цель этой книги состоит в том, чтобы внедрить добродетель, о которой говорится во всей Библии. Очень частым напоминанием и в разных формах Бог предоставляет человеку обилие наставлений, строчка за строчкой, правило за правилом, здесь немного и там немного Бог указывает нам, как нам жить. Мы не имеем извинения, если преступим эти советы. Поучение притчами не выражается так, как в книге закона Моисеева: "так говорит Господь" и не является прямыми заповедями Бога. Они учат нас опытом человеческих переживаний, испробованные и проверенные всем опытом жизни. Моисей в свое время сказал: "Вот это заповеди Господни". Соломон же, как бы говорит: Все, что Бог заповедал испытано опытом наилучших людей и сущность человеческой мудрости заключается в том, чтобы соблюдать Божьи заповеди.

Открывая Свою волю человеку, Бог на протяжении долгого времени старался разными способами, не только заповедями, но и притчами и примерами убедить человечество, что Божьи законы необходимы для разумной жизни.

Слава Соломона пронеслась во все концы земли и он стал примером в выражении Божьей мудрости. Книгу Притчей считают одной из лучших книг наставления, ведущей молодого человека к успешной жизни.

Глава 1. Цель книги

Познать мудрость, наставление, разумение, справедливость, истину, равенство, знание, поучение, здравый совет (2-7). Какие прекрасные слова.

"Начало мудрости -- страх Господень" (7). Необходимость слушаться родительских наставлений (8,9). Избегать плохих друзей (10-19). Премудрость предупреждает (20-33).

Глава 2. Премудрость следует приобретать от всего сердца. Она содержится в Божьем слове (6). Затем следует предупреждение оберегаться "жены другого, от чужой", которое очень часто повторяется.

Глава 3. Великолепная и замечательная глава. Здравомыслие, истина долголетие, мир, надежда на Бога, почтение Бога от имущества, достатка и безопасность, счастье, благословение.

Глава 4. Самое главное в жизни есть мудрость, поэтому приобретай мудрость. "Стезя праведных -- как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных -- как тьма; они не знают, обо что споткнутся" (18,19).

Глава 5. Супружеская верность и счастье. Предупреждение против супружеской неверности. Хотя у Соломона было много жен, но он предупреждает против многоженства. Он заключает, что иметь одну жену гораздо благомысленней (18,19).

Глава 6. Предупреждение против сомнительных торговых сделок и поручительства, лени, хитрости, лицемерия, высокомерия, лжи, злоумышления, непочтительности к родителям, прелюбодеяния.

Глава 7. Предостережение от прелюбодейной женщины, мужа которой нет дома. Главы 5,6,7 говорят о таких женщинах. Если судить по месту, которое Соломон уделяет предостережению о таких женщинах, то таковых в то время было очень много (Еккл. 7:28).

Главы 8,9. Премудрость, изображаемая женщиной, приглашает всех на пир лучших вещей, в противовес распутным женщинам, уловляющих неразумных льстивыми словами: "Воды краденные сладки" (9: 13-18).

Глава 10. Большая разница между мудрым и глупым, праведным и беззаконным, усердным и ленивым и богатым и бедным.

Глава 11. "Неверные весы -- мерзость пред Господом". "Что золотое кольцо в носу свиньи, то женщина красивая и безрассудная". "Благотворительная душа будет насыщена; и кто напояет других, тот и сам напоен будет". "Мудрый привлекает души".

Глава 12. "Добродетельная жена -- венец для мужа своего". "Мерзость пред Господом -- уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему". "Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость". "На пути правды -- жизнь, и на стезе ее нет смерти".

Глава 13. "Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда". "Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание -- как древо жизни". "Добрый разум доставляет приятность". "Обращающийся с мудрым будет мудр, а кто дружится с глупым, развратится".

Глава 14. "У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость". Страх Господень -- источник жизни, удаляющий от сетей смерти". "Кроткое сердце -- жизнь для тела, а зависть -- гниль для костей". "Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его, благотворит нуждающемуся".

Глава 15. "Кроткий ответ отвращает гнев". "Кроткий язык -- древо жизни". "Молитва праведных благоугодна Господу". "Веселое сердце делает лицо веселым". "Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своею".

Глава 16. "Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка". "Погибели предшествует гордость, и падению надменность". "Венец славы -- седина, которая находится на пути правды".

Глава 17. "Родил кто глупого, -- себе на горе, и отец глупого не порадуется". "Веселое сердце благотворно, как врачество, а унылый дух сушит кости". "И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий свои уста -- благоразумным".

Глава 18. "Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои". "Смерть и жизнь -- во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его". "Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа".

Глава 19. "Разумная жена от Господа". "Благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его". "Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом".

Глава 20. "Вино -- глумливо, сикера -- буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен". "Честь для человека -- отстать от ссоры, а всякий глупец задорен". "Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь -- уста разумные". "Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое -- мерзость пред Господом".

Глава 21. "Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме". "Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить,-- и не будет услышан". "Мерзость пред Господом -- неодинаковые гири, и не верные весы". "Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою". "Коня приготовляют на день битвы, но победа -- от Господа".

Глава 22. "Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота". "Наставь юношу при начале пути его; он не уклонится от него, когда он состареет". "Милосердный будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего". "Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями; он не будет стоять перед простыми".

Глава 23. "Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои". "Слушайся отца твоего, он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состареет". "У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного". "Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид".

Глава 24. "С обдуманостью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний". "Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного. И вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел, и обратил сердце мое, и посмотрел, и получил урок: немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя -- как человек вооруженный".

Глава 25. "Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах -- слово, сказанное прилично". "Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою". И Бог вознаградит тебя.

Эта группа Притчей Соломона (главы 25-29) собрана мужами Езекии, царя Иудейского (45:1). Езекия жил около 200 лет после Соломона. Возможно, что оригинальная запись Соломона была изношенна от употребления. Основной целью реформ Езекии было обновление интереса к Божьему слову (4 Царств 18).

Глава 26. "Видел ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него". "Что город, разрушенный, без стен, то человек, не владеющим духом своим".

Глава 27. "Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день". Больше притч о глупцах.

Главы 28,29. "Дающий нищему не обеднеет, а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий". "Глупый весь свой гнев изливает, а мудрый сдерживает его". Продолжение о глупцах. Соломон не любил глупцов, но все же считался с ними.

Глава 30. Кто был Агур, нам неизвестно. Возможно он был другом Соломона. Соломону нравились притчи Агура, поэтому он их включил в свои списки.

Глава 31. Наставление царя матерью. Полагают, что имя Лемуил было другим именем Соломона. Если эти предположения верны, то Вирсавия была его матерью, и она научила его этим притчам.

Немногие матери вырастили таких прекрасных сынов. От самой юности Соломон был весьма хорошо воспитанным человеком. К сожалению, в своей старости он своим поведением стал противоречить притчам (22:26). Глава эта больше говорит о матерях, нежели царях.

 

                                          КНИГА ЕККЛЕСИАСТА ИЛИ ПРОПОВЕДНИКА

Суетность земной жизни
Без надежды на бессмертие
Доказанная на опыте Соломона

Автор книги, Соломон, был прославленным и весьма сильным мировым царем своего времени. Он был известен по своей мудрости, богатству и литературных достижениях (см. 3 Царств 4 и 9)

Суета сует, все суета

Слова эти определяют содержание книги. Автор пробует дать философский ответ, как лучше жить в суетном мире. Книга содержит много мыслей превосходящей красоты и глубокой мудрости. Все же, преобладающей мыслю книги является невыразимая меланхолия, так резко отличающаяся от книги Псалтирь.

Отец Соломона Давид, в его постоянных и трудных стараниях устроить царство, всегда восклицал: Радуйтесь! Радостно пойте песнь Господу! Соломон же, сидя в полной безопасности на престоле, который Давид утвердил, окруженный богатством, славой, обилием, силой, в неописуемой роскоши, был единственным человеком во всем мире, кого люди могли бы считать счастливым. Но он постоянно повторял: все в мире суета. Книга Притчей, написанная Соломоном в его преклонных летах, делает впечатление, что Соломон не был счастливым человеком. Слово "суета" в книге повторяется 37 раз.

Вечность

Слово вечность может быть ключевым словом этой книги (3:11). Вечность в человеческом сердце. В тайниках своей души человек томится о вечности. Но в то время Бог не открыл людям много о вечности.

В разных местах Ветхого Завета есть намеки и проблески вечной жизни, о чем Соломон имел очень мутное представление. Христос открыл нам жизнь и бессмертие (2 Тим. 1:10). Своим воскресением из мертвых Христос дал миру верное доказательство существования жизни после смерти, Конечно, Соломон, живший 1000 лет до Христа, не имел такой уверенности в загробную жизнь, которую принес миру Христос.

Все же Соломон сделал очень хорошее определение временной жизни в ее наилучшем состоянии. Он пришел к этому определению не мечтой, а практическим опытом. Он как будто бы поставил этот опыт главной целью его жизни. Поэтому книга Екклесиаста, став результатом этих опытов, говорит с невыразимой страстью, что все в мире суета и томление духа.

Может ли такая книга быть Божьим словом?

Книга Екклесиаста содержит в себе Божье свидетельство. Не все мысли Соломона бьпи Божьими мыслями (см. 3 Царств 11), но главные, очевидные сами по себе, исходят от Бога. Бог дал Соломону мудрость и неограниченную возможность делать наблюдения и исследования всего, происходящего в земной жизни. И после многих наблюдений и опытов Соломон пришел к заключению, что в общем человечество имеет очень мало подлинного удовольствия в жизни. В своей личной жизни Соломон обнаружил невыразимое желание чего то больше, кем он был. Поэтому книга Екклесиаста является как бы воплем и желанием всего человечества найти Спасителя.

С приходом в мир Христа эти поиски человечества исполнились. Суетность сошла со сцены жизни. Она больше не существует. В мир пришла радость, мир, счастье. Христос никогда не употребил слова суета. Он всегда говорил и учил о радости, даже под тенью Своего креста. Слово радость является ключевым словом Нового Завета. Во Христе человечество обрело желаемого всех веков; жизнь, полную с избытком, радостную, славную жизнь.

Главы 1,2,3,4. Все суета

В мире, где все проходит и не удовлетворяет, Соломон решил найти ответ на вопрос: какая цель жизни в таком мире? Мир бессконечной монотонности. Соломон испытывает суетность, пустоту и бесцельность во многих своих делах и занятиях. Даже мудрость, которую он так высоко ценил и старался ею обогатится, принесла ему разочарование. Поиски в жизни удовольствий казались ему погоней за ветром. И вся жизнь становилась невыносимой по причине постоянного беззакония и жестокости человечества.

Главы 5-10. Разные притчи

Рассыпанные по всей книге, с различными заключениями, они составляют главную тему книги. Притчи были излюбленной формой сочинений Соломона. У него была одна тысяча женщин (3 Царств 11:1-11). Можно догадываться, читая 7:26-28, что у него были трудности, чтобы вести порядок с неверующими женщинами его царского двора.

Главы 11,12. Ответ Соломона

Соломон отвечает на вопрос; что доброго человек может сделать в мире суеты? Его ответы рассыпаны по всей книге, но главный ответ он суммирует в конце книги: ешь, пей, веселись, делай доброе, радуйся жизнью с твоей женой, делай все, что смогут твои руки, а больше всего -- бойся Бога и помни день последнего Божьего суда. Несмотря на некоторые противоречия в поведении человека, все же Соломон не сомневается в существовании Творца и Его правосудии. Имя Бога упоминается во всей книге не менее 40 раз.

 

                                                   КНИГА ПЕСНИ ПЕСНЕЙ СОЛОМОНА

Прославление супружеской любви

Песнь любви воспевается цветущей весной, изобилует метафорами и сильным восточным воображением, она говорит об отношении Соломона к природе: садам, лугам, виноградникам, огородам и стадам (3 Царств 4:33).

Названа она Песни Песней возможно по той причине, что Соломон считал ее наилучшей из 1005 песен, которые он написал (3Цар 4:32). Иногда ее называют гимном. Полагают, что книга была написана в честь его любимой жены.

Поэма

Песни Песней считается исследователями еврейской поэзии одной из лучших форм поэзии. Но ее внезапный переход од одного говорящего к другому, от одного места к другому, без объявления причин перемены сцен и действующих лиц, делает ее иногда трудной для понимания. На древнееврейском языке переход от одного говорящего лица к другому виден по роду, а в некоторых Библиях по промежутку между строчками.

Действующие лица

Действующие лица: невеста -- Суламита (6:13); царь -- Соломон и хор придворных женщин, называемых дочерями Иерусалимскими. Гарем Соломона еще был мал, он состоял из 60 жен, 80 наложниц и девиц без числа (6:8). Позже он возрос до 700 жен и 300 наложниц (3Цар 11:3).

Невеста

Многие думают, и, возможно, что это самое верное мнение, что Суламитой была Ависага сунамитянка, одна из красавиц всей земли. Она прислуживала Давиду в его последние годы жизни (3 Царств 1: 1- 4) и которая, по всей вероятности стала женой Соломона. Ее замужество за другого было бы опасным для престола Соломона (3 Царств 2:17,22).

Истолкование Песни

На первый взгляд поэма кажется прославлением супружеской жизни. В ее содержании кроется нежность, преданность и интимность брачной жизни. Если даже она не больше этого, то все же она достойна занимать место в Божьем слове, потому что супружеская жизнь установлена Богом (Быт. 2:24). И на разумном, обоюдном взаимопонимании между супругами, зависит благополучие и счастье всего человечества.

Кроме этого евреи и христиане придают весьма большое значение этой поэме. Евреи читают ее во время праздника Пасхи и аллегорически приписывают ее к своему выходу из Египта, где Бог, как жених, заручился со Своей невестой Израилем. Свою любовь Бог, как великий царь, добровольно выражает смиренной девице. В Ветхом Завете Израиль назван женой Бога (Иерем. 3:1; Иезек. 16 и 23).

Христиане так же считают содержание этой книги брачной песнью Христа к церкви, так как церковь в Новом Завете названа невестой Христа (Матф. 9;15; 25:1; Иоанн. 3;29; 2 Кор. 11:2; Ефес. 5;23; Откр. 19:7; 21:2; 22:17). Супружеская любовь здесь символизирует любовь Христа к Его невесте -- Церкви.

Как мог человек, имеющий 1000 женщин, любить по-настоящему хоть одну из них, чтобы выражать любовь Христа к Церкви? Многие из Ветхозаветных святых были полигамистами. Бог не благоволил к этому от начала, как об этом говорит Сам Христос, но снисходил и до некоторой степени допустил этот обычай. В то далекое время цари имели много жен. Многоженство было признаком их царственного величия. Преданность Соломона этой простой девице была искренней и безошибочной. Из этой царской семьи должен был прийти в мир Мессия. Брак Соломона был символом вечного венчания Мессии и Его невесты -- Церкви. Полная радость и значение этой песни выразится в прославлении Агнца на брачном пиру в вечности (Откр. 19:6-9).

Содержание глав

Чтобы сделать полную оценку содержания книги необходимо определить действующее лицо, что в некоторых местах очень трудно.

Глава 1.

Любовь невесты к царю. Слова ее преданности с кратким ответом царя и припевом.

Глава 2.

Невеста наслаждается любовью царя. Она беседует с собой о ласках царя.

Глава 3

1-5. Сон невесты об исчезновении царя и ее находка его.

6-11. Свадебное шествие. Приветствия в царском саду. Брачная колесница и дочери Сионские.

Глава 4.

Царь прославляет свою невесту. Она отвечает ему приглашением его в свой сад для супружеского наслаждения.

Глава 5.

Вторичный сон исчезновения возлюбленного после их брака и ее преданности ему.

Глава 6.

Суламита прекраснее всех 140 красавиц царского дворца и они и царь знают об этом.

Глава 7.

Их обоюдная преданность выражается обилием весенних песен.

Глава 8.

Их любовь непогасимая и их союз неразрывный. Слова невесты и лодруг из хора.

 

                                                                              ИСАИЯ

Мессианский пророк

Исаия назван мессианским пророком потому, что он сильно верил в мессианское избрание своего народа и его служения всему миру. Он был убежден, что Бог благословит все человечество через его народ. В Новом Завете сказано, что "Исаия видел славу Христа и пророчествовал о Нем" (Иоан. 12:41).

Исаия, как человек

Он был пророком в Южном Иудейском царстве. Северное царство в это время было разрушено ассирийцами.

Исаия жил во время Озии, Иофама, Ахаза и Езекии. Он был призван на служение в год смерти царя Озии, но некоторые его видения можно отнести к более раннему времени(см. 6:1). Еврейское предание гласит, что он был убит Манассией. Время его пророчества было между годами 745 -- 695 до Р.Х. По преданию раввинов отцом Исаии был некто Амоз, не пророк Амос, и что он был двоюродным братом царя Озии и внуком царя Иоаса, был царского рода и связан с двором. Его литературные труды. Кроме пророческой книги он написал и другие книги, которые не сохранились до нашего времени: Жизнь Озии (2 Пар. 32:32). Его имя упоминается в Новом Завете много раз больше, чем других пророков. Он обладал блестящим умом. Некоторые из рассуждений, по своему значению, превосходят даже Шекспира, Мильтона или Гомера. Его мученическая смерть. Предание, записанное в Талмуде, с которым соглашались ранние отцы церкви, гласит, что Исаия противодействовал идолопоклонническим постановлениям царя Манассии и за это был привязан между двумя досками и "перепилен" пилой, приняв самую ужасную мученическую смерть. Полагают, что автор послания к Евреям говорит об этом в 11:37.

Пророчество Исаии по отношению к Ассирии

150 лет до прихода Исаии Ассирийская империя развивалась и укреплялась. Уже в 840 году до Р.Х, израильский царь Ииуй начал платить дань ассирийцам. В 734 году до Р.Х. Исаия еще был молодым человеком, когда ассирийцы увели в плен Северный Израиль. 13 лет позже, в 721 году до Р.Х. пала Самария и пленен остальной Израиль. Несколько лет позже ассирийцы вторглись в Иудею, разрушили 46 окруженных стенами городов и увели в плен 200 000 пленников. Наконец в 701 году до Р.Х., когда Исаия уже состарился, ассирийцы были поражены перед стенами Иерусалима ангелом Господним. Итак Исаия прожил всю свою жизнь под угрожающей силой Ассирийской империи и видел разрушение всего своего народа, кроме Иерусалима.

Археологическая заметка

Свиток Исаии. Насколько нам известно, то оригинальный свиток книг Библии потерян. Наша Библия составлена из списка со свитка. До изобретения книгопечатания в 1454 году по Р.Х., книги Библии переписывались вручную. Книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке. Новый Завет был написан на греческом языке. Старейшие полные библейские манускрипты относятся к 4 и 5 веку нашей эры. Они написаны на греческом языке, содержащие Ветхий Завет Септуагинты, переведенный во втором столетии до Р.Х. Один из старейших существующих древнееврейских манускриптов Ветхого Завета был написан около 900 лет до Р.Х. Он является основой, так называемого Массоретского текста Ветхого Завета, с которого сделаны переводы на современные языки. Массоретский текст сравнен и проверен со многими другими манускриптами различными переписчиками. В этих манускриптах были обнаружены весьма незначительные расхождения в тексте, так что еврейские ученые пришли к общему выводу, что текст нашей теперешней Библии одинаков с оригиналом. В 1947 г. около Айн Фашха, в 12 км на юг от Иерихона и в 2 км на запад от Мертвого моря, странствующий арабский бедуин, разыскивая потерянного козла около Мертвого моря, случайно нашел полуразваленную пещеру, в которой были в разбитых сосудах свитки. Бедуин взял один свиток и передал в Сирийскую Православную церковь св. Марка в Иерусалиме, а те в свою очередь передали этот свиток в Американскую Школу Восточного Исследования. Одним из этих свитков была книга пророка Исаии, написанная 2000 лет тому назад, 1000 лет старейший за известный еврейский манускрипт Ветхого Завета. Какое чудесное открытие! Найденный свиток был из пергамента, размером в 2 1/2 м длиной, сшитый в тетрадь, размером 25 см на 40 см страница. Написан на древнееврейском языке, приблизительно во втором столетии до Р.Х. Этот и другие свитки вначале были весьма тщательно спрятаны в глиняных сосудах. Возможно, что они были частью еврейской библиотеки, скрытой в этой отдаленной пещере во время опасности, может быть даже во время Римской оккупации Иудеи. В главном книга пророка Исаии такая же по содержанию, как и в Библии, голос двух тысячной древности, хранимая Божьим провидением, доказывающая правдивость Библии. В.Ф. Албридж называет этот манускрипт "величайшей находкой нашего времени".

Величайшие достижения в жизни Исаии

Одним из них было избавление Иерусалима от ассирийцев. Благодаря молитве пророка и его совета царю Езекии, а также чудесному вмешательству Бога, грозная армия ассирийцев была задержана у стен Иерусалима. (См. главы 36,37). Ассирийский царь Сеннахирим жил после этого события еще 20 лет, но никогда больше не выступал против Иерусалима.

Современные цари Иуды

Озия 787 -- 735 до Р.Х.        Добрый. Правил долго и успешно.

Иоафам 749 -- 734 до Р.Х.        Добрый. Правил вместе с Озией

Ахаз 741 -- 726 до Р.Х.        Отступник. (См.2 Пар. 28).

Езекия 726 -- 697 до Р.Х.        Добрый. (См. 2 Пар. 29).

Манассия 697 -- 642 до Р.Х.        Плохой. (См. 2 Пар. 33).

Современные цари Израиля

Иеровоам 2, 790 -- 749 до Р.Х        Долго царствующий, успешный, идолопоклонник.

Захария, 748.        Убит в заговоре Селлумом (748)

Менаим, 748 -- 738 до Р.Х.       Весьма жестокий

Факия, 738 -- 736 до Р.Х.        Убит Факеем

Факей, 748 -- 730 до Р.Х.        Пленение Северного Израиля (734).

Осия, 730 -- 721 до Р.Х.        Падение Самарии (721 до Р.Х.).

Конец Северного царства

Археологическая заметка

Саргон. В Исаии 20:1 говорится: "В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его". Упоминание имени Саргона единственное в древней литературе. Критики Библии говорят, что это единственное упоминание имени живого царя сделано по ошибке.

Но важно то, что в 1842 г. Ботта открыл развалины Саргонового дворца в Хорсабаде, на северной окраине Ниневии. В развалинах были найдены драгоценности и записи, из которых видно, что Саргон был одним из великих царей Ассирии. Его имя почему то исчезло из истории, за исключением упоминания в книге Исаии и в открытии его дворца Боттаном. Недавно руины Саргонового дворца были раскопаны Восточным институтом. Исследователи найденных надписей узнали, что Салманассар умер во время осады Самарии и что его место занял Саргон, который закончил осаду города. Кроме этого, подтверждая слова Исаии в 20:1, надписи гласят, что: "Азария, царь Азота, положил в сердце своем не платить большие дани. Во гневе моем я пошел на Азот с моими телохранителями. Я победил Азот и Гат. Я похитил их драгоценности и покорил их народ. Их землю я заселил народами с востока. Я брал дань с Филистимлян, Иуды, Едома и Моава".

Глава 1. Ужасная греховность Иуды

Страшное наказание постигло Иуду в половине царствования Езекии, скоро после падения Северного царства, когда ассирийцы сделали набег на Иудею и увели в плен большую часть населения, оставив только Иерусалим (7-9). Реформы Езекии не успели коснуться еще даже поверхности разлагающейся жизни народа. Угрожающая ассирийская буря приближалась все ближе и ближе. Но народ не обратил на это внимания и продолжал предаваться разгулу. Грешный народ, вместо того, чтобы оставить грешить, еще больше стал прикрываться религиозными богослужениями. Порицание пророком их фарисейской религиозности (10-17) напоминает нам строгое осуждение Христом книжников и фарисеев (Матф. 23). Суть заключается в том, что для "Содома" (10) нет пользы казаться религиозным. Только искреннее покаяние и повиновение Богу могло спасти их (16-23). После осуждения греховности народа Исаия напоминает о днях очищения и избавления Сиона, а грешники будут преданы вечному огню (24-31).

Главы 2,3,4.Предвидение христианской эры

Эти три главы являются продолжением мысли, высказанной в конце первой главы. Пророк видит будущую славу Сиона, в противоположность осуждения грешников. Упоминание идолов и чужих обычаев (2:6-9) дает повод думать, что пророчество это было в дни Ахаза. 2-4 Сион станет центром мировой цивилизации во время всемирного и бесконечного покоя. Эти слова великого оптимизма были сказаны в дни, когда Иерусалим представлял из себя выгребную яму грязи. Где и когда наступит это счастливое время для народа Божьего -- он будет его наследием, в котором грешники не имеют части. (См. 11:6-9). 5-22 Грядущее наказания для идолопоклонников.

Страдание и порабощение впереди для Иуды (3:1-15), включая модных женщин Иерусалима (3:16-26),и богатых женщин Самарии (Амос 4:1-3).

1 "Семь женщин на одного мужчину", потому что мужчины погибли на войне.

2-6 Грядущая "Отрасль". Исаия впервые упоминает о грядущем Мессии. "Отрасль", вырастающая из корня разрушенного семейного дерева Давида (11:1; 53:2; Иерем. 23;5; 33:15; Захар. З:8; 6:12). Он смоет грехи Сиона и сделает его благословением всему миру.

Глава 5 Песнь о винограднике

Погребальная песнь. После особой заботы столетиями о Своем винограднике - народе, бесплодном и не поддающемся исправлению, Бог его оставляет. Притча Христа о винограднике (Матф. 21:33-45) является повторением Ветхозаветной притчи. В ней особенно порицаются грехи пьянства, зависти и несправедливости. Большие земельные владения, приобретенные богатыми за счет бедных, скоро станут пустыней.

13 "Уйдут в плен", подобно как и в главе 53 будущность так определена, что о ней говорится, как о случившемся теперь. В то время много народа было уведено в плен.

18 "Грех", который навлекает на себя народ как бы колесничными ремнями (18) и в это же самое время смеется над мыслью, что Бог их накажет.

25-30 Захватчики издалека -- ассирийцы, в дни Исаии, вавилоняне, сто лет позже, разрушили Иерусалим. А римляне в 70 годах по Р.Х. нанесли смертельный удар существованию еврейского царства.

10 "Бат" -- равняется 36 литрам. "Хомер" -- 400 литров. "Ефа" -- один бушель. Из этого следует заключить, что сбор будет меньший посева.

Глава 6. Призвание Исаии

Предшествовало ли видение, описанное в б гл., видению первых пяти глав? По этому вопросу есть некоторое разномыслие, хотя даты, упомянутые в книге, чередуются в хронологическом порядке: 6:1; 7:1; 14:28; 20:1; 36:1. Из этого можно заключить, что книга в главном придерживается хронологического порядка, но не обязательно во всех деталях. Можно даже допустить, что Исаия позже в своей жизни переписал видения, которые он видел в разные периоды своей долгой жизни и служения, руководимый мыслю сделать их последовательными хотя в некоторых главах. Существует также разномыслие относительно времени призвания Исаии. Было ли оно, как описано в 6 гл., или было ли это особым вызовом на служение? В первой главе, стихе первом говорится, что Исаия уже видел видения в дни Озии и других царей иудейских. А в год смерти царя Озии его призыв на служение мог означать Божье подтверждение его видений и пророчества.

9-10 Особая цель этого призвания состояла в том, чтобы еще раз сказать народу о его жестокосердии и грядущей гибели). Бог не хотел ожесточать народ, но искал возможностей привести народ к покаянию и спасению. Все служение Исаии, с его чудесными видениями, достигло своей высоты в изумительном чуде веков в том, что как бы Сам Бог красным флагом усиленно вмахивал, чтобы остановить народ в бешеном беге в пропасть. Но когда народ воспротивился Господу, тогда и милости Божьи не были ему в пользу, а в ожесточение.

11 "На долго ли?". Другими словами, как долго это ожесточение будет продолжаться? Ответ: "доколе не опустеют города, и останутся без жителей" (11-12).

13 "Десятая часть" если еще останется на ней... и она опять будет разорена". Слова эти были сказаны в 735 г. до Р.Х. Через год Северный Израиль был уведен в Ассирию. А 14 лет позже пало остальное Северное царство (721 до Р.Х.). а Иуда, приблизительно "десятая часть", одно колено из двенадцати, сохранилось. Сто лет позже было разрушено и Иудейское царство.

Глава 7. Младенец "Еммануил"

Пророчество это было сказано во время вторжения сирийцев и израильтян в Иудею. Они атаковали Иуду отдельно (2 Пар. 28:5,6), а потом совместно (4 Царств 16:5). Их намерение состояло в том, чтобы заменить Ахаза на другого царя (6). Ахаз обратился за помощью к ассирийскому царю (4 Царств 16:7). Царь Ассирийский ответил вторжением в Сирию и в Северный Израиль и увел их население в плен (4 Царств 15:29; 16:9). Так произошло Галилейское пленение (734 до Р.Х.). В самом начале Сирийско -- Израильского наступления на Иерусалим Исаия заверил Ахаза, что наступление это не будет удачным, и что Сирия и Израиль будут поражены, а Иуда спасется.

8 От первого переселения Израиля (734 до Р.Х.), до заселения израильских земель иностранцами царем сирийским Асарданом в 670 г. до Р.Х. (4 Царств 17:24; Ездра 4:2), прошло 65 лет.

10-16 "Дева и ее сын "Еммануил". Пророчество это дано как знамение, чтобы уверить сомневающегося Ахаза в скором избавлении. "Знамение" считается чудом, но намекается на нечто весьма необыкновенное, без дальнейших объяснений, что в будущем случится в семье Давида (в доме Ахаза).Здесь происходит слияние близких и дальних горизонтов, что весьма часто встречается в пророчествах. О царском достоинстве младенца говорится в 8:8, а из контекста видно, что он чудесный младенец 9:6,7, не кто иной, как будущий Мессия. О нем сказано в Матф. 1:23. Таким образом пророк Исаия говорил Ахазу о знамении в его семье, в доме Давида. Бог через Исаию нарисовал облик будущего, еще славнейшего знамения в семье и доме Давида: рождение от девы славнейшего Сына, чем сам Давид.

17-25 Иуда будет опустошен Ассирией, теми же ассирийцами, которые помогали Иуде в войне с Израилем и Сирией. Пророчество это сбылось при жизни Исаии, уцелел только Иерусалим.

Глава 8. "Магер-шелал-хаш-баз"

В связи с Сирийско -- Израильским вторжением в Иудею упоминается о троих детях: одно в семье Давида -- "Еммануил" (7:13,14), а двое в семье пророка Исаии -- "Шеарясув" (7:3) и "Магер- шелал-шах-баз" (8:1-4).

"Шеарясув" -- означает; "остаток спасется". Исаия видит столетия наперед Вавилонское пленение Иуды и воз вращение остатка из плена, поэтому дает такое имя сыну. Остаток и его славное будущее является главной темой всей книги Исаии. "Магер-шелал-хаш-баз" -- означает: "спешит грабеж, ускоряется добыча". Сирия и Израиль будут очень скоро ограблены. Дав такое имя своему сыну, пророк Исаия подтвердил пророчества, сказанные в главе 7:4,7,16. Они очень скоро исполнились. Победоносные ассирийцы ворвались в Иудеюи были задержаны только непосредственным вмешательством Бога (37:36). Таким образом имя сына Исаии выражало то, о чем он пророчествовал: настоящее избавление, грядущее пленение и будущую славу.

9-22 Горе и печаль пленения. Повеление для Исаии написать пророчество и сохранить во свидетельство на день исполнения (16).

Глава 9, 10. Чудный Младенец

Причиной для этого величественного пророчества послужило падение Израиля, которое Исаия только что предсказал в главе 7 и 8. Завулон и Неффалим (1), Галилейские районы, пали первыми перед Ассирийским вторжением (4 Царств 15:29). Но эти же самые земли когда-то в будущем будут иметь честь даровать миру Искупителя всего человечества, Царя веков. В главе 2:2-4 пророка Исаии мы видим предсказание будущего всемирного царства Сиона, а в 4:2-6 Самого Царя (Иоан. 12:41). В главе 7:14 и в 9:6, 7 предсказано торжественными словами Его рождение от девы, Его божественность и вечность Его престола.

8-10:4 Жители Самарии продолжают свою нераскаянность. Продолжая свой обычай внезапной и скорой перемены пророчества на события его времени и на будущее, Исаия обращает свое внимание теперь на Самарию. Большая часть израильтян была уведена в плен в 734 г. до Р.Х., а Самария задержалась до 721 г. до Р.Х. Возможно, что пророчество это относится к тем людям, которые были задержаны в Самарии в эти промежуточные 13 лет и дальше продолжали противиться Богу и Ассирии. Глава 9 это четырехстрофная поэма, предупреждающая Самарию о ее грядущих бедствиях.

5-34. Ассирийское наступление Слова эти написаны после падения Самарии (11), они направленные против самонадеянных ассирийцев, когда они подошли под самые ворота Иерусалима. Бог применил ассирийцев для наказания израильтян, но предупреждает их от самонадеянности (15) и предсказывет им позорное поражение (26), подобное поражению Гедеоном мадиатян (Суд. 7:19-25) или египтян у Чермного моря (Исх. 14). Годом позже, после разрушения Самарии, Саргон направился на юг, занял Иудею (720 до Р.Х.), некоторые города филистимлян и разбил армию египтян. В713 г. до Р.Х, войска Саргона опять сделали набег на Иудею, Филистимию, Едом и Моав. И в 701 г. до Р.Х. огромная армия ассирийцев опять вторглась в Иудею. Господь в это время привел в исполнение Свое слово и нанес ассирийцам такое внезапное и сильное поражение, после которого они больше не подходили к Иерусалиму (37:36).

Глава 11,12. "Отрасль" и Его царство

Продолжение мысли от 2:2-4; 4:2-6; 7:14; 9:1-7. Здесь, отрываясь от предсказания поражения ассирийцев, Исаия вновь обращает свой взор на будущее и рисует одну из самых замечательных картин грядущего мира, когда-либо предсказанных на страницах Священного Писания. Он видит мир, в котором нет войн, под управлением праведного и доброго Царя, происходящего от Давида, царство Которого будет состоять из многих народов с восстановленным остатком Иуды. Будет ли это царство в нашем мире плоти и крови или в области вечности, мы не знаем. Но оно случится так неизменно, как неизменно чередуются наши дни. Речь об этом продолжается в главе 25:6.

Глава 12. Песнь спасенных.

Считается хвалебной песнью спасенных, которую Бог вложил в уста Исаии; песнь из небесного песенника, которую будут петь все спасенные, достигнувшие совершенства. Там уже не будет причин для разногласия.

Главы 13, 14:1-27.Падение Вавилона

Во времена Исаии Ассирия была доминирующей державой во всем мире. Вавилон зависел от Ассирии. Вавилон достиг своей мировой силы в 606 г. до Р.Х. и пал в 536 г. до Р.Х. Таким образом Исаия предсказал падение Вавилона столетием до его возвышения. Современные критики пророка Исаии придерживаются убеждения, что это пророчество предсказал не Исаия, а кто-то из позднейших пророков. Но в главе 13:1 определенно говорится, что пророчество это изрек Исаия. Величие Вавилона, которое он достиг сто лет после Исаии как город-царь дохристианской эры, "краса царств" (13:19), "город грабитель" (14:4), был предвиден очень ясно пророком, как будто бы Исаия жил в то время. Ум Исаии удивительным образом был озарен Божьим Духом. Но центром пророчества было падение Вавилона, описанное пророком в деталях, что приводит нас в изумление. Мидяне, мало известные люди в дни Исаии, названы разрушителями Вавилона (13:17-19). Сущность пророчества состоит в том, что Вавилон займет место Ассирии (14:25); Мидия займет место Вавилона (13:17); а Вавилон исчезнет навсегда (13:19-22; 14:22,23). Об исполнении этих замечательных пророчеств смотри 4 Царств, гл. 25. Здесь важно заметить, что падение Вавилона послужило освобождением пленников (14:1-4). Один год после падения Вавилона, Мидо -- Персидский царь Кир издал указ на возвращение евреев на их родину (Ездра 1:1). Сто лет после Исаии, когда Вавилон был на высоте своего могущества и разрушил Иерусалим, пророк Иеремия взывает словами Исаии о возмездии Вавилону (см. Иеремии 50;51). Вавилон, гонитель евреев, служит копией и образцом силы новозаветного времени, желающий поработить Церковь (Откр. 17 до 19).

Глава 14:28-32. Филистия

28-32 Некоторые иностранные переводы Библии землю филистимлян называют Филистией. (От этого слова происходит название Палестина). Под "корнем змеиным" (29), возможно, разумеется Феглаффеласар, который покорил некоторые города филистимлян и умер в год смерти Ахаза (28). Еще более ядовитым змеем и его "плод", вероятно, был Саргон и Сеннахирим, которые завершили уничтожение филистимлян. "Вестники" -- это, возможно, филистимские посланники, которые просили помощи у Иерусалима против ассирийцев. Другие порицания филистимлян находятся в Иеремии 47, Амоса 1:6-8, Софония 2:4-7, Захария 9:5-7.

Главы 15,16. Моав

Земля Моав лежала на восток от Мертвого моря и представляла из себя равнину. Моавитяне происходили от Лота (Быт. 19:37) и были родственниками евреев. Пророчество о Моаве было одним из первых пророчеств Исаии, а теперь ограниченное временем в 3 года (16:14). Упомянутые города были разграблены Феглаффеласаром в 734 г. до Р.Х., а Саргоном в 713 г. до Р.Х. и Сеннахиримомв 701 г. до Р.Х. К которому из этих ограблений относится пророчество -- неуказано.

Все же Исаия советует им обновить свою лояльность к дому Давидову, из которого он видит происхождение будущего Мессии (5). Моавитяне имели участие в восстановлении дома Давидова через Руфь. (Одругих пророчествах о Моаве см. Иерем. 48; Амоса 2:1-3; Софонии 2:8-11).

Глава 17. Дамаск

В главе 17 продолжается мысль гл. 7. Возможно, что она была написана в одно и то же время, когда Сирия и Израиль напали на Иуду (734 до Р.Х.) и пришло в исполнение сейчас же нашествием Феглаффеласара и Саргона.

3-4 Пророчество направлено и против Израиля, потому что Израиль был в союзе с Дамаском.

7 "Обратит человек взор свой к своему Творцу" и остаток из Северного царства обратится к Иегове, как указано в 2 Пар. 34:9.

12-14 Глава заканчивается видением низвержения ассирийцев, после их победы над Сирией и Израилем, в особенности стих 14, имеющий много общего с 37:36.

Глава 18. Эфиопия

Эфиопия в то время была частью южного Египта и ее могущественный царь правил всем Египтом. Глава эта не содержит в себе пророчества погибели, но говорит о том возбужденном состоянии среди эфиоплян перед вторжением армии Сеннахирима в Иудею и призывает Эфиопию к оружию. Падение Иудеи открывало ворота для вторжения ассирийцев в Египет (1-3). Стихи 4-6 говорят о чудесном избавлении Иерусалима (36:27) и "дар Господу" от эфиоплян за победу над армией ассирийцев (7, 2 Пар. 32:23).

Глава 19. Египет

1-4 Анархия и внутренняя борьба. Началась она со смертью Исаии. "Жестокий царь" (4) Асардан, скоро после смерти Исаии подчинил Египет и разделил его на несколько подвластных правительств, целью которых было "убивать, грабить и делить награбленное" у своих подчиненных.

5-17 Предсказание падения и разложения Египта. Все это сбылось. (См. Иерем. 46; Иезек. 29).

18-25 Проникновение Иудейской веры в Египет и Ассирию.

После пленения многие евреи остались жить в Евфатской долине, а некоторые из них поселились в Египте. Александрия, второй мировой город времени Христа, был заселен преимущественно евреями. Здесь был сделан перевод Ветхого Завета на греческий язык,названный Септуагинтой. В "городе солнца" Гелиполисе в 194 г. до Р.Х, был построен храм по образцу иерусалимского, который служил центром поклонения для египетских евреев. В дни Христа еврейский народ состоял из трех главных групп, соединяемый дорогами (23): Палестинской, Египетской и Месопотамской, делая евреев как бы тройным народом (24). Эти районы были первыми в принятии христианства. Таким образом глава эта очень точно предначертала одну фазу истории Израиля на следующих есть столетий.

Глава 20. Египет и Эфиопия

Исаия предсказывает поражение и пленение Египта и Эфиопии, с целью предупредить Иуду от поисков помощи в Египте против Ассирии. Случилось это в 713 г. до Р.Х. Пророчество исполнилось 12 лет позже. В записях Сеннахирима от 701 г. до Р.Х. говорится; "Я воевал с египетскими царями, низверг их, захватил живыми воинов и царских сыновей". Асардан продолжал грабить Египет (см. 19:1-4). "Саргон" (1) единственное место, где упоминается его имя. Археологические раскопки прошлого столетия показали, что он не был весьма великим ассирийским монархом (см. стр 292). "Тартан" (1) -- официальный титул в ассирийской армии, нечто вроде "военачальник или главнокомандующий".

Глава 21. Вавилон, Едом, Аравия

1-10 Вавилон, окруженный широкой сетью каналов и плотин, был похож на город в море. В этой главе делается наглядное описание его падения. Упоминание Елама и Мидии (2) говорит о их порабощении Киром (536 г. до Р.Х. См. главы 13,14).

11-12 Дума -- так называлась окресность на юг от Едома и означает Едом, центральным районом которого был Сеир.

13-17 Аравия -- пустыня между Едомом и Вавилоном. Дедан, Фамейская земля, Кидар были выдающимися аравийскими племенами. Здесь предсказано их великое страдание, которое исполнилось в течении одного года. Саргон сделал набег на Аравиюв 716 г. до Р.Х.

Глава 22. Иерусалим

Назван он "долиной видения" потому, что холм, на котором был расположен город, был окружен долинами, а вдали виднелись более высокие горы, и здесь Господь открыл Себя в видении. Господь порицает жителей города за их неразумные согрешения во время осады города ассирийцами. В свою защиту они применяли все (9-11; 2 Пар. 32:3-5), кроме обращения за помощью к Богу.

15-25 Смещение Севны. Будучи начальником дома Давидова, он был плохим примером во время угрожающей опасности. В восстановлении Елиакима на место Севны есть некоторый мессианский прообраз (22-25).

Глава 23. Тир

Город Тир столетиями был центром мировой морской торговли. Он был основателем поселений вокруг Средиземного моря. Главной целью вторжения ассирийцев, которые недавно распространили свое влияние на Вавилон (13). Падение Тира, его порабощение на 70 лет и восстановление предсказано в (14-18). Полагают, что поработителем был Навуходоносор. (См. Иезек. 26-28).

Мировое потрясение

Можно думать, что видение это относится ко времени, о котором сказал Христос в 24 главе Матфея. В этой главе описываются те страшные события, при которых земля, со всеми ее достижениями и социальными улучшениями, исчезнет. Так Иеремия пророчествовал о Вавилоне, что он "погрузится и не восстанет" (Иерем. 51:64), так Исаия пророчествует о земле теперь (20). А затем Исаия видит в будущем "новое небо и новую землю" (65:17; 66;24)

Глава 25. Уничтожение смерти

Здесь Исаия перешел из мира разрушения в период нового неба и новой земли и вложил в уста искупленных песнь хваления Бога за Его дивные дела. Самым великим достижением есть уничтожение смерти

(8) на "горе этой" (6), в Иерусалиме. Пророчество это нельзя применить ни к чему другому, как только к воскресению Иисуса Христа из мертвых, единое средство, которое победило смерть и даровало человечеству надежду жизни вечной.

6 "Трапеза из тучных яств" -- довольство вечной жизни, где "Господь Бог отрет слезы со всех лиц" (8).

10 Упоминание о Моаве показывает умственный навык Исаии переходить быстро взад и вперед между событиями будущей славы и временным местным обстоятельством. Судьбу Моава, постоянного соперника и врага Иуды, можно прообразно сравнить с судьбой врагов Сиона.

Глава 26. Песнь упования и торжества

Продолжение песни предыдущей главы. "Город крепкий" (1), главное место встречи Божьего народа.

5 "Высоко стоявший город" -- представляет укрепление нечестивых.

3 Стих 3 весьма величественный.

19 Самый важный стих в этой главе -- 19, стих воскресения. В 25:8 сказано о восскресении Христа, а здесь говорится об общем воскресении Божьего народа.

21 "Земля откроет поглощенную ею кровь" говорит о дне суда, когда долгое нечестивое правление человека закончится.

Глава 27. Восстановление Божьего виноградника

В главе 5:1-7 Исаия поет похоронную песнь Божьему винограднику. А в 27 главе поется песнь радости, виноградник ожил вновь. Какой прекрасный образ расцвета будушего христианства из остатка разрушенного Иуды, распространяющего свое доброе влияние на весь мир. "Левиафан", "змей", "чудовище" (1) -- можно отнести к Сирии, Вавилону, Египту и ко всем силам зла.

7-11 Исправительное наказание Иуды.

12-13 Окончательное собрание Израиля в победную Церковь.

"В этот день" (1,2,12,13). Заметьте, как часто это выражение употребляется в книге Исаии: 4:2; 7:20,23; 11:10,11; 12:1; 14:3; 17:4,7,9; 19:16,18,19,23,24; 26:1; 28:5; 29:18; 30:23 и т.д. Всю книгу Исаии можно было бы назвать "В тот день", смешанную с событиями его дней.

Глава 28. Обличение Самарии и Иерусалима

Возвращаясь от пророчества "В тот день", Исаия очень строго предупреждает свой народ, который предался плотским страстям, о грядущих на него бедствиях, подобно главе 22. Предупреждение это, по всей вероятности, было перед падением Самарии в 721 году до Р.Х. Самария, подобная "увядающему цветку красивого убранства" (1), столица Северного царства, былз расположена на круглом холме, в красивой и богатой донине, украшенной роскошными дворцами и садами.

2 "Крепкий и сильный", сила ассирийцев, которые после трехлетней осады взяли Самарию, но были разбиты у "ворот Иерусалима" (6).

9-10 Насмешники называли предупреждение Исаии детским. Исаия отвечает в (11-13), что Ассирийское пленение покажется им таким скучным, как и его пророчество.

14-22 Хульные правители Иерусалима. Езекия был добрым царем, но многие из его князей в правительстве насмехались над Богом и Исаией, уповали на свою силу и на Египет.

15 "Союз со смертью" было выражением их пренебрежения опасности.

16 "Краеугольный камень" -- Божье обетование Давиду, на которое они должны бы полагаться.

21 "Необычайное дело" -- Бог накажет Свой народ мечем чужеземцев.

23-29 Утешение верным. Смысл этих стихов таков, что Божий народ нуждается в разнообразных наказаниях, в зависимости от его состояния.

Глава 29. Надвигающаяся осада Иерусалима

"Ариил" (1), название Иерусалима, что значит: "Божий лес", явно удерживающий ассирийскую армию.

5-8 Осаждающая армия, состоящая из воинов многих народов, будет внезапно рассеяна и это скоро сбудется (37:36).

9-16 Ослепление Сиона по отношению к своему Богу, хотя на словах и говорят о Боге, а на деле Божьи заповеди заменяют человеческими. Христос цитировал эти слова, применяя их к фарисеям Его времени.

14 "Необычайный поступок", свидетельство о чудесном избавлении Иерусалима (37:36).

17-24 Сад и лес переменяют свои места, трудное выражение для истолкования. Может относится к прививке язычников к народу Божьему (Рим. 11).

Глава 30. Надежда Иуды на Египет

6-7 Нагруженные богатыми подарками караваны из Иерусалима движутся по наполненой зверями пустыне на юг, в поисках помощи в Египте.

8-17 Пленение Иуды. Помощь из Египта не придет. Иуда будет разбит. Напиши об этом в книге для сведения будущего поколения, чтобы они знали, что это было предсказано. Оно исполнилось сто лет позже, вторжением Вавилона. Скоро после этого ассирийская армия была изгнана и через сто лет Ассирийская империя разрушилась (37:36).

Глава 31. Божье обетование избавления

Исаия выражает свою уверенность в торжественном исходе Ассирийско -- Сионского кризиса (37:36), о чем будущие события подтверждают почти в каждом стихе этой главы.

Глава 32. Царство Мессии

Исаия видит радостные последствия избавления Сиона от ассирийцев и последовательно увеличивающийся престиж царства Езекии. Он видит в далеком будущем картину наступающего царства Давида, о котором говорят Ветхозаветные пророчества. Во время его праведного и благословенного царства, люди и вещи займут свое надлежащее место и будут названы принадлежащими им именами. Все это трудно представить в связи с поведением "беспечных женщин" (9-15). Возможно, что во дворце была группа этих влиятельных, но безбожных женщин, которые противились всему тому, о чем говорил Исаия (3:12-26). Значение этих слов, кажется, относится во времени переживаний после поражения ассирийцев, до мессианского царства.

19 "Лес" -- ассирийская армия. "Город" -- может быть Ниневия или объединенние силы зла последних дней.

20 "Сеющие при всех водах" -- терпеливое исполнение ежедневных обязаностей, как выражение упования на Бога, в ожидании лучших дней и благословений.

Глава 33. Перед битвой

Главы 28 до 33 описывают устрашающие дни Ассирийской осады Иерусалима, как говорится в главах 36 и 37. Армия Сеннахирима грабит города и опустошает окрестности (8,9). Люди в ужасе и трепете (13, 14). Исаия спо койно уверяет народ, что Бог поразит врага ужасом и он оставит всю свою добычу и убежит (3,4). Бог Своим присутствием защитит Иерусалим, подобно разливу вод, на которых вражьи корабли погибнут (21-23. См. главы З6 и 37).

Глава 34. Божий суд над народами

Подобно главе 24, эта глава относится к видению последнего времени. Едом изображен здесь прообразом Божьего гнева на народы. Он однажды был населенным и плодоносным, а теперь самая разоренная часть земли, наполненный отвратительными зверями, птицами и пресмыкающимися (10-15. См. Авдия 1:16,17). Исаия призывает будущее поколение обратить внимание на его слова о Едоме.

Глава 35. День победной церкви

Одна из выдающихся глав Библии. Поэма редкой и необычайной красоты. Картина последнего времени, когда после продолжительных переживаний восстанет Церковь в ее небесной славе. Возвращающиеся пленники на широкой дороге (8-10) представляют собой искупленных, на пути домой к Богу.

Главы 36 и 37. Сила Сеннахирима сломлена

Об этом записано в трех местах: здесь, 4 Царств 18,19 и в 2 Пар. 32. Одно из самих выдающихся чудес Ветхого Завета. Ассирийская армия была уничтожена в одну ночь прямым ударом с неба (37:36). Исаия постоянно напоминает об этом событии в следующих местах: 10:24-34; 17:12-14; 29:5-8,14; 30:27-33; 3 1:4-9; 33:3,4,21-23; 38:6. Ссылки эти говорят о двух нашествиях: первое, когда Сеннахирим был военачальником своего отца и напал на Иудею (713 до Р.Х.) и покорил многие города. Царь Иудейский Езекия в то время выкупился золотом и серебром (4 Царств 18:14-16). Сеннахирим вернулся вторично в 701 г. до Р.Х. и в то время ангел Господень поразил его. (См. 4 Царств 17).

Главы 38,39. Болезнь Езекии. Посланные из Вавилона

Езекия заболел 15 лет перед смертью (38:5), в 712 г. до Р.Х. Время избавления от ассирийцев еще не пришло (38:6). Чудесное исцеление Езекии вызвало большой интерес в Вавилоне (2 Пар. 32:31; Ис. 38:7,8). Очевидно, что Сеннахирим не вполне доверял своему посольству в Иерусалиме, поэтому послал своих послов- соглядатаев, а затем ускорил свое второе вторжение.

Главы 40-66. Торжественные речи о будущем

Исаия прожил всю свою жизнь под угрозой Ассирийской империи. Ассирийцы разрушили Северный Израиль в 734 г. до Р.Х.; сделали набег на Иуду в 713 г. до Р.Х., а в 701 г. до Р.Х. заняли всю Иудею, кроме Иерусалима. Все эти годы Исаия с большой увереностью пророчествовал, что Иерусалим уцелеет, и он устоял. Исполнившиеся предсказания были великим достижением в жизни Исаии. Он спас свой город, когда ему угрожала неминуемая гибель. Наконец и Ассирийская угроза сошла со сцены. Все же Исаия предсказывает, что позже Иерусалим будет порабощен Вавилоном (39:6,7). Он видит это порабощение неизбежным и включает себя в число порабощенных. Так ясны для него некоторые из этих видений,что он говорит о них, как уже исполнившихся.

Два Исаии?

Нигде в литературе, ни в Библии, ни в еврейских или христианских преданиях не упоминается или, даже намекается, о двух авторах книги Исаии. "Второй Исаия" -- выдумка новейшей критики. Книга Исаии не лоскутная работа, но от начала до конца содержит в себе единство мысли, богата содержанием и выражена весьма прекрасным языком. Был лишь один Исаия и одна его книга, независимо того, что говорят критики.

Глава 40. Голоса утешения

Некоторые выражения в этой главе можно уподобить ангельским голосам, взываюшим к Исаии или один к другому, о Божьих обещаниях народу, когда пройдет длиная ночь страданий. Стихи 1-11 возвещают явление Христа. Стихи 3-5 упоминаются во всех четырех Евангелиях и относятся к приходу Христа в мир (Матф. 3:3; Марк. 1:3; Лук. 3:4-6; Иоан. 1:23). Слово Божье, свидетельствующее о явлении Христа в мир, непоколебимое (6-8) и Божьи пророческие обетования исполняются Христос и небо -- реальность. Содержание стихов 12-31 открывает нам предвечную силу Бога и вечную юность тех, кто надеется на Господа. Величественная глава.

Глава 41. Возвышение Кира

Имя Кира в этой главе не упоминается, но если судить по 44:28 и 45:1, то нет сомнения в том, что "муж с востока" (2) и "севера" (25) есть Кир. (Армии с востока всегда вступали в Палестину с севера). Исаия умер 150 лет до дней Кира, но в этом видении предсказана скорая победа над всем миром, приписываемая Богу (4). Бог обещает защиту Израилю (8-20), а затем депает вызов богам народов предсказать будущее (21-29. См. гл. 44).

Слуга Божий

Еще одно видение грядущего Мессии и Его дел (1-17). 06 этом мы читаем в Матфея 12:17-21. Но в стихах 18-25 говорится о народе израильском, как Божьем слуге, которого Бог постоянно наказывает за развращение.

Глава 43. Божья забота об Израиле

Бог избрал народ израильский для выполнения Своих целей. Народ не всегда покорялся Господу. Все же они оставались Божьим народом и посредством их согрешений и страданий Бог свидетельствует всему миру, что Он есть истинный Бог.

Главы 44,45. Кир

Эти две главы предсказывают возвращение Израиля из плена во время Кира и отмечают особую Божью силу предсказывать будущее. Кир, царь Персии, царствовал в 538-529 до Р.Х. Он разрешил евреям вернутся в Иерусалим и издал указ о восстановлении разрушенного храма (2 Пар. 36:22,23; Ездра 1:1-4). Исаия пророчествовал в 745 -695 до Р.Х., 150 лет до прихода Кира к власти. Исаия называет Кира по имени и предсказывает, что он восстановит храм, который в дни Исаии даже не был разрушен.

Главная мысль в этих двух главах содержится в доказательстве превосходства Бога над идолами, что видно из способности Бога предсказать будущее. Мысль эта повторяется в главах 40 до 48 (41:21-24; 42:8,9; 43:9-13; 44:6-8; 45:20-21; 46:9-11; 48:3-7). Упоминание имени Кира много лет до его рождения говорит о Божьей силе знать будущее. "Я назвал тебя по имени" (45:4-6). Такое заявление не имеет само по себе смысла, если оно не предсказание. Критики, приписывающие эти главы к времени после возвращения Израиля из плена, нарушают единство мысли и связи с контекстом.

Предсказательное пророчество Исаии есть доказательством Божьего участия в этих пророчествах. Исаия очень умело высмеивал идолов и их чтущих, говоря: идолы, которым народы поклоняются, не могут делать даже того, что может сделать человек.Они не видят, не говорят, не слышат. А наш Бог, говорит Исаия, Которому мы поклоняемся среди еврейского народа, не только может творить то, что делают люди, Он делает больше того, что делает человек. Он предсказывает будущее. Исаии приглашает народы на собрание для сравнения богов и спрашивает, имеютли эти народы записанные предсказания, которые позже сбылись? А мы, говорит он, в наших государственных записях от древности имеем потоки постоянных предсказаний, которые сбываются. Автор этого Пособия хотел бы поставить такой же самый вопрос и в наше время. Существуют ли где-нибудь в литературе всего мира предсказания из религиозной жизни человечества, кроме Библии?

Главы 46,47,48. Падение Вавилона

Продолжение глав 13,14. Множество вавилонских идолов, заклинателей и волшебников бессильны против армии Кира (47:12-15). Золотые идолы и изображения их прославленных богов бессильны спасти не только свои города, но даже самих себя. Все они будут вывезены в добычу на вьючных животных (46:1-2). Повторное напоминание о том, что только Бог имеет исключительную и уникальную способность предсказывать и управлять будущим. Верное и вторичное предсказание падения Вавилона от руки Кира и избавление евреев. "Господь возлюбил его" (48:14), Кира, для этой цели избранного величественного и справедливого монарха.

Главы 49,50. Слуга Иеговы

В предыдущих 40-48 главах ведущей мыслю был тот факт, что Божье предсказание будущего есть доказательство существования живого Бога.

В главах 49-55 мысли вращаются вокруг Божьего раба или слуги. В некоторых стихах этим слугой как бы является Израиль, народ, в других -- Мессия, Которого изображает Израиль. Значение стихов этих очень часто тесно переплетается, так что для правильного понимания следует обрашаться к контексту.

Места, в которых говорится о слуге или рабе Иеговы: 41:8; 42:1,19; 43:10; 44:1,2,21; 49:3-6; 52:13; 53:11.

Главы эти подобны монологу слуги с промежуточными ответами Бога, главной целью которых является обратить народы к Богу.

Главы 51,52. Избавление и восстановление Сиона

Освобождение Израиля от страданий пленения так верно, как все Божьи дела в прошлом. На этом обоснован Божий вечный план, начатый одной парой людей (52:2) и через все века ведущий мир к избавлению и вечной славе (51:6).

Глава 52 есть песнь на день торжества Сиона.

Глава 53. Слуга Иеговы -- Муж скорбей

Одна из любимых глав Библии. Картина страдающего Спасителя.

Рассказ о Страдальце начинается в 52:13. Так ярко и детально изображено страдание Христа, как будто бы Исаия стоял у подножия креста. Видение это так ясно, что Исаия говорит о нем в прошедшим времени, как будто бы оно уже совершилось. А между тем оно написано было 700 лет перед Голгофой. Предсказание это не может относится ни к кому другому в истории, как только ко Христу.

Главы 54,55. Восстановление Сиона

Божий слуга Своим страданием восстановит Сион и поведет его на высоту бесконечной славы. Глава 55 является приглашением слуги ко всему миру войти в Его царство и воспользоваться Его благословениями.

Главы 56,57,58,59. Грехи дней Исаии

Осквернение субботы. Прожорливость среди вождей Израиля. Широкое распространение идолопоклонства, с его грубой практикой. Соблюдение праздников и постов и явным нарушением правосудия. За все это неизбежно придет Божье наказание.

Главы 60,61,62. Избавитель Сиона

Песнь мессианского века, начинается с 59:20, изображает мировую евангелизацию, сливающаяся с вечной славой неба. Глава 60 -- выдающаяся глава Библии.

Иисус Христос цитировал из главы 61:1-3, применяя сказанное пророком Исаией к Себе (Лук. 4:18).

2 "Новое имя" Сиона. Оно повторяется в главе 65:15, где Божьи рабы будут называться "новым именем". До пришествия Иисуса Христа в мир Божий народ был известен под именем "евреи". После Христа они стали называться "христианами".

3 Венец славы", так Господь называет Свою Церковь. И хотя видимая Церковь на земле осквернена руками человеков и не всегда была "венцом славы", но в лице верных Божьих детей она остается "венцом Божьей славы" и в наше время. Она на веки пребудет царской "диадемой" на дланях Бога (3-5).

Главы 63,64. Молитва об освобождении пленных

Упоминание о Едоме (63:1-6) составляет некоторую трудность для уразумения этих стихов. Эти две главы, за исключением первых шести стихов, составляют молитву об избавлении Израиля из рабства. Едомляне были постоянными врагами Иуды и вместе с Вавилоном участвовали в разрушении Иерусалима (см. книгу Авдия), а здесь символизируют всех врагов Божьего народа. Обрызганный кровью воин, "топтавший точило" Едома в его гневе, "сильный спасать" Сион -- есть Избавитель Сиона, о котором сказано в предыдущих трех главах. Содержание этих стихов наводит нас на мысль о пришествии Господа, как читаем в Откровении 19:11-16.

Главы 65,66. Новое небо и новая земля

Обе главы выражают Божьи ответы на молитвы пленных в предыдущих двух главах. Молитва будет услышана. Верный остаток будет спасен (65:8-10). Новые народы войдут в стадо (65:1; 66:8). Все будут названы новым именем (65:15). Они наследуют новое небо и новую землю (65:17; 66:22). Верные на веки будут разделены с неверными. Одни наследуют вечную радость, а другие -- вечные муки (66:22-24). Иисус Христос подтвердил эти слова (Марк. 9:48).

Апостол Петр советует верующим ожидать нового неба и новой земли (2Петр. 3:10-14). В чудесном откровении Иоанна мы читаем о новом небе и новой земле в главах 21 и 22, что является еще более расширенным, чем видение Исаии в 66 главе. Там уже не будет ни храма, ни жертвоприношений (Ис. 66:1-4; Откр. 21:22).

Перечень предсказаний Исаии

Исполнились во время его жизни

Иуда будет освобожден от Сирии и Израиля (7:4-7,16).
Сирия и Израиль будут разрушены Ассирией (8:4; 17:1-14).
Ассирия сделает набег на Иуду (8:7,8).
Филистимляне будут порабощены (14:28-32).
Моав будет разграблен (главы 15 и 16).
Египет и Ефиопия будут покорены Ассирией (20:4).
Аравия будет разграблена (21:13-17).
Тир будет усмирен (23:1-12).
Иерусалим будет спасен от ассирийцев (см. 36 главу).
Жизнь Езекии продлится на 15 лет (38:5).

Исполнились после смерюи Исаии

Вавилонское пленение (39:5-7).
Вавилон будет разрушен Киром (46:11).
Участие мидян и еламитов в разрушении Вавилона (13:17; 21:2; 48:14).
Вечное опустошение Вавилона (13:20-22).
Кир назван по имени (44:28; 45:1,4).
Кир покоряет народы (41:2,3).
Кир освобождает пленников (45:13).
Кир восстановляет Иерусалим (44:28; 45:13).
Восстановление Израиля (27:12,13; 48:20; 51:14).
Вера израильтян расспространяется в Египте и Ассирии (19:18-25).
Вера израильтян расспространяется по всей земле (27:2-6).
Порабощение Тира и его восстановление (23:13-18).
Вечное опустошение Едома (34:5-17).

Предсказания о Мессии

Его явление в мир (40:3-5).
Его рождение от девы (Ис. 7:14).
Его служение будет в Галилее (9:1,2).
Его божественность и вечность его престола (9:6,7).
Его страдания (53 глава).
Умрет со злодеями (53:9).
Будет погребен у богатого (53:9).
Сила и доброта Его царства (40:10,11).
Правда и закон в Его царстве (32:1-8; 61;1-3).
Его справедливость и доброта (42:3,4,7).
Его власть над язычниками (2:2,3; 42:1,6; 49:6; 55:4,5; 56:6; 60:3-5).
Его широкое влияние (49:7,23).
Идолы исчезнут (2:18).
Мир всему миру (2:4; 65:25).
Господь накажет человечество (24; 26:21; 34:1-4).
Смерть будет уничтожена (25:8; 26:19).
Божий народ будет назван новым именем (62:2; 65:15).
Сотворение нового неба и новой земли (65:17; 66:22).
Праведники и грешники будут навеки разделены (66:15,22-24).

 

 

 

Hosted by uCoz