Иосиф Флавий

Иудейские древности

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 цатая

2 Эту книгу Иосиф Флавий посвятил описанию дальнейшего правления Ирода в Иудее. В центре внимания автора - придворные интриги и взаимоотношения Ирода с римской императорской властью. Иосиф хорошо передает атмосферу подозрительности, наветов и борьбы за влияние при дворе иудейского царя. Кульминацией книги является чудовищная расправа Ирода с собственными сыновьями - Александром и Аристобулом.

3 В своем рассказе Иосиф приводит множество примеров раболепствования Ирода перед Октавианом Августом и его ближайшим сподвижником Марком Випсанием Агриппой.

4 В книге содержится немало интересных сведений о положении иудеев в разных частях Римской империи. Ценными являются данные Иосифа по истории североаравийского Набатейского царства.

5 Ссылки к шестнадцатой книге

6 [1283] об освобождении раба-еврея через шесть лет говорится в книге Исход (21 : 2).

7 [1284] Архелай - последний царь Каппадокии (36 г. до н. э.-- 17. г. н. э.). В 17 г. н. э. Каппадокия стала римской провинцией.

8 [1285] Гекатомба - сто быков.

9 [1286] Хиос - остров у берегов Малой Азии. Был разорен Митридатом VI в 86 г. до н. э. (с 85 г. находился под властью Рима).

10 [1287] Митилена - главный город острова Лесбос, расположенного в Эгейском море севернее о. Хиос.

11 [1288] Так назывались два островка, лежащие при впадении Босфора в Черное море. Они известны по мифу об аргонавтах. (Перев.)

12 [1289] Пафлагония - область в Малой Азии на южном берегу Черного моря.

13 [1290] Самос - остров у побережья Малой Азии неподалеку от Эфеса.

14 [1291] Жители Илиона - города вблизи древней Трои.

15 [1292] Т. е. Дориду.

16 [1293] Аквилея - город на северном побережье Адриатического моря.

17 [1294] В "Иудейской войне" (I, 23, 3) Иосиф говорит о том, что Ирод привез к Октавиану Августу только одного Александра, обвинив своего сына в попытке отравить его.

18 [1295] Это бывшая так называемая Стратонова башня. (Перев.)

19 [1296] Речь идет о Ливии, третьей жене Октавиана Августа. По его завещанию она была принята в патрицианский род Юлиев и получила имя Юлии.

20 [1297] Как уже говорилось выше, маяк на острове Фарос (у Александрии) достигал в высоту 110 метров.

21 [1298] Храм Аполлона (Пифия), победившего змея Пифона.

22 [1299] олимпия, где находилось святилище Зевса и где проводились олимпийские игры, с 572 г. до н. э. принадлежала Элиде, и с того времени именно элидцы обладали правом организации олимпийских игр.

23 [1300] Октавиан Август был великим понтификом с марта 12 г. до н. э. Власть народного трибуна он получил в 30 г. до н. э. пожизненно, чем нарушил закон, по которому народным трибуном мог быть только человек из плебейского рода.

24 [1301] Анкира - город в Галатии.

25 [1302] Здесь в тексте пропуск. (Перев.)

26 [1303] У Ирода было десять жен; правда, Мариамма из рода Хасмонеев уже была им казнена.

27 [1304] Т. е. закон кровной мести.

28 [1305] Сентий Сатурнин являлся наместником провинции Сирии в 9-6 гг. до н. э. Волумний был направлен императором в качестве проконсула и ведал в провинции главным образом сбором налогов.

29 [1306] Тут в тексте пропуск, восстановленный нами по смыслу. (Перев.)

30 [1307] Кос - один из островов Додеканеса вблизи побережья Малой Азии (неподалеку от Галикарнаса), о нем уже упоминалось выше.

31 [1308] Слово "друг" по отношению к Ироду и Октавиану Августу не следует понимать буквально. "Друзьями" императора и Рима титуловались зависимые от Рима цари.

32 [1309] Здесь, как, впрочем, и везде, Иосиф именует Набатейское царство Аравией.

33 [1310] Сентий Сатурнин был консулом в 19 г. до н. э.

(Флв_прим.16:1-33)

1 Книга семнадцатая

2 Книга содержит описание событий, происходивших в Иудее в последние годы правления Ирода I и в период правления его наследника Архелая. Иосиф Флавий по-прежнему много внимания уделяет придворным интригам (заговор Антипатра против отца, раскрытый Иродом, что повлекло за собой казнь уже третьего сына жестокого властителя и расправы над многими другими людьми; борьба между родственниками Ирода I за его наследство и раздел Августом между ними владений Ирода).

3 Архелай, назначенный Августом правителем Иудеи, Идумеи и Самарии, установил не менее жестокий режим, чем его отец. Иосиф приводит многие факты массовых выступлений иудейского насежния против Рима и местной верхушки, служившей его опорой. Это - и два восстания в Иерусалиме, подавленные Архелаем и римскими войсками, и восстания Иуды Галилеянина, царского раба Симона, пастуха Афронта, участники которых грабили и сжигали царские дворцы, захватывали имущество местной знати. Впрочем, Иосиф с его проримскими симпатиями называет этих повстанцев разбойниками. Обстановка в Иудее была столь накаленной, что Октавиан Август предпочел сместить Архелая и включить в 6 г. н. э. территорию Иудеи в состав римской провинции Сирии.

4 Ссылки к семнадцатой книге

5 [1311] Сыновьями Александра были Тигран и Александр.

6 [1312] Сыновей Аристобула звали Ирод, Агриппа и Аристобул, дочерей - Иродиада и Мариамма.

7 [1313] Т. е. От Мариаммы, дочери первосвященника Симона.

8 [1314] Как известно, нигде в книгах Ветхого Завета многоженство не запрещается. Евреи, живущие в мусульманских странах, до сих пор держатся полигамии. В Европе раввин Гершом в 1018 году установил моногамию. (Перев.)

9 [1315] Т. е. Дорида.

10 [1316] Малтака.

11 [1317] Антипатр и Фазаель - дети Саломеи, сестры Ирода I.

12 [1318] Т. е. Агриппа I и Агриппа II.

13 [1319] Архелай - сын Ирода I от Малтаки, Филипп - от Клеопатры.

14 [1320] Эпитет "Август", обязательно присоединявшийся к имени римского императора, передается по-гречески через "Сэбастос". (Перев.)

15 [1321] Квинтилий Вар был наместником Сирии в 6-4 гг. до н. э.

16 [1322] В "Иудейской войне" (I, 32, 6) Иосиф Флавий называет Акму служанкой Ливии, жены Октавиана Августа.

17 [1323] Хитон - одежда из куска ткани, он набрасывался на правый бок и соединялся на левом плече. Хитон перетягивался поясом. Эта одежда закрывала тело (за исключением левого бока и правого плеча) до колен.

18 [1324] Т. е. Ливии.

19 [1325] По "Иудейской войне" (I, 32, 7) - Антипе.

20 [1326] В "Иудейской войне" (I, 33, 2) Иуда назван сыном Сепфорея, Матфий - сыном Маргала.

21 [1327] Установка Иродом золотого орла над фронтоном храма была не только нарушением иудейских религиозных предписаний, но прежде всего характеризовала его лояльность Риму. Орел был символом Рима еще со времен ранней Республики. Кроме того, орел считался одним из важнейших атрибутов Юпитера.

22 [1328] Каллироя находилась на восточном берегу Мертвого моря и представляла в древности оживленный курорт. Горячие ключи с большой примесью минеральных ингредиентов еще по сей день служат арабам для целебных целей. (Перев.)

23 [1329] Насколько серьезно можно относиться к этому рассказу Иосифа, видно из того, что то же деяние приписывается в Талмуде Яннаю... Таким же вымыслом, по мнению Э. Ренана ("Евреи под владычеством Рима"), является и рассказ об осквернении золотого орла над фронтоном храма. (Перев.)

24 [1330] В "Иудейской войне" (I, 33, 7) Ахиаб назван племянником Ирода.

25 [1331] Судя по дальнейшему содержанию "Иудейских древностей" и по "Иудейской войне", речь здесь должна идти о Филиппе, брате Архелая и сыне Ирода.

26 [1332] Ирод скончался в возрасте 70 лет.

27 [1333] Диадема - головная повязка, на Востоке издревле считалась знаком царского достоинства.

28 [1334] Лохаг - командир лоха (отряда), очевидно, в те времена соответствовал римскому центуриону.

29 [1335] Таксиарх - командир отряда, колонны в тысячу воинов (во времена Александра Македонского).

30 [1336] Хилиарх - командир отряда в тысячу воинов. Однако в данном случае, если сравнить с соответствующим местом из "Иудейской войны" (II, 1, 3), это военный трибун, возглавлявший когорту воинов (500-600 человек).

31 [1337] Т. е. Малтаки.

32 [1338] Гай был старшим сыном Агриппы от его брака с Юлией, дочерью Октавиана Августа, единственной от его брака со Скрибонией. От брака Юлии и Агриппы родилось пять детей, однако уже тогда Юлия увлеклась любовными похождениями и через несколько лет после кончины Агриппы Октавиан применил к своей распутной дочери суровые санкции закона о прелюбодеянии, отправив ее в ссылку, где она и скончалась.

33 [1339] Т. е. Николай Дамасский.

34 [1340] Т. е. стрелки из лука.

35 [1341] В "Иудейской войне" (II, 3, 3) говорится о том, что 400 талантов из храмовой казны было расхищено римскими воинами во время грабежа, Сабин же забрал себе остальное.

36 [1342] Грат был командиром гвардейской пехоты Ирода, Руф - кавалерии.

37 [1343] По "Иудейской войне" (II. 4, 2), Симон был убит в бою.

38 [1344] В "Иудейской войне" (II, 4, 3) Иосиф говорит о том, что все братья Афронта были взяты в плен.

39 [1345] Гаю ("Иуд. война". II, 5, 1). Именно Гай подавил мятежи в Галилее и захватил Сепфорис.

40 [1346] В "Иудейской войне" (II, 5, 2) Иосиф фигурирует как троюродный брат Архелая.

41 [1347] По "Иудейской войне" (II, 6, 3),--400 талантов.

42 [1348] В "Иудейской войне" (II, 7, 2) говорится, что помилование взамен раскрытия обмана Лже-Александру пообещал не сам Август, а Келад от имени императора.

43 [1349] Глафира - дочь каппадокийского царя Архелая была замужем за сыном Ирода I (от Мариаммы из рода Хасмоиеев) Александром.

44 [1350] По "Иудейской войне" (II, 7, 3), на девятом году. (Перев.)

45 [1351] Виенна - город в Нарбоннской Галлии, недалеко от Лугдуна (Лиона).

46 [1352] В параллельном месте "Иудейской войны" (II, 7, 3) число колосьев и волов определено в девять, сообразно указанному там числу лет правления Архелая. (Перев.)

47 [1353] Публий Сульпиций Квириний был консулом в 12 г. до н. э.

(Флв_прим.17:1-47)

1 Книга восемнадцатая

2 Иосиф Флавий рассказывает здесь о событиях в Иудее после отстранения от власти Архелая (6 г. н. э.) до 40-х годов I в. Книга особенно ценна своими сведениями по истории первоначального христианства. В ней содержится знаменитый рассказ Иосифа Флавия о деятельности и распятии Иисуса, повествуется об Иоанне Крестителе, как нигде, полно рассказывается о деяниях жестокого и алчного прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Иосиф сообщает также о переписи в Иудее (которая в евангелиях связывается с биографией Иисуса Христа), проведенной сирийским наместником Квиринием.

3 В этой книге Иосиф Флавий тоже дает краткие характеристики "философских школ" у иудеев, добавляя на сей раз к фарисеям, саддукеям и ессеям зелотов.

4 Снова события в Иудее оказываются тесно связанными с событиями, происходившими в Риме. В этом плане особенно интересен рассказ о пребывании в Риме Агриппы в последние годы правления Тиберия и в начале правления Гая Калигулы.

5 Иосиф приводит немало ценных сведений о взаимоотношениях Рима и Парфии и истории Аршакидской державы. Заканчивается книга весьма пространным рассказом о положении евреев, живших в Парфии.

6 Ссылки к восемнадцатой книге

7 [1354] Публий Сульпиций Квириний принадлежал к старинному римскому патрицианскому роду, представители которого неоднократно занимали высшие государственные должности. Трудно установить по лаконичному сообщению Иосифа о том, что Квириний "занимал все государственные должности", какие же это были должности. И хотя действовал определенный порядок продвижения по лестнице магистратур (квестор, трибун, эдил, претор, консул), при Октавиане Августе появилось немало должностей, на которые не избирали, а назначал император. Ко времени своего прибытия в Сирию в качестве наместника в 6 г. н. э. Квиринию было уже не менее 61 года: для консулов был установлен возрастной ценз в 43 года, а Квириния избрали на эту должность в 12 г. до н. э.

8 [1355] Прокураторами обычно были представители сословия всадников.

9 [1356] о переписи, проводимой Квиринием в Иудее, повествуется в Евангелии от Луки (2:2) и в Деяниях святых апостолов (5:37). Впрочем, существует мнение, что речь там идет о двух переписях, и это в определенной мере сказалось на установлении времени наместничества Квириния в Сирии (утверждается, что он был наместником этой провинции дважды - в 3-2 гг. до н. э. и в 6--? гг. н. э.).

10 [1357] о выступлении Иуды Галилеянина против переписи повествуется и в христианской литературе (Деян. 5:37).

11 [1358] Термин "фарисеи" происходит от древнееврейского "перушим" - "отделившиеся, обособившиеся". Название саддукеев скорее всего происходит от имени Садока, древнего иерусалимского первосвященника. Термин "ессеи", вероятно, происходит от арамейского "assaja" - "врачи, лекари".

12 [1359] Впрочем, и в "Иудейских древностях" (XIII, 5, 9) автор останавливается на этих сектах. (Перев.)

13 [1360] В "Иудейской войне" (II, 8, 14) Иосиф говорит о том, что фарисеи верят в бессмертие души. По их мнению, души злых людей обречены на вечные мучения, души же добрых людей после их телесной смерти переселяются в другие тела.

14 [1361] Наиболее подробно учение ессеев Иосиф излагает во Второй книге "Иудейской войны", восьмая глава которой почти полностью посвящена описанию этой секты.

15 [1362] очевидно, Иосиф Флавий выбрал в качестве примера для сравнения с образом жизни ессеев одно из дакийских племен, жившее еще в условиях первобытных отношений, так как во время написания им "Иудейских древностей" в Дакии вспыхнуло мощное антиримское восстание под предводительством Децебала. Императору Домициану пришлось тогда заключить мир с даками, невыгодный для Рима. Лишь в начале II в. Дания была завоевана императором Траяном.

16 [1363] Гессий Флор был прокуратором Иудеи в 64-66 гг. Иосиф здесь и в "Иудейской войне" стремится свести причины Иудейской войны к злоупотреблениям римских наместников.

17 [1364] Т. е. в 6-7 гг. н. э. (битва при Акции произошла в сентябре 31 г. до н. э.).

18 [1365] В Новом Завете он фигурирует под именем Анны. (Перев.)

19 [1366] Это Ирод-Антипа (или Антипа), сын Ирода I от Мариаммы.

20 [1367] Т. е. Ирод и Филипп сохранили свои владения (установленные Августом) после включения владений Архелая в римскую провинцию.

21 [1368] Эту Вифсаиду не следует смешивать с расположенным к западу от Генисаретского озера местечком того же названия; там родились апостолы Андрей и Петр. (Перев.)

22 [1369] По Моисееву законодательству, такой поступок осквернял храм и всех пребывавших в нем. (Перев.)

23 [1370] Марк Амбивий - прокуратор Иудеи в 9-12 гг.

24 [1371] Анней Руф стал прокуратором Иудеи в 12 г. и исполнял эту должность до 15 г. н. э.

25 [1372] очевидно, Иосиф считал первым римским императором Юлия Цезаря, а Октавиана Августа - вторым. Октавиан скончался 19 августа 14 г. н. э. (родился 23 сентября 63 г. до н. э.). Иосиф Флавий отсчитывает срок его правления с 43 г. до н. э., когда он стал триумвиром вместе с Марком Антонием и Антонием Лепидом.

26 [1373] Тиберий Клавдий Нерон был старшим сыном третьей супруги Октавиана Августа Ливии (Юлии Августы) от ее первого брака с сенатором Тиберием Клавдием Нероном. В 4 г. Тиберий был усыновлен Августом и получил имя Тиберий Юлий Цезарь. Став императором, именовался Тиберием Цезарем Августом.

27 [1374] Валерий Грат был прокуратором Иудеи в 15-26 гг.

28 [1375] Галилея входила в тетрархию Ирода-Антипы.

29 [1376] озеро поэтому получило название Тивериадского. (Перев.)

30 [1377] Речь идет о парфянском царе Фраате IV (40-3 гг. до н. э.).

31 [1378] Фраат V был царем Парфии в 3 г. до н. э.-- 3 г. н. э.

32 [1379] Ород I правил в Парфии с 4 по 7 г. н. э.

33 [1380] Вонон I - царь Парфии в 7-12 гг.

34 [1381] Мидия - местность на западе Иранского плоскогорья.

35 [1382] Селевкия находилась в Вавилонии на реке Тигр.

36 [1383] Артабан II был парфянским царем в 10-38 гг.

37 [1384] Вонон занимал армянский престол в 11-16 гг.

38 [1385] Снежные горы Курдистана в Северной Месопотамии. (Перев.)

39 [1386] Антиох III - царь Коммагены, умер в 17 г. н. э., правил не более трех лет. После его смерти Коммагена (на северо-востоке Сирии) была подчинена Риму (с 17 по 38 г. н. э.).

40 [1387] Германик (15 г. до н. э.-- 19 г. н. э.)--племянник Тиберия; в 4 г. н. э. был усыновлен Тиберием по приказу Октавиана Августа. Германик являлся выдающимся римским полководцем, одержал важные победы над германцами. После смерти Августа он отказался от предложения своих войск стать властелином Рима. Испытывавший подозрительность и зависть к Германику Тиберий отправил его в восточные провинции. В Сирии его отравил враждовавший с ним наместник Гней Кальпурний Пизон. Германик был чрезвычайно популярен среди римлян, смерть его вызвала повсеместный траур. В отравлении Германика молва обвиняла самого императора Тиберия. Пизон перед судом сената был обвинен в убийстве Германика, жажде власти, нечестивых жертвоприношениях. Окруженный всеобщей ненавистью, он покончил с собой.

41 [1388] об этом писали, правда немного позднее, Светоний (Тиберий. 52) и Тацит (Анналы. II, 69-72).

42 [1389] Употребление Иосифом термина "претор Иудеи" применительно к Понтию Пилату неясно. В "Иудейской войне" (II, 9, 2) Пилат назван прокуратором, так же титулует его и Тацит (Анналы. XV, 44). Можно было бы предположить, что Иосиф Флавий хотел подчеркнуть высокую степень власти Понтия Пилата в период, когда наместником Сирии (?--32 гг. н. э.) был назначен Элий Ламий (консул 3 г. н. э.), который в Сирии так и не появился. Ранг претора полагался как раз наместнику-легату императорской провинции Сирии. Но скорее всего здесь допущена элементарная путаница, поскольку чуть ниже Иосиф и прежних прокураторов называет преторами. Такая же путаница встречается у него и с определением титула наместника Сирии Вителлия, сместившего Пилата (XVIII, 4, 2). Он титулует бывшего консула (I) Вителлия прокуратором Сирии, фактически поменяв местами не только должности правителей Сирии и Иудеи, но даже их сословную принадлежность (к сенаторам и всадникам). Прокураторы назначались из всадников либо (только при династии Юлиев-Клавдиев) из вольноотпущенников.

43 [1390] Можно согласиться с переводчиком текста "Иудейских древностей, что это действительно самое знаменитое место в трудах Иосифа Флавия. В связи с длительными спорами относительно подлинности этого фрагмента считаем нужным привести соответствующую цитату из "Иудейских древностей" в версии "Всемирной истории" Агапия (X в.): "В это время был мудрый человек, которого звали Иисус. Весь его образ жизни был безупречным, и он был известен своей добродетелью, и многие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть. Но те, кто стали его учениками, не отказались от его учения. Они рассказывали, что он им явился через три дня после распятия и что он был тогда живым; таким образом, он был, может быть, мессия, о чудесных деяниях которого возвестили пророки".

44 [1391] Исида - древнеегипетская богиня, сестра и жена бога осириса. В эпоху эллинизма Исида получила функции богини мироздания, возник сложный культовый комплекс мистерий, понятный лишь для посвященных. Его главным символическим содержанием был миф о ее сошествии в подземный мир и воскрешении осириса. Культу Исиды были присущи вера в индивидуальное спасение (Исида представлялась спасительницей людей) и загробное блаженство, мистицизм, яркая эмоциональность. Этот культ был широко распространен и в Римской империи, хотя поначалу в Риме его поклонников преследовали. Описание мистерий Исиды дал в своем романе "Метаморфозы" (XI глава) известный древнеримский писатель II в. н. э. Апулей.

45 [1392] Анубис - в египетской мифологии бог смерти, покровитель умерших. В римскую эпоху считался сыном осириса и богини Нефтиды (сестры Исиды), олицетворявшей неплодородие земли.

46 [1393] Тацит в "Анналах" (II, 85) сообщает об этом так: "обсуждался (в сенате. - Ред.) и вопрос о запрещении египетских и иудейских священнодействий, и сенат принял постановление вывезти на остров Сардинию четыре тысячи зараженных этими суевериями вольноотпущенников, пригодных по возрасту для искоренения там разбойничьих шаек, полагая, что если из-за тяжелого климата они перемрут, то это не составит большой потери; остальным предписывалось покинуть Италию, если до определенного срока они не откажутся от своих нечестивых обрядов". Тацит датирует эти события 19 г. н. э. Об этом же имеется сообщение и у Светония (Тиберий. 36).

47 [1394] Луций Вителлий был наместником Сирии в 35-39 гг.

48 [1395] Марцелл был прокуратором Иудеи в 36-37 гг.

49 [1396] Тиберий скончался 16 марта 37 г. н. э. По мнению Светония, 79-летнего императора умертвил Гай Калигула (Гай Калигула. 12).

50 [1397] Албания находилась на территории современного Азербайджана.

51 [1398] Тацит в "Анналах" (VI, 33), описывая эти события, говорит не о скифах, а о родственных им сарматах.

52 [1399] У Тацита говорится о том, что Артабан II призвал на помощь скифов (Анналы. VI, 44).

53 [1400] Более подробно эти события, связанные с борьбой за парфянский престол и Армению, изложены в "Анналах" Тацита (VI, 31-37, 41-44). По словам Тацита, именно Луцию Вителлию Тиберий поручил утвердить на парфянском троне римского ставленника. "Мне известно,-- пишет Тацит,-- что об этом человеке в Риме ходила дурная слава и что он оставил о себе позорную память, но провинциями он управлял с поистине древнею доблестью". Луций Вителлий позднее стал одним из приближенных императора Клавдия, ревностно помогал его супруге Мессалине в ее расправах над неугодными ей людьми, затем активно участвовал в осуждении своей покровительницы.

54 [1401] Т. е. 34 г.

55 [1402] Это чрезвычайно важное сообщение Иосифа Флавия об Иоанне Крестителе, о котором так много говорится в новозаветных евангелиях. Автор излагает иную версию казни Иоанна, чем та, которая приводится в Евангелии от Матфея (14:3-11). Если, по этому евангелию, причиной казни Иоанна послужила ненависть к нему Иродиады, которую тот обвинял в незаконном браке с братом первого мужа, то Иосиф видит причины казни Иродом пророка в опасности для тетрарха большой популярности в народе учения Иоанна.

56 В то же время Иосиф ничего не говорит об эсхатологических мотивах в проповедях Иоанна Крестителя, а именно на этом ("приблизилось Царство Небесное") сделан особый акцент в евангельских изложениях учения Иоанна Крестителя.

57 [1403] Друз Юлий Цезарь - сын Тиберия и его первой жены Випсании Агриппины (дочери Марка Випсания Агриппы). Пал жертвой интриг командира императорской гвардии Сеяна и своей жены Ливии, ставшей любовницей Сеяна. Сеян и Ливия в 23 г. отравили Друза медленно действующим ядом. Через восемь лет Тиберию стало известно об этом преступлении. Сеян и Ливия были казнены, много других людей погибло в результате чудовищной расправы, устроенной Тиберием при расследовании этого дела.

58 [1404] Друз Старший (Нерон Клавдий Друз) - младший брат Тиберия, сын Ливии и Тиберия Клавдия Нерона. Родился через три месяца после того, как Ливия вступила в новый брак с Октавианом. Прославился во время походов в Германию (в ряде их участвовал вместе с Тиберием). В 9 г. н. э. погиб в результате несчастного случая в возрасте 47 лет. Женой Друза была Антония Младшая (дочь Марка Антония и Октавии). Женщина редкой красоты и высокой нравственности, она предпочла остаться вдовой. Именно Антония сообщила Тиберию о заговоре Сеяна.

59 [1405] Вольноотпущенники - рабы, отпущенные на волю, но сохранявшие определенные обязанности по отношению к своему бывшему господину (патрону), чье родовое имя они принимали. В эпоху ранней Империи вольноотпущенники играли значительную роль не только в экономике, но и в государственном управлении, в том числе и в провинциях. В первую очередь это относилось к императорским вольноотпущенникам. Особенно велика их роль была при императоре Клавдии, когда могущественные вольноотпущенники (Нарцисс, Пал-лант. Каллист, Посид и др.) во многом вершили внутреннюю и внешнюю политику Империи. Кстати, один из них - Феликс - был назначен Клавдием прокуратором Иудеи. Однако слой вольноотпущенников был крайне неоднороден как в имущественном отношении, так и в их общественном положении.

60 [1406] Кипра (жена Агриппы I) была дочерью Салампсо и приходилась двоюродной сестрой Агриппе. Иродиада же являлась родной сестрой Агриппы, так что Кипра и Иродиада были двоюродными сестрами.

61 [1407] Так назывались в греческих городах чиновники, в обязанности которых, как и у римских эдилов, входил присмотр за рынками и взимание податей за доставляемые туда товары.

62 [1408] Консуляр (т. е. бывший консул) Л. Помпиний Флакк был консулом в 17 г. н. э. В 32-35 гг. являлся наместником Сирии.

63 [1409] Алабарх - должность откупщика государственных доходов.

64 [1410] Путеолы - портовый город на месте древнегреческой колонии Дикеархеи, близ Неаполя.

65 [1411] Т. е. на острове Капри. После смерти своего сына Друза Тиберий обосновался на этом острове, не покидая его до самой смерти. По словам Светония, лишь дважды он пытался вернуться в Рим.

66 [1412] Т. е. к Антонии Младшей. У Антонии, кроме сыновей Германика и Клавдия, была дочь Ливия, жена Друза, которая вместе с Сеяном отравила его.

67 [1413] Внук Тиберия Тиберий Гемелл (от брака Друза и Ливии) был убит в 37 г. по распоряжению императора Гая Калигулы.

68 [1414] Это Гай Калигула (будущий император), сын Германика. После ссылки своей матери Агриппины Старшей на о. Пандатерию, где она и погибла, Гай жил сначала у своей прабабки Ливии Августы, а после ее смерти в 29 г. у своей бабки Антонии. В 31 г. Тиберий вызвал его к себе на Капри. Тиберий крайне подозрительно относился к жене и детям Германика, были репрессированы братья Гая - Нерон Цезарь и Друз Цезарь (их уморили голодом); Гай же сумел убедить Тиберия в своей лояльности.

69 [1415] Императорская гвардия была создана Октавианом Августом. Сеян собрал все преторианские формирования в один лагерь в Риме.

70 [1416] Сеян был фаворитом Тиберия и после отъезда императора на Капри фактически правил государством. Целью заговора Сеяна был императорский престол. Поэтому он стремился убрать возможных претендентов на трон и пытался организовать покушение на Тиберия.

71 [1417] Сообщение Иосифа Флавия о раскрытии заговора Сеяна является весьма ценным, так как в сохранившихся текстах "Анналов" Тацита в этом месте имеются существенные пропуски.

72 [1418] По Светонию (Тиберий. 72), Тиберий заболел по дороге из Рима на Капри во время своей второй поездки в Рим в период каприйского затворничества.

73 [1419] Сервий Сульпиций Гальба (из знатного патрицианского рода Сулыпщиев) был римским императором с 9 июня 68 г. по 15 января 69 г. Убит преторианцами за отказ заплатить им за свое избрание.

74 [1420] Т. е. четвертым, по мнению Иосифа Флавия,-- после Юлия Цезаря, Октавиана Августа и Тиберия.

75 [1421] В "Иудейской войне" (II, 9, 6) Иосиф утверждает, что Ирод был сослан в Испанию.

76 [1422] История посольства к Калигуле подробно рассказана Филоном в его сочинениях "Против Флакка" и "о посольстве к Гаю". (Перев.)

77 [1423] Речь идет о Филоне Александрийском (25 г. до н. э.-- 50 г. н. э.) - иудейско-эллинистическом философе, пытавшемся рационализировать иудейскую религию и соединить ее с греческой философией (главным образом со стоицизмом и платонизмом). Некоторые идеи Филона были близки христианскому учению.

78 [1424] По "Иудейской войне" (II, 10, 1) - три легиона.

79 [1425] В "Иудейской войне" (II, 10, 5) изложена иная версия этих событий. Там ничего не говорится об Агриппе и о том, что он добился у Калигулы отмены решений об установке статуй императора в иудейских городах. Не фигурирует там и соответствующее письмо Калигулы к Петронию. В "Иудейской войне" Иосиф говорит лишь о том, что, получив письмо Петрония, император направил ему послание с угрозой смерти за невыполнение своего приказа. Но раньше, чем Петроний получил это послание, он узнал о смерти Калигулы.

80 [1426] очевидно, речь идет о зороастрийском культе.

81 [1427] Между тремя и шестью часами утра (Перев.)

(Флв_прим.18:1-81)

1 Книга девятнадцатая

2 Материалы этой книги являются ценным источником прежде всего по истории Римской империи периода правления Гая Калигулы и начала правления Клавдия. Сведения Иосифа Флавия во многом дополняют жизнеописание Калигулы, составленное Светонием. Уникален материал Иосифа о событиях, связанных с убийством Калигулы и провозглашением императором Клавдия.

3 Весьма подробно (в отличие от "Иудейской войны") автор повествует о правлении в Иудее Агриппы I, смертью которого и заканчивается эта книга.

4 Ссылки к девятнадцатой книге

5 [1428] Сенаторы были высшим сословием в Риме. Если в период Республики это были члены сената, назначаемые из числа бывших магистратов, то в период ранней Империи принадлежность к сенаторскому сословию определялась по наследственному принципу, имущественным цензом (Октавиан Август установил для сенаторов ценз в 1 млн. сестерциев), присвоением титула принцепсом. Представители этого сословия были преимущественно крупными землевладельцами.

6 Всадники являлись вторым высшим сословием Рима. При Октавиане Августе для них был установлен имущественный ценз в 400 тыс. сестерциев. В основном это была финансово-торговая верхушка общества, хотя многие всадники являлись землевладельцами. Уже Октавиан Август возводил всадников в сенаторское сословие, в эпоху принципата они играли важную роль в аппарате управления.

7 [1429] Т е. Юпитера.

8 [1430] Светоний сообщает, что Калигула перекинул мост через залив между Байями и Путеоланским молом длиной в 3600 шагов, собрав для этого грузовые суда, которые выстроили в два ряда и насыпали на них земляной вал. По этому мосту Калигула разъезжал два дня. По мнению Светония, Калигула сделал это из-за стремления опровергнуть слова астролога Фрасилла, который сказал тревожившемуся о своем преемнике императору Тиберию, что Гай скорее на лошадях проскачет через Байский залив, чем будет императором.

9 [1431] Эта статуя, изваянная Фидием в V в. до н. э., считалась одним из семи "чудес света".

10 [1432] Эмилий Лепид был обвинен в заговоре против Калигулы. По этому делу Калигула осудил и своих сестер Агриппину (мать Нерона) и Юлию, отправив их в ссылку.

11 [1433] Кассий Херея был преторианским трибуном, т. е. имел отношение к личной охране императора, хотя телохранителями Калигулы, по сведениям Светония (Калигула. 58), были германцы.

12 [1434] Это были Палатинские игры, установленные в 14 г. н. э. в честь Октавиана Августа. Проводились ежегодно на Палатинском холме в Риме. Игры начинались 17 января и продолжались несколько дней.

13 [1435] Эпикурейцы - последователи древнегреческого философа Эпикура, учившего в частности, что цель жизни - удовольствие.

14 [1436] Будущим императором, братом Германика. Клавдий приходился дядей Калигуле.

15 [1437] очевидно, речь идет о мистериях Исиды. Калигула не только прекратил репрессии против поклонников этой богини, но и построил ей храм в Риме.

16 [1438] Октавиана Августа, хотя ранее Иосиф Флавий называет первым императором Юлия Цезаря.

17 [1439] Это выражение заимствовано у Гомера. (Перев.)

18 [1440] Кинир - в древнегреческой мифологии царь Кипра, сын Аполлона. Вступил в любовную связь со своей дочерью Миррой, не подозревая о кровосмешении. Плодом этой связи был Адонис. Узнав о кровосмесительном характере связи, Кинир покончил с собой.

19 [1441] Филипп, отец Александра Македонского, был убит в 336 г. до н. э., когда входил в театр, где должны были состояться игры, которые завершали торжества по случаю брака его дочери Клеопатры.

20 [1442] Марк Виниций был мужем сестры Калигулы Юлии, сосланной к тому времени на Понтийские острова.

21 [1443] В версиях убийства Калигулы, приводимых Светонием (Калигула. 58), имеются некоторые расхождения с сообщением Иосифа Флавия.

22 [1444] По одной из версий, приводимых Светонием, трибун Сабин был среди убийц Калигулы и нанес ему удар мечом в грудь тотчас после Кассия Хереи.

23 [1445] Светоний же утверждает, что при убийстве Калигулы перепуганный Клавдий спрятался за занавесью в галерее. Пробегавший мимо солдат, увидев его ноги, вытащил Клавдия, назвал его императором и отвел к воинам. Те, не зная, что делать дальше, унесли Клавдия в свой лагерь.

24 [1446] Это так называемая гемма. (Перев.)

25 [1447] Консулами 41 г. были Гней Сентий Сатурнин и убитый 24 января этого же года Гай Калигула. Очевидно, были и консулы суффекты, но о них нет достоверных сведений.

26 [1448] Цезонию. Цезония (третья жена Калигулы) имела троих детей от первого брака. В браке с Калигулой родила дочь Юлию Друзиллу.

27 [1449] Светоний (Калигула. 59) повествует об этом так: "Вместе с ним погибли и жена его Цезония, зарубленная центурионом, и дочь, которую разбили о стену".

28 [1450] Друзиллой. Светоний сообщает, что Калигула растлил свою сестру еще будучи подростком. Выдав Друзиллу замуж за Луция Кассия Лонгина, он вскоре отнял ее у мужа и держал при себе в качестве супруги. Смерть Друзиллы настолько потрясла Калигулу, что, по словам Светония (Калигула. 24), он, не в силах вынести горя, "внезапно ночью исчез из Рима, пересек Кампанию, достиг Сиракуз и с такой же стремительностью вернулся, с отросшими бородой и волосами".

29 [1451] Полное имя Клавдия (сына Друза Старшего) - Тиберий Клавдий Нерон Германик. Он был младшим братом Германика.

30 [1452] Светоний (Клавдий. 30) сообщает: "Но когда он ходил, ему изменяли слабые колени..."

31 [1453] Собралось, таким образом, незначительное число членов сената (при Октавиане Августе, например, сенат состоял из 600 человек).

32 [1454] Речь идет о командах гонщиков на колесницах, которых в Риме было четыре: "белые", "красные", "голубые" и "зеленые" (по цвету одежды). Калигула, как сообщает Светоний (Калигула. 55), был рьяным болельщиком "зеленых". Одному из возниц "зеленых", Евтиху, он как-то подарил два миллиона сестерциев.

33 [1455] За Клавдием еще при жизни Октавиана Августа и его собственной матери закрепилась репутация тупоумного. Антония Младшая, как повествует Светоний (Клавдий. 2). желая укорить кого-либо в тупоумии, говорила: "Глупее моего Клавдия". Это явно не соответствовало действительности, хотя сам Клавдий, избегая опасности политических интриг и отдавшись занятиям наукой, старался поддерживать такую свою репутацию, очевидно, чтобы сохранить жизнь при бурных событиях времен правления Тиберия и Гая Калигулы.

34 [1456] Вероятно, консула суффекта.

35 [1457] Здесь - игра слов. "Луп" (lupus) по латыни значит "волк". (Перев.)

36 [1458] Это Паренталии, отмечавшиеся 13-21 февраля.

37 [1459] По Полибию (V, 71, 2), это была столица области Авилены в Келесирии, недалеко от Дамаска. (Перев.)

38 [1460] Речь идет, очевидно, об Антиохе IV (38-72 гг.), последнем царе Коммагены. Во время его правления Коммагена на короткое время обрела независимость от Рима.

39 [1461] Второе консульство Клавдия приходилось на 42 г.

40 [1462] Первоначально статус муниципия римляне давали италийским городам, а статус колонии - городам, основанным на завоеванных ими территориях. При принципате статус муниципиев распространился и на города в провинциях; постепенно разница в правах между колониями и муниципиями сглаживалась. И те и другие имели свои магистратуры, совет декурионов (из бывших магистратов), народное собрание. Эта структура соответствовала устройству Рима.

41 [1463] Как известно, назиреи - это люди, давшие обет навсегда или на определенное время вести воздержанный образ жизни, не пить вина и т. п. и в знак этого отращивавшие себе волосы. По окончании срока обета священнослужители в особенно торжественной обстановке стригли им волосы. (Перев.)

42 [1464] Публий Петроний был наместником Сирии в 39-42 гг.

43 [1465] Г. Вибидий Марс был сирийским наместником в 42-45 гг.

44 [1466] Термы - бани, которые у римлян служили не только для мытья, но и были одним из любимых мест отдыха; при них имелись спортивные площадки, иногда и библиотеки. Наиболее роскошными были римские термы (первым их построил Марк Випсаний Агршша), в провинциях старались подражать римским образцам.

45 [1467] См. выше, XVIII, 6, 7.

46 [1468] Как видно из последующих рассуждений Иосифа Флавия, он включает в семилетний срок правления Агриппы I его правление в качестве тетрарха.

47 [1469] Т. е. за Ирода, правителя Халкиды.

48 [1470] Харон - в древнегреческой мифологии перевозчик душ умерших по водам подземных рек Аида (царства мертвых).

49 [1471] Таким образом, после короткого перерыва, связанного с правлением Агриппы I, Иудея снова стала управляться римскими прокураторами.

(Флв_прим.19:1-49)

 1 Книга двадцатая

2 Завершающая книга "Иудейских древностей" охватывает период с 44 по 66 г. Основная ее сюжетная линия - описание нарастания недовольства в Иудее, которое в итоге вылилось в Иудейскую войну. По мнению Иосифа Флавия, главной причиной смут и войны явилось безудержное самоуправство римских прокураторов, особенно Гессия Флора, а также действия "разбойников", под которыми он подразумевает различные движения, в разных формах (мессианские учения, восстания, индивидуальный террор, грабежи имущества знати) выступавшие против римского владычества и засилья местной аристократии.

3 В книге также приведен интересный материал по истории Рима, Парфии и особенно Адиабены, правитель которой, Изат, принял иудаизм.

4 В этой книге много ценных сведений по истории первоначального христианства. Здесь помещен уникальный рассказ о казни Иакова, брата Иисуса, содержатся более обширные данные о ряде мессианских движений, упоминаемых в Новом Завете. Из книги можно почерпнуть много интересного о личностях, которые фигурируют в Деяниях святых апостолов (прокураторы Иудеи Феликс, Порций Фест, его жена Друзилла, царь Агриппа II, пророк Февда, Иуда Галилеянин и др.).

5 В конце книги Иосиф Флавий излагает краткую историю института иудейских первосвященников.

6 Ссылки к двадцатой книге

7 [1472] Агриппа I скончался в 44 г. Кассий Лонгин был послан наместником в Сирию в 45 г.

8 [1473] Куспий Фад был прокуратором Иудеи в 44-47 гг.

9 [1474] Это была столица Аммонитской области. Раньше она называлась Раббат-Аммоном. (Перев.)

10 [1475] Четвертое консульство Клавдия приходилось на 47 г.

11 [1476] Луций Вителлий являлся консулом 47 г. (вместе с Клавдием). Это было уже третье его консульство (первое - в 34 г. при Тиберии, второе - в 43 г.). После первого консульства Луция Вителлия назначили наместником Сирии.

12 [1477] Т. е. 28 июня. (Перев)

13 [1478] очевидно, это консулы суффекты. При принципате для удовлетворения амбиций знати количество таких консулов в году могло достигать двух десятков - с 1 января каждого года вступала в должность пара консулов ординариев (в 47 г. это Клавдий и Луций Вителлий), а через несколько месяцев их сменяла пара консулов суффектов, затем следующая пара и т. д.

14 [1479] Адиабена - местность к востоку от реки Тигр (на территории современного Курдистана).

15 [1480] об этой местности см. выше, I, 6, 4.

16 [1481] Тиара - царский головной убор в форме усеченного конуса.

17 [1482] По сведениям Тацита (Анналы. XI, 8), Артабан II вместе с женой и сыном был, убит своим братом Готарзом. Но парфяне признали царем сына Артабана Вардана, который в борьбе за власть победил Готарза. Вардан I правил в Парфии в 39-45 гг.

18 [1483] очевидно, речь идет о намечавшемся походе парфян в Армению, где римлянам удалось утвердить у власти своего ставленника Митридата.

19 [1484] По сообщению Тацита (Анналы. XII, 14), Готарз заболел и умер. В борьбе за власть в Парфии (инспирированной римлянами) при правлении Готарза Изат склонялся на сторону Готарза, хотя и вынужден был присоединить свое войско к войскам противника. Впрочем, Изат довольно скоро покинул войско римского ставленника Мегердата, способствуя этим поражению того в борьбе с Готарзом.

20 [1485] По Тациту (Анналы. XII, 14), после смерти Готарза царем Парфии стал Вонон, но правил он очень недолго, и Вонона сменил его сын Вологез I (50-76 гг.).

21 [1486] В среднеазиатской Бактрии после завоевания ее кочевниками в 40-х годах II в. до н. э. вначале сложилось несколько мелких государств кочевников, а в I в. н. э. Она вошла в состав Кушанской державы.

22 [1487] об этом событии в Деяниях святых апостолов (5:36) говорится так: "Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли".

23 [1488] В Деяниях святых апостолов (5:37) хронология событий спутана, и утверждается, что после Февды во время переписи населения Иуда Галилеянин поднял мятеж, но погиб.

24 [1489] Вентидий Куман был прокуратором Иудеи в 48-52 гг.

25 [1490] Т. е. территорию Халкиды.

26 [1491] По "Иудейской войне" (II, 12, 1),--десять тысяч.

27 [1492] Уммидий Квадрат был наместником Сирии в 51-60 гг.

28 [1493] Агриппина Младшая (дочь Германика и Агриппины Старшей) была четвертой женой Клавдия, выйдя замуж за него (своего дядю) в 49 г. От первого брака с Гнеем Домицием Агенобарбом имела сына Луция Домиция, который после его усыновления Клавдием стал именоваться Нероном. Вероятно, Агриппина отравила Клавдия, стремясь сделать своего единственного сына императором.

29 [1494] Тацит (Анналы. XII, 54) по-иному интерпретирует эти события. По его словам, в Иудее тогда было два прокуратора: Вентидий Куман и Феликс. Куман управлял Галилеей, а Феликс - Самарией. Враждовавшие между собой галилеяне и самаритяне не сдерживались прокураторами, так как им передавалось немало награбленного из Галилеи и Самарии. Когда же стычки стали угрожать вылиться в войну, прокураторы попытались прекратить смуты, но их войска понесли большие потери. Ситуацию спасло лишь прибытие Квадрата с его войсками. Клавдий поручил Квадрату суд над обоими незадачливыми прокураторами. Уммидий Квадрат, по словам Тацита, посадил Феликса в трибунале между судьями, а Кумана осудил. Эти события могли происходить в 51-52 гг.

30 [1495] Паллант (Паллас) был влиятельным вольноотпущенником в администрации Клавдия. Бывшему рабу своей матери император поручил заведовать финансами. По сообщению Тацита, этот вольноотпущенник имел состояние в триста миллионов сестерциев (Анналы. XII, 53). Его брата Феликса Тацит обвинял в гораздо большей алчности. Феликс был прокуратором Иудеи в 52-60 гг.

31 [1496] Царя Коммагены.

32 [1497] В Деяниях святых апостолов (24:24) говорится о том, что прокуратор Феликс в присутствии своей жены Друзиллы допрашивал арестованного апостола Павла.

33 [1498] Клавдий скончался 13 октября 54 г. на шестьдесят четвертом году жизни.

34 [1499] Валерия Мессалина была третьей женой Клавдия. Прославилась своим развратным поведением (она не только вступала в любовные связи со многими людьми из римской верхушки, но и в поисках острых ощущений занималась проституцией под именем Лициски в римских лупанарах - публичных домах). Роковым для Мессалины стало увлечение Гаем Силием, с которым она открыто вступила в брак, не разводясь с Клавдием, в надежде сделать своего любовника новым императором. С молчаливого согласия Клавдия, Мессалина и ее последний любовник были убиты в 48 г. Тогда же подвергли казни и других любовников неверной супруги императора.

35 [1500] Клавдий усыновил Луция Домиция в 50 г.

36 [1501] Афраний Бурр благодаря стараниям Агриппины был назначен командиром преторианцев.

37 [1502] Это произошло в апреле 59 г. По словам Тацита (Анналы. XIV, 9), в Риме говорили о том, что когда-то, задолго до этого ужасного события, Агриппина спросила у магов о судьбе ее сына и, услышав, что он будет властвовать, но убьет мать, воскликнула: "Пусть умерщвляет, лишь бы царствовал!"

38 [1503] Октавия (дочь Мессалины и Клавдия) в отличие от своей матери слыла добродетельной женщиной.

39 [1504] Жертвами Нерона стали, в частности, всемогущий вольноотпущенник Паллант и философ Сенека (воспитатель Нерона в юности). Особенно массовыми и жестокими были расправы Нерона с людьми, заподозренными в заговоре против него в 65 г.

40 [1505] Таким образом Иосиф Флавий пытается приписать само возникновение движения сикариев (которое выступит одной из главных сил будущей Иудейской войны) проискам негодного, с его точки зрения, римского правителя Иудеи. В "Иудейской войне" такой версии он еще не излагает, ограничиваясь лишь характеристикой сикариев как "разбойников".

41 [1506] Упоминание о пророке-египтянине содержится и в Деяниях святых апостолов (21:38). Когда апостол Павел был арестован в Иерусалиме воинским отрядом, его командир спросил Павла: "Ты знаешь по-гречески? Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников?"

42 [1507] Порций Фест, упоминаемый в Деяниях святых апостолов (24:27; 25:1-32) в связи с расследованием дела Павла, правил Иудеей в качестве прокуратора в 60-62 гг.

43 [1508] Здесь какая-то путаница. У Нерона не было братьев, а Паллант (отравленный по приказу Нерона в 62 г.) был братом Феликса.

44 [1509] Бурр вместе с Сенекой были ближайшими советниками молодого Нерона.

45 [1510] Акинак - короткий меч.

46 [1511] Sica (лат.) - кинжал.

47 [1512] Сикарии представляли собой радикальную политическую группировку в Иудее, вероятно, вначале составлявшую крайнее крыло зелотов. Сикарии выступали против римского владычества и против иудейской знати. Они разоряли дворцы аристократов, захватывали имущество богачей, провозглашали свободу рабам, уничтожали долговые записи, выступали против существовавших порядков. Основную массу сикариев составляли социальные низы, в том числе и рабы. Главной формой их борьбы были вооруженные восстания, широко использовался и индивидуальный террор. Нетрудно заметить, что отношение Иосифа Флавия к сикариям было крайне отрицательным.

48 [1513] Этого уж никак нельзя сказать о Поппее. Все ее благочестие заключалось в том, что она внешним образом приняла иудейство. (Перев.) По словам Тацита (Анналы. XIII, 45), "у этой женщины было все, кроме честной души... Под личиной скромности она предавалась разврату". Через три года после заключения своего брака с Поппеей Сабиной Нерон убил ее в припадке гнева.

49 [1514] В числе их находился и сам Иосиф Флавий. (Перев.)

50 [1515] Евсевий Кесарийский в своей "Церковной истории" (II, 23), написанной в начале IV в., приводит сообщение христианского автора II в. Гегесиппа (полностью его сочинение не сохранилось) о том, что Иаков был сброшен с крыши Иерусалимского храма и побит камнями. Это событие датируется 63 годом, что, в общем, соответствует данным Иосифа Флавия.

51 В Новом завете Иаков назван братом Иисуса (Мк. 6:3 и Гал. 1:19). Иаков сыграл важную роль на Иерусалимском соборе апостолов и пресвитеров, принявшем решения по проблеме обращения в христианство неиудеев (Деян. 15:6-29).

52 Тем не менее существуют различные точки зрения на степень родства Иисуса и Иакова.

53 [1516] Гессий Флор сменил Альбина на посту прокуратора Иудеи в 64 г.

54 [1517] Т. е. когены.

55 [1518] Таким образом, Иосиф Флавий пытается представить главным виновником Иудейской войны именно этого прокуратора.

56 [1519] . е. до 66 г.

57 [1520] Т. е. до 94 г.

58 [1521] Приложение подготовили Г. И. Довгяло и Е. А. Федосик.

59 [1522] Высшие весовые единицы талант и мина были лишь счетными единицами, средствами же денежного обращения служили статер, драхма и монеты, кратные им (до 10 драхм).

(Флв_прим.20:1-59)

1  

2 Публикуется по изданию: Иосиф Флавий. Иудейские древности / Пер. с греч. Г. Г. Генкеля. - Спб, 1900

3 Подготовка текста - доктора исторических наук В. А. Федосика, кандидатов исторических наук Г. И. Довгяло и К. А. Ревяко

4 Предисловие и примечания доктора исторических наук В. А. Федосика и кандидата исторических наук Г. И. Довгяло

5 (с) Предисловие, примечания. Г. И. Довгяло, В. А. Федосик, 1994

6  

7 Предисловие издателей

8 Эта книга не переиздавалась на русском языке почти сто лет. Написана же она была около двух тысячелетий назад и пользовалась популярностью у читателей всех предшествующих исторических эпох. Ее читали в разных странах, на разных языках, читали люди, принадлежавшие к разным культурам и вероисповеданиям. Книга многократно переписывалась и переводилась, а с изобретением книгопечатания часто издавалась. Написанная автором-иудеем, она стала популярной среди христиан. И то, что "Иудейские древности" дошли до нас,- это заслуга прежде всего христианской традиции.

9 Именно в этой книге находится хронологически первое нехристианское упоминание об Иисусе Христе. Именно в ней, как и в "Иудейской войне", христиане находили подробные характеристики многих персонажей, которые в Новом Завете обрисованы весьма фрагментарно. Это - Ирод I (Великий), Ирод-Антипа, Ирод-Филипп, Иродиада, римские прокураторы Иудеи Понтий Пилат, Феликс, Порций Фест, наместник Сирии Квириний и другие. В средние века произведения Иосифа Флавия были, пожалуй, единственным источником, из которого можно было получить дополнительные сведения о деяниях этих людей. А ведь именно с ними пересекались судьбы главных героев христианского Нового Завета. "Иудейские древности", равно как и "Иудейская война", давали христианской мысли богатый и уникальный материал о той ситуации в Палестине, да и в других регионах Римской империи, где жили и действовали Иисус и апостолы. Иудея - родина христианства, и это, несомненно, вызывало у христиан повышенный интерес к ее истории, особенно новозаветного времени.

10 Но, разумеется, целью автора было отнюдь не описание первохристианских реалий. В "Иудейских древностях" излагается история еврейского народа с древнейших времен до начала Иудейской войны в бб году н. э., причем освещается она на широком фоне всемирной истории - в той степени, конечно, в какой она была известна автору.

11 "Иудейские древности" - это вторая и самая крупная работа Иосифа Флавия. Судьба этого человека необычна. Настоящее его имя Иосиф бен Маттафия (Йосеф бен Маттитьяху). Он еврей, родился в Иерусалиме в первый год правления римского императора Гая Калигулы (то есть между мартом 37 и мартом 38 года и. э.). Происходил из знатной еврейской семьи. В детстве и юности получил традиционное образование, в основном религиозное. В молодости увлекся изучением различных направлений в иудаизме. Три года жил в пустыне с ессе-ями, но затем вернулся в Иерусалим - возможно, потому, что не выдержал трехлетнего испытательного срока, установленного ессеями для своих приверженцев. Сохранив симпатии к ессеям, Иосиф все же стал сторонником фарисеев и был им до конца своей жизни. В двадцатитрехлетнем возрасте он отправился в Рим, где пробыл несколько лет. Грандиозность и пышность великого города поразили его.

12 Когда Иосиф возвратился на родину, там уже шла освободительная война против римского гнета. В этой войне 66-73 годов н. э., которую благодаря Иосифу Флавию стали называть Иудейской, переплелось еврейское национально-освободительное движение против римлян, превративших с 6 года н. э. Иудею в свою провинцию, с социальной и религиозной борьбой внутри самого иудейского общества. Иосиф бен Маттафия был назначен командующим войсками повстанцев в Галилее, через которую римляне направили свой главный удар. Иосиф действовал медленно, нерешительно, а когда римляне разбили восставших в Галилее, он сдался в плен. Там он предсказал римскому полководцу Веспасиану, что тот вскоре станет императором. Так и произошло - в усобицах, последовавших за смертью Нерона, победил тот, под чьим командованием находились самые крупные военные силы. Веспасиан освободил Иосифа из плена, и он в знак благодарности по обычаю римских вольноотпущенников взял себе родовое имя Веспасиана - Флавий. Так Иосиф бен Маттафия стал Иосифом Флавием. Он ступил на путь измены - служил вначале при Веспасиане, а затем адъютантом при его сыне Тите, который окончательно подавил восстание в Иудее.

13 После кровавого завершения Иудейской войны Иосиф до конца своих дней жил в Риме, в императорском дворце на Эсквилине, и был, по существу, самым влиятельным человеком среди римских евреев, пользуясь покровительством императоров Веспасиана, Тита и даже Домициана. В Риме он занялся литературной работой и начал писать исторические сочинения. Первым из них была "Иудейская война", прочитанная и одобренная Веспасианом и Титом.

14 Над вторым своим произведением - "Иудейскими древностями" - Иосиф Флавий трудился много лет и закончил его в середине 90-х годов, незадолго до своей смерти (умер он, вероятно, в 100 году или двумя-тремя годами позднее). Главной целью Иосифа было не простое описание исторических событий. Он хотел ознакомить с богатой и древней историей своего народа широкие круги читателей из разных стран, подчиненных могущественному Риму. В известной степени его произведение - это иудейская апология. Иосиф стремился показать, что евреи, так же как и многие другие народы, имеют древние и глубокие религиозные, государственные и культурные традиции. Его концепция истории - провиденциалистская: в соответствии со своими религиозными убеждениями он считал только евреев богоизбранным народом и историю их рассматривал как выполнение божественных установлений, отступления от которых приводили к тяжелым бедам и несчастьям.

15 В соответствии с главной целью Иосифа его труд был написан на греческом языке. Он состоит из двадцати книг. Свое повествование Иосиф Флавий начинает с момента сотворения мира. Текст первых десяти книг параллелен библейскому тексту. Иосиф подробно не пересказывает содержание Библии и строго не следует ему. Его повествование более краткое и, если можно так сказать, более историзованное - он скрупулезно прослеживает в Библии линию именно человеческой истории. В одиннадцатой книге он доходит до времен Александра Македонского. С двенадцатой книги содержание "Иудейских древностей" перекликается с содержанием "Иудейской войны", но события раскрываются более подробно, более широко, порой в иной версии. Как и в первой своей книге, Иосиф Флавий излагает историю евреев на фоне всемирной истории.

16 При работе над "Иудейскими древностями" автор использовал большое количество источников, многие из которых до нас не дошли. Он приводит множество текстов государственных указов, цитирует договоры между государствами. Опирается Иосиф и на труды своих предшественников - историков Страбона, Полибия, Тита Ливия, Азиния Поллиона, Николая Дамасского и других. Для первых же книг "Иудейских древностей" главным источником, конечно, была Библия.

17 Трудно переоценить значение трудов Иосифа Флавия для научной библеистики. Как в "Иудейской войне", так и в "Иудейских древностях" он предпринял попытку представить в наивыгодном свете историю и культуру древнееврейского народа. Понимая всю ответственность поставленной перед собой задачи, Иосиф выработал своеобразный подход к материалу библейских книг. В основном следуя тексту Септуагинты, он опускает или подает иначе все то, что представляет его народ в невыгодном ракурсе. Так он игнорирует в своем пересказе Ветхого Завета эпизод с продажей Исава Иакову своего первородства, сведения о кровосмесительстве Иуды и Фамари, Лота и его дочерей, об убийстве Моисеем египтянина и о других нелицеприятных событиях.

18 Своеобразно его отношение к чудесам, о которых рассказывает Библия. В большинстве случаев он стремится при первой возможности дать им рациональное объяснение. В остальных же местах ограничивается простым пересказом библейского текста. К некоторым ветхозаветным чудесам Иосиф относится явно скептически. Это видно из приведенных им аналогий. К примеру, проход израильтян по дну Красного (Чермного) моря он сравнивает с описанием перехода Александра Македонского через Памфилийское море; при этом он оговаривается: пусть каждый думает о таких сведениях как ему угодно.

19 Иосиф старается показать, что уже древнейшие представители его народа обладали культурой и образованностью весьма высокого уровня. В этом, по его словам, они не уступали представителям современной ему античной цивилизации. Иосиф щедро наделяет библейских персонажей достоинствами, присущими древнегреческим героям и легендарным царям. Так уже Каин, по Иосифу Флавию, ввел систему мер и весов, учредил межи на полях, а Сиф и его дети освоили астрономию. Иосиф сообщает, что первый человек Адам предсказал конец мира от потопа или вселенского огня. Притянутыми выглядят его вставки о преследовании Авраама месопотамскими земляками за единобожие и о том, что именно Авраам научил египтян математике и астрономии.

20 Заметно приукрасил Иосиф Флавий и достоинства древнееврейской литературы. В его передаче Пятикнижия последняя песнь Моисея написана гекзаметром, а псалмы Давида - пентаметром. Царю Соломону приписываются три тысячи книг и парабол. По мнению Иосифа, древнееврейской литературе присущи ритм и музыкальность, свойственные древнегреческой изящной словесности.

21 Во всем этом проявилось стремление Иосифа Флавия создать как можно лучшее мнение о древних евреях у иноземных читателей, прежде всего у его высочайших покровителей из императорской династии Флавиев и их придворного окружения. Вероятно, в этой части своего труда Иосиф использовал и иудейские народные предания.

22 Вместе с тем следует отметить, что библейские законы Иосиф пересказывает кратко, с большими пропусками. Возможно, это объясняется тем, что он имел намерение посвятить этой теме отдельное сочинение.

23 Критика трудов Иосифа Флавия обильна и разнообразна. Раньше всех, начиная с XVII века, недоверие к нему выразили богословы разных вероисповеданий. Их возмущало его открытое и необъясненное пренебрежение к тексту Священного писания. Таких примеров, действительно, можно привести много. Иосифа часто обвиняли в самовосхвалении и неумеренном честолюбии. Даже авторские экскурсы высокого литературного достоинства признавались великим кощунством. У соплеменников же недовольство вызывала эллинизация Ветхого Завета.

24 В то же время светская критика его произведений была не всегда объективной и аргументированной. Последнее во многих случаях относится к подозрениям о слабом знании Иосифом как родного языка, так и древнегреческого. Однако, как показали последующие исследования, замеченные у него огрехи в равной мере присутствуют и в трудах других авторитетов древности, в основном как описки переписчиков.

25 Несомненно, Иосиф Флавий владел древнееврейским, арамейским, греческим, латинским, а возможно, даже набатейским и арабским языками. В своей книге "Против Аппиона" он говорит: "Свое сочинение о древностях я составил... на основании наших священных книг, так как сам принадлежу к священническому роду и основательно изучил философию, заключающуюся в тех книгах".

26 В "Иудейских древностях" содержится много ценного, порой уникального, исторического материала. Это относится, например, к истории эллинистических государств, Парфии, Армении, Набатейского царства. Римской державы, к истории покорения Римом государств Передней Азии. Не случайно в средневековье и в новое время эта книга Иосифа Флавия считалась одним из важнейших источников по древнеримской истории, наряду с сочинениями Тита Ливия, Тацита, Светония, а один из наиболее эрудированных христианских авторов IV-V веков Иероним назвал Иосифа Флавия "Титом Ливием греков".

27 Однако для христиан, пожалуй, наиболее важным в труде Иосифа Флавия было первое нехристианское свидетельство об Иисусе Христе, помещенное в 18-й книге "Иудейских древностей". Вот оно: "Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени".

28 Это место позднее вызвало бурные споры относительно своей подлинности. Многие исследователи (как атеисты, так и теологи) считали, что не мог фарисей Иосиф принимать Иисуса за Христа (мессию) и верить в его воскресение. При этом приводили утверждение видного христианского автора III века Оригена о том, что Иосиф, мол, не считал Иисуса Христом. Весь вышеприведенный отрывок объявлялся позднейшей вставкой, сделанной христианским переписчиком. И мало кто обратил внимание, что тот же Иероним, цитируя Иосифа в латинском переводе, вместо слов "то был Христос" давал "его считали Христом". Но в начале нашего века была обнаружена иная версия этого места, процитированная по-арабски христианским епископом Х века Агапием в его "Всемирной истории", и все стало на свои места: оказывается, Иосиф просто передавал слова учеников Иисуса о своем наставнике, которого именно они считали мессией.

29 Повествуя о различных пророческих и мессианских движениях в Иудее, Иосиф Флавий в той же 18-й книге рассказывает и об Иоанне Крестителе, праведном человеке, который призывал иудеев быть добродетельными и совершать омовения, чтобы избавиться от грехов. Версия его смерти у Иосифа иная, чем в Новом Завете,- Иоанн был казнен Иродом-Антипой в крепости Махерон из-за опасения массовых волнений среди населения Иудеи.

30 Произведения Иосифа Флавия были популярны уже в период поздней античности. Тогда же появился и перевод "Иудейских древностей" на латынь. Он приписывается либо Иерониму, либо его современнику Руфину Аквилейскому. В средневековой Европе "Иудейские древности" многократно переписывались, в основном в латинском переводе.

31 В IX-Х веках в Италии появился так называемый "Иосиппон", написанный на древнееврейском языке. В нем описывались события всемирной и еврейской истории от времен строительства Вавилонской башни до взятия римлянами Иерусалима в 70 году н. э. По существу эта хроника представляла собой сокращенный перевод "Иудейских древностей" и "Иудейской войны", но автором был назван Иосиф бен Горион. Почему же не Иосиф Флавий? Видимо, в то время иудеи настороженно относились к нему из-за его предательства в период Иудейской войны. "Иосиппон" приобрел не меньшую популярность, чем "Иудейские древности". С появлением книгопечатания он был издан даже раньше этого крупнейшего сочинения Иосифа Флавия - в 1476 году.

32 Первое печатное издание "Иудейских древностей" на греческом языке появилось в 1544 году. Затем последовали другие издания - 1611 и 1634 годов (Кельн), 1687 года (Оксфорд), 1691 года (Лейпциг), 1700 года (Оксфорд), 1726 года (Лейден) и так далее. Уже в XV-XVI веках "Иудейские древности" были переведены на французский, итальянский, немецкий и испанский языки. Книга издавалась как на современных языках, так и на латыни.

33 Первый русский перевод "Иудейских древностей" появился в 1781 году. Он был выполнен М. Мануйловым. Однако этот перевод обладал серьезными недостатками. Достаточно сказать, что сделан он был с французского перевода, а тот, в свою очередь, переводился с латинской версии.

34 Следующий перевод на русский язык был осуществлен в 1900 году. Г. Генкель перевел "Иудейские древности" уже с древнегреческого языка. Именно этот перевод мы и предлагаем читателю. Конечно, его нельзя назвать совершенным; особенно это относится к стилистике, которая к тому же во многом устарела. Кроме того, здесь встречаются неточности, неоправданная модернизация древних реалий. Однако этот перевод гораздо ближе к оригиналу.

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCozght -->