Иосиф Флавий

Иудейские древности

 

 

 

                                                                                                                                                                      

Книга одиннадцатая

2 В начале книги рассказывается о создании самоуправляющейся иудейской гражданско-храмовой общины в Иерусалиме. Персидский царь Кир II, завоевав в 538 г. до н. э. Вавилон, разрешил восстановление Иерусалима. Ахемениды придерживались принципа терпимости к чужим религиям, в частности, иерусалимская храмовая община освобождалась от царских налогов и повинностей. На строительство города и храма даже отводились средства из доходов сирийско-палестинской сатрапии.

3 Возврат евреев из Вавилонии в Палестину осуществлялся разновременно, группами, под руководством тех представителей иудейской общины, которые до этого занимали высокие чиновничьи должности при дворе персидских царей,- Зоровавеля, Ездры, Неемии. Поэтому иерусалимская храмовая община получила большие привилегии, а туземное население ставилось в неполноправное, даже зависимое положение. В пользу общины оно облагалось поборами и повинностями. Это вызывало серьезное недовольство местного населения Палестины, самаритян. Поэтому организация иерусалимской общины и восстановление города и храма происходило медленно и с большими перерывами. Они были завершены только в конце V - начале IV в. до н. э. Параллельно происходило оформление догматов иудаизма.

4 Ссылки к одиннадцатой книге

5 [939] Кир - основатель державы Ахеменидов. Здесь имеется в виду 539 г. до н. э., когда после завоевания Вавилона он стал и местным царем.

6 [940] Ср.: Иер. 25:12; 29:10.

7 [941] Ср.: Ис. 44:28.

8 [942] Действительно, Кир II издал эдикт о восстановлении Иерусалимского храма, который сохранился в библейской книге Ездры в двух версиях: на древнееврейском и арамейском языках. См. 1 Езд. 1:2-4 и 6:3-5.

9 [943] Это место, в котором отсутствуют данные о длине здания, безусловно испорчено. Заметка в Первой книге Ездры (6:4), где говорится: "рядов из камней больших три, и ряд из дерева один; издержки же пусть выдаются из царского дома", привела к неправильному пониманию Иосифом Флавием этого места. Здесь имеются в виду отнюдь не стены храма, а лишь стена, окружавшая его внутренний двор (Ср.: 3 Цар. 6:36). (Перев.)

10 [944] Фиал - у древних греков - чаша в виде широкой бутылки с узким горлышком; позднее - чаша, кубок.

11 [945] Только общая сумма предметов сходится у Иосифа Флавия с библейскими данными, в частностях есть большие отклонения. Ср.: 1 Езд. 1:9-11. (Перев.)

12 [946] По Геродоту (I, 192), артаба, персидская мера сыпучих веществ, равна одному аттическому медимну и трем аттическим хеникам.

13 [947] Иные рукописи Иосифа Флавия приводят здесь число 42 462. В этом случае сохранено число, упомянутое в Библии. (Перев.)

14 [948] В основу содержания этой главы легли данные Первой книги Ездры (1:1-11; 2:1-15) и Книги пророка Исаии (44:28).

15 [949] Ср. выше, IX. 14, 3 и X, 9, 7.

16 [950] Это Салманасар V (726-722 гг. до н. э).

17 [951] Индо-иранский союз племен в бассейне Амударьи.

18 [952] о смерти Кира II, последовавшей в 529 г. до н. э., древние авторы свидетельствуют различно. Самый распространенный рассказ сохранился у Геродота (III, 201-214).

19 [953] Камбиз правил с 529 по 522 г. до н. э.

20 [954] В основу рассказанного легли данные Первой книги Ездры (4:4-21).

21 [955] Геродот (I, 101) считает магов особой кастой жрецов, отличавшихся особенным искусством в астрологии и волшебстве.

22 [956] Это представители семей из персидского царского рода Ахеменидов. См. Геродот, III, 68-88.

23 [957] Рассказанное в этом месте является дополнением самого Флавия.

24 [958] Число сатрапий не превышало, по данным документальных источников, двадцати пяти.

25 [959] Этот рассказ, с некоторыми изменениями и дополнениями, взят из Второй книги Ездры (3:1-4:46), которой нет на древнееврейском и древнегреческом языках. Она известна только по латинскому тексту Вульгаты. (Перев.)

26 [960] Т. е. священников.

27 [961] Это явно преувеличенное число объясняется, вероятнее всего, ошибкой в тексте. (Перев.)

28 [962] Ср.: 1 Езд. 2:64-67; 3 Езд. 3:1-24; 4:1-64; 5:41.

29 [963] Т. е. утренние и вечерние жертвы. (Перев.)

30 [964] Т. е. Яффы.

31 [965] Ср. выше, IX, 14, 3.

32 [966] Начальник области.

33 [967] олигархия (греч.) - власть немногих, чаще - государство с таким правлением.

34 [968] До сих пор рассказ этой главы соответствует содержанию Первой книги Ездры (3:1-13; 4:1-4; 5:3-5; 6:5-22).

35 [969] Ксеркс правил в 486-464 гг. до н. э.

36 [970] У Иосифа Флавия в этом случае поставлено слово "постофорион", что означает маленькую часовню при храме.

37 [971] Здесь точное чтение не установлено: различные рукописи приводят различные написания. (Перев.)

38 [972] Ср.: 1 Езд. 9:2-15; 10:3 и Неем. 13:4-31.

39 [973] В основу рассказанного легли данные Первой книги Ездры (7:1-26), Третьей книги Ездры (8). Первой книги Ездры (9:1-15; 10:1-44), Третьей книги Ездры (9:1-56), Второй книги Ездры (8:1-18; 1:1; 2:19-7:73).

40 [974] Подобно тому как выше (5, 6) упоминается Ксеркс вместо Артаксеркса II (404-359 гг. до н. э.), так и этот Асвир, или, по Библии, Агасфер, есть известный в истории Ксеркс, сын Дария III. (Перев.)

41 [975] В Библии - Астин.

42 [976] То же, что и багряница - царственные пурпурные одежды.

43 [977] Ср.: Есф. 1:1 -9:32.

44 [978] Имеется в виду последний персидский царь (336-330 гг. до н. э.) из династии Ахеменидов - Дарий III.

45 [979] Филипп II, царь Македонии в 356-336 гг. до н. э., был убит во время свадебных торжеств, устроенных в г. Эги в связи с браком его дочери Клеопатры с эпирским царем. Убивший царя Павсаний был придворным гвардейцем. Относительно мотивов этого загадочного убийства высказывались различные версии: личная месть Павсания за надругательство над ним, происки македонской аристократии, недовольной возрастающим всевластием Филиппа, месть терявшей свое положение супруги царя властолюбивой олимпиады и ее желание утвердить на престоле Александра, заговор самого Александра с целью обретения власти. Убийство произошло накануне выступления Филиппа (завершившего объединение Македонии и подчинившего Грецию) в грандиозный поход "возмездия" против Персии. Поэтому существует также предположение, что убийство македонского царя было инспирировано персами.

46 [980] Александр, сын Филиппа и олимпиады, был провозглашен македонским царем в 336 г. до н. э., когда ему было 20 лет. Укрепив свое положение в Македонии и Греции, он весной 334 г. со своим войском переправился через Геллеспонт (пролив Дарданеллы) и вскоре у реки Граник одержал блестящую победу над персами. Затем двинулся в Лидию, бывшую персидской сатрапией. Главный город Лидии Сарды сдался Александру без боя. Греческие города Ионии (области на западном побережье Малой Азии) также не оказали ему сопротивления (за исключением Милета) - действуя под лозунгом освобождения греков от персидского владычества, Александр снискал там симпатии демократов. В Карий (юго-восток Малой Азии) при осаде Галикарнаса он одержал победу над силами местного персидского сатрапа и греческими наемниками, находившимися на службе у персов. Зимой 334/333 г. до н. э. Александр вторгся в Памфилию (область на юге Малой Азии). Основная часть его войска добралась туда через труднодоступные горы, сам же Александр со свитой прибыл в Памфилию по узкой тропе, с одной стороны которой были отвесные скалы, с другой - бушующее море. То обстоятельство, что ветер с моря в это время стих (хотя тропа и была залита водой), послужило для ряда античных историков основанием для легенды о чудесном успокоении моря у ног великого завоевателя.

47 [981] Киликия - область на юго-восточном побережье Малой Азии (к востоку от Памфилии).

48 [982] К этому времени Александр, покорив Памфилию, двинулся во Фригию (центр Малой Азии). Там в г. Гордии он соединился с остальными силами своего войска, действовавшими ранее в центральных областях Малой Азии. В этом городе македонский царь, по сообщениям ряда античных историков, разрубил так называемый гордиев узел, которым были связаны поводья древней колесницы фригийских царей. По преданию, тот, кто сможет развязать этот узел, должен стать царем Фригии (или всей Азии), но это не удавалось никому. Потерпев неудачу в попытках развязать узел, Александр разрубил его мечом (по другой версии - просто вынул из хомута заклепку, крепившую поводья). Из Фригии Александр двинулся к югу - в Киликию. Задержавшись там на некоторое время из-за болезни в г. Тарсе, он направился в Сирию. В пути Александр получил известие, что противник оказался у него в тылу - в недавно покинутом им киликийском городе Иссе.

49 Персидское войско, в два или три раза превосходившее по численности силы Александра, на сей раз возглавил сам царь Дарий III. Он отказался от своего первоначального плана не вступать в крупные сражения с македонянами в Малой Азии и попытаться перенести военные действия в тыл противника - в Грецию и Македонию. Неудачи заставили Дария перейти к более решительным действиям.

50 [983] Битва при Иссе произошла глубокой осенью 333 г. да н. э. Александр разгромил персидское войско. В ходе боя цари едва не встретились лицом к лицу, но Дарий бежал. Александр захватил лагерь персов, мать, жену и детей Дария. Но к родственникам Дария он проявил великодушие и не унизил их царского достоинства.

51 [984] Сразу после победы при Иссе Александр направил в Дамаск своего полководца Пармениона для захвата находившегося там обоза персидского царя. Македонянам досталась огромная добыча - в обозе находилась походная казна Дария III.

52 [985] Город Сидон (так же как Арад и Библ) подчинился Александру без боя. Занимая финикийские города, Александр лишал баз морские силы Дария III (в значительной степени персидский флот состоял из финикийских кораблей). Только самый могущественный город Финикии Тир оказал македонскому завоевателю упорное сопротивление. Осада его длилась семь месяцев.

53 [986] Тир был взят в июле или августе 332 г. до н. э. По приказу Александра к городу, расположенному на острове в полутора километрах от берега, была насыпана дамба, с окружавших же его кораблей и плотов действовали метательные машины, были подвезены тараны и другая осадная техника. Сквозь пролом в стене македоняне ворвались в город. Расправа Александра с жителями Тира была жестокой - после ужасной резни оставшихся в живых продали в рабство, а тех, кто был способен носить оружие, распяли на крестах (по сведениям Квинта Курция, к крестам были пригвождены две тысячи человек).

54 [987] оборону Газы, расположенной на юге Палестины, возглавлял преданный Дарию перс Бетис (Квинт Курций. История Александра Македонского. IV, 6).

55 [988] Расправа над защитниками Газы была не менее жестокой, чем в Тире. Во время осады Александр был ранен в плечо стрелой - на него совершил покушение араб-перебежчик. После взятия города женщины и дети были проданы в рабство, всех, кто сопротивлялся с оружием в руках, убили. Попавшего в плен Бетиса по приказу Александра привязали за ноги к колеснице, и кони проволокли его тело вокруг разрушенного города.

56 [989] По сообщению Квинта Курция (История Александра Македонского. IV, 7), после взятия Газы Александр сразу двинулся в Египет и прибыл туда через 7 дней.

57 [990] Парменион (400-330 гг. до н. э.) - выдающийся македонский полководец, представитель высшей знати. Его высоко ценил Филипп II. После убийства Филиппа Парменион был среди тех, кто добился провозглашения Александра царем. Опытный полководец принял деятельное участие во многих походах Александра в качестве его первого помощника. В 330 г., после казни заговорщиков, среди которых был сын Пармениона Филота, престарелого полководца убили по приказу Александра.

58 [991] Вероятно, речь идет о видении, изложенном в восьмой главе Книги пророка Даниила, где аллегорически повествуется о гибели "царя Персидского" (овен) от руки "царя Греции" (козел, идущий над землей). Однако если иудео-христианская традиция относит время создания Книги пророка Даниила к VI в. до н. э., то еще с античных времен существует мнение (имеющее многих приверженцев и в наши дни), что эта книга была написана в середине II в. до н. э., и ее пророчества в действительности являются аллегорическим изложением уже произошедших событий. Это доказывается, в частности, лингвистическим анализом, истолкованием числовой символики и т. д.

59 Вообще рассказ Иосифа Флавия о посещении Александром Иерусалима выглядит крайне сомнительным.

60 [992] Александр Македонский скончался 13 июня 323 г. до н. э. От малярии в Вавилоне в возрасте 33 лет.

61 [993] Диадохи - полководцы Александра Македонского, разделившие после его смерти территорию огромной державы. Преемников диадохов обычно называют эпигонами.

(Флв_прим.11:1-61)

1 Книга двенадцатая

2 Хронологически эта книга охватывает период от смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.) до гибели Иуды Маккавея в 160 г. до н. э. Историю Иудеи Иосиф Флавий излагает на широком фоне истории эллинистических государств, возникших в результате распада огромной державы Александра Македонского. В первых главах повествуется о положении Иудеи под владычеством Птолемеев, о борьбе за нее между Птолемеями и Селевкидами. Иосиф подробно излагает легенду о создании Септуагинты (греческого перевода Библии с древнееврейского языка) при Птолемее II Филадельфе. Книга освещает процессы эллинизация, происходившие в Иудее, отношение к этому различных групп населениям Немало места отведено описанию походов Антиоха IV в Палестину, селевкидского гнета в Иудее.

3 Заканчивается книга повествованием о начальном этапе Маккавейской войны - национально-освободительного восстания в Иудее против селевкидского господства.

4 Многое в содержании этой книги перекликается с данными Первой и Второй книг Маккавейских.

5 Ссылки к двенадцатой книге

6 [994] Раздел державы, созданной завоеваниями Александра Македонского, который описывает Иосиф, относится к одному из промежуточных периодов борьбы между диадохами (данная ситуация сложилась примерно к 311 г. до н. э.).

7 [995] "Сотер" по-древнегречески означает "спаситель".

8 [996] Агатархид Книдский (ок. 200 - ок. 120 гг. до в. э.) - придворный историк и географ Птолемеев, живший в Александрии.

9 [997] Александр Македонский был царем с 336 по 323 г. до н. э. Птолемей I Сотер правил Египтом с 323 г. до н. э. как сатрап, а с 305 г. и до своей смерти в 282 г. как царь. Птолемей II Филадельф ("любящий сестру") - соблюдая древние обычаи фараонов, он первым из Птолемеев женился на собственной сестре Арсиное - царствовал в Египте с 282 г. до н. э. (по некоторым сведениям, с 285 г.) по 246 г.

10 [998] Речь идет о знаменитой александрийской Библиотеке, ставшей крупнейшей библиотекой античности. Там же, в Александрии, Птолемеем I был основан Мусейон ("храм муз") - крупный научный центр, где видные ученые того времени занимались исследованиями в области математики (например, Эвклид), астрономии, зоологии, ботаники, филологии и т. д. Птолемей покровительствовали развитию науки и культуры, и Александрия по праву считается крупнейшим центром эллинистической культуры.

11 [999] Гекатей из Абдеры - писатель IV в. до н. э. Известен прежде всего своими фантастическими повествованиями о народах дальних стран.

12 [1000] Имеется в виду Арсиноя - жена (она же сестра) Птолемея II.

13 [1001] В эллинистическую эпоху физика (как наука о природе) являлась частью философии. Огромное внимание проблемам физики уделялось учеными александрийского Мусейона, столь лелеемого Птолемеем II.

14 [1002] В данном случае трудно установить, о каком Аристее говорит Иосиф.

15 [1003] Это остров Фарос, замыкающий александрийскую бухту. (Перев.) Здесь в 299-279 гг. до н. э. был построен знаменитый маяк высотой 110 м, считавшийся одним из семи "чудес света".

16 [1004] Вероятно, речь идет о Феопомпе Хиосском (IV в. до н. э.), историке и риторе, известном своим морализаторством и прежде всего обличениями дурных склонностей выдающихся исторических личностей.

17 [1005] Феодект (IV в. до н. э.) - автор трагедий, из которых сохранились лишь названия и отрывки десяти из них.

18 [1006] Селевк I Никатор ("победитель") - один из полководцев Александра Македонского, основавший в ходе борьбы между диадохами державу Селевкидов, куда вошли Сирия, Месопотамия, Малая Азия и ряд других восточных территорий, которые были завоеваны Александром.

19 [1007] По-видимому, речь идет о масле, которое использовалось при занятиях борьбой в гимнасиях. Несмотря на процесс эллинизации, что выразилось и в занятиях иудейской молодежи в этих заведениях, строгие нормы иудаизма, связанные с понятием ритуальной нечистоты, все же продолжали соблюдаться.

20 [1008] Антиохия, основанная на реке оронт Селевком I в 300 г. до н. э., была одной из столиц державы Селевкидов. С 64 г. до н. э. стала резиденцией римских наместников Сирии.

21 [1009] Лициний Муциан был наместником Сирии в период борьбы за власть в Римской империи после смерти Нерона. Активно поддерживал Веспасиана.

22 [1010] Веспасиан, командовавший римскими войсками в Иудее во время Иудейской войны, был провозглашен императором в 69 г. н. э. Его сын Тит стал соправителем в 71 г.

23 [1011] Марк Випсаний Агриппа (64-12 гг. до н. э.) -один из ближайших сподвижников Октавиана Августа, его наиболее талантливый полководец.

24 [1012] Это Аятиох II Теос - правитель Селевкидской державы с 261 по 246 г. до н. э.

25 [1013] Антиох III Великий-селевкидский царь (223-187 гг. до н. э.). Значительно расширил свои владения на востоке, однако в борьбе за Грецию и ряд территорий Малой Азии потерпел поражение от римлян.

26 [1014] Келесирией в античности называли либо долину между хребтами Ливаном и Антиливаном, либо Южную Сирию с Палестиной.

27 [1015] Птолемей IV Филопатор - царь (222-205 гг. до н. э.) из династии Птолемеев.

28 [1016] Полибий (201-120 гг. до н. э.) - один из крупнейших историков античности, автор "Всемирной истории" в 40 книгах, в которой изложены события с начала Пунических войн (264 г. до н. э.) до разрушения римлянами Карфагена (146 г. до н. э.).

29 [1017] Это, вероятно, ошибка. Антиох не имел решительно никакого повода посылать такое письмо Птолемею, своему врагу, войска которого были им разбиты. Кроме того, выше ясно говорится, что письма царя были адресованы его военачальникам и приближенным. (Перев.)

30 [1018] Персидская мера емкости (около 10 литров).

31 [1019] Здесь, видимо, вкралась неточность. Антиох заключил союз с Птолемеем Филопатором раньше, а именно в 217 г. (Перев.)

32 [1020] С первосвященниками этого имени мы имели случай встречаться уже выше. Их было всего четыре. Хоний I, сын и преемник Иаддуя (XI, 8, 7), вероятно, тот, которого Флавий ниже (ХII, 4, 10) ошибочно смешивает с Хонием III; к нему-то, по Первой книге Маккавейской (12:7, 8, 20), спартанский царь и обратился с посланием. Внуком этого Хония был Хоний II при Птолемее Эверге-те (247-222 гг. до н. э.). Хоний III, внук Хония II, был первосвященником при сирийском царе Селевке IV Филопаторе (187-175 гг.) и отличался большим благочестием. Его сын Хоний IV основал около 160 года храм в египетском городе Леонтополе. (Перев.)

33 [1021] См. XII, 2, 5. (Перев.)

34 [1022] Селевк IV Филопатор правил со 187 по 175 г. до н. э.

35 [1023] Ср.: 1 Мак. 12: 7, 19, 20. Здесь может быть указание на Арея I, который царствовал в Спарте с 309 до 265 г. до н. э. Поэтому и первосвященником тут может быть только Хоний I, а не Хоний III. Впрочем, имя Арея встречается в этой форме лишь в латинском переводе Первой книги Маккавейской и здесь, у Флавия (также ниже, XIII, 5, 8); в греческом и сирийском тексте оно переделано в "Дария". (Перев.)

36 [1024] Т. е. Хония.

37 [1025] Кроме приведенных здесь Флавием данных, об этом Тире ничего более неизвестно. (Перев.)

38 [1026] Антиох IV Эпифан - правитель Селевкидской державы в 175-163 гг. до н. э.

39 [1027] Птолемей V Эпифан правил с 204 по 180 г. до н. э.

40 [1028] Птолемей VI Филометор царь из династии Птолемеев (180-145 гг. до н. э.).

41 [1029] См. X, 11, 7.

42 [1030] Селевкидская эра считается с 312 г. до н. э., когда Селевк I вступил в Вавилон. Следовательно, Антнох Эпифан овладел Иерусалимом в 170 г. до н. э. (Перев.)

43 [1031] То были приверженцы первосвященника Менелая. (Перев.)

44 [1032] Летосчисление по олимпиадам было введено в середине III в. до н. э. греческим историком Тимеем и математиком Эратосфеном. Точкой отсчета стал год проведения первых олимпийских игр (776 г. до н. э.). Олимпиада включала в себя четыре года.

45 [1033] Гекатомбеон - название месяца, взятое Иосифом Флавием из местных календарей (возможно. Смирны). Примерно соответствовал панему в сирийско-македонском календаре.

46 [1034] Т. е. в 166 г. до н. э.

47 [1035] Т. е. в 165 г. до н. э.

48 [1036] Из крепости Акры, возведенной в Иерусалиме Антиохом IV.

49 [1037] Т. е. в декабре 164 г. до н. э.

50 [1038] В честь освящения храма и его торжественного очищения Иудой Маккавеем установлен праздник Ханукка ("обновление")

51 [1039] В Первой книге Маккавейской (5:35) этот город называется Масфа.

52 [1040] В Первой книге Маккавейской (5:36) - Хасфон.

53 [1041] Это, вероятно, упоминаемая Плинием (V, 16) Рефана, один из десяти сирийских городов на южном берегу ручья Гиеромакса или одного из его притоков. (Перев.)

54 [1042] Это Аштероф-Карнаим (Быт. 14:5). Этот храм двурогой богини Астарты назывался Атергатион, а сама богиня - Атаргатис. (Перев.) Атаргатис была одной из почитаемых арамейских богинь в эллинистическое время. В ее образе слились черты богини любви и плодородия Астарты и богини охоты и битвы Анат.

55 [1043] В Первой книге Маккавейской (5:44) об этом говорится следующее: "Тогда взяли они этот город и сожгли огнем капище со всеми находившимися в нем: и побежден был Карнаин и не мог более противостоять Иуде".

56 [1044] В основу содержания этой главы легли данные Первой книги Маккавейской (5:1-68). (Перев.)

57 [1045] Такого города на самом деле не существовало. Некоторые комментаторы полагают, что тут имеется в виду Экбатана. (Перев.) В Первой книге Маккавейской (6:1) этот город назван Елимаис.

58 [1046] Артемида - в древнегреческой мифологии богиня охоты, сестра-близнец Аполлона. В классическом варианте выступала как девственница и защитница целомудрия. Однако в ряде мест почиталась как богиня растительности и плодородия, в частности в Эфесе, где был построен знаменитый храм Артемиды (сожженный в 356 г. до н. э. Геростратом и затем восстановленный), который причислялся к семи "чудесам света". Известно, что, будучи в Эфесе, Александр Македонский принес щедрые жертвы этому храму.

59 [1047] Антиох IV умер в 163 г. до н. э. Его сыну Антиоху V Эвпатору ("эупатор" - "рожденный славным отцом") было тогда 9 лет.

60 [1048] Т. е. в 160 г. до н. э.

61 [1049] В "Иудейской войне" (I, 1, 5) Иосиф Флавий приводит другие данные - 50 000 человек пехоты, 5000 всадников и 80 слонов.

62 [1050] около 13 км.

63 [1051] обыкновенно щиты были покрыты чехлами. В бою их блеск должен был ослеплять врагов. (Перев.)

64 [1052] По "Иудейской войне" (I, 1, 5), сражение при Бет-Захарии произошло после того, как селевкидское войско взяло Бет-Цуру.

65 [1053] Субботним годом у иудеев был каждый седьмой год. В этот год посевы не производились, чтобы не истощать землю. Это было обосновано авторитетом религии. В Библии установление субботнего года приписывается самому богу, который повелел на горе Синай Моисею объявить израильтянам: "Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли..." (Лев. 25:3-5). С субботним годом связан "юбилейный" (пятидесятый) год (7Х7=49). Во время субботнего года нельзя было вести военные действия, но в случае нападения извне иудеи не прекращали сопротивления захватчикам и в этот год, о чем, например, свидетельствует яростный отпор осажденных в Иерусалиме селевкидскому войску Лисия в субботний год.

66 [1054] Маловероятно, чтобы распоряжения, подобные нижеизложенным, отдавал 9-10-летний мальчик. Очевидно, это были распоряжения Лисия от имени малолетнего царя.

67 [1055] Деметрий был сыном Селевка VI Филопатора; в Риме он находился в качестве заложника.

68 [1056] Антиох V Эвпатор был царем Селевкидской державы в 163- 162 гг. до н. э.

69 [1057] В Первой книге Маккавейской (7:43-45) говорится о том, что Никанор был убит первым, и войско его разбежалось, так что битва свелась главным образом к преследованию бежавших.

70 [1058] По данным Первой книги Маккавейской (9:54-56), смерть Алкима последовала лишь тринадцать месяцев спустя после кончины Иуды Маккавея. (Перев.)

71 [1059] Речь идет, очевидно, не о Галатии (области в центре Малой Азии), покоренной Римом значительно позднее, а о территории Северной Италии, заселенной галлами (кельтским народом). Этих галлов Рим окончательно покорил к концу Второй пунической войны (218-201 гг. до н. э.)

72 [1060] Иберия - греческое название древней Испании. Римляне захватили значительную ее часть в ходе Второй пунической войны. Однако дальнейшее завоевание Пиренейского полуострова Римом заняло еще несколько десятков лет.

73 [1061] Это древний Карфаген, основанный финикийцами в IX-VIII вв. до н. э. на территории нынешнего Туниса. Могущество сильной Карфагенской державы было сломлено Римом в ходе Пунических войн. После второй из них Карфаген утратил все свои внеафриканские владения. Однако сам город был взят и разрушен римлянами в 146 г. до н. э.

74 [1062] Македонский царь Филипп V (238-179 гг. до н. э.), союзник Карфагена во Второй пунической войне, потерпел сокрушительное поражение от римлян в 197 г., что привело к утрате македонской гегемонии в Греции. Окончательное поражение царю Македонии Персею Рим нанес в 168 г. Македония и Греция попали в зависимость от Римской державы, а в 146 г. до н. э. Греция стала римской провинцией. Антиох III Великий потерпел неудачу в своих попытках воспрепятствовать римской экспансии в Греции. После ряда поражений он был вынужден отказаться от своих европейских и малоазиатских владений.

75 [1063] Это произошло в 161 г. до н. э.

76 [1064] По Первой книге Маккавейской (9:5), у Иуды было три тысячи человек.

77 [1065] Иуда Маккавей погиб в 161 г. до н. э.

(Флв_прим.12:1-77)

1 Книга тринадцатая

2 В этой книге рассказывается о событиях 160-67 гг. до н. э. В центре повествования находится Маккавейская война (167-142 гг.), завершившаяся обретением Иудеей независимости, и история Иудеи при правлении династии Хасмонеев (от Ионатана до Александры-Саломеи). Значительная часть книги по содержанию тоже перекликается с Первой книгой Маккавейской, однако Иосиф Флавий гораздо больше внимания уделяет событиям в Египте и в государстве Селевкидов, клонившихся к упадку.

3 Здесь содержатся ценные сведения о "сектах" фарисеев, саддукеев и ессеев (правда, более краткие, чем во второй книге "Иудейской войны") и излагается история создания иудейского храма в Египте.

4 Ссылки к тринадцатой книге

5 [1066] В Первой книге Маккавейской Асфар назван озером (9:33).

6 [1067] Т. е. в 152 г. до н. э.

7 [1068] Речь идет о мятеже Александра Баласа.

8 [1069] Скорее всего здесь авторская ошибка. Ни в одном из сочинений Иосифа Флавия об этом ничего не говорится.

9 [1070] Праздник Кущей ("суккот") - вначале был праздником урожайного цикла и праздновался в течение семи дней после уборки урожая. Затем ему было придано иное символическое значение. Праздник стал связываться с преданиями об исходе евреев из Египта, где говорится, что странствовавшие по пустыне евреи жили в шатрах. В последний день праздника совершается торжественное богослужение (этот день называется "радость Торы").

10 [1071] "Топос" - "местность", "архэ" - "власть" (др.-греч.). В данном случае речь идет о территориях, подвластных Деметрию I Сотеру, царствовавшему в селевкидской державе со 162 по 150 г. до н. э. и павшему жертвой мятежа Александра Баласа.

11 [1072] См. Ис. 19:19.

12 [1073] Это египетская богиня Баст. Богиня радости и веселья древних египтян изображалась в виде женщины с головой кошки (кошка была священным животным богини Баст). Бубастис - главное место культа богини.

13 [1074] См. "Иуд. война". VII, 10, 3.

14 [1075] Т. е. в 147 г. до н. э.

15 [1076] Дагон - древнее семитское божество (см. прим. 1 к книге шестой).

16 [1077] Этот сюжет в сочинениях Иосифа Флавия больше нигде не встречается.

17 [1078] В Первой книге Маккавейской (11:17) - Завдиил.

18 [1079] Александр Балас правил державой Селевкидов в 150- 145 гг. до н. э.

19 [1080] Деметрий II Никатор ("победитель") правил в Селевкидском государстве со 145 по 139/138 г. до н. э.

20 [1081] Речь идет об Антиохе VI Эпифане, сыне Александра Баласа.

21 [1082] В Первой книге Маккавейской (11:60) говорится о городах, расположенных на другом берегу Иордана.

22 [1083] Т. е. был подтвержден прежний договор, заключенный Иудой Маккавеем в 161 г. до н. э. между Иудеей и Римом.

23 [1084] Эфоры - в Спарте (Лакедемоне) пять должностных лиц, которым принадлежала высшая власть. Эфоры избирались на год всеми полноправными спартанцами. Коллегия эфоров обладала правом контроля над всеми сферами жизни спартанского общества: воспитанием подрастающего поколения, поведением взрослых граждан, деятельностью царей, которых при необходимости они могли привлекать к ответственности. Эфоры ведали набором ополчения, сопровождали царей в военных походах. Фактически в их руках находилась вся политическая жизнь Спарты.

24 [1085] Герусия - в Спарте совет старейшин (геронтов), высший политический орган. В герусию входили два царя и 28 граждан (не моложе 60 лет), избираемых пожизненно народным собранием. Герусия созывалась эфорами и готовила решения по наиболее важным государственным делам.

25 [1086] Подробнее о фарисеях, саддукеях и ессеях см. "Иуд. война" (II, 8, 2-14).

26 [1087] очевидно, имеется в виду парфянский царь Митридат I (Аршак VI) из династии Аршакидов.

27 [1088] об этом рассказывается в Первой книге Маккавейской (14:1-3).

28 [1089] В Первой книге Маккавейской (13:11) этот город назван Иоппией.

29 [1090] Точное месторасположение этого города неизвестно.

30 [1091] Здесь следует, вероятно, дополнить: "в течение восемнадцати лет". (Перев.)

31 [1092] В 140 г. до н. э. Симон получил наследственное звание первосвященника, стратега и этнарха, сосредоточив таким образом в своих руках верховную религиозную, военную и гражданскую власть. Еще от Деметрия II Никатора Симон добился освобождения от уплаты Иудеей дани селевкидсквм царям. При Симоне Иудея обрела полную независимость от Селевкидов.

32 [1093] Т. е. в 312 г. до н. э.

33 [1094] Это крепость Акра.

34 [1095] "Трифон" (др.-греч.) - "роскошь, изнеженность".

35 [1096] Как селевкидский царь Антиох VII (138-129 гг. до н. э.) имел прозвище Сидет, а не Сотер.

36 [1097] Симон был убит в 135 г. до н. э. Его убийство было результатом происков Антиоха VII, который пообещал власть над Иудеей зятю Симона Птолемею, бывшему военачальником в районе Иерихона. Когда Симон с женой и сыновьями Маттафией и Иудой объезжал города Иудеи, Птолемей пригласил их в Иерихон на пир, где Симон и был убит. По Первой книге Маккавейской, младшие братья Иоханана Гиркана были убиты вместе с их отцом.

37 [1098] Разные системы датировки, используемые здесь Иосифом Флавием, затрудняют установление точной даты этого события. К тому же автор при датировке по олимпиадам обычно не указывает год (один из четырех) той или иной олимпиады (как принято было делать). Скорее всего в данном случае следует говорить о 134 г. до н. э.

38 [1099] Использование чужеземных наемников вместо гражданского ополчения было одним из моментов эволюции государства Хасмонеев в эллинистическую монархию.

39 [1100] Пятидесятница - "шебуот" (др.-евр. "праздник недель") - справляется на 50-й день после Пасхи. Поначалу был земледельческим праздником жатвы у древних евреев, затем получил иной смысл - праздника в память дарования богом Торы (Пятикнижия) Моисею на горе Синай.

40 [1101] очевидно, речь идет об одном из правителей парфянской династии Аршакидов - Фраате II (139-129 гг. до н. э.).

41 [1102] Деметрий II Никатор царствовал вторично в 129-125 гг. до н. э.

42 [1103] В "Иудейской войне" (I, 2, 6) - хутеяне.

43 [1104] Преторы - высшие магистраты в Риме того времени, подчинявшиеся консулам. Занимались судопроизводством.

44 [1105] Комиции - народное собрание.

45 [1106] Речь идет о правителе эллинистического Египта Птолемее VIII Фисконе (145-116 гг. до н. э.).

46 [1107] Антиох VIII Грип правил в Селевкидской державе со 125 по 96 г. до н. э., ведя ожесточенную борьбу за престол.

47 [1108] По названию этого греческого города Антиох IX получил свое прозвище - Кизикенский; он правил на части территории государства Селевкидов в 115-95 гг. до н. э.

48 [1109] Птолемей IX Лафур правил в эллинистическом Египте (совместно с Клеопатрой III) в 116-107 гг. до н. э.

49 [1110] Страбон (ок. 64/63 - 24 гг. до н. э.) - знаменитый античный географ и историк, уроженец города Амасии (на северном побережье Малой Азии). Известен прежде всего своими капитальными трудами "География" (сохранилась полностью) и "Исторические комментарии" (до нас дошли лишь отрывки).

50 [1111] Иоханан Гиркан скончался в 104 г. до н. э.

51 [1112] Аристобул, не удовлетворившись завещанным ему отцом саном первосвященника, в 104 г. до н. э. принял царский титул. Таким образом, он стал первым царем Иудеи после почти полутысячелетнего перерыва. Вавилонский плен положил конец царской власти в Иудее. Вероятно, желая подчеркнуть этот момент, Иосиф Флавий и говорит о 481 годе после возвращения из вавилонского плена применительно к дате возложения царской диадемы на Аристобула. Но Иосиф дает неточную цифру - если исходить из его данных, то датой возвращения иудеев (конечно, уведена в плен была только часть иудейского населения, главным образом социальная верхушка) следует считать 585 г. до н. э., а не традиционно принятое начало 30-х годов VI века.

52 [1113] Смерть Аристобула I наступила в 103 г. до н. э.

53 [1114] Т. е. город, переименованный затем Иродом I в Кесарию.

54 [1115] Несколько ранее (XIII, 9, 3 и 10, 1) Иосиф называет его Антиохом Грипом и подробно описывает его родственные связи с Антиохом Кизикенским.

55 [1116] Т. е. Клеопатрой III.

56 [1117] Т. е. таких, из которых каждый должен был вступить в бой с сотней противников. (Перев.)

57 [1118] Больше об этом Иосиф Флавий ни в одном из своих произведений не сообщает.

58 [1119] Речь идет о египетских иудеях.

59 [1120] Селевк VI Эпифан Никатор - селевкидский правитель в 96-95 гг. до н. э.

60 [1121] Антиох Х Благочестивый - селевкидский царь в 95-83 гг. до н. э.

61 [1122] "Эукерос" (др.-греч.) - "своевременный".

62 [1123] Именно об этом у Иосифа Флавия больше ничего не говорится.

63 [1124] См. выше, III, 10, 1. (Перев.)

64 [1125] Писидия - страна воинственных горцев (в горах Тавра).

65 [1126] По "Иудейской войне" (I, 4, 4), имя этого аравийского царя - Обеда.

66 [1127] В "Иудейской войне" (I, 4, 5) иные цифры: 1000 всадников, 8000 наемной пехоты и еще 10 000 сторонников из иудеев.

67 [1128] Фракийцы пользовались славой беспримерно жестоких. (Перев.)

68 [1129] Митридат II правил в Парфии со 124 по 88 г. до н. э.

69 [1130] Филипп I Филадельф был царем части Селевкидской державы в 94-83 гг. до н. э.

70 [1131] Антиох XII Дионис был одним из царей Селевкидского государства в 87-84 гг. до н. э. Правление нескольких царей в этой эллинистической державе было одним из проявлений охватившего ее кризиса.

71 [1132] Птолемей, сын Менная, был тираном Халкиды (области в Келесирии), Арета правил набатеями, обитавшими к востоку от Иордана.

72 [1133] Александр Яннай правил в Иудее со 103 по 76 г. до н. э.

73 [1134] Здесь, как и несколько ниже, в греческом тексте заметен пропуск. (Перев.)

74 [1135] Тигран Великий - правитель Армении (95-55 гг. до н. э.). Ему удалось захватить часть Месопотамии, Сирию, Киликию и Каппадокию. Он находился на селевкидском престоле с 83 по 69 г. до н. э.

75 [1136] Луций Лициний Лукулл - римский полководец, в 74-70 гг. до н. э.-- проконсул Киликии и Азии, нанес решающее поражение царю Понта Митридату VI Эвпатору, а затем Тиграну Великому.

76 [1137] Митридат VI был тестем Тиграна Великого. Рим начал войну с Тиграном из-за его отказа выдать Митридата.

77 [1138] Речь идет о стране, располагавшейся на территории современной Грузии.

78 [1139] Александра (Саломея) правила с 76 по 67 г. до н. э.

(Флв_прим.13:1-78)

1 Книга четырнадцатая

2 Книга посвящена событиям в Иудее от начала правления Аристобула II (67 г. до н. э.) до утверждения на царском престоле Ирода I и казни последнего правителя из хасмонейской династии Антигона (37 г. до н. э.). Историю Иудеи Иосиф Флавий излагает в тесной связи с историей Рима. Главная сюжетная линия - это покорение Иудеи Римом. Здесь фигурируют Помпей, Красс, Юлий Цезарь, Марк Антоний, Октавиан. Особым достоинством этой книги является обильное цитирование Иосифом множества официальных документов, касающихся Иудеи и евреев диаспоры, чего нет в других источниках.

3 Ссылки к четырнадцатой книге

4 [1140] По летосчислению по олимпиадам - это 70 г. до н. э., если же исходить из данных римских консульских списков - 69 г.

5 [1141] около 8 литров. (Перев.)

6 [1142] Гней Помпей (106-48 гг. до н. э.) к этому времени приобрел в Риме славу выдающегося полководца. Он подавил восстание Сертория в Испании, участвовал в подавлении восстания Спартака, всего за сорок дней очистил Средиземное море от пиратов, разгромил понтийского царя Митридата VI Эвпатора, подчинил Риму правителя Армении Тиграна Великого. В результате его завоеваний на востоке в римские провинции были превращены Понт и Вифиния, Армения признала вассальную зависимость от Рима. В 63 г. до н. э. римской провинцией стала и Сирия.

7 [1143] Эмилий Скавр прибыл в Иудею по поручению Помпея в 64 г. до н. э.

8 [1144] Главный храм Рима, посвященный Юпитеру (в римской мифологии - царь богов), а также его супруге богине Юноне (богиня брака и материнства) и Минерве (богиня мудрости, покровительница ремесел и искусств). Именно к этому храму направлялись триумфальные шествия римских полководцев, чтобы там принести жертву из захваченной добычи.

9 [1145] В "Иудейской войне" - Дион.

10 [1146] Митридат VI, разгромленный римлянами, бежал на Боспор (некогда им завоеванный) к своему сыну Фарнаку. Когда последний поднял мятеж против отца, Митридат приказал рабу убить себя. Произошло это в 63 г. до н. э. Фарнак несколько позднее, воспользовавшись гражданскими войнами в Риме, попытался отвоевать у римлян Понт. Тогда Юлий Цезарь в августе 47 г. стремительно перебросил свои войска из Египта в Малую Азию и с ходу разбил Фарнака в битве у Зелы. Фарнак был убит во время бегства. Об этой своей победе Юлий Цезарь сообщил предельно краткой фразой, ставшей крылатым изречением: "Пришел, увидел, победил".

11 [1147] См. Об этом также в "Иудейской войне" (I, 6, 6).

12 [1148] В 63 г. до н. э. Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) - выдающийся римский оратор, писатель, общественный деятель. 63 год был апогеем его политической деятельности. На этот год он был избран консулом, и в этом качестве прославился подавлением заговора Катилины.

13 [1149] Тит Ливий (59 г. до н. э.-- 17 г. н. э.) - крупнейший римский историк, автор капитального труда "История Рима от основания города" из 142 книг. К сожалению, текст тех книг, в которых идет речь о событиях, излагаемых здесь Иосифом, не сохранился.

14 [1150] Фауст Корнелий был сыном Луция Корнелия Суллы (138- 78 гг. до н. э.), известного римского государственного деятеля и полководца. В 83 г. до н. э. Луций Корнелий Сулла установил свою диктатуру в Риме, а в 79 г. Отказался от власти. Как полководец одержал ряд блестящих побед, в том числе над Митридатом VI. Фауст Корнелий Сулла в дальнейшем оказался среди противников Юлия Цезаря н погиб.

15 [1151] Центурион - в римской армии командир центурии (сотни).

16 [1152] Стол.

17 [1153] Здесь изложена более точная, чем в "Иудейской войне" (I, 7, 6), версия посещения Помпеем Иерусалимского храма.

18 [1154] Corona muralis - золотой зубчатый венок был традиционной римской наградой для воина, который первым взбирался на стену вражеского города.

19 [1155] В состав провинции Сирии.

20 [1156] Легион ("legio" - "набор") - боевая единица римской армии. После реформы Мария (107 г. до н. э.) легион, состоявший из 5- 6 и более тысяч человек, подразделялся на 10 когорт по 500-600 воинов в каждой. Когорты делились на манипулы.

21 [1157] Авл Габиний был консулом в 58 г. до н. э. Следовательно, став в 57 г. наместником Сирии, он управлял ею в качестве проконсула, а не претора. Управление римскими провинциями бывшими консулами и преторами было введено во времена диктатуры Суллы.

22 [1158] Эти события изложены и в "Иудейской войне" (I, 8, 3-4) причем Иосиф дает там еще более восторженную оценку храбрости Марка Антония, будущего союзника, а затем главного соперника Октавиана Августа в борьбе за власть в Риме.

23 [1159] По "Иудейской войне" (I, 8, 5), три вышеназванные крепости были разрушены по просьбе матери Александра.

24 [1160] Иерусалим (с ранее единственным в Иудее синедрионом) утратил, таким образом, свое значение столицы. В этой реформе был реализован типично римский политический принцип: "Разделяй и властвуй".

25 [1161] Аристобул II правил в Иудее с 67 по 63 г. до н. э.

26 [1162] об этом говорится в "Иудейской войне" (I, 8, 7), но еще более кратко.

27 Птолемей XII Авлет был изгнан александрийцами, но добился поддержки у Помпея и Красса, двух участников первого триумвирата (в этот негласный союз входил и Юлий Цезарь). По их приказу Габиний вторгся в Египет и снова возвел на престол Птолемея XII. Поскольку этим Габиний нарушил волю римского сената, он вскоре был отозван для суда в Рим, а наместником Сирии в 54 г. стал Красс.

28 [1163] Архелай был поставлен у власти в Александрии вместо изгнанного Птолемея XII.

29 [1164] Библейская гора Табор, ныне Джебелет-Тур. (Перев.)

30 [1165] В борьбе за парфянский престол между сыновьями убитого Фраата III Митридатом и ородом победил последний. Митридат спасся бегством и попытался получить помощь у римлян для захвата власти в Парфии.

31 [1166] В "Иудейской войне" (I, 8, 8) Иосиф повествует об этом также кратко. Римское войско потерпело сокрушительное поражение от парфян при Каррах в 53 г. до н. э. С гибелью Красса распался и первый триумвират.

32 [1167] Гай Кассий Лонгин был квестором Красса. Он управлял Сирией с 53 по 51 г. до н. э.

33 [1168] Имеются в виду события начала 49 г. до н. э., когда Юлий Цезарь со своим войском из Галлии, перейдя Рубикон, стремительным броском овладел Римом.

34 [1169] Наместником Сирии в 49-48 гг. до н. э. был ревностный сторонник Помпея Квинт Цецилий Метелл Сципион. Он участвовал в битве при Фарсале на стороне Помпея.

35 [1170] Решающую победу над Помпеем Цезарь одержал в июле 48 г. до н. э. при Фарсале (на северо-востоке Греции). Помпей бежал в Египет, но был там убит. Юлий Цезарь, преследуя Помпея, высадился в Египте.

36 [1171] Здесь содержится явное противоречие с тем, что сообщает сам Иосиф в "Иудейской войне" (I, 9, 3). Там он говорит, что не Юлий Цезарь послал войска Митридату, которые остановились у Аскалона, а, наоборот, Митридат стремился в Египет и был вынужден остановиться у Аскалона. Версия "Иудейской войны" выглядит гораздо убедительнее. Митридат, царь Пергама, спешил с войском на выручку Цезарю в Египет, где последний в Александрии отбивался от значительно превосходящих сил египтян (невероятно, чтобы в этой исключительно сложной ситуации Цезарь мог послать войска Митридату). Конфликт же в Египте произошел из-за вмешательства Юлия Цезаря в спор о египетском престоле между Птолемеем Дионисом и Клеопатрой. Митридат оказал существенную поддержку Цезарю. Соединившись с Митридатом, Цезарь разгромил египтян и отдал египетский престол очаровавшей его Клеопатре.

37 [1172] Это так называемый онийский округ, где жили египетские евреи.

38 [1173] Иудейский стан (лагерь) - это название местности, как сообщает Иосиф Флавий в "Иудейской войне" (I, 9, 4).

39 [1174] Азиний Поллион (76 г. до н. э.-- 4 г. н. э.) - римский оратор, общественный деятель (консул в 40 г. до н. э.), поэт, историк. Известен как покровитель выдающегося поэта Вергилия. "История" Азиния не сохранилась. Известен также как основатель первой публичной библиотеки в Риме.

40 [1175] Т. е. 13 декабря. Идами римляне называли тринадцатый или пятнадцатый день месяца.

41 [1176] Это храм Конкордии на римском Форуме. В римской религии существовало обожествление некоторых абстрактных понятий. Так было обожествлено и персонифицировано в виде богини Конкордии понятие согласия (гражданского согласия).

42 [1177] В данном случае имеются в виду территориальные трибы (округа). Одной из форм народных собраний в Риме были трибутные комиции, где голосование происходило по трибам (каждая триба имела один голос).

43 [1178] Неясно, какую дату избрал в данном случае Иосиф Флавий для начала отсчета правления Гиркана II.

44 [1179] Притания - исполнение обязанностей афинскими должностными лицами - пританами - из числа Совета 500. Обязанности пританов исполнялись поочередно в течение года представителями каждой из десяти фил, на которые были разделены афинские граждане. Срок исполнения своих обязанностей каждым пританом составлял 35-36 дней. По пританам афиняне вели исчисление времени.

45 [1180] Архонты - высшие должностные лица в Афинах. По имени первого архонта (эпонима) назывался год.

46 [1181] Мунихион (по афинскому календарю) примерно соответствует апрелю.

47 [1182] очевидно, принадлежавший к Эрхии (дему, т. е. части филы, в Аттике).

48 [1183] Хариты - в древнегреческой мифологии богини радости и женской красоты. Наиболее известны были три хариты: Аглая ("блеск"), Талия ("цвет"), Эвфросина ("радость"). Обычно их изображали в виде трех прекрасных обнаженных девушек. В Риме харит стали называть грациями.

49 [1184] Дионис - у древних греков бог растительности, виноградарства и виноделия. В честь Диониса устраивались празднества - дионисии (Великие дионисии. Сельские дионисии, Леней), сопровождавшиеся жертвоприношениями, хоровым пением, торжественными процессиями, театральными представлениями и состязаниями поэтов.

50 [1185] Панафинеи - главный афинский праздник в честь богини Афины. Великие Панафинеи праздновались раз в четыре года в течение пяти дней. Кульминационным моментом праздника было торжественное шествие с жертвами и новой одеждой, сотканной женщинами Афин для статуи богини в храме Эрехтейон на Акрополе. Празднество включало в себя также конкурсы музыкантов и певцов, соревнования атлетов, колесниц и т. д.

51 [1186] Элевсинские мистерии - официальные культовые празднества в Афинах в честь богини плодородия Деметры и ее дочери Персефоны. В основе символического содержания элевсинских мистерий лежал миф о похищении Персефоны богом подземного царства мертвых Аидом. Персефона получила возможность две трети года проводить с Деметрой (и тогда природа плодоносит), но треть года она должна была оставаться с Аидом (в этот период года плодоносящие силы земли замирают). В мистериях могли принимать участие только посвященные - только им открывался сокровенный смысл культовых действий. Во время празднества совершалось торжественное шествие из Афин в близлежащий Элевсин, происходило посвящение в мисты, приносились жертвы Деметре, совершались культовые действия, недоступные для непосвященных.

52 [1187] Юлий Цезарь возвратился в Рим после победы над Фарнаком. В Риме он сумел погасить бунт легионеров, пообещав выполнить их требования, и вскоре отправился с шестью легионами в Африку, где находились крупные силы сторонников Помпея во главе с полководцем Метеллом Спипионом, ярым республиканцем и противником всякого единовластия Марком Порцием Катоном Младшим и нумидийским царем Юбой. В апреле 46 г. до н. э. в битве при Тапсе Цезарь разгромил своих противников. Катон и Юба покончили жизнь самоубийством.

53 [1188] Император - высший почетный титул полководцев в республиканском Риме. Юлий Цезарь получил этот титул от своих воинов еще во время наместничества в Испании. В 45 г. до н. э. титул императора был присвоен ему сенатом (после разгрома Цезарем сыновей Помпея в Испании).

54 Верховный жрец (pontifex maximus) - высшая жреческая должность в Риме. Юлий Цезарь был избран великим понтификом еще до своего наместничества в Испании.

55 [1189] Диктатор - должностное лицо в Риме, наделенное высшими чрезвычайными полномочиями на срок не более шести месяцев. В первый раз Цезарь получил полномочия диктатора осенью 49 г. до н. э., во второй раз - после победы при Тапсе (на десять лет); в 44 г. решением сената Юлий Цезарь был провозглашен пожизненным диктатором.

56 [1190] Этнарх - правитель области, в данном случае Иудеи.

57 [1191] Консул - высшее должностное лицо в Римской республике. На каждый год народное собрание избирало двух консулов. Гай Юлий Цезарь был консулом в 59 г., 48 г., 46 г. и 44 г. до н. э. Он отказался от присвоенного ему в 45 г. десятилетнего консульства.

58 [1192] Это постановление относится к 44 г. до н. э., так как пятое консульство Цезаря приходится на этот год.

59 [1193] Легат - в данном случае скорее всего чиновник из канцелярии наместника либо заместитель командующего армией.

60 [1194] Парос - один из островов Кикладской группы в Эгейском море. Остров Делос также находится в этом архипелаге.

61 [1195] Марк Антоний и Юлий Цезарь были избраны консулами на 44 г. до н. э. Поскольку Юлий Цезарь был убит в марте этого года, то коллегой-консулом Марка Антония стал Публий Корнелий Долабелла (избираемый в таких случаях консул назывался консулом суффектом).

62 [1196] Квесторы ведали финансовыми делами, их учетом. В военных походах они сопровождали консулов.

63 [1197] Т. е. 11 апреля.

64 [1198] Т. е. 9 февраля.

65 [1199] Азия - территория бывшего Пергамского царства в Малой Азии, ставшая римской провинцией в 129 г. до н. э.

66 [1200] Леней - название месяца в одном из местных календарей Малой Азии. Соответствует дистру в сирийско-македонском календаре.

67 [1201] Календы - в римском календаре первое число месяца. За двенадцать дней до октябрьских календ - 20 сентября.

68 [1202] Это римские консулы 49 г. до н. э.

69 [1203] Военный трибун - римский офицер (в легионе было от четырех до десяти трибунов).

70 [1204] Народный трибун - римский магистрат, избиравшийся только из плебеев как защитник их прав и интересов. Он имел право вето на решения магистратов, мог опротестовать решение сената. Пропретор - бывший претор, назначенный наместником провинции после окончания своей претуры.

71 [1205] Проквестор - квестор в провинции.

72 [1206] Т. е. постановление народного собрания.

73 [1207] Фаргелион - название месяца в афинском календаре. Соответствует дасию в сирийско-македонском календаре.

74 [1208] Сарды - город в Малой Азии (некогда столица Лидийского царства).

75 [1209] Кос - остров в Эгейском море.

76 [1210] Квинтилий - пятый месяц в древнеримском календаре (год начинался с марта). После смерти Юлия Цезаря был переименован в "юлий" (июль). По реформе календаря, осуществленной Юлием Цезарем, год начинался с 1 января.

77 [1211] Лаодикея - город в Малой Азии на реке Лик.

78 [1212] один из консулов суффектов 45 г. до н. э., избранный на три последних месяца этого года, так как Юлий Цезарь сложил с себя звание консула.

79 [1213] Траллы - город в Малой Азии.

80 [1214] Милет - город на юго-западном побережье Малой Азии.

81 [1215] Галикарнас - город на юго-западном побережье Малой Азии. В честь правителя Мавсола (371-353 гг. до н. э.) в городе был воздвигнут Мавзолей, считавшийся одним из семи "чудес света".

82 [1216] Анфестерион - название месяца в афинском календаре. Соответствовал дистру в сирийско-македонском календаре.

83 [1217] На Капитолии находился государственный архив Рима (Табулярий).

84 [1218] Это произошло в 46 г. до н. э.

85 [1219] Луций Стаций Мурк, прибывший в Сирию с тремя легионами, был наместником этой провинции в 45-43 гг. до н. э.

86 [1220] Гай Юлий Цезарь был убит в здании сената 15 марта 44 г. до н. э. Во главе заговора стояли Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин. Вскоре после этого в Риме началась новая полоса гражданских войн.

87 [1221] Гай Кассий Лонгин прибыл в Сирию наместником вопреки решению комиций, которое отменяло прежнее решение Цезаря. Сирия должна была достаться не Кассию (ему была определена Киренаика), а Долабелле, сыгравшему важную роль в установлении порядка в Риме в связи с массовыми выступлениями плебса из-за убийства Цезаря. Но Кассий прибыл в Сирию в конце 44 г., раньше Долабеллы.

88 [1222] Иосиф Флавий, очевидно, имеет в виду соперничество за власть между консулом Марком Антонием и молодым (ему было всего 19 лет) Октавианом, усыновленным в свое время Цезарем, сразу после убийства Цезаря. Это соперничество вылилось в военные действия, когда Марк Антоний двинул войска в Галлию, чтобы расправиться с противником Цезаря Децимом Брутом, а против Антония выступили основные силы римской армии во главе с консулами и Октавианом. Антоний был разбит, однако в ноябре 43 г. до н. э. Октавиан, Марк Антоний и наместник Нарбоннской Галлии Эмилий Лепид заключили союз (так называемый второй триумвират).

89 [1223] При заключении своего договора триумвиры условились, что Лепид должен стать консулом на следующий год и остаться в Риме, а Антоний и Октавиан поведут легионы на восток, где обосновались их главные противники Марк Юний Брут (в Македонии) и Гай Кассий Лонгин (в Сирии).

90 [1224] Кассий отправился с войском в Малую Азию, чтобы соединиться с Брутом. Соединение их сил произошло в начале 42 г. до н. э. в Сардах. Затем они двинулись в Македонию, куда прибыли легионы Антония и Октавиана.

91 [1225] В "Иудейской войне" (I, 12, 1) Иосиф называет его Феликсом.

92 [1226] Речь идет о Мариамме из рода Хасмонеев.

93 [1227] В октябре 42 г. до н. э. при Филиппах (в Македонии) Антоний и Октавиан разгромили Брута и Кассия. После этой победы триумвиры разделили управление территорией государства: Антонию достались восточные провинции, Октавиану - западные, Лепид получил Африку.

94 [1228] Эпархия - греческий эквивалент латинского термина "провинция".

95 [1229] В ходе первого боя при Филиппах Брут обратил в бегство войска Октавиана, Кассий же потерпел поражение от Антония и покончил жизнь самоубийством. Во втором сражении Антоний и Октавиан разгромили легионы Брута. Бежавший Брут пронзил себя мечом.

96 [1230] Речь идет о правительнице Египта Клеопатре VII, сумевшей до этого очаровать Юлия Цезаря (у них родился сын Цезарион). Будучи любовницей Цезаря, Клеопатра два года жила в Риме (до его убийства). Ее приезд в киликийский Тарс, где находился Антоний, по сообщению Плутарха, был обставлен чрезвычайно помпезно. Женское обаяние 28-летней Клеопатры, окружавшие ее роскошь и праздность пленили Марка Антония. С этих пор начался его пылкий роман с Клеопатрой, который смогла прервать только смерть.

97 [1231] Мессала - римский сенатор.

98 [1232] Так называлось предместье Антиохии, славившееся своей красотой и служившее любимой резиденцией сперва Селевкидам, а затем и римским полководцам. Здесь находилась знаменитая роща из лавровых деревьев (отсюда название местности) с храмом Аполлона. (Перев.)

99 [1233] Тетрарх - титул правителя четвертой части какого-либо региона. Тетрархами называли также не только "четверовластников" в строгом смысле этого слова, но и мелких властителей вообще.

100 [1234] Парфяне захватили почти всю Сирию в конце 41 или в начале 40 г. до н. э. Пакор был сыном парфянского царя орода I.

101 [1235] Приморский город в Галилее между Тиром и Птолемаидой. (Перев.)

102 [1236] В "Иудейской войне" (I, 13, 5) Иосиф называет этого сирийского богача Сарамаллой.

103 [1237] По "Иудейской войне" (I, 13, 8) - Иродион.

104 [1238] очевидно, речь идет о событиях 41-40 гг. до н. э., когда произошел острый конфликт между Октавианом и консулом 41 года Луцием Антонием (братом Марка Антония), вместе с которым действовала Фульвия, жена Марка Антония. Октавиан осадил противников в городе Перузии и принудил их сдаться. Сохранив жизнь Луцию Антонию и Фульвии, он жестоко расправился с жителями и защитниками Перузии. Обеспокоенный Марк Антоний прибыл в Рим, однако до сражения дело не дошло. Конфликт был урегулирован новым соглашением (фактически повторявшим прежнее), триумвират сохранился.

105 [1239] Трирема - корабль с тремя рядами весел.

106 [1240] Т. е. Октавиан. После усыновления Юлием Цезарем он сменил свое имя на Гай Юлий Цезарь Октавиан (прежнее имя было Гай Октавий Фурий). С 40 г. до н. э. (о событиях этого года как раз и идет речь) он именовался Императором Цезарем.

107 [1241] Т. е. в 40 г. до н. э.

108 [1242] Публий Вентидий Басс, легат Антония, прибыл в Иудею в 39 г. до н. э. В 39-38 гг. Он нанес парфянам ряд крупных поражений, вернув Риму восточные провинции. За это он был удостоен титула императора и триумфа.

109 [1243] Т. е. Иоппия.

110 [1244] Это был 37 г. до н. э.

111 [1245] Речь идет о свадьбе Ирода и Мариаммы из рода Хасмонеев.

112 [1246] Конечно, Сосий не сравнивал Антигона с Антигоной, которая была, по греческой мифологии, дочерью фиванского царя Эдипа и похоронила вопреки приказу царя брата-изменника, за что была осуждена на мучительную смерть, но покончила с собой. Сосий хотел подчеркнуть беспомощность Антигона, называя его женским именем.

113 [1247] По спискам римских консулов - это 37 г. до н. э. При датировке по олимпиадам Иосиф снова не указывает порядковый год очередной олимпиады (почему-то назван месяц).

114 [1248] Антигон - последний правитель из рода Хасмонеев - был казнен в 37 г. до н. э. Определяя срок правления этой династии, Иосиф противоречит себе, так как ранее он сообщал, что Иуда Маккавей стал править со 166 г. до н. э. (XII, 6, 3). Возможно, Иосиф ведет отсчет правления этой династии со 163 г., исходя из того, что именно в этом году Иуда стал первосвященником (XII, 10, 6).

(Флв_прим.14:1-114)

1 Книга пятнадцатая

2 Содержание книги охватывает первые восемнадцать лет правления Ирода I. Политическая история Иудеи этого времени снова излагается Иосифом Флавием в тесной связи с политическими событиями в Риме, приведшими к утверждению империи. Довольно подробно рассказана история борьбы за власть между Октавианом и Антонием. Но главное внимание автора сосредоточено на усилиях Ирода сохранить свою власть в сложной политической ситуации, когда он, будучи союзником Антония, сумел добиться расположения Октавиана.

3 Иосиф описывает беспощадные расправы Ирода с теми, кто посягал либо мог посягать на его власть. Много внимания уделяется личной жизни жестокого правителя; центральное место здесь занимает неистовая любовь Ирода к Мариамме, завершившаяся ужасной трагедией. Но даже и эта сюжетная линия своеобразно накладывается на эпизод из римской истории - пылкую и тоже трагическую любовь Марка Антония и Клеопатры.

4 Последняя глава книги содержит описание Иерусалимского храма, построенного Иродом I.

5 Ссылки к пятнадцатой книге

6 [1249] Фраат IV - царь Парфии (ок. 40-3 гг. до н. э.).

7 [1250] До 100 г. н. э. легионы не имели знамени из материи. Знаком легиона было изображение орла (из серебра или золота).

8 [1251] В свой первый поход на Парфию Антоний выступил в 36 г. до н. э.

9 [1252] Речь идет о Птолемее XIV, втором муже (и брате) Клеопатры. Он скончался в 44 г. до н. э. в пятнадцатилетнем возрасте. Возможно, его отравили.

10 [1253] Арсиноя была сестрой Клеопатры. Во время бурных событий в Александрии, когда там находился Юлий Цезарь, она была провозглашена александрийской царицей. Однако Цезарь восстановил на престоле Клеопатру. Арсиноя была убита по воле Клеопатры, когда та заручилась уже покровительством Марка Антония.

11 [1254] Храмы имели право убежища - человека, скрывавшегося в храме, нельзя было ни убить, ни схватить. Иосиф Флавий, сообщая эту подробность, тем самым обвиняет Клеопатру в святотатстве.

12 [1255] Этот поход Антоний предпринял в 34 г. до н. э.

13 [1256] Артавазд II был царем Армении в 55-34 гг. до н. э. Его брат Артаксес царствовал с 34 по 20 г.

14 [1257] Речь идет о походе в Армению Тиберия Клавдия Нерона в 20 г. до н. э. Тогда на армянский престол взошел Тигран III (20-8 гг. до н. э.). Тиберий стал именоваться Цезарем лишь после его усыновления Октавианом Августом в 4 г. н. э.

15 [1258] Решающее сражение между Октавианом и Антонием произошло на море у мыса Акций (греческое побережье Ионийского моря) в сентябре 31 г. до н. э. В этом морском бою Клеопатра оставила боевые порядки флота Антония и отплыла в Египет, что сыграло немалую роль в поражении Антония. Сухопутная армия Антония без боя перешла на сторону Октавиана. Летом 30 г. Октавиан вторгся в Египет и довольно легко завоевал его, превратив вскоре в римскую провинцию. Антоний покончил с собой, немного позднее это сделала и 39-летняя Клеопатра, предпочтя смерть позору участия в триумфе Октавиана. Октавиан стал единоличным правителем Римской державы. В 27 г. сенат присвоил ему имя Августа ("возвеличенного богами"), и он стал именоваться "Император Цезарь Август". В истории Рима началась эпоха Империи, хотя внешне государство выглядело республиканским (все республиканские учреждения и должности были сохранены), а себе Октавиан взял титул принцепса (первого в сенате). Отсюда период в истории Римской империи до конца III в. (до императора Диоклетиана) определяют как эпоху принципата. Основы принципата как формы государственного правления были заложены Октавианом Августом.

16 [1259] Т. е. до Мертвого моря.

17 [1260] Гладиаторы, о которых идет речь, были подготовлены Антонием (или Клеопатрой) для участия в играх, которыми он хотел отметить свою победу над Октавианом. Гладиаторы находились в Кизике (южное побережье Мраморного моря) и после поражения Антония при Акции попытались по суше пробиться в Египет к своему хозяину. Их продвижение было остановлено наместником Сирии Квинтом Дидием. В разгроме гладиаторов существенную помощь Квинту Дидию оказал Ирод. Квинт Дидий сорвал также замысел Клеопатры бежать из Египта через Красное море в Африку или Индию. По его приказу арабы сожгли корабли Клеопатры.

18 [1261] Речь идет не о галлах, а о галатах. Галаты (кельтский народ) в 70-е годы III в. до н. э. вторглись в Малую Азию, в центре которой и осели, дав название этой области (Галатия). С 25 г. до н. э. Галатия стала одной из римских провинций. Немало галатов служили наемниками у эллинистических правителей.

19 [1262] Квадрига - колесница с запряженными в один ряд четырьмя лошадьми.

20 [1263] В 25 г. до н. э. по распоряжению Октавиана Августа наместник Египта Элий Галл двинулся в поход на юг Аравийского полуострова. Несмотря на захват некоторых городов Химьяритского царства, поход оказался неудачным.

21 [1264] Марк Випсаний Агриппа, друг Октавиана с юности, в то время был фактически вторым человеком в империи после Октавиана Августа.

22 [1265] Ее звали Мариаммой, как и казненную Иродом Мариамму из рода Хасмонеев.

23 [1266] Как уже говорилось, в "Иудейской войне" (I, 21, 10) Ирод, по словам Иосифа Флавия, назвал эту крепость Иродионом.

24 [1267] Пирей был портом Афин (имел три гавани). При Перикле (V в. до н. э.) от Афин до Пирея были сооружены стены в несколько километров длиной, которые обеспечивали безопасность связи между Афинами и Пиреем.

25 [1268] Нерон Клавдий Друз (38-9 гг. до н. э.) был младшим сыном третьей жены Октавиана Ливии (и младшим братом Тиберия, будущего императора).

26 [1269] Т. е. Кесарии.

27 [1270] они были сыновьями Ирода от Мариаммы из рода Хасмонеев.

28 [1271] Пифагор (540-500 гг. до н. э.) - древнегреческий философ. О его философском учении достоверного известно мало. Пифагор учил о бессмертии души, о переселении душ, проповедовал необходимость очищения души и тела, особое внимание уделял числовой символике, пытаясь при помощи ее осмыслить мироздание. В Южной Италии, в г. Кротоне, основал религиозно-философскую школу-братство с общим имуществом на принципах строгого аскетизма. Пифагорейская община взяла власть в Кротоне и проводила антидемократическую политику.

29 [1272] В "Иудейской войне" (I, 21, 1) Иосиф говорит о том, что Ирод заново отстроил храм на пятнадцатом году своего правления.

30 [1273] Речь идет о персидских царях Кире II (559-530 гг. до н. э.) и Дарии I (522-486 гг. до н. э.).

31 [1274] Иосиф Флавий говорит здесь о первом храме, возведенном при царе Соломоне и о втором, построенном вместо разрушенного Навуходоносором в конце VI в. до н. э. при тогдашнем персидском сатрапе Зоровавеле.

32 [1275] Эти священнослужители должны были строить те части храма, куда запрещался вход мирянам. (Перев.)

33 [1276] Здесь текст представляет пропуск, восстановленный мною по латинскому переводу. (Перев.)

34 [1277] Конечно, Соломон вовсе не был первым царем Иудейским. Его здесь и в других местах (например, XX, 10) Иосиф называет так, потому что желает характеризовать Соломона как первого действительно блестящего и могущественного государя евреев. (Перев.)

35 [1278] Луций Вителлий был наместником Сирии в 35-39 гг. н. э., Тиберий же был императором с 14 по 37 г. н. э.

36 [1279] Следовательно, это могло произойти в период с 45 по 47 г. н. э.

37 [1280] Это Агриппа II, сын Агриппы I.

38 [1281] Капитель - венчающая часть колонны. Коринфские капители (наиболее пышные из всех видов греческих капителей) представляли собой расширяющиеся кверху чаши, украшенные стилизованными листьями и завитками.

39 [1282] Вот этот текст, найденный недавно: "Ни один иноземец не смеет войти за решетку и ограду святилища. Кто будет схвачен, тот сам станет виновником собственной смерти". (Перев.)

(Флв_прим.15:1-39) 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz