Иосиф Флавий

Иудейские древности

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 /span>

2 После ослабления сильных государств Переднего Востока здесь возникло множество небольших государств, которые при необходимости в военных целях объединялись в коалиции. В такой внешнеполитической обстановке союз племен Израиля превратился в Израильское царство. Первым его царем около 1020 г. до н. э. становится Саул, представитель племени Вениамина. При нем были одержаны важные победы над филистимлянами.

3 В этой книге сохранились зримые отголоски борьбы за верховную политическую власть в государстве, в которую включилось сильное племя Иуды; его представитель Давид вступил в открытую вооруженную борьбу с царем Саулом. Авторы библейского текста явно идеализируют личность и деяния Давида, что невольно перешло и в труд Иосифа Флавия.

4 События в этой книге начинаются с конца XII в. до н. э., после вторжения в страны Переднего Востока с севера, с побережья и островов Средиземного моря, так называемых морских народов. Они сокрушили Хеттское царство и способствовали ослаблению сильных государств Месопотамии и Египта. Об этом нашествии нет сведений в Библии, хотя часто упоминаемые в ней филистимляне, вероятнее всего, являются осевшей в южной Палестине малоазийской ветвью морских народов. Они стали опасными врагами израильтян.

5 Ссылки к шестой книге

6 [558] Даган (Дагон) - западно-семитский бог растительности, бури и дождей, почитался в Сирии, Палестине и Двуречье.

7 [559] В основу рассказанного в этой главе легло содержание Первой книги Царств (5-7:2).

8 [560] Собственно "вышка" - находилась в области колена Вениаминова, к северо-западу от Иерусалима. Сейчас, на месте предполагаемой гробницы Самуила, возвышается мечеть Неби Самвил (т. е. пророка Самуила). (Перев.)

9 [561] В Септуагинте - Вефхор, город в южной части Палестины.

10 [562] Ср.: 1 Цар. 7:3-14.

11 [563] См. выше, IV, 7, 4, где этот город назван Ариманом.

12 [564] См. 1 Цар. 7:15-17; 8:1-22.

13 [565] Ср.: 1 Цар. 9:1-25.

14 [566] Рахиль, по кн. Бытие (35:16-19), похоронена по дороге из Вефиля в Ефрафу.

15 [567] Ср.: 1 Цар. 9:1-26; 10:1-27.

16 [568] Об этом городе см. выше, V, 2, 11.

17 [569] О точном местоположении этого города ничего не известно.

18 [570] Схойнос - египетская мера длины. Древние писатели сильно расходятся в определении этой меры, которая, видимо, колебалась между 30 и 120 стадиями. (Перев.)

19 [571] Ср.: 1 Цар. 11-12.

20 [572] Библейский Михмас (собственно - "потайной угол") - город в области колена Вениаминова.

21 [573] Одним из основных положений Моисеева законодательства является, как известно, запрещение употреблять в пищу кровь. Ср.: книги Бытие (9 :4), Левит (3:17, 7:26, 17:10; 19:26) и Второзаконие (12:16, 23 и след.), из которых вытекает, что, по древнему представлению, кровь - вместилище души, а у животных кровь заменяет душу. (Перев.)

22 [574] Здесь, очевидно, вкралась неточность. Имя первосвященника было Ахия, он был сыном Ахитува. Вся его родословная до Илии дана в Первой книге Царств (14:3).

23 [575] Во Второй книге Царств (8:3 и след.; 10:6-15) также упоминается царь Совы, которого Давид дважды победил. О положении государства, или города, Совы, имя которого упоминается и в ассирийских текстах, пока ничего определенного сказать нельзя. Вероятнее всего, он был расположен к северу от Палестины между Средиземным морем и Евфратом.

24 [576] Ср.: 1 Цар. 13, 14.

25 [577] Этот город находился в Нижнем Египте на восточном рукаве Нила. Будучи ключом к Египту, он неоднократно был свидетелем военных действий (ср.: Геродот. II, 14; III, 10; Диодор. 15, 42; 16, 48 и след.; Плутарх. Антоний. 74; Ливии. 45, 11 и др.). (Перев.)

26 [578] В Библии здесь названы не сикимитяне, а кенитяне.

27 [579] В основу содержания этой главы положена Первая книга Царств (15:1-34).

28 [580] Предание сообщает: "Когда Самуил захотел помазать на царство Елиава, то елей не стал вытекать из сосуда (рога); то же самое странное явление повторялось и при попытках пророка с другими братьями. Когда же очередь дошла до Давида, то елей свободно потек из сосуда и окропил голову - юноши". (Перев.)

29 [581] События в этой главе изложены по Первой книге Царств (15:34-16:23).

30 [582] Сохо и Азика - города на иудейской низменности, где была дубовая роща - место поединка Давида и Голиафа. (Перев.)

31 [583] Сохранился рассказ об интересном приключении Давида. Когда тот был еще совсем маленьким мальчиком, он уже пас стада отца. Однажды на пастбище Давид нашел какого-то спавшего там зверя, влез на него и стал возиться на нем. От этого зверь проснулся и поднялся на ноги. Каковы же были изумление и ужас мальчика, когда зверь оказался мифическим гигантским Реемом, достигавшим головой неба. Давид обратился с мольбой к Богу, который заставил зверя опуститься на колени и тем самым спас мальчика. В связи с этим и выше-рассказанными эпизодами стоит и сообщаемое арабским историком Табари предание о приключении со львом. (Перев.)

32 [584] В предании рассказывается, что когда Давид надел на себя панцирь Саула, то последний пришелся ему как раз впору, несмотря на исполинский рост царя. В этому чуде Саул усмотрел предзнаменование, что Давид займет его место на престоле, юноша же заметил недоброжелательный взгляд царя и поэтому поспешил освободиться от этого вооружения. (Перев.)

33 [585] По данным околобиблейской литературы, эти камни были им взяты в расчете призвать во время метания последовательно Бога, Аарона и патриархов Авраама, Исаака к Иакова, что он и сделал на самом деле. Арабские писатели рассказывают, что камни сами просили Давида взять их для борьбы с Голиафом, что три захваченных Давидом и положенных им в пастушескую сумку камня сами собой слились воедино и образовали одну огромную глыбу. (Перев.)

34 [586] Ср.: 1 Цар. 17:1-54.

35 [587] Ср.: 1 Цар. 18:6-27.

36 [588] Это явная неточность у Иосифа Флавия. Первая книга Царств (19:16) рассказывает о статуе и козьей шкуре. Михала положила под одеяло довольно большую статую домашнего божества Терафима, а голову его покрыла козьею шкурою, чтобы издали казалось, будто видны волосы спящего. (Перев.)

37 [589] В Септуагинте это место названо Naiad (1 Цар. 19:18), где находились школы и общежития пророков, впервые строго и точно организованные Самуилом. Здесь Самуил и Давид могли себя чувствовать в большей безопасности от Саула, чем в любом другом месте. (Перев.)

38 [590] Напротив, в Первой книге Царств (20:20-22) сказано: "А я в ту сторону пущу три стрелы, как будто стреляя в цель; потом пошлю отрока, говоря: "пойди, найди стрелы"; и если я скажу отроку: "вот стрелы сзади тебя, возьми их,- то приди ко мне, ибо мир тебе, и, жив Господь, ничего тебе не будет; если же так скажу отроку: "вот, стрелы впереди тебя", то ты уходи, ибо отпускает тебя Господь; а тому, что мы говорили, я и ты, свидетель Господь между мною и тобою во веки". (Перев.)

39 [591] Ср.: 1 Цар. 18:18-21:15.

40 [592] Нава, или Нова,- город вблизи Иерусалима, откуда его можно было, благодаря недалекому расстоянию, хорошо видеть. (Перев.)

41 [593] В двух местах Ветхого Завета (1 Цар. 21:7 и Пс. 51:2) этот Доик назван идумеянином. (Перев.)

42 [594] Библейский Одоллам. Этот город относился к числу древнейших хананейских поселений и лежал в низменности, известной под именем Шефелы. Пещере же Адуллам, по преданию, соответствует огромная пещера к юго-западу от Вифлеема. (Перев.)

43 [595] В этом месте греческий текст оригинала испорчен. (Перев.)

44 [596] В еврейском оригинале (1 Цар. 22:5/ - Хорет, тогда как в Септуагинте, которой, очевидно, и придерживался Иосиф Флавий, передано: "полис Сарик". (Перев.)

45 [597] Иосиф Флавий и здесь придерживался текста Септуагинты, а не подлинника Библии, где сказано (1 Цар. 22:6), что "услышал Саул, что Давид появился и люди, бывшие с ним. Саул сидел тогда в Гиве под дубом на горе, с копьем в руке, и все слуги его окружали его".

46 [598] Ср.: 1 Цар. 21:1-22:20.

47 [599] Ср.: 1 Цар. 22:20-23.

48 [600] Город Килла, библейский Кеиль, находился недалеко от Елевтерополя, на пути в Хеврон, на иудейской равнине на границе с филистимлянами. Ныне это развалины под названием Кила. (Перев.)

49 [601] Дословно "козий колодец", находится в южной части Палестины на берегу Мертвого моря. (Перев.)

50 [602] И здесь Иосиф Флавий следует неверному переводу Септуагинты, где значение "лес", "чаща" в Первой книге Царств (23:15, 16) интерпретировано как название города. (Перев.)

51 [603] Современное Телль Цифа недалеко от древнего Хеврона. (Перев.)

52 [604] Эта пустыня находится к юго-западу от Хеврона, недалеко от горы Кармел, где был и город Маон. (Перев.)

53 [605] Эти теснины, очевидно, идентичны с указанными в Первой книге Царств (24:1-2) близ Эн-Гадди. (Перев.)

54 [606] Этот город известен под именем Маона и находился вблизи горы Кармел, сохранились его развалины. (Перев.)

55 [607] Филистимлянский город, развалины которого сохранились к востоку от Газы. (Перев.)

56 [608] В основу рассказанного в этой главе легли данные Первой книги Царств (23-27).

57 [609] Местность неизвестная, о ней не упоминается в Библии. (Перев.)

58 [610] См. 1 Цар. 28:9.

59 [611] Ныне это маленькая деревушка Сунем на склонах малого Гермона. (Перев.)

60 [612] Это горный хребет Гилбоа близ Скифополя, ныне Джебель Факуа.

61 [613] Ендор - маленькое, первоначально филистимлянское поселение на северной стороне Малого Гермона, современный Эндур, или Хондурах.

62 [614] И здесь Иосиф Флавий заметно отходит от библейского текста.

63 [615] Ср.: 1 Цар. 28:1-25.

64 [616] Астарта - древнесемитская богиня плодородия, почитавшаяся в Финикии, была богиней любви и брака.

65 [617] В Библии нет указаний на продолжительность правления Саула.

66 [618] С пятого параграфа этой главы содержание соответствует Первой книге Царств (29-31) и Первой книге Паралипоменон (10:1-14)

(Флв_прим.6:1-66)

1 Книга седьмая

2 В начале этой книги описаны события, последовавшие после смерти царя Саула. Ожесточилась борьба за власть между последователями Саула и Давидом с его сторонниками. Иосиф Флавий, следуя за ветхозаветным текстом, сохраняет тенденцию апологии действий и поступков Давида и его приближенных. Он искусно передает библейские сюжеты, которые драматизируют и героизируют личность Давида как основоположника новой царской династии.

3 В книге содержатся важные данные о внешней и внутренней политике Израильского царства в правление царя Давида (около 1004-965 гг. до н. э.). Давид завоевал Иерусалим, успешно вел борьбу с племенами Заиорданья, подчинил некоторые арамейские государства Сирии, в том числе Дамасское царство. Удачным был его союз с царем финикийского г. Тира Хирамом I, который способствовал успешной борьбе с филистимлянами на суше и море.

4 Ссылки к седьмой книге

5 [619] Имеется в виду последняя битва царя Саула с филистимлянами, окончившаяся поражением израильтян и смертью их первого царя. (Перев.)

6 [620] Ср.: 2 Цар. 1:1-27. (Перев.)

7 [621] Это испорченное транскрипцией библейское слово "маханаим" - "лагерь", "стан". (Перев.)

8 [622] В Библии - Авесса.

9 [623] В Библии (2 Цар. 2:24) этот холм именуется Амма - дословно "холм потока". (Перев.)

10 [624] В Библии - Иевосфей.

11 [625] Ср.: 2 Цар. 2 и 3.

12 [626] Хилиарх - начальник тысячи, тысяцкий.

13 [627] Ср.: 2 Цар. 4:1-12; 5:1-3; 1 Пар. 11:1-13.

14 [628] Хирам (Ахирам) - царь Тиро-Сидонского царства (969- 936 гг. до н. э.).

15 [629] В письменных источниках под своим именем Иерусалим впервые зафиксирован в письме правителя города Абди-Хибы египетскому фараону Эханатону (XIV в. до н. э.).

16 [630] Ср.: 2 Цар. 5:4-11; 1 Пар.11:4-9; 2 Цар. 24:16-23; 5:11-16.

17 [631] См. ниже VII, 12, 4, где сказано, что эта долина тянется от Иерусалима до Вифлеема на расстоянии 20 стадий. (Перев.)

18 [632] Газар - город в Самарии; развалины его были найдены в 1873 г. между Эль-Кулабом и Екроном (Акиром) у Телль-эль-Джезер.

19 [633] Город к югу от Хеврона.

20 [634] Ср.: 2 Цар. 5:17-25; 6; 7:1-29; 1 Пар. 13:1-14; 15:1-29; 17:1-27.

21 [635] По данным Страбона (XII, 3), это провинция великой Армении между хребтами Антиливаном и Малием. (Перев.)

22 [636] Николай Дамасский

23 [637] На дворе Соломонова храма стоял этот огромный бронзовый сосуд в 5 локтей высотой и 30 локтей в окружности. (Перев.)

24 [638] Амафа - город в Финикии, на р. Хермон, современный Хамат.

25 [639] В Библии - Мемфивосфей.

26 [640] Это библейский Лодевар (Иодобар) (2 Цар. 9:4; 17:27) - местечко в Галааде недалеко от Иордана, вблизи Филадельфии.

27 [641] Из Второй книги Царств (9) видно, что этот Сива и был вышеупомянутым вольноотпущенником Саула. (Перев.)

28 [642] Ср.: 2 Цар. 8 и 9:13; 1 Пар. 18:1-17.

29 [643] Вероятно, это тот царь, которого разбил Саул, см. выше, VI, 5,1.

30 [644] Город на границе с Аравией на северо-восток от Красного моря, современный Рамман.

31 [645] Ср.: 2 Цар. 10; 1 Пар. 19:1-19.

32 [646] Иосиф Флавий отошел от библейского текста (2 Цар. 11:14), добавив, что в письме Иоаву было сообщено, что Урия провинился и, следовательно, заслужил наказания.

33 [647] Околобиблейские предания подробно останавливаются на этом грехопадении Давида, рассказывая, что Давид так был уверен в своей преданности Богу что сам просил испытать его. Тогда к Давиду явился дьявол в виде золотистого голубя или под видом газели. Царь выстрелил в дичь из лука, и она побежала или полетела туда, где купалась Вирсавия. Плененный красотой ее, Давид потерял голову и дал увлечь себя дьяволу Это предание сохранилось и у арабских писателей Табари, Ибн-Асира и Аль-Кисаи, из которых первые два передают также любопытные подробности о покаянии Давида и о суде над ним после смерти. (Перев.).

34 [648] Ср.: 2 Цар. 11 и 12

35 [649] Это библейский Гессур (Втор. 3:14; Нав. 12:5; 13:13), небольшая область в Сирии, сохранившая во времена Давида полную независимость. (Перев.)

36 [650] Ср.: 2 Цар. 13 и 14.

37 [651] Ср.: 2 Цар. 15:31 и след.

38 [652] К северо-востоку от Иерусалима, на дороге между Масляничной горой и Иорданом.

39 [653] Гелмон, библейский Гило (Нав. 15:51) -город в Палестине, вероятно, на месте современного Бет-Диала.

40 [654] Это библейское "маханаим" -^"стан", "лагерь" в Галааде, о котором уже упоминалось выше. (Перев.)

41 [655] Ср.: 2 Цар. 15,16 и 17.

42 [656] Здесь у Иосифа Флавия вкралась ошибка. Выше, VII, 3,3 и 8:1, Фамара (библейское Фамарь) является дочерью Давида, здесь же Иосиф Флавий называет ее дочерью Авессалома. (Перев.)

43 [657] Ср.: 2 Цар. 18:1-19:9.

44 [658] Гаваон - жреческий город в колене Вениаминовом, современный Эль-Дшиб.

45 [659] Ниже (XII, 10,4) эта местность носит имя Авелланы, города в Северной Палестине, современный Абиль-эль-Камх.

46 [660] Ср. 2 Цар. 19:9-20:26.

47 [661] Ср.: Нав. 9:19; 10:41; 11:9.

48 [662] Газарь (или Газара, Газар). См. прим. 15 к этой книге.

49 [663] Кифара - вид цитры, набла - арфа.

50 [664] Как было видно выше, это место, известное из сюжета о Самсоне, под названием "Ослиная челюсть".

51 [665] Ср.: 2 Цар. 21-23 и 1 Пар. 11:11-46.

52 [666] Об этом в соответствующих местах Библии (2 Цар. 24:1 и 1 Пар. 21:1) не упоминается.

53 [667] В Библии - Орна.

54 [668] Ср. выше, VII, 3,3.

55 [669] Ср.: 2 Цар. 24:1-25 и 1 Пар. 21:1-30.

56 [670] См. ниже, VIII, 1,2.

57 [671] Др.-евр. "Гихон" (ключ, источник) - это источник, ныне именуемый "Источник Девы Марии". (Перев.)

58 [672] Многие народы древности знают о праве убежища, которое даровалось прикосновением к алтарю божества. В Библии об этом упоминается в кн. Исход (21:14), причем единственным лишающим этого права преступлением определено умышленное убийство. (Перев.)

59 [673] Ср.: Лк. 1:8 и след.

60 [674] Статир, упоминаемый также в Евангелии от Матфея (17:27), первоначально был введен Александром Македонским и сначала соответствовал двум, потом - четырем аттическим драхмам.

61 [675] В основу рассказанного в этой главе положены Третья книга Царств (1:1-53) и Первая книга Паралипоменон (20:1-19; 23:2- 24,31; 27-29:24).

62 [676] Иоханан Гиркан, ставший первосвященником после смерти его отца Симона в 135 г. до н. э. См.: "Иуд. война". I. 2.3.

63 [677] Ср.: "Иуд. война". 1, 2,5 и ниже, XIII, 8, 4.

64 [678] Ср.: 3 Цар. 2:1-11 и 1 Пар. 29:26-28.

(Флв_прим.7:1-64)

1 Книга восьмая

2 Значительная часть этой книги посвящена описанию истории Израильского царства во время его наивысшего расцвета в правление сына Давида Соломона (965-926 гг. до н. э.), который, продолжая политику своего отца, упрочил союзнические отношения с царем Тира Хирамом I. На Красном море Соломон построил гавань Эционгебер и вместе с финикийцами отсюда начинал плавания в далекий и богатый золотом Офир. Он усовершенствовал государственное управление, разделив территорию государства на 12 провинций, установил единую систему налогообложения и государственных повинностей, организовал постоянную армию с сильными отрядами колесничих.

3 Соломон заключил союз с последним фараоном XXI династии Псусеннесом II и одновременно женился на его дочери, получив в виде приданого крупный город центральной Палестины Газер.

4 Священнослужители, создатели ветхозаветного текста, основной заслугой его правления признавали возведение и оборудование Иерусалимского храма. Иосиф Флавий сохраняет библейскую идеализацию образа царя Соломона.

5 Ссылки к восьмой книге

6 [679] См. выше, VII, 15, 1.

7 [680] Ср.: 3 Цар. 2:12-46 и 2 Пар. 1:1.

8 [681] Вероятнее всего, это Псусеннас II, последний фараон XXI династии (1085-950 гг. до н. э.).

9 [682] Это должно быть понимаемо не только буквально, но и в переносном смысле: брак Соломона с египетской царевной вернул ему отпавшее от него небольшое, расположенное по соседству с Египтом, царство Газер. (Перев.) Соломон получил его как приданое.

10 [683] По всем данным, Соломон тогда уже не был так молод, каким его пытается представить Иосиф Флавий. (Перев.)

11 [684] Здесь у Иосифа Флавия неточность: Библия и Септуагинта упоминают Гаваон, а не Хеврон. Под жертвенником из меди следует иметь в виду находившуюся тогда в Гаваоне скинию, тогда как ковчег завета уже помещался в Иерусалиме. (Перев.)

12 [685] Здесь Иосиф Флавий строго следует за библейским текстом (3 Цар. 3:17-18), тогда как в Септуагинте имеются существенные отклонения.

13 [686] Гаулан (совр. Джошолан) - широкая плодородная равнина на границе Галилеи и Самарии. Ср.: "Иуд. война". III, 4,1.

14 [687] Кор - мера сыпучих тел. 1 кор = 60 гинам, 1 гин = 12 логам, 1 лог = емкости 6 яичных скорлуп.

15 [688] Этим нарушалось повеление, данное в кн. Второзаконие (17:16,17), где Бог запрещал царю иметь много лошадей и жен.

16 [689] Парабола - иносказательное нравоучение, притча. В библейской книге Притчи Соломона до нас дошли лишь скудные обломки такого рода произведений. Кроме дидактической поэзии, царь был и любителем лирики, на что указывает обстоятельство, что Соломон признается автором 2-го псалма. Что же касается 72-го и 127-го псалмов, на основании которых автором Третьей книги Царств и устанавливается, что Соломон оставил после себя тысячу пять гимнов, то современная библейская критика, основываясь на соображении, высказанном еще древнейшим греческим переводчиком означенного 2-го псалма, что выражение "ли-Шеломо" должно указывать не на авторство царя Соломона, но на посвящение ему данного гимна, вполне убедительно показала, что это число определено в достаточной мере произвольна (Перев.)

17 [690] Что монотеизм, каким он должен быть по учению Моисея, не мог допускать мысли о существовании духов, это ясно само собою. Лишь после вавилонского плена, когда евреи пришли в теснейшее соприкосновение с парсизмом, в народные представления глубоко внедрились учения о демонах и их могуществе, хотя без того специфически парсийского характера, в силу которого духи и демоны (так называемые "дэвы" в учении Парсов) являются самостоятельными, рядом с благим божеством (Ормуздом) существующими созданиями. Напротив, по духу иудаизма, такая самостоятельная деятельность демонов явилась совершенно неуместной и невозможной. Будучи падшими ангелами или потомками ангелов, демоны находились вполне под властью Бога и были ему подчинены безусловно. Так думало большинство народа, и поэтому многим пророкам приходилось бороться с распространившимся если не лжеучением, то суеверием. Книги Нового Завета также представляют немало материала для характеристики распространенности в Палестине таких верований. Неудивительно поэтому, что Иосиф Флавий отдает здесь некоторую дань духу своего времени, включая рассказ, эпизодически иллюстрирующий его повествование, хотя, конечно, и не находящийся в Библии. Нечто подобное он делает и в "Иуд. войне" (I, 32,2; и VII, 6,3). (Перев.)

18 [691] Император Цезарь Веспасиан Август (69-79 гг.).

19 [692] Это библейский царь Хирам, или Хурам (финик. Хирам, что, вероятно, Ахирам, т. е. брат, друг величия, подразумевается - Ваала). По известиям Иосифа Флавия, здесь и в возражении "Против Апиона" (I, 17,18), составляющем почти единственный остаток, уцелевший из некогда очень богатой исторической литературы финикийцев, и поэтому представляющем особую историческую ценность, он был сыном царя Абибала, царствовал тридцать четыре года и оставил престол своему наследнику Валеазару после своей смерти, постигшей Хирама на пятьдесят третьем году его жизни. Хотя данные Библии вполне совпадают с тем, что нам известно о Хираме из Дия и Менандра по указаниям Иосифа Флавия, однако в них заключается хронологическое недоразумение, которое не может быть разрешено вполне и окончательно. Дело в том, что по Третьей книге Царств (9:10 и след.; ср.: 6:1) оказывается, что Хирам был еще жив во время 24-го года правления Соломона, из чего вытекает, что если действительно Хирам правил только 34 года, то он мог быть правителем единовременно с Давидом лишь в продолжение десяти лет. Сообразно с этим Иосиф Флавий на самом деле утверждает (см. ниже, VIII, 3,1, а также "Против Апиона". I, 18), что "иерусалимский храм был сооружен в двенадцатом году царствования Хирама". Из этого вытекает, что современником Давида Хирам мог быть лишь в продолжение первых 8 лет своего правления. Но в таком случае пришлось бы признать, что Давид также соорудил свой дворец лишь в течение восьми последних лет своего царствования. Но почему же в таком случае об этой постройке упоминается уже в главе V Второй книги Царств. Вероятно, потому, что редактор следует там не столько хронологическому порядку, сколько последовательности предметного изложения. Хотя последнее предположение может показаться на первый взгляд удовлетворительным и вполне разрешающим всякие недоразумения, однако на деле оно ведет к еще более значительному затруднению, а именно противоречит библейскому свидетельству Второй книги Царств (11:2), в силу которого постройка дворца Давида была окончена еще до брака царя с Вирсавней. Существует и другая версия примирения этих разногласий. Она сводится к гипотезе, что дружественный Давиду Хирам не идентичен Хираму, союзнику Соломона, являясь либо дедом второго Хирама, либо отцом Хирама - Абибалом. Но это не увязывается с Третьей (5:1,2) и Второй (2:3) книгами Царств. Поэтому остается предположить: 1) что, благодаря какой-нибудь неточности или ошибке в тексте, Абибал, дружественный Давиду и помогавший ему при сооружении дворца, смешивается с также дружественным Давиду его сыном Хирамом. В последнем случае хронологические построения Иосифа Флавия внушают некоторое недоверие; и 2) что Менандр, на основании которого Иосиф Флавий и делает свои хронологические выкладки, слишком укоротил правление единственного существовавшего Хирама. (Перев.)

20 [693] Как известно из возражения "Против Апиона" (1,17, 18), в официальных финикийских летописях, которые до нас не дошли, писатели Менандр и Дий, относительно которых ничего более неизвестно, находили материал для своих повествований. О свидетельствах Дия и Менандра см. VIII, 5, 3 и IX, 14, 2.

21 [694] В основу рассказанного в этой главе легли данные Третьей книги Царств (1-5:18) и Второй книги Паралипоменон (2:3-10).

22 [695] Исходные данные для хронологических построений о времени возведения первого храма имеются в Третьей книге Царств (6:1, 37) и во Второй книге Паралипоменон (3:2). Ср. ниже, X, 8, 5; XX, 10 и "Против Апиона" (II, 2).

23 [696] Описание Иерусалимского храма у Иосифа Флавия имеет несколько искаженный вид по следующим причинам. Во-первых, он находился под сильным впечатлением вида позднего храма Ирода, который он хорошо знал. Во-вторых, сам текст Третьей книги Царств (6:2-18), лежащий в основе описания Иосифа Флавия, подвергся позднейшим переработкам и интерполяциям под влиянием Книги пророка Иезекииля. (Перев.)

24 [697] Это число Иосифа Флавия ошибочно. Зданий было три, они находились в тесной связи между собой. Все они имели по три этажа, и в каждом помещалось по 30 комнат, предназначавшихся для ризниц, сокровищниц и кладовых. Эти комнаты распределялись следующим образом: по боковым стенам главного здания их было с каждой стороны и на каждом этаже по 12 (12+12=== 24), а с западной, тыльной, стороны по 6. Таким образом, на каждом этаже их число 30. Правда, по Иезекиилю (41:6), их было 33. О небольших размерах этих комнат свидетельствует их большое число. (Перев.)

25 [698] Общий вход в постройку находился с южной стороны, хотя у Иезекииля (41:11) симметрично прибавлен еще один такой же вход с северной стороны здания. (Перев.)

26 [699] Отдельные помещения пристройки, хотя и были одинаковой высоты, значительно отличались друг от друга своей длиной, расширяясь по мере приближения к крыше здания. (Перев.)

27 [700] Это потолок, а не главная крыша этого здания, проходивший по всему зданию. Сама крыша была плоской и, вероятно, была выложена каменными плитами, возможно мраморными. (Перев.)

28 [701] Третья книга Царств (б) не упоминает об этих технических приспособлениях, хотя они были, безусловно, необходимы, так как кедровые балки могли бы легко прогнуться. (Перев.)

29 [702] Этому противоречит описание храма у Иезекииля. И текст Третьей книги Царств (6:21-30), особенно при сопоставлении с Септуагинтой, вполне устанавливает здесь ошибочность свидетельств Флавия, который, очевидно, при описании храма Соломона был под впечатлением виденного им храма Ирода. (Перев.)

30 [703] Это единственная лестница, упоминаемая при описании здания. (Перев.)

31 [704] Маленькие двери, вероятно, были просто открытыми дверными проемами. (Перев.)

32 [705] Стена, отделявшая Святая Святых собственно от храма, была из дерева и доходила до самого потолка. (Перев.)

33 [706] О такой завесе нет упоминаний в Библии. Правда, под влиянием кн. Исход (36:31), где описана скиния, завеса фигурирует во Второй книге Паралипоменон (3:14). (Перев.)

34 [707] Эти двери, вероятно, были правильной четырехугольной формы, и притом значительно шире, чем вход в Святая Святых. Об этом можно судить по описанию Иезекииля (41:2-3), где ширина внутреннего входа определена в шесть, а среднего - в десять локтей. (Перев.)

35 [708] Это явное преувеличение Иосифа Флавия. (Перев.)

36 [709] В Третьей книге Царств (7:13 и след.) имя этого сирийского художника передается как Хирам, тогда как во Второй книге Паралипоменон (2.13-14) он назван Харам-Авиею (что соответствует сирийскому "Хурам-Аби" - т. е. Хурам-отец) и его матерью называется женщина из колена Дан. (Перев.)

37 [710] Вероятно, эти столбы в честь Яхве были подобны упоминаемым Геродотом (II, 44) при входе в храм Мелькарта в городе Тире: "Среди прочих посвятительных приношений в нем было два столпа, один из чистого золота, а другой из смарагда, ярко сиявшего ночью".

38 [711] 1 бат содержит 72 секстария. 1 секстарий - 1/2 л. Это число, заимствованное из Второй книги Паралипоменон (44), является результатом ошибки в тексте и должно быть поправлено на 2000 бат.

39 [712] По Второй книге Паралипоменон (4'6), эти сосуды предназначались главным образом для омовения мяса жертвенных животных. (Перев.)

40 [713] Устройство таких подставок описано в Третьей книге Царств (7:27-36), оно не ясно из-за поврежденности текста. (Перев.)

41 [714] Ср.: 3 Цар. 7:41-42.

42 [715] Мехонот - подвижные (на колесах) сосуды для воды. (Перев.)

43 [716] "Медное море" помещалось на площадке перед входом в храм, вблизи большого жертвенника, влево от входа. (Перев.)

44 [717] Описание этого жертвенника отсутствует в Третьей книге Царств, но см.: 2 Пар. 4, Иез. 43:13 и след. (Перев.)

45 [718] Конечно, кроме большого алтаря для жертвоприношений, находившегося во внутреннем дворе перед входом в храм. (Перев.)

46 [719] Ср.: 3 Цар. 6:1-7:51 и 2 Пар. 3:1-14; 4:1-22.

47 [720] В Библии нет числовых данных этого отрывка. Вероятно, в распоряжении Иосифа Флавия были какие-то инвентарные записи храма царя Ирода. (Перев.)

48 [721] Электрон - янтарного цвета сплав, по Плинию Старшему (Естественная история. XXXIII, 4-23), состоявший приблизительно из четырех частей золота и одной части серебра. (Перев.)

49 [722] Струнный инструмент, подобный мандолине.

50 [723] Этого слова в др.-евр. языке нет, но такое греческое слово означает небольшой навес из отесанных камней. (Перев.)

51 [724] Сообщение Иосифа Флавия о дворах храма отличается большой скудностью. Здание храма было окружено внешним двором, куда имели доступ и лица, не являющиеся священниками (ср.: 2 Пар. 4:9). Внутренний двор был расположен выше, отделялся не особенно высокой оградой из трех рядов отесанных камней с настилкой из кедровой обшивки. Были и иные дворы, непосредственно примыкавшие к самому дворцу Соломона. (Перев.)

52 [725] тишри

53 [726] Это выражение напоминает учение Филона о Логосе. (Перев.)

54 [727] Ср.: "Против Апиона" (II, 27-29). (Перев.)

55 [728] Сохранилось интересное предание о причине греховности Соломона и о всех бедствиях, постигших евреев как следствие этой греховности. Причиной пренебрежения Богом Соломона стал, как известно, культ иноземных божеств, принесенный в Иерусалим женами и наложницами царя. Легенда знает о том, что в ночь, последовавшую за окончанием торжеств по случаю освящения воздвигнутого храма, Соломон отпраздновал свою свадьбу с дочерью египетского фараона. Благодаря необузданному веселью, царившему за брачным пиром, Соломон проспал время утреннего жертвоприношения и лишил народ возможности принести жертву, потому что ключи от храма лежали у него под подушками брачного ложа. В итоге момент освящения храма стал и временем отступничества Соломона. (Перев.)

56 [729] Рассказанное в этой главе соответствует Третьей книге Царств (8:1-66) и Второй книге Паралипоменон (5:1-14; 6:1-42; 7:8- 22).

57 [730] Здесь речь идет о капителях, близких к коринфскому стилю, т. е. составленных из ветвей и листьев. (Перев.)

58 [731] Более точен перевод - "строго определенное, ограниченное место", "сухое песчаное место". (Перев.)

59 [732] В возражении "Против Апиона" Менандр назван Эфесским, тогда как его именуют и Пергамским. Иосиф Флавий его цитирует в этой книге (VIII, 13,2 и IX, 14,2).

60 [733] Еврихор означает "широкое поле", это название восточной части острова, где был построен новый Тир. (Перев.)

61 [734] Имя "Геракл" означает здесь финикийского Мелькарта, их часто путали древние греки. Астарта - богиня любви, главное женское божество пантеона. (Перев.)

62 [735] Перитий - февраль - начало марта по сирийско-македонскому календарю.

63 [736] Жители финикийской колонии Итики (Итаки); см. подробнее "Против Апиона" (I, 18). (Перев.)

64 [737] Более пространно об этом см. "Против Апиона" (I, 18).

65 [738] О личности этого писателя еще сказано в возражении "Против Апиона" (I, 17). (Перев.)

66 [739] Это эллинизированное Ваал Шамаим - "владыка". Иосиф Флавий именует его Зевсом для того, чтобы показать греческим читателям, что Хирам воздвиг храм в честь главного бога тирян. (Перев.)

67 [740] В основу содержания этой главы положены Третья книга Царств (7:1-12; 9:10-24) и Вторая книга Паралипоменон (8:1).

68 [741] См. 3 Цар. 9:15-18.

69 [742] Др.-ег. "фараон" (дословно "Пер-аа" - "Великий дом") - стало титулом древнеегипетских царей.

70 [743] Александрия - основана Александром Македонским в 332 г. до н. э.

71 [744] Птолемеи - ветвь македонской династии, правившей в Египте с 305 по 31 год до н. э.

72 [745] Здесь у Иосифа Флавия большая неточность; по египетской исторической традиции с момента возникновения государства правило более 30 династий фараонов. Геродот (II, 100) говорит о правлении 330 фараонов, что примерно соответствует современным научным представлениям.

73 [746] Вполне вероятно, что это мифическая женщина-фараон Нитокрида (Нит-Акра), официально записанная в списки VI династии фараонов (2423-2263 гг. до н. э.).

74 [747] Это не соответствует Библии (3 Цар. 5:16; 9:23); евреи жестоко угнетались Соломоном, работали под надзором на тяжких строительных работах. (Перев.)

75 [748] Элана (ныне Аила) - идумейский порт в восточном углу Аравийского залива в Каменистой Аравии. По Второй книге Царств (8:13- 14), был завоеван Давидом, а при Соломоне стал местом отправления торгового флота в африканскую страну Офир.

76 [749] Так это имя передается не только Иосифом Флавием, но и Сеп-туагинтой. Местоположение этой страны еще не установлено и относится как к Индии, так и к Малакке. Ее искали на Малабарском берегу, а также на островах Индийского океана, в Западной, Восточной и Южной Африке. (Перев.)

77 [750] Известное свидание царицы Савской с Соломоном здесь описано Иосифом Флавием довольно сухо и лаконичнее, чем в библейских книгах. Между тем этот сюжет послужил источником для возникновения и развития целого ряда интересных преданий, сохраненных арабскими писателями. Последние с большой подробностью рассказывают об этой поездке и связывают ее с просветительской деятельностью царя Соломона. (Перев.)

78 [751] При сравнении с этим свидетельств Исаии (22:8, 39:2), Третьей книги Царств (10:17) и Неемии (3:19) очевидно, что дворец из ливанского кедра был своего рода оружейной палатой, где было выставлено дорогое оружие и парадная утварь царя. (Перев.)

79 [752] Это замечание Иосифа Флавия об Amyris Opobalsamum в связи с Аравией и царицей Савской обратило внимание на свойства этого высоко оцененного римлянами растения. Оно и ныне произрастает в Палестине. (Перев.)

80 [753] Ср.: 3 Цар. 9:15-18; 15:33-34; 2 Пар. 16:1-6; 3 Цар. 15:8- 16:28.

81 [754] Талант делился на 60 мин, каждая мина на 60 сиклей.

82 [755] Ср. выше, 6,5.

83 [756] Имеется в виду залив на востоке Средиземного моря у г. Тарса, около устья реки Кидна, где расположена родина апостола Павла.

84 [757] Уже в древности торговля чернокожими рабами была обычным явлением. (Перев.)

85 [758] Здесь, вблизи от Вифлеема, находились знаменитые сады Соломона, см. Песн. 6:11 и Еккл. 2:5. (Перев.)

86 [759] Вероятно, здесь имеются в виду почтовые станции, где во время переездов царь мог без задержки пользоваться готовыми колесницами. (Перев.)

87 [760] По кн. Песнь Песней Соломона (6:8), в гареме Соломона имелось всего сто copdK наложниц, тогда как в Третьей книге Царств (11:3) говорится о тысяче женщин. Иосиф Флавий, видя в Соломоне лишь пожилого сластолюбца, только последним и объясняет его терпимость к иноземным культам его сожительниц. Но такие культы были повсеместно распространены в государстве Соломона, тогда как законная жена Соломона, египетская царевна, не имела, подобно другим женам, своего святилища на горе Масхит. (Перев.)

88 [761] Софена - город в Самарии.

89 [762] Это Шешонк, один из вождей-военачальников при тесте Соломона, основатель XXII династии египетских фараонов, так называемой ливийской (950-730 гг. до н. э.).

90 [763] Более того, он стал зятем фараона Шешонка I и был готов стать новым царем евреев.

91 [764] Город недалеко от Иордана, на северо-востоке от Суккота. (Перев.)

92 [765] Эта глава рассказана по Третьей книге Царств (12:1-13:9) и по Второй книге Паралипоменон (10:1-11:4).

93 [766] Это находится в противоречии с Третьей книгой Царств (13:26), где читаем: "Пророк, возвративший его с дороги, услышав это, сказал: это тот человек божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал и умертвил его, по слову Господа, которое он изрек ему". (Перев.)

94 [767] Ср.: 3 Цар. 13:10-34.

95 [768] Сезострис - египетский фараон, который, согласно греческой традиции, завоевал много стран. Его часто отождествляли с реальными египетскими правителями Сенусертом III и Рамзесом II. Вероятно, греки перепутали этих фараонов, слили воедино и необычайно преувеличили масштабы их завоеваний.

96 [769] В 949 г. до н. э. Шешонк I, не без участия Иеровоама, осадил и взял Иерусалим и с богатой добычей вернулся в Фивы. На южной стене Карнакского храма перечислены все палестинские города, завоеванные египтянами во время этого похода. (Перев.)

97 [770] Геродот (II, 104) рассказывает, что первоначально все египтяне, подобно прочим хамитам, соблюдали этот обычай. От египтян его переняли и евреи. Этот обычай отсутствует у финикийцев. (Перев.)

98 [771] Ср.: 2 Пар. 11:5-23; 12:1-16 и 3 Цар. 14:21-31.

99 [772] Находится к востоку от Вифиля, к северу от Иерихона. (Перев.)

100 [773] Город в Иудее, родной город Саула.

101 [774] Ср.: 3 Цар. 14:1-17; 2 Пар. 13:1-12 и 3 Цар. 15:25-30.

102 [775] Библейский Мареша, до нового времени сохранились его развалины под именем Мараш. (Перев.)

103 [776] Герар - древний филистимлянский город на границе между Газой и Вирсавией (Беер-Шебой).

104 [777] Это библейский Фирца (Тирцах), расположен к северу от Сихема.

105 [778] Это город Рама (Рамафа), уже ранее упоминавшийся.

106 [779] Города на территории племени Неффалима, современные Телль-Нама, Абиль-эль-Камх, Дана.

107 [780] Иппарх - начальник конницы.

108 [781] Имя этого города по-еврейски - Шамерон, по-арамейски - Шамерайян, а по ассирийским надписям - Самирина, откуда явилось греко-латинское Самария. Царь Омри (у Флавия - Амарин) купил холм у некоего Шемера, на котором впоследствии возник город примерно в 922 г. до н. э. Вскоре стал центром культа Ваала, затем неоднократно подвергался нашествиям и разрушениям. Ирод Великий его восстановил и дал ему новое название - Себастия. (Перев.)

109 [782] В основу содержания этой главы положены Третья книга Царств (15:8-15, 18-34; 16:1-28) и Вторая книга Паралипоменон (14:1-16:6).

110 [783] Ваал (Бэл) - "господин", "владыка" - западно-семитский верховный бог, отождествлялся с шумерским Энлилем.

111 [784] Город в Галилее - место рождения пророка Илии.

112 [785] О нем см. ниже, IX, 14,2, а также "Против Апиона" (I, 18) и выше. VIII, 5, 3.

113 [786] По Библии (3 Цар. 18:1; Иак. 5:17 и Лк. 4:25), засуха продолжалась три с половиной года.

114 [787] Из Третьей книги Царств (17:22) очевидно, что ребенок был действительно мертв. (Перев.)

115 [788] Из позднейших преданий известно, что этот ребенок был сыном самого пророка и вдовы. (Перев.)

116 [789] Ср.: 3 Цар. 18:4.

117 [790] Город в Самарии в долине Иезреель, современный Церхин.

118 [791] В Третьей книге Царств (19:5) читаем: "И лег, и заснул под можжевеловым кустом. И вот, ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь и [пей]".

119 [792] Авела - город в Палестине, к югу от Бет-Шана (Скифополиса), в долине Иордана.

120 [793] Ср.: 3 Цар. 17:1-19:29.

121 [794] Это библейский Венадад, дословно "Сын Адада". Ниже этот сирийский царь называется просто именем своего отца Адада. (Перев.)

122 [795] Этот город носит название Афекана. Он, очевидно, не идентичен с Афеканой, упоминаемой в V, 11,1, и лежал к востоку от Сунема, на южном склоне Малого Гермона. (Перев.)

123 [796] В Третьей книге Царств (20:35-38), откуда заимствован этот сюжет, имя пророка вовсе не упомянуто. (Перев.)

124 [797] В основу рассказанного легло содержание Третьей книги Царств (20:1-43).

125 [798] Арамиса - город-убежище в племени Гад, современный Эс-Салт.

126 [799] Это предопределение указывает на близость Иосифа Флавия к учению стоиков. Ср. ниже, XVI, 11,8. (Перев.)

127 [800] Библейский рассказ об этом событии, имеющийся в двух вариантах (соответственно 3 Цар. 22:6-28 и 2 Пар. 18:5-27), не упоминает об указанном лжепророке, ни о его имени. Напротив, в библейских рассказах этот Седекия является чем-то вроде злого демона-искусителя, отправившегося к Богу и получившего, подобно сатане в книге Иова, разрешение действовать самостоятельно. Как у Иова, так и в этом случае демон, конечно, служит лишь орудием в руках Бога.

128 Указание на бронзовые рога не вполне ясно, тем более что в Библии нет никаких указаний на эту затею Седекии. Здесь нужно иметь в виду прежнее богоотступничество Ахава, а в культах Ваала и Астарты рога на голове были непременным атрибутом: Ваал часто изображался с бычьей головой, а Астарта - в облике коровы" (Перев.)

129 [801] Одно из чтений названия города Арамисы.

130 [802] Это еще один вариант чтения названия города Арамафы (Арамисы).

131 [803] Ср.: 2 Пар. 17:1-6, 17-19; 18:1-34 и 3 Цар. 22:1-38.

(Флв_прим.8:1-131)

1 Книга девятая

2 В этой книге продолжается повествование об истории Иудейского и Израильского царств. Если в Иудее по-прежнему правила династия Давидидов, то в северном государстве Израиль происходили беспрестанные смены династий. Самой заметной из них была основанная в 875 г. до н. э. военачальником Омри. Она правила около 50 лет, при ней Израиль пережил пору расцвета, и в ассирийских анналах IX в. до н. э. государство Израиль именуется "дом Омри".

3 Оба еврейских государства существовали в сложной внешнеполитической обстановке, так как почти не прекращались войны и с близкими соседями, и с такими сильными противниками, как Дамасское царство и особенно Ассирия.

4 Важную роль в жизни Иудеи и Израиля начинают играть особые служители культа, именуемые пророками. Они объясняли все бедствия народа отступлением от божественных предписаний и угрожали крахом страны под ударами завоевателей, постоянная опасность со стороны которых выдавалась ими за гнев Бога.

5 Ссылки к девятой книге

6 [804] Об этом городе и особенно об окружающей местности см. 1 Цар.

7 [805] Имеется в виду Понт Еквсинский, т. е. Черное море, по берегам которого уже тогда было большое число торговых городов. (Перев.)

8 [806] Эта глава написана по данным Второй книги Паралипоменон (19:1-11 и 20:1-37).

9 [807] Следует иметь в виду, что уже в древности, как и теперь, дома на Востоке имели плоские крыши, где по вечерам собиралась вся семья для молитвы. (Перев.)

10 [808] Это финикийское божество Веельзевул (Баалзевуху), бог города Аккарона, воплощение летнего зноя (Ср. Мк. 3:22; Лк. 11:15,18 и след.; Мф. 10:25; 12:24,27).

11 [809] Таксиарх - второй после главнокомандующего чин в армии, командир полка тяжеловооруженной пехоты.

12 [810] Однако в Четвертой книге Царств (2:1-11) подробно описаны последние мгновения пребывания пророка Илии на земле.

13 [811] В основу рассказанного в этой главе положены Третья (22:40, 52-54) и Четвертая (1:1-17) книги Царств.

14 [812] Это правивший в начале IX в. до н. э. царь Моава Меша. В августе 1864 г. была найдена стелла с надписью этого царя, которая имеет много точек соприкосновения с библейским текстом.

15 [813] Очевидно, это личное предположение Иосифа Флавия, так как в Четвертой книге Царств (3:20-23) нет этой вставки.

16 [814] Здесь возможен иной перевод: не "на горах", а на "границе (своей) страны". (Перев.)

17 [815] Жертвоприношение царских детей - часто зафиксированное в письменных источниках явление в западно-семитском мире древности. К примеру, в Третьей книге Царств (16:33-34) сказано: "...Ахав делал то, что раздражает Господа, Бога Израилева. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем сыне своем Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек через Иисуса, сына Навина". Как известно из Книги Иисуса Навина (6:25), вождем израильтян после разрушения Иерихона было высказано проклятие: "Кто восстановит и построит город сей Иерихон, на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его". См. ниже, IX, 12, 1.

18 [816] Очевидно, последующие события отражены в упомянутой выше надписи Меши. В начале ее рассказано, что в течение сорока лет Моав был подчинен израильскому царю Амврию и его сыну Иораму, потому что главный бог моавитян Кемош "гневался на землю". Далее Меша свидетельствует: "И Кемош сказал мне: иди, отними населенный пункт Нево у Израиля. И я пошел ночью, и сражался с восхождения утренней зари до полудня, и взял город и всех избил, 7000 человек... женщин и дев я посвятил Кемошу, Астарте, и взял оттуда сосуды, посвященные Иегове, и доставил их пред лицо Кемоша..."

19 [817] Ср.: 4 Цар. 3:1-27; 2 Пар. 21:1.

20 [818] Здесь союзниками царя египетского и "царя островов" предполагаются хетты, упоминаемые в позднеассирийских источниках. Их страна, по сведениям ассирийских хроник, представляла собой обширное пространство от среднего Евфрата до Оронта. Во II тысячелетии до н. э. эти пространства входили в сферу влияния Хеттской державы. Затем здесь возникли небольшие по территории новохеттские царства, стремившиеся сохранить традиции великодержавной эпохи. Только со времени Саргона Ассирийского (721-705 гг. до н. э.) в состав "страны Хатти" включились истинно хананейские земли в "стране обетованной". С момента падения Хеттского царства под натиском "морских народов" местом обитания "хеттеев" стал о. Кипр, с главным городом Кеттион, и близлежащие мелкие острова. Поздние хетты использовались как наемники в армиях других государств. См. 4 Цар. 7:6.

21 [819] Римский модий - около 8,75 л.

22 [820] Ср.: 2 Пар. 21:2-3; 3 Цар. 4:1-7; 4 Цар. 6:9; 8:20; 8:7-15.

23 [821] Лавена (Ливна) - город и местность между Бетелем и Сихемом. Впоследствии ассирийский царь Синахериб дважды осаждал этот город. (См. Ис. 36:1; 37:8).

24 [822] Ср.: 4 Цар. 8:17-22; 2 Пар. 21:1-22:1.

25 [823] Выше, VIII, 12, 3, он именуется Васаном.

26 [824] Ср. 4 Цар. 8:20-10:30.

27 [825] В Библии не сохранилось упоминаний о последствиях "сирийского" похода ассирийского царя Салманасара III (858-824 гг. до н. э.) на 18-м году его правления, в 846 г. до н. э., когда Иуй вместе с царями соседних государств сдался на милость победителя. Во втором ряду знаменитого "черного обелиска" Салманасара III изображен коленопреклоненный Иуй пред ликом царя-победителя в сцене приношения дани. В сопроводительной надписи значится: "Дань от Иахуа, сына Хумри, т. е.- Иуя, сына Амврия (ассир. Омри): серебро, золото, золотые сосуды, ведра с золотом, свинец... дерево - я получил". Правда, как известно, Иуй, будучи самозванцем и узурпатором, не был сыном и даже родственником Амврия и беспощадно расправился с его потомками. Рельефное изображение Иуя и его свиты - древнейшее из известных изображений израильтян.

28 [826] В дальнейшем, как и в Библии, этот первосвященник носит имя Иодай. (Перев.)

29 [827] Над ними, на страшной высоте, возвышался сам храм (см. "Иуд. война". VI, 3, 2). Недалеко были Конские ворота. О них упоминается у Неемии (3:28).

30 [828] Эта глава написана на материале Четвертой книги Царств (11:1-12:3) и Второй книги Паралипоменон (22:10-12; 23-24:3)

31 [829] Ср.: 4 Цар. 10:32-36; 12:1-21; 13:1-25; 2 Пар. 24:4-27.

32 [830] Об этом городе точных сведений нет.

33 [831] Ср.: 4 Цар. 14:1-14 и 2 Пар. 25:1-28.

34 [832] Это Яффа, ныне пригород Хайфы. В Библии вместо киликийского Тарса назван просто Тарсис, который идентифицируется с городом-царством Тартессом в Испании, куда, по Иезекиилю (38:13), финикийские купцы ездили со своими товарами. Тартесс был колонией Тира.

35 [833] Иона, сын Амафиина, упомянут в Четвертой книге Царств (14:25) как житель Израиля конца IX в. до н. э. Однако Ниневия, о которой идет речь в Книге пророка Ионы, стала большим городом и столицей Ассирии лишь на сто лет позже.

36 [834] Это гора, название которой означает "раскол", "разрыв" и отождествляется с холмом Джебель-Абу-Тор. (Перев.)

37 [835] Ср.: 4 Цар. 14:23-27; Иона. 1-4; 4 Цар. 15:28-29 и 2 Пар. 26:1-23.

38 [836] Это Тиглатпаласар III (744-727 гг. до н. э.); после включения Вавилонии в состав Ассирии были отдельные царские списки в Ниневии и Вавилоне, где короновались ассирийские цари. В вавилонской летописи Тиглатпаласар III фигурирует под именем Пулу.

39 [837] Действительно, в длинном перечне сдавшихся на милость победителя царьков после "сирийского" похода 738 г. до н. э. в летописи Тиглатпаласара III означен и "Минихимми уру Самирина" - Манаим из города Самарии.

40 [838] В Библии (4 Цар. 15:20) подать составляла 50 сиклей.

41 [839] Это поход 734 г. до н. э., и в ассирийской летописи Тиглатпаласара III засвидетельствовано: "Далекую землю Бит-Хурмии ... всех ее жителей, с их добром, я увез в Ассирию".

42 [840] В основу рассказанного легли данные Четвертой книги Царств (15:8-29), Второй книги Паралипоменон (27:1-6) и содержание Книги пророка Наума (2:1 и след.).

43 [841] В Библии его имя Рецин; царь с таким именем упоминается в Четвертой книге Царств (15:37).

44 [842] Выше, VIII, б, 4, этот город уже упоминался. Впоследствии это известный идумейский порт Элана. (Перев.)

45 [843] Действительно, в летописи Тиглатпаласара III за 734 г. до н. э. в числе приносивших дань упомянут и "Иахухази мат Иаудаи" - Ахаз из страны Иудеи.

46 [844] Ср.: 4 Цар. 16:1-20 и 2 Пар. 28:1-27.

47 [845] В летописи Тиглатпаласара III на этот счет сохранилось интересное свидетельство: "Факея, царя их, я умертвил; Аузи (Осию) я поставил над ними. 10 талантов золота... талантов серебра я получил в дар". Очевидно, здесь имел место заговор проассирийской партии в придворных кругах. Осия был в свите ассирийского царя во время похода против Дамаска.

48 [846] Сын и наследник Тиглатпаласара III, Салманасар V (726-722 гг. до н. э.), в вавилонских летописях - Улулай.

49 [847] Ср.: 4 Цар. 17:1-3; 2 Пар. 29:1-33.

50 [848] Сой, Сох, по Библии (4 Цар. 17:4), Сигор, т. е. Шабака (греч. Сабакон) - кушитский царь, завоевал Египет и явился основателем XXV (кушитской) династии; правил в Египте в 726-718 гг. до н. э.

51 [849] Действительно, Салманасар V в течение трех последних лет своего правления осаждал Самарию, но до конца жизни не успел ее взять. Это сделал, как следует из летописи его сына и наследника Саргона Ассирийского (722-705 гг. до н. э.), именно последний: "В начале моего царствования я осаждал и взял, с помощью бога Шамаша, даровавшего мне победу над моими врагами, город Самарию. 27 280 жителей я увел. Я взял 50 колесниц... Я взял и увел [пленных] в Ассирию. На их места поселил людей, моею дланью побежденных. Я поставил над ними моих чиновников и наместников и обложил их такой же данью, какая была при прежних [ассирийских] царях".

52 [850] См. выше; это совершено уже в правление Саргона, хотя Мидия попала в сферу влияния ассирийцев еще в середине VIII в. до н. э.

53 [851] Кроме мидян в их числе были представители кутийско-касситского населения. Еще арабские географы упоминали о реке Куга, ныне пересохшей, русло которой расположено к югу от Каспийского моря. (Перев.)

54 [852] Из Четвертой книги Царств (17:25) видно, что кара, постигшая их, была не чума, а что они стали добычей львов. (Перев.)

55 [853] В основу рассказанного в этой главе положена Четвертая книга Царств (18:9-12 и 17:24-41).

(Флв_прим.9:1-55)

1 Книга десятая

2 Эта книга рассказывает о последних десятилетиях ассирийской экспансии в Палестине и соседних странах, возвышении Ново-Вавилонского царства и его ожесточенной борьбе с Египтом за господство в регионе. Иудейское царство вынуждено было подчиняться сильным захватчикам. Непрерывные войны разорили Палестину.

3 Здесь Иосиф Флавий кроме Ветхого Завета использовал данные Геродота, Бероса, Мегасфена и других древних авторов. С XIX в. стали известны летописи ассирийских и ново-вавилонских царей, египетские документы, которые подробно рассказывают о борьбе сильных держав за Восточное Средиземноморье. Интересный материал запечатлен и на многих ассирийских рельефах. Их данные не только подтверждают и уточняют содержание исторических книг Библии, но и значительно его дополняют.

4 Ссылки к десятой книге

5 [854] После падения Самарии и включения территории десяти израильских племен в ассирийские владения под властью Езекии остались земли племен Иуды и Вениамина с городом Иерусалимом.

6 [855] Синахериб (705-681 гг. до н. э.), сын Саргона Ассирийского. Иосиф Флавий не обратил внимания на действия Езекии, послужившие поводом для похода ассирийцев на израильтян, отмеченные в Четвертой книге Царств (18:7-8); "И отложился от царя Ассирийского, и не стал служить ему. Он (Езекия) поразил филистимлян до Газы и в пределах ее, от сторожевой башни до укрепленного города". Предвидя неизбежное военное столкновение Ассирии с Египтом, Езекия и предпринял поход против ассирийских вассалов - филистимлян, в первую очередь против правителя города Экрона, Пади. Подробности случившегося сохранились в анналах Синахериба о его походе в Палестину в 701 г. до н. э.: "Наместники и цари Экрона, которые Пади, своего царя, союзника Ассирии, бросили в железные цепи и выдали Езекии-иудею, совершив враждебность, грех и злодеяние, испугались и призвали к себе царей Египта ... несчетную рать, и те пришли им на помощь".

7 [856] В летописи Синахериба об этом сказано так: "А [что касается] Езекии-иудея, который не склонился под иго мое, [то] я окружил и завоевал приступом боевых машин и натиском таранов, боем пехоты, подкопами ... 46 городов его могучих, крепостей и мелкие селения, что в их окрестностях, которым нет числа. 200 150 человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот без числа я вывел из них и счел добычей. Его самого, подобно птице в клетке, я запер внутри Иерусалима, его столицы. И воздвиг против него укрепления и превратил выход из города в мерзость для него".

8 [857] По сведениям ассирийской летописи, Езекия уплатил намного больше: " [Езекия] послал вслед за мною в Ниневию, город моего владычества, посольство с 30 талантами золота, 800 талантами отборного серебра, сурьмою, украшениями, большими кусками сердолика, ложами из слоновой кости, креслами из слоновой кости, слоновыми кожами, слоновой костью, кленовой древесиной, самшитовой древесиной, пестрыми льняными одеждами, фиолетовым пурпуром, красным пурпуром, бронзовой и железной утварью, медью, свинцом, железом, колесницами ... боевой утварью, которой нет числа, вместе со своими дочерьми, наложницами своего дворца, певцами и певицами, отправил для отдачи дани и исполнения своего рабства".

9 [858] В этом случае Рапсак не личное имя, а придворный титул, производное от вавилонских "рабу" - "великий, значительный, большой" и "саг" - "голова". Иосиф Флавий прочитал как собственные имена и два последующих титула, приведенные в Четвертой книге Царств (18:17),-- "Тартан" и "Рабсарис". Второе является производным от упомянутого выше "рабу" и "Шарри" - "царский", т. е.-- "Великий царя". Первое, "тартан",-- библейская передача вавилонского придворного титула "тарденну" - главнокомандующий, второй после царя военный чин в государстве.

10 [859] В славянском переводе Библии (4 Цар. 18:18) Иоах назван "дееписателем".

11 [860] В библейском тексте - "трость".

12 [861] В Четвертой книге Царств (18:26) - не "по-сирийски", а "по-арамейски".

13 [862] Это древнейший известный по письменным источникам пример пропаганды перед войсками противника.

14 [863] Пелузий - город в Нижнем Египте, в восточной части дельты Нила, традиционные ворота в страну из Передней Азии.

15 [864] Настоящее имя - Тахарка; его носили несколько эфиопских царей, но они жили на поколение позже.

16 [865] Геродот. II, 141.

17 [866] Имя этого бога у Геродота - Сетос, созвучно имени египетского бога Сета, бога пустыни, бури и войны.

18 [867] В условиях Египта ассирийцы широко применяли подвластные им воинские контингенты из аравийских стран.

19 [868] У Геродота Синахериб - "царь арабов и ассирийцев".

20 [869] о Беросе см. выше I, 3, 6 с прим. Мышь у древних семитов была символом чумы.

21 [870] В этом месте греческий текст испорчен и предложенный перевод ненадежен. (Перев.)

22 [871] В 682 или 681 г. до н. э. Синахериб определил своим наследником Асархаддона, одного из своих младших сыновей. Немалую роль при этом сыграла царица Закуту, сирийка по происхождению, любимая жена царя, мать Асархаддона.

23 [872] Это Адармелик (Адармелех) и Шарру-уцур (Шарецер); недовольные решением царя и отца лишить их прав на престол, они сначала мирно воздействовали на Синахериба, но, не без колебаний, тот им отказал, и пролилась кровь.

24 [873] В Библии (4 Цар. 19:37, Ис. 37:38), покушение свершилось в храме "Нисроха", т. е. Нинурты - бога успешной войны, отождествлявшегося с планетой Сатурн.

25 [874] В Библии - "убежали в землю Араратскую".

26 [875] В Библии - "Асардан". Это - Асархаддон, правивший с 681 по 669 г. до н. э.

27 [876] Ср.: 4 Цар. 18:13-36; 19:1-37; 2 Пар. 32:1-4, 20-22 и Ис. 36:1-21, 37:1-38.

28 [877] См. ниже, 11-ю главу настоящей книги.

29 [878] В Четвертой книге Царств (20:12) он назван "Беродах Баладан, царь вавилонский", тогда как у Исаии (39:1) он упоминается под именем "Меродах Валадан". Это Мардук-апла-иддин II, первоначально халдейский вождь; захватил власть в Вавилоне и царствовал с 722 по 710 г. до н. э. Был низвергнут Саргоном Ассирийским в 710 г. до н. э. Вновь захватил верховную власть в Вавилоне в 703 г. до н. э. и сразу же послал упомянутое посольство к Езекии в Иерусалим. После египетского похода Синахериба, в 702 г. до н. э., разбил союзные вавилоно-эламские войска в битве при г. Кише, после чего Мардук-апла-иддин бежал в Элам, где вскоре скончался.

30 [879] В основу рассказанного в этой главе положено содержание Четвертой книги Царств (20:1-19), Второй книги Паралипоменон (32:24 и 31) и Книга пророка Исаии (38:1-22 и 39:1-8).

31 [880] В Библии - Хефциба.

32 [881] об этом во Второй книге Паралипоменон (33:11) сказано: "И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы, и оковали его цепями, и отвели его в город Вавилон". По завещанию Асархаддона, его наследник Ашшурбанипал короновал своего младшего брата Шамаш-шум-укина вавилонским и халдейским царем. Пленение Манассии, вероятнее всего, связано с восстанием Шамаш-шум-укина в 653 - 647 гг. до н. э., создавшего в борьбе против верховной власти брата мощную коалицию, в которую входили и цари Восточного Средиземноморья.

33 [882] Содержание этой главы является авторским пересказом Четвертой книги Царств (21:1-16) и Второй книги Паралипоменон (33:1-11).

34 [883] В отличие от современного смысла этого слова в древнем Риме так именовали двух выборных должностных лиц, ведавших проведением ценза, т. е. Оценки имущества граждан для налогообложения.

35 [884] В Четвертой книге Царств (22:8) так переданы слова первосвященника: "Книгу закона я нашел в доме Господнем". Во Второй книге Паралипоменон (34:14) сказано: "...священник нашел книгу закона Господня, данную рукой Моисея". Очевидно, что эта книга, получившая название "Второзаконие" и включавшая совершенно новые установления, была специально положена в храмовую сокровищницу инициаторами описанной выше реформы и якобы случайно найдена там. Это дало основание отнести окончательную редакцию кн. Второзаконие к 20-м годам VII в. до н. э.

36 [885] Здесь греческий текст плохо сохранился и после слова "пророк" стоит "Ахиан", и, возможно, здесь указание на пророка Ахию, или Иадона, о котором упоминалось выше (VIII, 8, 5). (Перев.)

37 [886] В основу содержания этой главы положены Четвертая книга Царств (21:19-22; 20:3-20; 23) и Вторая книга Паралипоменон (33:21-35:19).

38 [887] Это Нехо - фараон XXII династии египетских фараонов (610-594 гг. до н. э.).

39 [888] В 612 г. до н. э. Объединенные войска мидян и вавилонян взяли приступом и разрушили столицу ассирийской державы Ниневию. Однако уцелела значительная часть ассирийской знати, возглавившая боеспособные контингенты ассирийской армии и продолжившая борьбу в окрестностях г. Харрана в северо-западной Месопотамии. Сюда и устремился Нехо - верный союзник еще полностью не сокрушенных ассирийцев.

40 [889] Это Мегиддо Септуагинты (ср.: Геродот. II, 159 и 2 Пар. 35:22), город в северной Палестине.

41 [890] Ср.: 2 Пар. 35:25.

42 [891] См. ниже, 7-ю главу настоящей книги.

43 [892] Город находится вблизи Елевтерополя. Ср. выше: IX, 5, 1.

44 [893] В 609 г. до н. э. Нехо и последний ассирийский царь Адппур-убаллит отступили под натиском вавилонян от Харрана, что означало окончательный крах Ассирии в мировой истории. Нехо и остатки ассирийского войска отступили в Сирию и расположились близ Хамата.

45 [894] В Библии (4 Цар. 23:33) - "в Ривле, земле Емафской".

46 [895] Вероятно, это Арума Книги Судей (9:41). (Перев.)

47 [896] Ср.: 4 Цар. 23:20-37 и 2 Пар. 35:20-36:5.

48 [897] Сын Набопаласара, ассирийского наместника в Вавилонии, провозгласившего независимость страны и ставшего первым царем Ново-Вавилонского царства. В 607 г. до н. э. Набопаласар назначил своего наследника Навуходоносора главнокомандующим армии.

49 [898] Т. е. Кархемыш - город в верхнем течении Евфрата, важнейший узел караванных путей между Месопотамией, Сирией и Малой Азией.

50 [899] Битва под Кархемышем, имевшая место весной 605 г. до н. э., остается одним из наиболее значительных сражений древнего мира.

51 [900] Царь Иоаким отдал вавилонянам часть дорогих сосудов из Иерусалимского храма и как заложников знатных иудейских юношей.

52 [901] В известной Вавилонской хронике, где рассказано о войне Вавилонии с Ассирией и последовавших затем походах Навуходоносора II, сообщено, что в 597 г. до н. э. вавилонский царь "осадил город Иудеи (т. е. Иерусалим) ... захватил город и взял в плен царя. Он назначил туда царя, который был ему по сердцу, получил тяжелую подать и послал ее в Вавилон..."

53 [902] Ср.: 4 Цар. 24:1-7; 2 Пар. 36:5-8; Иер. 1:3; 36:1-32; 46:1- 28; Дан. 1:1-2.

54 [903] Эти события имели место в 595 г. до н. э.

55 [904] Т. е. Навуходоносора. (Перев.)

56 [905] После смерти египетского фараона Нехо его преемник Псамметих II (594-588 гг. до н. э.) начал подготовку к новой войне с Вавилонией. Египетские эмиссары активизировали свою деятельность в Палестине и сопредельных странах. В 594 г. до н. э. в Иерусалиме тайно собрались послы царей государств Моава, Эдома, Аммона, Тира и Сидона для переговоров с иудейским царем Седекией о совместном выступлении против Вавилона. После этого иудейские послы отправились в Египет просить помощи у фараона.

57 [906] В 589 г. до н. э. началось восстание против Вавилонии в Иерусалиме, и вскоре Навуходоносор вместе с союзниками осадил Иерусалим. В эти дни в Египте умер фараон Псамметих II, и его преемник Априй (589-570 гг. до н. э.) направил армию и флот на помощь союзникам-иудеям. Прервав осаду Иерусалима, Навуходоносор оттеснил армию Априя к границам Египта.

58 [907] По Иеремии (32:1-16), пророк, будучи заключенным в темницу Седекией, публично оформил покупку у своего двоюродного брата участка земли в этом селении.

59 [908] Войска Навуходоносора возобновили осаду Иерусалима летом 587 г. до н. э.

60 [909] Большинство рукописей имеет следующий вариант: "Погрузившись по шею, пророк ... а народ обступил его". (Перев.)

61 [910] Ср.: 4 Цар. 24:10-20; 25:1-3; Иер. 32:1-29; 37; 38:4-27; 52:1-5. (Перев.)

62 [911] Более точна библейская транскрипция - Риала (Рибла); этот город находился на большой дороге из Вавилона в Палестину.

63 [912] Этих имен полководцев в Библии нет. Из вавилонских источников известно, что в числе полководцев, штурмовавших Иерусалим, был и будущий царь Нергал-шарру-уцур (Нериглиссар). Ср.: Иер. 39:3

64 [913] См. Иер. 32:4.

65 [914] См. Иез. 12:13.

66 [915] Это начальник царских телохранителей Набу-зер-иддин, который прибыл в Иерусалим спустя месяц после падения города.

67 [916] См. выше, VIII, 3, 5.

68 [917] Ср.: Иер. 52:3-11.

69 [918] Из Иеремии (37:21 и 38:13, 28) следует, что Седекия не вернул свободы пророку

70 [919] Возможно, здесь название местности искажено, так как по другим источникам оно неизвестно.

71 [920] Это случилось в 582 г. до н. э. Египтяне выдали упомянутому выше разрушителю Иерусалима Набу-зер-иддину укрывшихся в стране 745 иудеев.

72 [921] В основу рассказанного в этой главе легли данные Четвертой книги Царств (25:22) и Книги пророка Иеремии (52:16; 40:1-16; 41:1-43:7)

73 [922] В основу рассказанного положено содержание Книги пророка Даниила (1:1-20; 2:1-3:100 и 4:1-34)

74 [923] Мегасфен - советник Селевка I Никатора (311-281 гг. до н. э.), в 90-х гг. III в. до н. э. был отправлен послом к индийскому царю Чандрагупте (греч. Сандракотту), оставил описание Индии, сохранившееся только частично, главным образом у Страбона. Сведения о походах Навуходоносора у Мегасфена вымышлены и не подтверждаются документальными источниками.

75 [924] В древности так именовалась вся Африка.

76 [925] В этом случае синоним Испании.

77 [926] Это, вероятно, Диокл Пепарефский, живший не позже III в. до н. э. (Перев.)

78 [927] об этом писателе, кроме сказанного здесь, ничего неизвестно. (Перев.)

79 [928] В Четвертой книге Царств (25:27) и Книге пророка Иеремии (52:31) - "Евиль-меродах", вавилонское Авиль-Мардук (562-560 гг. до н. э.), старший сын Навуходоносора II.

80 [929] Нериглиссар (560-556 гг. до н. э.), халдей по происхождению, военачальник, выше упоминался как один из полководцев, штурмовавших Иерусалим в царствование Навуходоносора II. Совершил покушение на Авиль-Мардука, последний был убит. Был женат на дочери Навуходоносора II. Правил не сорок, а всего четыре года.

81 [930] Это Лабаши-Мардук, был отстранен от власти сторонниками вавилонской знати.

82 [931] Это Набонид; правил с мая 556 по октябрь 539 г. до н. э.

83 [932] Здесь явное недоразумение: Дарий не мидянин, а представитель персидского царского рода Ахеменидов и правил намного позднее Кира.

84 [933] Приведенные здесь слова - из арамейского, а не из греческого языка.

85 [934] Дословно "мене, мене, текел, упарасин" по-арамейски значит - "исчислен, исчислен, взвешен и разделен".

86 [935] Иосиф Флавий имеет здесь в виду Киаксара II, сына последнего мидийского царя Астиага (585-550 гг. до н. э.). Введение этой мифической личности в историческую канву основано, вероятно, исключительно на смутном воспоминании о том, что персидскому господству предшествовало мидийское владычество. Имя Астиага было забыто и его заменили очень распространенным персидским именем "Дарий". Вавилония никогда не находилась во власти мидян. (Перев.)

87 [936] Сатрапы (др.-перс. "ситраб") - в Древнем Иране наместник области (сатрапии), пользовавшийся неограниченной гражданской властью.

88 [937] Сузы (Шушан, греч. Хоасп) - древний город, столица Элама.

89 [938] В основу рассказанного в этой главе легли данные Четвертой книги Царств (25:27-30) и Книги пророка Даниила (5:1-6:28; 8:1-26).

(Флв_прим.10:1-89)

 

 

 

 

Hosted by uCozght -->