детская стоматология цены

Брокгауз

Библейский словарь

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 Заплата

Заплата. Иисус называет неразумными людей, к-рые в своих действиях уподобляются тем, кто использует для З. куски небеленой ткани. После стирки такая заплата, высыхая, дает усадку, разрывая старую ткань, к которой она приставлена (Мф 9:16; Мк 2:21). В Лк 5:36 этот образ употреблен по-иному: не стоит разрезать новые одежды для того, чтобы ставить З. на старые.

Заповеди блаженства

Заповеди блаженства. Из всех восхвалений блаженных в ВЗ и НЗ (ср. -> Блаженный, I,2 и 3) выделяются те, к-рые произнес Иисус в начале -> Нагорной проповеди и к-рые традиционно именуются "заповедями блаженства".

I. Матфей приводит девять "заповедей блаженства" (Мф 5:3-11), восемь из к-рых выражены в форме третьего лица ("блаженны..."), а одни - в форме второго лица (ст. 11 и след.: "блаженны вы..."). Первые восемь "заповедей блаженства" разделены на две части (ст. 3-6 и ст. 7-10), к-рые в греч. тексте имеют одинаковое количество слов. Вряд ли это может быть случайностью; скорее всего, такой литературный прием должен был подчеркнуть значение этих изречений, к-рые в др.-евр. или арам. оригинале (ныне утраченном) представлены в ритмизованной (стихотворной) форме. Это соответствует подобной же форме заключительных стихов Нагорной проповеди (Мф 7:24-27). Девяти "заповедям блаженства" в Ев. от Матфея соответствуют четыре в Ев. от Луки (Лк 6:20-23), к к-рым примыкают четыре противопоставленных им возгласа сожаления (ст. 24-26). При этом у Луки все стихи выражены в форме прямого обращения.

II: 1) с явлением Иисуса приблизилось -> Царство Божие на земле (Мф 3:2; 4:17; Мк 1:15). Явился Мессия, о Котором пророчест-вовал Исаия, говоря, что Он будет благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем (Ис 61:1 и след.; Лк 4:18). Его народ навеки наследует землю (Ис 60:21; ср. Пс 36:9); преданных Богу Он облачит в одежды правды (Ис 61:10), и назовут их сильными правдою, насаждением Господа (Ис 61:3). Иисус призван проповедовать "лето Господне бла-гоприятное" (Ис 61:2; Лк 4:19). Из этого следует, что "заповеди блаженства" и их обетования неразрывно связаны с личностью и деяниями Иисуса, и Он адресует их людям, собравшимся вокруг Него (Мф 5:1 и след.,11; Лк 6:20); 2) в "заповедях блаженства" предпочтение часто отдается людям, к-рых общество рассматривает как отверженных и презираемых: а) прежде всего это те, кто лишен достоинств и заслуг, ничтожные и недостойные, согл. общепринятым представлениям: -> нищие духом, страждущие и плачущие, кроткие, к-рые неспособны самостоятельно отстоять свои права, когда их притесняют и подавляют; вслед за ними названы алчущие и жаждущие правды, к-рые, однако, могут быть и уважаемыми членами общества (Мф 5:3-6; Лк 6:20 и след.). При этом Лука больше сосредоточен на внешних обстоят-вах жизни этих людей, а Матфей - на их внутреннем состоянии и их тоске по помощи Божьей. Они полностью уповают на Него, с искренней верой надеясь только на Господа и на Его вмешательство; б) затем Иисус перечисляет другие категории людей, в к-рых проявляются Божья сила и любовь: это милостивые, подобно тому, как милостив и Сам Бог (Втор 4:31; Неем 9:17,31), чистые сердцем (ср. Пс 50:12), миротворцы, поступающие так же, как поступает Бог (Лев 26:6; Иов 25:2; Кол 1:19,20; ср. Рим 15:33; 16:20), а также гонимые, к-рых преследуют за то, что они встали на сторону Божьей правды (Мф 5:7-10). И эти люди, в к-рых проявляется образ Божий и чье поведение есть подражание деяниям Бога - те, "кто от истины" (Ин 18:37) и кто слышит голос Бога - ждут явления Господа и приближения Его Царства (см. Лк 2:38); 3) ожидание и надежда блаженных, их полное обращение к Богу создают между ними нерушимую внутреннюю связь, сплачивая их в единое целое. Речь идет не об отдельных, взаимно не связанных группах людей, а об общих жизненных принципах, к-рые проявляются в разных обстоят-вах и положениях. За эти основополагающие жизненные принципы, к-рые составляют сущность внутреннего мира Его учеников, Иисус восхваляет их, называя их блаженными уже сейчас и здесь. Они тоскуют по откровению Бога, по Его вмешательству в их жизнь, а Божье откровение приносится на землю Иисусом. В Нем исполняется срок явления Мессии, и Он уполномочен дать им те обетования, к-рыми сопровождаются "заповеди блаженства". Хотя прямо Бог здесь и не упоминается как Действующий, слушателям Иисуса ясна такая иносказательность речи, и они понимают, что в заповедях говорится о Его деяниях: Бог утешит и насытит их, будет милостив к ним; Он дарует им Свое Царство и землю; Он назовет их Своими чадами и позволит им узреть Себя в славе (1Кор 13:12; 1Ин 3:2; Откр 22:4). Но все же разрыв между "заповедями блаженства" и обетованиями еще не преодолен, и исполнение обетований пока должно быть принято на веру (ср. 2Кор 5:7). И тем не менее они настолько достоверны в Иисусе, что Он призывает Своих учеников радоваться и веселиться, ибо их ожидает Божья -> награда. Тот, кто подвергается поно-шениям и гонениям за Него, Сына Человеческого, разделяет жребий пророков (Мф 5:11 и след.; Лк 6:22 и след.); враждебность тех, кто не знает Бога, становится доказат-вом правоты учеников (Ин 15:18-25; 16:2 и след.; ср. Лк 6:26). Этим еще раз удостоверяется, что "заповеди блаженства", совокупно с их обетованиями, исполнимы только "во Христе".

Заповедь

Заповедь -> Закон -> Десять заповедей.

Запор

Запор -> Ключ.

Запрещать, запрет

Запрещать, запрет -> Закон.

Запустение

Запустение -> Мерзость.

Запястья

Запястья -> Украшение.

Заразная болезнь

Заразная болезнь (в Синод. пер. - "язва") -> Болезнь.

Заред

Заред [евр. "поток"], речная долина на границе Моава (Чис 21:12; Втор 2:13 и след.), к-рую отождествляют с р. Аравийской (Ис 15:7) и ручьем Вади-эль-Ахси, что, однако, спорно. З. в Чис 21:12 назван местом стана (ср. Втор 2:14 и след.). Ср. карту на стр. 706.

Засада

Засада -> Война.

Заступник

Заступник, тот, кто выступает защитником обвиняемого (на суде, перед власть имущими и т.п.), посредником между двумя сторонами (в споре, тяжбе) или поручителем за к.-л. (см. Иов 5:4). В Синод. пер. словом "заступник" переданы различные др.-евр. слова: мафгиа - "ходатай"; цур - "скала", "оплот"; мисгав - "защита" и др. В Библии З. народа Израиля, а также всех благочестивых людей на земле, равно как и безвинно обижаемых и угнетаемых, именуется Сам Господь Бог (Втор 32:18,30,31; Иов 16:19; Пс 41:10; 45:8,12; 47:4; 58:10). В Книге Исаии З. назван грядущий Мессия (Ис 19:20; 53:12 - в Синод. пер. - "ходатай"; 59:16). -> Заступник -> Посредник -> Ходатай.

Засуха

Засуха: 1) в Палестине, где выпадает сравнит. мало осадков, ежегодно наступает засушливый период - З.; 2) сильная З., несущая с собой неурожай, голод, болезни, может быть следствием непослушания израильтян Божьей воле (Втор 28:22; 3Цар 8:35,37; Пс 67:7; Агг 1:11; 2:17 и т.д.); богобоязненный же человек будет насыщен даже в З. (Ис 58:11). В грядущем царстве Иисуса Христа "пробьются воды в пустыне и в степи потоки", расцветет и зазеленеет земля (Ис 35:1,6 и след.; 41:18). В переносном значении это относится к человеч. сердцам: когда окончится Божье наказание, народ Израиля, ослепленный и мертвый во грехе, подобно засушливой земле, не при-носящей плода, будет, словно потоком, орошен и оживлен Божьим Св. Духом (Ис 44:3).

Заттуй (Заффу)

Заттуй (Заффу) [евр. Затту], израильтянин, потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:8; Неем 7:13). Шесть мужчин этого рода расстались со своими иноплем. женами (Езд 10:27); некий З. вместе с Неемией подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:15).

Затылок

Затылок -> Шея.

Заффу

Заффу -> Заттуй.

Захария

Захария [евр. Зехарья и Захарьяху, "Господь вспомнил, подумал (о ком-то)"]: 1) отец Иддо, главного начальника полуколена Манассии в Галааде во времена Давида (1Пар 27:21); 2) левит, сын Мешелемии, привратник, современник Давида (1Пар 9:21; 26:2). Он считался разумным советником (ст. 14); 3) левит, певец и привратник, современник Давида (1Пар 15:18,20; 16:5); 4) священник, современник Давида (1Пар 15:24); 5) левит, сын Ишшии и внук Озиила, современник Давида (1Пар 24:25 и след.); 6) левит, сын Хосы из рода Мерари, привратник, современник Давида (1Пар 26:10,11); 7) левит, отец певца Иозиила, современника Иосафата (2Пар 20:14); 8) один из вождей колена Иуды во времена Иосафата (2Пар 17:7); 9) сын царя Иосафата (2Пар 21:2); 10) сын первосвященника Иодая. Исполненный Духа Божьего, З. предостерег царя и народ, когда Иоас, после смерти Иодая, отступил от Господа. Но против З. был составлен заговор и по приказу царя его побили камнями во дворе храма (2Пар 24:20,21). Именно это убийство Иисус подразумевает в Мф 23:35; Лк 11:51. Упоминание в этом контексте имен Авеля и З. указывает на то, что уже во времена Иисуса книги Паралипоменон стояли на последнем месте в евр. ВЗ. Обращает на себя внимание то обстоят-во, что в Мф 23:35 этот З. назван сыном Варахии, как пророк З. Этому давались различные объяснения. Напр., высказывалось предположение, что З. был внуком Иодая, сыном к-рого был Варахия; 11) пророк, поучавший царя Озию "страху Божию" (2Пар 26:5); 12) сын Иеровоама II, к-рый в 747 г. до Р.Х. в течение шести месяцев был израил. царем в Самарии. Он, как и его предшественники, делал неугодное в очах Господа и не отступал от грехов Иеровоама I - поклонения идолам (тельцу). Против него составил заговор Селлум; убив З., он воцарился вместо него. Так исполнилось предсказание о том, что потомки Ииуя будут занимать израил. престол только до четвертого колена (4Цар 15:8-12); 13) один из вождей колена Рувима в то время, когда оно было уведено в плен ассир. царем Тиглатпаласаром III (1Пар 5:7); 14) отец Ави (Авии) и дед царя Езекии (4Цар 18:2; 2Пар 29:1); 15) сын Варахии, к-рого пр. Исаия, по повелению Господа, призвал в свидетели вместе со священником Урией, начертав на большом свитке слова: "Магер-шелал-хаш-баз" (Ис 8:1-4); 16) левит из рода Асафа, современник Езекии (2Пар 29:13); 17) левит из рода Каафа, современник Иосии (2Пар 34:12); 18) священник, современник Иосии (2Пар 35:8); 19-21) два израильтянина из колена Иуды, а также священник - их потомки жили в Иерусалиме после возвращения из вавил. плена (Неем 11:4 и след.,12); 22-23) два израильтянина, вернувшиеся из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:3,11); 24) один из израил. начальников, к-рых Ездра направил в Касифье, чтобы те привели в Иерусалим служителей для храма (Езд 8:16). Возм., он же стоял рядом с Ездрой, когда тот зачитывал Закон (Неем 8:4); 25) израильтянин, к-рый взял себе иноплем. жену (Езд 10:26); 26-27) левит и священник, принимавшие участие в освящении Иерусалимской стены во времена Неемии (Неем 12:35,41); 28) вениамитянин, сын Иеила, "отца гаваонитян" (1Пар 9:35,37). Возм., он же упомянут в 1Пар 8:31 как -> Зехер; 29) пророк, автор одной из книг ВЗ; -> Книга пророка Захарии; 30) отец -> Иоанна Крестителя, священник из Авиевой чреды. Его жену звали Елисаветой. Эти праведные пред Богом люди были бездетны. Однажды в храме, во время совершения З. жертвы каждения, ему явился архангел Гавриил и предрек, что у Елисаветы родится сын, к-рый подготовит путь для Мессии. З. усомнился, т.к. его жена была уже в преклонном возрасте. Бог наказал его за неверие. Когда З. вышел к ожидавшему его благословения народу, то не мог говорить, т.к. был поражен немотой. После рождения сына З. написал на дощечке имя младенца: "Иоанн", после чего к нему вернулся дар речи. Исполнившись Св. Духа, З. восславил Господа, а затем, ссылаясь на ветхозаветные обетования, предсказал предназначение Иоанна (Лк 1:5-25,57-80).

Защищаться (держать ответ)

Защищаться (держать ответ). В Библии это слово употребляется в значении: "отвечать на обвинение", "держать речь в свою защиту" (Деян 11:1 и след.; 24:10 и след.; 26:2,24). В соотв. с нормами рим. права, обвиняемый имел право отвечать на обвинения (Деян 19:33) и лично противостоять истцу (Деян 25:16). Так, Павел, находившийся в тюрьме по обвинению, выдвинутому иудеями, стремился защищать Евангелие - вплоть до обращения в высшую инстанцию рим. юстиции (Деян 26:2; Флп 1:7,17; 2Тим 4:16). Понятие "держать ответ" имеет в Библии и другое значение, оно не обязат. означает защиту перед судом или перед властями (Лк 12:11) - каждый верующий должен быть готов держать ответ, если к.-л. спросит его о живущем в нем уповании (1Пет 3:15).

Заяц

Заяц [евр. арнэвэт].

I. Это животное упомянуто в Лев 11:6 и Втор 14:7 как нечистое, потому что З. "жует жвачку, но копыта у него не раздвоены". К жвачным животным З. отнести нельзя, и данная ему в Библии характеристика связана, вероятно, с тем, что, пережевывая пищу, он делает движения челюстями, похожие на движения челюстей жвачных животных.

II. В Палестине встречаются разные виды З. В странах Средиземноморья живут сир. З. (Lepus syriacus), к-рые несколько мельче европ. (L. europaeus); уши у них короче, а череп - шире. В Негеве и в долине Иордана преимущ. обитают мелкие егип. З. (L. aegypticus), спины к-рых имеют желтоватую окраску.

Звать, взывать, призывать

I. Бог призывает к соблюдению Своих заповедей, к -> покаянию и восприятию Его слова о спасении (Иер 35:17; Мф 9:13). Его зов часто бывает призванием к особому служению (Исх 3:4; Мф 4:21; 1Фес 5:24) или просто к общению с Ним (1Кор 1:9).

II. Разговор людей с Богом, -> молитва, также может быть призывом, обращенным к Нему. Люди взывают к Господу в скорби (Пс 106:6) и ободряются, будучи услышаны (Пс 49:15). Бог всегда слышит нас (Пс 39:2 и проч.), знает о наших нуждах (Мф 6:8) и особенно внемлет призывам обездоленных и притесняемых (Исх 22:22; Суд 3:9; 10:12). Сила призыва зависит от искренности молящегося (Мк 15:34; Евр 5:7). Но, не отказывая в помощи, Бог и в самых тяжких обстоят-вах сохраняет за Собой право, когда и как избавить человека от бедствия (Пс 21:2,3,24,25; ср. Мф 6:10). Он всегда свят (Пс 21:4), и Его кажущийся отказ ответить на призыв страждущего влечет за собой лишь большее благословение (2Кор 12:8 и след.).

Звезда

I. Вид звездного неба побуждал израильтян к молитве Богу (Пс 8:4; 148:3), сотворившему звезды (Быт 1:16; Пс 135:7 и след.) и знающему все звезды по их числу и именам (Пс 146:4; Ис 40:26). В Библии названы многие созвездия и отдельные звезды. Мы не всегда знаем, какие созвездия подразумеваются под теми или иными названиями: -> Утренняя звезда (Иов 38:7) -> Орион -> Семизвездие (Плеяды; Иов 9:9; 38:31; Амос 5:8). Евр. Аш (Иов 9:9; в Синод. пер. - "Ас") или Аиш (Иов 38:32; в Синод. пер. - "Ас с ее детьми") предположит. можно отождествить с созвездием Льва. А "ее дети" - это, возм., часть звезд созвездия Девы, к-рые у арабов называются "псами, гонящимися за львом". Ряд исследователей считает, что это - созвездие Большой Медведицы. Часто звездное небо символизирует понятие "бесконечное множество" (Быт 15:5; 22:17; Втор 1:10; Наум 3:16; Евр 11:12). Красота З., их сияние восхищали израильтян, однако они никогда не считали З. богами (подобно язычникам), а мыслили их сотворенными Богом и призванными, подобно Солнцу и Луне, выполнять опред. функцию - быть светилами на небосклоне (-> Небо) (Быт 1:15 и след.; Иер 31:35; -> Сотворение мира). Бог направляет движение З. (Иов 38:32), определяет очертания созвездий (Иов 9:9), решает, взойдет светило или нет (Иов 9:7). Бог "налагает печать" на З., т.е. "запечатывает (затворяет) им врата", так что они не могут взойти (там же).

II. Народ Израиля полагал, что З. - это существа, восхваляющие Бога (Пс 148:3) и способные сражаться (Суд 5:20), но, в отличие от других народов, не считал их божествами. Служение З. было запрещено Законом (Втор 4:19). Но иногда и израильтяне впадали в языч. служение З. Согл. Деян 7:43, жители Северного царства (Израиля) сделали изображение З. бога -> Ремфана и носили его с собой (по-видимому, в сражениях - см. Амос 5:26). Царь Манассия поклонялся воинству небесному в самом Иерусалимском храме (4Цар 21:5; 2Пар 33:3). Хотя царь Иосия и отменил это идолослужение (-> Идол, идолослужение, V) (4Цар 23:4 и след.,11), но еще Иеремии и Иезекиилю пришлось бороться против служения З. и Солнцу (Иер 8:2; 19:13; Иез 8:16). (-> Астарта.) Тесно связано с культом З. иск-во гадания по звездам (-> Предсказание), к-рое было очень развито в Вавилоне (Дан 2:27; 4:4; 5:11). Но однажды З. использовал и Господь, чтобы указать мудрецам (-> Волхвы с востока) с востока на рождение Мессии (Мф 2:2).

III. З. должны померкнуть перед наступлением особых судов Господних (Иез 32:7; Иоил 2:10; 3:15). Иисус называет среди знамений, возвещающих Его Второе пришествие, изменения, касающиеся З. (Мф 24:29; Лк 21:25); в книге Откровения также предсказываются космические катастрофы в конце времен (Откр 6:13; 8:12; 12:4; ср. Дан 8:10).

IV. В переносном значении о Мессии говорится как о З. от Иакова (Чис 24:17), а о проповедниках Богопознания - как о З., сияющих на небосклоне (Дан 12:3).

Звезда утренняя

Звезда утренняя -> Утренняя звезда.

Звездочет

Звездочет [арам. гезар, "определяющий", "решающий"], обозначение халдейского астролога (Дан 2:27; 4:4; 5:7,11), передано в Синод. пер. словом "гадатель". В Ис 47:13 астрологи подразумеваются и под словом "звездо-четы". -> Звезда (II).

Звери пустыни

Звери пустыни. Этим словосочетанием в Ис 13:21; 34:14; Иер 50:39 (в Синод. пер. - "степные звери") переведено евр. слово цийим, к-рое предположит. означает "демоны пустыни". -> Косматый, леший -> Собака (I,3).

Здание

Здание -> Дом -> Дворец.

Зебудда

Зебудда [евр. Зевуда, от "наделять", "одаривать"], дочь Федаии из Румы, мать царя Иоакима (4Цар 23:36).

Зевадия (Завадия)

Зевадия (Завадия) [евр. Зевадья и Зевадьяху, "Господь дарует"]: 1) вениамитянин, потомок Берии (1Пар 8:15,16); 2) вениамитянин, потомок Елпаала (1Пар 8:17,18); 3) сын Иерохама из Гедора, вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:7); 4) сын Асаила и племянник Иоава. Вслед за своим отцом он стал начальником 4-го отделения войска во времена Давида (1Пар 27:7); 5) ле-вит из рода Корея, сын Мешелемии, привратник, современник Давида (1Пар 26:1 и след.); 6) левит, современник Иосафата (2Пар 17:8); 7) вождь колена Иуды, сын Исмаила. Царь Иосафат поручил ему осуществлять надзор над судьями (2Пар 19:11); 8) сын Михаила из рода Сафатии, вернувшийся из Вавилона вместе с Ездрой (Езд 8:8); 9) священник из сыновей Иммера, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:20).

Зеведей

Зеведей [греч. Зебедайос, ф-ма евр. имени Зевадия, "Господь дарует"], отец ап. Иоанна (Мф 4:21; Мк 1:19,20).

Зевей

Зевей [евр. Зевах, возм., "рождённый в день жертвы заклания"], мадиамский царь, плен. и казн. Гедеоном (Суд 8:4-21; Пс 82:12).

Зевина

Зевина ("купленный", "приобретенный"), израильтянин, отпустивший свою иноплем. жену (Езд 10:43).

Зевс

Зевс (Деян 14:12 и след.), называемый также Юпитером - верховное божество греч.-рим. пантеона. Его почитали защитником существующего у людей порядка (гос-ва, семьи) и мстителем за нарушение договора или клятвы. Почитание З., вместе с греч. культурой, распространилось на все Средиземноморье и Ближний Восток. В Листре храм З. находился за пределами города (ст. 13). Жители ликаонийского г. Листры, язычники, пытались совершить поклонение ап. Павлу и Варнаве как богам. Они называли Варнаву З., а Павла воспринимали как его посланца.

Зевул

Зевул -> Завулон. Главный начальник, к-рого Авимелех назначил в Сихем (Суд 9:28,30-33,36-38,41).

Зелень, зеленеть, цвести.

Зелень, зеленеть, цвести. Праведники "зеленеют" (в Синод. пер. - "цветут") "во дворах Бога нашего" (Пс 91:13,14), "процветет" и жилище праведных (Притч 14:11), расцветет и народ Израиля, когда окончится время Божьего суда (Ис 27:6). "Зеленеющее дерево" (Лк 23:31; ср. Пс 1:3; Иер 17:7,8) - это безгрешный Иисус, принявший на Себя наказание за грехи человечества, сухое же дерево - это евр. народ, отвергнувший Его и идущий навстречу Страшному суду (см. 1Пет 4:18). -> Трава.

Зелфа

Зелфа [евр. Зилпа, возм., "пылкая"], рабыня, к-рую Лия получила от своего отца Лавана (Быт 29:24). Позднее З. стала наложницей Иакова, к-рому она родила Гада и Асира (Быт 30:9-13; 46:16-18). См. цветную вклейку 1.

Земира

Земира ("сопровождаемое музыкой пение"), вениамитянин, сын Бехера (1Пар 7:8).

Земледелие

Земледелие. В раннепатриарх. период важнейшей отраслью сельского хоз-ва у израильтян являлось -> животноводство. Овладев землей в Палестине, израил. народ в первую очередь стал заниматься З. Раскопки древнего Иерихона показывают, что Палестина - один из древнейших известных нам сельскохоз. центров. Во Втор 6:10 и след. указывается, что З. существовало в Палестине еще до захвата страны израильтянами. По данным науки, интенсивная обработка почвы существовала здесь прим. с 7500 г. до Р.Х. Др.-израил. законодат-во типично для народа, занимающегося З. Об этом ясно свидет-вует упоминание в Пятой книге Моисея об отдыхе земли в -> субботний год, а также закон о нерушимости межевых знаков (Втор 19:14; 27:17). Даже царь Саул вначале был земледельцем (1Цар 11:5), а три главных праздника израил. народа связаны с урожаем.

I. КЛИМАТ И ПОЧВА

В библ. времена климат Палестины, вероятно, был похож на нынешний. Кол-во осадков вряд ли претерпело значит. изменения, т.о., З. определялось периодом дождей с октября по апрель. Границы сельскохоз. областей сегодня трудно установить; в результате раскорчевки лесов и уничтожения кустарника скотом они постоянно расширялись. Максимальное кол-во осадков выпадало на плоскогорьях северо-запада, минимальное - в пустынях на юге и востоке страны. Поскольку угодья очень неоднородны, то областей сплошного З. почти нет. Для сельскохоз. обработки могут исполь-зоваться прежде всего площади долин и равнин; но и на склонах гор, вследствие выветривания красного известняка, образуется плодородная почва, так же как и в результате разрушения вулканич. лавы в областях вост. берега Иордана. Т.о., для З. пригодной оказывалась прежде всего холмистая область между приморской равниной и горами Иудеи, равнина Махне в Самарии - юго-вост. Сихема, окраины Изреельской равнины, плоскогорья Моава и Аврана. Почва облагораживалась прежде всего очисткой угодий от камней, а содержание земли под паром каждый седьмой год препятствовало ее истощению (Исх 23:10 и след.; Лев 25:1-7). О планомерном удобрении почвы почти ничего не известно вплоть до периода рим. господства. Из-за недостатка равнинных земель в зап. части Иудейского нагорья практиковались террасы, когда плодородную почву на горных склонах удерживали с помощью спец. каменных оград. По климатич. причинам земледел. работы были возможны только после ранних дождей в конце октября, так что сбор зерновых даже в горах заканчивался к середине июня. Земля под паром могла использоваться для выпаса мелкого скота, что одноврем. являлось единств. способом внесения удобрений. Как только начинались ранние дожди и размягчалась твердая, как камень, почвенная корка, приступали к пахоте и севу. Урожай зависел от своевременности и кол-ва осадков, выпадавших в виде зимних, или поздних дождей (Ам 4:7-9). Урожай находился под постоянной угрозой нападения саранчи и заболеваний злаковых культур. Как правило, участками земли владели семейства, их обрабатывавшие, крупное землевладение встречалось редко; позднее его доля стала увеличиваться, о чем свидетельствуют осуждающие речи пророков (Ис 5:8-10; Мих 2:2). В таких крупных хоз-вах применялся труд рабов и наемных работников, находившихся, однако, под защитой Закона (Исх 21:2 и след.; Лев 25:39-46; Втор 15:12 и след.).

II. ОРУДИЯ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ

1) для рыхления почвы первоначально, вероятно, использовалась мотыга - орудие труда с деревянной рукояткой и заостренным под углом металлич. наконечником (Ис 7:25). Позднее она стала применяться только при возделывании овощных культур (см. ниже); 2) появление З. в истинном смысле слова было связано с использованием плуга, к-рый уже существовал в Палестине к моменту прихода туда израильтян. Вначале почву рыхлили с помощью твердой заостренной деревянной палки; на ней под определ. углом имелось жестко укрепленное дышло, к-рое тянула па-ра волов или ослов. Но очень скоро этот деревянный плуг оснащается железным сошником, к-рый израильтяне, вероятно, заимствовали у филистимлян. Землепашец направлял плуг, с силой надавливая на рукоятку и погоняя животных, попарно привязанных к ярму, рожном, под к-рым в данном случае подразумевается палка с острым металлич. наконечником. См. цвет. вклейку 2; 3) вероятно, применялись и бороны, весьма похожие на современные.

III. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ

Из известных нам зерновых культур выращивались прежде всего -> пшеница (в Галилее и на наиб. плодородных участках вост. берега Иордана) и -> ячмень (в Иудее), а также -> пшеница-спельта, или полба (Ис 28:25; Иез 4:9), и пришедшее из Африки -> просо - особенно урожайная культура, к-рую выращивали еще при мотыжном З. Рожь и овес, по-видимому, не были известны. Лучшим зерном для выпечки хлеба считалась пшеница, но наряду с ней, прежде всего бедными слоями населения, использовались (как минимум в качестве примесей) полба, просо и ячмень. Выращивались и садовые культуры: фиговые деревья (-> Смоковницы), -> виноград, -> маслины и -> гранаты, а также овощи (3Цар 21:2; 4Цар 4:39): чечевица (Быт 25:34), бобы (2Цар 17:28), лук репчатый, чеснок и бахчевые культуры (Чис 11:5).

IV. СЕВ

Вспашку земли производили осенью. Сеяли в основном в ноябре и декабре, сначала - бобовые культуры, в декабре - пшеницу, в январе и феврале - яровые (-> Год). Сеятель широко разбрасывал семена, доставая их из мешкообразной сумы. На одном поле нельзя было сеять два рода семян (Лев 19:19), как нельзя было впрягать в одну упряжку двух животных разных видов. Знакомая израильтянам картина сева дает Иисусу материал для притчи, напр. в Мф 13:3 и след.,24 и след.; Мк 4:26 и след., где Он сравнивает семена с Божьим словом, к-рое приносит плод в зависимости от почвы (сердец) и других факторов.

V. УБОРКА УРОЖАЯ

Тяжелая работа по подготовке почвы и сева, как и напряж. ожидание своеврем. дождя (ср. Лев 26:19; в 3Цар 17:1 его отсутствие рассматривается как наказание), и страх перед палящим вост. ветром (Втор 28:22) вознаграждались радостью сбора урожая после поздних дождей в апреле/мае (ср. описания в Пс 125:5 и след.). Страда начиналась со сбора ячменя (прим. с начала апреля, в зависимости от погодных условий и местонахождения поля) и продолжалась прим. два месяца, причем пшеницу убирали в последнюю очередь. Урожай наименее ценного злака, проса, обычно самый богатый, за ним следует ячмень, к-рого нередко рождается в 50 раз больше посеянного, и наконец, самое ценное зерно, пшеница, умножала посеянное в 30-100 раз (Мф 13:8). Жали ручными серпами, причем в древнейшие времена на изогнутом куске дерева укрепляли острые кремни, а с наступлением железного века стали пользоваться железными серпами. Срезая правой рукой стебли прим. на половине их высоты, т.е. значительно выше, чем при косьбе, левой рукой жнец захватывал колосья и складывал их на землю. Вязальщики (в т.ч. и женщины, Руфь 2:8) следовали за ним и вязали сжатые колосья в снопы, чтобы затем поставить их колосьями вверх, оберегая от ночной росы; но чаще снопы сразу относили на гумно, иногда не связывая, и укладывали слоями. Повозками для перевозки снопов пользовались редко, и то лишь в более поздние времена в равнинных областях зап. предгорий; повозки, вероятно, были переняты у филистимлян (1Цар 6:7 и след.). См. цвет. вклейку 2.

VI. ОБМОЛОТ

Во время страды земледельцы зачастую покидали жилища и жили в шатрах или в пещерах вблизи поля. В качестве гумна использовалось ровное место, твердую почву к-рого иногда дополнит. выравнивали и утрамбовывали; по периметру оно нередко укреплялось камнями. Зерно провеивалось наиб. эффективно, если гумно было ориентировано в направлении зап. ветра. Гумно редко принадлежало одному хозяину (2Цар 24:18; Руфь 3:2), значит. чаще оно находилось в общем владении земледельцев данной местности. Сжатые колосья раскладывались кипами.

Молотило и молотилка. Бобовые культуры и небольшое кол-во зерновых для потребностей семьи сначала обмолачивали палками, но, вероятно, чаще всего при молотьбе использовали скот (Втор 25:4; Ос 10:11). Животных гоняли по кругу, заставляя топтать разложенные по всему гумну колосья. Позднее стали применять и молотила (Ам 1:3). Молотило представляло собой несколько досок, скрепленных вместе и спереди загнутых кверху, под к-рыми были укреплены чаще всего острые камни (позднее стали крепить железные ножи) для вылущивания зерна и резания стеблей. Впоследствии появились молотилки (Ис 28:27 и след.) - станина с несколькими, иногда зубчатыми, каменными колесами или валиками, к-рую на полозьях проволакивают по куче зерна (как и молотило). Работник стоял при этом на молотиле или, соотв., на молотилке. После молотьбы зерно сначала провеивали с помощью многозубчатых деревянных вил (веялки), отделяя его от мякины на усили-вающемся к вечеру ветру. Затем измельченную солому и зерна подбрасывали вверх деревянной лопатой, чтобы ветер унес легкие примеси. Прежде чем поместить зерно в кувшины или амбары до помола (-> Мельница), его просеивали (Ам 9:9). Излож. в книге Левит законы устанавливают определ. принципы ведения сельского хоз-ва. Эти природоохранные и экономич. основы не теряют своего значения и поныне, а иногда и открываются заново. Сюда относятся практич. предписания по защите почвы (содержание земли под паром на седьмой год, Лев 25) или регулирование социальных вопросов (бедные имели право подбирать оставшиеся на поле колосья, Лев 23:22; Руфь 2). Всхожесть посевов Бог ставил в зависимость от соблюдения этих заповедей (Лев 26:14 и след.). -> Урожай, жатва.

Землемерная вервь

Землемерная вервь -> Измерение.

Землетрясение

Землетрясение - подземные толчки и колебания отдельных участков земной поверхности. Его причинами являются тектонич. (ведущие к образованию гор) и вулканич. процессы в недрах земли. В Сирии и Палестине З. отмечались во все времена. Особенно сильное З. произошло во времена иуд. царя Озии (Ам 1:1; Зах 14:5). Великие откровения святости и могущества Бога также сопровождались З.: дарование Закона на горе Синай (Исх 19:18) было отмечено З., о чем неоднократно упоминается и в псалмах (Пс 67:9; 76:19; 113:7); смерть Иисуса на кресте (Мф 27:51) и Его воскресение (Мф 28:2) также сопровождались З. Частые З. являются признаком приближающегося Божьего суда над миром (Мф 24:7; Откр 6:12; 11:13,19; 16:18). Илии, однако, довелось испытать, как Господь приближается к человеку не в З., а в веянии тихого ветра (3Цар 19:11 и след.). З. показывают могущество Создателя (Ис 29:6) в противовес немощи мертвых идолов (Иер 10:10). З. был ознаменован суд над Иудейским царством (Ис 5:25; 24:18; 29:6), над Вавилоном (Ис 13:13; Иер 50:46) и Ниневией (Наум 1:5). В Деян 4:31 "колебание места", где собрались члены первохристианской общины, является свидет-вом Божьего ответа на молитву верующих, а в Деян 16:26 Господь использует З. для освобождения ап. Павла и Силы из темницы в Филиппах.

Земля

Земля: 1) мир, в к-ром мы живем, в отличие от небес (Быт 1:1)(-> Мир); 2) суша, в отличие от моря (Быт 1:10), или заселенная земля (Быт 1:28; 18:18). В поэтич. образах ВЗ говорится об основаниях, столбах (столпах), на к-рых покоится земля (1Цар 2:8; Иов 9:6; Пс 74:4). Псалмопевец говорит об обитаемой земле как об основанной "на морях" и утвержденной "на реках" (Пс 23:2; 135:6; ср. Исх 20:4); в остальных случаях глагол "основать" свидет-вует о том, что З. создана Творцом (Пс 101:26; 103:5-9; Притч 3:19; 8:29; Ис 48:13); 3) почва, на к-рой произрастают растения (Быт 27:28); 4) в Быт 11:1; Плач 2:15 и др. слово "З." подразумевает все население земли или его часть.

Земля восточная

Земля восточная -> Восточная земля.

Земля горшечника

Земля горшечника -> Акелдама.

Земля крови

Земля крови -> Акелдама.

Земляная смола

Земляная смола, или асфальт - затвердевшая нефть, входящая в состав земной коры. По химич. составу это тяжелый углеводород, образовавшийся в результате разложения органич. веществ. В ветхозаветные времена З.С. пользовалась большим спросом, проводились поиски ее месторождений. Основным местом добычи З.С. в древности являлась южная часть Мертвого моря, к-рое поэтому называлось также Асфальтовым морем [лат. Lacus Asphaltitis]. Здесь асфальт время от времени поднимался в больших количествах со дна и волны пригоняли его к берегу. В Быт 14:10 упомянуты "смоляные ямы" - копи горной смолы в долине Сиддим. В новозаветные времена монополией на поставки асфальта из Мертвого моря в Египет обладали набатеи. З.С. применялась для различных целей: для смоления кораблей (ср. Исх 2:3) и днищ лодок и, как полагают ученые, при бальзамировании трупов. В Вавилонии З.С. использовали как уплотнитель или заменитель строит. растворов (Быт 11:3).

Земное

Земное, в противоположность небесному, это - "принадлежащее земле по своей сущности". В подобном значении в Библии слово "З." употребляется в паре со словами-антонимами: "плотское - духовное", "тленное - вечное", "Адам - Христос" (1Кор 15:40 и след.). Поскольку все земное подчинено закону греха (Рим 5:12 и след.; 7:14,23; 1Кор 15:47 и след.), то и человеч. образ мыслей всегда направлен против Бога (Флп 3:18 и след.; Иак 3:15).

Зерах

Зерах (в Синод. пер. также - Зара, Зарай) [кр. ф-ма от евр. Зерахия, "озарение Господне"]: 1) князь идумеян, сын Рагуила (Быт 36:13,17; 1Пар 1:37; вероятно, также Быт 36:33; 1Пар 1:44); 2) Зара - сын Иуды (Быт 38:30; Нав 7:1; 1Пар 2:6). Его потомки названы поколением Зариным (Чис 26:20; Нав 7:17); 3) сын Симеона (1Пар 4:24), потомки к-рого также назывались поколением Зариным (Чис 26:13). В Быт 46:10; Исх 6:15 он назван -> Цохар; 4) левит из потомков Гирсона (1Пар 6:21,41); 5) Зарай Ефиоплянин, к-рый с большим войском вторгся в Иудейское царство и был побежден Асой у Мареши (2Пар 14:8 и след.).

Зерахия

Зерахия ("озарение Господне"): 1) сын Озии и отец Мераиофа из рода первосвященников (1Пар 6:6 и след.; 6:51 и след.; Езд 7:4, в последнем случае в Синод. пер. - Захария); 2) отец Эльегоеная из сыновей Пахаф-Моава (Езд 8:4).

Зерешь

Зерешь (возм., "растрепанная голова"), жена Амана (Есф 5:10,14; 6:13).

Зеркало

I. В древности З. изготовляли из полированного металла, они были круглыми или овальными, чаще всего с богато украшенными ручками.

II: 1) в Библии редко встречается упоминание о З. Из медных З. женщин, собиравшихся у скинии, был сделан умывальник для священников (в Синод. пер. - "с изящными изображениями" вместо "из зеркал собирающихся"; Исх 38:8). В Иов 37:18 З. придан образ твердости и сияния неба, о зеркальной глади воды идет речь в Притч 27:19; 2) З. упоминается в НЗ как образ духовных истин. Слово Божие - это З., в к-ром человек узнает свою истинную сущность (Иак 1:23-25). В иуд. традиции пророч. откровение, дарованное Моисею и пророкам, представлялось как увиденная в З. картина. В 1Кор 13:12 Павел говорит о "тусклом стекле", через к-рое можно видеть лишь "гадательно". Такие откровения необходимо сопровождать соответств. истолкованиями (ср. 1Кор 14:26). Верующие в этом мире призваны исполнять роль З., в к-ром отражается слава Божья, становясь таким образом постижимой для людей, удаленных от Бога (2Кор 3:18; 4:6).

Слева направо: зеркало, найденное в Телль-Аджуле, неподалеку от Газы (XVIII династия); два зеркала - одно периода железного века, другое - времен Персидской империи; античное зеркало; I в. по Р.Х. Египет.

Зефам

Зефам [возм., от евр. зайит, "маслина"], левит из Гирсонян, потомок Лаедана (1Пар 23:8; 26:22).

Зефан

Зефан [возм., от евр. зайит, "маслина"], вениамитянин, потомок Иедиаила (1Пар 7:10).

Зефар

Зефар, евнух перс. царя Артаксеркса (Есф 1:10). Ср. -> Авагфа.

Зехер

Зехер (предположит. кр. ф-ма от Захарии), вениамитянин, сын "отца гаваонитян" (1Пар 8:31). Возм., он же упомянут в 1Пар 9:37 как -> Захария (28).

Зив

Зив [евр. Зеэв, "волк"], один из мадиамских вождей, к-рый был пленен и убит ефремлянами (Суд 8:3; Пс 82:12). Виноградный пресс, в к-ром это произошло, стали называть по его имени Иекев-Зивом (Суд 7:25); это место находилось зап. Иордана.

Зиза

Зиза ("обилие", "избыток"): 1) израильтянин из колена Симеона, сын Шифия (1Пар 4:37); 2) левит, сын Шимея (1Пар 23:10 и след.; в др.-евр. Масоретском оригинале - Зина); 3) сын царя Ровоама (2Пар 11:20).

Зилоты (зелоты)

Зилоты (зелоты), самое радикальное политич. направление среди иудеев, возникновение к-рого связано с восстанием -> Иуды (7) Галилеянина (Деян 5:37). У З. было очень сильно выражено национально-патриотическ. чувство. Стремясь изгнать римлян, они в 66 г. по Р.Х. стали зачинщиками Иудейской войны. В этой войне они боролись не только с римлянами, но и с умеренно настроенными представителями своего народа. Судя по прозвищу "ревнитель" [греч. зелотес (Лк 6:15; Деян 1:13) арам. каннай = "кананит" в Синод. пер. (Мф 10:4; Мк 3:18)], к этой партии принадлежал апостол -> Симон.

Зима

Зима -> Календарь -> Дождь.

Зимма

Зимма ("мысль", "намерение"), левит из рода Гирсона, сын Шимия (2), внук Иахафа (1Пар 6:20,42 и след.). Возм., он подразумевается и в 2Пар 29:12.

Зимран

Зимран (возм., от евр. "играть (на струнном инструменте)", "воспевать"), сын Авраама и Хеттуры (Быт 25:2; 1Пар 1:32).

Зимри

Зимри ("моя песнь"; в Синод. пер. также - Замврий): 1) сын Зары из колена Иуды (1Пар 2:6); 2) сын Салу, начальник поколения Симеона, убитый Финеесом за его грех с мадианитянкой (Чис 25:6-8,14); 3) Замврий - начальствовавший над половиной колесниц в Израильском царстве. После того как З., убив царя Илу, взошел на престол, он истребил дом Ваасы. Но его царствование длилось всего лишь 7 дней (882 г. до Р.Х.): когда -> Амв-рий осадил город Фирцу, З. покончил жизнь самоубийством (3Цар 16:9-20; 4Цар 9:31); 4) Замврий - вениамитянин и потомок Саула (1Пар 8:36; 9:42). Его пытались отождествить с предыдущим З. (3), убийцей Илы, захватившим его престол; 5) Зимврия - земля (Иер 25:25), о расположении к-рой нет никаких сведений. Возм., ее название связано с -> Зимраном, потомки к-рого могли образовать самостоятельное царство в Аравии.

Зина

Зина [греч. Зенас, кр. ф-ма от Зенодороса, "дар Зевса"], законник (т.е. знаток Закона), сопровождавший Аполлоса на Крите (Тит 3:13); Павел призывает Тита позаботиться о том, чтобы у З. и Аполлоса во время путешествия ни в чем не было недостатка.

Зиф

Зиф (возм., от слова "текущий"): 1) город (Нав 15:55; 1Цар 23:24; 26:1) и пустыня (1Цар 23:14 и след.; 26:2) в области Кармила, Маона и Юты. Ровоам укрепил этот город (2Пар 11:8). Согл. "Ономастикону" (список геогр. названий), З. располагался в 13 км юж. Хеврона, что указывает на совр. Телль-Зиф, располож. в 6 км юго-вост. Хеврона (см. карту на стр. 216); 2) местность на юге удела колена Иуды (Нав 15:24), вероятно, совр. Эз-Зейфе, в 6 км юго-зап. Корнуба и прим. в 30 км юго-вост. Беэр-Шевы (см. карту на стр. 896); 3) израильтянин из колена Иуды, сын Меши (1Пар 2:42). Возм., однако, что подразумевается город З. (1); в этом случае Меша является родоначальником его жителей; 4) сын Иегаллелела из колена Иуды (1Пар 4:16); 5) -> Календарь.

Зифа

Зифа (возможно, от слова "текущий"), сын Иегаллелела из колена Иуды (1Пар 4:16).

Зифеи

Зифеи, жители города -> Зиф (1) (1Цар 23:19; ср. 26:1; Пс 53:2).

Зихрий (Зихри)

Зихрий (Зихри) ("памятный" или "мое воспоминание"): 1) левит из рода Каафа, сын Ицгара (Исх 6:21); 2) вениамитянин, сын Шимея (1Пар 8:19); 3) вениамитянин, сын Шашака (1Пар 8,23); 4) вениамитянин, сын Иерохама (1Пар 8:27); 5) левит, сын Асафа (1Пар 9:15); 6) левит, потомок Елиезера, сына Моисея (1Пар 26:25); 7) рувимлянин, отец начальника над этим коленом во времена Давида (1Пар 27:16); 8) представитель колена Иуды, отец Амасии, военачальника царя Иосафата (2Пар 17:16), и, вероятно, также отец начальника сотни Елишафата во времена первосвященника Иодая (2Пар 23:1); 9) ефремлянин из войска израил. царя Факея, убивший царского сына Маасею и двух придворных царя Ахаза (2Пар 28:7); 10) ве-ниамитянин, отец Иоиля, начальника в Иеру-салиме (Неем 11:9); 11) глава семейства в до-ме первосвященника Авии во времена пер-восвященника Иоакима (Неем 12:17).

Зия

Зия [от др.-евр. Сия и Сияга, "движущийся", "мчащийся"]: 1) гадитянин из Васана (1Пар 5:13); 2) нефиней, потомки к-рого возвратились из плена с Зоровавелем (Езд 2:44, в Синод. пер. - Сиага; Неем 7:47, в Синод. пер. - Сия).

Злаки

Злаки -> Земледелие.

Злачная пажить

Злачная пажить обозначает в большинстве случаев плодородную почву в поймах рек (Пс 22:2). Это словосочетание служит метафорой для выражения попечения Бога о человеке.

Зло, злоба, злобный

Зло, злоба, злобный. Эти понятия не обозначают определ. человеч. свойство или качество, они, скорее, выражают внутр., враждебную Богу позицию, проявляющуюся во всех областях жизни. Добро и З. - два полюса, между к-рыми человек должен сделать выбор. В самом начале истории человек познал добро и З. (Быт 3:1 и след.), проявив непослушание Богу, но и теперь он не в состоянии творить добро собств. силами (-> Грех): 1) Бог сотворил мир совершенной гармонии, согласия и свободы, в к-ром все подчинялось Его праведной воле. И творение это, по мнению Господа, было "хорошо весьма" (Быт 1:31). Бог не желал миру З. и не создавал его (об этом говорится в Быт 3 - ср., однако, Ис 45:6 и след.). Этому утверждению соответствуют библ. высказывания о бренности всего злого (см. Пс 5:5; 33:17; 36:9; 139:12; Притч 24:20; Иез 36:29-33), об уничтожении З. (дьявола) и об окончат. отделении З. от добра (Мф 13:49 и след.; Откр 20:10,14 и след.); 2) полная гармония предполагала, что человек, как высшее и разумнейшее из Божьих созданий, будет придерживаться пути истинного не в силу естеств. необходимости, а руководствуясь добровольным послушанием (Быт 2:17), т.к. создан по образу Божьему (Быт 1:27). Поэтому человеку был предоставлен свободный выбор между смирением и непослушанием в виде запрета, преступить к-рый его никто не понуждал. В Быт 3 (в гл. 3-11 речь идет о грехе, само же слово "грех" впервые встречается в гл. 4) впервые говорится о существовании З., но не сообщается о его происхождении. Оно просто существует как данность, и из Быт 3 становится очевидно, что происходит оно не от Бога, т.к. все сотворенное Богом было "хорошо весьма". Далее З. связывается с личностью, к-рая получает имя "лукавый" (Мф 13:19; Еф 6:16; 1Ин 2:13 и след.; 5:18). Но и здесь сведения о происхождении "лукавого" отсутствуют; 3) лукавый - это -> дьявол [от греч. диаболос], сеющий раздор и смуту. Этим и определяется сущность З. Все, что нарушает Божий порядок и мешает планам Господа, есть З., а силой, подталкивающей к подобному нарушению, является злоба и сопротивление Божьей воле. Т.о., З. - это любое существо или явление, от к-рых исходит противление Богу (Втор 1:34 и след.; Иер 13:10; Флп 3:2; 2Фес 2:3 и след.). Но злоба - это не только стремление противодействовать исполнению Божьего плана спасения, это восстание против Бога, покушение на Божье владычество. Тем самым, З. - не просто пассивный "противник": злые силы постоянно хотят завладеть Божьей собственностью. При этом З., "духи злобы" (Еф 6:12), стремятся к воплощению (Лк 8:32; 11:24-26 -> Одержимость). По примеру воплощения Духа Божьего в христ. Церкви, З. тоже стремится обрести телесную форму (Пс 63:3). В евр. тексте этого стиха употреблено то же слово - сод, к-рое обычно служит для обозначения "совета" народа Божьего (Иез 13:9), "сонма" святых (Пс 88:8) и даже "совета" Господа (Иер 23:18,22); в Пс 110:1 "совет" праведных отождествляется с общиной; 4) З. стремится распространяться. Лукавый (сатана) и злые люди не удовлетворяются отрицанием божеств. порядка для самих себя, они хотят разрушить его в человеч. теле (Мк 9:20-22; Лк 13:16), в браке (1Кор 7:5), в вопросах собственности (Мих 2:1) и в человеч. отношениях (Притч 15:28; 17:4; Втор 15:9; Ис 9:16). Любое проявление Божьей воли возмущает их, и они прилагают все силы, чтобы воспрепятствовать ее исполнению (Иов 1-2; Мф 5:10; 1Фес 2:14-16). С тех пор как через человека З. проникло в мир (Рим 5:12), оно стремится оспорить права Творца на этот мир. В Библии говорится о "лукавом веке" (Гал 1:4; ср. 1Ин 5:19), об оск-верненной лукавством земле (Иер 3:2; ср. Чис 13:20), о злых зверях (Быт 37:20, в Синод. пер. - "хищный"; Лев 26:6, - Синод. пер. - "лютый"), злом и лукавом времени (Пс 36:19, - Синод. пер. - "лютое"; Еф 5:16). Взбунтовавшийся человек утратил общение с Богом и оказался во власти болезней и смерти (Рим 7:24); 5) до грехопадения дьявол не имел в мире достаточной власти, чтобы самостоят. разрушить Божий порядок. Не имеет он власти и в Церкви Христовой: его действия, направленные против апостолов Иисуса и Его Церкви, обречены на неудачу благодаря присутствию в Церкви Самого Христа. Дьявол достигает своей цели лишь в том случае, если ему удается совратить членов Церкви к непослушанию, т.е. к противлению Богу (см. Рим 5:14; Мф 4:1-11 и парал. места). Именно поэтому Библия постоянно предостерегает против искусителя; 6) З. страшится быть узнанным, поэтому оно скрывается (Пс 28:3; 2Кор 11:13-15) и действует "в глубине" и "в темноте" (Ис 29:15; Иез 8:12; Ин 3:19 и след.). Но Иисус Христос Своим Вторым пришествием уничтожит тьму (2Фес 2:8); 7) для совращения человека к З. недостаточно нарушения Божьей заповеди по неведению; поэтому искуситель намеренно расспрашивает Еву о запрете Бога (Быт 3:1). Чтобы искушаемый стал виновным, в нем пробуждают желание, к-рое толкает его на непослушание Богу (Рим 7:7 и след.; Иак 1:14); 8) осознание З. приходит не в результате долгих размышлений и поучений, а благодаря голосу совести, к-рый дает о себе знать после совершения греховного поступка (1Цар 15:24; 2Цар 12:13; Мф 27:3 и след.). "Отягощенная" совесть служит человеку предостережением; 9) З. кроется в самом человеке (Быт 6:5; Втор 15:9; Мф 24:48; Иак 1:14 и след.; 3:14; 4:1 и след.). Страх говорит об осознании человеком своих грехов (Быт 3:10; Рим 2:9). Человеч. сердце слишком привязано к З. (Мк 7:21). Лишь в результате искреннего отречения от З. (Пс 118:101; 138:24; Иер 25:5; Деян 8:22) и полного очищения (Иер 4:14) Кровью Христовой (Евр 9:14), а также замены "сердца каменного" (Иез 36:26) живым, сотворенным Богом заново (Пс 50:12) можно разорвать узы, связывающие человека со З., и отвратить его от греха (Притч 24:1). В противном случае человек подвергается Божьему суду за злые поступки либо сразу (Иер 1:16), либо "при кончине века" (Мф 13:49). Придет время, когда отречься от З. будет уже невозможно; в Библии об этом времени говорится: "Неправедный пусть еще делает неправду" (Откр 22:11); 10) Иисус Христос, Своей смертью и воскресением победивший З., не только искупил человеч. грехи (Кол 1:20), но и принес людям освобождение от власти злых сил. Поэтому апостолы требуют от христиан отказаться от злобы (1Пет 2:1; Иак 1:21) и побеждать З. добром (Рим 12:21). Людям, преуспевающим во З. (2Тим 3:13), христиане должны проти-вопоставить добрые дела (Евр 5:14) и свою истинную веру; 11) до полного искоренения З. (Откр 20:10) христианину еще предстоит оружием веры бороться против поколебленных сил З. (Еф 6:16). Понимая, что его враги - нечеловеч., нечестивые силы, "духи злобы" и "мироправители тьмы" (Еф 6:12), христианин до самой смерти будет снова и снова обращаться к Господу с просьбой: "Избавь нас от лукавого" (Мф 6:13), и тогда верою в "Его Царство" он в этой битве познает силу и славу Бога (Ин 16:33). Христианин знает, что умер для греха (Рим 6:6-8), но он должен подтверждать это знание, всегда поступая в жизни, как умерший для греха, ибо то, что уже стало для него реальностью, должно осу-ществляться вновь и вновь.

Злодеи

Злодеи, люди, сознательно творящие зло, поступающие беззаконно, неправедно по отношению к Богу или к окружающим (Иов 31:3; 34:22; Пс 5:6; 15:4; 27:3; 35:13; 91:8,10; Притч 10:29; 21:15; Ис 55:7). Враги Иисуса причисляли к З. и Его Самого (Мк 15:28; Ин 18:30; ср. Ис 53:12). Нередко так же злословят и учеников Иисуса (2Тим 2:9; 1Пет 2:12; 4:15). Иисус говорит, что лицемеры, к-рые испове-дуют Его только на словах, - это те, кто "делает беззаконие", кто не исполняет волю Божью (Мф 7:23). З., распятые по правую и по левую руку от Иисуса (Лк 23:32), названы в Мф 27:38 разбойниками.

Злодеяние, дерзновение, преступление, неправда

Злодеяние, дерзновение, преступление, неправда. Так переводятся различные евр. и греч. слова, значение к-рых можно определить как "преднамеренное согрешение, преступление, злой умысел, дерзость" (Быт 6:11; 2Цар 6:7; Ам 1:3,6,9,11,13; Откр 18:5 и т.д.). Выражение "сделать дерзкою рукой", встречающееся в Чис 15:30, означает совершить грех преднамеренно с целью противления Богу и Его Закону. Такое противление Богу не могло быть искуплено жертвоприношением. -> Жертва.

Злоречие

Злоречие -> Хула, злословие, злоречие.

Злословие

Злословие -> Хула, злословие, злоречие.

Злословить

Злословить -> Брань, бранить, злословить.

Змей, дракон, крокодил

Змей, дракон, крокодил: 1) евр. слово танним (в Септуагинте - "дракон"), передаваемое в Синод. пер. как "змей", "дракон" или "крокодил", обозначает, как правило, морское чудовище (Пс 73:13; Иез 29:3; 32:2). Почти идентичное значение имеют слова -> левиафан и -> Раав (2). Слово танним встречается в Быт 1:21, Иов 7:12, Пс 148:7 (в Синод. пер. - "рыбы"), а в Иер 14:6 словом танним названы шакалы. В Исх 7:9 и след.,12; Втор 32:33 и Пс 90:13, вероятно, имеются в виду ядовитые змеи. В мифологии, и особенно в мифах о сотворении мира, важную роль играет дракон, олицетворяющий силу, враждебную одному из богов или верховному божеству. Так, и в ВЗ дракон (крокодил) символизирует ярость фараона (Иез 29:3; 32:2), Навуходоносора (Иер 51:34), а также любую силу, выступающую против Господа и стремящуюся уничтожить Божий народ (Израиль). В Пс 73:13 тоже улавливается мотив борьбы с чудовищами. В ВЗ указывается на то, что драконы (танним) были сотворены Богом (Быт 1:21, в Синод. пер. - "рыбы"), поэтому они не божества, а Божьи творения (здесь употреблен евр. глагол бара, обозначающий Божье творение из ничего). В Пс 103 о левиафане говорится следующее: "Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в мо-ре..."; т.о., чудовища явно рассматриваются как творения Бога, полностью находящиеся в Божьей власти. "Огненное чудовище" -> Змея (I,6); 2) в НЗ дракон, или древний змей, фигурирует как образ сатаны. Это свирепое чудовище получит власть над всей землей, но в конце концов оно будет сковано и брошено в бездну (Откр 12:3 и след.; 16:13; 20:2,3).

Змей, медный

Змей, медный, изваяние З., сделанное из меди или бронзы, к-рое Моисей выставил в пустыне, вероятно, в районе -> Пунона, на высоком шесте. Все израильтяне, ужаленные змеями, к-рых Господь послал им в наказание, спасались, взглянув на медного З. (Чис 21:1-9). С этим ветхозаветным событием Иисус сравнивает Свою крестную смерть и ее спасит. действие (Ин 3:14). Этого медного З. израильтяне сохранили на память и принесли с собой в Ханаан. Во времена царя Езекии его называли Нехуштаном, "медным змеем", и поклонялись ему как истукану, принося перед ним жертвы курения (4Цар 18:4). Поэтому Езекия распорядился уничтожить его. -> Изображение (II) -> Идол, идолослужение.

Змея

Змея. В Палестине распространены различные виды З., самая большая из к-рых достигает в дл. более 2 м.

I. Библ. слова, обознач. З. как общее понятие [евр. нахаш; греч. офис], в переводах на рус. язык обычно передаются словом "змея". Наряду с этим существует еще целый ряд более определ. обозначений, к-рые, как это происходит со многими названиями животных в Библии, нельзя однозначно отождествить с определ. видами (см., напр., Ис 59:5: из яиц цифони выползает эфэ). Значение корней слов и контекст, в к-ром употребляются отдельные слова, позволяют сделать след. предположения: 1) евр. пэтэн (в Синод. пер. - "аспид", "змея"), опасная (Пс 90:13), ядовитая З. (Втор 32:33; Иов 20:14,16; Пс 57:5; Ис 11:8): рогатая гадюка (Cerastes cornutus), родств. гадюке обыкнов., достигающая в дл. 60-75 см, ядовитая З. песочной окраски с широкой сплющ. головой, на к-рой видны два маленьких рога. Она часто встречается в песках по всей Северной Африке и Палестине. По нек-рым предположениям пэтэн - это аспид (настоящий) (см. ниже, I,3), на что указывает Пс 57:5 и след., где пэтэн упомянут как З., к-рую использовали при заклинании. Заклинатели З. (ср. Еккл 10:11; Иер 8:17) в совр. Египте, как, вероятно, и в древности, чаще всего работают с аспидами; 2) евр. цефа, или цифони (в Синод. пер. - "змея", Ис 11:8; 59:5; "аспид", Ис 14:29; Притч 23:32; "василиск", Иер 8:17) - ядовитая З. (Ис 11:8). Это распростр. в Малой Азии, Сирии и Палестине вост. гадюка (Vipera xanthina), светло-серая ядовитая З., длиной до 1 м; 3) евр. эфэ (в Синод. пер. - "аспид", Ис 30:6; "ехидна", Иов 20:16; Ис 59:5), ядовитая З. (Иов 20:16) - состоящий в близком родстве с индийской коброй аспид (настоящий) (Naja haje). Это ядовитая З. желтоватой окраски, длиной до 2,5 м; ее изображение можно часто видеть на др.-егип. скульптурах как лобное украшение фараонов (см. ил. на стр. 286; 410; 1003, кр. того, см. выше, I,1). По предположениям других исследователей, эфэ - это песчаная эфа (Echis сarinatus), вид, сходный с рогатой гадюкой; 4) евр. шефифон (Быт 49:17, в Синод. пер. - "аспид"): это Zamenis diadema, ядовитая змея, длиной до 1,8 м, к-рая распространена на тер. от сев. Африки до сев. части Индии; 5) евр. киппоз (Ис 34:15, в Синод. пер. - "летучий змей") может обозначать зап. удавчика (Eryx jaculus), неядовитую З. длиной до 80 см, к-рая распространена в песчаных областях сев. Африки и зап. части Азии; 6) евр. сараф ("жгучий") обозначает в Чис 21:6,8 ядовитых З., к-рых Бог послал на народ Израиля в виде наказания, и медного змея, к-рого изготовил Моисей. Согл. Втор 8:15, где сараф (в Синод. пер. - "василиск") упомянут в одном ряду со скорпионом, под этими "жгучими" З. могут подразумеваться ядовитые З.; "жжение" от укуса ядовитой З. могло дать обозначение змеиному яду и ядовитым З. вообще. Места в Библии, подобные Ис 14:29; 30:6, где упоминаются летучие серафимы (мн.ч. от сараф, в Синод. пер. - "летучий дракон", "летучая змея"), а также Ис 6:2,6, где это слово обозначает шестикрылое существо, стоящее у престола Божьего (в Синод. пер. - "серафим"), явно говорят не об обычных З., а, возм., указывают на существа наподобие дракона или -> левиафана. Исаия использует здесь распростр. в народе представления, чтобы описать -> серафимов, к-рых он видел у престола Господа в своем видении (Ис 6:2,6); 7) евр. хомэт -> ящерица.

II. З. нередко олицетворяет коварство и зло (Пс 139:4; Мф 3:7; 23:33), опасность (Быт 49:17), хитрость (Мф 10:16). Ядовитый укус змеи символизирует гибель (Втор 32:33; Пс 57:5; Ис 30:6; Мф 7:10; Откр 9:19), прежде всего внезапную (Иов 20:14,16; Притч 23:32; Еккл 10:8; Ис 59:5; Ам 5:19). З. неоднокр. упоминаются как орудия кары Господней (Чис 21:6; Втор 32:24; Иер 8:17). В образе З. к Адаму и Еве подступило искушение (Быт 3:1 и след.), но в определ. время сатана, этот "древний змий", будет низвержен (Откр 12:9,14 и след.; 20:2).

Знак, знамение

I. З. - это внешний признак ч.-л., выражение принадлежности к ч.-л., напр. З. подлинности (2Фес 3:17); опознавательный З. (Исх 12:13). Воен. походные З. различия: -> Знамя (2).

II. Знамение - это действие откровения Божьего, призв. подтвердить и укрепить веру (Исх 3:12; Суд 6:17) или пробудить ее (Исх 4:1-9; Ин 2:23). Это также свидет-во о грядущем (Быт 9:12 и след.; Исх 3:12). Знамение может быть в З. воспоминания и завета (Быт 9:12-17; 17:11; Исх 31:16 и след.; Иез 20:12,20). Но знамения - это и чудеса сатанинских сил, к-рые могут отдалять от Бога (Втор 13:2 и след.; Мф 24:24; 2Фес 2:9; Откр 13:13 и след.; 16:13 и след.). -> Чудо.

III. "Знамения времени" (Мф 16:3; ср. Лк 12:56) - это историч. события и процессы, к-рые знаменуют собой священно-историч. действие Бога и созревание мира для суда (ср. Мф 24:3 и след.; Мк 13:4 и след.; Лк 21:7 и след.), но могут быть познаны и истолкованы только через веру.

IV. Иисус говорит фарисеям и саддукеям, требующим от Него особого "знамения с неба", к-рое удостоверило бы, что Он - Мессия (Мф 16:1), о З. пр. Ионы (Мф 12:39-41; 16:4; Лк 11:29 и след.,32). Слова Мф 12:40 об этом З. нужно понимать как прообраз смерти и воскресения Иисуса. Благовествование Иису-са было тогда единств. З., данным иудеям. Во всяком случае, ссылка на З. Ионы означает отказ Иисуса от демонстрации чуда как доказат-ва Своего мессианства. Иисус указывает Своим скептически настроенным противникам на необходимость веры в Его проповедь и в благовествование о Его воскресении (ср. Деян 2:32,36 и 1Кор 1:22-24).

Знамя

Знамя: 1) для обозначения З. различных воинских соединений в евр. яз. существуют два слова. Словом дегел называются З. четырех ополчений Израиля, каждое из к-рых включало три колена (-> Стан; Чис 1:52; 2:2; 10:14; см. также Пс 19:6; Песн 2:4). Кр. того, в Чис 2:2 упоминаются знаки [евр. от] отдельных колен. По виду эти знаки, вероятно, напоминали воен. штандарты египтян и ассирийцев. См. цвет. вклейку 90;

Ассирийский штандарт с изображением бога Ашшура.

2) евр. слово нес означает сигнал или воен. знак (Исх 17:15; Пс 59:6; Ис 31:9), выставлявшийся либо на открытом возвыш. месте (Ис 13:2; 18:3; 30:17), либо на гор. стене (Иер 51:12). О том, как выглядели эти знаки, неизвестно; 3) дымовые (Суд 20:38,40) или световые (Иер 6:1) сигналы называются на евр. яз. словом масет, к-рое встречается в Лахисских письмах; 4) евр. слово нес, в случае если оно употребляется по отношению к кораблям, можно понимать как парус или, возм., флаг (Ис 33:23; Иез 27:7).

Воинские знаки египтян и ассирийцев (ассирийский - второй справа).

Знание

I. ПОЯСНЕНИЯ К ПОНЯТИЮ

Евр. яда, переведенное в Септуагинте как гиноскейн, имеет несколько значений: "узнавание", "осведомленность о чем-либо", "познание". От узнавания и восприятия путь ведет к З., а затем к глубочайшему проникновению в суть вещей: к -> познанию.

II. БОЖЬЕ "ЗНАНИЕ"

Всемогущий и всеведущий Бог знает о человеке все. Ему известны не только поступки каждого отдельного человека, но и его тайные мысли (Исх 33:12; 3Цар 8:39; Иов 23:10; Пс 1:6; 36:18; 102:14; Ин 2:24). Человеку следует каяться и смиряться (Пс 102:14; 138:1; Ис 1:3; ср. послания ангелам церквей в книге Откровения, начинающиеся словами: "Знаю дела твои", Откр 2:2,9, 13,19; 3:1,8,15), поскольку Господь знает не только о его недостойных поступках, но и о тайном позоре и обличает грех, в к-ром чело-век не признается. Но вместе с тем З. Богом нашей вины должно вызывать у нас радость и благодарение Ему, т.к. в этом содержится предпосылка нашего очищения (Наум 1:7).

III. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ "ЗНАНИЕ"

З. о Боге, к-рое Адам вынес из Едемского сада, оказалось утраченным, так как человек отвернулся от Бога. Точно так же и то З. о Боге, к-рое израильтяне получили во время странствования по пустыне, было утеряно ими из-за идолопоклонства (Суд 2:10 и след.; Ис 1:3; Иер 31:32). Но обетованное Богом (Иер 31:34) исполнилось в Иисусе (Евр 8:10 и след.): через -> откровение Божье в Иисусе Христе человек смог узнать Бога как Он есть (Ин 14:7-9; 1Тим 3:16). Это З. не стало преимуществ. правом мудрых, оно доступно для всех, и даже прежде всего для тех, кто в глазах мира выглядит немудрым (1Кор 1:26-31), но призван к истинной мудрости (Иер 9:23 и след.).

Золотая дощечка (пластинка) на челе

Золотая дощечка (пластинка) на челе -> Первосвященник.

Золото

Золото: 1) драг. металл, к-рый в ветхозаветные времена ввозился в Палестину из Хавилы (Быт 2:11), Савы (3Цар 10:1 и след.), Аравии (Пс 71:15) и Офира (3Цар 9:28). В евр. языке для обозначения З., помимо наиб. употребит. слова захав, используются слова сегор (Иов 28:15), кетем (Иов 28:16,19; Пс 44:10 и др.), харуц (Зах 9:3 и др.) и паз (Пс 20:4 и др.), однако смысловые значения этих слов сегодня неизвестны; 2) с древнейших времен из З. делали ювелирные украшения (Быт 24:22). Много З. использовалось при постройке скинии, при изготовлении предназнач. для нее утвари (Исх 25) и первосвященнич. одеяний (Исх 28), и особенно при строит-ве храма во времена Соломона (1Пар 22:14; 2Пар 3:4-9; 4:7 и след.,19-22); вероятно, у Соломона имелись большие запасы этого металла (3Цар 10:14-19). Золотая храмовая утварь стала добычей Навуходоносора (4Цар 25:15; Дан 5:2 и след.), но была возвращена евреям царем Киром (Езд 1:7-11; 5:14). См. цвет. вклейки 20; 21; 3) в Библии З. часто упоминается как символ духовного богатства. Цена самого чистого З. ничтожно мала по сравнению с ценой исходящей от Бога мудрости (Притч 3:14; 8:10,19), Божьего Закона (Пс 118:72,127), разумных речей (Притч 20:15), доброй славы (Притч 22:1), христ. веры (1Пет 1:7) и искупит. крови Христа (1Пет 1:18 и след.). В 1Кор 3:12 З. названо в числе "строительных материалов", к-рые в Судный день пройдут испытание огнем. Совершая суд, Господь будет, подобно золотых дел мастеру, плавить и очищать З. (Мал 3:2,3), "дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего ... золота" (1Пет 1:7; Откр 3:18). В Иак 5:3 никчемность земного богатства подчеркнута образом "изоржавевшего" З. Но Небесный Иерусалим - это "чистое золото, как прозрачное стекло" (Откр 21:18,21).

Золотой телец

Золотой телец. На горе Синай Бог передавал Моисею Свои повеления (Исх 25-31) и две скрижали с заповедями. Поддавшись на уговоры израильтян, брат Моисея, Аарон, изготовил для них идола - З.Т. (Исх 32:1-6). Моисей сжег З.Т., растер пепел, смешал с водой и эту воду дал пить израильтянам (ст. 20). По его повелению левиты учинили в стане израильтян суровый суд (ст. 25-29); позднее Божья кара за грех идолослужения пала на весь народ Израиля (Исх 32:34 и след.; Чис 14:22 и след.). Изготовление З.Т. и поклонение ему считалось великим грехом и безого-ворочно осуждалось (ср. Втор 9:8-21; Неем 9:18; Пс 105:19-23). Далее в Библии не говорится о поклонении подобным изображениям - до тех пор, пока Иеровоам, сын Навата, не повелел изготовить двух З.Т. и установить одного в Вефиле, а другого - в Дане (3Цар 12:28 и след.). Этот грех отразился на его потомках, став одной из причин гибели Северного царства (4Цар 17:21-23; ср. -> Иеровоам -> Высота).

Фигурки ассирийских богов, стоящих на крылатых быках. Поклонение изображениям тельцов или быков было культовой формой, распростр. и у других семит. народов, причем бык (или телец), вероятно, воспринимался не столько как собственно божество, сколько как символ могущества к.-л. божества. Аарон, а позднее Иеровоам, стремились с помощью З.Т. выразить могущество Бога. На это же указывает и имя Эгельяху ("Бык Господень"), нацарапанное на черепках, найденных в -> Самарии. В различных языч. изображениях фигура быка служит подножием для самого божества; поэтому, может быть, и Аарон, и Иеровоам намеревались создать престол для невидимого, не поддающегося изображению Бога Израиля. Вместе с тем, различные формы почитания быка, с к-рыми израильтяне познакомились в Египте, особенно культ бы-ка Аписа, могли повлиять на их представления о божестве, к-рые и привели к изготовлению З.Т.

Зоровавель

Зоровавель [евр. форма от аккадск. Зеру-Бабили, "семя (потомство) вавилонское"], сын -> Салафиилов, иуд. князь, к-рого перс. царь Кир в 538 г. до Р.Х. назначил областеначальником Иудеи. В Езд 1:8,11; 5:14,16 он офиц. назван своим вавил. именем Шешбацар. Ряд исследователей выражали сомнения относительно тождественности этих лиц; высказывались предположения о том, что Шешбацар является предшественником Зорова-веля. Но сравнение Езд 5:16 с 3:2,6,8 и Зах 4:9 не оставляет сомнений, что речь идет об одном и том же лице. Вместе с первосвященником Иисусом Зоровавель привел в Иерусалим возвращающихся из плена иудеев (Езд 2:1 и след.; Неем 12:1-9), восстановил богослужение (Езд 3:1-5) и в 537 г. до Р.Х. приступил к строит-ву храма (ст. 6-13). Но в результате сопротивления чужеземных племен, переселенных ассирийцами в Палестину, работы приостановились (Езд 4:1-5). Они были возобновлены и доведены до конца только во времена пророков Аггея и Захарии - в 520 г. до Р.Х. (Езд 5:1 и след.; Агг 1:1,14; Зах 1:1; 4:6-10). После освящения храма в 515 г. до Р.Х. было упорядочено служение левитов и священников (Езд 6:14-18; Неем 12:47). За этим последовало празднование Пасхи (Езд 6:19-22). О дальнейшей деят-сти Зоровавеля и продолжительности его наместничества ничего не известно. Когда впоследствии Неемия решил "собрать знатнейших и начальствующих и народ, чтобы сделать перепись", то обнаружил запись произведенной при З. переписи вернувшихся вместе с ним из плена (Неем 7:5-7; ср. Езд 2). В НЗ Зоровавель упомянут в обоих родословиях Иисуса (Мф 1:12 и след.; Лк 3:27).

Зохеф

Зохеф (возм., от "подвижный"), сын Ишия из колена Иуды (1Пар 4:20).

Зрелище.

Зрелище. Так в Синод. пер. передано греч. слово театрон = театр. В Деян 19:29,31 этим словом назван амфитеатр в Эфесе (см. цвет. вклейку 22). Такие театры были в каждом греч. и эллинистич. городе (-> Иерусалим -> Петра -> Самария). Здесь проходили представления и спортивные игры (-> Позорище, II), а также народные собрания (см. ст. 39 и след.). Напротив полукруглой сценич. площадки находились поднимающиеся кверху и располож. полукругом ряды для зрителей, к-рые завершались зданием, предназнач. для переодевания актеров [греч. скене]. Амфитеатры нередко вмещали 20-30 тыс. зрителей. Наряду с амфитеатрами существовали круглые сооружения без скене (напр., Колизей в Риме). См. цвет. вклейки 15; 62.

Зузимы

Зузимы, народ в Гаме, побежд. Кедорлаомером (Быт 14:5). Их отождествляют с -> замзумимами.

Зуй

Зуй -> Цапля. 

 

 

 

Hosted by uCoz